Василий острожский Святой молитва

Василий острожский Святой молитва

Василий острожский Святой молитва

Чудотворец Василий Острожский

В дни тяжёлых испытаний Господь посылает на православную землю лучших своих сыновей, призванных поддерживать людей и укреплять их веру. Таким человеком для православных сербов, терпящих ущемление от турок и католиков, стал святой святитель Василий Острожский.

Житие святого

Василий Острожский — один из самых почитаемых святых мужей современных Сербии, Черногории и Герцеговины. Он служит примером борьбы за православие и независимость этих земель.

Детство и православное воспитание

Родился будущий сербский святитель в последние дни декабря 1610 г. в местечке Мрконич, расположенном в районе Попова поля. Родители мальчика — Пётр и Анастасия Йованович были набожными людьми и сразу же крестили ребёнка, дав ему имя Стоян. С ранних лет его приучали к праведной жизни, приобщая к посту и молитве, а также напоминая о страхе Божием.

Стараясь оградить сына от влияния турецких завоевателей, родители отвели его в Введенский монастырь в селении Завал. Его игумен — отец Серафим — приходился Стояну родным дядей. Завальский монастырь был известным местом, так как в его братии состояли многие учёные монахи, которые собрали большую библиотеку. Здесь мальчик изучал Священное Писание и труды отцов церкви, а также постигал некоторые светские науки.

Интересно! Укрепившись в Вере, Стоян выбирает для себя путь ионического служения. С этим решением он переходит в монастырь Тврдош, освященный в честь Успения Пресвятой Богородицы. Пробыв некоторое время послушником, Стоян принимает монашеский постриг и имя Василий в честь святителя Василия Великого.

Начало ионического пути

Праведная жизнь молодого инока не осталась без внимания опытных монахов. Вскоре Василий получает сан диакон, а через небольшой промежуток времени становится священником.

Получив священнический сан, Василий отправился в черногорский Цетиньский монастырь, который являлся резиденцией митрополита Мардария. Василий не был согласен с политикой попустительства, которой придерживался владыка в отношении иезуитской пропаганды унии.

Мардарий стал враждебно относиться к юноше. Через некоторое время от него забеременела одна из монастырских служанок. Мардарий обвинил в этом грехе Василия. Молодой инок уговорил братию дождаться рождения ребёнка, а уже потом исполнять смертный приговор.

Взяв новорождённого малыша на руки, Василий подул с молитвой в его лицо и спросил, кто его отец. И произошло чудо — ребёнок назвал имя владыки Мардария. Молодой монах был оправдан, а грешника забросали камнями, из которых образовался большой курган.

Архипастырское служение

После возвращения в монастырь Тврдош Василия избрали настоятелем этой обители. Архимандрит лично обходил все селения Герцеговины, совершая богослужения и укрепляя веру и дух православных христиан. Деятельность Василия вызывала недовольство у врагов истинной Веры, которые замыслили убить молодого священника.

Чтобы избежать опасности, архипастырь отправился в русские земли. Братья по Вере оказали ему посильную помощь в его борьбе за сохранение православия на сербской земле, дав ему деньги, религиозные книги, священнические облачения и церковную утварь.

На полученные в России средства святитель восстанавливаю и строил церкви и монашеские обители, а также открывал православные школы и оказывал помощь узникам. Свершения игумена Василия навлекли на него ещё больший гнев врагов православия, что вынудило его снова покинуть Герцеговину.

Он отправился на Святой Афон, по пути посетив несколько крупных монастырей и резиденцию патриарха Паисия в Печи. Патриарх благословил монаха на посещение Афона, но наказал не задерживаться там долго и вернуться в Печь.

Интересно! Существуют свидетельства, что до встречи с патриархом Паисием Василий собирался удалиться на Святую Гору навсегда. Патриарх же увидев большие духовные силы молодого инока, решил, что его деятельность будет полезна для страдающего от притеснений сербского народа.

Епископ

В 1638 г. Василий вернулся к патриарху, который созвал все высшие чины Сербской церкви и, вопреки традиции, хиротонисал в епископа 28-ми летнего архимандрита. Он был назначен митрополитом Требиньской кафедры, центром которой стал монастырь Тврдош.

Епископ Василий продолжил свои праведный труды, призывая к милосердию и простых тружеников, и знатных землевладельцев. Его трудами были восстановлены многие храмы епархии. Уже в это время сила молитвы праведного мужа творила чудеса исцеления.

Через несколько лет после возведения Василия в епископский сан был убит митрополит Восточной Герцеговины. Печский патриарх принял решение объединить восточную и западную Герцеговину в единую митрополию под руководством отца Василия. После этого турки усилили гонения на митрополита и искали пути его устранения.

Это вынудило святителя удалиться в небольшой горный скит Острог. Вместе с братией он обновил Введенский храм, и соорудил Крестовоздвиженскую церковь. При этом он вёл активную миссионерскую деятельность в своей епархии и активно противостоял нападкам со стороны турок и сторонников унии.

Интересно: он предрек князю Раеку, жившему неподалёку от Острога, смерть всех сыновей в наказание за притеснения и нападки на монахов. Вскоре предсказание настоятеля сбылось, и раскаявшийся владетель пришёл к святителю. Василий скачал Раеку, что в ответ на искреннее раскаяние Господь наградит его потомство мужского пола. Вскоре и эти слова монаха сбылись.

Окончание земного пути

В Острожском монастыре святитель Василий прожил до окончания своего земного пути. До последних дней он вёл строгий аскетический образ жизни, находя при этом время для бесед с многочисленными прихожанами.

29 апреля 1671 г. святитель спокойно отошёл в Царство Небесное. Братия монастыря утверждала, что в это время из кельи святителя шёл яркий белый свет. Монахи погребли своего духовного отца под Введенской церковью, из стены которой через некоторое время чудесным возрастом выросла виноградная лоза.

История возведения Василия Острожского к лику святых

С первых дней к месту погребения праведного мужа потянулись многочисленные паломники. По молитве святителя совершались многие чудеса и исцеления.

Через 7 лет после кончины Василия Острожского игумен монастыря в Жупе отцу Рафаилу во сне явился святитель Василий. Он повелел монаху идти в Острог и вскрыть его могилу. Рафаил не поверил в вещую силу видения. Но сон повторялся ещё две ночи подряд. На третий раз в руках святителя было кадило, которое обожгло монаха даром. Утром Рафаил отправился в горную обитель и рассказал братии о приказе отца Василия.

После строго 7-ми дневного поста братия монастыря вскрыла захоронение и обнаружила нетленные мощи святого мужа. Их торжественно поместили в специальную раку, которую установили в Введенской церкви, где пребывают до настоящего времени.

О мощах других православных святых:

В чем помогает

К святому Василию Острожскому можно обращаться с любой искренней молитвой. Чаще всего его просят о помощи в избавлении от душевных и физических болезней. Наиболее часто с молитвой к святому Василию обращаются люди, страдающие следующими недугами:

  • заболеваниями опорно-двигательной системы;
  • проблемами, связанными со зрением;
  • немоте;
  • бесплодием.

Защитника сербского народа просят о справедливом суде в различных спорах и конфликтах, а также помощи несправедливо обвиняемым людям. К помощи святого мужа обращаются и православные христиане, и жители Балкан, исповедующие ислам.

Чудеса по молитвам

Чудеса по молитве над святыми мощами Василия Острожского происходили с первых дней после его кончины.

Чудеса спасения

Османы, стремясь искоренить православие с захваченных земель, много раз угрожали чудодейственным мощам острожского святого мужа. Но каждый раз по милости Божией святыню удавалось спасти.

  1. В 1714 г. монастырю Острог угрожали отряды Нурман-паши. Монахам удалось вынести мощи из обители и закопать их неподалёку на берегу реки Зета. Святыня, пролежавшая в сырой земле целый год, полностью сохранилась.
  2. В 1852 г. Острог осадили войска Омер-паши. 9 дней 30 монахов и воинов под предводительством Мирко Петровича отбивали атаки османов. Затем под покровом ночи небольшой отряд покинул обитель, увозя с собой мощи святителя. Свидетели этого события говорили, что благодаря помощи небесного заступника враги не увидели их передвижения. Через год мощи вернули из монастыря Цетинье в Острог.

Исцеление душевных недугов

За помощью в лечении болезней души и избавления от одержимости к святому Василию Острожскому обращаются и православные христиане, и католики, и мусульмане. В монастырь многих из этих людей, связанных цепями, приводят родственники. После исцеления эти оковы остаются в обители как свидетельство произошедшего чуда.

  1. В 1921 г. к воротам монастыря привели сумасшедшего боснийского мусульманина. Он рычал и рвался из удерживающих его цепей. Мужчина громко кричал и требовал увести его от монастырских стен и не водить к мощам святого мужа. На следующий день прихожане увидели его полностью исцеленным. Великая сила мощей и молитва помогли ему обрести душевное здоровье.
  2. В середине XX в. в Острог привезли молодую девушку, которая долгое время страдала нервным расстройством, мешающим ей вести нормальный образ жизни. Её родные обращались к многим медицинским специалистам, которые не смогли оказать молодой особе помощи.
    В первые дни зимы мать привезла её в Острожский монастырь. Девушку охватила слабость, и на пути к Верхнему монастырю она вела подобно одержимой бесами. Её с трудом завели в Введенский храм, где засчитали молитву о здравии. Женщины переночевали в гостевом доме, а на утро девушка совершенно здоровой и полной сил.
  3. Житель Сараево Радивой Йованович долгое время провёл в доме для умалишенных, но его состояние только ухудшалось. Тогда родители забрали молодого человека домой, и отвезли к мощам святого Василия. После молитвы и таинства соборования с юноши сняли путы, и он уснул под ракой. Он полностью исцелился и даже обзавёлся собственной семьёй.

Чудесные излечения

В монастырских летописях хранится множество записей об излечении тяжёлых физических болезней. К мощам святителя приезжают люди, которым не смогли оказать помощь в медицинских учреждениях.

  1. В 30-е гг. в Острог приехал немой мужчина, который почти 10 лет не мог говорить. Преодолев тяжёлый подъем, он помолился вместе со священником у честных мощей целителя и уснул рядом со святыней. Проснувшись, мужчина заговорил. С тех пор каждый год он ездил в горную обитель, чтобы благодарить Господа и святого Василия за помощь.
  2. Чудодейственной силой обладают вещи и продукты, освященные на честных мощах святителя. В 60-е гг. в монастырь приехала бабушка мальчика, которого мучили сильные головные боли. Ему не смогли помочь ни какие медицинские процедуры.
    Женщина привезла к мощам кубики сахара, которые были освящена местными клириками. Верующие в чудесную силу этого продукта родители стали каждый день с молитвой давать его ребёнку. Головные боли у мальчика прошли и больше не возвращались. Через 2 года вся семья вернулась в обитель, чтобы поблагодарить за чудесное исцеление.

По молитве перед мощами происходит множество чудес, в том числе и избавление от алкогольной зависимости и бесплодия. Всё чудеса записываются в монастырскую летопись, выдержки из которой несколько раз печатались для широкого ознакомления.

Василий Острожский — пример подлинного ионического служения и искренней любви к Родине. Проявляя истинное милосердие, он помогал и при жизни, и после завершения земного пути все идущим к нему людям. И католики, и мусульмане, просящие святителя о помощи, находят исцеление и заступничество святого мужа.

Как просить о помощи Василия Острожского Чудотворца

Верующий человек в трудные минуты часто обращается за помощью к Господу и святым. Молитва Василию Острожскому обладает огромной силой. Об этом свидетельствуют многочисленные записи в монастырских книгах. Он и по сей день помогает людям преодолеть жизненные трудности.

Жизнь святого

Мальчик родился в 1610 году в Сербии в набожной семье. Его мирское имя — Стоян. С детства ребенок знал, что такое пост и молитва. Жил в страхе перед Господом. Дядя мальчика Серафим был настоятелем монастыря Завала, куда со временем привели Стояна. Здесь он познал мудрость Святого Писания, изучил разные науки. В монастыре была большая библиотека и много ученых монахов, которые привили мальчику любовь к знаниям. Юноше пришлось побывать еще в двух обителях.

  1. Тврдоше — в этом месте принял постриг с именем Василий. Удостоился сначала диаконского, а потом и священнического сана.
  2. Цетиньском монастыре, который находится в Черногории. Здесь монаха задержал митрополит Мардарий, который со временем согрешил со служанкой и обвинил в этом Василия. Последнего приговорили к казни. Но он попросил отложить ее. Когда у служанки родился ребенок, он взял его на руки, дунул трижды и спросил, чей он. Младенец ко всеобщему удивлению указал на митрополита. После этого Василия оправдали.

После возвращения в Тврдош монах стал архимандритом. Он посещал села в округе, совершал богослужения, учил всех Святому Писанию. Отправился в поездку на Русь, откуда привез священнические дары и деньги. С их помощью сумел отстроить много заброшенных храмов, открыл при церквях и монастырях школы. Герцоговинским потурченцам не нравилась такая деятельность архимандрита, поэтому они искали возможность расправиться с ним.

Со временем Василий отправился на гору Афон, проезжая через много монастырей и Печ, где встретился с патриархом. Последний назначил архимандрита епископом, который после возвращения продолжал вести активную деятельность в укреплении православья. Со временем из-за турецких гонений вынужден был отправиться в Острог, где в пещере соорудил настоящий монастырь.

Монастырь Острог, где служил св. Василий Острожский (Никшич, Черногория)

Умер святитель в 1671 году в своей келии за молитвой. В этом месте из стены скалы выросла виноградная лоза. Тело епископа погребли в Введенской церкви. День его памяти отмечают 12 мая.

Богоугодные деяния

В Острог к святому съезжалось много паломников. Они искали утешения и помощи в разных несчастьях. Василий не обделял вниманием никого. Помогал каждому своими советами, часто давал милостыню. Верующих также призывал быть милосердными. Принимая участие в строении храмов, он собственными руками носил камни.

Святой внес огромный вклад в сохранение и единение православной церкви. Во времена, когда католики-иезуиты стремились навязать свои принципы религии и страну пыталась покорить Османская империя, он сделал все возможное, чтобы укрепить православие.

Обретение мощей

Через 7 лет после своей смерти, монах явился во сне игумену Рафаилу Косиеревцу, который был настоятелем монастыря Апостола Луки в Жупе. Василий попросил отправиться в Острог и открыть его могилу. Но просьба была проигнорирована. Сон повторился, но игумен снова ничего не предпринял. В последнем сне святой явился настоятелю монастыря с кадилом в руке, жар с которого попал спящему на лицо. Проснувшись, Рафаил сразу отправился в Острог. Там поведал о своих снах монахам. Они тут же начали поститься, совершали молитвенное правило и литургии.

Могилу святителя открыли на 7 день. Его останки оказались нетленными, они источали приятное благоухание. Мощи были перемещены монахами в церковь Введения Пресвятой Богородицы. Там они находятся и сегодня. К святому месту стекается множество паломников. Тут случаются разные чудеса. Верующие часто проходят длительный путь пешком. Нередко расстояние от Нижнего до Верхнего монастыря преодолевают на коленях. Из священного места паломники привозят с собой святую воду, освященное масло, ладан и просфоры, чтобы помочь близким, которые не могут преклониться мощам святого.

Мощи св. Василия Острожского

Возле раки с нетленными останками часто совершают таинство Крещения. Детей называют в честь епископа. Сюда приносят больных. Об их исцелении свидетельствуют костыли, носилки, драгоценности, которые оставляют в знак благодарности.

Чудеса святого

Благодаря молитве Василия нередко случались излечения. После смерти святителя также происходят чудеса. Известия о них распространяются по целому миру.

Излечение женщины

В 1957 году в Верхний монастырь принесли тяжелобольную по имени Елена. Над ней возле раки с мощами была прочитана молитва о здравии. Женщину оставили возле нетленных останков на некоторое время. Она там ненадолго уснула. Когда проснулась, почувствовала себя намного лучше. Больная с родственниками возвратилась домой и вскоре выздоровела совсем.

Исцеление в Остроге

В 1956 году чудо лично засвидетельствовал Драго Чабаркапа из села Врулье, который пришел на поклонение к мощам святого. Он рассказал, что был сильно болен. У мужчины очень болел живот. Врачи говорили, что нужна операция. Хотя боли усиливались, Драго отправился домой, где уже не мог встать с постели. Однажды ему приснился сон, в котором он шел по дороге во мраке. Ему было очень страшно. На пути мужчине встретился старец, направивший его в светлое и красивое помещение. Он сказал, что это обитель святого Василия и здесь больному нужно переночевать. После увиденного сна, Драго вместе с родителями отправился в Острог, хотя был очень болен. Там над мужчиной читали ежедневно молитвы, и после каждой из них состояние улучшалось. А со временем болезнь ушла совсем.

Богоугодные дела Василия Острожского, старинная фреска

Излечение от нервного расстройства

Недуг одолел молодую девушку в 1950 году. Родители, пытаясь помочь, возили свою дочь к лучшим врачам страны. Но результата не было, больной становилось только хуже. Когда надежда уже покидала родственников девушки, мать решила отвезти ее в Острог. Дорога была очень тяжелой, бесноватая постоянно пыталась возвратиться назад. Но паломники сумели добраться в монастырь. Там над больной читали молитвы. Обитель стала местом ночлега. И наутро, к удивлению всех, девушка оказалась совершенно здоровой.

Необычные роды

В 70-х годах XIX века один священник узнал о женщине, которая была уже беременна около года и не могла родить ребенка. Он тут же предложил отвезти будущую мать в Острог. Там священнослужитель вместе с монахом совершил молебен над несчастной. После этого женщина вернулась в дом попа, где через 3 дня у нее начались схватки. На свет появился здоровый мальчик.

Исцеление ослепшего турка

Один богатый турок из Скадара полностью ослеп. Желая исцелиться, он посещал разные монастыри. Очередь дошла и до Острожского. Услышав о чудесах, которые случались в этом месте, больной сильно уверовал в помощь Василия. Когда монах подвел слепого к раке с мощами, больной поцеловал ее. Инок прочитал молитву и дал турку умыться водой, которая стояла рядом в каменном сосуде. Слепой после этого сказал, что как будто видит свет. Наутро он прозрел и уже сам пришел на поклонение к мощам. Возвратившись домой, прислал в монастырь щедрые дары.

Мозаика со св. Василием Острожским в храме, Чувашия

О чем молятся Василию Острожскому

К Чудотворцу могут обращаться не только православные, но и люди другого вероисповедания. Существуют сведения о содействии святителя мусульманам, католикам. Молитва святому Василию Острожскому помогает преодолеть нервные расстройства, болезни опорно-двигательного аппарата. Бывают случаи исцеления от рака. Особенно часто святителя взывают о помощи в сложных ситуациях. К нему прибегают с прошениями:

  • о решении спорных вопросов — когда-то на раке с мощами выясняли правоту людей;
  • о примирении семьи — бывали случаи, когда примирялись даже давно враждующие люди;
  • о замужестве.

Люди, стоящие на пороге новой жизни, также могут обращаться о содействии к Чудотворцу. Святой всегда поможет тому, кто несправедливо обижен. Согласно поверью, стоит написать на листе бумаги свое желание и оставить в трещине монастыря. Оно обязательно сбудется.

Правила моления

Молиться лучше перед иконой Василия Острожского, которую приобретают в церковной лавке. Чтобы молитвы святому были быстрее услышаны, стоит следовать определенным рекомендациям:

  • прошение высказывать искренне, от чистого сердца;
  • иметь светлые намерения, не желать никому зла;
  • молиться с сильной верой, иначе ничего не получится;
  • произносить священные слова осознанно.

После оказанной помощи нужно проговорить благодарственную молитву. В ее качестве подойдет специальный священный текст или собственные слова. Особой силой отличаются молитвенные слова, сотворенные в день памяти святителя.

Священные тексты

Чудотворец своими богоугодными делами заслужил возможность ходатайствовать за людей перед Господом. Божий помощник выслушает каждого.

О здравии

Хорошее самочувствие не купить за деньги, поэтому, когда человек болеет, стоит обратиться с молитвой об исцелении отцу Василию. Святой окажет чудодейственную помощь даже в самых сложных случаях. Использовать нужно такой текст:

Святый Василие, великий угодниче Божий, всим помогающий, помози ми грешному. Великий защитниче веры православныя, защити и нас, твою веру святую исповедующих и с надеждой к тебе приступающих. Великий архиерею Божий, умоли Бога Вседержителя о всех людех твоих, а после всех и о мне, последнем и недостойном. Твердошский витязю духовный и подвижниче Острожский, спасай ны от всех бед видимых и невидимых.

Возжег ты землю Сербскую, яко свечу вечную пред Престолом Бога Живаго, сего ради и нам грешным пути наша ныне освети и тьму скорби прогони. Молитвами и слезами пещеру Острожскую согреша, согрей ныне Духом Божиим и сердца наша, да спасемся и прославим Бога Всевышняго и тебя, святителю Божий. Со всех света краев притекают к кивоту твоему больныя и немощныя, и ты им помогл еси: демонов отгнаша, путы диавольские растерзаша, здравие душевное и телесное людем дароваша. Тако и ныне крещеным и некрещеным помози; иже вовеки всим помогаеши, помози и ми грешному!

Примиритель был еси братиям враждующим, и ныне вся враждующия и с братиями разделенныя примири, скорбящия возвесели, самовольныя укроти, болящия исцели. Святый Василие, чудотворче и отче наш духовный, услыши чад твоих во Христе Иисусе, Господе нашем. Аминь.

Для удачного замужества

Если молодая девушка желает найти верного спутника жизни и прожить с ним счастливую жизнь, стоит обратиться к Василию Острожскому. Сначала читают тропарь, глас 4:

От юности твоея всего себе Господеви отдал еси, пребывая в молитвах, трудех и постех, отче Богоносне, образ был еси добродетели твоему стаду; сего ради видя Бог твое благое произволение, поставляет тя Своей Церкви пастыря и добраго архиерея и по преставлении твоем соблюде святое тело твое нерушимо, святителю Василие. Темже, яко имея дерзновение, молися Христу Богу спастися душам нашим.

Дальше произносят Кондак, глас 8:

Яко от младенства себе поработив Господеви, постом и бдением свое тело удручая, мудре, сосуд честен Духу Пресвятому явился еси, сего ради поставляет тя пастырем Своей Церкви, юже добре пасл еси. Темже ко Господу отходиши, Егоже возлюбил еси. Молимся ти, помяни и нас, верою чтущих святую память твою, да вси зовем ти: радуйся, всечестне отче Василие.

Василий острожский Святой молитва

Дарите их по праздникам и просто так! С подарками авторской работы ваши родные и друзья получат частицу радости и любви.

КНИГА «НА ПУТИ К МЕЧТЕ»
Красочное подарочное издание в твердом переплете,
112 страниц.

Стоимость книги 1250 рублей.

КНИГА «ВРЕМЯ ВЕРЫ»
В книге описаны истории жизненного пути двух великих духовных деятелей.
Автор Игорь Оболенский.

Стоимость книги 1200 рублей.

Что такое икона?

Что такое икона? Для чего иконописцы создают иконы Богородицы, иконы святых покровителей, иконы Спасителя и другие православные иконы? Почему однажды мы непреодолимо хотим заказать икону? Хотим, чтобы икону написали лично для нас.

В дословном переводе с греческого икона – это образ. Через икону каждый человек обращается к Богу в себе, потому что он един во всех. Князь Е.Н.Трубецкой писал, что православные иконы открывают человеку «видение иной жизненной правды и иного смысла мира» 1 , отличного от борьбы за выживание. Никакие слова не в состоянии передать той силы Божественной любви и радости ощущения Божественной благодати, которая исходит от икон Божьей Матери, икон святых и икон Спасителя Иисуса Христа, написанных современным иконописцем Юрием Кузнецовым.

Как известно, иконы «обладают особым языком – системой знаков, передающих определенную информацию» 2 . Но «расшифровка» этих символов может быть осуществима только сердцем. Для человека, который хотел бы заказать икону, важно, обретение не просто иконы с изображением Спасителя Иисуса Христа, Божьей Матери, или святых, но за православной иконой должно быть «обнаружение святого, место его мистического присутствия. Икона – визуальное звено в диалоге между молящейся душой и святым: христианин молится не иконе, а через икону тому, кто изображен на ней» 3 . Испытать на себе силу Божественной любви, исходящей от иконы Юрия Кузнецова, может даже человек неверующий. Особенное впечатление производит икона Богородицы Умиление Радуйся Невесто Неневестная.

Конечно «…искусство церковное имеет свои особые, ему одному свойственные, черты и потому ставит художника в особое положение: художник должен уяснить себе предъявляемые им требования. Он должен дать не обыкновенную реальную картину, не копию со случайно попавшегося под руку образца, не праздный вымысел фантазии, не освященный ясным религиозным сознанием, но икону, соответствующую ее высокому назначению» 4 . И если молящийся, созерцая иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы испытает пронзающее душу чувство реальности духовного мира. Если икона вдруг открывается как светлое, проливающее свет видение, которое сознается превышающим все окружающее, пребывающим в ином, своем пространстве и в вечности, то утихает горение страстей и суета мира, ощущение Бога сознается превыше-мирным, качественно превосходящим мир и из своей области действующим тут, среди нас 5 .

Все вышеописанное было пережито мной лично и многими людьми, хранящими в своем доме иконы «кузнецовского письма». У каждого в доме икона его святого покровителя.

Икона, будь то Казанская икона Божьей Матери, икона Богородицы Всецарица, икона святого покровителя, Спасителя Иисуса Христа или другая православная икона – это «Церковное Предание и благодать Божия, проявляемая через линии и краски, как через цветовые письмена. Сила иконы свидетельствует о том, что этот мир [духовный прим. КК] близ нас, что сама душа – частица этого мира» 6 .

Отец Иоанн Кронштадтский писал о необходимости икон в доме: «Иконы в церкви, в домах необходимы, между прочим и для того, что они напоминают о бессмертии святых, живи суть (Лк. 20, 38), как говорит Господь, что они в Боге видят нас, слышат нас и помогают нам» (Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. С-Пб. 2005, с. 468). Через икону святого, икону Божьей Матери или икону Спасителя Иисуса Христа мы приобщаемся к его жизни и как будто совместно проживаем ее. Вместе с иконой Богородицы «Аз есмь с Вами и никтоже на Вы» молящийся утверждается в своей вере. Дословно название иконы звучит как — «Я всегда нахожусь с Вами и никто Вас не обидит».

«Икона начинается с линии, а линия начинается из сердца; она не имеет другого основания, или обуславливающей ее причины. Сердце в святоотеческом понимании – это место пребывания духа человека или сам дух. Поэтому исходная точка иконы лежит в невидимом мире, а затем появляется и проявляется, как бы нисходит на плоскость иконы; она не повторение линии образца, с которого пишется икона» 7 . Представьте себе тонкую серебряную нить, идущую из сердца, и каждое мгновение жизни окрашивает ее в соответствующий цвет, так получается многоцветный, сотканный из эпизодов жизни ковер. В этом суть икон «кузнецовского письма». Иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы пишутся Юрием Кузнецовым по этому принципу: каждая точка – эпизод жизни святого. Если воспринимать икону не логически, а духом, то в орнаменте Владимирской иконы Божией Матери можно увидеть, что эта икона была завезена из Византии в Россию в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север.

Такое понимание и прочтение Владимирской иконы Божией Матери возможно, потому что «линия на иконе – это прорез в духовный мир, это просвет в мире костной и, поэтому, в существе своем, затемненной материи – материю просветить может только благодать» 8 . Прорез в иконах «кузнецовского письма» — это орнамент, лежащий в его основе. Орнамент круглится, так как линия в иконе «не должна быть заостренной и угловатой, как бы сломанной (угловатость, судорожность, изломы, заостренные концы относятся к изображению темной силы). Окружность и округленность, естественное движение линии – это жизнь линии…» 9 . Вариации орнамента меняются в зависимости от того пишется ли икона Божьей Матери, икона святых или другая православная икона или икона Спасителя Иисуса Христа.

В процессе иконописания очень важен «мистический опыт общения с Небесной Церковью и переживание духовных реалий» 10 , именно этот опыт дает истинное содержание иконе.

Каноническую форму и историческую достоверность православной иконе дает образец, с которого снимается список. Между списком и копией с иконы Божьей Матери, иконы святых или иконы Спасителя Иисуса Христа есть принципиальная разница. «Список – близость к личности, копия – схожесть, или даже визуальное совпадение с иконографическим образом» 11 . «Чтобы сделать список, надо внутренне пережить икону, прочесть ее смысловой текст, а затем написать его своим почерком» 12 .

Иконы XXI века – это сайт, созданный специально для популяризации и пропаганды творчества иконописца Юрия Кузнецова, а также для возрождения и восстановления православия в России, для возвращения людей на путь радости, любви и доброты. У нас Вы можете заказать икону «кузнецовского» письма, познакомиться с историями обретения православных икон, узнать про земную жизнь святых и их почитание, прочитать о смысле и содержании праздников православного календаря.

Иконы Божьей Матери, святых покровителей, Спасителя Иисуса Христа и другие православные иконы создаются по старинным монастырским технологиям темперой на липовой доске.

Прежде чем заказать икону, мы предлагаем Вам узнать наши рекомендации. Если Вы хотите икону для себя, икону, которая будет вместе с Вами на протяжении всей жизни, то это может быть именная икона, то есть икона с изображением соименного с Вами святого. Выбрать соответствующий образ можно из предлагаемого списка уже написанных именных икон. Если Вашего имени не оказалось в списке, то это не значит, что вы не сможете заказать именную икону, напишите нам или позвоните и мы подберем для Вас святой образ. Личная икона не обязательно должна быть именной. Это может быть икона Божьей Матери, икона святого, икона Спасителя или другая православная икона.

Особенность икон «кузнецовского письма» в том, что иконописец Юрий Кузнецов обладая очень чутким восприятием человека, пишет для него образ, соответствующий именно его духу. Икона авторского письма, написанная специально для конкретного человека, на протяжении всей жизни будет укреплять его в вере и поддерживать в трудные минуты жизни. При написании святого образа для иконописца очень важно понимать жизненный путь человека, для которого он являет святой образ, так как после написания иконы человек и святой будут связаны. Поэтому личную икону: икону Божьей Матери, икону святого, именную икону, икону Спасителя, семейную икону или другую православную икону, написанную специально для Вас ни в коем случае нельзя продавать или отдавать другому человеку.

После того, как Вы определитесь с образом, для того, чтобы заказать икону, нужно будет выбрать ее размер. Юрий Кузнецов пишет иконы святых в основном 2-х размеров: большие – 75х100 см и маленькие – 35х40 см.

В каком случае лучше заказать большую икону, а в каком маленькую? Большая икона позволяет иконописцу с помощью орнамента и цвета более подробно передать историю жизни святого и его духовный подвиг. Маленькая икона более келейная, удобна в транспортировке. Конечно, возможно выбрать икону и другого формата, но нужно учитывать, что для этого понадобится дополнительное время на изготовление основы под икону. «Икона есть и путь, и средство; она – сама молитва» 13 . Цель иконы, будь то иконы Божьей Матери, иконы святых или другие православные иконы или иконы Спасителя Иисуса Христа – «направить все наши чувства, так же как и ум и всю нашу человеческую природу к ее истинной цели – на путь преображения» 14 .

_____________________________________________________________________
1 Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках / Иконы России. М., 2008. с. 117
2 Л.В.Абрамова. Семиотика иконы. Саранск, 2006, С. 4
3 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 79
4 Н.В.Покровский. Новое церковное искусство и церковная старина/ Богословие образа. Икона и иконописцы. М., 2002, с. 267
5 Флоренский П. Иконостас. М., 2009. С. 36
6 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 60
7 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 66-67
8 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 63
9 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 71
10 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 60
11 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 67
12 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 67
13 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 111
14 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М., 1998, с. 111

Василий Острожский: в чем помогает, житие и мощи, чудеса святого || Молитва василию острожскому на исцеление больного

История возведения Василия Острожского к лику святых

Василий Острожский — один из самых почитаемых святых мужей современных Сербии, Черногории и Герцеговины. Он служит примером борьбы за православие и независимость этих земель.

Родился будущий сербский святитель в последние дни декабря 1610 г. в местечке Мрконич, расположенном в районе Попова поля. Родители мальчика — Пётр и Анастасия Йованович были набожными людьми и сразу же крестили ребёнка, дав ему имя Стоян. С ранних лет его приучали к праведной жизни, приобщая к посту и молитве, а также напоминая о страхе Божием.

Стараясь оградить сына от влияния турецких завоевателей, родители отвели его в Введенский монастырь в селении Завал. Его игумен — отец Серафим — приходился Стояну родным дядей. Завальский монастырь был известным местом, так как в его братии состояли многие учёные монахи, которые собрали большую библиотеку. Здесь мальчик изучал Священное писание и труды отцов церкви, а также постигал некоторые светские науки.

Интересно! Укрепившись в Вере, Стоян выбирает для себя путь ионического служения. С этим решением он переходит в монастырь Тврдош, освященный в честь Успения Пресвятой Богородицы. Пробыв некоторое время послушником, Стоян принимает монашеский постриг и имя Василий в честь святителя Василия Великого.

Праведная жизнь молодого инока не осталась без внимания опытных монахов. Вскоре Василий получает сан диакон, а через небольшой промежуток времени становится священником.

Получив священнический сан, Василий отправился в черногорский Цетиньский монастырь, который являлся резиденцией митрополита Мардария. Василий не был согласен с политикой попустительства, которой придерживался владыка в отношении иезуитской пропаганды унии.

Мардарий стал враждебно относиться к юноше. Через некоторое время от него забеременела одна из монастырских служанок. Мардарий обвинил в этом грехе Василия. Молодой инок уговорил братию дождаться рождения ребёнка, а уже потом исполнять смертный приговор.

Взяв новорождённого малыша на руки, Василий подул с молитвой в его лицо и спросил, кто его отец. И произошло чудо — ребёнок назвал имя владыки Мардария. Молодой монах был оправдан, а грешника забросали камнями, из которых образовался большой курган.

После возвращения в монастырь Тврдош Василия избрали настоятелем этой обители. Архимандрит лично обходил все селения Герцеговины, совершая богослужения и укрепляя веру и дух православных христиан. Деятельность Василия вызывала недовольство у врагов истинной Веры, которые замыслили убить молодого священника.

Чтобы избежать опасности, архипастырь отправился в русские земли. Братья по Вере оказали ему посильную помощь в его борьбе за сохранение православия на сербской земле, дав ему деньги, религиозные книги, священнические облачения и церковную утварь.

На полученные в России средства святитель восстанавливаю и строил церкви и монашеские обители, а также открывал православные школы и оказывал помощь узникам. Свершения игумена Василия навлекли на него ещё больший гнев врагов православия, что вынудило его снова покинуть Герцеговину.

Он отправился на Святой Афон, по пути посетив несколько крупных монастырей и резиденцию патриарха Паисия в Печи. Патриарх благословил монаха на посещение Афона, но наказал не задерживаться там долго и вернуться в Печь.

Интересно! Существуют свидетельства, что до встречи с патриархом Паисием Василий собирался удалиться на Святую Гору навсегда. Патриарх же увидев большие духовные силы молодого инока, решил, что его деятельность будет полезна для страдающего от притеснений сербского народа.

Епископ

В 1638 г. Василий вернулся к патриарху, который созвал все высшие чины Сербской церкви и, вопреки традиции, хиротонисал в епископа 28-ми летнего архимандрита. Он был назначен митрополитом Требиньской кафедры, центром которой стал монастырь Тврдош.

Епископ Василий продолжил свои праведный труды, призывая к милосердию и простых тружеников, и знатных землевладельцев. Его трудами были восстановлены многие храмы епархии. Уже в это время сила молитвы праведного мужа творила чудеса исцеления.

Через несколько лет после возведения Василия в епископский сан был убит митрополит Восточной Герцеговины. Печский патриарх принял решение объединить восточную и западную Герцеговину в единую митрополию под руководством отца Василия. После этого турки усилили гонения на митрополита и искали пути его устранения.

Это вынудило святителя удалиться в небольшой горный скит Острог. Вместе с братией он обновил Введенский храм, и соорудил Крестовоздвиженскую церковь. При этом он вёл активную миссионерскую деятельность в своей епархии и активно противостоял нападкам со стороны турок и сторонников унии.

Интересно: он предрек князю Раеку, жившему неподалёку от Острога, смерть всех сыновей в наказание за притеснения и нападки на монахов. Вскоре предсказание настоятеля сбылось, и раскаявшийся владетель пришёл к святителю. Василий скачал Раеку, что в ответ на искреннее раскаяние Господь наградит его потомство мужского пола. Вскоре и эти слова монаха сбылись.

В Острожском монастыре святитель Василий прожил до окончания своего земного пути. До последних дней он вёл строгий аскетический образ жизни, находя при этом время для бесед с многочисленными прихожанами.

29 апреля 1671 г. святитель спокойно отошёл в Царство Небесное. Братия монастыря утверждала, что в это время из кельи святителя шёл яркий белый свет. Монахи погребли своего духовного отца под Введенской церковью, из стены которой через некоторое время чудесным возрастом выросла виноградная лоза.

С первых дней к месту погребения праведного мужа потянулись многочисленные паломники. По молитве святителя совершались многие чудеса и исцеления.

Через 7 лет после кончины Василия Острожского игумен монастыря в Жупе отцу Рафаилу во сне явился святитель Василий. Он повелел монаху идти в Острог и вскрыть его могилу. Рафаил не поверил в вещую силу видения. Но сон повторялся ещё две ночи подряд. На третий раз в руках святителя было кадило, которое обожгло монаха даром. Утром Рафаил отправился в горную обитель и рассказал братии о приказе отца Василия.

После строго 7-ми дневного поста братия монастыря вскрыла захоронение и обнаружила нетленные мощи святого мужа. Их торжественно поместили в специальную раку, которую установили в Введенской церкви, где пребывают до настоящего времени.

В чем помогает

К святому Василию Острожскому можно обращаться с любой искренней молитвой. Чаще всего его просят о помощи в избавлении от душевных и физических болезней. Наиболее часто с молитвой к святому Василию обращаются люди, страдающие следующими недугами:

  • заболеваниями опорно-двигательной системы;
  • проблемами, связанными со зрением;
  • немоте;
  • бесплодием.

Защитника сербского народа просят о справедливом суде в различных спорах и конфликтах, а также помощи несправедливо обвиняемым людям. К помощи святого мужа обращаются и православные христиане, и жители Балкан, исповедующие ислам.

Чудеса по молитвам

Чудеса по молитве над святыми мощами Василия Острожского происходили с первых дней после его кончины.

Чудеса спасения

Османы, стремясь искоренить православие с захваченных земель, много раз угрожали чудодейственным мощам острожского святого мужа. Но каждый раз по милости Божией святыню удавалось спасти.

  1. В 1714 г. монастырю Острог угрожали отряды Нурман-паши. Монахам удалось вынести мощи из обители и закопать их неподалёку на берегу реки Зета. Святыня, пролежавшая в сырой земле целый год, полностью сохранилась.
  2. В 1852 г. Острог осадили войска Омер-паши. 9 дней 30 монахов и воинов под предводительством Мирко Петровича отбивали атаки османов. Затем под покровом ночи небольшой отряд покинул обитель, увозя с собой мощи святителя. Свидетели этого события говорили, что благодаря помощи небесного заступника враги не увидели их передвижения. Через год мощи вернули из монастыря Цетинье в Острог.

За помощью в лечении болезней души и избавления от одержимости к святому Василию Острожскому обращаются и православные христиане, и католики, и мусульмане. В монастырь многих из этих людей, связанных цепями, приводят родственники. После исцеления эти оковы остаются в обители как свидетельство произошедшего чуда.

  1. В 1921 г. к воротам монастыря привели сумасшедшего боснийского мусульманина. Он рычал и рвался из удерживающих его цепей. Мужчина громко кричал и требовал увести его от монастырских стен и не водить к мощам святого мужа. На следующий день прихожане увидели его полностью исцеленным. Великая сила мощей и молитва помогли ему обрести душевное здоровье.
  2. В середине XX в. в Острог привезли молодую девушку, которая долгое время страдала нервным расстройством, мешающим ей вести нормальный образ жизни. Её родные обращались к многим медицинским специалистам, которые не смогли оказать молодой особе помощи.
    В первые дни зимы мать привезла её в Острожский монастырь. Девушку охватила слабость, и на пути к Верхнему монастырю она вела подобно одержимой бесами. Её с трудом завели в Введенский храм, где засчитали молитву о здравии. Женщины переночевали в гостевом доме, а на утро девушка совершенно здоровой и полной сил.
  3. Житель Сараево Радивой Йованович долгое время провёл в доме для умалишенных, но его состояние только ухудшалось. Тогда родители забрали молодого человека домой, и отвезли к мощам святого Василия. После молитвы и таинства соборования с юноши сняли путы, и он уснул под ракой. Он полностью исцелился и даже обзавёлся собственной семьёй.

Чудесные излечения

В монастырских летописях хранится множество записей об излечении тяжёлых физических болезней. К мощам святителя приезжают люди, которым не смогли оказать помощь в медицинских учреждениях.

  1. В 30-е гг. в Острог приехал немой мужчина, который почти 10 лет не мог говорить. Преодолев тяжёлый подъем, он помолился вместе со священником у честных мощей целителя и уснул рядом со святыней. Проснувшись, мужчина заговорил. С тех пор каждый год он ездил в горную обитель, чтобы благодарить Господа и святого Василия за помощь.
  2. Чудодейственной силой обладают вещи и продукты, освященные на честных мощах святителя. В 60-е гг. в монастырь приехала бабушка мальчика, которого мучили сильные головные боли. Ему не смогли помочь ни какие медицинские процедуры.
    Женщина привезла к мощам кубики сахара, которые были освящена местными клириками. Верующие в чудесную силу этого продукта родители стали каждый день с молитвой давать его ребёнку. Головные боли у мальчика прошли и больше не возвращались. Через 2 года вся семья вернулась в обитель, чтобы поблагодарить за чудесное исцеление.

По молитве перед мощами происходит множество чудес, в том числе и избавление от алкогольной зависимости и бесплодия. Всё чудеса записываются в монастырскую летопись, выдержки из которой несколько раз печатались для широкого ознакомления.

Василий Острожский — пример подлинного ионического служения и искренней любви к Родине. Проявляя истинное милосердие, он помогал и при жизни, и после завершения земного пути все идущим к нему людям. И католики, и мусульмане, просящие святителя о помощи, находят исцеление и заступничество святого мужа.

ВАСИЛИЙ ОСТРОЖСКИЙ

Свт. Василий Острожский. Икона. XIX в. (монастырь Острог)

Василий Острожский (серб. Василиjе Острошки; 1610 — 1671), митрополит Требинский, Захумский и Скендерийский, чудотворец, святитель.

В миру Стоян Йованович, родился 28 декабря 1610 года в с. Мрконичи (Попово-Поле, Герцеговина) в бедной семье, с детства отличался благочестием.

Грамоте учился у настоятеля монастыря Завала иером. Серафима, который, как утверждают некоторые источники, был его дядей. Для продолжения образования был направлен в монастырь Тврдош, где принял монашество и был рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха.

Около года был помощником митр. Цетинского Мардария I (1637-1647), который вел переговоры с Римом о введении унии. Из-за несогласия с позицией митрополита вернулся в Тврдош, где был возведен в сан архимандрита. Ревностно защищал Православие от распространения католичества и унии, за это турецкие власти преследовали его и сфабриковали документы, из которых следовало, что он одобрил заключение унии. Архим. Василий был вынужден покинуть Сербию и по благословению патриарха Паисия I ушел на Афон в Хиландар. Согласно преданию, о. Василий прожив около года на Афоне, отправился на поклонение русским святыням, вернулся в Тврдош с богатыми дарами, полученными от русского царя и духовенства, но в русских источниках нет свидетельств о его пребывании на Руси.

Некоторые исследователи, например еп. Шумадийский Савва, подпись «аз смерени митрополïт захумс Вьсïлïе» в книге, принадлежавшей монастырю Тврдош и датированной 13 февраля 1639 года, относили к Василию Острожскому. Однако маловероятно, что он был хиротонисан в 29 лет, по каноническим правилам он должен был быть не моложе 30 лет. Сербский историк Л. Стоянович различает Василия Острожского и митр. Захумского Василия из записи 1639 года [2].

Первое несомненное упоминание о Василии Острожском как о Захумском митрополите относится к 23 июня 1651 года [3]. Патриарх Печский Гавриил I 27 ноября 1651 года назначил Василия Острожского на епархию Никшича, Планы, Колашиновичей и Морачи с сохранением за ним захумской кафедры, т. о. он стал управлять приходами всей Герцеговины.

В середине XVII века усилились турецкие гонения на христиан, многие сербские монастыри были разорены, Василий Острожский был вынужден перенести кафедру из Тврдоша в Оногошт (совр. Никшич, Черногория). В этих условиях он, как и многие другие православные иерархи на территории Османской империи, вступал в контакты с Римом, рассчитывая на помощь курии в освобождении балканских народов от турецкого ига. Тем не менее он не поддерживал идеи введения унии. В 1661 году к нему обращался по этому поводу с письмом папа Александр VII, но не получил положительного ответа [4]. Несмотря на препятствия властей, Василий Острожский восстанавливал храмы и строил новые, нередко сам переносил камни для строительства, показывая пример служения Богу. В 1670/71 году на его средства был обновлен пирг св. Георгия в Хиландаре.

Свт. Василий стремился к молитвенному уединению, некоторое время жил в монастыре Жупа, потом перешел в расположенный в горах монастырь Острог, в котором в 1667 году по его благословению была расписана церковь во имя Животворящего Креста и построена церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. По монастырскому преданию, Василий Острожский провел последние 15 лет жизни в пещерной постнице монастыря.

Скончался 29 апреля 1671 года. Был погребен ниже церкви Введения, под источником, стекающим со стен пещеры.

Рака с мощами свт. Василия Острожского (монастырь Острог)

В 1678 году он трижды явился во сне иноку монастыря Жупа Михаилу, по другой версии — игум. Рафаилу, и повелел поднять свое тело на поверхность земли. После семидневного поста острожской братии могила была открыта и мощи Василия Острожского были обретены нетленными. Их переложили в раку, которую установили во Введенской церкви. Из-за угрозы турецкого разорения мощи несколько раз переносились в другие места. В 1714 году, опасаясь вторжения боснийского визиря Нумана-паши Чуприлича в Черногорию, монахи закопали мощи на берегу р. Зеты. К 1732 году относится свидетельство о том, что в раке помимо мощей Василия Острожского находились отсеченные кисти рук чабана Станка, убитого турками в 1714 году (в наст. время хранятся в монастыре в церкви в честь Животворящего Креста). Зимой 1852 года перед нападением и сожжением Острога Омер-пашой мощи успели перенести в храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы Цетинского монастыря и спрятать в гробнице свт. Петра I, митр. Цетинского, где они и находились до весны 1853 года. По преданию, при перенесении мощей чудесным образом отряд черногорского кн. Мирко Петровича Негоша стал невидимым для турок. 3 июля 1877 года, во время освободительной войны, мощи свт. Василия опять были перенесены в гробницу свт. Петра. На берегу р. Зеты, на том месте, где мощи были зарыты на три дня, чудесным образом вырос куст шиповника, который почитался местными жителями. Во время второй мировой войны мощи были укрыты в пещере, при обстреле в февраля 1942 года снаряды разрывались у стен, не причиняя вреда обители. Мощи переоблачали в 1927 и 1962 годах.

Свт. Василий Острожский является одним из наиболее почитаемых святых Сербской Православной Церкви. Сохранились письменные свидетельства о чудесах и исцелениях по молитвам к свт. Василию как православных, так и мусульман и католиков. В настоящее время мощи находятся в пещерной церкви монастыря Острог, часть их хранится в металлическом ковчеге в старой православной церкви во имя св. Луки в Которе. Неизвестно, когда и по какому случаю они туда были перенесены.

Почитание свт. Василия Острожского широко распространялось в Черногории и окрестных областях со второй половины XVIII века, после ликвидации турецкими властями Печского Патриархата и прихода греческих епископов (1766), власть которых не признал Цетинский митрополит. Монастырь Острог стал одной из главных святынь Черногории, а Василий Острожский — олицетворением борьбы за независимость страны от турецкого владычества.

Согласно монастырскому преданию, в Остроге до нашествия в 1852-1853 году Омер-паши хранилась рукопись Жития Василия Острожского, о ее дальнейшей судьбе ничего не известно, скорее всего была уничтожена турками. Краткое проложное житие и канон Василия Острожского были написаны патриархом Василием во время его пребывания в Остроге, опубликованы в «Србљак» в 1861 году. В житии особое внимание уделено борьбе свт. Василия Острожского против «латинской ереси» и таким чертам его характера, как гостеприимство, милосердие, терпимость и всепрощение. Имя свт. Василия есть в общей стихире сербским святым, автором которой является митр. Карловацкий Иоанн (Джорджевич) (1769-1773). «Акафист иже во святых отцу нашему Василию митрополиту Острожскому чудотворцу» написан в 1947 году свящ. Василием. В уставе служба отмечена красным крестом с полукругом внизу.

Василию Острожскому посвящено свыше десятка храмов, напр., в Автоваце, Благае, близ Мостара, Мишлене под Любине, в Невесине (Босния и Герцеговина), в горах Синяевина, Кумборе близ Херцег-Нови, Доброте (Черногория), храм Сербской Православной Церкви в Чизолме (шт. Миннесота, США) и др. Наиболее известной является соборная церковь в Никшиче, построенная в 1876-1877 годах по проекту русского архитектора М. Преображенского при денежной помощи российского имп. Николая II и Святейшего Синода Российской Церкви черногорским кн. Николаем для воодушевления соотечественников на борьбу с армией Сулеймана-паши (освящена в 1900).

Изображения свт. Василия Острожского получили распространение в XVIII веке. Одно из наиболее ранних — фреска над ракой с его мощами в монастыре Острог. Святитель изображен вместе с пятью святыми в клеймах иконы Успения Пресвятой Богородицы в монастыре Морача работы Гавриила Димитриевича (1713). Иконы свт. Василия находятся во многих храмах, в т. ч. в иконостасе церкви во имя свт. Николая в Дечанах (написана в 1816 Алексием Лазаревичем). В 1969 году иконописец монастыря Острог Н. Андрич изобразил сцену «Чудеса свт. Василия».

По свидетельству англ. путешественников XIX века, в праздники к мощам свт. Василия Острожского собирались до 20 тыс. чел. Рус. путешественник Е. Марков, побывавший в Остроге в 1903 году, отмечал: «Мощи эти — величайшая народная святыня черногорцев. Они готовы оставить на сожжение врагу все свои дома, бросить жен и детей на произвол судьбы, но до последней капли крови защищать мощи своего святителя».

До конца XIX века у черногорской народности белопавличей был обычай приносить клятву у раки свт. Василия, подобным образом совершалось примирение враждующих родов и семей, вершился суд.

Литература

  • Радичевић Ф. Св. Василиjе митр. херцеговаччки, чудотворац Острошки // Просвета. Цетиње, 1895. С. 409-413;
  • Св. Василиjе Острошки — српска нар. приповетка // Босанска вила. Сараjево, 1897. С. 125-126, 140-141;
  • Стоjановић. Записи. Т. 1-3;
  • Никодим (Милаш), еп. Св. Василиjе Острошки. Дубровник, 1913;
  • Михаиловић Б. Ђ. Манастир Острог и св. Василиjе Острошки. Цетиње, 1959;
  • Дурковић Љ. Енглези о Његошу и Црноj Гори. Титоград, 1963. С. 73;
  • Павловић Л. Култови лица код Срба и Македонаца. Смедерево, 1965. С. 161-167;
  • Jустин (Поповић), архим. Житиjа светих за април. Београд, 1973;
  • Милеуснић С. Свети Срби. Крагуjевац, 1989. С. 192-197;
  • Чудесна исцjељења и jављања св. Василиjа Острошког. Цетиње, 2001. 2 т.;
  • Св. Василиjе Острошки чудотворац, манастир Острог. Подгорица, 2001. С. 28-36, 65-114.

Использованные материалы

  • А. В. Шестаков, А. А. Турилов. «Василий Острожский» // Православная энциклопедия, т. 7, с. 212-214
    • https://www.pravenc.ru/text/149759.html

[2] Стоjановић. Записи. Књ. 3. С. 299

[3] Стоjановић. Записи. Књ. 1. С. 368, № 1466

[4] Радонић J. Римска куриjа и jужнословенске земље од XVI до XIX в. Београд, 1950. С. 351-352

filaretuos

Реалии нашей жизни

Друзья и враги

Василий Острожский, один из самых почитаемых святых Сербской Православной Церковью.

Святой Василий родился в селе Мрконичи в Поповом Поле в Герцеговине 28 декабря 1610 и при крещении получил имя Стоян. Родителями его были Пётр и Анастасия Йовановичи. Ещё будучи мальчиком святитель входя в церковь падал на колени и целовал пол и только потом вставал и шёл дальше . Когда Стоян подрос, он был отдан в ближайший монастырь Завала , в котором он обучался религиозным и светским наукам.

Позже он перешёл в монастырь Тврдош , в котором он принял постриг с именем Василий, в честь украинского магната, киевского воеводы и мецената Киевской Митрополии — Константина-Василия Острожского, вскоре был удостоен диаконского, а затем и священнического чина.

Монастырь Тврдош расположен недалеко от города Требинье, на высоком правом берегу реки Требишницы. Он имеет древнюю историю и среди верующих известен тем, что в его стенах принял постриг Василий Острожский, основатель скального Острожского монастыря в Черногории.

Монастырь Тврдош, освященный при строительстве в честь Успения Богородицы, был основан царем Константином и его матерью Еленой. В средние века история монастыря представляла собой цепь разрушений и последующих восстановлений. В 1694 году обитель окончательно обратилась в руины. Только в 1928 году, благодаря средствам богатого американского мецената Николая Руневаца, выходца из города Требинье, были восстановлены святые стены, и в них снова зазвучали молитвы.

Монастырь Тврдош славится своими винными подвалами. Здесь в дубовых бочках вызревают необыкновенные вина, самым знаменитым из которых является «Вранац». Его освежающий вкус и чудный аромат сушеной брусники с приятными нотками запеченного хлеба заслужил самую высокую международную оценку и был отмечен медалями престижных выставок .

После поездки в Черногорию в Цетинский монастырь Василий стал архимандритом монастыря Тврдош. Также Святой Василий совершал поездку на Малую Русь (Украину), побывав в православных святынях, и на Афон. Возвращаясь в Требине с Афона, он заехал в Печ — город, в котором находилась резиденция сербских патриархов. Там патриарх Паисий I Яньевац вместе с сербскими архиереями в праздник Преображения в 1638 году рукоположили Василия в епископы, поставив его митрополитом Требинским с резиденцией в Тврдоше.

После убийства турками восточно-герцеговинского митрополита Паисия Требешанина патриарх Святой Гавриил (Раич) воссоединил восточную и западную герцеговинские епархии в единую Захолмскую митрополию с центром в Черногорском городе Никшич под началом Святого Василия.


Город Никшич

Турецкие притеснения вынудили Святого Василия покинуть свою резиденцию под Никшичем и обосноваться в монастыре Острог. В Остроге Святой Василий вместе с другими подвижниками обновил Введенскую церковь, а также соорудил Крестовоздвиженскую церковь. Его трудами Острожская пещера превратилась в настоящий монастырь.


Скальный Острожский моностырь

О́строг — действующий сербский православный монастырь в Черногории, расположенный в горах в 15 км от города Даниловграда, на высоте около 900 м над уровнем моря. В настоящее время в монастыре живёт 12 монахов.

Нижний Острожский монастырь

Острог состоит из двух частей. Нижний монастырь был основан в середине XIX века, состоит он из келий и ц еркви Св. Троицы. В ней покоятся мощи св. новомученика Станко, 15-летнего мальчика, которому турки отсекли руки, в которых он держал святой Крест и не хотел его выпускать .

Каждый посещающий Острог изумляется красоте и величию храма, стоящего между Доньим и Горним Острогами. Этот храм, не так давно построенный, посвящен новомученику Станко. В нем проводится крещение, и здесь, поэтому, очень часто можно услышать детские голоса. Это не случайно — ведь и сам святой Станко был ребенком. Бедный и благочестивый мальчик, он жил в этих местах, в находящемся поблизости селе Подвраче. Под скалой Острога он пас овец. Турки, во время одного из своих нападений на Черногорию увидели этого безстрашного мальчика, пасшего овец на скалах. В этой встрече сошлись два непримиримых мира, две противоборствующие цивилизации. Маленький христианин — и бряцающая оружием армия гордых воителей ислама.

Тогда считалось обычной практикой потурчить христианских мальчиков, заставить их принять ислам, чтобы они, став взрослыми, безпощадно воевали с христианами. Такая практика ослабляла православных сербов и усиливала турок. Увидя одинокого, худого, бедно одетого ребенка, турки решили, что он легко согласится принять ислам, чтобы стать богатым, сытно есть и жить чужим трудом, или же просто из страха перед смертью. Но как же они ошибались!

Монашеская келья Острожского монастыря

Безтрепетный, святой ребенок! Он не испугался несметного войска, нечеловеческой ярости озверевших турок — не задрожал, не сломился! Драгоценную душу его не удалось купить врагам Христа ни за какие блага земные! Несмотря на все угрозы и мучения, он так и не согласился отречься от Христа и принять ислам, за что был зверски убит турками. Так святой Станко духовно победил целое турецкое войско и был взят Христом Спасителем в рай. В пещере святого Исайи Оногоштского — храме Честного Креста, на алтаре под крестом находится ковчег с нетленными руками этого ребенка-мученика .

В этом храме покоятся мощи святого отрока Станко

В судьбе Станко, в его подвиге особенно ярко выразилась судьба православной Черногории. Отважный народ был вытеснен из плодородных низин в безплодные скалы, где занимался пастушеством. Здесь люди жили в нищете, пася овец на каменистых склонах, но и сюда вторгались турки, чтобы отнять у народа самое святое — веру. И народ выстоял в этих скалах, пропитанных кровью мучеников за Христа, не поддался! Даже дети были готовы к подвигу мученичества .

Одной русской монахине, живущей в черногорском монастыре, ночью явился во сне благообразный светлый мальчик. Монахиня спросила его: «Кто ты?», а он ответил: «Я — святой Станко!» — и, держа в своих же руках еще две руки, абсолютно сходные с его собственными, протянул их монахине, и та благоговейно к ним приложилась. Потом, помня, что из мощей сохранились только две его руки, она спросила: «А где остальное?» На это святой ответил: «Турки сожгли!»

Монахиня рассказала о своем видении сестрам монастыря, и одна из них, иконописец, нарисовала икону мученика Станко. Вскоре на основе этого изображения были отпечатаны иконы, и на выручаемые с их постоянной продажи средства этот женский монастырь отстраивался и жил целый год. Так святой помог монахиням в наши дни .


Верхний Острожский монастырь .

Верхний монастырь отделен от Нижнего дорогой длиной около 5 километров, проходящей через лес. Однако паломники, идущие пешком, обычно пользуются более короткой пешеходной дорогой, которую можно преодолеть за 20—25 минут. Верхняя часть встроена в скальную нишу на высоте 900 м над уровнем моря, она двухуровневая, и там находятся самые важные достопримечательности монастыря. Эта часть комплекса состоит из двух небольших церквей: Крестовоздвиженской (1665 год) и Введенской (XVIII век).

Монастырь Острог — не из самых древних в Черногории, известность его начинается в конце 17 века и полностью связана с жизнью и деятельностью святого Василия Острожского, почитаемого не только в Черногории, но и далеко за ее пределами. Впервые в пещерах на территории нынешнего монастыря поселились неизвестные отшельники, целью которых была уединенная жизнь вдали от соблазнов, молитвы и подвиги. В честь горы, возвышающейся над ним, монастырь получил своё имя: Подострог. Это действующий мужской православный монастырь, в Черногории он почитается наравне со святынями Иерусалима и Нового Афона. Являясь крупнейшим в Черногории религиозным центром и популярным местом паломничества, монастырь широко известен и за пределами страны.

Среди верующих считается, что хранящиеся в монастыре останки его основателя Святого Василия Острожского, имеют великую чудотворную силу, они исцеляют даже безнадежно больных .

Нетленные мощи святого Василия

Считается, что это третье по посещаемости место паломничества в мире, после могилы Христа и святой горы в Иерусалиме.

Острог — единственный православный действующий монастырь, куда приходят с паломническими целями не только христиане, но и мусульмане, и иудеи.

Именно в Введенской церкви, крошечной, три на три метра по размерам, провел Василий Острожский 15 лет в молитвах. Сейчас в Введенском храме хранится ковчег с чудотворными мощами Василия Острожского . Не иссякает к ним череда жаждущих исцеления и помощи. Цепочка движется непрерывно, остановиться и рассмотреть что-либо невозможно. Люди пишут на листочках бумаги свои заветные желания, оставляют свои послания в щелках и трещинках стены. Говорят, что здесь все желания сбываются .

Великий заступник / и теплый ходатай к Богу / о
обретающихся в скорбех и бедах был еси,/ бла-
женне Васйлие, / священнопроповедниче Христов
на земли сущим, / йже с нами вопиют к тебе: / спаси
ны от всяких зол,/ отче Васйлие,/ молитвами
твоими.

Воспоем ныне хвалами святителя, пастыря и
учителя/ Захолмййскаго, Скендерййскаго, Чер-
ныя Горы и Примория,/ яко да молитвами его
избавимся нечестия и наветов лукаваго,/ ибо он
явйся людем своим несквернен и нетленен,/ при-
несши Христу себе в непорочную жертву, Богу
благоприятну, / яко святитель, освящен телом и
душею, / темже, вернии людие, приидйте и восхва-
лите Церкви йстиннаго предстателя,/ дббляго
поборника веры Правоелавныя, предйвнаго чу-
дотворца,/ мйлостиваго молитвенника о душах
наших, преславнаго Василия.

Святителю отче Василие, моли Бога о нас!

Читайте также  Молитва Богородице картинки
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector