Утренние и вечерние молитвы история

Утренние и вечерние молитвы история

Утренние и вечерние молитвы история

История молитвослова. Как все было на самом деле

Когда появились молитвословы и когда появились привычные нам молитвенные правила? Правда ли, что раньше миряне читали часослов, и можно ли сейчас читать Часы вместо утренних и вечерних молитв? История молитвослова — рассказываем, что знаем!

Самый старый молитвослов

Формально самым первым составленным молитвословом можно считать ветхозаветную Псалтирь. Каждый псалом — это и есть молитва. Некоторые псалмы (например 50-й «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей…») до сих пор входят в нынешние молитвословы.

Псалтирь — по сути, самый ранний молитвослов — составленный еще до Рождества Христова.

Но если говорить конкретно о молитвенных книжках, предназначенных специально для мирян, чтобы те молились дома — то их распространение связано с развитием книгопечатания. А до этого рукописные молитвословы имелись либо только в монастырях (для келейного чтения у монахов), либо у самых зажиточных жителей. И, разумеется, царей.

Пока книги были рукописными, молитвословы оставались большой редкостью. Держать у себя их имели возможность только монастыри, храмы, богатые миряне и, конечно же, царь.

Раньше читали часословы, а не молитвословы?

Вот это — самый интересный момент. Как таковые утренние и вечерние правила, которые мы читаем сейчас, вошли в Церковный обиход сравнительно недавно. А до этого миряне читали часословы и под молитвословами понимались именно они.

Часослов — это молитвенный сборник, в котором собраны большинство (а по сути, почти все) богослужений суточного круга: Утреня, повечерие, полунощница и, собственно, Часы.

Эти богослужения, — в отличие от Литургии, — являются преимущественно чтением. Они состоят из псалмов и молитв, составленных еще в первые века христианства.

На Руси же (и, скажем, в Греции до сих пор) миряне утром читали полунощницу, а вечером — повечерие. Днем же — если была возможность и желание — часы. (Ограничение было одно — при чтении опускать те редкие строки, которые предназначались исключительно для священника).

У чтения часослова мирянами есть свои плюсы. Читая их, человек еще лучше ощущает свою причастность к Церкви. Он словно и не отрывается от Церковной жизни, а продолжает ее — непосредственно у себя дома.

Часослов XVIII века. Уже не рукописный, а печатный. Хотя слева от руки вписан текст поминальной молитвы.

Когда появились утренние и вечерние правила?

На вопрос когда и почему появились привычные нам Утренние молитвы и Молитвы на сон грядущим точного ответа нет. Если тезисно, то можно сказать, что:

  • Утренние и Вечерние правила являются отдаленным «эхом» от Полунощницы и Повечерия — и там, и там встречаеются одни и те же молитвы.
  • Первые попытки добавлять в часослов молитвы для мирян начались на Руси еще в рукописях — примерно в XVI веке.
  • Со временем, — при распространении книгопечатания, — такие попытки становились более или менее привычным делом.
  • В конце XIX и самом начале XX веков они уже стали практически устоявшимися. И, наверное, тогда же был окончательно сформирован нынешний состав молитв.
  • А совсем окончательно Утренние и Вечерние правила, как единственная практика для мирян, стали в советское время — благодаря однотипным молитвословам Московской Патриархии — они были единственными молитвенниками в СССР.

Почему появились Утренние и Вечерние правила?

Сейчас ответа на этот вопрос никто не знает. Возможно было так: в какой-то момент Церковные иерархи сочли, что богослужебные тексты Часослова не соответствуют порывам души, которые стоят перед человеком в миру — среды суетливой работы и бытовых семейных забот.

Может быть им показалось, что полунощница и повечерие слишком коротки, если читать за день только их — без, скажем, часов.

Ну и в какой-то момент — из всего разнообразия молитвенных «мирских» правил, что были, утвердился один — тот, который мы видим в молитвословах сейчас.

Нынешний состав Утренних и Вечерних молитв является уже неизменным и во всех молитвословах — одинаковый.

Можно ли мирянам читать часослов?

Можно ли читать вместо вечерних молитв полунощницу и можно ли читать мирянам Часы?

Никакого запрета на этот счет нет. Однако:

  • Этот вопрос лучше сначала уточнить с духовником. Традиции — тоже очень важная вещь. Сейчас принято так, и идти вразрез этой традиции лучше не по своеволию, а по благословению.
  • Если читать Часы или Повечерение, то нужно обязательно опускать слова, которые предназначаются для священника (они помечены в часослове, как «Возглас:», «Священник:» или «Иерей:»).

Что касается времени, в которое нужно читать часы, то в Церковной традиции сложилась следующая практика:

  • 1-й час относится к 7 утрам.
  • 3-й час — к 9 утрам.
  • 6-й час — к полудню.
  • 9-й час — к 15:00.

Это время — ориентир. И в храмах, и монастырях в силу сегодняшних реалий это время не соблюдается, и часы часто совмещаются с вечерними и утренними богослужениями.

Какие молитвы входят в молитвослов?

Никаких канонических предписаний в отношении состава молитвослова в Церкви нет. Но, как минимум, в нем присутствуют четыре части:

  1. Молитвы утренние.
  2. Молитвы на сон грядущим.
  3. Последование ко Святому Причащению.
  4. Молитвы по Святом Причащении.

Иногда добавляется Псалтирь. Еще чаще — молитвы на тот или иной случай жизни.

Ассортимент молитвословов сейчас широкий — каждый может выбрать тот вариант, что подходит именно ему.

Также нет никакой разницы — написан молитвослов русским шрифтом или церковно-славянским. Нужно читать тот, которые лично вам удобнее.

В некоторых дореволюционных изданиях в тексты часословов сразу пропечатывали имена тогда живущих императоров. В этом, например, издании XVIII века — императрица Екатерина Великая и члены ее семьи.

Что такое Канонник?

В церковном и мирском обиходе также встречаются «Канонники». Сейчас (да и раньше) — это по сути привычный нам молитвослов, в котором кроме утренних и вечерних правил собраны каноны различным святым или праздникам, а в некоторых изданиях — отдельные тексты из Часослова. Например, повечерие.

Это издание канонника ничем не отличается по содержанию от самого обычного молитвослова.

Надеемся, когда-нибудь появится хорошее подробное исследование на эту тему. Если появится — мы обязательно вам сообщим!

PS. А вот, как выглядел католический часослов конца XVII века. Скорее всего, это уже печатный вариант. Текст латинской вязью, а вместо полей — узоры. Нам совсем непривычно!

Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе.

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

Утреннее молитвенное правило: зачем его придумали

В современной Русской Православной Церкви существует практика ежедневной домашней, частной молитвы. Она включает чтение утренних и вечерних молитв, разнообразных канонов и последований. Эта практика называется «молитвенным правилом» и разделяется тематически.

Например, утреннее, вечерние, евхаристическое. Согласно христианской традиции, исполнение этого правила необходимо для полноты жизни в вере.

Когда появилось «келейное правило»

Евангелие донесло до нас лишь одну молитву, заповеданную Христом — «Отче наш». Но в ней мы произносим слова не от себя, а от собрания верующих. Книга «Деяния апостолов» повествует, что по Вознесении Христа и после Пятидесятницы апостолы пребывали в постоянном общении и совместных молитвах.

Вообще, для христиан первых веков ежедневная молитва была преимущественно общим делом и совершалась «в собраниях», а затем – в храмах. Личная молитва лишь дополняла общую и была лишена какой-либо регламентации. Появление частного правила связано с распространением монашества, начавшемся с IV века.

Основными принципами жизни в скитах были уединение, небольшое количество иноков, духовное наставничество и общее богослужение, совершавшееся раз в неделю и по праздникам. В дни, когда богослужение не совершалось, монахам надлежало молиться келейно, для чего созданы были особые молитвенные правила, довольно большие. Обычно это были в сокращённом виде те же тексты, что прочитывались в храме, но с дополнением небольших молитв.

На Руси первое подобное келейное правило для монастырей создал в XII веке епископ Кирилл Туровский. Он написал цикл неделю из 21 молитвы, рассчитанный на каждодневное чтение. С течением времени такое правило преобразовалось в домашнее правило для мирян. Те тексты, которые составляют современный молитвослов, являлись лишь частью бывшего некогда правила, а нынешнее сформировалось и утвердилось Русской Православной Церковью примерно 200 лет назад.

«Правило» для «выправления» души

В современной Церкви признается необходимость исполнения мирянами определённых молитвенных правил, однако и святые отцы прошлого и проповедники XX века призывают относится к этому процессу неформально.

«Правило — не существенная часть молитвы, а только внешняя её сторона. Главное же дело — молитва ума и сердца к Богу, возносимая со славословием, благодарением и прошением. и наконец с преданием Господу всецело. Когда есть такие движения в сердце, есть там и молитва, а когда нет, и молитвы нет, хотя бы вы целые дни простояли на правиле», — пишет святитель Феофан Затворник.

«Правило» нельзя «вычитывать», как можно услышать от некоторых православных. Ведь крайне необходимо, чтобы христианин чувствовал молитву не как обязательство, а как собственную потребность и норму своей духовной жизни. Поэтому «вычитывание молитвы» не должно становиться препятствием к самой этой молитве.

Конечно, довольно сложно вложить свои живые чувства к Богу в слова, написанные другими людьми. Однако молитвы, сложенные святыми прошлого, имевшими огромный опыт Богообщения, при должном вдумчивом отношении могут многое нам сообщить о самих себе и, возможно, стать созвучными каким-то нашим чувствам.

К этому призывает и митрополит Антоний Сурожский: «Мы должны ставить перед собой вопрос: а что я знаю об этом? что я знаю о целомудрии? что я знаю о смирении? что я знаю о любви? и так далее. И если продумать эти слова хорошенько, (…) как-то начинаешь делаться родным для тех святых, которые эти слова составили, которые выбрали эти слова для того, чтобы выразить свой опыт». Хотя, безусловно, молитву не нужно ограничивать лишь чужими словами, о чём пишет тот же епископ Феофан Затворник.

Молитвенное правило — это то, что способно помочь нам «выправить» внутренний мир, помочь «дисциплинировать» душу, обрести внутреннюю готовность следовать за Христом. Так, например, в молитвах утреннего правила главной темой является призвание помощи Божией на всякое благое дело в наступивший день, об укреплении веры и духа, о готовности к встрече с Богом. Ведь в Евангелии сказано: «Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома».

Что такое и какое бывает молитвенное правило

Православный верующий отличается от мирских людей тем, что в повседневной жизни соблюдает заповеди Божьи и пребывает в молитве. Молитвенное правило для начинающих — чтение определенных воззваний к Всевышнему и святым для приобретения более близкого познания Творца.

Для чего нужны правила

Христиане со стажем знают их наизусть, но у каждого православного человека должен быть «Молитвослов», наполненный текстами воззваний не только утренними и вечерними, но и на все случаи жизни.

Молитвенное правило — это перечень молитв. Для утра и вечера существует общий порядок священного чтения. В каждом индивидуальном случае духовный наставник корректирует молитвенное право, учитывая степень занятости человека, места его пребывания и духовного возраста.

Часто начинающие верующие бунтуют против чтения текстов, написанных святыми на трудночитаемом языке. Молитвослов написан на основе воззваний к Господу людей, которые совершили подвиг веры, прожили в чистоте и поклонении Иисусу Христу и были водимы Духом Святым.

Первый образец, ставший неотъемлемой частью молитвенного правила утренних и вечерних молитв, дал Своим последователям Сам Спаситель. «Отче наш» — основное воззвание, которым православные верующие начинают и заканчивают день. Ежедневное чтение молитвослова становится привычкой, наполняющей душу Божьей мудростью.

О важных церковных молитвах:

Церковь предлагает молитвенное правило для начинающих, чтобы младенческая в христианстве душа возрастала в действиях, угодных Творцу.

Ежедневный разговор с Создателем — это живое общение, а не пустой звук. Дерзновение общения со всемогущим Богом предусматривает разговор правильными словами, в которых нет пустоты.

Важно! Обращаясь к Всевышнему, православные тогда наполняются Божьим ведением и Его покровом, когда оставляют суету и полностью погружаются в молитву.

Как правильно вести себя при молитвенном общении

Молитвенное общение всех православных христиан совершается стоя, только престарелые и больные люди могут сидеть. Во время чтения молитвослова в признание своей греховности и несовершенства, показывая смирение, люди кланяются, кто до пояса, а другие совершают земные поклоны.

Некоторые православные совершают молитвенное общение, стоя на коленях. Святые апостолы выступали против такого поклонения, объясняя это тем, что только рабы встают на колени, детям этого делать не нужно. (Гал. 4:7) Однако, совершив какой-то грех, не воспрещается стоять в покорности на коленях, вымаливая прощение.

О молитвенных правилах:

Начинающие верующие порой не умеют правильно совершать крестное знамение. Пальцы правой руки следует сложить следующим образом:

  • мизинец и безымянный палец прижать к ладони, они означают, что Иисус был Богом и человеком одновременно;
  • большой, указательный и средний пальцы сложить воедино, троеперстно, как символ единства Отца, Сына и Святого Духа.

Рисуя в воздухе крест, сложенными пальцами касаются середины лба, затем опускают руку чуть ниже пупка, переходят к правому, а затем левому плечу, только после это совершают поклон.

Небрежное отношение к крестному знамению, по словам Иоанна Златоуста, вызывает радость только у бесов. Крестное знамение, совершенное с верой в благоговении, наполнено Божьей благодатью и является устрашающей силой для бесовских нападок.

Перед чтением духовных текстов следует постараться освободиться от суетных мыслей, это порой непросто, поэтому попробуйте представить великую жертву Христа и свое присутствие перед Ним в этот мир.

Никогда не совершайте своих молитв «для галочки», в духовном мире они будут пустым звуком. Вникайте в каждое слово воззвания к Спасителю, наполняясь Его благодатью и любовью.

Молитвенное правило — закон или благодать

Многих начинающих православных интересует вопрос, если молитва является свободным обращением к Творцу, то зачем ее подгонять под закон.

Саратовский игумен Пахомий на такое обращение уточняет, что нельзя путать свободу и вседозволенность. Свобода верующих состоит в дерзновении пребывания перед престолом Всевышнего, чего не могут позволить себе грешники и некрещеным. Вседозволенность возвращает верующего к прежней жизни, и вернуться под благодать воззваний к Спасителю потом намного труднее.

В духовном мире нет единого мнения относительно длительности и порядка моления перед Всевышним. Одни люди пребывают в благоговейном поклонении часами, а другие не могут выдержать и получаса.

Выработать в себе привычку ежедневно общаться с Творцом поможет регулярное, постоянное времяпровождение в чтении молитв, пусть это будет 15 минут и вечером.

Для начала следует приобрести «Молитвослов» и читать его. Порой православный человек понимает, что чтение по обязанности превращается в пустую привычку, если это случилось, то можно перейти, как это сделал святитель Феофан Затворник, к чтению псалмов и писаний из Библии.

Главное, ежедневно наполняться поклонением Творцу, входить в Его присутствие, чувствовать Его покровительство в течение дня. Евангелист Матфей писал, что для завоевания Царства Божьего нужно приложить силу. (Матф.11:12)

В помощь начинающему молитвеннику

Для православных верующих существует три молитвенных перечня.

  1. Полное молитвенное правило рассчитано на духовно стойких верующих, в число которых входят монахи, духовенство.
  2. Молитвенное правило для всех мирян состоит из перечня молитв, читаемых утром и вечером, перечень их можно найти в «Молитвослове»:
  • утром: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Богородице Дево», «От сна восстав», «Помилуй мя, Боже», «Верую», «Боже, очисти», «К Тебе, Владыко», «Святый Ангеле», «Пресвятая Владычице», призывание святых, молитва за живых и усопших;
  • вечером: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Помилуй нас, Господи», «Боже вечный», «Благаго Царя», «Ангеле Христов», от «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть».

Серафим Саровский предложил еще одно краткое молитвенное правило для тех мирян, которые по каким-то причинам ограничены во времени или находятся в непредсказуемых обстоятельствах.

Оно состоит из чтения трижды каждой молитвы:

  • «Отче наш»;
  • «Богородице Дево, радуйся»;
  • «Верую».

Особое внимание чтению духовных воззваний к Всевышнему Творцу и Спасителю следует уделять в период говения, перед принятием Таинства причастия и в час тяжелых жизненных испытаний.

Совет! Милость Божья сопутствует тем, кто начал общение с Богом утром, до завтрака, а закончил чтением духовных текстов перед ужином.

Моральная подготовка к совершению поклонения

Для начинающего православного верующего желательно приобрести «Молитвослов» на современном русском языке, чтобы читая написанное, вникать в каждое слово, наполняясь его силой и благодатью, получать наставление и поддержку.

Это совет Никодима Святогорца, который указывает на важность понимания каждого слова читаемого текста. Со временем многие тексты откладываются в памяти и читаются наизусть.

Перед чтением «Молитвослова» следует попросить Духа Святого показать, есть ли в сердце остатки обиды, горечи или раздражения. Мысленно простить всех обидчиков и попросить прощения у тех, с кем поступили несправедливо, так молятся православные.

По словам Тихона Задонского следует оставить всякий негативизм, ибо, как писал Григорий Нисский, Творец — Добрый, Праведный, Терпеливый, Человеколюбец, Добросердечный, Милующий, цель молитвенного правила преобразиться в образ Творца, приобрести все качества для человеколюбия.

Чтение молитв дома

Иисус Христос учил для общения с Ним уходить в свою молитвенную комнату, закрывши двери от окружающего мира. В каждой православной семье имеется уголок с иконами, правда, все реже там можно встретить лампадку.

Перед началом поклонения Богу следует зажечь свечу, желательно ее приобрести в храме. В семье, а это прообраз церкви, имеются свои правила, кто молится в уединении, а некоторые предпочитают делать это сообща, ведь много может усиленная молитва праведника. ( Иак. 5:16)

Феофан Затворник, проводивший много времени в поклонении Богу, пишет, что не надо спешить, приступая к молитвам. Совершив наложение крестного знамения, сделав поклоны, следует некоторое мгновение помолчать, входя в состояние поклонения и благоговения перед Богом. Каждое слово молитвы должно исходить из сердца, его надо не только понять, но и прочувствовать.

  • воздайте хвалу Творцу, Сущему на Небесах;
  • предоставьте под Его волю свою жизнь;
  • по-настоящему простите долги, проступки других людей, ибо это есть обязательные условия для прощения Богом каждого из православных;
  • попросите Его о милости в решении всех материальных проблем словами «хлеб насущный дай нам на сей день»;
  • провозгласите силу Божью в своей жизни и Его покров над вами и вашей семьей.

Если во время чтения «Молитвослова» на сердце появилось желание попросить Бога о какой-то нужде, не откладывайте его на потом, а сразу приносите перед молитвенным престолом Всевышнего.

Господь учит Своих детей быть постоянными и упорными в молитве на примере бедной вдовы (Луки 18:2-6), никакое прошение не останется у Него без ответа. Очень важно во время общения со Спасителем отбросить всю спешку, только в осмысленном воззвании можно достучаться до Бога.

По совету владыки Антония, чтобы не отвлекаться на время при ограничении в нем, следует завести часы, чтобы в нужный момент прозвенел звонок. Неважно, сколько времени длится молитвенное правило и сколько молитв прочитано, главное, что они полностью посвящены Богу.

Святитель Игнатий называет регулярные молитвы для грешников тяжелым трудом, праведники от общения со святыми и Троицей испытывают наслаждение.

Если мысли «убегают», не надо спешить, следует вернуться туда, где началось рассеянное чтение духовного воззвания и начать все сначала. Поможет сосредоточиться на читаемом тексте проговаривание всех воззваний вслух. Недаром говорят, что молитвы, прочитанные молча, слышит Бог, а проговоренные вслух — и бесы.

Силуан Афонский отмечал, что Бог не слышит слов сказанных при пустых мыслях и мирских делах.

Молитвенный дух укрепляет от регулярности, как тело спортсмена от тренировок. Закончив молитвословие, не надо сразу «набрасываться» на мирские суетные дела, подарите себе еще несколько минут пребывания в Божьей благодати.

Нужно ли читать молитвословие в течение дня

Однажды посвятив свою жизнь Господу, православные люди находятся под Его покровом всю свою жизнь.

В течение всего суетного дня не следует забывать призывать милость Отца словами «Благослови, Боже!», пройдя в испытании, получив награду или благословение, сделав успешно дело, не забудьте отдать всю славу Творцу словами «Слава тебе, Бог мой!» Попадая в переделки, при болезни и опасности, вскричи: «Спаси меня, Бог!» и Он услышит. Нельзя забывать и о благодарении Господа за все, что ниспослано свыше.

Перед приемом еды не следует забывать поблагодарить Творца за дарованную пищу, попросить Его благословение на принятие ее.

Постоянно пребывая в молитвословии, обретя привычку в любую секунду взывать, благодарить, просить, каяться перед Богом всем сердцем, а не пустыми словами, православный человек становится богомыслящим. Богомыслие помогает понять благость Творца, существование Небесного Царства и приближает православных к Богу.

Читайте также  Молитва о здравии Св луке

Живое Предание

Альтернатива молитвослову: часослов

Преподаватель английского языка, член Преображенского братства, студент СФИ.

Опыт использования часослова в личной молитве мирянина.

Братья Лимбурги. XV век. Иллюстрация к “Великолепному часослову герцога Беррийского”. Весенние месяцы

Статья Владимира Берхина “Молитвослов и его мальчик” поставила под сомнение доброкачественность того опыта, который мы можем получить при использовании молитвослова. Возможно, это личные особенности восприятия, но Владимир в них не одинок. Есть ли альтернативы молитве по молитвослову в рамках православного предания, уже существующего опыта Церкви?

Первая приходящая в голову альтернатива – это использование в личной молитве вместо молитвослова богослужений суточного круга – Утрени, вечерни, часов, полунощницы, повечерия… Александр Королев рассказывает о своем опыте использования этих богослужений.

Почему вы читаете не молитвослов, а используете часослов? Если вы когда-то использовали молитвослов, есть ли разница во впечатлениях от часослова и молитвослова?

Начал использовать часослов, когда познакомился с Преображенским братством. Меня всегда очень интересовало богослужение, но оно было – в том виде, в котором оно существует в храме, – таким вот ларцом, в котором хранятся драгоценности, но он закрыт, и ключика ни у кого нет. До знакомства с братством и прохождения в нем оглашения был уже около 8 лет в церкви, активным прихожанином своего прихода. Утреннее и вечернее правило знал наизусть и мог молиться без молитвослова. Когда же начал использовать часослов в виде сборника богослужений в переводе на русский свящ. Георгия Кочеткова, то для меня открылось все богатство богослужебной православной традиции. Обыкновенное утреннее и вечернее правило – это просто набор молитв, довольно новый, собранный не в самую творческую церковную эпоху, кажется, конец XVII-XVIII-XIX век, а все-таки богослужения часослова – это целостные чины, где есть какие-то свои смысловые точки, последовательность, поэтому это гораздо глубже способствует молитвенному настроению. И ты понимаешь, что ты не просто некий обряд отправляешь, а СЛУЖИШЬ Богу. Пусть один, келейно, но ты совершаешь богослужение, традиционное, церковное, духовно, мистически приобщаясь к церкви, к её многовековому опыту. Эклектичное собрание молитв в утреннем и вечернем правиле, конечно, ничего и близко подобного не дает.
Также добавляю в чины молитвы, составленные новомучениками и исповедниками, в частности еп. Макария (Опоцкого), сборник его молитв был недавно издан Преображенским братством. Это тоже уникальный молитвенный пласт, тех, кто жил в историческом плане совсем рядом, но при этом имел духовный опыт, сродный опыту христиан первых веков.

Утреню и вечерню вы используете целиком или какие-то отдельные молитвы? (утреня ведь огромная) А часы, повечерие, полунощницу?

Утреню и вечерню я, конечно, не целиком использую. Только неизменяемые части, и то, конечно, не все. Обязательно читаю так называемые «светильничные молитвы», те молитвы, которые на утрене и вечерне читаются тихо священником, и которые являются главными и конституирующими в данных чинах, но которые никогда не слышатся в храме.
Периодически служу часы, повечерие, полунощницу. Из часов обычно служу 6-й час. Естественно, все в свое время: 6-й час в 12 часов дня, 3-й час в 9 утра, 1-й в 6 утра. Реже всего приходилось служить 9-й час в 15.00. Чинопоследование часов обычно вычитываю полностью: там три псалма, тропари, молитвы, плюс еще добавляю чтение Писания. Но это не часто. 6-й час обычно служу, если по какой-то причине не получилось утреню послужить утром.
Из повечерия беру какие-то части. Великое повечерие состоит из трех частей: беру какую-то одну. И эту одну часть тоже не целиком служу. Одна часть повечерия состоит из трех трехпсалмий, читаю обычно одно трехпсалмие, молитвы и также прибавляю отрывок из Писания. Вообще чтение из Писания всегда прилагаю к молитвенному правилу. Также в обязательном порядке добавляю молитву своими словами.
Если дожил до полуночи, но еще не успел помолиться, то служу полунощницу. Тоже не всю, конечно. Там огромный 118 псалом, он разбит на три кафизмы, читаю какую-нибудь одну кафизму и молитвы.

Что дает вам служба часов в течение дня? отличается ли (и как отличается) день, когда вы служите часы, от дней, когда нет?

Я не могу сказать, что такой день как-то принципиально отличается от тех дней, когда я не служу часы. Для меня это возможность разнообразить свое молитвенное правило, а значит, его оживить, противодействовать механистичности и формализму, которые неизбежно появляются при чтении одних и тех же текстов. Также важно приобщение православной традиции, потому что, как я уже говорил, современный православный человек очень мало приобщен оной. Храмовое богослужение в том виде, в каком оно сейчас существует в храме, надежно защищает верующих от православной традиции.

Если взять темы молитв, которые звучат в текстах молитвослова, и темы, которые звучат в службах суточного круга, – совпадают ли они тематически? Если нет, в чем вы видите разницу?

Совпадают в том смысле, что в утренних молитвах, как в утрене, тема утра и восстания от сна, в вечерних молитвах, как и в вечерне, тема вечера и отхода ко сну. В остальном в молитвослове нет какой-то темы или логики, там просто довольно эклектичный набор молитв. Создаётся ощущение, что автор молитвослова просто собирал молитвы с темой вечера или утра и как-то произвольно их компилировал. В часослове центром являются все-таки псалмы, все остальные молитвы появлялись уже как дополнение к псалмам. В великом повечерии, например, есть три части: молитва после ужина, молитва покаянная и молитва перед сном. Это все три отдельные службы в составе одной. В храме обычно они служатся в первую неделю Великого поста после Канона прп. Андрея Критского. Также и часы все имеют свою тему, которая раскрывается в тропарях, главным образом, и эти темы напрямую связаны со временем, когда должны служиться эти часы. Например, служба третьего часа – это ниспослание Святого Духа на апостолов, которое произошло в третьем часу (по-нашему в 9 утра), тема службы шестого часа (12 часов по нашему) – это распятие Христа. На приходе же эти службы служатся не на своем месте (с утра), а тропари часов вообще никогда не читаются, вместо них поются праздничные тропари.

Есть ли у вас любимые молитвы из суточного богослужения? Если да, то какие?

Я не могу выделить какие-то отдельные молитвы, как любимые. Могу только вслед за о. Александром Шмеманом сказать, что псалмы мне кажутся более живыми молитвами, чем многие молитвы византийского периода, отягощенные тяжеловесной византийской риторикой. Конечно, все это важно служить на русском языке, потому что псалмы на церкословянском – очень часто маловразумительное чтение. Например «уподобиться неясыти пустыней и бых яко нощный вран на нырище» – одни из моих самых любых строчек псалма, входящего в состав великого повечерия. Попробуйте перевести без Гугла).

В целом могу всем пожелать открыть для себя часослов, открыть для себя богослужебное богатство Православной церкви. Не важно, на каком языке, главное, чтобы для вас было близко и понятно. Парадоксальным образом службы часослова стали принадлежности только храмовой молитвы. Хотя изначально часослов – это мирянская книга, потому что монахи были мирянами, часослов был написан для мирянских богослужений, для келейной молитвы. Поэтому служить утреню, вечерню, часы и пр. дома – это не какое-то новшество, а возвращение к сути православной традиции.

Смотрите также:

Псалтирь на русском языке. Качественный современный перевод, который можно рекомендовать для использования тем, кому Синодальный перевод кажется малопонятным.

Богослужебный сборник, перевод сщмч. Феофана (Адаменко). Православный богослужебный сборник на русском языке под редакцией сщмч. Феофана (Адаменко) содержит тексты общественного богослужения (Литургии, Всенощного бдения, суточного круга, изменяемых частей), а также утренние и вечерние молитвы, последование ко святому Причастию, молитвы из Требника. Богослужебные переводы о. Феофана получили официальное одобрение митрополита Сергия (Страгородского).

Часослов для мирян на русском языке в переводе иеромонаха Амвросия (Тимрота). 2-ю часть книги составляет приложение к часослову. В состав часослова входят:
– полунощницы
– утреня
– 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы
– междочасия
– изобразительные
– вечерня
– малое повечерие
– великое повечерие
– чин о панагии
– молитвы трапезы
В приложение входят: тропари и кондаки, богородичны, троичны, светильны, эксапостиларии, библейские песни (песни Священного Писания).

« Личное молитвенное правило: история и современная практика» — лекция Марии Верховской.

Когда человек приходит в Церковь и спрашивает, как ему молиться, чаще всего ему предлагают молитвослов, а в нем — так называемое утреннее и вечернее правило. Но ведь молитвослов, каким мы его знаем, появился два-три века назад. Как же молились на Руси до появления молитвенного правила, которое мы знаем по молитвословам? Какие другие варианты личной молитвы были в церковной практике? И — если начинать с основ — что говорит о личной молитве Писание и пастырское богословие?

Как и когда должен молиться православный христианин, что такое личное молитвенное правило, какова история происхождения утренних и вечерних молитв и многие другие вопросы.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

  • Подписаться на Телеграм-канал
  • Подписаться в Яндекс Дзен

Утренние и вечерние молитвы история

На вопросы, посвященные личному молитвенному правилу христианина, отвечает настоятель Свято-Троицкого собора Саратова игумен Пахомий (Брусков)

Молитва – это свободное обращение души человека к Богу. Как соотнести эту свободу с обязанностью читать правило даже тогда, когда делать этого явно не хочется?

Свобода – это не вседозволенность. Человек так устроен, что если он себе позволяет послабление, возвращаться в прежнее состояние бывает очень тяжело. В житийной литературе встречается масса примеров, когда подвижники оставляли свое молитвенное правило ради оказания любви пришедшим братьям. Таким образом, они заповедь любви ставили выше своего молитвенного правила. Но следует помнить, что эти люди достигли необычайных высот духовной жизни, непрестанно пребывали в молитве. Когда же мы чувствуем, что не хотим молиться, это банальное искушение, а не проявление свободы.

Правило поддерживает человека в духовно развитом состоянии, оно не должно зависеть от сиюминутного настроения. Если человек оставляет молитвенное правило, он очень быстро приходит в расслабление.

Кроме того, следует помнить, что когда человек общается с Богом, между ними всегда стремится встать враг нашего спасения. И не позволять ему это сделать не является ограничением свободы личности.

В какой момент времени нужно читать утреннее и вечернее правило?

Об этом четко и ясно написано в любом православном молитвослове: «Востав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно перед Всевидящим Богом и, совершая крестное знамение, произнеси…». Кроме того, сам смысл молитв говорит нам о том, что утренние молитвы читаются в самом начале дня, когда ум человека не занят еще никакими мыслями. А вечерние молитвы следует читать на сон грядущим, после всяких дел. В этих молитвах сон сравнивается со смертью, постель – со смертным одром. И странно, поговорив о смерти, пойти смотреть телевизор или общаться с родственниками.

Любое молитвенное правило строится на опыте Церкви, к которому мы должны прислушиваться. Эти правила не нарушают человеческой свободы, а помогают получить максимальную духовную пользу. Конечно, из любого правила могут быть исключения, основанные на каких-то непредвиденных обстоятельствах.

Что еще, кроме утренних и вечерних молитв, может входить в молитвенное правило мирянина?

В правило мирянина могут входить достаточно разнообразные молитвы и чинопоследования. Это могут быть различные каноны, акафисты, чтение Священного Писания или Псалтири, поклоны, Иисусова молитва. Кроме того, в правило должно входить краткое или более подробное поминовение о здравии и упокоении близких. В монастырской практике существует обычай включать в правило чтение святоотеческой литературы. Но прежде чем добавить что-то к своему молитвенному правилу, нужно хорошо подумать, посоветоваться со священником, оценить свои силы. Ведь правило читается независимо от настроения, усталости, других сердечных движений. А если человек пообещал что-то Богу, это нужно обязательно выполнять. Святые отцы говорят: пусть правило будет небольшим, но постоянным. При этом молиться нужно от всего сердца.

Может ли человек сам, без благословения начать читать каноны, акафисты в добавление к молитвенному правилу?

Конечно, может. Но если он не просто прочитал молитву по стремлению сердца, а увеличивает тем самым свое постоянное молитвенное правило, лучше спросить благословение у духовника. Священник взглядом со стороны оценит его состояние правильно: на пользу ли будет ему подобное увеличение. Если христианин регулярно исповедуется, следит за своей внутренней жизнью, подобное изменение в его правиле, так или иначе, отразится на его духовной жизни.

Но это возможно, когда у человека есть духовник. Если духовника нет, и он сам решил что-то добавить к своему правилу, все-таки лучше посоветоваться на очередной исповеди.

В дни, когда служба длится всю ночь, и христиане не спят, нужно ли читать вечерние и утренние молитвы?

– Мы не привязываем утреннее и вечернее правило к определенному времени. Однако было бы неправильно вечерние молитвы читать утром, а утренние – вечером. Мы не должны фарисейски относиться к правилу и читать его во что бы то ни стало, игнорируя смысл молитвословий. Если вы не собираетесь спать, зачем испрашивать благословение Божие на сон? Можно заменить утреннее или вечернее правило иными молитвами или чтением Евангелия.

Можно ли женщине дома читать молитвенное правило с непокрытой головой?

– Я думаю, что женщине лучше совершать молитвенное правило в платке. Это воспитывает в ней смирение и показывает ее послушание Церкви. Ведь из Священного Писания мы узнаем, что жена покрывает голову не для окружающих, а для Ангелов (1 Кор. 11,10). Это вопрос личного благочестия. Конечно, Богу все равно, в платке или без него вы встаете на молитву, но это важно для вас.

Каким образом читаются каноны и последование ко святому Причащению: в один день накануне или можно разделить их чтение на несколько дней?

– Нельзя подходить к исполнению молитвенного правила формально. Свои отношения с Богом человек должен выстраивать сам, исходя из молитвенной подготовки, здоровья, свободного времени, практики общения с духовником.

Сегодня сложилась традиция при подготовке к Причастию читать три канона: Господу, Богородице и Ангелу Хранителю, акафист Спасителю или Богородице, последование ко святому Причащению. Я думаю, что лучше прочитать все правило в один день накануне Причастия. Но если тяжело, можно распределить и на три дня.

Зачастую друзья, знакомые спрашивают, как подготовиться к Причастию, как читать Псалтирь? Что им отвечать нам, мирянам?

– Отвечать нужно то, что точно знаешь сам. Нельзя брать на себя ответственность что-то строго обязательно предписывать другому или говорить то, в чем не уверен. При ответе нужно руководствоваться общераспространенной традицией церковной жизни сегодняшнего дня. Если нет личного опыта, нужно прибегнуть к опыту Церкви, святых отцов. А если задали вопрос, ответ на который вам неизвестен, нужно посоветовать обратиться к священнику или святоотеческим творениям.

Прочитала перевод некоторых молитв на русский язык. Оказывается, раньше я вкладывала в них совершенно иной смысл. Нужно ли стремиться к единому пониманию, читать переводы или можно понимать молитвы так, как подсказывает сердце?

Молитвы следует понимать так, как они написаны. Можно провести аналогию с обычной литературой. Мы читаем произведение, понимаем его по-своему. Но всегда интересно узнать, какой смысл в это произведение вкладывал сам автор. Также и текст молитвы. В каждую из них автор вложил особый смысл. Ведь мы же не заговор читаем, а обращаемся к Богу с определенным прошением или славословием. Можно вспомнить слова апостола Павла о том, что лучше пять слов сказать на понятном наречии, чем тысячу на непонятном (1 Кор. 14, 19). К тому же авторами большинства православных молитвословий являются святые подвижники, прославленные Церковью.

Как относиться к современным молитвам? Можно ли читать все, что пишут в молитвословах, или предпочитать более древние?

– Лично меня больше трогают слова более древних канонов, стихир. Они кажутся мне более глубокими и проникновенными. Но многим людям нравятся и современные акафисты за их простоту.

Если Церковь приняла молитвы, относиться к ним нужно с благоговением, почтением и попытаться найти для себя пользу. Но понимать, что некоторые современные молитвы по своему содержанию не столь высокого качества, как молитвы, составленные древними подвижниками.

Когда человек пишет молитву для общественного употребления, он должен понимать, какую ответственность на себя берет. Он должен обладать молитвенным опытом, но при этом быть и хорошо образованным. Все тексты, которые предлагаются современными творцами молитв, должны подвергаться редактированию, проходить строгий отбор.

Что важнее – дочитать правило дома или прийти вовремя на службу?

– Пойти на службу. Если человек собрался в храм, то на первом месте должна быть общественная молитва. Хотя отцы сравнивали общественную и домашнюю молитву с двумя крылами птицы. Как птица не может лететь с одним крылом, так и человек. Если он не будет молиться дома, а только ходить в храм, то, скорее всего, молитва не пойдет у него и в храме. Ведь у него нет опыта личного богообщения. Если человек молится только дома, но в храм не ходит, значит, у него нет понимания того, что такое Церковь. А без Церкви нет спасения.

Чем мирянин может при необходимости заменить службу дома?

Сегодня издается большое количество богослужебной литературы, различных молитвословов. Если мирянин не может присутствовать на службе, он может по каноннику прочитать и утреннюю, и вечернюю службы, и обедницу.

Можно ли читать правило сидя?

Апостол Павел пишет: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6, 12). Устал или болеешь – можно сесть в Церкви, при чтении домашнего правила. Но следует понимать, чем при этом руководствуешься: болью, которая мешает молиться, или ленью. Если альтернативой чтению молитвы сидя является ее полное отсутствие, конечно, лучше читать сидя. Если человек тяжело болен, можно даже и лежа. Но если он просто устал или его борет лень, нужно побороть себя и вставать. Во время богослужений Устав регламентирует, когда можно стоять или сидеть. К примеру, чтение Евангелия, акафисты мы слушаем стоя, а во время чтения кафизм, седальнов, поучений садимся.

Как правильно читать молитвенное правило

Дорогие братья и сестры! Наше молитвенное правило – это наша нить, связующая нас с Богом. Ежедневное чтение нашего молитвенного правила является залогом нашего спасения. Порой, мы не понимаем смысла молитв, не можем найти силы встать на молитву, не можем найти время для чтения молитвенного правила. В бурном жизненном темпе это естественно и никого не удивит.

Что же делать в таком случае? Конечно, следует пойти ко священнику, или, если есть – к духовнику, и вместе с ними выбрать для себя то молитвенное правило, которое нам по силам, и главное – ежедневно читать свое правило, нисколько не смущаясь и не сомневаясь в его важности!

Как правильно читать молитвенное правило

Вот что пишет протоиерей Сергий Филимонов о важности соблюдения своего молитвенного правила: «Мы, духовники, увещеваем вас не упускать благословленное каждому молитвенное правило и молиться в течение дня. Мы говорим о форме. Вы же, исполняя это, должны не забывать и о духе.

В моей жизни был период, когда трудно было читать вечернее молитвенное правило. Умом я понимал, что нельзя молиться так, как я, но продолжал, потому что так заповедано и благословлено.

Это вечернее правило не приносило мне никакого удовлетворения, потому что от рассеяния мысли и от усталости оно было совершенно формальным, а порой я просто засыпал за молитвой. Я понимал, что связь с Богом должна быть живая, но не понимал, как ее построить.

В то время меня очень интересовала жизнь святого праведного Иоанна Кронштадтского. В частности, когда и как он умудрялся читать вечернее правило, в час, а то и в два часа ночи, возвращаясь через Финский залив из Петербурга, после долгих молитв над больными и страждущими, а уже в 4 часа утра вставая на службу в Андреевском соборе. Ответ я нашел в его дневнике. Оказалось, что отец Иоанн молился на ходу, прогуливаясь по саду, чтобы сохранять свежесть мысли.

Как это необычно! Мы привыкли к тому, что должны встать в молитвенный угол, сосредоточиться и прочитать правило. Но видите, у каждого по-своему. Святой Иоанн Кронштадтский не стал исполнять правило формально. Ходя по своему саду, он обращался к Богу, возносил Ему молитвы, воздыхал.

Читайте также  Что такое кондак и икос в молитве

Когда я попытался молиться так же, когда стал перемещаться из одного места в другое, мне стало легче не заснуть, и молитвенное правило ожило. В некоторых случаях мне бывает легче тогда, когда я стою перед иконой. Я подхожу и вижу творение Божие, и сердце сразу восходит к Богу в радости о величии Его. В другое время все мешает, все отвлекает, и для молитвы нужен полумрак. Видите? Нет застывших схем!

Дорогие мои, еще и еще раз напоминаю вам: каждый творит молитву по-своему, опираясь на собственный опыт и советы духовника. Главное, к чему мы должны стремиться в молитве, — установить с Богом личные отношения. Если это происходит, значит, мы живем, значит, алчем и жаждем Бога, и тогда Господь животворит нас наитием Святого Духа. Всем своим существом мы ощущаем тогда, что мы — дети Божии.

Главное — это живая связь с Богом. И если она есть, то мы не пройдем мимо человека, лежащего на земле, не будем задавать глупых вопросов, кто ему ближний и кто дальний, когда требуется конкретная помощь. При виде чужого несчастья нужно сказать себе: «Друг, оставь свою философию, она сейчас никому не нужна, ведь все сказано в Евангелии, и ты сам понимаешь, как должен действовать сейчас человек Божий». А кто такой человек Божий? Тот, кто живет живой жизнью в Боге и для Бога, во всем ищет благословения и исполнен Божией благодати.

Да, в течение дня христианин должен совершать определенные молитвы, в их числе утреннее и вечернее правила. Эти молитвословия — средство возгорания нашей любви к Богу. Нет готовых схем и правил. Один торопится на работу и прочитал дома лишь несколько молитв, зато, когда едет в транспорте, и в этот момент, казалось бы, кругом море людей, его ничто не отвлекает, он стоит в толпе внутренне собранный, словно пред лицем Божиим и возносит к Его Престолу свои молитвы, произносит слова псалмов или Иисусову молитву. Другой полностью вычитывает все правило, и душа его исполняется света и покоя. А третий пребывает в Боге, прочитав лишь одну-две молитвы.

Устав — не трафарет. Все мы разные, и каждый уникален пред Богом. Ищите не формы, а ее наполнения, не сухого вычитывания правил, а живого предстояния пред Господом.

Все мы люди разные. Кто-то прочитал 3-4 молитвы, и уже умилился, и слезки полились из глаз. А кому-то нужно разогреться и молиться полчаса, пока слова молитвы дойдут до сердца. Кто-то применяет правило, данное святым Феофаном Затворником, старается войти в слова молитвы, не торопясь, не глядя на их количество, а положив на молитву определенное время. Чтобы возникла живая связь с Богом, каждый должен найти свой способ. Пробуйте, дорогие, советуйтесь с духовниками.

Преподобный Силуан Афонский не мог молиться при свете, и когда ему необходимо было сосредоточиться в молитве, он запирал свою комнату, надвигал шапку на глаза и в полной тишине и темноте, в великом сосредоточении возносил молитвы обо всей братии. А их было в Пантелеимоновом монастыре около пяти тысяч, послушников и монахов. Пять тысяч человек, которых он должен был накормить, поставить трудиться, дать послушание! Ему необходима была именно такая форма молитвы, чтобы молиться за всех людей, которые вручены в его руки.

Поймите, мы все разные. Когда мы встаем на молитву, то должны учитывать свое состояние — физическое, духовное, интеллектуальное. Один молится так, другой иначе, один читает десять молитв, другой четыре, один на коленях, а другой лежа, потому что не может сидеть или стоять.

Устав общий, но каждая личность должна найти к Богу свою тропинку, подобрать свой золотой ключик к двери в царство молитвы».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector