Умная молитва в православии

Умная молитва в православии

Умная молитва в православии

Умная молитва

«Умная» молитва называется так потому, что в сердце молитву творит ум

Ему приписывают авторство молитвы, текст которой читают сейчас:

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!»

Об умной молитве святитель Феофан затворник сказал так:

«Когда ум (дух) беседует с Богом в сердце, вот и умная молитва!»

А называется «умной», потому что в сердце молитву творит ум.

«Во время молитвы ум хранит сердце, и пребывает постоянно внутри его, и оттуда, то есть из глубины сердца, воссылает молитвы».

Хотя молитва содержит одно предложение, оно емкое по содержанию и дает возможность каждому молящемуся вкладывать свой смысл в эти слова. Мысленно произнося:

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!»

Имеем в виду то помилование, которое нужно в данный момент.

Люди молятся о здравии, о близких, о хлебе насущном и каждый находит ответ в этой молитве. Молитва проста в произношении и доступна каждому

Умная молитва творится в любом месте

Умная молитва приучает к терпению и выдержке, делает наше сознание ясным и спокойным. Умное делание — постоянное предстояние перед Богом сердцем и умом и как можно частое произношение молитвы.

«Умное же делание есть, когда кто, стоя вниманием в сердце с памятью о Господе, отревает всякую другую мысль, покушающуюся проникнуть в сердце».

Делание молитвы Иисусовой допускается в любом месте (дома, по дороге на работу), сидя или стоя, занимаясь каким либо делом.

«Если руки будут несвободны у тебя, молись в уме… если твои руки даже свободны, все же молись умом, Господь слушает и безмолвных».

Важно, чтобы все мысли были обращены к Иисусу.

«Даже когда ты будешь и вне церкви, взывай и говори: «помилуй мя», говори, хотя не двигая уст, но взывая умом, Бог слышит и тех, которые молчат».

«…К этому же поимейте во внимании и способ молитвы, как возможно непрестанно молиться, — именно молиться умом. А это всегда можем делать, если захотим. Ибо и когда сидим за рукоделием, и когда ходим, и когда пищу принимаем, и когда пьем, всегда умом можем молиться и творить умную молитву, богоугодную Богу, молитву истинную. Телом будем работать, а душою молиться».

Умная молитва — вторая ступень Иисусовой молитвы

Молитва — обращение к Христу в православии называется Иисусовой молитвой. Появление Иисусовой молитвы приписывают Макарию Египетскому — отшельнику, христианскому святому, автору ряда молитв, входящих в обязательное утреннее и вечернее правило православного.

Иисусову молитву делят на четыре ступени. На каждой ступени человек читает тот текст, который ему подскажет сердце и душа, потому что жестких требований к количеству слов в этой молитве нет.

Можно произносить «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго» а можно только «Господи, помилуй».

  • первая ступень — устная молитва. Читается вслух, молитву произносят уста;

«Хорошо молящемуся телесной молитвою дает Бог умную молитву, и тщательно пребывающему в ней безвидную и необразовидную, от чистого страха Божия»

  • вторая ступень — молитва умно-сердечная. В такой молитве ум и сердце заодно: ум — в словах молитвы, сердце — чувствует смысл слов. И тогда что бы человек ни делал, — творит молитву;

«И когда мы вошли умом в сердце, мы достигли Царства Небесного»

  • третья ступень — молитва творческая. Такая молитва может и горы передвинуть. Но дается только людям, которые прошли особый духовный путь;
  • четвертая ступень — это такая высокая молитва, которую имеют только ангелы.

Господь не всем и не всегда посылает умно-сердечную молит­ву, некоторые всю жизнь молятся устной молитвой с ней и умирают. Таким людям не следует унывать — для них духовное развитие начнется в будущей жизни. А человек, научившийся творить умную молитву, подтверждает явленную ему благодать Божью.

Перед чтением Иисусовой молитвы нужно исповедаться, причаститься, отпустить ненужные мысли

Бог как бы говорит, что трудясь и далее над очищением сердца от грехов и страстей, человек получит полное прощение. Что же касается ума: если с каждым отсечением греховного помысла внимание удерживается в молитве, то и ум становится сильнее.

В какой мере человек преуспевает в умной молитве, в такой мере укрепляется в преданности воле Божьей, в такой мере растет его добродетельность.

Старец Ефрем Святогорец. Священнослужитель, мессионер. Главным деланием монаха полагал умную молитву

«В Царство Божие не входят непокаявшиеся, но грешники, очищенные через покаяние. Ничто так не помогает человеку в брани, в победе над страстями, как непрерывная умная молитва».

В церковных канонах нет конкретного числа повторений, это решает для себя каждый сам или духовный наставник.

Если читаешь молитву и в душе разливается спокойствие, исчезает ненужное, неприглядное, значит, обращение к Господу подействовало.

Святые отцы подчеркивают, что моление — подвиг, который вершат с чистым сердцем и добрыми помыслами. Если читаете молитву, а в душе царит ненависть и злость, толку от такой молитвы не будет.

«Самый краткий закон молитвы — не представлять себе ничего, когда молишься».

Если читать молитву рассеянно, с посторонними мыслями в голове, то и от такого чтения никакой пользы.

«Старайся ум свой на время молитвы соделать глухим и немым, и тогда возможешь молиться».

Поэтому перед чтением Иисусовой молитвы священники рекомендуют исповедаться, причаститься, отпустить ненужные помыслы, простить обидчиков.

Иисусова молитва помогает в избавлении от пьянства и недугов, восстанавливает духовные и физические силы

Умная молитва делает бытие молящегося прочным, помогает в борьбе со страстями. Без поддержки свыше человек слаб и не уверен в себе, своих возможностях. А сосредоточение на имени Христа способно собрать духовные и физические силы человека, восстановить целостность человеческой природы. Иисусова молитва:

  • помогает обрести психическое равновесие, оздоравливает тело;
  • помогает контролировать мысли, эмоции и чувства;
  • человек ощущает помощь и поддержку во всем.

Симеон Богослов советует, как надо творить умную молитву:

«…сядь безмолвно и уединенно, преклони главу, закрой глаза; потише дыши, воображением смотри внутрь сердца, своди ум, т. е. мысль из головы в сердце. При дышании говори: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», тихо устами, или одним умом. Старайся отгонять помыслы, имей спокойное терпение, и чаще повторяй сие занятие».

Начинающему труд Иисусовой молитвы святые отцы рекомендуют сразу стремиться сочетать молитву с дыханием. Для этого использовать пятисловную молитву.

Оставаться на первой ступени следует до тех пор, пока человек не почувствует горячее желание к молитве. Тогда переходить на умную. Творя умную молитву, не следует забывать о посещении храмов, об участии в церковных службах, чтении псалмов.

Сегодня в интернете можно найти отзывы тех людей, кому помогли молитвы. Читая их, можно еще раз убедиться в огромной силе Иисусовой молитвы: она спасает от пьянства, избавляет от недугов, наставляет на путь истинный.

Вот пример такого отзыва:

«Я, грешный, неоднократно пытался творить Иисусову молитву, но всегда бросал через день или два. И так проходил год за годом. Недавно прочел труд Архимандрита РАФАИЛА (Карелина) «Дыхание жизни. О молитве» и что-то запало в душу.

Я начал все чаще и чаще творить Иисусову молитву по четкам. Иду пешком и молюсь, в транспорте тоже продолжаю молиться. И мне это дается с большим трудом, потому что я, в принципе, не молитвенник и имею весьма нервный и вспыльчивый склад характера.

Постепенно стали утихать страсти, терзавшие меня долгие годы. Сейчас стало легче, и появилась уверенность в том, что не сойду с пути делания Иисусовой молитвы. Надеюсь на ПОМОЩЬ БОЖЬЮ!

Иисусова молитва сначала так же трудна, как трудно перепиливать цепи или руками рыть землю, разбрасывая ее по полу. Но когда благодать коснется сердца, оно почувствует, что цепи спали. Иисусова молитва превращается в любовь души к Богу, а в этой любви — истинная жизнь, о которой не ведает мир, истинная радость и свобода.

Ложась спать, человек должен засыпать с молитвой; просыпаясь ночью, вставать на молитву; если он день посвятит молитве, то она будет посещать его ночью во время сна; если он часть ночи будет молиться, то весь день будет для него другим».

Высказывания святых

Серафим Саровский о переходе от умной к сердечной молитве:

«Сначала день, два и более твори молитву эту одним умом, раздельно, внимая каждому слову особо. Потом, когда Господь согреет сердце твое теплотой благодати Своея и соединит в тебе ее в один дух, тогда потечет в тебе молитва эта непрестанно и всегда будет с тобой, наслаждая и питая тебя».

«Душа молитвы — внимание. Как тело без души мертво, так и молитва без внимания — мертва. Без внимания произносимая молитва обращается в пустословие, и молящийся так сопричисляется с приемлющим имя Божие всуе».

Святитель Игнатий (Брянчанинов) о тех, кто долго практикует Иисусову молитву:

«В подвижнике молитвы преуспеяние в молитве сперва начинает проявляться особенным действием внимания: от времени до времени оно неожиданно объемлет ум, заключает его в слова молитвы.

Потом оно сделается гораздо постояннее и продолжительнее: ум как бы прилепится к словам молитвы, влечется ими к соединению с сердцем. Наконец со вниманием внезапно сочетается умиление и соделает человека храмом молитвы, храмом Божиим».

Преподобный Григорий Синаит о начале, середине и конце умной молитвы:

«Начало умной молитвы есть очистительное действо или сила Духа Святаго, и таинственное священнодействие ума, как начало безмолвия, — упразднение от всего или беспопечение, средина — просветительная сила Духа и созерцание, а конец — исступление или восторжение ума к Богу.

«Память Божия, или умная молитва, выше всех деланий; она есть глава и добродетель, как любовь Божия».

«Ум, если не будет иметь в руке силу молитвы, то не возможет сокрушить грех и противные силы».

«Чтобы всегда иметь память о Господе Боге, для этого и молитва Иисусова».

Тексты молитвы

Господи, Иисусе Христе, Сыне и Слове Божий, молитв ради пречистой Твоей Матери, помилуй мя, грешнаго

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.

Господи, Иисусе Христе, помилуй мя.

Видео: Иисусова молитва, исполняет мужской хор. Аудио.

Умная молитва в православии

Спасибо френдам. Они заставили меня еще раз задуматься, что такое «умная молитва».
Несмотря на то, что я довольно много читал книг по молитве, оказалось довольно трудно дать краткие определения.

Во-первых, давайте вспомним, что же такое «умная молитва».
А потом подумаем, чем она отличается от медитации.

Главное – не надо сразу пользоваться Интернетом.
Тут на каком-то христианском форуме (не стоит на него и ссылку давать) я увидел вопрос – что такое Иисусова молитва. И там был дан однозначный ответ – Иисусова молитва – это молитва «Отче наш. ». Я на этот форум больше не ходил. Тем более, что форум не православный.
Кстати, на том форуме на вопрос «Что такое умная молитва», был дан ответ:
Умная молитва, это молитва, которая читается в уме, про себя, в отличие от молитвы вслух.
А некоторые авторы форму доказывали, что Иисусова молитва (из тех, которые знали, что это не «Отче наш..») аналогична и даже тождественна буддийской медитации.
Это все, конечно, чушь. Но получается, что не так легко пользоваться Интернетом для поиска ответов на вопросы. И, Боже мой, какая же в головах каша у некоторых товарищей.
Для любого термина можем подобрать несколько значений:
1. Значение, которое вкладывает ваш собеседник.
2. Значение, которое вкладываете вы сами.
3. Значение, которое принято ему придавать в данное время (например, энциклопедии или справочники).
4. Значение, которое ему придавали в другие времена (исторические документы).
Давайте попытаемся выяснить, какое значение имеет термин «умная молитва» с православной точки зрения.
Один из самых авторитетных авторов в этом вопросе святой Паисий Величковский (1722г — 1794г.), его мнение хорошо проверено временем. Из современных богословов хотелось бы ссылаться на мнение митрополита Иерофея (Влахоса), который очень подробно занимался этой темой.
Обязательно нужно упомянуть «Слово о молитве Иисусовой» Игнатия Брянчанинова.
Что такое «умная молитва» Паисий Величковский подробно описывает в книге «Против хулителей умной молитвы». Невозможно пересказать в двух словах, но ясно следующее.
Умная молитва – это особый уровень делания Иисусовой молитвы.
То есть текст умной молитвы — «Господи, Иисусе Христе, Cыне Божий, помилуй мя грешнаго» и другие допустимые варианты этого текста: «Господи, Иисусе Христе, Cыне Божий, помилуй мя » и т.д. вплоть до «Господи, помилуй».
Умная молитва должна твориться в сердце. Несмотря на название «умная», умная молитва творится именно в сердце, а не в уме. А называется она «умной», потому что в сердце молитву творит ум.
«Во время молитвы ум хранит сердце, и пребывает постоянно внутри его, и оттуда, то есть из глубины сердца, воссылает молитвы» — Симеон Новый Богослов.
«Сердце, на котором как на жертвеннике ум священнодействует Богу тайную жертву молитвы», «Действование умом в сердце этой Божественной молитвы» — Паисий Величковский.

Митрополит Влахос определяет 5 этапов обучения Иисусовой молитве.
1. Молитву произносят уста.
2. Молитву принимает ум и произносит ее в себе. Это и есть умная молитва.
3. Молитва сходит в сердце.
4. Молитва становится все более самодействующей.
5. В душе ощущается божественный тихий огонь.
Митрополит Влахос «Одна ночь в пустыне Святой Горы».
Здесь Влахос отдельно выделяет частный случай умной молитвы, но это выделяется только для определения этапов.
Паисий Величковский под «умной молитвой» понимает молитву, после прохождения всех этих пяти стадий обучения.

Таким образом, умная молитва в православном смысле это:
1. Текст Иисусовой молитвы.
2. Молитва творится «умом в сердце».
3. Молитва «самодействующая»

Молитва «самодействующая» означает, что она непрерывно повторяется.
При таких свойствах умной молитвы многие говорят о ее сходстве с медитацией и йогой.
На эту тему говорить не буду. Об этом прекрасно сказал Митрополит Влахос стр. 45-48 изд 2007г. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Там он приводит 9 коренных отличий православной молитвы и методов йоги и медитаций. Главное отличие – это наличие веры в Бога в православной молитве.
Я бы добавил даже, что не только вера, но и вся совокупность приобщения к церковной традиции, православное обучение и прочее.
То есть Иисусова молитва тем больше отличается от медитации, чем больше у человека веры, чем больше православных знаний, понимания молитвы, правильного опыта православной молитвы.

Феофан Затворник, свт Возможна ли умная молитва для мирян? Если нет умной молитвы, то и никакой нет. Что такое молитва. Что мешает умному предстоянию пред Богом. Возможно ли уединение для мирян? О необходимости духовного руководства. Как найти духовного отца

113 (479)

Возможна ли умная молитва для мирян? Если нет умной молитвы, то и никакой нет. Что такое молитва. Что мешает умному предстоянию пред Богом. Возможно ли уединение для мирян? О необходимости духовного руководства. Как найти духовного отца

В статье, помещенной в 33-м выпуске «Домашней беседы», встретились некоторые мысли,

породившие в вас недоумение. Считаю долгом разъяснить их и вам, и читателям вашим.

Вы говорите, будто умная молитва едва ли возможна для мирян. «Куда уж нам до умной молитвы!» — пишете вы. Но если нет у вас умной молитвы, то и никакой нет: ибо только умная молитва и есть настоящая молитва, угодная и приятная Богу. Она должна составлять душу домашней и церковной молитвы, так что коль скоро ее нет в них, то молитвословия имеют только имя молитвы, но не суть молитва. Что такое молитва? Ума и сердца к Богу возношение на славословие, благодарение и испрошение нужных благ. Стало быть, существо молитвы есть умное восхождение к Богу в сердце. Станет ум в сознании пред лицом Бога и, исполнившись благоговейного страха, начнет изливать пред Ним сердце свое,— вот и умная молитва! Внешнее молитвословие, домашнее или церковное, дает ей только слово, или форму; душу же, или существо, молитвы носит всякий сам в себе, в своем уме и сердце. Весь церковный чин наш, все молитвы, сложенные для домашнего употребления, преисполнены умным обращением к Богу. Совершающий их не должен останавливаться на одной внешней их форме, а сквозь нее проходить внутрь, и по тому, что сокрыто в них, настраивать и свое внутреннее. Без умной молитвы никому нельзя быть. В ней можно положить только такую

разность: есть умная молитва, при словесной, или внешней, — домашней ли то или церковной; и есть умная молитва, сама по себе, без всякой внешней формы слова или положения телесного. И последняя тоже обязательна для мирских людей. Спаситель заповедал: вниди в клеть твою и помолися втайне . Клеть эта, как говорит святитель Димитрий Ростовский и как показывает существо дела, есть сердце. Кому заповедал апостол непрестанно молиться? Всем христианам. Стало быть, и мирянам. А непрестанно молиться иначе нельзя, как умного молитвою, в сердце. О каком это потаенном в сердце человеке говорит другой апостол? О духе нашем, предстоящем Богу, приемлющем от Него силу и совершающем все пред лицом Его, еже есть пред Ним многоценно . Следовательно, умное предстояние Богу обязательно; а если обязательно, то никто не имеет права говорить, что едва ли возможно. К невозможному Бог не обязывает. Трудно — это так, но чтобы невозможно, это несправедливо. Но ведь трудно вообще все доброе, а тем паче молитва, источник всего доброго для нас и верная подпора. Спросит кто-либо: как же это сделать? Очень просто: возымейте страх Божий. Страх Божий, как чувство, привлечет внимание и сознание к

сердцу, а как страх, заставит внимание и сознание стоять в сердце пред Богом. Вот и умное предстояние Богу, и молитва! Пока в сердце есть страх Божий, дотоле умное предстояние пред Богом не отойдет от сердца. Таким образом, вот одно, вседейственное средство для умной молитвы! — Но как же, скажете, — дела развлекают! — Не будут развлекать, возымей только страх Божий. Умному предстоянию пред Богом мешают не дела, а пустоделие и худоделие . Отстрани худое и пустое, оставь одно обязательное, да не по светской, а по евангельской обязательности, и увидишь, что исполнение обязанностей не только не отклоняет, а привлекает ум и сердце к Богу. То и другое одного рода и требует одного строя душевного. Что ни стал бы ты делать из этого круга, всегда обратишься к Богу, чтобы помощи испросить и дело свое посвятить славе Божией. Вставши утром, установись покрепче перед Богом в сердце, в утренней своей молитве, и потом исходи на дело свое, Богом тебе порученное, не отрывая от Него чувства и сознания. И будет то, что во втором пункте написано: «Пребывая в Боге умом и сердцем, силами души и тела исполняй лежащие на тебе обязанности». Неправо понимают умную молитву те, которые думают, что существо ее состоит в том, чтобы сидеть где-нибудь скрытно и таким образом созерцать Бога. Существо ее выразил пророк Давид: предзрех

Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся. Стало быть, скрытность не составляет существа умного предстояния пред Богом и множество дел не препятствует этому.

Вы пишете, что уединение для мирян едва ли возможно. Есть два рода уединения: одно всецелое, всегдашнее, когда кто уходит в пустынь и живет один; другое — частное, бывающее по временам. Первое, действительно, не дело мирян; а второе и возможно для них, и даже есть у них. У всякого случается сколько-нибудь времени, когда он бывает один, хотя бы даже и не заботился намеренно о том, чтобы устроять для себя часы уединения. Вот этот-то час или часы и обрати в пользу духовного своего созидания. Вместо пустых мечтаний, войди в себя и проверь дела свои — хорошо ли они поделаны и могут ли быть угодны Богу, если ты предзришь Его пред собою. Такие часы можно на всякий день выделить для себя всякому самому многодельному человеку, коль скоро есть у него забота о спасении души. Если не уделяют, то именно потому, что заботы этой нет или не настолько она сильна, чтобы превышала все другие заботы. Но ведь для того, кто не заботится, и не пишутся средства устроять спасительный образ жизни. Таким образом, на всякий день надо иметь уединенные часы; а когда придется говеть, то на все время гонения должно

Читайте также  Текст молитвы на благословение дома

прекратить дела, чтобы говение могло быть вполне душеспасительно. Это и имелось в виду, в отношении к мирянам, при указании на уединение, как на средство к богоугодной, ведущей к спасению жизни. Но и еще одно надлежит поддержать в мысли, что есть, кроме внешнего, внутреннее уединение. Вне — шум и смятение, а человек в сердце один с самим собою. Когда у кого болит сердце о чем-либо, то будь он в самом веселом и многоречивом обществе, ничего не слышит и не видит. Там, у сердца своего, сидит он с своею болезнью. Это всякий знает по собственному опыту. Если же так бывает в житейских делах, то отчего же не быть подобному и в порядке духовном? Есть и тут болезни, и они еще сильнее и глубже всех житейских. Когда западает на сердце болезнование в этом порядке жизни, то что будет в силах извлечь тогда сознание человека из его уединенного пребывания в сердце своем? Вот уединение другого рода, бывающее и у мирян, коль скоро посетит их забота о спасении души своей! Страх Божий проникает тогда душу и удостоверяет ее приискренне, что хотя бы она весь мир приобрела, ничем не в состоянии будет откупиться, когда придется расплачиваться за порядки пройденной жизни. Это приискреннее убеждение проникает всю душу и производит в ней такую болезненную заботу о едином на потребу , что и смотреть уж ей ни на что не

хочется. Все она одно с этим своим единым, хоть по наружности и совне много бывает занятой. Вот такое уединение возможно и мирянам!

Вы говорите, что иметь духовного отца, с которым можно было бы всякий раз советоваться о всех случаях внешней и внутренней жизни своей, неудобоисполнимо для мирских людей. Правда, все реже становятся лица, к которым можно было бы с полною благонадежностию обращаться за советами о жизни духовной: как-то все ограничиваются исправностию поведения и частным исполнением долга, а на то, что происходит при этом в сердце, не считают нужным обращать внимание. Внешняя жизнь берет перевес над внутреннею. Но нельзя сказать, чтоб уж совсем оскуде преподобный. Ревнители о внутренней жизни во все времена были редки между духовными, в мире живущими: но всегда были, и теперь есть, и вперед будут. У тех же, кои начинают болезновать о спасении, появляется чутье, по которому они доискиваются благопотребного отца духовного. К этому надо прибавить, что на первый раз есть у нас руководство в порядке церковном, которое может указать всякий отец духовный, и указывает. Так уж Бог устроил, что никто не останется без должного руководства. Дальнейшее руководство может дополниться чтением святых отцов, собеседованием с единомысленными, а то и собственным опытом. Из всего этого

и составляется то руководство, без которого никак нельзя обойтись в духовной жизни. И малость может возмутить душу. Смутится Бога боящаяся душа и, молясь Богу о вразумлении, спешит к духовному отцу, — и бывает, что, откуда не чается, получается самое успокоительное истолкование дела. Жизнь духовная есть Божия жизнь; Бог блюдет ее. Конечно, нельзя бросаться без осмотрительности на всякого, надобно иметь и собственное рассуждение; но если оно колеблется, то некуда более идти, как к отцу духовному. И во внешней жизни есть такие запутанные соплетения, что трудно сообразить, как поступить законно в известном случае; тем естественнее быть им в жизни внутренней. Иди к духовному отцу, одному, другому, третьему, — нападешь на такого, который успокоит тебя. Иной, если не успел дойти до чего собственным опытом, то наука скажет дело.

Умная молитва

Основным занятием безмолвника-созерцателя служит умная молитва, то есть молитва ума, внутренняя молитва, постоянная молитвенная память о Господе нашем Иисусе Христе Сыне Божием, постоянное молитвенное обращение к Нему, соединение внутреннего человека с Его пресвятым именем. Святой Григорий ставит умную молитву выше всех деланий. Через молитву получается духовная мудрость. «Премудрость есть сила умной, чистой, ангельской молитвы». Молитва вселяет в человека чувствование Неба, согревает и радует ум, воспламеняет душу «к невыразимой любви Бога и людей». Она низводит на душу человека благодать Святого Духа. Через молитву «приобретается всякое благо». Поэтому «разлучение» с ней безмолвника святой Григорий считает падением его.

Замечательно определение молитвы святым Григорием. Хотя оно и пространно, но его следует привести полностью, ибо оно наилучшим образом обнаруживает то, какое содержание в ней видит святой отец Церкви. «Молитва, — говорит он, — есть проповедь апостолов, действие веры, лучше же — вера непосредственная, непоколебимость надеющихся, проявляемая любовь, ангельское движение, сила бесплотных, дело и веселие их, Евангелие Божие, извещение сердца, надежда спасения, знак освящения, символ святости, познание Бога, откровение Крещения, очищение купели, обручение Святого Духа, радость Иисусова, веселие души, милосердие Божие, знамение примирения, печать Христова, луч разумного солнца, утренняя звезда сердец, утверждение христианства, выявление Божия примирения, благодать Божия, премудрость Божия, или, лучше, начало премудрости в себе, Божие явление, занятие монахов, образ жизни безмолвников, причина безмолвия, признак ангельского строя жизни. И что говорить много, — молитва есть Бог, производящий все во всех, потому что одно — действие Отца, Сына и Святого Духа, совершающего все во Христе Иисусе». Уже у новоначальных молитва есть «как бы огонь радости», исторгающийся из сердца, а у совершенных — как свет благоухающий, «действующий (в душе)».

Началом умной молитвы служит таинственное «действие, или очистительная сила, святого Духа» в единстве с таинственным «священнодействием ума». Признаки начала ее у разных людей, «которые ищут правильно», бывают различные: у одних «как восходящий свет», у других «как трепетная радость», а у иных как смешение радости и страха (трепета), как «неописуемое сокрушение», мир и любовь ко всем, движение «живого сердца», биение и дыхание Духа, «невыразимо обращающегося от нас к Богу».

Середина умной молитвы — действие озаряющей силы Святого Духа — «просветительная сила и созерцание». Эту стадию успешно проходит молчальник, предавшись усердному молитвенному подвигу.

Последняя, самая высокая стадия умной молитвы — «экстаз и восхищение ума к Богу». Описывая сие, святой Григорий свидетельствует: «Изумление есть полное возвышение сил души к познанному, свойственному великолепной славе (Божества). Или еще: изумление есть чистое и всецелое устремление ума к пребывающей в свете беспредельной силе. Экстаз же представляет не только восхищение к небу душевных сил, но и совершенное «исступление» самых чувств. Ревность (по Богу)… есть духовное опьянение, возбуждающее желание (спасения)».

В экстатическом состоянии безмолвник ангелоподобно возносится к созерцанию безвидной Троичной Единицы и тайн домостроительства нашего спасения. Он приобретает недоступную естественному разуму способность созерцать истинную сущность вещей; ему возвращается первобытное (праотца Адама) просвещение и способность зреть благодатный свет. Именно в молитвенном экстазе преимущественно и наступает созерцание Божественного света — «существенного духовного света». Вся тварь зрится световидной, и сами телеса молитвенников излучают чудную светозарность.

Рассуждая об «умной молитве», святой Григорий наставляет и в том, как нужно совершать ее правильно. «Мысленно или душевно, — учит он, — восклицай непрерывно: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя»». Молитва Иисусова читалась разными отцами по-разному. Одни из них произносили так: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Другие читали лишь вторую ее половину: «Сыне Божий, помилуй мя». Святой Григорий принимает оба обычая, однако не рекомендует часто «переменять призывание имени». «Многократно прочитывая половину [молитвы], ты не должен часто по лености переменять ее [на первую]. И растения, пересаживаемые часто, не укореняются».

Без необходимости не должно даже дышать. «Память об Иисусе» подобает соединять с дыханием. «Сдерживай дыхание «легких», — призывает святой отец, — чтобы не дышать без необходимости, так как слышание вылетающих из сердца вздохов омрачает ум, рассеивает мысли и, изгоняя ум из сердца, предает его плену забвения или незаметно настраивает его на заботливость о другом».

Творить Иисусову молитвы можно и мысленно, и устно, ибо из-за слабости иногда устает ум, а иногда уста. «По этой причине надлежит молиться двояко: и устами и умом». Если молитва читается устно, то необходимо помнить, что она должна читаться тихо, невозмутимо, чтобы голос не приводил чувства в смятение и не помешал уму сохранять сосредоточенность. «Пока ум, навыкая в [этом] деле, не получит силы Духа и не усовершится, до тех пор не научится безраздельно и твердо молиться. Тогда же [то есть в силе Духа] не будет необходимости произносить [молитву] устно, да и невозможно, потому что достаточно сил к выполнению [молитвенного] упражнения одним здоровым умом». Собрав ум в сердце, надо наклонить голову, «как бы от утомления»; можно сесть на скамью, а при изнеможении и на «постилку». «Трудясь же [в молитве] и часто чувствую боль в голове и плечах, переноси ее, ища Господа в сердце с напряжением и ревностью».

Хотя святой Григорий убеждает «постоянно хранить непрерывную молитву», но одновременно и указует, «как легче пройти промежуток ночного времени» и новоначальным, и средним, и совершенным. Соответственно состоянию подвижников все ночное время он подразделяет на «три порядка». Первый «порядок» [устав] требует половину [любую] ночи спать, а половину бодрствовать. Второй — один-два часа бодрствовать, затем четыре спать, встать к утрени, молиться часов шесть до утра. Дальше должно «соблюдать порядок занятий по часам», то есть первый час молиться, второй — читать, третий — петь; четвертый — молиться, пятый — читать, шестой — петь; седьмой — молиться, восьмой — читать, девятый — петь; и только за десятым — подкрепиться пищей, а за одиннадцатым — отдохнуть, «если сказывается нужда»; в двенадцатый же час «петь вечерню». Последний, третий «порядок» заключается во всенощном стоянии [на молитве] и в бодрствовании».

Читайте также

Молитва умная деятельная

Молитва умная деятельная Умная деятельная молитва Иисусова называется умной потому, что читается мысленно, а деятельной именуется потому, что, до времени всецелой преданности в волю Божию, совершается человеком намеренно, а не самодвижно Духом Святым.Навыкнув, как

Глава 1. Против хулителей умной молитвы. О том, что умная молитва есть делание древних святых отцов, и против хулителей этой священной и пренепорочной молитвы

Глава 1. Против хулителей умной молитвы. О том, что умная молитва есть делание древних святых отцов, и против хулителей этой священной и пренепорочной молитвы Пусть будет известно, что это Божественное делание священной умной молитвы, было непрестанным делом древних

Глава 2. Откуда эта Божественная умная молитва имеет начало, и какие свидетельства Богоносные отцы приводят о ней из Священного Писания

Глава 2. Откуда эта Божественная умная молитва имеет начало, и какие свидетельства Богоносные отцы приводят о ней из Священного Писания Прежде чем указать, откуда эта Божественная молитва имеет самое первое начало, нужно предложить к сведению следующее: пусть будет

Глава 3. О том, что эта священная умная молитва есть духовное художество

Глава 3. О том, что эта священная умная молитва есть духовное художество Да будет известно, что Божественные отцы наши называют это священное мысленное делание молитвы — художеством. Святой Иоанн Лествичник в слове 27-м о безмолвии, уча о таинстве этой умной молитвы,

Умная молитва

Умная молитва Умная молитва бывает лишь у того, кто получил благодать Божию. Нельзя творить молитву с мыслью: «Я научусь ей, я должен преуспеть (катаферо) в молитве, я достигну ее». Потому что, ставя молитву как цель, мы приходим к эгоизму и гордости.Конечно, необходим долгий

Духовный наставник и умная молитва

Духовный наставник и умная молитва Заниматься исключительно умной молитвой необходимо под руководством духовника. Умной молитвы не бывает без духовного наставника. Есть опасность, что душа впадет в прелесть. Нужна осторожность…Духовный наставник научит вас, как

746. При продолжении опасного недуга — о мужественном перенесении болезни. Конец постничества. Три вида молитвы: молитва деемая человеком, молитва находящая от Бога и молитвенный экстаз или восхищение

746. При продолжении опасного недуга — о мужественном перенесении болезни. Конец постничества. Три вида молитвы: молитва деемая человеком, молитва находящая от Бога и молитвенный экстаз или восхищение За все благодарите Бога; и за нездоровье благодарите. Мне со стороны

Глава 8. Молитва Любое ощущение – это молитва

Глава 8. Молитва Любое ощущение – это молитва Вопрос: Если наша молитва не влияет на решения Творца, то выходит, мы сами не влияем на ход событий? Или все же каким-то образом влияем?Ответ: Любое ощущение человека, даже такое, которое он сам не ощущает, которое проскакивает

Первая молитва: молитва всей Церкви

Первая молитва: молитва всей Церкви Затем предстоятель обращается к народу: «Помолимся». По этому призыву всё собрание замирает и пребывает в молчании. Не должно быть в храме больше никакой суеты, всем надо сосредоточиться.Из этого можно извлечь один общий урок.

Молитва преподобных старцев и отцев Оптиной пустыни (молитва на каждый день)

Молитва преподобных старцев и отцев Оптиной пустыни (молитва на каждый день) Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что даст мне сей день. Господи, дай мне вполне предаться воле Твоей. Господи, на всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы

Умная молитва

Умная молитва Основным занятием безмолвника-созерцателя служит умная молитва, то есть молитва ума, внутренняя молитва, постоянная молитвенная память о Господе нашем Иисусе Христе Сыне Божием, постоянное молитвенное обращение к Нему, соединение внутреннего человека с

165. Умная бабушка

165. Умная бабушка У одной старой женщины были две внучки: одна – сварливая мегера, другая – скромная добрая девушка. Когда, покидая дом бабушки, они коснулись её ног, она обеим дала благословение. Первой, строптивой, она сказала: “Пусть гирлянды на твоей двери всегда будут

«Умная» мышь

«Умная» мышь Мышь вылезла из норки и увидела, что ей приготовлена мышеловка, а в ней — кусочек мяса. Она подумала: «Вот, приготовили мне ловушку, чтобы я в неё попала. Хорошо, что я такая умная и сумею сделать так, чтобы не попасть в ловушку. Я ведь отлично знаю: если дотронусь

Молитва при бракосочетании (молитва христианских супругов)

Молитва при бракосочетании (молитва христианских супругов) Господи Боже наш, во спасительном Твоем смотрении, сподобивый в Кане галилейстей честный показати брак Твоим пришествием, Сам ныне рабы Твоя (имена) яже благоволил еси сочетатися друг другу в мире и единомыслии

Молитва во время засухи (молитва Каллиста, Патриарха Константинопольского)

Молитва во время засухи (молитва Каллиста, Патриарха Константинопольского) Владыко Господи Боже наш, послушавый Илию Фесвитянина ревности ради к Тебе, и во время посылаемому земли дождю удержатися повелевуй, таже паки молитвою его дождь плодоносный ей даровавый: Сам,

ЦЕРКОВНАЯ МОЛИТВА ИЛИ МОЛИТВА В ЦЕРКВИ

ЦЕРКОВНАЯ МОЛИТВА ИЛИ МОЛИТВА В ЦЕРКВИ В церкви хорошо молитесь и не замечаете, как служба идет. Се добре! Если можете, бывайте сколько можно чаще в церкви. Она — Дом Божий истинный. хоть сложена из кирпичей с известью. Сердце чует, что оно в Доме Отца, и сладко ему… Для

Сильные молитвы на все случаи жизни

Молитва «Отче наш»

Самой известной и сильной молитвой на все случаи жизни считается православная молитва «Отче наш» (скачать бесплатно полный текст молитвы в разных форматах можно здесь).

Отче наш, Иже еси́ на небесе́х!
Да святи́тся имя Твое́,
да прии́дет Ца́рствие Твое,
да будет воля Твоя,
я́ко на небеси́ и на земли́.

Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь;
и оста́ви нам до́лги наша,
я́коже и мы оставля́ем должнико́м нашим;
и не введи́ нас во искушение,
но изба́ви нас от лука́ваго.

Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.
Аминь.

Молитва «Богородице Дево, радуйся»

Бо­го­ро́­ди­це Де́­во, ра́­дуй­ся, бла­го­да́т­ная Ма­ри́е,
Гос­по́дь с То­бо́ю, Благослове́нна Ты в же­на́х и бла­го­сло­ве́н Плод чре́­ва Тво­его́, я́ко Спа́­са родила́ еси́ душ на́­ших.

Молитва «Символ веры» (Верую)

Молитва ко Христу

Господь Иисус Христос! Я так нуждаюсь в Тебе! Благодарю Тебя за смерть на Кресте за мои грехи. Я открываю Тебе дверь моей жизни, войди в нее, стань моим Господом и Спасителем.

Благодарю Тебя за прощение моих грехов и за жизнь вечную. Возьми мою жизнь в Свои руки, сделай из меня Такого человека, каким Ты хочешь меня видеть.

Благодарю Тебя, Великого Бога, Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Иисусова молитва (короткая и сильная)

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго/грешную.

Молитва Богородице от всех бед и напастей

О Пресвятая Богородица, Царица Небесная, Владычица Мария, укрой Своею ризою красною, рукою честною, Крестом животворящим раба Божия (имя) от всякого зла и напасти во веки веков. Аминь.

От клеветника и клеветницы, от еретика и еретицы, от чародея и чародейницы, от волшебника и волшебницы во веки веков. Аминь. Архистратич Михаил, Гавриил и Иоанн-воин победят беса и супостата и ворога во веки веков. Аминь.

Солнцем огражден, месяцем подпоясан раб Божий (имя), и не убоюся врага и супостата и ворога моего во веки веков. Аминь.

Древняя молитва Архангелу Михаилу на все случаи жизни (для защиты от темных сил и зла)

Господи, Боже Великий, Царю безначальный, пошли Архангела Твоего Михаила на помощь рабам Твоим (имена). Защити, Архангеле, нас от врагов, видимых и невидимых.

О Господень Великий Архангеле Михаиле! Запрети всем врагам, борющим меня, и сотвори их яко овцы, и смири их злобные сердца, и сокруши их, яко прах пред лицем ветра.

О Господень Великий Архангеле Михаиле! Шестикрылатых первый княже и воевода Небесных Сил – Херувимов и Серафимов, буди нам помощник во всех бедах, в скорбях, в печалях, в пустыни и на морях тихое пристанище!

О Господень Великий Архангеле Михаиле! Избави нас от всякия прелести диавольския, егда услышишь нас, грешных, молящихся тебе и призывающих имя твое святое.

Ускори нам на помощь и побори всех, противящихся нам, силою Честнаго и Животворящего Креста Господня, молитвами Пресвятые Богородицы, молитвами святых апостолов, святителя чудотворца Николая, Андрея, Христа ради юродивого,

святаго пророка Илии, и всех святых великомучеников: Никиты и Евстафия, и всех преподобных отцев наших, от века Богу угодивших и всех святых Небесных Сил.

О Господень Великий Архангеле Михаиле! Помози нам, грешным (имена), избави нас от труса, потопа, огня, меча и напрасныя смерти, и от всякого зла, от врага льстивого, от бури наносимой, от лукавого избави навсегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Святой Архангел Михаил

Молитва о деньгах и благополучии Святому Спиридону Тримифунтскому

О всеблаженный святителю Спиридоне, великий угодниче Христов и преславный чудотворче!

Предстояй на Небеси Престолу Божию с лики Ангел,
призри милостивым оком на предстоящия зде люди и просящии
сильныя твоей помощи.

Испроси нам у Христа и Бога нашего мирное и безмятежное житие,
здравие душевное и телесное, земли благоплодие и во всем всякое изобилие и благоденствие, и да не во зло обратим благая,
даруемая нам от щедраго Бога, но во славу Его и прославление
твоего заступления!

Яко да, твоими молитвами наставляеми и соблюдаеми,
достигнем в вечный покой и купно с тобой прославим Бога,
в Троице Святей славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа,
ныне и присно и во веки веков.

Молитва-оберег Ангелу-хранителю

Ангел мой хранитель, спаситель мой, избавитель, спаси меня, укрой плащаницей своей от врагов моих девяти девятижды, от взгляда Ирода и дел Иуды, от хулы, всякой напраслины, от острия в темноте, от яда в сосуде, от грома и молнии, от гнева и наказания, от звериного истязания, от льда и огня, от черного дня, а придет мой час последний, ангел мой, хранитель мой, встань в изголовье и облегчи мой уход. Аминь.

Утренняя молитва (короткая)

Благослови, Господи, на деяния дня грядущего, и да будут встречены трудности его, яко и подобает идущим под святым Твоим. Аминь. Аминь. Аминь.

Вечерняя молитва на сон грядущий

Господи Боже наш, еже согреших во дни сем словом, делом и помышлением, яко Благ и человеколюбец, прости ми. Мирен сон и безмятежен даруй ми. Ангела Твоего хранителя посли, покрывающа и соблюдающа мя от всякого зла.

Молитва против ссор Святому Варфоломею

Святой Варфоломей, жил ты всегда в святости и смирении. Не предавался мирским утехам, не помышлял о роскоши. Был ты всегда честен и справедлив. Святой Варфоломей, ты единственный святой, кто может рассудить мирские дела. Помоги мне не предаваться злобе и гневу. Помоги мне справиться со своею гордынею, святой Варфоломей!

Я люблю Господа Бога, Иисуса Христа и Божью Матерь, молюсь и прославляю Их. Хочу избавиться от земных пороков своих и с чистой душой славить Господа нашего. Аминь.

Читайте также  Молитва земле русская

Сила православной молитвы. Для чего, как и кому нужно молиться

Молитва – бесценный дар человеку. Только начав молиться, мы открываем перед собой совершенно другое измерение жизни и начинаем постигать основополагающие истины. Данное издание отличается своими исключительными практичностью и полезностью. В него вошли все ключевые темы, касающиеся православной молитвы, и главные молитвы православия. Вы узнаете, для чего и как нужно молиться, как и почему действует молитва.

Оглавление

  • Вступительное слово: о молитве
  • Молитва – общение с Богом

Из серии: Религия. Православная вера для начинающих (Эксмо)

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сила православной молитвы. Для чего, как и кому нужно молиться предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Молитва — общение с Богом

«Дело молитвы есть первое дело в христианской жизни. Молитва — дыхание духа. Есть молитва — живет дух; нет молитвы — нет жизни в духе», — говорил святитель Феофан Затворник.

Христианство — это не сборник каких-то отдельных разрозненных фактов, знаний, представлений. Это, прежде всего, общение с Богом, нашим Небесным Отцом, наши с Ним отношения. Эти отношения отражены именно в молитве. Именно она дает нам возможность ощутить Его присутствие в нашей жизни. Для верующего Бог — не есть нечто отвлеченное, абстрактное, Он идет с ним по жизни, помогает и поддерживает в трудную минуту. Каждое наше действие, каждый наш поступок так или иначе либо приближают нас к Богу, либо удаляют от Него.

«Мы должны молиться так, как если бы все зависело только от Бога, а действовать так, как если бы все зависело от нас», — говорил святой Фома Аквинский. Как это верно! Нужно молиться Богу, просить у него, но при этом нельзя сидеть сложа руки, нужно действовать в соответствии с Божьими заповедями.

Молитва — это дар Божий человеку. Но этот дар дается только тем, кто готов его принять. Нельзя помолиться один раз и забросить, считая, что этого достаточно. Постоянная, ежедневная молитва — вот путь к Богу.

Молясь каждый день, следуя правилам, установленным Богом, человек получает ответ на молитву и благодать Святого Духа. Во время такой молитвы верующий получает утешение, Бог укрепляет его в его молитвенном подвиге. Чтобы непобедимая сила Бога проникла в нас и помогла нам противостоять всем разрушительным влияниям окружающего мира, нужно как можно чаще обращаться к молитве.

Тайная вечеря. Фреска. Фото Р. Седмаковой

Молитва — лучший путь к достижению единения с Богом. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Ни одно слово даром не пропадет в молитве, если от сердца говорится: каждое слово Господь слышит и каждое слово у Него на весах».

Говоря об особом настроении во время молитвы, следует упомянуть, что нельзя сознательно себя возбуждать, искать некие видения, нельзя давать излишнюю волю воображению. Как часто в молитву вмешивается лукавый, пытаясь проникнуть в мысли молящегося, отвлечь от молитвы, от единения с Богом! Такая молитва не принесет пользы тому, кто ее возносит. Нужно всячески противостоять проискам зла.

Действует ли молитва?

Иногда людям кажется, что молитва не действует: человек молится, просит чего-то у Бога, а ничего не меняется в его жизни, ему кажется, что Бог его не слышит. Однако Господь не всегда сразу откликается на наш при зыв. Как уже говорилось, мало просить, нужно и самому предпринимать усилия к изменению своего существования и продолжать молиться. Тогда, если человек продолжает верить, обращается с молитвой к Богу, он в конце концов увидит благой результат. Чтобы мы сумели познать исходящие от Бога дары, Он после посещения на какое-то время нас оставляет. Именно путем смены таких состояний мы можем понять Его благоволение.

Часто верующий, обрадовавшись тому, что Бог услышал его молитвы, думает, что так будет всегда, и отчаивается, видя, что слова другой молитвы не имеют такого же действия. Однако это не так. Нужно верить, что горячая молитва возвратит Господа. Бог приходит, и часто Он меняет образ Своего явления. Так человек обогащается Божественными познаниями, растет в страдании и в радости.

Что значит молиться?

Что значит молиться? Это значит — высказать Богу наши сомнения, страхи, тоску, отчаяние, — словом, все, что связано с условиями нашей жизни. Господь приходит к нам, когда мы смиренно открыты для Него. Он приближается тихо, так что некоторые могут и не заметить Его появления.

Если настроиться на молитву и отринуть все посторонние мысли, она способна очистить ум и сердце.

Если молитву сделать ежедневным правилом, через нее можно постигнуть глубину замысла Божия о нас, суть которого сводится к тому, что наша земная жизнь — это всего лишь краткий миг, который дается нам Богом, чтобы мы проникли в глубину всепроникающей и всеохватывающей Христовой любви.

Правильное отношение к молитве

Начало восхождения к Богу — это наше правильное отношение к той молитве, которая должна вести нас к Нему, пока нам не откроется то, что Он хочет нам открыть.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что молиться нужно всем сердцем, ибо тот, кто не молится Богу сердцем, «тот все равно что вовсе не молится, потому что тогда молится тело его, которое само по себе, без души — то же, что земля». Молясь, человек стоит перед Богом, поэтому молитва должна быть разумом, сердцем, всеми чувствами. Когда мы молимся, мы должны представлять себе только Бога, который наполняет Своим присутствием все вокруг.

Бог спасает нас не только тогда, когда мы уже погрязли в грехах, но и тогда, когда греховные страсти только собираются опутать нас. Тогда Господь приходит к нам по молитве нашей. Это означает, что нельзя поддаваться искушениям и малодушно опускать руки, когда грехи одолевают нас, нужно молиться Богу, чтобы Он не допустил до греха. «Не тогда спасать должно дом от пожара, когда огонь всюду уже распространился в нем, — вот еще одна цитата из трудов праведного Иоанна Кронштадтского, — а лучше всего тогда, когда пламя только что начинается. Так и с душою. Душа — дом, страсти — огонь». Главное в молитве — близость сердца к Богу.

А. Бугро. Ангельское пение. 1881

Молиться нужно не по принуждению, а искренне, от сердца. Молясь, нужно искренне желать того, о чем просим, верить в это, чувствовать праведность и истинность просимого.

Если наша жизнь далеко не праведна, омрачена многочисленными грехами, то и молиться нам бывает очень трудно.

Как скоро приходит ответ на молитву?

Молитва — это не монолог. В молитве содержится не только наше обращение к Богу, но и Его ответ. Это диалог, и, как и во всяком диалоге, в молитве важно не только высказать свои просьбы, мысли, поведать о чувствах, но и услышать ответ, который не всегда бывает сию минутным. Иногда Бог отвечает нам во время молитвы, иногда — несколько позже. Часто бывает, что мы просим Господа немедленно нам помочь, а Он приходит на помощь лишь через какое-то время. Но Он приходит, Он помогает, и помогает именно потому, что мы в молитве просили помощи. А когда прийти нам на помощь, Бог знает лучше нас, и мы должны это понимать.

Молитва помогает нам узнать о Боге еще больше. Когда мы молимся, то должны знать, что Бог нам ответит, но ответ может оказаться не тем, какого мы ждем, он может нам не понравиться. Но это не значит, что ответ неправильный, это значит, что мы неправильно представляем себе ситуацию. Молитва никогда не бывает безответной.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector