У Бога все живы молитва

У Бога все живы молитва

У Бога все живы молитва

У Бога все живы! О скончавшихся внезапной смертью

У Бога все живы! О скончавшихся внезапной смертью

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Более всего нас пугает скоропостижная смерть наших близких. Как трудно бывает, порой, смириться со смертью молодых, тех, у кого жизнь только начиналась… Как часто люди бывают не в состоянии понять причину скоропостижной смерти своих любимых родных, пережить ее, найти в себе силы жить дальше…

Но тут то и кроется проблема! Проблема в том, что живые не знают, как им жить дальше без тех, кого они потеряли. И вот тогда то возникает возможность у живых проявить свою истинную любовь и заботу об умерших. Как? Молитвой и добрыми делами о спасении душ усопших.

Не стоит тратить драгоценное время на слезы и саможаление, в то время, как наши усопшие крайне нуждаются в нашей молитвенной помощи! Молитва, Псалтирь, добрые дела – вот наша помощь для наших усопших, та, которая в состоянии изменить их загробную участь к лучшему и даровать нам, живым, силы жить дальше!

Вот что пишет священник Владимир Востоков:

«Смерть – общий удел живущих на земле, и рано или поздно на каждого из нас она наложит свою руку. Однако, не всех она в одно и то же время переселяет в иной мир, но одних раньше, других позже.

Одних она настигает в глубокой старости, уже насытившихся земною жизнью, других безжалостно похищает в летах зрелых, некоторых неожиданно уносит она в пору юности, в пору свежести и расцвета сил, надежд и ожиданий, а иных в раннее утро человеческой жизни – во младенчестве.

Убежденные в неизбежности смерти, мы спокойнее примиряемся с нею, когда видим, что она уносит из нашей среды старцев недужных и слабых, которым уже и жить-то стало в тягость.

Но с глубокой жалостью и неутешными слезами провожаем мы в могилу тех, кого смерть застигла в летах зрелых или юных, после кого остаются горемычные вдовы и бесприютные сироты-малолетки или немощные старцы родители.

В этих случаях мы обыкновенно говорим: как рано, как преждевременно умер такой-то или, такая-то? Зачем Господь лишил полезного и хорошего человека жизни, и через это сделал несчастными его близких? Иногда эти сетования переходят в дерзкий ропот, являются причиной мрачного отчаяния, недовольства жизнью.

Но можно ли смерть человека, умершего раньше старости, считать преждевременной, можно ли, безутешно скорбеть о таком человеке и увеличивать свою скорбь горьким ропотом на Бога?

Прекрасный ответ на этот вопрос мы можем найти в жизни мученика Уара, пострадавшего в IV веке. Будучи воином, он любил посещать христиан, заключенных в темницах; омывал их раны, приносил им пищу, утешал их. За свое братское отношение к гонимым мученикам он был вызван на допрос. Здесь мужественно объявил он себя христианином, за что был предан жестоким пыткам и усечен мечом.

Одна благочестивая вдова, по имени Клеопатра, уважая мученика за его твердость в вере и добродетель, с честию похоронила его тело, а впоследствии на могиле мученика воздвигла храм.

Вскоре после освящения храма добрую женщину постигло тяжкое горе: захворал и умер ее единственный сын, еще молодой, но уже достигший почестей воинских…

Любящая мать, безутешно рыдая о сыне, поверглась над гробом святого Уара и всею силою души умоляла его испросить для нее у Бога милость – воскресить ее сына.

Скорбь, слезы, пламенная молитва утомили ее, она заснула, и во сне ее озарило дивное видение: святой Уар предстал пред ней с ее умершим сыном, и оба они были в блестящих одеждах, в сияющих венцах, радостные, окруженные необыкновенным светом.

Из этого видения Клеопатра поняла, что преждевременная, по ее мнению, смерть сына ее – не есть несчастье, погубившее сына и отравившее жизнь матери, но есть благая часть его – переход из жизни временной к райской радости в Жизни Вечной, к такой радости, какой бы здесь на земле сын ее не испытал, хотя бы прожил еще многие годы.

Само собою понятно, что убежденная в блаженной участи своего сына, Клеопатра и скорбеть безутешно перестала, но, раздав нуждающимся свое имение, сама поселилась при храме мученика Уара и до конца дней своих постилась и молилась.

И премудро, истинно по-христиански поступила Клеопатра, оставив напрасную скорбь и земные печали, и смиренно покорившись воле Божией.

Так точно и все мы, христиане, должны твердо помнить, что смерть бывает преждевременна только по нашему слабому рассуждению, а по премудрому Божию усмотрению всякий умирает своевременно: в ту пору, когда его душа всего более созрела для перехода в жизнь иную. Ведь Сам Христос учил, что всеуправляющая десница Божия всегда простерта над миром, охраняет и спасает сынов земли.

Веруя в такое милосердие по отношению к нам Создателя, мы должны быть убеждены, что и самая смерть постигает нас не случайно, но по Его воле. А воля Его, как благая и совершенная, все направляет к нашему счастью и блаженству, следовательно, и умираем мы в самую благоприятную для нас минуту.

Поясним эту мысль так: вся наша жизнь, с ее началом и концом, с ее последствиями, вполне открыта пред очами всевидящего Бога. И подобно тому, как искусный живописец, заканчивая свою картину, внимательным взглядом замечает ее недостатки и искусным движением кисти исправляет и дополняет картину и потом уже выносит ее из мастерской; так и Господь Бог, Своим премудрым Промыслом, направляет нас к целям, Им же Самим намеченным для нашего существования, – и когда эти цели нами достигаются, когда земной жребий нами выполнен, когда все, к чему мы призваны, нами совершено, тогда Он и вызывает нас в иной мир, для иной жизни, хотя бы, по нашему человеческому рассуждению, и не настала для этого пора, т.е. не приблизилась еще старость.

Кроме того, Господь, по Своему милосердию, спасает нас от нас же самих, от различных зол и бед житейских; знает, например, Господь, что такой-то человек, если поживет еще, то впадет в тяжкие и нераскаянные грехи, и призывает его к Себе, тем самым предупреждая эти бедствия.

Или видит Господь, что человек изнемог и устал на жизненном пути, и чтобы он не пал в борьбе с невзгодами, зовет его к Себе. По нашему ограниченному разуму, мы не видим это премудрое попечение о нас Создателя, поэтому горюем, ропщем, унываем, а иногда и свою участь проклинаем.

Но чтобы удержать свое непокорное сердце от ропота на Промысл, когда по Его воле совершается несогласное с нашим желанием, остановимся еще на следующем сравнении: положим, что кто-нибудь из нас имеет нежно любимого сына, и любящему отцу, который не желал бы расстаться с сыном, предлагают на выбор: оставить сына у себя на несколько лет, но тогда он лишится многих благ; или же отпустить его в далекую страну, понести покорно тоску разлуки с ним, и тогда он будет навсегда счастлив. Какой бы отец не согласился на последнее? И кто бы стал роптать на ту благодетельную разлуку, которая приводит его сына к истинному счастью? Разумеется, никто. Так, например, сын Клеопатры умер, по человеческому рассуждению, преждевременно, и через эту кончину и приобрел вечную радость: кто знает, если бы прожил он до старости, быть может, среди житейских соблазнов и потерял бы он этот венец?!

Христиане! Не будем увлекаться ошибочными суждениями своего разума, не будем считать преждевременным то, что находит своевременным Вечный Непогрешимый Разум Божий, и когда увидим ближнего, похищенного смертью, по-нашему, безвременно, не будем роптать на это, выражать неудовольствие, а помолимся поусерднее о упокоении души усопшего, и о самих себе воздохнем пред Господом, чтобы и нас сподобил Он христианской кончины. А когда? Когда будет угодно Его Святой и всеблагой воле!” (Священник Владимир Востоков).

У Бога все живы! О чувстве вины перед усопшими

Эту листовку можно прочитать и скачать – ссылка на скачивание двусторонней листовки в формате PDF – НИЖЕ

Наверное нет такого человека, у которого после смерти кого-то из близких не оставалось бы в сердце щемящего чувства вины. «Не успел. » «Надо было выехать раньше, еще увидел бы умирающую мать…» Одна девушка рассказывала о парне, который умер рядом с ней на кровати. «Ну почему, — спрашивала она себя и Господа, — я не проснулась, я бы его спасла». Пробуешь утешить, убеждая в том, что многое в жизни зависит от нас самих, от нашего выбора. Учиться или бездельничать, стать врачом или военным, обрести семью или жить в одиночку. Когда родиться и уйти из жизни – не в нашей власти. « Если человек созрел для вечности – Господь не медлит его забрать», – говорит старец Паисий Святогорец.

Мы не можем нарушить воли Божией, поэтому не оказываемся в нужную минуту рядом с умирающим. Если есть те, которые выжили благодаря помощи ближнего, значит им еще на земле предназначено быть. Успокаиваешь, но чувство вины все равно остается у тех, кто просто не успел.

Есть еще и объективные причины появления этой тяжести в душе. Это медленный уход человека из жизни и долгий процесс ухаживания за ним. Никто еще из родственников, по совести живущих, не сказал, что все сделал правильно для умирающего. Раздражительность, гневливость, нетерпение, ссоры, срывы, а после смерти – все то же чувство вины. «Ну почему же я такой несдержанный? Надо было по другому…»

Неверующий вздохнет: «Что ж, нет человека – ничего уже не изменишь. Был неправ, значит, тяжесть вины нести всю жизнь, авось время залечит». Верующий находится в более радостном положении после ухода в мир иной того, перед кем он виноват, потому что мы знаем, «у Бога нет мертвых, у Него все живы». В связи с этим митрополит Антоний Сурожский в одной из своих проповедей призывает: «После смерти человека не говори «я его любил или любила», но «люблю». Любовь не должна умирать со смертью человека, так как он жив, душа бессмертна. Продолжать любить, заботиться значит иметь возможность исправить свои ошибки перед усопшими – вот такая чудесная милость дается верующему человеку. А Господь усиливает чувство вины в нашем сердце, чтобы души наших близких не были бы там в мире ином одиноки. Так как же помочь?

Высшим проявлением любви святые отцы называют молитву. Она – царица добродетелей, посредством молитвы Господь прикасается к душам наших умерших, согревает теплом своей благодати. Это первая из трех драгоценных жемчужин, которые мы можем передать нашим близким, как дар с просьбой о прощении, за то, что не успели, не смогли и не захотели. Есть много молитв за усопших, появляются новые, но не будем забывать древней Псалтири. Постараемся читать эту книгу чаще. В течении сорока дней после смерти, в памятные даты для усопшего, когда чувство вины беспокоит душу. Молитва окрылит надеждой на встречу и верой в то, что смерть не конец, а начало.

Святитель Николай Сербский советует одному из своих духовных чад, убивающемуся из-за смерти близкого человека, поставить на его могиле крест. «Вертикальная черта креста – это молитва, обращенная к Богу, горизонтальная – милостыня, направленная к людям», – говорит святой. Добрые дела, дела милосердия – вот еще реальная помощь усопшим, оправдание для нас. Господь слышит молитвы сирых, убогих, вдовиц, потому, что в нужде человек имеет большее смирение. Как известно, «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Только когда оказываете милость нуждающимся, попросите их помянуть того, у кого Вы в долгу или помолитесь вместе с убогим «Упокой Господи душу усопшего раба твоего …» — скажете Вы, а он перекрестится и будет польза.

Постепенно мы подходим к главному, без которого молитва за усопших будет пустой, милостыня – способом откупиться, а вина вряд ли исчезнет. Необходимо с ушедшими делиться не только молитвой, но и качествами своей души. Православный автор Александр Ткаченко в своей книге «Слезы, летящие к небу» приводит замечательный пример: «Наверное, любой человек хотя бы однажды переживал состояние глубокой депрессии, уныния. Когда лежишь на диване, отвернувшись к стене и никого не хочешь ни видеть, ни слышать, когда даже солнечный свет мешает жить. Ты еще не умер, но желания и сил для дальнейшего существования дальше нет.

И тут в твою темную комнату войдет мама, которая не будет спрашивать, что с тобой случилось и даже не станет тебя утешать. Она просто сядет на краешек дивана, возьмет тебя за руку, погладит по голове, начнет говорить о чем-то совсем не важном ни для нее, ни для тебя. В общем, не сделает ничего особенного. Но ты вдруг почувствуешь, что черный мешок уныния расползается по швам, ты снова способен жить».

Наши усопшие уже не могут себе помочь, ведь те страсти, грехи, с которыми не справились, остались с ними. Рай и ад мы создаем здесь на земле и это не место, а состояние души. Господь однажды четко сказал: «В чем застану, в том и сужу». Но мы живые можем быть в роли той мамы, о которой говорилось выше и реально делиться с нашими близкими жизненной силой, вливая ее в душу умерших через молитву. Например мы знаем, что усопший человек страдал раздражительностью, осуждением, обжорством. Постараемся побороть в самих себе эти страсти и тогда давление греха окажется меньшим и в тех, ради кого мы это делаем, за кого молимся. Апостол Павел говорит о Церкви, как о Теле Христовом.

В организме так всегда и бывает: когда одна клетка заболевает – все остальные бросаются на помощь, отдавая себя, беря дополнительную нагрузку, делясь своей силой и энергией. Устремляясь ко Христу, мы поднимаем к Богу тех, кого рядом с нами уже нет, утопая в грехах, мы лишаем надежды на спасение не только себя, но и тех, кому больше некому помочь, кроме нас. Нет времени унывать, плакать, отчаиваться. Ведь эти эмоции чаще всего эгоистичны, мы плачем о себе, себя жалеем. Христианин должен собраться и с верой начать строительство. Строительство храма для того, с кем расстался на время.

Фундамент храма – любовь к усопшим, стены — наши добрые дела, жизнь по заповедям Божьим, крыша – молитва, которая обязательно должна опереться на стены добродетелей. И может совершиться чудо. Строители храмов иногда воцерковляются. Храм закончен, а они не уходят. Строили здание, а обрели Живого Бога, и сами стали прихожанами. Так и мы, если отдадим себя заботе об умерших, сами изменимся. Построим не только им храм, но и сами милостью Божией войдем в нерукотворный храм, имя которому Царствие Небесное. Там Бог пребывает во всем. Верим и надеемся, что увидим Там наших умерших, что не упрекнут они нас за наши ошибки, а поблагодарят за то что помнили, молились, а значит любили. Чувство вины Там исчезнет, но пусть не пропадает оно здесь и сейчас. Пусть сподвигает это чувство помогать тем, кто уже сам себе не может помочь.

У Бога все живы, или Зачем молиться за усопших

Как можно описать глубину потери родного человека? Пережить это очень тяжело. Многие впадают в сильнейшее уныние и теряют смысл жизни. Но православие каждому верующему дает надежду — на вечную жизнь, на пребывание в Царствии Небесном. Ведь у Бога все живы. Поэтому христиане верят в то, что после смерти они обязательно встретятся с близкими.

Молитва — связующее звено между живыми и мертвыми

В этом не сомневается и писательница Юлия Вознесенская. В своей книге под звучным названием «Мои посмертные приключения» ей удалось показать, насколько тесна связь между людьми — как между живыми, так и мертвыми, между родственниками и просто друзьями и знакомыми, теми, кто живет сейчас, и теми, кто умер десятки, а то и сотни лет тому назад.

Связь между людьми, пребывающими в разных мирах, поддерживается с помощью молитвы.

Верующие знают, что их родственники ушли не навсегда, потому что у Бога все живы. Они и дальше нуждаются в нашей любви и заботе. Вот только донести до них все это можно через молитву.

Православная Церковь учит, что через 40 дней после смерти определяется, где человек будет пребывать до Второго пришествия Христа. Но это еще не окончательное решение. Куда человек попадет — в Царствие Небесное или в ад — будет известно после Страшного Суда. Поэтому, даже если он не прошел мытарства, но за него молятся, есть надежда на спасение.

Как друзья и родные могут помочь усопшему?

В первую очередь, нужно молиться за этого человека и раздавать милостыню. Как молиться? Это вопрос в большей степени интимный, если относится именно к индивидуальной молитве.

Полезно читать по усопшим Псалтирь и Евангелие первые сорок дней после кончины, и столько же перед годовщиной — «Акафист за единоумершего». Также есть много молитв — родителей за детей, вдовцов за супругов, за всех православных христиан. Никто не отменял и индивидуальных прошений своими словами.

Молитва действительно приносит пользу как усопшим, так и живым. Огромную роль играет и молитва Церкви. Подавать записки можно только за крещеных в православии. Почему? Потому что как мы можем молиться за тех, кто еще при жизни не искал Христа?

В Церкви есть специальные службы, на которых поминают усопших, — панихиды. Также можно заказывать сорокоусты (поминовения на протяжении 40 дней), неусыпаемую Псалтирь (на 40 дней, полгода или год).

«Спасительный хлебушек»

Но особо важное значение имеет поминовение как живых, так и усопших, на проскомидии. За каждого поминаемого священник вынимает частицу просфоры и погружает ее в чашу для причастия со словами «Отмый (омой), Господи, грехи поминавшихся зде (здесь) Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».

В книге «Мои посмертные приключения» Юлия Вознесенская символически показывает «действие» такой молитвы.

Когда главная героиня блуждала на том свете, впадая в безволие и беспамятство, к ней начала прилетать птица, которая каждый день приносила белый хлебушек. После вкушения этой пищи героиня начинала вспоминать, кто она и куда стремится, ей хотелось становиться лучше, спасаться. Оказывается, это ее подруга подавала записки на проскомидию.

По молитвам святых. родственников

Но молиться могут не только живые, а и усопшие, которые пребывают с Богом. То, что в ином мире за нас молятся дедушки и бабушки (возможно, неоднократно с приставкой пра-) — совсем не выдумка. Вот только соответствует действительности она при условии: эти люди были верующими и заслужили у Бога особую благодать (стали святыми).

Получается, что если они еще при жизни стремились к Богу, то после смерти обрели особый дар — продолжать молиться за всех своих родственников.

Главная героиня книги «Мои посмертные приключения» после попадания в загробный мир встречается со своим дедушкой-священником, который в советское время пострадал за веру. Он — святой, поэтому особо усердно молится за внучку. Именно он умолил Бога вернуть душу героини в тело (чтобы она имела время покаяться).

Священномученик Евгений, так звали героя, вымолил не только внучку. Перед этим по его прошениям избавилась от адских мучений и его дочь, также он помог многим родственникам, которые жили до него.

В этом нет ничего странного: ко многим святым мы обращаемся каждый день, хоть они умерли сотни лет назад. И в том, что они нас слышат, нет никаких сомнений. Разве можно сомневаться, когда получаешь исцеление в болезни, помощь в различных житейских нуждах?

Все это еще раз подтверждает: у Бога все живы, поддерживать связь с усопшими мы можем через молитву. Каждая записка на проскомидию для них может стать тем спасительным хлебом, который помогал героине романа «Мои посмертные приключения» вернуть память и искать путь к Богу.

У БОГА ВСЕ ЖИВЫ. Рассказ сельского священника

У Бога нет мертвых, но все живы. Об этом говорит Сам Спаситель: Не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых (Мф. 22: 31-32). Многие из нас, «мудрствуя» о предметах веры и о загробной участи умерших, забывают или уклоняются от дел действительной помощи нашим усопшим. Многие совершенно не знают или отказываются от православного обряда погребения: в то же время охотно прибегают к различным языческим культовым действиям и ритуалам (обильные застолья-тризны, мраморные надгробья, венки и т. п.).

Читайте также  Молитва митрополита мануила лемешевского обращенная к Богородице для защиты семьи

А между тем наши усопшие родные и близкие ждут от нас помощи. Они нуждаются в ней! Из моей священнической практики мне известно много случаев (по рассказам прихожан), когда усопшие являлись своим живым сродникам (во сне) и прямо высказывали свои нужды, говорили о своих заблуждениях при жизни или давали наставления, о чем-то предупреждали.

Святые отцы учат нас не доверять сновидениям, так как большинство из нас не имеют духовного рассуждения, чтобы определить природу сна, то есть является ли он отражением бывших в жизни реальных событий и переживаний или следствием движений плоти (страстей, болезней и т. п.); влияние ли это темного мира падших духов или же, наконец, это действительно духовное общение с загробным миром, прикровенным для нас до времени. В любом случае, если сон показался имеющим значение, важным, предупреждающим о чем-то, следует, прежде всего, посоветоваться со своим духовником, приходским священником или хотя бы с духовно опытным человеком.

Расскажу о нескольких запомнившихся мне событиях, связанных с темой нашего разговора.

Одной моей прихожанке явился во сне односельчанин. При жизни он был убежденным атеистом, гонителем веры и Церкви. Ей приснилось, что этот человек стоял около развалин часовни, которая была некогда на краю деревни, и говорил, указывая на них: «Если бы раньше, при жизни, я хотя бы изредка смотрел на это святое место, хотя бы один раз задержал взгляд, теперь мне было бы легче». Вот какова сила святыни! Даже разрушенной и поруганной.

Мой дядя в молодости и средних летах был верующим человеком, посещал храм Божий, читал Священное Писание. Но, поддавшись духу времени, он потерял веру в Бога. Перестал ходить в церковь, убрал из дома святые иконы. Более того, даже в мыслях он стал безбожником, проповедуя атеизм. Вместо молитв он стал заниматься гимнастикой. Но и к нему пришла смерть. Будучи восьмидесяти лет, он слег. На смертном одре он метался, хрипел, пытаясь что-то сказать, и все время указывал рукой в святой угол, где должны были висеть (но не висели) иконы. Что-то ужасное окружало его, надвигалось, давило, и не было у него защитников, предстателей, ходатаев к Богу, ибо он сам однажды добровольно отказался от них.

У одной моей прихожанки умер родственник. Он был некрещеным. Движимая чувством сострадания, эта женщина пришла ко мне и спросила: как облегчить его загробную участь? Церковная молитва за некрещеных недопустима. Поэтому я посоветовал ей раздавать за усопшего милостыню, а именно – душеспасительные книжки: ведь, может быть, кто-то, прочитав такую книгу, примет Таинство Крещения, изменит к лучшему свою жизнь и это будет самой богоугодной жертвой за усопшего некрещеного. Через некоторое время эта женщина пришла ко мне и рассказала, что видела умершего во сне. Он сидел и читал одну из тех книг, которые она раздавала: значит, принял Господь эту жертву.

У многих, даже и верующих людей, представления о нашем долге по отношению к усопшим запутаны и неправильны. Считают, что необходимо первым делом устроить пышные поминки с обильным застольем, водкой и редкими яствами; потом – поставить на могиле дорогой памятник, чтобы знакомые не осудили за скупость.

Как заблуждаются эти люди и, более того, какой вред приносят своим дорогим и любимым умершим родственникам и близким! Подумайте о том, что водка, выпитая за упокой души усопшего, льется ручьем на ту чашу весов, на которой сложено бремя его грехов, а ведь она и так тяжела! Надо облегчить ее! Как? Молитвой церковной: обедни, сорокоусты; молитвой домашней: чтением Псалтири, милостыней.

Были в моей служебной практике такие случаи. Как-то подошла ко мне одна женщина и рассказала, что недавно похоронили они своего сродника, поставили на могилу гранитный памятник. И вот является ей во сне усопший и жалуется, что этот тяжелый могильный камень очень давит и мучает его. Я объяснил ей, что могилу освящает крест, желательно деревянный. Ведь крест – это орудие нашего спасения, нашего искупления. При жизни мы носим крест на груди, прикладываемся ко кресту в храме Божием, осеняем себя крестным знамением, и после смерти место нашего упокоения должно освящаться крестом, но никак не куском гранита или мрамора. Женщина очень хотела поставить именно стеллу из гранита и никак не соглашалась на простой деревянный крест. Выходом оказалась покупка гранитного памятника в виде резного гранитного креста с вырубленными буквами на нем.

Другой моей прихожанке явился во сне, вскоре после похорон, сродник и сказал: «Все хорошо, да вот только хомуты мне сильно мешают». Хомуты – это венки, которыми заваливаем мы могилы наших умерших. А ведь это наследие языческих обрядов, православный обряд погребения такого не требует.

Был и такой случай. Как-то я отслужил литию по усопшей. После этого, ночью, явилась эта усопшая во сне своей сестре и благодарила. Говорила: «До сих пор на мне как бы камень лежал, а теперь он снят». Вот каково значение литии!

Однажды пригласили меня совершить требу на дому. Деревня эта, куда следовало мне идти, расположена была в пяти километрах от нашего прихода. Я смог выбраться только под вечер, уже смеркалось. Закончил совсем поздно, поэтому пришлось остаться на ночь. На рассвете меня разбудил стук в дверь. Пришла молодая женщина, жительница этой деревни. Чувствовалось, что находится она в состоянии сильного волнения. Сначала, увидев меня, она застыла, словно потрясенная чем-то, потом вдруг стала что-то быстро объяснять. А произошло вот что. Ночью явился ей во сне умерший несколько лет назад свекор и сказал: «В деревню пришел священник, находится он там-то и там-то (назвал место, где я ночевал), пойдите, попросите его, чтобы отпел меня, а то ведь я лежу у вас неотпетым». Женщина рассказала мне, что в то время, когда умер ее свекор, у них не было священника, поэтому и схоронили его без отпевания. И вот что было особенно удивительно: эта женщина видела своего свекра лишь один раз – когда он лежал уже в гробу, при жизни она его не знала и никогда не разговаривала с ним. Надо сказать, что я не люблю отпевать заочно, но здесь была особая нужда (виделся Промысл Божий о покойном): поэтому в этот же день мы его отпели.

В пятницу на Светлой седмице догоняет меня женщина и со слезами говорит: «Батюшка, не надо ли еще раз отпеть мою дочь?» А произошло вот что: в то время, когда эта женщина была в отъезде, в могилу ее дочери самовольно захоронили покойника. Женщина приехала домой и в первую ночь видит во сне умершую десять лет назад дочь, которая говорит ей: «Мама, я сама грешница, но зачем положили в мою могилу пьяницу?» (действительно, потом выяснилось, что подхоронена была женщина, до смерти опившаяся водкой). Утром мать кинулась на кладбище и с удивлением увидела свежую могилу. Я объяснил этой женщине, что второй раз отпевать ее дочь не требуется, но надо отслужить панихиду.

Одна девяностолетняя старушка рассказала, что ей на сороковой день после смерти знакомого псаломщика он явился во сне. При жизни она помогала ему по хозяйству: мыла полы, посуду, стирала. Он с грустью сказал: «Отчего вы так мало молитесь, а ведь для нас нет лучшей помощи, чем чтение Псалтири».

Однажды ко мне пришла креститься девица со своей сестрой, отроковицей. После принятия Святого Крещения они рассказали, что их матери два раза являлся во сне умерший муж и говорил: «Окрести детей».

«У Бога все живы. »

На вопросы наших читателей отвечает Благочинный Безымянского округа г. Самары протоиерей Олег Китов.

На вопросы наших читателей отвечает Благочинный Безымянского округа г. Самары протоиерей Олег Китов.

В нашей семье случилось несчастье, погиб единственный сын Артем, восемнадцати лет, он утонул этим летом вместе с другом Михаилом на озере Вселуг Тверской области, около Малосоловецкого острова (в народе называемого Божие Дело). Я понимаю, что случившееся — Промысл Божий, стараюсь смириться. Батюшка, я очень переживаю за участь сына в вечности. В детстве он больше ходил в храм, причащался, соборовался, а с возрастом реже. Возможно ли мне узнать участь моего сына? Я очень часто плачу, муж говорит, что надо плакать в молитве.

Ольга

Наверно, скорбь от потери чада самая страшная для человеческого сердца и боль от этого горя сильней любой другой боли. Какой родитель не согласился бы отдать свою жизнь за жизнь своего ребенка?! Но потеря эта хотя и страшна и невосполнима, все же это не предел страданья. Для неверующего это конец всего и бездна отчаяния. Но для верующего есть в этой тьме родительского страдания «свет в конце туннеля». Этот свет есть Свет Христовой Любви. У Бога нет мертвых, у Него все живы, ибо Он Сам Бог Живой и Бог Жизни. В Послании к Фессалоникийцам, которое читается на погребении, Апостол Павел увещевает всех нас: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. (…) Итак утешайте друг друга сими словами» (1 Фес. 4, 13-14, 18).
Смерть — самое страшное и таинственное слово для всех людей. Смерть страшна для всего живого. И все живое стремится ее избежать. И никто ее не избежит. Вошедши однажды в мир через грех, она собирает свою дань всегда и везде, и нет ей преграды, и не было бы от нее спасения и надежды, если бы не Смерть Христова, плод которой есть Воскресение Его и Пасха для всех верующих в Него. Всем и каждому надлежит пройти через врата смерти, чтобы, пройдя через них как бы через огонь очищающий, возродиться для будущей вечной жизни. Прошли через смерть все прежние поколения, среди которых были и грешники, и праведники, и старцы, и младенцы. Прошли этими вратами и Пророки Божии, и Апостолы Христовы, и Сама Пречистая Богородица. Прошел через смерть и Сам Победитель Смерти Жизнодавец Христос. И нам с вами, и нашим близким надлежит пройти тем же путем. Он страшен для нас, но мы должны мужаться и относиться к этому неизбежному, что нас ожидает, не с унылым чувством безысходности надвигающегося конца, а с христианской надеждой на воскресение и жизнь вечную.
Что же касается сроков, то это определяет только Бог. Кому и когда отойти от этой жизни в пакибытие, решает наш Создатель, Который Сам судит, как будет лучше душе для ее вечной участи. Мы в силу своей ограниченности по природе и слабости веры не можем до конца преодолеть скорбь от потери близкого человека, и это мешает нам осознать, что забрали его от нас именно тогда, когда это было для его души спасительнее всего. И как это ни страшно бывает для нас немощных, Божие определение властвует над жизнью и смертью человека в любом возрасте — и в младенческом, и в юношеском, и в расцвете сил, и в старости. И страшно это для нас потому, что мы немощны, маловерны и грешны, — поэтому мы скорбим и страшимся. И скорбим особенно сильно, когда умирает наше чадо.
В этом скорбном чувстве у верующего естественно возникает тревога о загробной участи своего чада. Здесь важно как и в отношении к самой смерти, так и относительно к посмертному состоянию проявлять именно христианское доверие Богу. Не тревожиться надо и испытывать суды Божии в отношении души усопшего, а продолжать проявлять любовь свою в молитве, добрых делах Христа ради и вере в Благой и Премудрый Промысл Божий. Господь не отвергнет молитвы родителей за чадо никогда. Излишне не переживайте за сына, не бойтесь, только крепко веруйте в Христа и Его Голгофскую жертву за всех нас, и живых, и усопших. Помните и мудрость народную: «Молитва матери из ада выводит», — ибо слышат эту молитву Господь и Пречистая Богородица.
Что же слезы ваши, то кто дерзнет удержать вас от них… Но все же послушайте вашего мужа и плачьте лучше в молитве, потому что в ней они будут растворяться любовью Господней, и вам будет легче. И душе вашего сына там будет отрадней. Тем более не забывайте, что, как вы пишете, он в детстве в храм ходил и причащался, так будьте уверены — не забудет этого Господь, и детская молитва, хотя бы раз произнесенная, не пропадет для Бога и в вечности.
Не терзайтесь, ища возможности знать участь сына. Здесь вас враг может ввести в искушение и прелесть. Он может представить вам участь сына как незавидную и тем самым ввергнуть вас в отчаяние и душевную муку гораздо больше той, что сейчас, тем самым услаждаясь вашими страданиями. А если удастся, то и лишить вас веры. Или же наоборот, покажет вам участь сына как некое блаженство, которое не нуждается в молитвах и милостынях. А это может негативно отразиться на загробном состоянии его души. Доверьтесь Богу, молитесь неослабно и веруйте.
Да утешит вас, Ольга, и вашего мудрого супруга Дух Святый надеждою на обязательную встречу в будущей жизни с чадом вашим по милости Христа и заступничеству Царицы Небесной.

У Бога все живы!

Тема смерти редко обсуждается публично за пределами Церкви. Но чем старше становится человек, тем больше он нуждается в ответах на различные вопросы о посмертном существовании. В нашей постоянной рубрике мы собрали вопросы читателей на эту тему. Отвечает настоятель собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы села Катунки Чкаловского района протоиерей Владимир Гофман.

Церковь призывает молиться об умерших. Я не понимаю, как им это может помочь, ведь они уже умерли и по делам своим попали либо в рай, либо в ад. Объясните, пожалуйста!

— Основываясь на словах Спасителя: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк 20:38), мы призваны молиться как за живых, так и за усопших. Блаженный Августин говорит, что «время, которое лежит между смертью человека и конечным воскресением, держит души в тайных вместилищах, в соответствии с тем, чего каждая душа достойна: покоя или страдания». Учение Православной Церкви о загробной жизни говорит, что сами умершие не могут уже изменить свою участь (а она, кстати, до Страшного суда все же не окончательна), но по молитвам живых эта участь может быть изменена по милосердию Божию. И мы молимся о наших усопших в надежде, что Господь может облегчить их страдания за грехи, совершенные при земной жизни. Это есть своего рода молитвенное общение с усопшими, наша единственно возможная им помощь и проявление любви, ибо сами они, как уже говорилось, изменить свою участь не могут. Мы надеемся также, что и они (те, кто достоин) молят Бога за нас, нера­зумных и не познавших еще жизни иной.

Как человеку правильно подготовиться к смерти и когда надо начинать?

— Как только достигнем зрелого возраста и станем способны понимать, что жизнь на земле ограничена. Современный человек старается не думать о смерти, избегает этой темы, «беря от жизни все». А древние учили по-другому. Иисус, сын Сирахов, говорит: «Помни последняя твоя и вовеки не согрешишь» (Сир 7:39). Это называется «память смертная», она дает нам возможность избегать соблазнов и грехов, за которые рано или поздно придется отвечать каждому.

Однажды в одном из монастырей монахиня, принимая у меня записку об упокоении, спросила, все ли люди, чьи имена я написала в записке, были отпеты священником. Я ответила, что не знаю, так как в записке были упомянуты мои дедушки, которые умерли, когда я еще не родилась. Монахиня сказала, что, значит, их имена нельзя писать в записке и посоветовала заказать заочное отпевание. Я была очень удивлена, ведь об отпевании многих моих предков и дальних родственников, которых поминаю, я не знаю. Что же, мне теперь их не поминать? Заказывать обо всех заочное отпевание тоже как-то странно. Во-первых, это достаточно дорого, а во-вторых, может, они были отпеты…

— Мы можем молиться за всех: крещеных и некрещеных, отпетых и неотпетых, даже за тех, кто покончил жизнь самоубийством. Но молитва эта должна быть личная, в Церкви ее называют «келейная». А в алтаре установлено молиться за тех, кто принадлежит Церкви Христовой, жив он или умер, но был истинным христианином. А если неизвестно, отпет был усопший или нет, а вы написали его имя в записке, думаю, Господь не вменит вам во грех совершенное по незнанию и невозможности узнать. Нужно постараться узнать, отпет ли человек, а если не отпет, то по какой причине. При необходимости заказать заочное отпевание, если, конечно, усопший того достоин, то есть, был крещен, жил по-христиански, умер своей смертью. В случае, когда узнать нет возможности, надо положиться на милость Божию: Он знает лучше нас, кто какой участи достоин.

Насколько, с церковной точки зрения, важны поминки? Сейчас, опасаясь заражения коронавирусом, многие отказываются от поминок, не делают их ни на 9-й, ни на 40-й день, ни даже в день похорон. Мне кажется это неправильным.

— Обычай поминать близких, с которыми разлучила смерть, весьма древний. Он имеет нравственную основу в человеческой душе и держится на убеждении, что загробная жизнь существует. Христианская Церковь установила особые поминальные дни по кончине умершего: третий, девятый и сороковой. Благочестивые люди просят творить за усопшего литургию в течение 40 дней со дня смерти (сорокоуст), служить в дни поминовения панихиды. В так называемые родительские субботы Церковь возносит о усопших сугубое поминовение. И поминальная трапеза (поминки) прочно вошла в православный обряд погребения. Настолько прочно, что порой становится для родственников основной в этом обряде, хотя на самом деле таковой не является. Главное — молитва об усопшем, домашняя и храмовая. Для души верующего очень важно отпевание в церкви (желательно в церкви, а не дома). Трапеза должна также сопровождаться молитвами об усопшем, а на столе исключается спиртное. Сама же по себе трапеза — это некая жертва о душе умершего. А жертва может быть разной по форме. Это и обед, и приношение в храм, и пожертвование в детский дом или в дом престарелых и инвалидов. Главное не просто накормить людей, но чтобы совершалась молитва о том, кто ушел из этой жизни, чья душа нуждается в нашей поддержке и в 9‑й, и в 40‑й, и в последующие дни. Хотите помянуть усопшего по-христиански, придерживайтесь правил Устава Православной Церкви, не угождайте новоявленным традициям и желаниям неверующих людей.

Моя одинокая тетя живет во Владивостоке. Ей 86 лет. Она просит, чтобы после ее смерти я кремировала ее, так как понимает, что ухаживать за могилой будет некому. Я же сомневаюсь: все-таки это не христианская традиция. Как Церковь относится к кремации?

— Все мы воскреснем. Но воскреснем не сами — нас воскресит Господь. А Ему все подвластно. Он воскресит и преданных земле, и подверженных кремации. Христиане, следуя словам Господа, сказанным человеку в раю: «…в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься…» (Быт 3:19), предают тела усопших земле. Тело разлагается на атомы, атомы входят в новые сочетания, — как же возможно воскресение того, единственного и неповторимого, тела? Вот что говорит об этом апостол Иоанн Богослов: «…если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин 12:24). То есть воскресает не то самое тело, которое опускается в недра земли и истлевает, а что есть в нем неистленного, то Божиею силою воссоздается в лучшее тело. А что остается неизменным? Генная структура человека. Как и где сберегается это неистленное, знает один Бог, и как оно воссоздается, известно также только Ему. «Как ртуть, пролитая на каком-нибудь покатом и пыльном месте, раздробляется на мелкие шарики и рассыпается по земле, но будучи кем-нибудь опять собрана в одно целое, сама собою сливается с однородным, ничего постороннего не принимая в свою смесь: так и человеческий состав без всякого затруднения и сам собою соединится в прежних своих частях, коль скоро последует Божие на то повеление», — говорит святитель Григорий Нисский. В христианстве не принято кремировать людей. Так было до последнего времени. Сейчас нередко случается кремация и христиан. Православная Церковь не рекомендует предавать тело человека огню, как это принято у язычников. Но запретить она не может, тут все решает человек — или усопший оставляет завещание, или родственники принимают решение, а зависит оно от степени их воцерковленности.

Читайте также  Молитва для принятия Святой воды

Мой венчаный муж умер 40 лет назад, когда ему было 34 года. Я никогда больше замуж не выходила, всю жизнь хранила ему верность. Сейчас мне 78 лет. Когда мы встретимся на том свете, как узнаем друг друга и как будем выглядеть: я старая, а он молодой?

— Христианское учение говорит, что мы встретимся с теми, кто ушел из жизни раньше нас. Как это будет происходить, никто не знает, потому что «оттуда» никто не возвращался (случаи с реанимацией — это совсем другое). И даже воскрешенный Христом Лазарь (Ин 11:16–44) ничего о том мире не рассказывал. Но мы призваны доверять Церкви, к которой принадлежим. Значит, встретимся. А как это будет, не имеет значения.

Обязательно ли читать Псалтирь над усопшим у его изголовья и прочитывать в девятый, сороковой дни и в годину целиком? Это должны делать близкие умершего или можно попросить кого-то из знакомых? Я знаю женщину, которая за небольшое пожертвование постоянно читает по ком-то Псалтирь.

— Традиционно над усопшим до погребения и после читается Псалтирь. Конечно, правильно будет, если читать станут близкие люди, ведь это не просто чтение, но, прежде всего, молитва. А она более благодатна, если совершают ее те, кто знал и любил усопшего. И благодать этой молитвы нужна не только для души покойника, но и для того, кто читает. К сожалению, сейчас мало кто умеет читать на церковнославянском языке. А некоторые и не хотят утруждать себя такой работой, полагая, что лучше нанять чтеца. Ну что ж, хотя бы так…

Смертельно больным людям редко говорят об их диагнозе, тем самым, как мне кажется, их лишают возможности правильно подготовиться к смерти. Так нужно ли говорить близким о смертельных диагнозах или утешать их тем, что они поправятся?

— Люди по-разному относятся к своей болезни, поэтому не может быть одинакового рецепта для всех. Тем, кто тверд в вере и уповает на милость Божию, я думаю, необходимо сказать о близкой кончине, чтобы человек мог подготовиться к ней по-христиански, попрощаться с близкими, простить тех, на кого имел обиду, и самому попросить прощения, исповедаться, причаститься Святых Таин и достойно встретить переход в жизнь вечную. А другому не нужно об этом говорить, потому что такая правда может привести больного со слабым характером и некрепкой верой к унынию, отчаянию, а иногда и к самоубийству. Как призваны мы, по слову апостола, различать духов (1 Ин 4:1), так и в отношении людей нам необходимо умение видеть, кто к чему способен.

Подготовила Оксана Москвина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector