Церковное наказание в виде молитвы

Церковное наказание в виде молитвы

Церковное наказание в виде молитвы

протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право

Часть IV. Виды церковной власти
Церковные наказания


Наказания для мирян

Преступление влечет за собой наказание. Особенность наказаний, применяемых духовными судами, будь то епископский суд или тайный суд духовника, заключается в том, что главная цель их не в возмездии и даже не в ограждении церковного народа от преступных деяний, а во врачевании болезненных состояний души самих грешников. Покаяние так и именуется в канонах — «врачевание» (Григ. Нисск. 3, Григ. Нисск. 8, Трулл. 102).

Наказания для мирян и духовных лиц в Церкви носят разный характер. Как пишет профессор А.С. Павлов, сущность церковных наказаний состоит в том, что преступник церковных канонов лишается всех или только некоторых прав и благ, находящихся в исключительном распоряжении Церкви. Отсюда и общее название этих церковных наказаний; отлучение (αφορισμοσ, excommunicatio). Оно может быть или полное состоящее в совершенном исключении преступника из числа членов Церкви (αναϋεμα, excommunicatio major), или неполное, когда виновный лишается только некоторых прав и благ, находящихся в церковном распоряжении» [1]. Великим отлучением, анафемой, поражают только за самые тяжкие преступления: ересь, вероотступничество, святотатство. Великое отлучение заключается в совершенном исключении преступника из Церкви. Но и анафема все-таки не утрачивает характера врачевания, ибо она не является неотменяемой карой. Если анафематствованный грешник раскается в содеянных им преступлениях, то он не может быть жестокосердно отвергнут Церковью. Согласно 52-му Апостольскому правилу, «аще кто, епископ, или пресвитер, обращающагося от греха не приемлет, но отвергает: да будет извержен из священного чина. Опечаливает бо Христа рекшаго: радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся «.

Комментируя это правило, Вальсамон пишет: «Нет греха, побеждающего человеколюбие Божие. Почему Господь и приемлет всех кающихся и обращающихся от зла к добру. Ибо для спасения грешников Он низшел с неба и сказал: » Не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние » (Мф. 9:13). И так епископ, или пресвитер, не приемлющий обращающихся таким образом, но подобно Новату, гнушающийся ими, должен быть извержен, ибо противится воле Бога».

Но древние каноны требуют от раскаявшегося, чтобы покаяние его было очевидным, не лицемерным, и всецелым. Малое отлучение связано было в Древней Церкви с публичным покаянием. В III веке в Церкви, особенно рано в Понтийском диоцезе, выработался постоянный порядок обратного принятия в церковное общение грешника, подобный тому, как постепенно, проходя через степень оглашенных, принимались в Церковь вновь уверовавшие.

Разные степени покаяния отражены в 12 правиле св. Григория Неокесарийского: «Плач бывает вне врат молитвенного храма, где стоя согрешивший должен просити входящих верующих, дабы они помолилися за него. Слушание бывает внутри врат в притворе, где грешник должен стояти до моления об оглашенных, и тогда исходити. Ибо правило глаголет: слушав Писания и учение, да изженется, и да не сподобится молитвы. Чин припадающих есть, когда кающийся, стояв внутри врат храма, исходит вместе с оглашенными. А чин купно стоящих есть, когда кающийся стоит купно с верными, и не исходит с оглашенными. Конечное же есть причастие Святых Тайн». Из текста этого правила мы видим, что существовало четыре ступени покаяния, которые последовательно проходил кающийся грешник. Находящиеся на 1 ступени именовались плачущими. Они не допускались внутрь храма, но, стоя вне Церкви, с плачем сокрушались о своих грехах и умоляли входивших в храм помолиться о них. 2 ступень — слушающие. Это те, кто, стоя в притворе, слушали Священное Писание и проповедь, а затем перед началом Таинства Евхаристии, покидал храм вместе с оглашенными. Принадлежащие к 3 ступени именовались припадающими или коленопреклоненными. Они могли стоять в храме и допускались до самого амвона. После удаления из церкви оглашенных и слушающих припадающие повергались ниц на землю, и епископ читал над ними молитвы, возлагая на них руки, после чего и они покидали храм. И, наконец, находившиеся на 4 ступени, купно стоящие или вместе стоящие, могли оставаться в храме до конца Божественной Литургии, но не допускались до Чаши и к принесению жертвенных даров в храм. Пройдя все ступени покаяния, раскаявшиеся грешники принимались в церковное общение. В дисциплинарных правилах Св. Василия Великого сохраняется разделение срока покаяния на четыре ступени. В своих канонах в зависимости от тяжести греха Св. Василий Великий определяет им разные сроки пребывания на каждой из этих ступеней. В его 75 каноне, где речь идет о кровосмешении, говорится: «Пришедши в сознание страшнаго греха, три лета да плачет он, стоя у дверей молитвенных домов, и прося входящих на молитву, дабы каждый с состраданием приносил о нем усердные молитвы ко Господу. После сего на другое трехлетие да будет допущен токмо до слушания Писаний, по слушании же Писаний и поучений, да изгоняется же из Церкви, и да не удостоивается общения в молитве. Потом, аще со слезами будет просити оныя и припадати ко Господу, с сокрушением сердца и глубоким смирением, то дадутся ему иные три лета на припадание. И таким образом, когда покажет плоды, достойные покаяния, в десятое лето да будет принят к молению с верными, без причащения; два лета стоя во время молитвы с верными, наконец да удостоится приобщения святынь».

Но в древней дисциплинарной практике сроки пребывания на разных степенях покаяния не имели безусловного и неизменного характера. Они могли сокращаться или, напротив, продлеваться в зависимости от состояния души кающегося. В 8 правиле Св. Григорий Нисский с замечательной глубиной и точностью формулирует это положение: «Во всяком же роде преступления, а прежде всего смотрети должно, каково расположение врачуемаго, и ко уврачеванию достаточным почитати не время, (ибо какое исцеление может быти от времени), но произволение того, который врачует себя покаянием».

На смертном одре все кающиеся допускаются до Причастия, но в древности, если они выздоравливали после Причащения Святых Тайн, возобновляли покаянное делание, начиная с той ступени, на которой застала их угрожавшая смертью болезнь.

Большая часть дисциплинарных правил, связанных с отлучением от Причастия на разные сроки, принадлежит Св. Василию Великому. Согласно его 73 правилу, произвольное отречение от христианской веры наказывается пожизненным лишением Святых Тайн, а отречение по страху мучений — отлучением на 8-9 лет (прав. 81). Вольное убийство влечет за собой, по 56 правилу Св. Отца, отлучение от Святых Тайн на 20 лет, невольное (нечаянное) — на 10 лет (прав. 57), убийство плода во чреве — на 10 лет (прав. 8), прелюбодеяние, равно как и блуд монаха, наказывается пятнадцатилетним (прав. 60), блуд мирянина — семилетним (прав. 59), мужеложство и скотоложство — пятнадцатилетним (прав. 7) и кровосмешение — двадцатилетним отлучением (прав. 67).

В конце IV века древняя практика покаяний подверглась существенным изменениям. Как писал профессор Н.С. Суворов, «публичное покаяние на Востоке вышло из употребления, и правила о долгосрочном публичном покаянии заменились в практике епитимийными правилами покаянных сборников, получивших позднее в Восточной Церкви широкое употребление с именем Иоанна Постника» [2]. Продолжительность покаяния сокращалась, но взамен того, от кающегося требовалось совершать предписываемые ему подвиги: усиленный пост (сухоядение), земные поклоны, благотворительство. Иногда кающихся отправляли в монастыри, где они должны были, помимо молитв, поста и поклонов, совершать и монастырские работы. Все это стало называться епитимией, хотя по первоначальному значению слова епитимия (επιτιμιον) (запрещение) — это отлучение от причастия.

Дисциплина церковных покаяний перешла к нам, на Русь, из Византии. До эпохи Петра Великого полная власть в назначении церковных наказаний принадлежала архиереям, которые могли по своему разумению и сообразуясь с канонами налагать епетимии и даже подвергать церковных преступников анафеме. Но в «Духовном регламенте» точно регламентировалась практика наложения наказаний, во многом противоречащая Св. Правилам. Согласно «Духовному регламенту», малое отлучение должно состоять во временном удалении от участия в храмовой молитве, в запрещении входить в церковь и причащаться Святых Тайн. Малое отлучение мог налагать епархиальный архиерей за «великий и явный грех». Епископ, по «Регламенту», должен через духовника или лично увещевать бесчинника принести публичное покаяние; в случае же ослушания, он, без особой торжественности (это особо оговаривалось в «Духовном регламенте»), подвергает его отлучению, написав вину его «на малой хартийке» [3]. В синодальную эпоху малое отлучение обыкновенно назначалось заодно с уголовной карой или как единственное наказание преступника в тех случаях, которые были предусмотрены Уложением о наказании. Церковное покаяние осужденные проходили либо в приходских церквах, либо в монастырях. Анафема, великое отлучение, по «Духовному регламенту», состоит в совершенном отсечении преступника от Церкви. В «Регламенте» сказано: «Чрез анафему человек делается подобно убиенному, а отлучением или запрещением подобен есть взятому под арест» [4]. Терминология весьма характерная для петровской эпохи и для вкусов царя и архиепископа Феофана Прокоповича. Анафеме подлежали упорные еретики и тяжкие преступники, совершившие злодеяния или политические преступления, за которые назначалась смертная казнь. Анафеме должно было по «Регламенту», предшествовать троекратное увещание. Но, согласно фундаментальному церковному закону — 52 канону, — даже лица, подвергшиеся анафеме, имеют право надеяться, что врата Церкви не затворены для них бесповоротно, ибо Иисус Христос пришел спасти не праведников, а грешников кающихся. В эпоху средневековую и в Византии, и у нас на Руси, и на Западе анафематствованные, в том числе и еретики, подвергались смертной казни. По законодательству Петра Великого, отлученные малым отлучением считались ошельмованными, а анафематствованные — потерпевшими политическую смерть. Впоследствии гражданско-правовые последствия малого отлучения были значительно умалены и сведены к лишению права быть поверенным по делам и свидетельствовать присягой по суду. В «Духовном регламенте» и позднейшем церковном законодательстве почти не затрагивались епитимии, налагаемые духовником при тайной исповеди; но духовникам всячески предписывалась мягкость и кротость в отношении к грешникам. Длительные отлучения, предусмотренные канонами, практически не применялись.

Ныне, разумеется, все те законоположения синодальной эпохи, которые вытекали из сращения церковной и государственной власти, утратили силу. Что же касается применения суровых санкций, предписываемых в древних правилах, практически они служат чаще всего скорее обличению кающихся, чем как буквально исполняемые правовые нормы. Едва ли было бы проявлением пастырской мудрости подвергать человека мало церковного, но пришедшего, может быть, впервые, на покаяние отлучению на длительный срок по правилам Св. Отцов и Соборов. С другой стороны, однако, в некоторых случаях точное применение дисциплинарных канонов может послужить врачеванию души согрешившего.

Особый вид церковного наказания — это лишение церковного погребения за самоубийство, совершенное намеренно, в здравом уме, а не в безумном состоянии или в беспамятстве. В синодальную эпоху церковного погребения лишались, кроме того, все подвергнутые по суду смертной казни. А в допетровскую старину не отпевались и те, кто «купаючись и хвалясь и играя утонут или с качели убьются или на разбое или и на воровстве каком убиты будут» [5].

Церковные наказания как называются

Для чего нужна

Итак, что такое епитимья в православии? Это не кара за совершенный проступок, а лекарство, врачующее язву греха в душе.


Епитимья – это не наказание, а духовное лекарство.

В переводе с греческого «епитимья» означает «наказание по закону». Это есть добровольное исполнение православным христианином определенных ему священником исправительных действий: усиленное молитвенное правило, милостыня нуждающимся, строгий и длительный пост.

Даже после искреннего раскаяния в грехах на исповеди исцеление приходит не сразу, христианин только встает на путь исправления, где постепенно происходит его нравственное перерождение для спасения в вечности.

Внимание! Характер наложения епитимьи, степень строгости — строго индивидуальны для каждого грешника и напрямую связаны со складом его личности, с уровнем внутренней готовности верующего воспринять наказание.

Епитимья не есть наказание в прямом смысле этого слова. Это переданная через клирика Воля Всевышнего, врачевание души, урок, назначенный во благо исправления от греха. Отношение к его исполнению должно быть более чем серьезным.

Виды епитимьи

В качестве епитимьи обычно назначаются подвиги, которые прямо противоположны совершенному греху.


«Епитимья», Николя Пуссен

  • рассеянному и увлекшемуся мирскими удовольствиями человеку определяется частое хождение в храм и присутствие на Литургии;
  • невоздержанному в пище назначается более строгий пост (схожий с монастырским);
  • сребролюбленникам вменяются дела милосердия.

Епитимья дается человеку ради его же блага, для того, чтобы он осознал глубину своего греховного поражения и отдаления от Творца.

Временные рамки ее действия, как правило, ограничиваются 40 днями и на протяжении этого времени необходимо строжайше выполнять все назначенное.

Распространенные виды епитимьи:

  • чтение Иисусовой молитвы;
  • сугубый пост;
  • углубленное изучение духовное литературы (Жития святых, Акафисты, Псалтирь, Послания и другие источники);
  • земные поклоны во время богослужения в храме или при чтении утреннего и вечернего молитвенного правила дома;
  • временное исключение половой близости между супругами;
  • запрет на Причастие (в исключительных случаях).

Совет! Если кающийся по каким-либо причинам не в состоянии исполнить прощение, то следует подойти к батюшке, наложившему наказание, за советом, как поступить в сложившихся обстоятельствах.

Кто накладывает добровольное исполнение наказания

Наложить епитимью может лишь духовник или священник того храма, прихожанином которого является наказуемый.

По окончании исполнения запрещения, священник, наложивший его, и ни кто иной, должен прочитать особую разрешительную молитву. В особых случаях (смерть клирика или смертный недуг кающегося) разрешить запрещенного дозволяется другому батюшке.

Важно! Ни один из посторонних священнослужителей или монахов не сможет полностью вникнуть в ситуацию согрешившего человека, не зная всех особенностей его жизни.


Наложить епитимью может лишь духовник или священник.

Поэтому не рекомендуется, раскаявшись, испрошать наложения запрещения, находясь в православном паломническом туре, к примеру, в иноческой обители. Наложение епитимьи дозволяется лишь духовному наставнику прихожанина.

Немного истории

Ранее, согрешивший и искренне раскаявшийся человек, последовательно проходил четыре ступени покаяния:

Этим людям было запрещено появляться внутри храма. Вне Церкви они должны были прилюдно и с рыданиями сокрушаться о совершенных грехах и умолять входящих в храм прихожан помолиться о спасении их душ.

  • Слушающие.

Грешники стояли в церковном притворе — месте, где обычно висит доска объявлений, люди пишут записки, там же они оставляют верхнюю одежду. Хотя, на самом деле, это место означает образ земли, образ покаяния, место оставления земной жизни.

Согрешившие внимательно слушали текст Священного Писания и богослужебные проповеди. Когда начиналось Таинство Евхаристии, они, вместе с оглашенными, были обязаны покинуть Дом Божий.

  • Коленопреклоненные (припадающие).

Людям разрешено было войти в церковный зал до самого амвона. В православных церквях амвон — это небольшое возвышение перед алтарем, с которого священники и диаконы произносятся проповеди, читают Евангелие, сюда же выходит клирик перед Причастием со Святой Чашей.

После удаления с Евхаристии слушающих и оглашенных, они припадали лицом ниц и служащий священник, с возложением на них рук, прочитывал специальные прошения, после чего и они выходили из зала.

  • Раскаявшиеся.

Им было разрешено находиться в храме до окончании Литургии, но до Чаши с Кровью и Плотью Христа они не допускались. Так же им было запрещено приносить в церковь жертвенные дары.

Пройдя все покаянные ступени, раскаявшиеся грешники вновь принимались в церковную общину.


Раскаявшийся человек последовательно проходил четыре ступени покаяния

В ранней Церкви согрешившие люди отлучались от Причастия Святых Христовых Таин:

  1. раскольники и еретики — до момента отречения от греховных заблуждений;
  2. кровосмесители — на 12 лет;
  3. блудники — на 10-15 лет;
  4. убийцы — до 25 лет;
  5. мужеложцы — до 15 лет;
  6. клятвопреступники — до 10 лет;
  7. колдуны и чародеи — до 20-25 лет.

Церковные наказания для клириков и мирян.

Гл. цельнаказаний, применяемых духовными судами (епископский суд, тайный суд духовника) – врачевание болезненных состояний душ самих грешников.● Церковныенаказания – отлучение (полное, неполное) – преступник церковных канонов лишается всех (или некоторых) прав и благ, находящихся в исключительном распоряжении Церкви. ● Анафема (великое отлучение) – за самые тяжкие преступления: ересь, вероотступничество, святотатство. Она может быть отменена (за покаяние). ● Четыре ступени покаяния, которые последовательно проходит кающийся грешник: 1) Плачущие (стояли вне Церкви); 2) Слушающие (стояли в притворе, уходили вместе с оглашенными); 3) Припадающие(после удаления из церкви оглашенных, над ними епископ читал молитву); 4) Купно стоящие(оставались до конца Бож.Литургии, но не причащались).● В древней дисциплинарной практике сроки пребывания на разных степенях покаяния не имели безусловного и неизменного характера. Они могли сокращаться, продлеваться в зависимости от состояния души кающегося.

Наказания для мирян. ●Отлучение от причастия. ● Дисциплинарные правила Василия Великого: произвольное отречение от христианской веры (пожизненное); отречение по страху мучений (8–9л.);вольное убийство (20л.), невольное (10л.), убийство плода во чреве (10л.), прелюбодеяние, блуд монаха (15л.); блуд мирянина (7л.), мужеложство, скотоложство (15л.), кровосмешение (20л.). ● Епитимия (с к. IVв., в замен публичному покаянию): продолжительность покаяния сокращалась; кающийся совершал предписываемые ему подвиги (усиленныйпост, земные поклоны, благотворительство). ● Дисциплина церковных покаяний на Руси: 1) малое отлучение(временное удаление от участия в храмовой молитве, запрет причащаться Святых Тайн);налагал епархиальный архиерей за «великий и явный грех». 2)анафема(великое отлучение)(совершенное отсечение преступника от Церкви). ● Длительные отлучения, предусмотренные канонами, практически не применялись. ● Особый вид церковного наказания– лишение церковного погребения за самоубийство, совершенное намеренно, в здравом уме, а не в безумном состоянии или в беспамятстве.

Наказания для лиц духовных.● Извержение из сана(у мирян – анафема) ● Запрещение священнослужения (у мирян малое отлучение). ● За свои преступления клирики не подлежат наравне с мирянами ни великому, ни малому отлучению, ибо в таком случае одно и то же преступление каралось бы двойной карой. ● Извергаются из сана: уклонившиеся в ересь, отпадшие от христианской веры; за убийство; за избиение;нарушившие 7 заповедь;вступившие после хиротонии в брак. ● Лишение сана определяется раз навсегда. Если извергнутый из сана дерзнёт на совершение священнослужения, то он на основании 28 Апост. правила – подлежитанафеме. ● Запрещение священнослужения. По древним канонам, клирики, лишенные права священнодействия, сохраняли за собой право за Литургией приступать к Святым Тайнам вместе с духовенством раньше мирян. ● Наказаниек архиереям: лишение епископов братского общения с другими епископами(епископ не явился на Собор без благословной причины; принял в подчиненный ему монастырь монаха из чужого монастыря и т.п.) В современной дисциплинарной практике Церкви не применяется. ● В Русской Церкви применяются сл. наказания, как правило, за маловажные проступки: 1)епитимия без запрещения священнослужения; 2) отрешение от места и исключение за штат.Ныне обе эти меры называются одинаково –увольнением за штат;3) По Уставу Духовной Консистории были такие наказания клириков: усугубление надзора со стороны благочинных,денежные взыскания (за неисправное ведение метрических книги т.п.), земные поклоны в храме, строгий или простой выговор и замечание; 4) За преступления, подлежавшие светскому уголовному суду, в синодальную эпоху по отношению к монахам – лишение монашества.

Вселенская Церковь и Поместные Церкви. Диптихи.

Вселенская Православная Церковь включает 15 Поместных Православных церквей.

9 Патриархатов.

1) Константинопольский, 2) Александрийский, 3) Антиохийский, 4) Иерусалимский, 5) Московский, 6) Грузинский, 7) Сербский, Румынский, 9) Болгарский.

Меры церковного воздействия и церковного наказания.

Церковное воздействие на членов общины в евангельских церквях.

А. Увещание (Тит. 2:15; 1 Тим. 1:5; 2 Тим. 4:2).

Увещание применяется тогда, когда христианин еще не делает явного греха, но его поведение вызывает определенную тревогу, он начинает пропускать служения, не радеет о вверенном ему служении, его внешний вид выходит за рамки библейского целомудрия, или когда у верующего человека существуют неправильные понятия по какому-то вопросу (1 Тим. 1:3).

Не всякий христианин обладает способность к увещанию и поэтому часто увещание превращается в укоры, что не служит к исправлению, а приносит дополнительные трудности. Поэтому лучше, когда этим занимается пресвитер, или духовно зрелые люди с ведома пастора церкви. Искренне увещание наоборот помогает освободиться от недостатка и духовно возрастать. Этого невозможно достичь без искренней любви к духовно слабым братьям и сестрам (1 Тим. 1:5; Гал. 6:1). Всякому, кто, так или иначе, уклоняется от истины, необходимо увещание или вразумление, потому что оно служит предупреждением от погибели и указывает на опасность в духовной жизни.

Поэтому необходимо с уважением и благодарностью относиться к тем, кто с любовью готовы помочь нам исправиться, а не досадовать на них, как будто они мешают нам свободно делать то, что мы хотим. Иногда увещание происходит хотя и справедливо, но вместе с тем в грубой форме. Некоторые даже выставляют это как прямоту и нелицеприятие и поэтому считают такое увещание достойным. В Писании мы читаем: «Будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью» (Рим. 12:10). Если даже тех, кто противиться Евангелию, необходимо наставлять с кротостью (2 Тим. 2:25), то тем более тех, кто являются нашими братьями и сестрами во Христе.

Читайте также  Самые сильные древние молитвы

Б. Обличение и запрещение (Тит. 3:10; 2 Тим. 4:2).

Обличение необходимо там, где совершен определенный грех, который согрешивший должен осознать и в котором он должен раскаяться. От отношения обличаемого к своему греху, зависит и дальнейшие действия в церкви по отношению к нему. Писание учит нас, что мы должны принимать обличение (Евр.12:5). Но на практике часто бывает по-другому.

В Библии мы имеем наглядные примеры того, того, что может произойти, когда человек отвергает обличение и когда он принимает его. Два великих царя Израиля — Саул и Давид имели в своей жизни духовные падения. Но Саул оправдывал свой грех и больше заботился о своей репутации, нежели о правильных взаимоотношениях с Богом. И поэтому, когда Бог, через пророка Самуила, обличает его, он не делает правильных выводов и в результате теряет свое право на царство и погибает (1 Цар. 15:24-30). Давид действует по-другому. После того, как он был обличен пророком Нафаном, Давид признает свой грех, исповедует его и со смирением принимает Божье наказание. И, как результат, Бог прощает и восстанавливает Давида (2 Цар. 12:7-14; Пс. 31:5).

Библия дает ясное повеление, что необходимо вначале обличить согрешающего наедине, и если он не раскается, обличить его вновь в присутствии двух или трех братьев. Если же и это не будет иметь воздействия и не приведет к покаянию, то уже тогда обратиться за помощью ко всей церкви (Мф. 18:15-18; Тит. 1:13). В зависимости от отношения согрешившего к своему поступку, пресвитер церкви евангельских христиан-баптистов имеет право запретить человеку, участвовать в Вечере Господней и в каком либо служении в церкви на срок до трех месяцев.

В. Замечание (2 Фес. 3:14-15).

О такой мере воздействия на согрешающего члена церкви, как замечание, мы читаем только в одном месте: «Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата» (2 Фес. 3:14-15). Те члены церкви, которые совершают явный грех, который приобрел широкую огласку и послужил соблазном для других, характеризуемый в Писании как «бесчинство» (2 Тим. 3:11), но которые еще способны прислушаться к наставлению церкви и признать свой грех и покаяться в нем, после исследования этого дела, решением членского собрания церкви ставятся на церковное замечание, которое как правило длится шесть месяцев.

На протяжении этого срока таковой член церкви должен исправиться. Он остается числиться в списках членов церкви, но его состояние не приветствуется церковью, он не может совершать никакого служения в церкви и участвовать в Вечере Господней. После этого срока церковь или снимает это наказание, если человек явно исправился, или же человек отлучается от церкви. В некоторых случаях, замечание может продлится еще на полгода. Необходимо подчеркнуть, что поставить на замечание имеет право только членское собрание, когда за это проголосовало большинство присутствующих членов церкви.

Г. Отлучение от церкви (1 Кор. 5:12-13).

Открытый грех или явное отступление члена церкви от здравого учения Христа не должно поощряться в церкви. Если увещание и обличение не принесли должного результата, вина члена церкви очевидна, он не желает признавать свой грех и раскаиваться в нем, то церковь должна решить вопрос о его наказании. В чем же состоит суть этого наказания в соответствии с Писанием? Христос сказал: «А если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:17). Павел также говорит: «…извергните развращенного из среды вас» (1 Кор. 5:13). Если виновный не осуждает себя, это должна сделать церковь. Ее решение имеет цель не отторгнуть согрешившего навеки, но пробудить в нем сознание, побудить виновного к осуждению себя и покаянию в грехе. Отлучить человека от церкви, как и в случае с замечанием, имеет право лишь членское собрание церкви, когда за это проголосовало большинство присутствующих. После отлучения, человек исключается из списка членов церкви, он не может участвовать ни в каком служении и также в Вечере Господней, а также никто не приветствует такого, как брата во Христе, тем не менее, оставаясь приветливым по отношению к нему. Церковь, после того как человек был отлучен, не настроена враждебно по отношению к нему, но таким образом братья и сестры желают устыдить человека и привести его к покаянию.

Отлучение от церкви должно производиться по следующим причинам:

1) Отпадение от веры и любви к Господу (1 Кор. 16:22; 2 Тим. 16:22; Евр. 10:38).

2) Уклонение в ересь и лжеучение, сеяние разделения в церкви (Мф. 7:15; Иуд. 1419; Рим. 16:17-20; Гал. 1:7-9; Тит. 3:10).

3) Греховный образ жизни (Мф. 18:15-18; 2 Пет. 2:1, 20-22; 1 Кор. 5:11-13; 16:22; Гал. 5:19-21; 2 Фес. 3:6; 2 Тим. 3:1-5).

Порядок восстановления отлученных: когда человек, который был отлучен, осознает свою вину и кается перед Господом и церковью, то церковь принимает это во внимание. Но это не значит, что сразу же после покаяния, наказание, наложенное церковью, автоматически снимается. С таким необходимо побеседовать, поддержать его в желании восстановить свои взаимоотношения с Богом и церковью и объяснить, что теперь этот человек должен проявить в своей жизни «плоды покаяния» (Мф. 7:16-20). Для этого устанавливается определенный испытательный срок, как правило, не менее шести месяцев, в течение которого церковь будет наблюдать за жизнью раскаявшегося, и затем на основании этого будет принимать решение о восстановлении в члены церкви.

Снятие наказания с отлученного и восстановление его в членстве поместной церкви происходит также решением членского собрания, когда за это проголосовало большинство из присутствующих на этом собрании.

Владимир Дегтярев, Основы Христианского Богословия, Запорожский библейский колледж и (DMin Диссертация) Запорожье 2007 г.

Церковные наказания для клириков и мирян.

Гл. цельнаказаний, применяемых духовными судами (епископский суд, тайный суд духовника) – врачевание болезненных состояний душ самих грешников.● Церковныенаказания – отлучение (полное, неполное) – преступник церковных канонов лишается всех (или некоторых) прав и благ, находящихся в исключительном распоряжении Церкви. ● Анафема (великое отлучение) – за самые тяжкие преступления: ересь, вероотступничество, святотатство. Она может быть отменена (за покаяние). ● Четыре ступени покаяния, которые последовательно проходит кающийся грешник: 1) Плачущие (стояли вне Церкви); 2) Слушающие (стояли в притворе, уходили вместе с оглашенными); 3) Припадающие(после удаления из церкви оглашенных, над ними епископ читал молитву); 4) Купно стоящие(оставались до конца Бож.Литургии, но не причащались).● В древней дисциплинарной практике сроки пребывания на разных степенях покаяния не имели безусловного и неизменного характера. Они могли сокращаться, продлеваться в зависимости от состояния души кающегося.

Наказания для мирян. ●Отлучение от причастия. ● Дисциплинарные правила Василия Великого: произвольное отречение от христианской веры (пожизненное); отречение по страху мучений (8–9л.);вольное убийство (20л.), невольное (10л.), убийство плода во чреве (10л.), прелюбодеяние, блуд монаха (15л.); блуд мирянина (7л.), мужеложство, скотоложство (15л.), кровосмешение (20л.). ● Епитимия (с к. IVв., в замен публичному покаянию): продолжительность покаяния сокращалась; кающийся совершал предписываемые ему подвиги (усиленныйпост, земные поклоны, благотворительство). ● Дисциплина церковных покаяний на Руси: 1) малое отлучение(временное удаление от участия в храмовой молитве, запрет причащаться Святых Тайн);налагал епархиальный архиерей за «великий и явный грех». 2)анафема(великое отлучение)(совершенное отсечение преступника от Церкви). ● Длительные отлучения, предусмотренные канонами, практически не применялись. ● Особый вид церковного наказания– лишение церковного погребения за самоубийство, совершенное намеренно, в здравом уме, а не в безумном состоянии или в беспамятстве.

Наказания для лиц духовных.Извержение из сана(у мирян – анафема) ● Запрещение священнослужения (у мирян малое отлучение). ● За свои преступления клирики не подлежат наравне с мирянами ни великому, ни малому отлучению, ибо в таком случае одно и то же преступление каралось бы двойной карой. ● Извергаются из сана: уклонившиеся в ересь, отпадшие от христианской веры; за убийство; за избиение;нарушившие 7 заповедь;вступившие после хиротонии в брак. ● Лишение сана определяется раз навсегда. Если извергнутый из сана дерзнёт на совершение священнослужения, то он на основании 28 Апост. правила – подлежитанафеме. ● Запрещение священнослужения. По древним канонам, клирики, лишенные права священнодействия, сохраняли за собой право за Литургией приступать к Святым Тайнам вместе с духовенством раньше мирян. ● Наказаниек архиереям: лишение епископов братского общения с другими епископами(епископ не явился на Собор без благословной причины; принял в подчиненный ему монастырь монаха из чужого монастыря и т.п.) В современной дисциплинарной практике Церкви не применяется. ● В Русской Церкви применяются сл. наказания, как правило, за маловажные проступки: 1)епитимия без запрещения священнослужения; 2) отрешение от места и исключение за штат.Ныне обе эти меры называются одинаково –увольнением за штат;3) По Уставу Духовной Консистории были такие наказания клириков: усугубление надзора со стороны благочинных,денежные взыскания (за неисправное ведение метрических книги т.п.), земные поклоны в храме, строгий или простой выговор и замечание; 4) За преступления, подлежавшие светскому уголовному суду, в синодальную эпоху по отношению к монахам – лишение монашества.

Вселенская Церковь и Поместные Церкви. Диптихи.

Вселенская Православная Церковь включает 15 Поместных Православных церквей.

9 Патриархатов.

1) Константинопольский, 2) Александрийский, 3) Антиохийский, 4) Иерусалимский,
5) Московский, 6) Грузинский, 7) Сербский, 8) Румынский, 9) Болгарский.

Автокефальных Церквей

возглавляются архиепископами: 10) Кипрская, 11) Элладская,12) Албанская

возглавляются митрополитами:13) Польская, 14) Чехословацкая, 15) Американская.

Основаниявозвышения престолов –политические, исторически преходящие.Гражданское положение города определяет его место в диптихе.

Рим – с древности – основания для преимуществ одних престолов перед другими видел, главным образом, в апостольском происхождении Церквей.

На Востокеобщепринятая тенденция – объяснять церковный ранг кафедры политическим положением города. Восточная точка зрения, прямо выраженная в 28 правиле Халкидонского Собора, имеет все основания притязать на общецерковную значимость.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

ЕПИТИМИЯ

Епитимия́ [греч. ἐπιτίμιον], церковное наказание (прещение), налагаемое на мирян. Аналогичным наказанием для клириков является извержение из сана. Главная цель Е. состоит не в возмездии верующим за преступные деяния или ограждении их от таковых (хотя и такая цель преследуется наложением Е.), а в исцелении болезненных состояний души грешников. В правилах св. отцов покаяние рассматривается как «врачевание» (Вас. Вел. 3; Григ. Нис. 8; Трул. 102). «Сущность церковных наказаний. состоит в том, что преступник церковных канонов лишается всех или только некоторых прав и благ, находящихся в исключительном распоряжении церкви. Отсюда и общее название этих церковных наказаний: «отлучение» (ἀφορισμός, excommunicatio). Оно может быть или полное, состоящее в совершенном исключении преступника из числа членов церкви (ἀνάθεμα, excommunicatio major), или неполное, когда виновный лишается только некоторых прав и благ, находящихся в церковном распоряжении» ( Павлов. С. 296).

Самое строгое церковное наказание — великое отлучение, или анафема,- предполагает исключение преступившего из церковного общения и налагается только за тяжкие преступления: ересь, вероотступничество (см. Апостасия), святотатство. Однако даже анафема не утрачивает характера врачевания, т. к. не является неотменяемой карой. Согласно Ап. 52, если анафематствованный грешник раскается в содеянных им преступлениях, то он не может быть отвергнут Церковью: «Аще кто, епископ или пресвитер, обращающагося от греха не приемлет, но отвергает: да будет извержен из священного чина. Опечаливает бо Христа рекшаго: радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся». Патриарх Феодор IV Вальсамон, разъясняя это правило, пишет, что нет такого греха, к-рый бы победил человеколюбие Божие. Господь приемлет кающихся и обращающихся от зла к добру. Ибо Он нисшел с неба, чтобы «призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф 9. 13).

Малое отлучение было связано в древней Церкви с публичным покаянием и налагалось исключительно епископом. Практика тайной исповеди и наложения Е. духовником в пресвитерском сане с тайным исполнением Е. распространилась в Церкви позже, не ранее сер. I тыс. Но уже в IV в. тайная Е. налагалась на жен, виновных в супружеской измене, ввиду того что при публичном покаянии жизнь таковых находилась бы под угрозой со стороны их обманутых мужей. Вас. Вел. 34 гласит: «Жен прелюбодействовавших и исповедавшихся в том, по благочестию, или каким бы то ни было образом обличившихся, отцы наши запретили явным творити, да не подадим причины к смерти обличенных: но повелели стояти с верными, без приобщения, доколе не исполнится время покаяния».

Порядок принятия в церковное общение грешников был установлен уже в III в., особенно рано в Понтийском диоцезе, и включал 4 ступени покаяния, к-рые перечислены в 11(12)-м правиле свт. Григория Чудотворца Неокесарийского: «Плач бывает вне врат молитвенного храма, где стоя согрешивший должен просити входящих верующих, дабы они помолилися за него. Слушание бывает внутри врат в притворе, где грешник должен стояти до моления об оглашенных, и тогда исходити. Ибо правило глаголет: слушав писания и учение, да изженется, и да не сподобится молитвы. Чин припадающих есть, когда кающийся, стоя внутри врат храма, исходит вместе с оглашенными. А чин купно стоящих есть, когда кающийся стоит купно с верными, и не исходит с оглашенными. Конечное же есть причастие Святых Таин». Кающиеся проходили все ступени последовательно: 1) «плачущие» стояли вне храма и, с плачем сокрушаясь о своих грехах, просили входивших помолиться о них; 2) «слушающие» допускались в притвор, но присутствовали на богослужении только до начала таинства Евхаристии. После проповеди они вместе с оглашенными выходили из храма; 3) «припадающие», или «коленопреклоненные», могли находиться в главной части храма (до амвона). Перед началом литургии верных, когда оглашенные и «слушающие» уже покинули храм, «припадающие» опускались на колени и епископ читал над ними молитвы. На литургию верных они не допускались; 4) «купно стоящие», или стоящие вместе, могли присутствовать до конца литургии, но им не разрешалось принимать причастие и приносить жертвенные дары. Когда время Е. заканчивалось, кающихся принимали в церковное общение и они могли причащаться Св. Таин.

Большинство дисциплинарных правил, предполагающих Е. с разным сроком отлучения от причащения, принадлежит свт. Василию Великому. Отречение от христ. веры при угрозе мучений, согласно Вас. Вел. 81, наказывается отлучением на 8-9 лет, а произвольное отречение — пожизненным лишением Св. Таин (прав. 73). Убийство плода во чреве по прав. 8 св. отца влечет за собой 10-летнее отлучение от причащения. Тема абортов актуальна и в наст. время. В «Основах социальной концепции РПЦ», принятых Архиерейским юбилейным Собором 2000 г., говорится: «Широкое распространение и оправдание абортов в современном обществе Церковь рассматривает как угрозу будущему человечества и явный признак моральной деградации. Верность библейскому и святоотеческому учению о святости и бесценности человеческой жизни от самых ее истоков несовместима с признанием «свободы выбора» женщины в распоряжении судьбой плода… Православная Церковь ни при каких обстоятельствах не может дать благословение на производство аборта» (XII 2). Однако, «в случаях когда существует прямая угроза жизни матери», Церковь рекомендует не отлучать женщину от евхаристического общения, но это общение возможно при условии исполнения личного покаянного правила, которое определяет принимающий исповедь священник. Ответственность за грех убийства нерожденного ребенка несет и отец в случае его согласия на производство аборта (Там же).

Свт. Василий сохраняет разделение периода покаяния на 4 ступени и в зависимости от тяжести греха устанавливает разные сроки пребывания на каждой из них. Е. за грех кровосмешения свт. Василий в 75-м прав. определяет как отлучение от причащения и распределяет время покаяния следующим образом: «. три лета да плачет он, стоя у дверей молитвенных домов и прося входящих на молитву, дабы каждый с состраданием приносил о нем усердные молитвы ко Господу. После сего на другое трехлетие да будет допущен токмо до слушания писаний, по слушании же писаний и поучений, да изгоняется же из церкви, и да не удостоивается общения в молитве. Потом, аще со слезами будет просити оныя и припадати ко Господу, с сокрушением сердца и глубоким смирением, то дадутся ему иные три лета на припадание. в десятое лето да будет принят к молению с верными, без причащения: два лета стоя во время молитвы с верными, наконец, да удостоится приобщения святынь».

Древняя дисциплинарная практика, однако, не предполагала жесткой связи длительности пребывания на разных ступенях покаяния с видом совершенного греха, т. к. время покаяния ставилось в зависимость от состояния души верующего. Отношение Церкви к грешнику сформулировано в 8-м прав. свт. Григория Нисского: «Во всяком же роде преступления, прежде всего смотрети должно, каково расположение врачуемаго, и ко уврачеванию достаточным почитати не время (ибо какое исцеление может быти от времени), но произволение того, который врачует себя покаянием».

Кающиеся не допускались до причащения на протяжении всего срока Е. Исключение составляли умирающие (однако если состояние тяжелобольного улучшалось после принятия Св. Таин, то он возвращался на ту ступень покаяния, на к-рой его застал угрожавший смертью недуг).

В кон. IV в. практика покаяний в древней Церкви существенно изменилась: «. публичное покаяние на востоке вышло из употребления, и правила о долгосрочном публичном покаянии заменились. епитимийными правилами покаянных сборников, получивших позднее в восточной церкви широкое употребление с именем Иоанна Постника» ( Суворов. Право. С. 284). Сроки Е. сокращались, многолетнее покаяние и отлучение от причащения заменялись исполнением «подвигов»: усиленным постом (сухоядением), земными поклонами, раздачей милостыни нищим. Кроме того, кающиеся иногда отправлялись в мон-ри, где помимо молитв, поста и поклонов они совершали монастырские работы. Примерно с этого времени под термином «Е.» стали понимать не только отлучение от причащения, но также все прочие меры, применяемые для наказания и исправления грешника.

Дисциплину церковных покаяний Др. Русь переняла у Византии. В досинодальный период власть назначать церковные наказания полностью принадлежала епископам, к-рые налагали Е. на церковных преступников и даже подвергали их анафеме, опираясь на правила св. отцов и личный опыт. В то же время Е. налагались и пресвитерами на основании тайной исповеди грехов. Публичную Е. в Др. Руси грешники часто проходили в мон-ре под началом «доброго и кроткожительного старца» или старицы (в древнерус. памятниках такое исполнение Е. называется смирением). Находящихся под Е. направляли на «черные» работы; в случаях особо тяжких грехов их сажали на цепь, заковывали в кандалы. Публичное покаяние могло налагаться и на самых высокопоставленных особ. Известно, что царь Иоанн IV Васильевич после вступления в 4-й брак находился под публичной Е.

Порядок наложения Е. был установлен «Духовным регламентом», в соответствии с к-рым малое отлучение приравнивалось к ошельмованию (гражданскому позорящему наказанию), а анафема — к политической смерти. Малое отлучение, к-рое состояло во временном отлучении от церковного общения (запрещении входить в церковь, участвовать в храмовой молитве и причащаться Св. Таин), налагалось епархиальным архиереем за «великий и явный грех». По «Духовному регламенту» отлучение происходило лишь после неоднократных бесед с грешником и увещеваний его: епископ лично или через духовника предлагал преступнику принести публичное покаяние. В отличие от анафемы, к-рая произносилась «в церкви при народе», отлучение происходило «без. великих чрез протодиакона предвозвещений» — вина согрешившего записывалась «на малой хартийке» (Духовный регламент. Ч. 2: О Епископах. 16). В синодальную эпоху в соответствии с «Уложением о наказаниях» 1845 г. малое отлучение применялось самостоятельно или назначалось в дополнение к уголовному наказанию. Церковное покаяние осужденные проходили в приходских церквах либо в мон-рях.

В синодальный период длительные отлучения, предусмотренные канонами, практически перестали применяться, а гражданско-правовые последствия малого отлучения ограничились лишением права быть поверенным в делах и свидетельствовать присягой в суде. В «Духовном регламенте» и позднейшем церковном законодательстве почти не затрагивались Е., налагаемые духовником при тайной исповеди; указом Святейшего Синода от 28 февр. 1722 г. предписывалось проявлять мягкость в отношении кающихся грешников: «. исповедующего грехи свои, какие бы ни были, к причастию Святых Таин пропускать безотложно, ведая, что Бог истинно кающихся приемлет скоро». В 1734 г. вышел указ Святейшего Синода, согласно к-рому священник лишался права своей властью, без правящего архиерея, налагать Е. в виде отлучения от причащения.

Читайте также  Пв Светлая молитва о жизни

В наст. время суровые санкции, назначаемые древними правилами, практически не применяются буквально. Однако у духовника остается право выбора между более мягким наказанием и строгими предписаниями правил св. отцов, к-рые могут послужить врачеванию души согрешившего.

В «Обращении к клиру и приходским советам города Москвы» Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II изложена позиция РПЦ по отношению к церковным наказаниям, т. е. к Е.: «Каноническое отлучение от Причастия на длительные сроки за так называемые смертные грехи не есть мера Божественного возмездия за грех, осуждения и кары, но мера исправления, врачевания… Отлучение от Причастия действенно и потому применимо только для глубоко церковных людей, а таких среди современных исповедников меньшинство. Для большинства же людей, мало или недостаточно церковных, гораздо полезнее будет такая епитимия, как более частое хождение в церковь, чтение Священного Писания, чтение молитвенного правила утром и вечером, социальное служение больным, обездоленным и несчастным, во искупление своих грехов» ( Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Обращение к клиру и приходским советам города Москвы на Епархиальном собрании 21 декабря 1995 г. М., 1996. С. 17-18).

Ст. 6 о правилах наложения канонического прещения (наказания) «Положения о церковном суде Русской Православной Церкви (Московского Патриархата)», принятого Архиерейским Собором РПЦ 2008 г., указывает на необходимость учитывать причины совершения церковного правонарушения, образ жизни виновного и действовать в духе икономии в целях исправления либо в подобающих случаях — в духе акривии в целях покаяния виновного.

В соответствии с Уставом РПЦ, принятым в 2000 г., отлучение от Церкви налагается правящим архиереем или Патриархом и Свящ. Синодом только по представлению церковного суда, к-рый предварительно исследовал дело и вынес по нему решение (Устав РПЦ, 2000. VII 5). Архиерей принимает решение по делу о церковном правонарушении после рассмотрения дела епархиальным судом (Положение о церк. суде, 2008. Ст. 24; 25. 6); канонические прещения, наложенные архиереем, утверждаются Патриархом (Там же. Ст. 47. 4). Совершившие церковные правонарушения архиереи (за исключением Патриарха) и клирики, поставленные на должности по решению Патриарха и Свящ. Синода, подлежат общецерковному суду (Там же. Ст. 28. 1). Дела по догматическим и каноническим отступлениям Патриарха рассматриваются Архиерейским Собором в качестве церковного суда первой и последней инстанции (Там же. Ст. 31. 1).

Священник может налагать Е. только в виде поклонов, раздачи милостыни, особо усердных покаянных молитв.

Виды молитв

Любая молитва — это откровенный разговор с Богом. Данный способ был дан людям самим Всевышним. Личное общение с Господом помогает нам познать его, осознать его силу и власть, как великого Творца. Также посредством молитвы выражается раскаяние в греховных поступках и мольбы о прощении. Каждый верующий может молитвой обратится к Богу с просьбой о себе или своих близких.

Корни термина «молитва» уходят в праславянскую речь. Само слово «molditi» преобразовано в современном русском языке в слово «молить». Самые ранние народные молитвы были языческими и относились к самым различным религиозным культам. Большое внимание молитвам уделялось в Древнем Риме и Древней Греции. Эти народы создавали определенные словесные формулы, которые произносились во время определенных культовых обрядов. С дальнейшим развитием мировых религий молитвы стали обязательными составляющими религиозных учений. Христианские молитвы могут читаться как в храмах, так и в домашних условиях.

Православие возникло в начале 1 века и считается, что основателем его был сам Иисус Христос. В 395 году вследствие разделения Римской империи на западную и восточную это направление окончательно выделилось. Богословские основы веры определились в Византии в 9-11 столетиях. Вследствие раскола христианства на три ветви, православие сложилось в 1054 году.

Православные молитвы создавались в разные времена. Их писали разные люди. Это были ученики Христа, Святые Проповедники. Объединяет их то, что все они основаны на библейском учении. Любая молитва, к какому бы виду она не относилась, приносит облегчение для души. Считается, что только одна молитва дарована людям Богом. Это «Отче наш». Это обращение обладает огромной силой. Эта молитву верующие читают каждый день утром и вечером. Кроме того, обращаться с ее помощью к Богу можно по любому случаю.

В Молитвах люди обращаются не только к Богу. В определенные жизненные моменты помогают обращения к Богородице, Ангелам и святым. В Православии выделяется несколько видов молитв.

Молитва посвящения

Молитва посвящения — это очень сильная молитва. В ней верующий подтверждает свою волю к послушанию Божьим планам. Эта молитва не может читаться за других людей, она подтверждает только собственное смирение перед Всевышним. Очень важно понимать ее суть, только в таком случае она будет действенной, то есть наполнит верующего человека силой и благодатью, что поможет ему быть успешным в реальной жизни и одерживать победы, чувствуя Божьи наставления. В данной молитве говорится о том, что человек всецело посвящает себя Божьим планам.

Примером может стать следующая молитва:

Во всех молитвах посвящения акцентируется мысль о том, что верующий вручает Господу свою жизнь и готов следовать всем его указаниям.

Молитва упования

В молитвах упования говорится о том, что верующий свою жизнь посвящает Богу. Но вместе с этим молящийся человек передает Господу свои проблемы и заботы. Ведь у каждого человека наступают минуты отчаяния, когда нет сил нести свою жизненную ношу. Но разделив ее с Богом, можно дальше продолжать жить с верой в сердце в светлое будущее.

Как пример молитвы упования можно привести псалом 119, который звучит следующим образом:

Смысл этой молитвы заключается в том, что верующий понимает, что за любую ложь придется нести наказание, что сравнимо со стрелами сильными Божьими. А беды, которые после этого последуют, в молитве сравниваются с углями дроковыми, которые имеют способность долго тлеть. Молящийся говорит о том, что он хочет прославлять Бога, но его окружение его не всегда понимает.

Молитва хвалы и поклонения

Любая молитва поклонения — это доступный способ для верующего поклонится Всевышнему за дела его. Поклонение в церкви – это признание величия Господа и полное понимание того, кем Бог является для людей. В Библии человеку предписано в любое время любить и восхвалять Господа своего, и чтобы не случилось искренне веровать в благие дела его.

Пример молитвы хвалы и поклонения Пс.8:2-5:

Такая молитва понятна и не требует особого толкования. Следует понимать, что под образами младенцев понимается, что восхваляет Господа взрослый человек, имеющий безгрешную душу.

Молитва благодарения

Невзирая ни на какие внешние обстоятельства, верующий человек должен благодарить Господа, поскольку это воля Божья. Молитва благодарения не должна быть тяжелой обязанностью. Она должна стать естественной ежедневной необходимостью. В ее слова нужно вкладывать всю душу, ведь верующий человек обязан быть признателен Господу за все, что ему дается каждый день.

Благодарственные молитвы могут быть направлены не только к Богу, но и к Богородице или другим Святым. Часто люди благодарят за помощь в жизненных делах Святого Николая Угодника.

Обратиться к нему с благодарностью можно такими словами:

Молитва в Духе

Молитва в Духе — это неотъемлемая часть слова Божьего, об этом три раза говорится в Библии. Это значит, что настоящая молитва должна исходить не только от разума человека, а также от его духа. Следует понимать, что составляющими разума являются мышление, эмоции, воля, а также способности принимать правильные решения. Дух оживает только тогда, когда верующий искренне приходит к Богу, раскаявшись во всех своих грехах.

Использовать для молитвы в Духе следует такое обращение:

В этой молитве верующий взывает к Святому Духу, третей ипостаси Святой Троицы. Он царствует над всем и владеет душами людскими. Он Утешитель, так как только он способен утешить человека в горе и поддержать его. Святой Дух учит только правде, поэтому ему можно довериться. Именно Дух Святой сошел на Апостолов и утешил их в разлуке с Господом. Он вселился в них и стал направлять их по жизни.

Молитва согласия

Молитва согласия действенная только в том случае, если верующий человек находится в согласии с собой и с другими людьми. Она дарует благо только, если человек искренне верует в Бога. Если вы спорите и ссоритесь с окружающими вас людьми, сплетничаете о них, а затем обращаетесь к Господу с молитвой согласия, то вы не будете услышаны. Господь ценит молитву согласия, так как знает насколько людям на грешной земле сложно жить в согласии и мире друг с другом. Бог чтит и слышит каждого человека, который стремится к миру.

Текст молитвы звучит так:

Очень часто такая молитва часто читается одновременно несколькими людьми. В этом случае после свои просьбы люди формулируют мысленно.

Молитва прошения

Молитвы прошения — самые распространенные и востребованные. В ней обязательно содержится просьба верующего, о каких-либо благах. Но следует понимать, что человек может быть услышанным Богом, только если он не способен справиться с возникшими проблемами самостоятельно. С молитвой о помощи люди обращаются часто к Святой Богородице.

Текст одной из молитв, которая известна под названием «Неупиваемая чаша» звучит следующим образом:

Эта молитва будет услышана, только если вы искренний человек и раскаялись в своих грехах.

Общая молитва

Общая молитва читается в дни церковных праздников в храме. Совместное обращение предполагает, что каждый верующий в храме молится о своем и о каждом. Даже если человек отвлекается на свои мысли, то сила молитвы не ослабевает. Богослужение всегда проводит священник, а помогает ему диакон. Всю молитву произносят чтецы и певцы, а за ними все собравшиеся в храме.

На богослужении читается очень много молитв. Самые известные лучше знать наизусть, а другие можно читать с текстом в руках.

В качестве примера можно привести следующую молитву:

Молитва ожидания

Молитва ожидания предполагает не только общение с Господом, но и ответ от него. К сожалению, многие не умеют ждать, поэтому редко используют такие молитвы. Нужно понимать, что Бог всегда услышит искренне верующего человека и обязательно ему ответит.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector