Тема молитва для детей

Тема молитва для детей

Тема молитва для детей

Урок 2

Цель: Рассказать детям о том, как действует молитва в нашей жизни. Учить детей всегда обращаться к Богу и в трудностях, и в радостях

Библейская история : молитва Даниила ( Дан.6:1-28)

Золотой стих : «…призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя» Пс 49:15

1. Приветствие. Организационный момент

Радостно приветствуйте детей, будьте заинтересованы их делами, побуждайте к беседе. Вспомните имена всех ребят, будет хорошо, если вы запомнили имена новичков. Скажите ребятам, что они подросли и стали взрослее. Поблагодарите ребят за то, что они на уроке и выразите надежду на то, что они будут внимательны и послушны на уроке.

Рифма для молитвы:

Глазки я закрою,
Ручки сложу,
Господу Иисусу
Молюсь и говорю:

Господь Иисус! Я благодарю Тебя за этих замечательных детей, за то, что Ты любишь каждого из нас и хочешь, чтобы мы разговаривали с Тобой – молились. Благослови этот день, этот урок. Спасибо, что Ты всегда с нами. Аминь.

Выучите с детьми песню «С Иисусом в моей лодке» или

«Детская молитва (Боже мой, Господи мой, я молюсь)». На этом уроке выучите припев. Этого будет достаточно.

Музыка Ю. Пастернака

Слова И. Языковой, Ю. Пастернака

Я Тебе молюсь,
Страха не боюсь,
Ты меня помилуй, Иисус!
Научи любить,
Научи прощать,
Как Твоим другом стать.

Рифма для привлечения внимания

Дети, скорее идите сюда,
Будем мы слушать
Божьи слова.

4. Б иблейская история (историю сопровождайте показом иллюстраций или фланелеграфом).

— Посмотрите, что у меня в руках (показать телефон). Это телефон. Зачем нужен телефон? (выслушайте ответы детей).

Для того, чтобы поговорить с другом, нужно взять телефон и позвонить ему.

Кто наш самый большой и настоящий Друг? Правильно, Господь Иисус. Когда мы можем разговаривать с Ним? В любой момент жизни. Молитва – это разговор с Богом.

Наша история из Божьей книги – Библии (предложите детям повторить жест прошлого урока. Сложить ладошки книжечкой, затем сымитировать ее открытие).

Очень давно в стране Вавилонии жил муж Божий Даниил. Когда он был мальчиком, на его страну – Израиль напали враги и всех увели в плен. Здесь в Вавилоне Даниил прожил всю свою жизнь.

Он был верным Богу. За это Бог благословил его: он был самым главным в Вавилоне человеком после царя. Но, несмотря на то, что стал богатым и почетным, он не забывал Бога и молился Ему три раза в день.

Как-то царь издал приказ, чтобы все люди поклонялись только ему, а не истинному Богу. Даниил отказался это делать.

Когда враги Даниила узнали об этом, они все рассказали царю. Он вынужден был наказать Даниила и бросить его в яму с голодными львами.

— Как вы думаете, что произошло дальше? В Библии написано: «Поутру же царь встал на рассвете и поспешно пошел ко рву львиному, и, подойдя ко рву, жалобным голосом кликнул Даниила, и сказал царь Даниилу: «Даниил, раб Бога живого! Бог твой, Которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов? Тогда Даниил сказал царю: царь! вовеки живи! Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался пред Ним чист, да и перед тобою, царь, я не сделал преступления». Тогда царь чрезвычайно возрадовался о нем и повелел поднять Даниила изо рва; и поднят был Даниил изо рва, и никакого повреждения не оказалось на нем, потому что он веровал в Бога своего». Так Бог заступился за Даниила, и львы даже не тронули его. А царь издал указ поклоняться живому Богу.

— Как вы думаете, дети, почему так произошло? Даниил был верным Своему Богу, все время находился с Ним в общении – молился.

Ребята, сегодня мы будем учиться разговаривать с Богом, чтобы иметь от Господа благословение и защиту. Мы уже с вами немного умеем молиться, потому что делали это на наших занятиях в прошлом году.

— Что такое молитва? Молитва – это разговор человека с Богом, можно даже сравнить ее с телефонным разговором. Чтобы ее совершить, не надо становиться в очередь, не надо спрашивать, есть ли на месте собеседник, не надо вспоминать номер телефона.

— Как вы обращаетесь к директору или воспитателю? С уважением. По имени и отчеству. Обращаясь в молитве к Богу, называйте Его: Господи, Боже, Небесный Отец, Иисус, Спаситель.

Даниил молился часто (руки сложить как для молитвы)
И мы знаем – не напрасно. (указательный палец вверх)
В львином рву он был спасен, (попрыгать)
Богом был услышан он. (руку вверх, потом к уху)

— Как же правильно молиться?

К Богу не обращаются с заученной наизусть молитвой.

Молитва – это простой, сердечный разговор с Богом как с Другом. Ведь наш Бог – это любящий Отец, Который знает наши радости, видит наши трудности, понимает нас лучше за людей. Вы еще не сказали, а Он уже знает, о чем вы думаете.

— Почему мы говорим в конце молитвы слово «Аминь»? Аминь – это еврейское слово, которое означает — «правильно, верно». То есть, когда мы проговариваем его в конце своей молитвы, мы еще раз подтверждаем, что сказанное нами – правда. Если мы этим словом отвечаем на молитву другого человека, которого внимательно слушаем, то это значит, что соглашаемся с его молитвой.

Мы можем молиться в группе, все вместе, а можем поодиночке, а в конце сказать «Аминь». Можем молиться вслух, можно тихо, чтобы не мешать друг другу.

Сначала в молитве надо прославить Господа, поблагодарить Его за все, попросить прощение за проступки, которые мы совершили, и лишь потом сказать Богу о своих просьбах.

— Как надо вести себя во время молитвы? С благоговением и уважением. Закрыть глаза, чтобы ничего не отвлекало, сложить ручки, чтобы ничего ими не делать, сосредоточиться на том, что говорим. Ведь вы стоите перед Его Величием, потому что Он Бог живой, что живет вовеки!

В молитве мы славим Бога, благодарим Его за все, просим необходимое. Бог нас слышит, но бывает так, что наш грех мешает разговору. Поэтому, обращаясь к Богу, просите у Него прощение. Молитесь как Даниил всегда.

«…призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя» Пс 49:15

6. Практическое применение

1) Молитвенное время

— А теперь давайте еще раз потренируемся, как надо себя вести во время молитвы. Сложите ручки, закройте глаза и каждый из вас может тихонько поговорить с Богом.

Очень простая поделка в технике оригами.

Материалы : цветная бумага, ножницы.

— Мы сегодня изготовим «Молитвенное сердечко». Оно будет напоминать вам о молитве – разговоре с Богом.

— Как чудесно, дети, разговаривать с Самим Богом! Бог очень любит каждого из нас и хочет, чтобы мы молились и разговаривали с Ним. Давайте еще с большей уверенностью доверять Ему свою жизнь!

Когда дожди шумят на дворе,
Когда нелегко и грустно мне,
Тогда помолюсь я Богу,
Открою свою тревогу.

Боже, стремлюсь к Тебе,
Будь помощником мне,
Ведь я ребенок Твой,
Будь всегда со мной.

Господи, слава Тебе. Я благодарю Тебя за то, что Ты выслушал нас. Прости каждого. Я верю, что Ты ответишь на все наши просьбы. Мы любим Тебя и хотим с Тобой разговаривать – молиться. Аминь.

Православная Жизнь

Как учить ребёнка молитве? Как объяснить её смысл и необходимость? Что нужно знать родителям, прежде чем начинать об этом разговор? Как говорить о молитве с малышом — и как с подростком?

Что важнее?

Прежде чем объяснять что-то ребёнку, родители сами должны понять предмет обсуждения. Если речь об отношении квадрата гипотенузы к квадратам катетов, надо изучить теорему Пифагора, и тогда всё получится. Если родители не имеют нужных знаний, их нужно приобрести: вспомнить теорию, почитать учебник. То же касается молитвы: если у папы и мамы нет навыка, они вряд ли что-то смогут объяснить ребёнку. В этом случае родителям сначала придётся научиться молиться самим, а потом уже общаться на эту тему с детьми, ведь молитва настолько важна в жизни человека, что разговор о ней кому-то чужому не поручишь. Можно попросить человека со стороны научить малыша ходить, но чтобы учить любви, доброте, молитве — нужен родитель.

Главное, что должны понимать родители — это важность молитвы в жизни человека. В реальности же нередко приходится видеть, что она находится в лучшем случае во втором десятке жизненных навыков, которым надо обучить ребёнка. Прежде всего нужно сделать, чтобы ему было тепло, сытно, комфортно, а молитва — это когда-то потом. Но если смотреть на жизнь с точки зрения христианской, то мы поймём, что молитва — едва ли самое важное, чему нужно учить ребёнка. Как говорится в одной притче, молитва и труд — это два весла, благодаря которым движется лодка человеческой жизни. Если одного из них не хватает, лодка не сможет плыть вперёд, а будет кружиться на одном месте. Когда мы это осознаем, нам станет понятно, почему молитва — это главное, чему мы должны научить своих детей. Более того: тогда нам будет легче их к ней приучать.

Молиться — это трудно? Или прекрасно?

Также родителям нужно понять, в чём, собственно, заключается молитва. Для многих она чаще всего связана со всевозможными трудностями: нужно проговаривать какие-то непонятные слова, долго стоять, тратить на неё много времени в неудобное время суток — утром, когда спешишь, или вечером, когда нет ни на что сил. Как правило, молиться людям не хочется. Но мы попробуем изменить всё это для себя, а потом объясним ребенку, как это прекрасно — молиться.

Что для маленького человека прекрасно? — общаться с мамой и папой, с теми, кто ему близок и кто его любит. С этого и начнём объяснять, что такое молитва. «Вот мы с тобой сейчас говорим — это разговор между людьми. А если человек обращается к Богу — это молитва».

Важно говорить с ребёнком тогда, когда вам вместе хорошо — а не когда вы включаете режим «родитель»: пришёл папа с работы, полежал на диване, глядь — есть свободные полчаса до футбола. Вот он и включает режим родителя: «Сын, неси-ка дневник! Что там в школе у вас? А ты молился сегодня? Нет? Ты разве не знаешь, что надо молиться каждый день? А ну, давай, бери молитвослов, читай молитву!» А сам лежит, посматривает, сколько минут до футбола осталось. Это же ужас! Так нельзя ни в коем случае! Если родитель заставляет молиться ребёнка, но не молится сам, он просто убивает в нём веру. Его потом от слова «храм» будет в дрожь бросать.

Одна мама как-то спросила у меня: «Как мне заставить моего ребёнка молиться?» Меня даже в жар кинуло. Слова «заставить» и «молиться» несопоставимы, такого словосочетания нет. Как можно заставить молиться? Может ли ребёнок признаваться в любви тому, кого не любит? Даже если его пытать — он, возможно, признается, но потом непременно отречётся от своих слов.

Приобщать с момента беременности

Ребёнка нужно медленно, с любовью вводить в общение с Господом. Начинать приучать его к этому нужно, когда он ещё в материнской утробе находится. Мама, ожидающая малыша, может сесть перед иконами и попросить: «Господи, помоги!», «Господи, благослови моё чадо!» Это будут первые уроки молитвы для малыша. То же касается и причастия будущей мамы: младенец чувствует действие благодати.

Новорождённого можно подносить к иконам, молиться рядом с ним. Подрастая, он будет видеть святые образа, маму, которая что-то передними шепчет. И это тоже будут уроки молитвы. Однажды родители увидят, что малыш стоит перед иконами и что-то своё говорит. Может, он ещё не понимает, что именно надо говорить, но для него молитва становится естественной составляющей жизни. Конечно, роль мамы в этом вопросе очень важна. Сразу же скажу: не надо требовать от себя невыполнимого! Дети — это большой труд, а если их двое или трое — тем более. Не надо корить себя, что не вычитала правило или не сделала положенное число поклонов в пост. Молитва — это совсем другое: это разговор человека со своим Творцом, Который его любит, попытка выразить нашу любовь к Нему. Душа человеческая жаждет молитвы, и душа ребёнка — тоже. С самого раннего возраста он будет впитывать всё то, чему вы его учите своими поступками, своей жизнью.

Не спеша, терпеливо, с любовью

Малыш подрастает, и можно купить ему иллюстрированный детский молитвослов — они сейчас очень красивые, красочные. Сначала надо привлечь внимание: «Посмотри, какая красивая книжечка! Давай-ка её порассматриваем!» Никаких: «Вот тебе молитвослов, будешь молиться!» Наша задача — увлечь, расположить. Пусть просто подержит в руках, полистает, картинки рассмотрит. Подходите к ребёнку, когда он не занят. Если же смотрит любимый мультфильм, увлечён игрой, рисует — не отрывайте его. Вот он посмотрел, внимание начало угасать, отвлёкся — всё, оставьте его. Знакомить ребёнка с молитвой надо дозированно.

Следующий этап — показываете, кто изображён в молитвослове: вот Иисус Христос, вот Богородица, вот твой друг — Ангел-хранитель. Когда ребёнок запомнит, кто есть кто, можно учить его первым, самым коротеньким молитвам: «Господи, помилуй!», «Господи, помоги!», «Слава Тебе, Боже!». Когда он научится читать, можно выучить с ним первые молитвы — «Отче Наш» и «Богородице Дево, радуйся» — возможно, он их сам прочтёт. Главное — не спешить.

Очень важно не навязывать ребёнку большие объёмы молитв. Сколько есть прекрасных коротеньких молитв, которыми мы почему-то пренебрегаем! Многим по душе несколько акафистов вычитать, а короткие молитвы — это «несерьёзно». Но ведь лучше произнести пять слов, которые понимаешь, чем сто непонятных! Да, христианину надо молиться постоянно — но не бесконечные акафисты вычитывать, а обращаться к Богу с благодарностью или с просьбой о помощи в своих нуждах. Это надо донести и ребёнку. «Вот ты идёшь в школу, боишься перед контрольной — попроси Бога и Богородицу помочь тебе! Скажи: „Господи, помоги!“, „Пресвятая Богородица, вразуми“ — и ничего не бойся!» Пусть он знает, что это и есть молитва — а не слова, которых он не понимает.

Не рисуйте образ Бога тёмными красками

Нужно идти от простого к сложному. Помните, как мы учились писать по прописям? Сначала палочки, крючки, после их же под наклоном — и потом уже буквы. Затем писали слоги, составляли из них самые простые слова — и лишь спустя долгое время начинали писать сочинения и диктанты. А в молитве мы, по сути, не умеющего палочки писать ребёнка заставляем браться за сочинение. Так нельзя!

В обучении молитве надо руководствоваться любовью, собственным примером, терпением. Ни в коем случае не давить, только направлять. И душа, которая по природе христианка, обязательно встретится со своим Творцом. Главное — чтобы мы не нарисовали Его образ тёмными красками. Как это? Приведу пример.

Приходит мама и говорит: «Мне надо ребёнка причастить. Мы с ним неделю постились, вечерние и утренние молитвы вычитывали, и каноны тоже — мы всё правильно сделали?» Я смотрю на неё с ужасом: «Да вы что? Так ведь нельзя!» Потому что — представьте: вы говорите ребенку, что идёте встретиться с Богом, Который любит его больше всех на свете. Только перед встречей с Ним надо неделю не есть, всё бросить и слушать непонятные слова. Конечно, ребёнок этого не понимает — потому что в его представлении любовь проявляется совсем иначе. Он думает, что любовь — это как День рождения, когда ему дарят подарки, целуют и обнимают. В итоге к причастию он подходит съёженный, испуганный — потому что оно для него с любовью Божьей никак не связано. А если его учить с рождения, что Бог его любит, ждёт, радуется ему — насколько иным будет его отношение к храму, молитве, причастию!

Как быть с подростками?

В конце августа мы служим молебен перед началом учебного года, и все мамы и бабушки уверены, что надо в это день ребёнка причастить. Заталкивают в храм этих несчастных детей, которые не понимают, за что им всё это. Священник видит: ребёнок испуган, ему в храме некомфортно, вокруг непонятно настроенные люди, которые тоже в храме первый или второй раз. Как ему быть? Ведь такое поведение только отбивает у детей желание ходить в храм. Раньше дети с рождения знали, что такое церковная жизнь. Сейчас многие попадают в храмы лет в десять, а то и в двенадцать. И объяснить такому ребёнку, зачем нужно молиться и причащаться, очень сложно. Поэтому, объясняя детям необходимость молитвы, надо учитывать их возраст и образ жизни семьи.

У подростка уже есть накопленный опыт, жизненные приоритеты, взгляды. Чтобы разъяснить ему такие важные вещи, как отношения с Богом, вера, молитва, надо иметь большой личностный авторитет, потому что юные максималисты очень тонко чувствуют фальшь и лицемерие. Те, кому больше двадцати, всё уже не так остро ощущают, а вот молодёжь помладше очень чуткая. Если им говорить, что надо молиться, а в словах ваших не будет радости, они не будут молиться. Когда-то мне попались такие слова: если ты не видишь в глазах твоего собеседника сияния вечной жизни, тебе трудно будет стать христианином после общения с ним.

Какой молитве мы учим?

Если родители сами не знают, зачем молиться, они не смогут ничего объяснить своим детям. Если молитва для папы и мамы сводится к вычитыванию, если они не знают, что такое диалог с Богом — наши рекомендации не будут иметь никакого смысла. Я воцерковлялся поздно, лет в двадцать пять, и хорошо помню, что молитва понималась тогда исключительно как чтение молитвослова. Говоришь молитва — подразумеваешь молитвослов или акафист. Надо этот стереотип менять. Молитвослов — не необходимость для молитвы. Молитва — это движение души. «От избытка сердца говорят уста» (Мф. 12:34). Если есть в сердце эта полнота — ты не сможешь не хвалить Творца, не можешь не молиться.

Многие молитвы были составлены святыми не для читателей, а для себя — они умели выразить свои любовь и восторг особенно, поэтически. За ними эти удивительные слова записывали другие люди, но изначально это было личное переживание человека, очень искреннее и интимное. Святые вряд ли предполагали, что мы, их потомки, эти слова будем употреблять как какую-то повинность, «обязаловку». Это не значит, что молиться по молитвослову не надо — нет, просто нужно выстроить свои личные отношения с Богом. Приведу такой пример: если молодой человек захочет признаться в любви девушке и прочтёт ей стихи известного поэта, это будет странно — потому что, как ни крути, это слова Пушкина, а не его собственные. А в такой важный момент лучше выразить свои чувства своими словами. Пусть они будут намного проще и не так гармонично оформлены, но он скорее донесёт их до сердца возлюбленной.

Как прекрасно, когда между человеком и Отцом Небесным выстраиваются сыновне-отцовские отношения, когда рождается любовь, в которой человек растворяется. Вот об этом надо говорить нашим детям. Надо делиться с ними нашей радостью. Порой молитва даже не требует слов. Бывает, что сердце наполняет такая полнота, что и слов не найти — так хорошо. А когда говорят, что для обретения этого чувства нужны двадцать поклонов и три акафиста — мне это совершенно непонятно.

Зачем Богу моя молитва?

Я бы этот вопрос изменил на «зачем мне молитва?». Мы существа, которые созданы для счастья и любви. Нас окружает всё прекрасное — солнце, луна, небо, дождь, цветы, прекрасные лица людей. Всё это нам дано для наслаждения. И молитва тоже — величайшее наслаждение, только не все это знают. Можно спросить у ребёнка: «Зачем ты ешь мороженое?» — «Потому что вкусно!» — ответит он. «Да, это вкусно. Это приносит тебе радость и удовольствие. Вот и молитва — тоже удовольствие: представь, ведь мы говорим с самим Богом — с Тем, Кто любит нас больше всего на свете. И Ему приятно это общение, потому что Он видит ответ на Свою любовь». Господь и общение с Ним — главная радость нашей жизни, и если человек не испытывает её — ему нужно найти свой путь к ней.

Читайте также  Как молитвой приворожить парня

Я считаю, что первая задача родителей — показать детям, что молитва — это главная радость в нашей жизни. Христианин — это самый радостный человек. Да, есть скорби, сложности, но всё это внешнее. Главное — это счастье, которое наполняет сердце, когда обращаешься к Богу, это Его правда, Его реальное присутствие в нашей жизни. Всё, что связано с Богом — посещение храма, причастие, молитва — должно быть растворено радостью, ведь она — один из основных даров Духа Святого. Если мы, христиане, не испытываем радость от того, что делаем — то грош нам цена в базарный день. Мы, родители, должны своей радостью заражать детей — тогда не придётся объяснять им, зачем нужна молитва. Они должны захотеть быть такими же радостными, как мы. Именно об этом говорил святой Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя». Люди шли за апостолами, потому что видели в них этот дух — дух любви и радости.

Так что молиться нужно чтобы жить, испытывать радость, любить, благодарить. Чтобы быть полноценным человеком. Дай Бог нам донести это до своих детей!

Воспитание святых: размышления о детской молитве

Как открыть сердце навстречу Богу, как объяснить детям, что значит молиться и каким образом Господь общается с нами? Своим педагогическим и материнским опытом делится автор крупнейшего православного сайта в Америке «Ancient Faith Radio» Элисса Бьелетич.

Дети – не «будущее Церкви», они – Церковь сегодня и завтра

Много лет назад священник храма, прихожанкой которого я в то время была, попросил меня разработать программу для воскресной школы. Однако мысль о том, чтобы раскрашивать с детьми картинки на религиозные сюжеты или делать поделки, меня совсем не привлекала.

Когда же он сказал, что целью духовного образования является воспитание святых и что «наши труды послужат воспитанию детей в праведности», я задумалась. «Может быть, – продолжил он, – это будут святые, о подвиге которых никто не узнает, а может, если на то будет воля Божия, среди них будет прославленный, почитаемый Церковью подвижник».

Любое церковное служение призвано помогать стремящемуся к обóжению человеку

Стоило мне понять, что любое церковное служение призвано помогать стремящемуся к обóжению человеку, как вся предстоящая работа стала казаться гораздо более интересной.

Изменились и мои представления о родительских обязанностях: прежде всего, я должна помочь своим детям открыть сердце навстречу Богу, помочь им стать ближе к Нему. Не важно, кто мы: родители, бабушки или дедушки, крестные или преподаватели воскресных школ, – любой человек может внести свой вклад в это замечательное дело – воспитание святых, может помочь нашим детям стать священными сосудами, наполненными Духом Святым.

После Крещения в святой Православной Церкви ребенок становится ее полноправным членом, а не младшим членом, который когда-нибудь вырастет в меру христианина. Дети – не «будущее Церкви»; они – Церковь сегодня и завтра, так же, как вы и я. Они уже вступили на свой духовный путь, и мы призваны направлять их на этом пути. По моему убеждению, с детьми необходимо вести содержательный плодотворный разговор, говорить с ними о вере во всей ее полноте. Для этого, прежде всего, надо «замедлить бег» и выслушать их.

Заботиться о самых беззащитных

Кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает (Мф. 18,5).

Господь не оставляет нас без награды, когда мы принимаем другого человека как своего ближнего, сотворенного по Его образу. Однако дети – это особая категория. Христос просит нас любить нищих, вдов и детей, т.е. просит нас заботиться о самых беззащитных в мире людях. Это естественно, ведь они нуждаются в бóльшей помощи. Однако не потому ли еще, что они не могут отплатить нам за наши труды? Одно дело – оказать услугу кому-то, кто вскоре сможет отблагодарить нас, и совсем другое – с великодушием и любовью принимать тех, кто никак не может поднять наш статус или отплатить за доброту – это и есть подлинная щедрость.

Иногда мы не знаем, что сказать или как завладеть воображением и сердцем детей. Нам остается молиться о вдохновении и вести с ними диалог. Бывает, что даже самые простые идеи тяжело выразить таким образом, чтобы они – дети – смогли извлечь из них пользу. К примеру, как объяснить им, что значит молиться?

Молитва – это общение с Богом

Бог желает общаться с нами, и наше общение происходит в молитве

Можно сказать, что молитва – это общение с Богом. Это детям понятно. Я люблю разговаривать с ребятами о Книге Бытия, об истории сотворения человека. Бог творит человека по образу Своему и затем беседует с ним. Он насаждает прекрасный сад, дабы человек наслаждался видом всевозможных дивных растений и животных. И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня (Быт. 3,8). Адам и Ева часто гуляли в раю вместе с Богом, наслаждаясь общением с Ним. Это было обычным делом! Молитва как раз дает нам возможность общения с Господом в прекрасном саду. Бог желает общаться с нами, и наше общение происходит в молитве.

Однако молитва – не то же самое, что беседа между людьми. Наши дети знают, что они произносят слова и задают вопросы. Так происходит общение. Однако Бог не отвечает посредством слов. Это может смутить и расстроить детей, так что они совсем забросят молитву, сочтя ее бесполезным занятием.

Образ «мягкого сердца»

Дети с легкостью воспринимают идею того, что у наших душ, как и у наших тел, есть сердце. Это не то сердце, которое бьется и направляет кровь в органы, а сердце, которое болит, когда мы чувствуем себя отвергнутыми или одинокими. Дети понимают, что значит жестокое или мягкое сердце, ведь при общении со сверстниками они замечают всё. Некоторые их ровесники жестокосердны, дразнят других и не сочувствуют тем, кому причинили боль. Другие добросердечны, ранимы и сопереживают тем, кому плохо.

Бог преобразует наши сердца, делая их из каменных «плотяными

Сердце можно смягчить. Бог дает нам всё потребное для этого: молитву, пост, богослужения, дела милосердия, служение и учение. Наши сердца преображаются, в том числе благодаря молитве. По мере того как мы всё больше времени проводим, осознавая присутствие Божие, Он преобразует наши сердца, делая их из каменных «плотяными».

Можно дать детям кусок глины. Они разомнут ее в своих теплых руках. Сначала глина жесткая и неподатливая, как и наши сердца, однако по мере того как мы разминаем ее, она становится мягкой и пластичной. Теплота Божиего присутствия смягчает наши грубые сердца. Однако стоит нам забросить молитву, как наши сердца, подобно глине, вновь становятся жесткими. Возобновление же молитвы вновь размягчает их.

Когда дети поймут и примут эту аналогию, мы можем объяснить им главное: мягкое сердце любит сильнее, чувствует острее и открывается шире навстречу любви, милосердию и слову Божиим. Если мы хотим гулять вместе с Господом в прекрасном саду, наши сердца должны быть мягкими, способными вместить слово Божие.

Это понятно, потому что Бог есть любовь и потому что мягкое сердце любит сильнее. Христос учит нас любить наших ближних как самих себя, и мягкое сердце способно сопереживать и чувствовать чужую боль как свою. Эта простая идея раскрывает смысл всех таинств и богослужений: мы проводим время в храме пред очами Божиими, дабы наши сердца смягчились, и мы смогли ощущать присутствие Господа и жить в Его любви.

Как научить детей понимать смысл и цель молитвы?

Наша задача – научить детей понимать смысл и цель молитвы и затем предоставить им возможность молиться самим, на собственном опыте почувствовать силу молитвы. Это должно происходить в семье. Преподаватели воскресной школы могут помочь родителям, в том числе практическими советами, в организации семейной молитвы. Многие семьи уже сейчас собираются вместе на совместную вечернюю молитву. Тем не менее не лишними могут оказаться несколько советов относительно того, как приобщить детей к молитве. Даже если в вашей семье уже есть определенная устоявшаяся традиция, возможно, вы захотите чем-то ее обогатить.

Как организовать семейную молитву

Когда? Для большинства семей самым разумным вариантом является совместная вечерняя молитва. Одни выбирают время сразу после ужина, другие – перед тем как дети ложатся спать. В такой большой семье, как наша (а у нас дети самых разных возрастов), определить подходящее время для совместной молитвы – задача нелегкая. Мы собираемся вместе для молитвы перед тем, как наш младший ребенок ложится спать, хотя старшие после этого могут бодрствовать еще несколько часов.

Где? Перед домашним иконостасом. Выделение особого небольшого пространства для молитвы – это прекрасная православная традиция. Подобно тому, как Христос готовит селения для нас в обители Своего Отца, мы готовим селение для Него в своем доме! В этом особом пространстве мы размещаем иконы (обязательно Иисуса Христа, Богородицы, а также иконы святых, особо почитаемых в нашей семье). Домашний иконостас можно дополнить столиком или полочкой, где будут находиться свечи, молитвословы и ладан. Многие создают красный угол в спальне родителей, так как это личное, сокровенное пространство. В моем же доме домашний иконостас устроен прямо у входной двери. Мне нравится, что я могу смело заявить: «В этом доме почитают Бога». Кроме того, нашей большой семье необходимо достаточно места, чтобы собрать на молитву пятерых детей и обоих родителей! Мне также нравится мысль о том, что дети могут подойти к иконам в любое время дня и ночи, никого не побеспокоив.

Обычно устройством домашнего иконостаса занимаются родители. Как же можно приобщить к этому делу детей? Было бы прекрасно, если бы дети могли сами выбрать некоторые из икон. Может быть, вы захотите разместить в красном углу иконы их небесных покровителей.

Можно составить список имен болящих, страждущих и усопших о Господе и позволить детям пополнять этот список. Так, когда кто-нибудь из их друзей заболеет или они узнают о чьей-то смерти, все члены семьи смогут вместе помолиться за того, кого ребенок внес в общий список.

Отдельного внимания заслуживает вопрос о молитвословах. Было бы хорошо иметь достаточно экземпляров для всех, чтобы дети держали книги в руках и следили за текстом. Если ваши дети любят читать, можно выбрать дополнительные молитвы – благодарственные, о болящих или об усопших – и позволить детям выбрать, какую молитву они хотели бы прочесть.

С Божией помощью, со временем и при повторении, наши дети запомнят некоторые из молитв, которые богатая православная традиция предлагает нам в качестве мудрого духовного руководства и воспитания в вере.

Молитвы учат нас правильному отношению к Господу и к жизни

Эти молитвы – не просто слова для общения с Богом. Они учат нас, как надо обращаться к Богу и относиться к трудностям и радостям. Они учат нас правильному отношению к Господу и к жизни, наставляя нас для благой жизни в Божией любви и Его мире. Молитвы, во всем их богатстве содержащиеся в нашем предании, одновременно передают наши мысли Богу и учат нас правильному отношению ко всему, что происходит в нашей жизни. Наша задача – приобщить детей к этому богатству, чтобы они, как и мы, смогли наслаждаться благами молитвы. Будем надеяться, что когда возникнут трудности, наши дети встретят их с молитвой.

Молитва помогает детям стать священными сосудами, наполненными любовью и милосердием Божиими, стать святыми, к чему призывает их Господь. Да послужат наши труды воспитанию праведников!

Детям о православии: 5 вопросов о молитве

Зачем нужно молиться? Почему Бог не слышит молитву? Какая молитва самая главная? О том, как на эти и другие вопросы ответить ребенку, вы узнаете, прочитав книгу «Детям о Православии. О молитве» . Делимся отрывками из нее!

1. Зачем нужно молиться?

Когда я учился в семинарии (так называется школа будущих священников), то должен был вместе с другими студентами молиться утром и вечером. Помню, как некоторые из нас жаловались. Говорили: «Как так? Нельзя молиться по расписанию!»

Меня этот вопрос тоже мучил. И я спросил одного старого священника, что он думает о молитве по расписанию? Ответ меня удивил. Тот батюшка сказал, что молитва не должна быть в тягость. Пусть она станет похожа на разговор с родителями, по которым соскучился. Помню, что в семинарии я каждый день звонил домой — в одно и то же время, как раз по расписанию. Но это и мне, и маме было только в радость. С того момента молитва для меня тоже стала «звонком» — Отцу Небесному — и перестала быть обузой.

«Если ты сам не слышишь своей молитвы (по рассеянности), как же ты хочешь, чтобы Бог услышал её?» Святитель Иоанн Златоуст

2. Какая молитва самая главная?

Наверное, тебе это вопрос покажется странным. Но представляешь, существует молитва, автором которой является не человек, а Сам Бог. Молитва эта называется по первым своим словам — «Отче наш. ». Её впервые произнёс Спаситель Иисус Христос по просьбе Своих учеников — апостолов. Апостолы были простыми рыбаками, людьми не слишком образованными. Им хотелось узнать, как правильно обращаться к Богу. И вот Христос дал им молитву. Она начинается с удивительного выражения — «Отец наш». До Христа никто из людей не смел называть Бога Отцом. Спаситель открыл людям, что Господь любит их совсем как отец. Поэтому и называть Его нужно именно так — «Отче наш», или «наш Отец».

У одного юноши спросили: «Как ты думаешь, есть на свете такая молитва, которая была бы важнее и нужнее других?» — «Конечно, есть! — не задумываясь, ответил тот. — Это молитва, которой научил людей Сам Господь: «Отче наш»». — «Какие же слова тут важнее других?» — «Да будет воля Твоя». — «Отчего ты так думаешь?» — «Оттого что никогда не знает человек, что для него лучше, что полезнее. Поэтому мы и просим, чтобы воля Господа была и на Небесах, и с человеком на земле».

3. Когда Бог не слышит молитву?

Случается, что Бог не слышит молитву человека. Так происходит не потому, что Господь упрямится или у Него на нас не хватает времени. Совсем нет. Бог не отвечает на молитву, если мы на кого-то злимся и не хотим этого человека простить. Помнишь, мы выяснили — молитва произносится не только губами, ртом. Прежде всего, она идёт из сердца. Как ты думаешь, сможет ли сердце, охваченное обидой, хорошо молиться? Приятно ли Богу разговаривать с таким сердцем? Чтобы Господь слышал нашу молитву, нам надо жить в мире с собой и окружающими людьми. Учиться прощать и не держать зла. Тогда и с Богом общение прерываться не будет.

Один монах был кем-то сильно обижен. Он пришёл к старцу и сказал: «Меня обидел один человек, и я хочу отомстить за себя». Старец отвечал ему: «Нет, сын мой, пусть Бог Сам всё рассудит. А ты прости своего обидчика». Но монах никак не мог успокоиться. Тогда старец сказал: «Давай помолимся Богу вместе». Во время молитвы старец начал говорить вслух: «Боже! Ты больше нам не нужен. Мы сами станем судить людей и мстить им за обиды!» Услышав это, монах испугался. Он понял свою ошибку и сказал: «Прости меня! Бог для меня дороже всего. Если нужно выбирать между Господом и местью, то я прощу своего обидчика. И не буду мстить за себя».

4. Где лучше молиться — дома или в храме?

Помнишь, мы говорили, что молитва — это разговор. Разговор человека с Богом. Как ты прекрасно понимаешь, общаться с кем-то можно по-разному. Например, ты решил поговорить с другом. Ты можешь позвонить ему по телефону, а можешь пойти к нему в гости. По телефону слышен будет только голос человека, а при личной встрече общение будет совсем другим. Более полным и цельным. Так и в молитве. Конечно, Господь с радостью слушает домашние молитвы, но ещё с большей радостью принимает всех нас в гости, когда мы приходим в храм. Храм ведь — это дом Бога. Там Его присутствие ощущается яснее всего. Поэтому обязательно молись дома (утром и вечером), но и в храм не забывай приходить. Господь приглашает тебя в гости.

Рыбак перевозил на лодке человека. Пассажир увидел, что на одном весле написано «молись», а на другом — «трудись». «Зачем это?» — спросил он. «Для памяти, — ответил рыбак. — Чтобы не забыть, что надо молиться и трудиться». — «Ну, трудиться, понятно, всем надо, а вот молиться. это не обязательно. Никому это не нужно, зачем терять время на молитву?» — «Не нужно?» — спросил рыбак и вытащил из воды весло с надписью «молись», а сам стал грести одним веслом. Лодка закружилась на месте. «Вот видишь, какой труд без молитвы. На одном месте кружимся и никакого движения вперёд».

5. Литургия — общая молитва

Есть такая молитва, которую нельзя произносить одному. Когда Христос жил в нашем мире, Он оставил Своим ученикам-апостолам задание. Спаситель попросил их молиться вместе и вспоминать о Его жизни и смерти. Эта общая молитва со временем стала целым богослужением. Называется оно литургия. Это слово греческое и переводится на русский язык так: «общее дело». На литургии священник молится вместе со своими прихожанами. Вместе они вспоминают подвиг Христа. Во время литургии совершается главное таинство Церкви — Святое Причастие, когда хлеб и вино таинственным образом становятся Телом и Кровью Христовыми. Это чудо происходит только по общей молитве. В ней и ты можешь принять участие, если придёшь на литургию.

Цитаты и иллюстрации из книги «Детям о Православии. О молитве» священника Антония Борисова.

Конспект занятия по основам православной культуры «Молитва «Отче наш»

Наталья Николаевна Шумеева
Конспект занятия по основам православной культуры «Молитва «Отче наш»

Рассказать детям о том, как Иисус Христос учил любить людей молить-ся. Познакомить детей с молитвой «Отче наш».

Ход занятия:

После Своего Крещения Господь Иисус Христос жил на земле три с половиной года. Множество чудес совершил Спаситель на земле, с некоторыми из них вы уже знакомы. А на прошлом занятии мы говорили о том, как Господь учил людей.

«Нужно, прежде всего, — говорил Христос, — любить Бога, а потом всех людей, потому, что они наши братья и дети одного! Отца Небесного. Если же люди будут причинять нам вред и зло, то не гневаться на них, а прощать обиды, подобно тому, как Бог прощает нам наши грехи. Любите не только тех, кто вас любит! Но и тех, кто вас не любит. Как хотите, чтобы с вами поступали! Люди, так поступайте и вы с ними».

Разные люди приходили слушать Иисуса. Были среди них! очень греш-ные, такие, от которых все отвернулись. Но, услышав Иисуса, многие раскаива-лись, и жизнь их менялась, будто они рождались заново. Были и другие (их на-зывали фарисеями, они хорошо знали божественные книги и даже учили дру-гих людей! Себя они считали очень хорошими людьми и думали, что им покая-ние ни к чему. Фарисеям часто казалось, что Христос учит людей неправильно. Они боялись, что Его учение приносит вред и все время старались поймать Его на неверном слове или поступке.

Однажды фарисей по имени Симон пригласил Спасителя на обед. Узнав об этом, туда пришла женщина, о которой все знали, что она большая грешница. Обливаясь слезами, женщина склонилась к ногам Иисуса и принялась целовать их, мазать ароматным маслом и вытирать своими волосами.Фарисей подумал: «Если бы Иисус и вправду был пророком, Он бы знал, какая грешная женщина к Нему прикасается!» Но Иисус, поняв его мысли,сказал:

«У нее много грехов, но она умеет любить и получит прощение».

А потом сказал женщине:

«Тебя спасла твоя вера, грехи твои прощены. Иди с миром».

Читайте также  Молитва от всякой злобы

Так и нас Господь учит поступать с другими людьми: любить и прощать. Мы с вами не раз говорили о молитве. (Молитва — это наш разговор с Богом). И во время Своей жизни на земле Господь часто молился.Ученики Его однаж-ды сказали: «Господи, научи нас молиться».Он им ответил: «Когда молитесь,говорите так:

Отче наш, Иже ecu на небесех!

Да святится имя Твое,

Да приидет Царствие Твое,

Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь;

И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим;

И не введи нас во искушение,

Но избави нас от лукавого!»

Эта молитва так и называется: «Молитва Господня», ведь именно этой молитве Господь научил. Своих учеников.

Что же означают слова этой молитвы?

Небесный Отец наш, Господь,

Пусть будет свято имя. Твое,

Пусть Ты будешь Царем нашей жизни,

Пусть все в нашей жизни будет так, как Ты хочешь.

Дай нам все, что нам нужно на сегодня,

Прости нам наши грехи (злые поступки, как мы прощаем другим;

Не дай нам хотеть делать плохое,

И сохрани нас от всего скверного (от всякого зла в этом мире).

Эту великую молитву верующие люди читают и утром, и до еды, и перед сном. Только молиться надо не спеша, вдумываясь в каждое слово. Ведь нас слушает Сам Бог.

Не забывайте, дети,чему учил Христос: любите Бога, любите всех людей, умейте прощать обиды и молиться.

А в конце нашего урока я хочу прочитать вам два небольших рассказа о умении прощать и силе молитвы.

У Славика добрая душа: ничего для друзей не жалеет. И когда родители купили ему велосипед, всем давал покататься. Даже сам предлагал. Когда Слава выходил во двор,дети кричали: «Ура!»

Он вообще был удивительный ребенок. На уроках сидел, не шелохнув-шись, чтобы ни одного слова не пропустить.Все ему было интересно: и даже дальние страны, и древняя история, и химические опыты, и английский язык. Да и математика интересная наука, если к ней правильно подойти. А ведь есть еще и шахматы, и фотография, и многое-многое другое. Вот только как все успеть? В мире столько интересного, а день такой короткий.

Вот и придумал Слава заниматься по будильнику: полчаса на одни пред-мет, час на другой. Гораздо больше успеть можно.

Пришел к нему как-то сосед Андрей и позвал на улицу. А у Славика па расписанию прогулка еще через час. Он и отказался. Но, увидев, как огорчился Андрюша,предложил:

— Ты возьми велосипед, покатайся. А я скоро выйду.

У соседа глаза заблестели от радости. Поблагодарил он друга, схватил ве-лосипед и был таков. И у Славы на душе потеплело. Так всегда бывает, когда добро сделаешь.

Тут будильник зазвенел. Посмотрел мальчик на свой график, и опять за книги. Прошел час.

В дверь неожиданно позвонили. На пороге стоит заплаканный Андрея и что-то бормочет.

— Говори толком, что случилось?

— В соседнем дворе большие мальчишки захотели на твоем велосипед покататься. Я им не дал. Тогда они его отобрали и стали ногами топтать. Все, что могли, сломали или согнули. Вот, смотри, — и Андрей показал то, что еще недавно было велосипедом.

— А тебя не тронули?

— Ну и, слава Богу.

Сосед в недоумении посмотрел на друга:

— Как это — «слава Богу»?

Однако Слава не стал ничего ему объяснять,лишь добавил:

— Ничего. Господь управит!

Андрей ничего не понимал: сломан дорогой велосипед, родители Славы обязательно поднимут шум, и крепко попадет обоим. Что делать? Слава вроде бы и не очень огорчился,все повторял:

— Ладно. Не вешай носа. Господь поможет.

Вечером вернулись с работы родители Славы. Узнав о случившемся,папа вынес приговор:

— Теперь будешь без велосипеда. Сам виноват. Нечего было давать катать-ся.

Но мама вступилась за сына:

— Это я ему разрешила. Нельзя лишать ребенка радости делиться с друзь-ями.

Папа не нашел, что на это возразить, и молча ушел в другую комнату. По-дойдя поближе к сыну,мама спросила:

— Ну и что ты сказал Андрюше?

— Чтобы он носа не вешал, что Господь все управит и еще, кажется,доба-вил: «Слава Богу».

— За что же ты Бога благодарил?

— За то, что мальчишки Андрея не тронули. А мне Господь испытание послал. Ты же сама меня учила всегда так говорить.

Мама вздохнула, помолчала, потом подошла к иконе Спасителя и, пере-крестившись,произнесла:

— Слава Тебе, Боже! Слава Тебе!

Скоро зарядили дожди, и велосипед уже был никому не нужен. А на Пас-ху папа подарил Славе новый складной велосипед, гораздо лучше прежнего. Как только дороги подсохли, мальчик стал гонять на нем по всему району. И Андрею давал поездить, словно и не было осенней истории. А тот, катаясь, меч-тал, скорее, вырасти и всем малышам во дворе купить по велосипеду.

Возвращение к жизни

По мотивам рассказа А. Добровольского «Сережа»

Обычно кровати братьев стояли рядом. Но когда Сережа заболел воспалением легких, Сашу переселили в другую комнату и запретили тревожить малыша. Только просили молиться за братишку, которому становилось все хуже и хуже.

Как-то вечером Саша заглянул в комнату больного. Сережа лежал с открытыми, ничего не видящими глазами и едва дышал. Испугавшись, мальчик кинулся к кабинету, из которого доносились голоса родителей. Дверь была при-открыта, и Саша услышал, как мама, плача, сказала, что Сережа умирает.Папа с болью в голосе ответил:

— Что ж теперь плакать? Его уже не спасти.

В ужасе Саша бросился в комнату сестренки. Там никого не было, и он с рыданиями упал на колени перед иконой Божией Матери, висевшей на стене.Сквозь всхлипывания прорывались слова:

— Господи. Господи, сделай так, чтобы Сережа не умер.

Лицо Саши было залито слезами. Вокруг все расплылось, как в тумане. Мальчик видел перед собой лик Божией Матери. Чувство времени исчезло.

— Господи, Ты все можешь, спаси Сережу!

Уже совсем стемнело. Обессиленный, Саша с трудом встал и зажег настольную лампу. Перед ней лежало Евангелие. Мальчик перевернул несколько страниц,и вдруг взгляд его упал на строку: «Иди, и как ты веровал, да будет те-бе.»

Словно услышав приказ, он пошел к Сереже. У постели любимого брата молча сидела мама.Она подала знак: «Не шуми, Сережа уснул».

Слова не были произнесены, но этот знак был, как луч надежды. Уснул — значит, жив, значит, будет жить!

Через три дня Сережа уже мог сидеть в постели, и детям разрешили бы-вать у него. Они принесли любимые игрушки брата, крепость и домики, кото-рые он до болезни вырезал и склеивал, — всё, чем можно было порадовать ма-лыша. Сестренка с большой куклой встала около Сережи, а Саша, ликуя, сфото-графировал их.

Это были мгновения настоящего счастья.

Конспект НОД по основам правовой культуры детей старшего дошкольного возраста «Поможем жителям Изумрудного города» Задачи НОД: Речевое развитие: Развивать стремление выражать свои мысли и суждения. Социально – коммуникативное развитие: Продолжать знакомить.

Конспект по основам безопасности жизни деятельности в подготовительной группе «Наш друг — светофор» Программные задачи: • закрепить знания детей о светофоре. • систематизировать знания детей о дорожных знаках, об их значении; • развивать.

Конспект занятия по основам православной культуры. Иконы «Крещение Господне-Богоявление» Программные задачи: Рассказать детям о том, что Крещение Господне иначе называют Богоявлени-ем и о тайне Бога троице. Познакомить детей.

Конспект занятия по основам православной культуры «Наш удивительный мир» Программные задачи: Пробудить личность ребенка, направить к познанию Бога. Расширять представление детей об окружающей их среде. Учить беречь.

Консультация «Приобщение дошкольников к традициям православной культуры» Приобщение дошкольников к традициям православной культуры В наш век компьютерных технологий и электронных эмоций чрезвычайно важно приобщение.

Перспективный план взаимодействия с родителями воспитанников детского сада по основам православной культуры Месяц Мероприятие (тема) Формы работы Ответственные Сентябрь «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Анкетирование Старший воспитатель по.

Приобщение дошкольников к основам национальной культуры ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОСНОВАМ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Н. М. КРЫЛОВОЙ «ДЕТСКИЙ САД — ДОМ РАДОСТИ» Сербина.

Реализация проекта по внедрению православной культуры в образовательный процесс Возрастная категория моих воспитанников- средняя. Их 28, и все они являются участниками реализации проекта по внедрению православной культуры.

Приобщение дошкольников к основам национальной культуры ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОСНОВАМ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Н. М. КРЫЛОВОЙ «ДЕТСКИЙ САД — ДОМ РАДОСТИ» Снигирёва.

Конспект занятия по воспитанию основ православной культуры «Вера, Надежда, Любовь и их мать София» «Вера, Надежда, Любовь и мать их София» Здравствуйте, ребята! Ежегодно 30 сентября по новому стилю православные христиане отмечают День.

Урок Православная молитва
план-конспект урока на тему

Урок «Православная молитва» к учебнику А.В.Кураева «Основы православной культуры. 4-5 класс» может быть использован в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
pravoslavnaya_molitva.doc269 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Ражева Надежда Евгеньевна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

МОУ СОШ им. Н.А.Некрасова

Тема урока: Православная молитва

православное отношение христиан к Богу; молитва как разговор человека с Богом, как форма возможного общения человека с Богом.

-обучающая: углубить знания учащихся о православной молитве, её видах;

познакомить с понятиями «молитва», «благодать», «святые»;

-развивающая: объяснить учащимся разницу понятий «молить», «требовать» и «приказывать», обогатить и усложнить их словарный запас, формировать способы взаимодействия ученика с учителем, учеников друг с другом;

-воспитательная : помочь учащимся осознать отличие материальных благ от духовных радостей.

Термины и понятия: материальные просьбы, духовные просьбы, православие, молитва, требование, просьба, приказ, благодать, святые.

Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация, электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева «Основы православной культуры. 4-5 класс», раздаточный материал, учебник, интерактивная доска.

Формы работы: беседа, работа с текстом учебника и дополнительным материалом к уроку.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.

Доска разделена на две части: на одной написано: материальные просьбы, на второй – духовные.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

УЧИТЕЛЬ: Дома вы прочитали в учебнике статью «Человек и Бог в православии». Ответьте на вопросы:

1.Почему верующие люди называют природу Божиим творением?

2.Как вы считаете, перестал ли заботиться Бог о мире после того, как его сотворил?

3. Вспомните, что значит быть православным? ( Если дети забыли значение термина «православие», можно открыть учебник на стр.7) (Слайд 1)

( Вопрос учителя, пробуждающий интерес к теме)

УЧИТЕЛЬ: Представим себе ситуацию, что вдруг появился добрый волшебник, который мог бы исполнить по одному вашему желанию. Что бы вы попросили?

(Ученики высказываются, учитель записывает их пожелания в соответствующей части доски. Если духовных желаний мало, учитель стимулирует их формулировку вопросами:

«А не хотели бы вы сделать что-нибудь доброе кому-нибудь другому?» и т.д.,

можно вспомнить сказку «Цветик – семицветик»,

можно вспомнить, что часто люди совершают подвиги и даже жертвуют жизнью для того, чтобы их имя осталось в веках.)

УЧИТЕЛЬ: Ваши пожелания я записала на доске, распределив их в разные столбики. Прочитайте, как они названы. Подумайте, почему одни пожелания называются «материальные просьбы», а другие «духовные просьбы»?

(Ученики высказываются) (Слайд 2)

III. Знакомство с понятием «молитва».

1.УЧИТЕЛЬ: Волшебники существуют только в сказках. Но верующие люди убеждены в том, что все наши желания, все наши просьбы слышит Бог. Обращение к Богу называется молитвой. (Слайд 3) (учитель объявляет тему урока)

А когда, как вы думаете, человек обращается с молитвой к Богу? (Ученики высказываются)

Послушайте стихотворения русских поэтов. Как поэты отвечают на заданный вопрос? Подчеркните ключевые слова, которые помогут найти ответ на вопрос.

(Слайд 4) ( Стихотворения читают заранее подготовленные ученики. )

Когда креста нести нет мочи, Но если вслед за огорчением

Когда тоски не побороть, Нам улыбнется счастье вновь,

Мы к небесам возводим очи, Благодарим ли с умиленьем,

Творя молитву дни и ночи, От всей души, всем помышленьем

Чтобы помиловал Господь. Мы Божью милость и любовь?

В минуту жизни трудную Есть сила благодатная

Теснится ль в сердце грусть: В созвучье слов живых,

Одну молитву чудную И дышит непонятная,

Твержу я наизусть. Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

2.УЧИТЕЛЬ: Прочитайте стихотворения. Определите и подпишите стиль обращения для каждого отрывка. (Учащиеся работают в группах, выполняя задание на карточках)

1. — Царь! — ответствует мудрец, —

Помнишь? за мою услугу

Обещался мне, как другу,

Волю первую мою

Ты исполнить, как свою.

Подари ж ты мне девицу. –

2. Майор к себе вызвал Леньку,

Взглянул на него в упор.

— По вашему приказанью

Явился, товарищ майор.

— Ну что ж, хорошо, что явился.

Оставь документы мне.

Пойдешь один, без радиста,

И через фронт, по скалам,

Ночью в немецкий тыл

Пройдешь по такой тропинке,

Где никто не ходил.

Будешь оттуда по радио

Вести огонь батарей.

Ясно?— Так точно, ясно.

— Ну, так иди скорей.

3. Не смейте забывать учителей.

Ведь лучшее всё в нас —

Учителями славится Россия.

Ученики приносят славу ей.

Не смейте забывать учителей.

4. Покосился повар:

«Ничего себе едок —

Парень этот новый».

Ложку лишнюю кладет,

Молвит не сердито:

— Вам бы, знаете, во флот

С вашим аппетитом.

Тот: — Спасибо. Я как раз

Не бывал во флоте.

Мне бы лучше, вроде вас,

Поваром в пехоте.

Шепчет юноша, скорбь затая,

Завтра утром в кровавую битву.

«Спаси, Господи, люди Твоя».

Слова-подсказки: требование, просьба исполнить обещание, намек, молитва, приказ.

УЧИТЕЛЬ: Чем, по-вашему, отличается молитва от требования, просьбы, приказа? (Ученики высказываются)

IV. Работа с учебником.

УЧИТЕЛЬ: Какие бывают молитвы?

(электронное приложение к учебному пособию: урок №4 «Православные молитвы», интерактивная модель «Православные молитвы». Показать первую картинку.)

1.Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: здоровья или успеха.

Мы с вами тоже написали много таких просьб.

Но, мудрея, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ.

Вот что написали мы с вами.

Приведите примеры (из учебника стр.12) просьб духовных благ.

(Чтение и комментирование примера молитвы-просьбы в электронном пособии)

2. ( Пояснение молитвы благодарения и «славословия».)

Почему, как вы думаете, один из видов молитв называется молитвой благодарения? За что люди благодарят Бога?

Молитву благодарения люди используют нечасто. Почему?

(Если дети затрудняются ответить на вопрос, найти ответ в учебнике и прокомментировать его.)

Вспомните, в каких ситуациях ваши близкие говорят: «Слава, Богу!»

Связь молитвы «славословия» с радостью. Эта радость немного сродни той, которая возникает от того, что ты ощущаешь, что у тебя есть верный Друг. Слово друг образовано от слова другой. Есть друг, значит, ты не одинок, значит, есть кто-то еще рядом. Такая радость возникает, когда, например, ты кому-то очень помог. Ты вдруг ощутил боль другого человека, забыл о себе, и в сердце появилась радость. Когда же человек ощущает, что он не один, а есть рядом Бог, то это величайшая радость: Бог никогда не предаст, Бог сильнее всех, Бог тебя любит.

(Чтение и комментирование примера молитвы благодарения и «славословия» в электронном пособии).

3. Перечитайте стихотворение Константина Романова «Когда креста нести нет мочи». О каких молитвах напоминает поэт людям? (о молитве-прошении и молитве благодарении).

Как вы поняли выражение «Когда креста нести нет мочи»?

3. По учебнику: пояснение терминов «благодать», « святой» (стр. 13).

Как почувствует человек, что на него снизошла благодать Божья? (он изменяется)

Перечитайте стихотворение М.Ю.Лермонтова. Как поэт сказал о великой силе молитвы, её влиянии на человека? (словарная работа: бремя (устаревшее слово) — непосильная ноша)

С души, как бремя, скатится

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

4. Рассмотрите иллюстрации в учебнике на стр. 13-14.

Скажите, когда и где православный человек может молиться?

V. Знакомство с молитвой «Отче наш»

УЧИТЕЛЬ: У православных есть такая молитва, которую знают наизусть все без исключения или, если не знают всей молитвы (ещё не запомнили), хотя бы первые её слова. Послушайте отрывок из сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева». О какой молитве мы будем сейчас говорить?

Снежная королева (отрывок)

…Она побежала вперед что было мочи; навстречу ей несся целый полк снежных хлопьев, но они не падали с неба — небо было совсем ясное, и на нем пылало северное сияние,- нет, они бежали по земле прямо на Герду и, по мере приближения, становились все крупнее и крупнее. Герда вспомнила большие красивые хлопья под зажигательным стеклом, но эти были куда больше, страшнее, самых удивительных видов и форм и все живые. Это были передовые отряды войска Снежной королевы. Одни напоминали собой больших безобразных ежей, другие — стоголовых змей, третьи — толстых медвежат с взъерошенною шерстью. Но все они одинаково сверкали белизной, все были живыми снежными хлопьями.

Герда начала читать «Отче наш»; было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось в густой туман. Туман этот все сгущался и сгущался, но вот из него начали выделяться маленькие, светлые ангелочки, которые, ступив на землю, вырастали в больших грозных ангелов со шлемами на головах и копьями и щитами в руках. Число их все прибывало, и когда Герда окончила молитву, вокруг нее образовался уже целый легион. Ангелы приняли снежных страшилищ на копья, и те рассыпались на тысячи снежинок. Герда могла теперь смело идти вперед; ангелы гладили ее руки и ноги, и ей не было уже так холодно. Наконец девочка добралась до чертогов Снежной королевы.

УЧИТЕЛЬ: Герда стала читать молитву «Отче наш» и победила ледяную армию. Как вы считаете, такое бывает только в сказках? Почему?

Кого люди, живущие в разных странах, могут назвать своим Отцом Небесным — «Отче наш»? (Г.-Х.Андерсен, автор сказки «Снежная королева», жил в Дании).

Чтение учителем молитвы «Отче наш» на стр.14

Молитва звучит на церковно-славянском языке, поэтому не всё в тексте молитвы нам понятно

( Обратить внимание на словосочетания «Отче наш» (Бог позволил людям считать Его их Отцом), «Да приидет Царствие Твое»)

Дома вместе с родителями прочитайте молитву «Отче наш» и выполните задание на карточке. По желанию можете выучить молитву.

VI. Подведение итогов урока.

(электронное приложение к учебному пособию: урок №4 «Православные молитвы», выполнение заданий «Тренажёр»:

Какие молитвы произносят христиане в разные моменты жизни?

Христиане молятся, потому что…………….

Учитель: Ответьте на вопросы:

Слово «православие» означает .

Виды молитвы: молитва-. молитва-. молитва- …

Каково действие молитвы?

Как ты объяснишь, почему человек меняется во время молитвы?

Какие люди являются святыми?

1. Выполни вместе с родителями задания на карточках (на выбор).

2. Нарисуй ствол дерева и четыре ветви: три ветви цветущих, одна, нижняя, засохшая. Ствол – это молитва, просьба. Напиши на ветвях, о чём каждая молитва-ветвь. Какая ветвь-молитва будет самой высокой? Какую молитву символизирует засохшая ветвь?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector