Священномученик ириней лионский молитва

Священномученик ириней лионский молитва

Священномученик ириней лионский молитва

Священномученик Ириней, епископ Лионский

Богоносный Ириней 1 , который промыслительно получил имя, созвучное слову «мир» 2 , дабы сделаться вестником Святого Духа, родился в Малой Азии около 140 года. В ранней юности в Смирне он слушал поучения престарелого епископа Поликарпа Смирнского, который излагал учение, полученное им от святого апостола Иоанна. Так Ириней научился в точности соблюдать апостольское предание, сохраняемое в Церкви.

«Именно в Церкви, – учил святитель Ириней Лионский, – Бог поместил апостолов, пророков и учителей и все остальные действия Святого Духа. От этого Духа, таким образом, устраняются все те, которые, отказываясь прибегнуть к Церкви, лишают себя самих жизни из-за своих ложных учений и порочных действий. Ведь там, где находится Церковь, пребывает также и Дух Божий, а там, где Дух Божий, – Церковь и вся благодать. А Дух и есть Истина» 3 .

Посетив Рим, он стал священником Лионской Церкви в Галлии, в эпоху гонения Марка Аврелия (ок. 177). Как на пресвитера 4 этой Церкви, на него была возложена обязанность доставить папе Елевферию в Рим дивное письмо от святых лионских мучеников христианам Асии и Фригии. В нем они описали свои славные подвиги, дабы опровергнуть доводы еретической секты монтанистов 5 . Мученичество есть действительно выдающееся свидетельство об истине, знак победы Духа над слабостью плоти и залог нашей надежды на воскресение.

Вернувшись в Лион, Ириней стал преемником святого Пофина (который незадолго перед этим принял мученичество) и встал во главе Лионской и Вьеннской Церквей. Епископ, восприняв по преемству от апостолов «неоспоримую благодать истины» для проповеди и толкования Евангелия, посвятил свою жизнь, в подражание мученикам, свидетельству об этой истине. «Необходимо любить исключительной любовью все то, что есть в Церкви, и крепко держаться предания об истине», – учил он 6 .

Он прикладывал неослабевающие усилия для обращения варварских народов, но его заботы распространялись также и на всю Церковь. Так, например, святитель Ириней от имени галльских епископов, главой которых он являлся, написал папе Виктору (189–198), дабы отговорить его от разрыва евхаристического общения с Церквами Малой Азии, которые праздновали Пасху 14 числа месяца нисана. Святой Ириней утверждал, что, поскольку этот древний обычай был передан нам предшественниками, которые, тем не менее, сохраняли мир между собой, постольку вовсе не обязательно принуждать всех к единообразию, «ведь разница в посте подтверждает согласие в вере» 7 .

Он особенно прославился борьбой против ересей, а именно против «лжеименного гносиса» 8 , который из Малой Азии распространился по всем большим городам империи и прельстил множество людей различными эзотерическими учениями. Борьба против гностиков позволила святителю обрисовать в общих чертах важнейшие положения христианского учения. Сначала он показал, что еретики тщетно ищут этот «гносис», то есть знание, в мифических нравоучениях и сложных построениях их извращенного разума. Оно есть высочайший дар благодати, который даруется Святым Духом христианину, являющемуся членом живого организма Церкви. Только в ней можно утолить жажду чистой водой, истекшей из пронзенного бока Христова, и получить в Церкви жизнь вечную. Истинными гностиками являются вовсе не те, которые отвергают и презирают телесное, чтобы поклоняться «непостижимому Богу» и Его «демиургу», но «духовные» люди, которые получили от Святого Духа залоги воскресения плоти и нетления.

Святой Ириней, порывая с эллинистическим дуализмом тела и духа, развивает учение святого Иоанна Богослова «Слово стало плотью» для того, чтобы объяснить смысл назначения человека 9 . Первый Адам был создан из праха двумя руками Божиими: Словом и Духом 10 , как образ Божий, сообразно прославленной плоти Христовой. Дыхание жизни было ему дано для того, чтобы он от образа восходил к подобию Божию. Будучи введен в заблуждение диаволом, позавидовавшим его исключительным правам, и впав в смерть, он, однако, не был оставлен Богом. Господь изначально имел намерение сделать человека участником Своей славы. Откровения и пророчества Ветхого Завета и особенно воплощение Слова, Его смерть, Его Воскресение и Его славное Вознесение составляют необходимые этапы истории Спасения. Поскольку Бог всегда намеревался осуществить эту высшую цель, ради которой Он создал человека, Слово стало плотью (Ин. 1: 14), «восстановив» в Себе Самом первого Адама. Как первый человек, рожденный от девственной земли, через преслушание девы Евы впал в грех посредством древа, так и Христос пришел в мир через послушание Девы Марии и был распят на Крестном Древе 11 . «Он отдал Свою душу за нашу душу и Свою плоть за нашу плоть, и Он распространил Дух Отца, дабы создать союз и общение между Богом и людьми, низведя Бога до людей посредством Духа и возведя людей Своим Воплощением к Богу» 12 .

Слово Божие, Которое создало мир, устроив его невидимым образом в форме креста, стало в установленное время видимым на Кресте, чтобы собрать в Своем Теле все человеческие существа, которые были рассеяны, и привести их тем самым к познанию Бога. Явившись не в Своей невыразимой славе, но как Человек, Он показал в Себе Самом восстановленный и снова направленный к подобию образ Божий. И Он нас вскормил «сосцами Своей плоти», чтобы, привыкнув есть и пить Слово Божие и укрепившись «хлебом бессмертия», мы приблизились к созерцанию Бога, Который доставляет нетление. «Невозможно жить без Жизни, а жизнь существует только при причастности к Богу, и эта причастность к Богу состоит в том, чтобы видеть Бога и наслаждаться Его кротостью… Ведь слава Божия – это живой человек, и жизнь человека – в лицезрении Бога» 13 .

Для Иринея, бывшего учеником тех, кто знал апостолов, знание (греч. – гносис) есть, таким образом, любовь и обожение человека в Лице Христа Спасителя. Учение святого Иринея выходит за рамки простого опровержения ложного знания. Удивительное по своей простоте и глубине, оно содержит в зачаточном виде все то, что отцы Церкви последующих веков развивали в своих богодухновенных трудах 14 .

После своего миротворческого ходатайства к папе Виктору Ириней продолжал трудиться над созиданием Церкви. По преданию, он принял мученическую кончину во время гонений Септимия Севера, около 202 года, но никаких подробностей о его смерти не сохранилось. Его тело было положено в крипте церкви святого Иоанна, впоследствии получившей имя самого святого Иринея, между могилами святых мучеников Епипода и Александра 15 . Частицы его мощей поныне хранятся в церквах города Лиона.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

5 сентября 2012 г.

1 В Западной Церкви его память совершается 28 июня.
2 Греч. иринеос – «мирный».
3 Против ересей. III. 24. 473–475.
4 Этот термин обозначал тогда обязанности и священника, и епископа. Вот почему некоторые утверждают, что св. Ириней уже тогда был епископом Вьенны, а впоследствии стал и предстоятелем Лионской Церкви.
5 См. память свв. Санкта, Бландины и с ними пострадавших под 25 июля. Это письмо приводит Евсевий Кесарийский в «Церковной истории» (V, 1 и слл.), которая также является для нас и важнейшим источником биографии св. Иринея (Там же. V. 4 и V. 20). Высказывалось предположение, что св. Ириней был автором этого письма.
6 Против ересей. III. 4. 1.
7 Цитируется у Евсевия: см.: его «Церковную историю» (V. 24. 13).
8 Этих гностических мифов на основе гедонистического индивидуализма. Отсюда вытекает актуальность тех блистательных опровержений гностических идей, которые дает св. Ириней.
9 Учение о том, что «все земное и небесное соединится под главою Христом» (ср.: Еф. 1: 10), являющееся основным для св. Иринея, находит свое объяснение главным образом в сочинениях «Против ересей» (III. 21. 10) и «Доказательство апостольской проповеди» (33).
10 См.: Против ересей. V. 1. 1.
11 См.: Там же. V. 17; Доказательство апостольской проповеди. 34.
12 Против ересей. IV, 38.
13 Там же. IV. 20. 5–7.
14 Хотя большая часть его трудов не сохранилась по-гречески, некоторые основные идеи св. Иринея воспроизводятся у свв. Григория Богослова, Григория Нисского, Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина и т.д. Его, таким образом, можно с полным правом считать одним из важнейших богословов периода, предшествовавшего Никейскому Собору.
15 Эти мощи были выброшены протестантами в 1562 г.

Священномученик Ирине ́ й Лионский, епископ

Дни памяти

Житие

Житие священномученика Иринея Лионского

Свя­щен­но­му­че­ник Ири­ней, епи­скоп Ли­он­ский, ро­дил­ся в 130 г. в го­ро­де Смирне. Там он по­лу­чил бле­стя­щее об­ра­зо­ва­ние, изу­чив по­э­зию, фило­со­фию, ри­то­ри­ку и все осталь­ные на­у­ки, ко­то­рые счи­та­лись необ­хо­ди­мы­ми для свет­ско­го юно­ши. Его на­став­ни­ком в ис­ти­нах хри­сти­ан­ско­го уче­ния был уче­ник апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва – свя­ти­тель По­ли­карп Смирн­ский (па­мять 23 фев­ра­ля). Он же кре­стил юно­шу, ру­ко­по­ло­жил его впо­след­ствии во пре­сви­те­ра и по­слал в галль­ский го­род Лу­г­дун (ныне Ли­он во Фран­ции) к пре­ста­ре­ло­му епи­ско­пу По­фи­ну. Вско­ре свя­то­му Ири­нею бы­ло да­но от­вет­ствен­ное по­ру­че­ние: до­ста­вить свя­то­му па­пе Рим­ско­му Елев­фе­рию (177–190) пись­мо ис­по­вед­ни­ков. Во вре­мя его от­сут­ствия бы­ли бро­ше­ны в тюрь­мы все вид­ные хри­сти­ане. В 178 го­ду, спу­стя год по­сле му­че­ни­че­ской кон­чи­ны епи­ско­па По­фи­на, свя­ти­тель Ири­ней был из­бран епи­ско­пом го­ро­да Лу­г­ду­на. «В ко­рот­кое вре­мя, – пи­сал о нем свя­ти­тель Гри­го­рий Тур­ский, – он сво­ей про­по­ве­дью пре­об­ра­зо­вал весь Лу­г­дун в го­род хри­сти­ан­ский!» Ко­гда утих­ли го­не­ния на хри­сти­ан, свя­ти­тель из­ло­жил пра­во­слав­ное ве­ро­уче­ние в од­ном из ос­нов­ных сво­их тво­ре­ний под на­зва­ни­ем: «Об­ли­че­ние и опро­вер­же­ние лже­имен­но­го зна­ния», или со­кра­щен­но: «Пять книг про­тив ере­сей». В то вре­мя воз­ник ряд ре­ли­ги­оз­но–фило­соф­ских гно­сти­че­ских уче­ний. Гно­сти­ки (от гре­че­ско­го сло­ва «гно­зис» – «зна­ние») учи­ли, что Бог не мо­жет во­пло­тить­ся, так как ма­те­рия несо­вер­шен­на и яв­ля­ет­ся но­си­тель­ни­цей зла. Сын Бо­жий – лишь ис­те­че­ние (эма­на­ция) Бо­же­ства. Вме­сте с Ним из Бо­же­ства ис­хо­дит иерар­хи­че­ский ряд сил (эо­нов),со­во­куп­ность ко­то­рых со­став­ля­ет «пли­ро­му», т.е. «пол­но­ту». Мир со­тво­рен не са­мим Бо­гом, а эо­на­ми или «де­ми­ур­гом», ко­то­рый ни­же «пли­ро­мы».

В опро­вер­же­ние этой ере­си Ва­лен­ти­на свя­ти­тель Ири­ней раз­вил пра­во­слав­ное уче­ние о спа­се­нии. «Сло­во Бо­жие, Иисус Хри­стос, Гос­подь наш, по неиз­ре­чен­ной бла­го­сти Сво­ей сде­лал­ся тем, что и мы, дабы нас сде­лать тем, что есть Он. – учил свя­ти­тель Ири­ней, – Иисус– Хри­стос Сын Бо­жий по пре­вос­ход­ной люб­ви к Сво­е­му со­зда­нию сни­зо­шел до рож­де­ния от Де­вы, через Се­бя Са­мо­го со­еди­няя че­ло­ве­ка с Бо­гом». Через Бо­го­во­пло­ще­ние тво­ре­ние ста­но­вит­ся со­об­раз­ным и со­те­лес­ным Сы­ну Бо­жию. Спа­се­ние со­сто­ит в обо­же­нии че­ло­ве­ка.

В опро­вер­же­ние уче­ния дру­го­го ере­ти­ка, Мар­ки­о­на, от­ри­цав­ше­го Бо­же­ствен­ность Вет­хо­го За­ве­та, свя­ти­тель раз­вил уче­ние о Еди­ном Ис­точ­ни­ке Вет­хо­го и Но­во­го За­ве­тов: «Один и тот же Дух Бо­жий, Ко­то­рый через про­ро­ков воз­ве­щал, ка­ко­во име­ло быть при­ше­ствие Гос­по­да, – пи­сал свя­ти­тель. – Он же через апо­сто­лов про­по­ве­до­вал, что при­шла пол­но­та вре­мен усы­нов­ле­ния и при­бли­зи­лось Цар­ство Небес­ное».

Ис­тин­ность цер­ков­но­го уче­ния свя­ти­тель Ири­ней обос­но­вал пре­ем­ствен­но­стью епи­ско­па­та, а так­же тем, что Цер­ковь древ­нее всех ере­ти­ков. «Вся­кий, кто же­ла­ет знать ис­ти­ну, дол­жен об­ра­тить­ся к Церк­ви, по­то­му что апо­сто­лы толь­ко ей од­ной со­об­щи­ли Бо­же­ствен­ную Ис­ти­ну. Она есть дверь к жиз­ни».

Бла­го­твор­ное вли­я­ние ока­зал свя­ти­тель Ири­ней в спо­ре о празд­но­ва­нии Пас­хи. В Ма­ло­азий­ской Церк­ви со­хра­ня­лась тра­ди­ция празд­но­вать Свя­тую Пас­ху 14 ни­са­на, неза­ви­си­мо от то­го, в ка­кой день это при­дет­ся. Свя­той па­па Вик­тор (190–202) власт­но тре­бо­вал еди­но­об­ра­зия, и его рез­кие тре­бо­ва­ния мог­ли вы­звать рас­кол. От име­ни галль­ских хри­сти­ан свя­ти­тель Ири­ней пи­сал па­пе, что нель­зя до­пус­кать рас­кол из–за тра­ди­ций, преж­де все­го необ­хо­ди­мо до­ро­жить цер­ков­ным ми­ром.

В цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Се­ве­ра (193–211) свя­ти­тель Ири­ней был усе­чен ме­чом за ис­по­ве­да­ние ве­ры в 202 го­ду.

Апо­стол еван­ге­лист Иоанн Бо­го­слов, свя­ти­тель По­ли­карп Смирн­ский и свя­ти­тель Ири­ней Ли­он­ский – вот три зве­на в нераз­рыв­ной це­пи бла­го­дат­но­го пре­ем­ства, ко­то­рое идет от Са­мо­го Пас­ты­ре­на­чаль­ни­ка Гос­по­да Иису­са Хри­ста. В глу­бо­кой ста­ро­сти свя­ти­тель Ири­ней пи­сал сво­е­му дру­гу Фло­ри­ну: «Я был от­ро­ком, ко­гда ви­дел те­бя (Фло­ри­на) у По­ли­кар­па. Я пом­ню, что то­гда про­ис­хо­ди­ло, бо­лее, неже­ли что ныне про­ис­хо­дит. И я те­перь мо­гу опи­сать те­бе ме­ста, где обык­но­вен­но си­дел и бе­се­до­вал бла­жен­ный По­ли­карп. Мо­гу опи­сать об­раз жиз­ни его, вид те­ла и на­став­ле­ния, ко­то­рые го­во­рил он на­ро­ду. Близ­кое об­ра­ще­ние, ка­кое, как го­во­рил он, имел с Иоан­ном и с про­чи­ми, ви­дев­ши­ми Гос­по­да, и все, что вспом­нил он о сих сло­вах, что слы­шал от них о Гос­по­де. Я слу­шал это то­гда, по ми­ло­сти Бо­жи­ей, с рев­но­стью и пи­сал не на бу­ма­ге, а на серд­це» («Жур­нал Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии», 1957, N 9, с. 53).

На рус­ском язы­ке из­да­но:

1. Про­тив ере­сей, 5 книг. – От­рыв­ки из утра­чен­ных со­чи­не­ний. Пре­дисл. и пе­ре­вод свящ. П. Н. Пре­об­ра­жен­ско­го. М., 1868. То же. Изд. 2-е. СПб., 1900.

2. О Церк­ви. – «Хри­сти­ан­ское чте­ние», 1838, I, с. 130 слл.

3. О пре­да­нии апо­столь­ском в Церк­ви. – Там же. 1838, II, с. 3 слл.

4. О том, что Хри­стос и апо­сто­лы про­по­ве­до­ва­ли Бо­га От­ца, Со­зда­те­ля все­го, и со­об­щи­ли од­но ис­тин­ное уче­ние. – Там же, 1838, II, с. 119 слл.

5. От­ве­ты на воз­ра­же­ния, за­им­ству­е­мые из 2Кор.4:4. Мф.6:24 – Там же, 1838, с. 2б3 слл.

6. О том, что при ис­сле­до­ва­нии Бо­же­ствен­но­го Та­ин­ства ни­ко­гда не долж­но укло­нять­ся от пра­ви­ла ис­ти­ны и от вер­но­го по­ня­тия о Бо­ге и что долж­но ве­рить Свя­щен­но­му Пи­са­нию и не углуб­лять­ся в ис­сле­до­ва­ние то­го, что пре­вос­хо­дит пре­де­лы на­ше­го ра­зу­ма. – Там же, 1838, III, с. 3 слл.

То же. В кн.: Со­чи­не­ния и пе­ре­во­ды Ев­се­вия, ар­хи­еп. Кар­та­лин­ско­го. Ч. 1. Пе­ре­во­ды из тво­ре­ний свя­тых от­цев. СПб., 1858.

7. О том, что лю­ди сво­бод­ны и име­ют спо­соб­ность из­бра­ния, и по­то­му неспра­вед­ли­во, буд­то неко­то­рые из них доб­ры, а неко­то­рые злы по при­ро­де. – Там же, 1838, III, с. 241. То же. В кн.: Со­чи­не­ния и пе­ре­во­ды Ев­се­вия, ар­хи­еп. Кар­та­лин­ско­го. Ч. 1. Пе­ре­во­ды из тво­ре­ний свя­тых от­цев. СПб.. 1858.

8. До­ка­за­тель­ства апо­столь­ской про­по­ве­ди. Пер. Н. Са­гар­ды – «Хри­сти­ан­ское чте­ние», 1907.

Ириней Лионский

Первые века становления Христианской Церкви — время преодоления духовного смятения и формирования канонического учения. Большой вклад в этот процесс внёс святой Ириней Лионский. Огромное значение его деятельности на формирование христианской теологии признаётся и Католической и Православной Церковью.

Житие святого Иринея

О жизни святого Иринея Лионского сохранилось мало сведений. Он родился в Смирне во второй четверти II в. Мальчик из аристократической семьи получил разностороннее образование, в которое входили следующие дисциплины:

  • философия;
  • риторика;
  • поэзия;
  • история;
  • математика.

Помимо классического античного образования юноша воспринял от своего наставника Поликарпа Смирнского христианские идеи. Епископ Смирны являлся учеником апостола Иоанна Богослова.

Под влиянием учителя Ириней принял крещение и вступил на путь духовного служения. После этого Поликарп отправил молодого образованного священника в Галлию — римскую провинцию, где христианство только начало своё распространение.

Престарелый епископ Лугдуна (Лиона) Порфирий высоко оценил старания молодого священника на ниве проповеди христианства. В конце 70-х гг. лионское священство выбрало Иринея для поездки в Рим, целью которой была доставка писем проповедников и донесения о ереси монтанизма к Римскому епископу — папе Елевферию.

Пребывание в Риме спасло богослова от гонений и преследования, которым подверг галльских христиан император Марк Аврелий. Епископ Порфирий был брошен в тюрьму и после жестоких пыток казнён. Вернувшийся в 178 г. в Лион пресвитер был единодушно избран епископом Лиона.

Важно! Убежденный христианин и талантливый миссионер за короткое время обратил в истинную веру жителей древнего города. Большое внимание Ириней уделял изучению различных ересей, систематизации христианских догматов и разрешению внутренних противоречий между местными христианскими церквями.

Об обстоятельствах смерти второго лионского епископа не сохранились точные сведения. В житии святого, написанном через несколько сотен лет, сообщается, что в 202 г. во время христианских гонений, инициированных императором Септимием Севером, Ириней Лионский принял мученическую смерть.

На основании сведений о мученической кончине второй епископ Лионский почитается христианской церковью в лике священномученика.

Еще о священномучениках:

Учение святого Иринея

Один из первых Отцов Церкви формулировка свои богословские идеи в процессе полемики с еретическими течениями. Основные взгляды святого Иринея можно сформулировать следующим образом:

  1. Иисус Христос, Святой Дух и Бог-Отец — единое неделимое целое.
  2. Мир — результат свободной деятельности Бога, который постоянно наблюдает за своим творением, направляя его к конечной цели.
  3. Человечество было создано не совершенным. Чтобы достичь богоподобия, ему следует идти по пути духовного созревания. Подобие Богу — конечная цель существования человека.
  4. Духовный рост возможен только в процессе страданий, испытываемых душой и телом. Поэтому мир наполнен страданиями.
  5. Послушание Иисуса Христа и Девы Марии противопоставляется непослушанию первой пары людей.

Святой Ириней Лионский — основоположник учения об апостольской преемственности. Он утверждал, что поместные епископы обладают истинным знанием, так как оно было передано им апостолами. Истинность знаний определяется единодушным согласием всех епископов. Богослов представил чёткую иерархию епископов.

Главным церковным иерархом является епископ Римский, так как его престол был основан апостолом Петром — первым среди равных. Следующими по значимости являются престолы, основанные непосредственно учениками Христа. Остальные местные кафедры являются ответвлениями основных христианских церквей.

Второй епископ Лионский первым из богословов разработал чёткое учение о роли Девы Марии в спасении рода человеческого. Ириней отмечает, что послушание и смирение Богородицы обусловило спасение всех людей. Мария, как мать «нового Адама» олицетворяет обновление человечества.

Сочинения

На сегодняшний день известны 3 монументальные богословских труда, написанных Иринеем Лионский.

    Против ересей — сочинение, состоящее из 5-ти книг, в которых автор подробно описывает суть еретического учения гностицизма. Он подробно описывает идею гностиков, чтобы затем опровергнуть их с помощью цитат из Святого Писания. В этом труде излагаются основные идеи богослова, которые позднее легли в основу традиционного христианского учения.

Помимо крупных богословских трудов епископ Лионский вёл переписку с христианскими священнослужителями. В письмах к Папе Виктору Ириней убеждал наследника кафедры святого Петра в необходимости соблюдать единство Церкви, пренебрегая частными различиями местных традиций.

Интересно! Послание папе Виктору было написано в связи с конфликтом, разгоревшимся между римским епископом и главами христианских церквей в Малой Азии, которые настаивали на праве отмечать Пасху в 14 день месяца Нисан, независимо от привязки праздника к воскресному дню.

Почитание

Считается, что Ириней Лионский был погребён в Лионе. В ходе религиозных войн, проходивших во Франции в XVI-XVII вв., протестанты разорили погребение, и большая часть мощей была утеряна. Сегодня в базилике святого Иринея хранится сохранившаяся кисть святого богослова.

Ириней Лионский почитается и в католической, и в православной церкви. Датой поминовения богослова православными христианами является 5 сентября.

О чем молятся святому

Обращаться к христианским святым можно с любой просьбой и бедой. Но чаще всего просят о помощи в деле, которым при жизни занимался предстоятель. Святому Иринею молятся о помощи в следующих деяниях:

  • борьбе с ересями;
  • укреплении духа;
  • преодолении искушений.

Молитву можно читать как своими словами, так и произносить специальный текст.

Центр Иринея Лионского

В 1993 г. с благословения главы Русской Православной Церкви Алексия II в российской столице был создан научный центр, занимающийся изучением и распространением информации о различных религиозных сектах и культах.

Основатель организации профессор А. Л. Дворкин утверждает, что лучший способ борьбы с распространением еретических учений — предоставление полной информации о них. Задачей центра является не спасение уже попавших в тоталитарные религиозные секты людей, а предупреждение их роста.

Интересно! Организация сотрудничает со множеством международных организаций, продолжающих дело святого Иринея Лионского. Сотрудниками организации являются как светские учёные, так и представители основных мировых религий.

Святой Ириней Лионский входит в число Отцов Церкви, заложивших основы христианского учения. В основе его идей лежат знания, полученные от людей, непосредственно общавшихся с любимыми учениками Спасителя. Поэтому его учение содержит истинное Слово Господа, которое запечатлелось в сердце каждого истинного христианина.

Священномученик Ириней Лионский как борец за чистоту веры

Проповедь в день памяти святого

Священномученик Ириней Лионский как борец за чистоту веры. Проповедь иеромонаха Иринея (Пиковского) на Божественной литургии
05 сентября 2021 г. (Продолжительность 0:12:23 мин, размер 11.8 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы каждый год отмечается вместе с памятью такого выдающегося борца за чистоту веры, как священномученик Ириней, епископ Лионский.

Святой Ириней был греком, выходцем из Малой Азии, а основную часть жизни провел в Галлии, нынешней Франции. Родился он в первой половине второго века, предположительно, в городе Смирна. Его сочинения показывают знакомство с греческой философией (Платона, Демокрита, Эмпедокла, Анаксагора, Пифагора, Аристотеля и др.), поэзией (Гомера, Гесиода, Пиндара, Эзопа и др.), геометрией, арифметикой, астрономией, медициной и различными искусствами. При этом Иринею не были свойственны как крайняя увлеченность языческой философией, так и резко отрицательное к ней отношение, присущие некоторым его собратьям по вере.

Читайте также  Молитва Николая Чудотворца на успешную торговлю

Христианское образование он получил под руководством священномученика Поликарпа Смирнского, живого носителя апостольского Предания, продолжателя проповеди святого Иоанна Богослова. Как вспоминал впоследствии сам Ириней: «Я мог бы описать даже место, где сидел и разговаривал блаженный Поликарп, могу изобразить его походку, образ его жизни и внешний вид, его беседы к народу, как он рассказывал о своем общении с Иоанном и прочими самовидцами Господа, как он припоминал слова их и пересказывал, что слышал от них о Господе, Его чудесах и учении. Так как он слышал все от самовидцев жизни Слова, то он рассказывал согласно с Писанием. По Божией милости ко мне, я и тогда еще внимательно слушал Поликарпа и записывал слова его не на бумаге, но в моем сердце, – и по милости Божией всегда сохраняю их в свежей памяти» (Письмо к Флорину). Таким образом, Ириней принадлежал ко второму, после апостолов, поколению христиан, был хранителем письменного и устного предания о жизни и учении Иисуса Христа.

Около 154 года он вместе со своим учителем Поликарпом отправился в Рим, где остался на некоторое время до своего направления в Галлию для служения пресвитером в городе Лугдун, нынешний Лион. После того как, вследствие гонений на христиан в 177 году, местный епископ Пофин вместе с иными мучениками скончался, Ириней «принял епископство над Лугдунской Церковью». Блаженный Иероним Стридонский называет Иринея «мужем апостольским, епископом Лугдунским и мучеником», свидетельствуя тем самым о его мученической кончине около 200 года от Р.Х.

Из сохранившихся сведений можно выделить два аспекта жизни святого: участие в спорах о дате празднования Пасхи и сочинения в опровержение еретиков-гностиков.

Из сохранившихся сведений можно выделить два аспекта жизни святого: участие в спорах о дате празднования Пасхи и сочинения в опровержение еретиков-гностиков

Основные разногласия в отношении времени празднования Пасхи во II веке базировались на том, что в малоазийских Церквах того времени празднование Пасхи совершалось независимо от дня недели 14 нисана, в день ветхозаветной пасхи по еврейскому календарю, а в других Церквах, включая Римскую, Пасху отмечали в воскресенье, следующее за 14 нисана. Около 190 года святитель Виктор, епископ Римский, потребовал от Поместных Церквей присоединиться к римской практике празднования Пасхи и хотел объявить малоазийских христиан «совершенно лишенными общения». Выступая как примиритель западной и восточной традиций, святой Ириней писал письма, в которых объяснял, что разница в дате празднования Пасхи и в продолжительности предпасхального поста касается только обычая, а не правила веры. Разнообразие в обычаях, писал Ириней Лионский, получило начало «не в наше время, но гораздо раньше, у наших предков, которые, вероятно, не соблюдали в этом большой точности и простой, частный свой обычай передавали потомству. Тем не менее все жили в мире, и мы живем в мире друг с другом, и разногласие относительно поста утверждает единство веры». В результате переписки римский епископ смягчил свою суровость, разделение между Западными и Восточными Церквями было предотвращено. Таким образом, по словам Евсевия Кесарийского , Ириней «в соответствии со своим именем, оказался миротворцем и на деле: звал к миру в Церкви и заботился о нем».

Дух мира и братолюбия – вот те качества, которые характеризуют святого Иринея как мученика и богослова, утвердившего в своих сочинениях каноничность четырех Евангелий и положившего начало для формирования учения раннего христианства. Сочинения святого быстро приобрели популярность и стали цитироваться церковными писателями уже с III века. Среди дошедших до нас трудов Иринея Лионского сохранились пять книг «Против ересей» и «Доказательство апостольской проповеди».

Основной целью сочинения «Обличение и опровержение лжеименного знания», иначе – «Против ересей», было сопротивление гностицизму, широко распространившемуся в то время в пределах римской ойкумены. В своем труде святой Ириней сравнивает еретиков с «волками в овечьих шкурах», которые за красивой риторикой пытаются сокрыть во мраке абсурдный характер своих лжеучений. Посему первой целью «обличения» является раскрытие содержания лжеучений еретиков, «выявление в истинном свете того, что зачастую сокрыто в таинственном мраке». Затем «опровержение» их заблуждений, раскрытие логической нелепости и несообразности с истиной веры. Опорой для аргументации Иринея Лионского было Священное Писание, хранимое и истолковываемое в Церквях, имеющих апостольское преемство.

Выступая против отвлеченных умозрений гностиков, Ириней отказывался от использования языческой философии как инструмента по обоснованию христианского вероучения и всецело основывался на текстах Священного Писания. Ветхий и Новый Заветы были для него одинаково ценны, поскольку исполнение древних пророчеств в лице Иисуса Христа показывало единство писаний апостолов с Ветхим Заветом.

Ириней отказывался от использования языческой философии как инструмента по обоснованию христианского вероучения и всецело основывался на текстах Священного Писания

«Гностики в своих толкованиях Писания использовали так называемую теорию аккомодации (приспособления), согласно которой Христос и апостолы приспосабливались к мнениям, предрассудкам и заблуждениям слушателей». В противоположность субъективному принципу толкования гностиков Ириней выделял общий и единственный объективный принцип – церковное Предание, хранящееся во всех христианских Церквах от апостольских времен. «Один и тот же Дух Божий, – писал святитель, – Который через пророков возвещал, каково имело быть пришествие Господа, Он же через апостолов проповедовал, что пришла полнота времен усыновления и приблизилось Царство Небесное».

Причиной уклонения в ересь того или иного религиозного лидера, по святому Иринею, нередко были порочные наклонности, гордость и надменность. Считая себя много знающими и весьма опытными, и выдающиеся церковные проповедники в том числе могли оказаться хулителями Бога. Под предлогом знания они надмевались и, считая себя совершенными, оставляли любовь Божию, полагая, что Бог является источником зла.

О руководителях одной из сект Ириней Лионский пишет, что ее «мистические жрецы… живут сладострастно и занимаются делами волхвования, как каждый из них может. Они употребляют заклинания и заговоры. Любят прибегать к средствам, возбуждающим любовь и влечение, к так называемым духам домашним и наводящим сон и другим забавным проделкам». Еретики порочат имя Церкви и вызывают к ней отвращение, поскольку «проводят развратную жизнь и, чтобы скрыть свое нечестивое учение, злоупотребляют, для прикрытия своей злобы, именем Христа».

Борясь за чистоту веры, священномученик Ириней тем не менее не призывал сжигать еретиков на кострах инквизиции. Для защиты истинной и животворной веры он использовал Слово Божие и через доказательства от Писания обличал и опровергал всякого рода лжеучителей. Более того, он полагал, что если еретики будут читать Евангелие «с любовию к истине», то «могут исправиться». «Мы молимся, – писал в завершении одной из книг «Против ересей» святитель Ириней, – чтобы они не оставались в той яме, которую сами выкопали, но… чтоб они познали Творца и Создателя сей вселенной, единого истинного Бога и Господа всего. Мы молимся об этом для них, любя их гораздо лучше, чем сами они думают любить себя. Ибо наша любовь, как истинная, спасительна для них, если только они примут ее».

Для защиты истинной и животворной веры он использовал Слово Божие и через доказательства от Писания обличал и опровергал всякого рода лжеучителей

Внимая житию и трудам священномученика Иринея, и нам, дорогие братья и сестры, надобно стремиться с кротостью и любовью, в духе мира и благочестия вразумлять тех, кто сбивается с истинного пути, чтобы, борясь с заблуждениями других, мы и сами не впали в крайность жестокости и наш энтузиазм не стал поводом для высокомерия и жестокости. Путь преуспеяния христианина в вере – это путь верности Христу и Его Евангелию, верности той непрерывной апостольской традиции, которую принято называть Священным Преданием.

Уже в апостольские времена появились обольстители, которые, отвергая, что Иисус есть Христос (см.: 1 Ин. 2: 22), старались увлечь за собой неутвержденных в вере людей. Для того, чтобы утвердиться в истине, апостол Иоанн предлагал делать правду, « любить не словом или языком, но делом и истиною » (1 Ин. 3: 18). Заповедь Божия та, « чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам » (3: 23).

Будем же и мы, дорогие братья и сестры, изучая основы веры, заблуждающихся исправлять с терпением и любовью. Искренняя вера в Бога и нелицемерная любовь к ближнему – это та необходимая в наше время рука помощи, которая и падающего в пропасть восставит, и страдающему душевной раной боль вылечит.

Молитвами Пресвятой Богородицы и священномученика Иринея Лионского да укрепит нас в этом человеколюбивый Господь наш Иисус Христос!

Каталог икон на сайте PravIcon.com

Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых

  • Начальная страница
  • Иконы Богородицы
  • Иконы Христа
  • Иконы Ангелов
  • Иконы Святых

Меню сайта

Пользователь

&nbspИриней Лионский (Лугдунский), сщмч.

Ключевые слова:
Асия, Запад, М. Азия, Мученик, Святитель, Франция, I-н.IVв.

Дни празднования:

  • 5 сентября (23 августа по старому стилю)

Рейтинг иконы в этом году: 1 (в прошлом: 0).
Если это Ваша любимая икона, проголосуйте за нее!

Раздел основан участником [tol] 2009-12-14.

Ириней Лионский (Лугдунский), сщмч. — житие
Святой Ириней Лионский (ок. 130 года, Смирна, Азия, Римская империя — 202, Лугдунум, Лугдунская Галлия, Римская империя) — один из первых Отцов Церкви, ведущий богослов II века. Малоазиатский грек; около 160 года послан Поликарпом, епископом Смирнским, в Галлию для проповеди христианства; с 177 года был епископом Лионским. Об обстоятельствах его смерти не известно ничего достоверного; поздняя традиция относит её к гонениям Септимия Севера. Согласно житию он был усечён мечом за исповедание веры около 202 года. День памяти в Православной церкви 23 августа (5 сентября), в Католической 28 июня. Его предполагаемая гробница в Лионе была разорена гугенотами в 1562 году. Однако в местном католическом храме по-прежнему указывают на ковчег с частицами мощей Лионских мучеников, в котором хранятся и мощи святителя.

Изображения иконы Ириней Лионский (Лугдунский), сщмч.

Добавить новое изображение этой иконы в каталог: с компьютера | с другого сайта.

Страницы: [1]. Всего изображений: 10. Сортировка: в обычном порядке.

Описание: [Москва. 2004.] Сщмч. Ириней Лионский. Роспись храма Петра и Павла в Ясеневе — московском подворье Введенской Оптиной пустыни. 2004 год.

Файл 7063.jpg: |
Размер: 1054×1200, 1.26 MPix, 166 Kb.
Дата: 2009-12-14, анонимно.

Рейтинг изображения: 12 (162) , 0 (1) .

Описание: [Греция. XX.] Сщмч. Ириней Лионский. Икона. Греция. Конец XX в.

Файл 7064.jpg: |
Размер: 325×450, 0.15 MPix, 86 Kb.
Дата: 2009-12-14, анонимно.

Рейтинг изображения: 13 (137) , 0 (1) .

Описание: [Чехия. XX.] Сщмч. Ириней Лионский. Икона. Чехия. Конец XX в.

Файл 7065.jpg: |
Размер: 837×1200, 1 MPix, 122 Kb.
Дата: 2009-12-14, анонимно.

Рейтинг изображения: 15 (164) , 0 (2) .

Описание: [Франция. До 2007.] Сщмч. Ириней. Добрынин С.(Я.)Н. Роспись алтаря храма прп. Саввы Освященного. Франция. До 2007 года.

Файл 7066.jpg: |
Размер: 736×1200, 0.88 MPix, 126 Kb.
Дата: 2009-12-14, анонимно.

Рейтинг изображения: 14 (146) , 0 (1) .

Файл 16299.jpg: |
Размер: 493×640, 0.32 MPix, 210 Kb.
Дата: 2012-02-16, участник [apolinarije].

Рейтинг изображения: 14 (145) , 0 (0) .

Описание: Святой Ириней Лионский

Файл 16655.jpg: |
Размер: 300×344, 0.1 MPix, 99 Kb.
Дата: 2012-03-19, анонимно.

Рейтинг изображения: 10 (90) , 0 (1) .

Описание: Святой Ириней Лионский

Файл 18731.jpg: |
Размер: 2350×3130, 7.36 MPix, 1996 Kb.
Дата: 2012-08-08, анонимно.

Рейтинг изображения: 18 (183) , 0 (3) .

Описание: sveti irinej lionski.jpg

Файл 20608.jpg: |
Размер: 600×958, 0.57 MPix, 174 Kb.
Дата: 2013-01-28, участник [apolinarije].

Рейтинг изображения: 9 (93) , 0 (0) .

Описание: sveti irinej lionski.jpg

Файл 23913.jpg: |
Размер: 1454×2000, 2.91 MPix, 1022 Kb.
Дата: 2014-07-06, участник [apolinarije].

Рейтинг изображения: 11 (106) , 0 (0) .

Описание: Молитва святому священномученику Иринею епископу Лионскому О великий святителю Иринее! К тебе припадаем и молим тя: призри на ны грешныя, прибегающия ко твоему заступлению: умоли Господа, да простит нам вся согрешения наша. Ты мученически душу твою за веру положил еси: даруй и нам мужество во всем подражати тебе, не отступити от правыя веры и не поддаться на погибельную сектанскую лесть. Ничтоже в жизни возможе отлучити тя от любве ко Господу, ни лестная еретическия хитросплетения, ни преще[. ]

Файл 25212.jpg: |
Размер: 800×1112, 0.89 MPix, 141 Kb.
Дата: 2015-05-11, анонимно.

Рейтинг изображения: 11 (86) , 0 (0) .

ИРИНЕЙ ЛИОНСКИЙ

Сщмч. Ириней Лионский, икона

Ириней Лионский (130-202), епископ, священномученик.

Родился в 130 году в городе Смирне (ныне Измир). Там он получил блестящее образование, изучив поэзию, философию, риторику и все остальные науки, которые считались необходимыми для светского юноши. Его наставником в истинах христианского учения был ученик апостола Иоанна Богослова — святитель Поликарп Смирнский (память 23 февраля). Он же крестил юношу, рукоположил его впоследствии во пресвитера и послал в галльский город Лугдун (ныне Лион во Франции) к престарелому епископу Пофину.

Вскоре святому Иринею было дано ответственное поручение: доставить святому Папе Римскому Елевферию (177-190) письмо исповедников (см. подробнее Лионские мученики. Во время его отсутствия были брошены в тюрьмы все видные христиане.

В 178 году, спустя год после мученической кончины епископа Пофина, святитель Ириней был избран епископом города Лугдуна. «В короткое время, — писал о нем святитель Григорий Турский, — он своей проповедью преобразовал весь Лугдун в город христианский!» Когда утихли гонения на христиан, святитель изложил православное вероучение в одном из основных своих творений под названием: «Обличение и опровержение лжеименного знания», или сокращенно: «Пять книг против ересей». В то время возник ряд религиозно-философских гностических учений.

В опровержение этой ереси Валентина святитель Ириней развил православное учение о спасении. «Слово Божие, Иисус Христос, Господь наш, по неизреченной благости Своей сделался тем, что и мы, дабы нас сделать тем, что есть Он. — учил святитель Ириней, — Иисус Христос — Сын Божий по превосходной любви к Своему созданию снизошел до рождения от Девы, через Себя Самого соединяя человека с Богом». Через Боговоплощение творение становится сообразным и сотелесным Сыну Божию. Спасение состоит в обожении человека.

В опровержение учения другого еретика, Маркиона, отрицавшего Божественность Ветхого Завета, святитель развил учение о Едином Источнике Ветхого и Нового Заветов: «Один и тот же Дух Божий, Который через пророков возвещал, каково имело быть пришествие Господа, — писал святитель. — Он же через апостолов проповедовал, что пришла полнота времен усыновления и приблизилось Царство Небесное».

Истинность церковного учения святитель Ириней обосновал преемственностью епископата, а также тем, что Церковь древнее всех еретиков. «Всякий, кто желает знать истину, должен обратиться к Церкви, потому что апостолы только ей одной сообщили Божественную Истину. Она есть дверь к жизни». Доказывая апостольскую преемственность церковной власти св. Ириней около 180 года составил самый ранний список первых Римских пап.

Благотворное влияние оказал святитель Ириней в споре о праздновании Пасхи. В Малоазийской Церкви сохранялась традиция праздновать Святую Пасху 14 нисана, независимо от того, в какой день это придется. Папа Виктор (189-199) властно требовал единообразия, и его резкие требования могли вызвать раскол. От имени галльских христиан святитель Ириней писал Папе, что нельзя допускать раскол из-за традиций, прежде всего необходимо дорожить церковным миром.

В царствование императора Севера (193-211) святитель Ириней был усечен мечом за исповедание веры в 202 году.

Апостол Евангелист Иоанн Богослов, святитель Поликарп Смирнский и святитель Ириней Лионский — вот три звена в неразрывной цепи благодатного преемства, которое идет от Самого Пастыреначальника Господа Иисуса Христа. В глубокой старости святитель Ириней писал своему другу Флорину: «Я был отроком, когда видел тебя (Флорина) у Поликарпа. Я помню, что тогда происходило более, нежели, что ныне происходит. И я теперь могу описать тебе места, где обыкновенно сидел и беседовал блаженный Поликарп. Могу описать образ жизни его, вид тела и наставления, которые говорил он народу. Близкое обращение, какое, как говорил он, имел с Иоанном и с прочими, видевшими Господа, и все, что вспомнил он о сих словах, что слышал от них о Господе. Я слушал это тогда, по милости Божией, с ревностью и писал не на бумаге, а на сердце».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector