Сунна после пятничной молитвы

Сунна после пятничной молитвы

Сунна после пятничной молитвы

О дополнительных молитвах до и после пятничной (джуму’а) молитвы

Основой в религии Всевышнего Аллаха является то, что совершение любого поклонения, на которое не указали Аллах и Его посланник, мир ему и благословение Аллаха, является запретным. Что же касается бытовых вопросов и всего мирского, то основой этого Всевышний Аллах сделал дозволенность, и все мирское остается таковым до тех пор, пока не появится то, что будет указывать на его запретность.

Что же касается утверждающих о существовании в Сунне конкретных количеств рак’атов до пятничной молитвы, то они обязаны предоставить на это довод либо словами, либо поступком посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха!

Передается множественными путями о том, что в пятничный день, пророк, мир ему и благословение Аллаха, выходил из своего дома, поднимался на минбар, а затем муаззин начинал произносить азан. После завершения слов азана пророк, мир ему и благословение Аллаха, поднимался для произнесения хутбы (проповеди). И не сообщается о том, что он совершал какую-либо Сунну до хутбы. Об этом говорится в таких книгах, как «Фатхуль-Бари» 2/426, «Найлюль-аутар» 3/312, «Мисбаху зуджаджа» 1/377 и др.

Большинство ученых говорили, что нет никакой определенной Сунны узаконенной пророком, мир ему и благословение Аллаха, до пятничной молитвы. И это было мнением имамов Малика, аш-Шафи’и и большинства шафиитов, а также это распространенное мнение ханбалитов, и большинства имамов. И этому мнению отдавали предпочтение шейхуль-ислам Ибн Таймия и его ученик Ибн аль-Къайим, а также шейх аль-Альбани и ученые Постоянного комитета (аль-Ляджнату-ддаима) во главе с шейхом Ибн Базом. См. «аль-Инсаф» 2/406, «Задуль-ма’ад» 1/432, «аль-Аджуиба аль-муфида».

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: «Большинство ученых были единогласны в том, до пятничной молитвы нет никакой определенной Сунны с определенным количеством. Дело в том, что подобное может быть утверждено либо словами пророка, мир ему и благословение Аллаха, либо его поступком, а он ничего в этом случае не установил ни словами, ни поступком!» См. «Маджму’ату-ррасаиль аль-кубра» 1/136.

Хафиз аль-‘Иракъи сказал: «Не передается от пророка, мир ему и благословение Аллаха, чтобы он совершал что-либо до джуму’а. Он выходил на пятничную молитву, после чего произносился азан и он начинал читать хутбу (проповедь)». См. «Фатхуль-Бари» 2/341.

Имам Абу Шама, учитель имама ан-Науауи, в своей известной книге «аль-Ба’ис ‘аля инка-риль-бида’ уаль-хауадис» писал: «Если кто-то скажет: „Может пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал молитву до джуму’а у себя дома, а затем выходил“, то я отвечу: Если бы такое имело место, то об этом передали бы его жены, как они передали о других добровольных молитвах, которые пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал у себя дома и днем и ночью! И по причине того, что на эту тему ничего достоверного не передается, основа состоит в отсутствии такой Сунны, и это указывает на то, что подобное не узаконено!»

Шейх Ибн аль-Каййим сказал: «После того как Биляль завершал слова азана, пророк, мир ему и благословение Аллаха, сразу же вставал для произнесения проповеди. И никто не совершал молитв из двух рак’атов. И азан произносился единожды. А это указывает на то, что и джуму’а подобна праздничной молитве. И нет до них никакой Сунны. И это является воззрением ученых, и Сунна это подтверждает, так как пророк, мир ему и благословение Аллаха, выйдя из дома сразу же направлялся к минбару и после того как он поднимался на него, Биляль начинал произносить слова азана. И после слов азана пророк, мир ему и благословение Аллаха, тот час же начинал произносить хутбу». См. «За-дуль-ма’ад» 2/128.

Что касается некоторых хадисов, в которых говорится о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал до джуму’а 4 или 2 рак’ата, то все они являются либо слабыми, либо выдуманными. Среди этих хадисов сообщение, которое приводит Ибн Маджах 1/347 от Ибн ‘Аббаса, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал четыре рак’ата дополнительной молитвы до пятничной, и не разделял их (салямом). Однако этот хадис недостоверен. Иснад этого хадиса переполнен слабыми передатчиками.

Имам ан-Науауи сказал: «Это ложный хадис, в котором четыре слабых передатчика, а Мубашир ибн Убайд передатчик ложных хадисов!» См. «Ху-лясатуль-ахкам» 2/812.

Также сказал и имам аз-Зайля’и: «Мубашшир ибн Убайд передатчик ложных хадисов, а Хаджадж и Атыйя слабые рассказчики!» См. «Насбу-ррайя» 2/206.

Также о слабости этого хадиса высказались и хафиз Ибн Хаджар, и шейх Ибн аль-Къайим, и хафиз аль-Бусайри, и шейх аль-Альбани. См. «ат-Тальхис» 6/626, «Задуль-маад» 1/170, «ас-Сильсиля ад-даифа» 1001.

Есть также сообщение от ‘Аиши, которая якобы говорила, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал два дополнительных рак’ата до пятничной молитвы у себя дома. Однако этот хадис является ложным. В цепи передатчиков этого хадиса Исхакъ аль-Асуари аль-Басри, который являлся лжецом. Имам Ибн Ма’ин говорил о нем: «Он лжец, выдумывающий хадисы». См. «Аджуиба ан-нафи’а» 28.

Также имам аль-Баззар передал от Абу Хурайры, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал до пятничной молитвы два рак’ат, а после четыре. Подобное передается и со слов Ибн Мас’уда, что приводит ат-Табарани. Но иснад обоих этих сообщений является слабым, о чем сообщил хафиз Ибн Хаджар. См. «Фатхуль-Бари» 2/426.

Однако некоторые мусульмане, не до конца поняв этот вопрос, стали порицать совершение любой добровольной молитвы до джуму’а.

На самом же деле как это было указано, нет конкретной узаконенной молитвы от пророка, мир ему и благословение Аллаха, с конкретным числом рак’атов до джуму’а, как например это обстоит скажем с 2 рак’атами до утренней молитвы и остальными намазами, узаконенными пророком, мир ему и благословение Аллаха. Но если человек пришел пораньше на пятничную молитву, то он может совершить сколько хочет добровольных (татау’) молитв, пока не выйдет имам. Доказательством этому является следующий хадис: «Тот, кто искупался, а затем отправился на пятничную молитву и молился столько, сколько пожелал, а затем молчал, пока не закончится хутба и совершил с имамом намаз, тому простятся его грехи, совершенные между двух пятниц и еще трех дней!» Муслим 857.

Также пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если человек совершит в пятницу полное омовение, очистится так тщательно, как только сможет, смажет волосы или умастится благовониями, которые найдутся у него дома, после чего отправится на джуму’а, и не будет расталкивать сидящих рядом (в мечети), и помолится столько, сколько было угодно Аллаху, а потом будет хранить молчание, внимательно слушая слова имама, ему обязательно простятся грехи, совершенные им между этой и предыдущей пятницей» Муслим 883.

Именно так поступали сподвижники пророка, мир ему и благословение Аллаха, которые совершали добровольные намазы до пятничной молитвы. Са’ляба ибн Абу Малик рассказывал: «Во времена ‘Умара ибн аль-Хаттаба, мы совершали молитвы в пятницу, до того времени пока не выходил ‘Умар (для хутбы). Когда же ‘Умар выходил и садился на минбар, музаззин начинал произносить азан. Мы же садились и разговаривали, а когда муаззин заканчивал произносить азан, ‘Умар вставал и начинал произносить проповедь, а мы замолкали, и никто из нас не произносил ни слова». Малик 1/103, аш-Шафи’и 1/139. Достоверность подтвердил имам ан-Науауи. См. «аль-Маджму’» 4/550.

Также из числа сомнений в вопросе конкретной добровольной молитвы до джуму’а, это поступок Ибн Мас’уда, который совершал 4 рак’ата до джуму’а. Прекрасно ответил на это имам Абу Шама, который сказал: «Молитва в 4 рак’ата, которую совершал Ибн Мас’уд до джуму’а была добровольной, которую можно совершать пока не выйдет имам. И с чего вы взяли, что он совершал эту молитву, как пятничную Сунну?! Тем более от сподвижников передается совершение большего количества рак’атов до джуму’а. Абу Бакр Ибн аль-Мунзир передал, что Ибн Умар совершал 12 рак’атов до джуму’а, а Ибн ‘Аббас 8. Это является доказательством на то, что эти молитвы были из раздела добровольных (татау’), которые они желали совершать сами, а не опираясь на пророка, мир ему и благословение Аллаха. Поэтому и число рак’атов совершаемых до джуму’а, передаваемое от сподвижников отличается, поскольку двери добровольных молитв (не связанных ни с чем) открыты!» См. «аль-Ба’ис ‘аля инкариль-бида’ уаль-хауадис» 1/97.

Это то, что можно вкратце сказать о Сунне до пятничной молитвы.

На основании изложенного следует отметить, что до пятничной молитвы нет никакой определенной узаконенной молитвы пророком, мир ему и благословение Аллаха, ни в 2, ни в 4 ни в большее количество рак’атов. Однако есть добровольные молитвы, которые человек может совершать сколько хочет, пока не выйдет имам для хутбы. И нет сомнений в том, что это мнение является самым сильным и аргументированным.

Что же касается добровольных молитв после пятничной (джуму’а), то существует молитва как в 2, так и в 4 рак’ата, узаконенные словами и поступком самого пророка, мир ему и благословение Аллаха. Посланник Аллаха говорил: «Если кто-нибудь из вас совершит пятничную молитву, пусть совершит после нее и дополнительную молитву в 4 рак’ата». Муслим 881.

Ибн ‘Умар рассказывал, что он совершал вместе с пророком, мир ему и благословение Аллаха, 2 рак’ата после пятничной молитвы. аль-Бухари 937, 1165, Муслим 729.

А в другой версии сообщается, что эти 2 рак’ата после джуму’а пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал у себя дома. Муслим 882.

Некоторые люди считают, что если человек будет совершать сунну после пятничной молитвы в мечети, то лучше сделать в ней 4 раката, а если у себя дома, то 2 раката. При этом они опираются на слова Ибн аль-Къайима, сказавшего: «Наш шейх Ибн Таймия говорил, что если совершать пятничную Сунну в мечети, то следует совершить 4 рак’ата, а если дома, то 2».

На самом деле на такое разделения нет указания в Сунне, а на «желательность» какого-либо действия в поклонении необходим далиль!

Имам аш-Шаукани говорил: «Желательность — это законоположение шариата, на которое также должно быть доказательство». См. «Сайлюль-джарар» 4/70.

Шейх аль-Альбани о словах Ибн аль-Къайма сказал: «На такое разделение я не знаю никакого основания в Сунне! Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил: „Если кто-нибудь из вас совершит пятничную молитву, пусть совершит после нее и дополнительную молитву в 4 рак’ата“. Муслим 881. И нет в этом хадисе указание на совершения этой молитвы именно в мечети! Наоборот, известный достоверный хадис гласит: „Наилучший намаз человека после обязательного — это намаз совершенный у него дома!“ И если человек совершит после джуму’а 4 или 2 рак’ата в мечети, то это дозволено, а если он сделает это дома, следуя этому хадису, то это лучше!» См. «Тамамуль-минна» 341-342.

И в завершении мы воздаем хвалу Аллаху Господу миров!

Совершение сунны до и после фарда пятничного намаза (джума)

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) говорил: «Перед каждой обязательной молитвой-намазом [совершаются] два ракяата [сунны]»[1]. Пятничная относится к категории обязательных (фард).

Некоторые приводят в качестве аргумента хадис о том, что сподвижник пророка Мухаммада Ибн ‘Умар «до двух ракяатов фарда пятничной молитвы молился много»[2]. Отдельные богословы, учитывая другие разные по степени достоверности хадисы, а также проводя аналогию с полуденной молитвой Зухр, трактуют это как «четыре ракяата сунны». Другие высказывают мнение, что здесь говорится о дополнительной молитве, которую Ибн ‘Умар совершал до наступления пятничной[3].

Один из хадисов в доказательство «после пятничной молитвы». Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Если кто-либо из вас совершил [два ракяата фарда] пятничной молитвы-намаза, тогда пусть после этого совершит четыре [ракяата сунны]»[4].

В данном достоверном хадисе в повелительной форме говорится о четырех, и это – лучшее, наиболее полное соблюдение Сунны[5]. Можно совершить и два ракяата, что сам Пророк иногда делал[6]. Также желательно что-то сказать после ракяатов фарда (например, после приветствия по обе стороны прочитать краткую мольбу-ду‘а) либо хотя бы немного сместиться с того места, где были совершены фардовые ракяаты[7]. Можно и дома совершить эти ракяаты сунны, как иногда поступал Пророк[8], но следует учесть, что он жил в непосредственной близи к мечети.

Имам аль-Бухари, подчеркивая свое согласие с тем, что до двух ракяатов фарда и после желательно, в соответствии с Сунной, совершить сунну, назвал один из разделов в своем своде хадисов как «Молитва-намаз после джум‘а и до»[9]. Главное предположение именно такого названия – он, имам аль-Бухари, провел аналогию (кыяс) с полуденной молитвой Зухр[10].

В дополнение приведу один хадис о пятнице, в котором также упоминается совершение намаза до выхода имама на минбар для ведения проповеди: «Кто совершит полное омовение в пятницу, воспользуется благовонием, если оно у него имеется, наденет лучшую одежду и отправится в мечеть размеренно и спокойно; зайдя в мечеть, совершит молитву[11], не создавая неудобств окружающим, и будет молчать, начиная с момента выхода имама и до молитвы [два ракяата фарда, что совершаются всеми вместе сообща], то это станет причиной искупления грехов[12] одной недели»[13].

Да, есть мнения относительно чтения ракяатов сунны до и после двух ракяатов фарда пятничной молитвы. Если они обоснованы достоверной сунной и вы считаете одно из них наиболее приемлемым для вас, то это ваше право. Конечно же, лучше следовать одному мазхабу, делая по необходимости богословски обоснованные исключения лишь в отдельных случаях. Обращу ваше внимание на то, что мы говорим о ракяатах сунны, совершение которых не является обязательным (фард), а относится к желательному (сунна).

Мнение ханафитов

Мнение основной части богословов ханафитского мазхаба: четыре ракяата сунны до и четыре после[14].

Обоснование. Все те хадисы и комментарии к ним, что были приведены мною выше, а также практика Ибн Мас‘уда, упомянутая ниже.

Мнение шафиитов

Мнение основной части богословов шафиитского мазхаба: четыре ракяата сунны до и четыре после. В обоих случаях первые два из четырех относятся к обязательной сунне (сунна муаккяда), а вторые два – к желательной (сунна гайру муаккяда)[15].

Обоснование. Все те хадисы и комментарии к ним, что были приведены мною выше, а также практика Ибн Мас‘уда, упомянутая ниже.

В заключение темы считаю уместным упомянуть, что один из сподвижников пророка Мухаммада Ибн Мас‘уд, относящийся к ученой части сподвижников и передавший от Пророка (да благословит его Господь и приветствует) немалое количество хадисов, совершал четыре ракяата сунны до двух ракяатов фарда пятничной молитвы, а также четыре после. И это весомый аргумент, так как в религиозной практике такие последователи, как Ибн Мас‘уд, ничего не выдумывали от себя, а строго следовали Сунне[16].

Подробнее о совершении пятничной молитвы-намаза, а также несколько богословских исследований, связанных с нею, читайте на umma.ru либо в моей книге «Мусульманское право 1–2».

Тем, кому интересны богословские полемики, а также актуальные религиозные темы дня сегодняшнего, рекомендую прочитать мою книгу «Как увидеть Рай?»

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от ‘Абдуллы ибн Зубайра; св. х. ад-Дара Кутни, Ибн ‘Удийя, Ибн Хаббана и ат-Табарани. См., например: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 6. С. 208, хадис № 2455, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 492, хадис № 8057, «сахих»; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 542.

[2] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 138, хадис № 1128, «сахих».

[3] Подробнее см.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 541.

[4] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Муслима и ан-Насаи. См., например: Ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 339, хадис № 67–(881); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 3. Ч. 6. С. 168, хадис № 67–(881); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 50, хадис № 722, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 3. С. 296, хадис № 1262; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 2. С. 646, хадис № 16/427.

В другом достоверном хадисе сказано: «Если собираетесь молиться после [двух ракяатов фарда] пятничной молитвы-намаза, тогда совершите четыре [ракяата сунны]». См., например: Ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 339, хадисы № 68–(881) и 69–(881); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 138, хадис № 1131, «сахих».

[5] См., например: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 2. С. 647.

[6] См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 3. Ч. 6. С. 169, пояснение к хадисам № 67–69 (881) и 70 (882).

[7] См., например: Ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 339, хадис № 73–(883); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 3. Ч. 6. С. 170, 171, хадис № 73 (883) и пояснение к нему; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 138, хадис № 1129, «сахих»; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 2. С. 647, 648, хадис № 17/428 и пояснение к нему.

[8] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 138, хадис № 1132, «сахих»; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 3. Ч. 6. С. 169, хадис № 71–(882); аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 3. С. 296, хадис № 1263.

[9] См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 278.

О богословской обоснованности такого названия см.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 540–542, пояснение к хадису № 937.

[10] Подробнее см.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 541.

[11] Здесь подразумеваются в том числе и четыре (два) ракяата сунны, совершаемые до ракяатов фарда пятничной молитвы. См., например: Аль-Кари ‘А. (умер в 1014 году по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 3. С. 1029, пояснение к хадису № 1381.

[12] Ученые-богословы говорили, что прощение прегрешений недели может быть только в результате совершения всех действий, упомянутых в хадисе. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 473; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 250.

Читайте также  Молитва Матроне Московской на поиск работы

[13] Хадис от Абу Айюба; св. х. Ахмада. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В. 8 т. Т. 3. С. 250, хадис № 1192.

Также см.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 265, хадис № 883.

[14] См., например: Аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘ [Редкостные искусства в упорядочении законодательства]. В 10 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1997. Т. 2. С. 266; Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар [Выбор для объяснения избранного]. В 2 т., 4 ч. Каир: аль-Фикр аль-‘араби, [б. г.]. Т. 1. Ч. 1. С. 66.

[15] См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 1. С. 414.

[16] См., например: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 182, пояснение к хадису № 522; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 3. С. 297; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 1. С. 414.

Сунна после пятничной молитвы

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

Давно хотел написать об этом, но постоянно забывал, вспоминал лишь именно в тот момент, когда люди делали эти два ракаата — непосредственно перед пятничной молитвой! И вот, наконец, я вспомнил об этом в ночь четверга. Завтра иншаАлла пятница, и на этот раз я сяду в мечети с чистой совестью.

Люди совершают два ракаата непосредственно перед пятничной молитвой! Я не говорю о молитве приветствия мечети, я не говорю о обычных двух ракаатах, которых можно совершить практически когда угодно, но говорю я о тех двух ракаатах, которых систематично выполняют непосредственно перед молитвой после азана на пятничную молитву, словно эти ракааты из числа рауатибов (настоятельных). Нет конкретной сунны до пятничной молитвы, и что удивительно, на этом сам имам аш-Шафии, а ведь в нашей местности «шафииты», ну…хотя бы на словах.

≡ Сказал аль-Хафиз Зейнуддин Аль ‘Ираки сказал: «Я не видел ничего указывающего на то, что эти три имама (Малик, аш-Шафии и Ахмад) рекомендовали совершать молитву сунну до этого (Джум’а)»

≡ Сказал имам Альбани: «По этой причине, так называемая сунна не упомянута в Китаб аль Умм имама Шафи, или в книге аль Масаиль имама Ахмада, или в трудах других ранних имамов…».

≡ Наш шейх ас-Сухейм сказал: «Эти молитвы (до джуму’а) не являются рауатибами, это обычные молитвы. Доказательством этому служит хадис Сальмана, да будет доволен им Аллаh, что посланник Аллаhа ﷺ сказал:

لا يغتسل رجل يوم الجمعة ويتطهّر ما استطاع من طُهر ، ويدّهن من دُهنه ، أو يمسّ من طيب بيته ، ثم يخرج فلا يُفرِّق بين اثنين ، ثم يُصلي ما كُتب له ، ثم ينصت إذا تكلم الإمام إلا غُفر له ما بينه وبين الجمعة الأخرى . رواه البخاري

«Если человек совершит в пятницу полное омовение, очистится так тщательно, как только сможет, смажет волосы или умастится благовониями, которые найдутся у него дома, после чего отправится на джуму’а, и не будет расталкивать сидящих рядом (в мечети), и помолится столько, сколько было угодно Аллаху, а потом будет хранить молчание, внимательно слушая слова имама, ему обязательно простятся грехи, совершенные им между этой и предыдущей пятницей». Аль-Бухари и Муслим

Хафиз аль-‘Иракъи сказал: “Не передается от пророка ﷺ, чтобы он совершал что-либо до джуму’а. Он выходил на пятничную молитву, после чего произносился азан и он начинал читать хутбу (проповедь)”.

Имам Абу аль-Къасим Абу Шама, учитель имама ан-Науауи, у себя в «аль-Ба’ис ‘аля инка-риль-бида’ уаль-хауадис» писал: “Если кто-то скажет: «Может пророкﷺ совершал молитву до джуму’а у себя дома, а затем выходил», то я отвечу: Если бы такое имело место, то об этом передали бы его жены, как они передали о других добровольных молитвах, которые пророк ﷺ совершал у себя дома и днем и ночью! И по причине того, что на эту тему ничего достоверного не передается, основа состоит в отсутствии такой Сунны, и это указывает на то, что подобное не узаконено!”

Имам Ибн аль-Къаййим в “Задуль-ма’ад” сказал: “После того как Биляль завершал слова азана, пророк ﷺ сразу же вставал для произнесения проповеди. И никто не совершал молитв из двух рак’атов. И азан произносился единожды. А это указывает на то, что и джуму’а подобна праздничной молитве. И нет до них никакой Сунны. И это является воззрением ученых, и Сунна это подтверждает, так как пророк (мир ему и благословение Аллаха) выйдя из дома сразу же направлялся к минбару и после того как он поднимался на него, Биляль начинал произносить слова азана. И после слов азана пророк (мир ему и благословение Аллаха) тот час же начинал произносить хутбу”.

А что касается хадиса у Ибн Маджи от Ибн ‘Аббаса, что пророк ﷺ совершал четыре рак’ата дополнительной молитвы до пятничной, и не разделял их (салямом). Имам ан-Науауи сказал: «Это ложный хадис, в котором четыре слабых передатчика, а Мубашир ибн Убайд передатчик ложных хадисов!»

Имам Джамалуддин аз-Зайля’и в «Насбу-ррайя» сказал : «Мубашшир ибн Убайд передатчик ложных хадисов, а Хаджадж и Атыйя слабые рассказчики!»

Тоже самое сказал аль-Хафиз Ибн Хаджар и аль-Альбани. Есть и другие хадисы на этот счет, от ‘Аиши, к примеру, но все они очень слабые и даже выдуманные. Сказал Мухаддис аль-‘Аббад: «…до молитвы джум’а нет установленной сунны».

Имам ат-Тирмизи передал от Ибн Мас’уда, что он совершал до и после пятничной молитвы четыре ракаата. Это же передали ‘АбдуРаззакъ и ат-Табарани, возводя это к пророку ﷺ, но как сказал Ибн Хаджар: в цепочке слабость и обрыв.

А что касается сообщений от ‘Умара, Ибн ‘Аббаса и других, что они совершали молитвы до пятничной молитвы, то это не какая-то конкретная установленная молитва, это добровольное поклонение, которое иногда совершают, а иногда оставляют.

≡ Сказал имам Альбани сказал: «Те кто совершают эту молитву не следуют за Посланником Аллаха ﷺ или за имамами; напротив они подражают поздним ученым, которые подобны им в том, что они также имитаторы (ранних ученых), а не муджтахиды (ученые которые выносят собственные решения). Удивительно видеть имитатора имитирующий другого имитатора»

А вот после пятничной молитвы есть достоверная сунна, иншаАлла.

Имам ат-Тирмизи передал от Аби Хурайры, что посланник Аллаhа сказал:

من كان منكم مصليا بعد الجمعة فليصل أربعا
«Тот, кто совершает из вас молитву после джум’а, то пусть совершает четыре ракаата».

Сказал Ибн аль-Къайим «Зад аль-Ма’ад»: «Наш шейх Абу аль-‘Аббас Ибн Теймийя сказал: “Если он желает совершить (эту сунну) в мечети, то совершает в четыре ракаата, а если в своем доме, то совершает два ракаата“ . Я (Ибн аль-Къайим) скажу: На это указывают хадисы. Передал Абу Дауд от Ибн ‘Умара, что он совершал в мечети четыре ракаата, и если совершал (эту молитву) в своем доме, то совершал ее в два ракаата».

≡ Имам Ибн Къудама у себя в «Аль-Мугъни» передал слова Ахмад, сказавшего: « Если желает, он может совершить после пятничной молитвы два ракаата, а может и четыре» .

В заключение воздаем хвалу Аллаhу Господу миров.

Является ли сунной читать четыре ракаата до, и после джума намаза?

БисмиЛляхи. АльхамдулиЛлахи раббиль -‘аламин. Уа-с-салату уа-с-саламу ‘аля расулина Мухаммад уа ‘ала алихи уа сахбихи аджмаин! Амма ба‘д…

Каждый посещающий пятничные намазы наверное видел «особенную» категорию людей, которые демонстративно не совершают четыре ракаата сунны как до хутбы, так и после. Некоторые из них делают так лишь потому, что искренне полагают о незаконности данных намазов, якобы нет хадисов на этот счет итд.

С позволения Аллаха, хотелось бы привести некоторые из хадисов, чтобы показать не состоятельность этого мнения, ведь чтение сунны как до, так и после фарза по двум мазхабам, как ханафитский и шафиитский, а так же согласно одному из мнений в ханбалитском мазхабе — является важной сунной. И хотя в маликитском мазхабе, до предписанной части пятничной молитвы и нет сунны, но допускается совершение нафиль намазов.

Те, кто придерживается мнения, что существует сунна, которая совершается до пятничной молитвы, указывают на то, что пятничная молитва совершается вместо полуденной молитвы. По этой причине пятничная молитва совершается точно также как и полуденная молитва, кроме тех особенностей, которые утверждены определенными доказательствами шариата, таких как двойной призыв к молитве, чтение хутбы, совершение двух ракаатов, вместо четырех.

Хотя имам аль-Бухари, в своем сборнике хадисов, приводит раздел под названием «Совершение сунны до и после пятничной молитвы», он ограничивается тем, что приводит хадис, касающийся лишь сунны, совершаемой после пятничной молитвы, но не приводит хадис, касающийся сунны, совершаемой до пятничной молитвы. Вместо этого имам аль-Бухари указывает на сунну, совершаемую до и после полуденной молитвы.

Суть этого состоит в том, что имам аль-Бухари проводит аналогию, пятничной молитвы с полуденной молитвой. То есть, до и после пятничной молитвы так же существует сунна, подобно сунне, совершаемой до и после полуденной молитвы. (Бадруддин Абу Мухаммад Махмуд ибн Ахмад ал-‘айни, ‘умдатул-Каари шарху Сахихил-Бухари, 5-том, 126-бет. «Дарул-фикр» Бейрут, 2005 г.)

عن ابن مسعود قال كان النبى ﷺ يصلى قبل الجمعة اربعًا وبعدها اربعًا (ترمذى ج١ ص٦٩

‘Абдуллах ибн Мас‘уд (радиаллаху ‘анху) рассказывает: «Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) читал четыре ракаата перед джума намазом и четыре ракаата после него». (Тирмизи т.1, стр. 29).

В другом хадисе сказано:

اذا صلٰى احدكم الجمعة فليصل بعد ها اربعًا (مسلم ج١ ص٢٨٨

«Когда из вас кто-нибудь прочитает джума намаз, то пусть читает четыре ракаата после него». (Муслим т.1, стр. 288).

В риваяте Абу Дауда со слов ‘Абдуллы ибн Мас‘уда (радиаллаху ‘анху) передаётся, что после намаза джума надо читать шесть ракаатов, четыре с одним салямом и два с одним салямом.

В некоторых хадисах упомянуто, что надо читать два ракаата приветствия мечети перед хутбой джума. Но это не является ни ваджибом, ни суннатом, а мустахабом. И причина этого ясна, что если приветствие мечети в обычном времени не является ваджибом или суннатом, то как оно может стать ваджибом или суннатом именно в это время. (См.: «Намаз Посланника Аллаха ﷺ»).

عن جبلةَ بن سحيم عن عبد الله بن عمر رضى الله عنهما: أنه كان يصلّي قبلَ الجمعةِ أربعًا لا يفصلُ بينهنَّ بسلامٍ, ثم بعد الجمعةِ ركعتينِ ثم أربعًا. رواه الطحاوي في باب التطوّع بالليل والنهار كيف هو, وإسنادهُ صحيح. شرح معاني الآثار: 1335.

Передают, что Джабаля ибн Сухейм рассказывал: «Абдуллах ибн Умар (радиаллаху ‘анхума) обычно совершал молитву в четыре ракаата до пятничной молитвы. После пятничной молитвы он совершал сначала два ракаата, а затем еще четыре ракаата». Цепочка этого хадиса является достоверной. (ат-Тахави «Шарх маани аль-асар» 1/335).

عن أبي عبد الرحمن السلمي قال: كان عبد الله رضى الله عنه يأمرنا أن نصلي قبلَ الجمعةِ أربعًا, وبعدها أربعًا. رواه عبد الرزاق, وإسنادهُ صحيح. مصنف عبد الرزاق: 3247 (5525), ورواه الطبراني في المعجم الكبير: 9310 (9551-9552)

Передают, что Абу Абдуррахман ас-Сальми рассказывал: «Абдуллах ибн Умар (радиаллаху ‘анхума), велел нам совершать молитву в четыре ракаата до пятничной молитвы и после нее». Цепочка этого хадиса является достоверной. (Абдур-Раззак «Мусаннаф» 3/247, 5525 и ат-Табарани «аль-Муджам аль-кабир» 9/310, 9551-9552).

عَنْ اَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللهِ صلى الله عليه وسلم : اِذَا صَلَّيْتُمْ بَعْدَ الْجُمُعَةِ فَصَلُّوا اَرْبَعًا، فَإِنْ عَجِلَ بِكَ شَيْءٌ فَصَلِّ رَكْعَتَيْنِ فِي الْمَسْجِدِ وَ رَكْعَتَيْنِ اِذَا رَجَعْتَ

Абу Хурайра (радиаллаху ‘анху) передает, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Совершайте четыре ракаата после предписанной молитвы джума. Если же вы спешите, то совершите два ракаата в мечети, и два ракаата вернувшись домой». (Муслим, Ахмад).

عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ : كَانَ النَّبِيُّ صلى الله عليه وسلم يَرْكَعُ قَبْلَ الْجُمُعَةِ اَرْبَعًا لَا يَفْصِلُ فِي شَيْءٍ مِنْهُنَّ

Ибн Аббас (радиаллаху ‘анху) передает, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) совершал до предписанной молитвы джума четыре ракаата добровольной молитвы и не разделял их салямом (читал четыре ракаата непрерывно, не давая салям после второго ракаата). (Ибн Маджа)

Такой же хадис передается от Али (радиаллаху ‘анху) таким же текстом.

В «Энциклопедия норм и правил Ислама» говорится, что самое малое количество ракаатов намаза, совершаемого после джума, должно быть 2, ибо «Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) всегда после намаза джума совершал 2 ракаата намаза нафиль». (Муслим, Джумуа, 72; Бухари, Джумуа, 39; Тирмизи, Джумуа, 24).

Но самое большое количество ракаатов – 6, так как ибн Умар (радиаллаху ‘анхума) говорил: «Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) после намаза джума совершал 6 ракаатов намаза». (Тирмизи, аз-Зухайли, 2/306).

Тем не менее, Ханафиты берут слова и деяния Абдуллаха ибн Мас‘уда (радиаллаху ‘анху), который сказал, что: «Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) читал четыре ракаата перед джума намазом и четыре ракаата после него», и именно такое исполнения является сунной.

Тому, что на джума совершается 10 ракаатов (4 сунны 2 фарза и 4 сунны), есть и другое объяснение. Каждый человек знает, что зухр намаз состоит из 4 ракаатов, а джума – из 2. И тому, кто прочитал джума, зухр уже читать не надо. Явно, что по сравнению с зухром на 2 ракаата стало меньше. Следовательно, хутба джума стала фарзом, как возмещение 2 ракаатов.

‘Умар ибн аль-Хаттаб (радиаллаху ‘анху), говорил:

الخطبة موضع الركعتين

«Хутба замещает два ракаата». («Мусаннаф ‘Абдурраззак» т.3, стр. 237).

Иначе говоря, Всевышний Аллах разделил 4 ракаата зухра в день джума на хутбу и 2 ракаата. Поэтому, если мы совершим 4 ракаата сунны, 2 фарза и 4 сунны, то получится 10 ракаатов как и зухр намаз, который мы читаем каждый день в 10 ракатов (4 сунны, 4 фарза и 2 сунны), в итоге, на джума также читаем 10 ракаатов как и в зухре (полуденной молитвы), на что указывал имам аль-Бухари.

Итак, нам стало ясно, что совершение четырех ракаатов сунны как до, так и после фарза джума, являются на самом деле сунной, и будет неправильным называть действия человека, совершающего четыре ракаата сунны, согласно ханафитскому и шафиитскому мазхабам, или же два ракаата сунны, согласно другим двум мазхабам — нововведением, как утверждают некоторые личности.

Что касается последовательности, то четыре ракаата сунны совершается после первого азана, затем произносится второй азан, хатыб читает хутбу, затем совершается два ракаата фарза и после фарза джума, четыре ракаата сунны.

Пятничный намаз по мазхабу имама Абу Ханифы

Среди дней недели особое место у мусульман занимает пятница. В этот день начинается всеобщее движение, подготовка к чему-то особенному, значительному. Это особенно заметно в мусульманских странах. Люди, одетые в праздничные одежды, чистые, со светящимися лицами, радостно идут на пятничный намаз, придавая этому дню особое значение.

Обязательность пятничного намаза установлена в кораническом аяте, смысл которого заключается в следующем: «О те, которые уверовали! Когда призовут на молитву в пятничный день, то стремитесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Это лучше для вас. О, если бы вы только знали! А когда окончена будет молитва, то расходитесь по земле, и ищите милости Аллаха, и поминайте Аллаха часто; может быть, вы будете счастливы!» (62: 9–10).

Как высоко ценил этот день Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), видно из хадисов: «Пятница – это самый благословенный день! Она является более величественной, чем день праздника Разговения (Ураза-байрам) и день праздника Жертвоприношения (Курбан-байрам), так как в этот день был создан наш праотец Адам, мир ему, в этот же день он из Рая был спущен на землю, в этот день была взята его душа, и Судный день состоится также в пятницу». Также необходимо помнить слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение): « Кто оставит пятничную молитву три раза подряд, пренебрегая ею, сердце того будет запечатано Всевышним, т. е. не войдёт в его сердце истинная вера ».

Пятничная молитва обязательна:

1. Для жителей данного города, населённого пункта. А также для тех, кто живёт в пределах одного фарсаха (5544 метра).

Те же, кто находятся за пределами этой территории, обязаны посещать молитву в том случае, если услышали призыв высоким голосом с минаретов. Одним словом, пятничная молитва обязательна для жителей города и пригорода, связанного с ним, и не обязательна для тех, кто живёт в отдельном от города населённом пункте (в селе или деревне). Тот же, кто находится в городе проездом и не является его жителем, обязан совершить пятничный намаз, если намеревается остаться там в течение 15 полных дней. Путешественникам пятничный намаз не обязателен.

2. Для тех, кто здоров. Больным и тем, кто не может оставить больного одного, молитва в мечети не обязательна.

3. Для свободных людей. Работа или учёба не являются уважительной причиной для пропуска молитвы более 3-х раз подряд. Существуют различные формы соглашений и с работодателями, и с преподавателями. Правда, и тут существуют случаи, когда договориться просто невозможно. Тогда эти люди становятся несвободными.

4. Для мужчин. Женщинам и детям пятничный намаз не обязателен.

5. Для совершеннолетних и дееспособных.

6. Для зрячих. Слепым, хотя бы и имеющим поводыря, пятничный намаз не обязателен.

7. Имеющим возможность ходить. Безногим, прикованным к инвалидному креслу и парализованным пятничный намаз не обязателен.

8. Обязателен для тех, кто не сидит в тюрьме, не боится преследования властей, не боится попасть в плен, подвергнуться нападению разбойников и т. п.

Не обязателен в случае стихийных бедствий (сильные морозы, угроза схода лавин, ливневые дожди и т. п.).

Те, которым пятничный намаз не вменяется в обязанность, совершают обеденный намаз дома поодиночке без азана и икамата, а если вдруг они пойдут на пятничный намаз, то совершение его хватает вместо обеденного.

Семь условий для того, чтобы пятничная молитва считалась действительной

1. Молитва должна читаться в достаточно крупном населённом пункте, имеющем представителя власти. Учёные говорят: «Это такой населённый пункт, где главная мечеть не вмещает весь джамаат». В больших городах, где несколько мечетей, пятничную молитву могут совершать в нескольких местах, если считают, что это необходимо для того, чтобы не приводить людей к проблемам и трудностям, особенно в больших городах, где бывает порой трудно добраться до центра с окраин.

2. Имам должен иметь разрешение от местной власти. Или же молитву может вести человек, уполномоченный этим имамом. Если же молитву ведёт человек, не получивший разрешения, но за ним эту пятничную молитву читает тот, кто имеет полномочия на это, то молитва действительна. Исключения составляют те случаи, когда ни представители власти, ни люди, получившие от них разрешение, не ходят в мечеть. Тогда пятничную молитву может вести имам, избранный джамаатом.

3. Совершается во время полуденной молитвы.

4. Чтение проповеди перед обязательной пятничной молитвой. 5. При этом необходимо присутствие хотя бы одного мужчины в здравом уме. Если проповедь слушали только женщины и дети, то такая хутба недействительна.

6. Чтение пятничной молитвы джамаатом. Кроме имама, необходимо наличие джамаата в количестве трёх совершеннолетних, разумных и соблюдающих религиозную практику мужчин-мусульман, даже если они будут больными или путешественниками.

7. Двери мечети, где проводится молитва, должны быть открыты для всех. Нельзя одних впускать в мечеть, а другим запрещать входить.

Обстоятельства, при которых можно пропустить пятничную молитву
В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) приводятся следующие категории людей, кому выполнение пятничной молитвы не обязательно, – это раб, женщина, ребёнок и больной. Для них выполнение пятничной молитвы не обязательно, следовательно, они могут её пропустить, выполняя при этом обычную обеденную молитву. А остальные должны выполнять её неукоснительно и в лучшем виде.

Если пятничная молитва пропускается без уважительных причин – это является запрещённым. Известны слова Пророка (мир ему и благословение): «Или прекратят люди оставлять пятничные молитвы, или поставит Аллах на их сердца печать, и будут они после этого из тех, кто проявляет небрежность».

Читайте также  Молитвы на церковно славянском языке текст в формате ворд

Желательные действия пятничного дня

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил о пятнице: «Поистине, пятница – и праздник, и день, отданный упоминанию Аллаха ». В другом хадисе: «В этот день Всевышний Аллах прощает по своему усмотрению шестьсот тысяч грешников, освобождая их от ада». Но чтобы попасть в число избранных Аллахом , необходимо выполнить некоторые условия. Вот что об этом говорит Посланник Аллаха (мир ему и благословение): «Если мусульманин, очистившись насколько хватит сил, надушив себя благовониями, придёт в мечеть и, никого не беспокоя, выполнит предписанные обязанности, да ещё не будет разговаривать или глядеть по сторонам, а молча и со смирением выслушает проповедь, то от этой и до следующей пятницы будут прощены все его ошибки». Собираясь в мечеть, нельзя есть чеснок, лук и другие продукты с острым запахом.

Перед пятничной молитвой мусульманину желательно искупаться, остричь ногти, надеть чистую и нарядную одежду, использовать самый приятный запах, и пораньше, насколько это возможно, прийти в мечеть. Там приносить покаяния за вольные и невольные грехи, совершённые в течение недели, читать Коран, вспоминать прекрасные имена Аллаха и прославлять Его, Всемогущего и Всесильного (произносить зикр). В пятницу у входа в мечеть сидят ангелы и отмечают: «Первым пришёл такой-то мусульманин, вторым – тот-то, третьим – тот…».

Как только имам начинает проповедь, ангелы прекращают запись, и книга закрывается.

Является сунной читать в ночь на пятницу суру 44 («Дым»), а днём до полудня – суру 18 («Пещера»).

Имаму желательно до проповеди сесть на минбар, повернувшись к джамаату. Второй азан муаззину желательно произносить перед ним. Хутбу сначала начинают с восхваления Всевышнего Аллаха , затем с произнесения обоих свидетельств и чтения салавата Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение). Желательно также прочитать несколько аятов из Корана и хадисов, разъяснить их смысл. Затем прочитать проповедь, тема которой должна быть актуальна для данного региона и полезна для укрепления богобоязненности в сердцах и делах мусульман.

Во время второй проповеди желательно совершить дуа мусульманам. Так как совершают две проповеди, то желательно между ними сесть.

Также желательно вместе с имамом, в соответствии с Сунной Пророка (мир ему и благословение), прочитать тасбихи. Это особенно желательно в современной России, где мусульмане имеют мало возможностей для частых встреч и очень нуждаются в совместных (в джамаате) мольбах-дуа, особенно в такой великий день, как пятница. Совершив вместе тасбихи, верующие встают одновременно и приветствуют друг друга, общаются, делятся радостями.

Нежелательные действия пятничного дня

1. Нежелательным, приближённым к запрещённому действию, является перешагивать через других верующих с целью пройти в передние ряды мечети, так как этим вы приносите им определённый вред. Придя в мечеть, нельзя ходить между рядами и, бесцеремонно раздвигая людей, беспокоя их, стараться занять место в передних рядах.

Безусловно, передние ряды весьма почётны. Но они для тех, кто пришёл раньше. После азана или икамата, когда люди встанут для молитвы плотнее друг к другу, свободные места в переднем ряду займут стоящие сзади. Тем, кто пришёл позже, лучше всего занять любое свободное место, чтобы не впасть в грех, пробираясь вперёд.

Пробираясь в передние ряды, задевая других, вы отвлекаете их, мешаете им сосредоточиться, оскорбляете их чувства и навлекаете на себя гнев Аллаха . В хадисе сказано: «Если кто-либо, придя на пятничную молитву, будет, беспокоя людей, пробираться в передние ряды, то пусть знает, что он прокладывает себе мост прямо в ад».

2. Нежелательно имаму во время выхода для чтения хутбы приветствовать джамаат, так как этим он вынуждает их отвечать ему, а это является порицательным для них.

3. Также относится к порицаемому, приближённому к запрещённому, продавать что-либо или покупать что-либо после пятничного азана, и также относятся к порицаемому, приближённому к запрещённым вещам, все действия, которые отвлекают человека от намаза.

4. Нежелательным является есть, пить в мечети во время хутбы.

5. Нежелательным является поднимать другого человека, чтобы сесть на его место, так как Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Пусть никто из вас не поднимет другого с его места в пятничный день, чтобы сесть туда, однако пусть скажет, чтобы ему дали место».
6. Также запрещено совершать намаз или дуа, здороваться и разговаривать в то время, когда имам поднялся на минбар для чтения проповеди, так как Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда кто-нибудь из вас зайдёт в мечеть в то время, когда имам делает хутбу, пусть он не совершает намаз и не разговаривает до тех пор, пока имам не завершит свою хутбу, и пусть также не отвечает на салам». С момента восхождения имама на минбар и до окончания двух ракаатов фард-намаза все люди в джамаате должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди. Пророк (мир ему и благословение) предупреждал: «Если во время пятничной проповеди ты скажешь соседу своему «Замолчи», то твой приход в мечеть на пятничную проповедь будет впустую». «Кто во время пятничной проповеди скажет другому всего лишь «молчи», тот проболтался, а кто проболтался, тому нет пятницы». Учёные-богословы, комментируя сказанное, уточнили: «Вознаграждение за участие в пятничной молитве, даже при незначительном разговоре во время проповеди, не будет полным». Но все богословы без исключения согласны во мнении относительно того, что обязательная молитва засчитывается данному человеку, то есть она канонически действительна, и перечитывать её не надо.

В соответствии с двумя упомянутыми и несколькими другими достоверными хадисами, во время пятничной проповеди необходимо слушать имама и строго сохранять молчание. В противном случае мы уходим с пятничной молитвы без вознаграждения (саваб), в котором мы так сильно, особенно сегодня, нуждаемся.

Пусть Всевышний примет наши молитвы, будет Милостив к нам и убережёт нас от ошибок!

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Суннаты пятницы

Лучшим днем недели является пятница, который был обозначен таковым Всевышним Аллахом. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) изрек:

«Лучший день, в который восходит солнце, – это пятница. В этот день Аллах создал Адама. В этот день он вошел в Рай, в этот день был изгнан из него, и Последний Час не пробьет ни в какой другой день, кроме пятницы» (Ахмад, ат-Тирмизи).

В пятницу Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) завещал нам совершать определенные действия, за которые Всевышний Аллах обещал великие награды. Ниже мы перечислим 7 суннатов пятницы, которые Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) старался не пропускать.

1. Полное омовение (гусль).

Совершение полного омовения является постоянной практикой (сунна муаккада) Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Некоторые ученые, как, например, имам Малик считали, что гусль пятницы является обязательным. Они ссылаются на прямое повеление Пророка:

«Совершение полного омовения (гусль) в пятницу является обязательным для каждого достигшего совершеннолетия» (Муслим).

Большинство ученых утверждали, что повеление в этих хадисах не указывает на обязательность, так как были случаи, когда некоторые сподвижники не совершали полного омовения, и Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ничего не говорил им.

2. Использование благовоний.

К этому также можно отнести избегание дурных запахов. Мусульмане в большем количестве собираются в мечетях для прослушивания хутбы и совершения пятничной молитвы. Если от человека дурно пахнет, то это указывает на его невежество и дурной нрав.

Есть множество хадисов, в которых сообщается о том, как Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) тщательно следил за собой. Божий посланник любил густо умащать свои руки, волосы и бороду благовониями. Также передается, что он запрещал мусульманам, которые недавно поели лук и чеснок, приходить на коллективную молитву.

Посланник Аллаха сказал:

«Если человек совершит в пятницу полное омовение, наденет лучшую одежду, умастит себя благовониями, если они найдутся у него, после чего отправится на пятничную молитву, не будет расталкивать людей и помолится столько, сколько предписал ему Аллах, а потом будет молча слушать имама, когда тот придёт, пока не завершится молитва, ему обязательно простятся грехи, совершённые им между этой и предыдущей пятницей».

3. Облачение в новую одежду.

Сунной Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) является облачение в лучшую одежду, как сообщает нам хадис, который был приведен выше.

Когда посланник Аллаха облачался в новую одежду, он говорил обычно:

اللَّهُمَّ لكَ الحَمْدُ أَنْتَ كَسَوْتَنِيهِ، أَسْأَلُكَ خَيْرَهُ وَخَيْرَ مَا صُنِع لَهُ، وأَعُوذُ بِكَ مِنْ شَرِّهِ وشَرِّ مَا صُنِعَ لَهُ

«Аллахумма ляка-ль-хамду анта касаутанихи, асъалюка хайраху ва хайра ма суни’а ляху, ва а’узу бика мин шаррихи ва шарри ма суни’а ляху».

«О, Аллах! Хвала Тебе, ведь Ты надел ее на меня. Я прошу у Тебя о благе, ради которой она была сделана, и прибегаю к Тебе от зла, ради которого она была сделана».

4. Салават в пятницу.

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) призвал людей чаще молить Аллаха о благословении за него в пятницу, сказав:

«Поистине, пятница относится к числу наилучших дней ваших. В этот день родился Адам (мир ему), и в этот день он умер, и в этот день раздастся трубный глас, и в этот день (всё живое) будет поражено. Потому чаще призывайте на меня благословение в этот день, ибо, поистине, ваши благословения будут представлены мне» (Ибн Маджа, Абу Дауд).

Хадис указывает на то, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) слышит салаваты, которые читают его последователи. Что касается чтения салаватов в пятницу, то они приносят человеку множество благ. В одном хадисе Пророк сказал:

«Чаще призывайте на меня благословение в пятницу и в ночь пятницы, ибо тот, кто попросит для меня благословения один раз, того Аллах благословит за это десять раз» (аль-Байхаки).

5. Использование мисвака.

«Мисвак – это чистота рта и средство достижения довольства Всевышнего», – сказал Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), указывая на достоинство использования мисвака. Только в религии Аллаха использование мисвака, как и соблюдение других правил гигиены, приравнивается к акту поклонения.

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) призывал людей в пятницу следить за чистотой своей одежды и тела. К этому относится использование мисвака, подстригание ногтей, усов и так далее.

6. Раннее отправление в мечеть.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) обещал большую награду тем, кто рано отправляется в мечеть в пятницу:

«Тот, кто, в пятницу хорошенько совершив омовение, отправится в мечеть в первый час, будет подобен тому, кто принес в жертву верблюда. Тот, кто отправится в мечеть во второй час, будет подобен тому, кто принес в жертву быка. Тот, кто отправится в мечеть в третий час, подобен тому, кто принес в жертву барана. Тот, кто отправится в мечеть в четвертый час, подобен тому, кто принес в жертву курицу. Тот, кто отправится в мечеть в пятый час, подобен тому, кто принес в жертву куриное яйцо. До тех пор, пока имам не произнесет такбир, ангелы присутствуют там и слушают Коран» (Муслим).

7. Чтение суры «аль-Кахф».

На то, что чтение суры «Пещера» в пятницу является сунной, указывает сразу несколько хадисов. В одном из них Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) изрек:

«Кто прочитает суру «Аль-Кахф» в день пятницы, тому будет освещено светом время между двумя пятницами» (аль-Хаким, аль-Байхаки).

Предпочтительнее читать данную суру именно в день пятницы, т. е. после утреннего намаза, как указывают на это хадисы. Также в хадисах сообщается, что человек, выучивший наизусть первые десять аятов из суры «аль-Кахф», будет защищен от Даджаля.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector