Субботняя молитва в синагоге

Субботняя молитва в синагоге

Субботняя молитва в синагоге

Суббота, праздники, будни 25. Порядок субботнего дня

Утренняя молитва (шахарит)

1. Об утренней молитве написано подробно в главе 7-й. Отличие субботней шахарит от будничной заключается в следующем:

1) в псукеи дезимра добавляются различные отрывки из «Теилим», и перед ״ישתבח״ говорят ״נשמת כל חי״ (выше, в главе 7-й, законы 10-14 разъяснено, как должен поступить тот, кто пришел в синагогу посреди или к концу псукей дезимра):

2) произносят соответствующую будничной молитве шмоне эсре субботнюю, которая состоит из семи брахот.

Чтение Торы и афтара

2. После шахарит читают недельную главу Торы.

Тора разделена на главы — паршиет (פרשיות), и каждую субботу читают очередную главу, заканчивая годичное чтение Торы в Симхат Тора. Глава из Торы, читаемая в субботу данной недели, называется «недельной главой».

Недельная глава

3. Читают Тору только в миньяне. Подробно о законах чтения Торы см. главу 7-ю. законы 89-100. В сидурах помещены молитвы. которые произносят, когда выносят свиток Торы из арон акодеш и когда возвращают его туда.

4. К чтению Торы вызываются поочередно семь человек (не считая читающего афтару). Первым подходит к Торе коэн. за ним —леви. О брахот перед чтением Торы и после него — см. главу 7-ю, законы 93-97. Свиток Торы не оставляют открытым в перерывах между выходящими к чтению, а сворачивают его каждый раз в знак почтения к Торе: если имеет место длительная задержка, например. когда говорят ״מי שברך״ или кадиш после чтения Торы — сворачивают свиток и покрывают его.

В книге «Мишна Брура» (ביאור הלכה סי׳ קל״ו) приводится порядок выходов к Торе тех, кто обязательно должен быть вызванным в данный день: жених в день его свадьбы, жених в субботу перед его свадьбой, юноша в день бар мицва и т.д.

5. После завершения чтения недельной главы говорят хаци кадиш, и затем снова читают несколько последних фраз главы. Тот, кто восходит к этому чтению, называется ״מפטיר״ — «мафтир». К мафтир может быть вызван коэн или леви.

В особые субботы, выпадающие на праздники или рош ходеш, выносят к чтению два свитка Торы и читают из одного из них недельную главу, а из другого читают в качестве «мафтир» о событиях, соответствующих содержанию дня.

6. По завершении чтения Торы поднимают свиток таким образом, чтобы присутствующие в синагоге видели написанное в нем, и затем сворачивают его. Евреи восточных общин поднимают свиток перед чтением Торы.

Чтение афтары

7. После того как свиток Торы свернут, читают отрывок ״הפטרה״ — «афтара». Афтара — это отрывок из книг «Пророков», связанный по смыслу с недельной главой Торы или с приходящимися на данную субботу праздником, рош ходеш и т.п. Тот, кто читает афтару, произносит до и после ее чтения особые благословения, которые приводятся в сидурах.

Выходящие к чтению Торы и «мафтир» должны говорить благословения громко, чтобы все присутствующие хорошо их слышали и могли ответить «амен».

8. Нельзя разговаривать во время чтения Торы, афтары и благословений на них. все присутствующие в синагоге должны следить со вниманием.

9. Недельную главу изучают на протяжении всей недели. Два раза прочитывают текст главы и один раз. как пояснение, ее перевод на арамейский язык ״תרגום אונקלוס״ — «Таргум Ункелос». Это изучение называют: «дважды Тора и один раз перевод», сокращенно — «ШМОТ» — ״שנים מקרא ואחד תרגום״.

Изучая «дважды Тора и один раз перевод», некоторые дважды читают каждую фразу и затем ее перевод, другие же читают дважды всю недельную главу, а затем ее перевод.

10. Вместо перевода можно прочесть комментарий РАШИ —רש״י.

Те слова текста, на которые нет комментариев РАШИ, читают три раза. Желательно читать и «Таргум Ункелус» и комментарий РАШИ.

11. Стараются завершить чтение «дважды Тора и один раз перевод» до субботней утренней трапезы. Если это не удалось, следует закончить чтение до субботней минхи. Не сумевший это сделать, читает текст Торы в течение трех первых дней после субботы. Пропустивший и это время — может закончить чтение данной не-дельной главы до Симхат Тора.

Чтение «дважды Тора и один раз перевод» можно начать с минхи предшествующей субботы, так как во время этой молитвы начинают читать следующую недельную главу.

Молитва «мусаф»

12. После утренней молитвы и чтения Торы, а также ״אשרי״ и других молитв, приведенных в сидуре, говорят субботний «мусаф», соответствующий субботнему жертвоприношению в Храме. В текст этой молитвы включены отрывки о жертвоприношении «мусаф» и молитва о том, чтобы Бог возвратил нам Храм и чтобы мы удостоились возобновить в нем жертвоприношения.

13. Время молитвы мусаф — наступает после утренней молитвы шахарит, и нельзя задерживаться с ней до истечения седьмого временного часа, т.е. более чем на один временной час позже полудня (время полудня приводится в соответствующих таблицах). Однако, тот, кто не сумел прочесть молитву мусаф вовремя, может сделать это до конца дня.

14. Тот, кто ошибся в мусаф и продолжил четвертую браху как в будни (״אתה חונן לאדם דעת״), останавливается там, где заметил ошибку, даже посреди брахи, и начинает нужное благословение молитвы мусаф ״תכנת שבת וכוי״.

После того как шлиах цибур повторил мусаф, произносят приведенные в сидуре отрывки:״עלינו לשבח״, ״אין כאלקינו וכו ׳״ и др.

Субботняя утренняя трапеза

15. Перед тем как начать утреннюю трапезу, произносят кидуш над вином Как правило, начинают кидуш с текстов молитв. относящихся к субботе, но не со слов ״על כן ברך״, так как не говорят фразу из Торы с ее середины. Когда присутствуют несколько человек, хозяин дома или кто-либо другой произносит громко

кидуш для всех присутствующих (подробно см.выше глава 17-я, законы 12-13, где говорится о кидуше в субботу вечером).

16. Если нет вина, можно благословить во время утреннего кидуша на пиво, виски и некоторые другие подобные напитки.(״שהכל נהיה בדברו״)

Кидуш совершают над стаканом, содержащим «ревиит». и отпивают большую часть этого объема (״מלא לוגמיו״ — см. выше глава 17-я, закон 13).

17. До кидуша нельзя ничего есть и пить, однако утром перед молитвой разрешается пить напитки, перечисленные выше, глава 4-я, законы 3-5, так как обязанность делать кидуш наступает только после молитвы, когда уже разрешается приступить к трапезе.

Если человеку разрешено есть перед молитвой по медицинским соображениям, то он обязан сказать кидуш перед едой.

18. Утренняя субботняя трапеза проводится так же, как и вечерняя, о которой говорилось в главе 17-й: едят в том же месте, где произносят кидуш, благословляют на две халы ״המוציא״ (утром разрезают верхнюю халу), а в биркат амазон добавляют ״רצה והחליצנו״.

Выше, в главе 12-й, закон 9, указано, как поступают в случае, если забыли добавить в нужном месте ״רצה והחליצנו״ и вспомнили об этом позже.

19. Тот. кто ел после кидуша не хлеб, а другие мучные изделия: (пироги и т.п.) в количестве «кезаит» (см. таблицу мер в конце главы 15-й), исполнил обязанность совершить кидуш на месте трапезы. Тем не менее он должен еще раз отобедать с хлебом, благословив ״המוציא״ на две халы.

20. Каждый день человек должен произнести по крайней мере сто брахот. включая благословения всех молитв. Поскольку в субботних молитвах содержатся лишь семь благословений (вместо 19 в будни), то в субботу восполняют их число, благословляя на фрукты, сладости или приятные запахи. При этом надо быть внимательным, чтобы не сказать ברכה שאינה צריכה — благословение, в котором нет надобности (см. выше, глава 10-я. законы 6-7).

Изучение Торы в субботу

21. Время после утренней трапезы посвящают изучению Торы. Особенно важно делать это тем, кто всю неделю заняты работой для

заработка и не могут заниматься. Предпочтение отдают изучению практических законов Торы, чтобы правильно исполнять ее заповеди и избегать всего запрещенного.

Субботняя минха

22. Субботнюю минху начинают с ״אשרי״ и затем ״ובא לציון״ (перед ״אשרי״ некоторые говорят ״פטום הקטרת״, как приведено в сидурах). Перед тем, как выносят свиток Торы, произносят слова из «Теилим» ״ואני תפילתי לך ה״׳ — «И я к Тебе с молитвой, Г-дь». Мидраш передает нам, что царь Давид обратился ко Всевышнему с этими словами Псалмов и сказал Ему, что мы, евреи, отличаемся от других народов, насыщающихся и напивающихся в свои праздники, а затем беспутствующих, тем, что хотя мы едим и пьем, но мы — «с молитвой обращаемся к Тебе».

23. Затем читают в Торе начало новой недельной главы. К Торе выходят трое: коэн, леви и исраэль. Подробно о чтении Торы — см. главу 7-ю, законы 89-100.

24. Читают субботнюю минху, и шлиах цибур повторяет ее вслух. Затем говорят три фразы ״צדקתך״, помещенные в сидуре. Их не произносят в случае, если в эту дату в будний день не говорят таханун. О днях, когда не говорят таханун, см. выше глава 7-я, закон 87 и глава 8-я, закон 3.

В конце молитвы читают ״עלינו לשבח״. О молитве минха вообще — см. выше глава 8-я.

25. Есть обычай произносить в субботней минхе зимой ״ברכי נפשי ״ и главы ״שיר המעלות״ из «Теилим», а летом (с первой субботы после Пэсаха идо Суккот) учат ״פרקי אבות״. Этот трактат содержит законы морали и правильного поведения, передаваемые мудрецами Мишны. В календаре указывается, какую главу изучают в каждую субботу.

Третья субботняя трапеза — סעודה שלישית

26. Мицва совершать в субботу три трапезы с хлебом. Третью субботнюю трапезу можно начать со времени «минха гдола», т.е. с получаса после полудня (по временным часам). Следует начать трапезу до захода солнца, и можно продолжать ее и после появления звезд.

Перед третьей трапезой не совершают кидуш на вино, но желательно произнести благословение ״המוציא״ на две халы (даже если едят в субботу больше трех раз, каждый раз произносят благословение ״המוציא״ на две халы). Преломляют верхнюю халу. как и в утренней трапезе.

Не следует пресыщаться во время утренней трапезы, чтобы было желание провести третью трапезу с хлебом. Тот, кто чувствует себя сытым, может есть в третью трапезу печенье, фрукты и т.п.

27. В биркат амазон добавляют ״רצה והחליצנו״. Выше, в главе 12-й, приводится таблица, в которой указано, как следует поступать в случае, если забыли добавить эту молитву в благословении после третьей трапезы. ״רצה והחליצנו״ говорят даже если трапеза продолжалась после того как стемнело. Но тот, кто прочел на исходе субботы вечернюю молитву до биркат амазон, не добавляет уже после этого ״רצה והחליצנו״, так как на него уже не распространяется святость субботы.

Если рош ходеш — первый день месяца — пришелся на воскресенье и начинается, таким образом, на исходе субботы, желательно прекратить есть хлеб после того, как зашло солнце, так как иначе возникнет ситуация, когда не ясно, следует ли сказать в благословении после трапезы «רצה והחליצנוי» или «יעלה ויבא», как в рош ходеш.

Расписание молитв

ПРАВИЛА

Порядок утренней молитвы почти одинаков на протяжении всех дней недели, кроме тех дней, когда читают Тору – то есть понедельников, четвергов и дней начала месяца, а также суббот, праздников, постов.

Во время чтения Торы габаям синагоги можно передать имена больных, для которых заказывается молитва о выздоровлении («Ми шеберех»), а также можно заказать молитвы для успеха в делах или на день поминовения.

Службы утром в субботу и праздники идут по такому расписанию:
10.00. – утренние благословения, чтение «Шма» и «Амида»;
11.00. – чтение Торы. Каждую неделю и праздники читается новая глава и в конце – отрывок из книги «Пророков».

Порядок чтения содержится в Хумаше или специальных брошюрах, выпускаемых еженедельно. В будни «поднимаются к Торе» только три человека: Коэн, прямой потомок первосвященника Аарона; леви, прямой потомок колена Леви; и третий – исраэли. В субботу к Торе вызывается семь человек: Коэн, леви и пять обычных евреев. В конце снова читается последний отрывок («мафтир»), потом произносится «гафтара». К Торе вызывают по еврейскому имени и имени отца. Вызываемый произносит благословения до и после чтения Торы.

Тора делится на недельные главы, и весь свиток прочитывается в течение года. В Торе описана история человечества со времени создания мира, рассказывается о Адаме и Еве, Ное, Аврааме, Ицхаке и Яакове, Моисее, исходе из Египта и приходе еврейского народа на землю обетованную. В Торе перечислены заповеди, данные Всевышним, которые были переданы Моисеем еврейскому народу на горе Синай.

После завершения чтения поднимают свиток Торы, чтобы он был виден всем, скручивают, связывают, облачают в особые «одежды», надевают корону и возвращают свиток в «Арон Кодеш».

После чтения Торы и перед молитвой «мусаф» раввин синагоги выступает перед присутствующими. Основная тема выступления – недельная глава, затрагиваются также актуальные вопросы. После окончания молитвы начинаются мероприятия для детей. Детей учат отвечать «амен», читать псалмы и отдельные отрывки Торы.

Молитва «Изкор» читается каждый праздник. Всю информацию о датах и точном времени можно получить у администрации синагоги или в «Бейт Хабад». Во время молитвы «Мусаф» в праздники происходит церемония «благословения коэнов», когда коэны благословляют всех молящихся.

Шахарит

Читается в утреннее время. Для мужчин талит и тфилин обязательны.
Если вы решите посетить молитву, вам всегда помогут сориентироваться и подскажут, как правильно вести себя в синагоге. Если инициатива не будет проявлена – это не знак отчуждения, не стесняйтесь обратиться сами.

Минха

Молитву Минха в нашей синагоге молятся на закате.

Маарив

Молитва Маарив читается с выходом первых звезд.

Поскольку время восхода и заката солнца меняется в течение года, точное время начала молитв Минха и Маарив вы можете узнать на главной странице нашего сайта (позже появится отедельная страница с календарной таблицей времени зажигания свечей). Свечи зажигают за 18 минут до заката. Перерыв между двумя молитвами составляет от 25 (зимой) до 50 (летом) минут.

Чтение свитка ТОРЫ

Читается в понедельник, четверг, субботу. В буднии дни к ТОРЕ вызываются 3 человека, в субботы -7 человек.

Во время чтения свитка можно произнести молитвы за здоровье больных, за удачу живых, в память об умерших, а также произнести благословение Богу за спасение от опасности. Также во время чтения Торы девочкам нарекают еврейское имя.

Молитвы в субботы и праздники

Субботние и праздничные молитвы, начинаются через 18 минут после зажигания шабатных или праздничных свечей.
Шахарит в 10:00 в субботу.

Зажигание субботних свечей

Субботние свечи принято зажигать за 18 минут до захода солнца. Можно и раньше при условии, что они будут гореть во время первой субботней трапезы.

«Встреча субботы»

После зажигания субботних свечей идут мужчины в синагогу на молитвы «Минха», «Встреча субботы» (Кабалат шабат) и «Маарив».

Есть обычай перед «Минхой» прочитывать Шир гаширим, Песнь песней. Об этой книге Танаха сказал раби Акива[1]: «Все книги Танаха – святы, но эта — Святая Святых». Согласно традиционному толкованию, эта книга выражает союз между женихом – Вс-вышним и невестой – Израилем.

После Шир гаширим читают 107-ю главу Тегилим, выражающую благодарность Вс-вышнему, Который спасает нас от всевозможных несчастий: «Увидят все это чистые сердцем – и возрадуются, а все нечестивое закроет свой рот. Кто мудр – будет помнить все это и размышлять о доброте Г-спода».

«Единственный души моей, Отец милосердный» – это короткая поэма из четырех строф, первые буквы которых образуют имя Вс-вышнего. Своим настроением она вводит нас в атмосферу субботы, в которой мы молимся «Минху».

Шесть глав Тегилим открывают «Встречу субботы» – по числу рабочих дней недели. Первая из них — «Пойдем, воспоем Г-спода», а последняя – «Псалом Давида», который читают стоя. После этого мы поем гимн «Выйди, возлюбленный мой, навстречу невесте», который сочинил раби Шломо Алькабец[2], один из величайших мудрецов-кабалистов. Последний куплет, «Приди же с миром», мы произносим стоя, повернувшись лицом ко входу в синагогу (обычно – на запад), словно ожидая входа невесты – царицы-субботы.

«Встреча субботы» заканчивается еще двумя главами из Тегилим: 92-й («Хвалебная песнь в честь субботнего дня») и 93-й («Воцарился Г-сподь, облачился в величие»), после которых говорят «Кадиш ятом» (те, кто находятся в 11-месячном трауре по умершим родственникам, или те, у кого в этот день годовщина смерти близкого человека).

При переходе от «Встречи субботы» к молитве «Маарив» те, кто молятся по сефардскому «сидуру» (нусах сфарад), говорят отрывки из книги Зогар, описывающие святость субботы. Те же, кто молятся по ашкеназскому «сидуру» (нусах ашкеназ), повторяют здесь 2-ю главу из трактата Мишны Шабат, которая посвящена зажиганию субботних светильников, а после этого те, кто обязаны говорить «Кадиш», произносят «Кадиш дерабанан». Затем традиционным субботним напевом хазан открывает «Маарив».

«Шма» субботнего «Маарива» отличается от будничного окончанием второго благословения после самого «Шма»: вместо слов «охраняющий народ Свой, Израиль, вечно» мы говорим, встав: «. раскидывающий Свой мирный шатер над нами, и над всем Израилем, народом Своим, и над Иерусалимом». Те, кто молятся по сефардскому «сидуру», добавляют здесь цитаты из Торы: «И пусть соблюдают субботу сыны Израиля. », чтобы ярче выявить характер дня (а в Рош-Гашана, Йом-Ки-пур и праздники здесь говорят другие цитаты, соответствующие дню).

После того, как хазан скажет «Хаци-кадиш», молятся субботнюю «Амиду», состоящую на этот раз всего из семи благословений: первые три и последние три – как обычно, а среднее – особое благословение, связанное по содержанию с субботой. Это благословение в каждой из субботних молитв («Маарив», «Шаха-рит», «Мусаф» и «Минха») – разное. В «Маариве» оно говорит, главным образом, о том, что суббота – память о сотворении мира Вс-вышним. Заканчивается оно – так же, как и в остальных молитвах субботы, -словами «Благословен Ты, Г-сподь, освящающий субботу!»

После «Амиды» все – и обшина, и хазан – громко произносят, стоя, отрывок из Торы: «И завершены были небо и земля. » Тем самым мы свидетельствуем о том, что Вс-вышний сотворил мир в течение шести дней. По закону Торы, свидетель в суде должен заявлять о том, что он знает, стоя и громким голосом, -вот и мы произносим свое свидетельство так же.

Затем хазан произносит краткое благословение, упоминающее о праотцах мира, и община хором читает молитву «Защита отцов», концентрирующую в себе содержание семи благословений «Амиды», уже произнесенных шепотом. Это – замена повторения хазаном «Амиды» вслух. Этот обычай возник в древности, когда синагоги находились за городом, и опоздавшие к началу молитвы и потому задержавшиеся в синагоге дольше других, могли подвергнуться опасности во время возвращения домой. Поэтому мудрецы учредили молитву «Защита отцов» для того, чтобы в то время, когда община читает ее, опоздавшие имели возможность закончить «Амиду» и покинуть синагогу вместе со всеми. И хотя условия сейчас изменились, мы продолжаем до сих пор исполнять установленное мудрецами.

После «Полного кадиша», который произносит хазан, все читают еще 23-ю главу из ТеГилим, «Кадиш ятом» и слышат призыв хазана: «Благословите Г-спода благословенного!» На эти слова отвечают: «Благословен Г-сподь благословенный!» и заканчивают «Маарив» чтением «Алейну». После последнего «Кадиш ятом» принято еще петь гимны «Владыка Вселенной» или «Да возвеличится Б-г». Эти гимны находятся в начале «сидура» – среди первых молитв дня.

Есть общины, в которых принято после «Маарива» совершать в синагоге «Кидуш» над бокалом вина -чтобы напомнить еще раз о святости дня, а также для того, чтобы дать возможность тем, кто почему-либо не может совершить «Кидуш» над вином, исполнить свой долг, прослушав его в синагоге.

«МИР ВАМ, АНГЕЛЫ-СЛУЖИТЕЛИ!»

Древний еврейский обычай – на субботу и праздники приглашать гостей, которые сидят у субботнего стола вместе с хозяевами – словно одна семья.

Во многих общинах ведется, что отец благословляет детей, возлагая им на головы руки. В одних общинах отец делает это только раз в году, в канун Йом-Ки-пура, в других – каждую субботу.

Итак, все собравшиеся начинают петь «Мир вам, ангелы-служители!» Этот гимн состоит из четырех куплетов, каждый из которых повторяют три раза. Источник его – упоминание Талмуда о том, что каждого еврея, возвращающегося после наступления субботы из синагоги, сопровождают два ангела – один добрый, а другой злой. Если они видят, что в доме все приготовлено в честь царицы-субботы, добрый ангел желает: «Дай Б-г, чтобы и в следующую субботу было так же!» – и злой ангел вынужден ответить «амен». Однако если в еврейском доме не чувствуется святости субботы, желает злой ангел: «Дай Б-г, чтобы и в следующую субботу было так же!», а добрый ангел против своей воли отвечает «амен».

Читайте также  Молитва о здоровье Матроны

После этого гимна глава семьи произносит молитву, начинающуюся словами: «Владыка всех миров, Г-сподь всех душ, Г-сподь мира. » Эта прекрасная молитва во многих «силурах» помещена сразу после гимна «Мир вам. » А затем все члены семьи прочитывают 31-ю главу из книги Мишлей: «Кто найдет совершенство-жену. », прославляющую женщину, хозяйку дома. Эта глава построена как акростих – все стихи ее начинаются с букв еврейского алфавита, и воспитательное значение ее трудно переоценить. Это – благодарность и чествование матери семьи, которая тяжело трудится в течение всей недели (и особенно – в канун субботы), чтобы приготовить дом для встречи царицы-субботы.

«КИДУШ»

Наши мудрецы так комментируют слова Торы «Помни о дне субботнем, чтобы освящать его»: «Вспоминай его над бокалом вина». Исполняя эту заповедь, мы отмечаем начало субботы «Кидушем», а окончание ее -«Гавдалой».

Вечерний «Кидуш» следует произносить над бокалом вина или виноградного сока. Только в том случае, если нет никакой возможности достать кашерное вино или если человеку по медицинским соображениям не следует пить вина, «Кидуш» можно совершить и над двумя субботними халами.

По крайней мере в начале «Кидуша» – когда говорят: «И были завершены. » – все должны встать, ибо эти слова являются свидетельством того, что Вс-вышний сотворил мир, и как всякое свидетельство их надо произносить стоя. У многих принято стоять во время всего «Кидуша», у других – сесть после этих первых слов. Затем глава семьи произносит еще одно благословение – о святости субботнего дня.

Все остальные члены семьи исполняют свой долг «Кидуша» тем, что внимательно слушают слова того, кто совершает «Кидуш», и отвечают «амен» после благословений. Затем совершающий «Кидуш» угощает всех, давая попробовать вина из своего бокала. В некоторых семьях для того, чтобы приучить детей к исполнению заповедей, дают им совершить «Кидуш» над вином.

«Кидуш» содержит в себе два важнейших момента: суббота – это «память о сотворении мира» и «память об исходе из Египта». «Кидуш» также содержит в себе благодарность Вс-вышнему за то, что Он избрал нас из всех прочих народов, поручив нам хранение субботы, означающей универсальную суть сотворения мира. Память же об исходе из Египта – это краеугольный камень нашей национальной сущности, «ибо нас Ты избрал и нас Ты освятил из всех народов, и святую субботу Свою по любви и благосклонности дал Ты нам в наследие. »

ВЕЧЕРНЯЯ ТРАПЕЗА

На субботний стол кладут две халы и накрывают их специальной салфеткой. Эти две халы – лехем мишнэ. Они призваны напоминать нам о том, что в честь субботы Вс-вышний давал нашим предкам в пустыне двойную порцию мана – два омера на душу.

Почему мы накрываем субботние халы? Этому есть два объяснения: первое – потому что ман был словно упакован в два слоя небесной росы, сверху и снизу -так же и мы кладем халы на скатерть и накрываем их сверху салфеткой. Второе объяснение связано с тем, что говорилось выше о благословениях «Негенин»: сначала благословение следует произносить над хлебом, а уж потом – над вином (потому что в стихе Торы, перечисляющем дары Страны Израиля, виноград стоит после пшеницы). Однако поскольку до совершения «Кидуша» нельзя ничего есть, мы вынуждены сначала произнести благословение над вином. А чтобы не унижать достоинство хлеба, мы накрываем его салфеткой — словно его вообще нет на столе.

Лехем мишнэ должен быть на столе во всех трех субботних трапезах, и здесь следует подчеркнуть, что устраивая в субботу по меньшей мере три трапезы, мы тем самым воздаем честь субботе: первый раз — вечером, после наступления субботы, второй – после «Шахарит» и третий – под вечер. Намек на это содержится в 16-й главе книги Шмот, где говорится о даровании мана. и подготовке к субботе: «Ешьте его сегодня, ибо сегодня – суббота в честь Б-га, сегодня вы не найдете ман в поле». Троекратное повторение слова «сегодня» после того, как сказано «ешьте» – это намек на то, что во время субботы надо устраивать три трапезы.

После вечернего «Кидуша» омывают руки: глава семьи – первым, а самый младший в семье – последним.

Глава семьи снимает салфетку с хал, делает отметку ножом на хале, где потом он разрежет ее, кладет обе руки на халы и громко произносит благословение «Выращивающий хлеб из земли». Затем он разрезает халу там, где сделал отметку, обмакивает отрезанный ломоть в соль и ест. Потом он разрезает халу дальше и раздает ломти всем членам семьи, которые не должны произносить благословение над хлебом -прослушав это благословение из уст главы семьи и ответив «амен», они уже исполнили свой долг произнесения благословения.

По мере возможности, субботняя трапеза должна состоять из вкусной, разнообразной и обильной пищи. Желательно есть рыбу и мясо – чтобы исполнить завет «и назовешь ты субботу блаженством». Мудрецы наши придают огромное значение качеству субботней трапезы и говорят, что в Рош-Гашана на небесах определяют, сколько денег получит еврей в течение следующего года на свое пропитание – но в эту сумму не входят расходы на трапезы суббот и праздников и расходы на оплату обучения детей Торе. «Если он увеличивает эти расходы – ему прибавляют»! Расходы эти -на субботние и праздничные трапезы и на воспитание детей – сверх «бюджета».

Кроме материальной пищи, в субботу мы должны заботиться о пище духовной, состоящей из двух видов: песни и слова. В «сидурах» и специальных сборниках субботних песнопений вы находите лучшее, что создала еврейская поэзия о субботе, – согласно традициям, стилю и мелодиям разных общин. А между блюдами, подаваемыми на стол, произносят диврей Тора, «слова Торы» – обычно на тему той главы Торы, которую читают в синагоге в эту субботу. Очень важно, чтобы и дети привыкали принимать участие в этом -чтобы готовились заранее и произносили за столом то, что приготовили.

После трапезы мы поем 126-ю главу Тегилим («Песнь ступеней»): «Когда возвращал Г-сподь из плена. » Затем мы читаем «Биркат гамазон». Если за столом не меньше трех мужчин старше 13 лет, они обязаны совершить «зимун» (см. выше стр. 105). В субботу в третье благословение «Биркат гамазон» вставляют отрывок «Да будет угодно Тебе. », а в конце – «Он, милосердный, даст нам в наследие нескончаемый день, исполненный покоя и отдохновения для жизни вечной».

[1] Раби Акива – один из величайших мудрецов всех поколений, танай, жил в I – II вв. Лишь в возрасте 40 лет приступил к изучению Торы под руководством раби Элиэзера бен Горканоса и раби Йегошуа бен Хананьи. Благодаря своей прилежности сумел охватить все дисциплины Торы: и мидраш, и Галаху, и Ага-ду. Основоположник особой системы толкования Торы, согласно которой всё в тексте Письменной Торы – даже короны над буквами – является основой для выведения закона. Любимый и уважаемый своими современниками, он много сделал для блага всего народа Израиля. Поддержал восстание Бар-Кохбы, веря в его мессианское предназначение. В дни преследований Адриана раби Акива самоотверженно продолжал распространять знание Торы, за что был казнен римлянами.

[2] Раби Шломо Алькабец – кабалист и поэт (XV в.). Жил в Салониках, затем поселился в Цфате в то же время, когда там жил раби Йосеф Каро. Источник гимна «Выйди, возлюбленный мой. » содержится в трактате Шабат (стр. 119) Вавилонского Талмуда: «Раби Ханина. говорил: Идемте, выйдем навстречу царице субботе! Раби Янай. говорил: Приди, невеста, приди, невеста!» Кабалисты Цфата выходил встречать субботу за город, говоря: «Идемте навстречу субботе!»

Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!

Синагогальный ритуал: суббота

В Петербурге существует несколько синагог, наиболее интенсивно из которых действует Большая хоральная синагога на Лермонтовском проспекте. Она включает в себя малую хоральную синагогу, где собирается хасидская община, а также помещение грузинского миньяна. Отличие грузинского миньяна от хасидского или какого-либо иного состоит разве что в превалировании этнического коэффициента в заявленном названии. Миньяном можно назвать молитвенную единицу в десять человек, наличие которой легитиматизирует службу, либо молитву. Летом, когда город пустеет, может наблюдаться такое явление, как роспуск миньяна и закрытие синагоги. Оставшиеся члены общины посещают другой миньян, без всякого ущерба целостности своим религиозным представлениям, поскольку в иудаизме вместе могут молиться представители нескольких течений иудаизма: от ортодоксального до реформистского.

Иудаизм не имеет геометрически оформленного коммуникативного пространства. Сакральное пространство задается любыми стенами и общиной, молитвенным кворумом, (в виде означенных десяти человек). В архитектурном контексте здание синагоги не выделяется как эстетическая доминанта. Даже в Иерусалиме синагоги ничем не отличаются от обыкновенных домов и опознаются только благодаря вывеске. Отсутствие императива на эстетическое воздействие объясняется историческими условиями бытования иудаизма в течение последних двух тысячелетий. Отсутствие государственности не привело к созданию строгой иерархии. Отличительной чертой современного иудаизма можно назвать особую плюралистичность религиозной идеологии, избегающей авторитарной институализации какого-либо одного мнения.

Традиционно синагога посещается по субботам и религиозным праздникам. Счет времени ведется по восточной традиции, т.е. с вечера, поэтому суббота начинается с вечера пятницы. Общепринято это время проводить в покое, т.е. не выполняя никакой работы, связанной с потенциально производственными действиями. В этом отношении иудаизм следует древним нормам, кодифицированным в Талмуде, а еще раньше — в Библии. Изменяющаяся повседневная реальность не приводит к смягчению запретов, связанных с использованием автомобиля или общественного транспорта. Прогресс идет лишь в технологическом направлении. Дома религиозных евреев оборудуются специальными датчиками, включающими и выключающими свет, кухонную плиту и т.п. Лифты в субботу переключаются на режим «субботнего дня», т.е. с остановками на каждом этаже.

Для Петербурга, где на весь город существует всего несколько синагог, проблема посещения молитвенного собрания в субботу не актуальна, хотя и сказывается на посещаемости. Как правило, в синагогу ходят либо близживущие, либо решающиеся нарушить запрет на «работу» в день покоя, поскольку пользование общественным транспортом предполагает работу другого, пусть и нееврея, и в то же время — пользование деньгами, которые в субботу брать в руки или иметь в карманах нельзя. В советское время люди выходили из положения, пользуясь автобусными карточками, которые деньгами не являлись. Сам визит в синагогу подразумевает пешее к ней приближение (длинной пути не более километра), без поклажи в руках. Ключи от дома, как подразумевается ортодоксальными нормами, тоже нельзя класть в карман или нести в руках. Выходом из положения является особое приспособление из шнурков, к которым поверх одежды привешивается ключ. Строгость ритуала не является обязательной для выполнения. Как правило, на службу прибывают каждый возможным для него способом. Участие в ритуале подразумевает не пассивное выслушивание (или выстаивание) текста, а непосредственное его чтения. Для этих целей раздаются специальные молитвословы, которыми пользуется данная община. Многие члены общины хранят свои молитвословы прямо в синагоге. Во время службы можно молится и по молитвослову, отличающемуся от общепринятого. Вся суть состоит лишь в том, чтобы вовремя вступать в общезначимые моменты богослужения, такие как чтения молитв «Шма» и «Амида». Чтение производится вслух и нараспев кантором, который ведет богослужение. Его функция состоит лишь в озвучивании молитв и слежении за тем, чтобы каждый раздел службы начинался сообща.

Поведение и ритуальные жесты не регламентированы. Каждый занимает удобное для себя место. Поскольку в синагоге нет сакрального пространства и сакрального центра в строгом смысле этого слова (если не считать таковыми арон кодеш для хранения свитка Торы и биму — специальное возвышение для чтения священного текста), то молящиеся регламентированы только лишь в направлении молитвы — в сторону Иерусалима (в самом Иерусалиме — это, разумеется, Стена Плача). Молящийся может стоять, прислонившись к стене, опершись на спинки сидений, расхаживать с молитвословом по залу, здороваться со знакомыми, переговариваться. На задних рядах можно видеть евреев, которые в момент службы заняты разговором по мобильному телефону (что запрещено в субботу как работа) или веселым комментированием происходящего. На втором этаже, предназначенном для женщин, собираются любопытствующие обоих полов, которые не стесняются в проявлении критический замечаний в адрес молящихся. Это не кажется странным, поскольку доминантой религиозного сознания иудея является предельно трансцендированный Бог, в то время как в христианстве таковой доминантой служит ритуал, полицентричный во временной и пространственной реализации. На степень религиозного усердия в синагоге никто не обращает внимания, отчего действия молящихся кажутся беспорядочными и произвольными. Слуховое впечатление от католического храма, православной церкви и синагоги сопоставляется как отношение между тишиной, речью (пением) и шепотом, поскольку в синагоге молящийся сам решает, с какой фонетической интенсивностью ему произносить текст молитв. Т.о. позиционирование своей религиозности осуществляется не коллективно, а произвольно, в рамках приличия.

Эта нестройность службы объясняется отсутствием установки на эмоциональное единение. Собственно, традиционное разделение синагоги на женскую и мужскую часть не создает предпосылок для такого единения, поскольку эмоциональная и религиозная активность женщин ограничена их удаленностью от происходящего.

По причине эстетической невыразительности богослужения течение службы редко нарушается назойливым внимание иностранцев и других любопытствующих.

Кроме религиозной функции синагога является к тому же этническим и культурным центром. При Петербургской синагоге работает магазин кошерных продуктов, действуют различные образовательные программы, декларируется религиозно и этнически значимая информация (например, о возможности репатриации в Израиль).

Коммуникационно община открыта всякому посетителю. Взаимодействие с посетителями происходит через служащих синагоги — сторожей и смотрителей, не являющихся ни евреями, ни иудеями. Поэтому посетители не подвергаются катехизаторскому гнету, как это часто бывает в христианских церквях. В иудаизме религиозные ценности переживаются скорее этически и интеллектуально, нежели психологически и эмоционально, поэтому посещение синагоги в праздничные дни не несет функции религиозной интеграции или религиозной социализации. На вопрос одного прихожанина, можно ли в субботу пользоваться машиной, раввин ответил уклончиво: «Пользоваться автомобилем в субботу нельзя. Лучше оставайтесь дома. Но если вы намерены свой вынужденный досуг посвятить друзьям или развлечениям, то лучше садитесь в машину и езжайте в синагогу». Т.о. посещение синагоги подразумевается как мера дисциплинарного воздействия.

Этот таинственный и всем известный Шабат

Шабат, или суббота – святой для каждого еврея день. Соблюдающие традиции проводят его в молитвах, изучении Торы и трапезах, а светские предпочитают попросту отдыхать, поехать на пикник за город, на рыбалку или в боулинг-клуб. Многие ошибочно полагают, что в Шабат нельзя выполнять тяжелую работу, а легкую – вполне себе можно. Но логика запретов известна лишь Творцу.

Например, разрешается перенести из одной комнаты в другую громоздкий диван, который необходим для того, чтобы гости сели за праздничный стол. А вот написать всего лишь две буквы на обычном листке бумаги – это грубое нарушение одного из 39 запретов Торы. Все эти запреты связаны со служением в Мишкане – переносном Храме, описанном в Торе. Это изготовление хлеба («лэхем а-паним»), красителей и материалов для покрытия стен Мишкана, его строительство и перенос во время странствия евреев по пустыне. Многие запреты, существующие в наше время, выведены мудрецами по аналогии с видами вышеописанных работ.

Так, например, включение электроприборов – это разжигание огня. Впрочем, представители разных либеральных течений в иудаизме (реформистов, «консерваторов» и пр.) часто не согласны с подобной трактовкой. В Израиле в Шабат – официальный выходной. Общественный транспорт не ходит практически во всех городах, за исключением Хайфы и Эйлата. Не работает большинство крупных торговых сетей. Но подобный статус-кво не всегда по душе светскому населению, которое через своих представителей в Кнессете и местной власти пытается изменить положение дел, пока что – безуспешно.

Нет, как ни крути – Шабат – это нечто особенное. День, когда можно по-настоящему отвлечься от всего: придирчивого начальства, счетов за электричество и прочих издержек современного бытия – и окунуться в мир духовности и тишины. День, который Творец подарил нам, чтобы мы смогли передохнуть после тяжелой недели, оценить и взвесить свои поступки, провести, наконец, время со своей семьей, набраться сил и двигаться дальше. Стоит ли лишать самих себя такого удовольствия? Тем более что мудрецы утверждают – работа в Шабат не только не приносит пользы, но и грозит нам убытками. Деньги, заработанные в этот день, обязательно будут потеряны где-то в другом месте. Причем это может произойти в самый неожиданный момент.

Итак, как же встречают Шабат в традиционной еврейской семье? Жена еще в четверг вечером начинает готовить вкусные блюда. Бывает, что ей помогают муж и дети. За 20-30 минут до заката в субботу хозяйка дома и ее дочки зажигают свечи. Их количество бывает разным, но, минимально, замужней женщине принято зажигать две свечи, а незамужней – одну. После этого вся семья идет в синагогу на торжественную встречу Шабата и вечернюю молитву Маарив. Придя из молельного дома, муж поет своей жене песню «Эшет Хаиль» («Кто найдет жену столь совершенную?») и делает праздничный Киддуш для всей семьи. Вслед за вином или виноградным соком участники трапезы производят омовение рук, после чего начинают Шабатний ужин с поедания свежеиспеченной халы – вкусного хлеба. Затем на стол подают салаты, рыбные и мясные блюда, десерт. В еврейском доме принято приглашать на Шабатние трапезы гостей. Это особая заповедь (мицва). За столом говорят на темы Торы и Галахи. Также распространен обычай рассказывать хасидские истории, напевать субботние песни. Утро вновь начинается с молитв – Шахарит и Мусаф – между ними читают Тору по свитку. Подняться к Торе – почетно, в некоторых синагогах эта возможность продается за деньги, порой немалые. Раввин общины обычно выступает перед прихожанами на тему текущей недельной главы. Вернувшись из синагоги, делают утренний Киддуш и начинают вторую трапезу. После нее многие стараются поспать несколько часов, потом направляются в синагогу на послеобеденную молитву – Минха. Часто перед ней проводятся уроки Торы как для мужчин, так и для женщин. Затем следует третья трапеза. Во многих общинах ее делают прямо в синагоге. Так незаметно время Шабата уже подходит к концу. Сразу же после вечерней молитвы следует Авдала – отделение святости от будней.

Но и это еще не все. Широко распространен обычай провожать царицу-субботу трапезой Мелаве-малька. На следующий день начнется новая рабочая неделя, а вместе с ней – новые хлопоты, проблемы и заботы. И так до следующего Шабата…

В последние годы евреи в общинах всего мира объединяются один день в году, чтобы встретить вместе Всемирный Шабат. Многие из тех, кто не соблюдает традиции, в этот день принимают все заповеди Торы, связанные с Шабатом, и проводят его в соответствии со строгими обычаями Галахи. Париж и Одесса, Буэнос-Айрес и Иерусалим, Нью-Йорк и Биробиджан. География с каждым годом расширяется, и это удивительная традиция набирает все большую популярность. Впрочем, чтобы встретить Шабат по-настоящему, вовсе не обязательно жить в Иерусалиме. Как поется в одной уже набившей оскомину песне: «Важней всего – погода в доме».

И как театр начинается с вешалки, Шабат начинается, прежде всего, в семье. Атмосфера этого дня зависит только от вас. Стоит постараться и вам зачтется. Только не забудьте взять в союзники хорошее настроение. Грустить в Шабат строго запрещается. Об этом лучше всего расскажут хасиды рабби Нахмана, но это уже совсем другая история. Приезжайте в украинскую Умань в дни Рош а-Шана – узнаете.

СОБЛЮДЕНИЕ СУББОТЫ ДОМА И В СИНАГОГЕ

Одной из позитивных черт субботы является на —

полнение этого дня всяческой красотой . Для того

чтобы это осуществить , по мере приближения суб —

боты необходимо провести тщательные приготов —

ления . В эти приготовления входит улаживание всех

— споров и очищение от дурных мыслей и чувств .

Некоторые наиболее религиозные люди погружаются

в « микву » ( ритуальное омовение ), чтобы

подготовить себя к субботе духовно . К матери —

альным приготовлениям относятся покупки и уборка ,

все это должно быть сделано к субботе , чтобы уже

ничто не могло бы помешать этому дню . Необходимо

приготовить еду и накрыть стол для трапезы в

пятницу вечером . Это важное семейное торжество .

Читайте также  Молитвы на убывающую луну от одиночества

Вскоре после захода солнца зажигаются две суб —

ботние свечи . Обычно это делает мать семейства в

сопровождении дочерей или маленьких детей . Это

действие вводит в субботу , и иногда присутствую —

щие приближают пламя свечей к лицу три раза ( или

даже больше , до семи раз ), как бы приманивая свет в

дом . Мать может заслонить глаза рукой , когда читает

браху ( молитву благословения ):

« Благословен Ты , Господь , Бог наш , Царь

Вселенной , Который освятил нас заповедями и

повелел нам зажигать субботние свечи ».

Обычно молитву благословения об исполнении

мицвы читают до ее исполнения , но , поскольку эта

браха указывает на то , что суббота началась , зажи —

гание свечи должно идти перед благословением .

Заслоняя глаза , мать показывает , что не увидит

результат действия до того , как будет прочитана

Тем временем другие члены семьи приветствуют

приход субботы в синагоге . Когда начинается вечерняя

служба , о субботе возвещают , как о королеве или

невесте . Один из наиболее любимых гимнов на эту

тему — « Леха Доди » (« Приди , мой друг »). Друг

приглашается « приветствовать невесту Субботу *.

После службы и в течение всей субботы обычное

приветствие : « Шабат шалом !» (« Мирной субботы !»)

или же на идиш : « Гут шабос !» (« Доброй субботы !»).

Этим приветствием обмениваются , когда те , кто были в

синагоге , возвращаются домой . Рассказывают притчу

о том , что в канун субботы человека на пути домой из

синагоги сопровождают два ангела , добрый и злой .

Если он видит , что дома все приготовлено для встречи

субботы и обстановка такая , какой должна быть ,

добрый ангел произносит : « Пусть все будет так же на

следующей неделе », а злой ангел вынужден ответить :

« Омэн » (« Да будет так »). Но если дома все не готово

для встречи субботы , тогда злой ангел говорит :

« Пусть все будет так же на следующей неделе », а

добрый ангел против своей воли должен ответить :

« Омэн » ( Шабат , 119 Ь ). Когда вся семья собирается

вокруг стола , иногда поют « Шалом Алейхем » (« Мир

вам , ангелы — служители ») — это приветствие ангелам .

Часто благословляют детей

* Такой порядок существует потому , что запрещено зажигать

свечи в субботу , и прочитанная в пятницу браха отделяет будний

день от субботы .

благословением священников из книги Числа (6:24—

26), родители завершают благословение молитвой о

том , что Бог сделает мальчиков такими , как Ефрем и

Манассия ( Бытие , 48:20), а девочек — такими , как

Сарра , Ревекка , Рахиль и Лия , которые воплощают

лучшие качества женщин их веры . Затем хозяин

читает из Притч (31:10—31), превозно — ся — хозяйтсу —

дома как ибразцовую » жёнуг » и

женщину » (« эшет хайил »).

Перед едой читается « кидуш » (« освящение дня *),

как в синагоге перед окончанием вечерней службы о

субботе . Таким образом , это время выделяется как

священное . Первая часть « кидуша » — это чтение

стихов из книги Бытие (2:1—3), которые повествуют

о том , как Бог почил после сотворения мира . Бога

благодарят сначала за вино , потом за то , что Он дал

Израилю субботу , и в заключение — за хлеб . Вино

символизирует сладость и веселье этого дня , а хлеб

напоминает о двойной доле манны небесной , которая

была дана израильтянам в пустыне в субботу после

исхода из Египта ( Исход , 16:4—36). Плетеные

субботние хлебы (« халы ») символизируют двойную

долю . Они обычно покрыты сверху белой тканью ,

которая , по мнению некоторых , символизирует росу ,

покрывавшую манну . Как и две свечи , две халы

также служат напоминанием о двух повелениях :

« помните » и « соблюдайте » субботу . После молитвы

благословения каждому из присутствующих раздают

куски хлеба , которые сначала обмакивают в соль . В

этом ритуале часто участвуют гости , особенно те , у

кого нет собственной семьи . ( С ростом числа людей ,

живущих вдали от своих семей , некоторые синагоги

поощряют своих членов организовывать общие

мероприятия , такие , как вечерняя трапеза в пятницу

или утренняя в субботу . Очевидно , что праздновать

субботу одному челове —

ку , без компании очень трудно .) После ‘ еды читают

субботнюю молитву благодарения . Все это и « зми —

рот » (« застольные песни ») призваны показать зави —

симость иудеев от Бога , благодарность за то , что Он

создал для жизни много хорошего . Песня , приве —

денная ниже , взята из « Форм молитвы ». Своим

припевом она подчеркивает цель субботы :

Этот день для Израиля — свет и радость ,

Ты заповедал нашим отцам , что стояли у горы Синай , Хранить

субботу и праздники на все наши годы , Чтобы разделить за

нашим столом самую отборную еду , Суббота отдыха .

Сокровище для сердец раненого народа , Для душ ,

что страдали ,— новая душа , чтобы Облегчить от

вздохов несвободную душу , Суббота отдыха .

Ты сделал ее святой , самой благословенной из дней ; В шесть

дней Ты закончил творить мир , И самые печальные в этот

день обретут покой и мир , Суббота отдыха .

Порядок проведения вечера пятницы может ме —

няться , особенно среди неортодоксальных общин .

Упор делается на домашний праздник . Это может ,

например , означать , что сначала люди садятся за стол

или же в некоторых семьях проводят службу дома ,

стараясь делать это в то время , когда проходит

служба в синагоге , чтобы отождествить себя с

общиной . В реформистских синагогах службы весь

год происходят в установленное время . В некоторых

служба начинается в 6 часов вечера или в 6.30

для тех людей , которые предпочитают присутство —

вать на службе пораньше , а затем вернуться домой на

« кидуш » и семейную трапезу . В других служба

начинается в 8 вечера или в 8.30 — для тех , кто

предпочитает пойти на службу после того , как они

встретят субботу дома и пообедают .

Начало ортодоксальных служб определяется закатом

солнца . Фраза , повторяющаяся в 1- й главе книги

Бытие : « И был вечер , и было утро », в талмудистской

традиции означает , что ночь предшествует дню . По

этой причине из религиозных соображений день

начинается , когда наступает ночь , и продолжается до

следующей ночи . По субботам и по другим

праздникам день начинается на закате , так как пе —

риод сумерек юридически сомнителен , и в то же

время существует обязательство продлевать празд —

ничные дни . Иудейские календари , следовательно ,

обозначают время наступления субботы непосред —

ственно перед закатом солнца , а заканчивается она ,

когда уже совсем темно ( при отсутствии календаря ,

когда три звезды среднего размера , расположенные в

непосредственной близости друг от друга , появляются

на ночном небе ). В Израиле закат солнца происходит

более или менее в одно время в течение всего года ,

между 5 и 7 часами вечера . В Великобритании , однако ,

время заката меняется в течение года от 3.30 зимой

до 9 часов вечера летом .

Самая основная служба недели проводится в суб —

боту утром . В ортодоксальных синагогах она начи —

нается с « шахарита » ( утренней молитвы ), за ней

следует « мусаф » ( дополнительная молитва ). Вся служба

длится приблизительно с 10 до 12 часов дня ( см .

главы 10—11 о подробностях службы в синагоге ). В

неортодоксальных синагогах служба обычно короче .

Но всегда это прежде всего семейное торжество , а

также самая прочная связь , которая объеди —

няет евреев и заставляет их чувствовать себя частью

общины , исповедующей одну религию . После службы

в синагоге или дома читается « кидуш » ( молитва

несколько отличается от той , что читают в пятницу

вечером ), которая предшествует трапезе , — и далее

опять следует пение « змирота » и благодарственная

молитва после еды .

Дневное время не регламентируется , оно пред —

назначено для отдыха и гостей . Из игр запрещены те ,

которые нарушают правила соблюдения субботы .

Например , дома разрешены карты , шахматы , бильярд ,

настольный теннис , снукер ( не воспринимается как

процесс писания ), игры с мячом . Кроме того , в

синагоге проводится дневная служба . Отличительной

ее чертой по сравнению с дневными службами в

другие дни недели является чтение Торы . На службе

читаются « кадиш », « Алейну » и « Амида », так же как

и на двух других субботних службах . Утверждает

идеал субботы следующая молитва , которая читается

на дневной службе :

«. Ты дал Своему народу отдых , дарован —

ный в щедрой любви , истинный отдых в мире и

спокойствии , безмятежности и благополучии ,

совершенный отдых , которым Ты на —

слаждаешься . Пусть дети Твои ощущают и

знают , что отдых дал им Ты , и своим отдыхом

да прославят они имя Твое ».

В любое время после наступления ночи прово —

дится вечерняя служба , за которой следует церемония ,

посвященная окончанию субботы . Она проводится

как дома , так и в синагоге , и , как и в приветственной

церемонии , в ней используется вино и свет . Чтобы

показать разницу между святым субботним днем и

другими днями недели , церемония носит название

« Гавдала » (« отделение » или « разде —

ление »). Читаются « биркаты » ( благословения ) — над

вином и позже — над благовонными пряностями .

Пряности в коробочке передаются по кругу .

Некоторые воспринимают это как обряд подслаще —

пия дел наступающей недели , для других это способ

продлить воспоминания о субботе . Раввинисти — ческое

предание говорит , что в субботу людям дается еще

одна душа , которая приближает их к Богу . Возможно ,

пряности обновляют улетающую душу или укрепляют

тело , так как оно ослабевает после ухода второй души .

Суббота заканчивается , и зажигается многофитильная

свеча , протягиваются руки к ее пламени во время

третьей молитвы благословения на огонь . Это

напоминание о том , что аервое , что сотворил Бог , был

свет , которым нужно пользоваться в добрых целях . С

уходящей субботой наступает « первый день » творения .

В « Гавдале » i [ рибегают ко всем физическим чувствам ,

чтобы увеличить чувство духовности . В основной

молитве « Гавдалы » Бога восхваляют за разделение

будничного и священного ; тьмы от света ; языческих

народов от Израиля ; шесть дней от субботы . Свечу

гасят и пьют вино , как только последняя молитва ,

завершающая церемонию , прочитана . После этого

часто ноют песни , в частности об Илие , пророке и

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector