Старообрядческие православные молитвы

Старообрядческие православные молитвы

Старообрядческие православные молитвы

Старообрядческие православные молитвы

Утром, еще на постели, перекрестись с молитвою:

Го́споди (на голову), Ису́се Христе́ (на живот), Сы́не Бо́жии (на правое плечо), поми́луй мя гре́шнаго (на левое плечо).

Лица женского пола должны произносить вместо “грешнаго” “грешную”; также и во всех молитвах следует делать склонение по своему роду.

Если молятся несколько человек и молитвы читает старший, то в большинстве молитв (за исключением молитвы мытаря, псалмов и иных молитв с установленным текстом) «мя», «моея», «меня» и т.д. заменяется на «нас», «наших», «нас» соответственно, слово «грешнаго» не читается (например, «Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас», «Святыи славныи великомучениче и победоносче Георгие, моли Бога о нас» и т.п.).

Встав с постели и умыв лице свое, а вечером, отходя ко сну, встань с благоговением пред святыми иконами и, взирая на них, мысль свою устремляя к невидимому Богу и Его святым. Истово, не спеша, orраждая себя крестным знамением и кланяясь, произноси с умилением молитву мытаря:

О молитве в Великий пост

В Великий пост, кроме суббот, воскресений и праздничных дней, после молитвы “Царю небесныи” в вечерних и утренних молитвах полагается земной великий поклон. И все поклоны должны быть земные. Перед отпустом читается молитва “Честнейшую херувим. ” вся до конца, и земной великий поклон. И далее:

И́менем Госпо́дним благослови́, о́тче.

За моли́тв святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас. Ами́нь (поклон поясной всегда).

И читается с благоговением молитва святаго Ефрема Сирина:

О молитве на Святой Пасхе

В приходных и исходных поклонах вместо «Досто́йно есть» (до отдания Пасхи) читается ирмос девятой песни пасхального канона:

Светися, светися, новыи Иеросалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися Сионе, Ты же чистая, красуйся, Богородице, о возстании Рожества Твоего (поклон земной).

На Светлой седмице вместо утренних и вечерних молитв, изложенных выше, можно молиться Полунощницу (и Павечерницу) пасхальным чином.

От недели Фомины до отдания Пасхи вместо “Царю небесныи” читаем “Христос воскресе” (трижды).

В утренних молитвах (и на Полунощнице) после приходных поклонов и “За молитв. ” — “Христос воскресе” (трижды). Слава Тебе Боже наш, слава Тебе, всяческих ради(трижды). Далее, как обычно.

От отдания Пасхи до праздника святыя Троицы “Царю небесныи” не читается и ни чем не заменяется.

Молитвы перед обедом

Вставши пред святыми иконами, по при­готовлении трапезы, говори:

За моли́тв святы́х оте́ц на́ших, Го́спо­ди, Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас. Ами́нь (поклон).

Отче наш, Иже еси́ на́ небесех. Да свя­ти́тся и́мя Твое́. Да прии́дет ца́рствие Твое́. Да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на́ небеси и на земли́. Хлеб наш насу́щныи даждь нам днесь. И оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим. И не введи́ нас во искуше́ние. Но изба́ви нас от лука́ваго (поклон).

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху (поклон).

И ны́не и при́сно и во́ веки веко́м, ами́нь (поклон).

Го́споди поми́луй, Го́споди поми́луй, Го́споди благослови́ (поклон).

Молитва после обеда

По окончании трапезы огради себя кре́стным зна́мением и выходи из-за стола; встав пред святыми иконами, говори:

За моли́тв святы́х оте́ц на́ших, Го́спо­ди, Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас. Ами́нь (поклон).

Досто́йно есть, я́ко вои́стину блажи́ти Тя, Богоро́дице, при́сно блаже́нную и пренепоро́чную, и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую херуви́м и сла́внейшую вои́стину серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло­́ва ро́ждьшую, су́щую Богоро́дицу, Тя ве­лича́ем (поклон поясной).

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху (поклон).

И ны́не и при́сно и во́ веки веко́м, ами́нь (поклон).

Го́споди поми́луй, Го́споди поми́луй. Го́споди благослови́ (поклон).

Молитва перед ужином

За моли́тв святы́х оте́ц на́ших, Го́спо­ди. Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас. Ами́нь (поклон).

Ядя́т ни́щии и насы́тятся, и восхва́лят Го́спода взыска́юшии Его́, жива́ бу́дут сердца́ их в век ве́ка.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху (поклон).

И ны́не и при́сно и во́ веки веко́м, ами́нь (поклон).

Го́споди помилуй, Го́споди поми́луй, Го́споди благослови́ (поклон).

За моли́тв Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и все́х святы́х Твои́х, Го́споди, Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас. Ами́нь (поклон).

Молитва после ужина

За моли́тв святы́х оте́ц на́ших, Го́спо­ди, Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас. Ами́нь (поклон).

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во́ веки веко́м, ами́нь. Го́споди поми́луй, Го́споди поми́луй, Го́­споди благослови́ (без поклонов).

Бысть чре́во Твое́ свята́я трапе́за, иму­́ще небе́снаго хле́ба Христа́, от Него́ же всяк яды́и не умира́ет, я́ко же рече́ вся́­ческих, Богоро́дице, Пита́тель. Честне́йшую херуви́м и сла́внейшую вои́стину се­рафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждьшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем (поклон).

Возвесели́л мя еси́, Го́споди, в тва́ри Твое́й, и в де́лех ру́ку Твое́ю возра́дуюся. Зна́менася на нас свет лица́ Твоего́, Го­́споди, дал еси́ весе́лие в се́рдцы мое́м. От плода́ пшени́цы, вина́ и еле́я своего́ умно́жишася. В ми́ре вку́пе усну́ и почи́ю, я́ко Ты, Го́споди, еди́наго на упова́ние всели́л мя еси́.

Молитва пред учением

За моли́тв святы́х оте́ц на́ших, Го́споди, Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас. Ами́нь (поклон).

Прему́дрости Наста́вниче и смы́слу Да́вче, нему́дрым Наказа́телю и ни́щим Защи́тителю, утверди́ и вразуми́ се́рдце мое́, Влады́ко. Ты даждь ми сло́во, Иже О́тчее единоро́дное Сло́во; се бо устна́ма мои́ма не возбраню́, е́же зва́ти Тебе́: Ми́лостиве, поми́луй мя па́дшаго.

И три поклона с молитвою мытаря: «Бо́же, ми́лостив».

Молитва после учения

За моли́тв Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, и всех святы́х Твои́х, Го́споди, Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас. Ами́нь (поклон).

Досто́йно есть, я́ко вои́стину блажи́ти Тя, Богоро́дице; при́сно блаже́нную и пре- непоро́чную, и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую херуви́м и сла́внейшую вои́стину серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждьшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем (поклон поясной).

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху (поклон).

И ны́не и при́сно и во́ веки веко́м, ами́нь (поклон).

Го́споди поми́луй, Го́споди поми́луй, Го́споди благослови́ (поклон).

Отпу́ст седмичный (дню).

И три поклона с молитвою: «Бо́же, ми́лостив».

Придя в дом християнина

Придя в дом християнина, остановись у входа и (у дверей) сотвори молитву Исусову, вслух, чтобы находящиеся в дому услы­шали и ответили: «Ами́нь». И когда вой­дешь в дом, помолись, по обычаю християнскому, пред свв. иконами молитву мытаря:

Бо́же, ми́лостив бу́ди мне гре́шному (поклон).

Созда́выи мя, Го́споди, и поми́луй мя (поклон).

Без числа́ согреши́х, Го́споди, поми́луй и прости́ мя гре́шнаго (поклон).

И скажи находящимся в дому: «Мир до́му сему́». А они отвечают: «С ми́ром принима́ем» (в некоторых местах имеется обычай отвечать: «Про́сим ми́лости»). За­тем уже приветствуй их.

А приветствие это по древнерусскому християнскому обычаю состояло в следу­ющем: если это был будний день недели, допустим, понедельник, то приходящий в дом говорил: «С понедельником вас, бра­тия и сестры» (подразумевается: братия во Христе); и далее: «С памятью свщмч. Игнатия Богоносца поздравляю вас» (20 декабря по ст. ст.). Хозяева дома отвеча­ют: «Спаси Христос. Также и вас, (взаим­но) поздравляем».

В Воскресение: «С воскресным днем. « и памятью святого.

В праздники: «С праздником. « (напри­мер, Крещения Господня; или явления чудо­творной иконы Казанской Божией Матери; и т. д.).

Уходя из дому, такожде прежде помолись три поклона с молитвою мытаря («Бо́же, ми́лостив»), и затем уже прощайся с остаю­щимися в доме, чтобы всегда быть со всеми в мире и любви, возсылая славу Богу.

Призываем чад Церкви Христовой следо­вать, по возможности, шире и глубже, всем християнским преданиям, обычаям и тради­циям, утверждающим правую Веру и сла­вящим Христа-Бога и Его святую Церковь. Тогда и вера наша не будет мертвой (Ияк. 2, 17), а богоугодной (Евр. 11, 6) и спаси­тельной (Мф. 18, 17; Лк. 10, 16).

Старообрядческие традиции. Молитва

В жизни верующего человека центральное место занимает молитва. Молитва — это сознательное религиозное обращение человека к Богу и Его святым угодникам. Молитва зиждется на уверенности в том, что Бог существует, Он слышит обращение к Нему и может на это обращение ответить. Христианская молитва — это общение личностей. Верующий христианин общается либо с Божественными Личностями, либо со святыми небожителями. И именно молитвенное общение проявляет и укрепляет веру в Того, Кому молится человек. Молитва является показателем веры. Там, где нет молитвы Богу, не может быть и речи о вере в Бога. То же самое касается и любви. Молитва — это попытка деятельного исполнения основной христианской заповеди — «Возлюби Господа Бога своего». Отсюда вытекает важность молитвы для духовной жизни верующего человека.

Опыт молитвы возник в среде человечества начиная с самого момента творения мира. На протяжении всей мировой истории можно говорить о формировании традиции молитвы, о примерах молитвы, ее переживании. В христианской Церкви существуют различные формы молитвы — личная и общественная, молитва экспромтом и по написанным текстам, молитва словом и молитва действием, молитва-просьба и молитва-воспоминание. И все эти формы являются частью большого опыта молитвенной жизни.

Первичной является личная молитва. Она формируется как первый и самый важный этап богообщения. Робкое обращение своими словами или распространенными фразами: «Господи, помилуй», «Господи, помоги!» или «Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня» —открывают перед человеком саму возможность общения с Богом. Затем, с получением опыта, возникает понимание и желание не просто что-то сказать Богу, а задержаться в молитвенном состоянии. Человек испытывает потребность в некотором обязательном времени молитвы. Так формируется личное молитвенное правило.

Молитвенное правило — это определенный объем молитвословий, которые каждый христианин в обязательном порядке совершает ежедневно в определенное время суток. В православной Церкви принято совершать личное молитвенное правило по составленным общепринятым текстам. Это никоим образом не возбраняет молитву своими словами в любое время и в любом месте. Но молитва по сложившимся текстам позволяет каждому молящемуся окунутся в духовный опыт прежних подвижников, которые общались с Господом, находясь в возвышенном духовном состоянии. Да и Священное Писание никак не запрещает молитву к Богу по заранее составленным текстам. Господь, когда дал молитву «Отче наш», указал: «Молитесь так». Молитва Господня — это составленный молитвенный текст, который дал нам Бог. Поэтому традиция составления молитв, формирования молитвенных текстов опирается на пример Самого Исуса Христа.

Составленные Самим Богом либо святыми мужами молитвенные тексты кроме передачи молитвенного опыта имеют еще одно важное значение. Используя для молитвы готовые тексты, молящийся получает важные духовные ориентиры. Ведь уже составленные православные молитвы отражают не только то, какими были их авторы, каково было их состояние души, но также помогают нам понять самих себя, наше отношение к Богу и дают возможность сориентироваться в нашем религиозном пути. Как опытный духовный отец помогает начинающему христианину искренно покаяться, так и текст молитвы помогает молящемуся начать беседу с Богом, задать Ему правильные вопросы, заглянуть в глубину своей души.

Личная молитва человека всегда бывает связана с его переживаниями. Отсюда вся палитра богослужебных текстов Православной Церкви — покаянные, благодарственные, просительные, хвалебные, успокаивающие и т.д. молитвословия. В любом состоянии своей души человек может обратиться к Богу и принести Ему свои радости, горести, просьбы. Иными словами, в молитве человек общается с Богом как с реальным собеседником. И на каждый случай в сокровищнице Церкви есть свой образ молитвы, есть свой пример переживаний и обращений.

Особенным видом личной молитвы является молитва за ближних. В православной Церкви, в строгом соответствии со словами Священного Писания, установлена обязательная молитва за других людей — как живущих, так и уже усопших. Молитва за других — это одно из ярких проявлений христианской любви.

Правильно устроенная личная молитва всегда приводит к потребности в общественной, церковной молитве. Общественная молитва предполагает собрание христиан для совместного общения с Богом. Принцип собрания для молитвы также был дан нам Самим Господом: «Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). Общественная молитва важна для соединения всех христиан в единое Тело Церкви. Церковная молитва является видимым осуществлением нашей причастности к Церкви. Поэтому беспричинное удаление от общественной молитвы является показателем отлученности от Церкви и от Бога. Как говорил св. Киприан Карфагенский, «кому Церковь не мать, тому Бог не отец».

Общественная, церковная молитва в православной Церкви за века ее существования оформилась в строгое уставное богослужение. Опыт церковной жизни привел к формированию целого корпуса церковных обрядов, традиций, богослужебных кругов. В церковном богослужении общение с Богом происходит не только через словесное обращение, но и через обряды (крестное знамение, целование икон, поклоны), через проповедь (чтение Священного Писания, поучений), через воспоминание (память евангельских событий, жизни святых, поминовение усопших). Все эти части православного богослужения в своей синергии дают необычайную атмосферу, способствующую тесной связи человека с Богом. В этой атмосфере общение с Богом происходит не только через разум, но и через сердце молящегося. В жизнеописании преподобной Марии Египетской есть пример общественной молитвы. Когда преподобная мать предложила старцу Зосиме вместе помолится и начала совершать молитву, то старец обратил внимание на свое необычное состояние — он разумом ни слова не понимал, что говорит Мария, но чувствовал, что он горячо молится вместе с ней своим духом. Такая неописуемая атмосфера совместной православной молитвы и есть образ церковного богослужения.

Церковная молитва имеет тесную связь с жизнью церковной общины и каждого конкретного ее члена. И поэтому богослужение отражает переживания всей общины. В церковном богослужении, так же как и в личной молитве, выражаются благодарения, хвала, покаяние, просьбы, молитвы друг за друга, молитвы за усопших. Стержнем церковного богослужения является литургия — преломление хлеба, во время которого хлеб и вино превращаются в Тело и Кровь Христовы. Слово «литургия» переводится как «общее дело». Поэтому она не может совершаться в одиночку. Литургия — это вершина молитвенного общения человека с Богом. Это молитва воспоминания о Жертве Исуса Христа, в которой общение с Богом происходит не посредством слов или действий, а через принятие человеком Тела Христова.

Богослужение литургии включает в себя все виды молитвы — и воспоминание, и славословие, и просьбу, и утешение, и покаяние, и молитву за ближних. Особенной частью литургии является поминание членов Церкви — живых и мертвых. На литургию каждый участвующий в ней может написать записку с именами своих ближних и попросить предстоятеля упомянуть их при совершении Таинства. Это простое действие — подать на литургию записку с именами близких людей — является проявлением любви к другому человеку.

И личная, и общественная молитва могут иметь некий ответ от Бога, некий результат, который называется плодом молитвы. Плод молитвы — это благодатный дар, который человек получает в результате своего обращения к Богу. Плоды молитвы могут быть различны — это и радость в сердце, это и слезы покаяния, это и уверенность в том, что Бог услышал молитву, это спокойствие, сердечная тишина, внутренняя сила и т.д. Эти дары подаются в зависимости от Божиего смотрения, Божия Промысла о каждом конкретном человеке. Плоды молитвы не являются автоматической реакцией, которая возникает в результате произнесения тех или иных молитвословий в определенном состояния духа. Плод молитвы — это ответ Бога. И ощущается он тогда, когда этого хочет Бог. На этом убеждении основывается молитвенное правило. Обращаться к Богу, молиться Ему, совершать установленное молитвенное правило необходимо всегда, вне зависимости от переживания плода молитвы или его отсутствия. Задача христианина — вознести Богу молитвословие. А плод будет послан Богом. Плод молитвы не является смыслом молитвы, он может быть ее результатом.

Ожидание или нечувствие благодатных плодов иногда затрудняют молитвенную жизнь христианина. Среди таких проблем могут быть нежелание молиться, ожидание чуда, непонимание слов молитвы, ощущение богооставленности, возникновение духовной прелести, слепой фанатизм и т.д. При возникновении сложностей важны два подхода к молитвенной жизни — доверие и усилие.

В молитве как никогда важно доверие Богу. Именно на доверии строится диалог с Тем, Кого не видишь. Необходима уверенность в том, что Бог слышит любую молитву, нет той молитвы, которую бы Бог проигнорировал. Нужно помнить, что молчание — это тоже ответ. Для утешения в таких ситуациях следует сравнивать свое состояние со своим прежним опытом, с опытом святых отцов, опытом других христиан.

И второй подход в преодолении сложностей молитвенной жизни — усилие. Усилие в принуждении себя к совершению молитвенного правила, усилие к постоянству в молитве. Как физическая усталость, отсутствие настроения, времени, желания не позволяют игнорировать близких людей, так же и в молитве — внешние факторы не могут быть объяснением для игнорирования молитвы. Вне зависимости от настроения необходимо подвигать себя к соблюдению молитвенного труда. Молитва — это то делание, в котором количество переходит в качество.

Особенную сложность в молитве православного христианина составляет непонимание богослужебных текстов. Эта проблема возникает не от незнания церковнославянского языка (хотя именно так зачастую кажется), а от отсутствия духовного настроя. Истинная молитва совершается не только разумом, но и духом. И при правильном настрое молитва даже на незнакомом языке приносит плод (пример святых апостолов, которые говорили и молились на исторических древних наречиях (Деян. 2, 1, Кор. 14), пример прп. Марии Египетской). Переживание молитвы зависит от усердия и опыта, а не от знания точного значения каждого слова молитвы. «От терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает» (Рим. 5, 4). Присоединяясь к благодатной жизни Церкви, человек постепенно настраивается и на понимание молитвенного языка (тем более что церковнославянский язык для русскоговорящих христиан не является иностранным).

Наряду с церковнославянским языком, в православном богослужении присутствует много других древних символов, для понимания которых требуется определенная подготовка. Но их замена разрушила бы строгий порядок богослужения, его атмосферу и дух. Так же и с языком богослужений. Церковнославянский язык — это элемент молитвы (не вся молитва), которая требует определенного понимания и подготовки по разъяснению смысла текстов. Вполне допустимо готовить заранее и иметь в храме перед собой тексты богослужебных песнопений, молитв, прилагать для этого некоторый труд, заранее готовиться к службе. И весь этот труд, эти усилия, это желание станут неотъемлемой частью христианской молитвы, частью искреннего молитвенного обращения к Богу.

В результате всего этого, рано или поздно, по Промыслу Божию, каждый христианин понимает на опыте, что молитва — это дыхание жизни. Чем больше молитва занимает времени, тем теснее связь с Богом. А чем теснее связь с Богом, тем легче земная жизнь. И поэтому молитва — это способ безопасной жизни на земле и залог вечной жизни в Царстве Небесном.

mu_pankratov

  • Add to friends
  • RSS

Падает снег, каждая снежинка на своем месте.

Частенько у меня спрашивают- как отличаются молитвы от никониянских? что читается утром или вечером? ну и т.д.
Вот вам друзья, маленькое пособие на 13 страниц, где есть основные молитвы для християн для дома. Кстати напечатано обычным русским шрифтом.
Етими молитвами, молились и прп Сергий Радонежский, и св. Александр Невский и все Святые Руси до Никона.

Останется токмо- подручник и лестовку приобрести. а может и сделать! )))

  • 1

Никонианская новина в «Отче Наш»

1) Посмотрел текст, обнаружил никонианскую новину в «Отче Наш». Фраза «и не введи насъ в искушеніе, но избавь насъ от лукаваго» появилась лишь в 1860-ом году в Синодальном никонианском переводе. В молитву Богу подпихнули лукавого. Чтобы молясь Богу каждый раз поминали и Сатану. А самый старый русский источник — это Остромирово Евангелие 1057-ого года, и там сказано: «и не въведи насъ въ напасть. нъ избави нас отъ неприязни.»

Под напастью понимается не только физическое нападение, но и когда говорят «напало отчаяние» или «напал страх» или другие нежелательные душевные состояния. А неприязнь — это вражда, соперничество, недружелюбие, недоброжелательность, нелюбовь. Вот об этом надо думать и от этого в себе избавляться.

И насчёт «не введи насъ в искушение» — Христос ученикам говорил «молитесь, чтобы не впасть в искушение» Мф 26:41. Не быть искушаемым или быть искушённым, но при этом не впасть в искушение — это всё таки не одно и то же.

Читайте также  Молитва о счастье и благополучии семьи

Подробнее о том, как изменяли «Отче Наш» см. здесь: https://ru.wikipedia.org/wiki/Отче_наш#.D0.9A.D0.B8.D1.80.D0.B8.D0.BB.D0.BB.D0.B8.D1.86.D0.B0 По-моему лучший вариант тот, который от предков, от начал положен — самый старый.

2) Также в «Отче Наш» почему-то часто забывают окончание: «Яко твое есть Царствие и сила и слава во веки. Аминь.» Почему?

3) Когда пожилому человеку наваливают гору молитв — он понимает, что он никогда их все не выучит и в результате он часто не учит ничего. Поэтому не надо пытаться быть услышанном в многословии своём. Достаточно, чтобы он выучил ОДНУ молитву. Потому, что чтобы молиться — достаточно одной — Отче Наш. А «долги» и «хлеб» — у каждого свой, и важно не слова произносимые, а думать о них и внутреннее покаяние в долгах. Больше пользы если человек не твердит зазубренное, а припоминает те слова Христа, которые его душе в данный момент нужнее.

  • Reply
  • Thread

Re: Никонианская новина в «Отче Наш»

Фраза «и не введи насъ в искушеніе, но избавь насъ от лукаваго» появилась лишь в 1860-ом году в Синодальном никонианском переводе — ничего подобного. Складывается впечатление, что вы не знакомы ни со святоотеческими толкованиями на молитву Господню, ни с древнерусской церковной книжностью помимо Остромирова Евангелия;

почему-то часто забывают окончание: «Яко твое есть Царствие и сила и слава во веки. Аминь.» Почему? — потому что по Преданию и Уставу Церкви это окончание произносит только священник, притом только в облачении. Миряне говорят вместо того молитву Исусову.

Больше пользы если человек не твердит зазубренное, а припоминает те слова Христа, которые его душе в данный момент нужнее — от чего нам больше пользы мы с вашего позволения определим как-нибудь самостоятельно, сообразуясь в первую очередь со святоотеческим Преданием церковным.

  • Reply
  • Parent
  • Thread

Re: Никонианская новина в «Отче Наш»

> Фраза «и не введи насъ в искушеніе, но избавь насъ от лукаваго» появилась лишь в 1860-ом году в Синодальном никонианском переводе — ничего подобного.

Я привёл ссылку на источник. Приведите ваши ссылки на источники. Если они у вас есть.

> ни с древнерусской церковной книжностью помимо Остромирова Евангелия;

По приведённой мною ссылке есть много Евангелий, а не только Остромирово.

1) Архангельское Евангелие (1092 год) — «и не въведи насъ въ напасть. нъ избави ны от неприязни.»

2) Острожская Библия (1581 год) — «и не въведи насъ въ напасть. нъ избави нас от лукавого». Здесь появляется лукавый, но ещё не появляется искушение вместо неприязни.

3) Елизаветинская Библия (1751 год) «и не въведи насъ въ напасть. нъ избави нас от лукавого».

4) Синодальный перевод (1860 год) «и не введи насъ в искушеніе, но избавь насъ от лукаваго.» Здесь появляется искушение вместо напастей. И это именно та формулировка которой предлагается молиться в приведённом молитвослове. И она появилась лишь в 1860-ом году.

А какие у вас источники? Давайте сравним.

> потому что по Преданию и Уставу Церкви это окончание произносит только священник, притом только в облачении.

Но ведь Христос не говорит в Евангелии от Матфея, что это должен говорить только священник. Он говорит просто: «Молитесь же так». А чьё слово важнее, Устава Церкви или Христа?

Тем более непонятно, когда человек молится один, сам в себе, почему он не должен этого говорить?

> от чего нам больше пользы мы с вашего позволения определим как-нибудь самостоятельно, сообразуясь в первую очередь со святоотеческим Преданием церковным.

А разве оно утверждает, что от слов Христа нужных в данный момент человеку меньше пользы, чем от того чтобы твердить зазубренное? Где именно в Предании такое написано?

Edited at 2017-05-05 08:40 am (UTC)

Знакомство с единоверием: как мы молимся

Со времен «реформ» патриарха Никона и царя Алексея Михайловича в богослужении, быте и даже мировоззрении православного человека многое изменилось. В порядке вещей нам слышать от наших пастырей, а затем и от вторящих им мирян: «Да какая разница как, лишь бы любовь была да совесть не укоряла…» – и другие вариации на тему исполнения тех или иных церковных правил. Действительно, две главные заповеди Господь наш Иисус Христос вывел в Своих словах: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим» (Мф. 22: 37) и «Возлюби ближнего твоего как самого себя» (Мф. 22: 39). Нет этого – и все наши потуги на религиозной почве превращаются в законничество, лицемерие, фарисейство.

Однако наши благочестивые предки – а до них не менее благочестивые византийцы, наследники трудов святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова, – старались воцерковить весь свой быт, всю окружавшую их действительность. Недаром высшие произведения искусства, самые значимые памятники Древней Руси, дошедшие до наших дней, имеют ярко выраженный религиозный характер и прямо связаны c культурой церковной. Архитектура, живопись, литература… Кажется, что Русь была одним сплошным храмом. Не будем идеализировать: в истории нашей страны тех времен случалось много событий, о которых сегодня бывает довольно горько вспоминать, но наличие христианского идеала как жизненного ориентира государства и общества отрицать не приходится.

Кажется, что те благочестивые времена канули в лету и мы живем в том мире и тех условиях, в которых живем… Нет уже в городских храмах длинных богослужений, протяжного ангелоподобного пения, далеко не везде встретишь икону рублевской школы. Но крупицы той старины, того полумонастырского быта сохранились волей Божией и дошли до наших дней в единоверческих (старообрядных) приходах Русской Церкви.

Единоверие зародилось как движение единения старо- и новообрядцев еще в конце XVIII века

Пусть читателя не пугают слова «единоверие», «старообрядные приходы», «православные старообрядцы» и просто «старообрядцы». Речь идет не о представителях какой-то христианской конфессии или, упаси Бог, о раскольниках, а о такой же полноте церковной. Единоверие зародилось как движение единения старо- и новообрядцев еще в конце XVIII века. С той поры в Русской Православной Церкви на равных условиях действуют два обряда при единстве в вере. Как единоверцы свободно посещают новообрядные приходы и принимают в них таинства, так и прихожане обычных православных храмов свободно могут прийти на «древнюю» службу и при желании даже стать членами общины.

Единоверцы очень трепетно относятся к богослужению. Решив посетить богослужение в таком храме, вы уже на подступах увидите спешащих к службе прихожан, словно героев кинофильмов о Древней Руси. У мужчин небритые и неподстриженные бороды, одеты они в рубахи-косоворотки навыпуск, перехваченные поясом. Бывает, что и в портах, и в сапогах! Уже в храме многие из них надевают черные кафтаны в пол. На женщинах сарафаны и непрозрачные платки, которые особым образом закалываются под булавку и закрывают грудь и спину. На замужних женщинах под платком повойники – вязаные чепчики, свидетельствующие о супружестве носительницы. В руках у прихожан длинные кожаные (как правило) четки – лестовки – с нашитыми на конце треугольниками.

Если вы собрались к единоверцам и у вас нет специальной богослужебной одежды – не беда. Просто помните главное правило: одежда должна быть неброской и опрятной. Всё как в обычном православном храме. Рукава одежды должны быть длинными, непрозрачными, женщинам нужно быть одетыми в юбку, платок лучше заколоть «под булавку».

Перед входом в храм и войдя в него, единоверцы совершают крестное знамение с тремя поясными поклонами, творя в себе молитву: «Боже, милостив буди ми, грешному! (Поклон.) Создавый мя, Господи, и помилуй мя! (Поклон.) Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя, грешнаго! (Поклон.)». Берут из обычно сложенной при входе стопки специальный молитвенный расшитый коврик – подручник. Позже на него полагают голову и руки, совершая земной поклон, дабы сохранить их в чистоте. Мужчины и женщины встают строго по сторонам: справа и слева соответственно. Лишних хождений по храму лучше избегать. Если до начала службы достаточно времени, можно сесть на лавку у стены.

В единоверческих храмах не используется электрический свет во время богослужения. Пространство церквей освещается лампадами и свечами. Такой полумрак лучше располагает человека к молитве, не отвлекает его взор. Масло в лампадах растительного происхождения, а свечи обязательно восковые. Если захотели поставить свечу – лучше это сделать заблаговременно, до начала службы. В некоторых единоверческих храмах принято перед поставлением свечи совершить три поклона с вышеописанной молитвой «Боже, милостив…», а также помолиться святому, который изображен на иконе.

Перед началом богослужения священник выходит из алтаря, становится перед царскими вратами и совершает «семипоклонный начал». Это специальная молитва, «подготовительная». Она словно настраивает нас внутренне, призывает собраться. Сохранились обычаи совершать эту молитву перед выходом из дома и после возвращения с соборной молитвы, в самых крайних случаях ею заменяют утреннее и вечернее правила. Вот ее слова:

Боже, милостив буди ми, грешному! (Поклон поясной.)

Создавый мя, Господи, и помилуй мя! (Поклон поясной.)

Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя, грешнаго! (Поклон поясной.)

Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородице, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую воистину Серафим, без истления Бога Слова рождьшую, сущую Богородицу, Тя величаем. (Поклон всегда земной.)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу! (Поклон поясной.)

И ныне и присно и во веки веком, аминь! (Поклон поясной.)

Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, благослови. (Поклон поясной.)

Господи Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, и святаго Ангела моего хранителя, и всех ради святых, помилуй и спаси мя грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь. (Поклон земной, без крестного знамения.)

После отпуста «Господи Исусе Христе…» совершается еще три поясных поклона с молитвой «Боже, милостив…».

В храме стоят со сложенными на груди руками: это символизирует сложение крыльев ангелов, предстоящих Престолу Божию

Если вы вдруг пришли в храм к единоверцам позже начала службы, «начал» стоит положить самостоятельно, а затем аккуратно встать на свободное место и приступить к соборной молитве. Здесь же заметим, что прихожане в храме стоят со сложенными на груди руками. По святоотеческим толкованиям, такое положение рук символизирует сложение крыльев ангелов, предстоящих Престолу Божию. А вы, к приятному удивлению для себя, заметите, что долгую службу в этом положении выстоять гораздо проще.

Пусть вас не смущает отличие некоторых слов и окончаний молитвословий. Такими они были повсеместно в Древней Руси до середины XVII века. Например, можете услышать непривычное «…и во веки веком» или «И в Духа Святаго, Господа Истиннаго и Животворящаго…» в Символе веры.

Если попали на всенощное бдение, заметите, что на утрени, на кафизмах, люди сидят, поднимаясь только во время «Славы» совершить крестное знамение. Возможность присесть бывает и в моменты чтения поучений, если они совершаются. Всенощное бдение в единоверческих церквях длинное – может занимать от 4 до 6 часов. Однако многие вновь пришедшие замечали необъяснимую легкость и даже незримую «помощь» в стоянии.

Знаменный «роспев» очень протяжен, аскетичен, неэмоционален и собран

Особо обратим внимание на клирос (по-народному, «крылос»). Клиросов может быть два – правый и левый, но чаще всё же один. Руководит клиросом головщик (регент), в руках у него указка, которой он задает пение, показывает нужные моменты песнопения в книгах, в том числе если слышит, что кто-то сбился. Головщик становится в самом центре клирошан, а они «боевым порядком» выстраиваются вокруг него. В единоверческих церквях за богослужениями звучит знаменное пение – основной тип древнерусского пения, пришедшего на Русь из Византии. Хор поет в один голос, вместо нот звуковые интервалы обозначают причудливые для современника крюки. Даже при взгляде на них неизбежно возникает ощущение соприкосновения с чем-то древним и одновременно вечным. Именно такое – ангелоподобное – пение услышали однажды послы равноапостольного князя Владимира в константинопольском храме. Знаменный «роспев» очень протяжен, аскетичен, неэмоционален и собран. Безусловно, если сравнивать византийское и русское знаменное пение, есть явные отличия. Звук нашего аналога свободный, громкий, исполнение довольно суровое – сказывается национальный, северный колорит. Таковое пение помогает верующим сосредоточиться на молитве.

Особым образом совершается и чтение молитвословий, а также чтений за богослужением Евангелия, Апостола, Шестопсалмия. Называется практика такового чтения погласицей – это некое произношение слов на простой распев. Погласица бывает псаломской, паремийной, апостольской, евангельской, поучений и т.д. При чтении и пении используются переиздания книг XVII века. Бывает, можно увидеть на аналое старинные книги прошлых веков в кожаных переплетах, с пожелтевшими страницами, старинными орнаментами и иллюстрациями. Перед началом чтения каждый чтец, как правило, совершает земной поклон на подручник и, получив благословение от священника, приступает к молитве.

Завершается богослужение так же, как и началось, – семипоклонным началом. После этого священник с амвона говорит проповедь. Затем община следует в трапезную. В некоторых приходах сохранилась замечательная традиция путь в трапезную сопровождать пением тропаря дню или празднику. Перед вкушением пищи все чинно совершают соборную молитву. За трапезой могут читать душеполезные книги, на праздниках принято петь древнерусские духовные стихи. Песня, как известно, душа народа. Она выражает его национальный характер, через свое содержание заставляет его пережить события, в ней отраженные. Именно поэтому и в минуты отдыха петь христианские, а не мирские песни очень важно для единоверцев. Это еще один отголосок былой эпохи и желание «приблизить Царство Божие», всё пространство вокруг себя христианизировать.

Во время собраний единоверцы читают Священное Писание с толкованиями, жития святых, творения святых отцов, другую назидательную литературу.

В силу своей малочисленности прихожане старообрядных церквей тесно общаются между собой. Активно и межприходское взаимодействие. Единоверцы соседних епархий часто совершают визиты друг к другу; бывает, что из разных уголков страны и даже мира приезжают верующие на престольные праздники.

Те сокровища богослужебной жизни и приходского уклада, которые от времен Древней Руси до наших дней пронесли православные старообрядцы (единоверцы), являются общими для всей Русской Церкви. В абсолютно разных храмах и монастырях уже сегодня принимают отдельные элементы церковного благочестия. Кто-то ставит на клиросе знаменное пение, где-то в каноне расписывают храм, иные не используют электрического света за службой. Все инструменты, способствующие лучшему восприятию Бога, более глубокому соприкосновению с Ним, доступны желающим и для келейной молитвы.

Интерес к старому обряду в Церкви растет с каждым годом, привлекая всё больше сторонников жизни по законам Древней Руси. И дай Бог, чтобы интерес этот не угасал, а только креп. И самое главное – неукоснительно помогал всем нам двигаться к спасению души.

В чем отличие молитвы старообрядцев от молитв православных

Старообрядчество для большинства из нас – явление экзотическое. А между тем, именно таким было русское православие до середины XVII века. Сейчас термином «старообрядчество» («древлеправославие») называют общность различных течений и «согласий», отрицающих реформу патриарха Никона, предпринятую им в правление Алексея Михайловича и с его одобрения. Суть этой реформы заключалась в основном в унификации богослужебного устава русской церкви с греческой. Одной из причин необходимости такой унификации считают, в том числе, накопившиеся за столетия ошибки переписчиков, однако никаких догматических и богословских нововведений реформа не предполагала – касалась она не вопросов веры, а лишь формальной стороны богослужения. Однако именно эта формальная сторона, в частности – изменения в текстах некоторых молитв (так называемая «книжная справа») для многих и стала камнем преткновения.

Символ веры

Один из важнейших для христиан текстов – Символ веры, принятый в IV веке на Первом Вселенском Соборе. В нём кратко изложены основные догматические утверждения христианского учения. Однако, как и любой перевод, тем более – рукописный, в русском варианте он содержал в себе разночтения. Так, например, восьмой член Символа в богослужебных сборниках был переведён по-разному: «и в Духа Святаго, Истиннаго Животворящаго», «и в Духа Святаго, Господа, Истиннаго и Животворящаго».

Ещё в середине XVI Стоглавый собор постановил, что употребление слов «Господь» и «истинный» в этом тексте избыточно, однако не определил, какое именно нужно употреблять. Согласно реформе Никона, решено было оставить слово «Господь»: «и в Духа Святаго, Господа Животворящаго». Старообрядцы же не приняли этого исправления, обвиняя никониан, что те не признают Святого Духа истинным Господом. В текст Символа веры были внесены и другие незначительные исправления чисто грамматического характера, которые, однако вызвали ожесточённое неприятие приверженцев старого обряда.

Молитвы и возглашения

Подобного рода изменения были внесены во многие тексты богослужений, например, в «Херувимскую песнь». Сейчас этот текст по-церковнославянски выглядит так: «Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми». В старой редакции было: «Трисвятую песнь приносяще, всякую ныне житейскую отвержим печаль», «Яко Царя всех подымлюще, ангельскими невидимо дароносима чинми». То есть, как видно, незначительные изменения коснулись пяти слов.

Согласно реформе, принятое прежде двойное возглашение «аллилуии» (в переводе – «хвалите Бога»), заменялось на тройное, как символ догмата о Троице («Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе Боже»). Старообрядцы же полагают, что двойное возглашение и «слава Тебе, Боже» уже является символом догмата, потому как «слава Тебе, Боже» и «Аллилуиа» – синонимы.

Незначительные изменения внесла реформа и в главную великопостную молитву – Ефрема Сирина. Нынешний текст её таков: «Господи и Владыко живота (жизни) моего, дух праздности, уныния, любоначалия (властолюбия) и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко Благословен еси во веки веков.»

Дореформенный текст выглядел иначе – в первой строке вместо греха властолюбия стоял грех сребролюбия. Вероятно, это не случайно – именно из среды старообрядцев вышло знаменитое сословие русского купечества. Старообрядцы были вынуждены искать финансовой независимости, заниматься предпринимательством, ибо это давало им определённую автономность от преследующего их государства. Именно сочетание фанатичной набожности и предприимчивой деловитости было характерной чертой русского купца. Видимо, поэтому для них гораздо более очевидной была опасность впасть в грех сребролюбия, чем властолюбия.

Знаменательными для старообрядческой молитвы вещественными деталями являются лестовка и подручники. Лестовка (от слова «лествица», что значит — «лестница») – аналог чёток, также употребляющийся для совершения Иисусовой молитвы. Лестовка была распространена повсеместно в древней Руси, но в наше время сохранилась в основном в старообрядческой среде. Сделана она не в виде бусин, как привычные нам чётки, а в виде своеобразной мягкой лесенки, символизирующей духовное восхождение. Подручники же – небольшие тонкие квадратные подушечки или стёганые подстилки для головы и рук, которые используются при «метаниях» — земных поклонах, которых в старообрядческом богослужении весьма много. На лицевой стороне подручника обычно нашит орнамент в виде квадратов и кругов, число и расположение которых символично.

Чем отличаются православная и старообрядческая молитвы

Старообрядчество для большинства из нас – явление экзотическое.

Старообрядчество для большинства из нас – явление экзотическое. А между тем, именно таким было русское православие до середины XVII века.

Сейчас термином «старообрядчество» («древлеправославие») называют общность различных течений и «согласий», отрицающих реформу патриарха Никона, предпринятую им в правление Алексея Михайловича и с его одобрения. Суть этой реформы заключалась в основном в унификации богослужебного устава русской церкви с греческой. Одной из причин необходимости такой унификации считают, в том числе, накопившиеся за столетия ошибки переписчиков, однако никаких догматических и богословских нововведений реформа не предполагала – касалась она не вопросов веры, а лишь формальной стороны богослужения. Однако именно эта формальная сторона, в частности – изменения в текстах некоторых молитв (так называемая «книжная справа») для многих и стала камнем преткновения.

Символ веры

Один из важнейших для христиан текстов – Символ веры, принятый в IV веке на Первом Вселенском Соборе. В нём кратко изложены основные догматические утверждения христианского учения. Однако, как и любой перевод, тем более – рукописный, в русском варианте он содержал в себе разночтения. Так, например, восьмой член Символа в богослужебных сборниках был переведён по-разному: «и в Духа Святаго, Истиннаго Животворящаго», «и в Духа Святаго, Господа, Истиннаго и Животворящаго».

Ещё в середине XVI Стоглавый собор постановил, что употребление слов «Господь» и «истинный» в этом тексте избыточно, однако не определил, какое именно нужно употреблять. Согласно реформе Никона, решено было оставить слово «Господь»: «и в Духа Святаго, Господа Животворящаго». Старообрядцы же не приняли этого исправления, обвиняя никониан, что те не признают Святого Духа истинным Господом. В текст Символа веры были внесены и другие незначительные исправления чисто грамматического характера, которые, однако вызвали ожесточённое неприятие приверженцев старого обряда.

Молитвы и возглашения

Подобного рода изменения были внесены во многие тексты богослужений, например, в «Херувимскую песнь». Сейчас этот текст по-церковнославянски выглядит так: «Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми». В старой редакции было: «Трисвятую песнь приносяще, всякую ныне житейскую отвержим печаль», «Яко Царя всех подымлюще, ангельскими невидимо дароносима чинми». То есть, как видно, незначительные изменения коснулись пяти слов.

Согласно реформе, принятое прежде двойное возглашение «аллилуии» (в переводе – «хвалите Бога»), заменялось на тройное, как символ догмата о Троице («Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе Боже»). Старообрядцы же полагают, что двойное возглашение и «слава Тебе, Боже» уже является символом догмата, потому как «слава Тебе, Боже» и «Аллилуиа» – синонимы.

Незначительные изменения внесла реформа и в главную великопостную молитву – Ефрема Сирина. Нынешний текст её таков: «Господи и Владыко живота (жизни) моего, дух праздности, уныния, любоначалия (властолюбия) и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко Благословен еси во веки веков.»

Дореформенный текст выглядел иначе – в первой строке вместо греха властолюбия стоял грех сребролюбия. Вероятно, это не случайно – именно из среды старообрядцев вышло знаменитое сословие русского купечества. Старообрядцы были вынуждены искать финансовой независимости, заниматься предпринимательством, ибо это давало им определённую автономность от преследующего их государства. Именно сочетание фанатичной набожности и предприимчивой деловитости было характерной чертой русского купца. Видимо, поэтому для них гораздо более очевидной была опасность впасть в грех сребролюбия, чем властолюбия.

Знаменательными для старообрядческой молитвы вещественными деталями являются лестовка и подручники. Лестовка (от слова «лествица», что значит — «лестница») – аналог чёток, также употребляющийся для совершения Иисусовой молитвы. Лестовка была распространена повсеместно в древней Руси, но в наше время сохранилась в основном в старообрядческой среде. Сделана она не в виде бусин, как привычные нам чётки, а в виде своеобразной мягкой лесенки, символизирующей духовное восхождение. Подручники же – небольшие тонкие квадратные подушечки или стёганые подстилки для головы и рук, которые используются при «метаниях» — земных поклонах, которых в старообрядческом богослужении весьма много. На лицевой стороне подручника обычно нашит орнамент в виде квадратов и кругов, число и расположение которых символично.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector