Серафим Саровский о молитве Иисусовой

Серафим Саровский о молитве Иисусовой

Серафим Саровский о молитве Иисусовой

«Бдите и молитеся, да не внидете в напасть»

«Бдите и молитеся, да не внидете в напасть», сказал Господь ученикам Своим. (Мф. 26:41)

«В чем застану, в том и сужу», – говорит Господь. Горе, великое горе, если застанет Он нас отягощенными попечением и печалями житейскими, ибо кто стерпит гнев Его и против лица Его кто станет!Вот почему сказано: «бдите и молитесь, да не внидите в напасть» (Мк.14:38), то есть да не лишитеся Духа Божия, ибо бдение и молитва приносит нам благодать Его.
Конечно, всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святого, но более всего дает молитва, потому что она всегда в руках наших, как орудие для стяжания благодати Духа. На нее всякому и всегда есть возможность. «Беседа преподобного Серафима с Н. А. Мотовиловым. О цели христианской жизни»

( О трезвении и молитве, апостасия и глобализация в мире, материалы, факты, видео, православные публикации. Святые Отцы о последних временах.)

    Лента
  • |Участники
  • |Фото 49
  • |Видео 71
  • |Мероприятия 0

Наставления преподобного Серафима Саровского об Иисусовой молитве

Преподобный Серафим Саровский заповедал новоначальным, согласно существовавшим обычаям в Саровской обители, непрестанно творить Иисусову молитву.

«При молитве – поучал блаженный старец, – внимай себе, т.е. собирай ум и соединяй его с душею. Сначала день, два и более твори эту молитву одним умом раздельно, внимая каждому слову особо. Когда Господь согреет сердце твое теплотою благодать Своея, и соединит тебя во един дух, тогда потечет в тебе эта молитва непрестанно, и всегда будет с тобою, наслаждая и питая тебя.434 Это-то и значат слова, сказанные пророком Исаиею: роса, яже о Тебе исцеление им есть (Ис. 26:19).

Когда же будешь содержать в себе эту пищу душевную, т.е. беседу с Господом, то зачем ходить по келиям братии, хотя кем и будешь призываем? Истинно сказываю тебе, что празднословие есть и празднолюбие. Если себя не понимаешь, то можешь ли рассуждать о чем и учить других? Молчи, непрестанно молчи; помни всегда присутствие Бога и имя Его.

Ни с кем не вступай в разговор, но вместе с тем остерегайся и осуждать разговаривающих и смеющихся. Будь в этом случае глух и нем. Что бы о тебе ни говорили, все пропускай мимо ушей. В пример себе можешь взять Стефана Нового, которого молитва была непрестанна, нрав кроток, уста молчаливы, сердце смиренно, дух умилен, тело с душею чисто, девство непорочно, нищета истинная и нестяжание пустынническое; послушание его было безропотливое, делание – терпеливо, труд – усерден. Сидя за трапезой, не смотри и не осуждай, сколько кто ест, но внимай себе, питая душу молитвою».435

Преподав это наставление новоначальному иноку, жизнь которого проходила в монастырских трудах, Преподобный воспрещал ему преждевременное безрассудное стремление к жительству умозрительному и к возвышенной молитве. «Всякому, – говорит он, – желающему проходить жизнь духовную, должно начать с деятельной жизни, а потом уже переходить к умозрительной, потому что без деятельной жизни в умозрительную придти невозможно. Деятельная жизнь служит к очищению нас от греховных страстей и возводит нас на степень деятельного совершенства, а тем самым пролагает нам путь к умозрительной жизни.

К сей могут приступать только очистившиеся от страстей и стяжавшие полное обучение в деятельной жизни, как это можно видеть из слов Священного Писания: блажени чистии сердцем яко тии Бога узрят (Мф. 5:8) и из слов святого Григория Богослова: к умозрению могут приступать только совершеннейшие по своей опытности (в деятельной жизни). К умозрительной жизни должно приступать со страхом и трепетом, с сокрушением сердца и смирением, со многим испытанием Святых Писаний и под руководством искусного старца, если только можно такового найти, а не с дерзостью и самочинием. Дерзостный и презорливый, 436 по словам Григория Синаита, не по достоинству своему взыскав (высокого духовного состояния), с кичением усиливается достигнуть его преждевременно. И опять: если кто мечтает по мнению достигнуть высокого состояния, а стяжал желание сатанинское, а не истинное, того диавол уловляет мрежами, как слугу своего».437

Преподобный Серафим считал, что всем инокам, не исключая и новоначальных, нужно проводить внимательную жизнь и упражняться в непрестанной молитве, которая делает инока причастником благодатных дарований и приближает к Богу. «Благодатные дарования, – говорил преподобный Серафим, – получают только те, которые имеют внутреннее делание и бдят о душах своих.438 Истинно решившиеся служить Богу, должны упражняться в памяти Божией и непрестанной молитве ко Господу Иисусу Христу, говоря умом: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Таковым упражнением, при охранении себя от рассеянности и при соблюдении мира совести, можно приблизиться к Богу и соединиться с Ним. Иначе как непрестанною молитвою, по словам св. Исаака Сирского, приблизиться к Богу мы не можем».439

Кроме приведенных слов, делателю Иисусовой молитвы могут быть весьма полезны следующие советы преподобного Серафима:

1) Чтоб лучше избегать рассеянности, преподобный советовал в Церкви стоять с закрытыми глазами и открывать их только тогда, когда будет одолевать сон. Тогда, советует преподобный, обращать взор к святым иконам, что служит возбуждением к молитве и охраняет от рассеянности.440

2) Желающему проводить внимательную жизнь преподобный Серафим советует не внимать посторонним слухам, от которых голова наполняется праздными и суетными помышлениями и воспоминаниями, не обращать внимания на чужие дела, не думать и не говорить о них; избегать собеседований, вести себя странником; встречающихся отцов и братий приветствовать поклоном молча и хранить себя от внимательного воззрения на них.441

Епископ Игнатий считал, что способы занятия умным деланием, предложенные священноиноком Дорофеем и преподобным Серафимом Саровским, тождественны со способом святого Иоанна Лествичника. Но способ Иоанна отличается особенною ясностию и определенностию. Признавая назидательность совета священноинока Дорофея и наставлений преподобного Серафима Саровского, епископ Игнатий предлагаем во всеобщее употребление не только живущим в монастырях, но и посреди мира способ умного делания св. Иоанна Лествичника. «Этот способ, – пишет он, – не может быть устранен: устранение его из молитвы было бы устранением из нее внимания, а без внимания молитва – не молитва. Она мертва! Она – бесполезное, душевредное, оскорбительное для Бога пустословие! Внимательно молящийся непременно молится более или менее этим способом. Если внимание умножится и усилится при молитве, непременно явится образ моления, предлагаемый божественным Иоанном. »Проси плачем, – говорит он, – ищи послушанием, толцы долготерпением: тако просяй приемлет и ищай обретает и толкущему отверзается (Мф. 7:8).442

Способы умного делания предложенные святыми отцами для безмолвников

Пред тем, как изложить учение святых отцов об умном делании, епископ Игнатий предупреждает читателя, что деятельное следование наставлениям, данным отцами для преуспевших, небезопасно для новоначальных: те, кто, поверхностно ознакомясь с предлагаемыми учениями, примет на себя делание, несвойственное себе, непременно понесет тяжкий душевный вред. В подтверждение этих слов Владыка ссылается на св. Григория Синаита, который в своем сочинении, написанном для преуспевшего безмолвника Лонгина, говорит: «Иное дело – безмолвия, и иное – общежития. Каждый, пребывая в том жительстве, к которому призван, спасается. И потому я опасаюсь писать по причине немощных, видя, что жительствуешь посреди их: ибо всякий, проходящий излишне усиленный подвиг молитвы от слышания или учения, погибает, как не стяжавший руководителя».443

Молитвы Серафиму Саровскому

Благословен народ, имеющий святых небесных заступников у престола Божия. Их молитвами охраняется Отечество, спасается множество людей. Именно таковым для России стал преподобный Серафим Саровский, духовные наставления которого и помощь актуальны на протяжении многих поколений. И в настоящее время по горячим молитвам к Серафиму Саровскому происходят чудеса исцеления от тяжких болезней, отступают греховные искушения и соблазны, изгоняется зло.

  • 27 июня – Собор Дивеевских святых
  • 1 августа – Обре́тение мощей. Собор Курских святых
  • 10 августа – Собор Тамбовских святых
  • 13 сентября (переходящая) – Собор Нижегородских святых
  • 15 января – Преставление, второе обре́тение мощей
  1. Житие Святого
  2. В чем помогают молитвы святому Серафиму Саровскому?
  3. Тексты молитв Серафиму Саровскому
  4. Тропарь, глас 4
  5. Кондак, глас 2
  6. Молитва первая
  7. Молитва вторая
  8. Молитва третья

Житие Святого

Родился Преподобный 19 июля в 1759 году в купеческом семействе Мошниных. Отца его звали Исидором, а мать – Агафьей. При крещении младенец получил имя – Прохор.

С ранних лет Господь охранял жизнь и здоровье юного христианина:

  • В младенчестве, упав с недостроенной колокольни, Прохор остался невредим.
  • В отрочестве по молитвам у чудотворной иконы Божьей Матери «Знамение» он был избавлен от тяжкой болезни. Страдающему недугом, Прохору было видение Царицы Небесной, пообещавшей посетить его вскоре еще раз и исцелить. С той поры молитвенное прославление Божией Матери стало для отрока постоянным.

После выздоровления Прохор продолжил усердное изучение церковной грамоты, каждый день читал Священное Писание. Ему нравилось находиться в храме, постоянно возносить сердечную молитву и непрестанно размышлять о Боге. Он предпочитал пребывать в уединении и в безмолвии.

Влечение к иноческой жизни крепло у отрока день ото дня. Мать не препятствовала стремлениям сына и, когда наступил момент, благословила его на путь монашества медным распятием, которое Преподобный носил на груди до конца своей жизни.

В 1778 году Прохор стал послушником в Саровской обители, настоятелем в которой был смиренномудрый иеромонах Пахомий, ставший для юноши наставником.

В свободное от служения время, Прохор уходил в лес, взяв благословение наставника. Там в уединении проводил время в чтении Иисусовой молитвы и в духовных размышлениях. Подвижничеством, усердием в молитве, желанием постоянно служить Богу Прохор обратил на себя внимание братии и старчества. В 1786 году им был принят постриг в монашество с именем – Серафим.

Преподобному неоднократно доводилось лицезреть Святых Ангелов, поющих вместе с братией в храме во время литургии. А в великий четверг он удостоился видения Господа Иисуса Христа, сопровождаемого Небесными Бесплотными Силами. Чудесные события усиливали желание подвижника к отшельничеству. Каждый вечер, после окончания трудов в обители, Серафим уходил в лес, где в одиночестве всю ночь творил молитвы и предавался богомыслию.

В 1794 году преподобный попросил у настоятеля иеромонаха Исаии благословения на пустынножительство и переселился в глухой лес за несколько километров от монастыря.

Диавол «мысленной бранью» старался повлиять на преподобного, добиться, чтобы он оставил подвиги, забыл о спасении души. Но с помощью Господа, защищаясь молитвою и крестным знамением, Серафим побеждал искусителя. Проиграв, враг рода человеческого задумал умертвить старца. Наслал на него разбойников, которые сильно избили святого, проломили ему голову, сломали рёбра. Но, не найдя для себя ничего ценного в келье, устыдились своего лиходейства.

Преподобный Серафим, с трудом добравшись до монастыря, отказался от врачебной помощи, вручив свою жизнь Господу Богу и Пречистой Божьей Матери. Богородица явилась старцу во сне, сопровождаемая Апостолом Петром и Иоанном Богословом. Она указала на него и произнесла: «Сей от рода Моего». В тот же день преподобный смог подняться с постели, а через 5 месяцев достиг полного выздоровления. После полученных травм старец остался сгорбленным, но простил разбойников и попросил их не наказывать.

После смерти настоятеля обители, преподобный принял обет молчания, отрешившись от всех житейских помыслов. В 1825 году Пресвятая Богородица явилась к нему в сновидении и велела выйти из затвора. Теперь Серафиму предстояло взойти на высшую ступень монашества – старчество.

К этому времени иеромонах получил от Господа дар прозорливости и чудотворения и давал страждущим советы, исполненные мудрости и добра.

Чистая душа Серафима Саровского была взята к Престолу Господа Вседержителя 2 января 1833 года во время молитвы. Старца нашли коленопреклоненным перед иконой Божией Матери «Умиление».

26 января 1903 года по определению Святейшего Синода иеромонах Серафим был причислен к лику святых.

Незадолго до кончины старец говорил, что, когда его не станет, нуждающиеся в его помощи смогут приходить к нему «на гробик» и делиться своими проблемами. Он сказал: «Для вас я живой есть и буду вовеки!». И по сей день миллионы людей каждодневно обращаются к Серафиму Саровскому с молитвами о помощи в делах житейских и в более серьезных проблемах.

В чем помогают молитвы святому Серафиму Саровскому?

К помощи преподобного прибегают в различных ситуациях. Ищущие спасения души, просят просветить их сердце Святым Духом. Девицы молятся о благополучном замужестве, о любви и взаимопонимании в семье.

Помимо этого, преподобный Серафим Саровский помогает:

  • укрепить веру в Бога;
  • преодолеть физические недуги;
  • устроиться на хорошую работу;
  • защититься от врагов;
  • устранить бытовые неурядицы;
  • обрести духовную гармонию;
  • избавиться от греха уныния, гордыни;
  • упрочить супружеские отношения.

По молитвам святого Серафима Саровского даруется здравие болящим. Получая просимое, стоит задуматься, для чего было послано испытание. Возможно для того, чтобы научить нас терпению.

По советам Святого Серафима, вознося молитвы, нужно вникать в смысл каждого слова, соединяя душу с разумом. Тогда постепенно Господь отогреет сердце, молитвы начнут приносить радость, напитывать душу.

Тексты молитв Серафиму Саровскому

Тропарь, глас 4

От ю́ности Христа́ возлюби́л еси́, блаже́нне,/ и Тому́ Еди́ному рабо́тати пла́менне вожделе́в,/ непреста́нною моли́твою и трудо́м в пусты́ни подвиза́лся еси́,/ умиле́нным же се́рдцем любо́вь Христо́ву стяжа́в,/ избра́нник возлю́блен Бо́жия Ма́тере яви́лся еси́./ Сего́ ра́ди вопие́м ти:// спаса́й нас моли́твами твои́ми, Серафи́ме, преподо́бне о́тче наш.

Перевод: От юности ты возлюбил Христа, блаженный, и, Ему Одному служить пламенно возжелав, непрестанною молитвою и трудом в пустыни подвизался, и умиленным сердцем любовь Христову стяжав, избранником возлюбленным Божией Матери явился. Потому мы взываем тебе: «Спасай нас молитвами твоими, Серафим, преподобный отче наш!»

Кондак, глас 2

Ми́ра красоту́ и я́же в не́м тле́нная оста́вив, преподо́бне,/ в Саро́вскую оби́тель всели́лся еси́,/ и та́мо а́нгельски пожи́в,/ мно́гим путь был еси́ ко спасе́нию,/ сего́ ра́ди и Христо́с тебе́, о́тче Серафи́ме, просла́ви/ и да́ром исцеле́ний и чуде́с обогати́./ Те́мже вопие́м ти:// ра́дуйся, Серафи́ме, преподо́бне о́тче наш.

Перевод: Мира красоту и все, что в нем тленного, оставив, преподобный, в Саровскую обитель ты вселился и, там ангельски пожив, стал для многих путем ко спасению. Оттого и Христос тебя, отче Серафим, прославил и даром исцелений и чудес обогатил. Потому мы взываем тебе: «Радуйся, Серафим, преподобный отче наш!»

Молитва первая

О, пречу́дный о́тче Серафи́ме, вели́кий Саро́вский чудотво́рче, всем прибега́ющим к тебе́ скоропослу́шный помо́щниче! Во дни земна́го жития́ твоего́ никто́же от Тебе́ тощ и неуте́шен оты́де, но всем в сла́дость бысть ви́дение ли́ка твоего́ и благоуве́тливый глас слове́с твои́х. К сим же и дар исцеле́ний, дар прозре́ния, дар немощны́х душ врачева́ния оби́лен в тебе яви́ся. Егда́ же призва́ тя Бог от земны́х трудо́в к Небе́сному упокое́нию, николи́же любы́ твоя́ преста́ от нас, и невозмо́жно есть исчи́слити чудеса́ твоя́, умно́жившася, я́ко зве́зды небе́сныя: се бо по всем конце́м земли́ на́шея лю́дем Бо́жиим явля́ешися и да́руеши им исцеле́ния. Те́мже и мы вопие́м ти: о прети́хий и кро́ткий уго́дниче Бо́жий, дерзнове́нный к Нему́ моли́твенниче, николи́же призыва́ющия тя отрева́яй! Вознеси́ о нас благомо́щную твою́ моли́тву ко Го́споду сил, да да́рует нам вся благопотре́бная в жи́зни сей и вся к душе́вному спасе́нию поле́зная, да огради́т нас от паде́ний грехо́вных и и́стинному покая́нию да научи́т нас, во е́же безпреткнове́нно вни́ти нам в ве́чное Небе́сное Ца́рство, иде́же ты ны́не в незаходи́мей сия́вши сла́ве, и та́мо воспева́ти со все́ми святы́ми Живонача́льную Тро́ицу во ве́ки веко́в. Аминь.

Молитва вторая

О, вели́кий уго́дниче Бо́жий, преподо́бне и богоно́сне отче наш Серафи́ме! При́зри от го́рния сла́вы на нас, смире́нных и немощны́х, обремене́нных грехми́ мно́гими, твоея́ по́мощи и утеше́ния прося́щих. Прини́кни к нам благосе́рдием твои́м и помози́ нам за́поведи Госпо́дни непоро́чно сохраня́ти, ве́ру правосла́вную кре́пко содержа́ти, покая́ние во гресе́х на́ших усе́рдно Бо́гу приноси́ти, во благоче́стии христиа́нстем благода́тно преуспева́ти и досто́йным бы́ти твоего́ о нас моли́твеннаго к Бо́гу предста́тельства. Ей, свя́тче Бо́жий, услы́ши нас, моля́щихся тебе́ с ве́рою и любо́вию, и не пре́зри нас, тре́бующих твоего́ заступле́ния: ны́не и в час кончи́ны на́шея помози́ нам и заступи́ нас моли́твами твои́ми от зло́бных наве́тов диа́вольских, да не облада́ет на́ми тех си́ла, но да сподо́бимся по́мощию твое́ю насле́довати блаже́нство оби́тели ра́йския. На тя бо упова́ние на́ше ны́не возлага́ем, О́тче благосе́рдый: бу́ди нам вои́стину ко спасе́нию путево́ждь и приведи́ нас к невече́рнему свету жи́зни ве́чныя богоприя́тным предста́тельством твои́м у Престо́ла Пресвяты́я Тро́ицы, да сла́вим и пое́м со все́ми святы́ми достопокланя́емое и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва третья

О, преподо́бне о́тче Серафи́ме! Вознеси́ о нас, рабе́х Бо́жиих (имена), благомо́щную твою́ моли́тву ко Го́споду сил, да да́рует нам вся благопотре́бная в жи́зни сей и вся к душе́вному спасе́нию поле́зная, да огради́т нас от паде́ний грехо́вных и и́стинному покая́нию да нау́чит нас, во е́же безпреткнове́нно вни́ти нам в ве́чное Небе́сное Ца́рство, иде́же ты ны́не в незаходи́мей сия́еши сла́ве, и та́мо воспева́ти со все́ми святы́ми Живонача́льную Тро́ицу во ве́ки веко́в.

В чем помогает Серафим Саровский и о чем просят святого?

Великий молитвенник земли Русской, святой преподобный Серафим Саровский имеет дерзновение испрашивать у Бога помощи нам, простым людям. Об этом говорит и вся его праведная жизнь, и светлая кончина, и чудеса, происходившие уже после его смерти. Еще до его официальной канонизации в народе верили в молитвы батюшки Серафима и прибегали к его помощи в трудных жизненных ситуациях.

Так, о чем просят Серафима Саровского в своих молитвах?

В чем помогает Серафим Саровский: дар исцеления

Еще при жизни батюшки Серафима после долгих его подвигов и трудов, когда, наконец, он по повелению Царицы Небесной вышел из затвора и стал принимать людей, приходящие к нему стали замечать, что старец обладает особыми дарами.

Одним из них был дар исцеления. К преподобному приходили люди совершенно разных сословий – и крестьяне, и дворяне, и военные. Были и те, кто, отчаявшись в медицинской помощи и истратив немалые средства на врачей, решил обратиться к старцу Серафиму.

Каждый, кто приходил к батюшке, уходил утешенным, получая огромную духовную пользу. Но те, кто страдал тяжкими болезнями или непонятными недугами (что врачи, порой, затруднялись даже диагноз поставить) – уходили радостными вдвойне. Они получали исцеление по молитве старца Серафима, и часто это кардинальным образом меняло всю их последующую жизнь!

О многих случаях исцеления сохранились свидетельства в виде писем, записок и других документов, и все они вошли в изданные книги, включающие житие батюшки Серафима.

Случаи молитвенной помощи и исцелений на могилке преподобного, послужили одним из оснований для канонизации, состоявшейся в 1903 году.

Продолжаются чудеса исцеления на мощах батюшки и его источнике и в наши дни, и об этом ведутся хроники в Серафимо-Дивеевском монастыре. Особой популярностью в народе пользуется святой родник Серафима Саровского недалеко от Дивеева.

Молитва Серафиму Саровскому об исцелении

Как же правильно помолиться святому? Именно этот вопрос волнует тех, кто ищет исцеления от своих болезней, разуверившись даже в современной медицине.

Молиться батюшке Серафиму можно имея страдание от любой болезни, или даже находясь в другой нужде. Например, просить помощи о заступничестве за детей, об устройстве на работу и многом другом. Но с другой стороны, в народе уже давно было подмечено, что чаще всего к преподобному прибегают те, кто страдает всевозможными болезнями ног и суставов, позвоночника и головными болями.

И это неспроста. Читая житие батюшки Серафима, мы можем увидеть, что именно эти болезни испытывал и святой. От многотрудных подвигов и стояния на камне у батюшки стали сильно болеть ноги. А еще ему довелось испытать на себе нападение разбойников, которые жестоко били святого по голове и спине – так, что он потом долго болел и выздоравливать стал лишь после исцеления, полученного от Самой Богородицы. Но даже после этого на всю жизнь он остался сгорбленным в спине и ходил, опираясь на мотыгу или посох.

Так вот, случаев, когда у людей проходили боли в спине, и исцелялись ноги – огромное количество! Люди молились и у мощей святого и на его источнике – и получали исцеление.

Читайте также  Молитвы в новолуние на любовь

Молитва Серафиму Саровскому о здравии

Как молиться Серафиму Саровскому?

Молитвы батюшке Серафиму есть в обычных молитвословах в разделе «разные молитвы». Но кроме текста молитвы желательно еще иметь и икону Серафима Саровского, чтобы обращаться к нему как бы зрительно. О том, какие бывают иконы Серафима Саровского, а также о его портретах, у нас на сайте была интересная статья.

В зависимости от вашей нужды, вы можете взять за правило читать молитву батюшке Серафиму каждый день. Если же чувствуете нужду в более сильной молитве, возьмитесь читать акафист Серафиму Саровскому.

Акафист – это особое молитвенное правило, составленное из кондаков и икосов, и заканчивающееся молитвами святому. Акафисты, как правило, читают накануне праздника – дня чествования святого, или когда хотят сугубо помолиться святому. Сам батюшка Серафим при жизни часто читал акафисты Господу, Богородице и разным святым, и тому есть свидетельства очевидцев.

Бывает, что обстоятельства требуют от нас весьма серьезного молитвенного правила. В такие моменты некоторые берут на себя «малый подвиг» и читают акафист 40 дней подряд.

Если вы находитесь именно в такой ситуации и ищите помощи у батюшки Серафима, то также можете читать акафист Серафиму Саровскому ежедневно в течение 40 дней. Кого смущает такое правило, может подкрепить свое решение благословением священника вашего храма.

Молитва Серафиму Саровскому от бесовщины

Краткое молитвенное правило Серафима Саровского

Когда заходит речь о молитве Серафиму Саровскому, многих интересует не только молитва святому, но и то правило, которое он давал мирянам. О том, что такое правило существовало, мы можем прочитать в житие батюшки.

«Многие, приходя к о. Серафиму, сетовали, что они мало молятся Богу, и не всегда читают даже необходимые дневные молитвы. Иные говорили, что делают это по безграмотности, другие – по недосугу. О. Серафим завещал таким людям следующее молитвенное правило:

“Вставши от сна, всякий христианин, став пред св. иконами, пусть прочитает молитву Господню: Отче наш – трижды; в честь Пресвятой Троицы, потом песнь Богородице: Богородице, Дево, радуйся – также трижды и, наконец, Символ веры: Верую во Единаго Бога – единожды.

Совершив это правило, всякий христианин пусть занимается своим делом, на которое поставлен или призван. Вовремя же работы дома или на пути куда-нибудь пусть читает тихо: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго или грешную; а если окружают его другие, то, занимаясь делом, пусть говорит умом только это: Господи, помилуй и продолжай до обеда.

Пред самым же обедом пусть совершает вышепоказанное утреннее правило. После обеда, исполняя своё дело, всякий христианин пусть читает также тихо: Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго, и это пусть продолжает до самого сна.

Когда случится ему проводить время в уединении, то пусть читает он: Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешнаго или грешную.

Отходя же ко сну, всякий христианин пусть опять прочитает вышепоказанное утреннее правило, т.е. трижды «Отче наш», трижды Богородице и однажды «Символ веры». После того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением”.

Молитвенное правило Серафима Саровского для мирян

Наставления Серафима Саровского мирянам

При жизни к Серафиму Саровскому приходило много страждущих, ищущих наставлений. И они обязательно получали его. Но были и те, кто от всего сердца хотел узреть батюшку своими глазами и услышать его голос даже не имея каких-то серьезных проблем. Но даже для них старец находил слова утешения, давая общие советы, которые помогали всем, вне зависимости от жизненных обстоятельств.

И самое главное, по мнению батюшки – это должна была быть каждодневная память о Боге. Для этого он рекомендовал непрестанно призывать в сердце имя Божие, повторяя молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго».

“В этом да будет,- говорил он, – всё твоё внимание и обучение! Ходя и сидя, делая и в церкви до начала богослужения стоя, входя и исходя, сиё непрестанно содержи на устах и в сердце твоём. С призыванием таким образом имени Божия ты найдёшь покой, достигнешь чистоты духовной и телесной и вселится в тебя Св. Дух, Источник всех благ, и управит Он тебя во святыне, во всяком благочестии и чистоте”.

В завершение статьи хотелось бы лишний раз напомнить о сердечности святого. Будучи великим молитвенником, добровольно взявшим на себя большое количество подвигов ради Христа, он тем паче понимал слабую природу человеческую и нерешительность большинства людей. Потому и давал такое молитвенное правило, которое действительно было многим по силам.

Об Иисусовой молитве

Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.

Смотрите также

1. Слово об Иисусовой молитве
Жил в Константинополе юноша Георгий лет двадцати. Однажды познакомился он с некоторым иноком из Константинопольского монастыря и сказал, что хочет спастись, и имеет сильное желание стать иноком. Старец одобрил это намерение и дал прочитать книгу св. Марка подвижника. Юноша прочитал эту книгу несколько раз и из всего, содержащегося в этой книге, выбрал себе в руководство только три главы, которые решил исполнять с особым вниманием. Первая: «Если хочешь исцеления душе твоей, храни совесть свою чистою, чтоб она ни в чем не обличала тебя». Вторая: «Чтобы получить благодать Св. Духа, нужно усердное исполнение заповедей Божиих». Третья: «Кто молится только устами, и не стяжал еще разума духовного, и не умеет молиться умно, тот подобен слепцу, который вопиял: «Сыне Давидов, помилуй мя!». Эти три главы по душе были молодому человеку и он принял извещение в сердце своем, что если будет внимательно слушать свою совесть, то насладится дарами Духа Святого и увидит Господа. Сильное желание увидеть неизреченную красоту Господню, уязвило его сердце. В один вечер, когда исполнял он молитвенное правило, данное ему старцем, совесть сказала ему: «Сотвори и еще другую такую же молитву и другие поклоны». С того времени он уже никогда не ложился спать прежде, чем не исполнит всего, о чем говорила ему совесть, веруя, что Сам Бог говорил ему чрез неё. В один вечер, когда он, внезапно осенил его умный свет Божественный. Будучи пленен таким видением, юноша забыл себя и не понимал: на земле ли он, или на воздухеи сам он весь изменился, был проникнут тем Божественным действием, и исполнен радости неизреченной, которая не отходила от него и тогда, когда он пришел в себя. Всю эту ночь не спал он. После этого сладость умиления не отходила уже от сердца его, и отгоняла от него всякий мирской и плотский помысл. Он стал ко всем вещам бесчувствен до того, что сон и пища не приходили ему на ум, и он проводил в посте и бдениях многие дни.

Итак, как показывает нам эта поучительная история, и юность не вредит, когда она исполнена страха и вожделения Божественного, и жизнь среди мира в самом шумном городе не помешает нам творить заповеди Божии и преуспеть в жизни духовной, если только имеем усердие.

Св. Симеон Новый Богослов об образах Иисусовой Молитвы
Для обучения этой молитве важно найти для себя тихое и спокойное место, дыхание сделать не глубоким, отвлечься от всего суетного и стараться держать ум в сердце. Возможно, по началу будет не получатся, но затем если проявить усердие и терпение в этом деле, то получим непрестанное веселие и ум увидит себя в сердце светлым исполненным благоразумия и рассуждения. И откуда бы потом не возник и не явился какой помысел, прежде чем войдет он в сердце и изобразится в нем, будет отгонять его именем Иисусовым, говоря: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий помилуй мя».

Св. Григорий Синаит об образах Иисусовой Молитвы
Действие умной Иисусовой молитвы в сердцах осуществляется разным образом, иногда ум прилепляется к Господу в сердце, иногда действие молитвы, само привлекает ум в сердце и привязывает его к призыванию Господа Иисуса. Слова молитвы: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя!». Удобно начинающему, по причине отсутствия опыта в этом деле. Говорить их в уме только,или звуком голоса. Когда нападают помыслы и отвлекают от молитвы, самому своим оружием не получится бороться с ними. Нужно призывать терпеливо Имя Иисусово и отбегут.

Преподобные Каллист и Игнатий о молитве Иисусовой
В начале каждого дела нужно молиться Господу и сладчайшее Имя Его носить всегда в сердце, в уме и в устах. Во время, когда нет в нас такого призывания, происходит с нами нечто злое, когда оно в нас есть, все сопротивное отгоняется. И так, все труды свои обратим на то, чтобы утвердиться в этом непрестанной молитве, разрушительного для всякого зла, и созидательного для всякого добра. Правило для этого делания следующее: «Сядь в уединенном месте и, собрав ум, введи его путем дыхания в сердце, и остановившись там вниманием, взывай непрестанно: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного! Так делай до тех пор, пока к сердцу привьется это призывание и станет непрерывным».

Св. Златоуст о молитве Иисусовой
Должно всякому иноку и даже мирянину непрестанно вопить: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного! Имя Господа Иисуса Христа, сходя в глубину сердечную, смирит змия пагубного, душу же спасет и оживотворит. Пребудем же непрестанно в призывании Имени Господа Иисуса, чтобы сердце поглотило Господа.

Схимонах Василий о молитве Иисусовой
«Затвори ум твой во внутренней клети сердечной, и тогда насладишься покоем от злых помыслов, и вкусишь радости духовной, приносимой умною Иисусовою молитвою и вниманием сердечным».

Серафим Саровский о молитве Иисусовой
Истинно решившиеся служить Господу Богу должны упражняться в памяти Божией и непрестанной молитве ко Иисусу Христу, говоря умом: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного! В часы же послеобеденные можно говорить сию молитву так: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Богородицы помилуй мя грешного! Или же прибегать к Пресвятой Богородице, молясь: Пресвятая Богородице, спаси мя грешного! Или же говорить поздравление ангельское: Богородице Дево, радуйся. Таковым упражнением, при охранении себя от рассеяния ,можно приблизиться к Богу и соединиться с Ним.

Старец Димитрий, 2-й строитель Саровский о молитве Иисусовой
Ничтоже тако досаждает бесам и опаляет их, якоже молитва Иисусова

Отец Феодор Санаксарский о молитве Иисусовой
Каждому человеку необходимо, тем более монаху, пребывать в постоянной молитве, по апостольскому слову: «Непрестанно молитеся, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити». Также сказал Сам Господь : «Молитеся, да не внидете в напасть». Заповедуя постоянную молитву, апостол разумеет умную, а не только словесную, так как двойственна есть молитва: одна словесная, другая же умная.

Авраамий Некрасов протоиерей Арзамасский о молитве Иисусовой
Без скорбей нет спасения. Ни на минуту нельзя оставить оружия духовного-молитвы. Спаситель увещавает: «Бдите и молитеся, да не внидете в напасть». Значит напасти посещают нас, когда мы не молимся. Не можешь много поститься и предстоять на молитве, так надо упражняться в умной и сердечной молитве. Прежде всего надо воздерживаться от празднословия и осуждения.

Слово других Отцов о молитве Иисусовой
Многие, пребывая в страстях, даже не пытаются стяжать ь Иисусову молитву. Сердцу, в котором живут страсти невозможно стяжать благодати. Поэтому, постараемся прежде очиститься от страстей, и потом уже будем надеяться получить лучшее. Прежде чем заниматься Иисусовой молитвой, необходимо получить от Бога прощение прегрешений и отвергнуть от себя ярость и похоть. Тогда Сам Бог будет Учителем в этой молитве. Сердечная молитва является Великим и очень редким даром Божиим. Конечно, одна молитва Иисусова, без исполнения заповедей не может быть.

Афонское благословение © 2021. Все права защищены.

Молитвы Серафиму Саровскому

Здесь представлены все православные молитвы Серафиму Саровскому, и молитвы, которые читал сам Серафим Саровский.

Выберите нужное из меню:

  • Сильные молитвы :
    • Об исцелении и здравии
    • О любви и замужестве
    • О помощи в делах и удаче
    • О хорошей торговле и удаче в денежных делах
    • Всемилостивая молитва Богородице
  • На каждый день :
    • Утренние молитвы
    • Вечерние молитвы

Все молитвы подряд:

Молитва Серафиму Саровскому об исцелении и здравии

О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче!

Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отыде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих.

К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися.

Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любовь твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя, уможившаяся, яко звезды небесныя:

се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления.

Темже и мы вопием ти:

о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй, вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу Сил, да укрепит державу нашу, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная,

да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу до скончания века.

Молитва Серафиму Саровскому о любви и замужестве

О великий угодниче Божий, преподобне и Богоносне отче наш Серафиме!

Призри от Горния славы на нас, смиренных и немощных, обремененных грехми многими, твоея помощи и утешения просящих.

Приникни к нам благосердием твоим и помози нам заповеди Господни непорочно сохраняти, веру Православную крепко содержати, покаяние во гресех наших усердно Богу приносити, во благочестии христианстем благодатно преуспевати и достойным быти твоего о нас молитвеннаго к Богу предстательства

Ей, святче Божий, услыши нас, молящихся тебе с верою и любовию, и не презри нас, требующих твоего заступления;

ныне и в час кончины нашея помози нам и заступи нас молитвами твоими от злобных наветов диавольских, да не обладает нами тех сила, но да сподобимся помощию твоею наследовати блаженство обители райския.

На тя бо упование наше ныне возлагаем, отче благосердый, буди нам воистинну ко спасению путевождь и приведи нас к невечернему свету жизни вечныя богоприятным предстательством твоим у Престола Пресвятыя Троицы,

да славим и поём со всеми святыми достопокланяемое Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков.

Молитва Серафиму Саровскому о помощи в делах и удаче

О преподобне отче Серафиме!

Вознеси о нас, рабех Божиих (имена), благомощную твою молитву ко Господу сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная,

да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков.

Молитва Серафиму Саровскому о хорошей торговле и удаче в денежных делах

О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче!

Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отыде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих.

К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися.

Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любовь твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя, уможившаяся, яко звезды небесныя:

се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления.

Темже и мы вопием ти:

о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй, вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу Сил, да укрепит державу нашу,

да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу до скончания века.

Всемилостивая молитва Серафима Саровского Богородице

Всемилостивая Владычице моя, Пресвятая Госпоже, Вспепречистая Дево Богородице Марие, Мати Божия!

Несумненная и единственная надеждо моя!

Не гнушайся мене, не отвергай мене, не остави мене, не отступи от мене.

Заступи, попроси, услыши.

Виждь, Госпоже, помози, прости, прости, Пречистая!

Православная Жизнь

Преподобный Серафим Саровский использовал не только «духовное лекарство», но часто самые простые вещи, возвращавшие людям радость и смысл жизни.

«Прекрати богомоление, обуйся и сними с себя вериги!»

Однажды к преподобному Серафиму пришел какой-то босой странник из Киева. Св. Серафим в это время жал голыми руками осоку, но, как увидел гостя, прекратил работу и сказал страннику:

— Оставь избранный тобою путь: прекрати богомоление, обуйся и сними с себя вериги. Тебе нужно срочно возвратиться домой, без тебя очень тоскуют жена, мать и дети!

Под одеждой странника вериг не было видно, но св. Серафиму и не нужно было видеть, чтобы знать о подвигах, которые нес этот человек, а также об унынии и тоске, в которых пребывали его родные из-за самовзятых подвигов. Предваряя вопрос странника, — чем бы еще богоугодным заняться ему по возвращении домой, старец объяснил:

— Думаю, что весьма хорошо торговать-то хлебом, у меня же есть знакомый купец в Ельце, тебе стоит только прийти к нему поклониться и сказать, что тебя прислал к нему убогий Серафим, он тебя и примет в приказчики.

Позже, рассказывая о встрече с преподобным, странник признался, что действительно раньше торговал хлебом. А потом, чтобы «угодить Богу», бросил семью и стал босиком ходить по монастырям. После разговора с преподобным человек вернулся к своей мере – семье и делу.

Все становится несносным

Чувство уныния, которое в свое время испытал и сам св. Серафим, он описывал так:

«Бывает иногда человек в таком состоянии духа, что, кажется ему, легче бы ему было уничтожиться или быть без всякого чувства и сознания, нежели долее оставаться в этом безотчетно-мучительном состоянии.

Надобно спешить выйти из него. Блюдись от духа уныния, ибо от сего рождается всякое зло… происходят тысячи искушений: смущение, ярость, хула, жалоба на свою участь, развращенные помыслы, переселения из места в место. Несносным становится и место жительства, и живущие с ним…

Душа убегает людей, как виновников ее смущения; и не понимает, что причина болезни внутри ее: душа, исполненная печали, делаясь как бы безумной и исступленною, не может спокойно принимать благого совета, ни кротко отвечать на предлагаемые вопросы».

Чтобы преодолеть уныние, святой Серафим советовал обратиться к своему внутреннему «я», искать «смиренномудрие сердца», то есть стараться относиться к происходящему в жизни, ее проблемам как к воле Божией, тихо принимать ее, не гадая мучительно – что, да почему?

А бывает, что уныние возникает от праздности, когда душа не может найти себя, свое настоящее место, дело. Тогда св. Серафим советовал занять себя чем-то добрым и полезным.

Хлеб под подушкой

Когда преподобный Серафим хотел помочь унывающим сестрам Дивеевской общины, говорил, чтобы они ели вволю. А еще советовал, когда отправляются на разные послушания, брать с собой хлеб. Даже на ночь под подушку старец велел класть хлеб. Такие маленькие «утешения», идущие, порой, в формальный разлад с правилом монастырей (есть только в час трапез), св. Серафим считал вполне допустимыми, если они давали пользу душе, ведь не человек для правила, а правило для человека, а дороже души в человеке ничего нет.

Если свеча падала

Старец чувствовал состояние души человека, который принес свечу. Если свеча падала, значит, человек сильно унывал или решился на серьезный грех. Тогда старец становился на колени и молился. Горя-то у всех своего было достаточно: не хватало только тепла Божия. И св. Серафим утешал. Когда он жил и принимал народ в монастыре, многие монахи возмущались, что приходящие нарушают тишину, правила, отвлекают от молитвы. Старец на все претензии отвечал:

Читайте также  Молитва на улучшение торговли и привлечения покупателей

— Положим, что я затворю двери моей кельи. Приходящие к ней, нуждаясь в слове утешения, будут заклинать меня Богом отворить двери и, не получив от меня ответа, с печалию пойдут домой… Какое оправдание я могу принести Богу на Страшном суде Его?

Тоска по мужу

Анна Петровна Еропкина в 17 лет вышла замуж. Преподобный Серафим ей не советовал этого делать, но она не послушалась. Через три месяца после свадьбы ее муж заболел и умер. Молодая вдова впала в тоску, с каждым днем на душе становилось все темнее, все чаще стали посещать мысли о самовольном уходе из жизни.

Дядя ее уговорил поехать к старцу и все ему рассказать. Св. Серафим понял, что ее терзает не только факт смерти любимого человека, но и то, что он не успел перед смертью причаститься. Старец объяснил Анне, что не всегда те, кто причащаются, оказываются с Богом, и наоборот:

«Не сокрушайся об этом, радость моя, не думаю, что из-за этого одного погибнет его душа. Бог только может нас судить. Бывает иногда так: здесь, на земле, и приобщаются, а у Господа остаются неприобщенными!»

Он посоветовал ей молиться за мужа и подавать милостыню. После общения с преподобным тоска оставила ее душу. Со временем Анна приняла монашество.

Иногда достаточно себе запретить

Если человек унывал из-за некоего уже совершенного действия, считая его непоправимым, святой Серафим рассказывал ему случай из жизни одного монаха.

Монах этот однажды серьезно согрешил. Его начали смущать мысли, что грех никогда не будет прощен, и что он никогда не сможет его исправить. Пришло уныние, а потом и отчаяние. Но тут вдруг монах словно увидел, как его ум заполоняют отчаянные мысли, резко прервал их ход и решил до конца дней каяться в своем грехе и «заглаживать» его добрыми делами. Уныние тут же отступило. Господь открыл его духовную борьбу и победу в ней одному из святых старцев того монастыря и велел высказать уважение этому монаху и поставить его в пример унывающим от своих грехов иноков.

Преподобный Серафим также любил вспоминать слова святого Варсонофия Великого:

— Если не предашься унынию и нерадению, то сможешь прославить Бога, и Он переменит твою участь из небытия в бытие, то есть из грешника в праведника.

Все будем немножко болеть

Часто до уныния доводит долгая болезнь или сильная боль – здесь и до отчаяния недалеко. Сестра Мария из Дивеева вспоминала: «Однажды, глухая и слабая, вдруг вижу, что в келье сделалось светло. Входит батюшка Серафим и говорит:

— Ну вот, матушка, слезы и вопли твои заставили меня прийти к тебе: ты больна и ни в чем не находишь утешения; и вот я пришел.

Он взял обеими руками мою больную голову, приподнял и перекрестил ее.

– Ну вот, матушка, – сказал он, – я, собственно, для тебя и приходил, чтобы исцелить тебя. Головке будет легче, но совсем не выздоровеет.

– Да как же, батюшка, – говорю, – нет, уж исцели до конца.

– Нет, матушка, не на пользу нам. Все будет немножко болеть.

После этого явления ко мне батюшки я стала видимо поправляться: голова прошла, но изредка болела».

«Меня дома нет»

Чиновник из Нижнего Новгорода долго не мог попасть на прием к старцу. Когда он стучался, то преподобный отвечал:

— Меня дома нет, мне не время.

Таким образом он поставил чиновника на место людей, которые приходят к нему на прием по пять раз и долго не могут быть принятыми. Приходящие недоумевают, унывают и раздражаются. Потом святой Серафим пояснил:

– Я говорил вам через двери, что ваши-то люди и говорят приходящим к вам по нуждам своим: “Барина дома нет!”, “Ему не время!” Ведь этим отказом прогневляя ближних, вы прогневляете Самого Бога!

Он принял чиновника радостно и приветливо, а этот урок гость запомнил на всю жизнь.

Нет нам дороги унывать!

Один монах в Сарове очень унывал. Он рассказал о своем состоянии другому брату. После вечерней службы оба вышли прогуляться и встретили преподобного Серафима. Святой их благословил и неожиданно радостно запел:

— Радости мое сердце исполни, Дево, яже радости приемшая исполнение, греховную печаль потребляющие (Троп. из канона Богородице).

Потом старец топнул ногой и добавил:

— Нет нам дороги унывать; ибо Христос все победил, Адама воскресил, Еву свободил, смерть умертвил!

Его радость передалась унывающему брату, и монахи в мирном духе возвратились в монастырь.

«Такой я веселый был!»

Монахиня Капитолина (Ксения Васильевна) вспоминала, как ей говорил преподобный Серафим:

— Вот я как поступил в монастырь-то, матушка, на клиросе тоже бывал; и такой веселый-то был, радость моя! Бывало, как ни приду на клирос-то, братия устанут; ну и уныние нападет на них, и поют-то уж не так, а иные и вовсе не поют. Все соберутся, а я и веселю их; они и усталости не чувствуют! Ведь дурное что говорить ли, делать ли – нехорошо, и в Храме Божием не подобает. А сказать слово ласковое, приветливое да веселое, чтобы у всех пред лицом Господа дух всегда весел, а не уныл был – вовсе не грешно, матушка.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector