Путь умного делания молитва Иисусова Николай новиков

Путь умного делания молитва Иисусова Николай новиков

Путь умного делания молитва Иисусова Николай новиков

О молитве Иисусовой. Аскетический трактат

Содержание

Слово к читателю

Дорогие братья и сестры!

Вам предстоит знакомство с книгой, открывающей далекие горизонты труднейшего пути – пути молитвенного подвига. Эта скромная по объему, но предельно насыщенная напряженной духовной мыслью работа поможет многим жаждущим встать на этот спасительный путь, выстоять в тяжелой духовной битве.

Ценность этой книги состоит в том, что автор раскрывает свой личный незаурядный опыт, через который оживает перед нами древнейшая православная традиция, уже две тысячи лет возводящая людей от земли к Небу. Мне довелось за свою жизнь многое прочитать на эту тему и я должен отметить, что в данной работе мы встречаем некоторые весьма важные аспекты молитвенной практики, на которые указывается впервые.

Путь внутреннего делания открыт и для монаха, и для мирянина, открыт для любого сердца, искренне устремленного к Богу. Особо важным становится изучение молитвенного пути в наше время, когда человек все крепче прирастает к земле, все менее способен к горним порывам.

Нет сомнений, что эта книга, с такой любовью написанная истинным подвижником, проникнутая столь горячим сочувствием к иноческому подвигу, а после утраты рукописи с пониманием и тщанием восстановленная его последователями, послужит целебной духовной пищей для всех алчущих Истины. Да почиет благословение Божие на сем труде.

Протоиерей Георгий Бреев, духовник города Москвы, настоятель храмов иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно и Рождества Богородицы в Крылатском

От издателей

Перед вами работа, написанная в конце 50-х годов архиепископом Антонием (Голынским-Михайловским) – монахом-подвижником, опытно прошедшим путь молитвенного подвига. То было время, когда в нашей стране царил абсолютный дефицит духовной литературы и подобные тексты были редкостью даже в «самиздате». Но думается, что и сегодня, при всей доступности аскетических писаний, этот труд может быть полезен тем, кто движим стремлением приобщиться к молитвенному опыту отцов Православной Церкви. В книге, на основе личного опыта, представлена святоотеческая традиция умного делания. Здесь обобщенно излагается учение отцов-аскетов об Иисусовой молитве, о действии благодати Божьей.

К сожалению, оригинал рукописи утрачен и текст дошел до нас в списках со значительными искажениями, с многочисленными произвольными вставками. Эти обстоятельства не позволяли опубликовать материал в том виде, в котором он сохранился. Потребовалась серьезная редакторская работа по реконструкции текста, при этом по возможности сохранялись особенности авторского стиля.

Сведения о судьбе автора весьма ограничены и противоречивы, скудные документальные свидетельства не позволяют в полноте восстановить биографию владыки Антония (†1976). Однако это никак не умаляет значения данного труда, так же как труд иконописца или зодчего не обесценивается оттого, что остается безымянным, ибо плоды деяний, совершаемых во славу Божью, являются общецерковным достоянием.

Предисловие

«Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» ( Мф. 26,39 ).

Две выраженные здесь мысли – «Господи, помилуй мя» и «Буди, Господи, воля Твоя святая» – составляют сущность молитвы Иисусовой. Прежде всего, нужно знать, что молитва Иисусова есть действенная суть покаяния, указанная Христом Господом. Она научает делателя отсекать желания своей воли, любить Бога более твари, искренне смиряться, истинно познавать себя, никак на себя не надеяться, приписывать все доброе не себе, а Богу и за все воздавать Ему славу.

Молитва Иисусова приближает к Богу, а примирение с Богом порождает истинную любовь к ближнему. Молитва соединяет душу с женихом ее – Господом и становится беседой между Господом и душой. Великое дело Иисусовой молитвы начинается со словесного труда в деятельный период и простирается до периода созерцательного, возводя человека к истинно духовной целомудренной жизни, а достойнейшие, «те, которые не осквернились с женами» ( Откр. 14,4 ), достигшие устроения истинного духовного девства, сподобляются наивысшей добродетели – молитвы зрительной.

Молитва, по мере действия в ней слова, ума, сердца и Духа Божьего, имеет соответствующие наименования. Она бывает словесной, умной деятельной, умно-сердечной деятельной. Эти три вида молитвы доступны человеку в период его ветхой деятельности, то есть до всецелой преданности его в волю Божью. Последующие два вида молитвы обретаются подвижником лишь по очищении сердца от страстей и греха и именуются умно-сердечной самодвижной, движимой Духом Святым, и умно-сердечной чистой, или непарительной. Последняя есть истинно созерцательная молитва, доводящая все добродетели, будучи всем им матерью, до совершенства духовного целомудрия. Самые достойные через эту молитву приводятся к соединению души с Небесным Женихом в единый дух. Человек тогда обретает высший дар – молитву зрительную. Тогда, соединившись с Господом, он зрит, уразумевая, великие тайны Божьи и премудрость Его, прославляет всем своим духовным существом Святую Троицу, стяжав в сердце Бога.

На пути к Богу молитва бывает неотложным духовным оружием ума, так как брань ведется с духами тьмы, действующими через страсти, с самими страстями, с плотью и миром, которые, принадлежа земле, к земле и влекут. Молитва – меч духовный – все эти полчища зла посекает, приводя в полное бездействие, обнажает бессилие злобы перед могуществом Божьим, дает уразуметь немощь человеческую в борьбе со злом и изменяет само естество человеческое. Молитва неуязвимо ведет очищающийся ум, немощный сам по себе, но подкрепляемый Богом, и душу сквозь все смертоносные искушения, славя Бога – Всемогущего Творца.

У книжной полки. Николай Новиков. Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий. В 4-х томах. Том 1

Аудио

В писаниях святителя Феофана Затворника, как и в частной его перепи­ске, повсеместно встречаются такие мысли: «У кого нет умной внутренней молитвы, у того и никакой нет. Она обязательна и для мирских людей. Без умной молитвы никому нельзя обойтись. Новоначальные должны по­мнить, что молитва безумного и сердечного обращения к Богу — не молитва. В сердце — жизнь, там и жить надоб­но. Не думайте, что это дело совершенных. Нет. Это дело всех, начинающих искать Господа. Сердечная молитва никогда не преждевременна. Она — начало дела. Се за­кон не одних отшельников, а всех христиан. Все степени молитвы Божие суть дело. У Бога же все равны. » Эти слова святителя Феофана можно вынести в эпиграф книги, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она выпущена в свет Издательским проектом «Путь умного делания» и называется – «Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий».

По словам автора, «умная молитва — ровесница человека, ее происхожде­ние святые отцы связывают со временем пребывания человека в раю: «по неложному свидетельству богомудрого преподобного и богоносного отца нашего Нила, постника Синайского, еще в раю Самим Богом дана первозданному человеку умная божественная молитва, приличествующая совершенным». В самом деле, иначе и быть не могло, ведь Адам до грехопадения пребывал в прямом богообщении, иначе говоря, в созерцательном состоянии, которое и есть высшая форма умно-сердечной молитвы. Умная и сердеч­ная молитва заповедана человеку и в Ветхом, и в Новом Завете. Спаситель, отвечая на самый важный для челове­ческого существа вопрос: что же делать, чтобы наследо­вать жизнь вечную, указывает на исполнение заповеди о любви к Богу как на необходимое условие для спасения в вечности, условие, на котором утверждается весь закон и пророки».

Как отмечает автор, «очевидно, что исполнения этой, наивысшей из всех заповедей, требующей любви всем сердцем и всем умом, невозможно достичь иначе, как посредством умно-сердечной молитвы, с помощью «которой молящийся от­деляется от всей твари, весь, всем существом своим, устремляется к Богу». Именно посредством такой молитвы «ум, сердце, душа, тело, доселе рассеченные грехом» могут, связуемые под действием благодати «воедино о Господе», восстановить свою целостность. Вне этого единства все­целая любовь к Богу и самоотверженная любовь к ближне­му, заповеданная тем же наивысшим законом, остаются недосягаемы, так как Божий завет подразумевает отнюдь не нашу душевную, пристрастную любовь, которая свойст­венна всякому человеку в его ветхом состоянии. Устами евангелистов Господь заповедал нам любовь духовную».

В предисловии книги, ее рецензент, игумен Петр (Пиголь) напоминает читателям, что «цель христианской жизни состоит в стяжании благодати Святого Духа, и более всего этому содействует, по слову прп. Серафима Саровского, — молитва. Жизнь христиан­ской души должна быть сосредоточена в молитвенном де­лании. Расположенность к молитве, чувство потребности в ней отражают степень духовного роста христианина. Молитвой управляется течение мыс­ли христианина, молитва звучит в биении его сердца и на­полняет его дыхание. Посредством непрестанной молитвы соблюдается, как поучает прп. Григорий Синаит, «величай­шая родовая заповедь о памяти Божией», за нарушение ко­торой «люди погибли», но исполнением которой «могут спастись».

Молитвенным словом человек взывает к Сыну Божию, в молитве припадает к неиссякаемому Источнику всяческой силы и всеобъемлющей милости, дающему и пи­тающему тварную жизнь. Обновленный через молитву Бо­жией благодатью, человек получает способность видеть свое падение, остро осознавать свою ограниченность и ни­чтожность, неизбежную вне Божественного содействия, начинает сокрушаться, понимая подлинный смысл слов Спасителя: Без Мене не можете творити ничесоже. Смире­ние порождает покаянную скорбь и тем подвигает человека от всего сердца вымаливать прощение у своего Отца. Так через живительное молитвенное делание уготовляется спа­сение души. Две тысячи лет шли этим путем наши отцы и праотцы, обретая святость. Свой драгоценный опыт они завещали нам».

Как отмечает игумен Петр, «богатейшее наследие предшествующих поколений благодатное учение о молитве, — как святыня, хранится во множестве древних книг. Суть и принципы этого учения не­изменны, но святые отцы излагали свои наставления на языке, понятном и доступном прежде всего их современни­кам. Поэтому так важно изучать опыт подвижников, живших незадолго до нас, а значит, близких нам по своему менталитету и психологии. Обращение к аскетической литературе — долг всякого христианина. Живость и действенность молитвы, как говорит один из святых XX века, «зависит не только от чистоты сердца, но и от научения и просвеще­ния». Духовный рост сопряжен с изучением духовной науки, в то время как религиозное невежество обращает нас всего лишь в «исполнителей обрядов», уделом которых «остается разъединение» и для которых недостижима мо­литвенная связь ни между собой, ни с небом».

Возможность ознакомиться в контексте святоотеческого учения со слож­нейшей темой и постичь самое существо дела и помогут нам книги, выходящие в серии «Путь умного делания». Композици­онная особенность этого издания, по словам игумена Петра, позволяет читателю, мыс­ленно преодолевая временные и территориальные границы, погружаться в мир святоотеческих творений, сопоставляя и осмысляя наставления подвижников разных эпох. Читатель при этом оказывается в некоем надвременном пространст­ве, где царит дух жизни равноангельной, жизни молитвенной. Это та область, где возможна реальная встреча писавшего и читающего, а стало быть — достижимо истинное еди­нение через молитву во Христе.

В этой и других книгах издательского проекта «Путь умного делания» рассматриваются такие вопросы, как учение исихазма о внутреннем подвиге свяшеннобезмолвия, закономерности ду­ховного развития, принципы руководства святоотеческими пи­саниями. Особое значение придается проблеме перехода от словесной молитвы к умно-сердечной, а также методам управления вниманием и соединения ума с сердцем. Обсуждаются искусство трезвения и внутренней брани, приемы художественной молитвы и многие другие актуальные темы, имеющие отноше­ние к молитвенной жизни. Человеку, неравнодушному к этой теме, интересующе­муся умным деланием, искусством возвышенным, утонченным и сложным, понадобились бы годы, чтобы отыс­кать весь тот, иногда трудно доступный, материал, который собран здесь под одной обложкой. А надо сказать, что здесь пред­ставлен обширный обзор писаний святых отцов, пастырей и подвижников различных эпох, вплоть до нашего времени, собраны наставления, размышления и практические со­веты опытных делателей молитвы.

Кроме того, в этой книге публикуется аскетический трактат «О молитве Иисусовой», знакомящий читателей с практикой стяжания умной и сердечной молитвы. Текст был составлен на основе келейных записей, которые велись в 1950-е годы подвижником, известным под именем архиепископа Антония Голынского. По словам протоиерея Георгия Бреева, эта работа открывает «далекие горизонты труднейшего пути внутреннего восхождения к Богу. Скромный по объ­ему, но предельно насыщенный напряженной духовной мыслью трактат поможет многим взыскующим спасения при­общиться к благодатному деланию, поможет устоять в ду­ховной битве. Путь внутреннего делания открыт как для монаха, так и для ми­рянина, открыт для любого сердца, искренне взыскующего Бога. Особенно важным становится изучение молитвенного пути в наше время, когда окружающая жизнь все агрессив­нее навязывает антидуховные ценности и человек все креп­че прирастает к земле, все менее устремлен к горнему. Нет сомнений, что записи истинного молитвенника, проникнутые горячим сочувствием к иноческому подвигу, записи, со тщанием и пониманием воссозданные после утраты рукописи, послужат целебной духовной пищей для всех алчущих Истины».

Перед нами книга, которая дает возможность приоб­щиться к сокровищнице святоотеческой мысли. Здесь мы находим тщательно, по крупицам собранное, глубоко ос­мысленное и обстоятельно излаженное учение об умно-сердечном молитвенном делании. Достоинства этой работы вполне оценит тот, кто уже утвердился на пути мо­литвенной жизни и стремится к дальнейшему продвиже­нию вглубь. Но в то же время неоценимую помощь полу­чит и тот, кто лишь приступает к молитвенной практике. Одна из примечательных особенностей книги в том, что она дает возможность видеть развитие святоотечес­кой мысли в ретроспективе и, наряду с учением древних отцов, знакомит с современным взглядом на тот же пред­мет как наших соотечественников, так и самых ярких представителей греческой традиции.

Серия книг «Путь умного делания» — 6 книг

Серия книг о молитве Иисусовой издательства «Отчий дом»

Последние добавленные книги

ISBN:5-85280-221-2
Год издания:2011
Издательство:Отчий дом
Серия:Путь умного делания
Язык:Русский

Четырехтомная монография «Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий» — это фундаментальный исследовательский труд, который является частью издательского проекта Николая Новикова «Путь умного делания». Работа посвящена изучению различных аспектов молитвенной практики в православной традиции, содержит аналитический обзор святоотеческого наследия и писаний подвижников благочестия. Первые два тома посвящены вопросам более общего характера, здесь собраны наставления и размышления пастырей и аскетов, хранимые Преданием от глубокой древности, и вместе с тем предоставлена возможность сопоставить их с поучениями отцов нашего времени. Третий и четвертый тома конкретизируют и развивают темы, непосредственно связанные с молитвенной практикой. В книгах рассматриваются такие вопросы, как учение исихазма о внутреннем подвиге священнобезмолвия, закономерности духовного развития, принципы руководства святоотеческими писаниями. Особое значение придается проблеме перехода от словесной молитвы к умно-сердечной, а также методам управления вниманием и соединения ума с сердцем. Обсуждаются искусство трезвения и внутренней брани, приемы художественной молитвы и многие другие актуальные темы, имеющие отношение к молитвенной жизни.

Четырехтомная монография «Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий» — это фундаментальный исследовательский труд, который является частью издательского проекта Николая Новикова…

ISBN:5-85280-148-8
Год издания:2008
Издательство:Отчий дом
Серия:Путь умного делания
Язык:Русский

Данная книга представляет собой третий том большой антологии, составленной Николаем Новиковым и посвященной молитве Иисусовой. Настоящее издание продолжает изложение святоотеческого учения о внутреннем делании. Значительное внимание здесь уделено таким насущным темам, как верность церковному Преданию, восстановление и сохранение традиционных духовных ценностей. Полнокровная молитвенная жизнь едва ли возможна вне реально переживаемой преемственности — без восприятия традиции предков и укорененности в ней. Еще одна причина, по которой возникает потребность расширить тематический круг за пределы аскетической литературы, — это намерение воссоздать более целостную картину той сложной интеллектуально-эмоциональной среды, в которой протекает жизнь современного человека. Не только мирянин, но и уединившийся инок не может избежать зависимости от общих исторических процессов и вынужден испытывать на себе внешнее и внутреннее влияние той временной реальности, в которую он помещен Промыслом Божиим. Сказанное побуждает составителя обращаться к трудам не только аскетов, но и историков, писателей и ученых — ревнителей веры и благочестия, поборников чистоты православного самосознания. Чтобы утвердиться на пути внутреннего делания, человеку нужно войти в правильные отношения с внешним миром, иначе духовный путь его может исказиться. Поэтому интерес составителя не ограничен узкоспециальной тематикой, молитва не может быть неким побочным занятием в жизни человека — она есть определенное состояние души при определенном образе жизни ил еще точнее, являет собой саму внутреннюю жизнь человека.

Для широкого круга православных читателей, а также для специалистов, занимающихся исследованиями в области патристики, нравственного богословия, религиозной философии, аскетики, патрологии, агиологии, истории Русской Церкви, истории России, для исследователей православного учения о спасении и о молитве, общей церковной истории, истории православного монашества. Для монашествующих и священнослужителей. Для воспитанников, студентов и преподавателей духовных учебных заведений, преподавателей, студентов и аспирантов богословских вузов и факультетов.

Данная книга представляет собой третий том большой антологии, составленной Николаем Новиковым и посвященной молитве Иисусовой. Настоящее издание продолжает изложение…

Путь умного делания молитва Иисусова Николай новиков

  • Публикации
  • Люди
  • Храмы
  • Сообщества
  • Мероприятия
  • Наши проекты
  • Елицы.Записки
  • Вопросы юристу
  • Вопросы батюшке
  • Вопросы психологу
  • Православные святыни
  • Молитва по соглашению
  • Доброе утро
  • с о.Андреем Ткачевым
  • Добрый вечер
  • Словесная акварель
  • Крылатые притчи
  • Советы психолога
  • На трезвую голову
  • ПроСтранствия
  • Духовная музыка
  • Молебен о благотворителях
  • Ориентация
  • Видео

Заказать Молебен о духовном и телесном здравии, мире и благополучии к 5 Святым в Свято-Вознесенскую Давидову Пустынь за себя, родных и близких

Книги Н.Новикова об Иисусовой молитве

Замечательные книги Н.М.Новикова об Иисусовой молитве на его сайте nnproekt.ru/index.html :
«Меч воина» — читать и скачать можно тут: nnproekt.ru/pages/books_4_1_4.html
«МОЛИТВА ИИСУСОВА
Опыт двух тысячелетий» (тома 1-й и 3-й): nnproekt.ru/pages/books_2_3_6.html (особенно хорош третий том, с подробным изложением практики молитвы, в т.ч., верной локализации удерживания внимания при ней)
«О МОЛИТВЕ ИИСУСОВОЙ
Аскетический
трактат» : nnproekt.ru/pages/books_5_3_6.html
также на сайте есть и другие книги, статьи nnproekt.ru/pages/text_0_2.html и аудиозаписи.
. ­.

Кандидат богословия игумен Петр (Пиголь) о серии книг «Путь умного делания»:

«Значительным явлением в церковной жизни наших дней стали публикации из книжной серии «Путь умного делания», привлекшие пристальное внимание всех, кто неравнодушен к исихастской тематике, кто всерьез интересуется вопросами молитвенной жизни и аскетической духовной практики. Авторская книжная серия Николая Михайловича Новикова состоит из ряда самостоятельных, но внутренне связанных между собой единым тематическим стержнем изданий. Это прежде всего обширная четырехтомная монография «Молитва Иисусова: Опыт двух тысячелетий» (к настоящему времени вышло в свет три тома, четвертый готовится к изданию). В серию вошли также отдельные выпуски: книга «О молитве Иисусовой и Божественной благодати» (2000) и одноименная брошюра (1999), книги «Подвиг в миру» (2006) и «Меч воина» (2009), сюда же следует отнести изданное на английском языке в США эссе «Two Elders on The Jesus Prayer» (2007). Проект серии, разработку которого Н. М. Новиков начал в 1997 году по благословению архимандрита Кирилла (Павлова), предусматривает дальнейшие выпуски, среди них книги: «Традиция», «Дух воина», «Сети», «Мистика иконы» и другие.

В цикле передач по радио «Радонеж», посвященных серии «Путь умного делания», четырехтомник Н. М. Новикова был назван «исчерпывающей современной антологией на тему молитвы». Однако в данном случае термин «антология» отнюдь не точное определение жанра. «Иисусова молитва. Опыт двух тысячелетий» – это фундаментальный исследовательский труд, представляющий собой солидную монографию. Задачи, которые ставит перед собой автор, намного серьезнее, нежели общее ознакомление читателей со святоотеческим наследием и обзор соответствующей литературы. Это исследование значительно глубже и шире прочих современных публикаций, посвященных молитве, по преимуществу состоящих из более или менее объемных подборок отеческих цитат.

Одна из самых примечательных особенностей книг Н. М. Новикова в том, что они не утомляют читателя общими, отвлеченными рассуждениями о молитве, но, с одной стороны, ведут вглубь, к ключевым вопросам духовной жизни, с другой стороны – здесь можно найти важнейшие детали молитвенной практики, их разъяснение и скрупулезный анализ. А это как раз тот материал, который так сложно найти в доступных письменных источниках в силу давней исихастской традиции – устной передачи опытного знания. Впечатляет и широта авторского кругозора: на сегодняшний день в библиографическом списке указано около полутора тысяч литературных источников, использованных в работе над серией.

Значительность этого проекта нельзя недооценить. Притом что в центре внимания автора всегда остается молитвенный подвиг, книги не ограничиваются только историей и методикой молитвенной практики – содержание их отличается многосторонностью. Здесь затрагиваются самые разные аспекты церковной и общественной жизни и, вместе с тем, тончайшие вопросы внутренней жизни христианина.

Автор намеренно расширяет тематический круг, выходя за пределы аскетической литературы. Трезвый, рассудительный взгляд на окружающий мир необходим нам, чтобы правильно оценивать состояние той среды, в которой современный человек призван сражаться за свое спасение. Это касается и мирянина, и инока, неизбежно находящихся под влиянием общественно-исторических процессов, присущих их времени, а потому обязанных разумно строить свои отношения с внешним миром, дабы успешно созидать свою внутреннюю духовную жизнь.

Читайте также  Молитва привлекающая деньги и удачу

Однако внимание к внешним, зачастую острым проблемам современности таит в себе известную угрозу отклониться от истинно традиционных духовных ценностей. Надо отметить, что в данном случае эта опасность успешно преодолена, благодаря сосредоточенности автора на Священном Предании Церкви и всецелой преданности святоотеческой Традиции. Отсюда то превалирующее значение, которое придается в книгах серии «Путь умного делания» верности духовно-культурному наследию предков и укорененности в предании отцов Церкви.

И тем не менее, занимаясь исследованием древнейших традиций аскетической науки, автор не отрывается от реалий современной жизни, не забывает о своей главной задаче – дать нам, сегодняшним христианам, опору для конкретных практических шагов, вводящих в таинство молитвенного приближения к Богу. Что может быть важнее для нас?! Особенно если учесть, что путь умного делания признается святыми отцами необходимым средством для полного очищения души от греховных страстей, достижения богопознания и восхождения к христианскому совершенству.

Отметим еще одно из несомненных достоинств книг серии «Путь умного делания» – общедоступную форму изложения. Учитывая тематику, надо признать: достичь этого очень непросто. И не случайно среди основных задач автора, которые он сам перед собой ставит, выделяется следующая: «подать материал таким образом, чтобы пользу могли получить люди самой различной меры опытности». Результат налицо, и в этом могут убедиться читатели – в своих книгах Н. М. Новикову удается сложнейшие богословские и аскетические темы раскрыть в самой доступной и ясной форме. Нужно ли пояснять, что подобные задачи не решаются без помощи Свыше. Здесь, надо полагать, сказывается личный молитвенный опыт автора. Будем надеяться, что к общей молитве за успешное осуществление этого столь актуального и, без преувеличения скажем, уникального проекта присоединится и благодарный читатель.»
………………………………
Описание: Дорогие братья и сестры!

Перед нами серия книг, которая дает возможность приобщиться к сокровищнице святоотеческой мысли. Здесь мы находим тщательно, по крупицам собранное, глубоко осмысленное и обстоятельно изложенное учение об умно-сердечном молитвенном делании. Достоинства этой работы вполне оценит тот, кто уже утвердился на пути молитвенной жизни и стремится к дальнейшему продвижению вглубь. Но, в то же время, неоценимую помощь получит и тот, кто лишь приступает к молитвенной практике.

Одна из примечательных особенностей данных книг в том, что они дают возможность видеть развитие святоотеческой мысли в ретроспективе и, наряду с учением древних отцов, знакомит с современным взглядом на тот же предмет как наших соотечественников, так и самых ярких представителей греческой традиции.
Человеку, неравнодушному к этой теме, интересующемуся умным деланием, искусством возвышенным, утонченным и сложным, понадобились бы годы, чтобы отыскать весь тот, иногда трудно доступный, материал, который собран здесь под одной обложкой. При этом книги не ограничены молитвенной тематикой как таковой, взгляд на проблему много шире. Читателю дается опора для понимания сущности духовной жизни в целом. Автор-составитель книг вводит в круг важнейших вопросов, от которых зависит не только степень преуспеяния в молитвенном делании, но и наше спасение вообще.

Да почиет благословение Божие на сем труде.

Протоиерей Георгий Бреев, духовник московского духовенства, настоятель храмов иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне и Рождества Богородицы в Кры­ла­тско­м. ­.

«Наши публикации и аудиобеседы обращены к людям, ищущим духовного совершенствования, а наша цель – привлечь внимание к святоотеческой традиции, познакомить с основами аскетического учения Православной Церкви, дать представление о принципах и методах исихастской практики.

Исихазм, как наиболее возвышенный вид подвижнической жизни, как самый прямой путь к достижению христианского совершенства, к стяжанию обожения Святым Духом, от начала воцерковления Руси стал стержневым направлением духовного подвига наших предков. И хотя в древней отечественной традиции мы не встречаем термина исихазм, само это понятие неразрывно связано с русской аскезой, только бытовало оно в иных лексических формах: это, прежде всего, подвиг священнобезмолвия, это умное, или внутреннее, делание, это трезвение, или умно-сердечная молитва.

Особо отметим то, что содержание наших книг и бесед имеет разные планы. С одной стороны, они рассчитаны на самый широкий круг христиан, готовят начинающих к овладению навыком словесной молитвы и переходу к молитве умной. С другой – здесь же найдут для себя полезный материал те, кто уже имеет опыт умно-сердечного делания и устремлен к стяжанию начальной исихии, те, кого интересуют особенности подходов к соединению ума с сердцем и использование художественных приемов. Надеюсь, публикуемые нами материалы смогут помочь углубленности в молитвенную жизнь, помогут предупредить угрозу вражеских нападений, подскажут, как уберечься от преткновений на этом пути. ..»
.

«Книжная серия Н. М. Новикова – это значительное явление в церковной жизни наших дней, привлекшее пристальное внимание всех, кто серьезно интересуется исихазмом, вопросами молитвенной жизни и аскетической духовной практики.

В цикле передач по радио «Радонеж», посвященных проекту «Путь умного делания», обширная четырехтомная монография «Молитва Иисусова.

опыт двух тысячелетий» признана исчерпывающим современным исследованием в области молитвы. Добавим, что этот фундаментальный труд значительно глубже и шире всех прочих публикаций нашего времени по этой тематике.»
Игумен Петр (Пиголь)
.

Молитва Иисусова, опыт двух тысячелетий. Николай Новиков

Серия книг: Путь умного делания

В этот раздел вошли книги из серии: Путь умного делания. Молитва Иисусова. Составитель книг: Николай Новиков.

Купить книги можно по издательским ценам. Доставка по России и всему миру.

Публикуемая работа в простой и доступной любому христианину форме знакомит с традиционной для православия практикой стяжания умной и сердечной молитвы. В книге рассматриваются основные положения учения об Иисусовой молитве, в общих чертах дается обзор святоотеческого предания об умном делании — духовном пути, именуемом также священным методом трезвения и молитвы, тайным поучением, подвигом исихии, или священнобезмолвия.

Четырехтомная монография «Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий» — это фундаментальный исследовательский труд, который является частью издательского проекта Николая Новикова «Путь умного делания». Работа посвящена изучению различных аспектов молитвенной практики в православной традиции, содержит аналитический обзор святоотеческого наследия и писаний подвижников благочестия.

Истинный христианин есть воин Иисуса Христа и должен быть вооружен — иметь в сердце молитвенный меч духовный (2 Тим. 2, 3; Еф. 6, 17). Эта книга предлагается тем, кто интересуется историей православной аскезы, кто ищет путь опытного прохождения Иисусовой молитвы и чей интерес простирается в область умного и сердечного молитвенного делания.

В предлагаемом читателю сборнике, собраны письма святителя Феофана Затворника, написанные им к схиигумену Герману (Гомзину) и к валаамскому схимонаху Агапию (Молодяшину). Письма святителя сложно переоценить. В них запёчатлён бесценный, для современного читателя, духовный опыт великих подвижников Православия, который, предохраняя от ошибок и ложного понимания духовной жизни, наставляет на истинный, узкий путь спасения.

Рецензент: протоиерей Александр Задорнов, кандидат богословия, проректор по научно-богословской работе МДА.

В книге представлен текстовой вариант одноименного аудиодиска, дополненный комментариями автора. Читатель познакомится с основами святоотеческого учения о молитве, начиная с самых азов молитвословия и вплоть до высших степеней умно-сердечного делания. Исследование опирается на фундаментальные положения православной антропологии и аскетики, укорененные в традиции исихазма. Каждая тема раскрывается через цитирование святоотеческих писаний с привлечением широкого круга источников.

Как и в предшествующих выпусках серии «Путь умного делания», задача автора остается прежней — подать материал таким образом, чтобы пользу могли получить люди различной меры опытности. Начинающий познакомится в нашей книге с общими принципами внутреннего делания, здесь же обретут себе поддержку те, кто еще не до крови сражались, подвизаясь, но уже решительно встали на этот путь.

Духовная жизнь невозможна без молитвы. Можно ли научиться молитве — пускай не «умной» или «сердечной», которую без опытного наставника стяжать невозможно, но сосредоточенной, чистой, живой?
Представленные в книге «О молитве», советы святых отцов нового времени — святителя Феофана Затворника, праведного Иоанна Кронштадтского и преподобного Паисия Святогорца — помогут читателям овладеть навыками молитвенного делания.

Рецензент: протоиерей Александр Задорнов, кандидат богословия, проректор по научно-богословской работе МДА.

В книге представлен текстовой вариант одноименного аудиодиска, дополненный комментариями автора. Читатель познакомится с основами святоотеческого учения о молитве, начиная с самых азов молитвословия и вплоть до высших степеней умно-сердечного делания. Исследование опирается на фундаментальные положения православной антропологии и аскетики, укорененные в традиции исихазма. Каждая тема раскрывается через цитирование святоотеческих писаний с привлечением широкого круга источников.

В брошюре святителя Игнатия Брянчанинова говорится о молитве Иисусовой, упражнение которой святые отцы справедливо называют и тесным путем, и самоотвержением, и отречением от мира. Эти достоинства принадлежат всякой внимательной и благоговейной молитве, по преимуществу же – молитве Иисусовой, чуждой того разнообразия в форме и того многомыслия, которые составляют принадлежность псалмопения и прочих молитвословий.

Путь умнаго делания. Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий. Том 1

Эта книга также представлена в рубриках:> Православные книги > Молитвословы, каноны и акафисты > О молитве
Дополнительная информация о книге

Содержание

Вступительное слово
К читателю
От автора

ОСНОВАНИЕ
Установление Божие
Райское делание
Во имя Сына
Царство милости
Венец добродетелей
Ведение и неведение
Невежество наказуемо
Причины крушения
Путь, вводяй в живот
Культура духа
Тайна таинств
Рассуждение
Наш враг — сам диавол
Победить мир
Искусство среднего пути
Жизнь и жития
Самопознание
Покаянный дух
Жертва спасающая Прп. Симеон Новый Богослов
Душа молитвы
Самоукорение Сет. Игнатий Кавказский
Аз есмь ничто
Земля и пепел
Мученический подвиг
Смирение святых
Возвращение в ничто Схимон. Иосиф Исихаст
Путь лежит через ад
Вез пощады к себе
Ум во аде
Великая наука Прп. Силуан Афонский
В руце Твои, Господи
Он обязан нам помочь

ДОСТУПНОСТЬ
Сердце и уста
Меры предосторожности
После смерти
Преодоление пропасти
Войди в себя
Строй жизни
Начало дела
Монастырь в сердце
Оптина в Москве Прав. Алексий Московский
Се ныне день спасения
Полюбивший страдания Сщисп. Лука Крымский Внутреннее уединение
Среди суеты
Затвор без затвора
Граница мира
Внутреннее безмолвие При. Паисий ( вншосорсц
Молитва среди мира
Весь мир — храм
Обретение тишины
Тень мира

ОБРАЗ ПУТИ
Высший путь
Родословная исихазма
Монах — произведение Святого Духа
Апостольская горячность
Две ступени к единой цели
Уставоположники изрядные
История мифа
Мирская пустыня
Монастырь в миру
На греческой земле
На земле русской
Мир и схима
Подвиг в миру Схимон. Антония (Сухих)
В подполье
В немощах пренемогать
Если снова гонения
Отречение от мира
Философия аскетизма Сщмн. Иларион Верейский
В нижнем чине
По внушению Духа
Подвиг супружества

НАСТАВНИК
По образу Христа
Блажен нашедший советника
Откровение и рассуждение
Расположение души
Приближение к идеалу
Русское старчество
Кризис духа
Оскудение подвига
Не общим путем
Культ прелести
Благая строгость
Душевное пастырство
Одинокие воины
Избранники благодати
Средний путь
Жизнь по совету Сет. Феофан Затворник
Бог дважды не судит
Пастырь и паства
Высокое лицо
Драгоценный опыт
Покаяльный поп
Пастырская аскеза

МОЛИТВА ИИСУСОВА
Предуведомление от составителя трактата
О молитве Иисусовой

АСКЕТИЧЕСКИЙ ТРАКТАТ
Предисловие
Молитва Иисусова
Главное оружие
Суть делания
Матерь добродетелей
Словесная молитва
Обретение навыка
Внешняя жизнь
Спасительный прибыток
Умная молитва
Деятельная степень
Воспитание благодатью
Со старцем и без него
Сердечная молитва
Деятельная степень
В пределах сил человеческих
В тайнике сердца
Высшие степени молитвы
Молитва самодвижная
Молитва чистая
Молитва зрительная

  1. Правило: подходы и методы
  2. Аскеза: воздержание от всего
  3. Намерение : залог посмертного дара
  4. Псевдомолитва: игры воображения
  5. Три периода: восхождение к обожению
  6. Внимание: гортань и губы
  7. Целомудрие: ум, рассудок и сердце
  8. Искушения : идеже не бе страх
  9. Место сердечное: общение в Духе
  10. Прелесть: молитва в ней неповинна
  11. Причастие: ценность не в частоте
  12. Трезвение: очищение сердца
  13. Правило: количество и скорость

P.S. Во избежание «приближения вражеского»
Биографические сведения об авторе келейных записок

ПРИЛОЖЕНИЕ
О книжной серии «Путь умного делания»
Именной указатель
Библиография
Список сокращений
Содержание
Сведения об изданиях серии «Путь умного делания»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector