Призывает на молитву

Призывает на молитву

Призывает на молитву

Азан и икамат – призыв к молитве

Некоторые рекомендуемые (сунна) действия, совершаемые еще до вступления в обязательный намаз

1. При наступлении времени намаза возвещают азан – призыв к намазу.

Порядок оглашения азана:

Аллаhу акбар, Аллаhу акбар,

(Аллах превелик, Аллах превелик)

اَللهُ اَكْبَرُ اَللهُ اَكْبَرُ

Аллаhу акбар, Аллаhу акбар.

(Аллах превелик, Аллах превелик)

أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ

Ашhаду алля иляhа илляллаh,

(Свидетельствую, что нет бога кроме Аллаха)

أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ
Ашhаду алля иляhа илляллаh.

(Свидетельствую, что нет бога кроме Аллаха)

أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللهِ

Ашhаду анна Мухаммада-ррасулюллаh,

(Свидетельствую, что, поистине, Мухаммад – Посланник Аллаха)

أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللهِ

Ашhаду анна Мухаммада-ррасулюллаh.

(Свидетельствую, что, поистине, Мухаммад – Посланник Аллаха)

حَيَّ عَلَى الصَّلاةِ

Хаййя ‘аля-ссалят (h),

(Спешите на молитву)

حَيَّ عَلَى الصَّلاةِ

Хаййя ‘аля-ссалят (h).

(Спешите на молитву)

حَيَّ عَلَى الْفَلاحِ

Хаййя ‘аляль-фалях,
(Спешите к спасению)

حَيَّ عَلَى الْفَلاحِ

Хаййя ‘аляль-фалях.

(Спешите к спасению)

اَللهُ اَكْبَرُ اَللهُ اَكْبَرُ

Аллаhу акбар, Аллаhу акбар.

(Аллах превелик, Аллах превелик)

لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ

Ля иляhа илляллаh.
(Нет ничего достойного поклонения кроме Аллаха).

При оглашении утреннего азана после обеих «Хаййя ‘аляль-фалях» два раза читают:

اَلصَّلاةُ خَيْرٌ مِنَ النَّوْمِ

«Ассаляту хайру-ммина-ннавм»

(Молитва лучше сна).

Тому, кто оглашает азан, желательно после него читать «Салават» и дуа. Услышавшему азан желательно повторить каждую фразу за муэдзином. После слов «Хаййя ‘аля» — говорят:

لا حَوْلَ وَلا قُوَّةَ إِلاّ بِاللهِ

«Ля хавля валя куввата илля билляh».

(Нет силы и могущества, чтобы удержаться от плохого и совершать благое, кроме как от Всевышнего Аллаха).

При призыве на утренний намаз, после слов муэдзина «Ас-саляту хайрун мина-ннавм» отвечают:

«Садакта ва барирта».

(Ты сказал правду, ты – обладатель добра).

После оглашения азана читают салават Пророку (мир ему и благословение) (более ценное – «Ас-Салят аль-Ибрахимийя»), затем эту специальную молитву:

اَللّهُمَّ رَبَّ هذِهِ الدَّعْوَةِ التّامَّةِ وَالصَّلاةِ الْقائِمَةِ آتِ سَيِّدَنا مَحَمَّدً الْوَسيلَةَ وَالْفَضيلَةَ وَابْعَثْهُ مَقامًا مَحْمُودًا الَّذي وَعَدْتَهُ وَارْزُقْنا شَفاعَتَهُ يَوْمَ الْقِيامَةِ إِنَّكَ لا تُخْلِفُ الْميعادْ

«Аллаhумма рабба hазиhи-дда‘вати-ттаммати вассалятиль-каимати ати саййидана Мухаммаданиль-василята валь-фазилята, ваб-‘асhу макаман махмудани ллязи ва‘адтаhу, варзукна шафа‘атаhу явмаль-киямати иннака ля тухлифуль-ми‘ад».

(О Аллах! Господь этого полноценного призыва (азана) и совершаемой молитвы, одари нашего господина Мухаммада степенью аль-Василат и доведи его до уровня Макам махмуд, который Ты обещал ему. Одари нас заступничеством Пророка в Судный день, поистине, Ты не нарушаешь обещаний).

Это дуа желательно читать оглашающему азан и услышавшему его. После можно просить у Всевышнего другие желания, так как мольба между азаном и икаматом принимается. Если прочитать салават Пророку (мир ему и благословение) и это дуа после азана муэдзина, то вы, несомненно, получите заступничество Пророка (мир ему и благословение).

2. После азана совершают ратибаты.

3. Читают аят «Аль-Курсий».

В промежутке между азаном и икаматом также очень желательно обращаться к Аллаху с мольбами.

4. Читают икамат – призыв к непосредственному совершению намаза.

Порядок оглашения икамата:

اَللهُ اَكْبَرُ اَللهُ اَكْبَرُ

Аллаhу акбар, Аллаhу акбар.
Аллах превелик, Аллах превелик.

أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ

Ашhаду алля иляhа илляллаh.

Свидетельствую, что нет бога кроме Аллаха.

أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللهِ

Ашhаду анна Мухаммада-ррасулюллаh.

Свидетельствую, что, поистине, Мухаммад – Посланник Аллаха.

حَيَّ عَلَى الصَّلاةِ

Хаййя ‘аля-ссалят (h).

Спешите на молитву.

حَيَّ عَلَى الْفَلاحِ

Хаййя ‘аляль-фалях.

Спешите к спасению.

قَدْ قامَتِ الصَّلاةُ قَدْ قامَتِ الصَّلاةُ

Кад камати-ссаляту кад камати-ссалят (h).

Настало время молитвы, настало время молитвы.

اَللهُ اَكْبَرُ اَللهُ اَكْبَرُ

Аллаhу акбар, Аллаhу акбар.

Аллах превелик, Аллах превелик.

لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ

Ля иляhа илляллаh».

(Нет ничего достойного поклонения кроме Аллаха)

Тому, кто читает икамат, желательно до и после него читать «Салават». Услышавшему икамат также желательно повторить каждую фразу за муэдзином. При этом после слов «кад камати-ссалату» он говорит:

أَقامَهَا اللهُ وَأَدامَها

«Акамаhаллаhу ва адамаhа».

5. Непосредственно перед вступлением в намаз читают молитву «Аманту»:

آمَنْتُ بِاللهِ وَمَلآئِكَتِه وَكُتُبِه وَرُسُلِه وَالْيَوْمِ اْلآخِرِ وَبِالْقَدَرِ خَيْرِه وَشَرِّه مِنَ اللهِ تَعالى

«Аманту билляhи, ва маляикатиhи, ва кутубиhи, ва русулиhи, валь-явмиль-ахири, ва биль-кадари, хайриhи ва шарриhи миналлаhи та‘аля».

(Я верю (всем сердцем и подтверждаю это подчинением всех частей тела требованиям данной веры) в Аллаха, и в Его ангелов, и в Его Книги, и в Его посланников, и в Судный день, и в предопределение судьбы – что все хорошее и плохое в судьбе исходит от Аллаха Всевышнего).

6. Читают суру «Ан-Нас».

7. Искренне раскаиваясь в грехах, трижды произносят «Астагфируллаh» (Прости мои грехи, о Аллах).

8. Применяют сивак (природная зубочистка – корни и веточки дерева арак).

После этого приступают к выполнению обязательного намаза.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Аль-Джумуа (Собрание), 9-й аят из 11

Слово ( الجمعة ) «аль-джум’ат» (пятница) , которое происходит от слова ( الجمع ) «джам’а» (собрание) , названа так, потому что каждую неделю она собирает людей Ислама для величайшего (акта) поклонения. В пятницу Аллах завершил сотворение небес и земли. В пятницу Аллах сотворил Адама, и в этот день Он ввел его в Рай, и в пятницу Он изгнал его оттуда. И в пятницу наступит Час (конец света) , как об этом говорится во многих достоверных хадисах. В древние времена пятницу называли днем ‘Аруба. Утверждают, что прежним народам было приказано почитать этот день, но они этого не делали. Иудеи выбрали себе днем почитания субботу, хотя Адам был сотворен не в субботу. Христиане же выбрали воскресенье, день начала творения. Поэтому для мусульман Аллах избрал пятницу, день, в который Он закончил творения.

Об этом также сообщается у Бухари и Муслима со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: » نحن الآخرون السابقون يوم القيامة، بيد أنهم أوتوا الكتاب من قبلنا، ثم إن هذا يومهم الذي فرض الله عليهم، فاختلفوا فيه، فهدانا الله له، فالناس لنا فيه تبع، اليهود غداً، والنصارى بعد غد » «Мы — последние, (но) в День воскресения (мы станем) первыми, хотя им Писание было даровано раньше нас. Сегодняшний день (т.е. пятница) — это их день, (почитать) который обязал их Аллах, однако они разошлись во мнениях о нем, тогда как нам Аллах указал путь к нему, и в этом отношении люди следуют за нами: иудеи (почитают) следующий день, а христиане следующий». [ Фатх аль-Бари 11/526, Муслим 2/586 ]

У Муслима говорится: » أضل الله عن الجمعة من كان قبلنا، فكان لليهود يوم السبت، وكان للنصارى يوم الأحد، فجاء الله بنا، فهدانا الله ليوم الجمعة، فجعل الجمعة والسبت والأحد، وكذلك هم تبع لنا يوم القيامة، نحن الآخرون من أهل الدنيا، والأولون يوم القيامة، المقضي بينهم قبل الخلائق » «Именно от пятницы Аллах отвратил тех, кто был до нас. Для иудеев — суббота, а для христиан — воскресенье. Аллах указал нам путь к пятнице. Таким образом, Он сделал в последовательности пятница, суббота и воскресенье. В этом порядке они (т.е. иудеи и христиане) последуют за нами в День Воскресения. Мы — последние (из общин) среди людей в этом мире и первые среди созданий, с кем будет произведен расчет в День Воскресения». [Сахих» Муслим 2/586 ]

Таким образом, Аллах велел верующим собираться для поклонения Ему в пятничный день. Он сказал: ( يٰأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُوۤاْ إِذَا نُودِىَ لِلصَّلَوٰةِ مِن يَوْمِ ٱلْجُمُعَةِ فَٱسْعَوْاْ إِلَىٰ ذِكْرِ ٱللَّهِ ) «О те, которые уверовали! Когда призывают на молитву в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха Слово «устремляйтесь» здесь имеет не буквальный смысл «поторопитесь» в значении «быстро идти», но указывает на важность данного события и имеет следующее значение: «намеревайтесь, стремитесь, собирайтесь». Подобно этому Аллах сказал: ( وَمَنْ أَرَادَ ٱلأَخِرَةَ وَسَعَىٰ لَهَا سَعْيَهَا وَهُوَ مُؤْمِنٌ ) «А если кто возлюбит Последнюю жизнь и устремится к ней надлежащим образом, будучи верующим» (17:19) . Кроме того Умар Ибн аль-Хаттаб читал это место в виде: ( فامضوا إلى ذكر الله ) «двигайтесь к поминанию Аллаха». Такой же оборот используется и в чтении Абдуллы ибн Мас’уда.

Что же касается спешки на молитву, то это считается порицаемым действием, как сообщается в обоих «Сахихах» от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: » إذا سمعتم الإقامة، فامشوا إلى الصلاة وعليكم السكينة والوقار، ولا تسرعوا، فما أدركتم فصلوا، وما فاتكم فأتموا » «Когда слышите призыв ‘икама’, то идите на молитву смеренным образом и спокойным шагом, а не бегом, и молитесь, начиная (с того рак’ата) , который вы застанете, а то, что пропустите, восполняйте»».

Абу Катада сказал: «Однажды, когда мы совершали молитву вместе с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) , он услышал какой-то шум, а после молитвы сказал: » ما شأنكم؟ » «В чем дело?» Они ответили: «Мы торопились на молитву». Тогда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: » فلا تفعلوا، إذا أتيتم الصلاة، فامشوا وعليكم السكينة، فما أدركتم فصلوا، وما فاتكم فأتموا » «Впредь не делайте так! Когда идете на молитву, вам следует вести себя тихо и смерено. Совершите (вместе со всеми ту часть) молитвы, на которую вы успели, а пропущенное вами восполняйте (самостоятельно) «» [ «Сахих» Бухари 636, 908, Муслим 602, ибн Маджа 775, Ахмад 2/532, ибн Хиббан 2146 ]

Другом хадисе говорится: » إِذا أقيمت الصلاة، فلا تأتوها تسعون، ولكن ائتوها تمشون، وعليكم السكينة والوقار، فما أدركتم فصلوا، وما فاتكم فأتموا » «Услышав «икама», не идите быстро на молитву, но приходите на нее (обычным) шагом, и сохраняйте спокойствие, и молитесь, начиная (с того рак’ата) , который вы застанете, а то, что пропустите, восполняйте» [ «Сахих». Ат-Тирмизи 327, Абдур-Разак 2404 ]

Аль-Хасан прокомментировал этот аят: «Клянусь Аллахом! Устремление на молитву совершается не ногами, так как на молитву следует идти тихо и почтенно. Но это касается сердец, намерений и смирения». Также передается, что Катада сказал по поводу аята: ( فَٱسْعَوْاْ إِلَىٰ ذِكْرِ ٱللَّهِ ) «то устремляйтесь к поминанию Аллаха», следующее: «»Устремляться» значит то, что ты устремляешься сердцем и действием, т.е. идешь к ней (к пятничной молитве) ». Также аят: ( فَلَمَّا بَلَغَ مَعَهُ ٱلسَّعْىَ ) «Когда он (Имаил) достиг того возраста, чтобы усердствовать вместе с ним» (37:102) Катада толковал следующим образом: «Когда он (Исмаил) достиг того возраста, чтобы ходить вместе с ним ( отцом своим Ибрахимом) ». Желательно, чтобы собирающийся на пятничную молитву совершил заранее полное омовение.

Об этом говорится в обоих «Сахихах» от Абдул-лы ибн ‘Умара: » إذا جاء أحدكم الجمعة، فليغتسل » «Кто идет на пятничную молитву, пусть совершит полное омовение». [ «Сахих» Бухари 894, 919, Муслим 844, ат-Тирмизи 492, Ахмад 2/9, 37 ] Там же приводится хадис со слов Абу Са’ида (да будет доволен им Аллах) : » غُسل يوم الجمعة واجب على كل محتلم » «Полное омовение в пятницу обязательно для каждого достигшего половой зрелости». ]«Сахих» Бухари 879, Муслим 846, абу Дауд 341, ан-Насаи 3/93, Малик 1/102 ]

Абу Хурайра сообщил, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: » حق الله على كل مسلم أن يغتسل في كل سبعة أيام، يغسل رأسه وجسده » «Каждый мусульманин обязан совершать полное омовение один раз каждые семь дней, омывая свою голову и тело» [ «Сахих» Бухари 897, Муслим 849, Абдур-Разак 297, Байхаки 3/188 ]

Авас ибн Авас ас-Сакафи сообщил: «Я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорит: » من غسل واغتسل يوم الجمعة، وبكر وابتكر، ومشى ولم يركب، ودنا من الإمام، واستمع ولم يلغ، كان له بكل خطوة أجر سنة؛ صيامها وقيامها » «Тот, кто в пятницу помоет (голову) и искупается (сам) , пораньше отправится (на пятничную молитву) пешком, а не верхом, займет место поблизости от имама, будет слушать проповедь (внимательно) и не отвлекаясь (разговором) , то он получит за каждый его шаг (от дома до мечети) награду, равную (награде) за соблюдение поста и ночных молитв в течение года»». ( «Сахих» Абу Дауд 345, ат-Тирмизи 496, ибн Маджа 1087, ан-Насаи 3/95-96, Ахмад 4/104, Багави 1065, Хаким 1/282, Ибн Хиббан 2781 ) Я (Ибн Касир) , считаю, что этот хадис имеет разные источники и формулировки. Его передали четыре составителя Сунны, а ат-Тирмизи назвал его хорошим. Абу Хурайра также сообщил, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: » من اغتسل يوم الجمعة غسل الجنابة، ثم راح في الساعة الأولى، فكأنما قرب بدنة، ومن راح في الساعة الثانية، فكأنما قرب بقرة، ومن راح في الساعة الثالثة، فكأنما قرب كبشاً أقرن، ومن راح في الساعة الرابعة، فكأنما قرب دجاجة، ومن راح في الساعة الخامسة، فكأنما قرب بيضة، فإذا خرج الإمام، حضرت الملائكة يستمعون الذكر » «Тот, кто в пятницу искупается подобно полному омовению (/гуслю/ Имеется в виду полное омовение, которое совершают после большого осквернения /джанаба/ ) а затем (пораньше) отправится (на молитву в мечеть) , уподобится принесшему в жертву (Аллаху) верблюда; отправившийся (на молитву) во второй час уподобится принесшему в жертву корову; отпра¬вившийся в третий час уподобится принесшему в жертву рогатого барана; отправившийся в четвертый час уподобится принесшему в жертву курицу, а отправившийся в пятый час — принесшему в жертву яйцо, когда же выйдет имам (т.е. поднялся на минбар) , ангелы явятся, чтобы послушать (слова) поминания (Аллаха) » [ «Сахих» Бухари 881, Муслим 850, абу Дауд 351, ат-Тирмизи 499, ан-Насаи 3/99, Ахмад 2/460, Багави 1063, Ибн Хиббан 2775 ] Кроме того, на пятничную молитву рекомендуется надевать самую хорошую одежду, использовать благовония и чистить зубы «сиваком».

В хадисе со слов Абу Са’ида (да будет доволен им Аллах) также передается: » غسل يوم الجمعة واجب على كل محتلم، والسواك، وأن يمس من طيب أهله » «Полное омовение в пятницу обязательно для каждого достигшего половой зрелости, а также чистка зубов сиваком, (и если есть возможность) то намаститься благовониями, которые есть у его семьи». [ Фатх аль- Бари 2/423 ]

Имам Ахмад передал, что Абу Айюб аль-Ансари сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорит: » من اغتسل يوم الجمعة، ومس من طيب أهله إن كان عنده، ولبس من أحسن ثيابه، ثم خرج حتى يأتي المسجد، فيركع إن بدا له، ولم يؤذ أحداً، ثم أنصت إذا خرج إمامه حتى يصلي، كانت كفارة لما بينها وبين الجمعة الأخرى » «Тому, кто искупается в пятницу, надушится благовониями, если они у него есть, и наденет на себя лучшую одежду, а затем отправится в мечеть, где он прочитает (добровольный) намаз, если он считает нужным, при этом он никому не будет мешать (не будет перешагивать через шеи людей) , затем, когда выйдет имам, будет (сидеть и слушать его) молча, пока не закончится молитва, то это станет искуплением тому, что было между этой молитвой и предыдущей пятничной молитвой»» [Имам Ахмад 5/420 ]

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказала, что однажды во время пятничной проповеди Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) , увидев, что некоторые люди одеты в старые одежды, сказал: » ما على أحدكم إن وجد سعة أن يتخذ ثوبين لجمعته سوى ثوبي مهنته » «Неужели трудно каждому из вас, если у него на это есть возможность, надевать по пятницам по две одежды не из числа тех, в которых он работает» [Абу Дауд 1078, 1089, ибн Маджа 1096 ]

Слова Аллаха: ( إِذَا نُودِىَ لِلصَّلَوٰةِ مِن يَوْمِ ٱلْجُمُعَةِ ) «Когда призывают на молитву в пятничный день» — т.е. второй призыв (азан) , который существовал во времена Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) , когда он выходил и садился за минбар. Первый призыв (азан) , который добавил повелитель правоверных ‘Усман ибн ‘Аффан (да будет до¬волен им Аллах) , совершался по причине многочисленности людей.

Об этом передал аль-Бухари (да смилуется над ним Аллах) со слов ас-Саиба ибн Язи-да: «При жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) , при Абу Бакре и ‘Умаре (да будет доволен Аллах ими обоими) призыв на молитву (раздавался в тот момент,) когда имам усаживался на минбаре, когда же (халифом) стал ‘Усман (да будет доволен им Аллах) , и количество людей, живших в Медине, умножилось, он добавил один азан, который произносили в аз-Зауире». Это был призыв, который провозглашали в самом высоком здании в Медине, находящемся около мечети, под названием аз-Зауира. С момента звучания второго призыва прекращалась торговля и считалась запретной. ‘Усман (да будет доволен им Аллах) приказал провозглашать его до выхода имама, чтобы люди собрались. Пятничная молитва считается обязательным только для мужчин, но не для рабов, женщин и детей. Путники, больные и подобные категории людей имеют оправдание, как это указано в в соответствующей литературе.

Слова Аллаха: ( وَذَرُواْ ٱلْبَيْعَ ) «И оставьте торговлю», т.е. когда слышите призыв на молитву, устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставляйте торговлю. Исламские ученые единогласны в том, что после второго призыва следует прекратить всякую торговлю. ( ذَٰلِكُمْ خَيْرٌ لَّكُمْ إِن كُنتُمْ تَعْلَمُونَ ) «Так будет лучше для вас, если бы вы только знали», т.е. оставить торговлю и сконцентрироваться на поминании Аллаха и молитве. «Лучше для вас», т.е. в этой и в Следующей жизни.

Азан и икамат

Во время намаза с джамаатом в мечети верующие часто могут слышать, как произносится особый призыв к молитве – азан. Помимо этого, непосредственно перед началом фардовой части намаза звучат слова икамата.

Азан представляет собой воззвание, призыв на молитву верующих, произносимый в определённое время. Корни этого религиозного термина – в арабском слове «азана», обозначающем глагол «слушать, слышать, иметь информацию», и «узун», которое переводится как «ухо».

Фактически азан должен звучать пятикратно за сутки – перед каждым обязательным намазом. Традиционно человек, ответственный за это дело – муэдзин – говорил слова азана с минарета мечети, чтобы оповестить о наступлении времени поклонения как можно большее число людей. Второй призыв называется икаматом (либо каматом, камятом, икамой). После него джамаат встаёт непосредственно на совершение молитвы.

Важно понимать, что главная цель азана заключается не только в призыве максимально возможного числа верующих прийти в мечеть, но и в том, чтобы о сути ислама знали как можно больше людей. Именно поэтому в эпоху развития технологий на минареты стали устанавливать специальные звуковые усилители. Правда, в данном случае есть момент, связанный с непониманием людьми в остальной части мира арабского языка, что характерно и для народов, которых принято обозначать как «этнически мусульманские».

История азана

Любопытна предыстория того, как азан был введён в практику мусульман. Пророк Мухаммад (с.г.в.) первоначально сам не произносил ни азана, ни икамата. Его сподвижник, впоследствии второй праведный халиф Умар (р.а.) увидел во сне то, как словам призыва к молитве Мухаммада (с.г.в.) обучил ангел Джабраил (а.с.). Помимо него, такие же видения приснились другим сподвижникам, в частности, Абдуллаху ибн Зайду (р.а.). Эти люди впоследствии обратились к Заключительному Божьему посланнику (с.г.в.), которому понравилась идея произносить азан и икамат. Важным моментом в этой связи являлось также то, что призыв, о котором говорили сподвижники, существенно отличался от того, что практиковали для призыва христиане (колокольный звон) и иудеи (звук горна).

Произнесение азана и икамата не является обязательным действием (фардом либо ваджибом). Однако призыв к молитве находится в ранге сунны муаккада, т.е. действия, которое Пророк Мухаммад (с.г.в.) почти не оставлял. Если человек не будет произносить их при совершении намаза в индивидуальном порядке, на нём не будет никакого греха. Это относится к чтению молитвы как дома, так и в мечети.

Как произносится азан и камат

В них есть такбир и шахада (свидетельство, которое произносит мусульманин в доказательство своей веры). Вот как выглядят оба призыва с транскрипцией.

Текст азана:

Аллаху Акбар (4 раза)

أشهد أن لا اله إلا الله

Ашхаду эллэээ илэхэ иллэ-л-Лах (дважды)

أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ

Ашхаду эннэээ Мухаммадэр-расуулул-Лаах (дважды)

حَيَّ عَلىَ الصَّلاَةِ

Читайте также  Как повязать зеленую нить на запястье молитва православная

Хэййэ галяя-с-саляях (дважды с небольшмм поворотом головы направо)

حَيَّ عَلىَ الْفَلاَح

Хэййэ галяя-л-фаляях (дважды с небольшим поворотом головы налево)

اَلصَّلاَةُ خَيْرٌ مِنَ النَّوْمِ

Ас-саляяту хайрум-минэ-н-наум (дважды) – эти слова произносятся только перед утренней молитвой

Аллаху Акбар (дважды)

لاَ إلَهَ إلاَّ الله

Лэээ илэхэ иллэ-л-Лах (однократно)

Перевод фраз азана: Аллах Велик! Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Него. Свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха. Спешите к молитве, спешите к спасению. (Молитва лучше, чем сон – для утренней молитвы). Аллах Велик! Нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха.

Текст икамата:

Аллаху Акбар (четырежды)

أشهد أن لا اله إلا الله

Ашхаду эллэээ илэхэ иллэ-л-Лах (дважды)

أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ

Ашхаду эннэээ Мухаммадэр-расуулул-Лаах (дважды)

حَيَّ عَلىَ الصَّلاَةِ

Хэййэ галяя-с-саляях (дважды, но поворот головы и корпуса тела направо не совершается)

حَيَّ عَلىَ الْفَلاَح

Хэййэ галяя-л-фаляях (дважды, но поворот налево не совершается)

قَدْ قَامَتِ الصَّلاَةُ

Кадъ камээти-с-саляях (дважды)

Аллаху Акбар (дважды)

لاَ إلَهَ إلاَّ الله

Лэээ илэхэ иллэ-л-Лах (однократно)

Фраза «Кадъ камээти-с-саляях» переводится как «Уже наступило время молитвы».

В мечети азан, как правило, произносится тем человеком, кто обладает красивым и громким голосом. Призыв на молитву необходимо читать, встав по направлению к Кыйбле, нараспев, в отличие от икамата, который проговаривается быстро. Муэдзин при азане поднимает руки на уровень ушей, помещая указательные пальцы в ушную раковину, таким образом, что ладони касаются боковой части лица. При икамате руки муэдзина опущены.

Слушающие азан внутри мечети верующие должны сидеть спокойно и повторять про себя слова призыва. Во время слов «Хэййэ галяя-с-саляях» мусульманам желательно сказать про себя фразу: «Ля хэулэ уэ лэ кууэттэ иллэ бил-л-Лэхи-л-Галийил-Газыйм» («Нет никакой силы и мощи, кроме Аллаха Всевышнего и Великого»). Когда верующий слышит слова «Хэййэ галяя-л-фаляях», ему желательно произнести выражение «Ма шаа-Аллаху кяянэ уэ мэ лям йашаъ лям йакуун» («Что пожелает Аллах, то будет, и то, что Всевышний не пожелает, не будет»).

После азана читается следующая мольба (дуа):

Перевод: «О Аллах, Господин этого произнесённого призыва и этой выполняемой молитвы, приведи Пророка Мухаммада к аль-Василе и к высокому положению и направь его к месту хвалимому, о котором Ты сделал ему обещание, поистине, Ты никогда не нарушаешь обещания!»

Во время икамата верующие обычно ничего не произносят, а при словах «Хэййэ галяя-с-саляях» встают со своих мест и выстраиваются в ряд, чтобы выполнить обязательную молитву.

Порядок произнесения азана с икаматом и их отличия

Посланник Аллаха (с.г.в.) наставлял: «С наступлением времени намаза пускай один из вас произносит призыв» (Бухари, Муслим), т.е. необходимо прочитать азан. Его, в отличие от икамата, допустимо произносить незадолго до непосредственного совершения молитвы. Кроме того, для этого действия допускается отсутствие малого омовения (тахарата).

После азана верующие могут приступить к намазу не сразу, а спустя некоторое время. Например, как только соберётся джамаат. Но такой перерыв между азаном и обрядом поклонения не должен быть слишком долгим, то есть не следует произносить азан в начале отведённого календарём времени намаза, а саму молитву совершать уже в конце этого периода.

Икамат проговаривают непосредственно перед молитвой-фард, т.е. по его завершению имам сразу встаёт на намаз. Если для азана муэдзину желательно находиться на некой возвышенности, то для икамата это требование отпадает.

Если же мусульманин собирается восполнить одну или несколько пропущенных молитв, то азан произносится только один раз, а икамат – перед каждым намазом. Сообщается, что однажды Милость миров Мухаммад (с.г.в.) проспал время фаджр и, пробудившись, повелел Билялю (р.а.) произнести азан и восполнил молитву так, как читал намаз обычно. (Муслим).

Так же когда верующий находится в пути и объединяет намазы, ему следует читать один азан плюс икаматы перед каждым из фардов. Передаётся со слов Джабира (р.а.), что Пророк (с.г.в.) во время нахождения в долине Муздалифа совершал магриб и иша с одним азаном и двумя икаматами (Муслим).

Если же в опредёленном поселении из мечети прозвучал азан, а человек молится дома, то ему дозволено не произносить азан и икамат. Аналогично следует поступить при опоздании на коллективный намаз в мечети, в которой уже звучал азан (если же верующий прибыл из другого города, то ему лучше произнести оба призыва, не мешая окружающим).

И не нужно забывать проговаривать после азана вышеприведённую мольбу, так как в хадисе, который довёл до нас имам Насаи, сказано, что такая мольба не отвергается.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Азан и икамат

Икамат – это призыв, осуществляемый непосредственно перед выполнением обязательной части молитвы (фарда).

Азан – это извещение о наступлении времени молитвы и призыв к ее совершению, в прошлые времена, когда не было громкоговорителей азан совершался муадзином с высокого места, к примеру, минарета мечети.

Азан и икамат в джамаате

Согласно Шариату для группы людей (джамаата) азан и икамат – это утвержденная сунна, которая узаконена для пяти молитв Аллаху, в том числе и во время путешествия. Окончательное их оставление не дозволено, поскольку являются внешним исламским обрядом.

Приводят слова Пророка Аллаха Мухаммада ﷺ о том, что “Если наступит время молитвы, то пускай один из вас совершит для вас азан, а затем пускай старший из вас будет вашим имамом”.

Азан и икамат для одного человека

Для одного лица постановления Шариата указывают, что азан и икамат являются сунной, что подтверждается рассказом Укъба бин Амира о том, как Пророк Аллаха Мухаммад ﷺ сказал, что Аллах удивился, увидев пастуха, который дает азан, а затем совершает молитву, во время того, как находится со стадом на пастбище. Тогда Аллах Всемогущий сказал: “Посмотрите на этого Моего раба, дает азан и выстаивает молитву, страшась Меня. И Я уже простил Моему рабу и ввел его в Рай”.

Произносить призыв желательно даже человеку, который совершает намаз в одиночестве, и даже если он проходит дома или где-то в степи. Азан должен быть произнесен громко, даже если человек находится не в мечети. Об этом говорится в хадисе, что Абу Саид аль-Худри свидетельствовал, что следует повысить свой голос, когда находишься в степи и пасешь овец и собираешься произнести азан перед тем, как совершать намаз, и что такое повеление он слышал от Посланника Аллаха ﷺ .

Мудрость азана и история его возникновения

Азан содержит в себе многоплановую мудрость: он оповещает мусульман о том времени и месте, когда и где будет совершаться молитва, он побуждает верующих к коллективному совершению молитвы, а также он побуждает беспечных мусульман, напоминая о совершении молитвы тем, кто забыл о ней, поскольку молитва является величайшей милостью Аллаха.

Призыв был узаконен на первый год хиджры, поскольку в то время появилась острая необходимость в том, чтобы был установлен какой-либо знак, который мог бы сообщать верующим о том, что наступило время молитвы. Поначалу мусульмане не пришли к единому решению, но с наступлением ночи АбдуЛлаху ибн Зейду был ниспослан сон, в котором он видел человека, который нес колокол. АбдуЛлах у него спросил, несет ли тот колокол на продажу, и человек ответил ему вопросом на вопрос, поинтересовавшись, что собирается с этим колоколом сделать АбдуЛлах, на что тот сообщил, что с помощью этого колокола он будет призывать верующих на молитву. Человек, который нес колокол, предложил научить его кое-чему более полезному, и обучил АбдуЛлаха азану и икамату. АбдуЛлах наутро пошел к Пророку Мухаммаду ﷺ и рассказал ему ﷺ о своем сне, на что Посланник Аллаха ﷺ свидетельствовал, что видение это правдивое и ему следует передать эти слова Билялю, поскольку он обладает более звонким и подходящим для этого голосом.

Азан, поистине, обладает рядом достоинств: все, чего достигал голос муаззина, будет свидетельствовать за него в Судный день перед Аллахом – будь то джинн, человек или любое живое существо. Достоинства его настолько велики, что, знай об этом люди, они бы вступали в соревнования за право делать азан, — так говорил Пророк Мухаммад ﷺ .

Условия азана

Для того, чтобы азан с икаматом считались действительным, человек, который их совершает, должен соблюдать ряд условий:

  • быть мусульманином;
  • мужчиной (женщине не дозволено совершать азан, но можно негромко читать икъамат);
  • должен находиться в трезвом рассудке и разуме;
  • должна быть соблюдена очередность слов, а сами его слова должны произноситься непрерывно, без большого перерыва;
  • совершение азана при наступлении времени для совершения молитвы;
  • звуки должны произноситься четко, а сам текст растягивать так, как того требуют соответствующие правила арабского языка;
  • при совершении азана запрещается чрезмерно распевать его, особенно если это приводит к тому, что буквы, харакаты изменяются, либо если это ведет к добавлению или убавлению звуков;
  • действительными будут являться азан и икамат, совершенные несовершеннолетним, но различающим мальчиком-мумайизом (то есть отличающим уже мужчин и женщин);
  • также призыв будет действительным, если человек проспал время молитвы или забыл ее вовремя совершить.

Сунна при чтении азана и икамата

Желательные действия при совершении азана и икамата предполагают:

  • желательно их произносить стоя, а сидя читать нежелательно, если есть возможность делать это стоя;
  • муадзин, должен быть обращен лицом к Кибле;
  • читающему следует находиться в состоянии малого и полного омовения;
  • обходить минарет во время совершения призыва нежелательно, хотя это не касается тех случаев, если город большой;
  • когда муэдзин собирается провозгласить призыв на молитву, ему следует встать на возвышенность, лучше всего, если это будет минарет. П ри отсутствии минарета можно произносить с крыши мечети. Сейчас на крышах мечетей устанавливают громкоговорители, и муэдзины могут прочитать азан в мечети, стоя. Если же громкоговоритель неисправен или отключили электричество, муэдзин должен следовать тем правилам, которые указаны ранее;
  • азан и икамат следует провозглашать одному и тому же человеку;
  • желательно, чтобы у муадзина был красивый и громкий голос;
  • икамат в отличие от азана произносится негромко, на возвышенность подниматься не нужно. Это следует сделать только тогда, когда есть вероятность, что не все смогут услышать икамат;
  • между азаном и икаматом нужно протянуть время, чтобы верующие могли завершить суннат-намазы и собраться на намаз.

Слова азана

Форма призыва должна быть такова с переводом на русский язык:

Муэдзин

Муэдзи́н (араб. مؤذن ‎‎; также — азанчи) — в исламе: служитель мечети, призывающий мусульман на молитву.

Содержание

История

О происхождении призыва на молитву (азан или нида) существует несколько версий. Согласно одной, традиция призыва на молитву возникла еще до переселения Мухаммада в Медину (хиджра). Согласно другой — после переселения, примерно во втором году хиджры. Очевидно, что пророк Мухаммед ввел ритуал «азана» по аналогии с колокольным звоном у христиан и звуком трубы у иудеев. Первый муэдзин, абиссинец Билял ибн Рабах, сначала зазывал людей на молитву на улицах, и лишь спустя некоторое время для этого стали использовать самую высокую точку в городе. Существовали и региональные способы призыва: в Фесе (Марокко) на минарете укрепляли знамя, а в темное время — зажигали лампу. В Индонезии в ряде мечетей начало молитвы анонсируется звуками гонга (влияние буддизма).

Историки считают, что в арабских племенах еще до ислама существовал обычай издавать особый крик, например, для сбора членов племени на военный совет. Это поручалось человеку, которого называли мунади или муаззин. Глагол «азана» по-арабски означает «кричать на публике».

Обязанности муэдзина

С самого начала муэдзин рассматривался как помощник имама. Праведный халиф Умар ибн Хаттаб (634—644) отправил в помощь наместнику Куфы человека в качестве «муэдзина и визиря». Тогда же выработался ритуал, когда муэдзин сначала призывал правоверных на улице, а затем отправлялся к правителю, приветствовал его и приглашал на молитву. Вернувшись в мечеть, муэдзин объявлял о начале намаза. Текст азана в тот период был очень коротким. Впоследствии он использовался только в чрезвычайных случаях. После того, как выработался архитектурный тип мечети и появился минарет, азан стали осуществлять непосредственно с балкона минарета. Это произошло при омейядском халифе Абд аль-Малике (685—705). Арабский путешественник Ибн Баттута (1304—1377) рассказывал, что в Хорезме в обязанности муэдзина входило выгонять правоверных из своих домов на намаз.

С годами выработались требования к профессиональному муэдзину: он должен был обладать мощным, но приятным голосом, который должны были слышать все жители данной местности. Мелодичному произнесению слов азана обучали тех детей, которые обнаруживали способности к пению. Иногда функции муэдзина переходили по наследству. Семьи, в которых были слепые мальчики, видели в карьере муэдзина возможность для своих детей получить источник пропитания, так как муэдзин считался служащим мечети с определенной зарплатой. Кроме того, поднимаясь на минарет, слепой муэдзин не видел того, что происходит во дворах и домах жителей и, в частности, женщин.

В некоторых крупных мечетях возникла традиция хоровой рецитации азана. Кроме азана, муэдзины стали исполнять специальные славословия, например, произносили «прекрасные имена Аллаха». Иногда обязанности муэдзина возлагали на астронома, который должен был удостоверять правильность киблы (направления на молитву) при строительстве мечети, а также рассчитывать время намаза.

Время азана

Муэдзин помощник имам-хатыба, он дожен читать азан и тасбих. Время, когда муэдзин зовет к молитве, строго определяется законами ислама, и в этом есть глубокий смысл, заложенный многовековыми традициями. Согласно законам ислама, каждый мусульманин должен молиться пять раз в сутки: утром, в полдень, после полудня, вечером и ночью. О времени каждой молитвы возвещает муэдзин (тот, кто призывает к молитве) непосредственно перед молитвой. Призывы муэдзина к молитве раздаются с минаретов или башен мечетей, и слышат их все, поэтому мусульмане точно знают, когда настает время их обращения к Аллаху.

Точное время ежедневных молитв вычисляется по специальным правилам и зависит, в первую очередь, от географического расположения местности: широты и долготы, а также от времени года. В целом «расписание» мусульманских молитв определяется положением Солнца. Муэдзин всегда точно знает время молитвы и оповещает о нем всех, но кроме этого время молитв регулярно публикуется в специализированных газетах или раздается в мечетях.

Зимние дни года гораздо короче летних, поэтому зимой утренняя молитва мусульманина будет намного позднее, а ночная гораздо раньше, чем летом. Но даже в один и тот же день в разных местах, в зависимости от их расположения, мусульманские молитвы должны произноситься в разное время. Например, если первая утренняя молитва в Адане (Турция) по расписанию должна быть в 05.14 утра, то в тот же день в Стамбуле она будет в 05.27, а в Диярбакыре – в 04.52.

Коронавирус и азан: муэдзины призывают людей совершать молитвы дома

Многие мусульмане считают, что это первый случай, когда исламские страны приостановили коллективные молитвы. Во многих мечетях и вовсе были заменены слова азана – вместо слов “хаййа аля с-саля” (спешите на молитву) стали произносить “ас-саляту фи буйутикум” (молитесь в своих домах), сообщает сайт gulfnews.com.

Поскольку пятничные и коллективные молитвы были приостановлены в мечетях ОАЭ на месяц, чтобы предотвратить распространение коронавируса, верующих попросили молиться дома.

После приостановления молитв мечети изменили формулировку азана (призыва к молитве), заменив фразу “спешите на молитву” словами “молитесь там, где вы находитесь” или “молитесь дома”.

С целью предотвращения распространения коронавируса теперь мусульмане во многих странах вместо пятничной молитвы в мечети должны читать 4 ракаата дневного намаза (зухр) дома.

Д-р Али Ахмад Машаэль, великий муфтий дубайского Департамента по делам ислама и благотворительной деятельности, сказал: “Мусульмане могут молиться дома во время эпидемий, войн и кризисов, а также если они боятся за свою жизнь”.

Посланник Аллаха (САВ) сказал: “Того, кто причиняет вред другим, Аллах накажет тем же, и тому, кто создаёт трудности, Аллах воздаст тем же”.

По поводу изменения в азане доктор Машаэль сказал: “Азан либо остается прежним, с добавлением фразы “молитесь дома”, либо выражение “спешите на молитву” заменяется в нем на “молитесь дома”. Обе формы верны. Новая фраза также может быть истолкована как “молитесь там, где вы находитесь”.

“Во времена бедствий и кризисов, когда люди боятся за свою жизнь, мусульмане освобождаются от молитвы в мечетях и могут молиться дома”, – сказал д-р Машаэль. Он подтвердил, что, несмотря на запрет на коллективные молитвы, муэдзины будут продолжать призывать к молитве, даже если им придется объявлять азан из дома, когда это будет необходимо. Азан никогда не приостанавливался на протяжении всей исламской истории.

Передается от Ибн Аббаса, что в один из дождливых дней он сказал муэдзину: “После того, как произнесешь слова «Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах», не говори: «Хайя ала ас-саля» (спешите на молитву), а скажи: «Саллю фи буйутикум» (молитесь в своих домах)”. Когда же ему показалось, что люди не одобряют его поступок, он сказал: “Так поступил тот, кто был лучше меня” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует).

В другом хадисе в Сахихе аль-Бухари, переданном Нафи, говорится: “Однажды холодной ночью Ибн Умар произнес азан в Даджнане (название горы), а затем сказал: “Молитесь в своих домах”, и сообщил нам, что Посланник Аллаха (САВ) обычно говорил муэдзину произносить азан и говорить “молитесь в своих домах” в конце азана в дождливую или очень холодную ночь во время путешествия”.

Аль-Азхар разрешил не проводить коллективные молитвы

Тем временем Аль-Азхар, один из ведущих исламских университетов, разрешил временно приостановить пятничные и коллективные молитвы в мечетях, если это необходимо, из-за вспышки пандемии коронавируса. “Мусульманам разрешено не совершать пятничные и общинные молитвы в мечетях, поскольку собрания способствуют распространению эпидемии коронавируса“, – говорится в заявлении Совета старших ученых Аль-Азхара.

“Хотя пятничная молитва проводится коллективно в мечетях каждую неделю, и пять ежедневных молитв также предпочтительно совершать в мечетях, мусульмане освобождаются от посещения молитв в мечетях из-за растущей обеспокоенности распространением коронавируса“, – говорится в заявлении.

Мечеть аль-Азхар / Источник: triptourguide.com

Первый азан и муэдзин в Исламе

Пророк Мухаммад (САВ) велел мусульманам молиться пять раз в день после того, как он вернулся из своего ночного путешествия и вознесения на небо (“исра ва мирадж”). В Медине, согласно традиции, правоверные мусульмане собирались вокруг Пророка Мухаммада (САВ) без всякого призыва, так как практика азана еще не была введена.

От Ибн Умара передается: “Когда мусульмане прибыли в Медину, они обычно собирались на молитву и угадывали время для нее. В те дни практика азана еще не была введена. Однажды они обсуждали эту проблему, связанную с призывом к молитве. Некоторые люди предлагали использовать колокол, как христиане, другие предлагали трубу, как рог, используемый евреями, но Умар был первым, кто предложил, чтобы человек призывал людей на молитву”.

Однако одному из сподвижников Пророка (САВ) приснился сон, в котором один человек научил его лучшему способу призывать людей к молитве, говоря:

Аллах велик! Аллах велик!

Аллах велик! Аллах велик!

Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха.

Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха.

Я свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха.

Я свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха.

Спешите на молитву. Спешите на молитву.

Спешите к спасению. Спешите к спасению.

Аллах велик! Аллах велик!

Нет божества, кроме Аллаха.

Пророк согласился и назначил Билала ибн Рабаха, известного своим прекрасным голосом, первым муэдзином в Исламе. С тех пор и далее, в течение 14 веков, азан призывал верующих всего мира совершать пять ежедневных молитв. Азан – это регулярное напоминание о подчинении всей жизни воле Аллаха.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector