Православная молитва Господи помилуй

Православная молитва Господи помилуй

Православная молитва Господи помилуй

Молитва «Господи, Помилуй»

Когда верующий ощущает свою вину и раскаивается, он читает молитву «Господи, помилуй». Как и для любой молитвы, здесь важно произносить слова искренне, а не заунывно-заученно. Ведь вера основана на чувствах, а не на памяти. Не стоит повторять эту молитву бездумно, на «автомате» — это не принесет результатов, а напротив только навредит. Ведь неискренняя молитва сродни лицемерию.

  1. Текст молитвы
  2. Правила чтения молитвы «Господи, Помилуй»
  3. Стихотворение-молитва «Господи, Помилуй»

Текст молитвы

Молитва «Господи, помилуй, текст которой имеет несколько вариантов, одна из самых часто используемых православными христианами. Зачастую используется короткий вариант или русский перевод. А официальный церковнославянский текст выглядит так:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души нашя.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (трижды).

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас: Господи, очисти грехи наша: Владыко, прости беззакония наша: Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй (трижды).

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое: да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим: и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Яко Твое есть царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь

Правила чтения молитвы «Господи, Помилуй»

Каких-то определенных требований для прочтения молитвы «Господи, помилуй» нет. Но имеется ряд усиливающих или ослабляющих факторов. К ним относятся:

  • Время суток — вечерняя или утренняя молитва гораздо сильнее дневной;
  • Место чтения молитвы – в храме эффект от молитвы ощутимее, нежели дома;
  • Атрибуты, применяемые при прочтении молитвы;
  • Регулярное причащение и исповедание.

Как бы не настаивали современные представители церкви, что вероисповедание должно быть у каждого человека, вера по-прежнему является делом сугубо индивидуальным и идущим от души. Поэтому молитвы должны идти от чистого сердца, без лукавства. Если человек не чувствует за собой греха или вины, то даже прочтя «Господи, помилуй» он не получит желаемого прощения. Также не возымеет эффекта молитва от человека, который сам не считает себя верующим, но решил просить прощения у Всевышнего на всякий случай, так сказать замолить грехи.

Стихотворение-молитва «Господи, Помилуй»

Автор молитвы: протоиерей Николай Гурьянов

Помоги мне, Боже, крест свой донести.

Ты прошёл с любовью Свой тернистый путь,

Ты нёс Крест безмолвно, надрывая грудь.

И, за нас распятый, много Ты терпел,

За людей молился, за врагов скорбел.

Я же слаб душою, телом так же слаб,

И страстей греховных я преступный раб.

Я – великий грешник на земном пути,

Я ропщу, я плачусь… Господи! Прости.

Помоги мне, Боже! Дай мне крепость сил,

Чтоб свои я страсти в сердце погасил…

Помоги мне, Боже! щедрою рукой,

Ниспошли терпенье, радость и покой.

Грешник я великий на земном пути…

Господи, помилуй. Господи, прости!

Молитва Господи помилуй

Всем знакома молитва «Господи помилуй господи прости». Для того чтобы получить желаемое, следует придерживаться определенных правил. Привычка произносить молебен бездумно, без веры не принесет никакого результата.

Благословение

Бог предоставил человеку выбор. Он свободен, разумен, поступает по своей воле и несет ответственность за свои поступки. Просьба о помиловании дает защиту Высших сил в том случае, если человек в ней нуждается, просит о ней. Как известно Адам нарушил заповедь Бога, тем самым отвернулся от него. С помощью Евангелие, процедуры крещения и Святого Причастия человек получил все ему необходимое для получения небесной благодати. Только человеку решать, жить в гармонии с собой и Высшими Силами, или отвернуться от них.

Нет принуждения в этом случае, молитвослов должен исходить от чистого сердца. У каждого есть выбор идти по спасительному пути, но не все к нему приходят сразу.

Текст молитвы звучит следующим образом:

По — церковнославянски

«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души нашя.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (трижды).

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас: Господи, очисти грехи наша: Владыко, прости беззакония наша: Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй (трижды).

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое: да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим: и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Яко Твое есть царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Русский перевод молитвы «Помилуй» звучит так:

«Во имя Отца, и Сына и Святого Духа. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Царю Небесный, Утешителю, Дух Истины, Который везде находишься и все наполняешь, источник благ и податель жизни, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны и спаси, Благой, наши души.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас (трижды).

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне (теперь), и присно (всегда). и во веки веков. Аминь (истинно так).

Пресвятая Троице, помилуй нас. Господи, очисти грехи наши, Владыка, прости беззакония наши, Святый, посети и исцели немощи наши имени Твоего ради.

Господи, помилуй (трижды).

Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Отче наш, сущий на небесах. Да святится имя Твое, да придет Царство Твое, да будет воля Твоя на земле, как на небе. Хлеб наш насущный (необходимый) дай нам сегодня, и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим, и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого (дьявола).

Ибо (потому что) Твое есть царство, и сила, и слава Отца и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Ценность

Тот, кто искренне взывает со словами «Боже», прося о помощи, действительно наблюдает положительные изменения в своей жизни. Каждый день человек получает милость, за которую стоит отблагодарить. Молитва «Господи помилуй» поможет это сделать.

Стоит помнить о силе обращений в утреннее и вечернее время суток. Важно посещать храм, или церковь, исповедоваться и регулярно причащаться. Даже короткий вариант священных слов имеет вес.

Известны сотни примеров чудотворного выздоровления, позитивного влияния на душевное и физическое самочувствие молящихся.


Видео на тему: Молитва Господи, помилуй

Выводы

Духовное общение занимает важное место в жизни человека. При крещении мы получаем благословение. Во время причащения, а также при совершении добрых дел человек ощущает влияние Высших Сил.

Стоит подходить к духовным обращениям с умом, открыть сердце вере, и помнить, что слова должны подтверждаться благими делами.

ТОЛКОВАНИЕ НА МОЛИТВУ «ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ»

Многие знают молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня!» и ее короткую форму «Господи, помилуй!». Но не все получают милость, произнося ее. А почему? Да потому что на самом деле не понимают, что именно они просят у Бога. Если кто повторяет ее просто по привычке, то едва ли милость Божия коснется его.

В чем же суть Божьей милости? Господь сотворил человека свободным и разумным, дав ему свободу выбора. Бог не хочет властвовать над человеком, совершать что-либо против его воли. А господствует и защищает Он только тех, кто сам этого желает. Адам нарушил заповедь и вкусил запретный плод древа познания добра и зла. Он сделал свой выбор и остался без Бога, который предоставил ему возможность жить и поступать по своей воле, не желая нарушать его свободу. Под свободой надо понимать, что человек сам решает, хочет ли он быть с Богом, быть соединенным в любви со своим Творцом или нет. Таким образом, Господь, будучи Господом и Создателем всех живых существ, видимых и невидимых, после грехопадения перестал быть Господом для людей, которые от Него отделились. Человек выбрал зло и во зле и остался. Дьявол прельстил его в Эдеме и продолжает прельщать его на протяжении всей жизни.

И если в таком падшем состоянии человек хочет освободиться от рабства греха и соединится с Господом в любви неслитно и нераздельно, оставив прежний образ жизни, то он взывает «Господи, помилуй!». И Бог дарует ему милость, так как будучи многомилостивым, Он сжалился над людьми и дал им путь ко спасению. Путь этот — Иисус Христос, Который вочеловечился и пострадал на кресте, пролив Свою святую кровь за грехи человечества, за освобождение людей от греха, чтобы дьявол не имел больше над ними власти.

Бог дал человеку все необходимое, чтобы снова быть нераздельно с Ним:

Евангелие — в нем написано, как угождать и служить Богу.

Крещение — через него человек возрождается и омывается от грехов.

Святое Причастие — дает небесное питание и благодать.

Господь никого не принуждает идти этим спасительный путем, а дает возможность сделать свой выбор — либо быть с Богом, либо оставаться под игом греха. Поэтому одни спасаются, выбирая путь спасения, а другие погибают.

Если после крещения, после принятия воли Божьей, христианин, под влиянием мира и плоти, вновь начинает грешить и тем самым отдаляться от Господа, ему вновь и вновь нужна помощь Божья в освобождении от рабства греху. Вновь нужна милость и благодать Божья, которая вернет ему свободу. Если христианин понял, что отдалился от Бога и молит Его «Господи, помилуй!», он получит, что просит, и дальше сможет жить угодно Богу, соблюдая Его заповеди. Поступая так, человек дойдет до спасения. Те же, кто молится Иисусовой молитвой без должного понимания, без желания освободиться от греха и снова прилепиться к Богу, — не получат милости.

Святитель Симеон Солунский приводит следующие примеры для понимания сути Иисусовой молитвы. Представим себе бедного и нищего человека, который пришел к богатому и просит у него милостыню, взывая: «Помилуй меня! Пожалей меня и помоги устроить свою жизнь». Теперь представим должника, который не имеет средств, чтобы выплатить долг. Он идет к тому, у кого одалживал, и пытается упросить простить долг, взывая: «Помилуй меня! Сжалься над моей бедностью и прости мне долг». Представим себе и третьего человека, который провинился перед другим и желает получить его прощение. Он идет к тому, против кого согрешил, и просит: «Помилуй меня! Прости за то, в чем я виновен пред тобой». Все эти три человека знают, о чем они просят и для чего просят. И они получат то, что просят.

А теперь представим себе грешника, который и беден духовно, и должен перед Богом, и оскорблял Его многократно. И просит он как будто у Бога: «Помилуй меня!». При этом сам и не знает, что просит и для чего, не понимает, в чем состоит эта милость, которую просит, а просто по привычке повторяет: «Господи, помилуй!». Получит ли такой человек милость Бога? Скорее всего, нет. Он ведь даже не сможет понять, получил ли он то, что просил.

Раскрывая суть Иисусовой молитвы, святой отец говорит, что молясь, мы должны непрестанно просить у Бога следующего: «Помилуй меня! Прояви Свою милость ко мне грешному и опять прими меня в Свою благодать; дай мне дух силы, чтобы противостоять искушениям и грешным моим привычкам; дай мне мудрости, чтоб исправиться; дай мне дух страха, чтоб я боялся грешить и исполнял заповеди Твои; дай мне дух любви, чтобы я любил Тебя и более не отдалялся от Тебя; дай мне дух мира, чтобы я умиротворился и мысли мои упорядочились; дай мне дух чистоты, который сохранит меня чистым от всякого осквернения; дай мне дух кротости, чтобы быть спокойным и нераздражительным в общении с людьми и не гневаться; дай мне дух смирения, чтобы я не был высокомерным и гордым».

Если кто молится именно так, осознавая, что нуждается в просимом, то наверняка получит милость от Бога. А если какой христианин молится Иисусовой молитвой лишь по привычке, не вдумываясь в ее смысл и без цели, то такой и не получит милости. Ведь каждый из нас и так уже получил много милостей от Бога, за которые стоит благодарить. Бог наделил человека высшим достоинством — создал его по Своему образу и даровал власть господствовать над тварным миром (Быт. 1:26-29). Созданный по образу Божию, человек может беседовать с Богом. Кроме того, мы получили милость Божию, когда крестились и воссоединились с Богом, став православными христианами. Получаем милость мы всякий раз, когда причащаемся пречистых тайн, получая прощение грехов.

Поэтому если мы будем взывать «Господи, помилуй!», помня, что уже получили от Бога, и понимая, что за милость мы просим у Него, то получим благодать и спасемся.

Истолкование молитвы – Господи помилуй!

Блаженнейший Симеон Архиепископ Солунский

О МОЛИТВЕ «ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ».

Митрополит московский Макарий.

Что всего дороже? Всего дороже — душа.
Что всего нужнее на этом свете? Всего нужнее — спасение души.

Что нужно делать, чтобы — спасти душу? Прежде всего нужно — МОЛИТЬ Бога, чтобы Он — НАУЧИЛ нас и ПОМОГ нам — спасти свою душу.

Почему это нужно прежде всего?

Потому, что без помощи Божией НЕВОЗМОЖНО — спасти душу. А помощь Божия дается тому, кто ПРОСИТ у Бога — помощи. Поэтому, кто хочет спасти свою душу, тот должен – УЧИТЬСЯ молиться. Это самая ВАЖНАЯ — наука!

Главное, — НЕ ЛЕНИТЬСЯ, понуждать – ЗАСТАВЛЯТЬ себя, как можно ЧАЩЕ старательно молиться – тогда и молиться — НАУЧИТЕСЬ. Господь лодырей – не любит.

А через молитву – МОЖНО помочь всем — своим ближним, в любой — их беде, и жизнь свою по доброму — устроить! А главное – душу спасти и к Богу в Рай — прийти!

Какой молитвой — лучше молиться?

Хороша всякая молитва, если произносят ее с пониманием, да с усердием. Хорошо — прочитывать все молитвы, какие кто знает, только нужно читать их – НЕ СПЕША, вникая в каждое слово, чтобы понять, что оно значит.

Что делать тому, кто НЕ ЗНАЕТ — никаких молитв, НО ЖЕЛАЕТ — молиться, чтобы спасти душу свою?

Если бы нашелся такой человек, который бы никогда — не молился, и тот, наверное, знает одну молитву, потому что слышал ее часто, хотя сам и не молился ею. Эта молитва так невелика, что ее может заучить всякий безпамятный человек и малый ребенок.

Какая это молитва? Это — та молитва, которую можно ЧАЩЕ всего слышать — в церкви и в доме. Она состоит только из двух слов: Господи, помилуй.

Кто не знает, кто не слыхал этой молитвы? И малый, и старый, все ЗНАЮТ — эту молитву. Вот этой молитвой и МОЖЕТ — молиться всякий человек.

Немного — в ней слов, но очень МНОГО — она содержит в себе. Только два слова в ней, но о многом ею можно — молить Бога. Коротка эта молитва, но долго ею можно — молиться.

Посмотрите, как произносится эта молитва в церкви. Пусть церковь и будет нашей учительницей в этом деле.

Когда священник приглашает всех прихожан молиться и напоминает им, о чем должна быть молитва, то народ отвечает на каждое его воззвание только двумя словами: Господи, помилуй. Правда, у нас теперь не народ отвечает, а только стоящие на клиросе; но это — все равно: клиросные отвечают за всех, стоящих в церкви.

Когда священник говорит: помолимся — о свышнем мире и о спасении — душ наших, народ отвечает: Господи, помилуй.

Священник говорит: помолимся о всем мире, о всех церквах, о соединении всех, народ ответствует: Господи, помилуй. Помолимся о царе, епископе и пресвитерах, о властях, о воинстве, о городах, и о всех верующих, говорит священник; народ возглашает — ту же молитву.

Те же два слова — Господи, помилуй — произносятся, когда священник приглашает молиться о плавающих, путешествующих, о болящих и страдающих.

Значит, этой молитвой МОЖНО молиться — о всём и за всех.

Обратите внимание и на то, что эта молитва «Господи, помилуй» произносится иногда сряду — три раза, иногда двенадцать раз, иногда сорок, а иногда сто раз. Для чего это? Для того, чтобы мы могли – УСЕРДНЕЕ, старательней молиться.

Если скажешь однажды: Господи, помилуй, то, пожалуй, и не вникнешь в смысл сказанного. Когда же скажешь — два и три раза одно и то же слово, то скорее обратишь внимание на то, что ты говоришь; вспомнишь, что ты умоляешь — Господа.

А когда, произнесешь эти слова – ТРИЖДЫ — по трижды, или четыре раза — по трижды, то вспомнишь, что ты СТОИШЬ — пред Господом и при этом, быть может, почувствуешь или радость, или страх. А когда с таким страхом и радостью ты будешь — умолять Господа, то Он услышит — твое моление, помилует тебя — поможет.

В церкви иногда указывается, о чем должно молиться, как сказали мы. А иногда не упоминается об этом, а только произносится: Господи, помилуй, 12 или 40 раз. Для чего это? Для того, чтобы дать нам возможность самим молиться о том, что нам нужно.

Это вот, что значит. Положим, что тебе особенно нужно ПОМОЛИТЬСЯ — о прощении какого-либо греха. Ты слышишь, в церкви произносится: Господи, помилуй, несколько раз.

Употреби же это время на то, чтобы ВЫСКАЗАТЬ — пред Богом — свой грех. Скажи и ты: Господи, помилуй — и раз, и два, и три, для того, чтобы УСИЛИТЬ — покаяние и усерднее просить о прощении — греха.

В течение дня мы много — СОГРЕШАЕМ то делом, то словом, то мыслию. Если за всякий грех мы будем — ВЗЫВАТЬ с покаянием: Господи, помилуй, то много раз нам придется произнести эту молитву. Вот для этого и положено церковью произносить: Господи, помилуй иногда, сорок раз. Так поступая, будем учиться – ПОКАЯНИЮ и молитве.

Итак, эта молитва НУЖНА — нам для того, чтобы КАЯТЬСЯ — во грехах и молить Бога о прощении их.

А иной имеет на душе — скорбь; другому нужно помолиться — о больном своем; иному нужно ПРОСИТЬ — помощи Божией в каком-нибудь деле. Вот и этим дается возможность ПОВЕДАТЬ пред Господом — свои НУЖДЫ и прошения и многократно — говорить всем одно и то же: Господи, помилуй, т.е. сотвори с нами — по милости Твоей, яви нам, Господи, милость Твою. Помоги — нам Господи.

Читайте также  Что означает молитва Святый боже

Как учит нас церковь молиться в храме, так нужно — делать и дома. Всё, что тебе — НУЖНО, проси у Бога — этой молитвой. Когда ты стоишь пред святой иконой утром, вставши от сна, или вечером, пред сном, молись — этой молитвой.

Говори: Господи, помилуй – НЕ СПЕША, со вниманием, скажи это раз пять, десять, сорок, сто раз. Влагай в нее твои — ПРОШЕНИЯ о всех нуждах.

Не привыкший дома молиться и редко бывающий в церкви, пожалуй, сперва сам и не знает, о чем ему нужно молиться. Поэтому скажем несколько слов, о чем должно молиться дома, наедине.

Прежде всего молись о СПАСЕНИИ — души; говори: Господи, помилуй, а на уме думай: Господи, спаси мою душу, Господи, НАУЧИ — меня, как спастися мне. Произнеси: Господи, помилуй — о спасении души раз десять и более.

Потом молись о ПРОЩЕНИИ — грехов; вспоминай, в чем согрешил ныне или грешил прежде, и говори: Господи, помилуй — тоже раз десять или двадцать.

Потом молись о рае, чтобы НЕ ЛИШИЛ тебя Господь — Царствия Своего Небесного, и произнеси тоже: Господи, помилуй — раз десять.

Потом молись, чтобы Господь ИЗБАВИЛ — тебя от вечных мучений. Вспомни, как грешники мучатся в аду, и говори: Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй, а на уме думай: избавь меня от этих мучений. Взывай это «Господи, помилуй» так, как бы ты уже находился в аду, в огне, между грешниками и как бы простираешь руки к Богу с воплем: «Господи, помилуй, Господи, выведи меня отсюда».

Затем молись — о Благочестивейшем Государе и всем Его Доме, о своем – Отечестве и народе, об епископах и всем церковном причте; молись о родителях своих, об отце — духовном, о всех — сродниках твоих и за всякого из них говори: Господи, помилуй.

Молись о семье — своей, молись, чтобы Господь ДАЛ — тебе и родным твоим — здоровье; молись, чтобы Господь ПОМОГ — тебе в делах твоих вообще; помолись и о том деле, которое ты сегодня — хочешь делать. Молись так же и за всех — усопших.

Из сказанного можно понять, что можно молиться всякому, не только учившемуся грамоте, но и неграмотному; можно молиться — много и незнающему многих молитв; можно НАУЧИТЬ — молиться и малых детей, потому что «Господи, помилуй» может произнести и малое дитя, только что умеющее произнести имя отца или матери.

Из сказанного видно, о чем должно — молиться; видно, что прежде всего НУЖНО — молиться о спасении души, о прощении — грехов, о рае, об избавлении — от ада; потом молиться — о людях, и наконец о всех — житейских нуждах.

Кратчайшая и бездонно глубочайшая… О молитве «Господи, помилуй»

Все богослужение Православной Церкви проникнуто молитвенным воплем: «Господи, помилуй». Это древнейшая молитва человеческая. Предание Церкви говорит нам, что согрешившие и изгнанные из рая наши прародители, начали свой благословенный спасительный путь покаяния, обеспечивший возможность явления Спасителя и искупления Им человеческого рода, именно этим молитвенным криком души: «Помилуй!» – «Милостиве, помилуй мя падшаго!»

Священнейшие ветхозаветные творения – псалмы и пророчества неустанно повторяют это слово «помилуй»: «помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей; молитесь Богу, чтобы помиловал нас», – говорит святой пророк Малахия (1:9).

Первая молитва, раздавшаяся в первом построенном на земле храме истинного Бога, была: «услышь и помилуй» (3 Цар. 8:30).

Это первая молитва, которой выучивается православный ребенок; и это же последняя молитва, которую повторяет предсмертно тускнеющее сознание умирающего. Вспомним святоотеческий рассказ о кончине юного подвижника, преподобного Досифея.

И если в спокойные дни, в трясине повседневной будничной жизни, часто равнодушно повторяются, как привычный затверженный припев, слова «Господи, помилуй», то в моменты, когда или опасность, или мука, или яркое жгучее сознание бездны своего падения потрясают душу, тогда этот краткий молитвенный вопль внезапно наполняется глубочайшим смыслом и силой. И как осужденный на смерть перед судьей, в глазах которого прочитывает последнюю возможность надежды на помилование, как смертельно больной в мольбе к врачу, могущему спасти, начинает человеческая душа кричать к Всемогущему Богу: «Господи, помилуй!»

Много вдохновенных ярчайших молитв сложило человечество. Но когда смерть заглядывает в глаза, или когда нестерпимый огонь жжет душу, тогда не может человек найти в себе силы, чтобы повторять спокойные слова молитв, но вместо всех иных молитвословий, вопиет он “Господи, помилуй”, обретая в этих двух словах подпочвенную основу всех молитвенных прошений.

И когда, паче всех надежд, окажется, что этот вопль услышан, когда милующая Рука отклонит, казалось, смертельную опасность или выведет душу из казавшегося безысходным тупика отчаяния, тогда полюбляет спасенная душа крепкой неотрывной любовью эту кратчайшую молитву «Господи, помилуй»; уже спокойно и просветленно начинает повторять ее во все светлые и темные, скорбные и радостные мгновения своей жизни.

Вот почему припевом «Господи, помилуй» преисполнено православное богослужение. Если православие есть по преимуществу религия покаяния, если оно есть святилище всего человечества и все, что есть истинно доброго, ценного, правильного во Вселенной, где бы оно ни находилось, принадлежит по существу Православной Церкви, то конечно тут, в Церкви Православной, в православной молитве на подобающем ему месте, в бесчисленных молитвенных повторениях, должно находиться фундаментальнейшее молитвословие человечества: «Господи, помилуй», и как вопль видящей себя на краю гибели души, и как спокойно радостное благодарственное повторение этой принесшей паче надежды спасение молитвы.

И отдельный человек, и народы, и человечество столько раз стояли над пропастью гибели и были избавляемы Божией милующей рукой. Как же бесчисленное множество раз не повторять: «Господи, помилуй»? Как не повторять этих опытом засвидетельствованных спасительных слов сейчас, когда в еще невиданной мере гибель приблизилась к человечеству, приняла ясно ощутимые формы и упорно заглядывает ему в глаза?

Мы знаем, совершенно отчетливо предугадываем, что эта первая молитва человеческого рода, впервые произнесенная устами согрешивших прародителей в горький час изгнания из рая, она же будет и последней молитвой человеческих уст, когда в огне и буре, в гласящей трубе архангельской закончится человеческая история, и в трепете последних предконечных минут не будет у человеческих душ ни сил, ни времени для иных молитв, кроме этой – кратчайшей и бездонно глубочайшей: «Господи, помилуй, пощади и помилуй!»

Толкование на молитву «Господи, помилуй!»

Святитель Симеон Солунский, святой XV века, был последним епископом древнего города Фессалоники, удерживавшим свою паству от перехода в унию с Римом, и одним из последних византийских богословов. Его перу принадлежит множество творений по самым разным богословским темам. В этой небольшой брошюре помещены два труда святителя Симеона о молитве, помещенные в пятом томе русского «Добротолюбия»: «Истолкование молитвы Господи, помилуй» и «О священной молитве».

Оглавление

  • О молитве «Господи, помилуй!»[1]

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Толкование на молитву «Господи, помилуй!» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

© Издательство Сибирская Благозвонница, оформление, 2016

О молитве «Господи, помилуй!» [1]

Молитва «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!» и более кратко: «Господи, помилуй!» от апостольских времен дарована христианам, и определено, чтобы они непрестанно возглашали ее, как и возглашают. Впрочем, делая так, весьма немногие ныне знают, что значит «Господи, помилуй», и потому взывают бесплодно; вопиют: «Господи, помилуй!» — а милости Господней не получают, потому что не ведают сами, чего ищут.

Поэтому надлежит нам знать, какая это милость Господа Иисуса. Какая? Всякая: все, что нам потребно в настоящем нашем падшем состоянии, в Его деснице есть. Ибо Он с тех пор, как воплотился и соделался человеком, как претерпел такие страсти и излиянием всесвятой Крови Своей искупил человека из рук диавола, — с этих пор стал Господом и Властителем человеческого естества особенным некоторым образом. И все наше стало таким образом в Его руках.

Господь и прежде воплощения искони был Господом всех тварей видимых и невидимых как Создатель их и Творец. По бытию это так и есть и будет, — но не по свободной деятельности разумных тварей. Бесы, а за ними и люди не восхотели сами от себя иметь Его Господом и Властителем своим и отторглись от Него, сущего Владыки всяческих. Ибо Всеблагой Бог, создав людей и Ангелов самовластными и одарив их разумом, не хочет нарушать сего их самовластия и господствовать над ними насильно, против их воли. Поэтому над теми из них, которые хотят быть под властью и управлением Божиим, Он господствует и защищает их, а тех, которые не хотят, Он оставляет творить волю свою как самовластных.

Посему и Адама, когда он, прельщенный богоотступником диаволом, сделался и сам отступником от Бога и не восхотел слушаться заповеди Его, Он оставил его произволению, не желая насилием господствовать над ним. Но завистливый диавол, прельстивший его вначале, не перестал и далее прельщать его, пока не сделал его по его неразумию подобным скотам несмысленным и он не стал жить подобно неразумным животным.

Тогда сжалился над ним Многомилостивый Бог и, преклонив небеса, сошел на землю и сделался человеком человека ради и, пречистой Кровью Своей искупив его, устроил для него спасительный путь жизни: во Святом Евангелии указал, как благоугождать Богу, Божественным крещением возродил и воссоздал его, в Пречистых Тайнах питание небесное учредил ему и, кратко сказать, с высочайшей премудростью нашел способ, как Ему быть нераздельно с человеком, а человеку — с Ним, чтобы диавол не имел более в нем места. Но и после сего Он все же никого не приневоливает, но оставляет всем на произвол — спасаться, как им предлагается, или гибнуть. Так это и идет: одни спасаются, а другие небрегут о спасении — из них иные совсем не веруют в Евангелие, а иные и веруют, но не живут по-евангельски.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • О молитве «Господи, помилуй!»[1]

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Толкование на молитву «Господи, помилуй!» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector