Пояс с молитвами как правильно носить

Пояс с молитвами как правильно носить

Пояс с молитвами как правильно носить

Правила ношения Пояса Пресвятой Богородицы

Дорогие посетители православного островка “Семья и Вера”!

Многие из Вас получают Пояс Пресвятой Богородицы. В конверт мы также вкладываем краткое описание по его правильному ношению.

В данной публикации мы расскажем Вам подробнее о том, как правильно носить Пояс, в каких случаях нужно его надевать и как за ним ухаживать. А также поведаем о чудесах Пресвятой Богородицы, произошедших с нашими посетительницами!

Если у Вас еще нет Пояска, Вы можете заказать его в нашей Церковной лавке, и мы отправим святыню в ближайшую среду.

Сначала немного истории

Пресвятая Богородица сплела собственноручно пояс из верблюжьей шерсти, который и носила до конца Своей земной жизни. Затем Её Пояс хранился у благочестивых иерусалимских вдовиц.

В 5 веке, при императоре Аркадии, Пояс был доставлен в Константинополь, где и находился до XIV века. Его разделили на несколько частей. Одна часть осталась в Константинополе, а другая, скорее всего в Иерусалиме.

Когда Константинополь осаждали турки, одна часть Пояса Пресвятой Богородицы была перенесена в Афонский монастырь Ватопед.

Позднее, в ХIХ веке, другая часть Пояса Богородицы была принесена одним из благочестивых паломников в Москву и преподнесена в знаменитый Свято-Ильинский храм столицы, что рядом с Храмом Христа Спасителя, где пребывает и по нынешнее время.

По древнему обычаю на чудотворном Поясе Пресвятой Богородицы освящаются Пояски. Их с молитвой прикладывают к ковчегу с великой святыней, а затем преподают верующему народу.

Благословением Пресвятой Богородицы от ношения Поясков совершаются многие чудеса: бездетные супруги, разрешаясь от бесплодия, становятся родителями; исцеляются больные разными неизлечимыми заболеваниями, в том числе и раком; нормализуется душевное состояние через прикосновение к благодати Божией Матери!

Теперь перейдем к вопросам-ответам, касающимся ношения Пояска

Вопрос: Как правильно носить женщинам пояски, которые были приложены к ковчегу с подлинным Поясом Пресвятой Богородицы? Можно ли их стирать?

Ответ: Пояски можно стирать, но первую воду не выливайте в канализацию, лучше полить комнатные цветы или дерево, потому что эти пояски освященные, – отвечает архимандрит Ефрем. – Помню один удивительный случай, который мне рассказал паломник: «Я носил освященный пояс, и вместе с этим пояском у меня в кармане были какие-то бумажные платки. И однажды, по забывчивости, я взял все, что было у меня в кармане, и бросил в огонь. А потом вспомнил, что бросил в печь вместе с платками и поясок. И когда открыл печь, увидел, что поясок уцелел, огонь его не тронул».

Вопрос: Не подскажете ли, батюшка, как правильнее пользоваться присланным освященным пояском?

Ответ: Носить поясок можно как обычный пояс, – отвечает протоиерей Константин Пархоменко. – Можно иногда снимать с поясницы и наматывать на запястье (так, молодежь носит). Если надо совсем снять (принимаете душ, ванну, идете в бассейн и проч.), можно снимать. Никакого магизма быть не должно.
В основу всего нужно положить нашу любовь ко Господу и к Его Пречистой Матери, Которая по Его воле стала и нашей Матерью. А можно просто, молясь Богоматери, целовать поясок, освященный на Поясе.

Вопрос: Скажите плохо ли то, что я не сняла один раз поясок при близости с мужем. Очень переживаю.

Ответ: Вновь и вновь призываю вас к правильному православному отношению к святыне, – отвечает протоиерей Константин Пархоменко. – Грех ли не снять его, когда мы идем в уборную, или когда вступаем в супружескую близость, или когда… – вариантов много.
Не грех! Грех, когда мы надеваем святыню и грешим. Вот это – грех, а когда мы живем той жизнью, которой мы живем и которая не противоречит христианской вере, – то это не грех.
Если Вы находитесь в законном супружестве, то Матушка Небесная только порадуется вашим отношениям и благословит вас с Небес.

Вопрос: Как долго носят Пояс?

Ответ: Пояс постоянно носить не нужно, – отвечает священник Димитрий Синявин. – Надевайте лишь в особых случаях. А также в болезни. Конечно, одно лишь ношение Пояса не даст много пользы. Нужно также стараться как можно чаще творить молитву: “Богородице Дево радуйся”. И еще, нужно жить церковной жизнью: регулярно посещать храм и приступать к Таинствам Исповеди и Причащению (раз в 3-4 недели). Тогда благодать обильно изойдет на вас с Пояса Пресвятой Богородицы.

НАШИ РЕКОМЕНДАЦИИ

• Препоясывание Пояском

Поясом можно опоясывать талию, руку или голову.

Пояс можно носить как поверх одежды, так и на сорочке (или майке). На голое тело лучше не одевать, чтобы Поясок дольше оставался чистым.

Пояс можно носить как днем, так одевать и на ночь.

• О молитве при ношении святыни

Чтобы Пояс исцелял, подавал облегчение, нужно во время его ношения, – читать молитву Пресвятой Богородице:

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Хорошо читать и Акафист Божией Матери, если не каждый день, то хотя бы несколько раз в неделю.

Церковь нужно посещать ежевоскресно и приступать к Таинству Исповеди и Причастия раз в 2-4 недели, как и сказал выше священник Димитрий Синявин.

• Уход за святыней

Поясок стирать – можно. Желательно без мыла и порошка, чтобы водой можно было полить цветы. Если же Вы постирали с мылом, то воду нужно вылить под дерево или спустить в реку.

Гладить Поясок также – можно. При этом нужно читать молитву Царице Небесной: “Богородице Дево, радуйся…”

Заключение

Напоследок хотим сказать, что лишь живя покаянием, исповедью, молитвой и причащением Святых Христовых Тайн, мы можем обратить к себе взор Пречистой Богородицы. И Божия Матерь обязательно заступиться за нас пред Престолом Сына Своего, и испросит нам от Него чудодейственную помощь!

РАССКАЗЫ О ЧУДЕСАХ ОТ ПОЯСА

Дорогие братья и сестры, перед Вами два рассказа о чудесной помощи, присланные нашими посетительницами в редакцию сайта:

(Рассказы публикуются с сохранением орфографии и пунктуации авторов)

Наступила беременность!

Доброго Вам дня! Уважаемая Татьяна и все создатели православного сайта «Семья и Вера»! – пишет Елена. – Хочу поблагодарить Вас и выразить Богородице сердечную Благодарность, не прошло и месяца после ношения Пояса Богородицы, а дочка моя забеременела! Чудо!это просто Чудо от Царицы Небесной! Как же мы все счастливы. Желаю Всем Благодати Небес. Мой стих –
Соберу цветы я, Матушке родной!
Подарю букет и поклон земной,
Пусть на миг хоть взглянет, недостойна я,
Матушка родная, исцели меня!

Ушла болезнь!

Добрый день!! Хочу рассказать, вам как сегодня помог мне пояс Богородице! Вчера весь день была температура 38, кашель, и неполадки в ЖКТ. К вечеру вспомнила о поясе и решила одеть сначала на талию, после шевелений в животе, боль ушла., но температура сразу не упала, пока я не подержала поясок в руке, после этого почувствовала, что тело мое стало прохладным и температура снизилась до нормальной. С кашлем тоже произошли изменения, после того как я подержала поясок на груди., если до того он был практически непрекращающимся, то после этого он стал очень редким и смогла поспать ночью.
Спасибо Пресвятой Богородице за помощь,которую она оказывает нам грешным своими молитвами ко Господу!

Пресвятая Богородице, помоги нам, грешным!

В нашей Церковной лавке Вы также можете заказать освященный набор с Поясом Пресвятой Богородицы, лепестками, иконой и маслицем >>

Оберег Живые помощи – правила чтения и использования

Верующим людям, которым нужна помощь Господа в тяжелой ситуации, следует приобрести в монастыре мощнейший христианский оберег «Живые помощи» или самостоятельно прочитать эту молитву. Обращаться к божественному тексту можно, только если нет иного выбора, например, близкий смертельно болен или нужно уберечься от могущественных врагов. Современные практики считают, что в основе Псалма лежат языческие обращения, а потому колдуны и ведьмы, не связанные с черной магией, тоже могут использовать могущественные слова.

Что собой представляет?

Молитву могут читать не только христиане, но и практики, обращающиеся за помощью к языческому пантеону. По данным некоторых историков, основой для могущественного текста стали речи-обращения язычников.

Текст «Живые помощи», изначально называемый Псалом 90 в Псалтыре, считается одним из наиболее сильных обращений к Богу. Священнослужители сравнивают его с «Отче наш», так как оба текста объединяет идея спасения. В христианстве считается, что написал строки Моисей, а потому приверженцы иудаизма тоже в тяжелых случаях, когда нужна помощь, используют молитву. Можно просто читать священные письмена или, чтобы усилить воздействие, создать оберег. В последнем случае наносить текст нужно самостоятельно или обратиться в церковь или монастырь за готовым и освященным куском ткани с молитвенными надписями. Оберег окажет помощь тяжелобольному, убережет от крупных несчастий и случайной смерти. Живые свидетели отмечали, что молитва творит чудеса и спасает в ситуациях, когда оказываются бессильны врачи.

Когда эффективен текст и как действует?

Оберег в виде молитвы оказывает помощь только в кризисных ситуациях, когда стоит вопрос жизни и смерти. Просто так обращаться к «Живые помощи» не следует, ведь это установление прямой связи со Всевышним, которая способна уберечь и духовную, и физическую составляющую. Эффективна молитва, только если применяется истинно верующим, однако безгрешным быть необязательно, как и придерживаться строгих постов. Священный текст пробудит веру и усилит ее, создав энергетический кокон, который окажет следующее положительное воздействие применяющего ее человека:

  • защита от тяжелых болезней и осложнений;
  • уничтожение злых потусторонних сущностей;
  • обретение сил для выздоровления;
  • оберег от врагов, завистников, колдунов и ведьм;
  • защита от стихийных бедствий;
  • помощь в путешествии;
  • борьба с собственными пороками;
  • обретение спокойствия и гармонии в душе;
  • избавление от фобий и неуверенности в себе.

Вернуться к оглавлению

Каков текст и как правильно использовать?

Правила чтения

Чтобы оберег оказал помощь, священнослужители настаивают на строгом соблюдении следующих предписаний:

Желательно, чтобы во время молитвы человек держал крестик в руках.

  • Большой силой обладает выученная, а не читаемая с листка молитва.
  • Нельзя бездумно тараторить текст, важно осознавать смысл и произносить каждое слово со спокойствием.
  • Для усиления действия слов лучше сжать в ладонях крестик или икону.
  • Если человек христианин, то между повторением божественного текста нужно креститься. Представители отдельных течений могут использовать другие знаки веры.
  • Можно читать текст для помощи другому, но тот должен знать об этом и тоже верить, иначе эффекта не будет.
  • Произнося молитву, нельзя допускать посторонние размышления. Важна полная сосредоточенность.

Вернуться к оглавлению

Священный текст

Евангелие от Матфея рассказывает, что молитва уберегает от грехов и не дает нарушать божьи предписания. В момент слабости священнослужители советуют повторять текст, лучше 3 или 9 раз.

Одна из вариаций молитвы, которую следует читать, когда нужна божественная помощь, следующая:

«Тот, кто живет под присмотром Бога, под кровом Властителя Небесного. Обращается к Господу: убежище мое, защитник, Бог, уповаю лишь на Него! Убережет от ловчих сетей, мыслей мятежных, плечами осенит и под крылышки возьмет. Щит и охрана — такова правда Господа. Не побоишься ночных кошмаров, стрелы, рассекающей дни, и злоумышлений, являющихся тогда, когда не ждали. От беса полуденного убережет. Упадет рядом 1000 и 10000, но не подойдут. Глядеть станет глазами твоими и воздаяние грешивших узрит, ведь сказано: Верование мое — Бог! Господь стал убежищем. Не подойдет зло, рана телесная не приблизится. Как воинству небесному приказано — уберечь и сохранить тебя в любом пути. Унесут на руках, не дадут зацепиться ногой о камень. На змея, василиска наступить придется, попереть власть льва. За что полюбил Меня, избавлю, покрою, ведь познал Мое имя. Позовет Меня и расслышу: буду в скорби и укажу путь к Спасению!».

Создание священного оберега: пояс и магический браслет

Зачастую божественный текст с просьбой о помощи пишут на ленточке синего цвета и носят в кармашке. Но если нужна помощь в очень тяжелой ситуации, священники рекомендуют изготовить оберег в виде браслета. Лучше выбирать натуральный материал. Готовый оберег, который куплен у монахов и служителей Господа, можно сразу использовать. Если браслет предназначается другому, то во время передачи, следует вспомнить ощущения, которые были испытаны в святом месте. Носить оберег можно на любой руке, но не следует афишировать на нем внимание посторонних. Лучше прятать под рукавами кофты.

Другой, более древний способ создания оберега, это ношение пояса. Буквы вышиваются на натуральной ленте или наносятся краской. Готовый пояс приобретается у священнослужителей или делается собственноручно. Если писать молитвенные слова самостоятельно, то предварительно рекомендуется выдержать пост и пройти очищение. Считается, что такой оберег дополнительно принесет владельцу везение. Но, чтобы пояс оказал помощь, при первом надевании читается молитва 1 или 3 раза, а узелок вяжется только левой рукой. Носить оберег нужно до тех пор, пока не наступит улучшение, а затем нужно снять. Постоянно носить молитвенные надписи не следует: хотя люди не рассказывали о побочных эффектах, но беспокоить Бога без надобности не рекомендуется.

«Живые помощи»

«Живые помощи». 90-й псалом и пояса с текстами молитв в русской народной традиции (в сокр.)

В наши дни в церковной и околоцерковной среде получила определенное распространение практика ношения поясов (лент) с текстом 90-го псалма («Живый в помощи Вышняго. »). От прихожан и «захожан» можно также услышать, что переписанную либо напечатанную на бумаге «чудотворную молитву» «живые помощи» (народное название 90-го псалма) необходимо постоянно носить с собой или пришивать к одежде.

Однако важно отметить, что подобное «применение» 90-го псалма коренится не в церковных традициях, а в народной обрядности.

В народных верованиях ношение пояса, тесьмы, нитей с завязанными узлами имеет магически-охранительное значение. У восточных славян была повсеместно распространена вера в целительную силу «наузов» (узлов) – различных «навязанных» амулетов. Мифопоэтическое сознание видит главное противодействие и предохранение против всяких уз и оков чародейства. в вещественных навязах или наузах, одаренных также чародейной силой, которые. человек, с условными заговорами и обрядами, навязывал себе на разные части своего тела

Процесс завязывания есть процесс преодоления, употребления силы одного лица для уничтожения силы другого; процесс этот магический: нитью обвязывается больной человек, следовательно, и болезнь обвязывается, человек завязан – завязана и болезнь, снимается нить с человека, с нею снимается и болезнь; нить бросается, зарывается в землю, кладется в отверстие дерева, которое затем забивается, с нитью бросается и зарывается в землю связанная болезнь.

Чтобы видно было, что завязывается болезнь, на снятой с больного нити завязываются узлы. Магическое значение завязывания передается и нитям и узлам. Отсюда всякий узел сам по себе уже представляет нечто волшебное, магическое и служит источником магического воздействия. Носить на себе нить, шнурок, пояс, тесьму, полоску кожи, завязанные узлом, уже само по себе важно, так как эти предметы имеют охранительное значение. »

С древнейших времен в обрядах и быту пояс рассматривался как очень сильный оберег, приносящий благополучие и здоровье его владельцу. Пояс из тонкой плетеной сетки, где завязывание каждого узла сопровождалось чтением определенной молитвы, носили на голом теле. В народном представлении ношение пояска (так же как и нательного креста) защищало человека от воздействия нечистой силы, колдунов и наводимых ими болезней и «порчи». А такие способы «лечения» болезней или «защиты от порчи», как обвязывание ниткой (часто красной шерстяной) рук, ног, поясницы, завязывание узелков, встречаются среди суеверных людей и в наши дни.

Осуждая использование «наузов», Русская Церковь следовала примеру Церкви Византийской. Амулеты и талисманы всякого рода были повсеместно распространены на территории Византийской империи. Употребление их неоднократно порицалось в поучениях святых отцов и в постановлениях Соборов. Правило 36-е Лаодикийского Собора (IV в.) запрещает «предохранилища», которыми суеверные христиане во время болезни перевязывали больное место на теле либо постоянно носили на шее. Отцы Собора называют эти «предохранилища» оковами души. Смешение христианских понятий с языческими («демонским колдовством») трактовалось Церковью «как особо тяжкий грех, ведущий к профанации святыни и кощунству».

Хотя после принятия христианства наряду с языческой символикой или вместо нее в колдовской практике и вообще в народной обрядности стали использоваться христианские понятия, символы, молитвы и т. п., магическая сущность того или иного языческого обряда при этом не изменилась. В качестве одного из примеров этого можно привести появление так называемых ладанок.

В начале XX в. А. В. Балов писал: «Ношение амулетов и талисманов весьма распространено. Всего чаще носят на шее ладанки. Ношение. ладанки считается крестьянами средством, предохраняющим человека от всякого зла вообще, а в частности, от различных болезней».. Под ладанкой (ладонкой) понимался обычно небольшой тканевый мешочек, в который зашивали как собственно кусочек ладана (например, взятый от какой-нибудь особенно чтимой местной иконы), так и другие предметы (сброшенная кожа змеи и проч.), обладавшие, по народным представлениям, свойством лечить болезни или предупреждать их появление. Так, после совершения Таинства крещения на ребенка надевали «для здоровья» ладанку, в которую бабка зашивала пуповину, житное зернышко и три кусочка росного ладана. Верили, что ладан сам по себе наводит панический страх на нечистую силу и колдунов. В ладанку нередко просто зашивалась бумажка с текстом какой-либо молитвы (например, так называемой «воскресной молитвы», то есть «Да воскреснет Бог. ») или заговора (обычно от лихорадки). Ладанки носили на шейном гайтане, рядом с нательным крестом.

Такого рода «ладанки» относились к разряду амулетов в работах как светских, так и церковных исследователей. Митрополит Киевский Евгений (Болховитинов) писал: «Как можно видеть в нашей Кормчей Книге. делатели и раздаватели. амулетов называются узольниками, потому что у простого народа амулеты сии составляют узолки, или так называемые ладанки».

Сходный с ладанками обереговый характер имели и пояса с текстами молитв.

«Поскольку сам пояс всегда воспринимался как мощнейший оберег, то естественно было дополнять его знаками, несущими тоже значение оберегов. Сначала это были элементы орнамента, знакомые всем и потому легко читаемые». Основное значение амулетов придавалось ромбам, кругам и свастике. Иногда в своем сложном сочетании элементы орнамента образовывали целый рассказ. Позднее, когда язык орнамента забылся, узоры стали дополняться надписями. С XVIII века пояса и опояски с надписями – «со словесами» – начинают широко распространяться. На поясах вышивались инициалы и имена владельцев, поэтические и дарственные формулы («Кого люблю, того дарю», «Дарю тому, кто мил сердцу моему»), а также тексты молитв.

Распространенный в наши дни псевдоправославный «Молитвенный щит православного христианина» (включающий такие образцы фольклора, как «молитва задержания»), дает, в частности, совет «носить освященный пояс (хорошо, если сам священник прочитает молитву и завяжет его на вас)». Но при чтении подобных рекомендаций возникает вопрос: станет ли языческий по своей сути и цели (дать человеку магическую защиту, не требуя от него духовных усилий в молитве и покаянии) ритуал завязывания пояса приемлемым с точки зрения Православия только потому, что его совершит священник.

Убеждение в обереговой силе поясов с текстами молитв следует рассматривать как частный случай суеверных представлений о «защитных» функциях пояса вообще. То значение, которое, как мы видели, придавалось и до сих пор придается в народе так называемым «охранным» поясам с текстом 90-го псалма, позволяет отнести их к запрещенным 36-м правилом Лаодикийского Собора «предохранилищам».

Мы не имеем в виду, что практика носить с собой молитву, псалом, иконку в принципе предосудительна. Магизм будет состоять в веровании в то, что ношение какого-либо предмета (скажем, иконы или текста молитвы) имеет охранительную силу само по себе, независимо от поведения человека. Иными словами, свободное обращение к Богу, личное усилие человека в молитве становится ненужно.

В рассматриваемом нами случае отметим тот факт, что, поскольку носимые при себе молитва или псалом не читаются (они, в сущности, вообще не предназначены для чтения), их текст становится неважен и в народе резко искажается. Вместо слов «Живый в помощи» появляются «живые помощи», «живым в помощь» и даже «живые мощи». При этом, по наблюдению Андрея Десницкого, в простонародных вариациях на тему 90-го псалма «наибольшим искажениям оказались подвержены не туманные слова и выражения, вроде «аспида и василиска» (за непонятностью их оставляют как есть), а те, которые, казалось бы, почти не отличаются от русских. «Живый в помощи Вышняго» превращается в «живую помощь» (по аналогии со «скорой помощью», очевидно), или в анекдотические «живые помочи». «Падет от страны твоея тысяща» заменяется на «падет от стрелы твоея тысяча», и смысл высказывания меняется кардинально: вместо образа праведника, остающегося невредимым среди всеобщего бедствия, перед нами предстает супермен, убивающий одной стрелой тысячу врагов» . Таким образом, искажения свидетельствуют не только о непонятности церковнославянского текста псалма, но и об активном вовлечении его в магическую практику, которое сопровождается переделыванием оригинального текста в соответствии с требованиями мифологического мышления.

Читайте также  Молитва на улучшения памяти

Протодиакон Андрей Кураев по поводу веры в исключительную «охранительную силу» 90-го псалма замечает: «Не человек защищает себя от «ужасов в ночи», разбрызгивая вокруг святую воду и развешивая повсюду талисманы. Господь хранит того, кто полагает в Нем свою надежду. И сам этот псалом никого и ни от чего не защитит. Защита не в том, чтобы носить его в кармане, привязать к притолоке или обвязать вокруг талии. Не псалом защищает, но Господь – если человек верит в Бога как в Господа (то есть в то, что воля именно Божия, а не колдовская определяет ход событий в его жизни и господствует над нею), в Его защиту, в Его могущество (а не в могущество пояска, бумажки или своей молитвы-заклинания). Каково условие того, что Господь дает такую защиту? – Просто вера человека в нее. «Ибо ты сказал: Господь упование мое». И этого обращения сердца к Богу достаточно для защиты. Дальнейшее определяется только волей двух: волей Бога и волей человека (не отречется ли он от Завета, обернувшись в сторону язычества?). Желания же всех остальных: врагов, колдунов, язычников, бесов – здесь уже бессильны».

Пояс — обязательный элемент молитвенной одежды

«Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему» (Лук.12: 35,36).

Символическое значение пояса

Целомудрие, умеренность и самоограничение — эти благочестивые качества символизирует пояс, который должен носить всякий крещеный человек.

Поясу христиане всегда придавали символическое значение благодатной силы, укрепляющей их в борьбе с невидимыми врагами:

Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие (Еф.6,14-17).

Посему, (возлюбленные), препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Исуса Христа (1Пет.1,13).

Святитель Василий Великий так писал о ношении христианами пояса:

Что употребление пояса необходимо, доказывают прежде нас жившие святые: Иоанн, кожаным поясом стягивавший чресла свои (Мф. 3,4); а еще прежде его Илия, потому, что как отличие сего мужа описано: “Муж космат, и поясом усменным (кожаным) препоясан о чреслах своих” (4 Цар. 1,8).

Пояс и нательный крест никогда не снимаются

В таинстве Крещения на каждого из нас одеваются вместе с нательным крестом и срачица (сорочка, рубашка) с поясом. Крест и пояс никогда не снимаются, как принадлежности святого Крещения.

Тканый пояс с надписью В Новгородской губернии широким льняным поясом — «свивальником» — обвивали новорождённого, а на крестины крёстная дарила ребенку нательный крестик и пояс, который считался оберегающим от всех невзгод и сохранялся на протяжении всей жизни. После совершения крещения мать новорожденного в знак благодарности одаривала кума и куму (крестных) — каждому давали по пирогу, завернутому в полотенце и обвязанному шерстяным поясом.

Старообрядцы всегда придавали особое значение обычаю носить пояс. Без пояса христианин не делал никакого дела. Существует два вида поясов — «нижний» и «верхний». «Нижний» пояс более прост и не украшен. Он надевается при крещении на голое тело. Его носят всю жизнь и даже в бане не снимают. «Верхний» пояс подпоясывал верхнюю одежду.

Разделение поясом низа и верха, как и правой и левой стороны, до сих пор не утратили своего значения. Пояс является не просто атрибутом одежды, но и обозначает готовность к служению Богу. Без пояса нельзя ни молиться, ни отходить ко сну.

«Без пояса ходить — грех»

Сохранилось соответствующее отношение к человеку, пренебрегающему освященным стариной обычаем. Например, слово «распоясаться» означает:

  1. Развязать на себе пояс.
  2. Стать распущенным, утратить всякую сдержанность.

Бранный пояс, тканый на берде

Распоясать человека — значит обесчестить его. Оттого недостойно ведущего себя называли в народе распоясавшимся, то есть самовольно лишающим себя чести. «Пояс считается и теперь священным предметом… и не снимается ни днем, ни на ночь», пишут исследователи традиционного русского быта.

Считалось крайне неприличным мужчине без пояса находиться на народе, в обществе. Снятием пояса на пиру был оскорблен внук Дмитрия Донского Василий Косой (середина XV в.), что и послужило предлогом к войне.

Варианты тканых поясов с узором Пояс, тканый на дощечках

В народе бытовала такая поговорка: «Что ты без пояса ходишь, как татарин?! Без пояса ходить грех». То есть человек, ходящий без пояса, в народном сознании становится уже не только не христианином, но и даже не русским. Хождение без пояса всячески осуждалось: в русском фольклоре «без пояса» ходит всякая нечисть. О человеке, который уже «сраму не имеет», говорят: «совсем уж распоясался».

И более того люди, ходящие без пояса, считались колдунами, связанными с нечистыми силами, например, русалки традиционно описываются как одетые в белые рубахи, но обязательно подчеркивается отсутствие пояса.

Традиционный элемент многих культур

Пояс существует с давних времен, о чем есть убедительные археологические и письменные свидетельства. В славянских курганах X–XIII вв., принадлежавших сельскому населению — «смердам», в погребениях находят узкие кожаные пояса с медной пряжкой.

Терракотовые статуэтки мужчин, найденные С. Г. Толстовым в Хорезме, также были опоясаны по талии. Живопись архитектурных памятников VI–VII вв. в Средней Азии и средневековые миниатюры также изображают мужчин с поясами.

В своей книге по Самарканду известный этнограф О. А. Сухарева сообщает: «Опоясывание верхней одежды символизировало готовность к служению, к действию». Готовность к профессиональному труду означало опоясывание ученика-ремесленника во время посвящения его в мастера.

Пояс в русской культуре

Пояса бывают и кручёные, и кожаные, и плетёные, и полутканые, и тканые, и вышитые; самых разных цветов (в середине ХIХ века уже появились анилиновые красители). Женщины ткали пояса сами — себе и своей семье. У каждого человека было несколько поясов.

Подпоясанные женские сарафаны

Ни одна свадьба без поясов не обходилась, они служили подарками жениховой родне и дружке, играли важную роль и в обрядности. В некоторых приграничных с Белоруссией селениях во время венчания под ноги молодым клали пояс и полотенце.

Если невеста передала жениху пояс, то уже не имела права изменить решение и отказаться от замужества. Как правило, невеста дарила жениху вытканный ею узкий шерстяной пояс в красных тонах. На Руси пояс служил и родительским благословением, а также передавался по наследству из поколения в поколение.

Пояс олицетворял также дорогу. В свадебной обрядности — это дорога в новую семейную жизнь, в похоронной — в жизнь иную. Усопшего опоясывали, на поясах же опускали гроб в землю. Отличались погребальные пояса особенными молитвенными текстами: «Все упование мое к Тебе возлагаю Мати Божия, сохрани мя во Своем Си крове».

Пояса с наузами (узлами) старообрядцы не носили

Навязывание на себя различных предметов-оберегов и завязывание узлов с магическими целями осуждается как пережиток язычества. Святитель Кирил Туровский (XII в.) приравнивал «науз ношение» к «кощюнам и бесовским песням».

Пояс с наузами (узлами на концах) христианам носить запрещено Монахи исповедовались: «Согреших, наузы вязах на себе и к волхвом и к обавником и к чародеем ходих… согреших, наузы на себе нося…» Ношение волшебной повязки приравнивалось к колдовству, заклятиям.

В Потребнике указывается: «Елицы волхвуют… и обвязания на дети свои и на животная возлагают, урока ради… 6 лет да не причастятся… или опоясания… и шолки на главу свою и на выю возлагают, яко недуги отгонити… 6 лет да не причастятся… или в воспоминание Страстей Христовых в Пяток Великий узолицы себе по числу евангелий вяжут, 6 лет да не причастятся».

Правило 36-е Лаодикийского Собора (IV в.) запрещает «предохранилища» (филактерии), которыми суеверные христиане во время болезни перевязывали больное место на теле либо постоянно носили на шее. Отцы Собора называют эти «предохранилища» оковами души. «Птицегадание, чарование, предсказывания, или привески на шее против очес призора, или на листах написания, волхвования или иные злые хитрости и другие сим подобные непотребства суть служения диаволу», — говорил святитель Кирил Иеросалимский.

Смешение христианских понятий с языческими («демонским колдовством») трактовалось Церковью «как особо тяжкий грех, ведущий к профанации святыни и кощунству». Поэтому старообрядческие мастерицы не используют наузы при изготовлении поясов.

Лестовка и пояс сопровождают человека всю жизнь

Во многих музеях хранятся пояса и опояски, изготовленные более 200 лет назад и переданные в музеи современными наследниками.

Пояс издревле являлся хранителем «калиты», т. е. кошелька. За поясом хранили оружие. Эта давняя традиция дошла до XX в. в более расширенном варианте: помимо кошелька и оружия, к поясу прикреплялись кресало, нож, ямщики затыкали кнутовище бича. У женщин к поясу прикреплялся карман, в котором хранились ключи от кладовок, сундуков и лакомства для детей, почему со временем такой карман был назван «лакомка».

Процесс ручного ткачества пояса

Таким образом, пояс сопровождал христианина от рождения и до кончины в самых разных жизненных ситуациях. Как лестовку используют для непрестанной молитвы, и поэтому христиане имеют её с собой всегда, где бы ни находились, так и пояс сопровождает человека всю жизнь.

Каждый пояс для ткачихи — это нечто большее, чем просто изделие для повседневного и праздничного опоясывания. Когда ткёшь старинные пояса и они по взмаху твоих рук оживают наяву, сердце всегда радуется! И даже не красоте самого пояса, а тому, что человек будет носить его и возносить в нем свои молитвы к Богу.

Поясок «Живый в помощи»

0Александр0

Как смотрите на ношение пояска с текстом Псалма 90 и «Да воскреснет Бог»? Кто носит?

Я лично читал совершенно полярные мнения по этому поводу как мирян так и священнослужителей. Насколько я понял, носить следует как напоминание о смысле строк на пояске и вверить всё в руки Бога. Считать же, что сам текст обладает магическим действием — явно неправильно и близко к языческому мировоззрению.

Вложения

Анатолий Митрофанов

15.01.1961- 05.07.2021
  • 17 Ноя 2020
  • #2
  • 0Александр0

    • 17 Ноя 2020
  • #3
  • Является ли этот нательный крест канонически правильным?

    Жанна2525

    Участник, заслуживающий доверия
    • 17 Ноя 2020
  • #4
  • Как смотрите на ношение пояска с текстом Псалма 90 и «Да воскреснет Бог»? Кто носит?

    Я лично читал совершенно полярные мнения по этому поводу как мирян так и священнослужителей. Насколько я понял, носить следует как напоминание о смысле строк на пояске и вверить всё в руки Бога. Считать же, что сам текст обладает магическим действием — явно неправильно и близко к языческому мировоззрению.

    А есть надежные производители? А то как назовут «Живые помощи», так я в шоке: что ж на самом пояске-то написано?

    Но мне внешняя атрибутика тяжело дается, поэтому только обязательное.

    Вячеслав60

    • 17 Ноя 2020
  • #5
  • Вложения

    Сергий_

    • 17 Ноя 2020
  • #6
  • Олег Лесняк

    • 17 Ноя 2020
  • #7
  • Наш батюшка рассказывал, что когда он только начинал служить, у него был алтарник, который прошёл всю войну. Он говорил, что неукоснительно и постоянно читал 90 Псалом, и не только остался жив, но и не был серьёзно ранен в боях.

    Мне хотели подарить ремень с 90 Псалмом от Храма, но размера моего не нашли.
    Подарили обложку для паспорта, с крестом и 90 Псалмом. С удовольствием пользуюсь!

    Дед Сергий

    • 17 Ноя 2020
  • #8
  • Кристина1627

    • 21 Ноя 2020
  • #9
  • Как смотрите на ношение пояска с текстом Псалма 90 и «Да воскреснет Бог»? Кто носит?

    Я лично читал совершенно полярные мнения по этому поводу как мирян так и священнослужителей. Насколько я понял, носить следует как напоминание о смысле строк на пояске и вверить всё в руки Бога. Считать же, что сам текст обладает магическим действием — явно неправильно и близко к языческому мировоззрению.

    Если будете носить при себе или использовать как пояс, и будете молиться этими молитвами, то помощь будет. Да даже если просто будете читать псалтирь (по благословению священника), тоже будет помощь. Пояски вроде бы освящают? Тогда можно носить как освященный предмет. Языческое отношение думаю было бы, если бы человек нося пояс и даже читая молитвы написанные на нём, уповал бы не на Того, к Кому эти молитвы направлены, а на сам пояс как на талисман или оберёг. В любом случае упование на Бога нужно возложить, то есть довериться Ему, вверить Ему всё.

    Дед Сергий

    • 21 Ноя 2020
  • #10
  • Если будете носить при себе или использовать как пояс, и будете молиться этими молитвами, то помощь будет. Да даже если просто будете читать псалтирь (по благословению священника), тоже будет помощь. Пояски вроде бы освящают? Тогда можно носить как освященный предмет. Языческое отношение думаю было бы, если бы человек нося пояс и даже читая молитвы написанные на нём, уповал бы не на Того, к Кому эти молитвы направлены, а на сам пояс как на талисман или оберёг. В любом случае упование на Бога нужно возложить, то есть довериться Ему, вверить Ему всё.

    Кристина1627

    • 22 Ноя 2020
  • #11
  • Дед Сергий

    • 22 Ноя 2020
  • #12
  • Будь честной, первые христиане не нам чета, но креста не носили, иногда носили изображение рыбки, чтобы узнать друг — друга:

    Самым распространенным символом первых веков была рыбка (греч. “ихфис”). Рыбка являлась акронимом (монограммой) имени Иисуса Христа и, вместе с тем, христианским исповеданием веры: Иисус Христос Феу Иос Сотир – Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель. Рыбку христиане изображали на своих домах – в виде небольшого рисунка или в качестве элемента мозаики.
    Раннехристианские символы: рыбка, лилия, якорь.

    Сергий_

    • 22 Ноя 2020
  • #13
  • Будь честной, первые христиане не нам чета, но креста не носили, иногда носили изображение рыбки, чтобы узнать друг — друга:

    Самым распространенным символом первых веков была рыбка (греч. “ихфис”). Рыбка являлась акронимом (монограммой) имени Иисуса Христа и, вместе с тем, христианским исповеданием веры: Иисус Христос Феу Иос Сотир – Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель. Рыбку христиане изображали на своих домах – в виде небольшого рисунка или в качестве элемента мозаики.
    Раннехристианские символы: рыбка, лилия, якорь.

    Дед Сергий

    • 22 Ноя 2020
  • #14
  • Мария свет Владимировна

    • 23 Ноя 2020
  • #15
  • Сергий_

    • 23 Ноя 2020
  • #16
  • Сергий_

    • 23 Ноя 2020
  • #17
  • «…Действительно изображение креста были в употреблении, но христиане остерегались показывать их язычникам; они знали, как жестоко позорили язычники святейшие христианские таинства, и в частности как злоупотребляли крестом для посмеяния христианской веры. Мы ограничимся указанием на карикатуру Распятия с ослиною головою, за несколько лет пред сим открытую в Риме.
    При раскопках на Палатинском холме открыта была комната, где жили пажи, служившие при императорском дворе, и на стене этой комнаты – замечательное изображение, представлявшее карикатуру Распятого Спасителя. На кресте, имевшем Форму Т, представлена человеческая фигура, почти совершенно одетая, с ослиной головой. Рядом изображена другая фигура, тоже одетая, в молитвенном положении, с воздетыми вверх руками. Наскоро нацарапанная греческая надпись гласит: Αλεξἀμενος σεβετε (вместо σεβεται) ςεὀν т. е. Алексамен молится своему богу. По фигуре и надписи можно заключить, что какой-нибудь паж – язычник времен гонений на христиан – думал осмеять своего товарища – христианина Алексамена. И действительно, из сочинений Тертуллиана и Минуция Феликса видно, что кроме упреков в «крестопоклонстве» язычники упрекали христиан и в почитании ослиной головы9. Подобные же карикатуры найдены недавно и при раскопках Помпеи.
    Скрывать священнейшее изображение креста заставляло христиан столько же набожное благоговение пред ним, сколько и мудрая предусмотрительность. Здесь заключается первая причина, почему мы не так часто встречаем собственно изображение креста в первые три века. Но к этой причине присоединялась и другая не менее уважительная. Смертная казнь чрез повешение на кресте считалась у древних образованных народов самою отвратительною, самою позорною и бесчестною (Servile, crudelissimum, teterrimum, extremum, demnatlesimum, ignominiosissimum supplicium). «Отвратительное, позорное» древо крестное пробуждало ужас в язычниках . Церковь должна была принимать в соображение это чувство. В этом заключается вторая причина, почему мы мало встречаем изображение креста на общественных памятниках христианства первых трех веков, и даже в самих катакомбах. ».
    профессор Иван Егорович Троицкий
    К истории изображений Креста и Распятия
    Подробнее:

    Сергий, не нужно поддаваться на слова современных “апологетов», которые неизвестно из каких соображений, может быть сами того не понимая, умаляют Крест Господа нашего Иисуса Христа, как орудие и спасения мира.

    Правила ношения Пояса Пресвятой Богородицы

    Речь идет о пояске, освященном на Поясе Пресвятой Богородицы, находящемся в Ватопедском монастыре на Афоне.

    В данной публикации мы расскажем Вам подробнее о том, как правильно носить Пояс, в каких случаях нужно его надевать и как за ним ухаживать.

    Сначала немного истории

    Пресвятая Богородица сплела собственноручно пояс из верблюжьей шерсти, который и носила до конца Своей земной жизни. Затем Её Пояс хранился у благочестивых иерусалимских вдовиц.

    В 5 веке, при императоре Аркадии, Пояс был доставлен в Константинополь, где и находился до XIV века. Когда Константинополь осаждали турки, Пояс Пресвятой Богородицы был перенесен в Афонский монастырь Ватопед, где и хранится до сегодняшнего времени.

    Монахи, как издревле, так и сейчас, изготавливают пояски и прикладывают их к Поясу Пресвятой Богородицы. Благодатью Божией Матери, от них совершаются многие чудеса!

    Благословением Пресвятой Богородицы через Ее Честной Пояс многие бездетные супруги, разрешаясь от бесплодия, становятся родителями, исцеляются больные раком и другими неизлечимыми заболеваниями!

    Теперь перейдем к вопросам-ответам, касающимся ношения Пояска

    Вопрос:Как правильно носить женщинам пояски, которые раздавали возле святыни, можно ли их стирать?

    Отвечает архимандрит Ватопедского монастыря – отец Ефрем

    Пояски можно стирать, но первую воду не выливайте в канализацию, лучше полить комнатные цветы или дерево, потому что пояски все освящены. Помню один случай, который мне рассказал паломник на нашей Горе: «Я носил пояс, который взял на этой Горе, и вместе с этим пояском у меня в кармане были какие-то бумажные платки. И однажды, по забывчивости, я взял все, что было у меня в кармане, и бросил в огонь. А потом вспомнил, что бросил в печь вместе с платками и поясок. И когда открыл печь, увидел, что поясок уцелел, огонь его не тронул».

    Вопрос:Не подскажете ли, батюшка, как правильнее пользоваться выданным в монастыре освященным пояском?

    Отвечает протоиерей Константин Пархоменко:

    Можно как обычный пояс, можно иногда снимать с поясницы и наматывать на запястье (так, молодежь носит). Если надо совсем снять (принимаете душ, ванну, идете в бассейн и проч.), можно снимать. Никакого магизма быть не должно.
    В основу всего нужно положить нашу любовь к Господу и к Его Пречистой Матери, Которая по Его воле стала и нашей Матерью. А можно просто, молясь Богоматери, целовать поясок, освященный на Поясе.

    Вопрос: Скажите плохо ли то, что я не сняла один раз поясок при близости с мужем. Очень переживаю.

    Отвечает протоиерей Константин Пархоменко:

    — Вновь и вновь призываю вас к правильному православному отношению к святыне.
    Грех ли не снять его, когда мы идем в уборную, или когда вступаем в супружескую близость, или когда… – вариантов много.
    Не грех! Грех, когда мы надеваем святыню и грешим. Вот это – грех, а когда мы живем той жизнью, которой мы живем и которая не противоречит христианской вере, – то это не грех.
    Вопрос: Если Вы находитесь в законном супружестве, то Матушка Небесная только порадуется вашим отношениям и благословит вас с Небес.

    Как долго носят Пояс?

    Отвечает священник Димитрий Синявин:

    — Пояс постоянно носить не нужно. Надевайте лишь в особых случаях. А также в болезни. Конечно, одно лишь ношение Пояса не даст много пользы. Нужно также стараться как можно чаще творить молитву: “Богородице Дево радуйся”. И еще, нужно жить церковной жизнью: регулярно посещать храм и приступать к Таинствам Исповеди и Причащению (раз в 3-4 недели). Тогда благодать обильно изойдет на вас с Пояса Пресвятой Богородицы.

    Читайте также  Молитва икона жировицкая

    Наши рекомендации, одобренные о. Димитрием

    • Уход за святыней

    Поясок стирать – можно. Желательно без мыла и порошка, чтобы водой можно было полить цветы. Если же Вы постирали с мылом, то воду нужно вылить под дерево или спустить в реку.

    Гладить Поясок также – можно. При этом нужно читать молитву Царице Небесной: «Богородице Дево, радуйся…»

    • Препоясывание Пояском

    Поясом можно опоясывать талию, руку или голову.

    Пояс можно носить как поверх одежды, так и на сорочке (или майке). На голое тело лучше не одевать, чтобы Поясок дольше оставался чистым.

    Пояс можно носить как днем, так одевать и на ночь.

    • О молитве при ношении святыни

    Чтобы Пояс исцелял, подавал облегчение, нужно во время его ношения, – читать молитву Пресвятой Богородице:

    Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

    Хорошо читать и Акафист Божией Матери, если не каждый день, то хотя бы пару раз в неделю.

    Церковь нужно посещать ежевоскресно и приступать к Таинству Исповеди и Причастия раз в 2-4 недели, как и сказал выше священник Димитрий Синявин.

    Заключение

    Напоследок хотим сказать, что лишь живя покаянием, исповедью, молитвой и причащением Святых Тайн, мы можем обратить к себе взор Пречистой Богородицы. И Божия Матерь обязательно заступиться за нас пред престолом Сына Своего, и испросит нам от Него чудесную помощь!

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock
    detector