Пост и молитва изгоняют бесов

Пост и молитва изгоняют бесов

Пост и молитва изгоняют бесов

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Мф. 17:21

Свт. Иоанн Златоуст

Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом

Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом (ст. 21) , присовокупляет Он. Здесь Он разумеет вообще демонов, а не одних только лунатиков. Видишь ли, как и апостолам говорит уже о посте? Не говори мне о редких случаях, что некоторые и без поста изгоняли бесов. Хотя и рассказывают про некоторых, что они и без поста изгоняли бесов, однако быть не может, чтобы человек, живущий среди утех, избавился от такого недуга: нет, страждущий таким недугом имеет особенную нужду в посте. Ты скажешь: если нужна вера, для чего же еще нужен пост? Для того, что кроме веры и пост много придает крепости; он научает великому любомудрию, человека делает ангелом, и укрепляет противу сил бестелесных. Впрочем, не сам по себе; — нужна еще молитва, и она должна предшествовать. И смотри, какие блага происходят от этих двух добродетелей. Тот, кто молится, как должно, и притом постится, немногого требует; а кто требует немногого, тот не будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот любит подавать и милостыню. Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный свой дух. Потому-то и апостолы всегда почти постились. Кто молится с постом, тот имеет два крыла, легче самого ветра. Таковой не дремлет, не говорит много, не зевает и не расслабевает на молитве, как то со многими бывает, но он быстрее огня и выше земли; потому-то таковой особенно является врагом и ратоборцем против демонов, так как нет сильнее человека, искренно молящегося. Если жена могла преклонить жестокого начальника, который ни Бога не боялся, ни людей не стыдился, — то тем более может преклонить Бога тот, кто непрестанно предстоит пред Ним, укрощает чрево и отвергает утехи.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Николай Сербский

Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом

Пост и молитва суть два столпа веры, два огня живые, попаляющие злых духов. Постом утишаются и уничтожаются все плотские страсти, особенно блуд; молитвою утишаются и уничтожаются страсти души, сердца и ума: злые намерения и злые дела, мстительность, зависть, ненависть, злоба, гордость, славолюбие и прочие. Постом очищается телесный и душевный сосуд от нечистого содержимого – мирских страстей и похотей; молитвою низводится благодать Духа Святого в освобожденный и очищенный сосуд, а полнота веры состоит в обитании Духа Божия в человеке. Православная Церковь испокон веков подчеркивала значение поста как испытанного лекарства от всех страстей плотских и как грозного оружия на злых духов. Все, уничижающие или не признающие пост, в действительности уничижают и не признают ясное и важное правило, вписанное Господом нашим Иисусом Христом в систему человеческого спасения. Пост усиливает и продлевает молитву, молитва и пост укрепляют веру, вера же передвигает горы, изгоняет бесов и все невозможное делает возможным.

Беседы. Неделя четвертая Великого поста. Евангелие о бессилии неверия и силе веры.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом

Как велика сила поста и молитвы! Не мудрено: во время поста душа становится господствующею над похотями тела, вообще подчиняет его себе, а чрез плоть действует весьма часто диавол; постник побеждает, следовательно, и плоть и диавола – значит, тогда он близок к Богу по нравственному своему состоянию и всего легче может делать силы Божии. Если к этому еще присоединяется молитва, которая низводит к нам благословение и помощь неба, тогда человек действительно может повелевать не только вещественною природою, но и падшими духами. Чем победил диавола Сам Господь? Постом и молитвою.

Дневник. Том I. 1856.

Отчего и постом? Оттого, что во плоти нашей, вкусившей некогда убийственного плода преслушания, гнездится этот древний змий-человекоубийца, а плоть усиливается над духом нашим чрез невоздержание ее; пост же ослабляет ее, а вместе с нею – и диавола. Чрез чрево сильно действует диавол на людей, потому что и душа наша во внутренностях (дух прав обнови во утробе моей (Пс. 50,12)), – и что желудок (живот) в физическом отношении, то сердце (душа) – в духовном; как живот, поколику он есть причина жизни физической, находится в самой средине нашего телесного естества, так и соответствующее ему духовное жизненное начало – тоже в средине, откуда оно простирает свои действия на голову и на все другие части тела. Два – два: едино противу единому. Как же должна быть важна заповедь о постах! Когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься (Мф. 9,15). Видите, Сам Господь признал нужным для нашего спасения пост!

Дневник. Том III. 1859-1860.

Блж. Иероним Стридонский

Сей же род изгоняется только молитвою и постом

Когда Он учит, каким образом может быть изгоняем злейший демон, он наставляет всех к жизни.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

сей же род изгоняется только молитвою и постом

См. Толкование на Мф. 17:19

Евфимий Зигабен

сей же род не исходит, токмо молитвою и постом

Род всех демонов изгоняется не иначе как молитвою и постом не только исцеляющего, но и страждущего, и даже больше – страждущего. Молитва весьма страшна демону; а более сильной и могущественной делает ее пост, не позволяя ни пресыщению ослаблять телесную крепость, ни происходящим из него парам повреждать мозг и омрачать ум. И когда тело обладает силою, и ум действует, не развлекаясь, тогда восходит молитва сильнее огня и страшнее всего. Поэтому пост и молитву должно всегда соединять.

Толкование Евангелия от Матфея.

Прот. Иоанн Бухарев

сей же род изгоняется только молитвою и постом

См. Толкование на Мф. 17:20

Лопухин А.П.

сей же род изгоняется только молитвою и постом

(Мк. 9:29). Некоторые экзегеты, ссылаясь на то, что 21 стиха нет в некоторых рукописях и переводах, признают этот стих позднейшей вставкой или заимствованием из Мк. 9:29. “Сей род” — относится, конечно, к демонам.

Изгоняется только молитвой и постом,” т.е. только истинно верующий делается способным, при помощи молитвы, изгонять демонов.

Толковая Библия.

Троицкие листки

сей же род изгоняется только молитвою и постом

Евангелие по Матфею 17:21

Толкования:

Блж. Иероним Стридонский

Сей же род изгоняется только молитвою и постом

Когда Он учит, каким образом может быть изгоняем злейший демон, он наставляет всех к жизни.

Блж. Феофилакт Болгарский

сей же род изгоняется только молитвою и постом

См. Толкование на Мф. 17:19

Евфимий Зигабен

сей же род не исходит, токмо молитвою и постом

Род всех демонов изгоняется не иначе как молитвою и постом не только исцеляющего, но и страждущего, и даже больше – страждущего. Молитва весьма страшна демону; а более сильной и могущественной делает ее пост, не позволяя ни пресыщению ослаблять телесную крепость, ни происходящим из него парам повреждать мозг и омрачать ум. И когда тело обладает силою, и ум действует, не развлекаясь, тогда восходит молитва сильнее огня и страшнее всего. Поэтому пост и молитву должно всегда соединять.

Лопухин А.П.

сей же род изгоняется только молитвою и постом

( Мк. 9:29 ) . Некоторые экзегеты, ссылаясь на то, что 21 стиха нет в некоторых рукописях и переводах, признают этот стих позднейшей вставкой или заимствованием из Мк. 9:29 . “Сей род” — относится, конечно, к демонам.

«Изгоняется только молитвой и постом,” т.е. только истинно верующий делается способным, при помощи молитвы, изгонять демонов.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом

Как велика сила поста и молитвы! Не мудрено: во время поста душа становится господствующею над похотями тела, вообще подчиняет его себе, а чрез плоть действует весьма часто диавол; постник побеждает, следовательно, и плоть и диавола – значит, тогда он близок к Богу по нравственному своему состоянию и всего легче может делать силы Божии. Если к этому еще присоединяется молитва, которая низводит к нам благословение и помощь неба, тогда человек действительно может повелевать не только вещественною природою, но и падшими духами. Чем победил диавола Сам Господь? Постом и молитвою.

Дневник. Том I. 1856.

Отчего и постом? Оттого, что во плоти нашей, вкусившей некогда убийственного плода преслушания, гнездится этот древний змий-человекоубийца, а плоть усиливается над духом нашим чрез невоздержание ее; пост же ослабляет ее, а вместе с нею – и диавола. Чрез чрево сильно действует диавол на людей, потому что и душа наша во внутренностях (дух прав обнови во утробе моей ( Пс. 50,12 ) ), – и что желудок (живот) в физическом отношении, то сердце (душа) – в духовном; как живот, поколику он есть причина жизни физической, находится в самой средине нашего телесного естества, так и соответствующее ему духовное жизненное начало – тоже в средине, откуда оно простирает свои действия на голову и на все другие части тела. Два – два: едино противу единому. Как же должна быть важна заповедь о постах! Когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься ( Мф. 9,15 ) . Видите, Сам Господь признал нужным для нашего спасения пост!

Свт. Иоанн Златоуст

Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом

Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом (ст. 21) , присовокупляет Он. Здесь Он разумеет вообще демонов, а не одних только лунатиков. Видишь ли, как и апостолам говорит уже о посте? Не говори мне о редких случаях, что некоторые и без поста изгоняли бесов. Хотя и рассказывают про некоторых, что они и без поста изгоняли бесов, однако быть не может, чтобы человек, живущий среди утех, избавился от такого недуга: нет, страждущий таким недугом имеет особенную нужду в посте. Ты скажешь: если нужна вера, для чего же еще нужен пост? Для того, что кроме веры и пост много придает крепости; он научает великому любомудрию, человека делает ангелом, и укрепляет противу сил бестелесных. Впрочем, не сам по себе; — нужна еще молитва, и она должна предшествовать. И смотри, какие блага происходят от этих двух добродетелей. Тот, кто молится, как должно, и притом постится, немногого требует; а кто требует немногого, тот не будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот любит подавать и милостыню. Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный свой дух. Потому-то и апостолы всегда почти постились. Кто молится с постом, тот имеет два крыла, легче самого ветра. Таковой не дремлет, не говорит много, не зевает и не расслабевает на молитве, как то со многими бывает, но он быстрее огня и выше земли; потому-то таковой особенно является врагом и ратоборцем против демонов, так как нет сильнее человека, искренно молящегося. Если жена могла преклонить жестокого начальника, который ни Бога не боялся, ни людей не стыдился, — то тем более может преклонить Бога тот, кто непрестанно предстоит пред Ним, укрощает чрево и отвергает утехи.

Свт. Николай Сербский

Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом

Пост и молитва суть два столпа веры, два огня живые, попаляющие злых духов. Постом утишаются и уничтожаются все плотские страсти, особенно блуд; молитвою утишаются и уничтожаются страсти души, сердца и ума: злые намерения и злые дела, мстительность, зависть, ненависть, злоба, гордость, славолюбие и прочие. Постом очищается телесный и душевный сосуд от нечистого содержимого – мирских страстей и похотей; молитвою низводится благодать Духа Святого в освобожденный и очищенный сосуд, а полнота веры состоит в обитании Духа Божия в человеке. Православная Церковь испокон веков подчеркивала значение поста как испытанного лекарства от всех страстей плотских и как грозного оружия на злых духов. Все, уничижающие или не признающие пост, в действительности уничижают и не признают ясное и важное правило, вписанное Господом нашим Иисусом Христом в систему человеческого спасения. Пост усиливает и продлевает молитву, молитва и пост укрепляют веру, вера же передвигает горы, изгоняет бесов и все невозможное делает возможным.

Троицкие листки

сей же род изгоняется только молитвою и постом

Сей же род изгоняется только молитвою и постом

Дорогие во Христе братья и сестры!

Грехопадение первых людей сделало человеческую душу доступной для проникновения в нее мрачных враждебных сил. Если бы Господь наделил нас внутренним зрением, каждый ужаснулся бы, увидев, какой клубок отвратительных змей гнездится в наших сердцах. Если человек не хочет или не умеет бороться со своей душевной нечистотой, он рано или поздно становится игрушкой духов зла, жалким рабом страстей и пороков. Иногда господствующий над таким человеком демон видимым образом насмехается над ним, заставляя впадать в дикое и безобразное буйство. Подобное состояние называется одержимостью или беснованием, избавление от него сопряжено с великим трудностями.

Случается, что от вторжения злого духа не спасает даже детская чистота, демон вселяется в душу ребенка. Это происходит «по грехам родительским», когда дитя с малых лет растет в атмосфере безверия и цинизма, видит нравственную нечистоту старших. Так было и с тем отроком, о котором мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении, бесновавшимся и тяжко страдавшим, бросавшимся в огонь и в воду (см.: Мф. 17, 15).

Отец несчастного подростка был маловер — из тех, кому всякое явление, нарушающее привычный порядок вещей, кажется невозможным. Он и повел-то сына своего к апостолам, а потом и к Спасителю только для очистки совести, чтобы иметь право уныло сказать себе: «Вот, для сына я сделал все, что мог, даже к чудотворцам водил его, но и эти не помогли». Каким рассудочным холодом веет от его обращенной к Иисусу просьбы: Если что можешь… помоги нам (Мк. 9, 22). А ведь Кому он говорит свое если что можешь? Самому Сыну Божию, Господу Всемогущему.

Почему апостолы, уже воспринявшие от Спасителя дар чудотворений, не смогли исцелить бесноватого отрока? Дело даже не в том, что силен был вселившийся в него демон. Чудеса исцелений складываются из двух встречных потоков: Божественной благодати и устремленной к ней горячей веры самого страждущего или его ближних. Апостолы же, пытаясь исцелить отрока, наткнулись на глухую стену маловерия. Не мог веровать сам подросток, ибо всецело находился во власти злого духа, не верил и отец несчастного. Огражденный этим безверием, как крепостью, демон насмехался над усилиями апостолов, ибо и их вера еще не была совершенной.

Разрушать демонскую твердыню пришлось Самому Спасителю. Струной, которую пробудил Господь Иисус в сердце отца-маловера, была родительская любовь. Словами всё возможно верующему (Мк. 9, 23) Господь давал понять этому человеку, что только от него, от его способности уверовать зависит, избавится ли его сын от страданий. И очерствевшее сердце дрогнуло, отец отрока воскликнул: Верую, Господи! помоги моему неверию (Мк. 9, 24). Этого порыва оказалось достаточно: Иисус Христос изгнал из отрока терзавшего его нечистого духа.

Духи злобы рыщут повсюду, стремясь вселиться в людские души и поработить их. Многообразны личины коварных бесов, они не только выискивают слабости каждого из нас, но и приноравливаются ко времени, в котором действуют.

Долгие десятилетия в нашем отечестве прикровенно господствовали демоны воинствующего безбожия. Сейчас они ослабели. Церковь получила возможность свободно возвышать голос для проповеди слова Божия. Но значит ли это, что опасность миновала, что народ спасен? Увы, нет.

Тем, кто за внешним прозревает сокровенное, наша современность видится ареной открытой схватки сил света и бесовских полчищ. Битва идет за молодое поколение, за детей наших. В их нежное неокрепшее сознание вливается мутный поток фильмов и телепередач, фотографий и картинок, статей и книг, пропагандирующих насилие, блуд, наживу, «сладкую жизнь». Таким образом враг рода человеческого стремится вырастить на нашей земле поколение «бесноватых отроков», которых вселившиеся в них демоны ввергали бы попеременно то в огонь смрадных наслаждений, то в гнилую воду жестокосердия. И если мы не найдем в себе сил воспротивиться этому, так оно и будет.

Страшно, братья и сестры возлюбленные, страшно за детей. Каждое непотребное зрелище, свидетелем которого становится ребенок, прорубает брешь в защитной оболочке юной души, и от внедрения бесовского уже может не спасти даже и благодать Святого Крещения. Фальшивы отговорки вроде того, что «ребенок не понимает», — картины греха ядовитыми семенами ложатся в подсознание и дают порой ужасающие всходы. Враги своим детям те отцы и матери, которые не заботятся о чистоте их впечатлений, еще худшие враги им — те родители, которые сами проводят жизнь в нечистоте, заражая ею детей.

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Веруя и любя, мы сможем спасти и себя, и ближних своих, и весь народ наш. Но, приступая к подвигу христианского делания, мы должны прежде всего изгнать злых духов из собственных душ, ибо каждый из нас подвержен своего рода беснованию.

Что такое одержимость, как не рабствование демону? Но разве тот, кто и дня не может прожить без мясных блюд, не раб беса чревоугодия? Тот, кто не может удержать язык от осуждения ближних, разве не прислужник беса злословия? А в каком омерзительном плену держат людей липкий бес блуда и цепкий бес пьянства? Какой звериный облик придает нам хищный бес гнева? И сколько еще адских исчадий таится во глубине наших душ?

Мы приходим в Церковь, а за нами неотвязно влачатся наши страсти и пороки. Часто они уже так застарели, так срослись с нами, что избавиться от них кажется невозможным. Но о самых матерых, самых вкоренившихся демонах сказал Спаситель: Сей род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21).

Молитва и пост! Пост и молитва! Двумя крыльями веры назвал их святитель Иоанн Златоуст. На этих крыльях мы можем подняться ввысь и сбросить с себя цепляющихся за нас злых духов.

Молитва же высветляет саму душу человеческую, наполняя ее святой радостью Богообщения. Одно имя Господа нашего Иисуса Христа вселяет ужас в бесов, от теплой молитвы они бегут, как от вида всепобеждающего оружия. Неустанный молитвенный труд — залог нашего освобождения от унизительного рабства пороку, тропа, ведущая в Царство Небесного Отца. «Иной начинает молитву грешником, а оканчивает ее праведником», — так говорит блаженный Августин.

И сонмища злых духов не устрашат того, кто достойно подвизается в посте и молитве. Да соделаемся же и мы добрыми воинами Христовыми, по слову святого Апостола Павла: Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских (Еф. 6, 11). Аминь.

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким). Проповеди на воскресные евангельские чтения

Видео

«Только молитвой и постом изгоняются бесы»

Слово на карантине об избавлении от эпидемии и изгнании бесов

Все мы знаем о существовании злых духов, прежде всего из Библии, в ней перечисляя беззакония иудеев, Моисей говорит, что они «приносили жертвы бесам, а не Богу» (Второз. 32:17). Демон Асмодей убил семь мужей, за которых по очереди была выдаваема Сарра, дочь Рагуила (Тов. 3:8). Злой дух овладевал Саулом (I Царств. 16:14) и так далее по Священному Писанию, а также по современным газетным светским изданиям или видео в интернете. Некоторые священнослужители даже видели, как месячный младенец при погружении в крестильную купель ругался отборным матом. В древности матерщина являлась одним из кратчайших вариантов заклятий и проклятий, и продиктованы были эти словечки, как и всякий колдовской текст, как и «откровения» любой ереси или секты, безусловно, бесами «князя мира сего».

Эпидемия беснования, так же как современная пандемия короновируса и других различных болезней, захлестывает мир сейчас так же, на наш взгляд, примерно как перед явлением Спасителя в мире две тысячи двадцать лет тому назад. Определенные газеты и электронные СМИ указывают на скорое пришествие мошиаха, и по предсказаниям святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, следовательно, на близость Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа! Именно антихристовой гвардией стали легионы бесноватых, большинство из которых даже не подозревают, чем они больны. Спрятавшаяся в людях злая сила уже не может таиться, так из телевизора и радио бесы поучают непристойностям, и мы видим уже, — и лай, и скрежет зубов, и завывания одержимых людей, которые раздаются со всех сторон, — и в мире, и в Православной Церкви, как зеркальном отражении мира. Думается иногда, что близится царство антихриста и Страшный День Суда.

Читайте также  Благословение на пост молитва

Вычитка — это особый молебен, в который включены особые заклинательные молитвы на злых духов, которые на протяжении веков открывались Богом, и потом их составляли святые отцы и подвижники благочестия Церкви. Такой молебен предназначен для человека, в котором находится и живет злой дух или бес, а необходим он для того, чтобы освободить такого человека от злого насилия, этой бесовской одержимости, связать демоническую волю и власть благодатью Царя Небесного Святого Духа-Бога. Человеку нужна вычитка (или отчитка) лишь тогда, когда человек по той или иной причине страдает душевной болезнью (неизвестных заболеваний, душевных расстройств, видений, кошмаров и тому подобное) и определять, над кем, когда, кем и как должен совершаться такой чин, должен определять только и только опытный духовник или священнослужитель с долголетним опытом и церковным благословением.

Вот некоторые примеры случаев беснования людей, пересказанные священнослужителями:

«…У меня температура тела всегда была где-то 34 градуса. Странные видения преследовали. В глазах все троилось. Ходила по врачам. Но томографы ведь не видят того, что внутри у меня на самом деле. Помогло только здесь. Однажды перед исповедью бес вышел, — сразу почувствовала это облегчение».

«…Я раньше думала, это медицинское заболевание. Только в церкви поставили “диагноз”. Голос начинает кричать во мне, я хочу сдержаться, но не могу. Это чужая, злая сила. Она мешает и в храм ходить, особенно причащаться. Как только начнешь готовиться, обязательно или соседка придет, или телефон зазвонит — и все время уходит на пустые разговоры. Сейчас мне сорок четыре года, а получила я беса двухлетней малышкой. Ничего, мне нужно в вере укрепиться, тогда и исцелюсь».

«. Однажды жарким летним днем ко мне зашел коллега и быстро глотнул из стоящего на столе стакана. Что с ним началось! Еле добежал до раковины, выплюнул и пробормотал: «Ну и гадость! Что это было?» Это была крещенская вода».

Кстати, до революции в психиатрических лечебницах был безошибочный тест. Перед больным ставили десять стаканов воды — девять со святой и один с простой. И если человек раз за разом брал именно простую воду (словно ему подсказывал кто-то), его отправляли не к врачу, а к батюшке на отчитку.

«…Батюшка, вычитайте меня, я по ночам храплю, а то и вовсе заявляют: «Батюшка, я была (был) у цыганки (экстрасенса, целителя, «бабки») и она мне сказала, что мне «поделано», вычитайте меня. Многие из прихожан храма прежде годами безрезультатно лечились в больницах, у экстрасенсов, у «бабок». Бес охотно им внушал веру в медицину, в достижения науки. Сидя в одном из болящих, бес откровенничал: «Мы и «Скорую помощь» изобрели. Прежде перед смертью человека священника вызывали, соборовали, исповедовали, причащали, а теперь зовут врача. А душа нам достается». Так крадутся последние минуты жизни бесами, данные Богом для покаяния, и душа оказывается неподготовленной перед лицом вечности.

«…Во время крещения младенца: перед совершением таинства он вдруг стал вырываться с такой силой, так неистово рвать облачения на священнике, что, иерей, сильный физически человек, едва удерживал его. Как только внес ребенка в алтарь — у-ух — словно что-то вышло из маленького тельца. Младенец сначала обмяк, потом стал ласкаться, целовать наперсный крест. Но — о, ужас! — тут же начало корежить девочку, старшую сестру этого малыша, стоявшую рядом с родителями. Бес перешел в нее. Значит, сказал священник, что-то неладно в вашей семье, какая-то очень серьезная духовная проблема существует. Но в храме их больше никогда не было. Не поверили? Поддались ложному стыду?»

«…А в другом случае и пример поучительный, и исход другой: . На вычитке священник приближался к симпатичной белокурой девушке. Она улыбалась. Но чем ближе крест, тем быстрее сходила улыбка, лицо наливалось краской, уже и страдание написано на нем. Со стоном осела на пол. (Когда подходит батюшка, кажется, что от него веет невыносимым жаром. Так объясняют свое состояние болящие). Бес зашел в эту девушку «по-родственному». «Родная бабушка-колдунья мне «сделала»», — рассказывает она. Тогда мне было три года. Сначала это вроде никак не проявлялось. Когда же папа начал воцерковляться, впервые по-настоящему покаялся, они и заговорили. Один называет себя бабушкой. Другого «сделала» моя подруга. Он, кажется, уже вышел на отчитке…»

В этой семье поняли, как грехи родителей сказываются на детях. Грех родителей (особенно «смертный») понижает силу жизненной энергии семьи, лишая всех других членов семьи благодатной Божественной защиты от негативного воздействия демонических сил, что в наибольшей степени сказывается на детях, как на слабых членах единого тела домашней церкви семьи. «Я Господь, Бог твой. наказывающий детей за вину отцов, до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня; и Творящий милости до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20:5).

Когда мы молимся об усопших родственниках, они также молятся там о нас, нашей защите и благополучии и благословляют нас, а если с нашей стороны нет молитв за родных и близких, то и они в свою очередь забывают нас и просят на том свете Господа, чтобы Он посетил забывших и зарвавшихся в собственном эгоизме сродников скорбями и болезнями, говорили мне некоторые старцы на Афоне.

Иногда наши дедушки и бабушки говорят нам, что ранее таких проблем не было, и действительно человек был гораздо чище за счет близости по времени к Благодати Божьей, к Рождеству Христову, был традициональный уклад жизни в Российской Империи, даже в некотором смысле еще в СССР и США. Приходят некоторые на вычитку и искушаются, почему «не помогло», так с первого раза «помочь» способна и бабка, или «целитель» или экстрасенс, тем более что бес им охотно «подыграет», сделает вид, будто убежал. Однако на практике заканчивается это плохо, многие из них или покончили с собой, или попали в сумасшедший дом. И начиналось у православных почти всегда с обычной безпечности и банальности, — пищу, стакан кофе или воды не перекрестили, хотя бы мысленно, вот бес и вошел в организм. Бывает, чаще всего, причиной одержимости смертный грех, и первыми в этом ряду идут неверие, кощунство, убийство (в том числе аборт), нерадение о своем спасении, не хождение православных по Крещению в храм и отсечение себя от Церкви через крайне редкое принятие Святых Христовых Тайн. Лечение такое, что категорически необходимым является полноценная православная церковная жизнь, то есть хождение по воскресным и праздничным дням в Церковь, соблюдение постов, как то среды, пятницы и установленных Церковью многодневных постов, участие в Таинствах, принятие обетов по данному вопросу, чтение или слушание утренних и вечерних молитвословий, молитвенная практика обращения к святым покровителям и Ангелу-Хранителю, потому как без личного обращения к Богу и собственных трудов,духовные, а затем событийные проблемы человека остаются в нашем мире. Сейчас во время карантина, если принять его как благословение, можно сосредоточиться на своих духовных проблемах, а церковный человек всегда может встретиться со своим батюшкой, с которым они уже готовы к карантину. Нам необходимо молиться и ходить в церковь за двоих, если наши родные или близкие не верят, не постятся и страдают неверием.

Сколь часто мы обвиняем или осуждаем ближнего своего человека, только потому, что нам что-то показалось, или что-то приснилось, или кто-то что-либо сказал. Не хотим понять и принять, что все, что с нами происходит, происходит по Промыслу Божиему и за наши грехи или праведность. Ни коронавирус, ни колдун, ни энергетический лекарь виноваты, что не знаешь постов и церковной силы, но в то же время ревностно и регулярно посещаешь супермаркет, ресторан или театр. А из-за своего невежества Божия Благодать оскорбленно покидает тебя, твой дом и твоих детей, а на Ее месте поселяются болезни, неурядицы, проблемы и скорбный плач. Запуганные своими же бесами или знакомыми атеистами, мы уже и на вычитку идти боимся, потому что вдруг бес, выйдя от кого-то, сможет перейти к нам.

Но если во время вычитки будем стоять без молитвы, без молитвы о страждущих, стоящих тут же рядом, или, что еще горше, с осуждением их, тогда такое опасение приобретает свой грозный и явный смысл для нас. Также это опасение реально для людей, не носящих нательного крестика, исповедующихся нерегулярно и пренебрегающих богослужениями или молитвой на Церковных Таинствах.

Только молитвой и постом изгоняются бесы, однако все равно многие по простой причине сразу же бегут в церковь к батюшке на отчитку, вместо того, чтобы со смирением твердо и вовремя, накладывая на себя крестное знамение, молиться. Святой апостол Павел повелевает нам: «Непрестанно молитеся» (1 Фес. 5:17), и тем более мы обязаны совершать это повеление, видя человека страждущего, человека в скорби, с болью и в печали. Тем более, что и многие из нас на себе знают боль и тяжесть различных недугов и немощей, особенно во время карантина.

В древней Церкви вычиткой, отчиткой, или экзорцизмом, как сейчас говорят, занимались святые апостолы, затем определенные священнослужители и святители, такие как святые святитель Василий Великий или священномученик Киприан. Они вели особый, отличительный от других образ жизни, подымали особые подвиги молитвы и поста. Со временем, по историческим причинам, этот подвиг взяли на себя духовно-просветленные люди или старцы, в основном монахи, и в настоящее время вычиткой решаются заниматься отдельные священники, но по особому благословению старца, или своего духовника, или правящего архиерея.

Иногда могут служить вычитки без благословения или приписывают себе благословения, которых на самом деле им никто не давал, выдают за вычитки простые молебны или соборования, однако такие священнослужители могут погибнуть сами и погубить веру и души людей. Бес реальная сила, бес хитрая и темная сила, существующая реально и действующая в рамках попущения Господа Бога, из истории мы знаем, что ранее они говорили из идолов, сейчас соответственно времени принимают научную форму. Безусловно приписывать бесам широкие возможности, какие дают им некоторые не нужно, чуть что, — все от беса, давай сразу на вычитку. Так присходит еще и потому, что это нравится людям, за такой молебен много жертвуют, однако такое отношение недопустимо ни для верующих, ни для священников. Вычитку необходимо делать очень осторожно, строго по молитвам святого Василия Великого и чинопоследованию требника на изгнание нечистой силы и после длительной подготовки и поста.

Наш зарубежный народ в настоящее время отвык иметь духовника, и не всякий священник, если нет опытного духовника, которому верующий человек открывает свою совесть, может помочь тем верующим, которые обращаются к нему. Слава Богу, в России, Белоруссии, Украине, Грузии, Болгарии и на Афоне есть еще священники-старцы, которые обладают практикой и благословением на вычитку, к которым паломник из Америки может обратиться в случае нужды. На наш взгляд, молодому духовенству необходимо научиться у старшего духовенства, потому что оно имеет уже такой опыт, с которыми можно посоветоваться по такому вопросу, который стал проблемой для верующего человека, и особенно такой опыт становится актуален сейчас во время карантина и в ближайшем будущем, так как число подобных проблем, несомненно, увеличится.

Игумен Евтихий (Довгань) , РПЦЗ, Институт Восточного Христианства в Нью-Йорке

Сей род неверия изгоняется молитвой и постом

В Евангелии от Матфея читаем очень назидательную историю: «Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: “перейди отсюда туда”, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Матф.17:14-21).
Большую часть своей христианской жизни я считал, что есть такой род бесов, который выходит только от молитвы и поста. Более того, все вокруг меня всегда считали так же. Только совсем недавно пришло совершенно новое понимание – Иисус здесь говорил вовсе не о бесах, Он говорил о неверии!!
Если бы Господь говорил о бесах, то все они прикрывались бы тем, что их нельзя изгнать как только через неопределенно долгий процесс молитвы и поста и никого из них мы не могли бы изгнать. Однако, повеление Христа было очень простое и определенное: бесов изгоняйте и без всякий условий!
На самом деле, на вопрос, почему ученики не могли изгнать беса, Спаситель дал прямой ответ: «по неверию вашему», но ни слова не сказал о бесах. Как бороться с неверием? Скорее всего, надо иметь больше веры. Нет, Иисус отвечая на это рассуждение сказал, что и крохотная вера уже способна делать великие чудеса. Значит, дело вовсе не в размере веры. Тогда в чем? Дело, оказывается, в неверии! Действительно, если к одному вагону присоединить два локомотива, которые будут тянуть его в разные стороны, чем кончится дело? Понятно, что вагон никуда далеко не уедет и не потому, что в локомотиве нет силы – просто нужен один локомотив, а не два! Если же у нас есть вера и неверие одновременно, Божье чудо никогда не произойдет.
Следующий вопрос: «как бороться с неверием»? Вот именно на этот вопрос Господь и дал такой ответ: «сей же род изгоняется только молитвою и постом». Перевод греческого слова «экпореумай» как «изгоняется» здесь неточный . Корректнее было бы перевести это слово как «уходит», «удаляется». Неверие уходит посредством поста и молитвы. Когда мы постимся, мы смиряем нашу плоть. Она бунтует, бывает недовольной, но ей приходится смиряться. Через это постепенно ослабляется и уходит неверие. Можно еще вспомнить молитву отца больного отрока: «верую, Господи! помоги моему неверию» (Мар.9:24). Когда наш разум атакуется мыслями, противоположными Слову Божьему, такая молитва вполне уместна.
В качестве примера можно привести молитву за исцеление. Почти все христиане имеют определенную веру в исцеление, потому что принимают слова Библии о том, что ранами Христа мы исцелились (1Пет. 2:24). Сама молитва за исцеление уже свидетельствует, что какая-то мера веры имеется. Ведь если человек вообще не верит в исцеление, он о нем совсем молиться не будет. Но веру в исцеление атакуют целые армии неверия. Например: у нас почти никто по молитве не исцеляется, молитва здесь не поможет, наверно, нет воли Бога на исцеление, лучше быстрее иди к врачу и т.п. Идти к врачам, конечно, не грех. Более того, есть случаи, когда только так и надо делать, но неверие очень часто использует знание о лекарствах и врачебной помощи для того, чтобы отвратить человека от веры в Слово Божье. Об этом всегда следует помнить.

Моя молитва:
Господь, спасибо Тебе, что Ты дал мне власть изгонять бесов и исцелять болезни. Спасибо, что через Твое Слово у меня уже есть мера веры, которой достаточно, чтобы Ты мог действовать через меня. Прошу Тебя, помоги мне разбираться с неверием, которое постоянно атакует мой разум. Помоги мне поститься и молиться, разрушая корни неверие в моей жизни!
Мое исповедание:
Если я буду иметь веру с горчичное зерно и скажу горе: “перейди отсюда туда” – она перейдет; и ничего не будет невозможного для меня. Неверие же уходит через пост и молитву.

Об авторе Андрей

18 комментариев на «Сей род неверия изгоняется молитвой и постом»

Очень полезная и назидательная статья.

Это для меня. «верую, Господи! помоги моему неверию» (Мар.9:24)

Мне кажется что просто современные христиане не могут постится… Поэтому и уходят от этого различными отговорками… То, да это, имел ввиду Христос… Просто отсутствие силы духа и воли.. Знаком с многими христианами и никто из них способен соблюдать пост без пищи.. А уж тем более без воды..

Большое спасибо за ваш сайт, да благословит вас Господь!

КРЕСТ ХРАНИТЕЛЬ ВСЕЙ ВСЕЛЕННОЙ

Официальный сайт Крестовоздвиженского прихода села Лукино по благословению епископа Великолукского и Невельского Сергия

Святитель Григорий Палама на слова Господа: «Сей род изгоняется только молитвою и постом»

Часто и особенно в эти священные дни, говоря вашей любви о посте и молитве, я, однако, до сих пор не изложил вашему благочестивому слуху и вашим душам: какими дарами бывают почтены ревнители их, и каких великих благ ходатаями являются пост и молитва для совершающих их. Что же это? — О, это — великое! И можно сказать — наибольшее из всего. Ибо сверх прочего, пост и молитва могут дать власть на лукавых духов так, чтобы изгонять и отгонять их и освобождать одержимых ими от приносимого ими вреда. Ибо когда Ученики говорили Господу относительно немого и глухого беса: «почему мы не могли изгнать его», — на это Господь сказал им: «Сей род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:19, 20 и пар.). И быть может по этой-то причине, после молитвы на горе и во время явления ее божественного осияния, спустившись немедленно, Он приходит на то место, где был одержимый тем бесом. Потому что, взяв избранных Учеников, говорится, Он взошел на гору помолиться, и просиял, как солнце; и, вот, явились Ему собеседующими Моисей и Илия, — которые, пожалуй, из всех людей наибольше подвизались в молитве и посте, — Явившему, чрез присутствие их во время Его молитвы, созвучие и солидарность между молитвой и постом, так что пост как бы беседует с молитвой, которая, в свою очередь, беседует с Господом. Ибо если кровь умученного Авеля вопиет ко Господу, как Он Сам говорит Каину, как мы узнаем чрез Моисея, то, конечно, и части тела и все члены, выстрадавшие в посте, возопиют ко Господу, и в соответствии с молитвой постящиеся и как бы со-молившиеся, справедливо сделают ее (молитву) более благоприятной и придадут должную оценку добровольно воспринятому подвигу поста. Итак, после того, как помолился и божественным образом просиял, спустившись с горы, Господь идет к народу и к Ученикам, к которым был приведен оный одержимый бесом, дабы Христос, как на горе показал оную присущую посту и молитве награду, не только великую, но и больше, чем великую, ибо Он показал, что награда за них — божественное осияние, — так и спустившись вниз, Он к тому же показал бы, что награда за них выражается также и во власти над бесами.

Вот, некоторые говорят, что такая молитва и пост должны были быть со стороны страждущего. Но на самом деле дело обстоит иначе. Ибо как бы мог молиться или с пользой для себя постить находящийся под действием злого духа, и то такого сильного, будучи инструментом его и одержим им? Представляется же, что этот столь страшный бес, был бесом разнузданности, который, именно, то бросает в огонь захваченного им, — ибо таковыми являются беспорядочные и безумные любовные страсти, — то погружает его в воду, вследствие обжорства и неумеренных и частых пирушек и попоек. Ибо в людях такого рода обитает сей глухой и немой бес; потому что подверженный внушениям беса такого рода, не легко допускается к слышанию или говорению божественных предметов. Но что касается того, кто не одержим злым духом, хотя и подвергается его внушениям, тот когда возникнет к обращению, — ибо он еще сохраняет власть над собою, — должен молиться и постить, дабы чрез пост обуздать тело и удержать его восстание, чрез молитву же обездействовать и усыпить предрасположения и возбуждающие страсти помыслы, и таким образом, он одержит верх над страстями, в молитве отгоняя сатанинский приступ и издевательство его. Но когда кто не только подвержен диавольскому внушению, но бывает и одержим им и терпит страдания, которые люди не в силах вылечить, ни сам он не может что сделать для своего выздоровления, тогда то самое, что он бы сам сделал, если бы имел свободный ум, это совершаемое ради него со стороны свободных, лучше же сказать, — одухотворенных Божественным Духом людей, в величайшей степени будет содействовать для изгнания беса.

Читайте также  Молитва на снятие клобука после пострига

Но с нас, отнюдь, не требуется, чтобы мы обладали силой изгонять бесов, а если бы и могли изгонять, нет нам от этого никакой пользы, если при этом мы ведем небрежный образ жизни. Ибо говорит Христос: «Мнози рекут Мне во он день: Господи, не в Твое ли имя пророчествовали, и Твоим именем бесы изгонихом? — И тогда исповем им, яко николиже знах вас: отъидите от Мене делающии беззаконие» (Мф. 7:22, 23). Итак, гораздо полезнее изгонять из души страсть блуда, гнева, ненависти и надменности, нежели — изгонять бесов. Ибо не довлеет самое лишь отстранение от плотских грехов, но долженствует очистить также и внутреннюю, скрытую деятельность души. Ибо из сердца нашего исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимства и прочее; а это есть то, что движет человека. И — «иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем» (Мф. 5:28); ибо хотя тело и бездейственно, но было допущено греху мысленно совершиться. Но когда душа внутри чрез молитву и трезвение, и памятствование о смерти, и печаль по Бозе, и плач — отвергает прилог лукавого, тогда и тело совоспринимает освящение, становясь бездейственным на зло. И это — именно то, что говорит Господь: что не тот, кто со вне очистил чашу, тот и извнутри ее очистил, но делайте внутреннюю сторону чаши чистой, и тогда она вся будет чистой. Потому что, если ты приложишь тщание, дабы внутреннее твое делание было по Богу, тогда ты победишь страсти, приходящие со вне. Ибо если корень свят, святы и ветви; и если свята закваска, то свято и тесто. Ибо Павел говорит: «Духом ходите, и похоти плотския не совершайте» (Гал. 5:16).

Посему и иудейское обрезание Христос не разрушил, а исполнил. Ибо Сам Он говорит: «Не приидох разорити закон, но исполнити» (Мф. 5:17). Каким образом исполнил его? — Закон был печатью и обозначением и символическим учением обрезания в сердце злых помыслов, о чем иудеи не имели тщания и за это самое были упрекаемы Пророками, как не обрезанные сердцем, и возненавидены от Взирающего в сердце, и окончательно стали отвергнуты. «Яко человек зрит на лице, Бог же зрит на сердце» (1 Цар. 16:7). И если оно преисполнено нечистых и лукавых мыслей, то такой человек становится достойным того, чтобы Бог от него отвратился. Посему, опять же, Апостол увещевает нас, чтобы мы без гнева и сомнения совершали молитвы. Уча же нас, чтобы мы имели тщание об оном духовном обрезании сердца, Господь ублажает чистых сердцем и нищих духом и возвещает, что наградой за сию чистоту будет видение Бога; нищим же духом обещает Царство Небесное. Нищими же Он называет живущих в нужде и убожестве; но не просто всех людей такого рода. Он ублажает, но именно тех, которые нищи духом, т.е., тех, которые по внутреннему и сердечному смирению и благому произволению таким образом распорядились всем внешним, что проводят жизнь в убожестве. Запрещает же Он не только убийство, но и гнев, и заповедует от сердца прощать провинившимся в отношении нас, и не приемлет принесенных Ему от нас даров, если сначала мы не примиримся и не оставим гнев.

Так и в отношении плотских страстей: ибо и самое воззрение по любопытству и проистекающее оттуда вожделение в сердце, Он осуждает, как прелюбодеяние. И охватив все в более общей сложности, говорит: «Аще свет иже в тебе«, — т.е. ум и рассудительность, — «тьма есть» — когда управляющее исполнено мрака, — «то тьма кольми!» (Мф. 6:23), т.е. тело и чувства, которые сами по себе не обладают разумным светом, рождающим истину и бесстрастие. Если же свет, который в тебе, будет чистым, когда плотские помыслы не омрачают, тогда душою ты станешь всецело лучезарным, как когда светильник озаряет тебя светом. Таковым, вот, является духовное обрезание сердца, которым Господь исполнил сущее по закону плотское обрезание, которое было дано иудеям в знамение оного духовного и приводящее к нему; для не проявивших же тщания приобрести оное (духовное обрезание), плотское их обрезание стало, как говорит Павел, необрезанием (т.е. уравняло их с язычниками, А.А.), и они отчуждили себя от невзирающего на лицо Бога, т.е. взирающего не на явное плотское оправдание, но на сердце, т.е. на невидимые и сущие внутри нас движения мыслей.

Посему приложим и мы старания, братие, молю, и очистим наши сердца от всякой скверны, дабы не слиться нам с оными осужденными. Ибо если изреченный чрез Моисея закон был твердым, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадевши о нашем спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго (Евр. 2:2-4). Итак, будем бояться Испытывающего сердца и сокровенные мысли; умилостивим Господа отомщений; сделаем, чтобы обитали в нас мир, святость, молитва в сокрушении, без которых никто не узрит Господа; горячо возжелаем в полной уверенности веры — оное обетованное для чистых сердцем видение Бога; и сделаем все, чтобы получить нам это, с которым идет рука об руку вечная жизнь, чистая, подлинная прекрасность, неиждиваемое богатство, неизменное и нескончаемое наслаждение и слава и царство, которые да будет всем нам получить в Самом Царе веков Христе, Которому Единому подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Духом, в нескончаемые веки. Аминь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector