Подготовка к молитве

Подготовка к молитве

Подготовка к молитве

Подготовка к молитве

В Греции увидел свет шестой том «Слов» старца Паисия Святогорца «О молитве». Agionoros.ru предлагает Вашему вниманию одну из глав этого издания.

Смиренная исповедь Христу

— Батюшка, как нужно готовиться к молитве?

— Так же, как готовимся к божественному причащению. Там божественное приобщение, здесь божественное общение. Когда причащаемся, принимаемся в себя Христа, приходит Божественная благодать. В молитве мы постоянно общаемся со Христом и иным образом принимаем Божественную благодать. Неужели этого мало! В причастии приобщаемся Тела и Крови Христовых, в молитве общаемся с Богом. Как перед причащением необходимо исповедоваться духовнику, так и перед началом молитвы нужно со смирением исповедоваться Христу. «Господи, я ничтожный человек… Не стоит Тебе со мной возиться, но прошу Тебя, помоги мне». Так приходит Божественная благодать и открывается путь к общению с Богом.

Если человек не раскается и не исповедуется в смирении Богу, то останется неподготовленным. Возникает преграда, которая препятствует его общению с Богом. Дверь остаётся закрытой и душа не находит покоя. Но если он скажет: «Согрешил, Боже мой», то преграда падает или, лучше сказать, Бог открывает дверь и человек принимает благодать божественного общения.

— Батюшка, я читала в «Лествице», что для молитвы нужно быть облечённым в одежду, в какую облекается человек, когда собирается предстать перед царем 1 . Что это за одежда?

— Уничижать себя перед Богом и смиренно просить прощения за свои прегрешения. «Виновата, говори, Боже мой, я — неблагодарная, я огорчила Тебя. Прости меня». Но говори это с внутренним сокрушением, не внешне. Это та одежда, в которую нужно облекаться, когда беседуешь с Богом. Если этого нет, то ты как будто говоришь Богу: «Как дела? Ну, что новенького?». Если у человека, перед которым мы прегрешили, мы должны просить прощения, то тем более нужно просить прощения у Бога за наши ежедневные прегрешения.

— Это значит, батюшка, что нужно думать о согрешениях, которые я ежедневно совершаю?

— Прежде проси прощения у Бога за прегрешения, которые сотворила в течение дня, и уже потом думай о своей греховности в общем. Так ты смиряешься и уже потом начинаешь высказывать свои просьбы. Я начинаю молитву словами: «Боже, милостив буди мне грешнику» (Лк. 18, 13). Повторяю это несколько раз шепотом и потом начинаю творить молитву. Как-то я просил Бога, чтобы Он научил меня молиться. И тогда мне было видение юноши семнадцати лет, который молился. Он привёл меня в совершенное сокрушение! Он так плакал и молился, что я был изумлён и потрясен. Начинал с исповеди: «Я неблагодарный, неисправимый…». Потом говорил: «Что я сам, находясь в таком состоянии, могу с собой сделать, Боже мой, если Ты не поможешь мне?» И потом начинал говорить прошения.

— Батюшка, часто во время молитвы я думаю о своих прегрешениях и поэтому не могу сосредоточиться.

— Мы же уже говорили, что испытывать себя и исповедовать свои прегрешения нужно до начала молитвы, а не во время неё. А то получается уже не самокритика, а собеседование с тангалашкой. Перед молитвой нужно подумать о том, что в нас не так, на это направить свой ум, настроить прицельную рамку, а потом… огонь!

«Первее примирись»

Батюшка, если по невниманию я погрешу и не пойму того, что надо бы попросить прощения у сестры, которую огорчила, смогу я в молитве общаться с Богом?

— Чтобы общаться с Богом и обрести покой, нужно следить за собой и постоянно бодрствовать, чтобы понимать свои ошибки, каяться и просить прощения. Иначе даже если ты и почувствуешь на молитве какую-то радость, это не будет духовная радость. Не будет в тебе духовного воспарения, которое происходит от общения с Богом.

— Иногда, батюшка, когда я начинаю молиться, ощущаю внутри какое-то беспокойство.

— Если чувствуешь внутреннее беспокойство или сердечное окаменение, знай, что ты огорчила какую-нибудь сестру и потому ощущаешь за собой вину. Если ты попросишь у нее прощения, то беспокойство уйдет.

— Батюшка, а что, молитва не может прогнать это беспокойство? Нужно обязательно попросить прощения?

— Гляди, если ты огорчишь какую-нибудь сестру, то не можешь этот вопрос решить только молитвой. Нужно пойти, поклониться ей и попросить прощения. Если не сделаешь поклона сестре, то делай хоть триста поклонов в келье, не поможет. Так эти вопросы не решаются. «Прежде смирися с братом твоим» (Мф. 5, 24), — говорит Евангелие, а потом принеси дар свой. Только если ты не можешь найти сестру в это время, но раскаялась в совершенном и готова при первой встрече попросить у неё прощения – тогда твоя молитва принимается Богом.

— Батюшка, если случается конфликт с какой-нибудь сестрой, то, когда я прихожу к себе в келью, успокаиваюсь и могу молиться. Но потом, когда встречаю эту сестру, то общаюсь с ней сухо и даже стараюсь избегать.

— Этого я не понимаю. Если у тебя с какой-нибудь сестрой случается недоразумение, то как потом ты идёшь в келью и успокаиваешься? Если не сотворишь ей поклона, то как можешь успокоиться и молиться? Если бы ты имела в себе мир Божий, сердце бы твое смягчилось после молитвы в келье, и ты встречу бы с этой сестрой считала благословением Божиим, а не старалась бы её избегать.

— Может, батюшка, я оправдываю свое прегрешение и потому могу молиться?

— Что это за молитва? Только если человек обвинит в происшедшем себя и скажет сестре: «Благослови» 2 , только тогда приходит благодать Божия и он сможет общаться с Богом.

Молитва — это «суд до суда»

— Батюшка, святой Иоанн Лествичник говорит, что молитва — это «суд до суда» 3 .

— Так и есть. Когда человек правильно молится, тогда молитва есть «суд до суда». Кто духовно здоров, если, начиная молиться, почувствует в сердце окаменение, то станет искать причину его, чтобы устранить. «Почему я так себя чувствуют, — спросит он сам себя. – Может быть, я кого-то осудил или принял помысел осуждения и сам того не заметил? Может, промелькнул помысел гордости или есть во мне какое-то пожелание, которое не даёт мне общаться с Богом?»

— А если, батюшка, он ничего не найдёт?

— Исключено, обязательно что-то было. Если пороется в архиве, то есть испытает поглубже сам себя, то найдёт дело и поймёт, в чём виноват.

— Испытает сам себя или исповедуется Богу?

— Что исповедовать, если он не знает, что сделал? Сначала нужно испытать себя. А если и тогда человек ничего не найдёт, пусть встанет на колени, сделает два-три поклона и скажет: «Боже мой, в чём-то я наверняка погрешил. Просвети меня, чтобы я понял, в чём именно». Только он так скажет, как тут же туман искушения развеется смирением — и он найдёт причину. Видя смирение человека, Бог посылает Свою благодать, и человек, просвещённый ею, точно вспоминает, в чём он прегрешил, и исправляется.

— Батюшка, что нам помогает находиться в постоянном общении с Богом?

— Очень помогает внутренний душевный мир. Когда душа в порядке, молитва сама движется. Поэтому не держи в себе ни на кого зла. Если имеешь на кого-либо неправый помысел, исповедай его игуменье. Прогони также и всякий другой неправый помысел, приводя вместо него добрые помыслы. Благими помыслами очищается путь и молитва идет легко.

Перевод Издательского Дома «Святая Гора». Все права защищены. При перепечатке на Вашем сайте ссылка на agionoros.ru обязательна.

1 См.: ἉγίουἸωάννουτοῦΣιναΐτου. Κλῖμαξ. ΛόγοςΚΗ´, παρ. γ´. Ἀθῆναι, 1970. Σ. 159.

2 «Благослови» в данном случае означает «прости».

Подготовка к молитве

Отрывок для чтения: Евангелие от Луки, гл.11.

Погружение в молитву – задача непростая. Это признавали даже апостолы Христовы, о чем мы можем судить из нашего чтения Евангелия от Луки 11, стих 1: «Когда Он (Иисус)… молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться». Можно не сомневаться, что основам молитвы их учили и их родители, и раввины в синагогах, но было что-то другое, и они не могли этого не видеть, в молитве Иисуса. Иисус не оставил их просьбу без ответа, и в результате дал им образец молитвы, которая общеизвестна, как молитва «Отче наш». Она, фактически, состоит из ряда указателей, используемых в помощь при молитве.

Как готовиться к молитве?

Первое, что необходимо при молитве, – вера. Писание говорит: «А без веры угодить Богу невозможно». Поэтому нам необходима вера, что Бог слышит нас и обязательно ответит на молитву, если она находится в соответствии с Его волей. Второе – изучение слова Божьего и размышление над ним. «Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тимофею 2:15). Брат Джон Томас в книге «Надежда Израилева» говорит: «Слово Божие – великий инструмент святости и очищения. Оно переделывает человеческий разум и ослабляет привязанность его к вещам земным. Слово погружает человека в моральную атмосферу Бога».

Слово Божие – слово живое: оно высвечивает для нас Его замыслы и пути.

Ряд других важных моментов

Молитва предоставляет нам доступ к Отцу, и Иисус есть мост или лестница, благодаря которой мы достигаем нашего Творца. В Евангелии от Иоанна 1:51 Иисус говорит Нафанаилу: «Отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». Библия указывает, что этот стих имеет свою параллель в Бытие 23:12, где Иаков видит во сне лестницу, по которой восходят и нисходят Ангелы. Сравнение между этими двумя стихами открывает нам, что Иисус переделывает оригинал так, что именно к Нему, как по лестнице или мосту, восходят и нисходят Ангелы. Павел в своем Послании евреям говорит, что Ангелы «суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (1:14). А это те, которые, согласно Галатам 3:29, являются наследниками обетований.

Итак, Иисус, как связующее звено – лестница или мост – стоит между человеком и Богом. Термин, используемый в Писаниях на этот счет – Посредник или Ходатай. Его именем и Его жертвой мы можем приблизиться к Великому и Вечному Богу. Читая слово Божие и позволяя ему воздействовать на нас, мы тем самым подготавливаем себя к молитве.

Наше положение перед Богом

Оно проиллюстрировано у Исаии 59:1,2: «Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать. Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лицо [Его] от вас, чтобы не слышать». Какая неприглядная ситуация! Но Бог пришел людям на помощь, что показывает стих 16: «И видел, что нет человека, и дивился, что нет заступника; и помогла Ему мышца Его, и правда Его поддержала Его». И заступник этот – никто иной как Господь Иисус Христос.

Имея привилегию молиться, просто глупо не воспользоваться ею, как говорит Писание: «Непрестанно молитесь», «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением». Другими словами, мы никогда не должны прекращать молиться. Итак, осознавая наше положение перед Богом, давайте посмотрим на ряд моментов, которые должны присутствовать в наших молитвах.

Вот ряд выражений, взятых из посланий Павла, Петра и Иоанна, касающихся молитвы: «Всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания перед Богом…», «За всё благодарите Бога…», «Будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах…», имея уверенность, что Он слышит нас.

Ряд разновидностей молитв

Молитва мгновенная

Этот вид молитвы вызывает тяжелая или, наоборот, радостная ситуация. Именно в отчаянных ситуациях наша молитва является наиболее искренней, именно здесь проявляется настоящее рвение в обращении к Отцу. Пример подобное ситуации мы встречаем у Неемии 2:1-4: «Я сильно испугался… И сказал мне царь: чего же ты желаешь? Я помолился Богу небесному». Даже будучи мгновенной, эта молитва выросла из прежнего размышления и изучения слова Божьего, что явно видно из стихов 4-11 предыдущей главы: «Услышав эти слова, я сел, и заплакал, и печален был несколько дней, и постился». Здесь еще только подготовка к молитве, и даже стих продолжает: «И молился пред Богом небесным».

Конечно, мы должны обращаться к Богу, как это делал Неемия, день и ночь, и поэтому, когда для нас настанет критический момент, ведущий к появлению мгновенной молитвы, Бог обязательно услышит нас и придет нам на помощь. Здесь приходят на память прекрасные слова царя Иосафата: «Боже наш! …мы не знаем, что делать, но к Тебе очи наши!» (2 Паралипоменон 20:12). Соломон в притчах советует: «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои» (3:5,6). Мы должны, отсюда, размышлять не только о том, что мы не можем сделать, но также и о том, что мы действительно можем сделать. Когда Ангел явился в тюрьме Петру, оковы упали с его рук, и он получил повеление надеть свою одежду и обувь. Петр не мог самостоятельно избавиться от оков, но он мог сам облачиться в одежду и надеть обувь.

Молитва запланированная

Для этой молитвы мы заранее выбираем определенное место. Иисус говорит: «Когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему…» (Матфей 6:6). Господь рекомендует место, где вам никто бы не помешал для ежедневной постоянной молитвы. Даниил, как нам сообщается, молился три раза в день. Это отлично дисциплинирует. Иисус, наш великий образец, уходил молиться в отдаленные места, вставал для этого рано утром, а иногда проводил в молитве и целые ночи.

Одна из проблем, которая возрастает с годами, – сосредоточенность на молитве, невозможность сосредоточиться, подчас, просто выводит из себя. Но здесь, как утешает Павел, «Сам Дух ходатайствует за нас» (Римлянам 8:26,27). Чтение Библии также способствует сосредоточенности, ибо оно учит, как нужно говорит с Богом. «Дух подкрепляет (нас) в немощах наших», как телесных, так и умственных, потому что мы не всегда знаем, как молиться. Иногда мы попадаем в такую ситуацию, от которой просим в молитве избавить нас. Всегда ли верна эта просьба? Мы должны спросить себя: «А должен ли я просить об этом?» А, может быть, Бог испытывает нашу веру и степень доверия к Нему? Все эти вопросы могут возникать и, наверное, должны возникать в нашей голове во время молитвы. Лучшее, что мы можем сделать, – это предоставить решение нашей проблемы Богу, как сделал это Господь Иисус. Его слова в Гефсиманском саду нам всем хорошо известны: «Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет». Насколько же благодарными мы должны быть Ему за подобный подход, ибо, благодаря ему, Он был послушен вплоть до смерти на кресте.

Павел пишет, что «Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными… потому что Он ходатайствует за святых по [воле] Божией». Молитва может быть внутренним плачем невыразимой тоски, ибо подчас очень трудно высказать то, как мы действительно себя чувствуем.

«Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа». Иисус знает духовно настроенных мужчин и женщин, и «Он ходатайствует за святых», ибо их молитвы находятся в согласии с волей Отца. Молитвы не оцениваются по их красноречию, но оцениваются по их степени честности, прямоты и смирения. Насколько благодарны мы должны быть Господу Иисусу за то, что, благодаря Ему имеем привилегию доступа к Отцу. Молитва есть наша «дорога жизни». Без нее мы погибнем. Сегодня мы вспоминаем, что Бог не пожалел Своего единственного Сына, и Сын Его был готов пожертвовать Собой, дабы быть послушным воле Отца до самой смерти. Обратимся же сейчас с благодарностью в молитве к хлебу и вину, как символам великой работы нашего Первосвященника и Посредника Господа нашего Иисуса Христа.

Подготовка к молитве

Тропарь 3-го часа

На русском языке

На церковнославянском языке

Стих 1: Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и Дух Правый обнови внутри меня.

Господи, Пресвятого Твоего Духа / в третий час Апостолам Твоим ниспославший, / Его, Благой, не отними от нас, / но обнови в нас, молящих Тебя.

Стих 2: Не отринь меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня.

Господи, Пресвятого Твоего Духа / в третий час Апостолам Твоим ниспославший, / Его, Благой, не отними от нас, / но обнови в нас, молящих Тебя.

Стих 1: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа / в третий час Апостолом Твоим низпославый: / Того, Благий, не отыми от нас, / но обнови нас, молящих Ти ся.

Стих 2: Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа / в третий час Апостолом Твоим низпославый: / Того, Благий, не отыми от нас, / но обнови нас, молящих Ти ся.

Тропарь 6-го часа

На русском языке

На церковнославянском языке

Стих 1: Услышь, Боже, молитву мою и не презри моления моего.

В день шестой и в шестой же час / пригвоздивший ко Кресту / дерзостный грех Адама в раю, / и наших согрешений рукописание раздери, / Христе Боже, и спаси нас.

Стих 2: Я к Богу воззвал, и Господь услышал меня.

В день шестой и в шестой же час / пригвоздивший ко Кресту / дерзостный грех Адама в раю, / и наших согрешений рукописание раздери, / Христе Боже, и спаси нас.

Стих 1: Внуши, Боже, молитву мою, и не презри моления моего.

Иже в шестый день же и час, / на кресте Пригвождей / в раи дерзновенный Адамов грех, / и согрешений наших рукописание раздери, / Христе Боже, и спаси нас.

Стих 2: Аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя.

Иже в шестый день же и час, / на кресте Пригвождей / в раи дерзновенный Адамов грех, / и согрешений наших рукописание раздери, / Христе Боже, и спаси нас.

Тропарь 9-го часа

На русском языке

На церковнославянском языке

Стих 1: Да приблизится моление моё пред лицо Твоё, Господи, – по слову Твоему вразуми меня.

В час девятый ради нас / во плоти смерть вкусивший, / умертви плотские наши помышления, / Христе Боже, и спаси нас.

Стих 2: Да взойдет прошение моё пред лицо Твоё, Господи, – по слову Твоему избавь меня.

В час девятый ради нас / во плоти смерть вкусивший, / умертви плотские наши помышления, / Христе Боже, и спаси нас.

Стих 1: Да приближится моление мое пред Тя, Господи, по словеси Твоему вразуми мя.

Иже в девятый час / нас ради плотию смерть вкусивый, / умертви плоти нашея мудрование, / Христе Боже, и спаси нас

Стих 2: Да внидет прошение мое пред Тя, Господи, по словеси Твоему избави мя.

Иже в девятый час / нас ради плотию смерть вкусивый, / умертви плоти нашея мудрование, / Христе Боже, и спаси нас

Молитва часов — это молитва в 9 утра, полдень и 3 часа дня. Она берет свое начало еще в иудейской молитвенной практике. Иудеи молились утром и вечером, а также в 3-й, 6-й и 9-й час (9 утра, полдень и 3 часа дня). Апостолы продолжили эту традицию. В конце первого века христиане трижды в день, в 3-й, 6-й и 9-й часы читали молитву «Отче наш», в любом месте, где бы ни находились. В дальнейшем последование часов разрасталось, к часам добавлялись псалмы, молитвы и тропари.

Содержание молитв каждого часа соответствует времени, в который они читаются. Молитвы третьего часа посвящены прошениям о помощи в сохранении праведности и сохранении от врагов, а также воспоминаниям суда над Христом у Пилата и сошествию Духа Святого на апостолов, Который сошел именно в третий час. Шестой час посвящен воспоминанию о распятии Христа, потому что в этот час Он был распят. Все псалмы изображают преследование праведника врагами. Девятый час посвящен воспоминанию о смерти Христа — потому что именно в этот час Он испустил дух. Сейчас 9-й час служится перед вечерней, а 3-й и 6-й с утра перед Литургией, из-за чего они немного теряют смысл воспоминания о событиях, происходивших в эти часы.

Читайте также  Молитва воина на греческом

Первым приближением к непрестанной молитве может быть введение в свою личную молитву молитвы по часам в течение дня. В зависимости от наличия свободного времени можно читать молиться только молитвой Отче наш, читать дополнительно тропарь и молитву часа, читать один из псалмов часа, тропарь и молитву, или читать час целиком. Главное, что если подойти к этому серьезно и готовиться к чтению даже одной молитвы, это поможет в течение дня возвращаться к мысли о Боге.

Что такое и какое бывает молитвенное правило

Православный верующий отличается от мирских людей тем, что в повседневной жизни соблюдает заповеди Божьи и пребывает в молитве. Молитвенное правило для начинающих — чтение определенных воззваний к Всевышнему и святым для приобретения более близкого познания Творца.

Для чего нужны правила

Христиане со стажем знают их наизусть, но у каждого православного человека должен быть «Молитвослов», наполненный текстами воззваний не только утренними и вечерними, но и на все случаи жизни.

Молитвенное правило — это перечень молитв. Для утра и вечера существует общий порядок священного чтения. В каждом индивидуальном случае духовный наставник корректирует молитвенное право, учитывая степень занятости человека, места его пребывания и духовного возраста.

Часто начинающие верующие бунтуют против чтения текстов, написанных святыми на трудночитаемом языке. Молитвослов написан на основе воззваний к Господу людей, которые совершили подвиг веры, прожили в чистоте и поклонении Иисусу Христу и были водимы Духом Святым.

Первый образец, ставший неотъемлемой частью молитвенного правила утренних и вечерних молитв, дал Своим последователям Сам Спаситель. «Отче наш» — основное воззвание, которым православные верующие начинают и заканчивают день. Ежедневное чтение молитвослова становится привычкой, наполняющей душу Божьей мудростью.

О важных церковных молитвах:

Церковь предлагает молитвенное правило для начинающих, чтобы младенческая в христианстве душа возрастала в действиях, угодных Творцу.

Ежедневный разговор с Создателем — это живое общение, а не пустой звук. Дерзновение общения со всемогущим Богом предусматривает разговор правильными словами, в которых нет пустоты.

Важно! Обращаясь к Всевышнему, православные тогда наполняются Божьим ведением и Его покровом, когда оставляют суету и полностью погружаются в молитву.

Как правильно вести себя при молитвенном общении

Молитвенное общение всех православных христиан совершается стоя, только престарелые и больные люди могут сидеть. Во время чтения молитвослова в признание своей греховности и несовершенства, показывая смирение, люди кланяются, кто до пояса, а другие совершают земные поклоны.

Некоторые православные совершают молитвенное общение, стоя на коленях. Святые апостолы выступали против такого поклонения, объясняя это тем, что только рабы встают на колени, детям этого делать не нужно. (Гал. 4:7) Однако, совершив какой-то грех, не воспрещается стоять в покорности на коленях, вымаливая прощение.

О молитвенных правилах:

Начинающие верующие порой не умеют правильно совершать крестное знамение. Пальцы правой руки следует сложить следующим образом:

  • мизинец и безымянный палец прижать к ладони, они означают, что Иисус был Богом и человеком одновременно;
  • большой, указательный и средний пальцы сложить воедино, троеперстно, как символ единства Отца, Сына и Святого Духа.

Рисуя в воздухе крест, сложенными пальцами касаются середины лба, затем опускают руку чуть ниже пупка, переходят к правому, а затем левому плечу, только после это совершают поклон.

Небрежное отношение к крестному знамению, по словам Иоанна Златоуста, вызывает радость только у бесов. Крестное знамение, совершенное с верой в благоговении, наполнено Божьей благодатью и является устрашающей силой для бесовских нападок.

Перед чтением духовных текстов следует постараться освободиться от суетных мыслей, это порой непросто, поэтому попробуйте представить великую жертву Христа и свое присутствие перед Ним в этот мир.

Никогда не совершайте своих молитв «для галочки», в духовном мире они будут пустым звуком. Вникайте в каждое слово воззвания к Спасителю, наполняясь Его благодатью и любовью.

Молитвенное правило — закон или благодать

Многих начинающих православных интересует вопрос, если молитва является свободным обращением к Творцу, то зачем ее подгонять под закон.

Саратовский игумен Пахомий на такое обращение уточняет, что нельзя путать свободу и вседозволенность. Свобода верующих состоит в дерзновении пребывания перед престолом Всевышнего, чего не могут позволить себе грешники и некрещеным. Вседозволенность возвращает верующего к прежней жизни, и вернуться под благодать воззваний к Спасителю потом намного труднее.

В духовном мире нет единого мнения относительно длительности и порядка моления перед Всевышним. Одни люди пребывают в благоговейном поклонении часами, а другие не могут выдержать и получаса.

Выработать в себе привычку ежедневно общаться с Творцом поможет регулярное, постоянное времяпровождение в чтении молитв, пусть это будет 15 минут и вечером.

Для начала следует приобрести «Молитвослов» и читать его. Порой православный человек понимает, что чтение по обязанности превращается в пустую привычку, если это случилось, то можно перейти, как это сделал святитель Феофан Затворник, к чтению псалмов и писаний из Библии.

Главное, ежедневно наполняться поклонением Творцу, входить в Его присутствие, чувствовать Его покровительство в течение дня. Евангелист Матфей писал, что для завоевания Царства Божьего нужно приложить силу. (Матф.11:12)

В помощь начинающему молитвеннику

Для православных верующих существует три молитвенных перечня.

  1. Полное молитвенное правило рассчитано на духовно стойких верующих, в число которых входят монахи, духовенство.
  2. Молитвенное правило для всех мирян состоит из перечня молитв, читаемых утром и вечером, перечень их можно найти в «Молитвослове»:
  • утром: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Богородице Дево», «От сна восстав», «Помилуй мя, Боже», «Верую», «Боже, очисти», «К Тебе, Владыко», «Святый Ангеле», «Пресвятая Владычице», призывание святых, молитва за живых и усопших;
  • вечером: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Помилуй нас, Господи», «Боже вечный», «Благаго Царя», «Ангеле Христов», от «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть».

Серафим Саровский предложил еще одно краткое молитвенное правило для тех мирян, которые по каким-то причинам ограничены во времени или находятся в непредсказуемых обстоятельствах.

Оно состоит из чтения трижды каждой молитвы:

  • «Отче наш»;
  • «Богородице Дево, радуйся»;
  • «Верую».

Особое внимание чтению духовных воззваний к Всевышнему Творцу и Спасителю следует уделять в период говения, перед принятием Таинства причастия и в час тяжелых жизненных испытаний.

Совет! Милость Божья сопутствует тем, кто начал общение с Богом утром, до завтрака, а закончил чтением духовных текстов перед ужином.

Моральная подготовка к совершению поклонения

Для начинающего православного верующего желательно приобрести «Молитвослов» на современном русском языке, чтобы читая написанное, вникать в каждое слово, наполняясь его силой и благодатью, получать наставление и поддержку.

Это совет Никодима Святогорца, который указывает на важность понимания каждого слова читаемого текста. Со временем многие тексты откладываются в памяти и читаются наизусть.

Перед чтением «Молитвослова» следует попросить Духа Святого показать, есть ли в сердце остатки обиды, горечи или раздражения. Мысленно простить всех обидчиков и попросить прощения у тех, с кем поступили несправедливо, так молятся православные.

По словам Тихона Задонского следует оставить всякий негативизм, ибо, как писал Григорий Нисский, Творец — Добрый, Праведный, Терпеливый, Человеколюбец, Добросердечный, Милующий, цель молитвенного правила преобразиться в образ Творца, приобрести все качества для человеколюбия.

Чтение молитв дома

Иисус Христос учил для общения с Ним уходить в свою молитвенную комнату, закрывши двери от окружающего мира. В каждой православной семье имеется уголок с иконами, правда, все реже там можно встретить лампадку.

Перед началом поклонения Богу следует зажечь свечу, желательно ее приобрести в храме. В семье, а это прообраз церкви, имеются свои правила, кто молится в уединении, а некоторые предпочитают делать это сообща, ведь много может усиленная молитва праведника. ( Иак. 5:16)

Феофан Затворник, проводивший много времени в поклонении Богу, пишет, что не надо спешить, приступая к молитвам. Совершив наложение крестного знамения, сделав поклоны, следует некоторое мгновение помолчать, входя в состояние поклонения и благоговения перед Богом. Каждое слово молитвы должно исходить из сердца, его надо не только понять, но и прочувствовать.

  • воздайте хвалу Творцу, Сущему на Небесах;
  • предоставьте под Его волю свою жизнь;
  • по-настоящему простите долги, проступки других людей, ибо это есть обязательные условия для прощения Богом каждого из православных;
  • попросите Его о милости в решении всех материальных проблем словами «хлеб насущный дай нам на сей день»;
  • провозгласите силу Божью в своей жизни и Его покров над вами и вашей семьей.

Если во время чтения «Молитвослова» на сердце появилось желание попросить Бога о какой-то нужде, не откладывайте его на потом, а сразу приносите перед молитвенным престолом Всевышнего.

Господь учит Своих детей быть постоянными и упорными в молитве на примере бедной вдовы (Луки 18:2-6), никакое прошение не останется у Него без ответа. Очень важно во время общения со Спасителем отбросить всю спешку, только в осмысленном воззвании можно достучаться до Бога.

По совету владыки Антония, чтобы не отвлекаться на время при ограничении в нем, следует завести часы, чтобы в нужный момент прозвенел звонок. Неважно, сколько времени длится молитвенное правило и сколько молитв прочитано, главное, что они полностью посвящены Богу.

Святитель Игнатий называет регулярные молитвы для грешников тяжелым трудом, праведники от общения со святыми и Троицей испытывают наслаждение.

Если мысли «убегают», не надо спешить, следует вернуться туда, где началось рассеянное чтение духовного воззвания и начать все сначала. Поможет сосредоточиться на читаемом тексте проговаривание всех воззваний вслух. Недаром говорят, что молитвы, прочитанные молча, слышит Бог, а проговоренные вслух — и бесы.

Силуан Афонский отмечал, что Бог не слышит слов сказанных при пустых мыслях и мирских делах.

Молитвенный дух укрепляет от регулярности, как тело спортсмена от тренировок. Закончив молитвословие, не надо сразу «набрасываться» на мирские суетные дела, подарите себе еще несколько минут пребывания в Божьей благодати.

Нужно ли читать молитвословие в течение дня

Однажды посвятив свою жизнь Господу, православные люди находятся под Его покровом всю свою жизнь.

В течение всего суетного дня не следует забывать призывать милость Отца словами «Благослови, Боже!», пройдя в испытании, получив награду или благословение, сделав успешно дело, не забудьте отдать всю славу Творцу словами «Слава тебе, Бог мой!» Попадая в переделки, при болезни и опасности, вскричи: «Спаси меня, Бог!» и Он услышит. Нельзя забывать и о благодарении Господа за все, что ниспослано свыше.

Перед приемом еды не следует забывать поблагодарить Творца за дарованную пищу, попросить Его благословение на принятие ее.

Постоянно пребывая в молитвословии, обретя привычку в любую секунду взывать, благодарить, просить, каяться перед Богом всем сердцем, а не пустыми словами, православный человек становится богомыслящим. Богомыслие помогает понять благость Творца, существование Небесного Царства и приближает православных к Богу.

Семь шагов к усилению молитвы

М оя молитвенная борьба имеет глубокие корни. Духовные пустыни в моей жизни всегда сопровождались ослабленной молитвенной жизнью. Постепенно я пришла к пониманию, что это было скорее причиной, а не симптомом. Я пренебрегала чем-то очень важным, что могло насытить мою утомленную, жаждущую душу. Я игнорировала путь, который мог не только вывести меня из пустыни, но и сохранить меня от этих диких мест.

Иногда я терплю поражение в шаге от моих добрых намерений, это происходит когда я перестаю смотреть на молитву как на предмет, который требует практики, изучения и развития. Мы постоянно говорим о важности молитвы, однако часто мы не знаем (или забываем) «как» молиться. Даже ученикам самого Иисуса понадобилось спрашивать у Него — как им молиться (Лк. 11:1) Они увидели что-то в откровенной и пылкой молитве, с которой Он молился Своему Отцу, что делало их очень далекими от того, чтобы молиться так же. Господь, научи нас молиться!

Хотя шаги и могут варьироваться для разных людей, семь конкретных действий уже действительно помогли мне в моей борьбе со слабой молитвенной жизнью.

Подготовка к молитве

1. Назначьте время для молитвы. Чем больше мы молимся, тем больше мы хотим молиться. Чтобы это сработало, вам нужно встроить молитву в режим вашего дня удобным способом: ставьте будильник, сделайте заметки или запись в ежедневнике. Молитва — это занятие, которое требует дисциплины и настойчивости, и мы должны прилагать усилия. Молитва — это самое значимое действие в нашем дне и мы должны бороться за это. Не только во время нужды. Имеет значение то, как мы тренируемся и готовимся к битве.

2. Научитесь уединяться. Удалитесь от всего того, что отвлекает — телефон, компьютер, ТВ, постоянные источники шума современного мира — найдите способ уединиться так, чтобы вы могли быть и чувствовать себя “наедине с Господом”. Это может быть не так уж просто, если вы работаете вдали от дома на протяжении многих часов, или если с утра до вечера проводите время со стайкой шумных и энергичных детей: пусть молитва будет в приоритете. Ваша машина во время обеденного перерыва, тихий угол в офисе, кладовая комната в перерыве между кормлениями или во время тихого часа, или просто тишина в сердце, если это всё, что вы можете себе позволить — найдите уединение и молитесь. (Лк. 4:42, 5:16, 22:41)

3. Найдите позу для молитвы. Делайте всё что вам нужно, чтобы помочь себе сфокусироваться на том, что вы делаете. Стойте прямо или на коленях, закройте глаза или смотрите в небо — когда ваше тело сосредоточено, вашей душе проще идти в молитве. Если возможно — молитесь громко. Я заметил, что даже тихого шума во время молитвы достаточно, чтобы помешать ее течению, но громкая молитва вполне удерживает мой разум от отвлечения. К.С. Льюис заметил: “Тело должно молиться, так же как и душа. И душе и телу лучше от этого.”

Во время молитвы

4. Молитесь Писанием. Это отличный способ начать. Какая это радость для Отца — знать, что Его дети слышат Его слова, дорожат ими, верят, что эти слова истинны и проговаривают их Ему обратно. Очень много моих молитв скопированы из Писания. Я даже не осознавала этого, но они составили словарь, образующий мою молитву. Иногда потому, что прекрасные обещания заставляли петь мое сердце, а иногда потому, что все что я могу делать — это отчаянно цепляться за Его слова.

  • Покажи мне славу Твою. (Исх. 33:18)
  • Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты; (Пс. 118:37)
  • Покажи на мне знамение во благо. (Пс. 85:17)
  • Не дай овладеть мною никакому беззаконию; (Пс.118:133)
  • Ты — Господь мой; Блага мои Тебе не нужны. (Пс.15:2)

5. Молитесь горячо. Молитва должна быть активной. Мы не можем прийти в контакт с Богом и не стать другим человеком к тому моменту, когда произносим “Аминь”: хотя бы на какую-то небольшую часть. Боритесь в молитве, сражайтесь ею и позвольте Святому Духу двигаться. Ответы на молитвы это благословения, но и молитва сама по себе является благословением. Иногда она подобна стону, доносящемуся из пересохших в пустыне губ. И мы все еще должны упорствовать в ней, потому что молитва это не просто плод духовной жизни, но средство ее достижения.

6. Молитесь о конкретных вещах. Неопределенность может быть смертью для молитвы. Не то чтобы нам совсем нельзя распыляться, просто не стоит делать это в ущерб восхвалению особенных качеств Бога, исповедания конкретных грехов или молитв о каких-то вещах. Мы должны научиться молиться конкретно и смело, из-за статуса, который мы имеем через Христа, в тоже время полностью подчиняясь Божьей воле. Смелость и терпение в вере, вместе со смиренным подчинением — это мощная сила.

7. Молитесь за и вместе с другими людьми. Молитва призвана связывать воедино детей Божьих, часто людей, которых мы никогда даже не встречали. У нас один Отец, мы семья и мы должны в молитве нести бремена друг друга. Мы становимся вовлеченными в битвы и победы друг друга. Мы начинаем заботиться больше о людях, о которых мы молимся и меньше о самих себе. Это же просто прекрасно — приходить пред лицо нашего Отца в одном аккорде, с призывами полными любви и заботы друг о друге. Молитва связывает церковь вместе.

Молитвы как стрелы

Молитва — это не рецепт чего-то, что “срабатывает” только лишь если мы делаем это идеально, единственно правильным образом. Но она никогда не должна быть неосторожной. Неосторожные молитвы как стрелы, которые падают случайно у наших ног. Молитвы, которые мы возносим с невниманием или не прилагая усилий, обычно совершают немного после того как произнесены (но поосторожнее здесь с недооценкой Бога). С другой стороны, когда выстрел производится с усилием, желанием и страстью, наши молитвы быстро долетают на небо, к престолу самого Бога. (Откр.8:4)

Совсем не арифметика наших молитв — сколько их должно быть;
не риторика наших молитв — какими красноречивыми им быть;
не их геометрия — какой длины им быть;
не их музыка — насколько сладким может быть их голос;
не их логика — насколько обоснованным им быть;
не их методология — как их выстраивать;
не даже их божественность — насколько хорошо учение, но Бога интересует: пылкость духа, которая исцеляет многое.
(Епископ Джозеф Холл, 1808)

Бог любит делать из своих людей квалифицированных в дисциплине молитвы лучников, чьи молитвы как стрелы — пылкие и сильные, меняют жизни, приносят исцеление, влияют на наши народы, изменяют историю, объединяют церковь и прежде всего являют славу Божью.

Автор — Бонни МакКернан / © 2017 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Дмитрий Григорьев для ieshua.org

Последнее: 13.11. Спасибо!

Подготовка к молитве

На вопросы, посвященные личному молитвенному правилу христианина, отвечает настоятель Свято-Троицкого собора Саратова игумен Пахомий (Брусков)

Молитва – это свободное обращение души человека к Богу. Как соотнести эту свободу с обязанностью читать правило даже тогда, когда делать этого явно не хочется?

Свобода – это не вседозволенность. Человек так устроен, что если он себе позволяет послабление, возвращаться в прежнее состояние бывает очень тяжело. В житийной литературе встречается масса примеров, когда подвижники оставляли свое молитвенное правило ради оказания любви пришедшим братьям. Таким образом, они заповедь любви ставили выше своего молитвенного правила. Но следует помнить, что эти люди достигли необычайных высот духовной жизни, непрестанно пребывали в молитве. Когда же мы чувствуем, что не хотим молиться, это банальное искушение, а не проявление свободы.

Правило поддерживает человека в духовно развитом состоянии, оно не должно зависеть от сиюминутного настроения. Если человек оставляет молитвенное правило, он очень быстро приходит в расслабление.

Кроме того, следует помнить, что когда человек общается с Богом, между ними всегда стремится встать враг нашего спасения. И не позволять ему это сделать не является ограничением свободы личности.

В какой момент времени нужно читать утреннее и вечернее правило?

Об этом четко и ясно написано в любом православном молитвослове: «Востав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно перед Всевидящим Богом и, совершая крестное знамение, произнеси…». Кроме того, сам смысл молитв говорит нам о том, что утренние молитвы читаются в самом начале дня, когда ум человека не занят еще никакими мыслями. А вечерние молитвы следует читать на сон грядущим, после всяких дел. В этих молитвах сон сравнивается со смертью, постель – со смертным одром. И странно, поговорив о смерти, пойти смотреть телевизор или общаться с родственниками.

Любое молитвенное правило строится на опыте Церкви, к которому мы должны прислушиваться. Эти правила не нарушают человеческой свободы, а помогают получить максимальную духовную пользу. Конечно, из любого правила могут быть исключения, основанные на каких-то непредвиденных обстоятельствах.

Что еще, кроме утренних и вечерних молитв, может входить в молитвенное правило мирянина?

В правило мирянина могут входить достаточно разнообразные молитвы и чинопоследования. Это могут быть различные каноны, акафисты, чтение Священного Писания или Псалтири, поклоны, Иисусова молитва. Кроме того, в правило должно входить краткое или более подробное поминовение о здравии и упокоении близких. В монастырской практике существует обычай включать в правило чтение святоотеческой литературы. Но прежде чем добавить что-то к своему молитвенному правилу, нужно хорошо подумать, посоветоваться со священником, оценить свои силы. Ведь правило читается независимо от настроения, усталости, других сердечных движений. А если человек пообещал что-то Богу, это нужно обязательно выполнять. Святые отцы говорят: пусть правило будет небольшим, но постоянным. При этом молиться нужно от всего сердца.

Читайте также  Молитва Иисусова помыслы

Может ли человек сам, без благословения начать читать каноны, акафисты в добавление к молитвенному правилу?

Конечно, может. Но если он не просто прочитал молитву по стремлению сердца, а увеличивает тем самым свое постоянное молитвенное правило, лучше спросить благословение у духовника. Священник взглядом со стороны оценит его состояние правильно: на пользу ли будет ему подобное увеличение. Если христианин регулярно исповедуется, следит за своей внутренней жизнью, подобное изменение в его правиле, так или иначе, отразится на его духовной жизни.

Но это возможно, когда у человека есть духовник. Если духовника нет, и он сам решил что-то добавить к своему правилу, все-таки лучше посоветоваться на очередной исповеди.

В дни, когда служба длится всю ночь, и христиане не спят, нужно ли читать вечерние и утренние молитвы?

– Мы не привязываем утреннее и вечернее правило к определенному времени. Однако было бы неправильно вечерние молитвы читать утром, а утренние – вечером. Мы не должны фарисейски относиться к правилу и читать его во что бы то ни стало, игнорируя смысл молитвословий. Если вы не собираетесь спать, зачем испрашивать благословение Божие на сон? Можно заменить утреннее или вечернее правило иными молитвами или чтением Евангелия.

Можно ли женщине дома читать молитвенное правило с непокрытой головой?

– Я думаю, что женщине лучше совершать молитвенное правило в платке. Это воспитывает в ней смирение и показывает ее послушание Церкви. Ведь из Священного Писания мы узнаем, что жена покрывает голову не для окружающих, а для Ангелов (1 Кор. 11,10). Это вопрос личного благочестия. Конечно, Богу все равно, в платке или без него вы встаете на молитву, но это важно для вас.

Каким образом читаются каноны и последование ко святому Причащению: в один день накануне или можно разделить их чтение на несколько дней?

– Нельзя подходить к исполнению молитвенного правила формально. Свои отношения с Богом человек должен выстраивать сам, исходя из молитвенной подготовки, здоровья, свободного времени, практики общения с духовником.

Сегодня сложилась традиция при подготовке к Причастию читать три канона: Господу, Богородице и Ангелу Хранителю, акафист Спасителю или Богородице, последование ко святому Причащению. Я думаю, что лучше прочитать все правило в один день накануне Причастия. Но если тяжело, можно распределить и на три дня.

Зачастую друзья, знакомые спрашивают, как подготовиться к Причастию, как читать Псалтирь? Что им отвечать нам, мирянам?

– Отвечать нужно то, что точно знаешь сам. Нельзя брать на себя ответственность что-то строго обязательно предписывать другому или говорить то, в чем не уверен. При ответе нужно руководствоваться общераспространенной традицией церковной жизни сегодняшнего дня. Если нет личного опыта, нужно прибегнуть к опыту Церкви, святых отцов. А если задали вопрос, ответ на который вам неизвестен, нужно посоветовать обратиться к священнику или святоотеческим творениям.

Прочитала перевод некоторых молитв на русский язык. Оказывается, раньше я вкладывала в них совершенно иной смысл. Нужно ли стремиться к единому пониманию, читать переводы или можно понимать молитвы так, как подсказывает сердце?

Молитвы следует понимать так, как они написаны. Можно провести аналогию с обычной литературой. Мы читаем произведение, понимаем его по-своему. Но всегда интересно узнать, какой смысл в это произведение вкладывал сам автор. Также и текст молитвы. В каждую из них автор вложил особый смысл. Ведь мы же не заговор читаем, а обращаемся к Богу с определенным прошением или славословием. Можно вспомнить слова апостола Павла о том, что лучше пять слов сказать на понятном наречии, чем тысячу на непонятном (1 Кор. 14, 19). К тому же авторами большинства православных молитвословий являются святые подвижники, прославленные Церковью.

Как относиться к современным молитвам? Можно ли читать все, что пишут в молитвословах, или предпочитать более древние?

– Лично меня больше трогают слова более древних канонов, стихир. Они кажутся мне более глубокими и проникновенными. Но многим людям нравятся и современные акафисты за их простоту.

Если Церковь приняла молитвы, относиться к ним нужно с благоговением, почтением и попытаться найти для себя пользу. Но понимать, что некоторые современные молитвы по своему содержанию не столь высокого качества, как молитвы, составленные древними подвижниками.

Когда человек пишет молитву для общественного употребления, он должен понимать, какую ответственность на себя берет. Он должен обладать молитвенным опытом, но при этом быть и хорошо образованным. Все тексты, которые предлагаются современными творцами молитв, должны подвергаться редактированию, проходить строгий отбор.

Что важнее – дочитать правило дома или прийти вовремя на службу?

– Пойти на службу. Если человек собрался в храм, то на первом месте должна быть общественная молитва. Хотя отцы сравнивали общественную и домашнюю молитву с двумя крылами птицы. Как птица не может лететь с одним крылом, так и человек. Если он не будет молиться дома, а только ходить в храм, то, скорее всего, молитва не пойдет у него и в храме. Ведь у него нет опыта личного богообщения. Если человек молится только дома, но в храм не ходит, значит, у него нет понимания того, что такое Церковь. А без Церкви нет спасения.

Чем мирянин может при необходимости заменить службу дома?

Сегодня издается большое количество богослужебной литературы, различных молитвословов. Если мирянин не может присутствовать на службе, он может по каноннику прочитать и утреннюю, и вечернюю службы, и обедницу.

Можно ли читать правило сидя?

Апостол Павел пишет: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6, 12). Устал или болеешь – можно сесть в Церкви, при чтении домашнего правила. Но следует понимать, чем при этом руководствуешься: болью, которая мешает молиться, или ленью. Если альтернативой чтению молитвы сидя является ее полное отсутствие, конечно, лучше читать сидя. Если человек тяжело болен, можно даже и лежа. Но если он просто устал или его борет лень, нужно побороть себя и вставать. Во время богослужений Устав регламентирует, когда можно стоять или сидеть. К примеру, чтение Евангелия, акафисты мы слушаем стоя, а во время чтения кафизм, седальнов, поучений садимся.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector