Почему льются слезы когда читаешь молитву

Почему льются слезы когда читаешь молитву

Почему льются слезы когда читаешь молитву

Почему в церкви хочется плакать?

Храм — место, где человеку иногда хочется плакать, ибо там ему позволительно быть самим собой, раскрывать свою душу без боязни быть раненым со стороны.

Как часто люди плачут в церкви?

Как правило, слезы на глазах прихожан чаще всего можно увидеть во время похорон, печали, или от радости при венчании или крещении. В этих случаях все понятно, таким образом дается выход переполняемым эмоциям. Но как объяснить желание рыдать во время Литургии, молитвы или исповеди?

Христиан, которые впервые испытывают такие эмоции, волнует вопрос, хорошо это или плохо, слезы катятся по щекам по воле Господа или сатаны. Причины, вызывающие плач, а порой и рыдания в храме, у каждого человека индивидуальные.

Кто-то вдруг осознал величину дарованной благодати, а другой сравнил мир за храмовыми стенами с состоянием покоя во время общения с Богом, у кого-то горе, а иной получил ответ на молитву. В данном случае человек не может контролировать свои эмоции, все в храме во власти Творца.

Совет! Не стоит концентрировать внимание на желании рыдать, льются слезы, плачьте, ибо не стыдно обнажить душу и сердце перед Всевышним Творцом.

Плач в церковных стенах никогда не был плохим знаком, это проявление:

  • очищения;
  • раскаяния;
  • благодати;
  • радости;
  • покоя;
  • благодарности.

Умиротворяющие слезы

Общаясь с воцерковленными христианами, которые ведут праведный образ жизни, читают молитвенные правила, часто можно услышать, что они часто рыдают во время богослужений или домашних молитв, испытывая при этом особое чувство благоговения перед Творцом.

Каждый священник подтвердит, что святой плач, дарящий умиротворение и покой в сердце — это благодать, дарованная Богом через касание Духа Святого.

Наполниться особой радостью, вызывающей слезы, может только восприимчивый к Писанию человек, ибо Слово входит не только в умозаключения, оно касается христианской души, дарованной Богом. Только искренне верующие во Всевышнего люди с плачем реагируют на пение церковного хора или чтение проповеди, раскрывая при этом душу для касания Духа Святого.

Слезы раскаяния

Попадая в присутствие Всевышнего Бога, осознавая свою греховность и величину дарованной благодати — жизни вечной, человек мимо воли начинает плакать, раскаиваясь в своей грешной жизни.

Осознавая силу крови Иисуса, перенесенные Им страдания и смерть на кресте, и это все ради каждого христианина, невольно человек начинает плакать, прося прошение за раннее непринятие и равнодушие к мучениям Спасителя.

Не надо стыдиться плача в церкви, независимо мужчина вы или женщина. Не стоит обращать внимания на удивленные взгляды соседей в тот момент, когда сила раскаяния поставит на колени. Ибо в этот момент плачущий человек находится перед самим Богом, Отцом, Сыном и Святым Духом.

Читайте о поведении в храме:

Плакать в церкви плохо?

Некоторые христиане, у которых при каждом посещении храма начинают буквально рыдать, впадая в крайность, считают себя полными грешниками или людьми, над ними совершено проклятие, наведена порча или сглаз.

В этих случаях надо иметь особое чувствование, ибо касание Святого Духа, очищение всегда оставляет светлый след в душе, наполняя ее радостью и особым покоем.

Ощущая тревогу, самосожаление, страх, следует обратить за помощью к душепопечителю или священнику храма, чтобы он помог разобраться, чем вызван плач в храме.

Намного хуже, если пришедший в церковь человек не испытывает благоговения и страха Божьего, он пришел для показухи, ибо так творят многие, ибо сейчас модно быть православным с большим крестом на груди. Часто оказывается, что на шее крестик, а в душе нет веры. Такие люди не рыдают во время богослужения или ангельского пения церковного хора. Они знают, как правильно все сделать, но при этом ощущается полная их духовная пустота.

Лучше плакать в храме, как раскаявшийся грешник, чем оставаться самоправедным христианином.

Что о плаче в храме говорят священники

Удивительно, но и среди священства нет единого мнения.

Одна группа, и она намного многочисленнее второй, утверждает, что, пребывая в храме, человек может быть сам собой, расслабиться, показать перед Богом свои слабости. В этот момент в нем открывается душа ребенка Божьего, полностью беззащитного перед Творцом.

Независимо от того, какие житейские ураганы бушуют за стенами храма, в момент присутствия перед Господом всегда штиль. Искренняя молитва мысленно и душевно переносит молящегося в царство Божие, о приходе которого мечтает каждый христианин.

Есть такие священнослужители, которые утверждают, что плач горечи и отчаяния вызывается сатаной, ибо он хочет навязать человеку чувство вины и отвратить того от церкви.

Темные силы, к сожалению, еще имеют силу, а порой и власть, над немощным в вере человеком, слуги сатаны занимаются наведением сглаза и порчи, но именно в присутствии Божьей можно найти выход из плена дьявола, в покаянии пребывая перед светлыми силами Божьими.

Некоторые люди так и думают, что они недостойные стоять перед Богом, плач и рыдания буквально давят на сердце от отчаяния, многие христиане, не веря спасение от Господа, бегут к экстрасенсам и гадателям, закрывая при этом двери спасению и благодати.

Важно! Задача духовного наставника помочь христианину понять, что в стенах храма тот под защитой Бога, здесь дьявол не имеет ни прав, ни силы.

С ростом и укреплением веры в Бога меняются и причины рыдать в Церкви. Христиане, некогда проливающие слезы от отчаяния, тихо плачут от благодати пребывать перед сильным и всемогущим Господом в молитвах и искреннем покаянии.

Святые о плаче и слезах во время молитвы

По словам преподобного Исаака Сирина, одного из Отцов Церкви, духовное преображение человека начинается со слез раскаяния.

В своем обращении к Богу святой Августин видит слезы матери, которая, будучи замужем за язычником, постоянно плакала в молитве прошения за мужа и детей. Святая Моника в слезах отмолила родных.

Августин уверяет в своей книге «исповеди», что слезы накрывают молящегося в момент осознания цены Крови, уплаченной за спасение и торжества Божьего.

По словам митрополита Лимассольского Афанасия, только в слезах можно познать сущность молитвенной жизни.

Покаянный плач или истерика

Слезы покаяния тихие и сладкие, но порой человек, испытывающий обиду, непрощение, самосожаление, когда его накрывает гордыня, начинает рыдать, истерически плакать.

Каждый человек может по-разному вести себя в храме, его душевное состояние при полном погружении в богослужение и молитву регулируется высшими силами. Совет! Следует обратиться к Богу, как Давид в псалме 139:24, в молитве попросить Творца указать, не на опасном пути ли мы пути и направить на путь вечный, чтобы пребывать в покое и уверенности в Его присутствии.

Православная Жизнь

«Глаза понятней, чем слова — слова порой лишь смысл туманят… А взгляд — ну разве он обманет того, кто может в нём читать?» Как говорят, глаза — зеркало души. По взгляду многое можно понять: весел ли человек, задумчив или грустит по какой-то причине. Давно известны изречения «искры из глаз» и «испепеляющий взгляд». Достаточно хорошенько взглянуть на человека — и всё станет ясно. А ещё глаза проливают слёзы. О чём могут рассказать слёзы человека в храме, корреспондент ТК «Орбита» спросила настоятеля Введенского храма п. Водяное протоиерея Максима Федоряченко.

— Отче, что в церковной литературе говорится о слезах?

— У слёз могут быть разные источники, они не обязательно свидетельствуют о чём-то одном. Бывают слёзы покаяния, бывают слёзы радости, бывают слёзы, которые льются от искушения — например, когда дьявол искушает человека, пытается всевозможными способами его убрать из церкви, заставить его уйти. Приходит человек в церковь и понимает, что с ним начинает твориться что-то неладное. Зачастую люди ко мне обращаются и говорят: «Батюшка, вот я не могу ходить в церковь, потому что когда я прихожу туда, у меня сразу начинают слёзы течь, я не знаю, что это такое, меня это пугает, и поэтому я оттуда быстро ухожу и боюсь в церковь заходить». Люди не понимают, в чём причина, но тут можно сказать, что это бесовское искушение.

— Одна телезрительница написала нам, что когда она заходит в храм и стоит на службе, она плачет. Пытается отвлечь себя разными мыслями, но это действует недолго, и она снова начинает плакать. Что с ней происходит?

— Нужно сначала разобраться, что такое храм вообще. Храм — это место иное. Оно не похоже на дом, в котором мы живём, или те учреждения, куда мы приходим. И естественно, что когда человек заходит в храм, он испытывает ощущения, не сравнимые с другими, которые он привык испытывать в своей жизни. Когда мы заходим в храм и видим вокруг себя святые иконы — изображения людей, которые прожили свою жизнь свято, боролись с грехом, — то естественно, даже если мы этого не осознаём, внутри мы начинаем ощущать, что наша жизнь не идеальна. Она не такая, какой должна быть. И тогда могут выступить слёзы, которые говорят нам о том, что мы понимаем, что мы далеки от идеала. Мы даже, скорее всего, к нему и не стремимся, наша жизнь наполнена обычными житейскими делами, суетой. Мы на это тратим большую часть своей жизни, и когда мы приходим в храм, то чувствуем то количество грехов, которое лежит на нашей душе, то несоответствие нашей жизни той жизни, которой нам нужно жить для того, чтобы приготовиться к жизни вечной. Человек начинает плакать, понимая это. Это не может его не расстраивать, это не может не приводить его в состояние, при котором могут течь слёзы.
Плачут в храме не только женщины — и мужчины плачут, хотя им менее свойственно плакать по какому бы то ни было поводу. Это показывает, что мы всё-таки понимаем, какой должна быть наша жизнь, но в реальности она этому совершенно не соответствует.

Не обязательно слёзы — это только вода, которая вытекает из наших глаз. Слёзы в духовной литературе — это не всегда это физическое явление. Слёзы могут быть и в духовном смысле — слёзы покаяния. Это когда в душе сокрушение, когда в душе скорбь, когда ты понимаешь, что нужно что-то делать. Когда ты осознаёшь свои грехи, то слёзы покаяния — это не жидкость, а внутреннее сокрушение, внутренний плач — даже, я бы сказал, вопль к Богу о несостоятельности нашей духовной жизни.

— А чем отличается покаянный плач от истерики?

— Истерика — это состояние нервное, когда человек довёл себя до этого. Например, своей греховной жизнью, потому что грех ведь ложится на душу, и каждый раз, когда мы делаем что-то неправильно, кого-то оскорбляем или обижаем, или, может, в семье какие-то неурядицы по нашей вине, это всё складывается. Если человек не ходит в храм, не исповедует свои грехи, то есть не выбрасывает их из своей души, не очищает её, это всё ложится на нас тяжёлым грузом и потом начинает нас мучить и доводит до всевозможных психических расстройств, в том числе и до истерики. Это состояние грешной души, которая не может найти выход для тех эмоций, для того груза, который в ней собирается. Вот и происходят такие срывы, нервы, слёзы, плач, крик. Но это ничего общего не имеет ни с покаянием, ни с духовной жизнью. Когда человек осознаёт свои грехи, тогда он уже начинает плакать по другому поводу. Обычно там не бывает истерики, это в основном спокойные, тихие слёзы.

— Можно ли плакать во время домашней молитвы?

— Вряд ли мы сможем контролировать этот процесс. Если нам хочется плакать, то мы плачем. Когда человек молится, если он плачет, то никто не может ему запретить, никто не может сказать, что это плохо или хорошо, — это есть, это данность. Но мы говорим о слезах не в смысле плача как такового, а в смысле покаянного состояния души. Покаянное состояние души и вытекающие из него добрые дела, которые мы делаем в искупление своих плохих поступков, могут очищать душу.

— Одна моя знакомая, когда читает утренние и вечерние молитвы, начинает плакать. Задавала вопрос, не от лукавого ли могут быть такие слёзы?

— Здесь кроме неё самой в этом никто не разберётся. Каждый может сам определить, изучив своё душевное состояние, по своим порывам, желаниям, действиям. Для этого нужно внимательно проследить за собой в течение хотя бы несколько дней, хотя бы даже одного дня. Вот тогда мы поймём, это просто искушение, дьявол от молитвы хочет нас отвлечь, или наоборот, человек плачет и молится.

Бывает, действительно, начинается плач, который невозможно остановить и невозможно больше ничего делать в этот момент. Молитва останавливается, начинается какой-то безудержный плач. Вот тут может быть и нервное какое-то состояние, и бесовское искушение, воздействие невидимого враждебного нам мира. Причины могут быть разные, только сам человек может, прислушавшись к себе, понять, из какого источника его слёзы.

— Как поступить с человеком, если он стоит в храме и плачет? Нужно подойти утешить или оставить его в покое, наедине с Богом?

— Вы знаете, в этом вопросе не всё так однозначно. С одной стороны, если мы подойдём к человеку, он может подумать, что он какой-то не такой, как все, необычный. Это отпугнёт его от храма. Конечно, если человек приходит в церковь, с ним начинает происходить такое, и он, испугавшись, выходит из храма и больше не хочет туда возвращаться, то тут может быть правильным, если мы подскажем ему, как к этому относиться, но это нужно сделать деликатно. Если человек плачет потихоньку, но он стоит в храме, не уходит, молится, то не стоит его беспокоить, пускай человек общается с Богом, это что-то у него происходит в душе. Если мы слышим от своих знакомых, друзей или родственников, что вот в церкви такое приключилось, тогда мы можем им объяснить, поговорить с ними об этом, к священнику направить или сами объяснить, чтобы они не боялись.

Человек живёт в мире и грешит. Поэтому естественно, что к нашей душе имеет доступ враг рода человеческого. Господь сказал: «Кто кем побеждён, тот тому и раб» (2 Пет 2:19). Поэтому, когда мы делаем добро, мы становимся рабами и детьми Божьими, а когда мы делаем зло, соответственно, мы подчиняемся дьяволу, и он имеет к нам доступ. Когда мы приходим в храм, то после тех грехов, которые мы сотворили в течение дня, недели, месяца, дьявол начинает нас за эти ниточки дёргать. Он не хочет, чтобы мы пошли в церковь и получили от этого пользу, он всеми способами будет пытаться нас оттуда уводить. Слёзы или какое-то необычное физическое, моральное, духовное состояние тоже может быть вызвано воздействием потусторонних враждебных сил.

Текстовая версия подготовлена редакцией сайта Горловской епархии

Слезы и зевота во время молитвы: что происходит с человеком, когда он читает молитву

Москва, 14.11.2021, 22:08:53, редакция FTimes.ru, автор Татьяна Орлонская.

Молитва для верующего человека – это, как глоток воздуха. С ней на устах мы обращаемся к Всевышнему, моля о помощи или с благодарением о спасении. Новообращенные в религию люди часто замечают, что при молитве начинается зевота, а иногда текут слезы. Что же происходит с человеком во время молитвы и как она влияет на энергетику молящегося — читайте далее.

  • Как молитва влияет на человека
  • Зевота во время молитвы — сглаз или реакция организма
  • Что означают слезы во время молитвы

Молитва – это особый ритуал, который имеет важное значение для верующего человека. Во время чтения ее у многих начинают течь слезы по щекам, а некоторых одолевает зевота, которую трудно удержать. Исследователи и церковники по-своему ответили на вопрос — что же происходит с человеком, когда он читает молитву и почему разные люди по-разному на нее реагируют.

Как молитва влияет на человека

Молитва влияет не только на душу человека, но и на его физику. Эксперты пришли к выводу, что во время молитвы наш организм получает на двадцать процентов кислорода меньше, чем в обычном состоянии. Люди, регулярно практикующие молитвенное предстояние (беспрерывное чтение молитв), имеют более развитый и «живой» мозг, нежели другие. В тоже время работа мозга во время углубленного чтения священных писаний замедляется и переходит практически в коматозное состояние. Такие процессы происходят вне зависимости от того, молитву или мантру читает верующий любого вероисповедания.

«Молитвенное бодрствование» признанно исследователями четвертым состоянием мозга, наряду с тремя основными — бодрствование, медленный и быстрый сон, отличающимися друг от друга характерами электрических импульсов в коре головного мозга».

Ежедневная молитва приводит к лучшей нормализации функционирования и восстановления организма. Улучшает процесс синхронизации полушарий мозга (одна половина мозга не доминирует над второй), делает человека интеллектуально здоровым и энергичным. Помогает эффективнее справляться со стрессом, выявляет скрытые таланты и обостряет интуицию.

Зевота во время молитвы — сглаз или реакция организма

Суеверные люди считают, что зевота во время молитвы свидетельствует о том, что в человека вселился бес. Исследователи опровергают такую версию и уверяют — зевота во время молитвы является свидетельством расслабления организма. Также это может быть связано и с самим помещением. Если в храме много людей или душно, такая реакция вполне оправданна. Отсутствие свежего воздуха может запросто вызвать зевоту у любого из нас. Также имеет значение и время суток, когда происходит молитва. Ранее утро или поздний вечер окажет свое влияние на организм.

Церковники уверяют — зевоту могут вызывать темные силы, которые не желают чтобы человек общался с Богом. Если вы молитесь в хорошо проветренном помещении, в бодром состоянии духа и при нормальном физическом состоянии — молитва не может вызвать зевоты. Ее присутствие должно вас насторожить. Однако падать духом не стоит. Ежедневная молитва принесет желаемый результат и такая напасть уйдет сама по себе.

Что означают слезы во время молитвы

Священники уверяют — слезы покаяния, добрые слезы. Молитва и слезы не разрывны, ведь в это время душа омывается и становится чище.

Многие верующие сомневаются — уместно ли плакать во время молитвы. Ответ однозначный — конечно. Слезы покаяния — это не выражение зла или обиды. Они, как долгожданный дождь, который не только питает все живое, дает ему жизнь, но и омывает все от грязи и скверны. Чем больше мы плачем – тем лучше. Очень ценно во время молитвы плакать. Вот так трактуют слезы во время чтения молитв священнослужители.

Ученые считают, что слезы во время молитвы помогают человеку справится со стрессом быстрее и эффективнее. Благодаря этой психической реакции верующий человек быстрее остальных прощает обиды, успокаивает взбунтовавшийся разум и дает возможность «отпустить» события.

Почему в церкви хочется плакать?

Когда человек приходит в храм, одна из распространенных реакций, с которой он сталкивается, это слезы. Находясь в прямом контакте с Богом, человек становится максимально открытым, он больше не боится осуждения. При этом стоит отметить, что слезы часто приходят как будто сами по себе, поэтому для прихожан важно разобраться, откуда они появляются.

  1. Когда люди в церкви начинают плакать?
  2. Слезы умиротворения
  3. Слезы раскаяния
  4. Плохо ли плакать в храме?

Когда люди в церкви начинают плакать?

В большинстве случаев слезы у верующих появляются на похоронах, когда они скорбят по умершему, и на Таинствах Крещения и Венчания, когда возникают слезы радости. В таких ситуациях людей переполняют эмоции, как отрицательные, так и положительные, поэтому в появлении слез нет ничего удивительного. Но нередко слезы на лице верующего возникают в ходе чтения молитвы, божественной литургии или исповеди. Объяснить их происхождение намного сложнее.

Прихожане часто задаются вопросом, насколько это нормально, по чьей воле на щеках появляются слезы – Всевышнего или дьявола. Стоит отметить, что причины появления слез в храме индивидуальны, каждый случай требует пристального рассмотрения. Часто слезы могут появиться, когда человек почувствует снисхождение на него Божьей благодати, другие плачут, получив явственный ответ на свою молитву, обращение к Всевышнему. Контролировать свои эмоции в такой ситуации крайне сложно.

Читайте также  Какую молитву читать перед чтением библии

Важно не акцентировать собственное внимание на необходимости непременно поплакать в церкви. Однако, когда появляются искренние слезы, не стоит их стесняться. Открыв свою душу Господу, человек лишний раз демонстрирует искренность и готовность пойти на все ради служения Всевышнему.

Слезы в храме в большинстве случаев становятся проявлением одного из следующих чувств:

  • очищения;
  • благодати;
  • раскаяния;
  • покоя;
  • радости;
  • благодарности.

Слезы умиротворения

Истинно верующие люди, регулярно посещающие храмы и молящиеся дома, нередко признаются, что способны буквально разрыдаться на протяжении обычной домашней молитвы или богослужения. В эти моменты они испытывают удивительное чувство благоговения перед лицом Всевышнего. Священники хорошо знают, что подобный плач способен подарить человеку покой и умиротворение. Это знак ощущения человеком Божьей благодати, снизошедшей на него после прикосновения Святого Духа.

Искренне верующие люди способны проникаться особым чувством радости во время чтения Библии, так как Слово в Священном Писании влияет не только на ум, но и на сердце человека.

Слезы раскаяния

Эти слезы возникают после осознания человеком собственной греховности. В такие минуты человек начинает думать о страданиях, которые перенес Спаситель, чтобы искупить грехи целого человечества. Обязательно приходит осознание того, что такие страдания не могли пройти даром.

Независимо от пола не нужно испытывать стыда, начиная плакать в храме. Более того, рекомендуется полностью игнорировать удивленные взгляды окружающих, которые могут в этот момент появиться. Ведь человек в такой момент оказывается в непосредственном общении с Господом, не нужно этого стыдиться или стесняться.

Плохо ли плакать в храме?

Некоторые верующие начинают плакать каждый раз, когда приходят в храм. Из-за этого многие начинают думать о себе как о грешных людях, на которых наведена порча, проявляющаяся в форме слез в храме.

Однако часто такие рыдания свидетельствуют только о прикосновении Святого Духа к человеку, демонстрируют его очищение, наполненность божественным покоем и особой радостью, не знакомой неверующим.

Если в эти моменты человек ощущает жалость к себе, тревогу или страх, ему следует обратиться за помощью к священнику, который подскажет, из-за чего вызвано это состояние, что провоцирует плач в церкви.

Самое страшное, если человек, оказавшийся в храме, не ощущает страха и благоговения перед Господом. Это может означать только то, что он пришел в церковь не для спасения собственной души, а чтобы продемонстрировать свою веру окружающим, потому что так поступают многие влиятельные люди. Такой человек никогда не заплачет во время молитвы или божественной литургии, так как внутри будет ощущать духовную пустоту.

Поэтому считается, что лучше рыдать в храме, подобно глубоко раскаявшемуся грешнику, чем оставаться внешне праведным прихожанином с пустотой в душе.

Почему в церкви текут слезы и хочется плакать

Почему в церкви текут слезы и хочется плакать – этим вопросом задаются не только постоянные прихожане. Бывает, человек ходит в церковь изредка, но это самое чувство его там накрывает, что называется, с головой. Священники считают, что, независимо от того, верует человек в Господа или не верует, или сомневается в своей вере – в храме он становится самим собой, открывая Господу свою душу и не боясь быть при этом осмеянным.

Почему в церкви люди плачут, и как часто это случается

Если человек, придя в церковь на похороны родственника, плачет или в большой печали, или даже наоборот – от радости (венчания, например, или крещения ребёнка) – здесь всё понятно: человека переполняют эмоции, поэтому он плачет. Но почему прихожанин может зарыдать во время Литургии, услышав простую молитву или придя к исповеди – здесь звучат совершенно другие струны души, уверяют священнослужители.

Плакать в церкви не постыдно никому – ни мужчине, ни женщине. Совершенно неважно, что стоящие в церкви рядом люди будут сильно удивлены тому, что кто-то из прихожан вдруг упал на колени и зарыдал. Этому человеку на самом деле крупно повезло – его плач дошёл до самого Господа: Отца, Сына и Святого Духа.

Мнений по поводу того, почему вдруг человек начинает плакать в церкви, существует немало. Истинно верующему человеку до этого не будет никакого дела, да и в любом другом случае каждый будет решать для себя сам – реагировать как-то на мнение окружающих или нет.

Основа отношения любого человека к подобной ситуации заключена в силе его веры в Бога. Если вера истинная, человек не сможет устоять перед проявлениями своей чувствительности и не сдержит слёз, услыхав проповедь или пение церковного хора.

Слезы текут в церкви и хочется плакать благодаря подсознанию человека

Когда люди начинают рассуждать – плохо ли это, хорошо ли, если в церкви у кого-либо полились слёзы, – они пытаются оценить ситуацию с материальной точки зрения, то есть с практической. И им в это время совершенно невдомёк, что слёзы к материальному не имеют ровным счётом никакого отношения.

Когда речь идёт о духовном, человек становится искренним и чувствительным, что совершенно в другом ракурсе выглядит в мире материальных отношений. Человек и сам может не понимать, что с ним происходит. Его спрашивают: «Почему ты плачешь в церкви?», а он может ответить: «Да это на меня кто-то порчу навёл или сглазил!».

Верит или не верит личность, но душа (по-другому можно сказать, подсознание) не имеет сомнений, а потому в церкви ведёт себя как дома – искренне, без притворства. Если слёзы вдруг градом покатились – это сигнал к тому, что не так что-то происходит в жизни, менять что-то нужно, и чем быстрее, тем лучше.

Относятся к этому люди, опять-таки, по-разному. Кто-то понимает, что неспроста такие эмоции, что необходимо к батюшке на исповедь, но кто-то просто не придаст всему происходящему значения и пройдёт мимо подсказки, посылаемой ему самой Судьбой.

Что думают священники о том, почему в церкви у их прихожан текут слезы

Многие священники говорят о том, что человек начинает плакать в церкви, потому что вдруг остро ощущает, насколько несовершенен мир, в котором он живёт. Приходя в храм, человек (верующий, сомневающийся или даже атеист) до конца не осознаёт, что именно в этом месте, как нигде больше на Земле, ему даётся возможность остаться наедине с собой и отвлечься от всего мирского.

Любому человеку в храме становится очевидным тот факт, что вне этих стен мир иной – шумный и беспокойный, злой и недоброжелательный. Это, по мнению священников, и вызывает слёзы. Подсознательно человеку открывается истина Царствия Небесного.

Есть часть священников, придерживающихся другого мнения относительно внезапных потоков слёз в храме. Они связывают их с дьявольским проявлением. В том смысле, что человек же плачет, то есть ему плохо, а значит в церковь ходить – это плохо. Священнослужители говорят, что на самом деле пройти такое дьявольское испытание и сохранить эмоциональное равновесие не так-то просто. Но кому это удастся, тот на все 100% точно сумеет приблизиться к Богу.

Если вдруг в храме захотелось плакать, каждый вправе сам решать, как поступить: то ли броситься бежать из него, то ли открыть душу перед Господом и рассказать Ему обо всём, что тревожит в последнее время, покаяться в своих грехах и искренне помолиться. Верующие люди говорят, что это приносит их душе большое облегчение.

Переписка

Ответ отца Олега: В ПОМОЩЬ КАЮЩИМСЯ И ПЛАЧУЩИМ

Батюшка, благословите!
Батюшка, я хочу спросить Вас о слезах во время Иисусовой молитвы. Батюшка, часто бывает так, что когда во время Иисусовой молитвы приходят слезы и ты плачешь и осознаешь, как бы в малой части, свою греховность, в это время со слезами и плачем благодаришь Бога за слезы, за все благое, и за все остальное, что Он тебе, грешнику, дает. Ты понимаешь, что если ты плачешь, то Бог невидимым для тебя образом присутствовал на твоей молитве. Ты как бы снова вспоминаешь то, как ты во время молитвы и предстояния перед Богом впадал в разные помыслы и потому понимаешь, что дарованный плач был у тебя не из-за каких-либо твоих заслуг, а просто по милости Божией ко тебе, воистину грешнику. Это приводит меня к слезам и плачу во время молитвы, и это снова подвигает на слезы и плач.
Батюшка, но после слез приходит как бы умиление, и как бы не получается молиться, молитва Иисусова как бы умиляется и я чувствую, что я Ее произношу более автоматически. Как бы приходит какое-то нечувствие. Простите, Батюшка, не могу правильно объяснить, но Вы лучше меня и опытнее, и знаете, какое это чувство.
Батюшка, прошу Вас, помогите понять, что это за чувство и что мне делать в это время, что бы не остаться как бы не благодарным Богу за милость, проявленную мне, грешнику, дарованными мне плачем и слезами во время молитвы.

ОТВЕТ ОТЦА ОЛЕГА

Умиление – это малое сокрушение. Это состояние растопленного сердца. Это состояние, производящее плач и слезы. Сильное умиление именуется сокрушением. Умиление – это благодатный дар Бога, а тем более сокрушение, плач и слезы из него.

Своим внимательным призыванием имени Иисуса Христа мы убодаем свое жесткое и каменное сердце, умягчаем его и сжимаем. Сила имени Бога сжимает наше сердце, и оно ждет расширения. Это наша подготовка к сокрушению. Наше дело – возжелать сокрушения и плача, понуждать себя к нему при всякой молитве и чтении Писания и писаний отцов, и просить о даровании его у Бога. Наше сердце при внимательном произнесении на поверхности его имени Иисуса Христа чувствует силу имени Бога, получает впечатление от этого имени и сжимается. Затем приходит миг, когда Бог, видя нашу готовность к сокрушению, посылает сокрушающий помысел-ключ. Это может быть краткая молитва. Часть молитвы и даже пару слов, например, «Отче наш». Это может быть краткое изречение из Писания, из писаний отцов, строчка из стихотворения или песни, которая соответствует твоему состоянию и может вывести тебя на предмет плача.

Например, ты произносишь начало молитвы «Отче наш» – всего два первых слова. А Бог помогает тебе духом увидеть и покаянно прочувствовать и пережить следующий открывшийся твоему духу предмет, который можно пространно выразить примерно так:

Бог – Небесный, Живой и всемогущий твой Отец, а ты, имея такого совершенного, чистого и святого Отца, мучаешься в этой жизни! Тебе плохо, дискомфортно и болезненно. Ты грязный, липкий, мерзкий, немощный и грешный, а имеешь такого Отца! И на этом контрасте – Кто Он, и кто ты – у тебя рождается сильное сокрушение, производящее плач и, часто, обильные слезы. Ты все время повторяешь только слова «Отче наш», а сам зришь и переживаешь то духовное понимание, которое они сейчас для тебя несут. Так ты поддерживаешь себя в плаче сколько только тебе возможно и Богу угодно тебе сегодня его даровать. Это Бог посетил тебя на твоей молитве! Это Он послал тебе сокрушающий помысел и открыл увиденное твоим духом, что привело его в плач и трепет пред Ним. При этом благодатном по происхождению плаче (хотя он дан тебе авансом, на время, взаймы) твое сердце расширяется, освобождается от бывшей тесноты и утешается плачем. Плач этот на время примиряет тебя с Богом, и ты чувствуешь надежду на помилование и спасение. Раз Твой Бог такое с тобой делает, значит, Он ведет тебя к очищению и спасению! Во время этого плача ты чувствуешь мягкость и оживление твоего сердца. Ты ощущаешь его чистоту. Оно во время плача становится впервые способным нелицемерно и безкорыстно любить Бога и ближних! Ты любишь Бога как Источник жизни и спасения. Ты в своем плаче впервые ощутил и ощущал настоящую жизнь. Это духовное чувство никак не передаваемо и оно никак не ощущается, кроме как в своем живом опыте. Испытав эту жизнь, ты выходишь из прежней прелести, понимая, что до сего мига у тебя не было жизни и даже понятия о ней! Ты понимаешь, что был мертв и погибал.

Но вот встреча с Богом закончилась, и Бог тихо и незаметно ушел, оставив тебя в покаянном настроении и смиренном состоянии. Теперь ты впервые узнал в своем опыте, что такое покаяние, которое принимает Бог. Ты познал также, почему Он его принимает и что оно дает тебе и делает с тобой. У тебя выправились все неправильные до того понятия о покаянии, плаче, сокрушении, слезах, жизни, духовности, плодах покаяния, чистоте ума и сердца и прочем. Ты познал Бога как милостивого и заботливого Своего Благодетеля, помощника. Источника твоей истинной жизни и важных для тебя даров – даров оправданий Божьих. Это об этом мы вслед святого царя Давида молимся «Научи мя оправданием Твоим», «Внегда расширил еси сердце мое» и многое другое.

Бог ушел, а ты продолжил понуждением свой плач. Но вскоре ты увидел разницу между состояниями, когда Бог был с тобой и когда ты, хоть и в благом состоянии, но остался один. Слезы высохли. Сердце выплакалось и успокоилось. Бог принял твое сегодняшнее покаяние – и это для тебя самое важное и главное. Мирное устроение, смиренное состояние и впечатление от пережитого остаются с тобой. Ты получил духовный опыт и личное ведение. Память о пережитом навсегда останется в твоем сердце, помогая приводить его в покаянное чувство. Ты духовно обогащен Богом и облагодетельствован. Не забудь от всего сердца поблагодарить Его за Его милость, великий дар и снисхождение к тебе, недостойному.

Бог ушел, вот почему умалилось молитвенное чувство и желание, прекратился плач размягченного и смиренного им сердца. Но это не безчувствие, а переживание нового последождевого состояния. Это состояние мягкости сердца, мира, благорасположенности ко всем и благодарности к Богу. Понятно, что мы не можем сразу переключиться на сугубо внимательную осознанную Иисусову молитву. Нам надо несколько побыть в этом состоянии, следя за собой. Напечатлеть пережитое. Вспоминать эту милость Божию и благодарить Бога, чтобы сохранить Его расположение и дарованное тебе сокровище. Это оазис, а впереди еще трудный путь по пустыне, от оазиса к оазису в землю обетованную. Впереди еще многие битвы и искушения.

Затем опять настают для тебя покаянные будни. Опять нужно тебе призывание имени Божия. Опять противление страстным помыслам и ощущениям. Опять борьба с духами за свое очищение и спасение. Опять молитвы на потребу дня. Опять подкрепление от церковных таинств и треб. Опять исповедь и исповедание состояния перед отцом духовным. Опять поиск Бога и встречи с Ним. Опять утеснение твоего сердца. Опять неожиданное, как всегда, посещение тебя Богом и дарование нового сокрушающего помысла-ключа. Опять очищение, смирение и ощущение жизни. Новое ведение, новый опыт, новое познание безграничного Бога. Опять сокрушение и плач по конкретному новому предмету, и продвижение к овладению своим сердцем – к состоянию присно сокрушенности и смиренности его, что и есть жертва, Богу угодная, которую Он не уничижит (т.е. не унизит и не отвергнет), но примет как благоуханную и приятную ему.

Так мы покаянно переделываем себя с Божьей помощью из ветхого в нового человека. Так мы приносим богоугодное покаяние Богу и продвигаемся в деле своего спасения. Так мы стяжеваем смирение и любовь. Так мы примиряемся и содружаемся с Богом! Так Бог познает нас, а мы – Его! Кто вне этого блаженного делания, тот может услышать грозный голос Бога: «Отойдите от Меня делатели беззакония и неправды, Я не знаю вас»! Он услышит этот приговор даже если и молился, постился, творил милостыню и прочие добродетели и исполнял заповеди Христа, и даже творил Его именем чудеса. Почему так? Да потому, что он все это делал не из сердца СОКРУШЕННОГО И СМИРЕННОГО! А значит, делал это лицемерно, корыстно, с самоудостоением, самомнением, гордостью и тщеславием, как не познавший блаженный плач и Бога, обретающегося в этом плаче. За это он и унижен, и отвержен Богом.

«Боже всемилостивый, покаяния не стяжах, ниже слез, сего ради молю Тя, даруй мне сердце присно сокрушенное и нищету же духовную! Да сие принесу Тебе, яко жертву приятную, единый Спасе!» (Из великого канона Андрея Критского, песнь 8).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector