Пимен угрешский молитва

Пимен угрешский молитва

Пимен угрешский молитва

Преподобный Пимен Угрешский: «обычный» святой

Преподобный Пимен Угрешский

Преподобный Пимен Угрешский… Наверное, для большинства христиан это всего лишь «очередной» преподобный. Сколько имен с такой приставкой мы найдем в святцах Церкви Христовой! А сколько еще там не записано, сколько нам неизвестно. Да разве всех запомнишь.

«Обычный» преподобный… Не всероссийский чудотворец, не вселенский учитель, не поражающий своими подвигами аскет. Просто для кого-то известный, кем-то почитаемый святой. Наверное, тем, кто познакомится с жизнью этого преподобного ХІX века, придется немало потрудиться, чтобы преодолеть некое недоумение: «А почему святой?». Да, уважаемый архимандрит большого подмосковного монастыря, да, хороший хозяйственник, да, администратор, да, по-своему опытный и мудрый наставник… Но ведь так хочется увидеть нечто чудесное, совсем высокое и недостижимое для обычного человека!

Кажется, все духовные подвиги этого святого можно вместить в несколько кратких отрицательных формулировок: «… не был ни корыстолюбив, ни стяжателен, ни вещелюбив. Имея в руках сотни тысяч, он не сберег собственно для себя ни одного рубля, и все, что было у него денег, велел записать монастырскими». А вместо ожидаемых сверхъестественных аскетических упражнений мы слышим столь же «обычное» повествование: «В постные дни и во время положенных постов отец Пимен, согласно с уставом, умеренно употреблял надлежащую пищу и в продолжение великой Четыредесятницы, хотя и строго воздерживался от рыбы, но не удручал себя чрезмерным воздержанием, а говаривал: “Дай Бог соблюсти в точности и то, что нам положено по уставу, не мудрствовать, а в простоте исполнять”»…

Вот и письма преподобного Пимена, написанные неискусным и неразборчивым простым почерком, для многих из нас могут стать очередным разочарованием. В них все слишком спокойно, слишком обычно и «по-земному». Даже поздравления с праздниками — и те не содержат столь ожидаемых «глубин» и «высот» мысли: «Желаю и молю, да утешит Вас спокойствием душевным и да утвердит ко благу все желания Ваши Господь наш Иисус Христос. Он любящих Его любит» [1] ; «Имею честь поздравить Ваше Преосвященство с днем Вашего Ангела. От души желаю и молю Бога, да продлит Господь Вашу жизнь на многия лета во славу Святыя Церкви и во спасение Вашей души» [2] .

Наверное, приоткрыть для себя тайну святости этого преподобного можно, применив к его жизни его же слова о чтении в храме: «Читай просто и внятно, а голосом не виляй; Слово Божественное имеет свою собственную силу и не требует, чтобы мы старались своим голосом придавать ему выражение…». Может, вот это удивительное и для нас столь соблазнительное «молчание» его святости является тем самым чудом, которого мы с таким нетерпением ожидаем от подвижника? Может, в этом и есть главный подвиг жизни — «не вилять своим голосом», а дать возможность в нашей жизни совершиться Божиему замыслу, пускай и столь «обычному» с виду, столь неприметному?

Заботы о монастырском благополучии, соблюдение Заповедей и устава, труды и болезни — вот поприще, на котором взращивалась святость преподобного Пимена. К тому, что определяла ему сама жизнь, он, кажется, ничего своего не добавлял. Имея возможность, даже не удосужился украсить свою биографию достаточным образованием, хорошей начитанностью, но всегда с улыбкой вспоминал о своем начальном и единственном домашнем образовании в «академии Пелагеи Егоровны». Поэтому не боялся промолчать даже в ответ на просьбу о совете близких друзей: «Не смею рассуждать об ответе Вашем на письмо господина прокурора, а прошу Бога, чтобы Он Сам устроил, что Ему угодно и для Вас полезно»[3].

Имея перед собой такой пример святости — без особых чудес и подвигов — мы, кажется, испытываем некоторые неудобства, сомневаемся, ищем хотя бы малейших намеков на нечто недостигаемое. Мы все равно стремимся отбросить святость куда-то далеко, чтобы со спокойной душой оправдывать свое бездействие, свою лень и невнимание к духовной жизни. «Какая у нас духовная жизнь, какая святость? Это все не наш удел. Нет, мы не можем, для нас это недостижимо». И в этом лукавом самоуспокоении скрывается величайший самообман человека — нерадение, неверие в слово Христа! Но ведь призыв Спасителя: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный!» (Мф. 5:48), — сказан не для жителей горних миров и не из небесных высот. Он звучит с решительной определенностью как призыв к реальному человеку, призыв от Бога, Сошедшего к Своему созданию и прекрасно Понимающему, что «невозможно не придти соблазнам» (Лк. 17:1).

Жизнь преподобного Пимена Угрешского — это пример тихой, ровной святости, которая в своем молчании даже не требует канонизации. Она словно желает остаться в сторонке, безгласной. Это вполне в духе святого, который говорил: «Не спрашивают — не навязывай своих убеждений, не лезь с непрошенными советами». Вся его жизнь — совершенно естественная, «обычная», лишь украшенная решимостью видеть Божие в том, что само приходит к тебе, в обыденности. Но именно этим и поражает святость преподобного Пимена Угрешского — своей доступностью, близостью к реальному человеку. В этом и ее сила — призыв к решимости, вдохновению реальностью, а не требованием подвигов, ожиданием героизма. Все просто: вот Христос, вот Его Слово, вот Его Церковь, вот Его Промысл о тебе — ты возьми и большего не требуй, спокойно исполняй, что дано, вдохновляйся обыденным и верь в горнее!

ПИМЕН УГРЕШСКИЙ

Прп. Пимен Угрешский

Пимен (Мясников), Угре́шский (1810 — 1880), архимандрит, преподобный

В миру Петр Дмитриевич Мясников, родился 10 августа 1810 года в городе Вологде. Родители его, Дмитрий Афанасьевич и Авдотья Петровна, были люди благочестивые, честные и достаточные и происходили из торгового сословия.

Когда Петру минуло семь лет, его стали учить грамоте. Народных училищ в то время в Вологде не было, и дети людей среднего класса учились грамоте, где придется. Неподалеку от дома Мясниковых жила одна старушка — Крылова, из духовного звания, зырянка из города Никольска. Старушка эта имела небольшой домик и занималась печением сдобных ватрушек; у нее были три дочери немолодых уже лет — старшая, Пелагея Егоровна, была портниха, а обе младшие — башмачницы и неугомонные певуньи. Пелагее Егоровне выпало на долю быть преподавательницей грамоты мальчику Петру. Он и его товарищ по имени Андрюша ежедневно ходили к этой учительнице.

Но вероятно, ученая портниха не в равной мере обладала способностью шить и способностью преподавать; прошло два года, что мальчики учились, а все еще читать порядком не умели. Тогда учеников от Пелагеи Егоровны взяли. Андрюшу отдали в медники, а Петрушу поместили к крестному отцу, который и довершил образование своего крестника, доучив его грамоте. Впрочем, и тут успех был не полный: читать крестник выучился хорошо и бойко, но что касается чистописания — эта наука ему вовсе не далась, и он усвоил себе почерк мелкий и малоразборчивый.

Когда Петру было уже лет десять-одиннадцать и он мог свободно читать, он принялся за чтение Библии, крупной и четкой печати Елизаветинских времен, бывшей в родительском доме. Чтение божественной книги имело на него большое влияние и оставило в уме отрока неизгладимые следы: он охладел ко всему временному и, помышляя более о небесном. нежели о земном, начал думать, как бы ему поступить в монастырь. Отец его был церковным старостой в своем приходе, и Петр, когда только мог, непременно бывал в церкви. Он часто также ходил в Духов монастырь и, встречаясь там с одним подвижником, познакомился с ним. Он был человеком благочестивым и кроме храма Божьего почти нигде не бывал. Жил он в уединенной келейке, которую для него выстроили у себя на дворе всеми уважаемые в Вологде пожилые девицы Ачябьевы. Этот подвижник, к которому Петр начал ходить, поддерживал в юноше его благочестивое настроение.

Достигнув семнадцатилетнего возраста, Петр достал себе книгу «Алфавит Духовный» и, прочитав ее, окончательно утвердился в мысли отказаться от мира.

Зная крутой и несговорчивый характер своего отца, не слишком расположенного к монашеству, Петр весьма опасался открыться ему, предвидя с его стороны сильное сопротивление. К счастью, две из его младших сестер отпросились у отца вступить в Горицкий Троицкий монастырь. Это облегчило и Петру объяснение с отцом, и тот, хотя и не весьма охотно и не вдруг, однако согласился не мешать благочестивому юноше последовать примеру сестер.

Юный послушник Петр находился на послушании в келарной, помощником келаря. Не без пользы провел он время своего новоначалия в Новоезерском монастыре и по прошествии многих лет, вспоминая о своем там жительстве, рассказывал многие подробности виденного им и различные обстоятельства тамошнего житья, глубоко врезавшиеся в его память.

После кончины архимандрита Феофана, последовавшей 3 декабря 1833 года, Петр прожил еще несколько месяцев в Новоезерском монастыре, а в июне отправился на родину, в Вологду, хлопотать о своем увольнении от общества.

Отец Игнатий (Брянчанинов), бывший в то время игуменом Лопотова монастыря, снабдил Петра двумя письмами, из которых одно было адресовано известному Оптинскому старцу и учителю, отцу Леониду (Наголкину), другое — к отцу Иларию младшему, жившему когда-то в Свирском монастыре вместе с Брянчаниновым.

Благодаря этим двум письмам, Петр был радушно принят в Оптиной пустыни.

Иеромонах Иларий, к которому Петр также имел письмо от отца Игнатия, был в Оптиной пустыни ризничим, и так как кроме него был еще и другой Иларий, то в отличие от того этот назывался младшим.

По рекомендации игумена Игнатия (Брянчанинова) в 1834 году иеромонах Иларий был назначен настоятелем Николо-Угрешского монастыря Московской епархии, с возведением в сан игумена, и, отбывая на свое новое место служения, взял с собой послушника Петра в качестве своего келейника.

При поступлении своем на Угрешу Петр был совершенный юноша, и хотя от роду ему шел уже двадцать четвертый год, он казался на вид несравненно моложе; небольшого роста, крепкого телосложения, но не слишком плотный, с живыми, проницательными глазами, которые все видели, все замечали; с темными широкими бровями и густыми, как шелк, темно-каштановыми волосами; бороды и усов не было еще и признаков.

Он приехал из Вологды в подряснике из толстого черного сукна «оптинского» покроя и в кожаном поясе из тюленя, известных под названием «соловецких» поясов. Такое одеяние показалось очень странным Угрешской братии; много над ним трунили; говорили, что в штатном монастыре так не одеваются; называли его кожухом, однако Петр нисколько этим не обижался и, не обращая внимания на то, что говорят другие, и хорошею ли, дурною ли находят его одежду, продолжал носить свой подрясник, пока он ему годился.

Недели через две по приезде он подал прошение о своем принятии в братство монастыря.

При настоятельских келиях для келейника особой каморки не было, а в передней был отгорожен угол с окном, и здесь прожил Петр первые пять лет своего пребывания на Угреше.

26 марта 1838 года игумен Иларий постриг послушника Петра в мантию и нарек ему имя Пимен в честь великого подвижника монашества, как бы предвещая ему, что и его имя в современном монашестве будет чтимо и останется приснопамятным. После того он целую неделю неисходно пребывал в Успенской церкви, где был пострижен, и в скором времени, уволенный от должности келейника, получил отдельную келию.

Все прежние его послушания остались за ним, а вместо келейного он получил послушание церковное.

В феврале 1839 года монах Пимен был хиротонисан в сан иеродиакона.

Угрешский казначей отец Серафим, очень хороший монах и человек способный, в начале 1839 года был переведен митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) в Московский Знаменский монастырь, а на его место был назначен исправляющим должность иеродиакон Пимен. Несмотря на то, что ему было едва тридцать лет и в монастыре были иеромонахи гораздо старше его летами, но ни на кого из них не пал выбор владыки. Менее чем через год настоятелю монастыря было предписано отправить иеродиакона Пимена к викарию Московскому для посвящения во иеромонаха. 25 апреля 1840 года иеродиакон Пимен был рукоположен в сан иеромонаха. 26 февраля 1844 года — утвержден в должности казначея.

Игумен Иларий мало входил в вещественные нужды обители, помышляя более о духовном ее строе. Иеромонаху Пимену приходилось иметь попечение о ее благосостоянии, и на нем лежали все тяготы управления. Мало-помалу он осваивался с ними и незаметным образом подготовлялся к той многосторонней деятельности, какой потребовала от него впоследствии многолюдная и обширная обитель, благодаря ему процветшая и прославившаяся.

16 октября 1853 года стараниями отца Пимена и при поддержке митрополита Московского Филарета Николо-Угрешский монастырь был преобразован из штатного в общежительный, а иеромонах Пимен был возведен в сан игумена и назначен настоятелем обители в виду того, что игумен Иларий подал прошение об увольнении на покой.

24 августа 1858 года за выдающиеся заслуги по устроению монастыря митрополит Московский Филарет возвел игумена Пимена в сан архимандрита. За это время трудами отца Пимена было выстроено в монастыре пять церквей; Николаевский собор в 1843 году, церковь преподобной Марии Египетской в 1851 году, Успенская в 1852 году и 1860 году — Скорбященская и Петропавловская скитская. Все они были освящены митрополитом Московским Филаретом.

К 1866 году относится событие, весьма важное для Угрешского монастыря, принесшее великую честь отцу Пимену и заслужившее ему всегдашнюю, нескончаемую благодарность тысяч людей — это учреждение и открытие монастырского народного училища.

В 1869 году архимандрит Пимен был назначен благочинным общежительных монастырей Московской епархии. К нему под начало поступили следующие мужские монастыри: Троицкий Коломенский Ново-Голутвин, Николо-Угрешский, Николо-Пешношский, Старо-Голутвин Коломенский, Бобренев, Белопесоцкий, Николо-Берлюковский, Спасо-Гуслицкий, Давыдовская пустынь, Екатерининская пустынь и женские: Бородинский, Аносин-Борисоглебский, Спасо-Влахернский, Крестовоздвиженский-Лукинский и Одигитриевская-Зосимова пустынь.

Скончался 17 августа 1880 года. Почитание архимандрита Пимена началось сразу же после его блаженной кончины, множество паломников приходило к месту его погребения. Часовня над могилой отца Пимена никогда не бывала безлюдной, многие приносили ему свои молитвы, воздыхания, скорби и радости.

Возобновление почитания архимандрита Пимена произошло вместе с открытием обители в 1990 году. После прославления его как местночтимого святого Московской епархии определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 6 октября 2004 года был причислен к лику общецерковных святых с памятью 17 августа.

Прп. Пимен Угрешский

Молитвословия

Тропарь, глас 2

Мона́шеское житие́ от ю́ности возлюби́в/ и во оби́тель Угре́шскую всели́вся,/ мона́хов мно́жества собра́л еси́/ и всем тре́бующим благотвори́л еси́,/ и́хже сердца́ согрева́я и тяготы́ нося́,/ па́стырь до́брый яви́лся еси́,/ Пи́мене преподо́бне,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 4

Оби́тель Угре́шскую возлюби́в, преподо́бне Пи́мене,/ и па́стырь и строи́тель тоя́ бы́л еси́,/ во все́м во́ли Бо́жией повину́яся,/ мона́хом чинонача́льник и о́браз смире́ния яви́лся еси́.// Моли́ Христа́ Бо́га спасти́ ду́ши на́ша.

Ин кондак, глас 1

Тобо́ю, преподо́бне о́тче Пи́мене,/ оби́тель Угре́шская благоволе́нием Бо́жиим процве́тшая,/ па́мять твою́ ны́не пра́зднует/ и лику́юще зове́т:/ сла́ва Да́вшему тебе́ кре́пость, сла́ва Венча́вшему тя́,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю все́м исцеле́ния.

Оценки жизни и деятельности

Прп. Пимен Угре́шский. Икона (до 2007 г.), Московская иконописная школа

Он не был ни корыстолюбив, ни стяжателен, ни вещелюбив. Имея в руках сотни тысяч, он не сберег собственно для себя ни одного рубля, и все, что было у него денег, велел записать монастырскими. Он постоянно прилагал все свое старание, чтобы упрочить вещественное благосостояние Угрешского монастыря. При этом он памятовал свое монашеское звание и потому с великой осторожностью делал каждый шаг, опасаясь подать повод к невыгодному отзыву о монашестве, и с великой осмотрительностью принимал предлагаемое благотворителями.

Он умел требовать и, наказывая строго, любил и утешить человека достойного из братии и умел щедро наградить и поощрить. Он всегда носил в кармане множество серебряных монет, и когда при встрече с ним просил у него прохожий, нищий, рабочий или странник, он не отказывал никогда и давал столько, сколько почитал нужным и достаточным.

В постные дни и во время положенных постов отец Пимен, согласно с уставом, умеренно употреблял надлежащую пищу и в продолжение великой четыредесятницы, хотя и строго воздерживался от рыбы, но не удручал себя чрезмерным воздержанием, а говаривал: «Дай Бог соблюсти в точности и то, что нам положено по уставу, не мудрствовать, а в простоте исполнять».

Отец Пимен был всегда усерден к церковному богослужению, строго придерживался устава церковного и не дозволял никаких отступлений ни в самой службе, ни в часах богослужения, которые, однажды установленные, никогда не были изменяемы. Сам он, пока дозволяло ему здоровье, всегда приходил к утрене, начинавшейся в три часа по будням, а в воскресные и в праздничные дни часом или получасом ранее; сам назначал, кому из иеромонахов или иеродиаконов читать Шестопсалмие, выбирал из Пролога чтение по шестой песне и оставался до конца, но на раннюю обедню молиться не оставался, а приходил к поздней. Весьма часто в будни он сам читал кафизмы или канон, не очень громко, но так внятно и явственно, что во всей церкви слышалось каждое его слово. Чтение его отличалось простотой и плавностью: он не понижал и не возвышал голоса, читал мерно и неспешно. Он не одобрял тех, которые при чтении, как он выражался, виляют голосом.

Он был благочестив, не суемудрствуя и не сомневаясь в учениях святой Церкви или святых отец. Ему часто случалось говорить мирянам в ответ на какое-нибудь сомнение или на извинение, что они не исполняют в строгости устава Церкви:

И в этом духе отец Пимен очень часто говаривал мирским людям, нисколько не стесняясь значительностью лица.

Акафист Пимену Угрешскому

Акафист Пимену Угрешскому

Избранный от Воеводы Сил Небесных Господа Иисуса Христа, обители Угрешския возобновителю, преподобне отче наш Пимене, яко имеяй велие дерзновение к Богу, молися выну о спасении душ наших и избавлении нас от всяких бед и напастей, да зовем ти:

Радуйся, Пимене, теплый о нас пред Богом молитвенниче.

Ангельский образ от юности возлюбив, всего себе предал еси Господу и мира злокозненнаго отреклся еси, и был еси истинный монах. Сего ради мы воспеваем ти сице:

Радуйся, родительми твоими во благочестии возращенный; радуйся, Отца Небеснаго сыне, благодатию озаренный.

Радуйся, земное отечество твое, град Вологду, святостию прославивый; радуйся, к Небесному Отечеству от юности устремивыйся.

Радуйся, Священное Писание, еще отрок сый, читати возлюбивый; радуйся, Алфавит Духовный изучая, заповеди Божий познавый.

Радуйся, Пимене, теплый о нас пред Богом молитвенниче.

Видя множество страстей от диавола, борющих тя, преподобне Пимене, возопил еси ко Господу и, получив благодатную помощь, Тому воспел еси: Аллилуия.

Разум Божий желая хотя отчасти уразумети, преподобне Пимене, Священное Писание усердно читал еси еще юн сый и в старости маститей, сего ради Бог искомому тя приобщи. Мы же, свое невежество разумеюще, глаголем ти:

Радуйся, во отрочестве старцем Божиим во благочестии наставленный;радуйся, от юности навыкнувый богоугодному добронравию.

Радуйся, Феофана Новоезерскаго и Льва Оптинскаго зрети и слушати сподобльшийся; радуйся, блаженнаго Николая Вологодскаго предречения удостоивыйся.

Радуйся, к Антонию Радонежскому совет имевый; радуйся, святителя Филарета Московскаго благословение на устроение общежития исполнивый.

Радуйся, Пимене, теплый о нас пред Богом молитвенниче.

Силою Бога Всевышняго, всельшеюся в тя, преподобне Пимене, возлюбил еси ближних и явился еси алчущим питатель, нищим и сирым защитник, недугующим помощник, поя Подателю всех благ Богу: Аллилуия.

Имея искреннее послушание ко святителю Филарету, преподобне Пимене, Угрешскую обитель обновил еси и яко иную Лавру соделал есй, сего ради мы благодарственно поем ти:

Радуйся, прибыв в Угрешскую обитель, ангельское пение услышавый; радуйся, сие пение, яко благодать, до кончины в сердце сохранивый.

Радуйся, монашеское общежитие во Угрешстей обители учредивый; радуйся, сие, яко наилучший путь ко спасению, прославивый.

Радуйся, видением птиц велиих, на Угрешу летящих, обрадованный;

Радуйся, сие видение яко знамение благоволения Божия приявый.

Радуйся, Пимене, теплый о нас пред Богом молитвенниче.

Буря недоумения смущает ми ум, како по достоянию воспети труды твоя, преподобне отче Пимене, имиже трудился еси во славу Единаго Истиннаго Бога, Емуже мы со ангелы воспеваем: Аллилуия.

Слышавше благочестивии людие о трудех и подвизех твоих, преподобне Пимене, притекоша к тебе, яко истинному пастырю, и принесоша дары, да обновиши Угрешскую обитель. Мы же, яко дар, приносим тебе хвалы сия:

Радуйся, к покаянию во гресех и смирению люди приводяй; радуйся, во оных упование о спасении в Бозе утверждаяй.

Радуйся, дарми благодетелей Угрешскую обитель обновивый;

Радуйся, сердца тех пастырскою любовию согревый.

Радуйся, благодетелем Угрешския обители бывый истинный наставник;

Радуйся, о тех присный богомольниче.

Радуйся, Пимене, теплый о нас пред Богом молитвенниче.

Боготечная звезда явился еси множеству монахов, преподобне Пимене, наставляя и окормляя их ко спасению и научая присно Богу взывати: Аллилуия.

Видевше желающии жития иноческаго, яко во Угрешстей обители общежитие монашеское и благочиние хранимо есть тобою, преподобне Пимене, стекахуся во множестве к тебе. Мы же, прославляюще о тебе Господа Бога, вопием ти:

Радуйся, равноангельнаго жития образ истинный нам явивый; радуйся, жаждавших вступити на путь иноческий с любовию во обитель приимавый.

Радуйся, провинившихся иноков увещаньми своими к слезному раскаянию приводивый; радуйся, овцы Христовы на живоносных пажитех воспитавый.

Радуйся, иноческаго общежития велегласный проповедниче; радуйся, паствы твоея добрый наставниче.

Радуйся, Пимене, теплый о нас пред Богом молитвенниче.

Проповедницы Христа Бога бывше ученицы Угрешскаго училища, благодариша тя, преподобне Пимене, яко истиннаго отца и учителя, поюще Богу: Аллилуия.

Возсиял еси в земли Московстей, преподобне Пимене, яко светильник, Богом возжженный, темже множество людей стекахуся во Угрешскую обитель видети и слышати тя. Мы же, память твою творяще, вопием сице:

Радуйся, Московстей земли негасимый светильниче; радуйся, светом Христовым просвещаяй души наша.

Радуйся, обуреваемым душевными скорбьми утешителю; радуйся, недугующим болезньми помощниче.

Радуйся, от находящих обстояний молитвою ограждаяй; радуйся, о просящих помощи Божия ходатайствуяй.

Радуйся, Пимене, теплый о нас пред Богом молитвенниче.

Хотя душу твою спасти, мир Божий стяжал еси внутрь себе, преподобне Пимене, темже и спасахуся окрест тебе множество душ, благодарственно поющих Богу: Аллилуия.

Новаго тя Пимена почитаем, преподобне отче, наставника монахов и собеседника ангелов, стадо словесное, врученное ти Богом, добре пасуща. Сего ради ублажаем тя, вопиюще:

Радуйся, словесных овец добрый пастырю; радуйся, тезоименному ти Пимену Великому подражателю.

Радуйся, труды ради Бога и ближняго возлюбивый,; радуйся, празден никогдаже пребывый.

Радуйся, о гресех и немощех твоих рыдавый; радуйся, паству к покаянию призывавый.

Радуйся, Пимене, теплый о нас пред Богом молитвенниче.

Странника и пришельца себе на земли быти помышляя, час кончины твоея пред очима твоима присно имел еси и сего ради к вечному животу стремился еси, поя Богу: Аллилуия.

Был еси всем воистину пастырь добрый, преподобне Пимене, такожде и питатель, помощник и защитник, нам же ныне ты еси молитвенник усердный и ходатай у престола Владычня, сего ради восхваляем тя сице:

Радуйся, пастырскою любовию приходящих к тебе объемлющий; радуйся, упованием о Христе оныя радующий.

Радуйся, алчущих безмездный питателю; радуйся, нуждающимся странноприимницы устроителю.

Радуйся, наипаче о душах пасомых пекийся.

Радуйся, и телесныя нужды тех заботою не оставляяй.

Радуйся, Пимене, теплый о нас пред Богом молитвенниче.

Всякия скорби и болезни со смирением претерпел еси, преподобне Пимене, никогдаже прекословя воле Господни, но благодарственно поя Богу: Аллилуия.

Ветии многоучени недоумевают, како ублажати тя, преподобне Пимене, не от человеческия мудрости, но от премудрости Божия разум приемшаго; сего ради мы возглашаем ти сицевая:

Радуйся, во Христе премудрость Божию возлюбивый; радуйся, делами заповеди Божий познавый.

Радуйся, лествицу добродетелей законно прошедый; радуйся, нищету духа и смирение во главу угла поставивый.

Радуйся, скорби и болезни с терпением понесый; радуйся, прощения просити у меньших себе навыкнувый.

Радуйся, Пимене, теплый о нас пред Богом молитвенниче.

Спастися в Бозе хотяй, всего себе покорил есй воле Божией и даже до смерти ничтоже о себе высокая помыслил еси, преподобне Пимене, но яко раб труждаяся по вся дни, сын Божий по благодати во Царствии Небеснем явился еси, поя Богу: Аллилуия.

Стена еси монахом, прибегающим с верою к тебе, преподобне Пимене, ибо делом и словом о иноческом житии ревновал еси, темже и нас, подвиги твоя ублажающих, от всяких напастей защити, вопиющих к тебе таковая:

Радуйся, монашеское звание и благочестие возлюбивый; радуйся, еже утвердити общежитие в монастырех московских ревновавый.

Радуйся, благоговейный Таин Божиих служителю; радуйся, церковного устава строгий блюстителю.

Радуйся, к клеветавшим на тя благодушие стяжавый; радуйся, на волю Божию, но не человеческую полагавыйся.

Радуйся, Пимене, теплый о нас пред Богом молитвенниче.

Пение святителю Николаю со усердием приносил еси, преподобне Пимене, обитель того обновляя и люди ко прославлению чудес того призывая и научая о всех и за вся благодарити Бога: Аллилуия.

Светозарную лучу во мраце разорения Угрешския обители от безбожных зрим тя, преподобне Пимене, ты бо, не убоявся скудости вещественныя, добрый и искусный строитель тоя был еси, образ упования на Бога нам являя, сего ради восхваляем тя сице:

Радуйся, Угрешския обители возобновителю; радуйся, и нам в возрождении тоя помогаяй.

Радуйся, трудами, болезньми и молитвою братию во Угрешскую обитель собравый; радуйся, и ныне о братии обители твоея усердно молящийся.

Радуйся, еще жив сый, все упование твое на Бога возложивый;

Радуйся, и в преставлении твоем к Богу нас не оставляющий.

Радуйся, Пимене, теплый о нас пред Богом молитвенниче.

Благодать Духа Святаго стяжав, преподобне Пимене, ныне всем требующим подаеши ю независтно, со дерзновением престолу Божию предстоя и моляся о нас, поющих Богу: Аллилуия.

Поюще обретение честных мощей твоих, преподобне Пимене, и благодатную помощь, тобою нам подаваемую, прославляем Бога, прославляющаго святыя Своя, и воспеваем тебе сице:

Радуйся, от святителя Филарета благословение Божие на обновление Угрешския обители получивый; радуйся, яко сам ныне в сонном видении паки возобновити обитель повелевый.

Радуйся, яко у места погребения твоего ангельское пение слышано бысть;радуйся, яко честныя мощи твоя ныне чудодействуют.

Радуйся, яко у престола Божия об обители твоей ходатайствуеши,

Радуйся, яко и за всех молящихся тебе тепле предстательствуеши.

Радуйся, Пимене, теплый о нас пред Богом молитвенниче.

О пастырю добрый и ревнителю монашеского чина, о Угрешстей обители присный ходатаю на Небеси, преподобне Пимене, ньнешняя наша приими приношения и моли Христа Бога избавитися нам вечнаго осуждения, да предстояще одесную Его, с тобою воспеваем: Аллилуия.

О пастырю добрый и ревнителю монашеского чина, о Угрешстей обители присный ходатаю на Небеси, преподобне Пимене, ньнешняя наша приими приношения и моли Христа Бога избавитися нам вечнаго осуждения, да предстояще одесную Его, с тобою воспеваем: Аллилуия.

О пастырю добрый и ревнителю монашеского чина, о Угрешстей обители присный ходатаю на Небеси, преподобне Пимене, ньнешняя наша приими приношения и моли Христа Бога избавитися нам вечнаго осуждения, да предстояще одесную Его, с тобою воспеваем: Аллилуия.

Ангельский образ от юности возлюбив, всего себе предал еси Господу и мира злокозненнаго отреклся еси, и был еси истинный монах. Сего ради мы воспеваем ти сице:

Радуйся, родительми твоими во благочестии возращенный; радуйся, Отца Небеснаго сыне, благодатию озаренный.

Радуйся, земное отечество твое, град Вологду, святостию прославивый; радуйся, к Небесному Отечеству от юности устремивыйся.

Радуйся, Священное Писание, еще отрок сый, читати возлюбивый; радуйся, Алфавит Духовный изучая, заповеди Божий познавый.

Радуйся, Пимене, теплый о нас пред Богом молитвенниче.

Избранный от Воеводы Сил Небесных Господа Иисуса Христа, обители Угрешския возобновителю, преподобне отче наш Пимене, яко имеяй велие дерзновение к Богу, молися выну о спасении душ наших и избавлении нас от всяких бед и напастей, да зовем ти:

Радуйся, Пимене, теплый о нас пред Богом молитвенниче.

О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Пимене! Не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю; не премолчи за ны ко Господу и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас, недостойных, у престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу; ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва; аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится. Ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, к тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу о пользе душ наших и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов, воздушных князей и вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пимен угрешский молитва

Преподобный Пимен Угрешский (в миру Петр Дмитриевич Мясников) уроженец города Вологды, выросший в благочестивой семье. В отрочестве он не получил систематического образования, но природный ум и постоянное стремление к знаниям определили его будущее. В 1834 году он впервые прибыл в Николо-Угрешкий монастырь и стал келейником игумена обители отца Илария. С тех пор и до конца своих дней преподобный Пимен с усердием трудился, возрождая величие древней угрешской святыни. Как человек, щедро наделенный талантами, он проявил себя во многих сферах деятельности. Известно, что, принимая на свое попечение монастырь, отец Пимен получил довольно ветхое хозяйство. Но через короткий срок разрушенная обитель преобразилась в великолепный монастырь с множеством построек, многоярусной колокольней, рыбными заводями, монастырскими службами, гостиницами, больницами, земельными угодьями и многим другим. Угрешская земля расцвела.

Не случайно и сегодня, в год 200-летнего юбилея со дня рождения преподобного Пимена и 130 годовщины со дня его смерти имя угрешского святого с благодарностью сохраняется в памяти потомков. В чем же его заслуга? Только ли в возрождении архитектурного ансамбля? Говорят, что те обители крепки, в основание которых положены не средства князей и богатство бояр, а слезы их основателей. Преподобный Пимен был одним из тех, кто возводил обитель не только материально, но и духовно. Он непрестанно молился о том, чтобы на этом святом месте Господь воссоздал монашескую общину, которая готовила бы людей для вечной жизни, для горнего Иерусалима. Устройство на Угреше духовной Палестины должно было возносить ум к Богу. Верующие, подходя к Николо-Угрешскому монастырю со стороны Москвы, первое, что видели – это Палестинскую стену, сказочный град, который внешним видом напоминал им о Небесном Отечестве. А богомольцев во времена преподобного было весьма много: начиная с конца 60-х годов XIX века на Угрешу приходили тысячи паломников. Подтверждение этому можно найти в воспоминаниях самого архимандрита Пимена.

Горний Иерусалим

Огромная заслуга преподобного Пимена в том, что он смог воплотить идеал монашеской жизни. За время его настоятельства число братии увеличилось с семнадцати человек в 1853 году до ста тридцати в 1875. И это несмотря на то, что в обществе к концу XIX века распространились вольнодумные настроения по отношению вере и Церкви. Сам образ мыслей преподобного весьма схож с мыслями святых отцов Церкви. Архимандрит Пимен, считая себя великим грешником, радел, в первую очередь, за вверенную ему братию, радел о духовном состоянии Руси. Он высказывал мысли о том, какие должны быть церковные уставы, дал глубокие психологические портреты многих людей. Не прошедший университеты и семинарии, отец Пимен приобрел на жизненном пути духовные сокровища, донес их до нас. Показал, как надо устремляться к Богу и благочестиво жить.

Угрешский чудотворец

В 2004 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил архимандрита Пимена к лику всероссийских святых. С этого дня вся Россия вместе с Николо-Угрешским монастырем отмечает этот великий праздник, вспоминая о преподобном Пимене как о духовном стержне, объединявшем вокруг себя людей. Как Оптина пустынь собирала вокруг себя интеллигенцию, так и в Николо-Угрешский монастырь приезжали высокообразованные москвичи, которые здесь окормлялись, находили ответы на интересующие их вопросы духовной жизни, размышляли о проблемах современности. И всегда отец Пимен мог передать дух Христов, утешить и помочь человеку в трудную минуту. На это у него хватало сил. К счастью, осталось достаточно воспоминаний об этом удивительном человеке: мы имеем переписку преподобного с духовными лицами, его личные записи, рассказы его учеников.

Награжден многими талантами…

Говоря о разных аспектах деятельности архимандрита Пимена, нужно вспомнить, что он являлся благочинным общежительных монастырей Московской епархии. Это высокая должность, с которой связано большая ответственность за жизни других людей.

Преподобный объезжал с проверками вверенные ему обители, постоянно общался с их настоятелями, казначеями, проверял экономическое состояние мужских и женских монастырей, оставил об этих монастырях замечательные воспоминания. Преподобный Пимен известен и как рачитель знаменного пения, по тому времени называвшемуся столбовым. Партесное, или клиросное пение, которое сегодня чаще всего слышим в храмах, называли придворным. В Николо-Угрешском монастыре исполнялись оба вида пения, но на седмице было принято столбовое. Существовал особый распорядок, определяющий когда, какие песнопения и какими напевами нужно исполнять. Это также было в введении настоятеля. Батюшка обладал великолепным слухом. В детстве он молился всегда за клиросом, поэтому имел хорошее певческое воспитание. Одним из первых впечатлений преподобного Пимена об Угрешской обители являются воспоминания о том, как, проходя мимо Успенского храма, он замер, услышав удивительное пение. Тогда еще послушник, он, затаив дыхание, не смел двинуться — так умилительно звучало это пение. По замечанию самого отца Пимена, во всю свою дальнейшую жизнь он ни разу более не слышал ничего подобного. Господь посетил его в тот момент, чтобы, умилившись, Петр не искал других мест, а остался в Угрешском монастыре и смог потрудиться во славу Божию…

Почитание Угрешского угодника Божия на российской земле

Небесное заступничество преподобного прихожане обители, жители города, каждая православная душа ощущают и сегодня. Отец Пимен помогает нам, унывающим и отчаивающимся, терпящим неудачу за неудачей в нашей духовной жизни. Помогает нам своим примером, согревает теплом своей души.

Стоит только прийти к батюшке в Спасо-Преображенский собор, поклониться его святым мощам, как почувствуешь, что мятущееся сердце наполняется покоем и тихой радостью. У раки преподобного совершаются чудеса. Они аккуратно записаны в специальной книге, где оставлены имена свидетелей, по молитве преподобного получивших благодатную помощь. Бывают случаи, когда человек приходит просто испытывать веру, и тогда уходит из храма не получив явного подтверждения, не осознав Божье благоволение на себе. Не всем дает Господь смотреть на мир духовным взором. Чудеса, происходящие у мощей преподобного Пимена Угрешского, указывают на святость угодника Божия, на то, что он у Господа прославлен, что имеет дерзновение пред Богом. В нескольких регионах России возведены храмы в честь преподобного Пимена. Есть целые общины, которые прониклись к преподобному Пимену огромной любовью. Они приезжают в нашу обитель, к владыке Вениамину и спрашивают частицу мощей угрешского святого, читают акафист преподобному, совершают службу. Кстати, тропарь преподобному Пимену – главное песнопение, прославляющее дела святого угодника — написан братией Николо-Угрешского монастыря. Это дань любви и уважения к нашему святому.

Имя преподобного Пимена, как покровителя и возобновителя Николо-Угрешской обители, поминается за монастырскими богослужениями каждый день: рано утром – на братском молебне, затем — на литургии, на молебне после нее, да и вообще в конце каждой службы на отпусте. Благоукрашается все, что связано с именем преподобного. Одна из первых реставраций в монастыре проводилась в башне-беседке — там, где почил отец Пимен. Устроена новая серебряная рака, пожертвованы лампады, сделана сень над мощами преподобного. Впереди нас ждет воссоздание часовни, под сводами которой был похоронен преподобный Пимен. Над преподобным Пименом сбываются слова Писания: «В память вечную будет праведник». И наступивший праздник – день памяти преподобного Пимена – тому подтверждение.

Редкие Богослужебные тексты

здесь выкладываются редкие Богослужебные тексты, переводы Богослужебных текстов на церковно-славянский язык. Пока еще не все они утверждены Боголсужебной комиссией. Публикуем только службы, тропари, кодаки и акафисты.

    Лента
  • |Участники
  • |Фото 0
  • |Видео 1
  • |Мероприятия 0

Пимен Угрешский прп. служба

МЕСЯЦА АВГУСТА В 17 ДЕНЬ
ПРЕПОДОБНАГО ПИМЕНА, АРХИМАНДРИТА
УГРЕШСКАГО.
На вечери, на Господи воззвах, стихиры, глас 8.
Подобен: Что тя наречем:
Како тя ныне, отче Пимене, именуем,/ монахов неленостнаго наставника,/ общаго иноческаго жития ревнителя,/ нищих и странных питателя,/ юным училище благочестия воздвигшаго,/ возродителя Николо-Угрешския обители,/ яко другия лавры процветшия; моли Христа Бога спастися душам нашим.
Како тя ныне, отче Пимене, провещаем,/ святителей московских воли неленостнаго исполнителя,/приснаго их помощника и друга,/ монастырскаго благаго чина блюстителя,/ о благотворителех обители молитвенника,/ истиннаго пастыря, присно за вся благодаряща Бога, Того моли спастися душам нашим.
Как тя ныне, отче Пимене, восхвалим, постника нелицемернаго/ царским путем шествовавшаго,/ послушанию от юности навыкшаго,/ покаяния истиннаго делателя;// моли Христа Бога спастися душам нашим.
Како тя ныне, отче Пимене, ублажим,/ обеты иноческия ревностно исполньшаго,/нестяжание до часа смертнаго соблюдшаго,/ целомудрие телом и душею явльшаго,/ неленостнаго подвижника,/ труды ко трудом приложшаго; моли Христа Бога спастися душам нашим.
Слава: глас тойже:
Монахов множества/ яко истиннаго наставника тя почитают, ты бо образ пастыря добраго и упования на Бога явил еси, блаженне, Христа от юности возлюбив,/ Емуже и до конца дней поработал еси,/ Ангелов собеседниче и преподобных сопричастниче, с нимиже молися Господу помиловатися душам нашим.
И ныне: праздника
На стиховне стихиры, глас 2.
Подобен: Доме Евфрафов:
Дом и Отечество земное от юности оставив служения Господу ради, преподобне Пимене, Царствие Небесное стяжал еси.
Стих: Честна пред Господем / смерть преподобных Его.
Дом добродетелей,/ исполнь богатства духовнаго,/ явился еси людем,/ в житии твоем, святе Пимене,// о нихже и ныне молися.
Стих: Блажен муж, бояйся Господа,/ в заповедех Его восхощет зело.
Дом святителя Николая обновил и украсил еси,/ с нимже о нас молися,/ блаженне Пимене,/ пастырю истинный.
Слава: глас 5:
Преподобне Пимене, пребогате,/ от юности Христа возлюбив,/ мир и козни того оставил еси,/ и подвиги телесныя подъяв,/ душу покаянием очистил еси,/ в Бозе спасаяся яко инок неленостный,/ темже многия к Нему привел еси,/ яко пастырь ревностный./ Сего ради ныне одесную Христа предстоиши/ и дерзновение имаши непрестанно молитися о нас.
И ныне: праздника
Тропарь, глас 2:
Монашеское житие от юности возлюбив/ и во обитель Угрешскую вселився,/ монахов множества собрал еси/ и всем помощи требующим благотворил еси,/ сердца их согревая и тяготы нося,/ пастырь добрый явился еси, /Пимене преподобне,// моли Христа Бога спастися душам нашим.
И ныне: праздника

На утрени,
По 1-_й стихологии седален, глас 4:
Се, что добро, или что красно, но еже житии братии вкупе – сице глаголя, преподобне Пимене, взрастил еси обитель чудну, сонмом монахов добродетельных исполнену, с нимиже вкупе о той молися.
Слава, и ныне: праздника
По 2-_й стихологии седален, глас 2:
Нищии и убозии, ближнии и дальнии, монаси, священницы и мирстии –благодарне исповедуют страннолюбие, милосердие и благостыню твою, Пимене предивне; сего ради о нас присно молися.
Слава, и ныне: праздника
По полиелеи седален, глас 5:
Отроцы и юнии благодарственно восхваляют преподобнаго Пимена, той бо, яко благодетель нелицемерный дарова им училище воспитания духа и благочестия, кров и ограду. Сего ради молятся вкупе с ним паки обновитися обители Угрешстей.
Слава, и ныне, праздника
Прокимен, глас 4: Честна пред Господем смерть предодобных Его.
Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми;
Евангелие от Матфея, зач 43.
По 50-м псалме: стихира, глас 6:
Преподобне отче Пимене,/ во всю землю московскую изыде вещание подвигов и трудов твоих,/ страсти телесныя искоренив, душу покаянием очистил еси,/ темже обрел еси Царствие Небесное,/ идеже вкупе с лики преподобных радуешися./ Сице, дерзновение имея ко Христу Богу, // мир испроси душам нашим.

Канон преподобнаго Пимена глас 8.
Песнь 1,
Поим Господеви, проведшему люди Своя сквозе чермное море, яко Един славно прославися.
От благочестивых родителей произшед, благочестию издетска навыкл еси, преподобне Пимене, якоже апостол рече: благочестие на все полезно есть.
Слово Божие от юности возлюбив, «Алфавит духовный» уяснив, разум богопросвешенный стяжал еси, всехвальне, и Христу, Истины Учителю последовал еси.
Сретение святых и Духопросвещенных мужей Господь ти дарова: Игнатия Ставропольскаго, Феофана Новоезерскаго, Николая Блаженнаго, Льва Оптинскаго, тыже сердце твое в Бозе утверди, досточудне Пимене, и монашеское житие возлюби.
Богородичен:Древле людие Божии сквозе Чермное море проидоша, Ты же к Небу взошла еси, Пречистая Дево.
Песнь 3.
Ты еси Утверждение притекающих к Тебе, Господи, Ты еси Свет омраченных, и поет Тя дух мой.
Пение яко ангельское на Угреше услышав, преподобный Пимен духом возрадовася, глаголя: се покой мой во век, зде вселюся, яко изволих.
Лествицу послушаний монастырских законно прошед, восприял еси жезл игуменский, премудре, имже добре упасл еси врученное ти Богом стадо.
Житие общее во обители твоей возлюбил еси, преподобне, еже житии братии во едином дусе, едином хотении, едином деянии и любви.
Богородичен:Возрадовася дух Твой, Богородице, о Бозе Спасе Твоем, егда от земли предстальвшися, к Нему притекла еси.
Седален, глас 4.
Наставляем от Господа, Пастыря добраго, сам пастырь явился еси, преподобне Пимене, сопротивныя волки побеждая и овцы стада твоего в ограде монастырской благодатию Божиею сохраняя. Христа Бога прилежно моли даровати и нам велию милость.
Слава, и ныне: праздника
Песнь 4.
Услышах, Господи, смотрения Твоего таинство, разумех дела Твоя и прославих Твое Божество.
Чудно видение бысть другу и благодетелю твоему, преблаженне: се, множество птиц любомудрых на Угрешу яко на луг духовный, слетаются. Сице изъявися знамение воли Божия на обновление обители сея.
Яко сын и друг истинный, всякое попечение о благодетелех возложил еси на ся, преподобне, наипаче же молитвенное поминовение творил еси, благодарне о них Богу моляся.
Обеты нестяжания присно соблюдая, отче прехвальне, ничтоже от дарованнаго благодетельми себе присвоил еси и, яко истинный монах, чужд стяжаний земных предстал еси Богу.
Богородичен:О велие Таинство! Како честное Твое тело, Дево, тления во гробе не уведе, но с телом прешла еси от земли к Небеси.
Песнь 5.
Утреннююще вопием Ти: Господи, спаси ны, Ты бое си Бог наш, разве Тебе иного не вемы.
Избранник святителя Филарета быв, преподобне Пимене, присно волю того во Угрешстей обители исполнил еси, яко богомудраго архипастыря и отца.
Бысть обитель твоя лавре подобною, святителя Филарета окормлением, щедрых благодетелей попечением и строением твоим, о нейже и ныне усердно молися.
Егда стра=ждаше лю=те в болезни, отче, предстательством святителя Филарета исцеление получи, той бо, предстоя Христу, присно молится о чадех своих.
Богородичен: От Отца родивыйся Бог и в Тя, Благодатная, вшедый, прия Тя ныне яко Матерь и Приснодеву, сего ради иныя Заступницы пред Богом не вемы.
Песнь 6.
Ризу мне подаждь светлу, Одеяйся светом яко ризою, Многомилостиве Христе Боже наш.
Многи скорби, яко муж праведный, претерпел еси, преподобне, обаче от всех избавил есть тя Господь, якоже псалмопевец глагола, и даровал есть ти покой Небесный.
Воздержанием страсти телесныя и душевныя увядив, отче Пимене, дух мирен стяжал еси в жизни временней и множество душ попечением своим спасл еси, темже ликуеши ныне в Царствии Божии.
В молитве пламенней выну Богу предстояше, от юности тоя навыкнув, блаженне, дерзновение стяжа ходатайствовати о нас у Престола Владычня.
Богородичен: Светоносный Свещник Света Незаходимаго, Богородице Дево, вмале сокрывшися, на Небо во свете взошла еси.
Кондак, глас 1.
Тобою, преподобне отче Пимене,/ обитель Угрешская, по благоволению Божию процветшая,/ память твою ныне празднует/ и, ликующи зовет:/ слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления.
Ин кондак, глас 4.
Обитель Угрешскую возлюбив, преподобне Пимене, пастырь и строитель тоя быв, во всем воли Божией повинуяся, монахом чиноначальник и образ смирения явился еси. Моли Христа Бога спасти души наша.
Икос:
Возлюбив, преподобне Пимене монашеское житие и отвергнув мира сего наслаждение, притекл еси усердно ко Христу и пастырь во обители Угрешстей явился еси, просвещая землю московскую подвиги духовными. Темже, припадающе, молим тя: просвети наши очи душевная подвиги твоя воспети: пощение, молитвы, слезы, болезни и труды блаженныя ради будущия жизни, еяже ныне наслаждаешися, моля Христа Бога спасти души наша.

Песнь 7.
Отроцы еврейстии в пещи попраша пламень дерзновенно и на росу огнь преложиша, вопиюще: благословен еси, Господи Боже, во веки.
Древния храмы обители твоея обновив и украсив, отче, новыя воздвигл еси, сего ради монаси, благодаряще тя, взываху: Благословен еси, Господи Боже, во веки.
Училище духовное в монастыре учредил еси, святче, да познают отроцы закон Божий и безпечальны в житейских нуждах пребудут, сего ради тии, благодаряще тебя, взываху: Благословен еси, Господи Боже во веки.
Дом сранноприимный, богодельни и врачебницу устрои, угодниче Божий, сердем болезнуя о нищих и немощных, старцех иереех и иноцех и раненых воинех; тии вси благодаряще тя, взываху: Благословен еси, Господи Боже, во веки.
Богородичен:Якоже огнь в пещи не опали отроков еврейских, сице смерть не победи Тя, Богородице, мы же поем: Благословен еси, Господи Боже, во веки.

Песнь 8.
Безначальнаго Царя Славы, Его же трепещут Небесныя Силы, пойте, священницы, людие, превозносите во вся веки.
Имый не токмо о Угреше попечение, благочинным обителей земли московския потрудися, пастырю добрый, иноков наставляя чин монастырский во благо содержати, темже о тебе монахов сословие Бога воспевает.
Искус монашеский от юности прошед, преподобне, защитник монашества делом, словом же и писанием явися, темже о тебе монахов сословие Бога воспевает.
Благодать образа ангельскаго восприяв, отче Пимене, делы оправдал еси имя твое, еже пастырь глаголется. По имени бо житие твое бысть, темже о тебе монахов сословие Бога воспевает.
Богородичен:Ко Безначальному Царю Славы, Егоже трепещут Небесныя Силы, преставилася еси, Богоневестная Дево, яко Того рождшая.

Песнь 9.
Устрашишася всяк слух неизреченнаго Божия снисхождения, яко Вышний волею сниде даже и до плоти, от девическаго чрева быв человек. Темже Пречистую Богородицу, вернии, величаем.
Святителю Николаю Чудотворцу, теплому покровителю и защитнику твоему от рождества до самыя смерти, преподобне Пимене, благодарне во обители его послужише, темже тя вси величаем.
Ангельское пение слышашеся над местом погребения твоего, сице изъявися людем, яко угодил еси Богу житием твоим, темже тя величаем.
Богородичен: Устрашишася Небесныя Силы неизреченнаго Пречистыя Богородицы на Небо восхождения, темже Ю, вернии, величаем.
Светилен:
Яко светильник монашеским житием и служением ближним возсиял еси и землю московскую озарил еси, преподобне отче Пимене, и ныне Христу, Свету Истинному предстоиши, радуяся и о нас моляся.
Слава, и ныне: праздника

На хвалитех стихиры глас 4.
Подобен: Дал еси знамение:
Дал еси образ послушания и смирения, / Преблагий Господи, / преподобнаго Пимена на Угреше, / добродетельми иноческими сияюща, / целомудрием украшаема и Тебе присно молящася. / Тем Твою благодать прославляем, // Иисусе Всесильне, Спасе душ наших.
Дал еси правило веры и упования, Преблагий Господи, / преподобнаго Пимена на Угреше, / о монашестем чине ревнующа, / общее житие устрояюща / и на Тя надеющася. / Тем Твою всесильную помощь хвалим, // Иисусе Всесильне, Спасе душ наших.
Нестяжанием, простотою и терпением, / яко щитом крепким оградився, / Пимене, пастырю ревностный, / правду же, молитву и слово Божие, / яко меч острый восприим, / с воинствующими Христа ради Царствие Небесное унаследова. И ныне, Царю Сил, Иисусу Всемилостивому, предостоя, молишися о спасении душ наших.
Преподобен и незлоблив / пастырь, исполнь любве, / Верховному Пастырю Христу и людем Божиим / показался еси, святе Пимене, / благодатию Небесною просвещен / и благочестием сияя. / Тем тя ублажаем / и честное днесь преставление твое к Богу празднуем, // молящеся о спасении душ наших.
Слава, глас 2:
Днесь ликовствует радостно обитель Угрешская / и твоими богоугодными деянии хвалится, твоя святыя мощи хранящи, преподобне Пимене, / от них же Божии да=ры и благодатную помощь обильно почерпаем, / верою притекающе к честне=й ра=це твоей. Темже умильно просим: / обители твоей паки процветати испроси, стадо твое от навет вражиих сохраняй, и моли Спаси Христа о спасении душ наших.
и ныне, праздника

«Наставник монахов». Преподобный Пимен Угрешский. Церковный календарь на 30 августа

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня.

30 августа (17 августа по «старому стилю», церковному юлианскому календарю). Понедельник 11-й седмицы по Пятидесятнице (десятой недели после праздника Святой Троицы, иначе именующегося Пятидесятницей). Поста нет. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается память восемнадцати известных по именам святых, а также одной почитаемой святыни. Далее коротко расскажем о них.

Преподобный Пимен Угрешский. Русский святой второй половины XIX столетия, многолетний настоятель знаменитой подмосковной Николо-Угрешской обители.

Преподобный Пимен (в миру – Пётр Мясников) родился в 1810 году в Вологде. С детских лет Пётр каждую свободную минуту проводил в церкви, а двадцатилетним познакомился с Дмитрием Брянчаниновым, будущим святителем Игнатием, духовная беседа с которым окончательно утвердила юношу в желании удалиться в монастырь. В Лазареву Субботу 1838 года в стенах Николо-Угрешской обители Пётр Мясников принял монашеский постриг с именем Пимен. А 14 лет спустя, 16 ноября 1852 года, митрополит Филарет (Дроздов) поручил отцу Пимену управление монастырём.

Отец Пимен превратил практически разорённый в XVIII столетии Николо-Угрешский монастырь в один из крупнейших духовных центров Подмосковья. В условиях, когда образованное сословие Российской империи уже достаточно далеко удалилось от Церкви, отцу Пимену удавалось не только возводить церковные стены, но и духовно наставлять окружающих его людей. И в первую очередь – личным примером истинного молитвенника и нестяжателя.

И сейчас, когда после десятилетий советского запустения Николо-Угрешский монастырь вновь возродился, здесь особенно заметны плоды трудов преподобного Пимена Угрешского. Память этого святого здесь хранится особенно благоговейно, а его честные мощи являются одной из главных святынь обители. На месте же изначального погребения отца Пимена относительно недавно был возведён храм в его честь.

Мученик Мирон Кизический, пресвитер. Святой страдалец за Христа и Его Церковь, принявший мученическую кончину в 250 году от Рождества Христова во времена антихристианских гонений императора-язычника Декия. Святой Мирон был священником в греческой Ахаии, очень кротким с людьми, но твёрдым в отстаивании христианской веры. Однажды нечестивый правитель Антипатр ворвался с воинами в храм, где отец Мирон совершал богослужение. Священник жёстко обличил язычников, за что был схвачен и предан страшным мучениям. Отца Мирона бросили в огненную печь, но чудесным образом это не повредило ему, а когда из его кожи начали строгать ремни, святой бросил один из них в лицо мучителям. После этого страдальца бросили на съедение диким зверям, но они даже не притронулись к истерзанному мученику Мирону. В бессильной ярости правитель Антипатр покончил жизнь самоубийством. Святого же страдальца Мирона отвели в город Кизик, где отсекли ему голову мечом.

Мученики Фирс, Левкий и Каллиник Кесарийские. Эти святые III века от Рождества Христова пострадали за Христа и Его Церковь в Кесарии Вифинской при императоре-язычнике Декии, царствовавшем в Римской империи в 249–251 годах. Святой Левкий, римский воин, укорил местного правителя Кумврикия за гонения против христиан, после чего был подвергнут жесточайшим истязаниям, а затем был усечён мечом. Его сподвижника, святого Фирса, также приговорили к пыткам, но чудесным образом он перенёс их невредимо, после чего мирно отошёл ко Господу. По некоторым житийным данным, вместе со святыми Левкием и Фирсом мучения приняла и их дружина. Известно ещё одно имя из этих страдальцев – мученика Короната (Корнута). Видя это, языческий жрец Каллиник уверовал во Христа и публично исповедал себя христианином. За это бывший жрец был усечён мечом.

Мученик Патрокл Трикассинский (Труасский). Этот святой жил и пострадал за Христа и Его Церковь в III веке при императоре-язычнике Аврелиане, царствовавшем в Римской империи в 270–275 годах от Рождества Христова. За кроткую и молитвенную жизнь святой Патрокл ещё при жизни получил от Бога дар чудотворений. Сам император Аврелиан призвал чудотворца и потребовал от него поклониться идолам, от чего святой Патрокл решительно отказался. Император сулил страдальцу чудовищные богатства, называя нищим, на что святой мужественно ответил:

Ты имеешь много земных сокровищ, но не имеешь сокровища Небесного, потому что не веруешь во Христа и в будущей жизни не получишь райского блаженства, – поэтому ты нищ.

В итоге мученика Патрокла усекли мечом, но и казнь сопровождалась чудом. Когда воины вели его на смерть, то внезапно ослепли, а святой смог по воде «яко по суху» перейти реку. И только после того как одна язычница указала место нахождения святого, его вновь схватили и казнили. Согласно Житию, тело мученика Патрокла «было погребено ночью священником Евсевием и диаконом Ливерием». Это произошло в 275 году от Рождества Христова.

Мученики Павел, его сестра Иулиания и иже с ними. Как и святой Патрокл, эти страдальцы приняли мученическую смерть при императоре-язычнике Аврелиане, царствовавшем в Римской империи в 270–275 годах от Рождества Христова в Финикийском городе Птолемаиде. Когда император прибыл в этот город, святой Павел был среди встречавших его людей и публично перекрестился. Это заметил Аврелиан, после чего Павла схватили и предали мучениям. Увидев страдания брата, нечестивого императора стала обличать святая Иулиания. Её также подвергли страшным истязаниям.

Трое воинов-мучителей, святые Квадрат, Акакий и Стратоник, увидев мужество святых, провозгласили себя христианами, за что были тут же казнены. Иулианию бросили в блудилище, но все, кто пытался к ней прикоснуться, тут же ослепли. В итоге святых страдальцев обезглавили. Из Жития известно, что когда они шли на казнь, то пели слова одного из псалмов: «Спасл бо еси нас Господи от стужающих нам и ненавидящих нас посрамил еси» (Пс. 43, 8). Это произошло около 273 года от Рождества Христова.

Мученики Павел и Иулиания. Фото: www.pravoslavie.ru

Мученики Стратон, Филипп, Евтихиан и Киприан Никомидийские. Эти святые пострадали за Христа и Его Церковь в 303 году в городе Никомидии (Никомедии). Они посещали зрелищные мероприятия, где обращали народ ко Христу, призывая оставить идолопоклонничество. Об этом узнал местный правитель, приказавший бросить святых проповедников на растерзание диким зверям. Однако звери не притронулись к святым страдальцам, и тогда их после долгих истязаний бросили в огонь.

Преподобный Алипий Печерский, иконописец. Один из первых русских иконописцев и насельников Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Обучившись художественному мастерству у греков, он расписал Печерскую церковь, после чего начал безвозмездно писать святые иконы для храмов Киева и других русских городов. Многие из образов, написанных преподобным Алипием, были признаны чудотворными. Известно чудо, когда святой был уже стар и болен, и за него икону написал Ангел. Скончался преподобный Алипий в 1114 году от Рождества Христова и был погребён в лаврских Ближних пещерах.

Священномученики Алексий Великосельский и Димитрий Остроумов, пресвитеры. Эти русские святые, православные священники, приняли мученическую кончину за Христа и Его Церковь в годы советских богоборческих гонений. Отец Алексий в их начале – в 1918 году, а отец Димитрий – во времена так называемого Большого террора в 1937 году. Оба были прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Свенская-Печерская икона Божией Матери. Эта чудотворная икона была написана преподобным Алипием Печерским, чья святая память также совершается сегодня и о котором было рассказано выше. На иконе изображена Пресвятая Богородица на престоле, держащая на коленях Богомладенца. Справа от престола расположен преподобный Феодосий, а слева – преподобный Антоний Печерские, основатели первого русского монастыря – Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры.

Свенская-Печерская икона Божией Матери. Фото: www.pravoslavie.ru

Поздравляем всех православных христиан с днём этой святыни и сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же людей, кто носит имена в честь этих угодников Божиих – сердечно поздравляем с именинами. Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!»

Нашим же усопшим родным и близким – вечная память!

Читайте также  Столб Света молитва
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector