Осмысление молитвы Отче наш

Осмысление молитвы Отче наш

Осмысление молитвы Отче наш

Молитва Отче наш история, содержание, смысл

Молитва «Отче наш» особая, с нее началась история христианского богослужения. Конечно, важно знать ее содержание и смысл, ее место в богослужении, как оно менялось и менялась ли, как исполнялась, какой несла смысл.

Но, пожалуй, важнее этого то, что лично вкладываешь в эту молитву, почему она так дорога тебе, с чем она у тебя лично связана. Личностное отношение к молитве – вот что важно, как и вообще в вере самое важное — личное, интимное отношение.

Известно, что эту молитву дал своим ученикам Сам Иисус Христос, когда они обратились к Нему с просьбой научить их молитве (Мф.6,9-13,Лк.11,1). Это единственная молитва, которую Он оставил.

В разные периоды и в разных местах она звучит по-разному. В I веке она была единственной, ею освящались утро, день, вечер, с нее начиналась евхаристия. Она была центром богослужения, одна молитва у ранних христиан (св. Игнатий: «да будет у Вас одна молитва…») – это и есть молитва «Отче наш». Все остальные молитвы только присоединялись к ней.

С исполнением молитвы тоже своя история. Песнопение молитвы изначально было общим, всем народом. Только позднее выделился хор, который стал заместителем общенародного пения «порядка ради». Этот порядок, однако, очень медленно и с трудом входил в древнюю церковь, но, завоевав богослужение, оно вытеснило первоначальный способ исполнения «Отче наш», в котором каждый вкладывал самое ценное – личное и интимное.

Может быть, поэтому у меня самые сильные ощущения от молитвы связаны именно с моментом ее исполнения перед причастием. Я не знаю, как это объяснить, откуда вдруг это ощущение, словно возвращаюсь на 2 тысячи лет назад, когда все именно так и происходило:

на протяжении всей службы, когда не было ни певчих, ни псаломщиков, не было разделения на тех, кто в алтаре и кто перед ним, все были святыми. Есть, наверное, память веры, хранящаяся в самом строе богослужения, которая дает о себе знать в эти мгновения.

Общенародное пение молитвы «Отче наш» — момент единения, воплощения соборности и церковности. Через общее пение мы, пришедшие в храм,ощущаем себя народом, объединенным любовью и верой в Церковь. Нестройно, неточно, не попадая в ноты, хриплыми голосами, медленно растягивая слова, не в такт и не в тон, но вместе.

Даже те, кого презрительно-уничижительно батюшки называют «захожанами», подпевают. Молитва идет издалека, от бабушек, от корней, от первых христиан. Здесь она обретает надличностный, народный смысл, потому что «едиными усты и единым сердцем», сохраняя чаяния каждого в голосах, вливающихся в этот хор.

Певчие не очень любят народное пение в храме, стараясь задавать удобный себе тон и ритм, который, по их мнению, вносит порядок и стройность, который чаще всего оборачивается диктатом и насилием, потому что порядок подчиняет личность тотальности, нивелируя ее до винтика и члена.

В этот момент перехватывает горло, я люблю всех, кто поет вместе со мной. Не знаю, все ли испытывают такое волнение, наверняка не все: кто-то уже привык к храму, кто-то уже не воспринимает это корявое песнопение за пение и соборность, а поет, потому что так положено.

Певчие глухо ропщут, а иногда и заменяют народ, не выдерживая фальшивости нот, своим музыкально правильным исполнением. Кто-то не знает и истории песнопений в храме, когда в ранний период христианства отдельного от народа хора не было, а пели все вместе, потому что все были «род избранный, царственное священство, народ святой, люди взятые в удел…»(1Пет; 2:5, 9-10).

За этим маленьким эпизодом кроется долгий богословский спор: что есть церковь? Для меня это народ, объединенный любовью и верой в Бога-Троицу. Но не будем вдаваться в подробности спора, немало копий сломано, да и высказывать свою точку зрения в церкви не принято и не безопасно. Все больше подчинение, все больше наказания и все меньше любви.

Но что произошло, то произошло, однако эти островки раннехристианского богослужения, как воспоминания далекого детства, задевают за живое, открывая навстречу самое потаенное спустя и две тысячи лет.

Но вернемся к тексту молитвы. Итак: Отче наш, Иже еси на небесех, да святится Имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Яко Твое есть Царство и сила и слава Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь. (Мф.6,9-13,Лк.11,1).

Существует много толкований на эту молитву, но мне ближе всего толкование Антония Сурожского, священника, эмигрировавшего в Париж вместе с родителями еще в отроческом возрасте после революции 1917 года, ставшего в зрелом возрасте тайным монахом, позднее –священнослужителем.

Объясняя «Отче наш», он говорит, что она разделена на несколько частей. Первая – пpизывание Бога-Отца, к которому примыкают тpи Его характеристики — первые прошения.

Вторая – четыре следующих прошения — идут от грешника и являют собой его путь в Царство Небесное.

Заканчивается молитва «Отче наш» – славословием Бога-Троицы, которое благословляет грешника на этот путь и потому произносится всегда от имени Самого Господа только священником. Некоторые толкователи говорят, что это поздняя приписка к молитве, которая уже шла от установившегося строя богослужения.

Суть молитвы проста, если вспомнить слова Иисуса, которыми он ответил на вопрос законоучителя: «Учителю, кая заповедь болши есть в законе? Иисус же рече ему: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслею твоею. Сия есть первая и болшая заповедь.

Вторая же, подобная ей: возлюбиши искренняго твоего яко сам себе. В сию обою заповедию весь закон и пророцы висят» (Мф. 22; 36-40). В нагорной проповеди Господь учит не уподобляться в молитве язычникам, которые молятся широко, многословно, говорящих много и пространно, а молиться кратко и глубоко, давая за образ молитву «Отче наш».

Первая часть молитвы «Отче наш» относится к первой части наиважнейшей заповеди («Возлюби Господа Бога твоего…»), фактически являющейся первой заповедью из десяти, знакомых нам. Она взята из Ветхого завета (Втр. 6; 4-9) и называется еврейской «шемой».

Шема была дана евреям Богом на Синайской горе и читалась она евреями утром, вечером и при различных обстоятельствах, высекалась на косяках домов и складывалась в особые коробочки со словами из Торы.

Вторая часть заповеди относится ко второй части молитвы(«возлюбиши искренняго своего…»), объединяющая всю вторую часть декалога (5,6,7,8,9 и 10 заповеди). Таким образом, «Отче наш» — это перефразированные и сжатые десять заповедей, изложенные четко, понятно, доходчиво и кратко.

Меня всегда интересовала вторая часть, потому что никто не признается в открытую, кроме разве что святых, достигших духовного совершенства, в нелюбови к Богу. Поэтому, думается, в конечном счете, любовь к Богу всегда воплощается в любви к ближнему, которого любить всегда тяжелее, потому что он вблизи со всеми своими недостатками, ошибками, соблазнами и «кишками».

Второе — ближний, а может быть и прежде всего, это ты сам: как себя любишь, так и других. Принимаешь себя, принимаешь других. Ненавидишь и презираешь себя – других ненавидишь и презираешь. Знаю это не понаслышке, хотя сейчас модно говорить, что надо полюбить себя, но насколько это трудно – никто не говорит, если у себя знаешь грехов больше, чем у других.

И вот относительно себя, Христос говорит, что есть только три важных в этом мире вещи: иметь хлеб насущный, уметь прощать и необходимость избегать соблазнов, какими бы привлекательными они ни были.Он не просто перечисляет того, что важно уметь делать, чтобы избежать скорбей и страданий. Хотя и само по себе перечисление этих вещей очень значимо.

В этой части молитвы Иисус Христос устанавливает границы, начиная с хлеба насущного и кончая просьбой избавить нас от лукаваго. Хлеба просишь –проси только насущного, не больше; просишь оставить обиды – проси в той мере, в какой сам можешь оставлять другому – не больше;

просишь не вводить в искушения – не проси помощи в этом самостоянии, умей сам господствовать собой и над грехом, выдерживай эту борьбу; просишь избавить от лукаваго – умей сам видеть за красивой оберткой обман и соблазн.

Поскольку в двух последних прошениях речь идет о соблазнах и умении противостоять им, часто они объединяются в одно прошение. А для меня эти прошения самые важные, потому что отказ от соблазнов означает, что у тебя есть смысл, своя задача, что ты знаешь, зачем живешь и ты умеешь постоять за свою мечту и свой путь.

Это искусство и вершина пути каждого верующего. Когда Каин перед убийством Авеля сильно огорчился, что Бог призрел на дары брата и поник головой, Бог сказал ему: «Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4; 7).

Вот в этом суть – «ты господствуй».

Когда научаешься отличать искушение от испытания, когда превращаешь искушение в испытание себя, когда научаешься видеть обман и не поддаваться на красивые слова и посулы, тверд и не колеблешься, тогда — научился справляться с соблазнами, тогда испытываешь приятно-легкое состояние души,

тогда лицо твое – не мрачное и поникшее, а светлое и открытое, потому что у тебя есть то, ради чего стоит жить и верить. Надо бодрствовать, говорит Господь, в этом сила верующего. Потому что «С Богом я все могу».

Вторая часть молитвы «Отче наш» – гимн человеку, который может выдержать все испытания, если знает зачем. Именно поэтому вторая часть – про каждого из нас, каждый молится, произнося «Отче наш», дай силы преодолеть все, силы, выдержать все испытания и выйти победителем.

Последние слова молитвы – благословение Господа — вкратце можно перевести: «Да будет так!» Аминь.

И последнее. Молитва идет не от себя лично, а от нас всех, ею мы молимся за всех, не только верующих, потому она должна исполняться именно соборно, как сегодня мы молимся перед причастием. Мы просим у всех прощения, мы просим сил принять и пройти достойно все испытания, мы ищем путь любви к Богу и ближним.

Осмысление молитвы Отче наш

  • Главная
  • Материалы прошлых лет
  • О приходе
  • Контактная информация
  • Святые нашего храма
  • Фотогалерея
  • Подготовка ко Крещению
  • Подготовка к Венчанию
  • Социальное служение
  • Православие на Беларуси
  • Библия и Богослужение
  • Публикации, доклады, выступления
  • Аз, буки, веди
  • Новости храма
  • Библиотека
  • Воскресное Евангелие
  • Статьи наших прихожан

Краткое толкование молитвы “Отче наш…”

Отче наш, Иже еси на небесех!

Да святится имя Твое,

да приидет Царствие Твое,

да будет воля Твоя,

яко на небеси и на земли.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь;

и остави нам долги наша,

якоже и мы оставляем должником нашим;

и не введи нас во искушение,

но избави нас от лукаваго.

Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.

Аминь.

Первая часть, предисловие: Отче наш, Иже еси на небесех! , учит следующему.

1) Молящийся должен приходить к Богу не только как создание Его, но и как сын Его по благодати.

2) Он должен быть сыном Православной Церкви.

3) Не должен сомневаться в получении просимого от Премилосердного Отца.

4) Так как Бог — это Отец всех, то и мы должны жить, как братья.

5) Слово «на небесех» наставляет нас возводить наш ум от земного к небу. Кроме этого нужно сказать, что хотя Бог и везде присутствует, но на небесах особенно сияет Его благодать, насыщающая праведных, и богатство дивных Его дел.

Вторая часть — это прошения, которых семь:

1. Да святится имя Твое.

В этом прошении мы умоляем, во-первых, о даровании нам жизни благочестивой и добродетельной, чтобы всякий, смотря на нее, прославлял имя Божие; во-вторых, о том, чтобы неведущие обратились к православной вере и прославили бы с нами Отца Небесного; и, в-третьих, о том, чтобы носящие имя христианина, но препровождающие жизнь во зле и мерзостях, отстали от своих пороков, которыми злословится вера и Бог наш.

2. Да приидет царствие Твое.

Этим мы просим, чтобы не грех, а Сам Бог царствовал во всех нас Своей благодатью, правдой и благоутробием. Кроме этого, прошение содержит и ту мысль, что человек, находясь под благодатью Божией и чувствуя небесное веселие, презирает мир и желает получить Божие царство. Наконец, здесь мы молим и о том, чтобы ускорено было Его Второе Пришествие.

3. Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.

Мы умоляем здесь о том, чтобы Бог не попустил нам препровождать жизнь нашу по нашей воле, но чтобы управлял ею, как Ему угодно, и чтобы не было у нас противления воле Его, но чтобы повиновались Ему во всем. Кроме того, здесь имеется в виду и та мысль, что без попущения воли Божией не может прийти на нас ничто, ни от кого и никогда, лишь бы только мы жили по воле Его.

4. Хлеб наш насущный даждь нам днесь.

Мы просим здесь, во-первых, чтобы Бог не лишил нас проповеди и познания Своего святого слова, ибо слово Божие — это душевный хлеб, без которого человек погибает; во-вторых, чтобы сподобил Он нас общения Тела и Крови Христовой; и, в-третьих, чтобы даровал нам все необходимое для жизни и соблюл все это в мире этом в достатке, но без излишества. Слово же «днесь» означает время нашей настоящей жизни, ибо в будущем веке мы будем наслаждаться лицезрением Божиим.

5. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим.

Здесь мы просим о том, чтобы Бог даровал нам прощение грехов, ибо под долгами здесь разумеются грехи. Это прошение учит нас тому, чтобы мы сами прощали долги нашим должникам, то есть, чтобы прогневавшим и озлобившим нас мы прощали все их преступления. Кто не прощает ближнему, тот всуе творит молитву сию, ибо тогда ему и Богом не прощаются грехи, и даже сама молитва его является грехом.

6. И не введи нас во искушение.

Этим мы просим, во-первых, чтобы мы были свободны от искушений, приходящих от мира, плоти и дьявола и движущих нас ко греху, и от еретиков, гонящих Церковь и прельщающих наши души лживыми учениями и другими способами; и, во-вторых, чтобы в случае страдания за Христа Бог укрепил нас благодатью Своей к претерпению мук даже до конца, дабы мы приняли конец мучения и дабы не попустить страдать выше сил наших.

7. Но избави нас от лукаваго.

Здесь мы умоляем, во-первых, о том, чтобы сохранил нас Бог от всякого греха и от дьявола, возбуждающего ко греху; во-вторых, о том, чтобы Он избавил нас в этой жизни от всяких бедствий; в-третьих, чтобы во время смерти Он отогнал от нас врага, желающего поглотить души наши, а нам послал Ангела, хранящего нас.

Третья часть, или заключение: Яко Твое есть царство и сила, и слава во веки. Аминь.

Это заключение согласно с предисловием, ибо как предисловие учит, что мы получим просимое от Отца Премилосердного, так и заключение это показывает, что мы получим требуемое у Него. Ведь Его весь мир, Его — сила и Его — слава, для которой мы и должны просить. Слово же Аминь означает: «Да будет так», или «Ей, ей». Это заключение может говорить и простолюдин наедине, без иерея.

Отче наш. Толкование молитвы

Молитва «Отче наш» в христианской традиции получила название Молитвы Господней. Она содержит в себе ключевые понятия христианского богословия: Отец Небесный, имя Божие, Царство Божие, воля Божия, небо и земля, хлеб насущный, оставление грехов, искушение, лукавый. С точки зрения Церкви, это единственная молитва, содержащаяся в литургических книгах, которая не была составлена людьми, но была продиктована Богом для людей. В этом отношении она уникальна. В каком-то смысле она служит образцом для многих других молитв, составленных людьми. В предлагаемой книге содержится толкование молитвы «Отче наш», основанное на Евангелиях от Матфея и Луки и на толкованиях Отцов и учителей Церкви.

Оглавление

  • Предисловие
  • Введение
  • 1. «Отче наш, сущий на небесах»

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Отче наш. Толкование молитвы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1. «Отче наш, сущий на небесах»

Молитва Господня открывается обращением к Богу: Πάτερ ἡμῶν ὁ ἐν τοῖς οὐρανοῖς. В буквальном переводе с греческого: «Отче наш, Который на небесах» (слово «сущий» в русском Синодальном переводе добавлено по смыслу; славянский перевод более буквален: «Отче наш, иже еси на небесех»).

До нас молитва Господня дошла только в греческом переводе, и любая ее реконструкция, будь то еврейская или арамейская, носит гипотетический характер. Однако на основании троекратного использования арамейского слова «авва» (אבא ’abbā) в Новом Завете можно предположить, что именно с этого слова Иисус начал молитву. В Гефсиманском саду Он будет молиться словами: «Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты» (Мр. 14:36). В греческом переводе слово «авва» переводится как πάτερ («отец» в звательном падеже). Изначально слово «авва» использовалось в семейном быту: этим именем ребенок называл своего отца; это же слово применялось к пожилым людям. Употребление этого слова в молитве, адресованной к Богу, необычно, хотя само обращение к Богу как Отцу не было беспрецедентным.

В канонических книгах Ветхого Завета Бог называется Отцом в общей сложности 15 раз (Втор. 32:6; 2 Цар. 7:14; 1 Пар. 17:13; 22:10; 28:6; Пс. 67:6; 88:27; Ис. 63:16; 64:8; Иер. 3:4, 19; 31:9; Мал. 1:6; 2:10). Еще несколько случаев употребления имени «Отец» применительно к Богу мы находим в неканонических книгах (Тов. 13:4; Прем. 14:3; Сир. 23:1, 4; 3 Макк. 6:2, 6). Имя «Отец» по отношению к Богу многократно употребляет Филон Александрийский и семь раз — Иосиф Флавий.

Ориген, выдающийся знаток Священного Писания, провел специальное расследование, касающееся употребления слова «Отец» по отношению к Богу в Ветхом Завете. Своими выводами он делится с читателем на страницах трактата «О молитве»:

Стоило бы расследовать тщательнее, есть ли в так называемом Ветхом Завете где-либо молитва, в которой Бога кто-нибудь называл бы Отцом, потому что поныне, несмотря на все наши изыскания, такой молитвы там мы не нашли. Мы не утверждаем того, что Бог не называется в Ветхом Завете Отцом или что считавшиеся за верных не называются там чадами Божиими; мы утверждаем только то, что нигде в Ветхом Завете мы не встречаемся с тем праводушным дерзновением, провозглашенным нашим Спасителем, которое уполномочивает нас в молитве называть Бога Отцом… Хотя Бог и называется [в Ветхом Завете] Отцом, а рожденные Богом через сообщение им слова веры — сынами Его, все-таки древние не были проникнуты сознанием постоянного и неизменного своего сыновства Богу [3] .

Тертуллиан считает, что имя Бога Отца до пришествия в мир Христа не было известно: «Когда Моисей вопросил Бога, кто Он, то Он назвал Себя тогда другим именем. Имя Отца открылось для нас в Сыне Его, Который, по пришествии Своем, дал Богу новое имя, как Сам Он говорит: «открыл имя Твое человекам» (Ин. 17:6) [4] .

В Новом Завете, напротив, имя «Отец» становится основным применительно к Богу: в этом отношении Новый Завет резко контрастирует с Ветхим. В Евангелиях Бог назван Отцом 174 раза, из них 109 раз у Иоанна, 44 у Матфея, 17 у Луки и 4 у Марка. В Евангелии от Матфея наибольшая концентрация употребления имени «Отец» применительно к Богу приходится на Нагорную проповедь: здесь оно встречается 17 раз.

Подлинная новизна начальных слов молитвы «Отче наш» заключается, может быть, даже не столько в самом факте употребления имени «Отец» по отношению к Богу, сколько в том содержании, которое Иисус вкладывал в это имя. Он называл Бога, прежде всего, Своим Отцом: выражение «Отец Мой» часто встречается в Его речи. Это словоупотребление шокировало Его слушателей из фарисейской среды: они хотели убить Его за то, что Он «не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Ин. 5:18). Между тем Иисус не ограничивался употреблением этого выражения, когда говорил о Своих отношениях с Богом: Он считал, что и Его слушатели могут называть Бога своим Отцом. В одной только Нагорной проповеди выражение «Отец ваш» встречается девять раз (Мф. 5:16, 45, 48; 6:1, 8, 14,15, 32; 7:11) и еще три раза «Отец твой» (Мф. 6:4, 6).

Читайте также  Молитва чтобы начальство любило

А. Иванов. Проповедь Иисуса Христа на горе Елеонской о втором пришествии. Эскиз сер. 1840-х гг.

По мысли апостола Павла, когда люди молятся Богу как Авве-Отцу, в них молится Святой Дух:

Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться (Рим. 8:14–17).

Концепция усыновления людей Богу — один из важных пунктов богословия апостола Павла. Развивая эту концепцию в Послании к Галатам, апостол вновь обращается к смыслу молитвы «Авва, Отче!». По его мысли, усыновление людей Богу является прямым следствием искупления, совершенного Сыном Божиим. Ветхозаветное представление о Боге апостол сравнивает с детством, новозаветное — со зрелостью. Право обращаться к Богу как к Отцу, полученное людьми благодаря Иисусу Христу, свидетельствует о вступлении человечества в зрелый возраст:

Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного. Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира; но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа (Гал. 4:1–7).

Отцовство Бога по отношению к людям имеет уникальный характер. Подчеркивая это, Иисус говорил: «…отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» (Мф. 23:9). Именно в такой перспективе надо понимать начальные слова молитвы «Отче наш». Никто на земле, ни один земной отец не может осуществлять отцовство таким образом и в той мере, в какой Бог осуществляет его по отношению ко всему человеческому роду и к каждому человеку. Отцовство Бога не имеет аналогий на человеческом уровне.

Является ли отцовство Бога по отношению к людям универсальным или оно распространяется только на определенную категорию лиц? Ответ на этот вопрос не так прост, как может показаться. Современный исследователь пишет:

Основополагающим догматом либерализма XIX века была вера в отцовство Бога. Многие люди и сегодня продолжают думать, что Иисус учил универсальному отцовству Бога и вытекающей из этого доктрине братства всего человечества… Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что Иисус не проповедовал доктрину универсального отцовства Бога. Его упоминания о Боге как «отце вашем» следует понимать в свете того факта, что Иисус учил не толпы, а учеников (Мф. 5:1–2). Подобным же образом и молитва Господня была дана не как общая молитва, которой люди должны молиться везде. Напротив, это была молитва, данная Его ученикам (Лк. 11:1–2). Иисус не учил, что отцовство Бога является универсальным. Он никогда не основывал отношение к Богу как Отцу на чем-либо, что относится к каждому, например, на том, что Бог — Создатель всего. Напротив, Он даже описывал некоторых лиц как имеющих диавола своим отцом (Ин. 8:44; ср. Мф. 12:34). Такое отношение к Богу возможно только через веру в Него [5] .

С этими словами мы можем согласиться лишь частично. С одной стороны, нигде и никогда Иисус не учил, что любовь Бога к людям или Его отцовство по отношению к ним имеет избирательный характер. В абсолютном смысле Бог является Отцом для всех людей, поскольку каждого человека Он создал и о каждом заботится: нет такого человека, который был бы изъят из этой заботы. С другой стороны, подлинными детьми Бога являются те, кто уверовал в Его Единородного Сына. Отцовство Бога реализуется и актуализируется в тех людях, которые веруют в Иисуса как Сына Божия и исполняют Его заповеди. Иными словами, в полной мере оно реализуется в общине учеников Иисуса.

Право называться сыном Небесного Отца можно сравнить с правом на наследство. Все дети одного отца имеют формальное право на наследство, но не все его получают, а только те, кто исполняет волю отца и кого отец упоминает в своем завещании. И даже если сын, как в притче из Евангелия от Луки, получает наследство, это не означает, что он сможет им правильно распорядиться. Предав своего отца и расточив полученное наследство, блудный сын утратил право называться сыном. Оно было восстановлено только после того, как он раскаялся и вернулся к отцу (Лк. 15:11–24).

Применительно к Богу слово «Отец» лишено характеристик пола. Не случайно в Ветхом Завете Бог не только называется Отцом, но и сравнивается с матерью: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис. 49:15); «Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас…» (Ис. 66:3).

В наше время люди имеют очень разный опыт, связанный с отцом и отцовством. Многие дети растут без отца или видят своего отца лишь эпизодически; связь между поколениями часто бывает нарушена из-за семейных неурядиц, конфликтов и разводов. Поэтому каждый человек вкладывает в понятие «отец» свое содержание. Отцовство Бога имеет иную природу, чем земное отцовство и чем земное материнство: человек может узнать об этом только по личному опыту общения с Богом.

По мысли Тертуллиана, исповедуя Бога Отцом, христианин одновременно молится Сыну, а Церковь исповедует Матерью:

Сими словами мы вместе и молимся Богу и изъявляем веру нашу в Него, именуя Его Отцом… Говоря «Отче», мы одновременно исповедуем и Бога. Имя сие знаменует и любовь Его, и Его могущество. В Отце мы призываем и Сына, Который Сам сказал: «Я в Отце, и Отец во Мне» (Ин. 14:11). Призываем также и Церковь, матерь нашу, которая одна утверждает то отношение, какое существует между сими двумя Лицами. В одном этом слове «Отец» мы почитаем Бога и святых Его, повинуемся заповеди и осуждаем тех людей, которые забывают Отца своего [6] .

Местоимение «наш», прибавленное к слову «Отче» в версии Матфея, подчеркивает общинный, соборный характер этой молитвы. По мысли Киприана Карфагенского (III век), молитва Господня произносится от лица всей общины как единой семьи последователей Иисуса:

Учитель мира и Наставник единства прежде всего не хотел, чтобы молитва была совершаема порознь и частным образом, так, чтобы молящийся молился только за себя. В самом деле, мы не говорим: «Отче мой, сущий на небесах, хлеб мой дай мне сегодня»; каждый из нас не просит об оставлении только своего долга, не молится об одном себе, чтобы только самому не быть введенным во искушение и избавиться от лукавого. У нас всенародная и общая молитва, и когда мы молимся, то молимся не за одного кого-либо, но за весь народ, потому что мы — весь народ — составляем одно. Бог — Наставник мира и согласия, поучавший единству, хотел, чтобы и один молился за всех так же, как Он один носил нас всех [7] .

По мнению Иоанна Златоуста, молитва «Отче наш» уничтожает представление о социальном неравенстве и научает любить всех ближних, вне зависимости от их статуса, положения, места в обществе:

Этими словами Он научает нас молиться и за всех братьев. Он не говорит: «Отче мой, сущий на небесах», но «Отче наш», и тем самым повелевает возносить молитвы за весь род человеческий, и никогда не иметь в виду собственных выгод, но всегда заботиться о выгодах ближнего. А таким образом и вражду уничтожает, и гордость низлагает, и зависть истребляет, и вводит любовь — мать всего доброго; уничтожает неравенство дел человеческих и показывает полное равночестие между царем и бедным, так как в делах высочайших и необходимейших мы все имеем равное участие [8]

Молитва «Отче наш»

Молитва «Отче наш» известна многим. Стоит ли её повторять снова и снова? А может быть в ней есть какой-то скрытый смысл?

«Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи, научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих.» (Лк 11:1)

Глагол, который в этом месте используется дважды, это «προσεύχομαι — просеухомаи». В переводе с греческого означает: «молиться, обращаться с молитвой, просить в молитвах».

Ученики Иисуса Христа видели, что Его молитвы отличаются от молитв фарисеев и учителей закона. Примечательно, что они не просили Его научить их изгонять бесов или исцелять больных, так как видели это ежедневно в служении Иисуса. Поэтому, когда Господь избрал их и послал с проповедью Евангелия, у них не возникло вопросов, как это делать.

Но когда Иисус молился, то чаще всего уходил в безлюдные места, чтобы наедине молиться Отцу: «Но Он уходил в пустынные места и молился.» (Лк 5:16)

Поэтому, как Иисус молился, ученики чаще всего не видели.

Молитва — это таинство нашего общения с Богом

Хотя мы можем и должны молиться вместе, личная молитва — это основание наших отношений с Богом. Доверительные отношения можно построить только через близкое общение: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.» (Мф 6:6)

Комната, в переводе с греческого, означает: «внутренняя, потаенная комната, казнохранилище». Это место, скрытое от посторонних глаз. Именно так Иисус Христос в личной молитве к Отцу узнавал Его волю, и делал то, что хотел делать Бог Отец. «На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь.» (Ин 5:19-20)

Земное служение Христа — это проявление дел Бога, которые они обсуждали вместе, когда Иисус молился Отцу наедине. Именно в молитве мы получаем ответ от Бога. Даже если ничего не происходит сразу, мир Божий наполняет наши сердца в присутствии Божьем: «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.» (Флп 4:6-7)

Беспокойство — бич современного мира

Итак, ученики просят Иисуса научить их молиться. И Господь даёт им краткое, но очень ёмкое научение: «Молитесь же так: «Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь».» (Мф 6:9-13)

Значение молитвы «Отче наш»

Первое, что мы видим в молитве «Отче наш» — это молитвенный план.
Иисус расписал нам по пунктам, о чем нужно молиться. И каждый пункт, сам по себе, может стать темой для молитвы к Богу. Когда у меня есть какая-то нужда, то лучше, если я прошу именно об этом, чем даже несколько раз произношу заученную молитву «Отче наш» или другую.

Заученные молитвы мы чаще всего произносим автоматически, а молитва от сердца сделает наше общение с Богом живым.

Чем проще и искреннее наша молитва, тем быстрее приходит ответ.

  1. Иисус Христос учит нас начинать свою молитву с благодарения, хвалы и поклонения: «Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое». Наша хвала касается сердца Бога и приготавливает наши сердца просить с верой. Время от времени, в этом несправедливом мире нас будут одолевать сомнения и недостаток веры. Именно неверие является основным препятствием для принятия ответа от Бога: «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.» (Евр 11:6)
  2. Хвала и поклонение — это мощное оружие против неверия и страха! Всем известно, что песня поднимает боевой дух армии. Начиная свою молитву с пения и благодарения, мы буквально возносим свой дух к Богу, чтобы неверие и страхи отступили.
  3. Молитва — это время и место познавать волю Божью и соглашаться с ней: «да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе».
    Наши желания, даже добрые, могут быть вне воли Божьей. Ведь Бог приготовил для нас лучшее, что не принесёт впоследствии боль, проблемы и разочарование: «Но, как написано: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.» (1Кор 2:9-10). Поэтому, приходя к Богу в молитве, важно настроить своё сердце на познание и исполнение Его воли.
  4. Когда мы познаём волю Отца, нам легче открывать Богу свои нужды: «хлеб наш насущный дай нам на сей день» . Насущный хлеб — это всё, в чём мы нуждаемся каждый день. Это и здоровье, и финансы, и мудрость, и успех в делах. Откровение воли Божьей даёт правильное направление как нам молиться за нужды и желания.
  5. Время молитвы — это время прощения: «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Когда я принимаю прощение от Бога, мне легче прощать своих обидчиков. Прощение Божье очищает сердце, чтобы мы могли прощать так, как нас простил Иисус Христос: «Но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.» (Еф 4:32) Бог во Христе простил нас навеки. Когда я осознаю, что прощён незаслуженно со своей стороны, а праведность — это дар Божий для всех уверовавших, мне легче прощать тех, кто согрешил против меня. Мы прощаем верой, и молитва нам помогает в этом.
  6. После крещения в Иордане и наполнения Святым Духом, Иисус Христос находился в пустыне, где Его искушал сатана. Библия предупреждает нас, что мы тоже будем искушаемы дьяволом. Поэтому Иисус учит, чтобы в молитве мы просили Бога о помощи: «и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого». Наши знания и воля не помогут против дьявола и искушений. Для победы нам нужны молитва и доверие Богу.

Апостол Павел написал нам, что дьявольские козни мы побеждаем Божьим оружием с помощью разных молитв: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, … Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых» (Еф 6:11,18)

При этом, наши молитвы должны быть основаны не на наших делах, а на победе Иисуса Христа. Именно победа Иисуса Христа на Голгофе даёт мне право смело приходить к Богу и молиться против врага: «Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1Кор 15:57)

«Ибо Твоё есть Царство и сила и слава во веки. Аминь»

Хотя в рукописях на греческом языке эти слова отсутствуют, они вполне могут быть использованы для завершения молитвы. «Аминь» — это слово еврейского происхождения и означает: «верно», «да будет так». Провозглашение: «да будет так» является подтверждением нашей веры. Самое важное, что нужно в молитве — это вера: «Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам.» (Мк 11:24)

Поэтому Божья воля для нас, чтобы мы не погибли, но имели жизнь вечную: «Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. … И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, — знаем и то, что получаем просимое от Него.» (1Ин 5:11,14-15)

Когда мы знаем, что в Иисусе Христе нам дарована вечная жизнь, у нас есть основание и смелость приходить к Богу с молитвой веры и просить о помощи и благословении.

Итак, молитва — это таинство нашего общения с Богом, которое помогает нам познавать Христа и жить верой.

Новое в блогах

Сообщество «РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ»

Девять тайных смыслов в молитве «Отче наш»

священник Владимир Панарин

Это самая главная молитва христианина, она была продиктована самим Иисусом Христом. Её знают наизусть каждый крещёный, так, что даже появилось выражение «знать, как Отче наш».

Но знаем ли мы тот глубокий смысл, который в неё вложен? После этой статьи Вы почувствуете величие и силу этой молитвы!

Давайте прочитаем эту молитву целиком, а затем разберём.

О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся имя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги наша, я́ко и мы оставля́ем должнико́м нашим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго: я́ко твоé éсть цáр­ст­віе и си́ла и слáва во вѣ́ки. Ами́нь. (Мф. 6)

1. Отче

Мы обращаемся к Богу и Творцу — «Отец». Одним этим словом изгоняется из сердца страх и воцаряется любовь. Потому что так мы говорим: я Твоё чадо: Твой сын / Твоя дочь.

В ответ Господь проникается к нам чувством родительской заботы и любви. Этими словами мы обещаем слушаться Бога, как родную мать.

2. Наш

Не говорим «мой», а называет Бога нашим Отцом. Так мы признаём христиан братьями и сёстрами, Одно это слово пожигает в нас гордыню, единоличие и делает одной большой семьёй.

Иже еси на Небесех переводится «Который находится на Небесах». Так мы подчёркиваем, что обращаемся не земному отцу, а к Тому, Кто всегда пребывает в мире невидимом, в мире ангельском.

3. Да святится Имя Твое

Слово свят происходит от слова «взят». То есть выделен из общей среды, особенный. Этими словами мы выражаем желание, чтобы даже Имя Бога никогда не произносилось зря, чтобы оно было окружено трепетом и благоговением, чтобы весь мир воздавал особую честь Богу. В переводах на этом месте встречает «пусть выделится имя Твое»

4. Да приидет Царствие Твое

Христос указал, что Царство Божие внутри нас есть. Этими словами молитвы мы просим у Бога, чтобы Он воцарился в нашем сердце покоем и тихой радостью, любовью и милосердием. Чтобы в нас не царствовал грех.

Этой фразой мы также выражаем надежду, что грех и смерть после Суда Божьего прекратят своё существование и весь видимый мир превратится в Царство Творца.

5. Да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли

То есть мы просим, чтобы в видимом мире, на Земле, исполнялась благая воля Бога так же идеально, как она исполняется ангелами в мире невидимом. А если вспомнить, что человек по своему составу — «земля», то получается, просим и всю нашу природу, даже тело, сделать подвластной воле Божией.

6. Хлеб наш насущный даждь нам днесь

Насущный — значит «повседневный». Этими словами мы просим у Бога самого необходимого на сегодня. И только на сегодня. Показываем, что мы не заботимся о завтрашнем дне, как Он и заповедал нам (Мф. 6:34). Просим не богатства и славы, а той пищи, которая поможем нам прожить ещё один день в этом теле.

Но самое главное — этими словами мы просим у Бога причащения Тела и Крови Христа, Который по Его же словам является «Хлебом жизни, сшедшим с Небес» (Ин. 6:48). Если хлеб даёт жить телу, то Хлеб Небесный даёт нашей душе соединиться с Богом и обрести через это вечную жизнь.

Читайте также  Молитвы о процветании бизнеса

7. И остави нам долги наши, яко же и мы оставляем должником нашим

Это очень радостные слова! Получается, и после крещения мы можем получить прощение грехов.

Но это и очень страшные слова. Потому что мы в них просим у Бога не прощать нам наши грехи, если и мы не прощаем кому-либо из людей, согрешивших против нас.

Интересно, что грехи называются «долгами». Как будто мы взяли не свои деньги и теперь должны вернуть. Например, мы сделали злые поступки, и теперь должны сделать столько же добрых. Но мы или не умеем, или нет времени и сил, поэтому просим простить нам эти долги.

8. И не введи нас во искушение

Просим Бога не подводить нас к испытаниям. Например, болезнь может быть не только наказанием за грех, но и проверкой на прочность. Бог может испытывать наше терпение.

Согласитесь, если мы просим Бога нас не испытывать, то этим и обещаем Ему, что и мы не будем испытывать Его терпение и искушать Господа.

9. Но избави нас от лукавого

Как ёмко! Одним словом мы перечислили и сатану со всеми его слугами, и злых лукавых людей, и свои лукавые и нечестные мысли, слова и поступки! В некоторых переводах написано просто «от зла».

В Дидахе (I-II вв.), самом древнем христианском памятнике, не вошедшем в состав Нового Завета, указывается, что эту молитву нужно произносить трижды в день.

Сергей Доброход # ответил на комментарий Галина Пешехонова 4 марта 2020, 15:44 Да где уж нам.

Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч,
ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.
И враги человеку — домашние его.
Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;

Вот оно двуличие христианства. Т. н. любовь насаждалась мечом. Это была не человеческая любовь, а любовь к иудейскому богу.
Ради это «любви» были истреблены десятки, если не сотни миллионов людей.

Сергей Доброход # ответил на комментарий Галина Пешехонова 4 марта 2020, 17:05 «Атеистические семьи просто идеал нравственности и любви!» — они не хуже и не лучше, они просто — семья.

«Войны начинают люди, а не Бог.» — но чаще всего от имени бога или с его благословения. Пожалуй ни одна война не началась без благословения божьего.

Сергей Доброход # ответил на комментарий Галина Пешехонова 5 марта 2020, 13:43 А христианки в блуде не живут? У вас есть статистика? Поделитесь.

В 2014 году в Санкт-Петербурге было 1738 венчаний и примерно 620 разводов.
В 2015 году – 1638 венчаний и 901 развод. То есть тенденция – не самая лучшая.
Не спасает.

Потому что богоизбранность это всего лишь нацизм. Никто на Веру в Бога иудеям лицензии не выдавал. Никто не может мне запретить верить в Бога как и не верить в него. Что до календаря, то прошлое это не менее 5 млрдов лет до нашей эры, 21 век нашей от Рождества Христова. Это ближе к Истине, чем всего лишь какие-то 75 веков.
Москва Третий Рим потому что так захотела и всех остальных лже-цивилизаторов, обозвавших нас варварами, послала в далёкое эротическое. Остальные их рабы. Уж лучше быть варварами.
О прерогативе евреев см. здесь «Ложь не может быть Истиной» ссылка на maxpark.com

Галина Пешехонова # ответила на комментарий Любопытный Человек 4 марта 2020, 13:28 Прежде, чем критиковать кого-то, надо самому быть идеальным.
1 Не судите, да не судимы будете,
2 ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
3 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
4 Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно?
5 Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

Евангелие от Матфея 7 глава

Alessandro DelPiero # ответил на комментарий Галина Пешехонова 4 марта 2020, 13:46 Простите, но это глупость: «Прежде, чем критиковать кого-то, надо самому быть идеальным.»

Ничего подобного Иешуа не имел ввиду в Нагорной Проповеди.

Alessandro DelPiero # ответил на комментарий Галина Пешехонова 4 марта 2020, 14:18 Удивительное дело. Я пишу про Вас, про Вашу неправомерную реплику, а Вы утверждаете, что я не читал Писание. Что, кстати, в Вашем понимании означает это слово?
И зачем Вы привели часть Нагорной Проповеди, при чем ту часть, которая не относится никак к предмету нашего так сказать «спора»?

«Не судите, да не судимы будете. «, — это означает не осуждайте. А вовсе не значит во всем бездумно соглашаться с оппонентом.
Я автора и не осуждаю: не всем удалось получить нормальное образование.

Галина Пешехонова # ответила на комментарий Alessandro DelPiero 4 марта 2020, 15:01 Где же вы не судите?! Тут как раз сплошное осуждение, что верующие сплошь тупые, забитые, необразованные. То ли дело ваше образование.
Православный священник Владимир Панарин – основатель и руководитель Центра «Берег».
В 2012 году, когда появился Берег, отец Владимир ещё не имел сана.

Своё социальное служение начал в 2006 году, в возрасте 20 лет, с трезвенного просвещения. Эта работа сначала переросла в православное молодёжное служение, а затем в защиту жизни ещё не рождённых детей.

Владимир Сергевич закончил Российско-Турецкий лицей, затем романо-германское отделение филологического факультета в Челябинском государственном университете, преподавал в православной гимназии английский и древнегреческий языки. После армии возглавил пресс-службу Челябинской епархии, стал одним из ведущих радиожурнала «Спаси и сохрани» на радио «Южный Урал».

Alessandro DelPiero # ответил на комментарий Галина Пешехонова 4 марта 2020, 15:10 Да нигде я не писал, что «верующие сплошь тупые, забитые, необразованные». Это Вы вкладываете мне собственные мысли. Зачем — уж не знаю.
Верующие как и все прочие люди: высокие и низкие, толстые и худые, глупые и умные, образованные и невежественные. Ничем в этом плане они от атеистов не отличаются.

То, что представитель Вашей, ортодоксальной ветви христианства, для Вас является авторитетом — так пожалуйста.
Непонятно только почему Вы требуете, чтобы все впадали в священный трепет по поводу любой его реплики. Глупость есть глупость, кем бы она не была сказана.

«Отче наш» — смысл Молитвы Господней

Отче наш – для верующих людей является самой главной молитвой и читается утром и вечером (на сон грядущий). В ней заключается обращение к Богу Отцу, проникновение в самые потаенные уголки человеческой души, отрешение от мирской суеты на время творения молитвы. Посредством этой молитвы, верующие взывают к самому Всевышнему.

Отче наш – это подарок Иисуса Христа людям, в

период его земной жизни. Как звучит текст в оригинале сейчас узнать невозможно, но существует несколько редакций, которые можно найти в Евангелии от Матвея и в Евангелии от Луки.

В современном виде молитва звучит как вариант от апостола Матфея. Если говорить о версии Луки, то она заключается в следующем: к Иисусу Христу обратились ученики с просьбой научить их молитве Господу и Иисус Христос предоставил им в дар — Отче наш как своеобразный эталон.

Большинство людей обращаются к священникам

когда случается какая-то беда либо проблема, с вопросом: «Какую следует читать молитву в том либо ином случае?». Священник, прежде всего, спрашивает: «А известна ли вам молитва «Отче наш», — это очень сильная молитва и если кто-то думает, что она малозначимая, то это заблуждение.

Это не значит, что другие молитвы не являются эффективными на столько, как «Отче наш». Любое обращение к Богу идущие от души, отражает внутренне состояние человека, а также его веру в Отца Небесного. Молитва показывает сущность человеческой души, его внутреннее содержание, восприятие мира, его истинную веру. Можно сказать, что вера человека выражается в том, насколько искренне он произносит молитву. Исходя из этого, можно считать, что «Отче наш» отображает внутренний мир самого Иисуса Христа, ведь это он велел нам «Молитесь так».

Рассуждая о построении молитвы

видим, что начинается она из слов обращения к Отцу Небесному – творцу всего, что есть на земле:

— «Отче наш, Иже еси на небесах!» — этим обращением мы молим о том, чтобы он выслушал нас и наши просьбы. При этом, под словом «Небесный» имеется ввиду «небо» -духовное пространство, а не небосвод над головой, который виден глазу каждого из нас.

за этим следуют несколько прошений, смысл которых носит определенный характер:

— «Да святится имя твое, да придет Царствие Твое» — мы, дети Господа нашего прославляем его и просим помочь нам жить правильно и поступать так, чтобы как можно больше людей обращались к Богу, мы просим, чтобы он правил нами и верим в силу его.

— «Да будет воля твоя и на земле, как на небе» — Бог предоставил нам возможность строить свою земную жизнь, при этом, не вмешиваясь в действия наши без обращения к нему. Этими словами мы выражаем покорность свою и просим помощи в том, чтобы он дал нам силу не прекословить его воле. Верующие люди понимают, что Господь знает лучше, что для нас благо, нежели мы сами. Обращаясь к Богу, мы взываем о помощи, чтобы он открыл нам верный путь к достижению тех или иных наших помыслов и деяний.

— «Хлеб наш насущный дай нам на сей день» — таким образом мы выражаем просьбу о том, чтобы были удовлетворены наши насущные ежедневные потребности как физического, так и духовного плана. В Библии слово божье означает хлеб духовный. Божья заповедь гласит, что мы не должны просить для себя материальных богатств, а только то, что необходимо нам для жизни и уповать на Бога, зная, что он заботится о нас всегда.

— «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» — по сути, мы не можем надеяться на прощение, если сами не научились делать это по отношению к другим людям. Отношение Бога к нам – это отображение нашего отношения к окружающим нас людям. Произнося эти слова, мы обещаем Господу, что мы будем следовать его заповедям.

— «И не введи нас в искушение, но избавь от лукавого» — эти слова означают просьбу в защите от соблазнов, идущих от лукавого (беса). Ведь его желание – разложение человеческой души, ведущее к его гибели. Это просьба защитить нас от того, что оказывает на нас пагубное влияние.

— «Ибо Твое есть Царство и сила, и слава во веки» — заключение молитвы, понимание своей защищенности и признание того, что Господь и царствие его вечно «Ибо Твое есть Царство и сила, и слава во веки. Аминь».

В век современных технологий, молитву можно скачать или бесплатно слушать в аудио формате и полностью повторять произносимый текст. При этом можно найти файл на русском языке, а можно, например, на старославянском. Важно понимать, что, обращаясь к богу с молитвой «Отче наш» каждый человек должен получать удовлетворение и надежду на светлое будущее, так как, по сути, данная молитва символизирует покой, умиротворение и радость бытия.

Совершая молитву, человек приобретает силу, которая поможет ему самому достичь того, что он просит. Вознося эту молитву, в минуты скорби и невзгоды, надо верить, что она поможет нам обрести покой и радость. Люди грешны и живут своей жизнью, однако Отец Небесный помнит о нас. Поэтому и мы должны всегда помнить о Боге, где бы мы не находились и чем бы не занимались, не важно в каком состоянии мы пребываем (в скорби либо в радости) – молитесь и Господь услышит ваши молитвы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector