О детской молитве

О детской молитве

О детской молитве

Воспитание святых: размышления о детской молитве

Как открыть сердце навстречу Богу, как объяснить детям, что значит молиться и каким образом Господь общается с нами? Своим педагогическим и материнским опытом делится автор крупнейшего православного сайта в Америке «Ancient Faith Radio» Элисса Бьелетич.

Дети – не «будущее Церкви», они – Церковь сегодня и завтра

Много лет назад священник храма, прихожанкой которого я в то время была, попросил меня разработать программу для воскресной школы. Однако мысль о том, чтобы раскрашивать с детьми картинки на религиозные сюжеты или делать поделки, меня совсем не привлекала.

Когда же он сказал, что целью духовного образования является воспитание святых и что «наши труды послужат воспитанию детей в праведности», я задумалась. «Может быть, – продолжил он, – это будут святые, о подвиге которых никто не узнает, а может, если на то будет воля Божия, среди них будет прославленный, почитаемый Церковью подвижник».

Любое церковное служение призвано помогать стремящемуся к обóжению человеку

Стоило мне понять, что любое церковное служение призвано помогать стремящемуся к обóжению человеку, как вся предстоящая работа стала казаться гораздо более интересной.

Изменились и мои представления о родительских обязанностях: прежде всего, я должна помочь своим детям открыть сердце навстречу Богу, помочь им стать ближе к Нему. Не важно, кто мы: родители, бабушки или дедушки, крестные или преподаватели воскресных школ, – любой человек может внести свой вклад в это замечательное дело – воспитание святых, может помочь нашим детям стать священными сосудами, наполненными Духом Святым.

После Крещения в святой Православной Церкви ребенок становится ее полноправным членом, а не младшим членом, который когда-нибудь вырастет в меру христианина. Дети – не «будущее Церкви»; они – Церковь сегодня и завтра, так же, как вы и я. Они уже вступили на свой духовный путь, и мы призваны направлять их на этом пути. По моему убеждению, с детьми необходимо вести содержательный плодотворный разговор, говорить с ними о вере во всей ее полноте. Для этого, прежде всего, надо «замедлить бег» и выслушать их.

Заботиться о самых беззащитных

Кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает (Мф. 18,5).

Господь не оставляет нас без награды, когда мы принимаем другого человека как своего ближнего, сотворенного по Его образу. Однако дети – это особая категория. Христос просит нас любить нищих, вдов и детей, т.е. просит нас заботиться о самых беззащитных в мире людях. Это естественно, ведь они нуждаются в бóльшей помощи. Однако не потому ли еще, что они не могут отплатить нам за наши труды? Одно дело – оказать услугу кому-то, кто вскоре сможет отблагодарить нас, и совсем другое – с великодушием и любовью принимать тех, кто никак не может поднять наш статус или отплатить за доброту – это и есть подлинная щедрость.

Иногда мы не знаем, что сказать или как завладеть воображением и сердцем детей. Нам остается молиться о вдохновении и вести с ними диалог. Бывает, что даже самые простые идеи тяжело выразить таким образом, чтобы они – дети – смогли извлечь из них пользу. К примеру, как объяснить им, что значит молиться?

Молитва – это общение с Богом

Бог желает общаться с нами, и наше общение происходит в молитве

Можно сказать, что молитва – это общение с Богом. Это детям понятно. Я люблю разговаривать с ребятами о Книге Бытия, об истории сотворения человека. Бог творит человека по образу Своему и затем беседует с ним. Он насаждает прекрасный сад, дабы человек наслаждался видом всевозможных дивных растений и животных. И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня (Быт. 3,8). Адам и Ева часто гуляли в раю вместе с Богом, наслаждаясь общением с Ним. Это было обычным делом! Молитва как раз дает нам возможность общения с Господом в прекрасном саду. Бог желает общаться с нами, и наше общение происходит в молитве.

Однако молитва – не то же самое, что беседа между людьми. Наши дети знают, что они произносят слова и задают вопросы. Так происходит общение. Однако Бог не отвечает посредством слов. Это может смутить и расстроить детей, так что они совсем забросят молитву, сочтя ее бесполезным занятием.

Образ «мягкого сердца»

Дети с легкостью воспринимают идею того, что у наших душ, как и у наших тел, есть сердце. Это не то сердце, которое бьется и направляет кровь в органы, а сердце, которое болит, когда мы чувствуем себя отвергнутыми или одинокими. Дети понимают, что значит жестокое или мягкое сердце, ведь при общении со сверстниками они замечают всё. Некоторые их ровесники жестокосердны, дразнят других и не сочувствуют тем, кому причинили боль. Другие добросердечны, ранимы и сопереживают тем, кому плохо.

Бог преобразует наши сердца, делая их из каменных «плотяными

Сердце можно смягчить. Бог дает нам всё потребное для этого: молитву, пост, богослужения, дела милосердия, служение и учение. Наши сердца преображаются, в том числе благодаря молитве. По мере того как мы всё больше времени проводим, осознавая присутствие Божие, Он преобразует наши сердца, делая их из каменных «плотяными».

Можно дать детям кусок глины. Они разомнут ее в своих теплых руках. Сначала глина жесткая и неподатливая, как и наши сердца, однако по мере того как мы разминаем ее, она становится мягкой и пластичной. Теплота Божиего присутствия смягчает наши грубые сердца. Однако стоит нам забросить молитву, как наши сердца, подобно глине, вновь становятся жесткими. Возобновление же молитвы вновь размягчает их.

Когда дети поймут и примут эту аналогию, мы можем объяснить им главное: мягкое сердце любит сильнее, чувствует острее и открывается шире навстречу любви, милосердию и слову Божиим. Если мы хотим гулять вместе с Господом в прекрасном саду, наши сердца должны быть мягкими, способными вместить слово Божие.

Это понятно, потому что Бог есть любовь и потому что мягкое сердце любит сильнее. Христос учит нас любить наших ближних как самих себя, и мягкое сердце способно сопереживать и чувствовать чужую боль как свою. Эта простая идея раскрывает смысл всех таинств и богослужений: мы проводим время в храме пред очами Божиими, дабы наши сердца смягчились, и мы смогли ощущать присутствие Господа и жить в Его любви.

Как научить детей понимать смысл и цель молитвы?

Наша задача – научить детей понимать смысл и цель молитвы и затем предоставить им возможность молиться самим, на собственном опыте почувствовать силу молитвы. Это должно происходить в семье. Преподаватели воскресной школы могут помочь родителям, в том числе практическими советами, в организации семейной молитвы. Многие семьи уже сейчас собираются вместе на совместную вечернюю молитву. Тем не менее не лишними могут оказаться несколько советов относительно того, как приобщить детей к молитве. Даже если в вашей семье уже есть определенная устоявшаяся традиция, возможно, вы захотите чем-то ее обогатить.

Как организовать семейную молитву

Когда? Для большинства семей самым разумным вариантом является совместная вечерняя молитва. Одни выбирают время сразу после ужина, другие – перед тем как дети ложатся спать. В такой большой семье, как наша (а у нас дети самых разных возрастов), определить подходящее время для совместной молитвы – задача нелегкая. Мы собираемся вместе для молитвы перед тем, как наш младший ребенок ложится спать, хотя старшие после этого могут бодрствовать еще несколько часов.

Где? Перед домашним иконостасом. Выделение особого небольшого пространства для молитвы – это прекрасная православная традиция. Подобно тому, как Христос готовит селения для нас в обители Своего Отца, мы готовим селение для Него в своем доме! В этом особом пространстве мы размещаем иконы (обязательно Иисуса Христа, Богородицы, а также иконы святых, особо почитаемых в нашей семье). Домашний иконостас можно дополнить столиком или полочкой, где будут находиться свечи, молитвословы и ладан. Многие создают красный угол в спальне родителей, так как это личное, сокровенное пространство. В моем же доме домашний иконостас устроен прямо у входной двери. Мне нравится, что я могу смело заявить: «В этом доме почитают Бога». Кроме того, нашей большой семье необходимо достаточно места, чтобы собрать на молитву пятерых детей и обоих родителей! Мне также нравится мысль о том, что дети могут подойти к иконам в любое время дня и ночи, никого не побеспокоив.

Обычно устройством домашнего иконостаса занимаются родители. Как же можно приобщить к этому делу детей? Было бы прекрасно, если бы дети могли сами выбрать некоторые из икон. Может быть, вы захотите разместить в красном углу иконы их небесных покровителей.

Можно составить список имен болящих, страждущих и усопших о Господе и позволить детям пополнять этот список. Так, когда кто-нибудь из их друзей заболеет или они узнают о чьей-то смерти, все члены семьи смогут вместе помолиться за того, кого ребенок внес в общий список.

Отдельного внимания заслуживает вопрос о молитвословах. Было бы хорошо иметь достаточно экземпляров для всех, чтобы дети держали книги в руках и следили за текстом. Если ваши дети любят читать, можно выбрать дополнительные молитвы – благодарственные, о болящих или об усопших – и позволить детям выбрать, какую молитву они хотели бы прочесть.

С Божией помощью, со временем и при повторении, наши дети запомнят некоторые из молитв, которые богатая православная традиция предлагает нам в качестве мудрого духовного руководства и воспитания в вере.

Молитвы учат нас правильному отношению к Господу и к жизни

Эти молитвы – не просто слова для общения с Богом. Они учат нас, как надо обращаться к Богу и относиться к трудностям и радостям. Они учат нас правильному отношению к Господу и к жизни, наставляя нас для благой жизни в Божией любви и Его мире. Молитвы, во всем их богатстве содержащиеся в нашем предании, одновременно передают наши мысли Богу и учат нас правильному отношению ко всему, что происходит в нашей жизни. Наша задача – приобщить детей к этому богатству, чтобы они, как и мы, смогли наслаждаться благами молитвы. Будем надеяться, что когда возникнут трудности, наши дети встретят их с молитвой.

Молитва помогает детям стать священными сосудами, наполненными любовью и милосердием Божиими, стать святыми, к чему призывает их Господь. Да послужат наши труды воспитанию праведников!

Священник Константин Зелинский: лабиринты детской молитвы

Раз­го­вор о дет­ской молитве – непро­стой. Молитва сама по себе мно­го­гранна. Несмотря на оби­лие книг о молитве, её про­сторы не изве­даны. И каж­дый пишу­щий о молитве пере­даёт лишь свой уни­каль­ный опыт обще­ния с Богом.

О дет­ской молитве и её осо­бен­но­стях рас­ска­зы­вает Свя­щен­ник Кон­стан­тин Зелинский.

Молитва – это тайна

«Ответ на вопрос «надо ли детям молиться?» будет одно­знач­ный: несо­мненно, молиться надо, нельзя не молиться! Но скры­тые под­вод­ные камни молитвы, пред­став­ля­ю­щие опре­де­лён­ные опас­но­сти для под­лин­ного бытия чело­века, должны нас настро­ить на осо­бое отно­ше­ние к молитве, на серьёз­ное её дела­ние, настро­ить и на осно­ва­тель­ное, дли­тель­ное и весьма дели­кат­ное обу­че­ние детей молитве, на вос­хож­де­ние к истин­ному обще­нию с Богом.

И не дай Бог нам, при всех внешне пра­виль­ных сло­вах и дей­ствиях, при вся­кой вер­ной аргу­мен­та­ции подать детям «камень вме­сто хлеба или змею вме­сто рыбы». (Помните: «Если между вами такой чело­век, кото­рый, когда сын его попро­сит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попро­сит рыбы, подал бы ему змею?» ( Мф. 7; 9–10 )).

Такая опас­ность суще­ствует. Ведь «…не дано преду­га­дать, как слово наше отзо­вётся» (Ф.И. Тют­чев), и даже «живя со стро­гою мора­лью и никому не делав в мире зла» (Н. Некра­сов), мы нередко «гру­стим от того, что добра в добре не видим» (Н.В. Гоголь).

Испол­няя строго все внеш­ние пред­пи­са­ния и пра­вила, мы порой не нахо­дим в молитве молитвы. Молитва – это тайна, и рас­крыть её посред­ством ана­ли­ти­че­ских инстру­мен­тов, сни­мая внеш­ние покровы, навер­ное, невозможно.

Ведь «при­рода не для всех очей покров свой тай­ный поды­мает» (Д.В. Вене­ви­ти­нов), и вся­кий раз, как только разум попы­та­ется силой про­ник­нуть в пота­ён­ные глу­бины, самое сокро­вен­ное ускольз­нёт от его черес­чур любо­пыт­ного взгляда.

К тайне должно быть осо­бое отно­ше­ние. Тайну мы познаем един­ственно через то, что мы сохра­няем тайну как тайну. Тайне мы тре­петно пред­стоим, в тайну мы осто­рожно вжи­ва­емся, при­гла­шая её лишь к собе­се­до­ва­нию и откровению.

Попро­буем и мы, бла­го­го­вейно созер­цая тайну, через созер­ца­ние рас­по­зна­вать, что есть молитва по сути своей.

Мольба, любовь и благодарность

В пер­вом при­бли­же­нии, как в прин­ципе мы при­выкли пони­мать, молитва есть обра­ще­ние к Богу, и не про­стое обра­ще­ние, а обра­ще­ние-просьба, про­ше­ние. Молитва – от слова молить, т.е. про­сить сми­ренно о чем-либо, про­сить покорно и усердно.

При этом молитва как мольба не обя­за­тельно обра­щена непо­сред­ственно к Богу. Молитва как мольба – это настой­чи­вое, горя­чее обра­ще­ние, упра­ши­ва­ние кого-нибудь о чём-либо: «Мамочка, ну купи мне эту игрушку, ну, пожа­луй­ста, купи!» Или «Бобик, бобик, иди сюда, иди ко мне!»

И даже просьба-тре­бо­ва­ние к самому себе: «Когда же я стану жить по-чело­ве­че­ски, когда же я возь­мусь за себя, ну-ка же (своё имя­рек), возьми себя в руки, выполни то, что надо выпол­нить! Давай, действуй!»

А зна­чит, можно молиться не только Богу, но и чело­веку, и любому живому суще­ству, и даже самому себе. Более того, мольба может быть обра­щена и в пустоту: «Когда же это всё закон­чится?» или «Я жажду, я хочу, да помо­гите мне кто-нибудь!» – может воз­гла­шать некто.

Пора­зи­тельно, что и Бог, а не только чело­век, может обра­щаться к кому-либо с мольбой.

Вспом­ните эпи­зод из притчи о блуд­ном сыне, где отец (образ Небес­ного Отца) «…моляше (умо­лял) стар­шего сына внити в дом» ( Лк. 15:28 ). Разве это не молитва?

Молитва – это не только просьба. В тол­ко­вом сло­варе В.Л. Даля молитва пред­став­лена как пока­я­ние, любовь и бла­го­дар­ность: «Молиться Богу, созна­вая ничто­же­ство своё перед Твор­цом, при­но­сить Ему пока­я­ние своё, любовь, бла­го­дар­ность и просьбы за будущее».

Тогда молитва – это и пока­ян­ный плач (вспом­ните “бла­жени пла­чущи, яко тии уте­шатся”), и бла­го­дар­ная радость, и само лико­ва­ние («разве вы нико­гда не читали: “из уст мла­ден­цев и груд­ных детей устроил хвалу”»).

Если обра­тить свой взор к эти­мо­ло­ги­че­скому ана­лизу, то можно обна­ру­жить допол­ни­тель­ные содер­жа­тель­ные грани молитвы. В слове молитва высве­чи­ва­ется и выяв­ля­ется пра­ко­рень “mъlv-” , озна­ча­ю­щий мол­вить, гово­рить и “mel-” как свя­зы­вать, соеди­нять. А “modliti” – это тоже молитва, изло­же­ние просьбы, адре­су­е­мой боже­ству, есть же и «сооб­щать», и даже «успо­ка­и­вать».

Мы обна­ру­жи­ваем, что молитва – это и осо­бая беседа, и важ­ное сооб­ще­ние, и свя­зу­ю­щая нить.

Мы пони­маем, что, пред­ста­вив эти харак­те­ри­стики молитвы, мы не сде­лали ника­кого откры­тия. Всё это давно известно в бого­сло­вии. Однако такое напо­ми­на­ние поз­во­ляет нам пере­ки­нуть мостик непо­сред­ственно к обу­че­нию детей молитве.

Молитва должна быть осмысленна

Сразу же необ­хо­димо отме­тить, что все дети раз­ные. И что одному даётся легко и радостно, для того дру­гому пред­стоит немало при­ло­жить усилий.

Мы научаем детей сло­вам молитвы, и одних эти слова вооду­шев­ляют, дру­гих же, наобо­рот, повер­гают в уныние.

Что глав­ное: про­сто слова (хотя от слова мно­гое зави­сит: от слов можно оправ­даться) или осо­бого рода пере­жи­ва­ния? Мы хотим, чтобы дети моли­лись Богу, но забы­ваем, что молитва рож­да­ется от любви (прп. Мака­рий Вели­кий).

Но вот вопрос: а учим ли мы детей любить, и любим ли по-насто­я­щему сами? Мы гово­рим, что молитва несёт в себе бла­го­да­ре­ние, но учим ли мы бла­го­да­рить сердечно?

Утвер­ждают, что молитва есть сла­во­сло­вие и хва­ле­ние, но даём ли мы опыт радост­ных неза­вист­ли­вых пере­жи­ва­ний за дру­гого и вос­торга Божьей красотой?

Именно такие чув­ства и пере­жи­ва­ния есть камен­ное осно­ва­ние молитвы, на кото­ром выстра­и­ва­ется креп­кий и кра­си­вый дом бла­го­че­стия. Не будет их (этих чувств и пере­жи­ва­ний), и тогда, когда пой­дёт дождь раз­вле­че­ний, разо­льются реки удо­воль­ствий, подует ветер недо­ве­рия, дом рух­нет, ибо построен был на песке эго­изма и себялюбия.

Ребе­нок – это чело­век, и всё в его жизни осмыс­ленно. Должна быть осмыс­ленна и молитва. Не может ребё­нок, кото­рый не чув­ствует греха, молиться о про­ще­нии гре­хов (это будет ложью).

Но ребё­нок явля­ется сви­де­те­лем мно­гих скор­бей люд­ских, и тогда он может воз­гла­шать из чув­ства жало­сти: «Гос­поди, поми­луй всех, всех, всех! Пусть все будут здо­ровы и пусть всех окру­жает радость. Спаси всех!»

Ребё­нок нередко чув­ствует опас­но­сти, чего-то боится, и тогда он может про­сто обра­титься: «Гос­поди, поми­луй, Гос­поди, защити меня!» или «Ангел Божий, Ангел мой, будь, пожа­луй­ста, со мной!»

Не надо пугаться того, что пер­вые молитвы про­из­но­сятся сво­ими сло­вами. Конечно же, это не выс­шая сте­пень молитвы, это не молит­вен­ные про­из­ве­де­ния Васи­лия Вели­кого или Иоанна Дамас­кина, однако мы не дадим читать, напри­мер, роман Ф. М. Досто­ев­ского «Пре­ступ­ле­ние и нака­за­ние» несмыш­лё­ному дитяте.

Да и взрос­лый, не под­го­тов­лен­ный к вос­при­я­тию, вряд ли может его оси­лить. Но только тогда, когда под­рас­тёт, когда овла­деет сло­вом и осо­быми пере­жи­ва­ни­ями, тогда роман откроет бога­тей­ший мир.

Так и с молит­вой – надо идти от про­стых, но осмыс­лен­ных слов к вели­ким молит­вен­ным возношениям.

Принцип постепенности

Молитвы свя­тых – это скон­цен­три­ро­ван­ный опыт их глу­бо­ких раз­ду­мий и пере­жи­ва­ний, это вер­шина горы, на кото­рой откры­ва­ются без­мер­ные про­сторы. И на эту гору они вхо­дили постепенно.

Посте­пенно на эту гору должны вхо­дить и наши дети. Именно посте­пенно. Однако молитвы вели­ких свя­тых должны зву­чать в доме, зву­чать из уст взрос­лых. Чут­кое ухо детей должно улав­ли­вать молит­вен­ные про­из­ве­де­ния св. Гри­го­рия Бого­слова, св. Мака­рия Вели­кого, св. Петра Студийского.

Как для вос­пи­та­ния музы­канта необ­хо­димо запол­не­ние про­стран­ства бытия ребёнка музы­кой, так и для овла­де­ния под­лин­ной молит­вой необ­хо­димо её слу­ша­ние с ран­него дет­ства. И тогда молитва откро­ется во всей своей пол­ноте: радо­сти, надежде и любви.

Ведь молитва, по слову прп. Мака­рия, от любви, любовь от радо­сти, радость от кра­соты, кра­сота от сми­ре­ния, сми­ре­ние от слу­же­ния, слу­же­ние от надежды, надежда от веры, вера от послу­ша­ния, послу­ша­ние от про­стоты. Вот путь дости­же­ния истин­ной молитвы. Путь, кото­рый надо пройти неспешно, с бла­го­го­ве­нием, тре­пе­том и радо­стью, не тре­буя сию­ми­нут­ного результата».

«Взрослые застыли в благополучии». Почему детская молитва сильнее

Несколько лет назад в одном храме произошел интересный случай. На Литургии, незадолго до Великого входа, служащий священник внезапно повернулся к мальчикам-алтарникам и спросил их:

— Дети! А вы молитесь за меня?

Ребята удивленно переглянулись, а затем заговорили хором:

— Батюшка, вы про нас? Да ведь это вы — священник! Вы за нас молитесь.

Ответили — и замолчали, недоумевая о таком странном, неожиданном вопросе. А священник после неловкой паузы вздохнул и сказал:

— Конечно, я батюшка. Но вы — дети, и ваши чистые молитвы доходят до Бога. Поэтому — молитесь обо мне!

Этот интересный диалог в обычном приходском храме не только умиляет, но и заставляет задуматься. Почему? Потому что мы — взрослые, серьезные люди — находимся порой в состоянии прелести. Застыв в своем «стабильном», благополучном состоянии (разумеется, в собственных глазах), мы забываем о том, что у маленьких детей — чистая, ангельская душа, и смотрим на них в храме свысока, со снисхождением, а то и с откровенным пренебрежением. Они тут, рядом, растут на глазах, взмахом крылышек принося особую атмосферу, особый колорит в нашу церковную жизнь — и мы настолько привыкли к их присутствию в храме и трогательным попыткам помочь в богослужении, что уже не ценим это.

Вспомним, как любил детей Спаситель! Они окружали Его толпой, и Он благословлял их, возлагая руки, и всегда радовался их трогательному, неповторимому присутствию в Его служении Богу и людям.

Господь общался с детьми не как Учитель и Наставник, но как Друг — так же тепло, ласково и искренне.

Более того, Он ставил их в пример нам, взрослым, — равнодушным, теплохладным, постоянно колеблющимся, что выбрать — жизнь земную или Царство Небесное, Бога или кесаря.

Читайте также  Молитва как избавиться от долгов и кредитов молитва

В православных храмах и у католиков очень часто можно встретить изображение Христа в окружении детей. Господь сидит на камне, а дети обступили Его толпой, трогательно положив ручки к Нему на колени, прижавшись со всех сторон, и Он беседует с ними, излучая удивительную любовь — любовь Бога и Человека. Об этом свидетельствует и святое Евангелие: «Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им. Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Лк. 18:15-16). Мало того: Господь учил приходивших к Нему взрослых быть как дети , потому что детская душа чиста и невинна: « Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Лк. 18:17). Потому что Бог слышит молитву чистых сердцем — то есть тех, кто очистился от налета из себялюбия, гордости и самодовольства. И особенно приятны Ему молитвы детей, ибо их душ еще не коснулось зло этого мира.

Фото: Анна Гальперина

Жития некоторых святых также показывают нам примеры необычайно теплого и ласкового отношения угодников Божиих к детям. Эти подвижники — истинные друзья Христа — говорили с детьми на их чистом языке, освящая маленькие сердца изумительным духовным светом. А взрослым паломникам, приходившим за советом, эти святые люди напоминали о том, что дети находятся под особым покровительством Бога, ибо всем сердцем, со всей полнотой они пребывают в радости Его любви. Просвещенные Богом угодники видели, что малыши в своей близости Престолу Господню сродни цветам в райском саду, радостно устремляющимся к Преблагому Свету.

В нашей церкви есть удивительный святой, чью память мы отмечаем 26 ноября (в России 9 декабря — Прим.перевод .), — Стилиан Пафлагонский. При жизни этот угодник, будучи отшельником, тем не менее много покровительствовал маленьким детям, защищая их и исцеляя, поэтому и на иконах его всегда изображают с детьми.

Да и наша церковная традиция испокон веков сохраняет особое, доброе и трогательное отношение к детям.

Маленькие мальчики могут участвовать в богослужении, помогая в алтаре, а кроме того, каждому ребенку до достижения семилетнего возраста позволительно причащаться Страшных Христовых Таин без исповеди и поста, что является великой привилегией в сравнении с отношением ко взрослым причастникам.

Великий святой ХХ века, Паисий Святогорец, говорил так: «По молитвам маленьких детей могут случаться чудеса, потому что нет молитвы сильнее, чем детская» («Поучения»). Удивительная сила детской молитвы возможна потому, что сердце ребенка чисто, как чисты и все его чувства, не запятнанные еще скверной нашего мира, мира взрослых людей.

Господи, просвети нас и помоги нам быть как дети, чтобы мы сподобились стяжать чистоту их веры, светлость ума и тем самым стать Твоими друзьями!

Вдохни в нас благодатные силы — светить Твоим светом, озаряя всех чистотой, радующей Тебя и Твоих угодников!

Перевод Елизаветы Терентьевой для «Правмира»

О детской молитве

Своими мыслями о том, как учить молиться самых маленьких, делится священник Игорь Степанченко, настоятель Борисо-Глебского храма города Часов-Яр на Донбассе − отец четырёх детей, педагог по образованию, пять лет проработавший в общеобразовательной школе.

Обучение молитве начинается в утробе матери

Отец Игорь, с какого возраста нужно начинать учить детей молитве? И с чего, собственно, начинать?

− Зачатие ребёнка − это уже рождение новой жизни в утробе материнской. Новая жизнь начинается только по благословению и воле Божией. А значит, если православная мама молится дома, ходит в храм Божий, старается по мере возможности своего положения поститься во славу Божию − тогда этот маленький ребёночек уже начинает учиться молитве, посту. Когда мама готовится ко причастию, исповедуется, в какой-то мере малыш тоже участвует во всём этом. Он присутствует с ней на богослужении: слышит песнопения, удары колокола, евангельское слово. В какой-то степени он тренируется и в молитве.

После рождения он становится субъектом, самостоятельной частью Церкви, и когда мама молится рядом с ним, молится во время его кормления, ребёнок тоже всё воспринимает и учится молитве с молоком матери в прямом смысле этого слова. И потому, когда мама настраивается на молитву, ребёнок тоже участвует в ней, общаясь с Господом. Ведь в молитве мы собеседуем с Богом. Он не где-то в сторонке − Он в нас, так как Сам говорит: «Ваше тело есть храм Божий, в котором содержится благодать Духа Святаго».

После рождения и крещения ребёнка православные родители, крёстные приносят его ко причастию Тела и Крови Христовых, и всё это − комплекс учёбы, духовного возрастания в молитве и в посте. Ведь пост распространяется и на младенцев, когда по мере возрастания они на всё большее время остаются без еды перед причастием. Сначала это час − чтобы грудничок не срыгивал, а после время увеличивается. С возрастанием ребёнка усугубляется аскетичность его поста, и к семи годам маленький человек уже готов причащаться натощак − ему это не сложно.

От азов к более сложному

Когда ребёнок подрос, какой молитве его учить − каноническим текстам или, как говорится, «от себя», то есть своими словами?

− Если всё происходит так, как мы говорили, и ребёнок становится соучастником духовной жизни мамы, то каноническую молитву он слышит постоянно. Пусть краткую − Иисусову молитву, «Богородице Дево, радуйся!» или правило Серафима Саровского. Даже если ребёнок будет слышать молитвы в кратком объёме, он запомнит их.

Если учить молитве от сердца, «от себя», то в любом случае мы придём к такому времени, когда ребёнка придётся научить и канонической молитве. На мой взгляд, учить нужно канонической молитве, а потом уже, когда он освоит азы, можно учить тому, как произнести немногословную молитву от сердца. Лучше идти от фундамента — канонической молитвы.

На крепком фундаменте

Некоторые родители могут возразить: ведь дети могут не понимать слов канонической молитвы, и тогда будут молиться автоматически.

− В этом случае можно прибегнуть к комплексному изучению. Пусть в жизни малыша присутствуют краткие молитвы. «Господи, помилуй моих близких и родных!» − помолится малыш и перечислит маму, папу, брата, сестру. Но наряду с молитвой от сердца должна присутствовать и молитва каноническая, которая будет цементировать наши духовные начинания, чтобы они были более крепкими, более глубокими − это каноничность даёт сама по себе.

Молитве нужно учиться всюду

Если родители не молились с момента зачатия чада − например, позже воцерковились, − как и где ребёнку лучше учиться молитве? В храме? Или дома? Или, может быть, лучше это отдать профессионалам — учителям воскресной школы?

− И дома, и в церкви, и в воскресной школе! Это тот комплекс, который будет давать полноту познания православной веры и молитвы. Нельзя обойтись только какой-то одной молитвой — домашней или церковной. Все эти моменты дополняют один другой и не являются взаимоисключающими. Молясь дома с родителями (утром, вечером, перед едой и после, перед началом и после окончания дела), прибегая к соборной молитве в церкви, молясь в школе воскресной, ребёнок учится всю свою жизнь наполнять молитвой. Всё это даст свои навыки, свои плоды.

Как молиться в школе?

Отец Игорь, что Вы как опытный родитель посоветуете родителям православных школьников − как ориентировать детей в светской школе? Допустим, ребёнок привык молиться перед едой и после, но в общественной столовой он смущается делать это.

− Нужно учитывать общество, в котором учится ребёнок: как класс относится к таким вещам, учителя. Если есть возможность, если классный руководитель воцерковлён, а в классе есть контингент детей, которые ходят в храм, − почему нет?

А если единомышленников нет, молитва должна быть совершена однозначно, но сделать это нужно про себя.

Важное правило маленького человека

С какой интенсивностью нужно увеличивать детское молитвенное правило?

− Вообще, детское правило самое простое. На мой взгляд, его не надо увеличивать, главное − чтобы оно было систематичным и регулярным.

А что должно его составлять? Какие молитвы?

− Как правило, это должны быть краткие молитвы. Сейчас доступен большой объём детской духовной литературы, в частности, детские молитвословы, на которые можно ориентироваться. Также есть детские Библии, Евангелия, послания апостолов, жития святых, адаптированные для разного возраста − всё это можно изучать с детками. Главное, чтобы это было систематично и регулярно, что обеспечит духовную дисциплину, без которой движение вперёд любого человека − маленького или взрослого − невозможно.

Нужно смотреть и на ребёнка − сколько он способен выстоять на молитве. Один может постоять, другому нужно сидеть, один выдержит пять минут − и его внимание рассеивается, другой в том же возрасте выдержит десять-пятнадцать минут молитвы. Важно учитывать особенности психики, характера ребёнка. Ни в коем случае не должно быть крайностей.

Нельзя переусердствовать, но и слишком лояльное отношение тоже неполезно. Нужно найти такую середину, при которой ребёнку будет не тяжело и интересно. Важно, чтобы ребёнок потрудился, ведь в духовном делании понуждать себя необходимо. К этому мы должны стараться приучать своих детей, это нужно им разъяснять. Очень важно рассказать, зачем и кому нужна молитва, что для нашего блага, спасения важно молиться Богу − Тому, Кто нас создал (в этом случае можно обратиться к детской Библии или Закону Божию).

Не принуждением, а наставлением

То есть если ребёнку не интересно, не хочется молиться − нужно не настаивать, но стараться привести его к пониманию необходимости молитвы?

— Да, нужно создать ему такие условия, когда он хоть пять минут будет участвовать в молитве. Беседы, рассказы, чтение детской духовной литературы, которая сейчас не только доступна, но и очень грамотно составлена и красочно оформлена — всё это средства. Просто посмотреть картинки — это уже возможность привлечь внимание. А заинтересовав картинкой, можно уже рассказать что-то необходимое для ребёнка. Например, сейчас появилось много книжек с детскими стихами, которые учат основам православия, и родители могут не «читать лекции», а прочитать рифмованные строчки, что детям нравится гораздо больше.

Так что в этом отношении, как и в любой области педагогики, должен быть элемент игры, творческий подход. Например, не хочет ребёнок читать «Отче наш». Мы почитаем с ним православную книжку, посмотрим в ней картинки, поговорим об этой молитве − разве не лучше поступить так, чем через слёзы и конфликты поставить малыша на молитву? В этом вопросе важно не переусердствовать, не перегнуть палку, не сломать, ведь потом так сложно будет выровнять все эти перекосы!

Вообще, было бы замечательно, если бы родители относились творчески ко всем сферам детской жизни: выполнению уроков, навыкам труда. Беседа, разъяснение, игра всегда лучше принуждения.

В поисках золотой середины

Есть родители, которые очень любят длительное молитвенное правило и активно привлекают к этому детей. Как вы считаете, где грань разумного в этом вопросе?

− Как уже было сказано, задача родителей − найти золотую середину, которая будет оптимальной и наиболее радостной для ребёнка. Мы, взрослые, молимся в соответствии со своими духовными возможностями. А они дети, они только становятся на этот путь, наша задача − укрепить их, но не сломать. Не нужно возлагать наши труды на детские плечи — это будет перебор, крайность, ничего общего с золотой серединой не имеющая. По мере возрастания можно пытаться привлекать их к своему молитвенному правилу. Но опять же: нужно смотреть на способности. Нельзя дать двоечнику задание отличника, как и наоборот. К этим вопросам нужно подходить очень мудро, ни в коем случае не уравнивая детей между собой.

Возможно, будет удобно какие-то правила вычитывать только ребёнку, а за какие-то браться вместе.

Молитва и научение

Чему нужно учить ребёнка, кроме молитвы? Я имею в виду духовную почву, базу, которая должна быть у маленького христианина.

− Закон Божий для детей. Без знания Закона Божия невозможно духовно развивать ребёнка. Необходимо изучать историю православия, нашей Церкви. Важно читать Библию для детей, Евангелие для детей. Думаю, это чтение будет полезно и родителям.

Беседовала Екатерина Щербакова

Православная Жизнь

Как учить ребёнка молитве? Как объяснить её смысл и необходимость? Что нужно знать родителям, прежде чем начинать об этом разговор? Как говорить о молитве с малышом — и как с подростком?

Что важнее?

Прежде чем объяснять что-то ребёнку, родители сами должны понять предмет обсуждения. Если речь об отношении квадрата гипотенузы к квадратам катетов, надо изучить теорему Пифагора, и тогда всё получится. Если родители не имеют нужных знаний, их нужно приобрести: вспомнить теорию, почитать учебник. То же касается молитвы: если у папы и мамы нет навыка, они вряд ли что-то смогут объяснить ребёнку. В этом случае родителям сначала придётся научиться молиться самим, а потом уже общаться на эту тему с детьми, ведь молитва настолько важна в жизни человека, что разговор о ней кому-то чужому не поручишь. Можно попросить человека со стороны научить малыша ходить, но чтобы учить любви, доброте, молитве — нужен родитель.

Главное, что должны понимать родители — это важность молитвы в жизни человека. В реальности же нередко приходится видеть, что она находится в лучшем случае во втором десятке жизненных навыков, которым надо обучить ребёнка. Прежде всего нужно сделать, чтобы ему было тепло, сытно, комфортно, а молитва — это когда-то потом. Но если смотреть на жизнь с точки зрения христианской, то мы поймём, что молитва — едва ли самое важное, чему нужно учить ребёнка. Как говорится в одной притче, молитва и труд — это два весла, благодаря которым движется лодка человеческой жизни. Если одного из них не хватает, лодка не сможет плыть вперёд, а будет кружиться на одном месте. Когда мы это осознаем, нам станет понятно, почему молитва — это главное, чему мы должны научить своих детей. Более того: тогда нам будет легче их к ней приучать.

Молиться — это трудно? Или прекрасно?

Также родителям нужно понять, в чём, собственно, заключается молитва. Для многих она чаще всего связана со всевозможными трудностями: нужно проговаривать какие-то непонятные слова, долго стоять, тратить на неё много времени в неудобное время суток — утром, когда спешишь, или вечером, когда нет ни на что сил. Как правило, молиться людям не хочется. Но мы попробуем изменить всё это для себя, а потом объясним ребенку, как это прекрасно — молиться.

Что для маленького человека прекрасно? — общаться с мамой и папой, с теми, кто ему близок и кто его любит. С этого и начнём объяснять, что такое молитва. «Вот мы с тобой сейчас говорим — это разговор между людьми. А если человек обращается к Богу — это молитва».

Важно говорить с ребёнком тогда, когда вам вместе хорошо — а не когда вы включаете режим «родитель»: пришёл папа с работы, полежал на диване, глядь — есть свободные полчаса до футбола. Вот он и включает режим родителя: «Сын, неси-ка дневник! Что там в школе у вас? А ты молился сегодня? Нет? Ты разве не знаешь, что надо молиться каждый день? А ну, давай, бери молитвослов, читай молитву!» А сам лежит, посматривает, сколько минут до футбола осталось. Это же ужас! Так нельзя ни в коем случае! Если родитель заставляет молиться ребёнка, но не молится сам, он просто убивает в нём веру. Его потом от слова «храм» будет в дрожь бросать.

Одна мама как-то спросила у меня: «Как мне заставить моего ребёнка молиться?» Меня даже в жар кинуло. Слова «заставить» и «молиться» несопоставимы, такого словосочетания нет. Как можно заставить молиться? Может ли ребёнок признаваться в любви тому, кого не любит? Даже если его пытать — он, возможно, признается, но потом непременно отречётся от своих слов.

Приобщать с момента беременности

Ребёнка нужно медленно, с любовью вводить в общение с Господом. Начинать приучать его к этому нужно, когда он ещё в материнской утробе находится. Мама, ожидающая малыша, может сесть перед иконами и попросить: «Господи, помоги!», «Господи, благослови моё чадо!» Это будут первые уроки молитвы для малыша. То же касается и причастия будущей мамы: младенец чувствует действие благодати.

Новорождённого можно подносить к иконам, молиться рядом с ним. Подрастая, он будет видеть святые образа, маму, которая что-то передними шепчет. И это тоже будут уроки молитвы. Однажды родители увидят, что малыш стоит перед иконами и что-то своё говорит. Может, он ещё не понимает, что именно надо говорить, но для него молитва становится естественной составляющей жизни. Конечно, роль мамы в этом вопросе очень важна. Сразу же скажу: не надо требовать от себя невыполнимого! Дети — это большой труд, а если их двое или трое — тем более. Не надо корить себя, что не вычитала правило или не сделала положенное число поклонов в пост. Молитва — это совсем другое: это разговор человека со своим Творцом, Который его любит, попытка выразить нашу любовь к Нему. Душа человеческая жаждет молитвы, и душа ребёнка — тоже. С самого раннего возраста он будет впитывать всё то, чему вы его учите своими поступками, своей жизнью.

Не спеша, терпеливо, с любовью

Малыш подрастает, и можно купить ему иллюстрированный детский молитвослов — они сейчас очень красивые, красочные. Сначала надо привлечь внимание: «Посмотри, какая красивая книжечка! Давай-ка её порассматриваем!» Никаких: «Вот тебе молитвослов, будешь молиться!» Наша задача — увлечь, расположить. Пусть просто подержит в руках, полистает, картинки рассмотрит. Подходите к ребёнку, когда он не занят. Если же смотрит любимый мультфильм, увлечён игрой, рисует — не отрывайте его. Вот он посмотрел, внимание начало угасать, отвлёкся — всё, оставьте его. Знакомить ребёнка с молитвой надо дозированно.

Следующий этап — показываете, кто изображён в молитвослове: вот Иисус Христос, вот Богородица, вот твой друг — Ангел-хранитель. Когда ребёнок запомнит, кто есть кто, можно учить его первым, самым коротеньким молитвам: «Господи, помилуй!», «Господи, помоги!», «Слава Тебе, Боже!». Когда он научится читать, можно выучить с ним первые молитвы — «Отче Наш» и «Богородице Дево, радуйся» — возможно, он их сам прочтёт. Главное — не спешить.

Очень важно не навязывать ребёнку большие объёмы молитв. Сколько есть прекрасных коротеньких молитв, которыми мы почему-то пренебрегаем! Многим по душе несколько акафистов вычитать, а короткие молитвы — это «несерьёзно». Но ведь лучше произнести пять слов, которые понимаешь, чем сто непонятных! Да, христианину надо молиться постоянно — но не бесконечные акафисты вычитывать, а обращаться к Богу с благодарностью или с просьбой о помощи в своих нуждах. Это надо донести и ребёнку. «Вот ты идёшь в школу, боишься перед контрольной — попроси Бога и Богородицу помочь тебе! Скажи: „Господи, помоги!“, „Пресвятая Богородица, вразуми“ — и ничего не бойся!» Пусть он знает, что это и есть молитва — а не слова, которых он не понимает.

Не рисуйте образ Бога тёмными красками

Нужно идти от простого к сложному. Помните, как мы учились писать по прописям? Сначала палочки, крючки, после их же под наклоном — и потом уже буквы. Затем писали слоги, составляли из них самые простые слова — и лишь спустя долгое время начинали писать сочинения и диктанты. А в молитве мы, по сути, не умеющего палочки писать ребёнка заставляем браться за сочинение. Так нельзя!

В обучении молитве надо руководствоваться любовью, собственным примером, терпением. Ни в коем случае не давить, только направлять. И душа, которая по природе христианка, обязательно встретится со своим Творцом. Главное — чтобы мы не нарисовали Его образ тёмными красками. Как это? Приведу пример.

Приходит мама и говорит: «Мне надо ребёнка причастить. Мы с ним неделю постились, вечерние и утренние молитвы вычитывали, и каноны тоже — мы всё правильно сделали?» Я смотрю на неё с ужасом: «Да вы что? Так ведь нельзя!» Потому что — представьте: вы говорите ребенку, что идёте встретиться с Богом, Который любит его больше всех на свете. Только перед встречей с Ним надо неделю не есть, всё бросить и слушать непонятные слова. Конечно, ребёнок этого не понимает — потому что в его представлении любовь проявляется совсем иначе. Он думает, что любовь — это как День рождения, когда ему дарят подарки, целуют и обнимают. В итоге к причастию он подходит съёженный, испуганный — потому что оно для него с любовью Божьей никак не связано. А если его учить с рождения, что Бог его любит, ждёт, радуется ему — насколько иным будет его отношение к храму, молитве, причастию!

Читайте также  Молитва об выздоровление

Как быть с подростками?

В конце августа мы служим молебен перед началом учебного года, и все мамы и бабушки уверены, что надо в это день ребёнка причастить. Заталкивают в храм этих несчастных детей, которые не понимают, за что им всё это. Священник видит: ребёнок испуган, ему в храме некомфортно, вокруг непонятно настроенные люди, которые тоже в храме первый или второй раз. Как ему быть? Ведь такое поведение только отбивает у детей желание ходить в храм. Раньше дети с рождения знали, что такое церковная жизнь. Сейчас многие попадают в храмы лет в десять, а то и в двенадцать. И объяснить такому ребёнку, зачем нужно молиться и причащаться, очень сложно. Поэтому, объясняя детям необходимость молитвы, надо учитывать их возраст и образ жизни семьи.

У подростка уже есть накопленный опыт, жизненные приоритеты, взгляды. Чтобы разъяснить ему такие важные вещи, как отношения с Богом, вера, молитва, надо иметь большой личностный авторитет, потому что юные максималисты очень тонко чувствуют фальшь и лицемерие. Те, кому больше двадцати, всё уже не так остро ощущают, а вот молодёжь помладше очень чуткая. Если им говорить, что надо молиться, а в словах ваших не будет радости, они не будут молиться. Когда-то мне попались такие слова: если ты не видишь в глазах твоего собеседника сияния вечной жизни, тебе трудно будет стать христианином после общения с ним.

Какой молитве мы учим?

Если родители сами не знают, зачем молиться, они не смогут ничего объяснить своим детям. Если молитва для папы и мамы сводится к вычитыванию, если они не знают, что такое диалог с Богом — наши рекомендации не будут иметь никакого смысла. Я воцерковлялся поздно, лет в двадцать пять, и хорошо помню, что молитва понималась тогда исключительно как чтение молитвослова. Говоришь молитва — подразумеваешь молитвослов или акафист. Надо этот стереотип менять. Молитвослов — не необходимость для молитвы. Молитва — это движение души. «От избытка сердца говорят уста» (Мф. 12:34). Если есть в сердце эта полнота — ты не сможешь не хвалить Творца, не можешь не молиться.

Многие молитвы были составлены святыми не для читателей, а для себя — они умели выразить свои любовь и восторг особенно, поэтически. За ними эти удивительные слова записывали другие люди, но изначально это было личное переживание человека, очень искреннее и интимное. Святые вряд ли предполагали, что мы, их потомки, эти слова будем употреблять как какую-то повинность, «обязаловку». Это не значит, что молиться по молитвослову не надо — нет, просто нужно выстроить свои личные отношения с Богом. Приведу такой пример: если молодой человек захочет признаться в любви девушке и прочтёт ей стихи известного поэта, это будет странно — потому что, как ни крути, это слова Пушкина, а не его собственные. А в такой важный момент лучше выразить свои чувства своими словами. Пусть они будут намного проще и не так гармонично оформлены, но он скорее донесёт их до сердца возлюбленной.

Как прекрасно, когда между человеком и Отцом Небесным выстраиваются сыновне-отцовские отношения, когда рождается любовь, в которой человек растворяется. Вот об этом надо говорить нашим детям. Надо делиться с ними нашей радостью. Порой молитва даже не требует слов. Бывает, что сердце наполняет такая полнота, что и слов не найти — так хорошо. А когда говорят, что для обретения этого чувства нужны двадцать поклонов и три акафиста — мне это совершенно непонятно.

Зачем Богу моя молитва?

Я бы этот вопрос изменил на «зачем мне молитва?». Мы существа, которые созданы для счастья и любви. Нас окружает всё прекрасное — солнце, луна, небо, дождь, цветы, прекрасные лица людей. Всё это нам дано для наслаждения. И молитва тоже — величайшее наслаждение, только не все это знают. Можно спросить у ребёнка: «Зачем ты ешь мороженое?» — «Потому что вкусно!» — ответит он. «Да, это вкусно. Это приносит тебе радость и удовольствие. Вот и молитва — тоже удовольствие: представь, ведь мы говорим с самим Богом — с Тем, Кто любит нас больше всего на свете. И Ему приятно это общение, потому что Он видит ответ на Свою любовь». Господь и общение с Ним — главная радость нашей жизни, и если человек не испытывает её — ему нужно найти свой путь к ней.

Я считаю, что первая задача родителей — показать детям, что молитва — это главная радость в нашей жизни. Христианин — это самый радостный человек. Да, есть скорби, сложности, но всё это внешнее. Главное — это счастье, которое наполняет сердце, когда обращаешься к Богу, это Его правда, Его реальное присутствие в нашей жизни. Всё, что связано с Богом — посещение храма, причастие, молитва — должно быть растворено радостью, ведь она — один из основных даров Духа Святого. Если мы, христиане, не испытываем радость от того, что делаем — то грош нам цена в базарный день. Мы, родители, должны своей радостью заражать детей — тогда не придётся объяснять им, зачем нужна молитва. Они должны захотеть быть такими же радостными, как мы. Именно об этом говорил святой Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя». Люди шли за апостолами, потому что видели в них этот дух — дух любви и радости.

Так что молиться нужно чтобы жить, испытывать радость, любить, благодарить. Чтобы быть полноценным человеком. Дай Бог нам донести это до своих детей!

Детям о православии: 5 вопросов о молитве

Зачем нужно молиться? Почему Бог не слышит молитву? Какая молитва самая главная? О том, как на эти и другие вопросы ответить ребенку, вы узнаете, прочитав книгу «Детям о Православии. О молитве» . Делимся отрывками из нее!

1. Зачем нужно молиться?

Когда я учился в семинарии (так называется школа будущих священников), то должен был вместе с другими студентами молиться утром и вечером. Помню, как некоторые из нас жаловались. Говорили: «Как так? Нельзя молиться по расписанию!»

Меня этот вопрос тоже мучил. И я спросил одного старого священника, что он думает о молитве по расписанию? Ответ меня удивил. Тот батюшка сказал, что молитва не должна быть в тягость. Пусть она станет похожа на разговор с родителями, по которым соскучился. Помню, что в семинарии я каждый день звонил домой — в одно и то же время, как раз по расписанию. Но это и мне, и маме было только в радость. С того момента молитва для меня тоже стала «звонком» — Отцу Небесному — и перестала быть обузой.

«Если ты сам не слышишь своей молитвы (по рассеянности), как же ты хочешь, чтобы Бог услышал её?» Святитель Иоанн Златоуст

2. Какая молитва самая главная?

Наверное, тебе это вопрос покажется странным. Но представляешь, существует молитва, автором которой является не человек, а Сам Бог. Молитва эта называется по первым своим словам — «Отче наш. ». Её впервые произнёс Спаситель Иисус Христос по просьбе Своих учеников — апостолов. Апостолы были простыми рыбаками, людьми не слишком образованными. Им хотелось узнать, как правильно обращаться к Богу. И вот Христос дал им молитву. Она начинается с удивительного выражения — «Отец наш». До Христа никто из людей не смел называть Бога Отцом. Спаситель открыл людям, что Господь любит их совсем как отец. Поэтому и называть Его нужно именно так — «Отче наш», или «наш Отец».

У одного юноши спросили: «Как ты думаешь, есть на свете такая молитва, которая была бы важнее и нужнее других?» — «Конечно, есть! — не задумываясь, ответил тот. — Это молитва, которой научил людей Сам Господь: «Отче наш»». — «Какие же слова тут важнее других?» — «Да будет воля Твоя». — «Отчего ты так думаешь?» — «Оттого что никогда не знает человек, что для него лучше, что полезнее. Поэтому мы и просим, чтобы воля Господа была и на Небесах, и с человеком на земле».

3. Когда Бог не слышит молитву?

Случается, что Бог не слышит молитву человека. Так происходит не потому, что Господь упрямится или у Него на нас не хватает времени. Совсем нет. Бог не отвечает на молитву, если мы на кого-то злимся и не хотим этого человека простить. Помнишь, мы выяснили — молитва произносится не только губами, ртом. Прежде всего, она идёт из сердца. Как ты думаешь, сможет ли сердце, охваченное обидой, хорошо молиться? Приятно ли Богу разговаривать с таким сердцем? Чтобы Господь слышал нашу молитву, нам надо жить в мире с собой и окружающими людьми. Учиться прощать и не держать зла. Тогда и с Богом общение прерываться не будет.

Один монах был кем-то сильно обижен. Он пришёл к старцу и сказал: «Меня обидел один человек, и я хочу отомстить за себя». Старец отвечал ему: «Нет, сын мой, пусть Бог Сам всё рассудит. А ты прости своего обидчика». Но монах никак не мог успокоиться. Тогда старец сказал: «Давай помолимся Богу вместе». Во время молитвы старец начал говорить вслух: «Боже! Ты больше нам не нужен. Мы сами станем судить людей и мстить им за обиды!» Услышав это, монах испугался. Он понял свою ошибку и сказал: «Прости меня! Бог для меня дороже всего. Если нужно выбирать между Господом и местью, то я прощу своего обидчика. И не буду мстить за себя».

4. Где лучше молиться — дома или в храме?

Помнишь, мы говорили, что молитва — это разговор. Разговор человека с Богом. Как ты прекрасно понимаешь, общаться с кем-то можно по-разному. Например, ты решил поговорить с другом. Ты можешь позвонить ему по телефону, а можешь пойти к нему в гости. По телефону слышен будет только голос человека, а при личной встрече общение будет совсем другим. Более полным и цельным. Так и в молитве. Конечно, Господь с радостью слушает домашние молитвы, но ещё с большей радостью принимает всех нас в гости, когда мы приходим в храм. Храм ведь — это дом Бога. Там Его присутствие ощущается яснее всего. Поэтому обязательно молись дома (утром и вечером), но и в храм не забывай приходить. Господь приглашает тебя в гости.

Рыбак перевозил на лодке человека. Пассажир увидел, что на одном весле написано «молись», а на другом — «трудись». «Зачем это?» — спросил он. «Для памяти, — ответил рыбак. — Чтобы не забыть, что надо молиться и трудиться». — «Ну, трудиться, понятно, всем надо, а вот молиться. это не обязательно. Никому это не нужно, зачем терять время на молитву?» — «Не нужно?» — спросил рыбак и вытащил из воды весло с надписью «молись», а сам стал грести одним веслом. Лодка закружилась на месте. «Вот видишь, какой труд без молитвы. На одном месте кружимся и никакого движения вперёд».

5. Литургия — общая молитва

Есть такая молитва, которую нельзя произносить одному. Когда Христос жил в нашем мире, Он оставил Своим ученикам-апостолам задание. Спаситель попросил их молиться вместе и вспоминать о Его жизни и смерти. Эта общая молитва со временем стала целым богослужением. Называется оно литургия. Это слово греческое и переводится на русский язык так: «общее дело». На литургии священник молится вместе со своими прихожанами. Вместе они вспоминают подвиг Христа. Во время литургии совершается главное таинство Церкви — Святое Причастие, когда хлеб и вино таинственным образом становятся Телом и Кровью Христовыми. Это чудо происходит только по общей молитве. В ней и ты можешь принять участие, если придёшь на литургию.

Цитаты и иллюстрации из книги «Детям о Православии. О молитве» священника Антония Борисова.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector