Ночное выстаивание молитвы

Ночное выстаивание молитвы

Ночное выстаивание молитвы

Краткое слово о ночной молитве (Къиям аль-лейль)

Что такое къияму-ллейль?
Любая молитва, которая совершается ночью, относится к къияму-ллейль, как бы ее не называли.

Шейх ‘Убайдуллах аль-Мубаракфури писал: “Знай, что и тарауих, и къияму Рамадан (выстаивание ночных молитв в Рамадане), и Къияму-ллейль (ночная молитва), и тахаджуд – это все название одной и той же молитвы”. См. “Мир’атуль-мафатих” 2/224.

В какое время совершается къияму-ллейль?
Время ночных молитв — это период после ночной (‘иша) и утренней (фаджр) молитвами.

‘Аиша рассказывала: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал ночные молитвы в одиннадцать рака’атов в период после завершения ночной молитвы и до наступления утренней”. Муслим 736.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, Аллах подкрепил вас еще одной молитвой, и это – Уитр! Так совершайте же его между ночной и утреней молитвами!» Ахмад 6/397, ат-Тахауи 1/250. Хадис достоверный См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 108.

Однако наилучшее время для ночных молитв – это последняя треть ночи, как сообщил об этом посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сказавший: «Пусть тот, кто опасается, что не сможет проснуться в конце ночи, совершит Уитр в начале ее, а кто желает совершить Уитр в конце ночи, пусть так и сделает, ибо, поистине, молитва в конце ночи имеет свидетелей, и это лучше!» Муслим 755.

Как следует совершать къияму-ллейль?
Ночная молитва совершается по-разному, в зависимости от того, что будет совершать человек и сколько рак’атов. Если уитр, то у него есть несколько видов совершения, как например если делать его в три рак’ата, то делать без таслима (салама) после двух рак’атов и без сидения во втором рак’ате на ташаххуде, а делать все три рак’ата разом с одним ташаххудом и саламом в конце. ‘Аиша рассказывала: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершая три рак’ата уитра не садился во втором рак’ате для чтения ташахуда, а делал это только в третьем рак’ате, и потом делал приветствие (таслим)”. Малик 466, ан-Насаи 3/234, аль-Байхакъи 3/31. Хадис достоверный.

Однако лучше всего делать любую ночную молитву по два рак’ата, разделяя их таслимом. Ибн ‘Умар рассказывал: “Однажды один человек пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и спросил: “О посланник Аллаха, как совершать ночную молитву?” На что пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Ночная молитва совершается попарно, попарно. А если кто-нибудь из вас станет опасаться наступления рассвета, пусть совершит один рак’ат, что сделает общее количество совершенных им молитв нечетным». аль-Бухари 990, Муслим 849.

Ибн ‘Умара, передавшего этот хадис, спросили: “А что значит «попарно, попарно»?” Он ответил: “Совершать приветствие (таслим) после каждых двух рак‘атов”. Муслим 849.

Имам ан-Науауи сказал: “Желательно совершать приветствие (таслим) после каждых двух рак’атов, поскольку подобное совершение молитвы было распространено пророком (мир ему и благословение Аллаха), и он сам велел так поступать, сказав: «Ночная молитва совершается попарно, попарно»”. См. “Шарх Сахих Муслим” 5/432.

Каково количество рак’атов къияму-ллейль?
Относительно количеств рака’атов ночной молитвы среди ученых есть разногласия, однако наилучшим мнением является то, что ночная молитва не имеет определенного числа рак’атов, которые нельзя превышать или уменьшать! Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Не совершайте молитву уитр в три рак’ата, уподобляя ее вечерней молитве. Однако совершайте уитр в пять, в семь, девять, одиннадцать или большее число рак’атов!» аль-Байхакъи 4594, Ибн Хиббан 2729, аль-Хаким 1/403. Имам ад-Даракъутни и имам аль-Байхакъи сказали, что все передатчики этого хадиса надежные. А имам Ибн Наср аль-Маруази, хафиз аль-‘Иракъи и шейх Ибн аль-Къайим сказали, что этот хадис достоверный. Также этот хадис назвал достоверным и известный исследователь Мухаммад Субхи Халлякъ. См. “Китаб аль-уитр” 54, “И’лямуль-мууаккъи’ин” 2/373, “аль-Бадр аль-мунир” 4/302, “Тахкыкъ Найлюль-аутар” 5/123.

Этого мнения, что ночная молитва не имеет ограничений, придерживались многие саляфы, включая и сподвижников, а некоторые имамы вообще передали единогласное мнение относительно этого вопроса:

Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Единогласны ученые в том, что нет никаких ограничений и конкретизаций в ночной молитве, и что это добровольная молитва. И тот, кто желает, пусть затягивает стояние (чтением) и уменьшает число рак’атов, а кто желает, пусть увеличивает число земных и поясных поклонов!” См. “аль-Истизкар” 5/244.

Къады ‘Ийяд сказал: “Нет разногласия среди ученых, что у ночной молитвы нет ограничений, которое нельзя превышать или же уменьшать. Ночная молитва из числа таких благодеяний, которое если увеличиваешь, увеличивается награда. А что касается разногласия, то оно было именно в том, как совершал ночную молитву пророк (мир ему и благословение Аллаха) и что он выбрал для себя”. См. “Шарх Сахих Муслим” 6/19.

Хафиз аль-‘Иракъи сказал: “Сошлись все ученые на том, что у ночной молитвы нет ограничения!” См. “Тарх ат-тасриб” 3/50.

Каково достоинство совершения къияму-ллейль?
Сообщается от ‘Абдуллаха ибн Саляма, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О люди, распространяйте салам, кормите едой, молитесь по ночам, когда люди спят, и вы войдете с миром в Рай!» ат-Тирмизи 1855, Ибн Маджах 1334. Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 569.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вам следует совершать къияму-ллейль! Поистине, это является обычаем праведников, живших до вас, приближением к Аллаху, удержанием от греха и искуплением прегрешений!» Ахмад, аль-Хаким, аль-Байхакъи. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 4079.

Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Да помилует Аллах человека, который поднимается ночью, совершает молитву и будит свою жену, а если она отказывается вставать, брызгает ей в лицо водой. И да помилует Аллах женщину, которая поднимается ночью, совершает молитву и будит своего мужа, а если он отказывается вставать, брызгает ей в лицо водой» Абу Дауд. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 3494.

Выстаивание ночи

«И читай его ночью, пробудившись ото сна, в дополнение к тому, что предписано тебе. Быть может, Господь твой возведет тебя на Достохвальное место» (17:79).

Толкование аята: Совершая дополнительные ночные намазы, ты доберешься до больших высот, на которые не смогут взойти остальные люди, потому что эти намазы станут искуплением за совершенные тобой прегрешения. Согласно другому толкованию, смысл этого аята заключается в том, что пять ежедневных намазов были обязательными для Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и являются таковыми для всех правоверных, тогда как дополнительный ночной намаз был обязательным только для одного Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Аллах почтил его тем, что возложил на него больше обязанностей, чем на остальных людей. Благодаря этому он совершил множество всевозможных благодеяний и заслужил право взойти на Достохвальное место. Это — славное место, где Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, заслужит похвалу всех творений от первого до последнего. Там ему будет позволено заступиться за творения перед Аллахом после того, как пророки Адам, Нух, Ибрахим, Муса и Иса откажутся ходатайствовать за человечество. Когда это произойдет, люди попросят господина всех потомков Адама заступиться за них, чтобы Аллах смилостивился над ними и избавил их от страха и печали, которые они будут испытывать на ристалище Судного дня. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, обратится к Аллаху с мольбой, и Он позволит ему заступиться за человечество. Для этого Господь приведет его к Достохвальному месту, и тогда его положению станут завидовать все обитатели Вселенной, а он окажет великую услугу всем творениям.

Доводится, как однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сидел в мечети и вошёл юноша. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) уважительно встретил его и усадил рядом с собой выше Абу Бакра. Затем, извиняясь, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обратился к Абу Бакру: «Я усадил его выше тебя, ибо нет никого в мире кто благословил бы меня больше него. Ежедневно, утром и вечером он повторяет: «О, Аллах! Благослови господина нашего Мухаммада количеством благословений всех благословивших его. Благослови господина нашего Мухаммада количеством благословений всех не благословивших его. Благослови Мухаммада так, как Ты любишь чтоб, благословляли его. Благослови Мухаммада как Ты велел благословлять его». Поэтому я усадил его выше тебя». Из книги «Сливки проповедников».

«И ночь выстаивай с ним . » . встань среди ночи и исполни тахаджуд, ибо тахаджуд исполняется именно, пробуждаясь ото сна. Смысл аята в выстаивании ночи и исполнении молитвы. Намаз-тахаджуд был предписан Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и его умме в начале ислама, ибо Всевышний Аллах сказал: «О, завернувшийся! Выстаивай ночь . ». Сура «Завернувшийся», 1-2 аяты. Затем снизошло облегчение, эта обязанность была отменена для уммы пятикратной молитвой, но осталась желательной, ибо Всевышний Аллах сказал: «И читайте что легко вам из Кур’ана». Сура «Завернувшийся», 20 аят. Эта обязанность сохранила свою силу для Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) по словам Всевышнего Аллаха: «. дополнительно для тебя . » . прибавление для Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), как дополнительное предписание к другим велениям, установленным Всевышним Аллахом. Позднее, сказано, что это поклонение не только для уммы, но и для Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) отменено как обязанность и является дополнительным, желательным поклонением для Него, ибо Всевышний Аллах изрёк «. для тебя . », а не «. на тебе . ». Из тафсира «Хазин».

Смысл в том, что степень Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) выше степени его уммы и эта обязанность — привилегия для него для увеличения его воздаяния, но не для искупления грехов, ибо Пророку прощены все грехи. Из книги «Шихаб».

В чём смысл дополнительного поклонения для мусульман и Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)?

Суть в дополнительном поклонении, искупающем прегрешения простых мусульман, а так как Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) уже прощены все грехи, это для него является увеличением воздаяния и возвышением его степени. Из тафсира «Шейх Зада».

Абдулла бин Аббас (да будет доволен ими Всевышний Аллах) сказал: «Было велено и предписано Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), но не умме Его, выстаивать ночь». Аль-Багави говорит о том, что это веление отменено и для Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Из книги «Шихаб».

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Да смилуется Всевышний Аллах над человеком, который поднявшись среди ночи с постели помолиться, разбудит супругу свою, но, если она не проснётся, побрызгает ей воду на лицо. Да смилуется Всевышний Аллах над женщиной, которая поднявшись среди ночи с постели помолиться, разбудит мужа своего для молитвы, но, если он не проснётся, побрызгает его лицо водой». Приводят Ахмад в своём «Муснад», 2/250 и Абу Дауд в своём «Сунан», 1308 хадис.

От Аиши (да будет доволен ею Всевышний Аллах) приводятся слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Три дела для меня фарз, а для вас сунна -витр, сивак и выстаивание ночи». Упоминается автором «Кладези трудолюбцев» 19540 хадис и Ибн Аль-Джаузи в «Мотивах».

От Умара бин Аль-Хаттаба (да будет доволен им Всевышний Аллах) приводится как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Исполнившего молитву среди ночи должным образом, облагодетельствует Аллах девятью дарами, пятью в мирской жизни и четырьмя в грядущей. Пять даров в мирской жизни: защита Аллахом от бед, появление на лице следов поклонения, любовь сердец праведников и всех людей, Аллах вознаградит его мудростью на языке и в знаниях, то есть одарит его религиозным знанием. Четыре дара в грядущей жизни: воскрешение из могилы с сияющим лицом, облегчение суда, преодоление Сирата подобно стремительной молнии, преподнесение книги деяний его в День Суда в правую руку». Из книги «Сад учёных».

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В ночь моего вознесения завещал мне мой Господь пять вещей: «Не привязывай сердце своё к жизни мирской, ибо сотворена она не для тебя. Обрати любовь свою ко Мне, ибо все вы вернётесь ко Мне. Усердствуй в достижении Рая. Не полагайся на людей — не владеющих ничем. Неизменно исполняй тахаджуд. Воистину, благоприятствуй в выстаивании ночи». Из книги «Путь ислама».

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто, пробудившись ото сна, скажет: «Нет бога кроме Аллаха, Единого, нет у Него сотоварища, Ему власть и Ему хвала и Он над каждой вещью властен. Свят Аллах и хвала Ему и нет Бога, кроме Аллаха и Аллах Велик. Нет силы и мощи кроме как у Великого, Могущественного Аллаха. Боже! Прости меня, и родителей моих, всех верующих мужчин и женщин», того простит Аллах». Из книги «Сливки проповедников.

Эту историю поведал Ибрахим бин Адхам

У меня остановились гости и я понял, что они святые из абдаль (так именуются суфии, ведущие аскетический образ жизни) и я обратился к ним:

— Поделитесь со мной заветами дабы я боялся Всевышнего Аллаха как вы.

— Мы оставляем тебе семь заветов: первый — пустослову не обрести чистоты души; второй — чревоугоднику не обрести мудрости, третий — словоохотливому с людьми не испытать сладости поклонения; четвёртый — влюблённого в мирскую жизнь не ждёт хороший конец; пятый – у невежды сердце умирает; шестой — сближающемуся с несправедливым не достичь совершенства веры, седьмой — жаждущему довольства людей не обрести довольства Всевышнего Аллаха».

Из книги «Толкование сорока хадисов».

От Абу Умамы приводится хадис Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Выстаивайте ночь в молитвах, ибо это деяние из деяний праведников, пророков и святых до вас». Приводит Тирмизи в своём «Сунан», 3549 хадис.

Рассказывается, что семейство Дауда (мир ему) выстаивало ночь в молитвах. Это говорит о том, что вам должно следовать этому в большей степени, ибо вы — лучшая умма. Оставление молитвы по ночам — поступок не истинных праведников.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Буду я заступаться за умму свою, пока мой Господь не обратится ко мне: «Доволен ли ты о, Мухаммад?». И я отвечу: «О, Господь Мой! Я доволен!». Приводится в «Побуждении и предостережении» 4/446 и упомянуто, что этот хадис приводится Базаром и Табарани.

Умар бин Абдульазиз, несмотря на своё звание халифа, был очень аскетичен. Однажды его рабыня обратилась к нему:

— О, правитель правоверных! Воистину, я видела удивительный сон.

— Я видела, как будто День суда наступил и воскресли люди, были установлены Весы, и протянут Сират над Адом. Первым привели Абдульмалика бин Марвана и велели ему: «Перейди через него». Не успел он ступить и двух шагов, как провалился в Ад. Затем привели его сына Валида бин Абдульмалика и велели ему: «Переходи!». Но не успев даже ступить на него, он отправился за своим отцом в Ад. То же самое случилось со всеми остальными халифами. После привели тебя о, правитель правоверных!

Только она произнесла эти слова, как Умар возопил и забился как рыба в сети. Он бился головой о земьлю и о стены, а рабыня кричала ему:

— Клянусь Аллахом! Я видела тебя в Раю. Ты перешёл Сират невредимым.

Но он уже не слышал её слов. Когда он наконец утих, люди увидели, что он умер.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Завязывает Сатана на чубе одного из вас, когда тот спит три узла. Проснувшись, человек произносит имя Всевышнего Аллаха — развязывается один узел. Совершает омовение — развязывается второй узел. Молится — развязывается третий узел и обретает он бодрость, но если он этого не сделает, то Сатана мочится ему в уши».

Имам Газзали (да смилуется над ним Аллах) сказал: «В начале ночи возгласит глашатай из-под престола: «Встаньте богобоязненные, которые выстаивают ночи до утра». Затем в середине ночи возгласит глашатай: «Встаньте поклоняющиеся». Встанут они и будут молиться сколько пожелает Аллах. После возгласит глашатай: «Встаньте молящие о прощении». Встанут они и будут просить прощения. На рассвете возгласит глашатай: «Встаньте нерадивые». Встанут они как покойники встают из могил».

Поэтому завещал Лукман сыну своему: «О, сын мой! Не спи в час, когда кричит петух на рассвете».

Шейх Мухиддин бин Аль-Араби (да освятится могила его) сказал: «Выстаивай ночью столько, чтоб не быть из числа нерадивых, а это минимум десять аятов», то есть в намазе.

Передается от Абдуллы бин Амра бин Аль-Аса что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Прочитавший в ночной молитве (тахаджуд) десять аятов, не будет записан нерадивым. Прочитавший в молитве сто аятов, будет записан подвижником. Прочитавший тысячу аятов будет записан обладателем многочисленного воздаяния подобно пожертвовавшему семьдесят тысяч динаров». Из книги «Сливки проповедников». Приводит Абу Дауд, 1198 хадис.

Приводится, что однажды Муса (мир ему) проходил мимо человека, исполнявшего молитву со смирением и набожностью. Муса сказал: «О, Господь мой! Как прекрасна молитва его!». Всевышний Аллах ответил ему: «О, Муса! Даже ежедневное исполнение тысячи ракаатов, освобождение тысячи рабов, чтение тысячи погребальных молитв, совершение тысячи паломничеств и участие в тысячи битвах не поможет ему до тех пор, пока не выплатит он закята с имущества своего».

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Любовь к мирской жизни — причина всех ошибок». Приводит Аль-Байхаки в «Ответвлениях веры» с хорошим иснадом до Хасан Аль-Басри.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Оберегающий молитву всегда и везде, пройдёт через Сират подобно стремительной молнии — одним из самых первых, предстанет в День суда луноликим и получит за каждый день награду тысячи мучеников».

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Два ракаата утренней молитвы лучше этого мира и всего, что в нём». Приводит Муслим в своём сборнике в «Молитве путников», раздел 14, хадис 96 и Тирмизи в своём «Сунан», хадис 416.

Islamhouse’s Blog

Достоинство ночного стояния

بسم الله الرحمن الرحيم

Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословения посланнику Аллаха. Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, нет Ему сотоварища, а так же свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник.

Воистину, одним из лучших дел и величайших поклонений, к которым призывает шариат – это ночное стояние[1]. Это – обыкновение праведников, торговля верующих. Ночью верующие уединяются со своим Господом, жалуются Ему на своё положение, спрашивают Его из Его милости. Они предаются мольбам к своему Господу, просят, молят Дарующего блага и дары. Аллах Всевышний говорит:

“Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили. Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали”. Сура ас-Саджда, 16-17 аяты.

Всевышний Аллах упомянул их наилучшим описанием, сказав:

“Воистину, богобоязненные пребудут в Райских садах и среди источников, получая то, что даровал им их Господь. До этого они были творящими добро. Они спали лишь малую часть ночи, а перед рассветом они молили о прощении”. Сура аз-Зарият, 15-18 аяты.

Аль-Хасан сказал: “Они стояли ночью, продолжали намаз до рассвета, потом садились, вознося молитвы, проявляли покорность и молили о прощении”[2]

Всевышний Аллах сказал:

Неужели тот, кто смиренно проводит ночные часы, падая ниц и стоя, страшась Последней жизни и надеясь на милость своего Господа, равен неверующему? Скажи: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?» Воистину, поминают назидание только обладающие разумом”. Сура аз-Зумар, 9 аят

От Абу Умамы аль-Бахели, да будет доволен им Аллах, передается, что он сказал: “Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: “Выстаивайте ночи, воистину, это – обычай благочестивых людей до вас, это приближает к вашему Господу, стирает плохие поступки и грехи”[3].

Приводится от Абу Малика аль-Ашъари, да будет доволен им Аллах, от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он сказал: “Воистину, в раю есть комнаты, то, что снаружи, видно внутри, и то, что внутри, видно снаружи. Аллах приготовил их для тех, кто кормил едой, распространял салам и молился ночью, пока люди спали”.[4]

Передается от Сахля бин Саада, да будет доволен им Аллах, что он сказал: “Джибриль пришел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: “О Мухаммад! Живи, сколько пожелаешь, но ты смертен; делай, что пожелаешь, но ты получишь воздаяния за свои дела; люби, кого пожелаешь, но ты всё равно расстанешься с ним, и знай, что честь верующего – в выстаивании ночи и в том, что он обходится без посторонней людской помощи”.[5]

Аллах приказал Своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует, выстаивать ночь. Всевышний Аллах сказал:

Читайте также  Молитвы Варвары великомученицы

“О закутавшийся! Простаивай ночь без малого, половину ночи или чуть меньше того, или чуть больше того, и читай Коран размеренным чтением”. Сура аль-Муззаммиль.1-4 аяты.

Всевышний Аллах также сказал:

“Бодрствуй часть ночи, читая Коран во время дополнительных намазов. Быть может, Господь твой возведет тебя на Достохвальное место”. Сура аль-Исра 79 аят.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, следовал этому божественному наставлению. Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: “Обычно во время ночных молитв пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стоял (во время) молитвы так долго, что его ступни (или: ноги) опухали. Аиша сказала: “О посланник Аллаха, ты делаешь это, хотя тебе прощены все твои прошлые и будущие грехи”. Он сказал: “Разве не (следует) мне быть благодарным рабом?”” [6]

Хузейфа, да будет доволен им Аллах, сказал: “В одну из ночей я молился с Пророком, мир ему и благословение Аллаха. Он начал чтение “аль-Бакъары” и я предположил: “На сотом аяте он совершит рукуъ”. Но и после (него) он продолжал (читать), тогда я сказал: “Он прочтет ее, исполнив один ракаат”. Я предположил: “С ней он совершит рукуъ”. Однако, и после (прочтения суры аль-Бакъара) он всё продолжал (читать) и начал (суру) ан-Ниса, которую он тоже прочел и начал “Аль Имран”, которую он также прочел (полностью). Читал он плавно, а если прочитывал аят, в котором (содержится повеление) восславить Аллаха, восславлял Его. Если прочитывал аят о просьбах, просил, если об опасности – просил у Аллаха от нее защиты[7].

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал своих сподвижников к выстаиванию ночной молитвы. Он сказал про Абдуллу бин Умара: “Абдулла – прекрасный человек, но было бы хорошо, чтобы он молился по ночам”. И после этого (Абдулла) всегда лишь немного спал по ночам.[8]

Он, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал свою Умму к выстаиванию ночной молитвы, сказав: “Лучший намаз после обязательного – ночной”.[9]

Передается от Абдуллы бин Амра бин аль-Аса, да будет доволен ими обоими Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Кто выстоял 10 аятов, не будет записан среди беспечных, кто выстоял 100 аятов, будет записан с набожными, кто выстоял 1000 аятов, будет записан среди накопивших богатство”.[10]

Время ночного намаза – начинается с Иша-намаза до азана на Фаджр-намаз. Передается от Ибн Умара, да будет доволен ими обоими Аллах, что он сказал: посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Ночная молитва – по два, по два. А если будете опасаться, что скоро наступит утро, то исполните один ракаат, который сделает число всех исполненных вами молитв нечетным”[11].

Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Я слышал, как Пророк, мир ему
и благословение Аллаха, произнес: “Если кто среди вас побоится, что не
встанет в конце ночи, то пусть совершит витр, а потом ложится спать. А если он уверен, что встанет на ночную молитву, то пусть совершит витр в её конце. Истинно, чтение (Корана во время этой молитвы) посещаемо (ангелами) и так будет лучше”.[12]

Передается от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “С наступлением последней трети каждой ночи Всеблагой и Всевышний Господь наш нисходит к нижнему небу, говоря: “Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня (о чём-нибудь), чтобы Я даровал ему (это)? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?””[13]

Сказал Умар бин аль-Хаттаб, да бадет доволен им Аллах: “Если бы не три вещи, я бы не любил жизнь в этом Дунья[14]: сражение на пути Аллаха, выстаивание часов ночью и сидение с людьми, говорящими хорошие речи”.[15]

Одной из самых великих причин, которые помогают встать на ночную молитву – ранний уход ко сну. Бодрствование ночи – бич нашего времени, особенно если это бодрствование проходит не в повиновении Аллаху, как это бывает со многими людьми – они или смотрят спутниковые каналы, телевизор, играют в карты или пустословят и т.д.

Поэтому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, порицал сон до Иша-намаза и разговор после Иша-намаза.[16]

Шейх Ибн Усеймин, да помилует его Аллах, сказал: “Ночной намаз в месяце Рамадан имеет особое достоинство. Передается от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Кто простоял (в молитвах весь) Рамадан, с верою и надеждой (на награду), тому уже прощено то, что предшествовало у него из грехов”.[17]

Ночной намаз в Рамадане охватывает как намаз в начале ночи, так и в ее конце. Поэтому молитва Таравих считается выстаиванием Рамадана, и нужно быть внимательным к нему и ожидать у Аллаха вознаграждение за нее. Этими считанными ночами верующий, разумный человек должен воспользоваться до того, как они закончатся”[18].

Мусульманин также должен стремиться к тому, чтобы читать намаз с имамом, пока тот не уйдет. От Абу Зарра аль-Гъифари, да будет доволен им Аллах, передается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Воистину, кто будет стоять с имамом, пока тот не уйдет, ему будет записано выстаивание ночи”[19].

И хвала Аллаху, Господу миров, и да благословит Аллах и приветствует нашего пророк Мухаммада, его семью и всех сподвижников.

[1] Ночная добровольная молитва – “къям аль-лейль”.

[2] Мухтасар къиям аль-лейль аль-Марвази, стр. 96.

[3] Сунан ат-Тирмизи, 5553, № 3549, сказал Абу Иса ат-Тирмизи, что это более правильно, чем хадис Абу Идриса от Биляля. Аль-Альбани назвал его сахихом в “Сахихе” ат-Тирмизи (3187, № 38101).

[4] “Сахих” Ибн Хиббана, 1363, № 509.

[5] “Муъджам” ат-Табарани аль-Авсат, 4306, № 4278. Аль-Мунзири в своей книге “ат-Таргъиб ват-таргьиб”, 1485, сказал, что иснад хадиса хороший.

[6] “Сахих” аль-Бухари, 1352, № 1130, “Сахих” Муслима, 32172, № 2820..

[7] “Сахих” Муслима, 1537, № 773.

[8] “Сахих” аль-Бухари, 1350, № 1121, “Сахих” Муслима, 31927, № 2478.

Часть хадиса, переданного Муслимом в его “Сахихе”, 2821, № 1163, из хадиса Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах.[9]

[10] “Сунан” Абу Дауда, 2э57, № 1398.

[11] “Сахих” аль-Бухари, 1353, № 1137, “Сахих” Муслима, 1516, № 749.

[12] “Сахих” Муслима, 1520, № 755.

[13] “Сахих” аль-Бухари, 1356, № 1145, “Сахих” Муслима, 1523.

[15] “Мухтасар къыям ал-лейль” аль-Марвази, стр. 62.

[16] “Сахих” аль-Бухари, 1195, № 568.

[17] “Сахих” аль-Бухари, 260, № 2009, “Сахих” Муслима, 1523, № 759.

[18] “Маджалис шахри рамадан”, стр. 18.

[19] Часть хадиса, который передал ат-Тирмизи в “Сунане”, 3э169, № 806. Ат-Тирмизи назвал этот хадис хасан сахих.

  • Ислам и наука
  • Проблемы современных мусульман
  • Закят
  • Коран
  • Хадж
  • Единобожие
  • Брак
  • Развод
  • Пророки
  • Мусульманская кухня
  • Гигиена
  • Смысл слов
  • Мусумальманские имена
  • Авлияи
  • Пост
  • Шариат
  • Жертвоприношение
  • Зиярт
  • Асхабы
  • Хадисы
  • Вирд
  • Намаз
  • Прочее
  • Намаз
  • Пост
  • Закят
  • Хадж
  • Торговля
  • Home
  • /
  • Исламское право
  • /
  • Намаз
  • /
  • Молитва «Киям аль Лейл» или «Ночное Выстаивание»

Молитва «Киям аль Лейл» или «Ночное Выстаивание»

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5


Любая молитва, которая совершается ночью, относится к къияму-ллейл, как бы ее не
называли. Время ночных молитв — это период после ночного и утреннего намазов. Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала: “Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершал
ночные молитвы в одиннадцать рака1атов в период после завершения ночной молитвы и
до наступления утренней”. (Муслим). Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Поистине, Аллах
подкрепил вас еще одной молитвой, и это – витр. Так совершайте же его между ночной
и утреней молитвами». (Ахмад). Самое лучшее время для ночных молитв – это последняя треть ночи, как сообщил
об этом Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказавший: «Пусть тот,
кто опасается, что не сможет проснуться в конце ночи, совершит витр в начале ее, а кто
желает совершить витр в конце ночи, пусть так и сделает, ибо, поистине, молитва в
конце ночи имеет свидетелей, и это лучше». (Муслим). Ибн Умар рассказывал: “Однажды один человек пришел к Пророку, мир ему
и благословение Аллаха, и спросил: “О посланник Аллаха, как совершать ночную
молитву?” На что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «Ночная молитва
совершается попарно, попарно. А если кто-нибудь из вас станет опасаться наступления
рассвета, пусть совершит один рак1ат, что сделает общее количество совершенных им молитв нечетным». (аль-Бухари, Муслим ). Ибн Умара, передавшего этот хадис, спросили: “А что значит «попарно, попарно»?” Он
ответил:“Совершать приветствие после каждых двух рак1атов”. (Муслим). По поводу количества рака1атов ночной молитвы среди ученых существуют разногласия,
однако наилучшим мнением является то, что ночная молитва не имеет определенного
числа рак1атов. Мнения о том, что ночная молитва не имеет ограничений, придерживались многие
праведные предшественники, включая и сподвижников, а некоторые имамы единогласны относительно этого вопроса. Хафиз Ибн Абдуль-Барр сказал: “Ученые единогласны в том, что нет никаких
ограничений в ночной молитве, и что это добровольная молитва. И тот,
кто желает, пусть затягивает стояние и уменьшает число рак1атов, а кто
желает, пусть увеличивает число земных и поясных поклонов”. (“аль-Истизкар”). Къады 1Ийяд говорил: “Нет разногласия среди ученых, что у ночной молитвы нет
ограничений, которое нельзя превышать или же уменьшать. Ночная молитва из числа
таких благодеяний, которое если увеличиваешь, увеличивается награда”. (“Шарх Сахих Муслим”).
Сообщается от Абдуллаха ибн Саляма, что посланник Аллаха, мир ему и
благословение Аллаха, сказал:«О люди, распространяйте салам, кормите едой,
молитесь по ночам, когда люди спят, и вы войдете с миром в Рай». (ат-Тирмизи,
Ибн Маджах). Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, также сказал: «Вам следует совершать ночную молитву. Поистине, это является обычаем праведников, живших до вас,
приближением к Аллаху, удержанием от греха и искуплением прегрешений». (Ахмад,
аль-Хаким, аль-Байхакъи). Также Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Да помилует
Аллах человека, который поднимается ночью, совершае

Администратор

Уважаемые пользователи сайта, братья и сестры. Если у вас есть какой-либо вопрос, на который вы хотели бы получить ответ от имама, то вы можете оставить его в комментариях, заполнив очень простую форму ниже. Ответ на него очень скоро найдёте в разделе: «Вопросы и Ответы», а для вашего удобства, здесь, в комментариях, будет ссылка на ответ. Внимание! Все вопросы проходят премодерацию. Провокационные и политические вопросы будут игнорироваться.

Ночные труды и ночные молитвы

Чистота и порядок должны быть в каждом доме, а уж если это Дом Божий – храм, то тут и порядок должен быть особенным, и чистота – благолепной. Кто следит за всем этим? И возможно ли такое послушание, требующее от человека прагматичности и практичности, соединять с, казалось бы, совершенно иным по настрою – с клиросным пением? Оказывается, возможно. О трудах ризничего и монастырских хорах, уставе и ночных богослужениях – беседа с иеродиаконом Серафимом (Чернышуком), продолжающая серию материалов к 20-летию возрождения Сретенской обители.

– Отец Серафим, вы уже много лет несете послушание ризничего Сретенского монастыря. В чем оно заключается? Что входит в обязанности ризничего?

– Начать надо с того, что такое ризница. Ризницей в монастырях называется помещение, в котором хранится вся церковная утварь – ризы (отсюда и название), сосуды, иконы. Человек, приставленный к ризнице для того, чтобы следить за всей этой утварью, и называется ризничим. Сейчас ризничий занимается не только этим, но и вообще всем внешним обустройством храма. В обязанности ризничего у нас в обители входит уборка алтаря и подготовка к богослужению: принести просфоры, налить вино для литургии, приготовить облачения. На каждый праздник положено облачение своего цвета – соответственно, накануне праздника необходимо принести из ризницы облачение нужного цвета для всех священников, диаконов и пономарей.

Конечно, самое тяжелое время работы в ризнице – накануне праздников.

– Ризница была вашим первым послушанием в монастыре?

– Да. Хотя всё-таки сначала у меня, как и у всякого трудника, были послушания «на подхвате»: подмести двор, разгрузить книги на книжном складе, помочь в саду и т.д. Я пришел в монастырь в апреле 1997 года, а примерно в середине лета меня определили в ризницу.

– Расскажите, каким было послушание в ризнице в то время.

– Начальником тогда был иеродиакон Феофан. Он отличался скрупулезностью и требовательностью к своим подчиненным, особенно придирчиво проверял, как мы исполнили наше послушание.

Тогда мы с отцом Феофаном вдвоем работали в ризнице, нам помогал наш пономарь Тимофей – сейчас он священник. Первым моим «заданием» в ризнице было вывести воск из ковров. Сейчас для меня это не является чем-то серьезным, а тогда на чистку одного ковра ушло два дня. После этого отец Феофан больше не давал мне чистить ковры – счел меня неспособным к этому послушанию. Ковры были очень грязными, и я старался полностью их вычистить – хотя можно было просто вывести самые свежие пятна – и ковры бы казались чистыми.

Через некоторое время отец Феофан стал келарем, а на его место вступил отец Киприан. Тогда кроме меня помощником в ризнице стал послушник Давид, родом из Грузии (сейчас он иеромонах Нафанаил, служит в Грузии). Отец Киприан взялся за послушание даже еще более ревностно, чем отец Феофан. Тогда пол у нас в алтаре был выложен камнем-песчаником, а сверху лежали ковры, которые мы ежедневно пылесосили. Как-то отец Киприан решил отчистить до белизны весь пол под коврами. Мы начали работать – на шлифовку одного квадрата камня у нас уходило около двух часов.

Для нас стало обычным заканчивать послушание далеко за полночь. Послушание начиналось сразу по окончании Литургии – слава Богу, если мы не пономарили. Конечно, постоянно очень хотелось спать. Как сейчас помню: мы с Давидом пришли после Литургии, замертво упали на свои кровати и заснули. Проходит примерно полчаса, и в коридоре слышатся тяжелые шаги нашего начальника, отца Киприана. Он без стука зашел в нашу келью, молча встал посередине комнаты. Воцарилась тишина.

Отцу Киприану тогда недавно подарили скуфью с собольей опушкой. Худой, с острыми чертами лица, небольшой бородкой и в этой скуфье – он походил если не на Кощея Бессмертного, то по крайней мере на Ивана Грозного. Выждав какое-то время, отец Киприан достал свои карманные часы на цепочке. Мы лежим, каждый на своей кровати, повернувшись к стенке. Наш начальник, посмотрев на часы, обратился к нам: «Отцы! Я не понял. Уже десять часов. А почему вы еще здесь?» Первым не выдержал Давид. Недовольным голосом с характерным грузинским акцентом он ответил: «Ну хорошо, хорошо, не стой над душой, сейчас оденемся и идем».

Еще один случай вспоминается. Это было Великим постом, накануне какого-то праздника – то ли Лазаревой субботы, то ли Великого четверга. У нас в храме над входом, где сейчас балкон для клироса, реставрировали фрески. Там стояли леса. Реставратор уже закончил работу, и леса несколько дней не использовались. На это обратил внимание отец Тихон и повелел: чтобы к утру лесов не было! Мы тогда работали в ризнице втроем – отец Киприан, послушник Роман (теперь иеромонах Клеопа) и я. Где-то мы достали китайские пассатижи – больше ничего не было – и начали пытаться отвернуть крепко закрученные гайки на этих лесах. Ставили их профессиональные рабочие, а мы в первый раз имели дело с таким послушанием. В дополнение ко всему в течение всей ночи, пока мы работали, нас донимал своими вопросами сторож Александр. Он сидел за столом у входа и читал Псалтирь, но периодически приходил к нам и задавал отцу Киприану какой-нибудь жизненно важный духовный вопрос. Отец Киприан прекращал работать, тщательно обдумывал ответ, потом пространно отвечал.

Очень хотелось спать. Чтобы было полегче, мы с отцом Клеопой что-нибудь пели. Когда мы приноровились, работа пошла легче. Закончили мы где-то в 4 утра – уже светало. Нам очень хотелось причаститься, мы пошли в алтарь читать Правило к Причастию. Совершили это с немалым трудом: то отец Клеопа читает – я засну, то я читаю – он заснет. Оставалось около часа до службы. Мы пошли немного отдохнуть – и проспали, проснулись уже часов в 9. Но отец Тихон отнесся к нам с пониманием и совсем не ругал.

– И долго ваше послушание продолжалось в таком ритме?

– Через некоторое время, когда я поступил в семинарию, меня перевели на другое послушание, а у отца Киприана стали работать наши студенты. Со временем он, конечно, стал помягче. Какое-то время, после хиротонии во диакона, я был секретарем у отца Тихона – около двух месяцев исполнял это послушание. Потом отца Киприана поставили начальником в просфорню и пошивочную, а ризница перешла ко мне. Долгое время мы работали вдвоем с отцом Севастианом, а сейчас начальник над ризницей отец Лука, мы трудимся с ним вместе.

– Вы также являетесь уставщиком Сретенской обители. Что это за послушание?

– Уставщик – это человек, который следит за правильным совершением богослужения – в соответствии с монастырским уставом. Послушание также очень важное – ведь богослужение является центральной частью жизни обители. А особенность нашего монастыря в том, что он еще и большой приход: большинство молящихся практически на всех службах – не монахи, а миряне. Поэтому мы не можем совершать все службы в точности по уставу – это будет совершенно невозможно для наших прихожан. Мы выработали такой средний устав, основанный в первую очередь на уставе богослужения в Псково-Печерском монастыре, который бы, с одной стороны, не очень утомлял молящихся, а с другой – не сокращал бы службу так сильно, как это подчас происходит на приходах. Пожалуй, для столичной обители это оптимально.

– Есть ли какие-то особенности в богослужебном уставе Сретенского монастыря, отличающие его от других обителей?

– Пожалуй, самая заметная особенность – это братские службы. Они совершаются у нас еженедельно, обычно в четверг – день Тайной вечери. На них, как правило, служит наместник, а вся братия молится и причащается. Накануне проходит братская исповедь. Такие службы очень объединяют братию, помогают в духовной жизни, не дают расслабляться.

Еще одна особенность – это ночные Литургии. Такие Литургии служатся в полночь по желанию братии – обычно два-три раза в неделю, в приделах нашего собора или в домовом храме братского корпуса. На них присутствует братия монастыря и студенты семинарии – человек 5–10, не больше. По сложившейся традиции все пришедшие на ночную Литургию причащаются, как это было в древней Церкви. Ночная молитва – древнее монашеское правило, совершение которого, конечно, приносит только пользу.

Великим постом один раз в неделю Литургия Преждеосвященных Даров у нас совершается вечером, как это положено по Уставу. Все, кто хочет приобщиться святых Христовых таин на этой службе, должны ничего не есть и не пить весь день. Несмотря на такую трудность, эти службы народ очень любит, причащается на них обычно около 100 человек.

– Сретенский монастырь славится своими хорами. Расскажите, пожалуйста, о них.

– Я собственно сюда и пришел из-за хора. Здесь уже в самом начале, в 1990-е годы, был один из лучших мужских хоров Москвы. Стоять здесь на службах было просто божественно.

Потом я узнал, что здесь есть что-то наподобие братского хора, где пели не только насельники, но и прихожане. Я попросился туда, меня взяли. Поначалу мы пели ночные службы – тогда отец Тихон служил их в 4 часа утра. Со временем стали петь и рядовые службы – до этого все будни пел женский хор. Иногда удивляются: почему в мужском монастыре поет женский хор? Это наши прихожанки, которые пришли в обитель еще в самом начале, в 1994 году, вместе с отцом Тихоном. Тогда братии не было вообще, петь было совершенно некому – и они с энтузиазмом взялись за это дело. А сейчас у нас уже есть возможность полностью обеспечить службы мужскими хорами – но не выгонять же их…

Читайте также  Чтобы уважали в коллективе молитва

Постепенно наш клирос усиливался. Регент тогдашнего большого хора, Сергей Пельгук, предложил отцу Тихону петь всенощные на два хора. Какое-то время мы так и служили, было очень красиво.

Когда братии стало побольше, у нас появился чисто братский хор. Это было в конце 1997 – начале 1998 года. Мы нашли регента, ее звали Валентина. Она к нам весьма строго относилась, но сейчас мы ей очень благодарны: она создала основу нашего хора. Мы стали петь несколько служб в неделю, «отняв» их у женского хора, за что они на нас неслабо обиделись. Каждое воскресенье мы пели раннюю, причем отец Лука и отец Клеопа, которые тогда уже были диаконами, пели раннюю, а потом служили на поздней. Помню, я их будил, расталкивал к ранней службе, они с такой неохотой приходили…

Со временем, когда наша семинария разрослась, нас рукоположили, и постепенно братский хор превратился в семинарский, который сейчас и поет ранние Литургии и еще несколько служб в неделю.

– В монастыре есть еще и народный хор. Как вы оказались его руководителем?

– Народный хор был в нашем монастыре с самого начала. Когда я только пришел сюда, они уже пели две службы в неделю. Со временем, когда тогдашний регент был вынужден уехать из России, хор стал постепенно приходить в упадок. И тогда певчие этого хора просто пошли к отцу Тихону и попросили поставить меня их регентом. Отец Тихон не возражал – так я и начал возглавлять народный хор.

Как совершать ночную молитву?

Мы всячески желаем, чтобы вы стали ближе к Аллаху, Его Пророку и роду Пророка, да будет мир с ними. Чтобы вы изменились к лучшему: как в духовном плане, став искреннее в вере и чище сердцем, так и в физическом, чтобы вы не голодали и не испытывали нужды. И поэтому мы покажем вам как правильно выполнять ночную молитву и приведём хадисы о её достоинствах и наградах, положенных за её совершение.

С начала нужно совершить восемь ракаатов с намерением ночной молитвы-нафиля (желательной), которые совершаются аналогично обязательной утренней молитве: каждые два ракаата начинаются с произнесения такбира (возвеличивания) и заканчиваются ташаххудом (свидетельством) и таслимом (приветствием). После завершения каждых двух ракаатов ночной молитвы желательно читать тасбих (восхваление Аллаха) Фатимы Захры, да будет мир с ней:

«Аллаху акбар» («Аллах велик») — 34 раза, «альхамдулиллях» («хвала Аллаху») — 33 раза, «субханаллах» («пречист Аллах») — 33 раза. И 1 раз «Ля иляха илля Ллах, Мухаммадан — расулю-Ллах» («Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад — Посланник Аллаха»).

После завершения выполнения восьми ракаатов желательной ночной молитвы необходимо совершить два ракаата с намерением выполнения двух ракаатов намаза «шаф» («пара»). В первом ракаате желательно после чтения суры «Аль-Фатиха» («Открывающая») прочесть 113‑ю суру «Аль-Фаляк» («Рассвет»), а во втором — последнюю 114‑ю суру «Ан-Нас» («Люди»).

11‑й ракаат ночной молитвы называется «ватр» или в ином варианте чтения — «витр», что означает «один». В нём после «Аль-Фатихи» три раза читается 112‑я сура «Аль-Ихляс» («Очищение веры»), затем сура «Аль-Фаляк» и «Ан-Нас». После этого идёт кунут, в котором желательно попросить прощения у Всевышнего Аллаха за 40 известных вам верующих, а после этого 100 раз сказать «астагфируллах», прося прощения за свои грехи. В конце этого одного ракаата читается ташаххуд и таслим. На этом ночная молитва заканчивается.

Хадисы о ночной молитве

Передаёт Абдулла ибн Синан: «Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: „Достоинство верующего — ночная молитва, а его величие — отказ от просьб к людям“».

Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Вам надлежит вершить ночную молитву, ибо она сунна вашего Пророка, привычка праведников, бывших до вас, и она изгоняет болезни из ваших тел».

Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Ночная молитва освещает лица, ночная молитва улучшает запах, ночная молитва привлекает удел».

Мухаммад ибн Умар передаёт от того, кто рассказал ему: «Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: „Великий и Всемогущий Аллах сказал: «Богатство и сыновья — украшение земной жизни» (18:46). А восемь ракаатов молитвы, которые раб выполняет в конце ночи — украшение загробной жизни“».

К Имаму Садыку, да будет мир с ним, пришёл мужчина и пожаловался на нужду, проявив чрезмерность в жалобе, пожаловавшись даже на голод. Имам Садык, да будет мир с ним, спросил его: «Ты молишься ночью?». Мужчина сказал: «Да». Тогда Имам Садык, да будет мир с ним, повернулся к своим сподвижникам и сказал: «Лжёт тот, кто утверждает, что молится ночью и голодает днём. Великий и Всемогущий Аллах гарантировал ночной молитвой дневное пропитание».

Передаёт Абу Басир: «Имам Садык, да будет мир с ним, передаёт от своих отцов, да будет мир с ними, что Повелитель правоверных Али, да будет мир с ним, сказал: «Простаивание ночи в молитве — здоровье тела, довольство Господа, приверженность нраву пророков и попадание под милость Всевышнего Аллаха».

Передаёт Али ибн Мухаммад Науфали: «Я слышал, как Имам Хади, да будет мир с ним, говорил: „Раб встаёт в ночи, и сон склоняет его направо и налево, а его подбородок падает на грудь. И тогда Всеблагой и Всевышний Аллах повелевает вратам неба, и они открываются перед ним. Затем Аллах говорит ангелам: «Взгляните на Моего раба, который добивается близости ко Мне тем, что не вменял Я ему в обязанность. И Он надеется на три милости от Меня: грех, который Я прощу ему, покаяние, которое Я обновлю для него и удел, который Я увеличу для него. И Я беру вас в свидетели, о Мои ангелы, что Я собрал их всех для него»“».

Передаёт Муавия ибн Аммар Духни: «Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: „Ночная молитва украшает лицо, совершенствует нрав, улучшает запах, приносит обильный удел, способствует уплате долга, уносит тревогу и делает ясным взор“».

Передаёт Хусейн ибн Хасан Кинди: «Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: „Порой мужчина говорит ложь и этим отлучает себя от удела“. Я спросил: „Как отлучается его удел?“. Он сказал: „Он отлучается от ночной молитвы. А когда он отлучается от ночной молитвы, он отлучается от удела“».

Передаёт Фудейл: «Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: „Воистину, дома, в которых выполняется ночная молитва с чтением Корана, светятся для обитателей неба, как звёзды на небе светятся для обитателей земли“».

Ибрагим ибн Умар передаёт хадис, в котором Имам Садык, да будет мир с ним, сказал о словах Великого и Всемогущего Аллаха: «Воистину, благие деяния удаляют злодеяния» (11:114): «Молитва верующего ночью удаляет грехи, совершённые днём».

Садук, «Саваб аль-а’маль», глава 109, хадисы 168—178

Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Никогда не пропускай ночной молитвы! Ибо истинно обделённый — это тот, кто лишён возможности молиться по ночам».

Маджлиси, «Бихар аль-анвар», т. 83, с. 127

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector