Непрестанная молитва православие

Непрестанная молитва православие

Непрестанная молитва православие

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на 1 Сол. 5:17

Свт. Василий Великий

непрестанно молитесь

Для молитв и псалмопения, как и для многого другого, пригодно всякое время… Таким образом мы достигаем душевной собранности, когда, по вышесказанному, при всяком действии будем у Бога просить успеха в делании, воздавать благодарение Даровавшему деятельную силу и соблюдать цель благоугождения Ему. Ибо если не употребим при этом такого способа, то как может быть совмещено сказанное у апостола: Непрестанно молитесь и занимались трудом и работою день и ночь (2 Фес 3:8)?

Пространные аскетические правила.

См. также Толкование на 1 Сол. 5:16

Свт. Афанасий Великий

непрестанно молитесь

См. Толкование на 1 Сол. 5:15

Свт. Тихон Задонский

непрестанно молитеся

См. Толкование на Лк. 18:1

Свт. Феофан Затворник

непрестанно молитеся

И в других посланиях святой Павел заповедует пребывать (Рим. 12, 12) и терпеть в молитве, бодрствующе в ней (Кол. 4, 2), всякою молитвою и молением молиться на всяко время духом (Еф. 6, 18). Постоянству и неотступности в молитве научает и Сам Спаситель притчею о вдовице, неотступностию прошения умолившей неправедного судию (Лк. 18, 1 и далее). Видно, что непрестанная молитва есть не случайное предписание, а неотъемлемая черта духа христианского. Жизнь христианина, по Апостолу, сокровенна со Христом в Боге (Кол. 3, 3). В Боге и пребывать ему неотлучно должно вниманием и чувством, что и есть непрестанная молитва. С другой стороны, всякий христианин есть храм Божий, в коем живет Дух Божий (1 Кор. 3, 16; 6, 19; Рим. 8, 9). Сей-то Дух, всегда в нем пребывающий и ходатайствующий, молится о нем всегда воздыханиями неизглаголанными (Рим. 8, 26), научая его самого непрестанной молитве. Самое первое воздействие благодати Божией, обращающей к Богу грешника, обнаруживается устремлением его ума и сердца к Богу. Когда потом, по покаянии и посвящении жизни своей Богу, благодать Божия, совне действовавшая, чрез таинства низойдет в него и пребудет в нем, тогда делается в нем неизменным и всегдашним и то устремление ума и сердца к Богу, в коем существо молитвы. Оно обнаруживается в разных степенях и, как всякий другой дар, должно быть возгреваемо (2 Тим. 1, 6). Возгревается же по роду своему: трудом молитвенным и, особенно, терпеливым и целесообразным пребыванием в молитвах церковных. Непрестанно молись, – трудись в молитве, – и приобретешь непрестанную молитву, которая сама уже станет совершаться в сердце без особых напряжений. Всякому очевидно, что заповедь святого Апостола не исполняется одним совершением положенных молитв в известные часы, но требует всегдашнего хождения пред Богом, посвящения всех дел Богу, всевидящему и вездесущему, возгреванием теплого к небу обращения умом в сердце. Вся жизнь, во всех ее проявлениях, должна быть проникнута молитвою. Тайна же ее – в любви к Господу. Как невеста, возлюбившая жениха, не разлучается с ним памятию и чувством, так душа, с Господом сочетавшаяся любовию, неотступно с Ним пребывает, теплые обращая к Нему беседы из сердца. Прилепляяйся Господеви, един дух есть с Господем (1 Кор. 6, 17).

Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам).

Сщмч. Петр Дамаскин

Ст. 17-18 непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе

Так все люди должны благодарить Бога, по сказанному: о всем благодарите; отсюда и другое изречение апостола: непрестанно молитеся, то есть чтобы иметь памятование о Боге во всякое время, на всяком месте и при всяком деле. Так, если кто делает что-нибудь, то должен помнить о Творце предлежащей вещи, то есть если видишь свет – не забудь о Даровавшем его тебе; если видишь небо и землю, море и все существующее – удивляйся и прославляй Создателя; если надеваешь на себя одежду – познавай, чей она дар, и воспевай Промышляющего о твоей жизни. И просто: всякое движение да будет тебе поводом к славе Божией и вот – ты непрестанно молишься. От всего этого радуется душа, по слову апостола (См.: 1 Сол. 5, 16–17), ибо памятование о Боге веселит ее, говорит святой Дорофей, приводя свидетельство Давида, который сказал: помянух Бога и возвеселихся (Пс. 76, 4).

Творения. Книга первая.

Прп. Иоанн Кассиан

непрестанно молитесь

А чей ум, отрешившись от уз всяких плотских страстей, придет в твердое состояние спокойствия, чье сердце всею крепостью прилепится к одному верховному благу, тот в состоянии будет исполнить апостольскую заповедь: непрестанно молитесь. И еще: на всяком месте… воздевая чистые руки без гнева и сомнения (1 Тим 2:8). Ибо, коль скоро сердечные помышления будут, так сказать, поглощены чистотою и из земных сделаются духовными и ангельскими, то что бы ни входило в них, чем бы они ни были заняты, молитва всегда будет чистейшею и искреннейшею.

Собеседования.

Прп. Максим Исповедник

непрестанно молитесь

Брат сказал: «Прошу тебя наставить меня и относительно молитвы: как она отрешает ум от всяких помыслов». Старец ответил: «Помыслы суть помыслы о вещах, а из вещей одни — чувственные, другие же — умопостигаемые. Находясь в них, ум постоянно вращается в круге помыслов об этих вещах. Благодать же молитвы сочетает ум с Богом, и такое сочетание отделяет ум от всех помыслов. Тогда ум, нагим беседуя с Богом, становится боговидным. Став же таковым, он просит у Бога подобающего, и прошение его всегда достигает цели. Поэтому апостол и повелевает: непрестанно молитесь, — чтобы мы, постоянно сочетая ум с Богом, мало-помалу отторгли бы пристрастие к материальным вещам».

Слово о подвижнической жизни.

Высочайшее состояние молитвы есть, говорят, то, когда ум во время молитвы бывает вне плоти и мира совершенно безвеществен и безвиден. Кто сохраняет такое состояние ненарушимым, тот воистину непрестанно молится.

Главы о любви.

Прп. Анастасий Синаит

непрестанно молитесь

Апостол говорит здесь совсем не о молитве, изрекаемой устами, как и Христос глаголет: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Пославшего Меня» (Мф. 7:21) А поэтому тот, кто постоянно творит добро – либо совершая благодеяния, либо исполняя другие служения по Богу, тот и непрестанно молится. Ибо можно молиться и на ложе, и в пути, и за трапезой, и на рынке, и в любом месте.

Вопросы и ответы.

Прп. Никодим Святогорец

непрестанно молитесь

… Поэтому, духовник, учи, советуй и побуждай кающихся и всех христиан всегда в своем сердце посредством вышеприведенной молитвы поучаться в имени Иисус Христове. Потому что эта умная и непрестанная молитва в сердце дана не только инокам и монахам, но и просто всем в мире христианам. Поэтому апостол Павел повелевает мирянам и говорит им всегда молиться: «Непрестанно молитесь», — потому что возможно для них всегда молиться: и когда работают, и когда едят и пьют, и когда находятся в своих домах, и когда находятся вне, и когда сидят, и когда идут. Если только пожелают оставить многословие и собрать свой ум в сердце.

Руководство к исповеди.

Прп. Иустин (Попович)

непрестанно молитесь

Но знаете ли вы, чем питается эта радость веры и как возрастает? Молитвой, непрестанной молитвой; поэтому необходимо исполнять евангельскую заповедь апостола Павла: непрестанно молитесь. Молитвой и через молитву нам дается с небес, от Воскресшего Господа радость страдать за Него, подвизаться, жить и умирать за Него. Зло этого мира противостоит всему Христову и без устали борется с ним. Как же нам, христианам, выстоять перед христоборческим злом и победить его, если не непрестанной молитвой? Ведь молитва есть главное наше оружие, которое вооружает нас сильной верой, надеждой, любовью, терпением, постом и истиной, так что мы становимся всесильными и со Христом побеждаем начальства, власти, мироправителей тьмы века сего, духов злобы поднебесной (ср.: Еф. 6:12). Посмотрите, сколько грехов существует в мире, сколько зла, сколько страстей! Поэтому непрестанно молитесь, чтобы Воскресший Господь даровал нам всепобеждающие силы, с которыми мы смогли бы одолеть все грехи, все зло и все смерти этого мира. Нас, христиан, в этом мире окружает множество смертей, и мы можем остаться в богочеловеческом бессмертии, только находясь в непрестанном общении с Единым Бессмертным, – и этого мы достигаем посредством непрестанной молитвы к Нему. Наша постоянная радость о Господе происходит от непрестанной молитвы ко Господу, а эта молитва откуда? От принуждения себя к ней до тех пор, пока Господь не даст нам Свою благодать, так что молитва станет радостной необходимостью, как дыхание. Господь дает благодать Свою по мере духовного подвига, совершаемого каждым христианином. Чем больше и усерднее принуждаешь себя к молитве, тем большую благодать даст Господь, и твоя молитва станет благодатной привычкой и постепенно превратится в твою вторую природу; и тогда сердце твое будет молиться и когда ты спишь, когда ходишь, сидишь, разговариваешь. Тогда и жизнь твоя станет непрестанной молитвой, и ты будешь жить молитвой, которая превратится во вседобродетель, непрестанно взращивающую в твоей душе все евангельские добродетели. Да будет известно вам и то, что без молитвы ни одна новозаветная добродетель не может совершиться и возрасти; через молитву добродетели и начинаются, и живут, и совершенствуются. Поэтому непрестанно молитесь.

Толкование на 1-е послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.

Прпп. Варсонофий и Иоанн

непрестанно молитесь

См. Толкование на 1 Сол. 5:15

Блж. Августин

непрестанно молитесь

Кто же познал, почему [псалмопевец] кричит? Он прибавил: и пред Тобою все желания мои (Пс 37:10). Не перед людьми ведь, которые сердца видеть не могут, а пред Тобою все желания мои. Пусть и твои желания будут пред Ним, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе (Мф 6:6). Ибо молитва твоя — сами желания твои, и если постоянны желания, постоянна и молитва. Ведь не напрасно сказал апостол: Непрестанно молитесь. Неужели же мы непрестанно преклоняем колена, простираемся ниц и воздеваем руки, по слову его: Непрестанно молитесь? Или, если это называется молиться, мы, полагаю, не можем заниматься этим непрестанно. Но есть иная, внутренняя, непрестанная молитва. Это желание.

Изъяснения Псалмов.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 17-18 непрестанно молитесь. За все благодарите

Апостол показал путь к постоянной радости, к непрестанной молитве и благодарению. Ибо, кто привык обращаться к Богу и благодарит Его за все, что послужило на пользу, – очевидно, тот будет иметь постоянную радость.

ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе

Как же будешь всегда благодарить? Если сознаешь, что в том воля Божия, чтобы всегда тебе быть благодарным к Нему, как всегдашнему благодетелю во Христе Иисусе, то есть чрез содействие Господа Иисуса. Ибо и Он Сам содействует нам в том, чтобы быть благодарными: Он научил нас делать то, чему мы научились из Евангелия.

Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.

Православная Жизнь

Что означают слова святого Исаака Сирина «не своди свою молитву к словам, сделай всю свою жизнь молитвой к Богу».

Есть и молитва без слов – молитва устремлением к Богу

Святой Феофан Затворник: «можно молиться, не стоя на молитве. Всякое возношение ума и сердца к Богу есть молитва настоящая. Если вы это делаете между делами, то и молитесь. Помню, у Василия Великаго вопрос о том, как Апостолы могли непрестанно молиться, решается так: они при всех своих делах о Боге помышляли и жили в непрестанной преданности Богу. Это настроение духа было их непрестанной молитвою. Вот вам и пример. Я вам, кажется, уже писал, что от деятельных людей, к коим вы принадлежите, нельзя того же требовать, что от людей сидяк. Главною их заботою должно быть то, чтоб не допускать неправых чувств при делании дел, и всячески стараться все их посвящать Богу. Это посвящение превратит дела в молитву. Пишется, что кровь Авеля вопиет Богу. Так и дела Богу посвящаемыя вопиют к Нему. Один старец, когда к нему принсли от кого-то нечто съестное. сказал: как дурно пахнет. а принесенное было по содержанию очень хорошее. Когда спросили его: как так? Он разъяснил, что прислано не с хорошими чувствами и от нехорошаго. Так всякое дело намащается теми чувствами, с какими совершается. И те, кои имеют очищенныя чувства, ощущают то. Выходит, что как от хороших цветов исходит хороший запах, так и от дел с хорошим расположением делаемых, исходит свое благовоние, и восходит горе, как фимиам из кадила. Вот еще молитва».

Всякое устремление души к Богу – есть молитва

И малый ребёнок, который ещё не говорит, может тянуться устремлением к Господу, и это тоже будет молитва. И взрослый может жить перед Богом, в чувстве Его присутствия.

В Ветхом завете и таком состоянии сказано: «Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил перед Богом» (Быт. 6:9). Это молитва без слов, молитва обращённости души к Творцу и Спасителю. Это то состояние, о котором Феофан Затворник говорил, что память о Господу может быть столь же неотступна, как зубная боль у того, у кого зубы болят.

Но, говоря о такой молитве нужно помнить и слова Клайва Льюиса, что некоторым людям только кажется, что Бог у них в душе, а на самом деле этими словами прикрывается духовная лень. Ведь чувство присутствия Господа непрестанно ошеломляет человека. Оно дарует ликование о бытии и постоянное ощущение тихого внутреннего света, который затемняется только если человек согрешает, но после покаянной молитвы снова возвращается в душу. То есть, молитва без слов есть определённая высота души и любви, и она невозможна без правильно духовной жизни.

Что такое непрестанная молитва?

Заповедь о непрестанной молитве даётся апостолом вместе с путём к ней. Путь таков. «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите» (1 Фес. 5: 16–18).

То есть корень постоянно молитвы — это благодарность Богу за всё. Благодарность и является поводом для такой молитвы и такого сердечного настроения. Тогда человеку хочется всё, что с ним случается, обратить в хвалу Господу и Творцу.

Как же достичь благодарности? Обобщая опыт отцов мы можем сказать, что для этого необходимы: Частое причастие, хранение себя от зла и доверие Богу.

Человек мучается на земле оттого, что на самом деле Богу не доверяет и считает, что смог бы управлять миром куда лучше. Конечно, если он христианин, то вслух он этого не выскажет, но настроение сердца будет именно таким. Доверие не даётся просто так, но почти всегда через подвиг. Что здесь может помочь человеку?

Причастие. В конечном итоге благодать является сердцем каждого дара. Без благодати невозможно стать таким, каким нас Господь задумал. По мере очищения сердца и вселения туда Бога, Он Сам будет основой нашего доверия, хотя это и требует времени, потому, что очищение никогда не даётся быстро.

Молитва о даровании доверия. Один известный старец советовал мне в таком случае говорить: «Господи, вручаю себя Тебе».

Как бы ни было трудно, но, перенеся боль, мы только ещё больше будем любить то, что любим. А Бог знает тот срок, когда сменит беду на радость. Его дело — всему давать неожиданный оборот и венчать добро хорошим концом, а наше — быть верными истине не только когда мы благополучны и сыты. И так каждый из нас сделает своё дело, и придёт радость, которой Господь хочет нас одарить не меньше, чем мы ожидаем её прихода.

За все столетья Господь никогда не подводил ждущих Его, но всегда хотел, чтоб мы верили этому и до того, как избавление освятит и возрадует души наши.

Размышления о Евангельском Христе. В момент недоверия хорошо подумать, каков Бог и как он ко мне относится. Помогает тут и просто смотреть на икону Христа. Тогда душа ощущает, что такой Бог не может обмануть.

Добрые дела. Они помогают человеку поверить в то, что добро существует. Как мытарь, обращаясь к Богу, на опыте знал, что существует милость, ведь он иногда миловал своих должников. Так и творящий добро легче понимает, что доброму можно доверить душу, доверить жизнь.

Чтение авторских сказок. Из всех жанров сказка в наибольшей мере передаёт высокое христианское ощущение мира как целостности, где ни добро ни страдание не могут быть напрасны. Она открывает, что мир существует только по духовным законам, а потому грешник погибает от зла, а праведник получает благословение. Сказка уверяет человека в несомненности хорошего конца для всего добра, и помогает увидеть веру во всей полноте и мощи, укоренённой в вечности и прекрасной.

Знаю случай, когда один из украинских епископов принёс больному монаху «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса. И монах, прочитав книгу, сказал: «Что начал теперь лучше понимать Бога».

Подобное мне говорили и другие люди. Так, одна добрая девушка пережила многие трудные события в своей жизни, как она сама говорила, благодаря Льюисовским «Хроникам Нарнии» и моей «Саге о древней надежде». Обе эти книги укрепляли её когда было страшно и давали силы надеяться. Книги были для неё словно вестью с неба, что Господь не бросит детей Своих. Такова сила сказки и каждый живущий может испытать это.

Почему молящемуся необходим наставник?

Молитва вводит человека в реальность духовного мира. Первоначальная нечуствительность к божественному сменяется чувством присутствия Бога. Начинают происходить чудесные события, в том числе и молитвы исполняются. Человек получает новый, прежде небывалый опыт. Но кто отследит качество этого опыта? Кто поможет отличить благодатные переживания от разгорячения нервов? Несомненно, это может сделать только тот, кто сам имеет опыт благодати, а потому поможет и вопрощающему. Это и есть духовный наставник, одна из задач которого — следить за правильностью опыта, получаемого его учеником.

Старец Софроний Сахаров справедливо пишет, что, даже если сердце не сомневается, что ощутило и пережило Бога, но, если человек ведёт правильную духовную жизнь, то он не успокоится, пока не найдёт одобрения у того, кто уже имел подобный опыт. Ведь благодать ведёт не к гордости, но к смирению. И, наоборот — смирение ведёт к благодати. Путь и к тому и к другому помогает пройти наставник.

О связи молитвы и жизни

Древний святой отец говорил: «не своди молитву к словам, но соделай всю свою жизнь молитвой к Богу».

Поэтому, хотя молитве отводится столь важное значение, но она должна утверждаться всей жизнь христианина вообще. У святых отцов и наставников мы найдём много советов, но многое узнаем и из практики, которая явится подтверждением древнего предания.

Помню, как мама послала меня сделать что-то по хозяйству, а я хотел молиться и не пошел. Молитва лилась и я радовался, но, стоило мне отказать маме, как тотчас я ощутил в своей совести преграду. Я просто физически не мог молиться, пока не исполнил то, чего от меня мама хотела. Тогда мне пришли на ум слова Исаака Сирина, что, если у нас осталось невыполненным некое дело — то это станет препятствием в молитве, а потому надо сперва дело выполнить. Так слова святого отца совпали с моим внутренним состоянием.

Молитва должна соединяться с усилием к перемене жизни, с устремлением к добру и свету. Все эти стремления молитва укрепит, но без них окажется безжизненной. Знаю одного человека, который некоторое время искушался мечтаниями о девушках. Когда он молился Исусовой молитвой, то злые мечты не проникали в сердце. И тогда он неожиданно ощутил в себе мысли прервать молитву и спокойно мечтать о том, о чём ему хочется. Конечно же, он не остановил молитву, но на опыте понял, что враг рода людского не может приблизиться к душе молящейся так, как бы того хотел.

Молитва укрепляет всякое добро в нас, но она окажется бесполезной в том случае, если в нас вовсе нечего укреплять.

Чем больше мы любим Бога, тем больше хотим общаться с Ним. Молитва связана с любовью. Но, с другой стороны, молясь, мы дышим Духом Святым, освящаемся и научаемся больше любить Того, Кто по слову святого Брендана Мореплавателя, слышит и любит нас больше, чем мы думаем.

Читайте также  Молитва от колдовства и чародейства за детей

Непрестанно молитесь: древнерусский лайфхак

На Руси очень серьезно относились к словам Священного Писания о непрестанной молитве. Вся жизнь и весь быт были выстроены вокруг […]

На Руси очень серьезно относились к словам Священного Писания о непрестанной молитве. Вся жизнь и весь быт были выстроены вокруг суточного богослужебного круга. Однако предстоять в молитве в церкви или дома перед образом по понятным причинам могли лишь единицы из иноков-подвижников. Выход был найден: символический русский ум переработал опыт восточных отцов и создал лестовку – знаменитое отечественное приспособление для непрестанной молитвы.

В «Цветнике» священноинока Дорофея есть слова: «Моление непрестанное, молитва Иисусова и другие духовные подвиги достойней всех земных вещей, дел и умствований». В наши дни сложилось ошибочное мнение, что Иисусова молитва есть удел лишь священников и монахов. Но это не так. Мы все призваны к постоянному диалогу с Богом, потому нам требуются совершенные инструменты, проверенные временем и христианскими подвижниками. Иисусова молитва держит нас на плаву в океане мирской суеты, не дает впасть в отчаяние, дает воодушевление, приводит в разум раздергивающийся на пустое мозг.

Молитва Иисусова: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго (грешную) – имеет прообразы в Евангелии. Так, слепой Вартимей по выходе Иисуса из Иерихона кричал: «Иисус, Сын Давидов! Помилуй меня». (Мк. 10, 47). Появление Иисусовой молитвы относят к наставлениям Макария Египетского (IV век). И в Византии, и на Руси совершение этой молитвы считалось необходимым для христианина, будь то епископ или мирянин. За время существования Церкви Христовой написано довольно трактатов и пояснений об этом «источнике благодати». Но нужно отметить, что Иисусова молитва требует внимания, рассудительности, благоговения и покаяния, то есть серьезного подхода.

Поскольку мы являемся существами телесными, нам нужны физические и материальные выражения нашей веры: храмы, иконы, книги, молитвенные предметы. Для совершения Иисусовой молитвы (и не только) в незапамятные времена была придумана вервица. Установил эту праматерь русских четок Василий Великий. На Руси она превратилась в лестовку, обросла назидательным символизмом и дошла до наших дней.

Слово «лестовка» является уменьшительным от «лестницы». Такое название русские четки получили из-за своего внешнего вида. Лестовка представляет собой зашитые в кожу бобочки (березовые округлые дощечки), которые напоминают гибкую лестницу. Молитвенный предмет начинается и замыкается четырьмя сшитыми друг с другом с двух сторон треугольниками – лапостками (лепестками). Они символизируют четырех евангелистов и единство их учения. Треугольная форма установлена в честь Пресвятой Троицы. Внутри лапостков, словно в маленьком колокольчике, на «языке» нашиты 7 передвижек, по числу церковных таинств. Они используются для отсчета количества «пройденных» лестовок. Лестовку принято держать в левой руке, между средним и безымянным пальцами, а передвигать – большим пальцем. На первых трех ступенях-бобочках читается молитва «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» с поясным поклоном. Затем следует свободное пространство, именуемое «землей». В этом месте молящийся произносит «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу». А затем переходит к бобочкам с Иисусовой молитвой. Стоит отметить, что мастера при изготовлении лестовок, как правило, вставляют в ступени маленькую бумажку с написанной на ней от руки Иисусовой молитвой.

Перед молящимся – 12 молитв Иисусовых. Их рекомендуется совершать с земным поклоном (если молитва совершается перед образом, о чем позже). Этот «ряд» символизирует 12 апостолов, «которые со Христом по земле ходили». Затем молящегося ожидает «великая» ступень с молитвой «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Си» и земным же поклоном. И вновь – Иисусова молитва с поясными поклонами, 38 раз. Здесь «лесвичное богословие» напоминает нам, что «Богородица 38 недель Христа во чреве носила». Затем следует вторая «великая» ступень – «Помяни мя, Владыка, егда приидеши во Царствии Си». После этой молитвы с поясными поклонами еще 33 – Христос 33 года «по земле ходил». «Великая» «Помяни мя, Святый, егда приидеши во Царствии Си» и 17 молитв Иисусовых с земным поклоном напоминают нам о количестве ветхозаветных пророчеств о Христе. Мы оказываемся на свободном месте, называемом «небо», творим молитву Слава, И ныне, трижды «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже». Вот и закончилась лестовка. По ее окончании читается 3 раза «Господи, помилуй» и Слава, и Ныне.

«Лестовка возникла во времена, когда книг было очень немного, видеолектории и подкасты отсутствовали. Поэтому многое требовалось объяснять наглядно. Да и само символическое устройство – хорошее напоминание для христианина»

Кому-то эта схема может показаться сложной, но она очень быстро осваивается, и, как станет понятно позже, лестовка применима в самых разных ситуациях, в том числе и на богослужении. Например, первые 12 ступеней до большой или от той же первой «великой» до второй (40) очень помогают не загибать пальцы во время положенных на службе «Господи, помилуй», а перебирать лестовку пальцами и сосредоточиться на молитве. Для кого-то символизм лестовки иногда кажется диким и излишним. Но чтобы понять, зачем он, стоит вспомнить, что лестовка возникла во времена, когда книг было очень немного, видеолектории и подкасты отсутствовали. Поэтому многое требовалось объяснять наглядно. Да и само символическое устройство – хорошее напоминание для христианина. Кстати, с лестовкой на многих иконах изображается Серафим Саровский, а совсем недавно производством русских четок довольно серьезно занялись на Валааме.

В «Уставе о домашней молитве» довольно подробно предложено по немощи, неграмотности или обстоятельствам, приведшим к отсутствию в храме на службе, заменить весь богослужебный круг чтением молитв по лестовке. И здесь также есть вариации: без поклонов (что предполагает и молитву во время делания каких-то дел и просто физических перемещений в пространстве), с поклонами и в самом упрощенном варианте для больных людей. Обратимся к уставным указаниям.

Правило молитвы по лестовке без поклонов:

  • За полунощницу: шесть сот молитв.
  • За утреню: полторы тысящи.
  • За часы без почасия: одну тысячу; с почасием: полторы тысячи.
  • За вечерню: шесть сот.
  • За великий немифон: семь сот.
  • За малую павечерню: четыреста.
  • За вечерню: триста поклонов.
  • За немифон: триста поклонов.
  • За павечерницу: двести поклонов.
  • За полунощницу: триста поклонов.
  • За утреню: семь сот поклонов.
  • За первый час: сто пятьдесят поклонов.
  • За часы: пять сот поклонов; за часы с почасием: семь сот пятьдесят поклонов.

Несмотря на то, что выше мы рассматривали варианты с земными и поясными поклонами, устав говорит, что все поклоны – поясные. Добавление земных «подвигов» – на усмотрение молящегося. На 38 и 33 ступенях также могли добавлять молитвы Богородице и другим святым, на усмотрение молящихся. Или всем сразу: «Святии вси, молите Бога о мне, грешнем».

Есть и совсем облегченные правила:

  • За вечерню: двести поклонов.
  • За павечерню: сто поклонов.
  • За полунощницу: двести поклонов.
  • За утреню: четыреста поклонов.
  • За первый час: сто поклонов.
  • За часы: триста поклонов.

И при самой «крайней нужде» (болезнь, время, иные обстоятельства):

  • За вечерню: сто поклонов.
  • За павечерню: пятьдесят поклонов.
  • За утреню: двести поклонов.
  • За первый час: пятьдесят поклонов.
  • За часы: двести поклонов.

Лестовкой можно было заменить чтение Псалтыря. Вновь обратимся к уставу.

  • За весь псалтырь: шесть тысяч молитв Иисусовых.
  • За кафизму: триста молитв.
  • За славу: сто молитв.

Отдельно стоило бы сказать о древнерусской практике подготовке к Причастию с помощью лестовки. Из Византии на Русь пришел обычай редкого причащения. Скорее всего, это было связано с высоким уровнем благочестия… и трудной подготовкой. Желающему причаститься надлежало говеть неделю (!) и читать Правильные каноны. В их отсутствие предлагалось ежедневно молиться 10 лестовок, причем 3 из них – полностью с земными поклонами. По немощи разрешалось сокращать их количество до 7. Однако даже это нам, современникам, далеко не всем сегодня будет под силу.

Как видим, на Руси (а сегодня в среде старообрядцев, единоверцев и ряда православных христиан) лестовка при своей компактности становится поистине универсальным «молитвенным щитом». Изготовить «орудие против супостатов» можно самостоятельно, все материалы находятся в свободном доступе.

Великий пост – прекрасное время для погружения в чистые воды молитвы. Святые отцы называют молитву делом дел, а для нас она становится «хлебом насущным», без которого просто невозможно представить христианина. Традиция молитвы по лестовке в наши дни начинает возрождаться, и, будем надеяться, станет полезной и нам, современным христианам.

Непрестанная молитва православие

игумен Феофан (Крюков)

О НЕПРЕСТАННОЙ МОЛИТВЕ

Поучения святителя Феофана Затворника

Святейшего Патриарха Московского

и всея Руси АЛЕКСИЯ II

Извольте все сие сообразить,

и взять в руководство, и почаще

прочитывать, чтобы поновлять

в памяти, как должно действовать.

НАВЫК К ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЕ — СРЕДСТВО, А НЕ СУЩЕСТВО ДЕЛА

Иисусова молитва не есть непрестанная молитва, по лишь подспорье к ней

Пришло желание учиться молитве Иисусовой. Бог благословит! Но делание молитвы Иисусовой не есть непрестанная молитва, а только подспорье к ней… Непрестанная молитва есть дар благодати… и о сем молиться надо: «Господи, даруй мне непрестанно Тебе молиться!» Состоит сия молитва не в словах, а в чувстве к Богу неотходном. О сем чувстве и заботиться должно и его возгревать. (10, 111)[1].

Кто останавливается на одной Иисусовой молитве, тот останавливается на полдороге

Говорят: «Стяжи молитву Иисусову», т. е. молитву внутреннюю. Молитва Иисусова есть хорошее к внутренней молитве средство, но сама по себе не внутренняя, а внешняя молитва. Которые навыкают ей, хорошо очень делают. Но если на одной на ней останавливаются, а дальше нейдут, то они останавливаются на полдороге…

При молитве Иисусовой Богомыслие все же необходимо: иначе это сухая пища. Хорошо, у кого навязло на языке имя Иисусово. Но можно при этом совсем не помнить о Господе и даже держать мысли, противные Ему. Следовательно, все зависит от сознательного и свободного к Богу обращения и труда держать себя в этом с рассуждением. (6, 19).

Дело не в словах, а в вере и чувстве

Делание молитвы Иисусовой просто: стать вниманием в сердце пред лицем Господа и взывать к Нему: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя!» Дело не в словах, а в вере, сокрушении и предании себя Господу. С сими чувствами можно предстоять Господу и без слов… и это будет молитва. (6, 224).

Бывает, и молитва Иисусова есть, и теплота есть, а молитвы настоящей нет

Навык молитвенный не вдруг образуется… а требует долгого труда и претруждения себя. Вот в сем-то труде образования молитвенного навыка лучше всего помогают Иисусова молитва и сопровождающая ее теплота. Заметь, отец, что они есть средства, а не самое дело. Возможно, и молитва Иисусова есть, и теплота есть, а молитвы настоящей нет. Как это ни странно, а бывает так! (7, 63).

Не все, имеющие навык к Иисусовой молитве, вкушают плодов ее

Велика сила этой молитвы, по изображению св. отцов; а между тем на деле видим, что не все, имеющие навык к ней, причастны этой силе, не все вкушают от плодов ее. От чего это? От того, что сами хотят забрать в свое владение то, что принадлежит дарованию Божию и есть дело благодати Господней. Начать повторять эту молитву утром, вечером, ходя и лежа, за делом и на досуге есть наше дело: на это не требуется особой помощи Божией. Трудясь все в том же порядке, можно самому дойти до того, что язык и без нашего сознания все будет повторять эту молитву. Может последовать за этим и некое умирение помыслов, и даже своего рода сердечная теплота: но все это будет, как замечает в «Лобротолюбии» инок Никифор, дело и плод наших усилий. Остановиться на этом значит то же, что удовольствоваться уменьем попугая произносить известные слова, даже такие, как «Господи, помилуй». Плод от этого такой: будешь думать, что имеешь, тогда как ровно ничего не имеешь. Это и случается с теми, у кого во время навыкновения этой молитве, поколику то зависит от нас, не раскрывается сознание того, в чем существо ее. (14, 167).

Существо дела — установиться в памяти Божией

Существо дела в том, чтоб «установиться в памяти Божией, или ходить в присутствии Божием». Можно всякому сказать: «Как хочешь, только добейся до этого… Иисусову ли молитву творить… поклоны ли класть, в церковь ли ходить… что хочешь делай, только добейся до того, чтобы быть всегда в памяти Божией». Помню, в Киеве я встретил человека, который говорил: «Никаких приемов не употреблял я и молитвы Иисусовой не знал, а все, что тут пишется, было и есть. А как, я и сам того не знаю. Бог дал!»

Это — что Бог дал или даст — иметь надо в цели, чтобы не смешать самодельщины с даром благодати. (6, 17–18).

Навык к Иисусовой молитве должен быть с мыслию о Господе

Навыкай творить молитву Иисусову, чтобы навязла на язык, но всегда с мыслию о Господе. Если при сем ко Господу воздыхать из сердца будешь, это будет умная молитва, а не слова молитвы Иисусовой. (7, 58).

Иные забывают о вопиянии из сердца и пусты бывают от благодати

Я против того говорю, что иные совсем забывают о вопиянии из сердца…

Вся забота у них о словах и положении тела, и, отчитав в сем положении известное число молитв Иисусовых с поклонами, опочивают на сем с некиим самомнением и осуждением ходящих в церковь на общую уставную молитву. Иные весь век так проживают и пусты бывают от благодати. (10, 189–190).

Одно повторение слов Иисусовой молитвы ничего не значит

Молитва Иисусова не талисман какой. Сила ее от веры в Господа и глубокого с Ним сочетания сердца и ума. При таких расположениях призываемое имя Господа оказывается многодейственным. Одно повторение слов ничего не значит. (15, 133).

ЧТО ЕСТЬ НЕПРЕСТАННАЯ МОЛИТВА

Молитва, которая сама молится

Все мы молимся; но есть молитва, которая сама молится и увлекает вслед за собою всего внутреннего человека. Кто это испытывает, тот только и знает, что есть молитва. (14, 18).

Она — от благодати и чистой совести

Есть молитва, которую сам человек творит; и есть молитва, которую Бог дает молящемуся (1 Цар. 2, 9)… Сначала, когда приступает кто ко Господу, первое дело — молитва. Начинает он ходить в церковь и дома молиться по молитвенникам и без них. Но мысли все разбегаются. Никак с ними не управится. Чем, впрочем, больше трудится в молитве, тем больше мысли все улегаются и улегаются, и молитва становится чище. Однако ж атмосфера души не очищается, пока не затеплится духовный огонек в душе. Огонек сей есть дело благодати Божией, но не особенной, а обшей всем. Он является вследствие известной меры чистоты во всем нравственном строе человека ищущего. Когда затеплится сей огонек или образуется постоянная в сердце теплота, тогда бурление помыслов останавливается. Бывает с душою то, что с кровоточивою: ста ток крове ея (Лк. 8, 44.). В этом состоянии молитва, больше или меньше, подходит к непрестанной. Посредницею ей служит молитва Иисусова. И это есть предел, до которого может доходить молитва, самим человеком творимая! (9, 240).

Молитва углубленная, молитва непрестанная и другие проявления молитвенной благодати — все от благодати… Наш — посильный, но всеусердный и постоянный труд. Искомая молитва — благодать. Придет срок — и дана будет. Надобно только не нерадеть, искать всеусердно и все возможное употреблять. Но главное — чистая совесть. Ибо благодать молитвы есть благодать приискреннего Богообшения. С Богом же в общение ничто нечистое придти не может. (10, 35).

Непрестанная молитва православие

Пусть никто не думает, братия мои христиане, будто одни лица священного сана и монахи долг имеют непрестанно и всегда молиться, а не и мiряне. Нет, нет; все мы христиане имеем долг всегда пребывать в молитве. Ибо смотрите, что святейший Патриарх Константинопольский Филофей пишет в житии св. Григория Солунского. – Имел святитель сей друга возлюбленного, Иова по имени, человека простейшего, но многодобродетельного, с коим беседуя однажды, владыка сказал о молитве, что всякому вообще христианину надлежит подвизаться в молитве всегда, и молится непрестанно, как заповедует Апостол Павел обще всем христианам: непрестанно молитеся (1 Сол. 5, 17), – и как говорит о себе пророк Давид, при всем том, что был царь, и имел попечение о всем царстве своем: предзрех Господа предо мной выну (Пс. 15, 8), т.е. всегда мысленно зрю Господа предо мной в молитве моей. И Григорий Богослов учит всех христиан и говорит им, что чаще надлежит поминать в молитве имя Божие, чем вдыхать воздух. Говоря это и многое другое другу своему Иову, святитель прибавил еще, что повинуясь заповеданиям святых, нам надлежит не только самим молиться всегда, но и других всех учить тому же, всех обще: и монахов и мiрян, и мудрых и простых, и мужей, и жен, и детей, и побуждать их молиться непрестанно.

Слышавшему сие старцу Иову показалось это новым делом, и он начал спорить, говоря святителю, что молиться всегда есть дело только аскетов и монахов, кои живут вне мiра и сует его, а не мiрян, кои имеют столько забот и дел. Святитель привел новые свидетельства в подтверждение сей истины и новые неопровержимые ее доказательства, но старец Иов не убедился и ими. Тогда святой Григорий, избегая многословия и любопрепирательства, замолчал, после чего каждый пошел в келью свою.

Когда потом Иов молился наедине в келье своей, является ему Ангел, посланный от Бога, иже хочет всем спасться и в разум истины придти (1 Тим. 2, 4), и укорив его, зачем спорил со святым Григорием и противился явному делу, от коего зависит спасение христиан, возвестил ему от лица Божия, чтоб вперед внимал себе и остерегался говорить кому что-либо противное сему душеспасительному делу и противиться воле Божией, даже и в уме своем чтоб не держал противного сему помысла и не позволял себе мудрствовать разно с тем, что сказал святой Григорий. Тогда простейший старец Иов тотчас поспешил к святому Григорию, и припадши к ногам, просил прощения в противоречии ему и любопрительности, и открыл ему все, что сказал ему Ангел Господень.

Видите теперь, братия мои, как имеют долг все обще христиане, от мала до велика, молиться всегда умной молитвою: Господи Иисусе Христе, помилуй мя! так, чтоб ум их и их сердце навык имели всегда изрекать священные слова сии. Убедитесь же, сколько благоугождается сим Бог и сколько великое от сего происходит благо, как Он, по безмерному Своему человеколюбию, Ангела небесного послал объявить нам, чтоб никто более никакого не имел в сем сомнения.

Но что говорят мiряне? – Мы обременены делами и заботами житейскими: как возможно нам молиться непрестанно?

Отвечаю им, – что Бог не заповедал нам ничего невозможного, а все только такое, что мы можем делать. Почему и это можно исполнить всякому, ревностно ищущему спасения души своей. Ибо если б это было невозможно, то было бы невозможно для всех вообще мiрян, и тогда не нашлось бы столько и столько лиц, кои среди мiра исправляли сие дело непрестанной молитвы, как следует, из коих да будет представителем многих других такого рода лиц отец святого Григория Солунского, дивный оный Константин, который при всем том, что вращался в среде придворной жизни, назывался отцом и учителем царя Андроника, и занимался каждодневно государственными делами, кроме своих домашних дел, как имевший большое имущество и множество рабов, – жену и детей, – при всем том столь был не отлучен от Бога, и столь привязан к умной непрестанной молитве, что многократно забывал, что говорил с ним царь и придворные вельможи о царственных делах, и нередко раза по два и более спрашивал об одном и том же; чем другие вельможи, не зная причины того, смущались и его укоряли, что так скоро забывает дело и повторительными вопросами обременяет царя. Но царь, зная причину того защищал его и говорил: «у Константина есть свои думы, которые не дают ему иной раз со всем вниманием относиться к делам нашим».

Читайте также  Молитва польза и вред

Премногое множество было и других подобных, которые, живя в мiре, всецело были преданы умной молитве, как уверяют исторические о них записи. – Итак, братия мои христиане, умоляю вас и я вместе со святым Златоустом, спасения ради душ ваших не нерадите о деле таковой молитвы. Подражайте тем, о коих я сказывал, и сколько возможно последуйте им. Сначала это может показаться вам очень трудным, но будьте уверены, как бы от лица Вседержителя Бога, что самое сие имя Господа нашего Иисуса Христа, непрестанно вами призываемое, поможет вам преодолеть все затруднения, а с продолжением времени вы навыкнете сему деланию и вкусите, сколь сладко имя Господне. Тогда опытно познаете, что дело сие не только не невозможно и не трудно, но и возможно и легко. Почему святой Павел, знавший лучше нас великое благо, какое доставит сия молитва, заповедал нам непрестанно молиться. Не стал бы он обязывать нас к сему, если б это было крайне трудно и невозможно, зная наперед, что в таком случае мы, не имея возможности исполнить то, неизбежно оказывались бы ослушниками его и преступниками заповеди его, и через то делались достойными осуждения и наказания. А это не могло быть в намерении Апостола.

К тому же поимейте во внимание и способ молитвы, как возможно непрестанно молиться, – именно – молиться умом. А это мы всегда можем делать, если захотим. Ибо и когда сидим за рукоделием, и когда ходим, и когда пищу принимаем, и когда пьем, всегда умом можем молиться и творить умную молитву, благоугодную Богу, молитву истинную. Телом будем работать, а душой молиться. Внешний наш человек пусть исполняет свои телесные дела, а внутренний весь пусть будет посвящаем на служение Богу, и никогда не отстает от этого духовного дела умной молитвы, как заповедует нам и Богочеловек Иисус, говоря в святом Евангелии: ты же, егда молишися, вниди в клеть твою, и затворив двери твоя, помолися Отцу твоему, иже втайне (Мф. 6, 6). Клеть души есть тело; двери наши суть пять чувств телесных. Душа входит в клеть свою, когда ум не блуждает туда и сюда по делам и вещам мiрским, но находится внутрь сердца нашего. Чувства наши затворяются и остаются такими, когда мы не даем им прилепляться к внешним чувственным вещам, и ум наш таким образом остается свободным от всякого пристрастия мiрского и сокровенной умной молитвою соединяется с Богом Отцом своим.

И Отец твой, видяй втайне воздаст тебе яве, прилагает Господь. Видит, ведающий все сокровенное, Бог умную молитву и воздает явными дарами великими. Ибо и эта молитва есть истинная и совершенная молитва, которая исполняет душу божественной благодатью и духовными дарами, подобно мνру, которое чем крепче затыкаешь сосуд, тем благоуханнейшим делает сосуд сей. Так и молитва, чем крепче заключаешь ее внутрь сердца, тем более она обилует божественной благодатью.

Блаженны те, которые навыкают сему небесному деланию, потому что им они побеждают всякое искушение злых бесов, как Давид победил гордого Голиафа. Им погашают бесчинные пожелания плоти, как три отрока угасили пламя пещи. Сим деланием умной молитвы укрощаются страсти, как Даниил укротил диких зверей. Им низводят росу Духа Святого в сердце свое, как Илия низвел дождь на гору Кармил. Сия умная молитва восходит до самого престола Божия и хранится в златых фиалах, и, как кадило, благоухает пред Господом, как видел Иоанн Богослов в откровении: двадесять четыре старцы падоша пред Агнцом, имуще кийждо гусли, и фиалы златы полны фимиама, уже суть молитвы святых (Апок. 5, 8). Сия умная молитва есть свет просвещающий душу человека и сердце его воспламеняющий огнем любви к Богу. Она есть цепь, держащая в единении Бога с человеком и человека с Богом. О, ни с чем несравнимая благодать умной молитвы! – Она поставляет человека в положение всегдашнего собеседователя с Богом. О, дело, воистину дивное и предивное! Телесно обращаешься с людьми, а умно беседуешь с Богом.

Ангелы не имеют чувственного гласа, но умом приносят Богу непрестанное славословие. В этом состоит все дело их и этому посвящается вся жизнь их. Так и ты, брате, когда входишь в клеть свою, и затворяешь дверь, т.е. когда ум твой не влается туда и сюда, но входит внутрь сердца твоего, и чувства твои заключены и отграждены от вещей мiра сего, и таким образом всегда молишься, тогда ты бываешь подобен святым Ангелам, и Отец твой, видящий тайную молитву твою, которую приносишь ты Ему в сокровенности сердца своего, воздаст тебе яве великими духовными дарами.

Да и что еще большее лишшее желаешь ты от сего, когда, как я сказал, ты мысленно всегда находишься пред лицом Бога и беседуешь с Ним непрестанно, – беседуешь с Богом, без Коего никогда никакой человек не может быть блаженным ни здесь, ни в другой жизни.

Наконец, брате мой, кто бы ты ни был, когда возьмешь в руки сию книгу, и прочитавши, возжелаешь испытать делом ту пользу для души, какую доставляет умная молитва, тепле прошу тебя, не забудь, когда станешь творить молитву сию, с одни воззванием: Господи помилуй! вознеси к Богу прошение и о грешной душе того, кто потрудился над составлением сей книги, и того, кто тратился на отпечатание и издание; ибо они имеют большую нужду в молитве твоей, да обрящут милость Божию душе своей, как и ты своей. Буди! Буди!

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Никогда не прекращайте молиться: освежающая привилегия непрестанной молитвы

Ч то вам приходит в голову, когда вы слышите заповедь “Непрестанно молитесь”? (1 Фессалоникийцам 5:17).

Сентиментальным людям эти два слова могут грызть совесть как «двойка» в дневнике. Это в очередной раз свидетельствует о скрытом страхе того, что мы терпим неудачу в христианской жизни. У некоторых из нас выходит воспринимать этот призыв как недостижимый идеал; он, возможно, достижим для пасторов, но не для матерей многодетных семей или бизнесменов, которые работают и света белого не видят.

Другие же воспринимают повеление непрестанно молиться, будто команду непрерывно бежать. Мы знаем, что молитва полезна для нас, и мы в самом деле хотим молиться больше, однако мы по-прежнему считаем, что молитва является, скорее, бременем, чем благословением, и скорее потерей сил, чем наслаждением.

Однако ни одна из этих точек зрения не отражает сути заповеди “Непрестанно молитесь”. Данное Божье повеление — это не игра на совести, не мечта монахов и не приказ о выполнении каторжных работ. Это, скорее, призыв стать тем, кем вы были созданы. Это заповедь жить согласно вашим привилегиям в Иисусе Христе. Это призыв наслаждаться общением с Богом целый день, а не только один раз утром. А для тех, кто во Христе, независимо от того, в каких жизненных ситуациях они находятся, это возможно.

Непрестанно?

Разумеется, призыв “непрестанно молиться” не требует от нас, чтобы мы каждый час своего дня проводили на коленях. В этом же письме этот же апостол заповедует выполнять и другие всякие разные обязанности, которые не дают возможности, в буквальном смысле, непрерывно молиться. Фессалоникийцы должны были, к примеру, «работать своими собственными руками», «назидать один другого» и «вразумлять бесчинных» (1 Фессалоникийцам 4:11; 5:11, 14) — то есть совершать все те действия, выполняя которые нам приходится покинуть наши комнаты для молитв и выйти в мир.

Тогда что же воображал Павел, когда писал эту заповедь? «Непрестанно молитесь», будто сыр в бутерброде, зажато между двумя подобными заповедями: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1-е Фессалоникийцам 5:16–18).

Без сомнений, Павел пишет «всегда», «непрестанно» и «за все» («в любых обстоятельствах» — 1-е Фессалоникийцам 5:18, Современный перевод), чтобы поймать на крючок все, что мы делаем. Молитва, равно как и радость и благодарность, должна заполнить собой каждый момент жизни — когда мы бодрствуем и спим, едим и работаем, служим и отдыхаем. Мы не можем молиться каждую секунду, но со временем мы сможем дать молитве заполнить собой все наши жизненные сферы. Мы не можем постоянно ходить со склоненной в молитве головой, но мы можем всегда идти в положении подчинения Богу, будучи готовыми в любой момент излить свои сердца перед Ним.

Те, кто непрестанно молятся, могут в своей речи внезапно начать провозглашать слова молитвы, как это делал Павел (1 Фессалоникийцам 3:11–13; Ефесянам 3:14–19). Такая молитва может начаться в любое время после утренней встречи с Господом, когда мы в каждой трудной ситуации будем просить «Помоги мне», за каждое утешение и радость будем говорить «Спасибо», во всяком искушении будем взывать «Избавь меня» и молить «Укрепи меня» при каждой возможности проявить послушание. Молитва — это не просто свободное «окно» в нашем расписании; это отражение наших сердец, аромат нашего активного времени суток.

Практика непрестанной молитвы

Тогда как же это делать? Бесспорно, никто не может «выработать» этот дух зависимости от Бога по шаблону; никто не может помочь себе прийти к состоянию непрестанной молитвы. Однако, в то же время, никто не может войти в это состояние без каких-либо усилий. Чтобы возрасти в практике непрестанной молитвы, мы можем начать с переосмысления некоторых наших духовных практик и ожиданий, а также с того, чтобы просить Бога наставить нас Своей благодатью.

Дисциплинироваться

Упорядоченные, запланированные молитвы — не враг молитв спонтанных. Как раз наоборот. Спонтанная молитва подобна сиянию славы, исходящей от лица Моисея, которая покоилась на нем после того, как он проводил время в скинии собрания (Исход 34: 34–35).

Непрестанная молитва зависит от упорядоченного, тщательно следуемого расписания, по времени которого мы откладываем все свои дела, кроме молитвы. Многие из нас (и я в том числе) под выражением «тщательно следуемый» подразумевают необходимость постоянного напоминания. Те полчаса, которые были запланированы для молитвы, абсолютно легко со временем превращаются в двадцать минут, затем в пятнадцать, а затем — всего в пару слов, произносимых уже на полпути возвращения к рабочему процессу. Я мог каждое утро, так сказать, «молиться», но это было в спешке, не сосредоточенно, довольствуясь всего-навсего беглым взглядом в сторону Бога, тогда как я мог созерцать Его славу. Другие задачи, многие из которых были хорошими и правильными, постепенно вытесняли то «одно, что только нужно» (Луки 10:42).

Запланированная ежедневная молитва — та самая, благодаря которой возникает молитва спонтанная и непрестанная — требует божественной дисциплины. Если мы хотим продолжать живое общение с Богом, нам необходимо последовать примеру псалмопевцев, апостолов и Самого нашего Господа, которые со всем усердием посвящали часть своего дня, чтобы побыть наедине с Богом (Псалом 118:62; Даниил 6:10; Деяния 3:1; Луки 5:16).

Иметь с собою Слово Божье

В Писании сказано, что молитва — это наш ответ на Божье откровение, человеческий ответ на божественную речь. Мы можем обратиться к Богу только потому, что Бог первым обратился к нам — несомненно, при сотворении, но в особенности через Свое Слово.

Поэтому библейская книга молитв начинается с увещевания о размышлении о Слове Божьем (Псалом 1:2). Последующие восхваления, оплакивания и исповедания — это все плод восхищения «в законе Господнем» и размышления над ним «днем и ночью». Псалмопевцы, вдыхая звуки Слова Божьего, не могут не выдыхать их в молитвенном пении.

И только тогда мы станем непрестанно молиться, когда будем иметь с собою Слово Божье. Когда мы ждем друга и у нас есть несколько минут для молитвы, мы можем начать с повторения отрывка Писания, по которому молились утром. Если бы мы стремились, как сказал Чарльз Сперджен, «вместить пару слов молитвы между всем, что я делаю», мы могли бы использовать запомнившиеся отрывки в качестве подсказок. Когда мы становимся на колени перед сном, мы можем заранее прочитать псалом, чтобы он направил наши слова.

Как дети, слушая голос родителей, учатся говорить, так и мы, слушая нашего Отца, учимся молиться. Чем больше Его слов покоится в наших сердцах, тем с большей готовностью мы будем говорить их Ему.

Сосредоточить все внимание на Боге, слышащем вас

Когда вы начинаете повсеместно думать, что молитва — это некое абстрактное действие, «всего-навсего занятие, которое необходимо выполнять», возникает склонность воспринимать молитву как нечто скучное. Вместо этого обратите внимание на то, Кому вы молитесь. Огромную помощь послужит вам то, если вы заранее напомните себе, к Кому вы будете обращаться; это поможет предотвратить отвлечение внимания и изменит вашу молитву (30–31).

Слишком часто я забываю, к Кому я обращаюсь в молитве. Я говорю: «Отец мой», но это всего лишь слова; мой разум сосредоточен на процессе молитвы, а не на Боге, Который меня слышит. Молитва стала «занятием, которое необходимо выполнять», такой же безличной задачей, как стирка.

Мы могли бы молиться чаще и с большим удовольствием, если бы в начале каждой молитвы напоминали себе, к Кому мы обращаемся. Когда мы открываем свои уста в молитве, мы обращаем на себя внимание нашего Всемогущего Отца, Который знает, в чем мы имеем нужду, прежде нашего прошения у Него (Матфея 6:7–8). Мы предстаем перед Ним благодаря заслугам Его Сына, Чья кровь и праведность дают нам доступ к Божьему престолу (Ефесянам 2:18). И мы делаем это благодаря силе нашего Помощника, Духа, Который подкрепляет нас в немощах наших (Римлянам 8:26–27).

Если молитва является всего-навсего занятием, которое необходимо выполнять, тогда заповедь «непрестанно молиться» звучит угнетающе. Однако если молитва — это общение с Богом, — с Отцом, Сыном и Духом Святым, — тогда мы слышим эту заповедь по-другому: «Непрестанно наслаждайся общением с Богом. Непрестанно полагайся на Бога. Непрестанно набирайся сил от Бога. И пойми, что Он всегда рядом и всегда верен».

Поверить в то, что вы были созданы для молитвы

Разумеется, ни одна из данных духовных практик не сведет к нулю все наши трудности в молитве. Ни наша громоздкая плоть, ни дьявол никуда еще не делись. Но при каждом упорном усилии в выполнении непрестанной молитвы, в конце каждого дня, прожитого без молитвы, и в те моменты, когда нам кажется, что наши молитвы не уходят дальше дыхания, которое их несет, нам стоит помнить: Бог создал нас для молитвы.

Какое-то время мы можем делать то, для чего мы на самом деле не были созданы, — но лишь определенное время. Женщина, лишённая музыкального слуха, может попытаться петь в опере, или мужчина, у которого из рук все валится, научится жонглировать, однако их ограничения в конечном итоге никуда от них не денутся. Они просто не были созданы для этой задачи. Совершенно иное положение дел мы можем наблюдать в молитве.

Каждый христианин, каким бы незрелым он ни был, имеет в себе Дух Божий, которым взывает: «Авва, Отче!» (Римлянам 8:15; Галатам 4:6). Каждый христианин, каким бы рассеянным он ни был и насколько неясно ни выражал бы свои мысли, — каждый был призван вместе со всем народом Божьим «призывать имя Господа нашего» (Бытие 4:26; Псалом 105:1; 1 Коринфянам 1:2). Каждый христианин, независимо от того, насколько мала его вера, призван просить, искать и стучать в дверь своего Отца (Матфея 7:7–8). Непрестанная молитва — это наше право по рождению и привилегия как детей Божьих; без этого мы — не мы.

В один прекрасный день вам не нужно будет молиться ценой больших усилий. Молитва будет даваться так же легко и естественно, как дыхание, так же приятно, как вкус фруктов с деревьев в Новом Иерусалиме. А пока прилагайте максимум сил, чтобы стать тем, кем вас создал Бог. Просите Его, прославляйте, благодарите своего Отца и исповедуйтесь Ему — и поймете, что Он непрестанно слышит и приходит на помощь.

Автор — Скотт Хаббард / © 2020 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Валерия Кучеревская для ieshua.org

Последнее: 13.11. Спасибо!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector