Молитвы на преображение Господне

Молитвы на преображение Господне

Молитвы на преображение Господне

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Историческое содержание

В православном календаре этот праздник называется «Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» и совершается сейчас 19 августа. Для многих любителей литературы он ассоциируется с замечательными стихами Бориса Пастернака.

Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.

Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры!

Эти стихи выражают настроение праздника – такого аристократически изысканного, блистательного. В народном же календаре, сверх меры озабоченном кулинарными проблемами, он именуется Вторым, или даже Яблочным, Спасом.

Начнем с первого уровня изучения этого календарного феномена – с выяснения смысла самого евангельского события «преображения». Что означает сам этот термин? Какое событие Священной истории и почему получило такое название?

Преображение: событие и смысл

Через восемь дней после торжественного исповедания ап. Петром своего Учителя Мессией (Христом), – пишет евангелист Лука, – Иисус, «взяв с Собою Петра, Иоанна и Иакова, взошел на гору помолиться. И во время молитвы лицо Его вдруг изменилось, а одежда стала сверкающей белизны. И два человека беседовали с Ним, – это были Моисей и Илья, явившиеся в сиянии небесной славы. И говорили они об исходе, который предстояло Ему совершить в Иерусалиме.

А евангелист Марк уточняет: «Когда они спускались с горы, Иисус велел, чтобы они никому не рассказывали о том, что видели, до тех пор, пока Сын Человеческий не встанет из гроба. Они это исполнили, но между собой толковали: «Что значит встать из гроба?»» (Мк.9:9-10).

Исторический и богословский смысл этого важного эпизода Священной истории ясен. Вспомним о том, что Иисуса Христа не только простой народ, но даже ученики считали прежде всего земным царем-воителем. И лжемессианские иллюзии сохранялись у апостолов даже после Его Вознесения, вплоть до Пятидесятницы! Поэтому Господь приоткрывает им завесу будущего и являет Себя Сыном Божиим, владыкой жизни и смерти. Он заранее уверяет учеников в том, что близкие страдания – не поражение и позор, но победа и слава, увенчанная Воскресением.

При этом Христос прибегает к судебному правилу, сформулированному в Законе Моисея: «При словах двух свидетелей. состоится всякое дело» (Втор.19:15). Этим Он юридически опровергает нелепые обвинения со стороны книжников и фарисеев в нарушении им еврейского законодательства. Призывая Себе в «свидетели» самого Законодателя (!) и грозного пророка Илию, – которые говорят с Ним о Его «исходе» к смерти и Воскресению, – Христос удостоверяет апостолов в согласии Своего дела с Законом Моисея. Он надеется, что хотя бы ближайшие ученики не поддадутся отчаянию, но сами станут опорой сомневающимся. Таков смысл празднуемого события.

На иконах праздника Иисус обычно предстает в ореоле «фаворского света» – сияния, явившегося апостолам. Слева и справа от Него – Илия и Моисей, который держит в руках «Скрижали завета» – каменные доски с десятью важнейшими законами. У их ног – апостолы, павшие на лица и прикрывающие их руками от нестерпимого света, устремляющегося к ним в виде изломанных лучей.

Преображение: единичное событие и ежегодный праздник

Но когда же произошло само событие преображения – неужели в конце лета, а не перед крестными страданиями Спасителя, как явствует из логики евангельского повествования?

Выдающийся отечественный историк, проф. С.-Петербургской Духовной академии В. В. Болотов убедительно доказал, что Христос преобразился перед учениками незадолго до Своей последней Пасхи, в феврале или марте по нашему календарю. При этом, анализируя историю нескольких праздников, он показывает, что в установлении календарных дат своих торжеств Церковь иногда руководствовалась «педагогическими» (миссионерскими) соображениями. Фиксируя праздники нарочито в дни языческих торжеств, Церковь хотела преодолеть местные традиции, пережитки прежних религиозных обычаев.

Так произошло и с праздником Преображения. Ранее всего, по мнению В. Болотова, он был учрежден в Армении и Каппадокии взамен местного почитания языческой богини Астхик (аналог греческой Афродиты) и приходился на шестую неделю после Пасхи.

Эта «миссионерская» логика была актуальна и в других странах. Так, в Греции и Италии окончание сбора винограда еще долго сопровождалось языческими «вакханалиями» – веселым праздником в честь хмельного бога Вакха. Чтобы вытеснить его из обихода (или «христианизировать») было решено праздновать в это время «Преображение», искусственно совместив с ним благодарственный молебен Богу за дарование «плодов земных». (Собрать максимальное количество селян, особенно живущих в дальних горных районах, в церкви можно было только по большим праздникам.) Это продолжение ветхозаветного обычая благословения «начатков» – первых плодов. В Константинополе праздник утвердился лишь при императоре Льве Философе (886–912 гг.), причем, был фиксирован в неподвижном, минейном календаре (причина происхождения даты именно 6 августа все еще остается под вопросом). А от византийцев он перешел к славянам.

Интересно, что этот восточный по происхождению праздник появился на Западе достаточно поздно. Здесь Festum Transfigurationis Christi, как он называется в католическом календаре, долго не был всеобщим. Только в 1457 г. папа Калликст III сделал его повсеместным и установил для него чин богослужения. Причем, это сделано в память важной победы христианского войска, собранного св. Иоанном Капистраном, над турками 6 августа 1456 г. В результате была снята осада Белграда и остановлена турецкая экспансия в Западную Европу.

В Православной Церкви Преображение имеет статус двунадесятого праздника. В Католической Церкви его литургический ранг ниже и соответствует праздникам в честь апостолов и евангелистов. Литовский философ и богослов Антанас Мацейна в связи с этим писал: «Основа возникновения праздника на Востоке – богословская: это размышления писателей и отцов Греческой Церкви о Боге как о Свете, Который сияет в глубинах бытия и поэтому человек может не только Его ощущать, но иногда даже ясно видеть. На Западе же стимул к его празднованию носил общественный характер» .

Хорошо! – воскликнет нетерпеливый читатель. – Это богословские тонкости! Но при чем же здесь яблоки?! Всё очень просто.

Действительно, предписанная Церковным уставом «Молитва в причащении гроздия в 6-й день августа» говорит только о благословении «плода лозного нового» (винограда). Но, заимствовав от греков календарь праздников и сопровождающих их обрядов, сформировавшихся в регионе Средиземноморья, россияне поневоле должны были «нарушить» устав и заменить виноград яблоками – основными плодами Севера. Отсюда странное, хотя и благозвучное название праздника – «Яблочный Спас», не имеющее никакого отношения к его богословской и исторической основе.

Для любознательных читателей:

Болотов В. В. Михайлов день. Почему собор св. архистратига Михаила совершается 8 ноября? (Эортологический этюд) // Христианское Чтение. 1892. № 11-12. С. 616-621, 644;
Дмитриевский А. А. Праздник Преображения Господня на Фаворской горе. СПб., 1913;
Рубан Ю. «Свет без пламени» // «Вода живая». С.-Петербургский церковный вестник. 2007. № 8.

Православная молитва Преображения Господня

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Преображение Господне. Феофан Грек

Молитва Преображению Господню

Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, во Све́те живы́й непристу́пнем, Сия́ние сый Сла́вы О́тчия и О́браз Ипоста́си Его́! Егда́ прии́де исполне́ние време́н, Ты за милосе́рдие неизрече́нное к па́дшему ро́ду челове́ческому Себе́ ума́лил еси́, зрак раба́ прия́л еси́, смири́л еси́ Себе́, послу́шлив бысть да́же до сме́рти. Оба́че пре́жде Креста́ и во́льныя стра́сти Твоея́ на горе́ Фаво́рстей преобрази́лся еси́ в Боже́ственней Сла́ве Свое́й пред святы́ми Твои́ми ученики́ и Апо́столы, ма́ло скрыв пло́ти восприя́тие, да егда́ Тя у́зрят распина́ема, и сме́рти предава́ема, уразуме́ют у́бо страда́ние Твое́ во́льное и Божество́. Да́руй же и нам всем, пречи́стыя Пло́ти Твоея́ Преображе́ние пра́зднующим, чи́стым се́рдцем и нескве́рными умы́ взы́ти на Святу́ю го́ру Твою́, в селе́ния святы́я сла́вы Твоея́, иде́же глас чист пра́зднующих, глас несказа́ннаго ра́дования, да та́мо ку́пно с ни́ми лице́м к лицу́ у́зрим Сла́ву Твою́ в невече́рнем дни Ца́рствия Твоего́, и со все́ми святы́ми, от ве́ка Тебе́ благоугоди́вшими просла́вим Всесвято́е и́мя Твое́ со Безнача́льным Твои́м Отце́м и Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Величание

Велича́ем Тя,/ Жизнода́вче Христе́,/ и почита́ем пречи́стыя пло́ти Твоея́ // пресла́вное преображе́ние.

Тропарь, глас 7:

Преобрази́лся еси́ на горе́, Христе́ Бо́же, / показа́вый ученико́м Твои́м сла́ву Твою́, / я́коже можа́ху, / да возсия́ет и нам, гре́шным, / свет Твой присносу́щный / моли́твами Богоро́дицы, // Светода́вче, сла́ва Тебе́.

Кондак, глас 7:

На горе́ преобрази́лся еси́, / и я́коже вмеща́ху ученицы́ Твои́, / сла́ву Твою́, Христе́ Бо́же, ви́деша, / да егда́ Тя у́зрят распина́ема, / страда́ние у́бо уразуме́ют во́льное, / ми́рове же пропове́дят, // я́ко Ты еси́ вои́стину О́тчее сия́ние.

Событие на горе Фавор

Событие, происшедшее за считанные дни до Распятия Спасителя на горе Фавор, когда избранные ученики увидели Христа как истинно Сына Божия, в сиянии славы – предмет осмысления богословов и ученых, монахов и мирян вот уже несколько тысячелетий. К сожалению, осмысления не всегда добросовестного.

Событие описывается Евангелистами Марком, Матфеем, Лукой, которые узнали его подробности, конечно, от бывших на горе Апостолов – ведь там были лишь трое, Петр, Иаков, Иоанн. О том же свидетельствует св. Петр во втором соборном Послании.

Случилось это на пути в Иерусалим, когда Господь постепенно стал открывать Апостолам о Своей будущей смерти на Кресте. Простые рыбаки, свято верившие в скорое Царство Мессии уже на этой земле, любившие своего Равви, не всё сказанное понимали, иногда – возражали, как Петр, как-то прямо умолявший Христа:

Отвечая на эти слова, Иисус не просто отвергает заботливость «не по разуму», но пытается донести мысль о том, что Царство Божие – не земное, оно не принадлежит этому миру. А в удостоверение этого говорит:

Царство Божие

Спустя еще 8 дней Апостолы действительно увидели – не все, лишь трое избранных. Поднявшись с Учителем на гору для ночного моления, они узрели Его славу. Хорошо знакомый Равви вдруг изменился – нестерпимое сияние лилось от Его Лика, блистали одежды. А пред Ним стояли пророки Моисей и Илия.

Потрясенным ученикам даже удалось понять, о чем святые говорили с Господом – вновь о том же, что Он пытался донести до Апостолов, о Его Крестном страдании. И снова они едва могли это понять – теперь уже от охватившей их несказанной радости. От полноты сердца воскликнул тогда Петр: «Господи, хорошо нам здесь быть!» (Мф. 17:4), как бы не желая покидать гору, возвращаться в мир. Но вернуться было необходимо – ведь Царство Божие не только дар, но также – плод усилий человека, его воли следовать за Богом.

Дорога к небу

Именно так ответил Петру Сам Отец Небесный: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф.17:5), указывая, что Преображение касается не только Сына Божия, но души каждого человека. Но как же преобразиться?

Вот что говорит о этом румынский подвижник, архимандрит Иакинф (Унчуляк) в проповеди 19 августа 2014 г.:

Что написал Валерий Синельников

Это текст, который есть в сети Интернет на множестве сайтов. Кроме того, на него снят видеоклип, наконец, о методе «преображения» своей жизни написана книга.

Сам ее автор, Валерий Синельников, утверждает, что текст создан неким православным священником по имени отец Михаил, у которого ему довелось учиться. Но христианству ли? Вот как, по словам Синельникова, «отец Михаил» рекомендует читать текст его «молитвы», предлагая делать это, например, врачам о пациентах:

Разумеется, у православного человека сразу возникают вопросы: например, почему начало молитвы напоминает медитацию по типу восточных религий? А о каком «образе человека» идет речь, если молитва – беседа с Богом? Сами слова вызывают еще большее недоумение: по сути, «молитва» состоит из:

  • обращения к другому человеку со словами принятия, поддержки;
  • просьбы «простить меня и весь мой Род» (особенности орфографии сохранены);
  • «отмены всех негативных программ» «своей свободной волей»;
  • пожелании мира.

Имя Божие здесь даже не упоминается. Зато книга Синельникова практически кощунственно приводит как пример следования этой «практике»… свт. Луку Крымского, но не потому, что он был угодником Божиим, а потому, что смог «очистить себя».

И даже правильные по сути слова об ответственности человека за все плохое, случающееся в его жизни, приводят Синельникова к выводу, что сам человек этой жизнью и управляет – путем внушения «добрых помыслов» себе и другим. Вот и все преображение – очень просто.

Стоит ли христианину читать эту «молитву»

Получившийся у Синельникова текст – плод характерной для многих наших современников духовной всеядности, не отличающей правое от неправого, истинную веру от лжи, прелести. Она рассчитана на человека, не привыкшего к духовной работе, ожидающего быстрых результатов от одной «силы мысли». Не являясь напрямую магической практикой, «молитва» не имеет все же никакого отношения к христианству, призвана дать голодающей человеческой душе «эрзац» духовной жизни, иллюзию успокоения. Поддаваться на такое искушение христианину вряд ли подобает.

Краткая справка о том, кто такой Валерий Синельников

Сайт основанной им «Школы здоровья и радости», представляет Синельникова как врача-психотерапевта, гомеопата, писателя, создавшего более 20 книг. Здесь же размещена программа «ежедневного йога-интенсивна». Это «утренняя молитва «Я принимаю с любовью в моём сердце», приветствие Солнца, физическая и энергетическая практика, релаксация, Панама, концентрация и медитация, исцеляющие мысли и духовные чтения.

«Доктор», не занимающийся терапией более 15 лет, многими воспринимается как аферист, но также имеет множество поклонников: общий тираж его книг составляет около 15 млн. экземпляров.

Так сталкиваются в современном мире Преображение силой Божией и гордый человеческий ум, Бога отвергающий. К сожалению, не все понимают, что нельзя позволить себе такую «роскошь», не попав во власть падших духов, лишь радующихся высокоумию человека. Как говорится, свято место пусто не бывает.

Молитва на Яблочный Спас: о чем просят

Один из самых ярких летних православных праздников — Яблочный Спас — дарит очередную возможность обратиться к Господу с просьбой. Молитва на Преображение — это призыв о помощи, исходящий из самого сердца. Искренность обязательно найдет отклик небес. Только верьте в исполнение надежд и намерений.

  1. О чем просят 19 августа
  2. Молитва Преображения Господня
  3. Как правильно молиться
  4. Примеры
  5. Что нельзя делать в Яблоневый Спас
  6. Приметы Яблочного Спаса

О чем просят 19 августа

Яблоко издавна признавалось символом плодородия, здоровья, долголетия. Праздничное воззвание к Всевышнему не имеет особых ограничений. Придерживайтесь основных правил православия:

  1. Не желать другим зла.
  2. Не призывать кары небесные на головы врагов.
  3. Доверять Всевышнему. Ему виднее, кого наказывать, а кого миловать.

Незамужние девушки утром просят о суженом. Семейные женщины — о благополучии детей и супруга. Мужчины молят о плодородии в широком смысле.

Мысленно проанализируйте собственную проблематику. Что в жизни идет косо-криво? Вот в этом вопросе и призовите Высшей поддержки. Запретов, кроме обозначенных выше, не существует.

Предупреждение: святые всегда откликаются. Задача взывающего состоит в том, чтобы увидеть в событиях подсказки и направления. Даже неприятности — это путь, выводящий к исполнению желания.

Молитва Преображения Господня

Начните с канонического текста. Понятно, что не всем подойдет молитва по смыслу. После ее прочтения говорите своими словами, в чем требуется невидимая поддержка.

Господи Иисусе Христе, Боже наш, во Свете живый неприступнем, Сияние сый Славы Отчия и Образ Ипостаси Его! Егда прииде исполнение времен, Ты за милосердие неизреченное к падшему роду человеческому Себе умалил еси, зрак раба приял еси, смирил еси Себе, послушлив бысть даже до смерти. Обаче прежде Креста и вольныя страсти Твоея на горе Фаворстей преобразился еси в Божественней Славе Своей пред святыми Твоими ученики и Апостолы, мало скрыв плоти восприятие, да егда Тя узрят распинаема, и смерти предаваема, уразумеют убо страдание Твое вольное и Божество. Даруй же и нам всем, пречистыя Плоти Твоея Преображение празднующим, чистым сердцем и нескверными умы взыти на Святую гору Твою, в селения святыя славы Твоея, идеже глас чист празднующих, глас несказаннаго радования, да тамо купно с ними лицем к лицу узрим Славу Твою в невечернем дни Царствия Твоего, и со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими прославим Всесвятое имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно и во веки веков.

Как правильно молиться

Традиция предполагает самые простые вещи:

  1. Сходить в церковь к утренней службе.
  2. Освятить яблоки. Желательно нести в храм плоды, выращенные на собственном участке. Нет земли — купите у «бабушки».
  3. До конца праздничного дня избегать негативных мыслей и ситуаций.

Смирение — одна из важнейших христианских добродетелей. Не сопротивляйтесь событиям. Принимайте с благодарностью.

Молитвенная просьба возносится из любого места. В церковь идти не обязательно. Но в ее тенистых хоромах прошение обретает большую силу.

  1. Приготовьте румяные яблочки. Проверьте, чтобы в корзинку не попали подпорченные плоды.
  2. Оденьтесь скромно (даже дома), смойте косметику. Наденьте нательный крестик. Девушкам полагается покрыть голову.
  3. Зажгите свечу перед Иконой того святого, к кому обращаетесь.
  4. Трижды перекреститесь.
  5. Прочтите «Отче наш», далее каноническую молитву.
  6. Поделитесь со Святым своими насущными проблемами.
  7. В заключении скажите:

Примеры

Если тревожит состояние здоровья, то говорите следующее:

Господь, прошу тебя о помощи рабе твоей (имя). Даруй здоровье и очисти тело мое от хворей телесных и душевных. Дай сил на пути к исцелению и укрепи веру мою. Аминь!

Любовные треволнения передайте на Святой суд такими словами:

Господь Всемогущий, снизойди до мольбы рабы твоей (имя) и очисти меня от грехов и помыслов нечистых. Молю тебя, Боже, помоги обрести любовь и даруй рабе твоей (имя) союз крепкий и вечный с рабом божьим (имя). Аминь

Осторожнее, если волнует сфера финансов. Духовность требует смиренного терпения, стойкости в испытаниях. Необходимо продемонстрировать, что принимаете текущее положение. Прочтите «Живые в помощь».

Чтобы избавиться от преследующих бедствий и несчастий произнесите 90-й псалом. Молите о милости и снисхождении к вашим грехам и слабостям. Не пытайтесь вымолить покарание врага.

Что нельзя делать в Яблоневый Спас

Этот августовский день не является выходным. Верующим позволено заниматься повседневными трудами и заботами. Но некоторых домашних и производственных обязанностей следует избегать

  1. Генеральная уборка, перестановка мебели в квартире. Отложите.
  2. Переезд в иной дом. Лучше перевезите имущество заранее.
  3. Вязание, шитье, вышивка. Острые предметы (спицы, иголки, крючки), по поверьям, привлекают беды. Возьметесь за рукоделие — будете весь последующий год плакать.
  4. Причинение вредя насекомым. Не травите тараканов, не обижайте муравьев. Комара лучше согнать с руки. Прихлопните — последует наказание за неуважение к каждой Божьей твари.
  5. Злоупотребление в еде, питье, удовольствиях и развлечениях. Еще идет Успенский пост. Потому питаться нужно скоромно, а алкоголь убрать подальше. Не пейте за праздничным столом.
  6. Ссоры и конфликты. Отодвиньте в дальний уголок памяти обиды, страдания, ревность, подозрения. Теперь не время инициировать конфронтацию и выяснение.

Недопустим призыв несчастья в адрес любого иного человека. Судьбу обидчика передайте в руки Иисуса Христа. Не волнуйтесь о его несчастной доле. Каждый получит именно то, что заслуживает. Но решать не смертным, а небесным жителям.

Приметы Яблочного Спаса

В старину огромное внимание уделяли погоде. Состояние природы было жизненно важным фактором. Погода 19-го августа подсказывала:

  • сухо — к мало дождливой осени;
  • солнечно — к морозной, суровой зиме;
  • пасмурно — к промозглому октябрю-ноябрю.

Если листва деревьев желтеет, то летней жаре конец. Через пару дней придет настоящая осень.

Православные искренне уверены, что яблоки до 19-го есть запрещено. Наслаждаются фруктами только после праздника урожая.

  1. Муха дважды в течение суток сядет на руку — к обогащению, беззаботному существованию
  2. Угостить яблочком бедняка — к состоятельной судьбе, карьерному росту. Батюшка рекомендует не скупясь поделиться урожаем с детскими домами, престарелыми гражданами, инвалидами.

Если по пути из церкви не повстречали нищего, то удача отвернется надолго.

Чтобы избавиться от недугов славяне готовили яблочки в меду. Ешьте лакомство досыта — укрепите организм.

И главное: испытывайте истинную благодарность Спасителю за каждый большой и малый дар, полученный по его милости. Есть хлеб на столе, родные, друзья — это уже счастье. Не сравнивайте себя с богатеями. Смотрите на свою судьбу через призму тех, кому кушать нечего, дышать тяжко, с постели не подняться. Тогда поймете, насколько теперь счастливы и любимы Богом.

Читайте также  Молитвы читаемые на покров ПреСвятой Богородицы

Таролог с 30-летним стажем. Самоучка. Дипломов не имею. Считайте меня «деревенской ведуньей». Умею распознавать знаки судьбы, гадать, расшифровывать сны.

Молитвы на Преображение Господне, 19 августа 2021 года, укрепляют веру в Бога

В церковном праздничном календаре на август 2021 году у православных есть особая дата — 19 августа. В этот день верующие вспоминают чудо Преображение Иисуса Христа пред своими учениками-апостолами. В народе праздник получил название Яблочный Спас, в котором тесно переплелись церковные и народные традиции. Верующие люди в этот день читают особые молитвы т верят, они помогут наладить здоровье, уберечь семью от невзгод и подарить финансовый достаток.

  • Преображение Господне – соединение Божества и человечества
  • Как отмечается Преображение Господне, какие молитвы читают
  • Молитва на Преображение Господне

Преображение Господне – соединение Божества и человечества

19 августа 2021 года, в праздник Преображение Господне, традиционно в православных церквях будут проходить торжественные службы. Во время проповеди священнослужитель рассказывает мирянам об одном из главных событий этого дня в жизни Христа и его апостолов. Преображение Господа Иисуса Христа произошло на горе Фавор на глазах трех апостолов. В Евангелие сказано, что на горе все четверо молились, и в какой-то момент Иисус Христос воссиял: его одежда стала белоснежной, лицо сияло, от тела исходил свет.

И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею.

Рядом с Иисусом Христом возникли Моисей и Илия, ветхозаветные пророки. Затем апостолы услышали голов:

Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.

Когда свет исчез, Иисус Христос обратился к апостолам с просьбой не рассказывать обо всем людям и другим последователям до праздника его Вознесения.

Преображение Господне – доказательство божественной природы. В праздник Иисусом Христом были наделены все его ученики духовными силами, чтобы они проще пережили дни, пока он мертв. На Фаворе Петр, Иаков и Иоанн увидели всю силу и власть Спасителя. Праздник значит, что человеческая природа очищается с Божьей помощью. Его суть – визуальное явление Божьего Царствия на земле.

Как отмечается Преображение Господне, какие молитвы читают

Преображение Господне – один из двунадесятых праздников с народными и православными традициями. Накануне в храмах начинается Всенощная, а праздничным утром читают каноны. Священники торжественно одеты, проводят литии и обряд освящения фруктов, хлеба, воды. По давно установившейся традиции, принято освящать яблоки с виноградом, груши со сливами. Эти плоды раздают нищим, соседям, также оставляют на могилках усопших родственников.

В Преображение Господне принято угощать булочками, яблочным пирогом, пирожками, иной выпечкой, компотом, киселем. Женщины, у которых умерли дети, до праздника яблоки не едят – грешно. Считается, что на Преображение Господне на Небесах детям раздают угощения, а чьи родители ели яблоки до праздника, их не получают.

Молитва на Преображение Господне

Господи Иисусе Христе, Боже наш, во Свете живый неприступнем, Сияние сый Славы Отчия и Образ Ипостаси Его! Егда прииде исполнение времен, Ты за милосердие неизреченное к падшему роду человеческому Себе умалил еси, зрак раба приял еси, смирил еси Себе, послушлив бысть даже до смерти. Обаче прежде Креста и вольныя страсти Твоея на горе Фаворстей преобразился еси в Божественней Славе Своей пред святыми Твоими ученики и Апостолы, мало скрыв плоти восприятие, да егда Тя узрят распинаема, и смерти предаваема, уразумеют убо страдание Твое вольное и Божество. Даруй же и нам всем, пречистыя Плоти Твоея Преображение празднующим, чистым сердцем и нескверными умы взыти на Святую гору Твою, в селения святыя славы Твоея, идеже глас чист празднующих, глас несказаннаго радования, да тамо купно с ними лицем к лицу узрим Славу Твою в невечернем дни Царствия Твоего, и со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими прославим Всесвятое имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно и во веки веков.

Тропарь (главная молитва праздника)

Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху: да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.

Кондак (вторая главная молитва праздника)

На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние.

Величание праздника

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея преславное преображение.

Молитва в праздник Преображения Господня

Праздник Преображения Господня известен еще со времен раннего христианства. В православии он принадлежит к числу двунадесятых, то есть двенадцати наиболее важных после Пасхи.

Православная церковь отмечает его 19 августа 2021 года, католическая – 6 августа (если он выпадает на будний день, то может быть перенесен на следующее воскресенье). Отдание праздника в православии совершается 26 августа.

За долгие годы сложились традиции этого праздника: какие обычаи стоит соблюдать, какие молитвы читать на Преображение Господне. Об этом и пойдет наш рассказ.

Традиции празднования Преображения Господня

История его такова: как описывается в Евангелии, в этот день Иисус и три его ученика поднялись на гору Фавор. Когда Христос начал молиться, его лицо осветил неземной свет, а одежды стали белоснежными.

После молитвы Иисуса Его учеников окружило облако, и они услышали голос Господа, возвестивший: «Это Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». Иисус велел своим ученикам не рассказывать об увиденном, пока не произойдет Его Воскресение из мертвых.

Как писал Иоанн Златоуст, Христос таким образом показал нам «будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами».

Накануне праздника, 18 августа, в православных храмах проходят богослужения, на которых верующие читают Тропарь предпразднеству:

«Христово преображение предусрящем, светло торжествующе предпразднественная, вернии, и возопиим: приспе день Божественнаго веселия: восходит на гору Фаворскую Владыка, Божества Своего облистати красоту».

19 августа в церквях идут литургии и торжественные богослужения. Священники облачаются в белые ризы, которые олицетворяют вечный божественный свет, явленный Христом на Фаворе.

На Руси в честь Иисуса-Спасителя (Спаса) этот праздник также называют Яблочным Спасом. В православных храмах освящают яблоки и другие плоды нового урожая. В этот день принято оставлять подношения в церкви, угощать яблоками друзей и знакомых, одаривать нищих (недаром в старину говорили: «На Яблочный Спас и нищий яблочко съест»).

Другие названия праздника Преображения Господня – Праздник первых плодов, Осенины, Средний Спас и Спас на горе.

Как молиться в день Преображения Господня?

Этот праздник считается прекрасным временем для духовного преображения, поэтому верующим нужно простить окружающим прежние обиды, попросить прощения самим и вознести молитвы Господу с чистым сердцем.

Молитвы в праздник Преображения Господня, которые проникнуты особой чистотой и величием, обладают огромной силой, способной творить настоящие чудеса.

Тропарь Преображению Господню, глас 7
«Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху, да возсияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе».
Перевод:
«Преобразился Ты на горе, Христе Боже, показав ученикам Твоим славу Твою, насколько это было для них возможно. Да воссияет и нам, грешным, свет Твой вечный, по молитвам Богородицы. Податель света, слава Тебе!»

Кондак Преображения Господня, глас 7
«На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние».
Перевод:
«На горе преобразился Ты, и, насколько могли вместить ученики Твои, они славу Твою, Христе Боже, созерцали, чтобы, когда Тебя увидят распинаемым, уразумели, что Твое страдание – добровольное и миру возвестили, что Ты – воистину Отчее сияние».

Величание Преображения Господня
«Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея преславное Преображение».
Перевод:
«Величаем Тебя, Податель жизни Христе, и почитаем пречистой плоти Твоей преславное преображение».

Какие еще молитвы принято читать на Преображение Господне? В этот день верующие читают «Живые помощи», «Отче наш», «Символ веры». Считается, что все молитвы в этот день будут услышаны, если ваши слова будут идти от чистого сердца. Пусть этот праздник, знаменующий собой радостное и значимое событие, будет светлым для каждого из нас и укрепит нас в вере.

Молитва в день Преображения Господня
«Господи Иисусе Христе, Боже наш, во Свете живый неприступнем, Сияние сый Славы Отчия и Образ Ипостаси Его! Егда прииде исполнение времен, Ты за милосердие неизреченное к падшему роду человеческому Себе умалил еси, зрак раба приял еси, смирил еси Себе, послушлив бысть даже до смерти. Обаче прежде Креста и вольныя страсти Твоея на горе Фаворстей преобразился еси в Божественней Славе Своей пред святыми Твоими ученики и Апостолы, мало скрыв плоти восприятие, да егда Тя узрят распинаема и смерти предаваема, уразумеют убо страдание Твое вольное и Божество. Даруй же и нам всем, пречистыя Плоти Твоея Преображение празднующим, чистым сердцем и нескверными умы взыти на Святую гору Твою, в селения святыя славы Твоея, идеже глас чист празднующих, глас несказаннаго радования, да тамо купно с ними лицем к лицу узрим Славу Твою в невечернем дни Царствия Твоего, и со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими, прославим Всесвятое имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно и во веки веков».

О чём еще молятся православные в праздник Преображения Господня?

Задостойник
«Величай, душе моя, на Фаворе преобразившагося Господа. Рождество Твое нетленно явися: Бог из боку Твоею пройде, яко плотоносец явися на земли, и с человеки поживе. Тя, Богородице, тем вси величаем».

Этот праздник приходится на время Успенского поста, который соблюдается с 14 по 27 августа. В этот период постящиеся исключают из рациона мясные и молочные продукты, рыбу и яйца. Однако в день Преображения Господня разрешается есть рыбу, можно добавлять в блюда растительное масло и позволить себе немного вина.

Как нужно молиться в течение Успенского поста?

В дни Успенского поста существует обычай ежедневно читать Акафист Успению. В Греции существует традиция каждый вечер исполнять канон Пресвятой Богородице, который начинается словами: «Многими содержим напасть…» (этот текст можно найти в православных молитвословах). Этот канон в дни поста можно читать ежедневно или несколько раз в неделю.

Чтобы выдержать Успенский пост верующим, особенно тем, кто неумерен в питании, рекомендуется читать следующую молитву:

«Молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои. Да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на земле».

Православная Жизнь

Через восемь дней после торжественного исповедания ап. Петром своего Учителя Мессией (Христом), – пишет евангелист Лука, – Иисус, «взяв с Собою Петра, Иоанна и Иакова, взошел на гору помолиться. И во время молитвы лицо Его вдруг изменилось, а одежда стала сверкающей белизны. И два человека беседовали с Ним, – это были Моисей и Илья, явившиеся в сиянии небесной славы. И говорили они об исходе, который предстояло Ему совершить в Иерусалиме.

А Петр и его спутники забылись дремой, а когда очнулись, увидели сияние Его славы и двух мужей, стоящих рядом с Ним. И когда те собирались покинуть Его, Петр сказал Иисусу: «Наставник, как хорошо нам здесь быть! Давай мы устроим здесь три шатра: один для Тебя, один для Моисея и один для Илии!» «Он не знал и сам, чтo говорил, – замечает Лука и продолжает. – И еще он не договорил, как появилось облако и накрыло их своей тенью. Ученики, оказавшись в облаке, испугались. Но из облака раздался голос, сказавший: «Это есть Сын Мой избранный, Его слушайте!» И когда голос умолк, оказалось, что Иисус один. Ученики сохранили это в тайне и никому в то время не рассказали о том, что видели» (Лк.9:28-36).

А евангелист Марк уточняет: «Когда они спускались с горы, Иисус велел, чтобы они никому не рассказывали о том, что видели, до тех пор, пока Сын Человеческий не встанет из гроба. Они это исполнили, но между собой толковали: «Что значит встать из гроба?»» (Мк.9:9-10).

Исторический и богословский смысл этого важного эпизода Священной истории ясен. Вспомним о том, что Иисуса Христа не только простой народ, но даже ученики считали прежде всего земным царем-воителем. И лжемессианские иллюзии сохранялись у апостолов даже после Его Вознесения, вплоть до Пятидесятницы! Поэтому Господь приоткрывает им завесу будущего и являет Себя Сыном Божиим, владыкой жизни и смерти. Он заранее уверяет учеников в том, что близкие страдания – не поражение и позор, но победа и слава, увенчанная Воскресением.

При этом Христос прибегает к судебному правилу, сформулированному в Законе Моисея: «При словах двух свидетелей. состоится всякое дело» (Втор.19:15). Этим Он юридически опровергает нелепые обвинения со стороны книжников и фарисеев в нарушении им еврейского законодательства. Призывая Себе в «свидетели» самого Законодателя (!) и грозного пророка Илию, – которые говорят с Ним о Его «исходе» к смерти и Воскресению, – Христос удостоверяет апостолов в согласии Своего дела с Законом Моисея. Он надеется, что хотя бы ближайшие ученики не поддадутся отчаянию, но сами станут опорой сомневающимся. Таков смысл празднуемого события.

На иконах праздника Иисус обычно предстает в ореоле «фаворского света» – сияния, явившегося апостолам. Слева и справа от Него – Илия и Моисей, который держит в руках «Скрижали завета» – каменные доски с десятью важнейшими законами. У их ног – апостолы, павшие на лица и прикрывающие их руками от нестерпимого света, устремляющегося к ним в виде изломанных лучей.

Молитвы

Тропарь Преображения Господня, глас 7

Преобразился еси на горе, Христе Боже,/ показавый учеником Твоим славу Твою,/ якоже можаху,/ да возсияет и нам, грешным,/ Свет Твой присносущный/ молитвами Богородицы,// Светодавче, слава Тебе.

Кондак Преображения Господня, глас 7

На горе преобразился еси,/ и якоже вмещаху ученицы Твои,/ славу Твою, Христе Боже, видеша,/ да егда Тя узрят распинаема,/ страдание убо уразумеют вольное,/ мирови же проповедят,// яко Ты еси воистинну Отчее сияние.

Величание

Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и почитаем пречистыя плоти Твоея/ преславное// преображение.

Молитва Преображению Господню

Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, во Све́те живы́й непристу́пнем, Сия́ние сый Сла́вы О́тчия и О́браз Ипоста́си Его́! Егда́ прии́де исполне́ние време́н, Ты за милосе́рдие неизрече́нное к па́дшему ро́ду челове́ческому Себе́ ума́лил еси́, зрак раба́ прия́л еси́, смири́л еси́ Себе́, послу́шлив бысть да́же до сме́рти. Оба́че пре́жде Креста́ и во́льныя стра́сти Твоея́ на горе́ Фаво́рстей преобрази́лся еси́ в Боже́ственней Сла́ве Свое́й пред святы́ми Твои́ми ученики́ и Апо́столы, ма́ло скрыв пло́ти восприя́тие, да егда́ Тя у́зрят распина́ема, и сме́рти предава́ема, уразуме́ют у́бо страда́ние Твое́ во́льное и Божество́. Да́руй же и нам всем, пречи́стыя Пло́ти Твоея́ Преображе́ние пра́зднующим, чи́стым се́рдцем и нескве́рными умы́ взы́ти на Святу́ю го́ру Твою́, в селе́ния святы́я сла́вы Твоея́, иде́же глас чист пра́зднующих, глас несказа́ннаго ра́дования, да та́мо ку́пно с ни́ми лице́м к лицу́ у́зрим Сла́ву Твою́ в невече́рнем дни Ца́рствия Твоего́, и со все́ми святы́ми, от ве́ка Тебе́ благоугоди́вшими просла́вим Всесвято́е и́мя Твое́ со Безнача́льным Твои́м Отце́м и Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector