Молитвы которые поются на литургии

Молитвы которые поются на литургии

Молитвы которые поются на литургии

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Ссылки

Музыка

Статистика

Молитвы , которые прихожане поют хором в церкви .

I. НА ВСЕНОЩНОМ БДЕНИИ

НА ВЕЧЕРНЕ:

Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранится нам. Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки, аминь. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими. Господи, милость Твоя во век: дел Руку Твоею не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Песнь Пресвятой Богородице

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Благословлю Господа на всякое время,/ выну хвала Его во устех моих. О Господе похвалится душа моя,/ да услышат кротции, и возвеселятся. Возвеличите Господа со мною,/ и вознесем имя Его вкупе. Взысках Господа и услыша мя,/ и от всех скорбей моих избави мя. Приступите к Нему и просветитеся,/ и лица ваша не постыдятся. Сей нищий воззва, и Господь услыша и,/ и от всех скорбей его спасе и. Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его,/ и избавит их. Вкусите и видите, яко благ Господь;/

блажен муж, иже уповает Нань. Бойтеся Господа вси святии Его,/ яко несть лишения боящимся Его. Богатии обнищаша и взалкаша;/ взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага. Приидите, чада, послушайте мене,/ страху Господню научу вас. Кто есть человек хотяй живот,/ любяй дни видети благи? Удержи язык твой от зла,/ и устне твои, еже не глаголати льсти. Уклонися от зла, и сотвори благо,/ взыщи мира, и пожени и. Очи Господни на праведныя,/ и уши Его в молитву их. Лице же Господне на творящия злая,/ еже потребити от земли память их. Воззваша праведнии, и Господь услыша их,/ и от всех скорбей их избави их. Близ Господь сокрушенных сердцем,/ и смиренныя духом спасет. Многи скорби праведным,/ и от всех их избавит я Господь. Хранит Господь вся кости их,/ ни едина от них сокрушится. Смерть грешников люта,/ и ненавидящии праведнаго прегрешат. Избавит Господь души раб Своих,/ и не прегрешат вси уповающии на Него.

Воскресная песнь после Евангелия

Воскресение Христово видевше,/ поклонимся Святому Господу Иисусу,/ Единому Безгрешному./ Кресту Твоему покланяемся, Христе,/ и святое Воскресение Твое поем и славим:/ Ты бо еси Бог наш,/ разве Тебе иного не знаем,/ имя Твое именуем./ Приидите, вси вернии,/ поклонимся святому Христову Воскресению;/ се бо прииде Крестом радость всему миру./ Всегда благословяще Господа,/ поем Воскресение Его;/ распятие бо претерпев,/ смертию смерть разруши.

Песнь Пресвятой Богородицы

Величит душа Моя Господа,/ и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем.

Яко призре на смирение Рабы Своея,/ се бо отныне ублажат Мя вси роди.

Яко сотвори Мне величие Сильный,/ и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящимся Его.

Сотвори державу мышцею Своею,/ расточи гордыя мыслию сердца их.

Низложи сильныя со престол,/ и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ,/ и богатящияся отпусти тщи.

Восприят Израиля отрока Своего,/ помянута милости,/ якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его, даже до века.

К каждому стиху припев:

Честнейшую Херувим/ и Славнейшую без сравнения Серафим,/ без ис-

тления Бога Слова рождшую,/ сущую Богородицу, Тя величаем.

Взбранной Воеводе победительная,/ яко избавльшеся от злых,/ благодарственная восписуем Ти раби Твой, Богородице;/ но яко имущая державу непобедимую,/ от всяких нас бед свободи да зовем Ти:/ радуйся, Невесто Неневестная.

ПО ОКОНЧАНИИ ВСЕНОЩНОГО БДЕНИЯ

в некоторых храмах поют:

Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево: молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, Едина Чистая и Благословенная.

Царице моя Преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

П. НА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ

Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденного прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Света и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки гряду-щаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со От-цем и Сыном спокланяема и славима, глаголавшаго пророки. Во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.
Молитва Господня

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго

Во время причащения верующих Святых Христовых Тайн поется:

Тело Христово примите, источника бессмертного вкусите.

III. ПЕСНОПЕНИЯ, ПОЕМЫЕ НА МОЛЕБНАХ

Молитва Святому Духу

Царю Небесный,/ Утешителю, Душе истины,/ Иже везде сый/ и вся исполняяй,/ Сокровище благих/ и жизни Подателю,/ прииди и вселися в ны,/ и очисти ны от всякия скверны,/ и спаси, Блаже, души наша.

Благодарственный Спасителю, глас 4

Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи,/ о Твоих великих благодеяниих на нас бывших,/ славяще Тя хвалим, благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие,/ и рабски любовию вопием Ти:// Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.

К Богородице прилежно ныне притецем,/ грешнии и смиреннии, и припадем,/ в покаянии зовуще из глубины души:/ Владычице, помози, на ны милосердовавши,/ потщися, погибаем от множества прегрешений,/ не отврати Твоя раби тщи,// Тя бо и Едину надежду имамы.

Не умолчим никогда, Богородице,/ силы Твоя глаголати, недостойнии:/ аще бо Ты не бы предстояла молящи,/ кто бы нас избавил от толиких бед,/ кто же бы сохранил до ныне свободны?/ Не отступим, Владычице, от Тебе:/ Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых.

Предстательство христиан непостыдное,/ ходатайство ко Творцу непреложное,/ не презри грешных молений гласы,/ но предвари, яко Благая, на помощь нас,/ верно зовущих Ти;/ ускори на молитву, и потщися на умоление,/ предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Не имамы иныя помощи,/ не имамы иныя надежды,/ разве Тебе, Пречистая Дево./ Ты нам помози,/ на Тебе надеемся,/ и Тобою хвалимся,/ Твои бо есмы раби,/ да не постыдимся.

Процитировано 64 раз
Понравилось: 24 пользователям

Храм новомучеников

Уважаемые прихожане и гости сайта, на этой странице вы можете просмотреть и скачать на свой компьютер текст богослужения (Божественной литургии святого Иоанна Златоуста), которое служится во всех православных храмах практически каждый день в течение всего года. Это поможет вам понять смысл происходящего в храме и личной молитвой участвовать в богослужении.

Текст Литургии с параллельным переводом, пояснениями и тайными молитвами:

Единородный Сыне

Трисвятое

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Святый Безсмертный, помилуй нас.

И читается Евангелие.

Диакон: Сугубая ектения

Ектения об оглашенных

Молитва об оглашенных

Диакон: Сокращенная великая ектения

Великий вход

Диакон: Просительная ектения

Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия,

Единороднаго. Иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна,

рожденна, несотворенна, Единосущна Отцу, Имже вся быша.

Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате,

и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием.

И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца.

И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго,

Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

Во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь.

Исповедую едино Крещение во оставление грехов.

Чаю воскресения мертвых

И во Единого Господа Иисуса Христа,
Единородного Сына Божьего, рожденного от Отца прежде всякого времени. Света от Света, Бога истинного от Бога истинного,

рожденного, несотворенного, Единосущного Отцу, от Которого все произошло.

Ради нас, людей, и ради нашего спасения сошедшего с Небес и воплотившегося от Духа Святого и Девы Марии, и ставшего человеком.

За нас распятого при Понтии Пилате

и страдавшего, и погребенного. И воскресшего на третий день, как было предсказано Писанием.

И вознесшегося на Небеса, и сидящего по правую руку от Отца.

И снова имеющего придти во славе, чтобы судить живых и мертвых, и Царствию Его не будет конца. И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, исходящего от Отца, Которому надлежит поклоняться

и Которого славить одинаково с Отцом и Сыном, говорившего через пророков.

В единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

Признаю одно в жизни Крещение для очищения от грехов.

Ожидаю воскресения мертвых

Эта часть Литургии самая священная минута, когда мы с величайшим благоговением должны молиться и благодарить Бога за Его несказанную милость в совершении чуда пресуществления Святых Даров.

Псалом 33-й

Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих. О Господе похвалится душа моя, да услышат кротцыи и возвеселятся. Возвеличите Господа со мною, и вознесем имя Его вкупе. Взысках Господа, и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя. Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся. Сей нищий воззва, и Господь услыша и, от всех скорбей его спасе и. Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их. Вкусите, и видите, яко Благ Господь: блажен муж, иже уповает Нань. Бойтеся Господа, вси святии Его, яко несть лишения боящимся Его. Богатии обнищаща и взалкаша: взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага. Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас. Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи? Удержи язык твой от зла, и устне твои, еже не глаголати льсти. Уклонися от зла, и сотвори благо, взыщи мира и пожени и. Очи Господни на праведныя и уши Его в молитву их. Лице же Господне на творящия злая, еже потребити от земли память их. Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их. Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет. Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится. Смерть грешников люта, и ненавидящии праведнаго прегрешат. Избавит Господь души раб Своих, и не прегрешат вси уповающии на Него.Благословлю Господа во всякое время, хвала Ему непрестанно в устах моих. Господом будет хвалиться душа моя, услышат кроткие и возвеселятся. Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе. Я искал Господа, и Он услышал меня, и от всех скорбей моих избавил меня. Приступите к Нему и просветитесь, и лица ваши не устыдятся. Сей нищий воззвал, и Господь услышал и спас его от всех бед его. Ополчается Ангел Господень вокруг боящихся Его и избавляет их. Вкусите, и увидите, как благ Господь: блажен человек, уповающий на Него. Бойтесь Господа все святые Его, ибо нет лишения боящимся Его. Богатые обнищали и стали голодны, ищущие же Господа не лишатся никакого блага. Придите, чада, послушайте меня, страху Господню научу вас. Хочет ли человек жить и желает ли увидеть дни добрые? Удерживай язык свой от зла, и уста свои от коварных слов. Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним. Очи Господни обращены на праведников, и уши Его к молитве их. Лицо же Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них. Воззвали праведные, и Господь услышал их, и от всех скорбей избавил их. Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет. Много скорбей у праведных, и от всех избавит их Господь. Он хранит все кости их, ни одна из них не сокрушится. Смерть грешников люта, и ненавидящие праведного будут виновны. Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет.
Священник:
Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно и во веки веков.Благословение Господне на вас, Его благодатью и человеколюбием, всегда, ныне и вечно, и во веки веков.
Хор: Аминь.
Священник:

Господи помилуй (трижды).

Благослови.

Священник: Отпуст
Воскресый из мертвых, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных в всехвалъных Апостол, иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константина града, Златоустаго, и святаго (храма и святого, которого память в этот день), святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец.Воскресший из мертвых Христос, истинный Бог наш, по молитвам Пречистой Своей Матери, святых славных и всехвальных апостолов, святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, и святого (…), святых и праведных Богородителей Иоакима и Анны и всех святых, да помилует и спасет нас, как Добрый и Человеколюбивый.
Хор:
Великаго Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего (архиепископа или епископа данной епархии), настоятеля, братию и прихожан святаго храма сего и вся православныя христианы, Господи, сохрани их на многая лета.Великого Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего (архиепископа или епископа данной епархии), настоятеля, братию и прихожан этого святого храма и всех православных христиан, Господи, сохрани их на многие годы.

Молящиеся прикладываются ко кресту и тихо выходят из храма.

Молитвенное участие в Божественной Литургии сообщает христианину великую благодать Божию. Постараемся бережно хранить в себе эту благодать, чтобы она подольше озаряла наши мысли и чувства, направляя наш жизненный путь к обретению Царства Небесного.

Божественная литургия

Божественная Литургия — это самая главная и самая древняя служба Христианской Церкви. Всенощное бдение и другие службы — молебны, чтения и пения — возникли значительно позже и призваны подготовить людей к главному богослужению — Божественной Литургии. Литургия всегда совершается утром или в первую половину дня — до обеда, поэтому она еще называется в народе обедней.

Слово «литургия» означает «общее дело», «общественное служение». Центральный момент ее составляет таинство Евхаристии, или Благодарения.

Собравшись в последний раз с учениками, Иисус Христос взял хлеб, разломил его и подал им, говоря: «Вот тело Мое, которое за вас отдается. Когда вы собираетесь, делайте это в Мое воспоминание». Потом Он подал им чашу вина и сказал: «Эта чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая прольется за вас».

Так было установлено самое важное богослужение — Божественная Литургия.

Литургия состоит из трех частей. Первая часть — Проскомидия, что означает «приношение».

Во время проскомидии в храме собирается вся Церковь — то есть собрание верующих. Также невидимо присутствуют святые. К началу Литургии древние христиане приносили Богу свои дары — хлеб и вино. Сейчас верующие дают деньги на храм, и таким образом участвуют в общей жертве. Хлеб и вино — это символ нашей земной жизни. Мы не можем жить без еды и питья, и поэтому наши дары значат, что мы приносим Богу в дар нашу жизнь. Во время проскомидии священник в алтаре приготавливает хлеб и вино для причастия. В это время в храме читаются «Часы» — это специальные молитвы и псалмы из Ветхого Завета, которые готовят верующих к самой службе. В это время пения пока нет.

Вторая часть Литургии — Литургия оглашенных. Оглашенные это те, кто готовится стать христианами и проходит подготовку к вступлению в Церковь («оглашение» или катехизацию).

В начале Литургии оглашенных священник торжественно выносит из алтаря через боковые северные двери Евангелие и, входя опять в алтарь через Царские Врата, кладет его на Престол. Это — Малый вход.

Хор поет «Во Царствии Твоем» — это заповеди Блаженства, то есть счастья, — правила жизни, которые дал Иисус Христос.

После Малого входа на середину церкви выходит чтец и читает «Апостола» — отрывок из посланий апостолов к первым христианам. Хор поет троекратно «Аллилуйа» — что значит «Слава тебе, Боже». Это торжественное пение предваряет и подготавливает чтение Евангелия.

Третья часть Литургии называется Литургией верных. Она начинается с Великого входа. Хор поет «Херувимскую песнь».

Если рассматривать Литургию с музыкальной стороны (со стороны певческой), то «Херувимская песнь» является своего рода музыкальным центром всей службы. Это самое красивое песнопение состоящее из двух частей, которые разделяются Великим входом. Во время Великого входа Святые Дары (хлеб и вино) выносятся из боковых дверей алтаря. Священник останавливается в Царских Вратах и молится за всех, поминая Предстоятеля Церкви, епископа и всех христиан. «Херувимская песнь» состоит из двух частей. Первая часть — до Великого входа и вторая часть — после Великого входа. Первая часть, как правило, бывает медленной, протяжной, а вторая — торжественной, ликующей. Разделяются эти две части возгласом «Аминь», что значит «истинно» — это ответ хора (или народа) на моления священника.

После «Херувимской песни» в знак того, что присутствуют только люди, принявшие крещение, все поют «Символ веры» — молитву, в которой мы свидетельствуем о нашей вере в Бога, в Церковь и будущую жизнь.

Затем начинается самое главное — Анафора (Возношение) — это сердце, ядро и вершина Литургии.

Мы как бы присутствуем на Тайной Вечере — на последней трапезе Христа с учениками, после которой последовали Его страдание и смерть. Священник вспоминает, как Иисус Христос дал Своим ученикам хлеб и вино, и повторяет Его слова: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое . » и «Пейте от этой чаши все, сие есть кровь Моя . «. Потом священник говорит: «Твоя от Твоих Тебе приносяща о всех и за вся», и молится, чтобы Дух Святой сошел на хлеб и вино. Хлеб и вино, которые мы принесли в дар Богу, теперь Святое Причастие — Тело и Кровь Христовы. В них присутствует Сам Иисус Христос, и Он дает нам Свою жизнь.

Во время этого таинства освящения Святых Даров, которое называется Евхаристическим Каноном, хор поет песнопение «Милость мира». Это песнопение тоже состоит как бы из двух частей. Первая часть делится на короткие реплики, которые являются ответом на слова священника. Этот напряженный диалог завершается пламенным молитвенным возгласом хора: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!». Это песнь ангельских сил перед престолом Бога, которые восхваляют и славят Его.

Также и люди славят и благодарят Бога за сотворение мира и человека, за жертву Сына Божия — Иисуса Христа. Вторая часть — «Тебе поем» — звучит в самый важный момент — момент схождения Духа Святого на Святые Дары. Музыка этой части полна благоговейного трепета.

Затем сразу же хор поет песнопение «Достойно есть», которое прославляет Божию Матерь.

Завершается Литургия верных пением всеми верующими молитвы Господней «Отче наш». Это главная молитва христиан, которой научил их Сам Иисус Христос.

Затем происходит причащение Святыми Дарами, которые вкушают сначала священники в алтаре, во время чего хор поет «Запричастный концерт». Это различные песнопения на текст псалмов и главных христианских молитв. Потом чашу со Святыми Дарами выносят из алтаря, и следует причащение верующих. Причащение всех членов Церкви из одной общей чаши соединяет христиан в единое мистическое Тело Христово и образует единую Церковь. В это время хор или народ поет причастный стих св.Пасхи: «Тело Христово приимите, источника бессмертного вкусите».

Заканчивается Литургия молитвами благодарения, которые поет хор и читает священник. В конце священник благословляет и отпускает народ.

Ектении, кафизмы, прокимны, возгласы, отпусты

Во время богослужения в храме мы слышим те или иные слова священника или диакона. Мы не всегда понимаем, что они означают и почему произносятся именно в этот момент службы. Интересная и познавательная для новичков, делающих первые шаги в Церкви, энциклопедия «Православное богослужение» рассказывает об этом:

В центре всей молитвенной и богослужебной жизни Церкви — Господь Иисус Христос. Господь открыл людям Отца, и Отец послал Духа Святого верующим в Его Сына. И сегодня мы приходим к Богу Отцу и получаем дар Духа Святого через веру в Сына Божьего. Богослужение представляет собой славословие Пресвятой Троице и нашу молитву.

Богослужение начинается возгласом священника. Большинство служб открывает возглас: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков». По отношению к человеку Божье благословение — это помощь, поддержка и одобрение. Когда же человек благословляет Бога, это означает Его прославление.

В начале утрени звучит возглас: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельной Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков».

Самый торжественный возглас открывает литургию оглашенных, а также звучит на таинствах Крещения, Брака и на новогоднем молебне: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков». Царство Пресвятой Троицы, Вечное Царство Божие, Царство Небесное, Царство любви и правды в полноте откроется в жизни будущего века. Но приобщение к нему начинается уже сейчас, потому что Христос Бог незримо присутствует в Своей Церкви и ее таинствах.

Возглас священника дополняет произносимое чтецом или хором древнее слово «аминь», означающее «истинно, да будет так».

На литургии, вечерне, утрене, молебне и панихиде (кроме служб часов и изобразительных) возносятся ектении — молитвословия, состоящие из ряда прошений, которые провозглашает диакон (или священник), а хор от лица всех собравшихся в храме добавляет краткую молитву: «Господи, помилуй» или «Подай, Господи».

(Изобразительны — церковная служба, совершаемая вместо литургии, а также предваряющая литургию Преждеосвященных Даров).

Самый торжественный возглас: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков» — открывает литургию оглашенных, а также звучит на таинствах Крещения, Брака и на новогоднем молебне

Ектении бывают нескольких видов. Великая (по числу прошений, в русской традиции их двенадцать), или мирная (так как ее открывает призыв молиться в сердечном мире). Великая ектения звучит в начале вечерни, утрени и литургии.

Малая ектения представляет собой сокращенный до двух последних прошений вариант великой ектении. Ее открывает призыв: «Паки и паки (снова и снова) Господу помолимся».

Просительная ектения перечисляет важнейшие для нашей жизни прошения, каждое из которых заканчивается припевом хора: «Подай, Господи».

Сугубая ектения перечисляет всех, кого обнимает Церковь своей молитвой: священство, нашу богохранимую страну, власти и воинство, усопших и живых. Сугубой (то есть усиленной) ектении соответствует трижды повторяемая хором молитва: «Господи, помилуй».

Слова «Господи, помилуй», звучащие на протяжении служб вечерни, утрени и литургии, являются молитвенным стержнем всех сложных чинопоследований. Это краткая форма Иисусовой молитвы, которая полностью звучит так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного (грешную)».

Иисусова молитва, обращенная к Иисусу Христу, подразумевает всю Пресвятую Троицу, ведь, называя Христа Сыном Божьим, мы исповедуем Его Отца, а именуя Его Господом, то есть Богом, мы подтверждаем слова апостола Павла: Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым.

Вера в Иисуса Христа как Истинного Бога есть дар Святого Духа. Эту краткую молитву человек может мысленно произносить про себя во время всего богослужения.

Ектению, а иногда, как на литургии, сопровождающую ее тайную, то есть читаемую не во всеуслышание, молитву завершает возглас священника. Возглас подводит итог, славословит Бога и объясняет, почему мы обращаем к Нему молитву. Великой ектении соответствует возглас: «Яко (так как) подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно (всегда) и во веки веков».

Божья слава — это сияние Божьей святости, которое, согласно Библии, сопровождало явление Бога еще в Завете Ветхом. В Новом Завете воплотившийся Сын Божий скрыл свое величие, став человеком. Но иногда Господь Иисус Христос являл Свое всемогущество: когда совершал чудеса, повелевал стихиями, исцелял безнадежно больных и воскрешал умерших, а однажды, на горе Фавор, Господь приоткрыл Свою славу Единородного Сына Божьего — тогда лицо Его просияло как солнце.


Облако над горой Фавор

Полноту Своей славы Господь явил Воскресением и Вознесением. И в конце всех времен Он придет «со славою судить живых и мертвых, и Царству Его уже не будет конца». Слава Христа Спасителя, которая откроется для всего мира со Вторым Христовым Пришествием, уже сейчас является знанием и опытом Церкви. Из него рождаются славословие Бога, красота наших храмов и торжественность богослужения. Слава Божья может сиять и в человеке: она просвещает святых. В иконописи это символизирует окружающий голову нимб.

Существует множество разных возгласов по окончании ектений, и все они говорят о милости, благости и человеколюбии Бога. На возглас священника, завершающий ектению, хор от лица всех собранных в храме отвечает: «Аминь».

Особое значение в молитвенной жизни Церкви принадлежит книге псалмов. Эта книга Ветхого Завета, получившая именование по названию струнного музыкального инструмента, состоит из ста пятидесяти одной песни — псалма.

Большинство псалмов написано царем и пророком Давидом. Согласно пророчествам Ветхого Завета, именно из числа его потомков должен был прийти в мир Христос. В псалмах содержится весь спектр чувств по отношению к Богу: покаяние, упование на Его помощь, благодарение и славословие. И что самое главное, в псалмах записаны пророчества о Христе Спасителе.

Когда-то псалмы звучали в скинии, первом храме для истинного Бога, устроенном в шатре, затем в Иерусалимском храме, а теперь они читаются или поются на всех богослужениях Православной Церкви. В богослужебной традиции Псалтирь разделена на двадцать частей — кафизм. Это название происходит от греческого слова «сидение», название «седальны» носят также тропари, читаемые после кафизм: в древней практике во время их чтения в храме сидели. В кафизмах разное количество псалмов (например, 18-я содержит пятнадцать псалмов, а 17-я состоит из одного только 118-го). Каждая кафизма разделяется на три части — стасии («остановки»), называемые также «славами», так как между ними читается славословие «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Иногда псалмы читаются по одному, иногда по три, как на службах часов. В начале утрени звучит шестопсалмие (3, 37, 62, 87, 102, 142 псалмы).

На утрене же звучат две, а иногда, в соответствиис календарем, три кафизмы. Одна из самых торжественных частей утрени — полиелей. Он представляет собой пение 134 и 135-го псалмов. Во время Великого поста, в период усиленной молитвы,кафизмы читаются также на часах. 103-й псалом («Благослови, душе моя, Господа») открывает вечерню, и на ней звучит 1-й псалом, а 33-й ее заканчивает. Псалмы в виде антифонов исполняются на литургии.

Полиелей — одна из самых торжественных частей утрени. Он представляет собой пение 134 и 135-го псалмов

Также на богослужении мы слышим отдельные стихи из псалмов. Из них составлены входные стихи, провозглашаемые во время литургии на малом входе в дни Господских двунадесятых праздников.

Прокимны и аллилуиарии предваряют чтение Священного Писания. Слово «прокимен» означает «предлежащий», на утрене, литургии, иногда на вечерне он предшествует чтению Писания. Прокимен представляет собой строку из псалма и стих, также взятый из Псалтири. На богослужении чтец объявляет один из восьми гласов, на который будет исполняться прокимен, и произносит его, хор поет прокимен, чтец (или священнослужитель) произносит стих прокимна, хор снова поет прокимен. Наконец чтец произносит половину прокимна, и хор заканчивает его.

Слушание слова Божьего — один из важнейших моментов богослужения. Книги Ветхого Завета читаются на вечерне всенощного бдения в двунадесятые и великие праздники на паремиях, в праздники, посвященные святым апостолам, читаются Апостольские послания. На утрене всенощного бдения читаются евангельские зачала — отрывки, посвященные либо празднику, либо на воскресном всенощном бдении (в субботу вечером) одно из одиннадцати воскресных зачал о событиях воскресенья. На литургии чтение начинается с Апостола и продолжается Евангелием.


Чтение Апостола

Литургийных чтений может быть несколько: рядовое (дневное), праздничное (по своему смыслу сопоставляемое с воспоминаемым событием), посвященное святому, но в любом случае чтений не более трех. Чтение Писания открывается вводными словами: обращением «братья», «возлюбленные» — в Апостольских посланиях, или же «во время оно», то есть «в то время», — в книге Деяний и Евангелии, либо же «рече Господь» — то есть «сказал Господь».

Круг годового евангельского и апостольского чтения начинается в самый важный и главный праздник — Пасху. На Пасхальной литургии читается пролог — начало Евангелия от Иоанна и начало книги Деяний.

Существуют свои апостольские и евангельские чтения для молебнов и таинств. Важность чтения Евангелия подчеркивается предваряющими возгласами, торжественным выносом Евангелия на амвон или середину храма с предшествующим свещеносцем, а также каждением.

Благословляющий возглас священника «мир всем» звучит на вечерне, утрене и литургии, а также в чинопоследовании молебна и таинств.

Мир — одна из основополагающих человеческих ценностей. Если вражда и война обусловлены падшим состоянием человечества, то Господь пришел, чтобы примирить Бога и ушедшего от Него человека. Словами «Мир вам» воскресший Господь приветствовал Своих учеников, с этими же словами обращался к ученикам Христовым апостол Павел в посланиях, и он же утверждает, что Христос и есть мир наш. Господь дарует нам в Церкви Самого Себя и Свой мир. На слова священника хор отвечает: «И духови твоему», то есть желает того же.

Отпуст — краткое молитвословие и благословение, которым заканчивается богослужение

Заканчивает богослужение отпуст — краткое молитвословие и благословение. Малый отпуст звучит так: «Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери и всех святых помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

Великий отпуст на всенощном бдении и литургии, который в воскресные дни начинается словами: «Воскресый из мертвых», включает в себя также упоминание святых Небесных Сил бесплотных (в понедельник), Иоанна Предтечи (во вторник), апостолов, силы Честного и Животворящего Креста (в среду и пятницу), святителя Николая (в четверг), святых дня, а также Богоотец Иоакима и Анны. На отпусте литургии поминается также ее творец.

Как заканчивается служба в храме

Православные люди регулярно молятся дома и посещают службы в храме, совместно восхваляя Господа Иисуса Христа. Спасение христианину дарует церковь, поэтому не избегайте совместных служб.

В богослужении есть внутренняя логика, предполагающая начало и завершение действа в отведенное время. Необходимо узнавать концы православных служб, чтобы действовать в унисон с остальными прихожанами.

  1. Молитва и ее значение в православии
  2. Совместные молитвы в храме
  3. Богослужебные молитвы
  4. Значение служения в храме
  5. Порядок проведения богослужений
  6. Молитвы для проведения службы
  7. Чем завершается служба

Молитва и ее значение в православии

Православная традиция наделяет молитву важной добродетелью — бесстрастностью. Перечитайте Евангелие, в котором звучит важная мысль Сына Божия. Эта мысль сводится к отстранению всего суетного на периферию человеческого сознания.

Во время чтения молитв из разума изгоняются:

  • блуд;
  • кражи;
  • убийства;
  • любые нечистоты.

Эмоциональные всплески мешают осознанности, четкому пониманию роли храма в нашей жизни. Подобную ошибку уже совершали коринфские христиане, пытавшиеся изливать чувства на нескольких языках и заниматься пророчествами. Этих людей призывал к благоразумию апостол Павел. Святой рекомендовал читать молитвенные тексты с умом, контролируя свои действия.

Значение молитв в православии очень велико. Хвалы Господу возносятся утром и вечером, совместно и поодиночке. Когда мы поем совместно с церковным хором или возносим благодарственные речи Отцу и Сыну, то очищаемся внутреннее, готовимся стойко переносить любые испытания. Обращали внимание, что диакон размеренно читает святые тексты? Подобное занятие не терпит суеты, чрезмерных восторгов или пролитий слез. Господь даровал вам разум, пользуйтесь им.

Совместные молитвы в храме

В храмах совместной молитве придается особое значение. Церковь — это не сборище одиноких верующих, это единый организм, действующий в общем духовном порыве. Совместная молитва — это инструмент единения с Богом, который незримо присутствует в любом храме.

Помните, что существуют церковные таинства, проводить которые может лишь священнослужитель. Чтением молитв подобные таинства не ограничиваются.

Общая молитва наиболее актуальна во время великих богослужений. Верующие поклоняются не только Иисусу Христу, но и Богородице, а также известным святым, внесшим существенный вклад в развитие христианства. Если кто-то из прихожан отвлекается от службы, остальные продолжают молиться. И в этом кроется сила коллективных песнопений Богородице и другим святым.

Вот основные моменты в церковных службах, на которые стоит обратить внимание:

  1. Восхваления Святому Духу возносят священник и диакон (второй выступает в роли помощника).
  2. Молитву произносят специально подготовленные люди — чтецы.
  3. Пение также присутствует в православной традиции.
  4. Если Богородицу славят не совсем понятными для вас словами — проявите терпение и внимательность. Вскоре смысл дойдет до вас.
  5. Подпевать хору не возбраняется, только старайтесь не мешать остальной пастве.
  6. Известен также мирянский чин — служба суточного круга (здесь участие священника не требуется).

Богослужебные молитвы

Существуют молитвенные действия двух типов. К первому относятся службы, проводимые внутри храмов только священнослужителями. Молитва, которую читают прихожане со своим пастырем, относится к числу совместных богослужений. Текст должен произноситься без ошибок, так что постарайтесь выучить его наизусть. Среди подобных молитв стоит отметить:

  • «Отче наш…»;
  • Символ Веры;
  • обращение к причастному стиху;
  • песнь о Воскресении Христовом;
  • возгласы на службах во время Пасхи.

К категории богослужебных молитв относятся тропари, стихиры и кондаки. Подобные тексты можно читать и в домашних условиях, но лучше делать это, присоединившись к верующим в храме.

А знаете ли вы, какими молитвами занимается только священник? Вот их перечень:

  • светильничные;
  • для осуществления треб либо таинств;
  • Ефрема Сирина;
  • Евхаристическая.

Значение служения в храме

Молиться Богородице можно и дома — тогда не придется ждать конца богослужения. Так почему же совместными молитвами интересуется столь огромное количество верующих людей?

Икона «Царь Славы».

Всё просто — Господь рассматривает Церковь как единый организм. Иисус и Богородица завещали нам любить ближних, а ближние собираются в храме. Православных христиан молитва сближает, настраивает на общий лад. Кроме того, совместные устремления позволяют сделать службу более эффективной.

Духовные наставники рекомендуют следить за временем, поскольку дьявол искушает нас иллюзиями «чрезмерной продолжительности» служб. В среднем, молитвами мы занимаемся не более 8-10 минут ежедневно. Кто-то славит Богородицу, кто-то — святого покровителя. Важно держать эти действия под контролем, даже если вы отправились на службу в церковь.

Вот еще несколько причин, по которым стоит находиться в храме:

  1. Чувство единения с Богом и другими людьми.
  2. Возможность пообщаться со священником и другими прихожанами (когда служба закончится).
  3. Близость к священным реликвиям.
  4. Приятная умиротворяющая атмосфера.

Порядок проведения богослужений

Совместная молитва в храме читается по распорядку, в строго отведенное время. Регламентирует службу церковный устав. В церквях и монастырях много молитв, и читаются они ежедневно.

День в храме условно делится на три части:

  1. Утренняя служба.
  2. Божественная литургия (основная часть).
  3. Вечернее богослужение (то, которое начинается в районе 18.00-19.00).

Стоит отметить, что четких хронологических границ на службах не существует. Всё зависит от текущего времени суток, а вот продолжительность мероприятия канонами не ограничивается. Поэтому не стоит интересоваться у прихожан концами богослужений — четких ответов вы не получите. Лучше подумайте о Богородице или жертве Иисуса, пострадавшего за наши грехи — вот кто действительно умел терпеть. Если же вы хотите представить приблизительные границы служб, то ориентируйтесь на полтора-два часа. В ряде случаев молитва может растянуться на три часа.

Попав в храм, вы должны различать службу годичную, седмичную и суточную. Во всех случаях священники читают молитву той же Богородице неоднократно. Суточные богослужения замыкаются в кольцо на протяжении суток, аналогичная картина повторяется с седмичными и годичными циклами. В ежедневных мероприятиях существует базовая основа, регламентированный порядок действий. Прочие ритуалы строго не оговариваются.

Интересуясь молитвами, обратите внимание на следующие детали:

  1. Суточный круг. События из биографии Спасителя соответствуют каждому часу цикла. Приближаясь к храму, вы должны хоть немного разбираться в жизненном пути Иисуса. Также стоит поинтересоваться Богородицей.
  2. Седмичный круг. Здесь Священная История связывается с определенными днями недели, и эта связь отражается на каждой прочитанной молитве.
  3. Годовой круг. Здесь стоит рассматривать не только жизнь самого Иисуса, но и биографии его сподвижников (апостолов), а также святых. Важная роль отводится и Богородице. Каждое событие связывается с конкретным днем года.

Интересуясь православным храмом, учитывайте важную деталь — здесь существует понятие богослужебных суток.

Любую молитву начинают произносить вечером — такой порядок именуется вечерней службой. Следующий этап — утреня, после чего наступает время Божественной Литургии. В воскресные и праздничные дни все компоненты объединяются, и прихожане участвуют во всенощном бдении.

Особое внимание стоит уделить Литургии, в рамках которой проводится одно из ключевых православных таинств — Евхаристия. Тут молитвой дело не ограничивается, поскольку священник организует сложный ритуал, наполненный глубоким символизмом. Речь идет о Причащении. Верующие вкушают хлеб и вино — эти продукты ассоциируются с плотью и кровью Спасителя.

Евхаристия. Таинство причастия.

В Литургии можно выделить три главных компонента:

  1. Проскомидия (Святые Дары должны быть подготовлены к освящению).
  2. Литургия оглашенных (на данном этапе поются псалмы, люди славят Иисуса и Богородицу, озвучиваются выдержки из Писания, поминаются молитвами усопшие родственники).
  3. Литургия верных (Дары подвергаются освящению, происходит само таинство, верующие причащаются).

Молитвы для проведения службы

Важное место в Литургии занимает Евхаристическая молитва. Текст, именуемый анафорой, произносится священником над Дарами — делается это в пределах алтаря тайно. Современные храмы не позволяют полностью скрыть происходящее, поэтому некоторые возгласы служителя достигают ушей прихожан. В самом начале действа зажигается свет, а по окончании таинства свечи должны быть погашены.

Подготовка к Анафоре

Стоит отметить, что молитв в православии очень много, и перечислять их тексты можно до бесконечности. Верующие преклоняются перед Богородицей, апостолами и значимыми фигурами святых. Так, на всенощном бдении читаются следующие тексты (приведены лишь некоторые):

  • «Девятый час»;
  • «Малая вечерня»;
  • «Великая ектения»;
  • «Лития»;
  • «Благословение хлебов».

Есть свои особенности и в утренней молитве. Тут может восславляться Богородица, Иисус либо кто-то из апостолов, но существует определенный набор текстов, без которых не обойтись. Вот лишь некоторые примеры:

  • «Шестопсалмие»;
  • «Великая ектения»;
  • «Всякое дыхание»;
  • «Воскресение Христово»;
  • «Канон».

Помимо всего перечисленного в утренних службах участвуют стихиры и выдержки из тропаря. Ныне и присно будет существовать молитва «Окончание утрени», известная как «Великий отпуст». Помимо этого используются кондаки для первого молитвенного часа.

Чем завершается служба

После вечери, прославления Иисуса и Богородицы, в православных храмах отправляется повечерие. Суть этого мероприятия сводится к общественным молитвенным действиям, напоминающим пастве о сошествии Иисуса в ад. Здесь важно вспомнить, что человек освободился от власти Сатаны и теперь должен почитать Господа.

С наступлением полуночи начинается так называемая полуношница — третье богослужение суточного цикла. А вот утреня служится непосредственно перед рассветом и плавно перетекает в часы, коих насчитывается шесть. Все перечисленные процессы имеют строгую последовательность и собственные окончания. Чтобы разобраться в нюансах, посещайте церковь, читайте духовную литературу и разговаривайте со священниками.

Богослужебный устав и гимнография (13 стр.)

Текст может менять свое место на службе: на вседневной вечерне сугубая ектенья произносится в самом конце, а на великой – в середине, перед «Сподоби, Господи» и просительной ектеньей. Эта на первый взгляд незначительная перестановка считается главным признаком великой вечерни. Сугубая ектенья меняет свое место и на праздничной утрене. Как и на вечерне, она становится перед просительной.

Может изменяться форма текста. Сугубая ектенья на вседневной вечерне неполная (начинается с 3-го прошения «Помилуй нас, Боже«), а на великой – полная, начинается со слов «Рцем вси«. Слова Великого и вседневного славословия тоже несколько отличаются друг от друга.

Могут появляться новые тексты, например, паремии на вечерне.

Могут появляться новые части служб: вход с кадилом и лития на вечерне, полиелей и праздничное окончание на утрене.

Наконец, признаком праздничного богослужения является появление новой службымалой вечерни. Ее положено совершать в те дни, когда всенощное бдение начинается великой вечерней. Каков смысл введения этой службы? Дело в том, что всенощное бдение должно начинаться достаточно поздно, чтобы слова «Слава Тебе, показавшему нам свет» в конце утрени произносились при первых лучах солнца. И вот, для того, чтобы время до заката не оставалось без молитвы, в эти часы положено совершать малую вечерню. Она представляет собой сокращенный вариант вседневной вечерни. На ней нет светильничных молитв, великой и просительной ектении, кафизмы. В приходском богослужении эта служба, как правило, опускается.

В заключение следует отметить, что все эти признаки, «превращающие» будничное богослужение в праздничное различными «добавлениями», выделяют только в учебных целях, для лучшего понимания принципов построения служб. Исторически все было наоборот: сначала появились праздничные службы, и лишь позднее выработались их будничные варианты.

2.2. Изменяемые части Литургии

Литургия является вершиной и целью всего православного богослужения. Ее нельзя ставить в один ряд со службами суточного круга, которые и по названию, и по содержанию гораздо теснее связаны со временем суток, с днем седмицы и праздниками богослужебного года. Литургия же, более чем любая другая служба обращена к вечности. Величие совершаемого на ней Таинства Евхаристии нисколько не зависит от того, в праздник или в будни она служится. Тем не менее, Литургия не абсолютно оторвана от времени. Она представляет собой явление вечного во временном, и поэтому некоторым образом все же сопряжена с богослужением суточного круга.

Неизменяемая основа, ядро Литургии – это Евхаристический канон (он начинается после Символа веры со слов иерея «Благодарим Господа» и заканчивается незадолго до просительной ектеньи возгласом «И даждь нам едиными усты…») Разница в текстах молитв Евхаристического канона Литургии Василия Великого и Литургии Иоанна Златоуста не касается сущности таинства Евхаристии. По какому бы чину не служилась Литургия, в любом случае во время Евхаристического канона будет происходить освящение Святых Даров.

Изменяемые части Литургии, свидетельствующие о ее связи со временем, не вторгаются в Евхаристический канон, хотя и подходят к нему максимально близко.

Рассмотрим, на каких конкретно текстах Литургии отражается тематика различных кругов богослужебного времени.

К изменяемым текстам Литургии относятся, во-первых, антифоны – песнопения, исполняющиеся попеременно двумя хорами. Выше мы говорили, что они использовались еще в ветхозаветном богослужении. Церковное предание гласит, что во II веке по Р. Х. св. Игнатий Богоносец, епископ Антиохии, будучи восхищен на небо, видел ангельские хоры, попеременно славословящие Бога. В подражание им он ввел антифонное пение в своей Церкви.

Антифонов Литургии три, и они бывают трех видов: вседневные (будничные), изобразительные и праздничные. Между антифонами произносятся малые ектении.

Вседневные антифоны исполняются крайне редко. Устав предписывает петь их в те седмичные дни, когда не случится никакого праздника. Вседневные антифоны начинаются словами:

1. Благо есть исповедатися Господеви… Припев: Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас.

2. Господь воцарися, в лепоту облечеся… Припев: Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас.

3. Приидите, возрадуемся Господеви… Припев: Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый, поющия Ти, Аллилуия.

Наиболее известны изобразительные антифоны, они исполняются практически ежедневно:

1. Псалом 102: Благослови, душе моя, Господа.

2. Псалом 145: Хвали, душе моя, Господа.

3. Заповеди Блаженства, или Блаженны, начинаемые молитвою благоразумного разбойника: «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи…» (см. Лк. 23:42).

Блаженны исполняются с тропарями. Эти тропари тоже носят название «Блаженны», хотя правильнее их называть «тропари на Блаженнах». Тропари начинают петь с определенного стиха антифона. Тексты тропарей на Блаженнах берутся из Октоиха и из 3-й и 6-й песен канона святому в Минее.

В Господские двунадесятые праздники положено петь праздничные антифоны. По структуре они напоминают будничные. Это тоже стихи из псалмов с припевами. Стихи содержат ветхозаветные указания на празднуемое событие.

Припев первого антифона: Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас.

Припев второго антифона напоминает о теме праздника: «Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы… или: Преобразивыйся на горе… или: Плотию распныйся… и т. п. поющия Ти: Аллилуиа».

В качестве припева третьего антифона используется тропарь праздника. Как уже говорилось, слово «тропарь» происходит от глагола «обращать, вращать». Тропарь должен хорошо чередоваться с другими текстами. Третий из праздничных антифонов дает нам яркий пример этого.

После второго антифона всегда поется торжественный гимн «Единородный Сыне». Считается, что это тропарь храма Святой Софии в Константинополе, написанный византийским императором Юстинианом (VI век).

Еще один изменяемый текст Литургии – это песнопения Малого входа. Малый вход совершается при пении третьего антифона. Чаще всего при входе в алтарь после слов диакона «Премудрость прости» хор поет входное песнопение, называемое просто входное: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны, Сыне Божий*, поющия Ти: Аллилуйя». После знака* произносится праздничная вставка. В воскресенье – «воскресый из мертвых», в Богородичные праздники «молитвами Богородицы», когда нет Господского или Богородичного праздника – «во святых дивен сый» и пр.

В Господские двунадесятые праздники, Духов день, Пасху и Светлую седмицу на Малом входе «Приидите, поклонимся» не поется. Вместо него произносится соответствующий теме Праздника входный стих, обычно из Псалтири. Например, на литургии в день Святой Пасхи вместо «Приидите, поклонимся» произносится «В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых», в праздник Рождества Христова «Из чрева прежде денницы родих Тя, клятся Господь и не раскается: Ты иерей еси во век по чину Мелхиседекову», в праздник Преображения Господня «Господи, посли свет Твой, и истину Твою, та мя настависта, и введоста мя в гору святую твою».

На Малом входе звучат и другие изменяемые текстытропари и кондаки. Устав их пения очень сложен, поэтому мы рассмотрим только основные правила:

• Сначала поются все тропари, потом все кондаки.

• Тропарей и кондаков, как правило, одинаковое количество.

• Сначала поются тропари Господские, потом Богородичные, потом Ангелам, Предтече и т. д., от более значимого к менее значимому.

• Кондаки поются в том же порядке, за исключением кондака самого важного праздника. Он звучит в заключение всей этой группы песнопений, придавая ей тем самым торжественность и значительность. Обычно это Господское или Богородичное песнопение.

• Цикл тропарей и кондаков завершается песнопениями на «Слава: И ныне». На «И ныне» поется последний, наиболее важный кондак.

Читайте также  Текст молитвы об упокоении души новопреставленного
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector