Молитвы кирилла туровского год

Молитвы кирилла туровского год

Молитвы кирилла туровского год

Молитвы кирилла туровского год

Свя­ти­тель Ки­рилл, епи­скоп Ту­ров­ский, ро­дил­ся в 30-х го­дах XII ве­ка в го­ро­де Ту­ро­ве на ре­ке При­пя­ти у бо­га­тых ро­ди­те­лей.

С ма­лых лет свя­той Ки­рилл с усер­ди­ем чи­тал свя­щен­ные кни­ги и до­стиг глу­бо­ко­го по­ни­ма­ния их. Он учил­ся не толь­ко у рус­ских, но и у гре­ков. В зре­лом воз­расте свя­той Ки­рилл от­ка­зал­ся от на­след­ства и при­нял по­стриг в Ту­ров­ском Бо­ри­со­глеб­ском мо­на­сты­ре. Он мно­го под­ви­зал­ся в по­сте и мо­лит­ве и учил ино­ков пол­но­му по­слу­ша­нию игу­ме­ну: инок, ко­то­рый не на­хо­дит­ся в по­слу­ша­нии у игу­ме­на, не ис­пол­ня­ет сво­е­го обе­та и по­то­му не мо­жет спа­стись.

Со­хра­ни­лось три со­чи­не­ния свя­то­го Ки­рил­ла об ино­че­ской жиз­ни, од­но из ко­то­рых – «Ска­за­ние о чер­но­риз­ском чине от Вет­хо­го За­ко­на и от Но­во­го» – мо­жет быть от­не­се­но ко вре­ме­ни пре­бы­ва­ния его в мо­на­сты­ре.

Через неко­то­рое вре­мя свя­той Ки­рилл уда­лил­ся в за­твор на столп, где еще бо­лее уси­лил по­дви­ги и «мно­га Бо­же­ствен­на Пи­са­ния из­ло­жи». Мно­гие об­ра­ща­лись к нему за со­ве­том в ду­хов­ной жиз­ни.

Свя­тость жиз­ни и вы­со­кая про­све­щен­ность свя­то­го Ки­рил­ла об­ра­ти­ли на него все­об­щее вни­ма­ние, и его из­бра­ли на Ту­ров­скую ка­фед­ру. В 1169 го­ду свя­ти­тель Ки­рилл при­ни­мал уча­стие в со­бо­ре, осу­див­шем епи­ско­па Фе­о­до­ра, ко­то­рый за­нял Вла­ди­ми­ро-Суз­даль­скую ка­фед­ру и пы­тал­ся от­де­лить­ся от Ки­ев­ской мит­ро­по­лии. Свя­ти­тель Ки­рилл об­ли­чил ересь Фе­о­до­ра и со­ста­вил мно­го по­сла­ний к свя­то­му кня­зю Ан­дрею Бо­го­люб­ско­му (па­мять 4 июля), в ко­то­рых по­учал его и на­став­лял по по­во­ду цер­ков­ных нестро­е­ний в Ро­стов­ской зем­ле.

По люб­ви к уеди­не­нию свя­ти­тель Ки­рилл оста­вил ка­фед­ру (до 1182 го­да, под ко­то­рым упо­ми­на­ет­ся уже епи­скоп Ту­ров­ский Лав­рен­тий) и пол­но­стью по­свя­тил се­бя пи­са­нию ду­хов­ных со­чи­не­ний. Он со­ста­вил, ве­ро­ят­но, сло­ва на весь го­дич­ный круг Гос­под­ских празд­ни­ков, но не все они со­хра­ни­лись. По­уче­ния свя­ти­те­ля Ки­рил­ла по­ме­ща­лись в сбор­ни­ках на­ря­ду с древни­ми свя­то­оте­че­ски­ми тво­ре­ни­я­ми.

Скон­чал­ся свя­ти­тель Ки­рилл 28 ап­ре­ля око­ло 1183 го­да. От совре­мен­ни­ков он по­лу­чил име­но­ва­ние рус­ско­го Зла­то­уста. Сам свя­ти­тель о се­бе сми­рен­но го­во­рил: «Я не жнец, а со­би­раю ко­ло­сья; я не ху­дож­ник в книж­ных де­лах», – все­гда, од­на­ко, со­зна­вая вы­со­ту свя­ти­тель­ско­го слу­же­ния, на ко­то­рое по­ста­вил его Гос­подь: «Ес­ли бы го­во­рил я от се­бя, вы де­ла­ли бы хо­ро­шо, не при­хо­дя в храм. Но я воз­ве­щаю вам Сло­во Гос­по­да, чи­таю вам гра­мо­ту Хри­сто­ву. Я раз­даю сло­ва Бо­жии, луч­шие зо­ло­та и до­ро­гих ка­ме­ньев, бо­лее слад­кие, чем мед и сот, и вы ли­ша­е­тесь их, не при­хо­дя в цер­ковь. но вас, при­хо­дя­щих, хва­лю и бла­го­слов­ляю».

См. так­же: «Па­мять во свя­тых от­ца на­ше­го Ки­рил­ла, епи­ско­па Ту­ров­ско­го» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Благоче́стия ревни́телю и рачи́телю,/ и́ноков и сто́лпников похвало́,/ святи́телю Ту́ровския па́ствы, пресла́вне,/ златослове́сный учи́телю,/ све́тлым уче́нием Богоразу́мия своего́ просвети́вый концы́ ру́сския,/ в моли́тве к Бо́гу благода́тный гре́шников споспе́шниче,/ Кири́лле Богому́дре, моли́ Христа́ Бо́га/ утверди́тися нам, сооте́чественником твои́м,// во Правосла́вии, благоче́стии и единомы́слии.

Перевод: Благочестия ревнитель и поборник, монахов и столпников честь, святитель Туровской паствы, преславный, одаренный красноречием учитель, светлым учением Богоразумия своего просветивший все концы русской земли, в молитве к Богу благодатный помощник грешников, Кирилл Богомудрый, моли Христа Бога утвердиться нам, соотечественникам твоим, в Православии, благочестии и единомыслии.

Велича́ем тя,/ Ту́ровский подви́жниче и святи́телю Кири́лле,/ златослове́сный Росси́йский учи́телю,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ ты бо еси́ усе́рдный пред Бо́гом предста́тель за род наш// и те́плый моли́твенник о спасе́нии душ на́ших.

О, преди́вный подви́жниче, пресла́вный святи́телю, златослове́сный Росси́йския земли́ учи́телю, вели́кий уго́дниче Бо́жий, Кири́лле! Измла́да Вы́шних благ взыску́я, зна́тность ро́да и земна́я бога́тства, я́ко уме́ты, вмени́л еси́, блаже́нне, возлюби́л же еси́ всем се́рдцем нищету́, бде́ние, поще́ние, смире́ние, скорбь и тесноту́ и́ночества, еще́ же и вя́щший Христа́ ра́ди по́двиг подъя́л еси́, восше́д на столп, досточу́дне! Му́дрствуя Го́рняя, испыту́я, что есть во́ля Бо́жия, блага́я, уго́дная и соверше́нная, непреста́нно ду́шу и се́рдце пита́л еси́ Боже́ственными уче́ньми. Умоле́н быв архипа́стырем бы́ти, вои́стинну до́бре упа́сл еси́ Ту́ровскую па́ству твою́, пита́я ее́ здра́выми уче́ньми Правосла́вныя ве́ры и приводя́ к Ца́рствию Небе́сному. Те́мже яви́лся еси́ и́ноков вождь, подви́жников сла́ва, Правосла́вия столп, Це́ркви росси́йския свети́ло, па́стырем и архипа́стырем о́браз, всем ве́рным до́брый руководи́тель к и́стине и пра́вде. Ве́лиим показа́лся еси́ в Ца́рствии Бо́жием, вся бо запове́данная Бо́гом сам неле́ностно сотвори́в, и пре́дков на́ших научи́л еси́ твори́ти. Сего́ ра́ди, к тебе́, Богому́дре Кири́лле, воспева́я просла́вльшагося в тебе́ Бо́га, прибега́ем и, чту́ще твою́ па́мять, мо́лимся: бу́ди хода́тай за нас, недосто́йных, пред Го́сподом Бо́гом. Твои́ми моли́твами и заступле́нием да утверди́тся в нас и́стинный дух живо́й ве́ры и свята́го благоче́стия, да сохрани́мся все мы благода́тию Бо́жиею от неве́рия, неправове́рия и суеве́рия, от нра́вственнаго шата́ния и духо́вной не́мощи. Вели́кий уго́дниче подви́жниче Христо́в! Моли́ Ми́лостиваго Бо́га, да издре́вле изоби́льно обита́вшия в Росси́и стремле́ние к вы́сшему нра́вственному соверше́нству, любо́вь к и́ночеству, забо́та о благосостоя́нии церкве́й и благоле́пии хра́мов, ре́вность о благочи́нии богослуже́ния церко́внаго вы́ну пребыва́ют достоя́нием на́шим не ослабева́я, не умаля́ясь, но укрепля́ясь, возраста́я и преуспева́я. Святи́телю Кири́лле! Да бу́дут моли́твами твои́ми в оте́честве твое́м па́стыри слове́снаго ста́да Христо́ва ду́хом горя́щии, Го́сподеви рабо́тающии, а не себе́ угожда́ющии, па́ству, а не себе́ пасу́щии. Да бу́дут они́ до́брыми па́стырями, ду́шу свою́ полага́ющими за о́вцы па́ствы своея́, а не нае́мниками, небрегу́щими о овца́х и при ви́де во́лка бе́гающими и оставля́ющими о́вцы на расхище́ние. Ты, блаже́нне Кири́лле, и сло́вом и писа́нием учи́л еси́ дре́вле князе́й и всех люде́й Росси́йския земли́ ходи́ти досто́йно зва́ния своего́. При́зри и на нас, пото́мков твои́х, чад и ученико́в, и умоли́ Бо́га, да низпошле́т стране́ на́шей тве́рдость и благоустрое́ние, зако́нам на́шим свя́тость и си́лу, прави́телем и судия́м му́дрость, усе́рдие, безкоры́стие и нелицеприя́тие. Испроси́ у Всеще́драго Бо́га всем нам и коему́ждо поро́знь благопотре́бная, я́же к животу́ и благоче́стию: не́мощным в ве́ре и до́брых де́лех укрепле́ние, па́дшим восста́ние, подвиза́ющимся до́бре преуспе́яние. Да не оскудева́ют в роди́телех согла́сие, любо́вь, взаи́мное уваже́ние, друг о дру́ге благопопече́ние, в рожде́нии чад Бо́жие благослове́ние. Ча́да, воспита́нныя в стра́хе Госпо́днем, да уразуме́ют прему́дрость Бо́жию и да младе́нствуют зло́бою, а не умо́м. Детоводи́тели и наста́вники да избы́точествуют в ве́дении и во вся́ком чу́встве, па́че же да изоби́луют благоче́стием и о бла́ге и́стиннем дете́й попече́нием. Пречу́дный святи́телю Кири́лле! Сам зри́ши страну́, в не́йже роди́лся еси́ и в не́йже мно́го потруди́лся еси́; зри́ши наро́д, его́же дре́вле просвети́л еси́. Сам ве́си, я́же тре́буем, ве́си на́ша не́мощи и согреше́ния. Бу́ди же нам помо́щник, покрови́тель, засту́пник и управи́тель жи́зни на́шея. Да под твои́м покро́вом и заступле́нием досто́йно бу́дем сла́вить Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитвы кирилла туровского год

Б лагоче́стия ревни́телю и рачи́телю,/ и́ноков и сто́лпников похвало́,/ святи́телю Ту́ровския па́ствы, пресла́вне,/ златослове́сный учи́телю,/ све́тлым уче́нием Богоразу́мия своего́ просвети́вый концы́ ру́сския,/ в моли́тве к Бо́гу благода́тный гре́шников споспе́шниче,/ Кири́лле Богому́дре, моли́ Христа́ Бо́га/ утверди́тися нам, сооте́чественником твои́м,// во Правосла́вии, благоче́стии и единомы́слии.

О преди́вный подви́жниче, пресла́вный святи́телю, златослове́сный Росси́йския земли́ учи́телю, вели́кий уго́дниче Бо́жий, Кири́лле! Измла́да Вы́шних благ взыску́я, зна́тность ро́да и земна́я бога́тства, я́ко уме́ты, вмени́л еси́, блаже́нне, возлюби́л же еси́ всем се́рдцем нищету́, бде́ние, поще́ние, смире́ние, скорбь и тесноту́ и́ночества, еще́ же и вя́щший Христа́ ра́ди по́двиг подъя́л еси́, восше́д на столп, досточу́дне! Му́дрствуя Го́рняя, испыту́я, что есть во́ля Бо́жия, блага́я, уго́дная и соверше́нная, непреста́нно ду́шу и се́рдце пита́л еси́ Боже́ственными уче́ньми. Умоле́н быв архипа́стырем бы́ти, вои́стинну до́бре упа́сл еси́ Ту́ровскую па́ству твою́, пита́я ее́ здра́выми уче́ньми Правосла́вныя ве́ры и приводя́ к Ца́рствию Небе́сному. Те́мже яви́лся еси́ и́ноков вождь, подви́жников сла́ва, Правосла́вия столп, Це́ркви росси́йския свети́ло, па́стырем и архипа́стырем о́браз, всем ве́рным до́брый руководи́тель к и́стине и пра́вде. Ве́лиим показа́лся еси́ в Ца́рствии Бо́жием, вся бо запове́данная Бо́гом сам неле́ностно сотвори́в, и пре́дков на́ших научи́л еси́ твори́ти. Сего́ ра́ди, к тебе́, Богому́дре Кири́лле, воспева́я просла́вльшагося в тебе́ Бо́га, прибега́ем и, чту́ще твою́ па́мять, мо́лимся: бу́ди хода́тай за нас, недосто́йных, пред Го́сподом Бо́гом. Твои́ми моли́твами и заступле́нием да утверди́тся в нас и́стинный дух живо́й ве́ры и свята́го благоче́стия, да сохрани́мся все мы благода́тию Бо́жиею от неве́рия, неправове́рия и суеве́рия, от нра́вственнаго шата́ния и духо́вной не́мощи. Вели́кий уго́дниче подви́жниче Христо́в! Моли́ Ми́лостиваго Бо́га, да издре́вле изоби́льно обита́вшия в Росси́и стремле́ние к вы́сшему нра́вственному соверше́нству, любо́вь к и́ночеству, забо́та о благосостоя́нии церкве́й и благоле́пии хра́мов, ре́вность о благочи́нии богослуже́ния церко́внаго вы́ну пребыва́ют достоя́нием на́шим не ослабева́я, не умаля́ясь, но укрепля́ясь, возраста́я и преуспева́я. Святи́телю Кири́лле! Да бу́дут моли́твами твои́ми в оте́честве твое́м па́стыри слове́снаго ста́да Христо́ва ду́хом горя́щии, Го́сподеви рабо́тающии, а не себе́ угожда́ющии, па́ству, а не себе́ пасу́щии. Да бу́дут они́ до́брыми па́стырями, ду́шу свою́ полага́ющими за о́вцы па́ствы своея́, а не нае́мниками, небрегу́щими о овца́х и при ви́де во́лка бе́гающими и оставля́ющими о́вцы на расхище́ние. Ты, блаже́нне Кири́лле, и сло́вом и писа́нием учи́л еси́ дре́вле князе́й и всех люде́й Росси́йския земли́ ходи́ти досто́йно зва́ния своего́. При́зри и на нас, пото́мков твои́х, чад и ученико́в, и умоли́ Бо́га, да низпошле́т стране́ на́шей тве́рдость и благоустрое́ние, зако́нам на́шим свя́тость и си́лу, прави́телем и судия́м му́дрость, усе́рдие, безкоры́стие и нелицеприя́тие. Испроси́ у Всеще́драго Бо́га всем нам и коему́ждо поро́знь благопотре́бная, я́же к животу́ и благоче́стию: не́мощным в ве́ре и до́брых де́лех укрепле́ние, па́дшим восста́ние, подвиза́ющимся до́бре преуспе́яние. Да не оскудева́ют в роди́телех согла́сие, любо́вь, взаи́мное уваже́ние, друг о дру́ге благопопече́ние, в рожде́нии чад Бо́жие благослове́ние. Ча́да, воспита́нныя в стра́хе Госпо́днем, да уразуме́ют прему́дрость Бо́жию и да младе́нствуют зло́бою, а не умо́м. Детоводи́тели и наста́вники да избы́точествуют в ве́дении и во вся́ком чу́встве, па́че же да изоби́луют благоче́стием и о бла́ге и́стиннем дете́й попече́нием. Пречу́дный святи́телю Кири́лле! Сам зри́ши страну́, в не́йже роди́лся еси́ и в не́йже мно́го потруди́лся еси́; зри́ши наро́д, его́же дре́вле просвети́л еси́. Сам ве́си, я́же тре́буем, ве́си на́ша не́мощи и согреше́ния. Бу́ди же нам помо́щник, покрови́тель, засту́пник и управи́тель жи́зни на́шея. Да под твои́м покро́вом и заступле́нием досто́йно бу́дем сла́вить Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В елича́ем тя,/ Ту́ровский подви́жниче и святи́телю Кири́лле,/ златослове́сный Росси́йский учи́телю,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ ты бо еси́ усе́рдный пред Бо́гом предста́тель за род наш// и те́плый моли́твенник о спасе́нии душ на́ших.

  • ГЛАВНАЯ
  • КАЛЕНДАРЬ
  • ВЕТХИЙ ЗАВЕТ
  • НОВЫЙ ЗАВЕТ
  • ПСАЛТИРЬ
  • МОЛИТВОСЛОВ
  • Ц. СЛ. СЛОВАРЬ
  • ТИПИКОН
  • БОГОСЛУЖЕБНЫЙ УСТАВ
  • БОГОСЛУЖЕБНЫЕ УКАЗАНИЯ
  • ТЕКСТЫ СЛУЖБ
  • ТРЕБНИК
  • = МОЛИТВОСЛОВИЯ =
  • * Господу Богу и Кресту
  • * Богородице
  • * Ангелам
  • * Пророкам
  • * Апостолам и равноапостольным
  • * Князьям и царям
  • * Святителям
  • * Мученикам
  • * Преподобным
  • * Праведным, блаженным и безсребренникам
  • * Соборам святых и в Недели
  • * Новомученикам и исповедникам XX века
  • * Общие святым
  • * В различных нуждах
  • * О усопших
  • * Триоди постной
  • * Триоди цветной
  • ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
  • Гостевая книга
  • Вопросы-ответы
  • Просьба о молитве
  • Новости
  • Объявления
  • ПОМОЩЬ САЙТУ

Новости

    09 Ноябрь 2021

Благодарность

Искренне благодарю Дмитрия Г. за оказанную материальную помощь на развитие сайта.

Благодарность

Искренне благодарю Наталью Михайловну Ч. и Татьяну Александровну Т. за оказанную материальную помощь на развитие сайта.

КИРИЛЛ II

(† после 1183), свт. (пам. 28 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Белорусских святых), еп. Туровский, автор проповедей, поучений, молитв и канонов.

Житие

Биография

К. род. и был воспитан в Турове в семье состоятельных родителей. Богатству и славе он предпочел изучение Божественного Писания. Приняв иноческий постриг, К. в мон-ре не только удручал свое тело постом и служением, но и наставлял монахов во всем слушаться игумена. Спустя нек-рое время он уединился в «столпе». Подвиг затворничества и труды по «изложению Божественных писаний» принесли К. известность. Вскоре по просьбе князя (имя в Житии не названо) и горожан он был хиротонисан во епископа Туровского. По мнению А. А. Мельникова, поставление К. было инициировано туровским кн. Георгием (Юрием) Ярославичем и произошло в 1159 г. (Святитель стал 2-м Туровским епископом с именем Кирилл — Кирилл I управлял Туровской епархией в 1114 — ок. 1120; см.: Щапов Я. Н. Гос-во и Церковь Древней Руси. X-XIII вв. М., 1989. С. 208.)

В Житии сообщается, что К. обличал «ересь» Феодора, нареченного по воле кн. Андрея Боголюбского Владимирским митрополитом. По всей видимости, К. выступал против незаконного изгнания с Ростовской кафедры еп. Леонтия II (Леона, Леонта) и учреждения во Владимире-на-Клязьме особой митрополии, управлять к-рой должен был Феодор. На это указывает сообщение Жития о том, что наряду с обличениями в адрес Феодора К. «многа посланья написа» кн. Андрею Боголюбскому (не сохр.) — главному виновнику изгнания еп. Леонтия II и инициатору создания независимой от Киева митрополии. В «Притче о человечестей души и о телеси» К. осуждает Феодора как «лжеепископа», к-рый «имени деля высока и славна жития на епископский взыти дерзну сан», а также его светского покровителя (т. е., очевидно, кн. Андрея Юрьевича). (Феодор высказывался за отмену поста в среду и пятницу, если они приходятся на Господские праздники, во время суда в Киеве «похулил» Богородицу; летом 1169 по приговору Киевского митр. Константина II Феодор был подвергнут казни: ему отрезали язык, отрубили правую руку и ослепили.)

Упоминание в Ипатьевской летописи под 6690 (1182) г. Туровского еп. Лаврентия послужило основанием для некоторых исследователей отнести кончину К. ко времени до 1182 г. (И. П. Ерёмин, Т. А. Алексеева, О. В. Творогов и др.). Однако существование 2 посланий К. к настоятелю Киево-Печерского мон-ря Василию (управлял мон-рем с 31 июля 1183) свидетельствует, что К. оставил кафедру и продолжал свою деятельность проповедника. В заголовке 1-го послания назван автор: «Кирила, многогрешнаго мниха, к Василию, игумену печерьскому»; 2-е произведение, сохранившееся в единственном списке (ГИМ. Син. № 935, XVI в.), озаглавлено «Послание некоего старца к богоблаженному Василию архимандриту о схиме». Возможно, местом, где подвизался К. после оставления кафедры, был мон-рь во имя свт. Николая в Турове. На это указывает название одного из списков молитвенного цикла К.: «Молитвы умиленные Кирилла, мниха недостойна и многогрешна… сущаго у святаго Николы в Турове» (ЦАМ КДА. № 108, XVIII в.).

Сочинения

Творческое наследие К. по меркам домонг. рус. лит-ры обширно и многообразно, полного каталога его сочинений нет. К несомненным произведениям К. можно отнести послания: адресованное некоему иноку «Сказание о черноризьчьстемь чину от Вьтхаго Закона и Новаго», обращенные к настоятелю Киево-Печерского мон-ря Василию «Повесть о белоризце человеце, и о мнишьстве, и о души, и о покаянии» и «Послание. о схиме», а также «Притчу о человечестей души и о телеси», в которой обличается Феодор и, возможно, кн. Андрей Боголюбский. Наибольшую славу К. принесли торжественные Слова, посвященные двунадесятым праздникам: Входу Господню в Иерусалим, Пасхе и Вознесению, а также воскресным дням послепасхальных седмиц (Фоминой, Жен-мироносиц, О расслабленном, О слепом, Св. отцов Первого Вселенского Собора). К. является автором ок. 30 молитв (в т. ч. «седмичных») и 2 канонов («Канон молебен Кюрила грешнаго», «Канон и стихиры на успение княгини Ольги, бабы Владимира»). Некоторые сочинения К. не сохранились, напр. упоминаемые в Житии послания к кн. Андрею Боголюбскому.

Принадлежность К. ряда произведений остается спорной. К ним относятся (по изданию М. И. Сухомлинова): «В неделю Пятидесятную поучение на Пришествие Святаго Духа и на святыя апостолы», «Того же Кюрилла наказанье», «В неделю пятую по Пасхе слово о поучении церковном», «В неделю 23-ю поучение некоего человека верна к духовному брату», «В неделю 19-ю слово святаго Кирила философа о исходе души и восходе на небо», «В неделю 28-ю слово святаго Кирила о небесных силах: чего ради создан бысть человек на земли», «Слово святаго отца Кирила о страсе Божии», «Слово святаго отца Кирила, архиепископа Александрейскаго, о страсе Божии», «Слово святаго Курила епископа о том, яко не забывати учителей своих», «Кирила мниха о преступлении и изгнании и заповеди Божиа Одамле из раю», «Слово святого Кирила отца о первозданнем».

К. был выдающимся проповедником и писателем, для его сочинений характерны глубина богословской мысли, высокий уровень художественного мастерства. Руководствуясь визант. образцами христ. учительной лит-ры, он создавал оригинальные произведения, созвучные времени. К. хорошо знал и использовал сочинения Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Епифания Кипрского, Евсевия Александрийского, Григория Никомидийского, Феофилакта Болгарского, Симеона Метафраста, Георгия Амартола и др. К лит. особенностям творений К. можно отнести введение в повествование диалогов, интерес к аллегориям и притчам, использование различных стилистических приемов (аллюзия, амплификация, антитеза и др.). Свидетельством широкой известности сочинений К. является факт их включения (наряду с творениями отцов Церкви) в состав Торжественника.

Святитель Кирилл Туровский (+1182)

Святитель Кирилл Туровский (+1182)

Кири?лл Ту?ровский (ум. около 1182) – средневековый церковный деятель и писатель. Будучи рукоположенным епископом Турова, Кирилл прославился среди современников как даровитый писатель и проповедник. Кирилл Туровский канонизирован Русской православной церковью в лике святителя.

Кирилл родился и вырос в городе Турове. Сын состоятельных родителей, он не любил, однако же, богатства и тленной славы сего мира; но прежде всего старался постигнуть учение Божественных книг и достиг совершенного их познания». Получил хорошее домашнее воспитание, позднее постигал высшие науки и искусства от греческих учителей. Искусно владел образным народным и старославянским языками, глубоко знал византийскую культуру, особенно поэзию и красноречие.

В 1161 году принял постриг в Туровском Борисоглебском монастыре.

Кирилл Туровский был первым известным на Руси «столпником» (закрылся в монастырской келье, чтобы полностью предаться размышлениям и молитвам). Там он не только созерцал мир Божий и молился: в затвор молодой послушник перенёс богатую по тем временам библиотеку и написал там свои первые произведения.

Богословские труды Кирилла принесли ему известность и он, по требованию князя и горожан, был рукоположен в епископа города Туров. Согласно сообщению Ипатьевской летописи, это произошло в 1169 году.

Желая посвятить себя написанию богословских сочинений, святитель Кирилл оставил Туровскую кафедру и стал вести уединённый образ жизни. В этот период им были написаны «Слова» на весь годичный круг Господских праздников, часть из которых сохранилась до нашего времени.

Умер просветитель в последнее десятилетие 12 века.

Читайте также

Святитель Кирилл Александрийский

Святитель Кирилл Александрийский Все тексты свт. Кирилла, которые мы приводим ниже, взяты из его «Толкования на Послание к Римлянам».Комментируя фрагмент Рим. 5:12, свт. Кирилл воспринимает грех Адама как часть трагедии вселенского масштаба: в его понимании это была, прежде

1182. О Святой Троице и управлении Церкви. Уступка издания своих книг афонцам. О сделанном посеве. Состояние сил

1182. О Святой Троице и управлении Церкви. Уступка издания своих книг афонцам. О сделанном посеве. Состояние сил Милость Божия буди с вами! Виноват, что так долго не отвечал. Виновато возложенное вами на меня послушание — написать. Сколько раз брался за дело и ничего не шло из

Глава 10. Святитель Кирилл Александрийский

Глава 10. Святитель Кирилл Александрийский Будучи преемником святого Афанасия Великого, а также и архиепископа Александрийского Феофила (врага Златоуста), святой Кирилл обладал в Египте огромной властью и авторитетом и всю жизнь умело пользовался этой властью во имя

1182 Ibid., VII, 112.

Лаврентий, затворник Печерский, епископ Туровский

Лаврентий, затворник Печерский, епископ Туровский В Печерском Патерике повествуется следующее о преподобном Лаврентии. Преподобный хотел идти в затвор, но Печерские отцы не дозволили ему сделать этого, считая подвиги затворничества весьма трудными и небезопасными;

Мартин Туровский, блаженный

Мартин Туровский, блаженный В Царстве Христовом нет ни раба, ни свободного (Кол. 3, 11). Никакое звание не унижает христианина и никакое занятие не составляет непреодолимой преграды к совершенству духовному. Земледелец, дровосек, кожевник, повар в Царстве Христовом имеют то

КИРИЛЛ, святый, епископ Туровский

КИРИЛЛ, святый, епископ Туровский родился в городе Турове, от богатых родителей. Отклонив от себя богатое отцовское наследие, как стяжание мира сего, он принял (в Турове) монашеский чин. — Удручая тело свое постом и молитвою, Кирилл соделался примером для иноков. Прославив

Читайте также  Шла дева мария из города иерусалима молитва

ЛАВРЕНТИЙ, преподобный, затворник Печерский и епископ Туровский

ЛАВРЕНТИЙ, преподобный, затворник Печерский и епископ Туровский Сперва спасался Лаврентий в уединенном затворе, в обители св. Димитрия, освнованной Изяславом и прославил себя даром исцеления. Однажды привели к нему беснующегося. Долго пробыл беснующийся при Лаврентии,

Франциск Ассизский (Francis of Assisi, 1182-1226).

Франциск Ассизский (Francis of Assisi, 1182-1226). Пользующийся всеобщим признанием основатель ордена «малых братьев» (францисканцев). Настоящее имя- Джованни Франческо Бернардоне; родился в Ассизи, в семье богатого торговца сукном. Всеми любимый, пылкий юноша вдохновлялся идеалами

Запись 1182

Запись 1182 Священник, как Ангел Господа Вседержителя, должен быть выше всех страстей и возмущений духа, всех пристрастий мирских или суетных страхов, наводимых от бесов; он должен быть весь в Боге, Его одного любить и бояться. Боязнь человеческая означает, что он не

Кирилл, епископ Туровский, святитель

Кирилл, епископ Туровский, святитель Святой Кирилл родился и был воспитан в городе Турове. В 30-х годах XII века, когда родился святой Кирилл, город Туров входил в состав Киевского княжества. Родители святого Кирилла были люди богатые, но он не любил богатства и тленной славы

Кирилл Туровский

Кирилл Туровский Кирилл, живший в середине XII столетия, был епископом Турова, небольшого городка неподалеку от Киева. Личность его окутана неизвестностью. Несмотря на канонизацию, его биографии, т. е. жития, составлено не было, за исключением краткой заметки в «Прологе».

Глава 1182: Поход на Зу-ль-Халясу.

Глава 1182: Поход на Зу-ль-Халясу. 1603 (4357). Сообщается, что Джарир, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил меня: “Не избавишь ли ты меня от Зу-ль-Халясы?” Я сказал: “Да”, (и стал готовиться) отправиться

Преподобный Мартин Туровский (+ 1150)

Преподобный Мартин Туровский (+ 1150) Память его празднуется 21 июня и в 3-ю Педелю по Пятидесятнице вместе с Собором Белорусских святыхВ городе Турове был монастырь свв. князей Бориса и Глеба. Здесь была и кафедра Туровских епископов, впоследствии Минских. Здесь жил и повар

Святитель Кирилл, Епископ Туровский (+ 1183)

Святитель Кирилл, Епископ Туровский (+ 1183) Память его празднуется 28 апр. в день преставления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Белорусских святыхСвятитель Кирилл полагал начало иноческого жития в Туровском Борисоглебском монастыре, где принял схиму и

Святитель Лаврентий, затворник Печерский, епископ Туровский (+ 1194)

Святитель Лаврентий, затворник Печерский, епископ Туровский (+ 1194) Память его празднуется 29 янв., 28 сент. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, во 2-ю Неделю Великого поставместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских и в 3-ю Неделю по

Кирилл Туровский

Один из немногих христиан, который удостоился чести быть причисленным к лику святых при жизни — это Кирилл Туровский. За всю свою жизнь этот русский подвижник веры удостоился чести быть епископом, монахом, писателем и ученым. Богослова любили, верили и почитали при жизни, но и после смерти помнят и поминают. Труды Туровского стали основой древнерусской христианской литературы, а притчи, молебны и каноны ценятся так же, как и труды святых Отцов Церкви.

Биография

Несмотря на огромный вклад в богословие христианства, данных о жизни епископа Туровского осталось мало — основная информация о древнем поэте находится в Ипатьевской летописи, в «Службе», которая почти полностью посвящена епископу из Турова.

Жизнеописание настоятеля было составлено примерно в XII-XIII веках и позже вышло в виде статьи для русского «Пролога». Историю жизни священника и монаха составляли по литературным трудам соотечественников, исторических документов о тех временах и черпали непосредственно из трудов самого епископа.

Детство и отрочество

Будущий монах и епископ родился в городе Турове (современная Беларусь), что на реке Припяти, предположительная дата рождения — 30-е годы XII века. Город, где родился мальчик, в то время был столицей княжества и предполагают, что отец ребенка был приближен к двору местного правителя.

Туров был столицей княжества, поэтому тут царила идея просветительства и образования. Образованность и полнота знаний святого указывают на зажиточность и богатство семьи — в то время хороших учителей и школу могли позволить только состоятельные люди.

Известно, что маленьким мальчиком Кирилл проявлял особый интерес к науке — читал Священный Книги усердно, изучал греческий, читал труды русских и греческих философов и ученых (Златоуста, Григория Богослова, Епифания Кипрского и пр.). Кроме философии и религиозных дисциплин, ребенка обучали искусству, музыке, поэзии и истории.

Монашество

Юноша никогда особого внимания не уделял материальным благам мира, всегда стремясь получить духовное богатство, именно поэтому его увлекало монашество. Достигнув взрослого возраста, будущий священник отказывается от получения своего наследства и решает стать монахом.

Он принимает постриг в Борисоглебском монастыре города Турова, предположительно это произошло в 1161 году. Будучи монахом, Кирилл становится столпником, позже вновь возвращается к жизни в обители. Спустя время мудрость и праведность молодого инока разносится по всему княжеству, при участии князя монаху предлагают занять престол епископа.

Всю жизнь богослов посвятил написанию ученых трудов, при этом ущемляя свою плоть — результатом этого стали более 20 собраний сочинений притчей, молебнов и трактований Библии. После пребывания на престоле епископа, подвижник оставляет мирские и церковные дела, вновь погружаясь в литературную деятельность. Он умирает 28 апреля 1183 года (предположительно), по просьбе и завещанию старец был похоронен рядом со своими учителями у храма святителя Николы.

Служение

Приняв постриг, Кирилл всего себя отдал на служение в монастыре. Современники описывают скромного и кроткого инока, который понимал важность послушания и учил этому других. Позже он напишет несколько трудов о жизни в обители («Сказание о черноризском чине от Ветхого Закона и от Нового» одно из них).

Однако даже скромная и уединенная жизнь в монастыре не могла удовлетворить стремящегося к полному затворничеству монаха. Поэтому монахом было принято решение стать затворником и столпником — он заключил себя в «столпе», т.е. башне монастыря и жил в полностью закрытой отдельной келье. Этим святой обрезал свою греховную плоть. На то время белорусский инок стал первым на Руси столпником — до него не существовало такого явления на территории славянских поселений.

Интересно! В келье монах хранил свою довольно обширную библиотеку, все свободное время проводя в изучении Писания и трудов Отцов Церкви. В этот период он написал несколько своих богословских трудов, которые трактовали некоторые притчи и главы Библии.

В это время к нему многие люди приходили за советами — он выслушивал каждого и старался помочь молитвой и мудрым словом. После нескольких лет затворничества, Кирилла выбирают настоятелем монастыря, и он начинает заниматься просветительской и образовательной работой.

Сам святитель говорил о себе как о собирателе колосьев, о служителе Божьем, который только и может, что раздавать слова Бога Живого. Он никогда не возвеличивал себя или свою мудрость, всю славу отдавая Господу Богу.

Епископство

Люди разносили по княжеству весть о мудром настоятеле Туровском и вскоре о нем узнал и князь Юрий Ярославович. Они неоднократно встречались и проводили время в беседах. Настоятель так запал в душу правителю, что тот выдвинул его кандидатуру на престол епископа. Епархия в Турове была основана еще в Х веке и при поддержке местного священства настоятель вскоре занял место ее главы в 1169 году.

Управлял епархией архиепископ довольно мудро — уделял много внимания образованности духовенства, материальном обеспечении монастырей и отдаленных приходов, заботился о духовном росте правящей династии и элиты княжеского двора. Известно, что Кирилл неоднократно переписывался с Андреем Боголюбским, наставляя и поучая касательно расколов и церковных проблем в Ростове.

Он публично на Соборе обличил и осудил деятельность и высказывания лжеепископа Феодорца, который самовольно занял кафедру Владимиро-Суздальской епархии и стремился стать раскольником, отделившись от Киевской митрополии. Феодорец по решению Собора был обвинен в ереси и казнен.

Несмотря на занятость и отсутствие свободного времени, епископ Туровский находил время для уединения, молитвы и написания своих поэтических трудов.

Интересно! На 200-летие преставления святой Ольги он прочел собственные каноны и стихиры в Софийском соборе возле раки с мощами княгини. После этого и получил прозвище «русский Златоуст».

Одной из главных идей Кирилла Туровского было укрепление своего духа с помощью обетов и постов. Он подчеркивал, что только крепкий дух способен противостоять мирским телесным искушениям. Только постоянная забота о душе (а это смирение и ежедневные молитвы) может помочь человеку достигнуть Царствия Небесного. Именно поэтому так много в жизни святого было уединения, отшельничества и затворничества — строгие правила жизни помогали ему совершенствоваться духовно.

Литературная деятельность

Святитель на протяжении всей своей жизни писал притчи, молебны и просто записывал свои мысли и размышления о Писании (так называемые «Слова»). Он составил несколько текстов будучи монахом, после писал в затворничестве, однако став епископом понял, что времени на литературные изыскания просто не хватает.

Именно поэтому он оставляет кафедру епархии и вновь возвращается к монастырской жизни — все, ради написания богословских сочинений. Главной идеей всех произведениях святителя является человек и его служение Богу. Среди произведений встречаются тексты, в которых настоятель излагает хвалебные песни человеку, ведь именно для людей Господь создавал этот мир.

И постепенно от хвалебных слов богослов переходил к наставлениям — если человек является главным Божьим творением, разве позволительно ему пренебрегать разумом и проводить жизнь только в поиске праздных удовольствий?

Исследователи считают, что к литературному наследию Кирилла Туровского относятся около 8 слов-проповедей, 2 притч про душу, 2 проповеди про монашество, 2 послания к игумену Печерскому, 2 канона и более 30 исповедальных молитв. Исходя из имеющихся данных, богословы-историки предполагают, что епископ Туровский составлял «Слова» на все христианские Господские праздники, но, к сожалению, не все из них дошли до наших дней.

Имеющиеся труды размещались в христианских сборник рядом с произведениями Святых Отцов Церкви и почитались наравне. Самое полное собрание сочинений священника было издано в 1880 году при содействии еще одного Туровского епископа Евгения и включает около 20 различных сочинений Кирилла. Среди них:

  1. Слово на Пасху, в Неделю Цветоносную, о Снятии с Креста, о расслабленном, о слепце, на Вознесение, от Святых Книг и пр.
  2. Притчи о слепом и хромом, о человеческой душе, о преступлении Божиих.
  3. Сказания о Ветхом Завете и Новом.
  4. Повесть к Василию игумену.
  5. Послание старца к Богоблаженному Василию.
  6. Молитвы на день воскресный и на будние дни недели (по несколько в день).
  7. Каноны молебные.
  8. Исповедание и поминовение.

К более поздним трудам (они были обнаружены и идентифицированы последними) относится и «Слово на Просвещение Господа нашего Иисуса Христа» и «Канон великий о покаянии».

Важно! Кирилл Туровский ставил перед собой, как перед богословом задачу раскрыть истинный, сокровенный смысл написанных текстов Евангелия, а также Ветхого Завета и максимально раскрыто донести до читателей и все христиан.

Его владение слогом и стилем речи было неповторимо — святой мог крайне грамотно и доступно доносить до читателей все мысли. Главным трудом до сих пор считается «Притче о человеческом теле и душе».

Почитание

Признание епископ из Беларуси завоевал по большей степени своими литературными работами — они стали крайне популярны в XII–XVII веках, когда активно копировались и распространялись по стране. Литературное мастерство святого было оценено по достоинству современниками и высоко ценится сегодня.

День памяти Кирилла Туровского проходит 28 апреля и 11 мая, торжественный молебен служиться в Соборе Белорусских святых города Туров. Помимо этого, в городе установлен монумент святителю, всего же их три:

  1. В Турове — в родном городе святого увековечили в камне в 1993 году. Памятник, созданный мастерами Иньковым и Лукьянчиком, поставили на Замковой горе, на берегу Припяти. Основой композиции стал византийский крест — именно богословов Византии особенно почитал и уважал епископ Кирилл. С крестом соединяется и фигура самого святого, у которого в руках книга. Общая высота памятника — 7 метров.
  2. В Гомеле — тут монумент святому возвели в 2004 году в одном из театральных скверов и приурочили его к дню белорусской письменности. Авторами памятника выступили отец и сын Гумилевские, сделав фигуру святителя из бронзы высотой в 3,5 метра. В руках у Кирилла здесь также печатный свиток с молитвой.

Помимо монументов, имя Кирилла Туровского значится и на Минской духовной академии. Он считается одним из самых почитаемых белорусских святых, наравне с Ефросиньей Полоцкой. В честь святителя названы и храмы:

  • при Соборном доме в Минске;
  • кафедральный собор в Турове;
  • храм в Светлогорске;
  • церковь Белорусского Народа в Лондоне, Торонто и Бруклине.

Мудрость и святость Кирилла Туровского не пришла к нему с высокими чинами или званиями — она пришла свыше от Господа, который видя старания и горячую любовь своего последователя обильно наградил его. Святитель отдал всю свою жизнь Богу и Он обильно его вознаградил за это.

Канон Святителя Кирилла, епископа Туровского

Тропарь, глас 4:

Благочестия ревнителю и рачителю, / иноков и столпников похвало, / святителю Туровския паствы преславне, / златословесный учителю, / светлым учением богоразумия своего просветивый концы русския, / в молитве к Богу благодатный грешников споспешниче, / Кирилле богомудре, моли Христа Бога / утвердитися нам, соотечественником твоим, // во Православии, благочестии и единомыслии.

Величание:

Величаем тя, / Туровский подвижниче и святителю Кирилле, / златословесный Российский учителю, / и чтем святую память твою, / ты бо еси усердный пред Богом предстателю за род наш / и теплый молитвенниче о спасении душ наших.

Канон 1-й, Глас 6.

Песнь 1.

Ирмос: Сеченое сечется море Чермное, / волнопитаемая же изсушается глубина / таяжде купно безоружным бывши проходима, / и всеоружным гроб, / песнь же богокрасная воспевашеся: // славно прославися Христос Бог наш.

Святой Троице: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Смысла Подателю Триипостасный Боже, / Ты даждь нам разум и слово, / да, отверзше недостойная уста, / воспоим святителя Кирилла, / Туровския земли пастыря и учителя / и всея Руси светильника.

Припев: Святителю отче Кирилле, моли Бога о нас.

Веселися ныне и радуйся, граде Турове, / ничимже меньший ты еси в землях Белорусских, / но паче славою и честию возвеличенный / изрядных угодников Божиих, / от нихже мы святителя Кирилла / днесь благоговейно прославляем.

Якоже ометы вменил еси богатство тленное / и славу скорогибнущую, / избранниче Божий Кирилле, / от юности явивый ума твоего божественная устремления, / яже ко спасению, / во объятия Отча путь указующая.

Богородичен: Тихое Пристанище к Тебе прибегающих, / Преблагословенная Владычице, / моли из Тебе воплощеннаго Христа Бога нашего, / во еже бежати нам суеты мира сего, / и во всяком месте и звании / Небеснаго Царствия удостоитися.

Песнь 3

Ирмос: Господь Сый всех и Зиждитель Бог, / созданное, Безстрастный, обнищав, Себе соедини, / и Пасха, за яже хотяше умрети, / Сам Сый Себе предпожре, / ядите, вопия, Тело Мое // и верою утвердитеся.

Измлада прилежал еси, отче, / учению книжному, / и Божественным Писанием / свыше укрепляемь и просвещен, / пришел еси во обитель иноческую / поработати Господеви.

Тело твое постом и бдением / сотворил еси приятелище Духа Святаго, / отче священнейший, / Кирилле богомудре, / иноком явился еси образ и правило, / паче всех труждаяся.

Еже не имать послушания ко игумену / и всей во Христе братии, / якоже обещася при пострижении, / таковый монах спасен быти не может, / взывал еси непрестанно, преподобнейший, / да не уловишися в бесовския сети.

Богородичен: Людие непокоривии и суемудреннии, / почто в похотениях своих коснеете? / Поревнуйте послушанию Богоотроковицы, Яже Гавриилу рече: / Се раба Господня. / И тако мысляще и деюще / смирению нелицемерному навыкносте.

Кондак, глас 3.

В Турове, святе, священнодействитель показался еси, / Христово бо, отче Кирилле, Евангелие исполнив, / положил еси душу твою о людех твоих / и соблюл еси единство Церкви Русския. / Сего ради освятился еси, // яко великий таинник Божия благодати.

Воспоим ныне святителя Кирилла песньми, / Туровским людем пастыря и учителя, / и всея Русския земли Златоуста, / да предстательством его просветимся, / и Божественных словес его поучением / отстанем всякия лести и суеты, / поработаим неленостно Господеви / и явимся чисти душами и телесы, / якоже и сей угодник Христов / и великий таинник Божия благодати.

Седален, глас 4:

От юности взем крест твой, благочестиво Христу последовал еси, увядив плотское мудрование воздержанием. Темже на святительском седалищи сед, возвеличил еси Владыку и Того Пречистую Матерь, отче Кирилле богоблаженне.

Ин седален, глас 8.

Юже с высоты мудрость уведев и благодать словес от Бога, / просиял еси на Руси яко вторый Златоуст, / слово Божие неленостно проповедал еси, / всякое беззаконие и лесть поправ словесы твоими. / Темже по Бозе ревностию князя обличив, / и Феодорца посрамил еси еретическое мудрование. / Святителю Кирилле, моли Христа Бога / прегрешений оставление даровати / празднующим любовию святую память твою.

Слава, и ныне, Богородичен:

От Троицы Единаго неизреченно заченши, Дево, / и чудно Сего родила еси паче слова и мысли, / и общно Божественнаго естества устроила еси человеческое естество, древле изгнанное. / Темже, сошедшеся, Рождеством Твоим вси спасшийся, Всенепорочная, / Твоим словесем последующе, должно Тя ублажаем, / моляще Христа Бога / прегрешений оставление даровати / верою Тя славящим, Матерь Его.

Песнь 4

Ирмос: Провидев пророк / тайну Твою неизреченную, Христе, провозгласи: / положил еси твердую любовь крепости, Отче Щедрый, / Единороднаго бо Сына, Благий, // очищение в мир послал еси.

Евангельских словес учением / последуя, отче Кирилле, избрал еси тесный путь / и тако возшел еси на верх добродетелей, / на столпе един затворився, / подвизаяся в посте и богомыслии.

Избег суесловия и праздности, / Божественными Писании ум свой просветил еси, / и во священнем безмолвии / очистил еси от страстей душу, / яже всего мира вящше.

Изволением Духа Святаго избраша вси людие / тя, отче Кирилле, во архипастыря Туровскаго, / ты же, неотступному молению их повинуяся, / за послушание сан восприял еси, / не ради себе, но ради славы Божия.

Богородичен: Престоле огненный, радуйся, / Невесто Неневестная, Мати Пречистая, / Палато преукрашенная, / Кивоте святый, / Бога Невместимаго Вместилище.

Пе́снь 5

Ирмос: Союзом любве связуеми, апостоли / Владычествующему всеми себе Христу возложше, / красны ноги очищаху // благовествующе всем мир.

Рачение о пастве своей имея, / ко спасению выну всех наставлял еси, / словом и житием быти / христианскаго звания достойны.

Единение духа в союзе мира / соблюдал еси, по апостолу, богомудре, / и распри тлетворныя / и лукавая разделения пресекал еси.

Проклят всяк, иже мыслит злая, / разделити матерь нашу Церковь Русскую, / таковый есть богоотступник, / дерзновенно провозгласил еси, святителю Кирилле.

Богородичен: Отсекают сами себе от Церкве Божия, / нечтущия православно Пречистую Богородицу, / мы же вернии немолчно Ю величаем, / Заступницу нашу усердную.

Песнь 6

Ирмос: Бездна последняя грехов обыде мя / и волнения не ктому терпя, / яко Иона Владыце вопию Ти: // от тли мя возведи.

Добраго Пастыря Христа стопам последуя, / взыскати овча погибшее пришедшаго, / святителю Кирилле, потщался еси, да никтоже в пастве твоей / от зловерия погибнет.

Орган Утешителя Духа истины быв, / наставил еси, отче, твоими писании / сынов земли Русския / пресекати козни лукавнующих.

Боголюбскому князю Андрею / многая послания душеполезная написав, / явился еси, богодухновенный Кирилле, среди бурь житейских / путевождь ко спасению.

Богородичен: На небеса возвела еси естество человеческое, / в тине страстей иногда лежавшее, / Преблагословенная Мати и Дево, / Христа Бога рождшая.

Кондак, глас 5:

Бодрствуя в молитвах, / послушания и благочестия добрый рачитель быв, / терпению и смирению научал еси паству свою, / добродетельми преподобия и правды стадо Христово озаряя, / и медоточными словесы всю землю Русскую питая, / на правый путь заповедей Господних силою духа твоего наставлял еси всех, / и ныне просвети, яко солнце, люди омраченныя грехьми // и к покаянию нас приведи.

Приидите днесь, людие, / похвалим своего святителя, глаголюще ему: / радуйся, Кирилле, святителю честный и учителю наш, другий Златоуст, / на Руси паче всех возсия, / святым и пресветлым учением твоим концы русския просветив! / Радуйся, яко солнце, омраченныя и темныя Богоразумием просвещавши и умудрявши! / Молим ти ся, святителю, малое сие моление приносяще: / моли о нас Вседержителя, / Емуже ныне предстоиши со дерзновением, / от належащих бед, скорбей, болезней и томления вражия избавитися, / и от нашествия безбожнаго агарянскаго и междоусобныя брани сохранитися нам / и во Православии всем утвердитися. / Да улучим по милости Божией молитвами твоими / грехов отпущение и присносущных благ наслаждение, / с верою и любовию со умилением присно тебе поющия: / Радуйся, златословесный и кроткий Российский учителю богомудре Кирилле, / покаяния, чистоты и благочестия усердный ревнителю и молитвенниче о спасении душ наших.

Песнь 7

Ирмос: Отроцы в Вавилоне / пещнаго пламене не убояшася / но, посреде пламене ввержени, орошаеми, пояху: // благословен еси, Господи Боже отец наших.

Исполнив служение свое, / прешел еси в жизнь безконечную, / подвизая всех с тобою взывати: / благословен еси, Господи Боже отец наших.

Христолюбцы, ликуйте, / совершающе память святителя Кирилла, / и в веселии подвизайте всех пети: / благословен еси, Господи Боже отец наших.

Отеческаго благочестия ревнителие, / держащии святаго Кирилла молитвы и каноны, / воспойте с нами вкупе: / благословен еси, Господи Боже отец наших.

Богородичен: Уповающии на Тя, Богородице, / николиже посрамлены суть, / но под кровом Твоим сохраняеми, / благословляют Твое пред Богом предстательство.

Песнь 8

Ирмос: За законы отеческия / блаженнии в Вавилоне юноши предбедствующе, / царюющаго оплеваша повеление безумное / и, совокуплени, имже не сваришася огнем, / Державствующему достойную воспеваху песнь: // Господа пойте дела, и превозносите во вся веки.

Кирилле святителю, / решити же и вязати от Бога имея власть, / вся разреши грехопадения твою память совершающих, / покаяние теплое приносящих, / к Чаше Безсмертия приступающих, вопиюще во умилении: / Господа пойте дела, и превозносите во вся веки.

Радуйся, святейшая Митрополие, / Церковь Белорусская, / яко труба возглашай в день памяти святителя Кирилла, / ибо Господь благослови и умножи тя, / архиереи, священницы, иноцы / и вся чада твоя ныне велегласно взывают: / Господа пойте дела, и превозносите во вся веки.

Ангелы и человецы вкупе / днесь ликуют, прославляюще святителя Кирилла, / паства Туровская празднует благоговейно, / яко христианом подобает, / и хвалу Богови воздает: / Господа пойте дела, и превозносите во вся веки.

Богородичен: Шатанием языческим / и суемудрием плотским ослеплен, / ум горделивый не может постигнути таинство рождества Твоего, Приснодево, / но чист и смирен сердцем, / Тя ведая истинную Богородицу, взывает: / Господа пойте дела, и превозносите во вся веки.

Песнь 9

Ирмос: Вечное обретше избавление, / от праотца Адама свыше рожденное, / роду страшнаго изречения, / рождество со безплотными непостижимое славословим, // Богородицу Тя песньми величающе.

Ежелетняя память твоя, славне, / духовная весна всем верным явися, / зима греховная упразднися, / и ликует днесь паства Туровская, / якоже цветами, песньми Церковь Христову украшающи.

Ныне с нами веселятся / святии мученицы Борис и Глеб, / и Лаврентий и Мартин затворницы, и князи Андрей и Борис, / и священнейшии страдальцы Макарий, Иоанн / и инии мнозии, вкупе со святителем Кириллом, Туровския земли светильницы.

Иорданским струям подобящися, / взыграй, реко Припяте, / ко священному Днепру и горам Киевским воды своя несущи / и возвращающи вспять кресты каменныя, / яже и до ныне землю Туровскую освящают.

Богородичен: Еяже ради прославися земля наша даже и до Киева, / Пречудная Мати Божия, / на кресте Купятицкий образ Свой явившая / и нас грешных милостивно утешающая, / присно хвалебными гласы Тя величаем.

Светилен:

Светлым учением Богоразумия своего / просвети, блаженне отче, / всех совершающих память твою.

Молитва Богоносному отцу нашему Кириллу, епископу Туровскому

О предивный подвижниче, преславный святителю, златословесный Святыя Руси учителю, великий угодниче Божий богомудре Кирилле! Воспевая прославльшагося в тебе Бога, к тебе прибегаем и, чтуще твою память, молимся: буди ходатай за нас, недостойных, пред Господом Богом. Твоими молитвами и заступлением да утвердится в нас истинный дух живой веры и святаго благочестия, да сохранимся вси мы благодатию Божиею от неверия и суеверия, от падения греховнаго и духовныя немощи.

Святителю Кирилле! Да будут молитвами твоими во Отечестве нашем пастыри словеснаго стада Христова духом горящий, Господеви работающий. Ты, блаженне Кирилле, и словом, и писанием учил еси древле князей и всех людей земли Русския ходити достойно звания своего христианскаго. Призри и на нас, чад и учеников твоих, и умоли Бога, да низпослет стране нашей твердость и благоустроение, законам нашим святость и силу, правителем и судиям мудрость, усердие, безкорыстие и нелицеприятие. Испроси у Всещедраго Бога вся благопотребная нам для спасения: немощным — в вере и добрых делех укрепление, падшим — возстание, подвизающимся — доброе преуспеяние.

О пречудне святителю Кирилле! Сам зриши страну, в нейже родился и много потрудился еси; зриши народ, егоже древле просветил еси. Сам веси, яже требуем, веси наша немощи и согрешения. Буди же нам помощник, покровитель, заступник и управитель жизни нашея. Да под твоим покровом и заступлением достойно будем славити Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector