Молитва в творчестве поэтов

Молитва в творчестве поэтов

Молитва в творчестве поэтов

Молитва в русской поэзии

Вы будете перенаправлены на Автор24

Тема молитвы в лирике

Самым удивительным свойством лирического произведения является его способность проникать в душу читателя и пробуждать, вызывать в ней самые глубокие, самые разные сильные чувства. Одним из таких чувств является упование на Бога, вера в него и ощущение его бытия.

Часто в процессе изучения лирических произведений выделяются следующие виды лирики:

  • пейзажная
  • любовная
  • философская
  • молитвенная.

В молитвенной лирике отражается духовная сторона жизни ее авторов. И этим опытом духовной жизни поэта, который он запечатлел в своих произведениях, могут воспользоваться читатели современности, которые испытывают так называемую «духовную жажду» и которые стремятся к духовному совершенствованию, самопознанию.

Стихотворения, в которых затронута тема молитвы, есть практически у каждого русского поэта. Эти стихотворения по праву можно назвать жемчужинами русской духовной поэзии, ведь они имеют свойство исцелять человеческие души, которые измотаны и измучены постоянными житейскими невзгодами.

Отличительной чертой русского человека прошлых веков является набожность, о чем свидетельствуют народные пословицы. Посредством молитвы происходит соединение человека с Богом, молитва укрепляет дух человека, и у него появляются силы к преодолению трудностей и невзгод, выпавших на его долю. Человек постоянно обращается к молитве, которая является источником силы, мудрости. Память о молитве не удалось искоренить даже за десятилетия атеизма. Обращение к молитве сохранилось в речевом этикете, в языке.

Молитва в творчестве А. С. Пушкина

Что касается молитвы в произведениях русских поэтов, то в качестве примера можно привести лирику А. С. Пушкина. поэт в годы молодости страдал от чувства безверия, однако в зрелые годы в его душе созреет вера в Бога. Во многом этому способствовала ссылка в Михайловской, где вдали от светских развлечений у поэта было достаточно времени на то, чтобы заглянуть в свою душу, в душу русского народа. В этот период поэт много занимался самообразованием и самосовершенствованием.

Готовые работы на аналогичную тему

Именно в Михайловской ссылке поэт впервые вошел в непосредственное общение с церковью. Поэт наблюдал тесную духовную связь и связь нравственную народа со Святогорским монастырем. Пушкин много читал древние летописи и Карамзина. Все это способствовало его осознанию того величайшего духовного влияния, которая оказывала на народ вера в Бога. Чтение жития святых затягивает поэта, а Евангелие глубоко тронуло его душу. И с этого момента он видит истинную поэзию в молитве и в Евангелие. Затем он напишет поэтическое переложение самой важной молитвы христиан «Отче наш», где он очень точно передал слова молитвы.

А в своем стихотворении «Отцы пустынники и жены непорочны» Пушкин признается, что любимой его молитвой является великопостная, которая читается в течение Великого поста.

Эта молитва вдохновила поэта на одно из лучших его произведений.

Возможно, Пушкин видел сходство между собой и воспетым в произведении пустынником. Основанием этому предположению является стихотворение «Воспоминание», где поэт выражает нравственную муку человека, который тяжело страдает от бремени совершенных грехов.

В лирическом герое этого стихотворения читатель узнает самого А. С. Пушкина. поэт, как и герой этого произведения, по ночам часто переживал о совершенных им грехах.

В стихотворении «Отцы пустынники и жены непорочны» в первой части поэт рассуждает о молитве. Вторая часть стихотворения – это сама молитва. Лирический герой этого произведения признается, что знает многие молитвы, которые позволяют ему преодолевать житейские трудности, однако наиболее близка ему великопостная молитва, в которой упоминаются грехи, от которых ему бы хотелось освободиться.

Герой стихотворения просит у Бога помощи увидеть собственные грехи. Он молится о смирении, любви, целомудрии, терпении, которые являются христианскими добродетелями. Без этих добродетелей невозможно даже представить духовный рост человека. любовь – это трепетное чувство к своему ближнему, благоговейное отношение к Богу.

Именно это стихотворение, которое было написано в 1836 году, отражает духовное состояние А. С. Пушкина на тот момент. Оно является свидетельством того, что христианские идеалы для поэта стали нравственным ориентиром. Поэт перед смертью исповедался в своих грехах, причастился, благословил своих детей.

Молитва в поэзии М. Ю. Лермонтова

Еще одним из самых ярких примеров отношения к молитве в русской поэзии является произведение М. Ю. Лермонтова «Молитва». Это стихотворение поэт написал в 1838 году. В этом стихотворении поэт делится с читателем своим опытом духовной жизни, рассказывая о чудодейственной силе молитвы. В лирическом герое стихотворения каждый читатель легко узнает самого поэта. Кроме того, ясно отражается и причина, по которой он обращается к молитве. Причина эта заключается в жизненных трудностях, которых у поэта было много. Лермонтов рано лишился матери, был разлучен с отцом, испытывал сильные безответные чувства. Всю жизнь его преследует ощущение одиночества, которое является одним из главных мотивов лирики Лермонтова. Это чувство одиночества очень мучительно для поэта, оно вызывает грусть и тоску. Для того, чтобы как-то избавиться от этой невыносимой душевной муки, Лермонтов с молитвой обращается к Богу.

В этом произведении можно выделить три смысловые части. Каждая из этих частей соответствует строфе:

  • В первой строфе описывается душевное состояние лирического героя, который в трудную минуту обращается к Богу.
  • Вторая строфа свидетельствует об огромной, непонятной человеческому разуму, великой силе молитвы.
  • В третьей строфе поэт говорит о том великом чуде, которое произошло как ответ на чистосердечную молитву. Не возникает сомнений в том, что утраченная вера снова обретена героем, и от этого на душе становится легко.

Это всего лишь несколько примеров обращения поэтов к молитве. В творчестве каждого поэта есть подобные произведения, где он в сложные минуты своей жизни обращается к великой силе молитвы.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Значение слов (457)
  • Доктрина (448)
  • Библия (375)
  • Библейская история (307)
  • Проповеди (266)
  • Иисус (217)
  • церковь (214)
  • Человек (160)
  • Герои Библии (160)
  • Библейская география (128)
  • Поэтика Библии (107)
  • Фауна (101)
  • Бог (84)
  • Флора (82)
  • Исход (79)
  • Города (75)
  • Народы (73)
  • Женщины (65)
  • Библейская еда (65)
  • Пророки (59)
  • Дом (55)
  • Профессии (52)
  • Идолопоклонство (50)
  • Материалы (46)
  • Дух (43)
  • Закон (43)
  • Темы Библии (41)
  • Евангелие (41)
  • Правосудие (40)
  • Павел (39)
  • Вода (39)
  • Искусство (34)
  • Природа (33)
  • Одежда и украшения (33)
  • Жертвы (33)
  • Болезнь (33)
  • Христианство бытовое (32)
  • Откровение Иоанна (29)
  • Апостолы (29)
  • Вера (27)
  • Молитва (23)
  • Чудеса (21)
  • Археология (20)
  • Война (13)
  • Страдание (13)
  • Толстой (12)
  • Уроки христианства (12)
  • Спасение (10)
  • Библейские языки (10)
  • Между заветами (6)

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Молитва в русской классической поэзии

Молитва в русской классической поэзии

Молитва воина
Бог мой Хранитель и Вождь!
Блещут в туманах ревущие жерла;
Брань надо мной свои тучи простерла,
В воющем мраке, сквозь огненный дождь
Бог мой Хранитель и Вождь!
Грозен волнуется бой:
Что мне готовится в рдеющем поле?
Боже, Твоей отдаю себя воле!
К славе ли? К гробу ли? Смело с Тобой!
Твой — о мой Отче — я Твой!
Вождь мой! взываю к Тебе!
Ангел ли смерти пожнёт мои силы,
Кровью ли днесь изойдут мои жилы,
Вождь мой, веди: я в последней борьбе
Глас мой воздвигну к Тебе!
Конец 1810-х или начало 1820-х годов

Молитва
Прибегну к Господу с мольбою,
Небесного взыщу Отца:
Не дай мне. Боже, пасть душою,
Но да креплюся до конца!
Ты знаешь испытаний меру,
Что мне во благо, знаешь Ты:
Пролей живительную веру
В меня с надзвёздной высоты!
Душа моя не есть ли поле,
Иссохшее в тяжёлый зной?
О Боже, Боже мой, доколе
Отринут буду я Тобой?
Не презри Твоего созданья;
Твоё творенье я. Творец!
Нечистые мои мечтанья
Сорви, исторгни, как волчец;
Низвергни в море преступленья
Грех буйной юности моей;
Даруй мне тихие моленья;
Очисти взор моих очей!
Да устремлю туда желанья,
Где ужаса и скорби нет,
Где блеском вечного сиянья
Господень вертоград одет.
Первая половина 1830-х годов

Молитва узника
Руку простри над моею темницей,
Господи! сирую душу мою
Ты осени милосердой десницей!
Господи! Боже! к Тебе вопию!
Нет! Своего не погубишь созданья!
Скорбных ли чад не услышит Отец?
Зри мои слёзы, сочти воздыханья,
Веры моей не отвергни, Творец!
Мне не избавиться смертных рукою:
Друг мой и ближний мне гибель изрек.
Так! я спасуся единым Тобою!
Господи! что пред Тобой человек?
Боже мой! тяжки мои преступленья,
Мерила нет моим тяжким делам.
О! да воскресну из уз заточенья
Чист и угоден Господним очам!
Будь для меня исцеляющей чашей,
Чашей спасения, горестный плен!
Слёзы! омоясь купелию вашей,
Нов я изыду из сумрачных стен;
Нов и для жизни. Ему посвящённой.
Он мой Спаситель, Заступник и Бог;
С неба внимает молитве смиренной:
Милостив Он, Он отечески строг.
Первая половина 1830-х годов

Д. Веневитинов
Моя молитва
Души невидимый Хранитель!
Услышь моление моё:
Благослови мою обитель
И стражем стань у врат её,
Да через мой порог смиренный
Не прешагнет, как тать ночной,
Ни обольститель ухищренный,
Ни лень с убитою душой,
Ни зависть с глазом ядовитым,
Ни ложный друг с коварством скрытым.
Всегда надежною бронёй
Пусть будет грудь моя одета,
Да не сразит меня стрелой
Измена мстительного света.

И. Козлов
Моя молитва
О Ты, Кого хвалить не смею,
Творец всего, Спаситель мой;
Но Ты, к Кому я пламенею
Моим всем сердцем, всей душой!
Кто, по Своей небесной воле,
Грехи любовью превозмог,
Приник страдальцев к бедной доле,
Как друг и брат. Отец и Бог;
Кто солнца яркими лучами
Сияет мне в красе денной
И огнезвездными зарями
Всегда горит в тиши ночной;
Крушитель зла. Судья верховный,
Кто нас спасает от сетей
И ставит против тьмы греховной
Всю бездну благости Своей! —
Услышь, Христос, моё моленье,
Мой дух Собою озари
И сердца бурного волненье,
Как зыбь морскую, усмири;
Прими меня в Свою обитель, —
Я блудный сын, — Ты Отче мой;
И, как над Лазарем, Спаситель,
О, прослезися надо мной!
Меня не крест мой ужасает, —
Страданье верою цветёт,
Сам Бог кресты нам посылает,
А крест наш Бога нам даёт;
Тебе вослед идти готовый,
Молю, чтоб дух мой подкрепил,
Хочу носить венец терновый,
Ты Сам, Христос, его носил.
Но в мрачном, горестном уделе,
Хоть я без ног и без очей, —
Ещё горит в убитом теле
Пожар бунтующих страстей;
В Тебе одном моя надежда,
Ты радость, свет и тишина;
Да будет брачная одежда
Рабу строптивому дана.
Тревожной совести угрозы,
О Милосердый, успокой;
Ты видишь покаянья слёзы, —
Молю. не вниди в суд со мной.
Ты всемогущ, а я бессильный,
Ты Царь миров, а я убог,
Бессмертен Ты — я прах могильный,
Я быстрый миг — Ты вечный Бог!
О, дай, чтоб верою святою
Рассеял я туман страстей
И чтоб безоблачной душою
Прощал врагам, любил друзей;
Чтоб луч отрадный упованья
Всегда мне в сердце проникал,
Чтоб помнил я благодеянья
Чтоб оскорбленья забывал!
И на Тебя я уповаю;
Как сладко мне любить Тебя!
Твоей я благости вверяю
Жену, детей, всего себя!
О, искупя невинной кровью
Виновный, грешный мир земной,
Пребудь божественной любовью
Везде, всегда, во мне, со мной!
«1833»

Молитва
Прости мне, Боже, прегрешенья
И дух мой томный обнови,
Дай мне терпеть мои мученья
В надежде, вере и любви.
Не страшны мне мои страданья:
Они залог любви святой;
Но дай, чтоб пламенной душой
Я мог лить слёзы покаянья.
Взгляни на сердца нищету,
Дай Магдалины жар священный,
Дай Иоанна чистоту;
Дай мне донесть венец мой тленный
Под игом тяжкого креста
К ногам Спасителя Христа.
3 декабря 1839

Молитва
Боже мой, Боже! Ответствуй: зачем
Ты на призывы душевные нем,
И отчего Ты, Господь-Саваоф,
Словно не слышишь молитвенных слов?
Нет, услыхал Ты, узнал — отчего
Я помолилась. Узнал — за кого.
И за него помолилась затем,
Что на любовь мою глух был и нем
Он, как и Ты же.
Помилуй, Господь!
Ведаешь: женщина кровь есть и плоть;
Ведая, женской любви не суди,
Яко Сын Твой вскормлен на женской груди.
29 сентября 1861

Николай Языков
Молитва
Молю святое Провиденье:
Оставь мне тягостные дни,
Но дай железное терпенье,
Но сердце мне окамени.
Пусть, неизменен, жизни новой
Приду к таинственным вратам,
Как Волги вал белоголовый
Доходит целый к берегам.
12 апреля 1825

Молитва
Моей лампады одинокой
Не потушай, светило дня!
Пускай продлится сон глубокой
И ночь глухая вкруг меня!
Моей молитвенной лампады
При догорающем огне
Позволь ещё забыться мне,
Позволь ещё вкусить отрады
Молиться Богу за неё,
Его прелестное созданье,
Моё любимое мечтанье
И украшение моё!
Да жизни мирной и надежной
Он даст ей счастье на земле:
И в сердце пламень безмятежный,
И ясность мысли на челе!
И даст ей верного супруга,
Младого, чистого душой.
И с ним семейственный покой,
И в нём приветливого друга;
И даст почтительных детей,
Здоровых, умных и красивых,
И дочерей благочестивых,
И веледушных сыновей!
Но ты взошло. Сияньем чистым
Ты озарило небеса,
И блещет пурпуром златистым
Их величавая краса;
И воды пышно заструились,
Играя отблеском небес,
И свежих звуков полон лес;
Поля и холмы пробудились!
О! будь вся жизнь её светла,
Как этот свод лазури ясной,
Высокий, тихий и прекрасный,
Живая Господу хвала!

Федор Глинка
Молитва души
Вонми гласу моления моего,
Царю мой и Боже мой:
яко к Тебе помолюся. Господи.
Псалом. 5
К Тебе, мой Бог, спешу с молитвой:
Я жизнью утомлён, как битвой!
Куда своё мне сердце деть?
Везде зазыв страстей лукавых;
И в чашах золотых — отравы,
И под травой душистой — сеть.
Там люди строят мне напасти;
А тут в груди бунтуют страсти!
Разбит мой щит, копьё в куски.
И нет охранной мне руки!
Я бедный нищий, без защиты;
Кругом меня кипят беды,
И бледные мои ланиты
Изрыли слёзные бразды.
Один, без вождя и без света,
Бродил я в тёмной жизни сей,
И быстро пролетали лета
Кипящей юности моей.
Везде, холодные, смеялись
Над сердцем пламенным моим,
И нечестивые ругались
Не мной, но именем Твоим.
Но Ты меня, мой Бог великий,
Покою в бурях научил!
Ты вертоград в пустыне дикой
Небесной влагой упоил!
Ты стал кругом меня оградой,
И, грустный, я дышу отрадой.
Увы! мой путь — был путь сетей;
Но Ты хранил меня, Незримый!
И буря пламенных страстей,
Как страшный сон, промчалась мимо;
Затих тревожной жизни бой.
Отец! как сладко быть с Тобой!
Веди ж меня из сей темницы
Во Свой незаходимый свет!
Всё дар святой Твоей десницы:
И долгота и счастье лет!
«1823»
Молитва
О, не прогневайся, мой Боже!
Что я и грешен так и слаб.
Сетей, страстей — добыча, раб.
Себе пеняю я — и что же?
Я знаю грех, — его бежать
Есть воля, но при ней нет силы!
Как чёлном утлым управлять,
Когда бугрятся, как могилы,
Валы на пенном лоне вод?
Пловец тревожный видит, знает,
Что недалёк водоворот,
Но чёлн насилье увлекает.
Я сей пловец: мой бедный чёлн
Влечётся жизни треволненьем.
Я часто лучшей воли полн;
Но вдруг встречаюсь с обольщеньем,
И твёрдый я — уж слабый я.
Порой ещё борюсь с собою,
Мне цель ещё ясна моя;
Но чем-то мощным, как судьбою,
Отброшен прочь от цели — и.
Готов разбиться я о камень.
Так в лоне мирной ладии
От заронённой искры пламень
Вдруг побежит по парусам:
Рыбарь проснулся, и не знает,
Себя не понимая сам,
Куда? и как. и воздевает
Лишь молча руки к небесам.
Вот истый образ. В сей напасти
Своё былое узнаю:
Так, незагашенные страсти,
Я помню, и мою ладью
Зажгли, и, весь огнём объятый,
Под грозной бурей я летел;
Но Ты — хвала Тебе трикраты! —
Ты Сам. И я и чёлн мой цел.
1826

Анна Ахматова
Молитва
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребёнка, и друга,
И таинственный песенный дар —
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над тёмной Россией
Стала облаком в славе лучей.
1915

Молитва в творчестве поэтов

МОЛИТВЫ КЛАССИКОВ

МОЛИТВА

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольных бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста

И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих!
Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешения.
Да брат мой от меня не примет осуждения,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

МОЛИТВА

Михаил Лермонтов

Я, матерь божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в мире безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.

Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную —
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.

МОЯ МОЛИТВА

Д. В. Веневитинов

Души невидимый хранитель!
Услышь моление моё:
Благослови мою обитель
И стражем стань у врат её,
Да через мой порог смиренный
Не прешагнёт, как тать ночной,
Ни обольститель ухищренный,
Ни лень с убитою душой,
Ни зависть с глазом ядовитым,
Ни ложный друг с коварством скрытым.
Всегда надежною бронёй
Пусть будет грудь моя одета,
Да не сразит меня стрелой
Измена мстительного света.
Не отдавай души моей
На жертву суетным желаньям,
Но воспитай спокойно в ней
Огонь возвышенных страстей.
Уста мои сомкни молчаньем,
Все чувства тайной осени;
Да взор холодный их не встретит,
И луч тщеславья не просветит
На незамеченные дни.
Но в душу влей покоя сладость,
Посей надежды семена
И отжени от сердца радость:
Она — неверная жена.

МОЛИТВА

Николай Языков

Молю святое провиденье:
Оставь мне тягостные дни,
Но дай железное терпенье,
Но сердце мне не окамени.
Пусть, неизменен, жизни новой
Приду к таинственным вратам,
Как Волги вал белоголовый
Доходит целый к берегам.

МОЛИТВА

Евгений Баратынский

Царь Небес! успокой
Дух болезненный мой!
Заблуждений земли
Мне забвенье пошли
И на строгий твой рай
Силы сердцу подай.

МОЛИТВА

Марина Цветаева

Христос и Бог! Я жажду чуда
Теперь, сейчас, в начале дня!
О, дай мне умереть, покуда
Вся жизнь как книга для меня.

Ты мудрый, Ты не скажешь строго:
— «Терпи, еще не кончен срок».
Ты сам мне подал — слишком много!
Я жажду сразу — всех дорог!

Всего хочу: с душой цыгана
Идти под песни на разбой,
За всех страдать под звук органа
и амазонкой мчаться в бой;

Гадать по звездам в черной башне,
Вести детей вперед, сквозь тень.
Чтоб был легендой — день вчерашний,
Чтоб был безумьем — каждый день!

Люблю и крест, и шелк, и каски,
Моя душа мгновений след.
Ты дал мне детство — лучше сказки
И дай мне смерть — в семнадцать лет!

«МОЛИТВА»

Прости мне, боже, прегрешенья
И дух мой томный обнови,
Дай мне терпеть мои мученья
В надежде, вере и любви.

Не страшны мне мои страданья:
Они залог любви святой;
Но дай, чтоб пламенной душой
Я мог лить слезы покаянья.

Взгляни на сердца нищету,
Дай Магдалины жар священный,
Дай Иоанна чистоту;

Дай мне донесть венец мой тленный
Под игом тяжкого креста
К ногам Спасителя Христа.

МОЛИТВА князя Петра Андреевича Вяземского

Читайте также  Молитва чтобы любили дети

Бывают дни, когда молиться так легко,
Что будто на душу молитвы сходят сами,
Иль Ангел, словно мать младенцу на ушко
Нашептывает их с любовью и слезами.
В те дни нам жизнь ясней и внутренним глазам
Доступней Промысла таинственная книга,
И чище радость в нас, и крест не в бремя нам,
И благ тяжелый гнет возлюбленного ига.
Бывают дни, когда мрак на душе лежит;
Отяжелевшая и хладная как камень,
Она не верует, не любит, не скорбит
И не зажжется в ней молитвы тихий пламень.
Хранитель Ангел мой! Не дай мне в эти дни
Пред смертью испытать последнее сомненье
И от души моей ты немощь отжени
И хлад неведенья и чувств окамененье.
Но теплых слез во мне источник обнови,
Когда остынет он в дремоте лени томной;
Дай умиленье мне молитвы и любви,
Дай память смертную, лампаду в вечер тёмный!

Князь Петр Андреевич Вяземский

Молитва Ангелу Хранителю

Научи меня молиться,
Добрый ангел, научи!
Уст твоих благоуханьем
Чувства черствые смягчи!
Да во глубь души проникнут
Солнца вечного лучи,
Да в груди моей забьются
Благодатных слез ключи!
Дай моей молитве крылья,
Дай полет мне в высоту;
Дай мне веры безусловной
Высоту и теплоту!
Неповинных, безответных
Дай младенцев простоту
И высокою, святою
Нищих духом чистоту!
Дай стряхнуть земные узы
С прахом страннических ног,
Дай во мне угаснуть шуму
Битв житейских и тревог!
Да откроется тобою
Мне молитвенный чертог,
Да в одну сольются думу
Смерть, бессмертие и Бог.

Князь Петр Андреевич Вяземский

МОЛИТВА ДУШИ

К Тебе, мой Бог, спешу с молитвой:
Я жизнью утомлён, как битвой!
Куда своё мне сердце деть?
Везде зазыв страстей лукавых;
И в чашах золотых — отравы,
И под травой душистой — сеть.
Там люди строят мне напасти;
А тут в груди бунтуют страсти!
Разбит мой щит, копьё в куски,
И нет охранной мне руки!
Я бедный нищий, без защиты;
Кругом меня кипят беды,
И бледные мои ланиты
Изрыли слёзные бразды.
Один, без вОждя и без света,
Бродил я в тёмной жизни сей,
И быстро пролетали лета
Кипящей юности моей.
Везде, холодные, смеялись
Над сердцем пламенным моим,
И нечестивые ругались
Не мной, но именем Твоим.
Но Ты меня, мой Бог великий,
Покою в бурях научил!
Ты вертоград в пустыне дикой
Небесной влагой упоил!
Ты стал кругом меня оградой,
И, грустный, я дышу отрадой.
Увы! мой путь — был путь сетей;
Но Ты хранил меня, незримый!
И буря пламенных страстей,
Как страшный сон, промчалась мимо;
Затих тревожный жизни бой.
Отец! как сладко быть с Тобой!
Веди ж меня из сей темницы
Во свой незаходимый свет!
Всё дар святой твоей десницы:
И долгота и счастье лет!

МОЛИТВА

Владимир Бенедиктов

Творец! Ниспошли мне беды и лишенья,
Пусть будет мне горе и спутник и друг!
Но в сердце оставь мне недуг вдохновенья,
Глубокий, прекрасный, священный недуг!

Я чувствую, Боже: мне тяжко здоровье;
С ним жизни моей мне невидима цель.
Да будет же в мире мне грусть — изголовье,
Страдание — пища, терпенье — постель!

Земная надежда, как призрак исчезни!
Пусть мрачно иду я тропой бытия!
Но в сладких припадках небесной болезни
Да снидет мне в душу отрада моя!

Когда же, отозван небес произволом,
Меня он покинет — желанный недуг,
И дар мой исчезнет, и стройным глаголом
Не будет увенчан мой тщетный досуг,-

Дозволь мне, о небо, упадшему духом,
Лишенному силы, струнами владеть,-
На звуки склоняясь внимательным слухом,
Волшебные песни душой разуметь!

С земли воздымаясь до горнего мира,
Пророческий голос отрадой мне будь!
До сердца коснется знакомая лира —
Увлажатся очи и двигнется грудь!

АНГЕЛ БЛАГОГО МОЛЧАНИЯ

Валерий Брюсов

Ангел благого молчания,
Властно уста загради
В час, когда силой страдания
Сердце трепещет в груди!

Ангел благого молчания,
Радостным быть помоги
В час, когда шум ликования
К небу возносят враги!

Ангел благого молчания,
Гордость в душе оживи
В час, когда пламя желания
Быстро струится в крови!

Ангел благого молчания,
Смолкнуть устам повели
В час, когда льнет обаяние
Вечно любимой земли!

Ангел благого молчания,
Душу себе покори
В час, когда брезжит сияние
Долгожеланной зари!

В тихих глубинах сознания
Светят святые огни!
Ангел благого молчания,
Душу от слов охрани!

Александр Блок

4. НОЧНАЯ

Они Ее видят!
В. Брюсов.

Тебе, Чей Сумрак был так ярок,
Чей Голос тихостью зовет, —
Приподними небесных арок
Всё опускающийся свод.
Мой час молитвенный недолог —
Заутра обуяет сон.
Еще звенит в душе осколок
Былых и будущих времен.
И в этот час, который краток,
Душой измученной зову:
Явись! продли еще остаток
Минут, мелькнувших наяву!
Тебе, Чья Тень давно трепещет
В закатно-розовой пыли!
Пред Кем томится и скрежещет
Суровый маг моей земли!
Тебя — племен последних Знамя,
Ты, Воскрешающая Тень!
Зову Тебя! Склонись над нами!
Нас ризой тихости одень!

Анна Ахматова

«В каждом древе распятый Господь. »

В каждом древе распятый Господь,
В каждом колосе тело Христово,
И молитвы пречистое слово
Исцеляет болящую плоть.

Молитва в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова

Рубрика: Литература

Дата публикации: 06.06.2021 2021-06-06

Статья просмотрена: 132 раза

Библиографическое описание:

Килимова, К. Д. Молитва в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова / К. Д. Килимова, Е. П. Алексеева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 7 (48). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/young/archive/48/2576/ (дата обращения: 14.11.2021).

Сделана попытка изучить сущность стихотворной молитвы А.Пушкина и М.Лермонтова. Работа подводит к выводу: в молитвенной лирике отражается духовная сторона жизни ее авторов.

Ключевые слова : стихотворная молитва, Пушкин, Лермонтов.

Истоки литературных молитв находятся в церковной молитве. Стихотворная форма повторяет каноническую и элементами содержания, и рефлексирующим состоянием лирического героя, и поэтическими приемами, потому что молитва как жанр по своей природе очень близка к жанру лирики.

Молитва у А. Пушкина — проявление его духовного величия, его поэтического размышления» о смысле жизни. Поэт в годы молодости страдал от чувства безверия, но будучи в Михайловской ссылке, много читал древние летописи. Чтение жития святых и Евангелие глубоко тронули его душу. И с этого момента он видит истинную поэзию в молитве и в Евангелии [2]. Они являются свидетельством того, что христианские идеалы для поэта стали нравственным ориентиром.

Высшим проявлением верности духу предания стало стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны…» , написанное в 1836 году. Эта поэтическое переложение великопостной молитвы, которую написал в IV веке преподобный Ефрем Сирин. Слово «великопостная» означает, что эту молитву читают в течение Великого поста.

Проанализируем произведение А. Пушкина в сравнении с молитвой Ефрема Сирина. Для того чтобы приблизить текст лирического произведения к церковной молитве, А. С. Пушкин использует большое количество славянизмов: возлетает, падшего, сокрытой и др. Сложные понятия передаются с помощью сложных слов ( любоначалие, празднословие, целомудрие ). Всё это привносит возвышенность и передаёт трепетное отношение к старинной молитве.

Композиция стихотворения состоит из трёх частей: размышления лирического героя про существование множества молитв, о великопостной молитве Сирина и сама молитва, которую поэт преобразовал в стихотворный текст. Лирический герой вначале говорит о том, кто сочинял молитвы (« Отцы пустынники и жены непорочны ») и зачем они сложили столько молитв (« Чтоб сердцем возлетать во области заочны, Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв »). Во второй части признаётся, что ни одна из молитв, сложенных праведниками, не умиляет его так, как молитва великопостная: « падшего крепит неведомою силой ». После двоеточия приводит текст молитвы Ефрема Сирина, но переложенный в стихотворные строки. После обращения к Господу просит не давать душе дух праздности, любоначалия и празднословия.

В отличие от канонической молитвы, автор использует средства выразительности. Так, вместо перечисления «дух праздности, уныния » Пушкин использует эпитет: «дух праздности унылой ». А слово «любоначалие» сравнивает со «змеей сокрытой», ведь именно Змий искушает человека на самое низменное и коварное. Такие приёмы делают содержание более выразительным.

В последней строфе лирический герой просит Бога о том, чтобы он мог увидеть свои грехи и мог не осуждать других (брата); просить оживить способность смиряться и терпеть, любить и не грешить.

Таким образом, мотив молитвы Пушкина — покаяние — переходит в финале в просьбу оживить душу с помощью терпенья и любви. Понятно, что его мучают деяния, совершённые прежде (быть может, поэт переосмысляет свою бурную молодость). Всецелое изменение и избавление от грехов — вот чего желает лирический герой Пушкина. Кроме того, поэт желает преодолеть раздвоенность и обрести прежнюю цельность. Произведение «Отцы пустынники и жены непорочны», написанное незадолго перед смертью, является стихотворным свидетельством того, что нравственным ориентиром великого поэта являются христианские идеалы.

«Отец людей, Отец небесный » — это «молитва- вариация », то есть вариант церковной молитвы, главной молитвы христиан — «Отче наш» («Господней молитвы»). Здесь усиливается позиция лирического «Я». Молитвенное содержание стихотворения поэта практически полностью совпадает с сутью молитвы «Отче наш». Но есть и различия. В стихотворении присутствуют «лишние» строки: « Святится нашими сердцами! »; « Твоею щедрою рукою », « Прости, Отец, Своих детей ». Они привносят эмоционально-оценочную окраску предыдущим строкам, ведь каждое из этих слов имеет теплое и позитивное лексическое значение. Именно эти вставки подчёркивают трепетное отношение поэта к церковной молитве и Богу (так же, как и в предыдущем стихотворении).

Новое звучание у поэта получает часть Господней молитвы про долги. У Пушкина она более развёрнута: «И как прощаем мы людей, Так нас, ничтожных пред Тобою, Прости, Отец, Своих детей». Особо подчеркивается мысль про ничтожность (грешность) людей по сравнению с Богом. Раскрывается понятие «Отец» словами — « своих детей ». Эта молитва-вариация обогащена эпитетами («имя вечное твое», «твоею щедрою рукой», « лукавого прельщения»), которые придают ей особую образность и лиричность.

Итак, Бог Отец в стихотворении А. Пушкина предстает перед нами щедрым и милостивым, отечески любящим всех своих детей. А лирический герой обращается от имени всех людей (используются местоимения нашими, нами, нам, мы, нас, нас, нас ), подчёркивая незащищённость людей в этом мире, но желание жить так, чтобы быть Его достойным.

По мнению литературоведа Сединой Е. В. [1], в мифопоэтической картине мира М. Лермонтова одним из основных противопоставлений и сопоставлений являются понятия земля — небо, человек — Бог. «Смысловое напряжение в рамках этой оппозиции создается путем постановки вопросов о свободе воли человека, предопределенности судьбы человека, вопросом о взаимоотношениях между человеком и Высшей Силой», — считает она.

Стихотворение «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою») М. Лермонтов написал, находясь под арестом за стихи «На смерть поэта». Он обратился к молитве в трудную для него минуту жизни: арест и ожидание наказания. Это собственная молитва- прошение за «деву невинную».

Лирический сюжет таков. Лирический герой обращается к Иконе, образу Пресвятой Богородицы. Образ представляется ему охваченным « ярким сиянием ». А свет, как известно, является символом надежды. Далее лирический герой перечисляет то, о чём он просит. Точнее, о чём он НЕ просит. Всё же читатель понимает, что перечисленное с «не» ему жизненно необходимо: как человеку арестованному (хотя и пишет: « не о спасении »); как военному, которого могут отправить на войну (но он пишет: « не перед битвою »), как человеку одинокому (но : « не за свою душу пустынную »). В результате использования анафоры читатель представляет лирического героя как человека бескорыстного.

И вот финальные строки первой части. Они начинаются с « но» , сразу подготавливая нас к тому, что для героя важнее всего на свете: «душа девы невинной». Как понять эти строки? Это душа его покойной мамы, о которой он всегда вспоминал в трудные минуты жизни? Или это душа только что родившегося, незнакомого герою, человека, которому предстоят испытания? Высказывалось предположение, что адресат стихотворения — В. Лопухина. Чтобы не опустошилась душа, её надо отдать Богородице. Просит, чтобы душа достойная была окружена счастьем и достойными спутниками. И когда придёт час прощальный, пусть лучший ангел примет прекрасную душу. Или «дева невинная» — это метафора «души невинной» самого лирического героя? Всё это для меня пока остаётся загадкой.

Лирический герой обращается к Пресвятой Богородице как к « Теплой Заступнице мира холодного ». Антитеза, построенная на эпитетах теплой — холодного раскрывает отношение молящегося к Матери Божией: он считает общение с Ней, тёплой и сильной, единственным спасением в этом жестоком мире.

Вывод напрашивается следующий. Построив стихотворение условно по частям: « я молю не за свою душ у», а « я хочу вручить деву невинну ю», М. Лермонтов разделяет мир на земной и горний, на грешный и на невинный. И именно Богородица как Заступница за всех грешников перед высшим Судьёй поможет избежать ближним наказания за печальные поступки.

В стихотворении «Молитва» («В минуту жизни трудную») раскрывается то, как может воскреснуть душа человека от воздействия «одной молитвы чудной». Причём в тексте отсутствуют собственно молитвенные слова, обращения и просьбы. Это даже не молитва, а впечатление от неё, точнее, по Переваловой О. А., молитва о молитве. Композиция проста, она понятна даже маленькому читателю: 1. Когда надо молиться? («В минуту жизни трудную») 2. Каким должно быть состояние человека? (Когда «Теснится. в сердце грусть»). 3. Какую молитву надо читать? («Одну молитву чудную»). Она не названа, но она должна быть у каждого хотя бы одна. И если в неё верить, что она сотворит чудо. 4. Как его надо читать? («Наизусть»). 5. Почему надо читать именно эту молитву чудную? (В них «есть сила благодатная», слова там живые, в них дышит «святая прелесть»). 6. Каков результат от чтения этой молитвы? (С души спадёт груз, сомнения уйдут, начинаешь верить, плакать от радости и станет «так легко, легко»).

Мы видим, что лирический герой только начинает делать свои первые шаги на пути к Богу. В молитвенном тексте он видит « непонятную, святую прелесть », которая позволяет ему продолжить своё странствие во временной жизни, восхищает его. Главное, молитва, по мнению поэта, позволяет преодолеть «трудные минуты жизни» и приведёт к гармонии человека с миром.

Таким образом, речь идёт о великой силе молитвы, о чувствах человека молящегося. М. Ю. Лермонтов посредством психологизма раскрывает состояние души человека до и после обращения к Богу. Молитва помогает справляться с жизненными трудностями.

Стихотворения-молитвы в творчестве поэтов XIX века свидетельствуют о том, что поэты — носители православной культуры и веры. Молитвенная лирика — это исповедь страдающей человеческой души, которая стремится к духовному совершенствованию. Стихотворения-молитвы А. Пушкина и М.Лермонтова по праву можно называть жемчужинами русской духовной поэзии.

  1. Седина, Е. В. Жанр молитвы в мифопоэтической картине мира М. Ю. Лермонтова. Вестник Челябинского гос.универс. 2009. № 7. Филология. Вып.41. С. 143–147.
  2. Юрьева И. Ю. Молитвы в текстах Пушкина // Духовный труженик: Глаголу Божию внимая. Православный церковный календарь с чтениями из Священного Писания 2008: справочник. Издат. совет Рус. Православ. Церкви, 2008. 392 с.

Анализ стихотворения «Молитва» Лермонтова

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 112.

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 112.

Стихотворение Лермонтова “Молитва”, написанное в 1839 году, — это лирический монолог на христианскую тематику о силе молитвы. Полный и краткий анализ “Молитва” по плану поможет ознакомиться с идеей, проблемой и композицией произведения, что будет полезным при подготовке к уроку литературы в 9 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением В минуту жизни трудную.

История создания – стихотворение написано в период знакомства Лермонтова с княгиней Щербатовой, которая оказала существенное влияние на его взгляды, литературные и духовные.

Тема – сила и роль молитвы в жизни человека.

Композиция – три строфы, объединённые лирическим монологом героя.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – трёх- и четырёхстопный ямб, рифмовка перекрёстная, рифма мужская чередуется с дактилической.

Метафоры – “сила слов”, “теснится грусть”, “дышит святая прелесть”.

Эпитеты – “сила благодатная”, “слов живых”, “молитва чудная”, “святая прелесть”.

История создания

Стихотворение было написано в 1839 году, издано в 1842, после смерти поэта. В 1839–40 годах Лермонтов посещал салон Карамзиных, где, вероятнее всего, познакомился с молодой вдовой Марией Алексеевной Щербатовой. Княгиня была очень умна, образованна, красива. Восторженно относилась к творчеству поэта, была влюблена в него.

По словам друзей и родственников Лермонтова, он тоже любил княгиню, они были во многом похожи, могли бы составить чудесный союз. Однажды при встрече поэт посетовал на то, что его одолевает тоска, бывает тяжело на душе. На что молодая княгиня ответила, что в такие минуты нужно молиться, и уныние пройдёт. Поэт очень серьёзно относился к её словам, внял совету и написал чудесное стихотворение. Серьёзное влияние на его взгляды оказала эта удивительная женщина. Именно она отнесла в печать его стихотворение “Молитва” после смерти поэта.

Христианская тематика стихотворения дополнена душевными исканиями лирического героя. Это стихотворение о вере, о силе молитвы, о душевной гармонии и покое. Оно написано поэтом в зрелом возрасте, его принципы и жизненные позиции окончательно сформированы. В данном стихотворении лирический герой и сам автор представлены как одно лицо.

Поэт описал то самое блаженное состояние, которое известно только верующим людям. Это говорит о том, что на закате своей короткой жизни автор нашёл примирение с собой и с Богом. Чудесное стихотворение, написанное, как и молитва, простыми словами стало для автора своеобразной ступенькой в духовном становлении.

Идея: молитва обладает огромной силой, способной дать успокоение человеку в трудную минуту. Главная мысль: вера важна для человека, справиться с отчаянием, тревогой, тоской помогают простые слова молитвы, имеющие необыкновенную силу.

Лирический герой делится своими душевными переживаниями, свойственными каждому человеку на определённом жизненном этапе. Его лекарство – искренняя молитва – спасает неизменно. Лермонтов вывел “золотой рецепт”, универсальное средство от душевной боли. Обращение к религиозной тематике в творчестве поэта нередко, однако на раннем этапе оно очень неоднозначно проявлялось в его стихах. В “Молитве” же чувствуется духовная зрелость и опыт самого автора.

Композиция

В первой строфе описано тяжёлое душевное состояние, знакомое каждому человеку: уныние, тоска, скорбь, тревога, отчаяние. Вторая строфа раскрывает сущность слов, обращённых к Богу, традиционно сложившиеся строки чудотворны и сильны. О какой именно молитве идёт речь в стихотворении, не указано. Но близость лирическому герою состояния покоя, чистоты, одухотворённости, наступающей после молитвы чувствуется в каждом стихе последней строфы: “И верится, и плачется, и так легко, легко…”.

Стихотворение написано в жанре лирического стихотворения. В нём самые сокровенные мысли и чувства лирического героя. Черты романтизма всё ещё присущи лермонтовскому стихотворению, однако он переосмысливает свой взгляд на религию, видит в ней спасение и покой. В первой строфе – мастерский ассонанс звука “у” придаёт звучанию оттенок церковного песнопения, лёгкости, тягучести.

Средства выразительности

Эпитеты – сила благодатная, слов живых, молитва чудная, святая прелесть делают звучание и восприятие стихотворения мягким, живым, образным. В небольшом по объёму стихотворении достаточно много тропов и других средств выразительности. Последние слова, описывающие состояние души, которая обрела радость и покой, звучат так загадочно благодаря повторению: “и так легко, легко…”

Метафоры: “ сила слов”, “теснится грусть”, “святая прелесть дышит… в них” . Последняя метафора особенно красива: автор наделяет слова молитвы душой, они живут и дышат, то есть это “живые” во всех смыслах слова.

Анализ стихотворения «Молитва» (М. Ю. Лермонтов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 28.11.2019 · Обновлено 28.11.2019

Тематика лирики М. Ю. Лермонтова очень разнообразна, но, несомненно, важное и значимое место в ней занимают многочисленные тексты философского содержания. Поэт активно исследует человеческую природу и законы мироздания, сомневается, мечется, теряет веру и вновь ее обретает – все это находит отражение в его творчестве. Красивое, искреннее и светлое стихотворение «Молитва» открывает читателю еще одну грань душевных исканий Лермонтова. Поэт говорит о силе веры и ее способности исцелять, рассеивать человеческие печали. Понять все собранные в стихотворении мысли и образы поможет подробный анализ произведения по плану, который представляет Вашему вниманию Многомудрый Литрекон.

Читайте также  Молитва при раке Матроне Московской

История создания

В лирике Лермонтова отдельное место занимает тема молитвы. Воспитанный в христианской традиции, поэт часто обращался в своих текстах к Богу, это могла быть просьба о помощи и защите или некий спор со Всевышним, но всегда – определенное таинство, где поэт имел возможность говорить о самом сокровенном.

«Молитва» была написана в 1839 году. В этот период Лермонтов часто посещал салон Карамзиных, где познакомился с молодой княгиней Марией Алексеевной Щербатовой. По свидетельствам друзей, умная и красивая княгиня восхищалась творчеством молодого поэта. Молодые люди были увлечены друг другом.

В беседах с княгиней Лермонтов рассказывал о тоске, которая часто настигает его в одиночестве, и Мария Алексеевна однажды посоветовала ему свой проверенный способ борьбы с этим недугом: искренняя молитва, разгоняющая любое уныние. Серьезно относившийся к ее словам и дороживший дружбой с ней, поэт прислушался и вскоре создал свою «Молитву».

Стихотворение было издано в 1842 году, уже после гибели поэта.

Жанр, направление, размер

Жанр стихотворения «Молитва» представляет собой лирический монолог, в котором раскрываются духовные искания героя.

Одиночество героя среди людей и поиск успокоения через обращение к Богу и высшим силам заставляют вспомнить о традиции Романтизма, в контексте которой принято говорить о поэзии Лермонтова.

Текст можно отнести к религиозно-философской лирике. Основная тема стихотворения «Молитва» – сила искренней веры и молитвы, обретение покоя через обращение к высшим силам. В то же время молитва оказывается одним из путей общих духовных поисков лирического героя, ступенью в осмыслении окружающего мира и его законов. В связи с этим мы можем говорить о философском содержании стихотворения.

Написана «Молитва» трехстопным ямбом с использованием перекрестной рифмовки.

Композиция

Стихотворение состоит из трех строф. По краткости, смысловому наполнению и простоте выражения оно сравнимо с той самой молитвой, о которой повествует.

  1. Первая строфа изображает тяжелый период, который может случиться в жизни любого человека, когда в сердце «теснится грусть». Уныние, подавленность обстоятельствами и беспричинная грусть – это то, что заставляет лирического героя искать успокоения и отрады в чтении молитвы.
  2. Далее поэт описывает молитву и заключенную в ней «благодатную силу». Лермонтов очарован ее загадкой, любуется «непонятной святой прелестью», которая рождается в простых словах искренней и светлой молитвы.
  3. В заключительной строфе описывается сам исцеляющий эффект молитвы. Вместе с важными словами и пролитыми слезами из души человека уходит тяжелое бремя печали, уступая место вере в будущее и новым светлым надеждам.

Образы и символы

Образ лирического героя в стихотворении «Молитва» очень близок самому поэту. Перед нами некогда сомневавшийся человек, которого порой одолевают тяжелые и печальные думы, но он оказывается способен находить успокоение и просветление в чтении молитвы. В минуты, когда герою особенно одиноко и трудно, он неизменно вспоминает слова знакомой молитвы и ощущает, как легко становится на душе.

Центральным образом становится сама молитва как некая чудодейственная сила, способная рассеять грусть и вернуть человеку светлый взгляд на себя и окружающий мир. Это символ искренней, способной творить чудеса, внутренней веры и, одновременно, гармонии человека с миром.

Темы, настроение и проблемы

В стихотворении «Молитва» на первый план выходит христианская тематика.

  • Основная тема — вера. Поэт говорит о силе истинной веры и молитвы. Простые слова молитвы оказываются способны исцелить душевные раны человека и развеять его сомнения, если он искренне верит и не просто повторяет, а пропускает эти слова через себя.
  • Еще одна тема текста – поиск душевной гармонии и покоя. Одиночество и поиск смысла жизни, свойственные герою Романтизма, являются ключевыми и для Лермонтова. Лирический герой часто испытывает тревогу и тоску, его одолевают сомнения и он предается тяжелым раздумьям. Такому состоянию человека противопоставляется в стихотворении спокойное и светлое мироощущение, когда после прочтенной молитвы поэту «и дышится, и плачется, и так легко, легко…».

Все стихотворение проникнуто светлым приподнятым настроением – именно таким, какое описывается в финале. Это достигается за счет нарастающей от первой строфы к заключительной динамики повествования и простых слов, очень точно описывающих душевные движения героя.

Основная идея

Главная мысль и идея стихотворения «Молитва» – сила молитвы, ее способность дать человеку успокоение, защиту от жизненных тревог и душевных метаний.

К моменту написания текста Лермонтов был уже зрелым, сформировавшимся поэтом со своей духовной и философской позицией. Взгляд поэта на христианские ценности трансформировался на протяжении его творческого пути, и смысл его «Молитвы» — это попытка оценить внутреннюю веру человека как инструмент борьбы с унынием и печалью. Сам акт обращения к высшим силам и вера в силу искренних, идущих от самого сердца слов становится первым шагом к поиску выхода из мрака одиночества и отчаяния. Образно можно представить это как выход из темной пещеры к дневному свету, именно «светло» становится главным описанием состояния обновленного после молитвы лирического героя.

Средства выразительности

Стихотворение совсем небольшое по объему, но содержит много тропов, помогающих поэту более образно и точно выразить заключенную в тексте идею.

  • Активно используются эпитеты, одновременно простые и возвышенные, как будто из текста молитвы: «трудная минута», «чудная молитва», «благодатная сила», «святая прелесть».
  • Картина зримых и живых душевных изменений героя рисуется с помощью метафор: «теснится грусть», «дышит непонятная, святая прелесть в них».
  • Очень уместным становится вольное использование поэтом фразеологизма «камень с души упал»: «с души как бремя скатится», описывает состояние после чтения молитвы Лермонтов. Этот образ позволяет наглядно изобразить, как душевная тяжесть героя сменяется ощущением необыкновенной внутренней легкости.
  • Очень красивый ассонанс «у» в первой строфе делает текст созвучным церковному песнопению, добавляет ему певучести и тягучести.
  • Из синтаксических средств выразительности стоит отметить инверсию («одну молитву чудную твержу я наизусть»), стилистически приближающую стихотворение к религиозному тексту.

Среди религиозной и философской лирики М. Ю. Лермонтова значимое место занимает стихотворение «Молитва». В нем нашли выражение мучительные душевные искания поэта, попытка исцелиться от печали, сомнений и одиночества с помощью искренних слов молитвы. Простые и, одновременно, возвышенные слова и конструкции, композиция, мелодика и средства выразительности делают лирический текст Лермонтова похожим на молитву, наделяют его чудесной силой дарить спокойствие и свет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector