Молитва Святой бригитты шведской

Молитва Святой бригитты шведской

Молитва Святой бригитты шведской

Молитва Святой бригитты шведской

Полное описание: Молитва Святой бригитты шведской — для наших любимых читателей.

СО СВЯТЫМИ КО СПАСЕНИЮ: Святая Бригитта

23 июля
В Европе: Праздник св. Бригитты, Сопокровительницы Европы

«После Библии, самым драгоценным вашим чтением должны быть Жития Святых»
Св. Бригитта

Бригитта (или Биргитта) родилась ок. 1303 г. в замке Финстад под Упсалой в Швеции. Её семья состояла в родстве со швед­ской королевской династией, и была очень религиозной. Отец еженедельно приступал к таинству покаяния и Святой Евха­ристии. Совершил также паломничество в Испанию, к могиле св. Якова Компостельского.

Согласно жизнеописаниям, Бригитту с детства сопровождали знамения особенной любви Христовой. В 7-летнем возрасте ей явилась Пресвятая Дева Мария и возложила ей на голову таинственный венец. Когда ей было 10 лет, ей явился Хри­стос на кресте. При виде страданий Господа Бригитта воскликнула: «О, мой любимый Господь, кто это Тебе сде­лал? Я ни­чего не хочу, только любить Тебя!».

В 12 лет Бригитта потеряла мать. Отец пожертвовал на заупокойные службы 200 марок, что было тогда целым состояние­м. Бригитту он отправил на воспитание к тётке, в замок Аспанас. Суровый образ жизни, который царил в этом замке, со­ответствовал рас­по­ло­же­нию Бригитты, которая желала целиком принадлежать Христу.

В 14 лет Бригитта против своей воли была выдана замуж за 19-летнего Ульфа Гот­марс­со­на, сына губернатора Вастергот­ланда, и переселилась в замок мужа. Горькими сле­за­ми оплакивая свою девственность, она, однако, сумела принять за­мужество, как Божью волю , и счастливо прожила с мужем, который оказался добрым человеком, 28 лет (1316-1344). Замок Бригитты относился к самым блистательным в стране, там всегда толпились гости. Бригитта тщательно заботилась о том, чтобы каждому, пе­ре­с­ту­пив­ше­му её порог, было здесь хорошо. Она образцово управляла своим домом и обширным хозяй­ством, заботилась о слугах и молилась вместе с ними. При этом не допускала никакого разгула и распущенности.

С особой преданностью Бригитта относилась к своему мужу, оказывая ему приязнь и подлинно материнскую опеку. Роди­ла ему четверых сыновей и четверых дочерей: Марту ( 1319), Карла (1321), Биргера (1323), Бенедикта (1326), Гутмара (1327), св. Екатерину (1330), Ингеборге (1332) и Цецилию (1334). Для воспитания своих детей приглашала педагогов соот­ветствующего образования и глубокой веры. У каждого ребёнка был свой характер. От матери требовалась большая муд­рость, чтобы, уважая их личные особенности, не допустить порчи характера, тем более, что муж часто отсутствовал, занят­ый общественными делами. Но и среди столь многочисленных обязанностей и занятий Бригитта не пренебрегала забот­ой о собственной душе. Её духовником был учёный вицеприор цистерцианцев о. Пётр Олафссон. По просьбе Бригитты один из каноников кафедрального собора, Матфий, перевёл Священное писание на шведский язык, чтобы она могла его внимательно читать. Он же по её просьбе составил комментарии к Священному Писанию.

В 1332 г, Бригитта была приглашена ко двору короля Магнуса II в качестве статс-дамы, и вскоре приобрела на короля зна­чительное влияние. Пользуясь этим влиянием, как и собственными средствами, она щедро одаривала храмы, монастыри, и помогала бедным. В 1339 г. Бригитта потеряла малолетнего сына. Чтобы испросить благословения Божия для своей се­мьи, совершила паломничество к могиле св. Олафа (+1030). Семейной традицией были паломничества в Компостелу, и Бригитта вместе с мужем, также отправились на могилу св. Апостола Иакова (1342). Паломничество длилось год. Их со­провождал исповедник, цистерцианец Свенунг, который позднее описал всё путешествие. Вернувшись из паломничества, супруги принесли обеты полного целомудрия, и Ульф удалился в цистерцианский монастырь в Альвастре, где и скончался в феврале 1344 г. Бригитта была теперь вольна собой распоряжаться.

Она постановила полностью посвятить себя служению Богу и исполнению добрых дел. Многие часы посвящала молитве. Множила акты умерщвления и покаяния. Была щедра для Церкви и для бедных. Дом её был всегда открыт для нуждаю­щихся. Вдохновляемая сверхъестественными откровениями, писала послания к властителям мира сего, предостерегая их от имени Господа Бога. Королю Швеции и ордену крестоносцев предсказала кары Божии, которые вскоре и последовали. В 1352 г. призвала Папу Иннокентия VI вернуться в Рим. Такой же призыв от имени Христа она адресовала его преемни­ку, бл. Урбану V, который в 1367 г. действительно фактически вернулся в Рим. Когда же Папа, измученный римскими раздорами, вернулся в Авиньон, она предсказала ему скорую смерть, как вскоре и случилось (+1370). Не менее горячо она старалась о возвращении в Рим Папы Григория XI.

При поддержке короля, который пожертвовал для этой цели владения в Вадстене, и с согласия Апостольского Престола, Бригитта основала новую монашескую семью Святейшего Спасителя, членов которой часто называют «бригитками». Её дочь, св. Екатерина, в 1374 г. стала первой настоятельницей нового ордена. В 1349 г. Бригитта через Поморье, Германию, Австрию и Швейцарию совершила путешествие в Рим, чтобы получить отпуст по случаю юбилейного 1350 года. Следова­ло также получить утверждение устава своего ордена. Свободное время проводила, посещая римские церкви. Основала в Риме монастырь своего ордена.

Пользуясь своим пребыванием в Италии, она вместе с дочерью обошла всю страну, посещая пешком все важнейшие то­гдашние санктуарии: св. Франциска в Ассизи, св. Антония в Падуе, св. Доминика Гусмана в Болонье, св. Фомы Аквинско­го в Ортоне, св. Варфоломея в Беневенто, св. Матфия в Салерно, св. Апостола Андрея в Амальфи, св. Николая в Бари и св. Михаила Архангела на Монте-Гаргано. В Рим она вернулась только в 1363 г. В 1372 г. отправилась в паломничество на Святую Землю. Был ей тогда 70 лет. Вернувшись в Рим с исчерпанными силами, она скончалась 23 июля 1372 г., в день, который предсказала. В её погребении участвовали толпы верных. Это была подлинная манифестация великого почтения, которое оказывал ей Рим. Хроники сообщают, что по случаю погребения св. Бригитты множество больных обрело исцеле­ние. Её тело было через Корсику, Штирию, Моравию и Польшу доставлено в Швецию и помещено в Вадстене, в основан­ном ею монастыре.

Благодаря стараниям дочери, св. Екатерины, св. Бригитта была канонизирована уже в 1391 г. В 1489 г. мощи матери и до­чери, т. е. свв. Бригитты и Екатерины, поместили в общей драгоценной урне. Когда же Швеция перешла в протестантизм (1595), эти реликвии были безвозвратно утрачены.

После св. Бригитты осталась книга «Откровений», которую знала вся Европа и которая многократно переписывалась. В этой книге св. Бригитта записала предсказания, относящиеся к Церкви, Папам, живущим в её время, к судьбе государств и тогдашних правителей, а также к будущему многих иных лиц. Она была убеждена, что записывает то, что ей диктует Хри­стос. Призывала к исправлению нравов, грозила карами Божьими. У этой книги было много противников среди бого­словов. Несмотря на апробацию Григория XI и Урбана VI, писания св. Бригитты подвергались атакам и дискутировались даже на Констанцском (1414-1418) и Базельском (1431) соборах .

Бригитта, как бы предчувствуя, сколько разногласий вызовет её книга, дала её прежде публикации для проверки богосло­вам. Окончательную апробацию писаниям св. Бригитты Церковь вынесла в акте её канонизации.

1 октября 1999 г . Иоанн Павел II в послании motu proprio провозгласил св. Бригитту, вместе со св. Екатериной Сиенской и св. Терезой Бенедиктой от Креста, сопокровительницей Европы. Св. Бригитта является также покровительницей Швеции, паломников и доброй смерти.

В иконографии св. Бригитта изображается в тёмно-вишнёвом хабите с красным головным покрывалом, поверх которого по­мещён венец в виде крестообразной накладки из белого полотна с пятью красными знаками, символизирующими пять ран Иисуса Христа. Иногда — сидя­щей перед пюпитром и записывающей свои откровения. Её атрибуты: геральдический лев, корона; книга, которую она пи­шет; птичье перо, капюшон пилигрима, сердце и крест.

Соборная молитва (Collecta)

Dómine Deus noster, qui beátæ Birgíttæ, Fílii tui passiónem meditánti, secréta cæléstia revelásti,
da nobis fámulis tuis in revelatióne glóriæ tuæ gaudére lætántes.
Per Dóminum nostrum Iesum Christum, Fílium tuum,
qui tecum vivit et regnat in unitáte Spíritus Sancti,
Deus, per ómnia sæcula sæculórum. Amen.

[ Перевод :
Господи Боже наш, блаженной Бригитте, Сына Твоего страдания созерцавшей, тайны небесные открывший,
дай нам, рабам Твоим, в откровении славы Твоей радоваться, ликуя.
Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына,
Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа,
Бог во все веки веков. Аминь. ]

Р асска жу связанный с о св. Бригиттой интересный эпизод.

Когда я в 1989 г. впервые выехал заграницу, в Швецию, на католический Всемирный день молодежи, в Стокгольме мы столовались в монастыре у бригиток, очень милых сестричек в хабитах, как здесь на изображении, тёмно-синего цвета, в крестообразных накладках поверх головного покрывала.

Для разговора нам служили исключительно улыбки, поскольку шведского из нас никто не знал, а сёстры не знали никакого другого языка. Но было мне всё же любопытно, откуда в лютеранской Швеции монастыри, и постепенно, там и сям собрав обрывки сведений, у меня сложилась следующая картина: сёстры принадлежали к ордену, основанному дочерью св. Бригитты, св. Екатериной, — так я тогда понял. Позднее оказалось, что основательница ордена всё-таки сама св. Бригитта, просто его делами в основном занималась её дочь, которая стала и его первой настоятельницей, отсюда её приметное место в сознании сестёр (и очень красивая статуя, если правильно помню, в кафедральном — лютеранском — соборе в Стокгольме). Здесь, на изображении, представлены они обе.

Но всё-таки, откуда в Швеции монастыри? — И выяснилось удивительное: когда король Густав Ваза вводил в стране лютеранство, он воздержался сообщать об этом населению, во избежание лишних смут, и Церковь в Швеции сохранила все внешние признаки католичества: убранство храмов, построже, но со статуями и картинами, название должностей и облачение духовенства, обряды и даже, как мы видим, монастыри (и, что самое главное, призвания!).

А чтобы дело было шито-крыто, въезд католикам в страну был запрещён под страхом смертной казни! И окончательно этот запрет, правда, уже не под страхом смерти, но хотя бы тюрьмы или штрафа, отменили, когда бы вы думали? — В одна тысяча ДЕВЯТЬСОТ пятьдесят пятом (или рядом) году!

Сейчас католичество в Швеции быстро развивается, правда, в основном за счёт эмигрантов из Чили, но есть и чисто-шведские приходы, и вот, пожалуйста, даже чисто-шведские монастыри: ибо сестрички, как только разобрались, кто и как основал их орден и в какой это происходило Церкви, радостно вернулись в католичество. За что и нас кормили.

Что нельзя делать при выпадении волос

10 “нельзя” или что не рекомендуется делать при выпадении волос

Волосы у человека давно уже утратили свою биологическую целесообразность – они не защищают нас от холода и ветра, других негативных факторов. Единственная функция, которую продолжает осуществлять волосяной покров, – это эстетическая.

Волосы представляют и для мужчин, и для женщин, огромную психологическую ценность, а их потеря становится для большинства тяжелой эмоциональной трагедией. Необходимо хорошо представлять, что запрещено делать при выпадении волос, ведь неправильное поведение в этот момент может повлиять на течение процесса потери волос и привести к его усугублению.

Какие ошибки мы совершаем, столкнувшись с выпадением волос

При выпадении волос нельзя паниковать

Всем известна тесная взаимосвязь процесса выпадения волос и состояния психо-эмоционального фона. Ведь стресс является фактором-причиной выпадения, а может и затягивать выпадение, вызванное другими факторами. Перспектива грядущего облысения – одна из основных причин, способствующих появлению невроза, особенно у женщин, от природы обладающих густым волосами. Чем дольше протекает выпадение, тем больше становится страх потерять «последние» волосы и возрастает акцентуация на факте выпадения. Необходимо понять, что сильные и внезапные формы выпадения волос чаще всего являются наиболее благоприятными, чаще всего они имеют четкую связь с перенесенной температурой, заболеванием, лекарством и т.д., и в большинстве случаев проходят даже сами по себе.

Нельзя мыть голову редко

Мытье головы является важной мерой ухода за волосами, особенно в период активного выпадения волос. Ограничение кратности мытья, особенно боязнь мытья головы, нежелательна не только с психологической точки зрения, но и с точки зрения здоровья. Сальный секрет, накапливающийся на поверхности головы при редком мытье, может являться причиной воспаления кожи и усугубления выпадения волос. Наоборот, трихологи рекомендуют в периоды активного выпадения усиливать очищение кожи – использовать активные медицинские шампуни, регулирующие сальность, и пилинги, эксфолианты.

Нельзя ограничивать расчесывание волос, «накапливать» выпадающие волосы

Стадия выпадения волоса длится 3 месяца – это период от прекращения роста волоса до того момента, как волос покидает кожу головы. Если волосы не вычесывать вовремя, то мертвый волос механически будет препятствовать росту «нового» волоса, растущего вместо него.

Нельзя находиться на солнце без головного убора

Доказана роль негативного влияния ультрафиолета на потерю волос. Чем интенсивнее выпадение, чем более редкими волосы становятся, тем больше будет прогрессия процесса потери волос.

Нельзя собирать и подсчитывать выпавшие волосы

По статистике трихологов, собирание и подсчет волос, которые покинули голову, обладает только негативным эффектом на течение выпадения волос. Собирание волос способствует акцентуации женщин на процессе потери волос, невротизирует, а ни в коем случае не позволяет понять, насколько выпадение превышает суточную норму.

Нельзя втирать масла в кожу головы

Кожа головы относится к зоне с очень высокой секрецией кожного сала. Дополнительное нанесение жирных средств, особенно масел, которые обладают комедоногенным действием, может способствовать появлению воспаления, перхоти и болезненности кожи и усугубить выпадения.

Нельзя сидеть на гипокалорийной и безбелковой диете

Клетки волосяного фолликула относятся к одним из наиболее интенсивно делящихся клеток человеческого организма, именно поэтому им требуется большое количество энергии для нормального метаболизма. Считается, что калорийность пищевого рациона менее 1200 ккал может приводить к выпадению волос. Что касается белка, это основной структурный элемент стержня волоса (белок кератин), поэтому в пищевом рационе обязательно должны присутствовать все незаменимые аминокислоты.

Нельзя отменять оральные контрацептивы

Многие из существующих оральных контрацептивов обладают положительным влиянием на рост волос, поскольку содержать женские гормоны эстрогены, а в ряде случаев снижают и мужские. Отменять «подпитывающие» фолликул препараты не целесообразно в момент выпадения, когда клетки волоса и так слишком чувствительны ко всем неблагоприятным факторам.

Нельзя лечить волосы иммуностимуляторами и противогельминтнами препаратами

По старинке, часть врачей связывают выпадение волос со сниженным иммунитетом или глистной инвазией, назначая соответствующие препараты для «лечения» потери волос. На самом деле большинство иммуностимуляторов и антигельминтных лекарств, наоборот, являются «виновниками» выпадения.

Нельзя самостоятельно начинать и отменять препараты с миноксидилом

Миноксидил – единственный препарат для наружного применения, который имеет высокую степень эффективности при поредении волос. В России он находится в свободной продаже и часто начинает применяться самостоятельно, по рекомендации фармацевта или консультанта в интернете. Тем не менее, миноксидил – препарат для постоянного применения, который обладает «синдромом отмены», может вызывать нежелательные явления и дает усиления в начале применения. Именно поэтому при острых, доброкачественных формах выпадения, при диффузном выпадении он может только навредить.

Не стоит отчаиваться, столкнувшись с выпадением волос. Чаще всего, это временное явление, которое не принесет непоправимых последствий. Помните, что если выпадение волос продолжается до 3 месяцев, волосы покидают голову со всей поверхности, – это острое выпадение, которое при правильном уходе пройдет даже само по себе.

Молитва Святой бригитты шведской

qqq Малітва да святога Арханёла Міхала,
апекуна Беларусі
(29. IX)*

Святы арханёле Міхале, князю войскаў анёльскіх! Прыйдзі на дапамогу людзям, якім пагражае сіла цемры. Яны ж былі створаныя на падабенства Божае, адкупленыя праз жыццё, смерць і ўваскрасенне Езуса Хрыста, Сына Божага, прызначаныя на святыню Божую, каб прабываў у іх Дух Святы.

У табе, святы Міхале, Касцёл мае свайго абаронцу і апекуна, ты вядзеш збаўленых да нябеснага шчасця. Прасі Бога аб спакоі, каб перамог уладу сатаны, сейбіта хаосу, і каб не дазволіў трымаць людзей у няволі і шкодзіць Касцёлу. Няхай Беззаганная Панна, апранутая ў сонца Каралева анёлаў, праз цябе струшчыць галаву антыхрысту і абароніць сваіх зямных дзяцей ад яго варожага ўплыву.

Святы арханёле Міхале, абаронца хвалы Найвышэйшага, занясі нашыя просьбы да Бога і выпрасі для нас Яго міласэрнасць. Беражы нас у змаганні супраць спакусаў і пастак злога духа, будзь нам абаронаю. Князю войска нябеснага, моцаю Божаю скінь у пекла сатану і іншых злых духаў, якія на згубу душаў снуюць па свеце. Паспрыяй, каб мы праз усю вечнасць былі вернымі твайму закліку «Хто ж, калі не Бог!» Амэн.

* У дужках падаецца дзень, у які ўшаноўваецца святы ці благаслаўлёны.

qqq Малітва да св. Юзафа, рамесніка (19. ІІІ)
(паводле св. Пія X, папы)

Праслаўлены святы Юзэфе, прыклад для ўсіх працуючых, выпрасі для мяне ласку, каб працаваў я ў духу пакаяння, прагнучы перапрасіць за шматлікія мае грахі; каб працаваў сумленна з пачуццём абавязку, а не для свайго задавальнення; каб працаваў з радасцю і ўдзячнасцю Богу і ганарыўся тым, што магу жыць і развіваць праз працу дары, атрыманыя ад Бога; каб працаваў годна, спакойна, па меры сваіх сіл і з цярплівасцю, не адступаючы перад стомаю альбо цяжкасцямі; каб працаваў перадусім у добрай інтэнцыі, забываючы пра сябе, пастаянна памятаючы пра тое, што ў момант смерці я павінен буду адказаць за страчаны час, за змарнаваныя таленты, за занядбанне добрага, за пустую ганарыстасць у час поспеху, што так шкодзіць у Божых справах. Усё для Езуса, усё праз Марыю, усё па твайму прыкладу, о святы ойча Юзэфе. Няхай гэтыя словы будуць маім дэвізам на працягу жыцця і ў хвіліну смерці. Амэн.

qqq Малітвы да св. Юды Тадэвуша (28. Х)

Св. апостал Юда, празваны Тадэвушам, што азначае «велікадушны», быў братам Якуба Меншага і сваяком Езуса Хрыста. Тадэвуш, як і яго браты, усім сэрцам адданы справе распаўсюджвання Евангелля, спадарожнічаў Збавіцелю падчас Яго апостальскай дзейнасці. Ён – аўтар Паслання, адной
з кніг Новага Запавету. Згодна з традыцыяй, першапачаткова абвяшчаў Евангелле ў Месапатаміі. Пазней сустрэўся са св. Сымонам у Персіі, дзе яны разам прынялі мучаніцкую смерць.

Малітва аб апецы

Святы Юда Тадэвуш, мой магутны абаронца і апякуне, у сваіх клопатах і цярпеннях аддаюся тваёй цудоўнай апецы.

Я ўдзячны табе за ўсе ласкі, якія ты для мяне выпрасіў. Прашу, і надалей дапамагай мне ў працы, суцяшай у смутку, беражы ад спакусаў. Будзь маёю сілаю ў цяжкасцях, аховаю ў небяспецы.

Учыні, каб я прачынаўся з Богам і з Богам ішоў на спачынак. Дзень за днём вядзі мяне штораз бліжэй да Сэрца Езуса, каб адпачыў я ў Ім пасля працы і жыццёвых змаганняў, каб замест эгаізму, пыхі і абыякавасці ў маім сэрцы запанавалі любоў, ахвярнасць і пакора. Амэн.


Малітва ў патрэбе

Святы Юда Тадэвуш! Ты спрадвеку быў заступнікам тых, хто страціў усялякую надзею на паратунак. У твае рукі я аддаю цярпенні і смутак свайго сэрца. Я спадзяюся на тваё пасрэдніцтва перад Богам. Аддаючы табе сёння свой страх, з якім можа справіцца толькі Бог усемагутны, у пакоры сэрца малю аб заступніцтве. Прашу цябе: выпрасі мне ў Найсвяцейшых Сэрцаў Езуса і Марыі гэтую ласку (назваць просьбу), аб якой з надзеяй малю. Амэн.
Ойча наш. Вітай, Марыя. Хвала Айцу.


Малітва ў хвіліну роспачы

Святы Юда Тадэвуш, сваяк Езуса Хрыста, Пана нашага, вялікі апостал і мучанік, славуты дабрадзейнасцямі і цудамі! Ты — магутны заступнік у цяжкіх сітуацыях і безнадзейных справах.

Звяртаюся да цябе з пакораю і даверам, з глыбіні душы просячы аб тваёй дапамозе перад Богам.

О святы мой апякуне, якому Пан Бог даў прывілею ратаваць у тых выпадках, калі ўжо няма надзеі на дапамогу, зірні на мяне ласкава! Жыццё маё поўнае пакутаў і суму; дзень за днём праходзіць яно ў душэўным прыгнёце, а сэрца маё напоўнілася горыччу. Мае жыццёвыя дарогі вядуць праз пакуты, і рэдкі дзень мінае без клопату і слёз. Розум мой агорнуты цемраю; неспакой, заняпад духуі нават роспач урываюцца ў душу так, што я амаль забываю пра Божы Провід.

О святы мой апякуне! Ты не можаш пакінуць мяне ў роспачы. Я не адыду ад ног тваіх, пакуль ты не выслухаеш мяне. Паспяшайся мне на паратунак, і я буду дзякаваць табе ўсё сваё жыццё, павялічваючы тваю славу. Амэн.

Читайте также  Молитва Святителю Киприану Московскому


Малітва падзякі

Прымі, святы Юда Тадэвуш, удзячную малітву таго, хто знайшоў у цябе дапамогу і літасць. Ведаю, што менавіта тваё заступніцтва выпрасіла для мяне ў Пана Бога палёгку ў цяжкай сітуацыі. Праслаўляю імя тваё і буду дзякаваць табе да канца свайго жыцця. Амэн.

qqq Малітвы да св. Бэнэдыкта (11. VIІ)

Св. Бэнэдыкт, абат, айцец заходняга манаства. Нарадзіўся каля 480 г. у Нурсіі (Італія). Некалькі гадоў жыў у пустэльні, потым у Монтэ-Касіна заснаваў ордэн бэнэдыктынаў. Памёр у 543 г. Папа Павел VI у 1964 г. абвясціў св. Бэнэдыкта апекуном Еўропы.

Божа, наш Ойча, Ты напоўніў святога Бэнэдыкта духам Твайго Сына і ўчыніў яго слаўным настаўнікам евангельскай дасканаласці. Дапамажы нам, каб мы, ушаноўваючы яго поўны бляску пераход на неба, імкнуліся да вяршыняў любові і хвалы. Праз Хрыста, Пана нашага. Амэн.

Божа, Ты ўдзяліў святому Бэнэдыкту ўсялякія ласкі ў хвіліну смерці, просім Цябе, учыні, каб ён сваім заступніцтвам абараняў нас ад пастак сатаны. Праз Хрыста, Пана нашага. Амэн.

qqq Малітва да св. Антонія (13. VІ)

Св. Антоні Падуанскі – заступнік тых, хто шукае згубленыя рэчы, апякун нарачоных і сужэнстваў. Ён стаў вядомым у XIII ст. перш за ўсё як тэолаг, францішканскі прапаведнік і абаронца пакрыўджаных людзей. Памёр 13 чэрвеня 1231 г. у Італіі, непадалёк ад Падуі. Праз год пасля смерці быў кананізаваны, а ў 1946 г. абвешчаны доктарам Касцёла.

Святы Антоні, слаўны слуга і прыяцель Езуса Хрыста, ты быў годны насіць Яго на руках у постаці Дзіцяці
і сёння цешышся з Ім у нябеснай краіне. Я ўдзячны Богу за ўсе ласкі і дабрадзейнасці, якія ты выпрасіў для маёй душы. Зноў выбіраю цябе сёння маім апекуном, заступнікам і верным айцом. Абяцаю, што заўсёды буду шанаваць і любіць цябе.

Прашу цябе, святы ойча, вазьмі мяне ў сваю апеку і дапамагай ва ўсіх маіх пачынаннях. Не пакідай мяне, будзь маім спадарожнікам на шляху да вечнасці, маім заступнікам і абаронцам, маёю пуцяводнаю зоркаю як у жыцці, так і пасля смерці. Амэн.

qqq Малітва да св. Андрэя Баболі (16. V)

Св. Андрэй Баболя нарадзіўся 30 лістапада 1591 г. Належаў да ордэна езуітаў, служыў у Вільні, Нясвіжы, Бабруйску, Пінску, быў вядомы як прапаведнік і спаведнік. Шмат зрабіў для адзінства хрысціянаў. 16 мая 1657 г. у Янаве Палескім (цяпер — Іванава Брэсцкай вобл.) быў замучаны казакамі.

Святы Андрэй Баболя, ты так умілаваў нашага Пана Езуса Хрыста, што з маладых гадоў прысвяціў сябе служэнню Яму і цалкам аддаў сябе здабыванню для Яго душаў, карыстаючыся прыкладам уласнага жыцця і словам, не шкадуючы сваіх сілаў і намаганняў ажно да мучаніцкай смерці, якою закончылася тваё апостальскае жыццё. Прашу цябе, праз твае заслугі перад Богам і любоў, якою ты да Яго палаў, выпрасі для мяне ласку, якой так прагну (назваць просьбу).

Дапамагай мне таксама на працягу ўсяго жыцця майго, каб па тваім прыкладзе я заўсёды быў паяднаны з Сэрцам Езуса і цешыўся апекаю Яго Беззаганнай Маці. Амэн.

qqq Малітва да св. Максімільяна Кольбэ (14. VIII)

Св. Максімільян Марыя Кольбэ нарадзіўся 8 студзеня 1894 г. у Польшчы. Вучыўся ў Рыме і атрымаў ступень доктара. У 1918 г. атрымаў прэзбітэрскае пасвячэнне ў ордэне францішканаў.

Заснавальнік апостальскага таварыства «Рыцарства Беззаганнай» і рэлігійнага часопіса «Рыцар Беззаганнай». Пэўны час служыў у Гродне. Падчас акупацыі быў арыштаваны і вывезены ў Асвенцым.

Там ахвяраваў сваё жыццё за аднаго са зняволеных, бацьку сям’і. Памёр у камеры смерці ў ліпені 1941 г. Папа Павел VІ беатыфікаваў Максімільяна Кольбэ ў кастрычніку 1971 г., а папа Ян Павел ІІ кананізаваў яго 10 кастрычніка 1982 г.

Божа, Ты напоўніў любоўю да бліжніх і палымяным жаданнем служыць справе збаўлення душаў святога Максімільяна Марыю Кольбэ, святара і мучаніка, які аддана ўшаноўваў Беззаганную Панну. Праз яго заступніцтва ўчыні, каб мы дзеля Тваёй хвалы рупліва служылі бліжнім і ў жыцці і смерці былі падобнымі да Твайго Сына, які жыве і валадарыць на векі вечныя. Амэн.

qqq Малітва да св. Тэрэзы ад Дзіцятка Езус (1. Х)

Св. Тэрэза ад Дзіцятка Езус нарадзілася 2 студзеня 1873 г. на поўначы Францыі. Уступіла ў ордэн сясцёр кармэлітанак, маючы няпоўных 15 гадоў. Пражыўшы няшмат гадоў у ордэне, памерла 30 верасня 1897 г. Сваім жыццём яна паказала, як у звычайнай штодзённасці можна быць святою. Папа Пій ХІ у 1951 г. абвясціў яе заступніцай Расіі, а папа Ян Павел ІІ у 1997 г. надаў ёй тытул доктара Касцёла. Касцёл ушаноўвае яе як апякунку місій.

Пане, Ты сказаў: калі не станеце як дзеці, не ўвойдзеце ў Валадарства Нябеснае. Дай нам, просім Цябе, так наследаваць пакору і шчырасць святой Тэрэзы, панны, каб мы заслужылі вечную ўзнагароду. Які жывеш і валадарыш на векі вечныя. Амэн.

qqq Малітва да св. Піо (23. ІХ)

Св. Піо з П’етрэльчыны, святар ордэна Братоў Меншых Капуцынаў, нарадзіўся 25 мая 1887 г. у паўднёвай Італіі. У 1903 г. паступіў у навіцыят айцоў капуцынаў. Прэзбітэрскае пасвячэнне прыняў у 1910 г. З 1916 г. да канца жыцця спаўняў святарскую паслугу ў Сан-Джавані-Ратонда. 20 верасня 1918 г. айцец Піо атрымаў дар стыгматаў на руках, нагах і падрабер’і. Айцец Піо быў чалавекам гераічнай веры і няспыннай малітвы. На працягу ўсяго свайго зямнога жыцця ён цярпеў вялікія пакуты, ахвяруючы іх Богу за грахі людзей. Памёр у святасці 23 верасня 1968 г. Папа Ян Павел ІІ беатыфікаваў яго ў 1999 г., а 16 чэрвеня 2002 г. абвясціў святым.

Усемагутны вечны Божа, Ты святога айца Піо адарыў ласкаю асаблівым чынам падзяляць муку Твайго Сына на крыжы і праз яго служэнне здзейсніў новыя цудоўныя справы Тваёй міласэрнасці. Праз яго заступніцтва ўчыні, каб, няспынна ўдзельнічаючы ў цярпенні Хрыста, мы былі шчасліва прыведзеныя да хвалы ўваскрашэння. Праз Хрыста, Пана нашага. Амэн.

qqq Малітва да святога Апекуна

Святы N. (імя), імя якога я нашу, мой літасцівы апякуне, тваёй апецы, асабліва ў сённяшні дзень, я аддаюся і прашу, каб ты сваім заступніцтвам перад Богам дапамагаў мне ва ўсялякіх патрэбах маіх, ратаваў ад зла і выпрасіў для мяне ласку вернага наследавання тваіх цнотаў.

Учыні, мой дарагі апякуне, каб я захаваў вернасць Богу, нягледзячы на ўсе нягоды зямнога жыцця, і заслужыў ласку шчаслівай смерці. Амэн.

Молитва Святой бригитты шведской



Тропарь, глас 1:
Смирением на высоту возшла еси, / Божественным желанием воскриляема, / Небесному Жениху предстала еси, / венец носящи честнаго девства; / и ныне помяни к тебе притекающих, / якоже и обещалася еси, / о преподобная мати Бригиттo, / моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак, глас 4:
Мудростию евангельской от юности исполняема, / радостию возшла еси на высоту добродетелей; / ныне же о всех, с верою к тебе притекающих, / о святая дево Бригиттo, // моли Христа Бога, да спасет души наша.

Вот статуя преподобной на одной из площадей города Килдара (от Cill Dara — «Храм Дуба» (графство Килдар)), выросшего вокруг основанного ею в 480 г. монастыря:

.

На постаменте изображён соломенный Крест Святой Бригитты — символ, не менее популярный в Ирландии, чем связанный с именем святого Патрика кельтский крест в круге:

Молитва святой Бригитты: Молим Тя, Христе, в память честного Твоего Креста и горьких страданий, научи нас бояться Тебя и любить Тебя.

А вот и собор обители святой Бригитты в Килдаре:

Каменный квадрат на фото выше — остатки т.н. » Очага св. Бригитты «. Некогда здесь было языческое святилище (тот самый «Храм Дуба» — Cill Dara), в котором жрицами поддерживался вечный огонь. Преподобная и её ученицы, основав на этом месте обитель, не стали тушить огонь, но превратили его в своеобразную неугасимую лампаду. Из поколения в поколение насельницы монастыря святой Бригитты раздували пламя в этом очаге кузнечными мехами или опахалами. Он был окружен ивовой оградой, за которую не мог проникнуть ни один мужчина . Сейчас огонь здесь зажигается только раз в год: в день памяти преподобной по григорианскому календарю (1 февраля). Вот священный очаг изнутри (в его нынешнем виде):

А это — главный алтарь килдарского собора св. Бригитты. Над престолом — всё тот же сломенный крест-солнцеворот:

Круглая башня обители преп. Бригитты:

Ещё одна икона святой:

Ин тропарь, глас 4:
С
ловесем Патрикия святаго научившися, / на запад крайний пришла еси, / о Востоце, Иже посетил нас есть свыше, возвещающи. / Темже и ублажаем тя, преподобная мати Бригитто, // и вопием ти: молися о душах наших.

Ин кондак, глас 6:
К
няжеское звание отринувши, / житие монашеское еже по Богу возлюбивши, / от теревинфа обитель воздвигла еси, / первейшую во стране той, / и тамо инокинь множество Богу совокупивши, / научила еси окрестныя страны / Господеви вопити: // помилуй нас.

А вот источник святой Бригитты в Лисканноре (графство Клэр). Находится он в пещерке, округлый вход в которую виден слева на снимке:

Статуя преподобной близ святого источника:

Вот и сам источник — одно из наиболее почитаемых святых мест Ирландии:

Молитва преп. Бригитте, игумении Килдарской
Святая Бригитта, мир приносящая!
Ты мирила враждующих,
была светом — во тьме, и надеждой — в унынии.
Покрывалом покоя укрой нас от тревоги и страха,
да поселится мир в нашем сердце и в доме.
Научи нас жить праведно
и чтить все, сотворенное Богом.
Святая Бригитта, голос раненых и уставших!
Укрепи наше тело и душу,
тишиной и покоем наполни.
Помоги нам расти каждый день,
совершенствуясь разумом, телом и духом
во сиянии образа Господа, нас сотворившего.
Аминь.

ЛитЛайф

Жанры

Авторы

Книги

Серии

Форум

Шипунский Всеволод

Книга «Пансион св. Бригитты»

Оглавление

Читать

Помогите нам сделать Литлайф лучше

  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • »
  • Перейти

— Ах, какая там прелесть, ваше преподобие. Вино и вино. А впрочем, да, пришлось постараться. Я сама ездила за ним в монастырь бенедиктинок. Откушайте вот артишоков, мистер Рочестер. Вот спаржа. Ах, да – паштет! Отведайте, прошу вас. Из печени диких уток! Заставила нашего Франко ходить на охоту, на дальние Корнуэльские болота. Представьте, этого лентяя. Однако настрелял целую сумку.

— Давайте выпьем за ваш замечательный пансион, дорогая матушка Элеонора! За ваших сестёр-наставниц и ваших учениц! И, главное, за замечательного, незабываемого, прекрасного. директора пансиона! Который, как я вижу, может очень далеко пойти в своей карьере.

Растаяв от обилия комплиментов, директриса осушила полный бокал красного бенедиктинского и тоже раскраснелась.

— Дорогой преподобный! После небольшого отдыха, вы, надеюсь, примете участие в наказании провинившихся послушниц. Оно проводится раз в месяц, и для нас это всегда торжественный момент. И кое-что я должна с вами обсудить.

— Не стесняйтесь, моя дорогая, – патер закусывал вино паштетом, одновременно придвигая к себе блюдо с рыбой.

— Это рыба святого Петра, ваше преподобие, — говорила матушка. – Обязательно откушайте. Так вот. Провинности послушниц записаны в кондуите, но. мне кажется, что вам нужно побеседовать перед наказанием с каждой. оценить её грехи на, так сказать, неподкупных весах. И пусть каждая. мне кажется, так нужно. каждая из наказуемых предстанет пред вами в. готовом уже виде.

— В готовом виде? Что вы имеете в виду? — удивился преподобный, наполняя ещё бокалы.

— В готовом к наказанию. — матушка слегка покраснела. – Уже разоблачённая. Ваши внушения, святой отец, если они их выслушают в таком виде, сгорая от стыда, запомнятся надолго, — усмехнулась она.

У преподобного брови полезли наверх, он даже забыл про рыбу святого Петра.

— То есть, послушницы будут. безо всего?

— Снизу. – матушка густо покраснела. — Но если вы против.

— Нет, почему же, – подумав, ответствовал, наконец, мистер Рочестер. – Это действительно. вносит много нового!

— И ещё, святой отец, — осмелела директриса. – Я решила, что очищение посредством телесного наказания должно касаться всех. Всех нас.

— Вот как? – поразился преподобный. И добавил, улыбаясь: — Вы и меня решили выпороть?

— О, Ваше преподобие. Как можно! – смутилась директриса. – Я имела в виду нас, воспитателей. Сестёр-наставниц.

— Никогда о таком не слышал, – всё более удивлялся мистер Рочестер. – У вас просто поток свежих, необычных идей, дорогая матушка! И что же. вы и себя. предполагаете?

– Ежели от вашей святой руки, — кротко потупившись, сказала директриса, — я не воспротивлюсь нисколько. Я уже вам говорила.

— Отведайте ещё вот этот нежный салат, салат бенедиктинцев, святой отец! К красному вину он подходит как нельзя лучше.

— . И вот, дети мои, — торжественно вещал преподобный с амвона, — ни в чём не повинную, но токмо опороченную злобным наветом, бедную Бригитту привезли на главную площадь, где собрался народ, и привязали к столбу для наказаний. И служитель объявил толпе, что послушница сия замечена в постыдном распутстве и в воровстве, чем опозорила своих отцов-настоятелей и всю святую обитель. И да буде подвергнута она жестокой порке.

— Ни единым словом не выразила Бригитта ни протеста, ни возражения, ибо решила она испить всю чашу страданий до дна! И сняли с нея все одежды, и предстала она пред всеми нагая. И только непорочное лицо своё подняла она к небу, и губы ея шептали молитвы Господу. И вышел палач с длинным кнутом, и приготовился. «Да свершится наказание!» — махнул рукой настоятель, и кнут взвился.

Тут преподобный выдержал скорбную паузу, после которой голос его зазвучал ещё торжественнее.

— И вот, когда всё тело её сверху донизу покрылось кровавыми рубцами, настоятель остановил палача, дождался, пока утихнут её дикие вопли, и подошёл к столбу. «Каешься ли ты в позорных деяниях своих?» — вопросил он. «О, святой отец! — отвечала Бригитта. – Я во всём покаюсь, только дайте мне ещё кнута!» Святой настоятель ахнул, ибо счёл слова её страшной дерзостью непокорной грешницы, которая даже у столба не желает раскаяться, и махнул рукой палачу. И снова засвистал кнут.

— И снова остановил настоятель палача, и снова подошёл к Бригитте. «Каешься ли ты? Признаешься ли, с кем предавалась распутству?» Бескровное лицо её обращено было к Господу, руки, привязанные к железному кольцу, искусаны в кровь, но посиневшие губы её прошептали: «Ещё немного. » Подивился отец-настоятель такому упорству во грехе, грозно осерчал он и опять махнул палачу.

— Когда сняли её со столба, всю иссеченную в кровь, была она светла и бездыханна, а невинная душа ея была уже на пути к Господу.

Святой отец вознёс очи горе, постоял так немного и продолжил:

— Позже клевета и наветы, на нея возведенные, были раскрыты, завистницы и клеветницы изобличены, а настоятель той обители от ужаса содеянного наложил на себя епитимью — цепи и вериги на 10 лет. Послушницу же Бригитту, непорочную, но принявшую страшную кару за несовершённые ею деяния, представили к лику святых.

— И теперь, дочери мои, сия дева святая является вашей покровительницей. Молитесь же ей, просите у неё защиты, наставления и прощения, и она не оставит вас. Амен!

Все послушницы, сёстры и учителя пансиона, внимавшие торжественной проповеди, истово троекратно перекрестились. У многих на лицах блестели слёзы. Преподобный милостиво осенил всех крестным знамением и неспешно сошёл с амвона. К нему тут же приблизилась директриса и склонилась к его руке с поцелуем. После чего повернулась к залу и торжественно объявила:

— Праздничный ужин — я бы назвала его Ужином святой Бригитты — ждёт вас, дети мои! Однако перед этим всем согрешившим в этом месяце предстоит очиститься, то есть принять наказание, достойное совершённому. Примите же его смиренно и терпеливо! – голос её посуровел. — Все, надеюсь, уже знают, что крики во время наказания есть нарушение порядка, и нарушение это может только увеличить наказание! Посему крик — этот телесный ропот против наказующей руки, следует целиком исключить.

— Что же остаётся наказуемой. Молитва! Во время наказания возносите молитвы святой Бригитте, и она поможет вам перенести его с должным смирением. Всё! Всему пансиону построиться в дортуаре.

Все стали подниматься со скамей и покидать зал для проповедей. Директриса остановила проходившую мимо сестру Марту.

— Милая, сбегай к Франко, пусть идёт сюда. Да пусть кроме ремня захватит ещё хлыст для лошадей.

— Слушаю, матушка, — с готовностью отвечала сестра и бросилась исполнять.

В гараже, куда зашла Марта, царил полумрак. Франко сидел в яме с переносной лампой и ковырялся в днище Паккарда.

— Франко, милый, — защебетала Марта, опустившись на корточки. – Давай быстро в пансион, матушка требует.

— Что за спех? – недовольно отозвался механик.

— Спех, спех, — отвечала та. – Сейчас большая порка начнётся. И послушниц много, и даже, представь, — Марта захихикала, — самой сестре Агнессе назначили телесное. Вот кого тебе пороть придётся!

— Агнессе назначили порку?? – Франко эта новость так поразила, что он тут же выбрался из-под машины. – Как это? За что?

— Да так вот. Матушка Элеонора решила. От гордыни, говорит, помогает.

— Вот так-так. И сколько ей назначили?

— Хе-хе. Ну, держись, сестричка Агнесса! Уж я тебя вылечу. Гордыню как рукой снимет, – и Франко, ухмыляясь, тщательно протёр руки ветошью.

Затем одной рукой он обнял Марту за талию, а другую запустил ей под юбку и крепко ухватил за задницу. Марта задёргалась, пытаясь вырваться, но руки у Франко были что клещи.

— Ну, а ты сестрица давно ли не стояла в покаянной позе?

Молитва Святой бригитты шведской

Князь Гавриил, или Последние дни монастыря Бригитты

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОВЕСТЬ ИЗ ВРЕМЁН ВЕЛИКОЙ ЛИВОНСКОЙ ВОЙНЫ (1558–1583)

1 Неудача юнкера Ханса

Был прекрасный, теплый день начала августа 1576 года. Ласково и мирно сияло солнце над Харьюмаа, окутывая землю прозрачной золотистой дымкой. Но вид самой местности не радовал сердце и не ласкал взор: поля, заросшие сорняками и чертополохом, развалины сожженных мыз и деревень, — вот что тогда представляла собой Харьюмаа. Большая часть этой некогда богатой и цветущей земли за восемнадцать лет войны превратилась в немую пустыню, а немцы и поляки, русские и шведы, совершая сюда набеги, расхищали жалкие остатки ее прежнего благосостояния.

По ухабистой, изрытой колеями дороге, ведущей из Таллина в Пайде, ехали четыре молодых всадника в одежде немецкого покроя. Настроение у них, как видно, было отличное. Один из них казался особенно весел. Его румяное, несколько глуповатое лицо так и сияло, как бы соперничая с его огненно-рыжими волосами и усами. Этот молодой рыцарь ни на минуту не давал покоя своему великолепному жеребцу, что-то напевал, болтал без умолку и сыпал шутками, сам смеясь им громче всех. На лице его отражалось то неисправимое легкомыслие, которое позволяло помещикам и горожанам Ливонского орденского государства забывать о бедствиях страшной войны и так часто удивляло русских. Прежнее орденское государство распалось под ударами русских, много людей было убито, поместья и деревни уничтожены, будущее покрыто черными грозовыми тучами; но, несмотря на все это, в укрепленных городах люди жили полной жизнью, и как только немного стихал грохот войны, владельцы мыз возвращались из городов в поместья, справляли свадьбы, устраивали пиршества, как будто снова наступила веселая и беззаботная жизнь орденского времени. И тут только обнаруживалось, какие неисчислимые богатства немецкие помещики накопили в течение четырехсот лет потом и кровью коренного населения страны, — ни военные неудачи, ни безумные пиршества не могли эти богатства окончательно истощить.

Но, помимо обычного легкомыслия, у рыжеволосого юнкера была и особая причина для веселого настроения. Правда, его поместья были разорены дотла, отец и братья пали на войне, мать сошла с ума, но что ж из этого? Сам он все еще обладал большим состоянием и, кроме того, являлся женихом прекрасной Агнес фон Мённикхузен, дочери богатого и знатного владельца поместья Куйметса. Сегодня была пятница, а на воскресенье была назначена его свадьба.

Помните, друзья, — воскликнул веселый юнкер, — что на своей свадьбе я трезвых голов не потерплю. Кто на закате солнца еще будет ясно помнить свое имя, у того лоб познакомится с дном моей кружки. Прежде всего напоминаю об этом тебе, Дельвиг, — обратился он к одному из своих спутников, казавшемуся немного серьезнее других. — Ты всегда ходишь повесив нос, а сейчас еще и завидуешь мне — тому причиной прекрасная Агнес. Мне очень жаль, но что я могу поделать, если Агнес тебя не избрала в мужья!

Потише, потише, юнкер Ханс фон Рисбитер, — ответил Дельвиг, насмешливо улыбаясь. — Возможно, конечно, что Агнес фон Мённикхузен не пожелала выйти за меня замуж;, но чтобы она так уже стремилась стать твоей женой — это, по меньшей мере, сомнительно. Пока ясно только одно: отец Агнес хочет взять тебя в зятья.

У него есть на то основание, — хвастливо заявил Рмсбитер. — Ведь это я своими собственными руками в Пыльтсамаа захватил в плен Фаренсбаха — государственного советника короля Магнуса[1] и заклятого врага Мённикхузена.

— Вот так подвиг — вытащить из постели дряхлого старика! — насмешливо заметил Дельвиг. — Моя гончая Диана, пожалуй, еще лучше с этим справилась бы!

Эти слова вызвали недовольство остальных спутников.

Не затрагивай чести рыцаря, Дельвиг! — укоризненно произнес юнкер Гильзен.

Это никуда не годится — упоминать имя зятя Мённикхузена рядом с кличкой собаки, — проворчал юнкер Адеркас.

Ты сравниваешь меня со своей собакой? — с угрозой в голосе спросил Рисбитер.

О нет, — улыбнулся Дельвиг, — я настолько ценю свою Диану, что ни на кого ее не променял бы.

Ты напрашиваешься на ссору? — воскликнул Рисбитер. — Не забывай, Дельвиг, что мой меч при мне!

Так и пускай его в ход там, где это уместно! — раздраженно ответил Дельвиг. — Я повторяю: твой подвиг в Пыльтсамаа еще далеко не делает тебя достойным руки Агнес фон Мённикхузен. Невелика заслуга — напасть с отрядом в двести человек на незащищенный поселок, перебить жейщин и детей и захватить в плен семидесятилетнего старика. Был бы это, по крайней мере, хоть сам король Магнус! Но стоило какому-то злому шутнику крикнуть: «Русские идут!» — как ты первый показал пятки.

Разве я мог отбиваться в одиночку, если все остальные бросились бежать?

Я не бежал, — сказал Дельвиг, — это подтверждают следы мечей на моем лице. Но в том-то и беда наша, что каждый из нас всегда сваливает вину на другого. Русские единодушны в своих действиях, и все повинуются приказу одного военачальника, мы же постоянно идем вразброд, каждый старается спасти свою шкуру и прячется за спину другого. Поэтому нас и ждет неминуемая гибель.

Ты сам больше всех боишься русских.

Я боюсь их потому, что сознаю нашу слабость. Мы любим кутить и хвастать, когда враг далеко, а как только он неожиданно появляется перед нами — обращаемся в бегство. «Бежим, бежим!» — этот призыв русские так часто слышат на нашей стороне, что принимают его за наш боевой клич.

Так может говорить только изменник! — воскликнул Рисбитер.

Кто говорит правду, тот у лгунов всегда считается изменником, — ответил Дельвиг. Лицо его залилось краской.

Во-первых, тот, кто не терпит правды; во-вторых, тот, кто врет своему будущему тестю, будто вытащил его кровного врага из толпы воинов, уложив при этом дюжину их на месте; в-третьих…

А в-третьих, да падут на твою голову все беды земные и небесные![2] — вспыхнув, закричал Рисбитер и выхватил меч из ножен. То же самое сделали и остальные: Дельвиг — чтобы защищаться, Адеркас и Гильзен — чтобы помешать поединку.

Ого! — насмешливо воскликнул Адеркас, протягивая свой меч так, чтобы он разделил спорящих. — Если мы уже сейчас начнем рубить друг другу головы, что лее нам тогда делать на свадебном пиру?[3]

Помешать схватке оказалось нетрудно, так как Дельвиг был человек хладнокровный, а Рисбитер очень хорошо сознавал, что противник превосходит его в силе и ловкости. Все вложили мечи в ножны, но настроение на время было испорчено. Рисбитер пришпорил коня и опередил товарищей на довольно большое расстояние. Дорога круто сворачивала в лес. Вдруг юнкер увидел впереди, шагах в ста, одинокого путника; тот, заметив всадника, сошел с дороги и исчез за деревьями. Рисбитер был в таком настроении, когда человек ищет с кем-нибудь стычки; юнкер вполне справедливо рассудил, что одинокий пешеход, которого ему, всаднику, особенно бояться нечего, попался под руку как раз для того, чтобы юнкер мог сорвать на нем злобу, рисбитер оглянулся — не очень ли отстали его товарищи, потом поскакал в лес и вскоре настиг путника. Это был рослый человек, еще молодой, крепкого телосложения, в длинном крестьянском кафтане. На голове у него была широкополая высокая шляпа, на ногах сапоги с высокими голенищами, какие тогда носили воины. По его одежде трудно было определить, кто он — воин, горожанин или крестьянин. Черты его загорелого лица были тонки и красивы, глаза черные, живые. В руках он держал толстую дубинку. Когда всадник подъехал ближе, человек спокойно оперся на палку. Рисбитер направил своего коня прямо на путника, но тот, не отступив ни на шаг, сильной рукой схватил коня за узду и остановил его.

Магнус, принц датский и герцог голштинский, во время Ливонской войны был правителем созданного Иваном IV вассального государства; его называли «королем Ливонии». Позже перешел на сторону поляков. В описываемое время поселок Пыльтсамаа был резиденцией «короля». (Прим. перев.)

Проклятие, часто употреблявшееся в то время. (Прим. авт.)

Авторы исторических хроник свидетельствуют, что в то время помещичьи свадьбы в нашей стране редко проходили без ссор и кровопролития. [Прим. авт.)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector