Молитва Святой агафии

Молитва Святой агафии

Молитва Святой агафии

Святая мученица Агафия

Аудио

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность Размер ) Читает иеромонах Клеопа (Данелян)

Святая мученица Агафия Святая Агафия, одна из славнейших мучениц Запада, была родом из знатной и богатой семьи города Катании на Сицилии [1] . С детства она стремилась возвысить свою редкую красоту с помощью самого ценного украшения – истинной веры и святых добродетелей, полностью посвятив себя Господу. Во время гонений Деция, в 251 году, она, всего лишь пятнадцати лет от роду, была схвачена по приказу префекта Квинтиана и предстала перед его судом. Соблазненный красотой и богатством Агафии, он захотел на ней жениться и, чтобы убедить девушку, препоручил ее женщине дурного поведения Афродисии. Та целый месяц заставляла ее уступить, но безрезультатно. Стоя на неколебимой скале веры, дева не соблазнялась никакими обещаниями мирских радостей и удовольствий.

Поскольку Афродисия признала свое поражение, уверяя, что проще изменить природу железа или камня, чем сломить решительность Агафии, префект вызвал христианку к себе и спросил о ее происхождении. «Если ты из благородных, то почему же ведешь себя как рабыня?» – «Потому что я – раба Христова, – отвечала Агафия, – а всякий слуга Христа воистину свободнее любого творения, ибо Его милостью он приобретает власть над собой». Когда ее принуждали поклониться языческим богам, она посмеялась над ними. Поэтому Квинтиан приказал бить ее по лицу и бросить в темницу в ожидании дальнейших пыток.

На следующий день во время второго допроса на требование совершить языческое жертвоприношение, чтобы сохранить себе жизнь, святая ответила, что единственное наше спасение – во Христе, Сыне Бога Живого. Ее растянули на дыбе и стали бичевать. В то время как ее тело раздирали раскаленными крюками и прижигали факелами раны, она восклицала: «Ниспосланные Тобой муки – для меня великая радость, ведь не складывают зерно в хранилище, не развеяв. То же и с душой моей: не достигнуть ей славы вечного блаженства, если не отнять ее от тела мучениями». Взбешенный тиран приказал отрезать ей сосцы и бросить в застенок без всякой помощи. Но среди ночи Агафии явился окруженный сиянием апостол Петр с ее Ангелом Хранителем и совершенно исцелил от всех ран.

Через четыре дня Квинтиан приказал вновь привести к нему Агафию и, ничуть не удивившись чудесному выздоровлению девы, приказал катать обнаженную мученицу по острым черепкам и горящим углям, раскиданным на земле. Вдруг землетрясение постигло всю область, и часть дворца разрушилась. Жители Катании в ужасе бросились в преторий и стали угрожать префекту, что сожгут его вместе с остатками дворца, если он не отпустит святую мученицу – виновницу возмездия Божия. Пытку остановили, и Агафию вновь отправили в темницу. Она помолилась Господу, давшему ей силы перенести мучения, и попросила увидеть славу Его Лика, а затем предала Ему душу.

Узнав об этом, жители города поспешили к тюрьме, неся миро и благовония, и устроили похороны. В тот момент, когда они клали тело мученицы Агафии в порфирную гробницу, появился Ангел Хранитель святой в виде прекрасного юноши в сопровождении сотни детей в белой одежде. Он положил на могилу мраморную плиту с надписью: «Святая преданная душа. Честь Богу. Защитница родины». Затем он исчез.

А нечестивый Квинтиан решил завладеть богатствами Агафии, но по дороге кони сбросили его, и он исчез в водах реки. На следующий год в день смерти святой мученицы вулкан Этна начал извергаться, и поток лавы грозил превратить в пепел Катанию. Тогда и язычники бросились вместе с христианами к могиле мученицы. Взяв лежавшее на могиле покрывало, они заградились им, словно щитом, от огненной реки, которая тут же остановилась. Это чудо не раз повторялось в последующие века, именно поэтому святой Агафии горячо молятся как защитнице города Катании. Почитание ее широко распространено на Западе и на Востоке.

Канон Святой мученице Агафии Панормской (Палермской).

Тропа́рь, гла́с 4:

Агница Твоя́, Иису́се, Ага́фия, зове́т ве́лиим гла́сом: Тебе́, Женише́ мо́й, люблю́, и Тебе́ и́щущи, страда́льчествую, и сраспина́юся, и спогреба́юся креще́нию Твоему́, и стражду́ Тебе́ ра́ди, я́ко да ца́рствую в Тебе́, и умира́ю за Тя́, да и живу́ с Тобо́ю; но, я́ко же́ртву непоро́чную, приими́ мя, с любо́вию поже́ршуюся Тебе́. Тоя́ моли́твами, я́ко Ми́лостив, спаси́ ду́ши на́ша.

Кано́н святы́я. Гла́с 2.

Пе́снь 1.

Ирмос: Гряди́те, лю́дие, пои́м пе́снь Христу́ Бо́гу, разде́льшему мо́ре и наста́вльшему лю́ди, я́же изведе́ из рабо́ты еги́петския, я́ко просла́вися.

Припев: Святая мученице Агафие, моли Бога о нас.

Благи́х пе́рвую вину́ возжела́вши, благоимени́таго зва́ния, му́ченице, сподо́билася еси́, несказа́ннаго промышле́ния, нра́вов твои́х проразуме́вши благосты́ню.

Взяла́ся еси́, чи́стая, к житию́ пресве́тлому, плотско́е мудрова́ние презре́вши и к жела́ннейшему Жениху́ твоему́ кре́пко взира́ющи.

Неве́ста Христо́ва, Боже́ственною бла́гостию украси́лася еси́, и де́вства добро́тами, и боже́ственными кровьми́ честна́го муче́ния, сугу́быми венцы́ венча́ема, сла́вная.

Богородичен: Боголе́пное селе́ние, Чи́стая, Ты́ была́ еси́, небе́с простра́ннейшее и чисте́йшее, Богоро́дице Де́во, и ны́не о Тебе́ ра́дуется де́вственный ли́к.

Пе́снь 3.

Ирмос: Утверди́ на́с в Тебе́, Го́споди, дре́вом умерщвле́й гре́х, и стра́х Тво́й всади́ в сердца́ на́с, пою́щих Тя́.

Ага́фие, я́сный и красне́йший боже́ственных му́ченик цве́т и сла́ва, души́ моея́ ты́ озлобле́ние исцели́вши, му́ченице, удобри́.

Ро́дными доброде́тельми себе́ уясни́ла еси́, Ага́фие, и му́ченица пронарекла́ся еси́, о привре́менных небре́гши и Бо́жие Ца́рство возлюби́вши.

Все́х кра́сных Христа́ предпочла́ еси́, Ага́фие, привлечена́ боже́ственным жела́нием, и мучи́телей свире́пства благоде́рзостно и му́жески попра́ла еси́.

Богородичен: Богоневе́сто Чи́стая, Бо́га, Его́же родила́ еси́, моли́ изба́вити Тя́ пою́щия от искуше́ний, и обстоя́ний, и страсте́й, и бе́д, Всеблаже́нная.

Седа́лен святы́я, гла́с 3.

Сла́вою ве́ры и благоче́стием, преподо́бством, и де́вством, и усе́рдием укра́шена страда́ния, нарекла́ся еси́ у́м преподо́бен, самоизво́лен, вои́стинну че́сть к Бо́гу, оте́честву избавле́ние, Христу́ я́ко неве́ста моля́щися дарова́ти на́м ве́лию ми́лость.

Сла́ва, и ны́не, Богородичен:

Боже́ственнаго естества́ не отлу́чься, пло́ть бы́в во чре́ве Твое́м, но Бо́г вочелове́чься и пребы́сть, Иже по Рождестве́ Ма́терь Тя́ Де́ву, я́ко пре́жде Рождества́, сохрани́в Всенепоро́чну, Еди́н Госпо́дь, Того́ приле́жно моли́ дарова́ти на́м ве́лию ми́лость.

КрестоБогородичен:

Нескве́рная Агница, Сло́ва нетле́нная Де́ва Ма́ти, на Кресте́ зря́щи пове́шена, из Нея́ без боле́зни прозя́бшаго, ма́терски подо́бно, рыда́ющи, вопия́ше: увы́ Мне́, Ча́до Мое́, ка́ко стра́ждеши во́лею, хотя́ изба́вити от страсте́й безче́стия челове́ка?

Пе́снь 4.

Ирмос: Пою́ Тя, слу́хом бо, Го́споди, услы́шах и ужасо́хся: до мене́ бо и́деши, мене́ ища́, заблу́ждшаго. Те́м мно́гое Твое́ снизхожде́ние, е́же на мя́, прославля́ю, Многоми́лостиве.

Посрами́ся льсти́ваго зми́я безу́мие и обличи́ся, де́вы бо сего́ ны́не свире́пство попира́ют, Христу́, от Де́вы возсия́вшу на земли́ и все́х озари́вшу.

Зако́нно целому́дрие нескве́рно удержа́вши, страстоте́рпице, ду́хи, ра́дующися, низложи́ла еси́ лука́вствия, Христо́вою вооружи́вшися благода́тию и кре́ст Сего́ на ра́мех взе́мши.

Бу́ди ми́ предста́тельница всему́драя, лю́тых мя́ изыма́ющи и напа́стей, бу́ри же, и ско́рби, и наси́лия изба́ви вра́жия, я́ко да изба́влься, воспою́ тя, я́ко благу́ю предста́тельницу, благоимени́тая.

Богородичен: Неизме́рно Ангельския, Пречи́стая, све́тлости превозшла́ еси́, мы́сленнаго Со́лнца ро́ждши несказа́нно, Христа́, заря́ми Божества́ ве́рных мы́сли озаря́ющаго.

Пе́снь 5

Ирмос: Све́та Пода́телю и веко́в Тво́рче, Го́споди, во све́те Твои́х повеле́ний наста́ви на́с: ра́зве бо Тебе́, ино́го Бо́га не зна́ем.

Боже́ственными веле́нии пра́вима сла́вная, обра́зно плотска́го пристра́стия разреши́ла еси́ ю́з Ага́фие, ма́слина я́вльшися плодови́та.

Все́ю любо́вию Христо́вою светле́йшая, блиста́ния зря́щи, я́же на земли́ до́лу влеку́щия презре́ла еси́ сла́сти, Онаго и Еди́наго жела́ющи красоты́.

Да неизрече́нную сподо́бишися жи́знь, сла́вная, избра́нных ви́дети, му́ки претерпе́ла еси́ кре́пко, ра́дующися Ага́фие всехва́льная.

Богородичен: Тебе́, ро́ждшей Христа́, все́х Соде́теля, зове́м: ра́дуйся, Чи́стая, ра́дуйся, Све́т возсия́вшая на́м; ра́дуйся, вмести́вшая Бо́га Невмести́маго.

Пе́снь 6.

Ирмос: В бе́здне грехо́вней валя́яся, неизсле́дную милосе́рдия Твоего́ призыва́ю бе́здну: от тли́, Бо́же, мя́ возведи́.

Суему́дрен сы́й мучи́тель тя́, до́брую де́ву, укра́сти наде́яшеся, но безсту́ден обличи́ся, прирази́вся тве́рдому твоему́ ра́зуму.

Излия́ся благода́ть во устна́х твои́х, му́ченице благоимени́тая, я́сно бо обличи́ла еси́ я́ве безсту́днаго, богонауче́нным сло́вом обогати́вшися.

Ка́мень всече́стен яви́лася еси́, всехва́льная, у́м самоизво́лен преподо́бен иму́щи и оте́честву избавле́ние тве́рдо бы́вши, Ага́фие честна́я.

Богородичен: Псало́мски, восхваля́юще, вопие́м Ти́: ра́дуйся, ту́чнейшая горо́ Христа́ Бо́га, в ню́же всели́тися благоволи́ за на́ше спасе́ние, Богоневе́сто.

Конда́к, гла́с 4.

Да украси́тся дне́сь Це́рковь порфи́рою сла́вною, омоче́ною от чи́стых крове́й Ага́фии му́ченицы, — ра́дуйся, — вопию́щи, — Ката́нская похвало́.

Пе́снь 7.

Ирмос: Образу злато́му на по́ле Деи́ре служи́му, трие́ Твои́ о́троцы небрего́ша безбо́жнаго веле́ния, посреде́ же огня́ вве́ржени, ороша́еми, поя́ху: благослове́н еси, Бо́же оте́ц на́ших.

Яко зело́ све́тло веща́ющи и я́ве мучи́теля устраши́ла еси́ сло́вом прему́дрости и благода́ти, терпе́нием же му́к у́глие о́гненное неболе́зненно терпя́щи, взыва́ла еси́: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

Неи́стовством лю́тым содержи́мь, злосе́рдый недоумева́ше лю́те, твою́ ви́дя ю́ность и сосце́в твои́х прозябе́ние, ра́дующи бо ся, му́ченице, вопия́ла еси́ твоему́ Жениху́, взыва́ющи: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

Предста́ све́тло Христо́в учени́к тебе́, стрего́мей, твоя́ исцеля́я лю́тыя ра́ны, я́же подъя́ла еси́, непобеди́мая му́ченице, Спа́сова деви́це, ра́дующися и глаго́лющи: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

Богородичен: Умерщвля́ется Ада́м, преступи́в за́поведь Вседержи́теля, Ты́ же, ро́ждши ве́чную Жи́знь, Де́во Всенепоро́чная, сего́ изба́вила еси́ от сме́рти, Сы́ну Твоему́ взыва́юща: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

Пе́снь 8.

Ирмос: В пе́щь о́гненную ко отроко́м евре́йским снизше́дшаго и пла́мень в ро́су прело́жшаго Бо́га, по́йте дела́ я́ко Го́спода, и превозноси́те во вся́ ве́ки.

В весе́лии и ра́дости преве́чней жи́ти сподо́бившися, неизрече́нною твое́ю сла́вою озари́тися чту́щим тя́, Ага́фие, Го́сподеви помоли́ся и нетле́нныя жи́зни наслади́тися.

Умо́м, и се́рдцем, и душе́ю возлю́бльши Христа́ па́че сло́ва, Многорачи́тельнаго, Еди́наго, впери́лася еси́ Тому́, вопию́щи: теку́ в сле́д Тебе́ и вселю́ся с Тобо́ю во ве́ки.

Преесте́ственными ря́снами и кра́сною оде́ждею укра́шена, я́ко царе́ва дщи́, в че́сти Христо́ве предстои́ши, Ага́фие, взыва́ющи: Тя́ превозно́сим, Го́спода, во ве́ки.

Богородичен: Мѵ́ро излия́нное на́м, Богоро́дице, Христа́ во чре́ве нося́щи, облагоуха́ла еси́ ми́р богодохнове́нными воня́ми. Те́мже Тебе́, Де́во, взыва́ем: ра́дуйся, мирополо́жнице мирово́ннаго ми́ра.

Пе́снь 9.

Ирмос: От Бо́га Бо́га Сло́ва, неизрече́нною му́дростию прише́дшаго обнови́ти Ада́ма, я́дию в тле́ние па́дшаго лю́те, от Святы́я Де́вы неизрече́нно воплоти́вшагося на́с ра́ди, ве́рнии, единому́дренно пе́сньми велича́ем.

Победи́тельными венцы́ украси́вшися, богому́драя Ага́фие, десни́цею живонача́льною ны́не изба́витися помоли́ся, я́коже оте́честву твоему́, от бу́ри, я́ко пе́рвее огня́ уста́вила еси́ стремле́ние, да вси́ тя́ пе́сньми непреста́нно велича́ем.

Боже́ственным про́мыслом снабдева́я вся́ческая, Христо́с, ны́не воздая́ твое́й, му́ченице, до́блести, вселя́ет тя́ в се́лех небе́сных я́ко неве́сту всенепоро́чную Свою́ и ра́доватися со Ангелы и с му́ченики сподо́бил е́сть.

Ми́лостивна, о страстоте́рпице, Судию́ вся́ческих — Христа́ сотвори́ мне́, честна́я, мольба́ми твои́ми, пресла́вная, и прегреше́ний мои́х мно́жество очи́стити Благоутро́бнаго при́сно моля́щи не преста́й, му́чеников удобре́ние.

Богородичен: Вопло́щься неизрече́нно от чи́стых Твои́х крове́й, я́ко со́лнце, яви́ся на́м, Пречи́стая Ма́ти безневе́стная, пре́жде ве́к все́х Отцу́ Собезнача́льный Сы́н и, тму́ отгна́в, просвети́ вся́ческая.

Свети́лен му́ченице.

Сосце́в твои́х отъя́тия претерпе́ла еси́, до́брая деви́це, и вся́ки ины́я му́ки Христа́ ра́ди, страстоте́рпице, те́м и в черто́г тя́ кра́сный всели́ тво́й Жени́х, сла́вная, лику́ющу со Ангелы, де́во му́ченице Ага́фие.

Житие и икона святой Агафьи, о чем просят православную мученицу и молитвы

Годы жизни святой Агафьи Панормской приходятся на тот исторический период, когда у власти был император Декий. Он творил много зла и преследовал христиан за их веру, подвергая пыткам и мучениям, чтобы они отказались от Господа. На долю этой богобоязненной женщины выпало немало испытаний, которые она мужественно перенесла, сохранив верность Всевышнему и удостоившись в конце земного пути мученического венца.

Житие святой Агафьи

Святая Агафья — это христианская мученица, которая жила в 3-м веке в одном из городов, расположенных на Сицилии — Катании. Девочка родилась в богатой и знатной семье, однако с ранних лет ее украшениями были не золотые и серебряные изделия, а добродетельные поступки и искренняя вера в Иисуса Христа. Кроме покладистого и богобоязненного характера, девушка отличалась небывалой красотой, поэтому к ней сватались многие женихи из знатных семей Сицилии. Однако Агафья хотела сохранить свою целомудренность и посвятить свою жизнь Небесному Жениху.

Одним из тех, кто хотел взять девушку в жены, был префект Сицилии, которого звали Квициан. Однако на тот момент будущая святая уже приняла крещение и ответила ему отказом. В 250 году римский правитель Декий издал специальный указ, согласно которому все христиане подверглись преследованиям за свою веру. У них было два пути — поклониться языческим богам и принести им жертвы и навсегда отречься от Христа либо сохранить верность Единому Богу, но тогда их ждали страшные мучения и смерть.

Воспользовавшись этой ситуацией, Квициан пытался склонить Агафью к греховной связи и сожительству взамен на сохранение жизни. Кроме этого, после смерти родителей девушка получила богатое наследство, которым также стремился завладеть чиновник.

Несмотря на то, что в случае отказа девушку ждали страшные мучения, она не согласилась на греховное сожительство и хотела остаться верной Господу. Отвергнув домогательства префекта, она горячо молилась Иисусу, чтобы он укрепил ее физически и духовно и дал вынести все испытания, которые ждали ее впереди.

Чтобы сломить волю девушки, Квициан на целый месяц отправил ее в дом одной распутной женщины по имени Афродисия, чтобы она повлияла на непокорную христианку и убедила ее принять предложение префекта. Однако по истечении указанного времени Афродисия ответила римскому чиновнику, что не в силах сломить волю молодой христианки и убедить ее согласиться на предложение префекта.

Осознав, что уговорами ему не удастся добиться своего, Квициан инициировал судебный процесс против Агафьи, чтобы по закону завладеть наследством девушки и приговорить ее к смерти. На суде он стал спрашивать христианку, как девушка из благородного рода могла опуститься до того, что стала исповедовать чужого Бога. На что Агафья отвечала, что Иисус, который при жизни был всем слугой, единственный достоин хвалы и поклонения.

Тогда чиновник приказал девушке принести жертву языческим богам, а христианка ответила, что он сам стыдится своих богов, тогда зачем предлагает ей прославить их. Разозленный тем, что не может сломить волю Агафьи, он отдал распоряжение, чтобы девушку бичевали, прижигали ее тело раскаленным железом, но, когда христианка стойко перенесла мучения и не отреклась от своей веры, лично отрезал ей сосцы. После этого святую мученицу бросили в темницу, надеясь, что она там умрет. Однако Господь, видя верность девушки, послал к ней своего апостола Петра, который явился в сопровождении ангела, несшего факел. Апостол исцелил раны христианки, а камеру, где находилась девушка, осиял настолько яркий свет, что вся стража разбежалась в испуге.

Агафья могла воспользоваться сложившейся ситуацией и сбежать из темницы, однако она не хотела, чтобы из-за нее наказали стражников. К тому же девушка мечтала получить мученический венец, который был уже близко. Поэтому она горячо помолилась Господу и осталась на месте. Наутро девушку вновь привели к римскому чиновнику, и тот опять приказал ей поклониться языческим богам и принести им жертвы. Однако христианка вновь ответила ему отказом и спросила, как может он, видя исцеления ее ран, вновь принуждать ее отрекаться от веры в Единого Бога.

Префект пришел в ярость и приказал зажечь огонь и бросить упрямую христианку на раскаленные угли. Однако, как только стража исполнила его повеление, тут же началось сильное землетрясение. На этот раз уже даже жители воззвали к чиновнику, чтобы он прекратил мучить девушку, так как опасались за свои жизни. Мучители затушили огонь, однако к тому моменту святая Агафья уже отошла к Господу. В житии указано, что ей на тот момент было всего 16 лет.

После смерти святой мученицы проснулся вулкан Этна, христианская община Катании вознесла молитвы Агафье, и лава не дошла до города, остановившись за его пределами.

Узнав об этом чуде, многие горожане приняли Христа как единственного Бога, и отреклись от поклонения языческим идолам.

Иконография

На иконе святая Агафья изображается в золотистом плаще, который покрывает и ее голову. В одной руке мученица держит крест, а другой благословляет молящихся ей.

Почитание в православии

Днем почитания святой мученицы Агафьи в православии считается 5 февраля. В сицилийском храме, где находятся мощи Агафьи, проводится специальное служение поклонения.

О чем молятся святой

К святой мученице с молитвами обращаются в следующих случаях:

  • о защите имущества от огня;
  • при болях в груди и других заболеваниях;
  • в период кормления ребенка грудью.

Тексты молитв

Обратиться к святой Агафье за помощью можно, используя следующие тексты молитв. Их рекомендуется читать перед образом мученицы.

Тропарь

А́гница Твоя́, Иису́се, Ага́фия,/ зове́т ве́лиим гла́сом:/ Тебе́, Женише́ мой, люблю́,/ и Тебе́ и́щущи страда́льчествую,/ и сраспина́юся и спогреба́юся Креще́нию Твоему́,/ и стражду́ Тебе́ ра́ди, я́ко да ца́рствую в Тебе́,/ и умира́ю за Тя, да и живу́ с Тобо́ю,/ но я́ко же́ртву непоро́чную приими́ мя, с любо́вию поже́ршуюся Тебе́.// Тоя́ моли́твами, я́ко Ми́лостив, спаси́ ду́ши на́ша.

Перевод: Агница Твоя, Иисусе, Агафия, взывает громогласно: «Тебя, Жених мой, люблю, и Тебя ища, страдаю, и распинаюсь, и погребаюсь с Тобою в Твоем крещении, и терплю муки за Тебя, да царствую в Тебе, и умираю за Тебя, чтобы и жить с Тобою; но прими меня как жертву непорочную, с любовью принесенную Тебе!» По ходатайствам ее, как Милостивый, спаси души наши.

Кондак

Да украси́тся днесь Це́рковь порфи́рою сла́вною, омоче́ною от чи́стых крове́й Ага́фии му́ченицы:// ра́дуйся, вопию́щи, Ката́нская похвало́.

Перевод: Да украсится сегодня Церковь порфирой славной, омоченной чистой кровью Агафии мученицы: радуйся, взывая, Катанская слава.

АГАФИЯ ПАНОРМСКАЯ

Мц. Агафия Панормская

Агафия Панормская (Палермская), Катанская, Сикелийская (Сицилийская) (ок. 251), дева, мученица

Была дочерью именитых и богатых родителей-христиан из города Панорм (ныне Палермо) или Катаны (Сицилия). Во время гонения при императоре Декии (249-251) градоправитель Катаны — Квинтиан, прослышав о богатстве и красоте Агафии, послал за ней воинов, чтобы привести ее на суд как христианку. В Катане святую поместили у одной богатой женщины, имевшей пятерых дочерей. Все они старались соблазнить святую Агафию нарядами, угощениями, развлечениями, убеждая ее принести жертву языческим богам, но святая не поддалась на их уловки и, презрев все наслаждения, молила Господа даровать ей силы на мученический подвиг.

Красота Агафии поразила Квинтиана, и он желал сделать её своей женой, но получил отказ. На допросе у Квинтиана мученица не склонилась ни на ласки, ни на уговоры и была подвергнута жестокому глумлению: ей терзали грудь железными когтями и, наконец, отрезали сосцы. В темнице страдалице явился святой апостол Петр и исцелил ее от ран. Вновь приведенная на пытку святая Агафия изумила Кинтиана тем, что грудь ее была невредима. Тогда ее опять стали мучить. В это время в городе началось землетрясение, и разверзшаяся земля поглотила ближайших друзей Квинтиана. Перепуганные жители прибежали к Кинтиану, требуя, чтобы он прекратил пытки. Опасаясь народного возмущения, Кинтиан отослал святую Агафию обратно в темницу, где мученица, воздав благодарение, мирно предала дух свой Богу.

По преданию, сам Квинтиан отправился с челядью, дабы завладеть землями и богатствами Агафии. Однако во время переправы через реку лошадь ударила его копытом в лицо, тем самым его обезобразив, и сбросила в воду. Тело его так и не было найдено.

Реликварий с частицей мощей мц. Агафии, хранящийся в престоле храма католического монастыря в г. Камп-Линтфорт, Германия.

Мощи и почитание

Ровно через год, 5 февраля 252 года, случилось извержение расположенного неподалёку вулкана Этна. По молитвам местных жителей к Агафии лава остановилась, не нанеся ущерба. Слава об этом чуде разнеслась по всем окрестностям, в частности, дошла до острова Мальта, святой покровительницей которого с тех пор считается эта святая. Близ Этны с тех пор святую почитают заступницей от извержений этого вулкана.

Имя святой встречается в древнем Карфагенском календаре V-VI веков. Ныне известна латинская версия ее жития, написанная не ранее VI века. Папа Симмах (498-514) основал церковь святой Агафии на Аврелиевой дороге; а святитель Григорий I Великий (590-604) освятил в ее честь готскую церковь в Риме, основал монастырь святых Максима и Агафии в Палермо, и поместил часть мощей мученицы в церкви святого Стефана на острове Капри. Император Василий II и его брат Константин VIII в 976-1028 годы перенесли ее мощи в Константинополь, где уже с IX века существовал храм во имя святой Агафии, упомянутый в панегирике святой патриарха Мефодия. После захвата Константинополя латинянами в 1204 году мощи были возвращены в Катанию, в честь чего там установлен праздник 18 августа, а Агафия считается главной покровительницей Катании; тогда же часть мощей (рука) была перенесена в Палермо, где это событие отмечается 17 августа. Установлены различные дни почитания и в других окрестных областях.

Часть честной главы мученицы хранится в храме католического монастыря в г. Камп-Линтфорт (Германия). Ежегодно перед ними служится православный молебен [1].

Мучение св. Агафии Сикелийской. Миниатюра из Минология Василия II, ок. 979-989 (Ватиканская библиотека)

Житие святой Агафии было широко известно на Западе в пересказе в «Золотой легенде» Иакова из Варацце.

Пространное житие святой было переведено на славянский язык к концу XI века, а краткое — в XII веке в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й половине XIV века оно было вновь переведено на славянский язык, по-видимому сербами на Афоне, в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях. В XVI веке пространное и краткое жития под 5 февраля были включены в Великие Минеи Четьи [2].

Гимнография

Канон святой Агафии (2-го гласа) сочинен преподобным Феофаном Начертанным и имеет акростих «Благую благими воспоим песньми», вписанный в тропари и богородичны. Этот канон, изначально составленный со 2-й песнью, усеченной в печатных Минеях, содержится в рукописных студийских греческих и славянских Минеях [3]. В греческой также помещен вышедший из употребления канон Иосифа (+ 883) со 2-й песнью и алфавитным акростихом, вписанным в тропари и богородичны. Состав службы в греческой рукописи более распространен по сравнению с текстами печатных Миней.

Минея иерусалимского типа [4] отражает следующую стадию развития службы Агафии, более близкую к современной практике: под 5 февраля объединяются отдание праздника Сретения, память Агафии и память святого Вукола [5], поэтому гимнография Агафии сокращается — остаются канон Феофана и 3 стихиры. В целом служба, соединенная со службой попразднства Сретения и выписанная в Минее [6], употребляемой в богослужебной практике Русской Православной Церкви, совпадает (стихиры на вечерне, канон) с последованием современной греческой афинской Минеи [7]. Славник на вечерне в печатных греческих и славянских Минеях приписывается Феодору Сикеоту.

В Типиконе Великой церкви (X в.) и в Стишном Прологе Христофора Митилинского (XI в.) отмечена память свфтой Агафии, совершавшаяся в ее мартириуме, расположенном в Триконхе, и служба ей [8] с общим тропарем мученице, сохранившимся и в современной литургической практике. Студийский устав и служебные Минеи к нему содержат память Агафии [9] и последование (каноны Феофана и Иосифа, седален, стихиры). Мессинский Типикон (1131) предписывает соединение службы святой с попразднством Сретения [10], указано на утрене петь тропарь, читать житие Агафии и совершать поклонение ее мощам; на литургии петь тропари 6-й песни канона ей и кондак. Согласно древним спискам Иерусалимского устава [11], по русскому первопечатному Типикону 1610 года, и по современному Типикону Русской Православной Церкви, Агафии полагается служба без знака, а по греческому — со славником на вечерне.

Кондак, глас 4 (Подобен: Явился еси:)

Да украси́тся дне́сь Це́рковь порфи́рою сла́вною,/ омоче́ною от чи́стых крове́й Ага́фии му́ченицы:// ра́дуйся, вопию́щи, Ката́нская похвало́.

Литература

  • BHL, N 133-140.
  • ActaSS. Febr. T. 1. P. 595-656.
  • ЖСв. Февр. С. 68-77.
  • Dufourq A. Agathe (1) // DHGE. T. 1. Sp. 909-910.
  • LTK. Bd. 1. Sp. 183-184.
  • Mioni E. L’Encomio di S. Agatha di Metodio Patriarca // AnBoll. T. 68. 1950. 58-93.
  • Janin. Églises et monastèries. P. 6-7.
  • Сергий (Спасский), Месяцеслов, т. 2, 34.

Использованные материалы

  • Макаров, А. И., Никифорова, А. Ю., Луковникова, Е. А., «Агафия Панормская», Православная энциклопедия. — Т. I. — С. 239-241:
    • http://pravenc.ru/text/63220.html
  • «Святая мученица Агафия», житие в календаре на портале Православие.RU:
    • http://days.pravoslavie.ru/Life/life391.htm
  • Житие на портале Orthodox England:
    • http://orthodoxengland.org.uk/oemalta.htm
  • Минея-февраль, изд. Московской Патриархии, с. 195:
    • http://korolev.msk.ru/minea/feb/feb195.html (кондак)
  • http://www.forum-orthodoxe.com/

    [1] См., напр., фоторепортаж на сайте Крефельдского православного прихода вмч. Варвары, 2016 г.: http://www.rok-krefeld.de/ru/index.php/103-c-2016

    [2] Иосиф, архим., Оглавление ВМЧ, Стб. 448.

    [3] напр., кон. XI в. ГИМ. Син. Греч. № 181. Л. 24-30об.; XII в. ГИМ. Син. № 164. Л. 36-41об.

    [4] Син. Греч. № 153. Л. 40об.- 50об. 2-я четв. XIV в.

    [5] в Син. Греч. № 181, 6 февр.

    [6] Минея (МП). Февр. С. 192-199.

    [7] Μηναῖον. Θεβρουάριος. Σ. 54-62.

    [8] Mateos. Typicon. T. 1. P. 226-227.

    [9] Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 450, 480.

    [10] Arranz. Typicon. Р. 120.

    [11] напр., XII в. Sin. Gr. 1096 — см. Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 39.

    СВЯТАЯ МУЧЕНИЦА АГАФИЯ

    День памяти:

    Февраль 5

    Святая мученица Агафия была дочерью именитых и богатых родителей христиан из города Палермо (прежнее название Панорм) в Сицилии. Во время гонения при императоре Декии (249 — 251) градоправитель Катаны — Кинтиан, прослышав о богатстве и красоте Агафий, послал за ней воинов, чтобы привести ее на суд как христианку. В Катане святую поместили у одной богатой женщины, имевшей пятерых дочерей. Все они старались соблазнить святую Агафию нарядами, угощениями, развлечениями, убеждая ее принести жертву языческим богам, но святая не поддалась на их уловки и, презрев все наслаждения, молила Господа даровать ей силы на мученический подвиг. На допросе у Кинтиана святая мученица не склонилась ни на ласки, ни на уговоры и была подвергнута жестокому глумлению: ей терзали грудь железными когтями и, наконец, отрезали сосцы. В темнице страдалице явился святой апостол Петр и исцелил ее от ран. Вновь приведенная на пытку святая Агафия изумила Кинтиана тем, что грудь ее была невредима. Тогда ее опять стали мучить. В это время в городе началось землетрясение, и разверзшаяся земля поглотила ближайших друзей Кинтиана. Перепуганные жители прибежали к Кинтиану, требуя, чтобы он прекратил пытки. Опасаясь народного возмущения, Кинтиан отослал святую Агафию обратно в темницу, где мученица, воздав благодарение, мирно предала дух свой Богу.

    Молитвы

    Служба

    СВЯТИТЕЛЬ ФЕОДОСИЙ, АРХИЕПИСКОП ЧЕРНИГОВСКИЙ

    Дни памяти: Февраль 5, Сентябрь 9 (Обретение и перенесение мощей)

    Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский, родился в начале тридцатых годов XVII столетия в Подольской губернии. Он происходил из древнего дворянского рода Полоницких-Углицких; родителями его были иерей Никита и Мария. Благочестие, царившее в семье будущего святителя, благотворно содействовало духовному развитию мальчика. С детства он отличался кротостью и прилежанием к молитве. Природные способности юноши раскрылись в Киево-Братской коллегии при Киевском Богоявленском монастыре. Это было время самого расцвета коллегии (конец сороковых годов XVII века), когда ее ректорами были архимандрит Иннокентий (Гизель), а затем игумен, впоследствии архиепископ Черниговский, Лазарь (Баранович), а в числе наставников — иеромонах Епифаний (Славинецкий), иеромонах Арсений (Сатановский), епископ Белорусский Феодосий (Баевский), игумен Феодосий (Сафонович) и Мелетий (Дзик), которые были просвещеннейшими людьми того времени. Товарищами святого Феодосия по коллегии были будущие выдающиеся пастыри: Симеон Полоцкий, Иоанникий Голятовский, Антоний Радивилловский, Варлаам Ясинский. Киево-Братская Богоявленская школа являлась в то время главным центром борьбы Православия против нападок католического духовенства, иезуитов и униатов.

    В годы обучения окончательно утвердилось призвание святого Феодосия к иноческому подвигу: всё свободное от занятий время он отдавал молитве, Богомыслию и чтению Священного Писания.

    Можно полагать, что святой не окончил полного курса коллегии, так как после разорения Подола поляками она на несколько лет прекратила свою деятельность. Святитель на всю жизнь сохранил глубокую признательность воспитавшему его Киево-Братскому монастырю. В синодике Киево-Выдубицкого монастыря сделано следующее замечание о святом Феодосии: «Был он муж благоразумен и благотворящ Киевскому Братскому монастырю».

    По получении образования будущий святитель принял иноческий постриг в Киево-Печерской Лавре с именем Феодосии, в честь преподобного Феодосия Печерского (память 3 мая).

    Киевским митрополитом Дионисием (Балабаном) он был поставлен архидиаконом Киево-Софийского собора, а затем назначен наместником митрополичьего кафедрального дома. Но вскоре он оставил Киев и поселился в отдаленном Крутицком монастыре (Черниговской епархии), возле местечка Батурина, славившемся строгой иноческой жизнью. Там он был посвящен в сан иеромонаха. В 1662 году святой Феодосий был назначен игуменом Корсунского монастыря Киевской епархии, а в 1664 году — настоятелем древнего Киево-Выдубицкого монастыря. Эта обитель незадолго перед тем находилась в руках униатов и была совершенно разорена. Но святому Феодосию благодаря своей энергии и настойчивости удалось быстро возродить Выдубицкий Михайловский монастырь. Он особенно заботился об устроении церковного благолепия. Он создал прекрасный хор, который славился не только в Малороссии, но и в Москве, куда святой Феодосий в 1685 году посылал своих певчих. Заботясь о духовном возрастании насельников обители, святой игумен, сам строгий подвижник, устроил в 1680 году недалеко от обители, на острове Михайловщине, небольшой скит для братии, желавшей уединения. Он назначил туда устроителем и наместником одного из самых ревностных иноков обители — иеромонаха Иова (Опалинского). В бытность святого Феодосия игуменом Киево-Выдубицкого монастыря ему пришлось пережить тяжелые дни. Вместе с другими игуменами он был обвинен Мефодием, епископом Мстиславским и Оршанским, в измене русскому правительству и в мнимой переписке с изменниками России. 20 сентября 1668 года святому Феодосию пришлось давать объяснения по этому делу. 17 ноября 1668 года клевета была обнаружена, и святой Феодосии, вместе с другими игуменами, получил прощение. Преосвященный Лазарь (Баранович) оценил высокие духовные качества святого Феодосия и приблизил его к себе. Он называл его «овцой стада Христова, научившейся покорности», и пророчески желал, чтобы имя святого Феодосия было написано на Небесах. Когда в 1679 году Преосвященный Лазарь стал местоблюстителем Киевской митрополии, он назначил святого Феодосия своим наместником в Киеве, а сам оставался в Чернигове. В качестве наместника местоблюстителя Киевской митрополии святой Феодосии принимал деятельное участие во многих церковных событиях. В 1685 году он участвовал с правом решающего голоса в избрании епископа Гедеона (Четвертинского) митрополитом Киевским и вместе с Иеронимом (Дубиною), игуменом Переяславским, был послан в Москву с извещением об избрании. В Москве оба представителя были приняты с почетом и уважением. Результатом этого посольства было воссоединение Киевской митрополии с Русской Православной Церковью.

    В 1688 году святой Феодосии был назначен архимандритом Черниговского Елецкого монастыря, на место почившего архимандрита Иоанникия (Голятовского). С того времени вся деятельность святого переносится из Киева в Чернигов. Это назначение состоялось, главным образом, по желанию Преосвященного Лазаря. Святому Феодосию пришлось немало потрудиться над благоустройством Елецкой обители, так как монастырь этот, еще не оправившийся после опустошения иезуитами и доминиканцами, был весьма беден и неустроен. Трудами святого Феодосия удалось достигнуть в продолжение двух-трех лет для Елецкой обители благосостояния, вполне обеспечивавшего ее существование. Святой и в своей новой должности оказывал всемерное содействие Преосвященному Лазарю во всех важных делах. Он участвовал в составлении соборного ответа Московскому Патриарху Иоакиму на его вопросные грамоты об отношении Киевской митрополии к Флорентийскому Собору и в обсуждении вопроса о времени пресуществления Святых Даров, поднятого на этом Соборе. Когда же Патриарх не удовлетворился этими ответами и в Москву в начале 1689 года был послан Батуринский игумен святой Димитрий (Туптало) (будущий митрополит Ростовский), святой Феодосий ездил с ним в качестве представителя от Преосвященного Лазаря. Ему поручено было передать Патриарху ответное письмо и выяснить недоразумения. 11 сентября 1692 года святой Феодосий был торжественно хиротонисан во архиепископа в Успенском соборе Московского Кремля.

    Об управлении святителем Феодосием Черниговской епархией сохранилось мало сведений. Особенное внимание святитель обращал на пробуждение и поддержание в пастве духа истинно христианского благочестия. С этой целью он заботился о поддержании старых и устройстве новых монастырей и храмов. В самом начале его святительства, по его благословению, был создан Печеникский девичий монастырь, и он сам освятил храм этой обители в честьУспения Пресвятой Богородицы. В 1694 году, по его благословению, был основан Любецкий скит в 2-х верстах от Любеча; в 1694 году святитель освятил в Домницком мужском монастыре храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а летом 1695 года — величественный храм в честь Пресвятой Богородицы, построенный на вершине горы Болдинской, близ древнего Ильинского монастыря. При святителе Феодосии в Черниговской епархии замечается особенный подъем и усиление иночества. Святитель уделял также большое внимание духовенству и был строго разборчив при выборе кандидатов священства. Он особенно покровительствовал черниговским духовным школам, приглашал в них из Киева ученых монахов, среди которых был святой Иоанн (Максимович), будущий митрополит Тобольский, сделавшийся впоследствии помощником и преемником святителя и устроителем черниговских духовных школ. Строгая справедливость в отношении к духовенству и пастве, глубокое сострадание, снисходительность и христианское миролюбие были отличительными чертами деятельности святителя Феодосия. К нему часто обращались за помощью и советом не только православные, но и лица других исповеданий.

    Но недолго святитель Феодосии окормлял Черниговскую паству. Чувствуя приближение смерти, он вызвал к себе в Чернигов наместника Брянского Свенского монастыря, святого Иоанна (Максимовича) и возвел его изиеромонаха в архимандрита Черниговского Елецкого монастыря. В новом архимандрите он заранее готовил себе преемника. 6 февраля 1696 года святитель Феодосий скончался и был погребен в Черниговском кафедральном Борисоглебском соборе, за правым клиросом, в особо сделанном для того склепе. Впоследствии его преемник святитель Иоанн (Максимович) построил над его гробом кирпичный свод с хвалебной надписью в стихах в благодарность за чудесное исцеление от тяжкой болезни. Особое благодатное дарование, которое стяжал святитель Феодосий, засвидетельствовано его подвижнической жизнью и сокровенной помощью всем, возносившим ему молитвы.

    Прославление святителя Феодосия совершилось 9 сентября 1896 года.

    filaretuos

    Реалии нашей жизни

    Друзья и враги

    Святая мученица Агафия ( она же Агата) и город Катания

    Святая Агафия, она же Агафья и она же Агата, одна из наиболее известных и почитаемых раннехристианских святых мучениц. Погибла в Катании на острове Сецилия 5 (18) февраля 251 года.
    Святая Агафия почитается с глубокой древности. Ещё Папа Римский Симмах в начале 6 века в пригороде Рима освятил храм в честь святой Агафии. Сегодня в Риме две Церкви носят имя святой Агаты.

    Согласно истории, Агафия родилась в богатой сицилийской семье в городе Палермо. Она отвергла домогательства городского префекта, после чего он подверг её преследованиям, пользуясь антихристианскими законами императора Деция. Сначала Агафию отправили в публичный дом, затем бросили в тюрьму, где отсекли ей груди. После мучений святую Агафию сожгли на костре.
    На Западе Агафию называют Агата.

    Святая Агата является покровительница города Катании и всей Сицилии, а так же государства Мальта . День памяти в католической и православной церквях — 5 и 18 февраля. В православии почитается под именем Агафия. В католических храмах в этот день освящают хлеб, соль и воду, которые, по поверью, защищают жилища от огня. Кроме того, считается, что хлеб, освящённый в этот день в храме, имеет способность экзорцизма (изгнания дьявола из человека) .

    Катакомбы, находящиеся на Мальте в Рабате — пригороде Мдины, называются катакомбами святой Агаты, так как, по местному преданию, святая некоторое время находилась на Мальте, скрываясь от преследователей.

    В Республике Сан-Марино государственной наградой является Орден Святой Агаты.

    Но конечно, самое почитаемое место святой Агаты на земле, это Юг Италии, город Катания в Сицилии.

    Сицилия — административный регион Италии площадью 25 711 км² и населением 4 999 932 человек . Кроме того, это самый большой регион по площади среди регионов Италии. Вся его территория состоит из островов, причём 98 % приходится на остров Сицилия, который от материковой Италии отделён Мессинским проливом. На острове Сицилия расположен действующий вулкан Этна высотой примерно 3329 метров. Включает в себя одноимённый остров.

    Символом города является слон (наверху фото памятник слону), а покровительницей святая Агафия. Почему слон, об этом узнаете ниже.

    Многочисленные извержения вулкана Этно, землятрясения и эпидемия чумы иногда частично, а иногда и полностью разрушали город.
    Вторая половина XVII века — трагический период в истории города: в 1669 году произошло сильное извержение вулкана Этна, большинство домов оказались погребены под слоем лавы и пепла. В 1693 году, когда Катания ещё не оправилась от первого удара, землетрясение уничтожило всё, что сохранилось или было построено. Однако жители не покинули город , снова и снова восстановили его из руин и пепла. В качестве основных материалов использовались чёрная лава и светлый известняк.
    Именно здесь в Катании и находится храм (католический), святой Агаты .

    Гробница с мощами Агаты весит 30 тонн, а потому по городу её дружно тащут 5.000 человек.

    Уже стала традицией для всех верующих в этот день нести восковые свечи в дар святой Агате. Причем это не те свечи, что вы привыкли видеть в наших церквях. Свечи большущие… Часто они имеет длину и вес, соответствующий росту и весу дарителя.

    Вот столько людей собирается 5 февраля в Катании у собора чтобы почтить день памяти святой Агаты.

    Вот за этой решёткой в соборе города Полермо находятся мощи нескольких святых, тут же и рука святой Агаты.

    В Православной Церкви в этот день так же празднуется Сицилийская икона Богородицы

    Явление этой чудотворной иконы последовало 5 февраля 1092 года в Сицилии. Замечательно то обстоятельство, что этот образ Богоматери хотя и прославился в пределах западной церкви, однако, изображение его совершенно православное, т. е. он написан в греко-византийском, а не романском стиле. В частности, Предвечный Младенец изображен сидящим на лоне Богоматери и, что особенно важно, благословляющим обеими руками именословно, чего не встречается в иконописи западной церкви. Это обстоятельство объясняется тем, что в XI и XII веках в Сицилии и в Италии было немало православных христиан, отправлявших греческое богослужение. Немало греков переселялось на Запад и после от набегов и притеснений турок. Таким образом, вместе с их переселением был перенесен в западные их колонии и византийский стиль иконописи.

    Кем же и когда эта икона перенесена к нам в Россию? Предание говорит, что Сицилийская икона принесена в Россию двумя благочестивыми иноками, старцами Ксенофонтом и Иоасафом, и уже после взятия Константинополя турками, т. е. в конце XIV века, после того как многие из греков покинули свою родину и переселились в Сицилию и Италию.

    Перед революцией икона находилась в России в Дивногорском Успенском женском монастыре Воронежской епархии, почему и называется не только Сицилийским, но и Дивногорским. В Воронежской епархии эта икона пользуется особым почитанием.

    Из многочисленных чудес, бывших от Дивногорской иконы Божией Матери, особенно памятен для воронежцев случай, бывший в 1831 году, когда по молитвам перед этой иконой прекратилась в губернии холера.

    Читайте также  Святые петр и феврония молитва о возвращении любимого человека
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector