Молитва Святителю Николаю японскому

Молитва Святителю Николаю японскому

Молитва Святителю Николаю японскому

Молитва Святителю Николаю японскому

А по́столов единонра́вне и сопресто́льне,/ служи́телю Христо́в ве́рный и Богому́дрый,/ цевни́це избра́нная Боже́ственнаго Ду́ха,/ сосу́де преизлива́ющийся любве́ Христо́вы,/ Япо́нския земли́ просвети́телю,/ святы́й Нико́лае, иера́рше равноапо́стольне,/ моли́ся Живонача́льней Тро́ице/ о всем твое́м ста́де // и о всем ми́ре.

Ин тропарь, глас 4:

Я́ ко апо́столом соприча́стника в труде́х и возме́здиих/ Це́рковь тя с любо́вию почита́ет,/ святи́телю о́тче Нико́лае равноапо́стольне./ Положи́в бо мно́гими по́двиги нача́ло Правосла́вия в Япо́нии язы́честей,/ умно́жил еси́ в ней ча́да спасе́ния,/ и по кончи́не прия́т тя Бог во оби́тели апо́стол Свои́х по достоя́нию./ Сего́ ра́ди мо́лим тя/ моли́ся Го́сподеви пребы́ти и в пре́дняя де́лу твоему́ незы́блему на ве́ки,/ и ввести́ся в ло́но Це́ркве Правосла́вныя всем поги́бнути иму́щим,/ умири́тися ми́рови // и спасти́ся душа́м на́шим.

С тра́нника и прише́льца прия́т тя страна́ Япо́нская,/ равноапо́стольне святи́телю Нико́лае,/ в ней же испе́рва позна́л еси́ себе́ я́ко чу́ждаго,/ оба́че теплоту́ и свет Христо́в источа́я,/ прелага́л еси́ враги́ твоя́ в сы́ны духо́вныя,/ и́мже раздая́ благода́ть Бо́жию, созида́л еси́ Це́рковь Христо́ву,/ о ней же ны́не моли́ся,/ и тебе́ бо сы́нове ея́ и дще́ри взыва́ют:// ра́дуйся, па́стырю до́брый наш.

Ин кондак, глас 2:

Т ве́рдаго и Боговеща́ннаго пропове́дателя Ева́нгелия Твоего́, Го́споди,/ возме́здил еси́ Боголе́пно/, труды́ бо его́ и боле́зни прия́л еси́ па́че всех жертв зако́нных и всесожже́ний.// Того́ моли́твами соблюди́ нас от неприя́зни.

С вя́тче Бо́жий, па́стырю до́брый, де́лателю ве́рный виногра́да Христо́ва, равноапо́стольне Нико́лае! При́зри на гра́д сей и на лю́ди сия́, моли́ Христа́ Бо́га, да сохрани́т па́ству твою́ от волко́в губя́щих ю́, да низпо́слет нам Ду́ха Своего́ Свята́го дар, во е́же умудри́ти нас ходи́ти пред Ним во вся́ком благоче́стии и чистоте́ во вся дни жи́зни на́шея: да славосло́вяще и́мя Его́ всесвято́е во дни и но́щи, сподо́бимся бы́ти насле́дницы жи́зни ве́чныя, и просла́вим Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Текст молитвы равноапостольному Николаю, архиепископу Японскому, утвержден к общецерковному богослужебному употреблению решением Священного Синода от 17 июня 2021 года (журнал № 34).

О вели́кий уго́дниче Христо́в, равноапо́стольный святи́телю Нико́лае! Услы́ши ны, раб Бо́жиих (имена), и при́зри на не́мощи на́ша, и умоли́ Премилосе́рдаго Царя́ Небе́снаго, да не прогне́вается на ны зело́ и да не погуби́т нас со беззако́ньми на́шими, но да поми́лует и спасе́т нас по ми́лости Свое́й, да всади́т в сердца́ на́ша покая́ние и спаси́тельный страх Бо́жий, да просвети́т Свое́ю благода́тию ум наш, во е́же оста́вити нам стези́ нече́стия и неукло́нно же за́поведи Бо́жия твори́ти и уста́вы Святы́я Це́ркве соблюда́ти. Моли́, благосе́рде, Человеколю́бца Бо́га, да яви́т нам вели́кую ми́лость Свою́ и да изба́вит нас, к святе́й ико́не твое́й с ве́рою прибега́ющих, от бед и напа́стей, неду́гов теле́сных и душе́вных, и да сподо́бит Ца́рствия Своего́ Небе́снаго во ве́ки веко́в. Ами́нь.

  • ГЛАВНАЯ
  • КАЛЕНДАРЬ
  • ВЕТХИЙ ЗАВЕТ
  • НОВЫЙ ЗАВЕТ
  • ПСАЛТИРЬ
  • МОЛИТВОСЛОВ
  • Ц. СЛ. СЛОВАРЬ
  • ТИПИКОН
  • БОГОСЛУЖЕБНЫЙ УСТАВ
  • БОГОСЛУЖЕБНЫЕ УКАЗАНИЯ
  • ТЕКСТЫ СЛУЖБ
  • ТРЕБНИК
  • = МОЛИТВОСЛОВИЯ =
  • * Господу Богу и Кресту
  • * Богородице
  • * Ангелам
  • * Пророкам
  • * Апостолам и равноапостольным
  • * Князьям и царям
  • * Святителям
  • * Мученикам
  • * Преподобным
  • * Праведным, блаженным и безсребренникам
  • * Соборам святых и в Недели
  • * Новомученикам и исповедникам XX века
  • * Общие святым
  • * В различных нуждах
  • * О усопших
  • * Триоди постной
  • * Триоди цветной
  • ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
  • Гостевая книга
  • Вопросы-ответы
  • Просьба о молитве
  • Новости
  • Объявления
  • ПОМОЩЬ САЙТУ

Новости

    09 Ноябрь 2021

Благодарность

Искренне благодарю Дмитрия Г. за оказанную материальную помощь на развитие сайта.

Благодарность

Искренне благодарю Наталью Михайловну Ч. и Татьяну Александровну Т. за оказанную материальную помощь на развитие сайта.

Объявления

    08 Июль 2014

Внимание!

Уважаемые пользователи, скачать богослужебные книги Вы можете на сайте ДЬЯЧОК , который является приложением к сайту Псаломщик.

ПОИСК ПО САЙТУ

Чтобы быстро найти нужную вам информацию, воспользуйтесь Поиском по сайту Псаломщик находящимся на главной странице.

Равноапостольный Николай Японский (Касаткин), архиепископ

Дни памяти

7 августа (переходящая) – Собор Смоленских святых

Житие

Свя­той рав­ноап­о­столь­ный Ни­ко­лай, ар­хи­епи­скоп Япон­ский, в ми­ру Иван Ди­мит­ри­е­вич Ка­сат­кин, ро­дил­ся 1 ав­гу­ста 1836 го­да в Бе­ре­зов­ском по­го­сте, Воль­ско­го уез­да, Смо­лен­ской гу­бер­нии, где его отец слу­жил диа­ко­ном. Пя­ти лет он по­те­рял мать. Окон­чив Бель­ское ду­хов­ное учи­ли­ще, а за­тем Смо­лен­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию, в 1857 го­ду Иван Ка­сат­кин по­сту­пил в Санкт-Пе­тер­бург­скую ду­хов­ную ака­де­мию. 24 июня 1860 го­да в ака­де­ми­че­ском хра­ме Две­на­дца­ти Апо­сто­лов епи­скоп Нек­та­рий со­вер­шил по­стри­же­ние его в мо­на­ше­ство с на­ре­че­ни­ем име­ни Ни­ко­лай. В день па­мя­ти пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла, 29 июня, инок Ни­ко­лай был по­свя­щен во иеро­ди­а­ко­на, а 30 июня – в пре­столь­ный празд­ник ака­де­ми­че­ско­го хра­ма – в сан иеро­мо­на­ха. За­тем по его же­ла­нию отец Ни­ко­лай был на­зна­чен в Япо­нию на­сто­я­те­лем кон­суль­ско­го хра­ма го­ро­да Ха­ко­да­те.

Сна­ча­ла про­по­ведь Еван­ге­лия в Япо­нии ка­за­лась со­вер­шен­но немыс­ли­мой. По сло­вам са­мо­го от­ца Ни­ко­лая, «то­гдаш­ние япон­цы смот­ре­ли на ино­стран­цев как на зве­рей, а на хри­сти­ан­ство как на зло­дей­скую цер­ковь, к ко­то­рой мо­гут при­над­ле­жать толь­ко отъ­яв­лен­ные зло­деи и ча­ро­деи». Во­семь лет ушло на то, чтобы изу­чить стра­ну, на­род, язык, нра­вы, обы­чаи тех, сре­ди ко­го пред­сто­я­ло про­по­ве­до­вать, и к 1868 го­ду паства от­ца Ни­ко­лая на­счи­ты­ва­ла уже око­ло два­дца­ти япон­цев. В кон­це 1869 го­да иеро­мо­нах Ни­ко­лай в Пе­тер­бур­ге до­ло­жил Си­но­ду о ре­зуль­та­тах сво­ей ра­бо­ты. Бы­ло при­ня­то ре­ше­ние: «Об­ра­зо­вать для про­по­ве­ди меж­ду япон­ски­ми языч­ни­ка­ми Сло­ва Бо­жия осо­бую Рос­сий­скую Ду­хов­ную Мис­сию». Отец Ни­ко­лай был воз­ве­ден в сан ар­хи­манд­ри­та и на­зна­чен на­чаль­ни­ком этой Мис­сии. Вер­нув­шись в Япо­нию, бу­ду­щий свя­ти­тель пе­ре­дал Ха­ко­дат­скую паст­ву иеро­мо­на­ху Ана­то­лию, а сам пе­ре­нес центр Мис­сии в То­кио. В 1871 го­ду в стране на­ча­лось го­не­ние на хри­сти­ан, мно­гие под­вер­га­лись пре­сле­до­ва­ни­ям (в том чис­ле пер­вый пра­во­слав­ный япо­нец, зна­ме­ни­тый впо­след­ствии мис­си­о­нер-свя­щен­ник Па­вел Са­ва­бе). Толь­ко к 1873 го­ду го­не­ния несколь­ко пре­кра­ти­лись, и ста­ла воз­мож­на сво­бод­ная про­по­ведь хри­сти­ан­ства.

В тот же год ар­хи­манд­рит Ни­ко­лай при­сту­пил к стро­и­тель­ству в То­кио церк­ви и шко­лы на пять­де­сят че­ло­век, а за­тем и ду­хов­но­го учи­ли­ща, ко­то­рое в 1878 го­ду бы­ло пре­об­ра­зо­ва­но в се­ми­на­рию.

В 1874 го­ду в То­кио при­был прео­свя­щен­ный Па­вел, епи­скоп Кам­чат­ский, чтобы ру­ко­по­ло­жить во свя­щен­ный сан ре­ко­мен­ду­е­мых ар­хи­манд­ри­том Ни­ко­ла­ем кан­ди­да­тов из мест­но­го на­се­ле­ния. К это­му вре­ме­ни при Мис­сии в То­кио дей­ство­ва­ли че­ты­ре учи­ли­ща – ка­те­хи­за­тор­ское, се­ми­нар­ское, жен­ское, при­чет­ни­че­ское, а в Ха­ко­да­те два – для маль­чи­ков и де­во­чек. Во вто­рой по­ло­вине 1877 го­да Мис­си­ей стал ре­гу­ляр­но из­да­вать­ся жур­нал «Цер­ков­ный вест­ник». К 1878 го­ду в Япо­нии на­счи­ты­ва­лось уже 4115 хри­сти­ан, су­ще­ство­ва­ли мно­го­чис­лен­ные хри­сти­ан­ские об­щи­ны. Бо­го­слу­же­ние и пре­по­да­ва­ние на род­ном язы­ке, из­да­ние книг ре­ли­ги­оз­но-нрав­ствен­но­го со­дер­жа­ния – вот сред­ства, ко­то­рые поз­во­ли­ли Мис­сии до­бить­ся за ко­рот­кий срок столь зна­чи­тель­ных ре­зуль­та­тов.

30 мар­та 1880 го­да в Тро­иц­ком со­бо­ре Алек­сан­дро-Нев­ской Лав­ры со­сто­я­лась хи­ро­то­ния ар­хи­манд­ри­та Ни­ко­лая во епи­ско­па. Вер­нув­шись в Япо­нию, свя­ти­тель с еще боль­шим усер­ди­ем стал про­дол­жать свои апо­столь­ские тру­ды: за­вер­шил стро­и­тель­ство со­бо­ра Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва в То­кио, при­нял­ся за но­вый пе­ре­вод бо­го­слу­жеб­ных книг, со­ста­вил на япон­ском язы­ке осо­бый пра­во­слав­ный бо­го­слов­ский сло­варь.

Боль­шие ис­пы­та­ния вы­па­ли на до­лю свя­ти­те­ля и его паст­вы в пе­ри­од рус­ско-япон­ской вой­ны. За свои по­движ­ни­че­ские тру­ды в эти тя­же­лые го­ды он был удо­сто­ен воз­ве­де­ния в сан ар­хи­епи­ско­па.

В 1911 го­ду ис­пол­ни­лось пол­ве­ка с тех пор, как мо­ло­дой иеро­мо­нах Ни­ко­лай впер­вые сту­пил на япон­скую зем­лю. К то­му вре­ме­ни в 266 об­щи­нах Япон­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви бы­ло 33017 хри­сти­ан, 1 ар­хи­епи­скоп, 1 епи­скоп, 35 свя­щен­ни­ков, 6 диа­ко­нов, 14 учи­те­лей пе­ния, 116 про­по­вед­ни­ков-ка­те­хи­за­то­ров.

3 фев­ра­ля 1912 го­да, на 76-м го­ду жиз­ни, про­све­ти­тель Япо­нии ар­хи­епи­скоп Ни­ко­лай мир­но ото­шел ко Гос­по­ду. Свя­щен­ный Си­нод Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви 10 ап­ре­ля 1970 го­да вы­нес акт о про­слав­ле­нии свя­ти­те­ля в ли­ке рав­ноап­о­сто­лов, ибо в Япо­нии свя­той уже дав­но был чтим как ве­ли­кий пра­вед­ник и мо­лит­вен­ник пред Гос­по­дом.

Молитвы святому равноапостольному Николаю Японскому

Апостолов единонравне и сопрестольне, служителю Христов верный и Богомудрый, цевнице избранная Божественнаго Духа, сосуде преизливающийся любве Христовы, Японския земли просветителю, святый Николае, иерарше равноапостольне, молися Живоначальней Троице о всем твоем стаде и о всем мире.

Ин тропарь святому равноапостольному Николаю Японскому, глас 4-й

Яко апостолом сопричастника в трудех и возмездиих Церковь тя с любовию почитает, святителю отче Николае равноапостольне. Положив бо многими подвиги начало Православия в Японии язычестей, умножил еси в ней чада спасения, и по кончине прият тя Бог во обители апостол Своих по достоянию. Сего ради молим тя молися Господеви пребыти и в предняя делу твоему незыблему на веки, и ввестися в лоно Церкве Православныя всем погибнути имущим, умиритися мирови и спастися душам нашим.

Кондак святому равноапостольному Николаю Японскому, глас 4-й

Странника и пришельца прият тя страна Японская, равноапостолъне святителю Николае, в ней же исперва познал еси себе яко чуждаго, обаче теплоту и свет Христов источая, прелагал еси враги твоя в сыны духовныя, имже раздай благодать Божию, созидал еси Церковь Христову, о ней же ныне молися, и тебе бо сынове ея и дщери взывают: радуйся, пастырю добрый наш.

Ин кондак святому равноапостольному Николаю Японскому, глас 2-й

Твердаго и Боговещаннаго проповедателя Евангелия Твоего, Господи, возмездил еси Боголепно, труды бо его и болезни приял еси паче всех жертв законных и всесожжении. Того молитвами соблюди нас от неприязни.

Величание святому равноапостольному Николаю Японскому

Величаем тя, равноапостольне Николае, и чтим болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовестии Христове.

Молитва первая святому равноапостольному Николаю Японскому о помощи в учебе и изучении языков, об обращении в веру маловеров и нехристиан

О пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святый святителю, равноапостольный Николае Японский! Предстоя у Престола всех Царя и наслаждаяся света Единосущныя Троицы и херувимски со ангелы возглашая песнь трисвятую, великое же и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владыце, моли спастися обращенным тобою ко Христу, и всея паствы Христовы людем. Упроси Вышняго: страждущую страну Российскую от лютых безбожник и власти их Господь да свободит, и да возставит престол православных правителей; верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш, процветание Православия в стране нашей Российстей и в земли Японстей да утвердит. Архиереи благолепием святительства да украсит, монашествующыя к подвигом добраго течения да укрепит: царствующыя грады и вся грады страны добре сохранит. О святителю предивный! Мир весь предстательством твоим умири: от глада, жажды, пагубы и крамолы избави ны, от стихий часто находящих на ны, грех ради наших многих, от тлетворных ветр, губительныя язвы и от нападения иноплеменных сохрани. Старыя утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя и в темнице сидящыя свободи и возврати, немощствующыя исцели, плавающым буди добрый кормчий, и всех везде тепле призывающих тя и с верою притекающих к тебе, и усердно припадающих, и молящихся тебе от клеветы и всяких напастей, враг видимых и невидимых, бед и всякаго зла твоим ходатайством свободи. Моли о нас Всещедраго и Человеколюбиваго Христа Бога нашего, да простит нам вся грехи, от юности содеянныя нами, и в день страшнаго пришествия Его от шуияго стояния избавит нас и радости святых причастники сотворит, да купно с ними славим Единаго в Троице Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая святому равноапостольному Николаю Японскому о том же

О великий угодниче Христов, равноапостольный святителю Николае! Услыши ны, раб Божиих (имена), и призри на немощи наша, и умоли Премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело и да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас по милости Своей, да всадит в сердца наша покаяние и спасительный страх Божий, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже оставити нам стези нечестия и неуклонно же заповеди Божия творити и уставы Святыя Церкве соблюдати. Моли, благосерде, Человеколюбца Бога, да явит нам великую милость Свою и да избавит нас, к святей иконе твоей с верою прибегающих, от бед и напастей, недугов телесных и душевных, и да сподобит Царствия Своего Небеснаго во веки веков.

Житие святого Николая Японского и иконография, о чем просят и тексты молитв

Православные святые, которые обращают людей в христианскую веру, пользуются особым уважением. Их называют равноапостольными святыми. К этой категории принадлежит святой, который за служение христианской церкви вдали от Родины был назван Николаем Японским. Жизнь православного епископа Русской Церкви началась в небольшом селе Смоленской губернии, а закончилась в Японии, где он служил на благо русского православия.

Биографическая справка

Настоящее имя Николая Японского – Иван Касаткин. Он прошел долгий путь от простого верующего человека до титулованного служителя церкви.

Происхождение

Николай родился под Смоленском в семье простого дьякона. С ранних лет мать и отец прививали сыну основы православия. Мальчику удалось поступить в богословскую школу на казенное отделение. Сначала он окончил Бельское духовное училище, затем поступил на отделение Смоленской духовной семинарии.

Информация! Николая Японского часто называют «православным самураем».

Житие святителя

Во второй половине 1850 года Николай был принят на факультет Санкт-Петербургской семинарии как один из лучших учеников Смоленска. Он поразил учителей и соратников своей настойчивостью, тягой к знаниям и тактичностью.

Его жизненный путь как служителя церкви начался после назначения настоятелем церкви в город Хакодатэ, расположенный на территории Японии. Миссионерская деятельность была смыслом жизни молодого специалиста. Он сам просил о ходатайстве митрополита Григория, рассчитывал, что соратники окажут ему поддержку.

Николай отправился в Японию, когда был подписан указ о его назначении. Ему пришлось добираться до места службы 12 месяцев. Самым сложным периодом для него стал период, когда в Японии начались гонения на христиан. Это произошло вскоре после его приезда на территорию страны. Николай в чине архимандрита терпеливо общался с подстрекателями, одновременно строил церковь. Через несколько лет ему удалось договориться о начале строительства духовного училища.

Одновременно с миссионерской деятельностью Николай трудился как переводчик. Он переводил христианские тексты на японский язык и распространял их среди местного населения. Этот путь был важен как первопроходческий, миссионер помогал людям обрести веру, познать заповеди Божьи и не потерять собственное «я».

К Николаю Японскому обращались русские эмигранты, которые жили в Японии. Многие из них выступали спонсорами строительства церквей или училищ. За время работы священнику удалось построить несколько церквей и 6 духовных училищ для молодежи.

На протяжении русско-японской войны 1905 года св. Николай отважно помогал русским военнопленным, а также продолжал миссионерскую деятельность. После войны он помогал солдатам восстанавливаться, призывал их перейти к собственной вере.

Справка! Проповедь христианства в Японии каралась смертной казнью на протяжении нескольких десятилетий.

Кончина святого

Весной 1912 года архиепископ Японской православной церкви скончался. Перед смертью он был окружен заботой и любовью своих учеников и друзей. Его смерть была легкой, он умер во сне. На похороны был привезен венок из цветов от российского императора – это стало особым знаком уважения, которого удостаивались немногие служители, проживавшие вдали от страны. Старец был похоронен на японском кладбище Янака. Во второй половине 1970 года единогласным решением комиссии Николай Японский был причислен к лику равноапостольных святых.

Иконография

Николая Японского традиционно изображают как священнослужителя-миссионера. На классических иконах, принадлежащих школе древнерусской иконописи, служитель изображен в облачении архимандрита.

Его перст изображает благословляющий жест, вторая рука придерживает Евангелие. Особая черта, которая говорит о подобострастном отношении к реликвии, – использование белого платка, подложенного под священную книгу. Современные иконы изображают Николая Японского как архимандрита с открытой книгой Евангелия, обозначая его активную миссионерскую деятельность. Существует несколько икон, где архимандрит изображен в полный рост, но на нем по-прежнему остается то же облачение. В руках святого нет книг, руки обращены ладонями вверх, как бы предназначенные для молитвы.

Почитание

Уважение и почитание архимандрит-миссионер получал при жизни. Он воспитал множество достойных учеников, которые уважали и любили старца. Ему удалось отпраздновать 50-летие служения японскому православию среди своих последователей и соратников. Официально Николай Японский возведен в лик равноапостольных святых в 1970 году после заседания специальной комиссии Русской Православной Церкви. Служба официально опубликована во второй половине 1978 года.

Наследие

Николай Японский остался в памяти последователей не только как успешный, талантливый миссионер, но и как высокообразованный востоковед-японист. Он составил, а затем записал наблюдения о Японии и миссии, которую осуществлял на этой земле. Труды святого Николая:

  • 10 томов описаний;
  • переводы для прихожан;
  • личные дневники.

Дневники святого долгое время считались утраченными, но во второй половине XX века исследователи обнаружили интересный след. Оказалось, что дневники были вывезены Федором Михайловичем Достоевским из Японии и переданы русским историкам. След снова терялся после расследования событий 1917 года в России. Тогда записи были спасены одним из служителей Священного Синода, а позднее переданы в архивные библиотеки для хранения.

Местоположение мощей

Мощи святого находятся на кладбище японского города Янако. Несмотря на то, что японскому правительству были озвучены просьбы о переносе мощей, этого не произошло. Многие последователи поддержали решение японских верующих, так как решили, что мощи святого должны принадлежать японской земле, которой была посвящена миссионерская деятельность служителя.

В Токийском соборе удалось достичь соглашения о передаче только частицы мощей. Теперь одна часть находится на территории прихода, расположенного под Смоленском, другая часть использована для передачи во Владивостокский храм.

Частицы мощей обретаются в храме Минска с 2012 года, малая часть мощей отправлена прихожанам православной американской церкви города Вашингтон.

Храмы

Большое почтение имеют приходы, выстроенные на территории Японии, которые названы в честь Николая Японского. В Токио выстроен кафедральный собор имени Николая Японского. Прихожане почитают память святого 16 февраля. Есть храм имени святого в поселке Мирный Дальневосточной области. Во второй половине 2012 года построен храм в Минске.

Тексты

Как равноапостольный святой Николай почитается церковными текстами, написанными после его причисления к лику святых. Среди текстов есть несколько молитв, которые возносят на разных языках.

Тропарь

Тропарь первый Николаю, архиепископу Японскому, глас 4

Апостолов единонравне и сопрестольне, / служителю Христов верный и Богомудрый, / цевнице избранная Божественнаго Духа, / сосуде преизливающийся любве Христовы, / Японския земли просветителю, / святый Николае, иерарше равноапостольне, / молися Живоначальней Троице / о всем твоем стаде // и о всем мире.

Тропарь второй Равноапостольному Николаю Японскому, глас 4

Апостолов единонравне и сопрестольне, / служителю Христов верный и Богомудрый, / цевнице избранная Божественнаго Духа, / сосуде преизливающийся любве Христовы, / Японския земли просветителю, / святый Николае, иерарше равноапостольне, / молися Живоначальной Троице // о всем твоем стаде и о всем мире.

Кондак

Кондак первый равноапостольному Николаю, архиепископу Японскому, глас 4

Странника и пришельца прият тя страна Японская, / равноапостольне святителю Николае, / в ней же исперва познал еси себе яко чуждаго, / обаче теплоту и свет Христов источая, / прелагал еси враги твоя в сыны духовныя, / имже раздай благодать Божию, созидал еси Церковь Христову, / о ней же ныне молися, / и тебе бо сынове ея и дщери взывают: // радуйся, пастырю добрый наш.

Кондак второй равноапостольному Николаю, архиепископу Японскому, глас 2

Твердаго и Боговещаннаго проповедателя Евангелия Твоего, Господи, / возмездил еси Боголепно /, труды бо его и болезни приял еси паче всех жертв законных и всесожжении. // Того молитвами соблюди нас от неприязни.

В гости к святому Николаю Японскому

От Москвы до Токио больше 8 тысяч километров, девять часов на самолете. Лететь так далеко и не побывать в главном православном храме Японии немыслимо, даже если отправляешься в далекую страну в рабочую командировку.

Что мы знаем о Японии, о религии, которую исповедуют местные жители? Большинство из них синкретичны в своей вере, являясь последователями сразу двух основных религий Японии: буддизма и синтоизма. Но в сравнительно небольшой стране действуют больше 40 православных храмов, и их прихожанами являются не только переехавшие в Японию славяне, как представляется в первую минуту. В главный православный храм страны – кафедральный собор Воскресения Христова в Токио – приходят, в основном, японцы. Первым православие на японскую землю принес святитель Николай Японский.

Читайте также  Икона Богородицы с монетами молитва

Николай Японский ок. 1912 г.

Среди небоскребов столичного города, ярких неоновых вывесок, кричащих реклам, глаз ищет купола православного храма. Построенный на вершине холма Суруга-дай в районе Канда собор, который японцы называют Николай-До (храм Николая), очень органично вписался в городской пейзаж. Равноапостольный Николай (в миру Иван Дмитриевич Касаткин), родившийся в 1836 году в Смоленской губернии, основал православную миссию в Японии. Его трудами, его молитвами жители страны Восходящего солнца узнавали о Христе, слышали Евангельское слово. Для того чтобы проповедовать на родном для коренных жителей языке, святитель Николай выучил японский. И он же присмотрел участок земли, на котором решил строить православный храм. Это было в конце XIX века. Проект для храма создал архитектор Михаил Арефьевич Щурупов, работами на месте руководил Нагасато Тайсукэ.

Его трудами, его молитвами жители страны Восходящего солнца узнавали о Христе, слышали Евангельское слово

Построенный в русско-византийском стиле собор Воскресения Христова представляет собой крест правильной формы с неширокими крыльями. Храм рассчитан на две тысячи человек. Часть икон собора представляют собой копии произведений В. М. Васнецова и М. В. Нестерова. Среди особо почитаемых святынь – икона Божией Матери «Знамение» – главная икона Русской Православной Зарубежной Церкви.

И вот уже полтора столетия под сводами храма звучит Слово Божие, весть о пришедшем в мире Спасителе. Первое, наверное, что отличает собор от возведенных в России православных храмов, это стулья, на которых во время богослужений можно посидеть. Но надо сказать, что редко кто этой возможностью пользуется.

И вот уже полтора столетия под сводами храма звучит Слово Божие, весть о пришедшем в мире Спасителе

Прихожане в подавляющем большинстве – японцы, которые уверовали во Христа и приняли Святое Крещение. Большая группа прихожан – смешанные семьи, где жена русская или украинка, а муж японец. Заглядывают и иностранцы, но владеющие японским языком, потому что служба идет на японском. И лишь только некоторые ектении возносятся на английском и на церковнославянском.

Прихожане в подавляющем большинстве – японцы, которые уверовали во Христа и приняли Святое Крещение

Обычно туристы или паломники из России, из стран бывшего Советского Союза, которые хотят услышать более привычный им церковнославянский язык ходят на Литургию в Александро-Невский храм, подворье Русской Православной Церкви, или же идут на румынское подворье.

Служит в соборе предстоятель Японской Автономной Православной Церкви митрополит Токийский и всея Японии Даниил (Нусиро Икуо). Помогают еще четыре священника. Все они японцы, и все выпускники семинарии, которая была открыта усилиями святого Николая и которая никогда не закрывалась.

Митрополит Даниил, к слову, тоже в свое время окончил эту семинарию, а затем отправился в Нью-Йорк, в Свято-Владимирскую духовную семинарию, где получил степень магистра богословия.

– Каждый год набор в семинарию неравномерный, иногда обучаются несколько десятков будущих священников, иногда – всего несколько человек. А бывает, что набора нет, – рассказывает иподиакон собора Воскресения Христова в Токио Георгий Троицкий.

Он приехал в Японию больше четверти века назад, получив высшее образование в Институте стран Азии и Африки при МГУ. Потом учился в Японском университете, был в стране на стажировке, и теперь Япония – его второй дом. Днем Георгий трудится на своей основной работе, вечером и по выходным помогает в соборе. Он – единственный из клира, кто владеет русским языком. Среди диаконов есть греки, румыны, которые многое понимают, но говорят либо на родном, либо на японском языке. Кстати, многие священники свободно владеют английским языком, совершают на нем Литургию, отучившись в свое время как раз в семинарии в Нью-Йорке, где учился митрополит Даниил.

В практике некоторых Зарубежных Церквей встречается, что священник должен зарабатывать себе на жизнь, освоив какую-то мирскую профессию. То есть по выходным и праздникам он служит, а по будням работает, например, почтальоном и поваром. В Православной Церкви Японии такой практики нет. Священника содержит приход.

Став прихожанином того или иного храма, человек платит регулярные взносы. Они могут быть совсем небольшими, но храм живет именно за счет этих пожертвований, а не столько за счет треб, продажи утвари или свечей, как в России. Когда человек приписан к тому или иному приходу, он обязательно участвует в его жизни. Он получает приглашения на общие собрания, приходские совещания. Он становится членом семьи. Еще в дневниках святого Николая Японского описываются такие комитеты прихожан, старейшины с большим опытом, которые помогают священникам в каких-то организационных делах.

Когда человек приписан к тому или иному приходу, он обязательно участвует в его жизни. Он становится членом семьи

Такая практика была и в Русской Православной Церкви до революции, но сейчас в чистом виде почти нигде не сохранилась.

А в целом жизнь прихода очень похожа на ту, что ведет храм, например, во Владимире или в Мурманске. Для детей открыта воскресная школа, занятия в которой ведут сами прихожане. После воскресной Литургии обязательно общая трапеза с обсуждением планов прихода, с подведением каких-то итогов, поздравления именинников. Для тех, кто собирается принять Крещение, священники проводят катехизаторские беседы. И сталкиваются, к слову, с одной национальной особенностью.

– У японцев сильно отличается представление о вере, о религии, – рассказывает иподиакон Георгий Троицкий. – Традиционно они исповедуют синтоизм, буддизм. Это обрядовые религии. Об этом святой Николай в дневниках много пишет. Сама концепция православной веры с молитвой, с общением с Богом им непонятна, потому и несвойственна. Им сложно принять, что вера – это не традиции, не ритуалы… И второй момент: японцам свойствен синкретизм в вопросах религии, для них нет проблемы совмещать разные религии. Похороны в семье могут проходить по буддистскому обряду. Когда рождается ребенок, его посвящают богам в храме (есть такой ритуал), это проходит по синтоистскому обряду. Свадьбу могут провести по обряду, традиционному для третьей религии. Часто случается, что после знакомства с христианством японец уверовал во Христа как Спасителя. При этом дома на одной полке Его Святой Лик может оказаться рядом со статуэткой Будды. Да, японцы уверовали, но это стало еще одной религией, которую они уважают. Такая интеграция христианства с язычеством недопустима. Но это скорее типично для азиатских стран, чем необычно.

Это, конечно, к по-настоящему православным японцам не относится, они очень бережно хранят веру, но для таких традиционно воспитанных японцев – типично, стандартно уважать любую религию, любых богов.

Надо сказать, что уважение – это синоним Японии. Попадая в эту страну, готовьтесь по три сотни раз сказать: «здравствуйте» и «спасибо» и обязательно поклониться после этих слов. Так принято. Здесь даже диктор новостей после слов прощания обязательно делает небольшой поклон. Как тонко подметил мой американский коллега, с которым мы вместе работали на Олимпиаде, японцы extremely friendly, то есть вежливы в крайней степени.

Молодежь, увы, к вере тянется мало, хотя приходится констатировать, что подобная ситуация складывается не только в Японии, но и, пожалуй, во всем мире.

У юных японцев, особенно японок, другие приоритеты, другие ценности. В центре Токио мы зашли в супермаркет и увидели вереницу из молодых девчонок, которые терпеливо ожидали своей очереди, чтобы сфотографироваться с картонными фигурками музыкантов какой-то популярной мальчуковой группы. Не с самими артистами, а с их картонными фигурками. Ждали долго, потом делали сотни фото, то целуя, то обнимая, то стоя на коленях (!) перед этими копиями артистов.

Православные общины, безусловно, ведут просветительскую деятельность, приглашают на беседы, но в Японии существует множество разных странных культов и ужасных новых религий, и им, увы, удается привлекать много людей.

Вот уже месяц собор Воскресения Христова в Токио закрыт для прихожан. На время Олимпиады и Паралимпиады введен режим ЧС, и все общественные заведения временно прекратили свою работу. Литургия совершается, но без прихожан.

Японцы очень законопослушны и исполнительны: если им сказано носить маски, значит, они будут их носить на улице, когда днем там воздух прогревается до 35–38 градусов. И если сказано, что храмы закрыты, значит, никто туда не поедет. Увы, телетрансляций нет, но на сайте храма есть указания относительно домашней молитвы.

Увы, но побывать на Литургии в соборе и услышать Евангелие на японском мне не пришлось. Но уповаю на Божию помощь, чтобы еще раз оказаться на другом конце земли и осознать, что Его могущество и сила, Его Любовь всегда с нами, где бы мы не жили, на каком бы языке не славили Господа.

Святой равноапостольный Николай Японский

С праздником Воскресного дня и памяти святого равноапостольного Николая Японского!

Ушли в далекое прошлое те времена, когда веру Христову несли по миру ученики Спасителя – апостолы. Подражая им, совершали великие труды и подвиги во имя торжества христианства те, кого стали именовать равноапостольными: император Константин, святая Нина, благоверный князь Владимир Киевский. Но разве можно человека, жившего в XIX веке, назвать равноапостольным? Да, можно. Таким человеком был святитель Николай, просветитель Японии.

Архиепископ Николай (в миру Иван Дмитриевич Касаткин) родился 1 августа 1836 года в селе Берёза Смоленской губернии. Отец его, Дмитрий Иванович, служил диаконом в сельской церкви.

Мечтая, чтобы сын стал священником, отец устроил мальчика учиться в духовное училище, а потом в Смоленскую духовную семинарию. Отец будущего святителя был настолько беден, что, когда наступала пора отправляться на учёбу, он не мог дать сыну лошади. Пройти 150 верст до Смоленска, где находилась семинария, это тяжёлый труд и для взрослого мужчины, а Ваня преодолевал его не раз в течение пяти семинарских лет. Мальчик, а потом и юноша, шёл по дороге с молитвой, и ему помогали добрые люди: то попутный ямщик посадит на облучок, то позовёт в сани кучер обоза, везущий в Смоленск сено, дрова или другие товары, а бывало, что в рессорную удобную коляску пригласит сесть добрый барин. Всегда Ваня успевал к началу нового учебного года в семинарии.

В 1856 году, блестяще окончив курс семинарии, Иван Касаткин на казённый счёт был отправлен учиться в Петербургскую духовную академию. Во время учёбы, юноша показывал выдающиеся успехи, его друзья и сами преподаватели полагали, что способного ученика оставят в академии для подготовки к званию профессора.

Приезжая домой на каникулы, помогая отцу на сенокосе или срубить новый амбар, переложить каменку в бане, Иван Касаткин и предположить не мог, что уже скоро он навсегда расстанется с родной его сердцу Смоленщиной.

Жизнь Ивана внезапно сделала крутой поворот. В семинарии в комнате для занятий уже больше недели висело объявление с предложением желающим поехать священником в церковь города Хакодате. Иван Касаткин равнодушно проходил мимо объявления: что ему за дело до какой-то Японии, у него здесь, в России, старый отец, родной дом.

Однако Господь неуклонно направляет Своих избранников на тот путь, который Он предназначил им. Однажды на всенощном бдении душу молодого семинариста вдруг пронзило непреодолимое желание отправиться в Японию, принести и туда свет евангельской проповеди. Желание было настолько сильно, что в глубоком волнении он отправился к ректору академии и сказал о своём решении. В июне 1860 года Ивана Касаткина постригли в монахи с именем Николай, а ещё через месяц рукоположили во иеромонаха.

Долгой и трудной была дорога в Японию. В слезах попрощавшись с отцом, которого он чрезвычайно любил и почитал, расставшись со всем, что было дорого сердцу, из домашних вещей с собой иеромонах Николай взял лишь икону Божией Матери Смоленскую, с которой не расставался всю жизнь.

В Николаевске-на-Амуре у него произошла примечательная встреча с владыкой Иннокентием, просветителем Сибири. Владыка благословил его на предстоящие труды и дал совет: по приезде, не откладывая ни дня, сразу же взяться за изучение японского языка.

2 июня 1861 года иеромонах Николай на транспорте «Амур» прибыл в Хакодате, где при русском консульстве была церковь Воскресения Христова.

В трудной обстановке пришлось молодому иеромонаху начинать свою деятельность. Ведь здесь всё было другим, чем в России: лица людей, звучание чужой речи, одежда, питание. Японские жилища с их тонкими, едва ли не бумажными стенами были так не похожи на русские деревенские бревенчатые избы или каменные городские особняки. Даже воздух здесь был совсем другой: влажный, с ароматами близкого моря. В Японии отец Николай оказался не только в иной стране, но в иной жизни.

Два с лишним столетия замкнутости не прошли для Японии даром. Случалось, что иностранцев убивали на улицах, ибо тогдашние японцы смотрели на иностранцев как на зверей, а на христианство как на злодейскую секту, к которой могут принадлежать только мрачные чародеи.

Как можно было в таких условиях вести свободно проповедь христианства, вынести её за стены консульского храма? Сперва важно было научиться преодолевать настороженность местных жителей, а порой – их неприкрытую злобу. Бывая по делам в русском консульстве, отец Николай частенько виделся там с японцем, который давал сыну консула уроки фехтования. На священника японец смотрел со жгучей ненавистью.

– За что ты сердишься на меня? – спросил его однажды иеромонах. – Разве я сделал тебе что-то дурное?

– Вас, чужеземцев, нужно перебить, – злобно проворчал бывший самурай. – Вы пришли в нашу землю шпионить. А ты своей проповедью христианства всех больше вредишь Японии.

– А ты когда-нибудь слышал мои проповеди?

– Нет, – замялся японец.

– Разве не справедлива ваша японская поговорка: прежде чем судить о вкусе рыбы, попробуй её? Сначала послушай меня, а потом решай, вредна моя проповедь или нет. Краска смущения залила смуглое лицо самурая. Ведь если японцы считали иностранцев зверями, то иностранцы платили им той же монетой, называли желтолицыми, придумывали другие оскорбительные клички и прозвища. Но этот европеец был совсем не похож на англичан или американцев. Как он тепло, приветливо разговаривает с ним! Почти как с братом.

Самурай Такума Савабэ стал приходить к отцу Николаю для бесед. А через несколько месяцев он попросил, чтобы отец Николай окрестил его. В Японии ещё не были отменены антихристианские законы, и Савабэ рисковал жизнью. Если откроется, что он христианин, ему отрубят голову. Не желая подвергать своего первого ученика смертельной опасности, отец Николай сказал Савабэ, что с крещением пока следует повременить. А Савабэ, уверовавший в Господа, не помышлявший теперь жизни без Христа, через какое-то время привёл в консульство своего друга, к ним присоединился третий японец. Скоро православная община насчитывала около двадцати человек, готовых принять крещение. Троих из них отец Николай тайно окрестил у себя в кабинете. Так началась история Православной Церкви в Японии.

Будущий святитель достиг удивительного знания японского разговорного и книжного языка. У него был сильный иностранный акцент, однако его понимали все японцы от мала до велика.

Благодаря трудами иеромонаха Николая и ходатайству перед Священным Синодом в марте 1871 года в Токио была открыта Русская духовная миссия, при которой действовали женское духовное училище и семинария. Многие важные правительственные чиновники отдавали своих детей на обучение в семинарию, зная о высоком уровне преподавания в этом учебном заведении. В русской семинарии учились будущий губернатор Токио, городской глава Иокогамы, ректор университета на острове Хоккайдо, будущие дипломаты, министры правительства.

Число новообращённых православных непрерывно росло. Антихристианские законы были наконец-то отменены. Веру Христову теперь можно было исповедовать безбоязненно.

Православная Японская Церковь расширялась, и 30 марта 1880 года в Троицком соборе Александро-Невской лавры в Петербурге архимандрита Николая рукоположили во епископа.

Святой угодник стал архиереем, но распорядок его дня ничуть не изменился. Вставал он, как и прежде, в пять утра и весь день трудился. После богослужения в храме преподавал в семинарии, посещал церкви, дома прихожан, говорил поучения. По городу епископ всегда ходил пешком. Только объезжая епархию, он пользовался коляской или ездил верхом.

Для отдалённых приходов высоко в горах или на малых морских островах посещения святителя были настоящим праздником. Святитель приезжал туда не только как правящий архиерей, но и как любящий отец, щедрый благотворитель, утешитель.

После совершения Божественной литургии он обходил убогие хижины, подолгу засиживался в них, решал житейские вопросы, возлагал руки на недужных, для каждого находил тёплое, участливое слово. Вместе с Евангелием, богословскими книгами он всегда привозил с собой подарки: мужчинам – рыболовные снасти, крючки, наконечники для гарпунов, женщинам – материю на платья, иголки, нитки, детям – игрушки, сласти, помогал беднякам деньгами.

Провожать святителя выходило всё селение. И долго, пока не скроется на горизонте парус лодки или за поворотом дороги его коляска, жители махали ему вслед руками.

В старости святитель часто болел, но к концу его служения не было такого отдалённого прихода, в котором он не побывал бы три-четыре раза.

Святитель Николай для совершения служб на японском языке перевел множество богослужебных книг. Его трудами были переведены на японский Новый Завет, Цветная и Постная Триодь. Многие выпускники семинарии переводили на японский язык не только церковную, но и художественную литературу.

В годы русско-японской войны будучи одновременно первосвятителем Православной Японской Церкви и патриотом России, он оставил участие в общественных богослужениях.

Архиепископ Николай к концу жизни заслужил невиданный авторитет и уважение как в Японии, так и в России. О нём ходили легенды. Священномученик протоиерей И. Восторгов писал, что «после императора не было в Японии человека, который пользовался бы в стране такой известностью. В столице не нужно было спрашивать, где Русская Православная миссия, достаточно было сказать одно слово «Николай», и буквально каждый рикша знал, куда нужно было доставить гостя миссии».

Неустанные труды, самоотверженное служение Церкви и людям подорвали силы владыки. Через год после торжественного празднования пятидесятилетие его служения в Японии, в ночь на 16 февраля 1912 года великий угодник предал Богу душу.

31 марта 1970 года просветитель японской земли, положивший начало Православной Церкви в стране восходящего солнца, был причислен к лику святых.

Вся его жизнь была отдана проповеди Евангелия, сеянию слова Божия в Стране восходящего солнца. «Знать о нём возможно более подробно – долг всякого русского человека, – писал о святителе ученый А. Платонов, – потому что такие люди, как архиепископ Николай, – гордость и украшение своей страны».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector