Молитва покрой нас Своим омофором

Молитва покрой нас Своим омофором

Молитва покрой нас Своим омофором

«Покров всю землю покрывает, ограждает»

Комментарий к тропарю праздника Покрова Пресвятой Богородицы

Покров Пресвятой Богородицы. Новгород, 1401-1425 годы. 1/14 октября Церковь вспоминает Покров Пресвятой Богородицы. Изначально греческий праздник, на русской земле он становится любимым осенним торжеством.

Предлагаем читателям сайта Православие.ру богословско-филологический комментарий тропаря этого праздника.

Установление празднования Покрова Пресвятой Богородицы принято относить к XII столетию, когда при князе Андрее Боголюбском отстраивается и освящается прекрасный храм, шедевр русского зодчества – церковь Покрова-на-Нерли. После храмы в честь этого церковного торжества появятся во многих городах Руси.

Богослужебный текст праздника Покрова на церковнославянском языке входит в общецерковную практику в XIV веке. Он появляется независимо от греческого: следа о таком празднике и его праздновании в Византии нет [1] . При этом тропарь и кондак создаются уже в XIII столетии.

Интересно проанализировать тропарь праздника Покрова – самобытное произведение литургического творчества на Руси.

Тропарь – краткое песнопение, выражающее суть церковного празднования.

Церковнославянский текст тропаря праздника Покрова звучит следующим образом:

Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша [2] .

В XX–XXI веках приведенный текст неоднократно переводится на современный русский язык. Обращение к этим переводам позволит более широко, а в некоторых местах и на контрасте рассмотреть особенности церковнославянского оригинала. Мы укажем переводы, сделанные митрополитом Иларионом (Алфеевым), протоиереем Владимиром Успенским и иеромонахом Феофаном (Адаменко).

Митрополит Иларион (Алфеев):

Сегодня мы, благоверные люди, светло празднуем, осеняемые Твоим присутствием, Богоматерь, и, взирая на Твой пречистый образ, с умилением говорим: покрой нас драгоценным Твоим покровом и избавь нас от всякого зла, моля Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наши [3] .

Протоиерей Владимир Успенский:

Сегодня, правоверные люди, мы празднуем торжественно, благословляемые Твоим, Богоматерь, приходом (к нам), и, взирая на Твой пречистый образ, мы сокрушенно воскликнем: покрой (защити) нас Своим честным покровом и избавь нас от всякаго зла (бедствий, несчастий), умоляя Сына Своего, Христа Бога нашего, о спасении наших душ [4] .

Иеромонах Феофан (Адаменко):

Ныне, правоверные люди, мы торжественно празднуем, благословляемые Твоим, Богоматерь, посещением, и, взирая на Твой пречистый образ, с умилением воскликнем: покрой нас Своим честным Покровом и избавь нас от всякого зла, умоляя Сына Своего, Христа Бога нашего, о спасении душ наших [5] .

Днесь

Тропарь Покрова начинается с церковнославянского слова «днесь». В русских переводах оно чаще всего звучит как «ныне» или «сегодня». Неизвестный автор песнопения использует это слово, чтобы ввести верующих в литургическое пространство, где нет времени. Когда мы участвуем в богослужении, у нас есть возможность прикоснуться к вечности и одновременно перенестись в момент воспоминаемого события.

Мы будто в той Влахернской церкви Константинополя и непосредственно сами наблюдаем видение юродивого Андрея: Богородица над нами раскрывает Свой покров, тем самым защищает и оберегает нас.

Светло празднуем

Совершая торжество Покрова, мы светло празднуем это церковное событие. В церковнославянском языке слово «светло» обозначает «блистательно, ярко, весело, радостно, торжественно, проникновенно» [6] . И авторы русских переводов – протоиерей Владимир Успенский и иеромонах Феофан (Адаменко) – передают церковнославянское «светло» как «торжественно».

Только пребывая во Христе, мы пребываем во свете. Только так мы можем светло праздновать Покров Пресвятой Девы

Для христиан Сам Бог является Светом. Господь Иисус Христос в Нагорной проповеди называет слушающих светом мира (Мф. 5: 14). А святой Иоанн Богослов в своем послании пишет:

Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине (1 Ин. 1: 5–6).

Только пребывая во Христе, мы может говорить, что пребываем во свете. Только так мы можем светло праздновать Покров Пресвятой Девы.

Под сенью Богородицы

Во Влахернской церкви святой Андрей и его ученик Епифаний во время всенощного бдения сподобились созерцать Святую Богородицу в воздухе, пришедшую с ангелами, Предтечей и Иоанном Богословом и многими другими святыми. Пречистая Дева, согласно сказанию, «распростерла Свой честной омофор, блиставший сильнее солнца, над людьми, бывшими в церкви» [7] .

И в тропаре праздника молящиеся признают, что осеняемы пришествием Самой Богоматери. Остановимся на церковнославянских словах осеняеми и пришествие.

Первое – осеняеми – образовано от глагола осеняти, который многозначен: это и «сиять, светить, бросать отблеск», и «покрывать собой, своей тенью», и «осенять крестным знамением», и «описывать, очерчивать» [8] .

Конечно, в самом тропаре мы прославляем Богородицу за то, что Она покрыла нас Своим омофором и защитила. Интересно, что переводчики тропаря стремятся показать духовное благословение Пресвятой Владычицы.

Второе – пришествие – имеет смысл прихода, прибытия кого-либо [9] . Мы, вспоминающие явление юродивому Андрею, сами переживаем встречу с Богоматерью. От этого мы радостно восклицаем, или по-церковнославянски, умильно глаголем.

Радостная печаль

Умиление в русском языке означает трогательное, нежное чувство, а в церковнославянском – печаль, сокрушение, помилование, соболезнование [10] . Это слово передает то, что преподобный Иоанн Лествичник называет радостотворным плачем:

«Размышляя о свойстве умиления, изумляюсь тому, каким образом плач и так называемая печаль заключают в себе радость и веселие, как мед заключается в соте» [11] .

Почему же, взирая на Богородицу, мы одновременно светло празднуем и умильно глаголем? Ответ таков: переживая встречу с Пречистой Девой, мы и радуемся, что сподобились взирать на Нее, и осознаем свою греховность и недостойность такой встречи.

Омофор и/или мафорий Богородицы

Понимая свое духовное положение, мы порой сквозь слезы и от всего сердца начинаем молить Богородицу: Покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла. Молитвенное заступничество Пречистой Девы ощущается как покрытие нас омофором, или покровом.

Омофор – слово греческое, которым чаще всего обозначают предмет архиерейского облачения – широкую ленту с изображением крестов [12] .

Омофор следует отличать от мафория – плата, покрывающего голову и плечи [13] . Именно его в православной иконографии изображают на иконах Богородицы. Мафорий Богоматери хранили во Влахернской церкви Константинополя с 473 года, когда его перенесли из Палестины патрикии Гальбий и Кандид [14] .

Из-за созвучности слов омофор и мафорий в церковнославянских текстах в основном используется именно первый вариант. Но в рассматриваемом нами тропаре фиксируется синоним – покров. При этом в припеве акафиста праздника Покрова следующий запев:

«Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором» [15] .

А в романе «Лето Господне» И.С. Шмелева старый плотник Горкин так объясняет Ване смысл Покрова Богородицы:

«Сама Пречистая на большой высоте стоит, с Крестителем Господним и твоим Ангелом – Иван-Богословом, и со ангельскими воинствами и держит над всей землей великий Покров-омофор, и освящается небо и земля, и все церкви засветятся, и люди возвеселятся» [16] .

Твой Сын – наш Бог

Ее Сын – наш Бог: тут еще и наше исповедание: Единородный Сын воплотился от Пречистой Девы

В конце тропаря мы поем: Молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша. Краткое церковнославянское причастие чаще всего на русский переводится деепричастием: молящи – умоляя.

Богородица, будучи Заступницей рода христианского, молит и умоляет Своего Сына о спасении наших душ. Ее Сын – наш Бог, Господь и Спаситель. Данная идея часто встречается в православной гимнографии. Песнотворцы апеллируют к тому, что Иисус Христос для Богородицы – Сын, а для нас – Бог. Через это мы начинаем дерзновенно просить Пречистую о молитвенной помощи и заступничестве.

Это еще и наше исповедание: Единородный Сын воплотился от Пречистой Девы, Он наш Господь и Спаситель, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян. 4: 12).

В тропаре Покрова переплетаются воспоминание исторического события, бывшего в константинопольской Влахернской Церкви, и наше переживание Покрова Богородицы. Мы в радостнотворном плаче умильно взываем к Пресвятой Владычице с молитвой о заступничестве и покрове.

Неизвестный автор песнопения создает уникальное настроение: здесь и радость, и сокрушение, и молитвенное дерзновение. В тексте каждое слово становится важным, поскольку обладает глубоким смыслом и назиданием для молящихся.

14 октября 2020 г.

[1] Спасский Ф.Г. К происхождению иконы и праздника Покров // Православная мысль. № 9. Париж, 1953. С. 138.

[2] Покров Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии // Минея. Октябрь. М., 2002. С. 4.

[3] Иларион (Алфеев), митрополит. Православие. Т. 2. М., 2009. С. 447.

[4] Успенский В., протоиерей. Сборник церковных песнопений с переводом их на русский язык. М., 1911. С. 217.

[5] Адаменко В., священник. Сборник суточных церковных служб, песнопений главнейших праздников и частных молитвословий Православной Церкви на русском языке. Н. Новгород, 1926. С. 203.

[6] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 23. М., 1996. С. 143.

[7] Сказание на Покров Святой Богородицы // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 12. М., 2003. С. 53.

[8] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 13. М., 1987. С. 85–86.

[9] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 20. М., 1995. С. 84.

[10] Седакова О.А. Словарь трудных слов из богослужения: церковнославяно-русские паронимы. М., 2008. С. 373.

[11] Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица, возводящая на небо. М., 2013. С. 156.

[12] Ткаченко А.А. Омофор // Православная энциклопедия. Т. 52. М., 2018. С. 684.

[13] Ткаченко А.А. Мафорий // Православная энциклопедия. Т. 44. М., 2016. С. 399.

[14] Ткаченко А.А. Влахерны // Православная энциклопедия. Т. 9. М., 2005. С. 124.

[15] Акафист Покрову Пресвятой Богородицы // Акафистник. М., 2009. С. 197.

Покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором!

«Радуйся, Радосте наша! Покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором!», – взываем мы ко Пресвятой Богородице, акафистным припевом Ее праздника Покрова.

Пожалуй, самый любимый, издревле почитаемый праздник у русских, украинцев, белорусов это праздник в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Но его история возникла не в России…

Чудесное событие это произошло в Х веке в столице греческой империи Константинополе, когда ей грозило разорение от сарацин (мусульман), большим войском окруживших город. Не видя ниоткуда помощи, жители города ночью собрались во Влахернском храме (северо-западный квартал Константинополя), где хранились риза Богоматери и Ее головной покров, и обратились к Богу с искренней молитвой о спасении от врагов. Во время молитвы святой Андрей, Христа ради юродивый, увидел под самыми сводами храма идущую по воздуху Богородицу в окружении ангелов и святых. Это была Богородица. Достигнув середины храма, Она опустилась на колени и стала со слезами молиться своему Сыну со слезами молилась о спасении города и жителей его. Молитва Ее была долгой и пламенной. Затем, приблизившись к алтарю, Она сняла со своей головы покрывало и распростерла его над всеми молящимися, защищая их от врагов видимых и невидимых. Покрывало в ее ладонях сияло неземным светом, и казалось, будто молнии блистали в руках Богоматери. Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоящего рядом ученика, блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?» Епифаний ответил: «Вижу, святой отче, и ужасаюсь». Видение Андрея закончилось тем, что Пречистая Дева стала удаляться из храма. Вместе с Ней исчезло и покрывало, но еще долгое время Андрей ощущал присутствие Богородицы и благодать Божью. Поутру молва об этом видении разнеслась по всей округе. Защитники города, воодушевленные заступничеством Божией Матери, рассеяли неприятеля, и город был спасен.

В Византии некоторое время это событие отмечалось ежегодно, но по каким-то причинам день Покрова в Греческой империи не был внесён в число праздничных. Узнали об этом событии и на Руси. Дело в том, что святой Андрей, созерцавший дивное явление, был славянин, в молодых годах попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту. Весть о чуде быстро распространилась среди славянского населения.

В XII веке праздник Покрова был установлен официально. Святой благоверный князь Андрей Боголюбский, узнав о чудесном видении, воскликнул: “Не может такое великое событие остаться без празднования ему”. Праздник был установлен и сразу принят всем народом в радостном убеждении, что Богородица неустанно держит Свой Покров над землей Русской. С тех пор Покрова – один из любимейших праздников на русских землях. Этот день приходился на время окончания полевых работ и наступления первых холодов. Поэтому на Покров крестьяне утепляли свои жилища и завершали подготовку к зиме. Это также была пора свадеб. А те девушки, которые еще не вышли замуж, просили в этот день Богородицу помощи в выборе достойного жениха.

Сколько храмов создано в честь Покрова Небесной Заступницы! В нашем монастыре также освящен правый предел Успенского храма во имя Пречистой Девы и Ее покрова.

Существует много иконографий данного праздника. Одна из самых распространенных, когда Богородица, простирая свой омофор, покрывает им всех. Внизу на амвоне – преподобный Роман Сладкопевец со свитком в левой руке. Тот святой, которого выгнали из храма за невразумительное чтение и даже отстранили от службы, но по усердным молитвам к Пречистой он получил дар прекрасного голоса и всех изумил своим прекрасным пением. Справа от него Андрей ради Христа юродивый и святый Епифаний – его ученик. Иногда на иконе изображается лишь одна Богородица без предстоящих, а на некоторых образах Она стоит перед своим Сыном и умоляет Его помиловать и спасти весь человеческий род. Русский златоуст св. Димитрий Ростовский приводит слова этой молитвы: «Царю Небесный! Приими всякаго человека, прославляющего Тебя и призывающего Пресвятое Имя Твое на всяком месте, — и где есть память о имени Моем, то место освяти; прославь прославляющих Тебя и с любовию почитающих Меня, Твою Матерь, принимая от них всякую молитву и благочестивые обеты и избавляя их от всяких зол и бедствий».

Сейчас мы живем в мирное время, но в такое время, когда особенно видим и чувствуем, какими страшными силами окружен не только город, но каждая семья, каждый из нас. Кто поможет нам сохранить наш «город», как не Небесная Заступница: «Покрой меня Своим омофором!», – с теплой надеждой взываем мы к Пречистой. И она покрывает… Любит и покрывает всяких разных: верующих и неверов, добрых и злых, милосердных и равнодушных… Обо всех болит Ее материнское сердце. Не такой ли пример Она и нам подает? Всех покрывать. Все людские недочеты и слабости, прощать ближнего и не обижаться на него, такого несовершенного. Попросим в этом помощи Божией Матери, чтобы Она покрыла Своим омофором ту горечь, которая вселяется в наше сердце на ближнего, чтобы Она помогла покрыть от зла, защитить, разогреть наше сердце, в котором любовь охладевает…

Молитва ко Пресвятой Богородице

«Царице моя Преблагая, Надеждо моя Пресвятая, приятелище сирым и странным Заступнице, бедствующих помоще и озлобляемых покрове, зриши мою напасть, зриши мою скорбь: отвсюду искушением одержим есмь, а заступающаго несть. Ты убо сама помози ми яко немощну, окорми мя яко странна, настави яко заблуждша, уврачуй и спаси яко безнадежна. Не имам бо иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Призри убо на мя, грешнаго и во озлоблении сущаго, и покрый мя пресвятым омофором Твоим, да избавлен буду от зол, мя обышедших, и восхвалю выну препетое имя Твое. Аминь».

Молитвы на Покров Пресвятой Богородицы

14 октября весь православный мир празднует святой день – праздник Покрова Пресвятой Богородицы. История этого праздника восходит к X веку, но по сей день среди православных верующих молитва на Покров Пресвятой Богородицы считается одной из сильнейших, к которой прибегают и в час печали, и в минуты радости.

Много веков назад Божья Матерь спасла жителей Константинополя от нашествия мусульманских войск, накрыв их своим покровом-покрывалом, а также накрыв молящихся в храме, создав таким образом невидимую защиту для жителей. После такого чуда к помощи молитвы Покрова Пресвятой Богородицы верующие обращались не раз в минуту смертельной опасности, перед кровопролитными сражениями, в минуту отчаяния.

На Руси к молитве на Покров не одну сотню лет относятся с особым благоговением, к примеру, казаки на Украине считают Матерь Божию своей покровительницей и для них данная молитва имеет огромное значение.

Праздник Покрова считается у многих народов периодом, когда девушки могут просить у Заступницы удачного замужества. Замужние пары просят у Матери Божьей укрепить их семейные отношения.

  1. В чем помогает молитва на Покров Пресвятой Богородицы?
  2. Тексты молитв на Покров
  3. Тропарь, глас 4
  4. Кондак, глас 3
  5. Молитва первая
  6. Молитва вторая

В чем помогает молитва на Покров Пресвятой Богородицы?

Любой верующий может всегда рассчитывать на заступничество Пресвятой Богоматери, но на праздник Покрова она приобретает особый смысл.

Обращаясь с молитвой перед иконой Покрова Пресвятой Богородицы, многие надеются на помощь в различных ситуациях:

  • исцеление от болезни;
  • вернуть благополучие в семью;
  • защитить от бед, в том числе и от стихийных разрушений;
  • поправить материальное положение;
  • найти вторую половинку;
  • избавить от непогоды (для тех, кто занимается сельским хозяйством) и дать богатый урожай;
  • укрепиться в вере и устоять перед искушениями.

Читать молитвы на Покров можно не только в преддверии праздника, но и в любой день, обращаясь к иконе с образом Божьей Матери. Искренние слова молитвы обязательно помогут вам, и вы получите очень сильную защиту.

Тексты молитв на Покров

Тропарь, глас 4

Днесь благове́рнии лю́дие све́тло пра́зднуем/ осеня́еми Твои́м, Богома́ти, прише́ствием,/ и к Твоему́ взира́юще Пречи́стому о́бразу, уми́льно глаго́лем:/ покры́й нас честны́м Твои́м Покро́вом,/ и изба́ви нас от вся́каго зла,/ моля́щи Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего,// спасти́ ду́ши на́ша.

Перевод: В сей день мы, правоверные люди, торжественно празднуем, осеняемые Твоим, Богоматерь, пришествием; и, взирая на Твой пречистый образ, со умилением взываем: «Покрой нас священным Твоим Покровом и избавь нас от всякого зла, умоляя Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наши».

Кондак, глас 3

Де́ва днесь предстои́т в це́ркви,/ и с ли́ки святы́х неви́димо за ны мо́лится Бо́гу,/ А́нгели со архиере́и покланя́ются,/ апо́столи же со проро́ки ликовству́ют:// нас бо ра́ди мо́лит Богоро́дица Преве́чнаго Бо́га.

Перевод: Сегодня Дева предстоит в храме и с сонмами святых невидимо за нас молится Богу. Ангелы со архиереями поклоняются, Апостолы же со пророками ликуют: ибо за нас молит Богородица Предвечного Бога.

Молитва первая

О, Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, небесе и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице! Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим, и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим, и испроси у Бога Сына Твоего: пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание, всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя; разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай, и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения, милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на страшнем суде Сына Твоего; преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со Ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, Слава небесных и Упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех, притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся, и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

Царице моя Преблагая, Надеждо моя Пресвятая, приятелище сирым и странным Заступнице, бедствующих помоще и озлобляемых покрове, зриши мою напасть, зриши мою скорбь: отвсюду искушением одержим есмь, а заступающаго несть. Ты убо сама помози ми яко немощну, окорми мя яко странна, настави яко заблуждша, уврачуй и спаси яко безнадежна. Не имам бо иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Призри убо на мя, грешнаго и во озлоблении сущаго, и покрый мя пресвятым омофором Твоим, да избавлен буду от зол, мя обышедших, и восхвалю выну препетое имя Твое. Аминь.

Покрый нас, Пречистая, честным Твоим омофором

«Палата одушевленная Христова, верным же стена и покров и держава: Тобою град Твой, Богомати, спасается: покрываеши бо омофором милости Твоея».

(Стихира на малой вечерни)

Читайте также  Молитва на калмыцком языке

Покров Пресвятой Богородицы, фреска Ферапонтова монастыря, 1502 г., Дионисий

Один из самых любимых нашим православным народом праздников, славящий Покров Пресвятой Богородицы, исторически связан с событиями, происшедшими в предместьях Константинополя во Влахернском храме в начале Х века.

Подошли враги к царству Грецкому,

Угрожают ему войной-гибелью.

Обложенные пришли в Божий храм,

Плачут-молятся, просят помощи.

Услышала Матерь Божия молитву их

Она сошла с небес во Божию церковь,

Слава райская храм исполнила,

Богородице служат ангелы,

И пророки, и апостолы.

«Что ж Ты, Божий гость, голубица Ты,

Ты скажи, зачем прилетела к нам?»

«Мне и светлый рай стал нерадостен,

Ко Мне ангелы каждый час несут

Слезы горькия христианския,

И смутилась Я, опечалилась!

Теперь к вам пришла в утешение,

Помолить за вас с вами Господа».

И вознесла Пречистая молитвенный глас

Ко Своему Сыну ко распятому,

Всех людей благодетелю и защитнику:

«Сыне Мой, Иисусе Мой!

Услыши Ты нас с высоты небес,

Защити и нас, грешных людей!»

В руках Богородицы был омофор святой,

Омофором тем покрыла Она

Благодатным души скорбныя.

Русский духовный стих

Не раз обращали свои мольбы жители города, когда к его стенам подступал неприятель, к Пречистой и не раз Богоматерь откликалась на их просьбы. Так, всем известный кондак «Взбранной Воеводе» был написан в 626 году, прославляя Царицу Небесную, защитившую жителей от аваров. В 860 году суда еще некрещеных русов — князей Аскольда и Дира — осадили византийскую столицу. Тогда патриарх Фотий взял из Влахернского храма ризу Пресвятой Богородицы и с молитвой опустил ее край в воды Босфора. Внезапно поднявшаяся буря разметала флот осаждавших, а пораженные небесным знамением Аскольд и Дир приняли Православие и получили в Крещении имена Николай и Илия.

Подобное произошло и в 910 году. Город оказался под угрозой захвата — к стенам подошли мавры-сарацины. Во Влахернском храме собрались молящиеся. Во время всенощного бдения святой блаженный Андрей (славянин по происхождению) увидел Пресвятую Богородицу, стоящую на воздухе и простирающую Свой покров над молящимися. Услышал Господь мольбу Богородицы-Заступницы, и враги отступили от стен Константинополя. В Греческой Церкви это событие — одно из многих явлений чудесной помощи Пресвятой Богородицы — не было отмечено праздничным богослужением.

Через два с половиной века после явления Божией Матери во Влахернском храме наш русский князь Андрей Боголюбский изумился, что такое замечательное событие никак не отражено в русской богослужебной традиции: «Се убо егда слышах, помышлях: како страшное и милосердное видение бысть без празднества. Восхотех, да не без праздника останется святой Покров Твой, Преблагая». И во многом благодаря его попечению и ходатайству праздник Покрова Пресвятой Богородицы был установлен на Руси, быстро вошел в обиход. А близ Боголюбова — резиденции великого князя — появился первый на Руси Покровский храм. На небольшом холме на приречном лугу, где Нерль впадает в Клязьму, встал он сверкающей белой свечой, вырастающий над просторами заливных лугов.

Храм Покрова на Нерли, XII век

Боголюбие князя Андрея и дивная красота этой церкви, при несомненной воле Царицы Небесной, стали источником распространения праздника Покрова Пресвятой Богородицы по всей Руси. Тогда же на нашей земле появилось множество других храмов, посвященных празднику Покрова. В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (Зворинский монастырь), а позднее, в Москве, царем Иваном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери на Рву, более известный как храм Василия Блаженного.

Собор Покрова Божией Матери на Рву, Москва, XVI век

Праздник Покрова стал мыслиться как праздник всей Русской земли — Дома Пресвятой Богородицы. Покровские храмы и монастыри мы видим на Урале, в Магадане, Владивостоке, Архангельске, Севастополе, Одессе, в Прибалтике, Казахских степях.

Покровский храм в Минске

Самые ранние из известных икон Покрова относятся к XIII веку. Со временем сложилось два основных извода образа — московский и новгородский. В московском изображается само чудесное видение, которого удостоился Христа ради юродивый Андрей, здесь Пречистая Сама держит покров в Своих руках.

Храмовая икона Покровского Суздальского монастыря, XIV век

В новгородском типе икон омофор поддерживают Ангелы, а не Богородица. Сама Божия Матерь изображается стоящей внутри храма. Одна из наиболее ранних икон этого типа происходит из Зверина монастыря и датируется 1399 годом. Сейчас ее можно увидеть в Новгородском музее.

Покров Пресвятой Богородицы, Новгород, 14011425 гг.

Покров, Покровское, Покровские… Сколько городов, деревень, сел, фамилий людей связано с праздником Покрова Пресвятой Богородицы! А сколько на Руси Покровских монастырей и храмов, наверное, никто не считал — только в Москве и Московской области их более ста.

Много чудес совершила Пресвятая Богородица на Руси. Под Ее покровом, силой Ее молитвы росла вера православная на нашей земле. Распростерт Ее покров над нашим Отечеством и ныне. Будем же с благоговением и трепетом в этот день благодарить Царицу Небесную за все Ее милости, дарованные нашим предкам, и надеяться, что Она сохранит и покроет и нас, грешных.

«Осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша».

Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

Фотографии из интернета

При подготовке материала использовались книги:

  1. О Тебе радуется. Чудотворные иконы Божией Матери.3-е изд.Сост. Н. Дмитриева.М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008.
  2. Александров А. Об установлении праздника Покрова Пресвятой Богородицы в Русской Церкви // Журнал Московской патриархии, № 10–11, 1983.
  3. Под покровом Пресвятой Богородицы.М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2001.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Английский язык и другие. (18)
  • аудиокниги (2)
  • Библиотека детям (12)
  • в мире интересного. (8)
  • Век живи ,век учись (8)
  • Все для блогов (2)
  • ВЫПЕЧКА (97)
  • Вышивка крестиком. (15)
  • вязание (128)
  • Вязание крючком. (43)
  • Гороскопы. (19)
  • декупаж (0)
  • Десерты (21)
  • Для детей (109)
  • для дневника (26)
  • ДЛЯ ДОМА (19)
  • для красоты и здоровья. (25)
  • Духовный мир. (9)
  • Животные, птицы (2)
  • заготовки на зиму (94)
  • Законы (1)
  • ЗАПЕКАНКИ (2)
  • Зароботок в интернете (2)
  • Здоровое питание, диеты. (34)
  • Здоровье (115)
  • Игрушки вязаные и другие. (3)
  • Игры (3)
  • из полиэтиленовых пакетов (2)
  • Искусство — картины. (11)
  • История (3)
  • К Пасхе (39)
  • Карвинг (1)
  • Коврики,пледы, подушки. (49)
  • Комп. игры. (10)
  • компьютер (24)
  • кулинарные рецепты (93)
  • закуски (9)
  • Лекарственные растения (4)
  • МАГИЯ (14)
  • Массаж. (22)
  • Молитвы (18)
  • музыка (26)
  • Мультики для детей (4)
  • Напитки (4)
  • Народная медицина (66)
  • Опорно-двигательный аппарат. (14)
  • Оригами (3)
  • Плейкасты (4)
  • плетение из газет (76)
  • поделки (46)
  • Поздравления.Открытки. (12)
  • Позитив. (1)
  • ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ (21)
  • природа-фото (1)
  • Притчи (6)
  • Пэчворк (4)
  • Развлечения (0)
  • Разное. (1)
  • РЕЦЕПТЫ ДЛЯ МУЛЬТИВАРКИ (2)
  • РУКОДЕЛИЕ (69)
  • САД И ОГОРОД (53)
  • Салаты (28)
  • Саморазвитие. (1)
  • Стихи (10)
  • Тапочки носочки варежки (23)
  • Торты без выпечки и другие сладости. (27)
  • фильмы (21)
  • Фотошоп (0)
  • Фотошоп (0)
  • Фэн-шуй. (12)
  • цитаты (3)
  • Шитьё. (4)
  • Юмор (6)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Статистика

Молитва «Радуйся, Радосте наша»

Радуйся, Радосте наша!

Радуйся, Радосте наша,
покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором

Покров Пресвятой Богородицы

Во славном городе Царьграде
Есть храм Влахернский — Божий Дом.
В нём служат люди Бога ради,
К Отцу Небес взывают в нём.
В земной поклон сгибают спины
И жарко молятся в слезах,
Чтоб враг бездушный – сарацины
Не обратил их землю в прах.

Осознавали греки ясно,
Что меньше их, чем мусульман.
Взывали к Богу ежечасно,
Чтоб отступил назад тиран.
Сошлись на общую молитву,
И каждый искренно просил,
Чтобы Господь неравной битвы
В священный град не допустил.

На всенощной, глубокой ночью,
Часа в четыре, у ворот
Виденье Девы Непорочной
Открыл двум людям небосвод:
Андрей юродивый в соборе
Был со своим учеником.
Ему вопрос он задал вскоре:
«Ты видишь, Кто вошёл в наш дом?

Царицу Неба видишь, брат мой?
Мария к нам пришла сюда!»,
И Епифаний, родом знатный,
Ответил: «Вижу, отче, да!».
Как солнце, пламенным рассветом
Вошла Надежда христиан.
И озарился ярким светом,
И засиял Влахернский храм.

Она вошла в сей храм по зову
С Предтечей Сына Своего
И с Иоанном Богословом –
Держала под руку его.
К амвону лёгкою походкой
Неторопливо подошла,
Молитвой слёзною и кроткой
Творца на помощь призвала.

Она стояла на коленях
И Материнской теплотой,
Среди холодных дней осенних,
Отогревала люд простой.
Всю свиту царственную рядом
В одеждах белых, неземных,
Апостолов духовным взглядом
Андрей узрел у врат святых.

Царица встала, помолившись,
В алтарь к Престолу подошла,
И головой к нему склонившись,
Молиться снова начала.
Она молилась о народе,
За весь огромный мир земной.
И знали все – слова доходят
В чертог Божественный святой.

Потом сняла с главы пречистой,
Блиставший светом омофор,
И распростёрла тут же быстро
На весь молящийся собор.
И над народом покрывало,
Блистая молнией, легло.
От бед оно уберегало,
Как будто Ангела крыло.

Ещё недолго чудо это
Могли с восторгом созерцать –
Оно ушло, как ночь с рассветом,
Но воцарилась благодать.
Узнав об этом, сарацины
Бежали в страхе из тех мест.
Святой Невестою гонимы,
Пренепорочней всех невест.

С тех пор покров благословенный
Над Православием лежит.
Его защитой неизменной
Народ с любовью дорожит.
И в этот праздник восхваляет
Царицу Неба – Мать Христа.
С благоговеньем воспевает
Ту, что прекрасна и чиста.

Ей величание возносят:
«Ты – Украшение церквей!»,
«Покров Предивный, – слёзно просят, –
Укрой от горя и скорбей!».
«Царям пособие на бранях
И воинам надёжный щит.
Бальзам живой на свежих ранах,
Покров Твой грешных защитит!».

Со всеми вместе мы взываем
В сей день торжественный – в Покров:
Укрой, Владычица Родная,
От зимних вьюг и злых ветров.
Укрой нетленным омофором
Твоей безмерной доброты,
Чтобы Твой Сын немым укором
Не осудил нас с высоты.

Стоишь пред нами с распростёртым,
Святым Божественным платком,
С одним намерением твёрдым –
Покрыть защитой каждый дом.
Ты всех, кто даже и не просит,
Твоей заботой окружишь.
Мольбы слились в многоголосье,
И Ты помочь всем нам спешишь.

Пускай в руках Твоих надёжных,
Легко ранимая душа,
Забудет боль всех дум тревожных,
Вспорхнёт, над бедами кружа.
Спасибо, Матушка Царица,
За откровенье вещих снов,
За то, что светлым и искристым,
Над миром лёг святой покров.

За то, что чистым омофором
Укрыла нас, Твоих детей.
За то, что избавляешь скоро
От зла, болезней и страстей.
Земной поклон прими, Родная,
Прими любовь и стук сердец.
Пусть вечно над главой сияет
Во славу Матери венец!

Елена Мизюн

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы
мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи:

Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице,
да не погибнем за умножение грехов наших,
покрый нас от всякаго зла и лютых напастей;
на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе,
Тя величаем.

Автор поста: Demetra_Crimea

Покрой нас честным твоим Покровом

14 октября – Покров Пресвятой Богородицы

В последние тяжкие времена, когда, с умножением грехов наших, увеличились наши бедствия во исполнение слов святого апостола Павла: беды от разбойников, беды от сродников, беды от языков, беды во градах, беды в пустыни, беды в море, беды во лжебратии (2 Кор. 11, 26), когда восстаёт народ на народ и царство на царство и наступают глады, моры и землетрясения по местам (Матф. 24, 7), когда теснят нас нашествия иноплеменников, междоусобные войны и смертоносные раны, Пречистая и Преблагословенная Дева Мария, Матерь Господня, подаёт нам в защиту Свой покров, чтобы освободить нас от всяких бедствий, чтобы защитить нас от глада, мора и землетрясения, спасти от войн и ран и сохранить нас невредимыми под Своим покровом. Знамение сего явилось в царственном городе Константинополе, в правление благочестивого царя Льва Мудрого в преславной церкви Пресвятой Богородицы, что во Влахернах. Там во время совершения всенощного бдения, в день воскресный, первого числа октября месяца, в четвёртом часу ночи, в присутствии многочисленного народа, святой Андрей, Христа ради юродивый, возвёл очи свои вверх и увидел Царицу Небесную, Покровительницу всего мира, Пресвятую Деву Богородицу, стоящую в воздухе и молящуюся, сияющую солнечным светом и покрывающую людей Своим честным омофором. Видя то, святой Андрей сказал ученику своему, блаженному Епифанию: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всём мире?» Епифаний ответил: «Вижу, святый отче, и ужасаюсь».

Как некогда святой Иоанн Богослов видел на небе великое знамение, жену, облечённую в солнце, так и святой Андрей во Влахернской церкви, подобной небу, увидел Невесту Неневестную, одетую в солнечную порфиру.

Преблагая Защитница наша поспешает к нам на помощь в самое тяжкое время, при наступлении для нас гибели, и защищает нас от блеска обольстительной, недолго сияющей мирской суеты, от голосов житейской гордости и тщеславия, от громов внезапного нападения врагов, от бури страстей и от града свыше угрожающей нам казни за грехи. Ибо когда все эти бедствия теснят нас, тотчас, подобно великому знамению, является скорая роду христианскому Помощница, охраняя и покрывая нас невидимым предстательством.

Таковое знамение дал Господь боящимся Его eже убежати от лица лука (Пс. 59, 6); ибо в сем мире мы поставлены как бы целью для стреляния. Стрелы летят на нас со всех сторон: одни от оружия врагов видимых, поспешно напрягающих лук свой и похваляющихся пред нами в своей гордости; другие из лука врагов невидимых, чтобы мы со скорбию сознались, что не можем выносить бесовских стрел; иные от нашей плоти, противоборствующей духу; иные от лука праведного гнева Божия и грозы наказания, как о сем святой Давид говорит: «… аще не обратитеся, оружие свое очистит, лук свой напряже и уготова и: и въ нем уготова сосуды смeртныя, стрелы своя сгараемым содела» (Пс. 7, 13-14).

Дабы мы не были смертельно уязвлены всеми этими стрелами и могли избежать опасности, дано нам знамение, покров Пречистой и Преблагословенной Девы. Покрываемые, как щитом, Её покровом, мы остаёмся невредимыми от стрел.

Итак, мы празднуем покров Пресвятой Богородицы Девы, воспоминая Её преславное явление во Влахернском храме, виденное святым Андреем и Епифанием. Мы празднуем, вознося благодарение Покровительнице нашей за столь великое милосердие Её, явленное роду христианскому, и прилежно молим её, дабы Она и ныне, и всегда молитвенно покровительствовала нам, ищущим её покрова. Молим потому, что без Её покрова нам, постоянно прогневляющим Бога, невозможно было бы жить. Многократно согрешая, мы подпадаем и многим наказаниям по слову псалмопевца: «…многи раны грешному» (Пс. 31, 10). Мы погибли бы уже за свои беззакония, если бы за нас не предстательствовала премилостивая Владычица.

Во время страданий мы нигде не нашли покрова для защиты, кроме единой Владычицы мира. Подлинно, мы укрываемся под покровом Той, Которая, как облако, покрыла землю. Но почему же, о Пречестнейшая Дева Богородица, Ты уподобляешь Себя столь недостойной вещи, облаку? Тайна эта ясна; когда облако сгущается над землёю и покрывает её, тогда все звери невредимы от ловцов, ибо никто не может поймать их. Потому-то и Пречистая Дева называет Себя облаком: Она скрывает нас от ловцов.

Мы же, грешные, согласно рассуждению Златоуста, по своему бесчеловечию – скоты и звери: мы угождаем чреву, как медведи, утолщаем плоть, как лошаки, злопамятны, как верблюды, занимаемся хищением, как волки, гневаемся, как змии, жалим, как скорпионы, коварны, как лисица, носим в себе яд злобы, как ехидна.

Но мы имеем дерзновение, мы имеем мысленное облако, покрывающее нас, Пречистую Деву Марию. На Неё мы уповаем, к Ней прибегаем; под Её покровом и влас главы нашей не погибнет, лишь только мы с умилением воззовём: «…покрый нас покровом Твоим, Покровительница наша, Пречистая Дева: в день зол наших покрый нас» (Пс. 26, 5). Но все дни нашей жизни бедственны, как некогда сказал патриарх Иаков: «…малы и злы быша дние лет жития моего» (Быт. 47, 9). Особенно бедственны те наши дни, в кои мы видим зло и сами творим много зла, собирая себе гнев в день гнева (Рим. 2, 5). Все сии бедственные наши дни требуют Твоего милостивого покрова, о Пресвятая Дева! Покрывай же нас во все дни жизни нашей, и особенно в день лютый, когда душа будет разлучаться с телом. Предстань нам с помощью Твоею и сокрой нас от воздушных духов злобы поднебесной, а в день Страшного Суда сокрой нас в тайниках Твоего Покрова! Аминь.

Из Слова на Покров Пресвятой Богородицы святителя Димитрия Ростовского

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector