Молитва о упокоении Священника

Молитва о упокоении Священника

Молитва о упокоении Священника

Глава XXII. Последование мертвенное над скончавшимся священником

§1. Усопшие устрояются лицами своего чина

Над скончавшимся священником. Симеон Солунский (в гл. 361) объясняет многие принадлежности погребений не только священнического, но и прочих лиц. Принадлежности эти суть следующие: «святая церковь приняла обряд погребать брата, скончавшегося в вере, следующим образом: архиерея и иерея, как лиц священных, устрояет церковь руками иереев и облачает в чистые ризы, свойственные степени его сана. Прежде всего омывают тело, отирая оное губкою с водою крестообразно во образ священного крещения, на челе, очах, устах, персях, коленах и руках; потом, препоясав обыкновенные одежды, сверх их облачают в священные архиерейские или иерейские ризы и надевают новые сапоги на ноги».

Над усопшими священниками читается Евангелие

«В руки усопшего дают Священное Евангелие, которое читается над ним и прежде, когда он кончается, и после смерти, сколько позволит время, – как потому, что он по-евангельски жил, так вместе в умилостивление Бога и для освящения его Божественным словом. Ибо какая другая и лучшая может быть жертва Богу в умилостивление о предлежащем, как не сия, то есть благовествование о воплощении Божием, Его учении, таинствах, даровании оставления согрешений, спасительных страданиях за нас, животворной Его смерти и воскресении? – Итак, над священными более, нежели над простыми, должно совершать последование Евангелия».

Над монахами и мирянами читается Псалтирь

Над монахами же читается Псалтирь, что сохраняют многие и исполняют доныне. Если скончавшийся есть монах, то после крестообразного отрения тела, его одевают в одежды, приличные его образу, и сверх их зашивают в мантию, которая и бывает ему как бы гробом; над мантиею делают из того же облачения три креста ради Христа, Которого крест он нес в своем образе, и сверх всего полагают икону Того, Которого он возлюбил, т.е. икону Христа».

Икона при умершем, умершие покрываются покровом

Подобным же образом полагается икона и на персях скончавшихся мирян. Последних одевают в обыкновенные чистые одежды, сверху которых полагают священный покров, в ознаменование того, что они, – верные и освященные таинствами, – находятся под покровом Христовым. Икона полагается на мирянине как в знак веры его во Христа, так и в ознаменование того, что он Христу предал свою душу. С молитвою подъемлется тело и с лампадами относится в божественный храм. Архиереи полагаются в храме пред святыми дверями, то есть ближе иереев, так как и святой Дионисий дает им место при жертвеннике, где они совершают и служение свое; тела монахов – пред священными дверями, где обыкновенно стоят монашествующие на молитве; а тела мирских полагаются среди храма, где обыкновенно становятся в храме миряне. Впрочем, ныне бывает не так: теперь всех полагают в самой средине храма, – думаю – потому, что это место пространнее прочих и может вместить более народа, дабы все видели усопшего и предстояли в молитвах Богу за него; или потому, что во время входа и каждения от жертвенника обходят и весь священный храм, освящая все, находящееся в оном.

Умершие поставляются лицем к востоку

Некоторые из сих принадлежностей объясняет св. Златоуст в Маргарите (лист 442): «не видишь ли, что мы творим над умершими? Провождаем их пением и священными песнями, выражая тем хвалу Владыке; облачаем их в новые одежды, проповедуя новую одежду нашего нетления, возливаем на них миро и масло, ради крещения; следуем за ними с фимиамом и свещами, показуя, что они выбыли из области темного сего жития и отошли к истинному свету, полагаем ковчег (то есть гроб) мертвого, обращая его лицем к востоку, предзнаменуя сим образом воскресение усопшему».

§2. Устрояются от своего чина

Приходят три священника и снемлют его. Нимало не удивительно, что умершему священнику явно услуживают в должном прочие священники, особенно когда вспомним, что и величайшие по летам и святости жизни епископы не отрицались воздавать сей долг благочестия и прочим, простым умершим людям. Иероним пишет о таковой услуге, оказанной Павле, к дочери ее Евстохии: «она перенесена руками епископов, подложивших рамена свои под одр ее; другие епископы предшествовали с лампадами и свечами, а иные составляли клир поющих; потом поставили одр посреди церкви, освященной во имя гроба Спасителева».

§3. Елей наливается на умерших

С елеем чистым. Тела умерших, по омытии водою, окропляемы были ароматами и мастьми, как упоминает в своем завещании св. Ефрем, тщательно воспрещая совершать обряд сей над собою после смерти (об этом было показано выше, гл. 20, §4). Но восточная церковь, дабы не показать, что она совсем отринула священный обряд сей, учредила тело всякого священника, покрытое сверху полотном, слегка окроплять губкою, напоенною чистым елеем, стараясь исполнить и все прочее, что должно.

§4. Умерший священник облачается в священнические одежды

Потом же во всю священническую одежду. Священники издревле были погребаемы облаченными, сверх некоторых собственных одежд, во все священнические, а архиереи в архиерейские одежды. Доказательством сего служат самые их гробы, открытые по прошествии многих лет со времени их кончины. – Так Бароний (в лет. 310, под числ. 2) о святом Петре Александрийском пишет: «люди сотворили ему честное погребение, во время которого, облачив его в епископские одежды, приложили к телу его отсеченную голову и посадили его на епископском престоле, воздавая ему достойную почесть со слезами». Отсюда должно почитать несомненным, что обычай погребать умерших священников и архиереев в благословенных одеждах был позволителен, как согласный с верою и благочестием.

§5. Лицо священника покрывается покровом

Покрывают лице его. Лице умершего священника в знак почета покрывают покровом из алтаря (т.е. воздухом). У римлян этот обычай воспрещен 3-м правилом собора, бывшего в Аверне в 541 году. Там сказано: «покровом тела Господня никогда не должно покрывать священническое тело, выносимое к погребению; ибо употреблением священного покрова на мертвые тела оскверняются алтари». Но восточная церковь не может быть обвиняема в опасности осквернения священного покрова: потому что этот священный покров в том же гробе, в котором лежит мертвый, опускается с ним в землю, а не употребляется после на Святые Дары.

§6. Свечи около гроба

Подсвещники четыре; – один поставляется у главы, другой у ног, и два иные по бокам гроба с той и другой стороны его; а все в совокупности изображают крест.

Источник: Новая Скрижаль или объяснение о церкви, о литургии, и о всех службах и утварях церковных, Вениамина, архиепископа Нижегородского и Арзамасского (1739-1811). В четырех частях. М.: Издательство Православного Братства Святителя Филарета Митрополита Московского, 1999. — 309 с.

Вам может быть интересно:

  1. Отечник Проповедника – игумен Марк (Лозинский)
  2. Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского – святитель Игнатий (Брянчанинов)
  3. Священная тайна Церкви – Глава IV. ПОЧИТАНИЕ ИМЕНИ БОЖИЯ И МОЛИТВА ИИСУСОВА В РУССКОЙ ТРАДИЦИИ – митрополит Иларион (Алфеев)
  4. Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний – преподобный Антиох Палестинский
  5. О действиях, бываемых от сердечной молитвы – преподобный Зосима (Верховский)
  6. Письма – преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)
  7. Учение о молитве по Добротолюбию – игумен Варсонофий (Верёвкин)
  8. Внутреннее Царство – митрополит Каллист (Уэр)
  9. Православие – Часть четвертая. Молитва Церкви – профессор Павел Николаевич Евдокимов
  10. Лествица – Слово 28. О матери добродетелей, священной и блаженной молитве, и о предстоянии в ней умом и телом – преподобный Иоанн Лествичник

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Молитвы о новопреставленном рабе божьем до 40 дней.

Рoждeниe чeлoвeкa принocит ceмьe бoльшую рaдocть. К coжaлeнию, в книгe жизни ужe oтмeчeнa дaтa cмeрти. Тoлькo oт чeлoвeкa зaвиcит, кaк и c чeм oн придeт к этoму дню. Кaк oн прoживeт oтвeдeнный eму пeриoд.

Дeнь cмeрти. Чтo дeлaть:

При нacтуплeнии дня cмeрти Гocпoдь призывaeт к ceбe рaбa cвoeгo. Тeлo тeряeт cпocoбнocть двигaтьcя, ceрдцe ocтaнaвливaeтcя. Пocлe чeгo тeлo нaxoдитcя в грoбу, a душa прoдoлжaeт жить. Тeпeрь нaчинaeтcя ee путь в другую, вeчную, жизнь. Путь нeлeгoк и тeрниcт.

Пo cлoвaм Cвятыx oтцoв, три дня душa витaeт нaд зeмлeй. Oнa cкoрбит o рaзлучeнии c тeлoм. Вмecтe c душoй груcтят и рoдcтвeнники уcoпшeгo. Вeдь нeпрocтo пoвeрить, чтo близкoгo чeлoвeкa бoльшe нeт рядoм. Вcпoминaют вce xoрoшee, cвязaннoe c ним, и клянут cудьбу, чтo oнa рacпoрядилacь имeннo тaк.

Нa caмoм дeлe cтoит пeрeживaть нe тoлькo oб этoм. Гoрaздo бoльшe нужнo пeчaлитьcя o тoм, чтo будeт c душoй уcoпшeгo. Гдe oнa нaйдeт упoкoeниe. Вeдь прoжить жизнь нe вceм удaeтcя дocтoйнo. Нo дaжe при вeдeнии дoбрoпoрядoчнoгo oбрaзa жизни cущecтвуeт мнoжecтвo грexoв, кoтoрыe нe пуcкaют душу в рaй. Oни oтклaдывaютcя нa прoтяжeнии вceй жизни чeлoвeкa.

Пoмoщь близкoму. Люди иcпoвeдуютcя в тeчeниe жизни и пeрeд cмeртью.

В тaкoй cитуaции cтoит упoвaть тoлькo нa пoмoщь рoдcтвeнникoв. Oни дoлжны мoлитьcя o душe пoкoйнoгo. Cрaзу пocлe уxoдa близкoгo в мир инoй нeoбxoдимo прoчecть «Мoлитву пo oтxoдe души». Oнa нaпeчaтaнa нa пeрвoй cтрaницe пcaлтыря и ecть в мoлитвocлoвax.

Тeкcт мoлитвы нecлoжeн. Oнa мoжeт пoмoчь и в cлучae, ecли чeлoвeк мучaeтcя в aгoнии и cмeрть никaк нe мoжeт прийти к нeму. Прoчитaв мoлитву, мoжнo ocлaбить муки, и Гocпoдь быcтрee призoвeт eгo к ceбe.

Читaть пcaлтырь. Пocлe этoгo рeкoмeндуeтcя читaть пcaлтырь дaлee. Coвeршaя мoлитвы o нoвoпрecтaвлeннoм дo 3 днeй, нeoбxoдимo читaть oт oднoй дo нecкoлькиx кaфизм в дeнь. Кoличecтвo зaвиcит oт cил мoлящeгocя. Прoчитaв пcaлтырь дo кoнцa, cлeдуeт нaчaть cнaчaлa.

Нeкoтoрыe рoдcтвeнники дoвeряют чтeниe пcaлтыря пocтoрoнним людям. Oни прocтo oплaчивaют иx уcлуги и cчитaют, чтo дeлo выпoлнeнo. Нo нa caмoм дeлe Cвятыe oтцы и Цeркoвь в oдин гoлoc гoвoрят o тoм, чтo мoлитвa являeтcя бoлee душeвнoй, ecли ee читaeт рoдcтвeнник. Oн вклaдывaeт в нee вcю cвoю душу. Вce cвoи cтрaдaния oб умeршeм.

Мoлитвa к Бoгoрoдицe. Мoлитвы нaпиcaны в ocнoвнoм нa cтaрocлaвянcкoм. Пoэтoму oни cлoжны нe тoлькo в прoизнoшeнии, нo и в пoнимaнии. В тaкoм cлучae нeвoзмoжнo прoизнocить cлoвa мoлитв иcкрeннe. Для этoгo мнoгиe мoлитвocлoвы прeдлaгaют мoлитвы o нoвoпрecтaвлeннoм нa руccкoм языкe.

Иx бoльшoe мнoжecтвo. В зaвиcимocти oт тoгo, в чeм причинa cмeрти и ктo умeр. Cущecтвуeт мoлитвa и для тex, ктo умeр и нe уcпeл принять крeщeниe. Cрeди ниx ecть мoлитвa Бoгoрoдицe o нoвoпрecтaвлeннoм. Oнa мaть Гocпoдa, и мoлитвa к нeй мoжeт пoмoчь cмягчить Нeбecнoгo Цaря. Нaйти ee мoжнo прaктичecки в любoм мoлитвocлoвe.

Cтрaнcтвия души. Пo иcтeчeнии трex днeй душa прeдcтaeт пeрeд Гocпoдoм. Этo прoиcxoдит пocлe oтпeвaния в цeркви и пoгрeбeния тeлa. Cтoит нaпoмнить o тoм, чтo oтпeвaть в цeркви мoгут нe вcex.

Пoд зaпрeтoм oтпeвaния:

  • нeкрeщeныe люди;
  • caмoубийцы.

Душa пoклoняeтcя Бoгу, и oн дaeт eй вoзмoжнocть 6 днeй любoвaтьcя тeм, кaк вeceлятcя в рaю. Кaк тaм прoвoдят врeмя cвятыe. Ecли душa грeшнa, тo ee тeрзaют гoрecти и oбиды зa нeвeрнo прoжитую жизнь. Coвeршaя мoлитвы o нoвoпрecтaвлeннoм рaбe Бoжьeм, нe cтoит зaбывaть oб этoм. Cмягчить cтрaдaния пoмoгут eжeднeвныe oбрaщeния к Бoгу рoдныx и близкиx. Нeoбxoдимo иcкрeннe читaть мoлитвы и крecтитьcя.

Нa 9 дeнь душa прeдcтaeт пeрeд Гocпoдoм. Гocпoдь oтпрaвляeт ee в aд. Тaм oнa нaблюдaeт зa мукaми грeшникoв. Видит, кaк cтрaдaют души тex, ктo прoжил жизнь прaзднo. В нeлюбви к Гocпoду. Мoлитвы o нoвoпрecтaвлeннoм пoмoгут вымoлить прoщeниe пeрeд Гocпoдoм и oблeгчить cтрaдaния души.

Нa coрoкoвoй дeнь душa прeдcтaeт пeрeд Гocпoдoм, и в этo врeмя oпрeдeляeтcя мecтo ee прeбывaния. Пoэтoму мoлитвa oб уcoпшeм дo 40 днeй вaжнa. Уceрднoe мoлeниe мoжeт cмягчить Гocпoдa. Eгo милocть мoжeт пoмoчь душe пoпacть в рaй или, нaxoдяcь в aду, тeрпeть мeньшиe муки.

Никтo, крoмe нac. Читaть мoлитвы o нoвoпрecтaвлeннoм мoжнo дoмa или в xрaмe. Пocлe cмeрти близкoгo нeoбxoдимo oтпрaвитьcя в xрaм. Пoдaть зaпиcoчку oб упoкoeнии души нoвoпрecтaвлeннoгo рaбa Бoжьeгo. Нeлишним будeт зaкaзaть coрoкoуcт oб упoкoeнии и нeуcыпaeмый мoлeбeн. Пocлe вoзврaщeния иx xрaмa зaжигaют cвeчи и cтaвят иx в coль. Cтaвят вoду и клaдут куcoк xлeбa. Глaвнoe — нe зaбыть пocтaвить oбрaз Cпacитeля. Пeрeд ним coвeршaютcя вce мoлитвeнныe чтeния.

Зaкaзaть coрoкoуcт мoжнo в любoм xрaмe. Ecли пoминaниe будeт нocить длитeльный xaрaктeр, тo лучшe зaкaзaть eгo в мoнacтырe. Вeдь тaм cлужбы идут кaждый дeнь и в тeчeниe cутoк. Пo xриcтиaнcкoму oбычaю тeлo рeкoмeндуeтcя xoрoнить, a нe крeмирoвaть. Гримирoвaниe cчитaeтcя ocoбoй вынуждeннoй мeрoй.

Мoлитвa oб уcoпшeм дo 40 днeй являeтcя ocoбым видoм милocти. Oнa cвязывaeт чeлoвeкa и Гocпoдa, кaк пупoвинa рeбeнкa c мaтeрью. Дaжe caмый cтрaшный грeшник, нaxoдяcь в мирcкoй жизни, мoжeт чтo-тo измeнить в нeй. Cтaть прaвeдникoм нeвoзмoжнo в oдин миг. Этo тяжeлый труд, и нe вceм oн пoд cилу. Нo будучи живым мoжнo измeнить cвoю жизнь. Пocлe cмeрти ужe ничeгo измeнить нeльзя. Вce упoвaниe души лoжитcя нa плeчи близкиx и рoдныx. Oнa прocит иx пoмoчь. Прocит вымoлить лучшую учacть у Гocпoдa.

Пoмoщь ceбe и близкoму. Мoлитвы o нoвoпрecтaвлeннoм являeтcя выcшим видoм пoдвижничecтвa. Плoды кoeгo узнaютcя тoлькo нa cтрaшнoм cудe. Кoгдa люди чтo-тo прocят у Гocпoдa, тo пoлучaют жeлaeмoe. Зa этo oни блaгoдaрят Гocпoдa. Вocxвaляют eгo. Мoлитвы o нoвoпрecтaвлeнныx, кoнeчнo жe, дoxoдят дo cлуxa Гocпoдa, нo при этoм иx рeзультaт будeт извecтeн тoлькo нa cтрaшнoм cудe. Придя нa нeгo, душa чeлoвeкa узнaeт o тoм, нacкoлькo oни были эффeктивны. Ecли прoизнocить иx c чиcтым ceрдцeм и блaгими нaмeрeниями, тo мнoгиe грexи чeлoвeкa ужe умeршeгo прocтятcя. Гнeв Цaря Нeбecнoгo cмeнитcя нa милocть. И тoгдa нa cтрaшнoм cудe умeрший пoклoнитcя в нoги cвoeму другу или рoдcтвeннику и cкaжeт eму cпacибo зa этo.

Мoлитвa o нoвoпрecтaвлeннoм являeтcя иcпoлнeниeм глaвнoй двуeдинoй зaпoвeди. Oнa гoвoрит o любви к Бoгу и ближнeму. Любить ближнeгo нe знaчит прocтo пoмoгaть eму в мирcкoй жизни. Этo знaчит пoмoчь eму тoгдa, кoгдa oт нeгo ужe ничeгo нe зaвиcит. Oн пришeл к Гocпoду, и душa зaпятнaнa грexaми. Пoмoчь убeлить ee и cмягчить гнeв Гocпoдa пoмoгут мoлитвы близкиx людeй.

Мoлeния нa 40 дeнь. Имeннo нa coрoкoвoй дeнь душa пeрecтaeт витaть нaд бeзднoй. Ee учacть нaкoнeц oпрeдeляeтcя. В этoт дeнь близким уcoпшeгo тяжeлee вceгo. Нeзaживaющaя рaнa в душe крoвoтoчит, a вeрa в лучшee будущee никaк нe приxoдит. Пoмoжeт oблeгчить душeвныe cтрaдaния мoлитвa нa 40 днeй.

В xрaмe cтoит пoпрocить Гocпoдa зaбрaть душу уcoпшeгo, a душe близкoгo пoдaрить пoкoй. Пeрeд этим пocтaвить cвeчки зa упoкoй души. Зaтeм, пeрeкрecтившиcь и взяв c coбoй три cвeчи, мoжнo oтпрaвитьcя дoмoй. Тaм зaжигaютcя эти cвeчи и, глядя нa ниx, прoизнocитcя мoлитвa нa 40 днeй к Гocпoду (ee мoжнo нaйти в мoлитвocлoвe).

Нa прoтяжeнии coрoкa днeй cтoит нe тoлькo мoлитьcя дoмa, нo и пoceщaть xрaм. Ecли умeрший крeщeный, тo eгo мoжнo упoминaть в зaпиcкax, кoтoрыe пoдaютcя в xрaмe. Ecли жe нeт, тo мoлитьcя зa нeгo мoжнo тoлькo caмocтoятeльнo. И нeвaжнo гдe — дoмa или в xрaмe.

Крoмe мoлитв, в xрaм мoжнo принecти прoдукты и пoдaть. Этo будeт cчитaтьcя милocтынeй и пoйдeт зa пoмин души. Cвящeннocлужитeли пoмянут eгo зa трaпeзoй. Тoлькo oбязaтeльнo нужнo cкaзaть имя рaбa Бoжьeгo.

Трaур cтoит нocить нe мeнee 40 днeй. Ecли вoзникaeт внутрeнняя нeoбxoдимocть, дeлaть этo мoжнo и дoлee.

Пocлe этo душeвныe cтрaдaния нeмнoгo утиxнут и пoявятcя cилы жить дaльшe. В будущee ужe бeз пoкoйнoгo, нo тaкoвa жизнь. И oнa прoдoлжaeтcя нecмoтря ни нa чтo. Глaвнoe, вeрить в лучшee, и тoгдa бoль утиxнeт быcтрee.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Молитва об усопших

Молитва об усопших — это традиция православной веры. Все верующие люди понимают чудодейственную силу молитв. Такая молитва помогает усопшему очиститься от грехов и обрести вечный покой в Царствии Небесном. Но кроме этого такие молитвенные обращения в память об усопших людях позволяют заручиться поддержкой Высших Сил и привлечь удачу в собственную жизнь. Молитвой в память усопшему человеку верующие люди спасают собственные души.

Молитвенные обращения, в которых мы вспоминаем усопших, позволяют успокоиться после потери близкого человека. Они вносят в души умиротворение и настраивают на будущую счастливую жизнь, в которой будет сохранена память об ушедшем человеке.

Православные молитвы за упокой души усопшего

Православное молитвословие предлагает ряд важных молитв об усопшем, которые должны читаться в определенные периоды. Считается, что наиболее усердно следует молиться об ушедшем человеке в первые 40 дней после его кончины. Именно в этот период решается судьба человека Высшими силами. Очень важно молиться в полной концентрации на мыслях об усопшем.

Молитва на 9 день по усопшему

Считается, что с 3 по 9 день покойнику показывают все прелести райской жизни. Поэтому, чтобы увеличить шансы попадания близкого человека в рай, необходимо на 9 день обязательно устроить поминки. В этот день также следует посетить храм поставить свечу за упокой и по возможности заказать молебен.

Молитвенное обращение на 9 день после смерти звучит при самостоятельном прочтении следующим образом:

Молитва об усопшем до 40 дней

Принято считать, что участь усопшего в загробном мире определяется на 40 день. Весь период до этого срока следует молиться за ушедшего из жизни человека, а на 40 день следует посетить храм, прочитать специальную молитву и устроить поминки. Если есть возможность, то следует заказать молебен во время службы. Священник в молитве упомянет имя,написанное вами, и его слова обязательно услышит Бог.

В домашних условиях молитва на 40 дней позволит человеку, страдающему от страшной потери, успокоиться. После нее приходит понимание, что душа близкого человека нашла пристанище и нужно просто продолжать жить. Следует уединиться в отдельной комнате, зажечь церковные свечи и некоторое время в тишине понаблюдать, как они плачут воском.

После того, как душа наполнится успокоением, следует прочитать такую молитву:

Молитва по усопшему после 40 дней

По 40 дней также верующие молятся об усопших. Это нужно делать в определенные дни, но также молиться следует и в минуты, когда в этом возникает душевная необходимость.

Слова молитвы такие:

Молитва об упокоении усопших

Молитва об упокоении усопшего может читаться во время утренних и вечерних служб. Также ее можно читать в моменты, когда нахлынет душевная тоска об ушедшем человеке.

Текст молитвы «Упокой Господи душу усопшего раба Твоего»

Текст молитвы в переводе на понятный русский язык может звучать следующим образом:

Краткая молитва

Допускается читать и короткую молитву о поминовении усопшего.

Звучит она следующим образом:

Молитва детей об усопших родителях

Дети должны обязательно молиться об усопших родителях. Для этого церковью предусмотрены специальные дни, но кроме этого возносить молитву можно и в другое время, когда нахлынули воспоминания о близких людях. Это позволит убрать из души тоску, и воспоминания после молитвы будут наполнены нежной грустью.

Молитва об усопшем отце

Молитва об усопшем отце звучит таким образом:

Молитва для усопшей мамы (матери)

Молитва об усопшей матери звучит следующим образом:

Поминальная молитва об усопших родственниках

Обязательно следует молиться и о других усопших родственниках. Такие молитвы — это дань уважения близким людям и надежда на то получение собственного душевного спокойствия.

Молитва вдовы об усопшем муже

Молитва женщины об усопшем муже звучит следующим образом:

Молитвы о усопших детях

Когда родители преждевременно теряют ребенка, то в душе образуется пустота. Залечить душевные раны непросто, но поможет дальше жить искренняя молитва об усопших детях.

Звучит она следующим образом:

Молитва об усопшей бабушке

Когда уходят из жизни люди старшего поколения, то это считается естественным. Но даже в этом случае всегда возникает душевная боль. Особенно часто страдают взрослые внуки за бабушкой, которая отдавала им всего себя. Поэтому для того, чтобы обрести душевное спокойствие нужно молиться об усопшей.

Молитва об усопшей бабушке звучит следующим образом:

Молитва архангелу Михаилу за некрещеных усопших

За некрещеных усопших также можно. Искренние молитвы обязательно будут услышаны Высшими силами. Молитвословие позволит утолить душевную скорбь и дарует надежду, что душа усопшего, который не является православным верующим, все-таки найдет покой.

Очень сильной молитвой в таких случаях является молитва, обращенная к архангелу Михаилу, которая произносится 19 сентября и 21 ноября. Считается, что моление за усопших в полночь в эти даты обладает чудотворной силой. Именно в этот период архангел Михаил спускается в ад и опускает в геенну огненную свое крыло, чтобы погасить ее. Поэтому нужно молиться за некрещеных усопших, обязательно называя их имена, чтобы святой вывел их из ада.

Читайте также  Молитва о пьянстве мужа Матроне Московской

Молитвенный текст звучит следующим образом:

Какую молитву читать на кладбище на могиле усопшего

В православной вере умерших людей называют усопшими, так как в душе истинно верующих всегда присутствует вера в вечную жизнь. Как правило, во время похорон молитвы читает священник. Но впоследствии на могиле усопшего также необходимо читать молитвы.

После того как будет убрана могила, следует зажечь свечу и прочитать такую молитву:

Какие молитвы заказывают в церкви по усопшему

Когда умирает близкий человек, то это является страшной потерей, но, несмотря на это следует знать, как нужно себя вести в такой ситуации. Важно после похорон заказать панихиду об усопшем.

Для этого нужно:

  • Посетить храм.
  • Поставить свечу в положенном месте за упокой души усопшего.
  • Положить поминальные продукты на панихидный стол.
  • Написать записку с именем усопшего для священника.
  • Сказать служителю о вашем желании заказать панихиду.

Панихиду обязательно нужно заказывать на 9 и 40 день. Эти даты являются знаковыми для определения того, куда попадет душа покойного, и молитвы в этом случае играют важную роль. Тексты молитв для панихиды не заказываются. Как правило, священник читает вначале все начальные молитвы, затем моление продолжается чтением 90-го псалма. После это читаются специальные тексты за упокой души усопшего, в них обязательно упоминается имя покойного человека.Допускается заказывать панихиду на кладбище.

О поминовении усопших

Утешение в скорби

Смерть – это всегда трагедия, она всегда неожиданна. Еще более скорбен уход из жизни близких людей. Скорбь наполняет сердце, и только в слезах и молитве находим мы отраду и утешение.

Что говорить о нас, если даже Христос плакал, придя ко гробу своего друга Лазаря! Тот, Кто победил смерть, Тот, Кто знал, что через полчаса воскресит Лазаря, лежащего уже четвертый день во гробе, плакал. «Плачу и рыдаю, когда помышляю смерть, и вижу во гробех лежащую, по образу Божию созданную нашу красоту, безобразну, бесславну, не имущую вида. О чудо! Что это за таинство! Как предаемся тлению, как сопрягаемся смерти. Воистину, Бога повелением, подающего преставившемуся упокоение».

Эта стихира поется в чине отпевания.

Мы плачем о разлуке с милыми сердцу, потому что смерть – это не естественное состояние для человека, призванного к вечной жизни… И важно помнить, что эта разлука лишь временна, и у Бога все живы. Однако посмотрите беспристрастно на жизнь нашу земную и рассудите, что она такое.

Царь Соломон, мудрейший и богатейший из царей своего времени в книге Екклесиаста, говорил так: «Суета сует… суета сует, — все суета! Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все — суета и томление духа!»

Человек перестал жить на этом свете, и с этим окончились суеты мирские, труды, беды, огорчения и страдания. Он словно путник, дошедший до цели, словно выпускник, уже сдавший все экзамены.

Цель нашей жизни

Но какова же цель нашей жизни? Какой же должен быть итог? Что мы берем с собой? Остаются на земле богатства, положение в обществе, слава, — перед Богом мы предстаем с теми сокровищами, которые скопили на небесах. «И каждый от своих дел или прославится, или постыдится», — поется в другой стихире в чине отпевания.

Наша жизнь должна быть такой, чтобы мы всегда были готовы сдать этот экзамен, чтобы сердце наше было чисто перед Богом, чтобы, представ Ему, мы бы не услышали «истинно говорю вам: не знаю вас», но напротив: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира». Для этого нужно регулярно молиться и в доме, и в храме, потому что молитва – это общение с Богом, нужно регулярно очищать свое сердце в таинстве исповеди, нужно регулярно причащаться Святых Христовых Таин, нужно жить по-христиански. Смерть грешников люта потому, что грешный человек всей своей жизнью отвергает Бога, но встреча эта неизбежна. Зато многие святые умирали так, что улыбка и радость пребывала с ними до последнего момента, когда смерть смыкала их уста, прославляющие Бога.

Что мы можем сделать для усопшего?

И вот, мы стоим у гроба. Что же можем мы сделать для усопшего, как можем выразить свою любовь? Дорогой гроб, цветы, венки, памятник, могила в престижном месте, застолье на поминках – это нужно скорее нам самим, чем покойному.

Наша молитва к Богу – это то, что связывает нас и усопшего, это тот маленький камушек, который может перевесить чашу весов и решить судьбу человека в вечности. Наша и церковная молитва – вот то, что нужно усопшему.

О ПОМИНОВЕНИИ УСОПШИХ

Поминовение дома
  • Чтение псалтири об упокоении: ежедневно читается по одной кафизме из Псалтири с чтением по каждой «Славе» особых заупокойных молитв.
  • Ежедневная молитва об упокоении. Поминание на утренних и вечерних молитвах.
  • Поминовение в церкви

Сорокоуст о упокоении (а также поминовение на полгода, год) – поминовение усопшего во время проскомидии (вынимание частицы из просфоры с погружением ее по окончании литургии в Кровь Господню со словами «Отмый (отмой), Господи, грехи поминавшихся здесь Честною Твоего Кровию, молитвами святых Твоих») в течение 40 дней (полугода, года).

Ектения о упокоении – гласное поминовение на заупокойной ектении на литургии.

Лития, Панихида – особые службы об усопших, обыкновенно совершаются сразу после литургии.

Поминовение на кладбище

Наша память об усопших – это прибранные могилки и наша молитва. Придя на могилку можно пропеть «Со святыми упокой» и «Вечная память», затем прочитать молитву о упокоении (есть почти в любом молитвослове), помянув по именам усопших, поцеловать крест на могилке.

Можно оставлять на могилке цветы (лучше сажать живые), горящие свечи (или специальные фонарики).

Недопустимо употреблять на кладбищах алкоголь, курить, оставлять на могилах водку, сигареты, конфеты, различные продукты. Также недопустимо после Пасхи приносить на могилки освященные яйца, куличи.

Поминальная трапеза

В русской традиции поминовение усопшего совершается сразу после похорон, в доме покойного. Трапеза предваряется молитвой об усопшем, затем вкушается кутья, освященная в храме. Кутья, сваренная из зерен, является символом воскресения из мертвых – как зерно, чтобы прорасти, должно упасть в землю, так и человек хоронится в землю, чтобы восстать в День воскресения мертвых.

Обыкновенно собирается небольшой стол для близких людей, если вы и будете употреблять алкогольные напитки, делать это надо в умеренных количествах.

ОТПЕВАНИЕ

Чин отпевания – это особые молитвы об усопшем, которыми Церковь провожает своего члена в жизнь вечную. В руки усопшему вкладывается крест как символ исповедания Христа, на голову возлагается венчик как символ венца от Бога и устремления всех помышлений к Богу. На грудь обыкновенно возлагается икона Спасителя (мужчине) или Богородицы (женщине).

Во время отпевания близкие усопшего должны обязательно молиться вместе со священником о душе покойного. Стоять во время отпевания нужно благоговейно, вслушиваясь в слова молитв.

Недопустимо отвлекаться на свои мысли и на разговоры о столе, автобусах и других житейских вопросах. Что, как не наша совместная молитва будет наилучшим проявлением любви!

В начале отпевания все предстоящие зажигают свечи и гасят их после прочтения Евангелия и разрешительной молитвы. Погасшие свечи можно поставить на канон (квадратный подсвечник перед распятием в храме).

Чин прощания обыкновенно совершается в храме – при чтении особых прощальных стихир близкие покойного по очереди подходят ко гробу, целуют икону на груди, венчик на лбу, затем, попрощавшись, отходят, вставая за священником. По окончании прощания, священник совершает чин предания земле, посыпая усопшего землей со словами «Господня земля и исполнение ея вселенная, и вси живущие на ней», потом гроб закрывается и заколачивается, вслед за тем возглашается «Вечная память» усопшему.

Допускается прощаться после отпевания на кладбище, в этом случае священник не закрывает гроб, а чин предания земле совершается кем-либо из близких усопшего.

Молитва об усопших:

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику — небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Евангелие от Иоанна, читаемое при отпевании:

Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения. Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца (Ин. 5:24-30)

О поминовении младенцев

Не дай Бог когда либо столкнуться со смертью детей, однако, нужно упомянуть и об этом. Крещеные младенцы отпеваются по особому чину, как не имеющие личных грехов.

Некрещеные младенцы не отпеваются и в церкви не поминаются, единого мнения об их участи Церковь не имеет, однако можно привести слова святителя Феофана Затворника: «А дети — все ангелы Божии суть. Некрещеных, как и всех вне веры сущих, надо предоставлять Божию милосердию».

Тем не менее, если есть опасность смерти младенца, нужно приложить все усилия, чтобы покрестить его. Священник для крещения может быть допущен даже в реанимационное отделение. Крестить «страха ради смертнаго» (то есть при опасности смерти) может любой православный христианин, окропив младенца святой водой (допускается даже простая вода) со словами «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь». После такого крещения, если Господь даровал исцеление, нужно в храме дополнить Крещение таинством Миропомазания.

О поминовении самоубийц

Поминовение самоубийц в церкви не допускается. Однако это не исключает наших домашних молитв о них.

Оптинский старец Леонид одному своему духовному чаду велел читать такую молитву: «Взыщи, Господи, погибшую душу (имя), аще возможно, помилуй! Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя».

Какую молитву произносят в день похорон

Каждый человек знает, что и его жизнь, и жизнь его близких не вечна. Тем не менее, смерть всегда приходит нежданно, к ней невозможно подготовиться, и она приносит с собой боль утраты, а порой и отчаяние. Друзьям и родственникам умершего кажется, что все ужасно, что ничего уже не изменить, что покинувший их человек ушел навечно и ничто в его отношении уже не имеет значения. Православная Церковь утверждает, что это не так. Христиане верят, что душа человек после смерти не исчезает, что всех людей ждет Страшный Суд, и праведники соединятся в вечной жизни сто своими родными и друзьями. А живые люди, согласно учению Православной Церкви могут помочь душе умершего своими молитвами.

Начиная с момента отхода души умершего к Господу, его близкие люди могут и даже должны своим молитвенным обращением неустанно заботиться о посмертном бытии покинувшего этот мир человека – просить отпущения его грехов и счастливого преодоления мытарств. На 3, 9 и 40 дни традиции предписывают поминать умершего коллективно, но по-настоящему близким людям важно молиться о душе усопшего с самого первого дня его преставления к Господу. Какими словами и как правильно молиться об умершем в день его смерти – расскажет вам эта статья.

Что такое молитва об умершем

Молитва об упокоившемся человеке — важное духовное действие, наполненное прошением о долгожданном покое и радости блаженства для ушедших любимых людей. Господь даровал христианам невероятное благо — обещание вечной жизни, а значит, у каждого из нас есть надежда на будущую встречу с усопшим другом или родственником. Не все наши родные и близкие живут праведной жизнью, и страшно, когда смерть приходит внезапно: человек не успел покаяться, а пути назад нет. Веря в бессмертие души, оставшиеся в живых люди могут облегчить участь ушедшего человека своими молитвами.

Важно знать, что в Православной церкви молятся только о крещеных людях, но православным верующим дана благодать и право вымаливать своих близких в домашних молитвах, даже если те не приняли крещение в Православии.

Никто из нас живущих не земле не может точно знать, ад или рай уготован умершему ближнему. Ответ на этот вопрос знает только Господь Иисус Христос, а задача оставшихся на земле — умилостивить Творца, читая молитвы об упокоении души усопшего.

Как верят православные Христиане, обращение молитв к Господу Иисусу Христу способно принести избавление душе умершего, избавить от вечных мук и лишить испытаний – мытарств, по пути к Страшному Суду. Такие молитвы могут возноситься дома, в храме и даже в любоим другом месте, человек может молиться в одиночестве или вместе с близкими, в может подать записки об упокоении в Храм – в таком случае имя умершего будет поминаться священником на проскомидии во время молитвы в ходе Литургии.

Виды молитв об умерших

Православная Церковь допускает молитвенные обращения к Господу в любой форме – главное, чтобы вера была искренней, а молитва исходила от сердца. Тем не менее, за века церковной истории были созданы десятки текстов молитв об умершем, ставшие каноническими – традиция предписывает выбирать какой-то из них, в зависимости от того, кем вам приходился умерший. Строго следовать этим правилам и текстам не обязательно, однако молитвы, представленные ниже, созданы праведными и умными людьми, а потому их слова могут подойти вам для выражения ваших чувств и стремлений в отношении покойного.

Как правильно молиться об умершем

Перед тем как читать молитвы, нследует разобраться с тем, как правильно это делать. Православная Церковь указывает на несколько простых правил, соблюдение которых необходимо при молитве: прежде чем зачитать молитвенный текст, следует полностью сосредоточиться на произнесении молитвы; рекомендуется заранее очистить душу и разум, чтобы убедиться в том, что Бог услышит слова; необязательно наизусть заучивать молитвенные слова, поэтому их можно прочитать; произнося слова, надо отбросить все жизненные трудности и проблемы; зачитывать текст надо уверенно, искренне веря в помощь молитвы и ее силу.

Полная заупокойная молитва

Этой молитвой стоит просить у Господа помощи и заступничества за умершего друга или родственника, читая ее по утрам или вечером:

«Помяни, Господи Иисусе Христе, Боже наш, милости и щедроты Твоя от века сущия, ихже ради и вочеловечился еси, и распятие и смерть, спасения ради право в Тя верующих, претерпети изволил еси; и воскрес из мертвых, вознеслся еси на небеса и седиши одесную Бога Отца, и призираеши на смиренныя мольбы всем сердцем призывающих Тя: приклони ухо Твое, и услыши смиренное моление мене, непотребнаго раба Твоего, в воню благоухания духовнаго, Тебе за вся люди Твоя приносящаго. И в первых помяни Церковь Твою Святую, Соборную и Апостольскую, юже снабдел еси честною Твоею Кровию, и утверди, и укрепи, и разшири, умножи, умири, и непребориму адовыми враты во веки сохрани; раздирания Церквей утиши, шатания языческая угаси, и ересей восстания скоро разори и искорени, и в ничтоже силою Святаго Твоего Духа обрати.

Краткая заупокойная молитва

Есть короткий молитвенный текст, который произносят в любое время.

«Упокой, Господи, душу раба Твоего (рабы Твоея, раб Твоих) новопреставленного (ой, ых) (имя), и прости ему (ей, им) вся согрешения его (её, их) вольная и невольная и даруй ему (ей, им) Царствие Небесное. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Молитвы об умерших к Господу

Есть также две молитвы об умерших, которые обращаются прямо ко Иисусу Христу.

«Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежде жизни вечной усопшую раба(-у) Твоего (Твою) (имя), и как Благой и Человеколюбец, прощающий грехи и беззакония, отпусти и прости все вольные его (её) согрешения и невольные, избавь его (её) от вечных мук и огня геенского, и даруй ему (ей) причастие и наслаждение вечными Твоими благами, уготованных любящим Тебя: ведь хотя и согрешил(а) он(а), но не отступил(а) от Тебя, и без сомнения в Отца и Сына и Святого Духа, Бога в Троице славимого, веровала, и Троицу Единосущную православно даже до последнего своего издыхания исповедовала».

«Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное».

Молитва Пресвятой Богородице

«Пресвятая Владычице Богородице! К Тебе прибегаем, Заступнице наша: Ты бо скорая еси помощница, наша ходатаица у Бога неусыпающая! Наипаче же молим Тя в час сей: помози новопреставленному (-ной) рабу Твоему (рабе Твоей) (имя) прейти страшный и неведомый оный путь; молим Тя, Владычице мира, силою Твоею отжени от движимой страхом души его (ея) страшныя силы темных духов, да смятутся и посрамятся пред Тобою. Аминь».

Архангелу Михаилу

Молитву Архангелу Михаилу обращают, чтобы он помог человеку в преодолении смертных искушений и мытарств.

«О, Великий Михаиле Архангеле, помоги мне грешному рабу твоему (имя рек), избави мя от труса, потопа, огня, меча и врага льстивого, от бури, от нашествия и от лукавого. Избави мя, раба твоего (имя ), великий Архангеле Михаиле, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Cвятый Архангеле Божий Михаиле, если мои сродники (имена усопших…) находятся в огненном озере, то выведи их из вечного огня своим благословенным крылом и приведи их ко Престолу Божию и умоли Господа нашего Иисуса Христа чтобы простил им их грехи».

Ангелу-хранителю

О душе человека часто молятся его ангелу-хранителю, ведь даже после смерти он продолжает заботится о душе того человека, к которому приставлен.

«Господи Боже Великий Царю, Безначальный! Пошли, Господи, Архангела Твоего Михаила на помощь рабу Твоему (имя) изъяти мя от враг моих видимых и невидимых. О, Господень Михаиле Архангеле! демонов сокрушителю: запрети всем врагам борющимся со мною, сотвори их, яко овцы и сокруши их, яко прах пред лицем ветра. О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Шестокрылатых первый княже и воеводо небесных сил Херувим и Серафим. О, угодный Михаиле Архангеле, буди ми помощник во всех обидах, в скорбях, печалях; в пустынях, на распутьях, на реках и на морях — тихое пристанище. Аминь».

Общая молитва за умерших родственников

«Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежде живота вечнаго преставльшагося* раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога. Аминь».

Об усопших родителях.

За упокой родителей дети произносят следующие молитвенные слова. «Господь наш, Иисус Христос! Ты охраняешь сирот, защищаешь скорбящих и утешаешь плачущих. Прихожу я к тебе, сирота, плача и моля Тебя: услышь же Ты мою молитву и не отверни лица своего от вздохов моего сердца и слез очей моих! Молюсь Тебе, милосердный Господи, утоли печаль мою о родившем и воспитавшем меня, родителе моем (имя), душу же его, отошедшую к Тебе с почитанием Тебя и твёрдою надеждою на Твоё понимание и утешение, прими в Царство Своё Небесное. Преклоняюсь перед Твоею святою волею, и уповаю на Тебя, только не отними у них защиту Твою. Всем Господи, как судья мира Сего, грехи и пороки отцов Ты накажешь в детях их, внуках и правнуках даже третьего и четвёртого поколения. Аминь».

За умершего младенца

Чтобы помолиться за усопшего младенца, можно использовать следующую молитву:

Читайте также  Если во сне читать молитву

«Помяни, Человеколюбче Господи, души oтшeдшиx раб Твоих младенцев, кои во утробе православных матерей умерли нечаянно от неведомых действий или от трудного рождения, или от некоей неосторожности, и потому не приняли святого таинства Крещения! Окрести их, Господи, в море щедрот Твоих и спаси неизреченной Твоею благостию». Родителей за умерших детей Молебен за умерших детей зачитывается родителями. «Господи Иисусе Христе, Боже наш, Владыко живота и смерти, Утешителю скорбящих! С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни, Господи, во царствии Твоем усопшаго раба Твоего, чадо мое (имя), и сотвори ему вечную память. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Аминь».

За мужа

Молебен вдовицы за супруга звучит так. «Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Ты — плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя. Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами. Ты, Господи Владыко всяческих, благословил еси сочетати мя со единем из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Яко Ты еси упование наше, Ты еси Бог, еже миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь!»

За супругу

Вдовец должен молиться за супругу следующим образом. «Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея (имярек), в Небесном Царствии Твоем. Владыко Вседержителю! Ты благоволил еси супружеский союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Аминь».

За усопшего от тяжелой болезни

Если человека не стало из-за заболеваний, существует такая молитва.

«Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый; сам, Господи, упокой душу усопшаго раба Твоего (усопшия рабы Твоея или усопших раб Твоих), [имя рек], в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное им (ею или ими), словом, или делом, или помышлением, яко благ и человеколюбец Бог прости. Яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо един без греха, правда Твоя, правда во веки, и слово Твое истина».

За внезапно умершего

Если человек умер внезапно, церковная традиция предлагает такой текст обращения к Богу.

«Господи Иисусе Христе, Владыко живота и смерти, Ты рекл еси в святем Твоем Евангелии: бдите, не весте бо, когда приидет Сын Человеческий, в оньже час не мните, Сын Человеческий приидет. Но мы, земнии и грешнии, предавшеся печалем и сластем житейским, забвению предаем час смерти своея, и тако призываеми бываем к Тебе, Судие неба и земли, внезапу, в час, в оньже не чаяхом и не мнихом! Аминь».

Молитва Господу Богу об умерших вне церкви

Некоторые утверждают, что проводить молебен за некрещеного человека нельзя, однако это не так. Молиться можно за всякого человека, даже за того, кто покинул мир вне церкви. Молитва о нем звучит так:

«Помяни, Господи, аще возможно есть, душу (имя), отшедшего от жизни сей в отступлении от Святой Твоей Православной Церкви! Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей, но да будет святая воля Твоя!»

За самоубиенного (от старца Льва Оптинского)

Хотя обычно Церковь очень осуждает самоубийц, все же существует способ просить Бога о снисхождении к ним с помощью молитвы от старца Льва Оптинского.

«Владыко, Господи, Милостивый и Человеколюбивый, к Тебе взываем: согрешихом и беззаконновахом пред Тобою, преступихом спасительныя Твоя заповеди и любве евангельския отчаявшемуся брату нашему (отчаявшейся сестре нашей) не явихом. Но не яростию Твоею обличи ны, ниже гневом Твоим накажи ны, Человеколюбче Владыко, ослаби, исцели сердечную скорбь нашу, да победит множество щедрот Твоих грехов наших бездну, и Твоея безчисленныя благости пучина да покрыет горькое слез наших море. Аминь».

Возможно, вам будет интересно:

Молитва за упокой души всякого усопшего христианина

По смерти наших родных, близких и друзей, отношения с ними не прекращаются. Прерывается лишь видимое общение, ведь в Царствие Христовом нет смерти. Она есть лишь незримый переход из жития временного, земного, в жизнь вечную.

Зачем нужно молиться об умерших

Молитва об упокоении души умершего — это продолжение нашей незримой связи. Православные христиане верят, что Милосердный Господь дарует по молитвам прощение их душам.

Пока человек жив, он в любое время может покаяться во грехах и получить прощение от Бога. Но после смерти у души уже нет возможности испросить прощения и ходатайствовать за себя. И на помощь с молитвами о них к Творцу приходим мы, живые люди.

По смерти человека место пребывания его новопреставленной души зависит от того, как усопший проводил земную жизнь, верил ли во Христа, соблюдал ли Его заповеди. Поэтому усердно молясь об умерших людях мы, живые, можем совершить для них единственное и долгожданное благо — жизнь вечную во Царствие Небесном.

Тексты молитв

Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты — сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к Тебе аз, сирый, стеня и. плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих.

Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившим и воспитавшим мя, родителем моим (имя); душу же его, яко отшедшую к Тебе с истинною верою в Тя и твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное.

Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты, Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертаго рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков.

С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие,, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго для мене раба Твоего, родителя моего (имя), но отпусти ему вся согрешения его вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им в житии его зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его и вечныя муки избави.

Ты, милосердый Отче отцев и чад! даруй мне, во вся дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его в месте светле, в месте прохладне и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиве Господи!

Приими днесь о рабе Твоем (имя), теплую молитву мою сию и воздай ему воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему мя первее всего ведети Тя, Своего Господа, в благоговении молитися Тебе, на Тебе единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя;

За благопопечение его о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им о мне моления пред Тобою и за все дары, им испрошенные мне от Тебе, воздай ему Своею милостию, Своими небесными благами и радостями в вечном царствии Твоем.

Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Читается со дня смерти 40 дней и перед годовщиной за 40 дней до дня смерти ежедневно.

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежде живота вечнаго преставльшагося* раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя, вместо дел вмени, и со святыми Твоими, яко Щедр, упокой: несть бо человек, иже поживет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха и правда Твоя правда во веки, и Ты еси Един Бог милости и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый! Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих: святейших патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, во священническом, церковном и монашеском чине Тебе послуживших; создателей святаго храма сего, православных праотец, отец, братий и сестер, зде и повсюду лежащих; вождей и воинов за веру и отечество живот свой положивших, верных, убиенных е междоусобной брани, утонувших, сгоревших, на мразе замерзших, растерзанных зверьми, без покаяния внезапно скончавшихся и не успевших примириться с Церковью и со своими враги; в изступлении ума самоубиенных, тех, о коих заповедали и просили ны молитися, о коих несть кому молитися и верных, погребения христианскаго лишенных (имя) в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное ими словом или делом или помышлением, яко благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо еси един кроме греха, правда Твоя — правда во веки, и слово Твое — истина.

Яко Ты еси Воскресение, и Живот и Покой усопших раб Твоих (имя), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем со безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго новопреставленного раба Твоего (или рабы Твоей), (имя), и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца. Яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему, (имя), Христе Боже наш. И Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Что означают 3, 9, 40 дней и годовщина

Мало кто из усопших сподобился перед смертью совершения исповеди и святого Причастия, много кто умирает неожиданно, а кого-то настигает насильственная смерть.

Покойный особо нуждается в молитвенной поддержке в 40 дней по смерти. Именно в это время решается его участь в мире ином, «размещение» в аду или в райских селениях.

Родственники и близкие люди обязаны ради доброй памяти покойного совершить молитвенный подвиг:

  • творить милосердные дела и поступки;
  • прощать недоброжелателей;
  • усмирять личное лицемерие;
  • регулярно каяться во грехах и принимать Причастие;
  • утешать скорбящих;
  • раздавать милостыню нуждающимся.

День третий

Поминовение в 3 день по смерти совершается в память Воскресения Христова. 2 дня душа присутствует на земле. Ее постоянно сопровождает ангел. Она посещает дорогие ей при жизни места, «навещает» любимых людей.

Важно! На 3 сутки душа возносится для поклонения Творцу. Именно в этот день мольбы о ее упокоении и прощении грехов являются особо своевременным событием.

С 3 по 6 день душа в сопровождении ангела лицезреет красоты райских селений. Постепенно забывается скорбь, которая ощущалась при расставании с телом. Грешная же душа скорбит и укоряет себя о беспечности земного жития.

День девятый

В 9 день Всевышний вновь повелевает душе явиться к Нему. Поминальная служба в этот день сотворяется в память девяти ангельских чинов. Именно они ходатайствуют о спасении и милости к новопреставленному.

Далее ангелы отводят душу в ад, где она зрит муки грешников.

День сороковой

На 40 день душа вновь возносится ко Христу для разрешения своей участи — Всевышний определяет место ее нахождения до Своего Второго Пришествия на землю и Страшного Судилища. Именно в этот момент мольба и поминовение считаются особо благовременными ради водворения упокоившейся души в раю со святыми.

Именно 40-й день знаменателен в истории Церкви:

  • пророк Моисей беседовал с Творцом на горе Синай и получил скрижали Закона после 40-дневного поста;
  • израильтяне после 40-летнего путешествия достигли Иудеи;
  • Спаситель вознесся на 40 день по Воскресению.

Годовщина поминания

Поминовение усопших в годовщину смерти обусловлено литургическим циклом — годовым кругом. По его окончании все церковные события вновь повторяются. А годовщина упокоения человека — это его день рождения в вечность.

Православная церковь хранит немало примеров того, как усопшие ожидают молитв о них от живых людей: они приходят нам в сонных видениях, совершают некие знамения, указывающие на нужду в молитвенном поминовении.

Христианская любовь вечна, а умершие не мертвы, но живы и любят нас, ведь душа человеческая бессмертна. Мало кто из праведников направляется в райские обители и наслаждается радостью общения с Отцом Небесным. Именно поэтому так важна молитва об упокоении души умершего.

Важно! Не менее действенным поминовением усопших считается принесение Бескровной Жертвы за них во время божественной Литургии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector