Молитва ночная полуночница

Молитва ночная полуночница

Молитва ночная полуночница

Полунощница

Полу́нощница — одна из служб суточного богослужебного круга, посвящённая грядущим Пришествию Исуса Христа и Страшному суду. Совершается в полночь или во всякий час ночи до утра только один раз в день. В зависимости от дня, она бывает повседневная, субботняя, воскресная и пасхальная.

Согласно Устава, полунощница предшествует Утрени, однако в современной богослужебной практике обычно служится перед Часами. В притче о десяти девах (Мф. 25;1-13) второе пришествие Господа изображается как пришествие Жениха, «грядущего в полунощи». Отсюда служба полунощницы напоминает нам именно об этом грядущем явлении Господа, «как татя в нощи», для суда над нами, и вся состоит из песнопений, изображающих это пришествие Господне (тропари: «Се жених») и покаянных воплей души, в страхе и смятении ожидающей суда Божия (псалом 50 и 17 кафизма).

Возникновение богослужения, совершаемого ночью, относится ко времени зарождения христианской Церкви. Во время гонений на христиан в Римской империи ночное время было наиболее безопасным для богослужения. Вместе с тем Церковь всегда имела в виду, что полночь есть время по преимуществу удобное по своей тишине для сосредоточенных молитвенных бесед с Богом и для размышления о грехах и их исправлении. Так смотрит на установление полунощного богослужения Василий Великий (Второе послание к Григорию Богослову). По мнению толкователей, Полунощница установлена, во-первых, для того, чтобы напомнить верующим молитвенный полуночный подвиг Исуса Христа пред Его вольными страданиями; во-вторых, для постоянного напоминания о дне Второго пришествия Христова, которое, по общему верованию Церкви, основанному на притче Спасителя о десяти девах, имеет быть в полночь.

Чин Полунощницы на Руси и последовательность молитв

На Руси чин Полунощницы, близкий к современному, сложился к XIV веку. Часослов из собрания Софийской библиотеки в Новгороде содержит три вида Полунощницы. Упоминание о троичных канонах на воскресной Полунощнице содержится в «Псалтири с возследованием» XV в., после Полунощницы повседневной и субботней помещен «Канон святей и живоначальней Троице, певаемь в неделю пред заутренею вместо полунощници», и после него «припевы за Достойно есть» и молитва св. Троице. В таком порядке виды Полунощницы сохранились до наших дней.

Повседневная Полунощница состоит из чтения покаянного (50) псалма, псалма 118 (17 кафизмы), Символа веры, тропарей «Се жених грядет в полунощи», псалмов 120 и 133 и заупокойных тропарей. Субботняя Полунощница отличается тем, что вместо 17-й читается 9-я кафизма и другие тропари по первом Трисвятом. На воскресной Полунощнице вместо кафизмы совершается канон и последующие за ним припевы и молитва в честь Святой Троицы. Важной частью любой Полунощницы является братское Прощение. Это молитвословие совершается как в соборной службе, так и в келейной. Настоятель испрашивает прощение у всей братии, а братия взаимно просит прощения у Настоятеля. Архиепископ Симеон Фессалоникийский (конец XIV – нач. XV вв.) описывает Полунощницу следующим образом:

В полночь, или немного спустя, когда пробьют в доску, как бы изображая последнюю трубу Ангела, все пробуждаются ото сна, как от смерти. Потом, когда священник, изображающий Христа и имеющий Его священство, в притворе храма, словно на земле пред небом, благословит (так как должно начинать молитвы священнику, притом же и ему, как и всем, надлежит начинать от Бога), тогда братия все вместе говорят: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», и читают, что следует по порядку. Первым делом до́лжно воздать славу Богу и потом уже продолжать то, что следует.

В настоящее время, текст всех трех видов Полунощницы можно найти в Часослове либо в современном издании старообрядческого Молитвослова. Как и Павечерница, Полунощница крайне желательна для ежедневного совершения каждым христианином. Согласно современной традиции келейной молитвы, Полунощница читается христианином как первое молитвословие после пробуждения ото сна (вне зависимости от того, когда это пробуждение происходит).

Порядок полунощницы повседневной

Иерей: «Благословен Бог наш»;

Чтец: «Аминь»; «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе всяческих ради»; «Боже, очисти мя грешного»; «Царю небесныи»; Трисвятое; по «Отче наш», «Господи помилуй», 12 раз; «От сна возстав»; «Приидите поклонимся»; псалом 50-й: «Помилуй мя, Боже»; 17-я кафизма; Символ веры; Трисвятое; «Отче наш»; тропари: «Се жених грядет в полунощи», и другие по Часослову; «Господи помилуй», 40 раз; «Иже на всяко время»; «Господи помилуй», трижды; Слава и ныне; «Честнейшую херувим» и «Именем Господним благослови, отче»;

Иерей: «Боже ущедри ны»;

Чтец: «Аминь» и молитву: «Владыко, Боже Отче, Вседержителю».

Вторая часть: «Приидите поклонимся»; два псалма: «Возведох очи мои» и «Се ныне благословите Господа»; Трисвятое: «Отче наш»; заупокойные тропари: «Помяни Господи, яко благ, рабы Своя»; «Иже глубинами мудрости»; слава: «Со святыми покой»; и ныне: «Блажим Тя вси роди»; Господи помилуй», 12 раз; молитва. Затем отпуст так же, как и на малой павечерницы.

Библиотека Русской веры
Полунощница повседневная →

Полунощница субботняя

Отличие субботней полунощницы от повседневной состоят только в том, что:

1) вместо 17-й кафизмы читается 9-я кафизма;

2) вместо тропарей: «Се жених» читаются тропари: «Не созданное естество» и другие. Далее все, как в полунощнице повседневной.

Полунощница воскресная

Обычное начало, как и в полунощнице повседневной. Псалом 50-й;

Иерей: «Милостью и щедротами»;

Чтец: канон Троичен (из Октая): припевы Григория Синаита; Трисвятое: по «Отче наш» кондак гласу; «Господи помилуй, 40 раз; Слава, и ныне: «Честнейшую»; «Именем Господним благослови, отче»:

Иерей: «Боже ущедри ны» и молитва: «Всемогущая и Животворящая Святая Троице». Затем отпуст, как и на полунощнице повседневной, за исключением помянника за упокой.

Молитва ночная полуночница

ПОЛ У НОЩНИЦА ПОВСЕДНЕВНАЯ

По обычнем начале глаголем со умилением и сокрушением сердца:

З а молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас (поклон). А минь.

С лава Тебе, Боже наш, слава Тебе всяческих ради (трижды).

Б оже, очисти мя грешнаго, яко николиже благо сотворих пред Тобою (поклон), но избави мя от лукаваго, и да будет во мне воля Твоя (поклон), да неосуждено отверзу уста моя недостойная, и восхвалю имя Твое святое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веком, аминь (поклон).

Ц арю Небесныи, Утешителю, Душе Истинныи, Иже везде сыи, и вся исполняя, сокровище благих, и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти мы от всякия скверны, и спаси Блаже, душа наша.

С вятыи Боже, Святыи Крепкии, Святыи Безсмертныи, помилуй нас (трижды, и поклоны три).

С лава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веком, аминь.

П ресвятая Троице, помилуй нас. Господи, очисти грехи наша. Владыко, прости беззакония наша. Святыи, посети и исцели немощи наша; имене Твоего ради.

Г осподи помилуй (трижды).

Слава, и ныне.

О тче наш, Иже еси на небесех; да святится имя Твое; да приидет царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли, хлеб наш насущныи даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Г осподи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас. А минь.

Г осподи помилуй (12).

Посих, молитва: От сна востав, благодарю Тя, Всесвятая Троице, яко многия ради благости и долготерпения не прогневася на мя грешнаго, и лениваго раба Твоего, и не погубил еси мене со беззаконии моими, но человеколюбьствова, и в не чаянии лежаща, воздвиже мя утреневати и славословити державу Твою непобедимую; и ныне, Владыко Боже Пресвятыи, просвети очи сердца моего, и отверзи ми устне поучатися словесем Твоим, и разумети заповеди Твоя, и творити волю Твою, и пети Тя во исповедании сердечнем, воспевати же и славити пречестное и великолепое имя Твое: Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веком, аминь.

П риидите, поклонимся Цареви нашему Богу (поклон).

П риидите, поклонимся Христу, Цареви и Богу нашему (поклон).

П риидите, поклонимся и припадем к самому Господу Исусу Христу, Цареви и Богу нашему (поклон).

Таже, Пс алом 50. П омилуй мя Боже.

Таже, каф и сма 17. Аллилуия, псалом 118 .

Слава, и ныне, без Аллилуии. Таже, исповедание православныя веры. В ерую во единаго Бога.

Трисвятое. И по Отче наш.

Тропари сия, глас 8: С е Жених грядет в полунощи, и блажен раб, его же обрящет бдяща. Недостоин же паки, его же обрящет ленящася. Блюди убо душе моя, да не сном отяготишися и да не смерти предана будеши, и царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: свят, свят, свят еси, Боже, Богородицы ради, помилуй нас.

Слава. Д ень он страшныи помышляющи, душе моя побди, вжигающи свещу свою, и маслом просвещающи, не веси бо когда приидет к тебе глас глаголющии: се Жених. Блюди убо, душе моя, да не воздремлеши, и пребудеши вне толкущи, яко пять дев; но бодрено побди, яко да усрящеши Христа милостива, и даст ти чертог божественыя славы Своея.

И ныне. Тебе необоримую стену имуще вернии, и спасения утвержение, Богородице Дево молим: сопротивных советы разори и людей Своих печаль на радость преложи. Мiр Свой умири и православных утверди, и о смирении мiра молися, яко Ты еси Богородице, упование наше.

Г осподи помилуй (40).

Таже молитва Великаго Василия: И же на всяко время, и на всяк час, на небеси и на земли, покланяемыи и славимыи, Боже Благии, долготерпеливе и многомилостиве; Иже праведники любя и грешных милуя; Иже всех зовыи ко спасению, обещания ради будущих благ; сам Господи, приими молитвы наша в час сий, и в благости исправи живот наш, к заповедем Твоим. Душа наша освяти, и телеса очисти, помышления исправи, и мысли очисти, разум уцеломудри и истрезви, и избави нас от всякия скорби, зол и болезней, и душевных страстей, и огради нас святыми ангелы Твоими, яко да ополчением их соблюдаеми и наставляеми, достигнем во единство веры, и в разум неприкосновенныя Ти славы, яко благословен еси во веки, аминь.

Таже, Г осподи помилуй (трижды). Слава, и ныне.

Ч естнейшую херувим, и славнейшую воистину серафим, без истления Бога Слова рождьшую, сущую Богородицу Тя величаем. И поклон.

И менем Господним благослови, отче.

З а молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас. А минь.

Аще есть пост, или кроме поста, егда поем Аллилуия, и творим три поклоны великия, глаголюще молитву святаго Ефрема.

Г осподи, и Владыко животу моему, дух уныния, небрежения, сребролюбия и празднословия, отжени от мене (поклон).

Д ух же целомудрия, смирения, терпения и любве, даруий ми рабу Твоему (поклон).

Е й, Господи Царю, даждь ми зрети моя согрешения, и еже не осужати брата моего, яко благословен еси во веки, аминь (поклон). И прочих поклонов 12, глаголюще в себе:

Г осподи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (дважды с поклонами).

Б оже, милостив буди мне грешному (поклон).

Б оже, очисти грехи моя, и помилуй мя (поклон).

С оздавыи мя, Господи, помилуй (поклон).

Б ез числа согреших, Господи, прости мя (поклон).

И паки скончав поклоны, глаголем молитву всю выше писаную: Г осподи, и Владыко животу моему. И поклон един.

И по изглаголании молитвы, или по Ч естнейшую херувим, глаголем сию молитву Великаго Василия:

В ладыко Боже, Отче Вседержителю, и Господи Сыне Единородныи Исусе Христе, и Святыи Душе, едино Божество, и едина сила, помилуй мя грешнаго, и ими же веси судьбами, спаси мя недостойнаго раба Твоего, яко благословен еси во веки, аминь.

Таже, П риидите, поклонимся (трижды). И поклоны три.

Псалом 120. В озведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя. Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю. Не даждь во смятение ноги твоея, ниже воздремлет храняи тя. Се не воздремлет, ни уснет храняи Израиля. Господь сохранит тя, Господь покров Твой на руку десную твою. Во дни солнце не ожжет тебе, ни луна нощию, Господь сохранит тя от всякаго зла, сохранит душу твою Господь. Господь сохранит вхождение твое, и исхождение твое от ныне и до века.

Псалом 133. С е ныне благословите Господа вси раби Господни, стоящии в храме Господни, во дворех дому Бога нашего. В нощех воздежите руки ваша во святая, и благословите Господа. Благословит тя Господь от Сиона, сотворивыи небо и землю.

Слава, и ныне.

Трисвятое, и поклоны три.

По О тче наш, тропари сия:

П омяни Господи, яко благ, рабы Своя, и елика в житии сем согрешиша, прости. Никтоже бо без греха, токмо Ты могии преставленым дати покой.

И же глубинами мудрости, человеколюбне вся строя, и еже на пользу всем подавая, едине Содетелю, покой Господи, душа усопших раб Своих, на Тя бо упование возложиша, Творца и Зиждителя и Бога нашего.

Слава. С о святыми покой, Христе, душа раб Своих, идеже несть болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь. вечная.

И ныне, богородичен: Б лажим, Тя вси роди, Богородице Дево, в Тя бо невместимыи Христос Бог наш, вместитися изволи, блажени есмы и мы помощницу Тя имуще, день бо и нощь молишися о нас, и державы царствия Твоими молитвами утвержаются. Тем благодаряще вопием Ти: радуися обрадованная, Господь: с Тобою.

Г осподи помилуй (12). Таже, молитву сию:

П омяни Господи, иже в надежи воскресения, и жизни вечныя, усопшия отцы и братию нашу, и всех иже во благочестивей вере скончавшихся, и прости им всяко согрешение, вольное же и невольное, словом и делом, и помышлением согрешенное ими и всели их в места светла, в места прохладна, в места покойна, отнюдуже отбеже всяка болезнь, и печаль и воздыхание, идеже присещает свет лица Твоего, и веселит вся иже от века святыя Твоя. И даруй им царствие Твое, и причастие неизреченных и вечных Твоих благ, и Твоея безконечныя, и блаженныя жизни наслаждение. Ты бо еси воскресение и живот и покой; усопшим рабом Твоим, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Ти Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Ти Духом, ныне и присно и во веки веком, аминь.

Таже: Слава, и ныне. Г осподи помилуй (дважды) . Г осподи благослови.

И отпуст: Г осподи Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех ради святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец, аминь.

И прощение: О сла6и, остави, отпусти Боже, согрешения моя, вольная и невольная, яже в слове и в деле, и яже в ведении и не в ведении, яже во уме и в помышлении, яже во дни и в нощи, вся ми прости, яко Благ и Человеколюбец, аминь.

И молитва с поклонами: Н енавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбче. Благотворящим благо сотвори, братиям и всем сродником нашим, иже и уединившимся, даруй им вся, яже ко спасению прошения и живот вечныи (поклон).

В болезнех сущия посети и исцели, в темницах сущих свободи, по водам плавающим Правитель буди и иже в путех шествующим исправи и поспеши (поклон).

П омяни Господи, и плененныя братию нашу, единоверных православныя веры, и избави их всякаго злаго обстояния (поклон).

П омилуй Господи, давших нам милостыню и заповедавших нам, недостойным, молитися о них, прости их и помилуй (поклон).

П омилуй Господи, труждающихся и служащих нам, милующих и питающих нас, и даруй им вся, яже ко спасению, прошения и живот вечныи (поклон).

П омяни Господи, прежде отшедшия отцы и братию нашу и всели их, идеже присещает свет лица Твоего (поклон).

П омяни Господи, и нашу худость и убожество, и просвети наш ум светом разума святаго Евангелия Твоего, и настави нас на стезю заповедей Твоих, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих, аминь (поклон).

По­лу­нощ­ни­ца вседневная

Мо­лит­ва Свя­то­му Духу

Три­свя­тое

Мо­лит­ва Свя­той Троице

Мо­лит­ва Господня

Пса­лом 50:

П оми­луй мя, Бо­же, по ве­ли­цей ми­ло­сти Тво­ей, и по мно­же­ству щед­рот Тво­их очи­сти без­за­ко­ние мое. Наи­па­че омый мя от без­за­ко­ния мо­е­го, и от гре­ха мо­е­го очи­сти мя; яко без­за­ко­ние мое аз знаю, и грех мой пре­до мною есть вы­ну. Те­бе Еди­но­му со­гре­ших и лу­ка­вое пред То­бою со­тво­рих, яко да оправ­ди­ши­ся во сло­ве­сех Тво­их, и по­бе­ди­ши вне­гда су­ди­ти Ти. Се бо, в без­за­ко­ни­их за­чат есмь, и во гре­сех ро­ди мя ма­ти моя. Се бо, ис­ти­ну воз­лю­бил еси; без­вест­ная и тай­ная пре­муд­ро­сти Тво­ея явил ми еси. Окро­пи­ши мя ис­со­пом, и очи­щу­ся; омы­еши мя, и па­че сне­га убе­лю­ся. Слу­ху мо­е­му да­си ра­дость и ве­се­лие; воз­ра­ду­ют­ся ко­сти сми­рен­ныя. От­вра­ти ли­це Твое от грех мо­их и вся без­за­ко­ния моя очи­сти. Серд­це чи­сто со­зи­жди во мне, Бо­же, и дух прав об­но­ви во утро­бе мо­ей. Не от­вер­жи мене от ли­ца Тво­е­го и Ду­ха Тво­е­го Свя­та­го не оты­ми от мене. Воз­даждь ми ра­дость спа­се­ния Тво­е­го и Ду­хом Вла­дыч­ним утвер­ди мя. На­учу без­за­кон­ныя пу­тем Тво­им, и нече­сти­вии к Те­бе об­ра­тят­ся. Из­ба­ви мя от кро­вей, Бо­же, Бо­же спа­се­ния мо­е­го; воз­ра­ду­ет­ся язык мой прав­де Тво­ей. Гос­по­ди, устне мои от­вер­зе­ши, и уста моя воз­ве­стят хва­лу Твою. Яко аще бы вос­хо­тел еси жерт­вы, дал бых убо: все­со­жже­ния не бла­го­во­ли­ши. Жерт­ва Бо­гу дух со­кру­шен; серд­це со­кру­шен­но и сми­рен­но Бог не уни­чи­жит. Убла­жи, Гос­по­ди, бла­го­во­ле­ни­ем Тво­им Си­о­на, и да со­зи­ждут­ся сте­ны Иеру­са­лим­ския. То­гда бла­го­во­ли­ши жерт­ву прав­ды, воз­но­ше­ние и все­со­же­га­е­мая; то­гда воз­ло­жат на oл­тарь Твой тельцы.

Пса­лом 50

П оми­луй ме­ня, Бо­же, по ве­ли­кой ми­ло­сти Тво­ей и по мно­же­ству щед­рот Тво­их из­гладь без­за­ко­ние моё; со­вер­шен­но омой ме­ня от без­за­ко­ния мо­е­го, и от гре­ха мо­е­го очи­сти ме­ня. Ибо без­за­ко­ние моё я знаю, и грех мой все­гда пре­до мною. Те­бе, Еди­но­му, я со­гре­шил и злое пред То­бою со­тво­рил, – да бу­дешь оправ­дан в сло­вах Тво­их и по­бе­дишь, ес­ли всту­пят с То­бою в суд. Ибо вот, я в без­за­ко­ни­ях за­чат, и во гре­хах ро­ди­ла ме­ня мать моя. Ибо вот, Ты ис­ти­ну воз­лю­бил, со­кры­тое и тай­ное пре­муд­ро­сти Тво­ей мне от­крыл. Ты окро­пишь ме­ня ис­со­пом – и бу­ду очи­щен; омо­ешь ме­ня – и сде­ла­юсь бе­лее сне­га, дашь мне услы­шать ра­дость и ве­се­лие – воз­ра­ду­ют­ся ко­сти уни­жен­ные. От­вра­ти ли­цо Твоё от гре­хов мо­их и все без­за­ко­ния мои из­гладь. Серд­це чи­стое со­тво­ри во мне, Бо­же, и Дух Пра­вый об­но­ви внут­ри ме­ня. Не от­ринь ме­ня от ли­ца Тво­е­го и Ду­ха Тво­е­го Свя­то­го не от­ни­ми от ме­ня. Воз­вра­ти мне ра­дость спа­се­ния Тво­е­го и Ду­хом Вла­ды­че­ствен­ным утвер­ди ме­ня. На­учу без­за­кон­ных пу­тям Тво­им, и нече­сти­вые к Те­бе об­ра­тят­ся. Из­бавь ме­ня от кро­вей, Бо­же, Бо­же спа­се­ния мо­е­го, воз­ра­ду­ет­ся язык мой прав­де Тво­ей. Гос­по­ди, Ты от­кро­ешь уста мои, и уста мои воз­ве­стят хва­лу Твою. Ибо ес­ли бы жерт­вы Ты вос­хо­тел, я дал бы её, – к все­со­жже­ни­ям не бу­дешь бла­го­во­лить. Жерт­ва Бо­гу – дух со­кру­шён­ный, серд­ца со­кру­шён­но­го и сми­рен­но­го Бог не пре­зрит. Обла­го­де­тель­ствуй, Гос­по­ди, во бла­го­во­ле­нии Тво­ём Си­он, и да бу­дут воз­двиг­ну­ты сте­ны Иеру­са­ли­ма, – то­гда при­мешь бла­го­склон­но жерт­ву прав­ды, воз­но­ше­ние и все­со­жже­ния, то­гда воз­ло­жат на ал­тарь Твой тельцов.

Та­же, ка­фисма седмаянадесять
(пса­лом 118):

Ка­физ­ма 17. Пса­лом 118
Ста­тия 1

Ста­тия 2

Ста­тия 3

И абие:

Ве­рую во еди­на­го Бо­га От­ца Все­дер­жи­те­ля, Твор­ца небу и зем­ли, ви­ди­мым же всем и неви­ди­мым. И во еди­на­го Гос­по­да Иису­са Хри­ста, Сы­на Бо­жия, Еди­но­род­на­го, Иже от От­ца рож­ден­на­го преж­де всех век. Све­та от Све­та, Бо­га ис­тин­на от Бо­га ис­тин­на, рож­ден­на, несо­тво­рен­на, еди­но­сущ­на От­цу, Им­же вся бы­ша. Нас ра­ди че­ло­век и на­ше­го ра­ди спа­се­ния сшед­ша­го с небес и во­пло­тив­ша­го­ся от Ду­ха Свя­та и Ма­рии Де­вы и во­че­ло­веч­ша­ся. Рас­пя­та­го же за ны при Пон­тий­стем Пи­ла­те, и стра­дав­ша, и по­гре­бен­на. И вос­крес­ша­го в тре­тий день по Пи­са­ни­ем. И воз­шед­ша­го на Небе­са, и се­дя­ща одес­ную От­ца. И па­ки гря­ду­ща­го со сла­вою су­ди­ти жи­вым и мерт­вым, Его­же Цар­ствию не бу­дет кон­ца. И в Ду­ха Свя­та­го, Гос­по­да, Жи­во­тво­ря­ща­го, Иже от От­ца ис­хо­дя­ща­го, Иже со От­цем и Сы­ном спо­кла­ня­е­ма и ссла­ви­ма, гла­го­лав­ша­го про­ро­ки. Во еди­ну Свя­тую, Со­бор­ную и Апо­столь­скую Цер­ковь. Ис­по­ве­дую еди­но кре­ще­ние во остав­ле­ние гре­хов. Чаю вос­кре­се­ния мерт­вых, и жиз­ни бу­ду­ща­го ве­ка. Аминь.

Читайте также  Молитва от чревоугодия кому помогло

Сим­вол веры

1 Ве­рую во еди­но­го Бо­га, От­ца, Все­дер­жи­те­ля, Твор­ца неба и зем­ли, все­го и ви­ди­мо­го и неви­ди­мо­го. 2 И во еди­но­го Гос­по­да Иису­са Хри­ста, Сы­на Бо­жия, Еди­но­род­но­го, от От­ца рож­ден­но­го преж­де всех ве­ков, Све­та от Све­та, Бо­га ис­тин­но­го от Бо­га ис­тин­но­го, рож­ден­но­го, несо­тво­рен­но­го, еди­но­сущ­но­го От­цу, че­рез Ко­то­ро­го всё про­изо­шло. 3 Ра­ди нас, лю­дей, и на­ше­го ра­ди спа­се­ния со­шед­ше­го с небес, и во­пло­тив­ше­го­ся от Ду­ха Свя­то­го и Ма­рии Де­вы, и во­че­ло­ве­чив­ше­го­ся. 4 Рас­пя­то­го же за нас при Пон­тии Пи­ла­те, и стра­дав­ше­го, и по­гре­бен­но­го. 5 И вос­крес­ше­го в тре­тий день, по Пи­са­ни­ям. 6 И вос­шед­ше­го на небе­са, и си­дя­ще­го спра­ва от От­ца. 7 И сно­ва гря­ду­ще­го со сла­вою су­дить жи­вых и мёрт­вых, и Цар­ству Его не бу­дет кон­ца. 8 И в Ду­ха Свя­то­го, Гос­по­да, Жи­во­тво­ря­ще­го, от От­ца ис­хо­дя­ще­го, со От­цом и Сы­ном рав­но по­кло­ня­е­мо­го и сла­ви­мо­го, го­во­рив­ше­го чрез про­ро­ков. 9 Во еди­ную, свя­тую, со­бор­ную и апо­столь­скую Цер­ковь. 10 При­знаю од­но Кре­ще­ние для про­ще­ния гре­хов. 11 Ожи­даю вос­кре­се­ния мёрт­вых, 12 и жиз­ни бу­ду­ще­го ве­ка. Аминь.

Та­же тро­па­ри, глас 8:

Се Же­них гря­дет в по­лу­но­щи, / и бла­жен раб, его­же об­ря­щет бдя­ща: / недо­сто­ин же па­ки, его­же об­ря­щет уны­ва­ю­ща. / блю­ди убо ду­ше моя, / не сном отя­го­ти­ся, / да не смер­ти пре­да­на бу­де­ши, / и Цар­ствия вне за­тво­ри­ши­ся, / но вос­пря­ни зо­ву­щи: / Свят, Свят, Свят еси Бо­же, / Бо­го­ро­ди­цею по­ми­луй нас.

Тро­па­ри, глас 8

Вот, Же­них при­хо­дит в пол­ночь, / и бла­жен тот раб, ко­го най­дет Он бодр­ству­ю­щим, / но, на­про­тив, недо­сто­ин / тот, ко­го Он най­дет бес­печ­ным. / Смот­ри же, ду­ша моя, / сном не будь по­беж­де­на, / да не бу­дешь смер­ти пре­да­на, / и за­клю­че­на вне Цар­ствия, / но вос­прянь, взы­вая: / “Свят, Свят, Свят Ты, Бо­же, / по мо­лит­вам Бо­го­ро­ди­цы по­ми­луй нас!”

И мо­лит­ву сию:

И мо­лит­ву:

Дух же це­ло­муд­рия, сми­рен­но­муд­рия, тер­пе­ния, и люб­ве, да­руй ми ра­бу Тво­е­му. По­клон.

Гос­по­ди и Вла­ды­ка жиз­ни мо­ей! Ду­ху празд­но­сти, су­ет­но­сти, вла­сто­лю­бия и празд­но­сло­вия не пре­дай ме­ня. (По­клон)

Дух же це­ло­муд­рия, сми­рен­но­муд­рия, тер­пе­ния и люб­ви да­руй мне, ра­бу тво­е­му. (По­клон)

Та­же ма­лых 12, гла­го­лю­ще на кийж­до по­клон: Бо­же, очи­сти мя грешнаго.

И па­ки по­сле­ди мо­лит­ву всю: Гос­по­ди и Вла­ды­ко жи­во­та мо­е­го: И по­клон един великий.

Да, Гос­по­ди-Царь, дай мне ви­деть мои со­гре­ше­ния и не осуж­дать бра­та мо­е­го, ибо Ты бла­го­сло­вен во ве­ки ве­ков. Аминь. (По­клон)

Так­же 12 ма­лых по­кло­нов с мо­лит­вой: Бо­же, очи­сти ме­ня, грешного.

И сно­ва всю мо­лит­ву: Гос­по­ди и Вла­ды­ка жиз­ни мо­ей: и один ве­ли­кий поклон.

Та­же мо­лит­ву сию:

Вла­ды­ко Бо­же От­че Все­дер­жи­те­лю, Гос­по­ди Сыне Еди­но­род­ный Иису­се Хри­сте, и Свя­тый Ду­ше, еди­но Бо­же­ство, еди­на Си­ла, по­ми­луй мя греш­на­го, и ими­же ве­си судь­ба­ми, спа­си мя недо­стой­на­го ра­ба Тво­е­го, яко бла­го­сло­вен еси во ве­ки ве­ков, аминь.

Мо­лит­ва свя­то­го Мардария

Вла­ды­ка Бо­же, От­че Все­дер­жи­тель, Гос­по­ди, Сын Еди­но­род­ный Иису­се Хри­сте и Дух Свя­той! Еди­ное Бо­же­ство, еди­ная Си­ла, по­ми­луй ме­ня, греш­но­го, и Те­бе из­вест­ны­ми пу­тя­ми спа­си ме­ня, недо­стой­но­го ра­ба Тво­е­го, ибо Ты бла­го­сло­вен во ве­ки ве­ков. Аминь.

[По­до­ба­ет ве­да­ти, яко мо­лит­вы сия гла­го­лют­ся от 22-го сеп­тем­вриа ме­ся­ца, до Неде­ли Ваий.]

Ва­си­лия Великаго:

Мо­лит­ва св. Ва­си­лия Ве­ли­ко­го 3

Та­же воз­вы­ша­ет свя­щен­ник ру­це, гла­го­ля тогожде:

Так­же свя­щен­ник, воз­де­вая ру­ки, про­из­но­сит мо­лит­ву то­го же святого:

Пса­лом 120:

В озведох очи мои в го­ры, от­ню­ду­же при­и­дет по­мощь моя. По­мощь моя от Гос­по­да, со­твор­ша­го небо и зем­лю. Не даждь во смя­те­ние но­ги тво­ея, ни­же во­з­дрем­лет хра­няй тя, се не во­з­дрем­лет, ни­же уснет хра­няй Из­ра­и­ля. Гос­подь со­хра­нит тя, Гос­подь по­кров твой на ру­ку дес­ную твою. Во дни солн­це не ожжет те­бе, ни­же лу­на но­щию. Гос­подь со­хра­нит тя от вся­ка­го зла, со­хра­нит ду­шу твою Гос­подь. Гос­подь со­хра­нит вхож­де­ние твое и ис­хож­де­ние твое, от­ныне и до века.

Пса­лом 120

В озвёл я очи мои к го­рам, от­ку­да при­дёт по­мощь моя. По­мощь моя – от Гос­по­да, со­тво­рив­ше­го небо и зем­лю. Не да­вай по­ко­ле­бать­ся но­ге тво­ей, и да не дрем­лет Хра­ня­щий те­бя. Вот, не за­дрем­лет и не уснёт Хра­ня­щий Из­ра­и­ля. Гос­подь со­хра­нит те­бя, Гос­подь – твой по­кров на пра­вую ру­ку твою: днём солн­це не со­жжёт те­бя, ни лу­на но­чью. Гос­подь со­хра­нит те­бя от вся­ко­го зла, со­хра­нит ду­шу твою Гос­подь, Гос­подь со­хра­нит вход твой и вы­ход твой от­ныне и до века.

Пса­лом 133:

Се ныне бла­го­сло­ви­те Гос­по­да вси ра­би Гос­под­ни, сто­я­щии в хра­ме Гос­под­ни, во дво­рех до­му Бо­га на­ше­го, В но­щех воз­де­жи­те ру­ки ва­ша во свя­тая, и бла­го­сло­ви­те Гос­по­да. Бла­го­сло­вит тя Гос­подь от Си­о­на, со­тво­ри­вый небо и землю.

Пса­лом 133

Вот, бла­го­слов­ляй­те ныне Гос­по­да, все ра­бы Гос­под­ни, сто­я­щие во хра­ме Гос­под­нем, во дво­рах до­ма Бо­га на­ше­го. По но­чам воз­но­си­те ру­ки ва­ши ко свя­ты­ням и бла­го­слов­ляй­те Гос­по­да. Да бла­го­сло­вит те­бя Гос­подь с Си­о­на, Со­тво­рив­ший небо и землю.

И тро­па­ри сия, глас 2:

По­мя­ни Гос­по­ди, яко Благ, ра­бы Твоя, / и ели­ка в жи­тии со­гре­ши­ша, про­сти: / ник­то­же бо без­гре­шен, ток­мо Ты, / мо­гий и пре­став­лен­ным да­ти покой.

Тро­па­ри, глас 2

По­мя­ни, Гос­по­ди, как Бла­гой, ра­бов Тво­их / и всё, в чем они в жиз­ни со­гре­ши­ли, про­сти: / ибо ни­кто не без­гре­шен, кро­ме Те­бя. / Ты мо­жешь и пре­ста­вив­шим­ся дать покой.

И мо­лит­ва сия:

По­мя­ни Гос­по­ди, в на­деж­ди Вос­кре­се­ния, жиз­ни веч­ныя, усоп­шия от­цы и бра­тию на­шу, и вся во бла­го­че­стии и ве­ре скон­чав­шы­я­ся, и про­сти им вся­кое со­гре­ше­ние, воль­ное же и неволь­ное, сло­вом, или де­лом, или по­мыш­ле­ни­ем со­гре­шен­ное ими, и все­ли я в ме­ста свет­ла, в ме­ста про­хлад­на, в ме­ста по­кой­на, от­ню­ду­же от­бе­же вся­кая бо­лезнь, пе­чаль и воз­ды­ха­ние, иде­же при­се­ща­ет свет ли­ца Тво­е­го, и ве­се­лит вся от ве­ка свя­тыя Твоя. Да­руй им и нам Цар­ствие Твое, и при­ча­стие неиз­ре­чен­ных и веч­ных Тво­их благ, и Тво­ея без­ко­неч­ныя и бла­жен­ныя жиз­ни на­сла­жде­ние. Ты бо еси жизнь, и вос­кре­се­ние, и по­кой усоп­ших ра­бов Тво­их, Хри­сте Бо­же наш, и Те­бе сла­ву воз­сы­ла­ем, со Без­на­чаль­ным Тво­им От­цем, и Пре­свя­тым и Бла­гим и Жи­во­тво­ря­щим Тво­им Ду­хом, ныне и прис­но и во ве­ки ве­ков, аминь.

И мо­лит­ва

По­мя­ни, Гос­по­ди, от­цов и бра­тьев на­ших, усоп­ших с на­деж­дою на вос­кре­се­ние и жизнь веч­ную, и всех во бла­го­че­стии и ве­ре скон­чав­ших­ся, и про­сти им вся­кое со­гре­ше­ние, как воль­ное, так и неволь­ное, сло­вом или де­лом или по­мыш­ле­ни­ем со­вер­шен­ное ими. И все­ли их в ме­ста свет­лые, в ме­ста от­рад­ные, в ме­ста по­коя, от­ку­да ото­шли вся­кая му­ка, скорбь и сте­на­ние, где свет­лый взор ли­ца Тво­е­го ве­се­лит всех от ве­ка свя­тых Тво­их. Да­руй им и нам Цар­ство Твоё, и при­ча­стие неиз­ре­чен­ных и веч­ных Тво­их благ, и Тво­ей бес­ко­неч­ной и бла­жен­ной жиз­ни на­сла­жде­ние. Ибо Ты – жизнь, и вос­кре­се­ние, и по­кой усоп­ших ра­бов Тво­их, Хри­сте Бо­же наш, и Те­бе сла­ву вос­сы­ла­ем со без­на­чаль­ным Тво­им От­цом и все­свя­тым, и бла­гим, и жи­во­тво­ря­щим Тво­им Ду­хом, ныне, и все­гда, и во ве­ки ве­ков. Аминь.

Мо­лит­ва свя­то­го Иоанникия

И бы­ва­ет от­пуст от священника:

Свя­щен­ник го­во­рит от­пуст малый

И при­ем­лем про­ще­ние обычное:

Тво­рит пред­сто­я­тель по­клон на зем­лю, гла­го­ля братии:

Разновидности полунощниц и правила проведения воскресной службы

Церковная служба – это объединенные в определенной последовательности молитвы, выдержки из Священного Писания, песнопения и священные действия. Воскресная полунощница – это законченное художественно-религиозное произведение, рассчитанное на умы, настроения молящихся с целью укрепить веру и подготовить к восприятию Божественной благодати.

Понятие полунощницы в православии

Полунощница относится к повседневным богослужениям. В христианской церкви сложилась традиция молитвенного освящения девяти повседневных общественных служб. Истоки освящения именно в таком порядке относятся к ветхозаветному периоду, когда существовало правило трижды в течение дня совершать моления для принесения жертв – утром, днем, вечером.

В начале службы совершались по отдельности друг от друга, но со временем сгруппировались в три срока богослужений по 3 службы:

  • вечером – девятый час, вечерня, повечерие;
  • утром – полунощница, утреня и 1-й час;
  • днем – третий и шестой час, литургия.

Но, если установка времени проведения общественных служб сложилась под влиянием ветхозаветной Церкви, то содержание богослужений Православная Церковь определила, исходя из христианских событий, совершившихся в эти часы. На богослужениях читаются и поются такие молитвы и места из Священного Писания, которые прямо или косвенно рассказывают о событии и призывается имя святого.

По этой причине во время ежедневных служб читают и поют как ветхозаветные псалмы, так и новозаветные молитвы и песнопения. Например, в 3-й час (в 9 часов утра) вспоминают о сошествии Святого Духа на апостолов; в 6-й час (в 12 часов дня) – страданиях Христа; в 9-й час (в 15 часов дня) – смерти Иисуса на кресте, в других службах – о воскресении Спасителя, об Успении Божией Матери и так далее.

Полунощница посвящена молитве Иисуса о чаше, Его второму пришествию и Его Страшному суду. Полночная тишина – самое благоприятное время для сосредоточенной молитвы Господу, осмыслению и раскаянию в совершенных грехах, принятии решения об исправлении. В полунощном молении верующие вспоминают о молитве Иисуса Христа Богу в Гефсиманском саду. Перед предстоящими тяжкими испытаниями Иисус молит Господа, если можно, избавить от этой «горькой» чаши, но тут же произносит, что готов «испить» ее до дна, подчиняясь воле Бога Отца.

О втором Пришествии Христа напоминает притча Христа о десяти девах, когда пять из них забыли елей для свеч и не смогли в полночь встретить Жениха. Смысл притчи подразумевает, что надо всегда помнить, что душа (свеча) в любой момент может расстаться с телом (встретить Жениха). Никогда нельзя забывать о добрых делах (елее), чтобы попасть в Царство Небесное, потому как времени для покаяния не будет. В прославлении Господа верующим надо брать пример с ангелов, хор которых не умолкает ни днем, ни ночью.

Разновидности

Каждый день недели – это и день года, поэтому на каждый день приходятся воспоминания часовые, связанные определенным часом дня; седмичные (недельные), соединенные с определенным днем недели; годовые, имеющие связь с определенным числом и месяцем.

Как следствие этого, в православии существует несколько видов полунощниц:

  • вседневная (с понедельника по пятницу);
  • субботняя;
  • воскресная;
  • праздничная;
  • пасхальная.

Отличие между одноименными службами заключается в содержании и последовательности молитвословий.

Субботняя и вседневная состоят из 2-х частей, остальные – из одной.

В приходской практике во всех православных храмах читается пасхальная полунощница. Остальные разновидности службы исполняются в монастырях Русской Православной Церкви. Праздничная может заменять положенное по Уставу Всенощное бдение или читаться в некоторые православные праздники.

Правила проведения службы в церкви

Современный чин (порядок следования молитв, песнопений, священнодействий) русской полунощницы сложился к XIV веку. До настоящего времени сохранились правила службы: три канона на воскресной, канон и молитва Троице – на вседневной и субботней.

Вседневная полунощница состоит из 2-х частей.

Священник: «Благословен Бог наш».

  • «Аминь»;
  • «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе всяческих ради»;
  • «Боже, очисти мя грешного»; «Царю небесныи»;
  • Трисвятое до «Отче наш»;
  • «Господи помилуй», 12 раз;
  • «От сна возстав»;
  • «Приидите поклонимся»;
  • псалом 50-й:
  • «Помилуй мя, Боже»;
  • 17-я кафизма;
  • Символ веры;
  • Трисвятое;
  • «Отче наш»;
  • тропари: «Се жених грядет в полунощи», и другие по Часослову;
  • «Господи помилуй», 40 раз;
  • «Иже на всяко время»;
  • «Господи помилуй», трижды;
  • Слава и ныне;
  • «Честнейшую херувим» и «Именем Господним благослови, отче»;

Священник: «Боже ущедри ны»;

Чтец: «Аминь» и молитву: «Владыко, Боже Отче, Вседержителю».

  • «Приидите поклонимся»;
  • два псалма: «Возведох очи мои» и «Се ныне благословите Господа»;
  • Трисвятое: «Отче наш»;
  • заупокойные тропари: «Помяни Господи, яко благ, рабы Своя»;
  • «Иже глубинами мудрости»;
  • слава: «Со святыми покой»;
  • и ныне: «Блажим Тя вси роди»;
  • Господи помилуй», 12 раз; молитва.

Священник: «Милостью и щедротами».

  • канон Троичен (из Октая):
  • припевы Григория Синаита;
  • Трисвятое: по «Отче наш» кондак гласу;
  • «Господи помилуй, 40 раз;
  • Слава, и ныне: «Честнейшую»;
  • «Именем Господним благослови, отче»:

Священник: «Боже ущедри ны» и молитва: «Всемогущая и Животворящая Святая Троице».

Затем отпуст, как и на малой повечернице.

Субботняя полунощница отличается от повседневной содержанием первой части:

  • вместо 17 читается 9 кафизма;
  • вместо тропарей «Се жених…» – «Не созданное естевство».

Воскресная и пасхальная полунощница начинается, как и повседневная до 50-го псалома, затем следует отпуст, как и на полунощнице вседневной, за исключением заупокойных тропарей.

В тексте праздничной отсутствуют заупокойные тропари. После первого Трисвятого читается тропарь праздника, после второго – кондак.

Согласно Типикону полунощница предшествует утрени, но на практике читается перед Часами.

Значение и выводы

Служба полунощницы напоминает о молитве Иисуса Христа о чаше, о притче Спасителя о десяти девах. 50-й псалом, 17-я кафизма, тропари «Се жених…» – это покаянные молитвословия, отображающие страх и смятение перед Судом Всевышнего. Важная часть любой полунощницы – взаимное прощение: братии у настоятеля, и настоятеля у братии.

10. Полунощница

10. Полунощница

В полночь или вообще ночью, до начала утрени, полагается совершать богослужение, которое называется «полунощницей». Полунощница бывает трех видов: вседневная, совершаемая в дни будничные от понедельника до пятницы, субботняя и воскресная. Вседневная и субботняя продолжительнее и состоят каждая из двух частей; воскресная состоит лишь из одной части.

На воскресной полунощнице молитва: «Всемогущая и Животворящая Святая Троице», отпуст малый, обычное прощение.

Следует вторая часть полунощницы (повседневной и субботней) из псалмов 120 «Возведох очи мои в горы…» и 133 псалом «Се ныне благословите…» Трисвятое по «Отче наш», заупокойные тропари и заупокойная молитва «Помяни, Господи…»

Все три полунощницы заканчиваются малым отпустом, обычным прощением и особой ектенией, такой же, как бывает в конце повечерия. По афонскому уставу, в конце вседневной и субботней полунощницы поются тропари: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас!» Слава: «Господи, помилуй нас», И ныне: «Милосердия двери отверзи нам…», и произносится ектения, состоящая из двух прошений: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей», на которое поется «Господи, помилуй» трижды, и «Еще молимся о еже сохранитися святей обители сей и граду сему…» на которое поется «Господи, помилуй» 40 раз, после чего возглас: «Услыши ны, Боже, Спасителю наш» а затем уже «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше…» и отпуст с обычным прощением.

Назначение полунощницы, по объяснению «Известия Учительного», в том, чтобы: 1. Напомнить верующим, как Господь наш, в полунощи идый к вольней страсти, в вертограде, в таком подвизе бе прилежно моляся, яко поту Его быти, яко капли крове каплющие на землю; 2. Побудить верующих быть всегда готовыми ко дню последнего Страшного суда, который может придти, как жених в полунощи; 3. Научить верующих подражать бдению Ангелов, неусыпно поющих: «Свят, свят, свят!»

От среды Страстной седмицы до недели Фоминой устав указывает в монастырях совершать полунощницу не в храме, а по келиям.

В дни праздничные, как напр. 9 сентября, 26 декабря, 7 января, в понедельник Св. Духа, в отдание Пасхи, указано по первом Трисвятом, вместо «Се Жених грядет в полунощи», петь тропарь праздника, а по втором Трисвятом, вместо заупокойных тропарей кондак праздника. И тогда заупокойная молитва «Помяни, Господи, в надежде воскресения» не глаголется (см. в Типиконе последование сих дней).

Читайте также

Полунощница и утреня вдовиц по «Завещанию»

Полунощница и утреня вдовиц по «Завещанию» Назначая для всякой степени клира свою службу, частнее — свою утреню, «Завещание» дает особый чин такой утрени и для вдовиц, главных <с. 91>представительниц («пресвитеров») женского церковнослужения, а вместе и аскетизма той

10. Полунощница

10. Полунощница В полночь или вообще ночью, до начала утрени, полагается совершать богослужение, которое называется «полунощницей». Полунощница бывает трех видов: вседневная, совершаемая в дни будничные от понедельника до пятницы, субботняя и воскресная. Вседневная и

Полунощница

Полунощница Это служба, которая менее всего подвергается изменениям Великим постом. Единственное отличие великопостной Полунощницы от обычной это то, что после молитвы «Иже на всякое время» и возгласа иерея: «Боже, ущедри ны…» иереем произносится перед царскими

СУББОТНЯЯ ПОЛУНОЩНИЦА.

СУББОТНЯЯ ПОЛУНОЩНИЦА. Обычное начало по «Приидите, поклонимся…«50 псалом и 9 кафизма или 64, 65, 66, 67, 68 и 69 псалмы. Символ веры и Трисвятое по «Отче наш..» и тропари, гл. 2: «Несозданное Существо, Создатель всего мира, открой наши уста, чтобы возвестить Твою хвалу, восклицая:

ВОСКРЕСНАЯ ПОЛУНОЩНИЦА.

ВОСКРЕСНАЯ ПОЛУНОЩНИЦА. После обычною начала, 50 псалом, троичный канон порядковою гласа (см. правило к Св. Причащению) и троичные стихи.1. Достойно славить Тебя, Истинного Бога–Слова, пред Которым трепещут и Которого страшатся Херувимы и славословят небесные Силы. 2.

Православие. Том 2: Полунощница

Вставать на молитву в полночь было древней традицией, восходящей к дохристианским временам. Псалмопевец говорит: В полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои (Пс 118,62). Павел и Сила в темнице воспевали Бога около полуночи (Деян 16,25). Как мы помним, Василий Великий ссылается на оба эти текста в качестве оправдания монашеской практики полунощной молитвы.

В древности, когда не существовало электрического освещения и ритм жизни подчинялся естественному природному ритму смены дня и ночи, было принято ложиться спать вскоре после захода солнца и вставать на рассвете. Монахи стремились к тому, чтобы максимально сократить время сна, а потому монашеские службы совершались и после заката, и в полночь, и рано утром. «Полноценная» восьми- или даже шестичасовая ночь была недоступна монаху, который должен был прерывать сон молитвой в полночь. Некоторые монахи спали, не раздеваясь и не ложась в постель, подобно воинам, готовым к битве. Воздержание от сна воспринималось как один из важных аскетических подвигов, составляющих монашеский образ жизни.

В современном виде полунощница представляет собой плод длительного развития. Ученые расходятся во мнениях относительно происхождения полунощницы, поскольку многообразие литургических источников не позволяет сделать по этому вопросу однозначные выводы. Неоспоримой, однако, является изначальная связь полунощницы с монашеской традицией: связь эта сохраняется и поныне, поскольку полунощница совершается только в монастырях (причем не в полночь, а в ранние утренние часы). Единственное исключение составляет пасхальная полунощница, совершаемая в приходских храмах перед началом ночного пасхального богослужения.

Полунощница бывает трех видов — вседневная, субботняя и воскресная. Основным элементом вседневной полунощницы является чтение псалма 118, разделенного на три части. В восточно-христианской традиции отношение к псалму 118 было особенно благоговейным: этот псалом воспринимался как мессианский, произносимый от лица Христа. В то же время 118-й псалом представляет собой своего рода компендиум аскетической жизни:

В этом псалме Давид описывает жизнь святых, подвиги их, скорби, труды, также восстания демонов, тысячи внушаемых помыслов, сети и прочие средства к уловлению, а вместе с тем и то, чем святые одерживают победу: закон, слова Божии, терпение, помощь свыше и, наконец что последует за трудами, награды, венцы, воздаяния.

Смысловое содержание полунощницы с наибольшей полнотой выражает тропарь, заимствованный из богослужения Страстной седмицы:

Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, Вот, Жених идет в полночь, и блажен тот раб,
егоже обрящет бдяща, недостоин же паки, которого Он обретет бодрствующим, недостоин же тот,
егоже обрящет унывающа. Блюди убо, которого Он найдет унывающим. Будь внимательна,
душе моя, не сном отяготися, да не смерти душа моя, не впади в сон, чтобы не быть
предана будеши, и Царствия вне преданной смерти и не остаться вне затворенных (врат)
затворишися. Но воспряни зовущи: Цap-ства (Божия). Но воспрянь, взывая:
Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею Свят, Свят, Свят Ты, Боже,
помилуй нас. (молитвами) Богородицы помилуй нас.

Тропарь основан на притче о десяти девах, которые пришли на брачный пир, но забыли купить масла в светильники; когда пришел жених, они оказались неготовыми и остались вне брачного чертога (см.: Мф 25,1-13). В то же время тропарь содержит аллюзии на притчу Христа о рабах, ожидающих возвращения своего хозяина с брачного пира (см.: Лк 12, 35-40). Обе притчи в восточно-христианской традиции трактуются как призыв к духовному бодрствованию. Главным же содержанием полунощницы является ожидание Второго Пришествия Сына Человеческого.

К этому тропарю добавляются два других, за которыми следует заключительная часть полунощницы, включающая несколько утренних молитв, псалмы 120 и 132, два заупокойных тропаря и одну заупокойную молитву.

Полунощница субботняя почти полностью отличается по составу от вседневной. В состав субботней полунощницы вместо 118-го псалма входит 9-я кафизма, включающая псалмы 64-69. На ней также читается молитва святого Евстратия. Эта молитва, по преданию, принадлежит мученику, осужденному на сожжение в царствование императоров Диоклетиана и Максимина. Согласно житию, молитву «Величая, величаю Тя, Господи» святой Евстратий произносил по пути к месту казни.

Читайте также  Молитвы для избавления от гордыни

Полунощница воскресная отличается от субботней и вседневной тем, что на ней не читается кафизма, а вместо кафизмы исполняется канон. Октоих предписывает читать на воскресной полунощнице троичные каноны, принадлежащие перу Митрофана II, патриарха Константинопольского (1440-1443).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector