Молитва каплуновской иконе

Молитва каплуновской иконе

Молитва каплуновской иконе

Икона Богородицы Казанская (Каплуновская)

Празднование

История

В кон­це XVII ве­ка в 20 вер­стах от го­ро­да Ах­тыр­ки Харь­ков­ской гу­бер­нии, в недав­но воз­ник­шем сель­це Кап­лу­нов­ке, на ре­ке Хух­ре, жил бла­го­че­сти­вый свя­щен­ник о. Иоанн Ильич Ума­нов. В 1689 г. ему явил­ся чу­до­твор­ный об­раз Бо­го­ма­те­ри.

8 сен­тяб­ря, в день Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы, он ви­дел во сне стар­ца, ко­то­рый ска­зал ему, что через три дня к нему при­дут три ико­но­пис­ца: один 70-ти, дру­гой 80-ти, тре­тий 90 лет. У это­го тре­тье­го ста­рец при­ка­зал взять связ­ку икон, семь верх­них воз­вра­тить ико­но­пис­цу, а вось­мую, ко­то­рая бу­дет Ка­зан­ской, оста­вить у се­бя; за это свя­щен­ни­ку обе­ща­ны от Бо­го­ма­те­ри ми­лость и бла­го­дать. По­сле это­го сна о. Иоанн по­стил­ся и еже­днев­но со­вер­шал ли­тур­гию. На тре­тий день, воз­вра­ща­ясь из церк­ви до­мой, он уви­дел иду­щих к нему трех пре­ста­ре­лых ико­но­пис­цев. Он при­гла­сил их к се­бе, ра­душ­но при­нял, за­тем у стар­ше­го взял связ­ку икон, и вось­мая, как бы­ло во сне пред­ска­за­но, ока­за­лась Ка­зан­ской. Ико­но­пис­цы в бла­го­дар­ность за хо­ро­ший при­ем хо­те­ли от­дать ико­ну да­ром и ед­ва со­гла­си­лись взять за нее 15 ко­пе­ек. По­сле это­го они про­дол­жа­ли свой путь.

Отец Иоанн Ума­нов по­ста­вил ико­ну у се­бя в ком­на­те и день и ночь теп­лил пе­ред ней све­чу. В ночь на тре­тье вос­кре­се­нье он уви­дел во сне Де­ву необы­чай­ной кра­со­ты, Ко­то­рая, кос­нув­шись его ру­кой, ска­за­ла ему:

— Иерей Иоанн, не вы­нуж­дай Ме­ня быть в тво­ей хра­мине, а от­не­си в Мою цер­ковь!

Цер­ковь в Кап­лу­нов­ке бы­ла в честь Рож­де­ства Бо­го­ма­те­ри. Ко­гда о. Иоанн проснул­ся, ке­лья его бы­ла оза­ре­на яр­ким све­том. Он со­брал­ся с ду­хом, по­до­шел к иконе и уви­дел, что из глаз ли­ка Бо­го­ма­те­ри стру­ят­ся по дос­ке сле­зы. Он немед­лен­но со­брал на­род, рас­ска­зал о про­ис­хож­де­нии ико­ны и о со­бы­ти­ях по­след­ней но­чи, и ико­на по­сле мо­леб­на тор­же­ствен­но бы­ла пе­ре­не­се­на в храм, где про­сла­ви­лась чу­де­са­ми. По име­ни се­ла ее ста­ли звать Кап­лу­нов­ской.

Отец Иоанн дол­го еще по­сле этих со­бы­тий слу­жил в се­ле и уте­шал­ся все воз­рас­тав­шей сла­вой ико­ны. Ему же вы­па­ла на до­лю ра­дость ви­деть то об­ще­го­судар­ствен­ное зна­че­ние, ко­то­рое ико­на по­лу­чи­ла во вре­мя вой­ны Кар­ла XII с Пет­ром Ве­ли­ким.

Ко­гда швед­ский ко­роль Карл XII вторг­ся со сво­и­ми вой­ска­ми в Ма­ло­рос­сию, Петр, идя к нему на­встре­чу и ища по­мо­щи Небес­ной, вы­звал к се­бе в Харь­ков от­ца Иоан­на с Кап­лу­нов­ской ико­ной, ко­то­рую и оста­вил при ар­мии. Меж­ду тем Карл, до­брав­шись с Ма­зе­пой до Кап­лу­нов­ки, рас­по­ло­жил­ся там на от­дых и за­нял дом о. Иоан­на. Несколь­ко сол­дат Кар­ла хо­те­ли под­жечь цер­ковь, но дро­ва, ко­то­ры­ми они об­ло­жи­ли храм, не за­го­ра­лись. Карл ви­дел все это из ок­на и по­про­сил у Ма­зе­пы объ­яс­не­ния то­го, как это лю­ди не мо­гут за­жечь хра­ма. Ма­зе­па ска­зал, что храм, ве­ро­ят­но, охра­ня­ет Бо­го­ма­терь, так как здесь на­хо­дит­ся Ее ико­на, при­зна­ва­е­мая чу­до­твор­ной. Швед­ский ко­роль ве­лел при­ве­сти к се­бе ко­го-ни­будь из кап­лу­нов­ских жи­те­лей. Сыс­ка­ли од­но­го че­ло­ве­ка в ле­су, и Карл стал рас­спра­ши­вать его, где сто­ит Петр с вой­ска­ми. Тот от­ве­чал, что в Харь­ко­ве. За­тем Карл спро­сил, тут ли ико­на Бо­го­ро­ди­цы. Узнав, что она уне­се­на в ар­мию, он ска­зал Ма­зе­пе:

— Церк­ви и без ико­ны не мог­ли за­жечь, а где бу­дет Она Са­ма, там, на­вер­ное, при­дет­ся нам очень пло­хо.

Пе­ред на­ча­лом Пол­тав­ско­го боя Петр при­ка­зал но­сить Кап­лу­нов­скую ико­ну по ря­дам рус­ской ар­мии и со сле­за­ми мо­лил­ся пе­ред об­ра­зом. За­тем по­сле бит­вы свя­щен­ник Иоанн с ико­ной был вы­тре­бо­ван в Моск­ву и от­ту­да уже от­пу­щен с свя­ты­ней до­мой. Петр сде­лал на ико­ну се­реб­ря­ную вы­зо­ло­чен­ную ри­зу с дра­го­цен­ны­ми ка­ме­нья­ми и се­реб­ря­ный ков­чег.

На ки­о­те этом — над­пись: «В сем ков­че­ге им­пе­ра­тор Петр I по окон­ча­нии 1709 го­да с Кар­лом XII под Пол­та­вой вой­ны, при­слал об­рат­но в Кап­лу­нов­ку чу­до­твор­ный об­раз Бо­го­ма­те­ри».

В 1744 го­ду в Харь­ко­ве со­став­ле­но по­вест­во­ва­ние о Кап­лу­нов­ской иконе на ос­но­ва­нии све­де­ний, по­лу­чен­ных от свя­щен­ни­ка о. Иоан­на Ума­но­ва. Поз­же сю­да вклю­че­ны сви­де­тель­ства о по­сле­ду­ю­щих зна­ме­ни­ях и ис­це­ле­ни­ях, быв­ших от ико­ны.

Празд­но­ва­ние этой иконе со­вер­ша­ет­ся еще 8 июля, в день Ка­зан­ской ико­ны.

14 июня 2020 года чудотворная Каплуновская икона Божией Матери была передана в дар патриаршему собору в честь Воскресения Христова – главному храму Вооруженных сил Российской Федерации.

Чудотворная Каплуновская икона Божией Матери

К 300-летию Полтавской битвы

Каплуновская икона Божией Матери (день празднования 11/24 сентября) явлена была в селе Каплуновка Харьковской губернии. Место это раньше принадлежало полковнику Ивану Ивановичу Перекресту, стольнику Ахтырскому, который получил эти земли по жалованной грамоте и назвал образовавшееся здесь поселение черкасов по имени Осадчего Каплуна – Каплуновкой. В 1688 году Иван Перекрест построил в этом селении храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а первым священником в нем был поставлен митрополитом Белгородским и Обоянским Авраамием (Юховым; † 1702) Иоанн Ильич Уманов († 1713), выходец из польских пределов, возможно из Умани. При нем и явилась эта чудотворная икона.

Однажды священнику Иоанну Уманову во сне явился благоговейный старец и сказал: «На третий день после этого к тебе придут из Москвы три иконописца, один лет 60, другой – 80, а третий – 90 лет; у старшего из них сними сверху связки семь икон и возьми восьмую – Казанскую икону Божией Матери, и узреши благодать». По преданию, это случилось 8 сентября 1689 года, в ночь перед престольным праздником храма – Рождеством Пресвятой Богородицы. Действительно, на третий день священник, возвращаясь из храма домой, встретил трех странников, которых и пригласил к себе. Увидев связку с иконами, священник упросил старца дать ему восьмую икону, которая оказалась копией Казанской Божией Матери, как и было предвещено ему в сновидении. Старец отдал икону, не взявши предложенных за нее 15 копеек. Икона эта оставалась в доме священника две недели, а на третьей неделе в ночь с субботы на воскресение священник увидел второй сон: явилась ему во сне Дева необыкновенной красоты, сказавшая ему: «Иерей Иоанн, не держи Меня в твоей храмине, отнеси в храм Божий». Священник так и поступил.

Новоявленная икона стала привлекать в Каплуновку многочисленных богомольцев. Весть о ней достигла и Москвы, о ней узнал и Петр Великий. Как знак благоговейного отношения к сей святыни храму было подарено святое Евангелие 1699 года, в серебряной вызлощенной оправе, с такой надписью по краям оклада: «1705 г[ода] февр[аля] 25-го д[ня] по указу в[еликого] государя построено сие св[ятое] Евангелие Ингерманландской канцелярии на государевы деньги Ахтырского уезда в с. Каплуновку в церковь Пресв[ятой] Богородицы весом серебра 15 фунт[ов] 4 золотн[ика], а на позолоту 35 червонцев».

Когда Карл XII приближался к Слободской Украине (область Украины, входившая в Российское государство), то епархиальное начальство предписало чудотворную икону Каплуновскую перенести в Харьков как в более безопасное место. Шведский король Карл XII, войдя в Каплуновку, остановился в доме священника Иоанна Уманова, который в это время находился в Харькове при чудотворной иконе. Воины Карла разорили село и хотели сжечь церковь, но все их усилия были тщетны. Три раза они пытались сжечь храм, но ничего не могли сделать. Это очень удивило Карла, спросившего Мазепу, бывшего с ним, о причине такого странного явления. На это Мазепа ответил: «Здешний храм славится чудесами иконы Божией Матери». Король Карл XII велел найти кого-либо, чтобы расспросить об этой иконе, а кстати и узнать, где находится царь Петр. Около села нашли пастуха Григория Журавля и привели к шведскому королю.

«Где царь Петр?» – спросил его Карл XII. Пастух ответил: «По слухам, в Харькове». – «А где икона ваша?» – «По приказанию начальства, взята священником в Харьков».

Тогда Карл, обратившись к Мазепе, сказал: «Смотри, если мы церкви без иконы не могли сжечь, то там, где будет присутствовать сама икона, мало нам надежды на успех». Все эти сведения помещены в описании явления и чудес святой иконы Каплуновской, составленном в 1744 году «в Харьковской академии» (в Харьковском коллегиуме) среди многих других чудес, связанных с этим замечательным образом Пресвятой Богородицы. Это знамение, явленное Каплуновской иконой, быстро распространилось среди русских воинов, вот почему Петр Великий и решил взять икону к войскам. Эта святыня могла вызвать особенное воодушевление в русских войсках и укрепить ревность их в битве за честь Отечества. Накануне Полтавского сражения икону носили по всему войску и благословляли ею коленопреклоненных воинов. Известно, что Петр неоднократно накануне Полтавского сражения молился перед этим чудотворным образом, испрашивая благословения и победы. Священник Иоанн Уманов все это время находился при иконе, был он и под Полтавой во время сражения, а позже приглашен был в Москву, где проживал некоторое время до своего возвращения в Каплуновку с богатыми дарами для иконы и церкви. Петр Великий принес в дар храму в Каплуновке серебряную позолоченную ризу художественной работы и ковчег на икону. На нижней доске ковчега вырезана была следующая надпись: «В сем ковчеге император Петр I, по окончании 1709 года с Карлом XII под Полтавой войны, прислал обратно в Каплуновку чудотворный образ Божией Матери». Сын, внук и правнук священника Иоанна Уманова были также священниками при этой церкви, а более дальний его потомок – Владимир Васильевич Уманов-Каплуновский, родившийся в 1865 году, – был писателем.

Иная судьба была уготована полковнику Ивану Ивановичу Перекресту. Полковник Ахтырского Слободского полка, видный деятель Слободской Украины конца XVII и начала XVIII веков, Иван Перекрестов принимал участие в походах князя Голицына в Крым; его полк оберегал население от татарских набегов; принимал он участие в Северной войне и, в частности, в сражении у Эрестфера 29 декабря 1701 года. В этой битве, принесшей первую крупную победу русскому оружию в Северной войне, особо отличились казаки Ахтырского полка, которые, атаковав и уничтожив шведский авангард, преследовали бегущего противника на протяжении трех верст. Полковник Иван Перекрест за эту победу получил 28 февраля 1702 года из рук царя Петра Алексеевича «Жалованную грамоту с объявлением милости и учреждением формы». Однако уже в 1704 году полковник был отстранен по высочайшему повелению от полковничьего уряда, а его огромные имения были у него отобраны в государственную казну: будучи прекрасным и смелым воином, он был заражен недугом стяжательства. Известно, что в 1714 году он, находясь в опале, жил на своем небольшом хуторе. В 1721 году началось дело по расхищению имущества в его бывших имениях, и он был вызван на расследование в Архангельск, но по дороге скончался. Вероятнее всего, причиной гонения были грубые нарушения полковника, не пренебрегавшего недостойными методами для приобретения себе богатств: осталось много челобитных на полковника за притеснения и обиды, им чинимые. Много жалоб было и от его соперников – Андрея Прокофьева, полковника бывшего, и Романа Герасимовича – полковника будущего. Только малая доля некогда огромного имения Ивана Перекреста досталась его сыновьям и дочери. Внук его, Василий Данилович, женившийся на вдове Осиповой, разбогател и стал именоваться Перекрестов-Осиповым. Этому роду перешло село Каплуновка. Стараниями Еремея Васильевича Перекрестов-Осипова, а после его смерти – супруги его Елизаветы Степановны в селе был выстроен новый огромный каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы, освященный в 1789 году. Здесь до революции и хранился чудотворный образ Каплуновской иконы Божией Матери. Милосердный Господь Бог не оставил двух участников явления прославленной иконы Божией Матери, исправляя скорбями одного из них для спасения.

Храм Рождества Богородицы, где хранилась чудотворная икона, старанием государя и многих почитателей иконы, особенно получивших от нее помощь, преображался и украшался. Строительство каменного храма начиналось еще во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны, распорядившейся об этом. Построение храма происходило под особенным наблюдением Святейшего Синода, который выдавал от себя книгу для сбора подаяний. Ахтырский протоиерей Максим Яновский определен был в попечители построения храма.

Огромный главный купол с двадцатью окнами был окружен четырьмя малыми куполами. Храм был так велик, что в нем свободно находились до 2000 человек. Кроме главного престола, два придельные: южный – во имя митрополита Петра; северный – во имя преподобного Иеремии и праведной Елисаветы; а прежде был еще престол во имя святителя Николая в верхней галерее, которая позже была уничтожена по ветхости.

Впоследствии на чудотворную икону была возложена золотая риза с драгоценными камнями – дар благодарности Матроны Гамалеевой, принесенный в 1804 году; а риза царская возложена на копию чудотворной иконы, стоявшую в храме за левым клиросом. Размеры храма были так велики, что, по воспоминаниям жителей, в годы Великой Отечественной войны в храм въехал, развернулся и выехал немецкий танк.

В советское время в 1929 году храм был закрыт и, к сожалению, после Великой Отечественной войны разобран.

Много чудес сотворено было по молитвам Каплуновскому образу Богородицы. Каждый год после жатвы каплуновское духовенство ездило с чудотворной иконой по храмам Харьковской губернии, в Полтаву, Сумы, и тысячи верующих шли к иконе, молились с благоговением и надеждой на поддержку и помощь Божией Матери, и вера их не посрамлялась.

Каплуновскую икону Божией Матери как споспешницу Полтавского сражения особо чтили в день этой великой победы – 27 июня, который в прошлые века ежегодно торжественно отмечался крестными ходами, торжественными службами и панихидами воинам-героям, положившим жизнь свою за Отечество. В этот день панихиды по воинам служились во многих храмах России: так Отечество ценило подвиг своих воинов. Особенно торжественно было чествование в 1909 году, посвященное 200-летию Полтавского сражения, когда из деревни Каплуновка крестным ходом несли чудотворный образ в Полтаву, на поле битвы почти десять дней. Сюда же крестным ходом была принесена из села Жукова другая знаменитая икона, которую шведские воины обратили в шахматную доску. Слившиеся с крестными ходами из Полтавы во главе с преосвященным Иоанном (Смирновым) и 200 священниками в золоченых ризах и из села Горбиневка, при звоне колоколов Самсониевского храма и громе пушечных выстрелов, торжественная процессия вышла на поле брани. Здесь в присутствии императора, войска, духовенства и сонма народа с крестами, иконами и хоругвями митрополитом Киевским Флавианом (Городецким) были отслужены благодарственный молебен, а позже, на следующий день, торжественная панихида. Никогда Полтава со дня ее основания не видела более величественной картины.

Ныне храм восстановлен стараниями удивительной женщины – библиотекаря Александры Ивановны Гук. Долгие годы она собирала свидетельства об иконе и добивалась разрешения восстановить церковь. 29 декабря 1999 года бывшая церковная сторожка, превращенная в храм, открыла свои двери для верующих. Церковь расписала дочь Александры Гук – художница Валентина Василенко. Священник Василий Иванович Громов служит в ней со дня ее открытия.

Небольшое село, прославленное иконой Божией Матери, связано и с некоторыми другими историческими персонажами. В нем проживали родители Григория Чухрая, известного кинорежиссера, а Павел Григорьевич Чухрай, достойный восприемник отцовской профессии, провел в нем детские годы, живя с бабушкой и дедушкой. Здесь родился Герой Советского Союза Григорий Евдокимович Гапон – командир танкового взвода 87-го отдельного Житомирского Краснознаменного танкового полка 7-й гвардейской Житомирской Краснознаменной ордена Богдана Хмельницкого кавалерийской дивизии 1-го гвардейского кавалерийского корпуса 1-го Украинского фронта.

«По вере вашей да будет вам» (Мф. 9: 29), – напоминает нам Евангелие. По своему маловерию мы не сподобляемся тех ярких знамений и чудес, с которыми пребывали наши предки, уповавшие на Господа и Его Пречистую Матерь. Но Господь Бог не оставляет и нас, а особым Промыслом высвечивает замечательные страницы нашей истории, воскрешает веру наших отцов и Своею Благодатию очищает наши сердца для сближения с истиной.

КАПЛУНОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Каплуновская икона Божией Матери

Празднование: 21 июля, 24 сентября


История

В кон­це XVII ве­ка в 20 вер­стах от го­ро­да Ах­тыр­ки Харь­ков­ской гу­бер­нии, в недав­но воз­ник­шем сель­це Кап­лу­нов­ке, на ре­ке Хух­ре, жил бла­го­че­сти­вый свя­щен­ник о. Иоанн Ильич Ума­нов. В 1689 г. ему явил­ся чу­до­твор­ный об­раз Бо­го­ма­те­ри.

8 сен­тяб­ря, в день Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы, он ви­дел во сне стар­ца, ко­то­рый ска­зал ему, что через три дня к нему при­дут три ико­но­пис­ца: один 70-ти, дру­гой 80-ти, тре­тий 90 лет. У это­го тре­тье­го ста­рец при­ка­зал взять связ­ку икон, семь верх­них воз­вра­тить ико­но­пис­цу, а вось­мую, ко­то­рая бу­дет Ка­зан­ской, оста­вить у се­бя; за это свя­щен­ни­ку обе­ща­ны от Бо­го­ма­те­ри ми­лость и бла­го­дать. По­сле это­го сна о. Иоанн по­стил­ся и еже­днев­но со­вер­шал ли­тур­гию. На тре­тий день, воз­вра­ща­ясь из церк­ви до­мой, он уви­дел иду­щих к нему трех пре­ста­ре­лых ико­но­пис­цев. Он при­гла­сил их к се­бе, ра­душ­но при­нял, за­тем у стар­ше­го взял связ­ку икон, и вось­мая, как бы­ло во сне пред­ска­за­но, ока­за­лась Ка­зан­ской. Ико­но­пис­цы в бла­го­дар­ность за хо­ро­ший при­ем хо­те­ли от­дать ико­ну да­ром и ед­ва со­гла­си­лись взять за нее 15 ко­пе­ек.

Отец Иоанн Ума­нов по­ста­вил ико­ну у се­бя в ком­на­те и день и ночь теп­лил пе­ред ней све­чу. В ночь на тре­тье вос­кре­се­нье он уви­дел во сне Де­ву необы­чай­ной кра­со­ты, Ко­то­рая, кос­нув­шись его ру­кой, ска­за­ла ему:

— Иерей Иоанн, не вы­нуж­дай Ме­ня быть в тво­ей хра­мине, а от­не­си в Мою цер­ковь!

Цер­ковь в Кап­лу­нов­ке бы­ла в честь Рож­де­ства Бо­го­ма­те­ри. Ко­гда о. Иоанн проснул­ся, ке­лья его бы­ла оза­ре­на яр­ким све­том. Он со­брал­ся с ду­хом, по­до­шел к иконе и уви­дел, что из глаз ли­ка Бо­го­ма­те­ри стру­ят­ся по дос­ке сле­зы. Он немед­лен­но со­брал на­род, рас­ска­зал о про­ис­хож­де­нии ико­ны и о со­бы­ти­ях по­след­ней но­чи, и ико­на по­сле мо­леб­на тор­же­ствен­но бы­ла пе­ре­не­се­на в храм, где про­сла­ви­лась чу­де­са­ми. По име­ни се­ла ее ста­ли звать Кап­лу­нов­ской.

Отец Иоанн дол­го еще по­сле этих со­бы­тий слу­жил в се­ле и уте­шал­ся все воз­рас­тав­шей сла­вой ико­ны. Ему же вы­па­ла на до­лю ра­дость ви­деть то об­ще­го­судар­ствен­ное зна­че­ние, ко­то­рое ико­на по­лу­чи­ла во вре­мя вой­ны Кар­ла XII с Пет­ром Ве­ли­ким.

Ко­гда швед­ский ко­роль Карл XII вторг­ся со сво­и­ми вой­ска­ми в Ма­ло­рос­сию, Петр, идя к нему на­встре­чу и ища по­мо­щи Небес­ной, вы­звал к се­бе в Харь­ков от­ца Иоан­на с Кап­лу­нов­ской ико­ной, ко­то­рую и оста­вил при ар­мии. Меж­ду тем Карл, до­брав­шись с Ма­зе­пой до Кап­лу­нов­ки, рас­по­ло­жил­ся там на от­дых и за­нял дом о. Иоан­на. Несколь­ко сол­дат Кар­ла хо­те­ли под­жечь цер­ковь, но дро­ва, ко­то­ры­ми они об­ло­жи­ли храм, не за­го­ра­лись. Карл ви­дел все это из ок­на и по­про­сил у Ма­зе­пы объ­яс­не­ния то­го, как это лю­ди не мо­гут за­жечь хра­ма. Ма­зе­па ска­зал, что храм, ве­ро­ят­но, охра­ня­ет Бо­го­ма­терь, так как здесь на­хо­дит­ся Ее ико­на, при­зна­ва­е­мая чу­до­твор­ной. Швед­ский ко­роль ве­лел при­ве­сти к се­бе ко­го-ни­будь из кап­лу­нов­ских жи­те­лей. Сыс­ка­ли од­но­го че­ло­ве­ка в ле­су, и Карл стал рас­спра­ши­вать его, где сто­ит Петр с вой­ска­ми. Тот от­ве­чал, что в Харь­ко­ве. За­тем Карл спро­сил, тут ли ико­на Бо­го­ро­ди­цы. Узнав, что она уне­се­на в ар­мию, он ска­зал Ма­зе­пе:

— Церк­ви и без ико­ны не мог­ли за­жечь, а где бу­дет Она Са­ма, там, на­вер­ное, при­дет­ся нам очень пло­хо.

Пе­ред на­ча­лом Пол­тав­ско­го боя Петр при­ка­зал но­сить Кап­лу­нов­скую ико­ну по ря­дам рус­ской ар­мии и со сле­за­ми мо­лил­ся пе­ред об­ра­зом. За­тем по­сле бит­вы свя­щен­ник Иоанн с ико­ной был вы­тре­бо­ван в Моск­ву и от­ту­да уже от­пу­щен с свя­ты­ней до­мой. Петр сде­лал на ико­ну се­реб­ря­ную вы­зо­ло­чен­ную ри­зу с дра­го­цен­ны­ми ка­ме­нья­ми и се­реб­ря­ный ков­чег.

На ки­о­те этом — над­пись: «В сем ков­че­ге им­пе­ра­тор Петр I по окон­ча­нии 1709 го­да с Кар­лом XII под Пол­та­вой вой­ны, при­слал об­рат­но в Кап­лу­нов­ку чу­до­твор­ный об­раз Бо­го­ма­те­ри».

В 1744 го­ду в Харь­ко­ве со­став­ле­но по­вест­во­ва­ние о Кап­лу­нов­ской иконе на ос­но­ва­нии све­де­ний, по­лу­чен­ных от свя­щен­ни­ка о. Иоан­на Ума­но­ва. Поз­же сю­да вклю­че­ны сви­де­тель­ства о по­сле­ду­ю­щих зна­ме­ни­ях и ис­це­ле­ни­ях, быв­ших от ико­ны.

Празд­но­ва­ние этой иконе со­вер­ша­ет­ся еще 8 июля, в день Ка­зан­ской ико­ны. ( https://azbyka.ru/days/ikona-kazanskaja-kaplunovskaja)

Молитвы

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Волынская-Каплуновская»

Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя, от нас, недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся Святаго Тела Его и Пречистыя Крове Его. Темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния, и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Читайте также  Молитва от курения травки

Тропарь, глас 4

Заступнице земли Российския от нашествия Свейскаго и непрестанная за нас Молитвеннице, мир земли и душам нашим у Господа испроси, да святится в нас Имя Божие во веки.

Кондак, глас 8

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице, но, яко, имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

Плейкаст «икона Божией Матери «КАЗАНСКАЯ» (КАПЛУНОВСКАЯ)»

Ведьмочка.net

  • Гороскоп на сегодня
  • Гороскоп на неделю
  • Гороскоп на 2021 год
  • Гороскоп на месяц
  • Гороскоп совместимости
  • Восточный гороскоп 2021
  • Китайский гороскоп на 2022 год
  • Гороскоп на 2022 год
  • Вера и религия
  • Практика
  • Карты Таро
  • Тайны мира
  • Имена и именины
  • Магия
  • Битва экстрасенсов
  • Заговоры
  • Заговоры на деньги
  • Заговоры Сибирской Целительницы
  • Сглаз и порча
  • Календарь магнитных бурь
  • Календари 2022
  • Календарь 2021
  • Благоприятные дни
  • Красота
  • Здоровье
  • Отношения
  • Сад и дача
  • Наши дети

Празднование иконы «Каплуновская» происходит 24 сентября (11 сентября по старому стилю).

О чем молятся Каплуновской иконе Божией Матери: молятся о мире, просвещении разума; при нападении врагов; (Обличает людей в неправедном преобретении или украденном).

Каплуновская икона Божией Матери

Молитва иконе Богородицы «Каплуновская»

Богородице Дево, надеждо всем концем земли, Заступнице рода христианского! Пред честною иконою Твоею припадающе и неисчетная Твоя благодеяния отцем нашим воспоминающе, вси мы к тебе прибегаем и из глубины сердца усердно вопием: град наш и во удалении сущия люди Твоя милостию Твоею посети и от всякаго зла соблюди. Даруй мирови мир, земле плодов изобилие, державе Россиистей крепость и единение, в мирном житий христианстем преспеяние и мудрое строение, на враги же одоление. О премилосердная Царице Небесная, паче материнския любве нас, недостойных чад Твоих, возлюбившая! Ты видиши, яко плача и рыданий достойно есть нынешнее житие наше, и до конца от невидимых и видимых врагов в путь погибели преходит. Ибо вси мы от твердыни закона Бога нашего отвергохомся и в лености и маловерии изнемогаем, яко сын блудный, на страну далече от пути правды его заблудихом и о спасении нашем нерадим. Несть мира, несть любве в сердцах наших, и тьмою грехов многих ослепили мы духовныя очи свои. О пренепорочная и пречистая Владычице, благая Мати издревле верного народа Твоего, ныне безмерными падении низу поверженнаго! Вси мы, грешнии и непотребнии раби Твои, в стенании сердца нашего, воздыханиях горьких и покаянии нелицемерней к Тебе, яко последней помощи и отраде нашей, прибегаем и неотступно Тебе зовем. Воспомяни веру и молитвы отец наших, не отвертись от нас, но воздвигни из глубины греховныя и от тяжкой пленицы беззаконий свободи. Всеисцельную силу Твою низпосли, стеною покрова Твоего нас, в беде и отчаянии сущих, огради и во правой вере и делании заповедей Христовых утверди. Облецы ревностию и святынею пастырей наших, дух их, во еже прилежати доброму деланию в винограде сем, возбуди, и обращение веры и братскаго друг о друге попечения в стаде Христовом насади и возрасти. Разсеянные собери, унывающее сердце наше любовию и умилением согрей, и всех нас в единомыслие и истину приведи, заблуждших же и от православной веры отступльших братии наших вразуми и во единение Святые Церкве, яко спасительного для нас ковчега, возврати. Скорбящия и во искушениях сущия умудрй и подкрепи, озлобленный умири, юныя направи, сирыя, убогия и вся бедствующия ризою Твоею честною защити. О всесильная Владычице, радосте всех скорбящих и страждущих, дивная Помощнице люте обуреваемых! Услыши нас, услыши, молим Тя, вонми стенаниям и рыданиям многим несчастных чад Твоих, зле ныне погибающих. Посети милостию Твоею братий наших, во гладе и болезнех смертных сущих, лютыя нужды их утоли и от всяких злых обстояний избави. Буди всем, притекающим к Тебе, верная помощь, утешение и благоотйшное пристанище от всяких бурь и напастей многомятежныя нашей жизни: Ты бо еси больных исцеление, скорбящих терпение и отрада, заблуждших и соблазняемых вразумление и на пути правды утверждение. Приими зде приносимая моления наша и вознеси их ко престолу Всевышняго, яко да Твоим предстательством ограждаеми и всемощным покровом Твоим милостивно осеняеми и соблюдаеми, в благодарении сердца нашего прославим, всегда, победители нас творящаго Бога, и Тебе, о наше по Бозе благодатное Упование, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Помогла Петру I завершить войну с Карлом XII: чем известна Каплуновская икона Богородицы и о чем можно просить ее в молитве

На северо-востоке Украины в Харьковской области на берегу речушки Хухра расположилось небольшое село Каплуновка. Село маленькое, непримечательное, с населением чуть больше полторы тысячи человек. Но в местной церкви хранится ценный артефакт — Каплуновская икона Божией Матери. Расскажем в статье историю ее появления, в чем помогает, какой чудотворной силой наделена.

Удивительная история появления чудотворной иконы в далеком украинском селе

В 17-м веке земельные владения вблизи речки Хухры в Харьковской губернии по жалованной грамоте были переданы в собственность полковнику Ивану Перекресту. Он образовал здесь поселение, назвав его Каплуновкой. В селе в 1688 году построил церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Митрополит Белгородский и Одоянский Аврамий отправил служить в церковь священника Иоанна Уманова родом из Умани. Он был известен благочестием и безгрешной жизнью.

По легенде священнику Иоанну 21 сентября 1689 года во сне явился старец и поведал, что через три дня из Москвы придут в Каплуновку три иконописца 60, 80 и 90 годов отроду. У самого древнего будет в руках связка из восьми икон, последнюю из которых Иоанн должен попросить себе. «Она чудотворная, принесет тебе благодать и милость», — сказал старец.

Предание сбылось в точности, и священник из небольшой церквушки в далеком украинском селе 24 сентября получил в дар чудесную копию Казанской Божьей Матери. Образ находился в доме Иоанна две недели, когда служителю приснился еще один вещий сон. Во сне явилась ему прекрасная Дева и попросила отнести икону в храм, чтобы всякий страждущий мог помолиться перед ней и получить чудесное спасение. Конечно, священнослужитель сделал это без всякого сомнения и промедления.

Народное почитание

Каплуновская икона Божьей Матери очень скоро стала известна не только в округе, но и далеко за пределами села. Народную славу она снискала благодаря происходившим от нее чудесам. Помолиться перед образом приходили паломники, люди просили у Девы исцеления, весть о чудотворном списе вскоре достигла и Москвы. Петр I в знак своего благоговейного отношения к иконе подарил церкви святое Евангелие в серебряном с позолотой переплете и дарственной надписью. Это была великая честь.

Полтавская битва

Каплуновская икона Божьей Матери связана с великой победой русского войска над шведами под Полтавой в 1709 году. Шведский король Карл XII, к которому присоединился украинский гетман Иван Мазепа, наступал на Россию. Он дошел уже до Каплуновки, и его солдаты попытались сжечь известный храм. Но разложенные по периметру церкви дрова и солома упорно не загорались. Мазепа поведал Карлу о чудодейственной иконе и рассказал, что ныне она находится у Петра І для защиты России от врагов. Тогда король воскликнул: «Где эта икона — там нам ненадежно будет!» Так и случилось.

Перед решающей битвой царь Петр I и русские воины с верой молились о чуде и выиграли сражение. После победы святыню вернули в Каплуновку с великими почестями и драгоценными дарами. А 24 сентября 1766 года был утвержден праздник иконы Божией Матери Казанской (Каплуновской). Дата выбрана не случайно — именно в этот день, по преданию церковников, священник Иоанн получил чудотворный спис в дар от старца.

В чем помогает святой образ

Прошло более трехсот лет. Храм был разрушен до основания в советское время и восстановлен силами волонтеров после перестройки. Икона на протяжении веков меняла свое местонахождение — она перевозилась в Полтаву, в Харьков. К сожалению, в начале 20-го века она таинственным образом исчезла. Ныне во вновь отстроенном каплуновском храме хранится освященная копия знаменитой иконы.

Помолиться перед чудотворным образом и попросить Божью Матерь о помощи приезжают люди не только со всей Украины, но и из других стран. О чем они просят? Ходоки молятся о победе — в спортивных состязаниях, в судебных тяжбах, в бизнесе и в любых других вопросах; о том, чтобы принять верное решение в сложных вопросах, выбрать верный поворот на судьбоносном пути; о мире — не только в глобальном смысле, но и просто с соседями, чтобы примириться с дорогими людьми. Существует поверье, что икона возвращает украденное или утерянное добро — нужно только искренне помолиться Божьей Матери.

Другие копии образа хранятся в Эрмитаже, а также во многих храмах по всей территории Украины и России.

Каплуновская Казанская икона Богородицы

Каплуновская Казанская икона Богородицы обретена была в конце XVII века в Харьковской губернии и быстро прославилась чудотворениями и исцелениями.

История образа: Земли, где была явлена Каплуновская Казанская икона Богородицы, принадлежали полковнику Ивану Ивановичу Перекресту, стольнику Ахтырскому. Получил он их по жалованной грамоте за верную службу.

Образовавшееся здесь село он назвал Каплуновкой, по имени Осадчего Каплуна. В 1688 году полковник выстроил в селе храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Митрополитом Белгородским и Обоянским Авраамием священником в новый храм был поставлен отец Иоанн (Иван Ильич Уманов), очень благочестивый и добродетельный, выходец из польских пределов, из Умани.

8 сентября 1689 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, ему приснился благолепный старец, который сказал, что к нему придут три иконописца преклонных лет. У одного из них будет связка икон, восьмая из которых будет Казанской иконой Божией Матери.

Эту последнюю икону отцу Иоанну следовало оставить у себя, за это ему обещана милость и благодать Царицы Небесной. Проснувшись, священник долго и упорно молился, постился и совершал каждый день Божественную литургию.

Через три дня, как и было обещано старцем, по пути из церкви домой, отец Иоанн встретил трех путников, у одного из которых была связка икон. Пригласив их к себе в дом, священник от души их попотчевал и попросил показать иконы.

Последняя икона в связке действительно оказалась Казанской иконой. В благодарность за щедрое угощение иконописцы оставили отцу Иоанну образ, взяв за него, после долгих уговоров, 15 копеек.

Странники отправились дальше, а священник поставил образ в Красный угол, затеплил перед ним лампаду и стал подолгу молиться перед обретенной иконой. Спустя какое-то время ему во сне явилась Дева сияющей красоты и повелела перенести святой образ в храм.

С трепетом выполнил отец Иоанн приказание. В храме от Каплуновской Казанской иконы Богородицы, как она с той поры называлась, стали проистекать различные благодатные чудотворения. Священник не дожил до главного чуда, явленного Каплуновской иконой Богородицы.

Прославилась сия чудотворная икона, Каплуновская Казанская икона Богородицы, в 1709 году во время русско-шведской войны и знаменитой Полтавской битвы Петра Великого с Карлом XII. Петр I, расположившись в Харькове, готовил отпор шведскому королю.

Дабы укрепить себя и свое войско надеждой на Небесную помощь, перед сражением царь вызвал в ставку священника Иоанна с чудотворным образом. Каплуновская Казанская икона Богородицы прибыла в русское войско. Перед ней служились молебны, ее обносили по всему войску.

В это время Карл XII, заняв Каплуновку, повелел поджечь церковь. Но, как ни старались солдаты развести огонь, он ни в какую не разгорался. Шведскому королю причину неисполнения приказа объяснили присутствием здесь чудотворной иконы Девы Марии, хоть сама икона сейчас и находится в русской армии.

На что Карл изрек: «Церкви и без иконы не могли зажечь, а где будет Она Сама, там, наверное, придется нам очень плохо». Так и случилось. Покрытый славой шведский король, потерпел сокрушительное поражение под Полтавой.

По приказу Петра I после Полтавской битвы на Каплуновскую Казанскую икону Богородицы была изготовлена серебряная вызолоченная риза с драгоценными каменьями и серебряный ковчег с сопроводительной надписью.

В 1744 году в Харькове было составлено повествование о Каплуновской Казанской иконе Богородицы по полученным в свое время рассказам отца Иоанна. Позднее туда добавлялись новые знамения и чудотворения, исходившие от иконы.

Иконография: По иконографическому типу Каплуновская Казанская икона Богородицы представляет огрудный вариант Одигитрии. Рук Богоматери не видно, а у Богомладенца видна только правая благословляющая рука.

Молитвенная традиция: Перед иконой молятся о прозрении слепых очей и от болезни глаз, об избавлении от нашествия иноплеменных и защите державы, о заступлении в тяжелые времена, об исцелении всякой немощи телесной и душевной.

Празднование: 11 / 24 сентября.

Празднование Каплуновской иконе было установлено в 1766 году.

Акафист и молитвы Каплуновской Казанской иконе Богородицы можно найти в статье сайта о Казанской иконе Божией Матери.

Похожие записи

Икона «Защитница сирых и оставленных»

Икона Богородицы «Милосердия двери»

Стромынская икона Божией Матери

Добавить комментарий Отменить ответ

Поиск

Рубрики

  • Без рубрики
  • Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня
  • Жития святых
  • Крест Господень великий и непобедимый
  • Новинки
  • Описание товара
  • Полезно знать
  • Православные монастыри и храмы
  • Православный календарь
  • Чудотворные иконы Божией Матери

Чудотворные иконы Божией Матери

  1. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. Краткое описание. Иконография. Дни празднования. Тропари и молитвы. Молитвенная традиция. Автор-составитель С. Алексеев. Москва- Санкт-Петербург. 2012 год
  2. Сердец наших утешение. 320 чудотворных икон Пресвятой Богородицы. Молитвы о благодатной помощи в нуждах и немощах. Составил священник Иоанн Бухарев. Москва, 2013 год
  3. Царице моя Преблагая. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. Описание, тропари, молитвы.
  4. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон в двух книгах. Е. Поселянин. 2006 год.
  5. Богословие иконы Православной церкви. Л. А. Успенский. Париж, 1989 год
  6. Мысли об иконе. Г. Круг. Париж, 1985 год
  7. Молитвы к чудотворным иконам Божией Матери. В трех частях. Краматорск, 2011 год
  8. Храм Божий. Небесный островок на грешной земле. Спасо-Преображенский Мгарский монастырь. 2009 г
  9. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон. Сост. С. Снессорева, Террирем, 2011 год
  10. Многодневные посты. История, устав, смысл, традиции. Краматорск, 2011 год
  11. Великие чудотворные. Изд. отд. Московской Патриархии, 1993 г.
  12. Благодения Богоматери роду христианскому чрез Ее святые иконы. С-Пет. 1905 г.
  13. Чудотворные иконы Божией Матери. Сестричество во имя прпмуч. вел. кн. Елизаветы. 1997 г.
  14. Святые, коим Господь даровал особую благодать исцелять болезни и подавать помощь в др. нуждах. М, 1997 г.
  15. Ченстоховская икона Божией Матери. М, 2002 г.
  16. Всемилостивая. Изд-во «Глагол», М, 2002 г.
  17. Отвергнутая победа. Порт-Артурская икона «Торжество Пресвятой Богородицы» в русско-японской войне, С-Пет., Сатис, 2005 г.
  18. Спутник паломника. Путеводитель по святым местам. Чудотворные и мироточивые иконы, святые мощи, целебные источники. Ковчег, М, 2002-2003 гг.
  19. Православная Москва. Справочник монастырей и храмов. Соборы Кремля. Монастыри и подворья. Приходские и домовые храмы. Часовни. М, 2001 г.
  20. Церковный Вестник Московской Патриархии 2003-2004 гг.
  21. Жития всех святых, празднуемых Православною греко-российскою Церковью и сказания о всех праздниках Православной Церкви и чудотворных иконах Пресвятой Богородицы. сост. свящ. Иоанн Бухарев. М, 1900 г, репринт.
  22. Молченская икона Божией Матери. М, Паломник, 2001 г.
  23. О жизни православных святых, иконах и праздниках. изд. Тираж-51, Краматорск. 2011 г.
  24. Жития святых в 12 т. свт. Димитрия Ростовского. изд Почаевской Лавры.
  25. Монастыри и храмы Русской Православной Церкви. Святые места России. Минск, 2005 г.
  26. Молитвы к 145 чудотворным иконам Божией Матери с указанием на особую благодать помощи в различных нуждах. М, Терирем, 2015 г.

Святая Троица

Святая Троица — это богословский термин, отражающий христианское учение о Триипостасности Бога. …

Зоино стояние

Знаменитое Зоино стояние произошло в 1956 году в городе Самаре (тогда Куйбышеве). …

День Ангела, именины

День Ангела, именины — это день памяти святого, имя которого носит православный …

Святые Ангелы

Святые Ангелы обитают на Небе, в мире невидимом, духовном. Там вечный Престол …

Миро — это благовонное масло, благовоние. Слово это употребляется в трех разных …

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector