Молитва к андрею критскому

Молитва к андрею критскому

Молитва к андрею критскому

Канон Святителя Андрея, архиепископа Критскаго Иерусалимского.

Тропа́рь, гла́с 4:

Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости, воздержа́ния учи́теля яви́ тя ста́ду твоему́ Яже веще́й Истина. Сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая, нището́ю бога́тая, о́тче Андре́е, моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кано́н свята́го Андре́я. Глас 5.

Пе́снь 1.

Ирмос: Коня́ и вса́дника в мо́ре Чермно́е сокруша́яй бра́ни, мы́шцею высо́кою, Христо́с истрясе́, Изра́иля же спасе́, побе́дную пе́снь пою́ща.

Со́н от ве́ждей оттря́с, тебе́ сама́го Влады́це доброде́телию угото́вал еси́ све́тло жили́ще, богоявле́нне преподо́бне, и Боже́ственное поко́ище.

Пе́нием всесли́чным твою́ цевни́цу движа́, Христо́ву Це́рковь, песносло́вя, уясни́л еси́, Андре́е чу́дне, Свята́го Ду́ха оглаша́емь Боже́ственною благода́тию.

Зако́ну богопи́санному му́дре повину́яся, теле́сныя стра́сти по́стнически умертви́л еси́, у́м же возвы́сил еси́ кре́пким твои́м жела́нием, поя́ пе́сни Бо́жия, всему́дре.

Богородичен: Ве́сь жела́ние и пречи́сто наслажде́ние, Сы́н и Бо́г Тво́й благи́х исполне́ние е́сть, Всенепоро́чная, Его́же моли́ изба́вити ве́рою ны́не к Тебе́ притека́ющия.

Пе́снь 3.

Ирмос: Водрузи́вый на ничесо́мже зе́млю повеле́нием Твои́м, и пове́сивши неодержи́мо тяготе́ющую, на недви́жимем, Христе́, ка́мени за́поведей Твои́х, Це́рковь Твою́ утверди́, Еди́не Бла́же и Человеколю́бче.

Упра́вил еси́ доброде́телию житие́ твое́, преподо́бне, и, боже́ственным жела́нием Бо́гу соединя́яся, орга́н яви́лся еси́ слове́сен, всю́ вселе́нную уясня́я пе́сньми, Боже́ственная сокро́вища почерпа́я.

Прему́дрости небе́сныя бы́л еси́ испо́лнен, душе́вная бо уста́ разшири́в, преподо́бне, всю́ прия́л еси́ я́ве зарю́ светоно́сную трисо́лнечныя све́тлости, я́ко священноде́йственник свяще́нен.

Утверди́в душе́вныя си́лы твоя́, преподо́бне, и пло́ть удержа́в воздержа́нием, бы́л еси́ ве́сь пресве́тлая звезда́, украша́я Це́рковь правосла́вными твои́ми уче́нии и пе́сненными пе́нии.

Богородичен: Изба́вити мя́ стра́стнаго плене́ния ны́не молю́ Тя́, Ма́ти Бо́жия Всенепоро́чная, и грехо́вныя я́звы вся́ очи́стити, гре́х Взе́млющаго ми́ра пресла́вно ро́ждшая.

Та́же седа́лен Андре́я, гла́с 4.

Яко ка́мением, словесы́ твои́ми церко́вный, прему́дре, украси́в вене́ц, священноде́йственник свяще́нен, Андре́е, бы́л еси́. Те́мже по мно́гих в житии́ труде́х прия́л еси́ нестаре́емое Ца́рство и сла́ву, в не́мже помина́ющих тя́, о́тче, помина́й.

Пе́снь 4.

Ирмос: Боже́ственное Твое́ разуме́в истоща́ние прозорли́во, Авваку́м, Христе́, со тре́петом вопия́ше Тебе́: во спасе́ние люде́й Твои́х, спасти́ пома́занныя Твоя́ прише́л еси́.

Сло́во Твое́, житие́м укра́шено, богосло́вия изве́стное пра́вило показа́лся еси́, чу́дне, Препе́тыя Тро́ицы сла́ву сказу́я я́сно.

Дея́нием виде́ния восхо́д показа́в, му́дре, и виде́нием объе́мся, жития́ о́бразом, Андре́е богогла́се, уподо́бился еси́.

Яко боже́ствен святи́тель, пребога́те, па́стырски побора́я, от Це́ркве отгна́л еси́ льво́в наше́ствия, Андре́е, му́жеству тезоимени́те.

Вели́ку похвала́м вину́, Богоро́дицу обре́т, тща́ние показа́л еси́ сугу́бо, превы́шшую похва́л хвала́ми многообра́зными почита́я, му́дре.

Богородичен: Кроме́ у́бо совокупле́ния зачала́ еси́ нетле́нно во утро́бе, и пре́жде боле́зни родила́ еси́, и по рождестве́ Де́вою, Бо́га пло́тию ро́ждши, сохрани́лася еси́.

Пе́снь 5

Ирмос: Одея́йся све́том, я́ко ри́зою, к Тебе́ у́тренюю и Тебе́ зову́: ду́шу мою́ просвети́ омраче́нную, Христе́, я́ко Еди́н Благоутро́бен.

Ны́не крася́щиися твои́ми уче́нии и пе́сньми богодохнове́нными свяще́нно наслажда́ющеся, Андре́е всеблаже́нне, па́мять твою́ почита́ем.

Заре́ю просвеща́емь я́ве духо́вною, святы́х ликостоя́ния пресвя́то похвали́л еси́, с ни́миже ны́не ра́дуешися, Андре́е всеблаже́нне.

Ны́не не чу́вствы тле́ннаго те́ла, ни мечта́ньми зри́ши Боже́ственная, у́мно же, прему́дре, душе́вными де́йствы соединя́яся лу́чшим.

Богородичен: Со слеза́ми припа́даю Ти́, зело́ моля́ся, мои́х согреше́ний ны́не изба́витися Тобо́ю, Всенепоро́чная, и ве́чныя ра́дости сподо́битися.

Пе́снь 6.

Ирмос: Неи́стовствующееся бу́рею душетле́нною, Влады́ко Христе́, страсте́й мо́ре укроти́ и от тли́ возведи́ мя, я́ко Благоутро́бен.

Вити́и обличи́л еси́ безбо́жныя усты́ све́тлыми, честны́х бо ико́н уясни́л еси́ вои́стинну, священнотаи́нниче, поклоне́ние.

Свяще́нно украси́л еси́ твою́, о́тче сла́вне, жи́знь: стра́стное бо смуще́ние угаси́л еси́ и к жи́зни безстра́стия прите́кл еси́.

Добро́тами слове́с твои́х и уче́нии вси́ ве́рнии благоче́стно наслажда́ющеся, ра́дуются, ерети́к языкобо́лия побежда́юще.

Богородичен: Ве́сь примеша́ется ми́, Иже безнача́льно возсия́в от Отца́, воплоще́нием, Пренепоро́чная, из Тебе́ бы́вшим, Богоневе́сто.

Конда́к, гла́с 2.

Воструби́в я́сно боже́ственная сладкопе́ния, яви́лся еси́ свети́льник ми́ра светле́йший, све́том сия́я Тро́ицы, Андре́е преподо́бне. Те́мже вси́ вопие́м ти́: не преста́й моля́ся о все́х на́с.

Восхвали́ти твое́, о́тче, житие́, окая́нный, хощу́, ве́дый ны́не, исправле́ний твои́х ра́ди, ищу́ отту́ду, я́коже дарова́ния, похвалы́ прия́ти твои́х украше́ний и честно́му верху́ твоему́, Андре́е, исплести́, е́же Ангели почита́ют, зовы́й: моля́ не преста́й о все́х на́с.

Пе́снь 7.

Ирмос: Превозноси́мый отце́в Госпо́дь, пла́мень угаси́, о́троки ороси́, согла́сно пою́щия: Бо́же, благослове́н еси́.

Да све́тлость святы́х, преподо́бне, у́зриши, све́тлостию де́л просвети́л еси́ житие́ твое́, зовы́й: Бо́же, благослове́н еси́.

Те́лом обложе́н, безпло́тных чино́м поревнова́л еси́, преподо́бне, с ни́миже согла́сно, ра́дуяся, взыва́еши: Бо́же, благослове́н еси́.

Иерусали́м ны́не све́тло весели́тся, свети́льника многосве́тла ми́ру тя́ возсия́в, блаже́нне, поя́: Бо́же, благослове́н еси́.

Богородичен: Иже пре́жде у́бо Безпло́тный воплоща́ется, Пречи́стая, за милосе́рдие безчи́сленное из ложе́сн Твои́х святы́х. Ему́же вси́ пое́м: Бо́же, благослове́н еси́.

Пе́снь 8.

Ирмос: Тебе́, Вседе́телю, в пещи́ о́троцы, всеми́рный ли́к спле́тше, поя́ху: дела́ вся́кая, Го́спода по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.

Но́ваго киво́та Це́рковь, о́тче, я́сно обвесели́л еси́, ли́ки соста́вль, взыва́я: вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.

Пе́ние но́вое в Це́ркви, блаже́нне, преподо́бно взыва́л еси́ Вседержи́телю: вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.

Дая́ доброде́телию боголе́пно дела́, страда́ния воспе́л еси́, Андре́е прему́дре, все́х святы́х, дре́вле удивле́нных и соверше́нных Христу́ во ве́ки.

Богородичен: Прииди́те, Чи́стую Богоотрокови́цу воспое́м, глаго́люще, боже́ственными пе́сньми: ра́дуйся, Де́во, Ея́же ра́ди ра́дость даде́ся естеству́ челове́ческому, Преблагослове́нная.

Пе́снь 9.

Ирмос: Иса́ие, лику́й, Де́ва име́ во чре́ве и роди́ Сы́на Емману́ила, Бо́га же и Челове́ка, Восто́к и́мя Ему́, Его́же велича́юще, Де́ву ублажа́ем.

Глаго́л твои́х веща́ние всю́ обтече́ зе́млю, уче́ний же красота́ и све́тлость, Андре́е блаже́нне, те́мже Христо́с, Иже все́х Ца́рь, тя́ венча́л е́сть благоле́пия венце́м.

Соедине́нием лу́чшим наслажда́яся зари́ трисия́нныя, Андре́е, таи́нниче пачеесте́ственных, любо́вию творя́щих твою́ святу́ю па́мять свяще́нно, ны́не моли́твами твои́ми от бе́д сохрани́.

Со безпло́тными чи́нми весели́шися ны́не на небесе́х: си́х бо на земли́ житие́ неукло́нно я́ко пожи́в и пра́выя ве́ры я́влься пропове́дник изря́ден, богоглаго́ливе досточу́дне.

Богородичен: Приноси́мое уста́вила еси́ сме́рти неуста́вное стремле́ние, ро́ждши пло́тски, вои́стинну па́че ума́, Жи́знь ве́чную, Ейже прирази́вся усты́, го́рький а́д упраздни́ся, Пресвята́я Де́во Ма́ти.

Свети́лен.

Ангельскаго жития́ жела́я, преподо́бне, те́мже покори́л еси́ стра́сти плотски́я му́жески, равноа́нгелен бы́в, богоно́се о́тче.

Богородичен:

Тя́ Предста́тельницу и́мамы, вси́ гре́шнии, о Пресвята́я Де́во! Ты́ благопреме́нна сотвори́ Твоего́ Сы́на ма́терними Твои́ми моли́твами.

Молитва святителю Андрею, архиепископу Критскому

О, пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Андрее! Предстоя у престола всех Царя и наслаждаяся света Единосущныя Троицы и херувимски со Ангелы возглашая песнь трисвятую, великое же и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владыце, моли спастися паствы Христовы людем, благостояние святых церквей утверди, архиереи благолепием святительства украси, монашествующия к подвигом добраго течения укрепи, град сей и вся грады и страны добре сохрани, и веру святую непорочну соблюсти умоли, мир весь предстательством твоим умири, от глада и пагубы избави ны, и от нападения иноплеменных сохрани, старые утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя возврати, немощствующия исцели, и везде тепле призывающия тя и с верою притекающия к тебе от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи. Моли о нас (имена) всещедраго и человеколюбиваго Христа Бога нашего, да и в день страшнаго пришествия Его от шуияго стояния избавит нас и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки веков. Аминь.

Молитва иная святителю Андрею, архиепископу Критскому

Великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Андрее! Услыши смиренную молитву раба твоего (имя). Приклони милосердие Божие ко мне и помози ми в скорби моей (содержание прошения). Да избавит Всемилостивый Господь нас от бед и напастей и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки веков. Аминь.

Святой Андрей Критский: тексты молитв, создание Великого Покаянного Канона

Христианство, как одна из важнейших мировых религий, основано на вере в жизнь и учение Иисуса Христа, являющегося для христиан несомненной исторической личностью. Многим приверженцам самой крупной мировой религии довелось за нее бороться на разных этапах истории, за особые подвиги защитники Христовой веры были причислены к лику святых.

Недавно Всевышний открыл мне житие святого Андрея Критского, его непростой жизненный путь и огромный вклад в прославление Бога, оставленный последующим поколениям, поразил меня. С интересными сведениями о чуде и творчестве святого спешу познакомить и вас, ведь жизнь его можно назвать подвигом.

Два святых с одинаковым именованием

Люди, не погруженные в основы богословия, часто путают преподобного архиепископа Критского Андрея (Иерусалимского) с преподобномучеником Андреем Критским. Каждый из праведников прошел свой жизненный путь и прославился богоугодными делами. Причина путаницы связана с тем, что знаменитые подвижническими делами личности проживали приблизительно в одно и то же историческое время.

Преподобномученик Андрей Критский: краткое житие

Согласно жизнеописанию, составленному преподобным Симеоном Метафрастом, родился святой на территории острова Крит (местность Кастрон) в начале VIII века. Жизнь богобоязненного юноши проходила в монашестве и молитвах при соблюдении христианских традиций. Монах был примером для окружающих и светочем веры во времена правления императора Константина V, прозванного Копронимом. Житие богобоязненного Андрея было наполнено благочестием, презрением к мирским радостям, что стало для многих примером богоугодничества.

Узнав о борьбе Копронима против почитания христианских икон, издании указа об изъятии ликов святых из храмов, оскорбленный в религиозных чувствах воин Христа отправляется в Константинополь во дворец святого Маманта. Там пламенный защитник веры принялся всенародно обличать еретические деяния императора-иконоборца, истязания верующих за почитание иконописных образов.

Андрей обратился лично к царю с обвинениями, немало удивив императора-еретика своей смелостью. По приказу Константина слуги избили праведного монаха, бросив будущего преподобномученика за тюремные стены. После череды жестоких истязаний не сломленный, но покалеченный юноша погиб от потери крови, когда его волокли по земле на казнь. Тело смельчака пролежало на дне пропасти 12 дней, после чего повеленьем Божьим одержимые люди отнесли тело мученика к священному месту, за что были награждены исцелением.

По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение «Православный календарь» для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи.
Скачайте бесплатно: Православный календарь 2020 (доступно на Android)

В древнеславянских рукописях о житие прмч. Андрея Критского упоминают нечасто. День памяти святого назначен на 17 октября, что по новому стилю соответствует 30 октября. На иконе прмч. Андрей Критский изображен в хитоне, а молитвы страдальца исцеляют одержимых.

Словами тропаря и кондака, исполняемыми на день памяти преподобномученика и в дни Великого поста, прославляют Андрея Критского как доблестного защитника христианской веры, а также ее символов во времена жестоких гонений. Песнопение коротких стихов в храме звучит как напоминание верующим о череде важных событий в свете праздника, призывает брать пример с преподобномученика, истинно служившего вере.

Жизненный путь другого Андрея Критского был более ярким и длинным, наполненным духовными событиями и чудесами. Краткую историю его жития, которая поразила меня, перескажу вам далее.

Кем был святитель Андрей Критский

Путь к служению Богу

По приблизительным данным, Андрей, получивший в последствие титул архиепископа Критского, родился в VII веке (660 год) на территории города Дамаск (Сирия) в семье глубоко верующих христиан. Сын Георгия и Григории был немым до семилетнего возраста, но после обряда причащения в храме мальчик был исцелен от немоты благодаря Божественной силе. Случившееся чудо поразило ребенка и его родителей, определило курс на христианское житие Андрея, нареченного впоследствии Критским.

Следуя аскетическому образу жизни, изучая Библию и тексты священных трактатов, будущий святой 15 лет от роду становится монахом Святогробского братства при Иорданской лавре на острове Крит. Пройдя послушание в чине чтеца, эконома, а затем нотария, молодой монах прославился как активный борец против еретических течений, за что получил звание Андрея Иерусалимского.

Затем благочестивый священник был направлен особым посланником Патриарха Иерусалимского на заседание шестого Вселенского Собора, чтобы доставить принятые на нем священные акты в Константинополь, где остался на служение.

Богоугодные деяния

На следующем этапе жизненного пути святой Андрей Критский получил чин диакона под покровительством Софийской церкви, расположенной на территории современного Стамбула. На службе в святой церкви пастырь, ведущий праведную жизнь и заботящийся о сиротах, становится архидиаконом церкви города Гортина, а затем архиепископом Критским. Именно в Гортине у святителя проявляется способность к сочинению православных гимнов, большая часть которых была написана в этот период.

На ниве архипастырской деятельности святой Андрей творит богоугодные дела:

  • содействует возведению новых храмов, организации приютов и богаделен;
  • истовыми молитвами отводит опасность от города Друмеос, осажденного сарацинами;
  • спасает проповедями от голода население провинции, пострадавшей от засухи.

После 20 лет великих трудов в Константинополе святой Андрей был награжден званием архиепископа и отправлен в далекую обитель на острове Крит. Там он прославился помощью сиротам и престарелым, построением храма к чести иконы Влахернская Божья Матерь.

Святитель часто бывал в Константинополе, а во время последнего своего визита заболел и принял смерть на обратной дороге к критской обители. Это случилось на четвертый день июля (17 июля) 740 года, который стал днем поминовения архиепископа Андрея Критского на службах во всех православных храмах. Согласно преданиям, святой предвидел свою кончину в глубоко почтенном возрасте.

Мощи святителя, по молитвам которого свершалось множество чудес, были захоронены на территории храма, построенного в честь святой Анастасии. Позже церковь была переименована во имя святого Андрея Критского, а в 2017 году фрагменты сохранившихся мощей были предоставлены обозрению верующих.

К мощам святителя приходят с мольбами об исцелении, просят об успокоении души просящего. К иконам с изображением Андрея Иерусалимского, которые выставлены в большинстве православных храмов, обращаются за помощью во времена суровых испытаний и бедствий со словами молитвы, текстами тропарей, личного прошения:

Дар песнотворчества и писательства

Кроме таланта творения молитв, святитель имел дар сочинения церковных гимнов и прославляющих песен благодаря великолепно поставленному слогу, замечательным ораторским способностям. На страницах сборников церковных писаний авторству Андрея Критского принадлежит не менее 60 проповедей, читаемых на праздничных богослужениях. Молитвословия, написанные языком, богатым метафорами, божественной символикой, входят в современные богослужебные книги.

Особо прославил святой свое житие богоугодными канонами собственного авторства, которыми украшают службы во время Великого поста. Много песнопений, сохранившихся в оригинале до наших дней, посвящено Богородице, Господним праздникам, церковным служителям. Наиболее известным творением преподобного считается Великий покаянный канон.

Строки гимнографического произведения, призывающего паству к покаянию, корректировались автором вплоть до его кончины. В составе Великого канона, называемого умилительным каноном и состоящего из 9 частей, содержится:

  • тексты 250 собственных тропарей;
  • присоединенный канон преподобной Марии Египетской;
  • тропари, посвященные преподобному Андрею Критскому.

Согласно традиции Иерусалимского устава, которого придерживается современная церковь, пение Великого канона начинается со службы четверга пятой седмицы (недели) Великого поста. Также отдельные стихословия (их именуют термином «мефимоны») звучат на службах во время первой недели поста, на вечерних службах первых четырех дней постования.

Покаянные гимны отличаются глубоким ощущением искренности, прочувствованным самим автором. Главная мысль, пронизывающая все части канона, звучит просьбой к Благоутробному (милостивому) Господу о милосердии к согрешившему человеку.

Список трудов архиепископа, изданных на русском языке:

Подведем итоги

На Руси святого Андрея Критского чтят упоминанием его памяти на страницах месяцеслова, составленного Мстиславом (XI-XII век). Тексты гимнографических произведений и другие сочинения святителя Христова можно услышать сегодня среди праздничных песнопений на церковных службах. Иконы со святыми ликами преподобномученика и архиепископа Критских можно обнаружить во многих храмах православия, но негоже путать святых с одинаковыми именами.

Прмч. Андрея восхваляют за подвиг воина Христова, совершенный обычным человеком, хранящим на сердце веру в Господа и не побоявшимся выступить против иконоборца-властителя. Архиепископ Андрей служил Всевышнему на разных церковных должностях, помогая страждущим и призывая верующих к покаянию словами проникновенных стихословий, описанием добродетелей и подвигов святых отцов.

Когда в следующий раз посетите православный храм, узнайте у его служителей, есть ли в церкви святые лики защитника православных икон и глашатая покаяния, двух Андреев Критских, прославлявших своими деяниями Господа. Помолитесь святым, вспомните об их подвигах. Сила их беззаветной веры в Бога и его заветы вывела простых людей на христианскую дорогу, привела к почитанию всеми верующими, причислению к великой братии православных святых.

История и структура Покаянного канона Андрея Критского

В дни Великого поста в православных храмах читается один из самых длинных канонов – канон Андрея Критского. Он призван настроить верующего человека на покаяние и очищение от всех грехов.

Покаянный канон Андрея Критского — православное церковное песнопение, которое исполняется во время Великого поста. Оно входит в состав богослужений на первой и пятой седмице.

Об авторе

Этот канон написал Андрей Критский. После смерти он был причислен к лику святителей.

Так в православии называют епископов, которые были известны своей святой жизнью и трудами во славу Господа и привели многих к христианской вере. Именно таким пастырем был автор канона.

Священник Андрей Критский отличался большим смирением и скромностью. И поэтому многие богословы считают, что работая над своим произведением, он не думал создавать серию молитв для богослужений. Эти исследователи полагают, что праведник создавал канон только для того, чтобы читать его самому, молясь келейно, наедине с самим собой. Сторонники этой гипотезы в качестве доказательства приводят тот факт, что это произведение было одним из первых в своём жанре.

Не случайно Андрея Критского называют основоположником богослужебного канона. Однако существует и другое мнение, согласно которому святитель Андрей целенаправленно писал тексты именно для церковной молитвы.

Покаяние

Пост в христианстве — время, когда человеку следует отвлечься от мирской суеты и обратить свои взоры внутрь себя, на свою душу, вспомнить о её бессмертной природе. А это невозможно без молитвы и покаяния.

В святоотеческой литературе можно встретить слова о том, что исповедь — это не только понимание своей греховности. Настоящее покаяние невозможно без душевного переживания. Настроиться на него помогает Канон Андрея Критского.

В самом его начале приводится молитва, в которой верующий, обращаясь к Всевышнему, раскаивается в своей духовной немощи. Он сожалеет о том, что его вера ничтожна по сравнению с той, которой обладали древние праведники.

Пояснения к тексту

Покаянный канон Андрея Критского один из самых длинных в православных богослужениях. Он состоит из более чем 250 песней. В каждой из которых вспоминаются исторические личности, о которых написано в Ветхом Завете. Причём автор говорит как о праведниках, так и о грешниках. Например, в качестве примера человека сильной веры он приводит Авеля, а его брат, Каин — это отступивший от Бога гордец.

В толкованиях к этому канону обычно говорится, что Андрей Критский даёт верующим эти примеры не случайно.

Важно! Каждый христианин нуждается в том, чтобы осознать свои грехи и искренне покаяться в них. Но, он должен найти и светлые стороны собственной души.

Не для того чтобы возгордиться, но чтобы поверить в свои возможности, увидеть ту чистоту, к которой нужно стремиться.

В этом верующему помогут примеры святой жизни, которую вели ветхозаветные праведники. Душа человека, несомненно, откликнется, услышав о силе веры некоторых из них. Негативные же примеры помогут найти в себе грехи и задуматься над исправлением жизни.

Важно! Этот канон один из самых длинных.

Не зря его называют Великим Покаянным каноном. В первые четыре дня Великого Поста он читается не полностью, а частями. Так верующие постепенно приобщаются к покаянию, которое обязательно должно присутствовать в жизни христианина, а в эти дни в особенности.

Отрывок из Покаянного канона:

Ирмос: Помо́щник и Покрови́тель бы́сть мне́ во спасе́ние; се́й мо́й Бо́г, и просла́влю Его́, Бо́г отца́ моего́, и вознесу́ Его́, сла́вно бо просла́вися. Исх.15:1-2.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Отку́ду начну́ пла́кати, зря́ще дея́ния безу́мной мое́й жи́зни? Ко́е нача́ло ны́не положу́, Христе́, рыда́нию сему? Но Ты, я́ко милосе́рдый, пода́й мне́ прегреше́ний оставле́ние? 1)

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Прииди же́, окая́нная душе́, со пло́тию твое́ю и Созда́телю все́х испове́ждься, и отступи́ от пре́жняго безу́мия, и принеси́ ты́ Бо́гу сле́зы покая́ния.

Читайте также  Какие молитвы читать утром

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Ада́ма первозда́ннаго преступле́нию подража́вше, отдали́лся аз от Бо́га и отпа́л от благода́ти, лиши́лся ве́чнаго Ца́рствия и ра́достей его́, грехо́в мои́х ра́ди. Быт.3:6-7.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Увы́ мне́, несча́стная душе́ моя́! Но́ ты и пе́рвой Еве подража́ла, и́бо на пло́д воззре́вше, ты дре́ву необду́манно прикосну́лась и сне́дь без тре́пета вку́сила, и го́речию его испо́лнилась. Быт.3:6.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Вме́сто Евы пе́рвыя ожила́ во мне́ «Ева мы́сленная» — плотско́й стра́стный по́мысел, ви́дом прия́тный, но по вкуше́нии, го́речию отравля́ющий.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Ада́м пра́ведным судо́м и́згнан был из Эде́ма, и́бо не испо́лнил и еди́ныя за́поведи Бо́жия. Но́, о Спа́се, ка́ко же а́з пострада́ю, непреста́нно отверга́ющий все́ Твои́ животво́рныя глаго́лы?

Слава: О Превы́сшая Тро́ице, во еди́нстве Ли́ц почита́емая! Сними́ с мене́ тя́жкое бре́мя грехо́вное и, я́ко милосе́рдая, да́руй ми́ сле́зы умиле́ния.

И ныне: О Богоро́дице, наде́ждо и предста́тельство все́х, Тя́ воспева́ющих! Сними́ с мене́ тя́жкое бре́мя грехо́вное и, я́ко Влады́чица чи́стая, ка́ющагося, приими́ мя́.

Что происходит во время чтения Великого Покаянного Канона преп. Андрея Критского в храме?

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ ВЕЛИКОГО ПОКАЯННОГО КАНОНА АНДРЕЯ КРИТСКОГО В ХРАМЕ?

Отвечает иерей Андрей Чиженко.

Православное богослужение – это не набор случайных, стихийно собранных молитвенных сочинений, написанных на протяжении нескольких тысяч лет. Православное богослужение, мне кажется, напоминает сшитую рубашечку, в которой все увязано-соединено: «петелька-крючочек». Все здесь гармонично сплетено в одно целое и призвано настроить человеческую душу, словно музыкальный инструмент, на общение с Богом. В неделю перед первой седмицей Великого поста мы совершаем две жизненно важные вещи – испрашиваем у всех прощения и вспоминаем изгнание святых праотцев Адама и Евы из рая. Эти два богослужебных события являются тем верным трамплином, который вводит в нас в спасительную и святую землю Четыредесятницы.

Испрашивая прощения у всех людей, мы с Божьей помощью словно бы исторгаем из сердца всякое зло, всякую нечистоту и ненависть и пытаемся постичь великую науку любви, стараемся подключиться к току Божественной любви, стать ее проводниками в мире.

И еще один момент есть в испрашивании прощения…

Я должен осознать, что я виноват. Я должен осознать, в чем я виноват. Я должен осознать, перед кем я виноват, проанализировать свою жизнь с точки зрения себя не как прекрасного «светлого Ангела», но как больного тяжелой инфекционной болезнью греха существа, которое своей болезнью заразило и этот мир, других людей, а теперь пытается все исправить и вопиет к Богу об исправлении причиненного зла.

Оно понимает (ведь так научил Господь наш Иисус Христос!), что болезнь гордости, болезнь зла исцеляется «таблеточкой» любви и добра. И если я сам в себе «переключу тумблер» воли в сторону этих добродетелей, то исправлюсь не только я, но и окружающий меня мир, потому что стану генератором-проводником Божественной любви. Вот откуда высказывание преподобного Серафима Саровского: «Спасись сам – и вокруг тебя спасутся тысячи».


Блаженнейший Митрополит Владимир (Сабодан) когда то написал о том, что конец света придет, когда чаша людских грехов переполнится. И ее может переполнить в любую секунду сделанный мною или тобою, дорогой брат или сестра, грех.

Вот о чем, мне кажется, нужно думать…

И вторая тема вспоминаемая перед Великим постом. Это Адамово изгнание из рая. Кто такой Адам? Это – я, его потомок. Я изгнан из рая. Я заболел первородным грехом – смертельной болезнью, которая разрослась во мне и заполонила все мое существо.

Я – Адам. И мое тело восстало против души, и душа воюет против тела. Я не стал по замыслу Божественного Творца генератором любви, сыном, поднимающим весь мир на руках к Богу все выше и выше бесконечно… Нет. Я стал генератором зла, греха, и причем таким страшным, что не замечаю содеянный мною грех, ставший привычкой, нормой.

Как пел когда то Виктор Цой: «Мама, я знаю мы все тяжело больны…»

Святая Церковь призывает человека на пороге Великого поста стать Адамом, изгнанным из рая, обратиться в человека, который повернет концентрацию своего внимания и напряжения естества не во вне, но во внутрь и достанет лупу, чтобы начать искать в себе грех – грех, требующий исцеления.

Мы входим в Великий пост, как тяжелобольной ложиться на операционный стол. Мы входим в Великий пост, как больной, измученный болезнью, входит в кабинет врача в надежде на исцеление. Мы входим в Великий пост, чтобы предать себя в руки Главного и Единственного Лекаря – Господа нашего Иисуса Христа.

Но для этого нужно осознать, что ты болен, важно осознать, чем ты болен. Потому Церковь предлагает человеческой душе тысячелетний опыт покаяния, падения, вставания, жажды, пути и достижения святости, заключенный в Священном Писании Ветхого Завета, сконцентрированный, как некий эликсир словесный, в одном великом духовном произведении – Великом Покаянном каноне преподобного Андрея Критского. Он как камертон дает душе нужную ноту, чтобы ее псалтирь зазвучала угодным Богу псалмопением покаяния.

Потому-то в первую седмицу Святой Четыредесятницы, чтобы помочь человеку обратить свой взор внутрь на обнаружение своих грехов, на осознание их мерзости, рождающее позитивное желание избавления-исцеления от них, и читается с понедельника по четверг на великих повечериях этот удивительный канон. Он также читается на утрене четверга пятой седмицы Великого поста вместе с очень назидательным, духоносным и великолепным в литературном смысле житием преподобной Марии Египетской.

Ведь это я Адам, каждый день ядущий с дерева добра и зла, преступающий заповеди Божии каждый день. Ведь это я Каин, убивающий пусть не делом, но словом в самом себе тяжелым камнем осуждения и обиды тысячи, быть может, людей за жизнь. Ведь это я – Исав, продающий духовность за чечевичную похлебку. Ведь это я – Давид и Соломон, удаляющиеся от Царствия Небесного ради опьяняющих дурманящих, но таких ядовитых и смертоносных плотских наслаждений.

И все, что мне осталось, это вопиять припевом канона «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».

Вот с каким настроем нужно входить в Великий пост. И тогда ноги сами понесут тебя в храм.

Стой, человече, посмотри, продышись, подумай! Пропасть адская под ногами. Еще шажочек – и ух! На веки вечные. Повернись в сторону Господа, посмотри, как ты далеко до рая. Но надо с Божьей помощью идти, надо начинать этот путь!

И пусть первым или «энным», но таким верным и спасительным шажочком для тебя станет Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.

Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас!

Если вы хотите осознанно воцерковиться или вы уже участвуете в церковных обрядах, но мало что в них понимаете и хотите постичь невидимую суть и пользу для вашей души всех таинств и обрядов церкви, то получите Видеокурс «ОБРЯДЫ И ТАИНСТВА ЦЕРКВИ. Невидимая суть и форма», нажав на банер ниже

Андрей Критский — история святого имени

Труды святителя Андрея Критского

• Великий канон Андрея Критского

• Похвальное Слово Святителю и Чудотворцу Николаю

• Слово в день обрезания Господа нашего Иисуса Христа и в похвалу святому Василию

• Слово в неделю Ваий

• Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы

• Слово на день Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста

• Слово иное на Всеславное Воздвижение Креста

(не путать с преподобномучеником Андреем Критским)

Святой Андрей был родом из Дамаска (в Сирии). Будучи немым до семилетнего возраста, он получил дар слова после приобщения Святых Тайн. Начальное образование он получил в Дамаске, познакомившись с логикой, риторикой и древней философией. На 14 году, желая служить Богу, он удалился для подвижнической жизни в Иерусалимскую обитель святого Саввы Освященного. Здесь он стал известен своей кротостью, умом и строгой жизнью. Из обители святого Саввы он был взят в Иерусалимскую патриархию на должность письмоводителя.

В 679 году он путешествовал в качестве местоблюстителя патриаршего престола в Константинополь на VI Вселенский Собор. Вскоре после собора он был посвящен в диаконы при великой Софийской церкви и какое-то время руководил опекой сирот и престарелых. При императоре Юстиниане II святой Андрей был рукоположен в архиепископа Критского. Скончался святитель Андрей Критский в 712 году.

Святой Андрей известен как проповедник и церковный поэт. Он составил многие вдохновенные молитвы и песнопения и написал Великий Покаянный канон, читаемый в храме Великим постом («Андреево стояние»). Написал он также канон на Рождество Христово и другие праздники, трипеснецы (каноны, состоящие из трех песней) на повечерие Вербного воскресения и на первые дни Страстной седмицы, стихиры на Сретение Господне и другие молитвы.

Святитель Андрей, архиепископ Критский, родился в городе Дамаске в семье благочестивых христиан. До семилетнего возраста мальчик был нем. Затем однажды по причащении Святых Христовых Таин он обрел дар речи и начал говорить. С того времени отрок начал усиленно изучать Священное Писание и Богословские науки.

Четырнадцати лет он удалился в Иерусалим и там принял пострижение в обители преподобного Саввы Освященного. Святой Андрей проводил строгую, целомудренную жизнь, был кроток, воздержан, так что все удивлялись его добродетели и разуму. Как человек одаренный и известный добродетельной жизнью, он по прошествии времени был причислен к иерусалимскому клиру и назначен секретарем патриархии – нотарием. В 680 году местоблюститель Иерусалимской патриаршей кафедры Феодор включил архидиакона Андрея в число представителей Святого Града на IV Вселенском Соборе, где он противоборствовал еретическим учениям, опираясь на глубокие знания православных догматов. Вскоре после Собора он был отозван из Иерусалима в Константинополь и определен архидиаконом к храму Святой Софии Премудрости Божией. В правление императора Юстиниана II (685–695) святой Андрей был рукоположен в архиепископа города Гортины на острове Крит. На новом поприще он просиял как истинный светильник Церкви, великий иерарх – богослов, учитель и гимнотворец.

Святитель Андрей написал много богослужебных песнопений. Он стал основателем новой литургической формы – канона. Из составленных им канонов более всего известен Великий Покаянный канон, заключающий в своих 9 песнях 250 тропарей и читаемый Великим постом. В первую седмицу Поста на повечерии он читается по частям (так называемые «мефимоны») и полностью – в четверг на утрени пятой седмицы.

Святитель Андрей Критский прославил многими похвалами Пречистую Деву Марию. Ему также принадлежат: канон на Рождество Христово, трипеснцы на повечерии Недели Ваий и на первые четыре дня Страстной седмицы, стихиры на Сретение Господне и многие другие песнопения. Продолжателями его гимнографической традиции были великие церковные песнопевцы последующих веков: святые Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский, Иосиф Песнопевец, Феофан Начертанный. Сохранились также назидательные слова святителя Андрея Критского на некоторые церковные праздники.

О времени кончины святителя среди церковных историков нет единого мнения. Одни называют 712, другие – 726 год. Он скончался на острове Милитина, возвращаясь на Крит из Константинополя, где был по делам Церкви. Мощи его были перенесены в Константинополь. В 1350 году благочестивый русский паломник Стефан Новгородец видел их в Константинопольском монастыре во имя святого Андрея Критского.

См. также: » Память святого отца нашего Андрея, архиепископа Критского » в изложении свт. Димитрия Ростовского.

На русском языке издано:

1. Великий канон, читаемый на великих повечериях первой недели и на утрени в четверток пятой недели Великого поста (в пер. М.И. Богословского, впоследствии протопресвитер Большого Успенского собора Михаил) – «Христианское чтение», 1836, I, с. 129-184. То же в отдельном издании: Великий канон и Акафист Пресвятой Богородице, читаемый на утрени в субботу пятой недели Великого поста (в пер. Филарета, митрополита Московского). М., 1873, в другой редакции. Перевод Великого канона был издан профессором Петербургской духовной академии Е. И. Ловягиным: «Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках в трех книгах». Кн. 3. СПб., 1856. Новый славянский перевод принадлежит епископу Августину Гуляницкому и напечатан в ж. «Душеполезное Чтение», 1882, I, с. 232-261. В начале нашего столетия вышло издание Н.И. Кедрова: «Канон Великий, творение Андрея Критского, Иерусалимского, чтимый в первую неделю поста». М., 1915.

2. Беседа на Четверодневного Лазаря. – «Христианское чтение», 1826, XXII, с. 5 слл.

3. Слово на Благовещение Пресвятыя Богородицы. – Там же, 1829, ХXХIII, с. 245 слл.

4. Похвальное слово святителю и Чудотворцу Николаю. – Там же, 1834, IV, с. 229 слл.

5. Слово на Рождество Пресвятыя Богородицы. – Там же, 1836, III, с. 231 слл.

6. Слово на всеславное Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня. – Там же, 1839, III, с. 307 слл.

7. Проповеди – В кн.: «Избранные слова в честь Пресвятой Богородицы». СПб., 1868, с. 44-69, 96-114. «Воскресное Чтение», 1853; «Прибавления к Церковным ведомостям», 1898, № 36.

Канон Андрея Критского: ворота в Великий пост

С первым весенним месяцем, когда природа готовится к пробуждению, Православная Церковь заканчивает череду зимних праздников и готовит христиан к посту. Тепло грядущей весны напоминает об истинной радости для души — очищении покаянием. Чтобы удобней было обратить мысли от земного к небесному, на первой неделе Великого поста на вечерней церковной службе верующим предлагается чтение Канона Андрея Критского.

Житие преподобного Андрея

Великий пост, предшествующий празднику Пасхи, существует в нынешнем виде (40 дней + Страстная Седмица) с 4 в н. э. До этого времени его продолжительность составляла от 12 часов до 1 недели, в зависимости от традиций поместных церквей. Первыми 40-дневный пост установили римские христиане. Затем, около V века, благочестивая традиция долгой подготовки к празднику Пасхи была закреплена Апостольскими правилами. Главной целью Великого поста были покаяние и подготовка души к встрече Христова Воскресения.

Богослужения в те времена состояли в основном из псалмов Давида. Постепенно в обиход вводились и творения церковных поэтов — песнописцев. Составлением текстов занимались епископы и монахи, тщательно сверяя написанное с учением Церкви.

Одним из наиболее образованных и благочестивых епископов-песнописцев в VII веке был преподобный Андрей Критский. Родился он в Дамаске, но уже в 14-летнем возрасте удалился в палестинский монастырь. Вскоре Палестиной завладели магометане, и единственным островом православия осталась Византия. Уже известный своими талантами и добродетелями преподобный Андрей стал секретарём в Константинопольской церкви, а затем и епископом на острове Крит.

Важнейшим деянием его жизни стала поездка на 6-й Вселенский собор и выступление там в защиту чистоты Православной веры от одной из опасных и коварных ересей, поразившей даже высшую церковную иерархию. Царящее вокруг беззаконие и грядущее Божие наказание в виде магометанского гнёта пробудили в нём желание написать покаянные песнопения, которые могли бы простым языком напоминать верующим об опасности греха. Так появилось поэтическое произведение, ставшее впоследствии Великим Каноном, украшающим службы первой и пятой седмиц Четыредесятницы.

Кроме Великого Канона, Святителем были написаны каноны Господу и Богородице для великих церковных праздников. Скончался святой, предположительно, в молодом возрасте, в 712 г. Епископом христианского Крита он пробыл совсем недолго.

Спустя несколько десятков лет, на Крите пострадал от иконоборцев другой святой — преподобномученик Андрей Критский. Его не стоит путать с автором Великого Канона.

Тропарь Андрею Критскому:

Христову Церковь цевницею языка твоего, песнословя умильно, возвеселил еси, богословием же Препетыя Троицы славу всем сказал еси ясно, тем тя, яко тайноглагольника, поем, Андрее, пастырю Критский, и величаем память твою, Христа славяще дивнаго во святых Своих.

Структура и содержание Великого Канона

Как и другие церковные песнопения этого жанра, Великий Канон состоит из ирмосов и тропарей, собранных в 9 песен:

  • Ирмосы — краткие строфы, начинающие каждую песнь и выражающие основное её содержание. По первым словам ирмоса Великий Канон называют «Помощник и Покровитель». Для певцов хора распев ирмоса был образцом для пения последующих тропарей.
  • Тропари — поэтические строфы, составляющие основную часть канона. Раньше тропари исполнялись нараспев, сейчас эта традиция заменена на протяжное чтение.
  • Песнь — совокупность ирмоса и нескольких (у преподобного Андрея — до 30) тропарей, составляющая одну из 9 частей Канона. Традиционно песни христианских канонов соответствовали песням библейских пророков, написанных во времена Ветхого Завета. Каждому тропарю предшествовала строка из песни пророка. Но в Великом Каноне вместо них повторяется один припев «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!».

Сам преподобный Андрей сочинил только тропари, всего 210 строф. Когда эти песнопения вошли в состав церковной службы, составители богослужебных текстов разделили их на песни и снабдили запевами — ирмосами. Тогда же к ним были добавлены строфы, посвящённые Марии Египетской — образцу покаянного подвига и самому автору, к тому времени уже скончавшемуся и прославленному в лике святых.

В первых восьми песнях Покаянного Канона молящемуся предлагаются картины Ветхого Завета, приводятся примеры тяжких согрешений, совершаемых героями библейских сказаний. Вспоминая эти события, автор сокрушается о собственной душе, наполненной ещё более страшными грехами.

Девятая песнь полностью посвящена событиям Нового Завета. Здесь показаны евангельские образы кающихся грешников, получающих прощение от Самого Христа. Сокрушённая душа молящегося вновь обретает надежду на райское блаженство.

Отдельные факты из истории

К интересным фактам о содержании Канона можно отнести следующие:

  • Первоначальное название сочинения А. Критского — Святоградская Стихира, от слов «Святой город», то есть Иерусалим. Пение стихиры использовалось только в домашней молитве.
  • Считается, что впервые в публичной молитве Святоградская Стихира была пропета монахинями одного из константинопольских монастырей во время землетрясения 790 г.
  • Оригинальный текст написан на греческом языке с применением законов поэтического ритма. В переводе на церковнославянский язык эти черты были утрачены в пользу сохранения богатого духовного содержания.
  • В течение нескольких веков Великий Канон исполнялся только накануне четверга пятой седмицы Великого поста. Начиная с XVI века, Русская Церковь перешла на Иерусалимский Устав, который предписывал совершение Канона на первой седмице поста в составе Великого Повечерия.

Русские переводы и толкования

Вдохновенная молитва Андрея Критского во время Великого поста столетия спустя заставляет размышлять над её смыслом. Греческий текст несколько раз переводился на русский язык, существуют даже стихотворные формы. Толкования на отдельные тропари и песни можно прочитать в труде епископа Виссариона (Нечаева) «Уроки покаяния». Известный церковный писатель начала XX века объясняет, почему Канон назван Великим и его основная часть посвящена ветхозаветным событиям.

В Русской православной церкви творение преподобного Андрея читается на церковнославянском языке. Понимание его не составляет трудности для заранее подготовившегося слушателя. Старообрядческий (дореформенный) текст незначительно отличается от принятого Церковью, хотя ревнители старины считают эти различия существенными по смыслу.

Чтение в храме и дома

Церковные традиции указывают, как правильно читать канон Андрея Критского в храме или дома. Отправляясь в храм на чтение Канона, следует заранее позаботиться о простых вещах:

  • одеться в скромную одежду приглушённых тонов;
  • купить длинную свечу, соорудить на ней «воротничок» из бумаги, чтобы расплавленный воск не капал на пол;
  • так как чтение не всегда бывает внятным, желательно иметь при себе брошюру «Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского», текст в которой разделен на 4 части;
  • занять место в храме так, чтобы не создавать неудобств окружающим: в дни Великого поста особенно следует опасаться совершить даже незначительный грех.

Для чтения на первой седмице Великого поста каждая песнь разделена так, что полный текст Канона прочитывается с первого по четвёртый день поста. В пятницу совершается воспоминание великомученика Феодора Тирона, чудеса которого также связаны с постом.

Повечерие с чтением Канона в храме происходит при свечах, чтобы напомнить молящимся о тьме греха, в которую было погружено человечество до пришествия Спасителя. Горящие свечи в руках священников и прихожан символизируют чистоту и непрестанную молитву.

После непродолжительного начала Повечерия духовенство выходит на середину храма, в это время хор исполняет первый ирмос «Помощник и Покровитель». Этот же ирмос повторяется в заключение песни.

По шестой песни Канона хор поёт кондак «Душе моя». Этот проникновенный текст был положен на множество распевов, сочинённых как древними, так и современными авторами. Во время пения кондака священники и молящиеся становятся на колени, хотя такая традиция соблюдается не везде.

Церковный устав предписывает на каждый тропарь Великого Канона делать по три поясных поклона. Исполняя это требование, древние христиане молились по нескольку часов. Снисходя к немощам современных прихожан и заботясь о благоговейной тишине во время богослужения, сегодня Церковь позволяет ограничиться одним поясным поклоном на каждый тропарь.

Читайте также  Как молитвой приворожить парня

По окончании чтения под звучание 9 ирмоса «Безсеменного зачатия», посвящённого Богородице, духовенство уходит в алтарь. Служба на этом не заканчивается, впереди ещё несколько раз хор исполняет красивые и умилительные песнопения, входящие в последование великопостного Повечерия.

Великий Канон можно читать дома, если нет возможности посетить богослужение. При этом желательно придерживаться церковных правил его исполнения: соответственно одеться, зажечь свечу, совершать поклоны. Допускается молитва под аудиозапись. Смотреть видео лучше отдельно от молитвы, чтобы не отвлекаться зрительными образами. Некоторые не находят времени для этого, слушая исполнение в наушниках.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector