Молитва фомы аквинского

Молитва фомы аквинского

Молитва фомы аквинского

Молитва фомы аквинского

Св. Фома Аквинский

Молитва о даре созерцания, которую сам Фома произносил во время уединенного созерцания

Взываю к Тебе, Богу всякого утешения, ничего, кроме Своих даров в нас ненаходящему, дабы по окончании времени сей жизни Ты благоволил даровать мне познание предвечной Истины и Божественного величия лицезрение.

Подай также телу моему, щедрейший Воздаятель, красоту света, дарование нежности, силу неутомимости.

Приложи к этому изобилие богатств, излияние утонченности, источение добродетелей; чтобы я более радовался Твоему утешению, менее — удобству положения, внутри себя — прославлению тела и души, вокруг — нежному сообществу людей и ангелов.

Да обретет пред Тобою, Отче всемилостивый, мой разум — просвещение мудрости, желание — исполнение того, к чему стремится, сила — славу триумфа — пред Тобою, в месте, где найдешь спасение от опасностей, разнообразие обителей и согласие воли, где пребывает сладость весны, ясность лета, плодородие осени и покой зимы.

Подай, Господи Боже, жизнь без смерти, радость без печали в месте совершенной свободы, свободной уверенности, мирного упокоения, радостного счастия, счастливой вечности, вечного блаженства, созерцания истины и славы Божией. Аминь.

Славлю, хвалю, благословляю Тебя, Боже мой, за неисчислимые благодеяния мне, недостойному, дарованные.

Славлю милость Твою, столь терпеливо меня ожидающую, сладость Твою, лишь грозящую карой, благость Твою призывающую, доброту поддерживающую, милосердие, грехи отпускающее, щедрость, превыше заслуг вознаграждающую, терпение, не помнящее предательств, смирение утешающее, терпение защищающее, вечность хранящую, истину воздающую.

Что скажу, Боже мой, о щедрости Твоей неисповедимой? Ты взываешь к убегающему, принимаешь возвращающегося, поддерживаешь слабого, утешаешь отчаявшегося, побуждаешь небрежного, вооружаешь сражающегося, венчаешь победителя, раскаявшимся грешником не пренебрегаешь и измены не поминаешь, из многочисленных опасностей вызволяешь, сердце к покаянию побуждаешь, страданием устрашаешь, обетованием притягиваешь, плетью караешь, ангельским служением хранишь, даруешь временные блага, сохраняешь для нас вечные, достоинством творения придаешь отваги, призываешь милостью искупления, обещаешь дар вознаграждения.

Нет славословий, способных воздать Тебе за все это. Благодарю величие Твое за изобилие доброты Твоей бесконечной, дабы Ты всегда умножал во мне благодать, а умножив, сохранял и сохранив, вознаградил. Аминь.

Молитва, которую св. Фома часто произносил перед диктованием, писанием или проповедыванием

Предвечный Создателю, из сокровищ Своей мудрости сотворивший три хора ангельских и над Царствием небесным в предивном порядке их разместивший, а части вселенной искуснейшим образом расположивший, Ты, справедливо называемый Источником света и Первопричиной, — благоволи ниспослать в потемки моего разума луч Твоего сияния, рассеивая вокруг меня двойные потемки, в которых рожден я — греха и неведения. Ты, делающий детские языки способными к речи, воспитай язык мой и влей в уста мои благодать Твоего благословения. Даруй мне остроту ума, крепость памяти, способность и легкость в понимании, изобильную благодать красноречия. Поучай в начинании, веди в продолжении, наполни заключение; Ты, истинный Бог и человек, живущий и царствующий во веки веков. Аминь.

Шестнадцать рекомендаций святого Фомы Аквинского для приобретения сокровищ знания

Поскольку ты, возлюбленный во Христе Иоанне, спрашивал меня, как надлежит учиться для приобретения сокровищ знания, такие подаю тебе для этого советы.

Вступай в море не сразу, а ручейками: ибо следует идти от простого к сложному. Это мое замечание и рекомендация для тебя.

Советую тебе говорить не спеша и не спешить вступать в беседу.

Хранить совесть в чистоте.

Не оставляй молитвы.

Всегда люби свои покои, если желаешь быть призванным в Покои Трапезы Господней.

Будь любящим по отношению к каждому.

Не расспрашивай о чужих делах.

Не обнаруживай ни к кому чрезмерной привязанности, ибо излишняя привязанность рождает небрежение и служит причиной отвлечения от занятий.

Никогда не входи в слова и дела людей мира сего.

Более всего избегай рассеяния.

Не уникай подражания примерам людей святых и добродетельных.

Не взирай на то, от кого слышишь, но, что бы доброго ни услышал, сохраняй в памяти.

Старайся понять все, что читаешь и слышишь.

И все, сколько только сможешь, сохраняй в тайниках своего разума, как в сосуде, который желаешь наполнить.

Не входи в то, что тебе недоступно.

Следуя этим путем, в течение жизни приобретешь, сохранишь и принесешь плоды и листья, полезные в винограднике Господа Саваофа. Если будешь следовать этому, сможешь придти туда, куда стремишься. Прощай.

Молитва св. Фомы Аквинского

Всемогущий и всевечный Боже! Вот я приступаю к Таинству Единородного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа; приступаю, как немощный ко врачевателю жизни, как нечистый к источнику милосердия, как слепой к сиянию вечного света, как бедный и нищий к Госиоду неба и земли. Посему молю безмерной щедрости Твоей изобилие, чтобы Ты исцелил мою немощь, омыл нечистоту, просветил слепоту, обогатил нищету, одел наготу, — дабы я воспринял Хлеб Ангелов, Царя царей и Господа господствующих, с таким почтением и смирением, с таким благоговением и сокрушением, с такою чистотой и верой, с таким расположением и намерением, какого требует спасение души моей. Я прошу: дай мне принять не только Таинство Господня Тела и Крови, но также существо и достоинство Таинства. О Боже кротчайший, дай мне так воспринять Тело Единородного Сына Твоего Христа Иисуса, Господа нашего, которое Он принял от Марии Девы, чтобы я удостоился приобщиться Его таинственному Телу и сопричислиться к Его членам. О вселюбящий Отче, благоволи, чтобы я некогда непрестанно созерцал явленный лик Сына Твоего Возлюбленного, Которого я ныне, на пути, сокрытым воспринять намереваюсь, и Который с Тобою живет и царствует во веки веков. Аминь.

Непосредственно перед Причащением можно прочитать молитву св. Иоанна Златоуста:
Верую, Господи, и исповедую, что Ты — воистину Христос, Сын Бога живого, пришедший в мир спасти грешников, среди которых первый — это я. Еще верую, что это — само Пречистое Тело Твое и это — сама Драгоценная Кровь Твоя. Молюсь же Тебе: помилуй меня и прости мне грехи мои вольные и невольные, совершенные словом и делом, осознанно и неосознанно; и удостой меня причаститься пречистых Твоих Таин не во осуждение, но для прощения грехов и жизни вечной. Аминь.

Вечери Твоей Тайной участником прими меня сегодня, Сын Божий. Да не открою врагам Твоим тайны и не дам Тебе поцелуя Иуды, но, подобно разбойнику, исповедую Тебя: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем». Аминь.
Да будет мне Причащение Святых Твоих Таин, Господи, не в наказание или во осуждение, но во исцеление души и тела. Аминь.

Можно также повторять краткую молитву:

Господи, я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и исцелится душа моя.

Господи, я как человек согрешил; Ты же как Бог щедрый помилуй меня, видя немощь души моей.

Или:
Иисусе, Боже сердца моего, приди и соедини меня с Тобою навеки.

Молитвы после Причащения

Верую, о Иисус, что Ты, умерший за меня на кресте и царствующий ныне на небе, сейчас истинно пребываешь в сердце моем. Не понимаю того, как это совершилось, но верю в это всей душой. Как из любви ко мне Ты стал Человеком и Жертвой, так из любви ко мне Ты дал мне Твое Тело и Кровь в пищу и питие. Есть ли что невозможное для Божией любви? Поклоняюсь Тебе, о возлюбленный Иисус, и горячо благодарю Тебя за то, что Ты сошел ко мне как Бог и Человек. Знаю, что мое сердце — недостойное Тебя жилище, но тем не менее осмеливаюсь просить Тебя: «Господи, останься со мною». Желаю чтить и благодарить Тебя и поклоняться Тебе вместе с Пресвятой Девой Марией, со всеми ангелами и святыми. Господи, я желаю пребывать в любви Твоей в течение всей моей жизни, в час смерти и вечности. Силою Твоею даруй, чтобы никогда не ослабела моя любовь к Тебе. Даруй, чтобы исполнились во мне слова Твои: «Ядущий Меня жить будет Мною» (Ин 6. 57).
Пребывая во мне, о Иисус, Ты хочешь, чтобы отныне я жил только для Тебя. Ты предоставил мне располагать моим сердцем: полностью отдаю его Тебе, пусть отныне оно всегда будет Твоим. Твоим да будет мой разум, веруя непоколебимо в Твои слова. Твоею да будет моя воля, повинуясь Тебе во всем.
Желаю только того, чего Ты желаешь. Все отдаю Тебе, Пресвятое Сердце Иисуса!
Поддерживаемый только упованием, я приблизился, о Иисус, к Трапезе Твоей и соединился с Тобою, приняв Тебя как пищу для души моей. Надеюсь, что Ты, видя меня нищим, слабым и израненным грехами, исцелишь мою душу. Уповаю, Господи, что на меня снизойдет сила Твоя и укрепит меня в трудах во славу Твою.
О мой возлюбленный Иисус! Даруй мне прежде всего чистое сердце, способность любить Тебя все сильнее. Просвети мой разум и утверди мою волю на пути добра. Научи меня чистосердечно прощать обижающих меня и безропотно нести крест, который Тебе угодно будет послать мне. Научи меня самоотверженно любить моих ближних, особенно тех, кто страдает и далек от Тебя.

Даруй, Господи, Свою милость всем тем, кого я люблю и за кого я обязан молиться.
(Далее можно помолиться о Церкви, о Святейшем Отце, о священниках, о монашествующих, о проповедниках, о гонимых за веру, о своей семье, об отечестве, о друзьях и врагах, об умирающих грешниках, о душах усопших).

28 января — св. Фома Аквинский

Святой Фома Аквинский — невероятно яркая фигура в истории как Ордена Проповедников, так и Церкви в целом. Его жизнь служит отличным подтверждением того, что рациональное познание мира вполне сочетаемо с истинной живой верой и глубокой духовной жизнью.

Фома, родившийся ок. 1255 года в замке Рокка Секка в местности Аквино, молодые годы провёл в качестве облата в бенедиктинском аббатстве Монте Кассино. В 1239 году аббатство было захвачено войсками императора Фридриха II, и Фома был вынужден покинуть обитель. Он отправился учиться в Неаполь, где стал сближаться с доминиканскими проповедниками, и в 1244 году принял хабит Ордена. Решение Фомы посвятить жизнь Богу вызвало горячий протест со стороны его семьи. Его мать и братья даже попытались силой удержать Фому от продолжения учебы и формации в Париже, похитив его прямо на пути во Францию и около года удерживая несчастного в Рокка Секка. Однако Фома был столь тверд в своем желании, что добился согласия вернуться в Орден. Вскоре он прошел новициат, завершил учебу в Парижском университете, после чего отправился в Кёльн, где стал учеником знаменитого Альберта Великого. Фому рукоположили около 1250 года, а в 1256 году он получил самый высокий и почетный академический титул того времени, став Магистром Святой Теологии.

Для святого Фомы главными средствами достижения святости были смирение и любовь к истине. И иногда доходило до очевидного конфликта между ними. Во время учебы один из его друзей заметил, что Фома не конспектирует лекцию. Думая, что это связано с отсутствием понимания её содержания, студент решил помочь ему. Он подошёл к Аквинату и предложил объяснение темы лекции. Прежде, чем Фома успел возразить, друг начал объяснять тему. Чтобы не обидеть его, Фома терпеливо слушал, но, когда студент сделал ошибку и начал путаться в рассуждениях, Фома пришёл ему на помощь. Он исправил ошибку и объяснил остальную часть темы значительно понятнее, чем преподаватель. А затем искренне извинился перед онемевшим от удивления другом за то, что прервал его объяснения.

Прозванный товарищами «молчаливым быком», он перевернул мир богословия того времени и создал систему, лежащую в основе современного учения Церкви. Более чем за 22 года научной практики им создано около 100 работ. Это было возможно только при помощи нескольких секретарей. Случалось, что Фома диктовал до четырех разных работ одновременно. Такой способ работы был избран для решения одной важной проблемы – чтобы работы Фомы были написаны разборчиво. Потому что сам святой отличался трудно читаемым почерком. Современные ученые говорят, это выглядит так, словно его рука не поспевала за его мыслью.

Исследование для Фомы было путём познания Бога. Возвращаясь к научной работе после ночи, проведённой в молитве, он говорил, что ему открывались такие вещи, на фоне которых всё написанное до сих пор казалось ему соломой. Фома также является автором девиза «Contemplata aliis tradere» (лат. «Передавать другим плоды созерцания»). Исследование было для него постоянным созерцанием божественной реальности, письма и проповеди – передачей плодов этого созерцания другим. Постоянно погруженный в Бога, он часто уходил в свои мысли даже во время мирской деятельности, например, за трапезой, так что сидящим рядом с ним братьям приходилось напоминать ему о приёме пищи.

Святой Фома – автор текстов литургии Торжества Тела и Крови Христовых. Эти гимны и тексты раскрывают любовь Бога, который дал Себя ученикам в Евхаристии. В них мы видим, какое великое почтение проявлял Фома к таинству Евхаристии. Кроме того, он выразил своё мнение, что в пространстве веры есть места, недоступные для рационального познания. Это свидетельствует не только о великом смирении Фомы, но и об осознании его полной зависимости от Творца.

Житие святого Фомы прекрасно вписывается в доминиканскую духовность, уделяющую особое внимание роли образования. Оно показывает, что только с помощью непрерывного исследования и чтения божественных откровений можно получить материал, необходимый для эффективной проповеди. Оно также показывает, что существенным элементом этой проповеди являются смирение и открытость Божьей благодати.

Об эффективности такого пути к спасению свидетельствует и тот факт, что святой Фома был канонизирован Папой Иоанном XXIIуже в 1323 году, менее чем через 50 лет после смерти.

Перевод: Анастасия Орлова, Марина Дикарева

Молитвы через заступничество св. Фомы Аквинского из Доминиканской Литургии Часов

Боже, в святом Фоме Ты даровал Церкви Своей провозвестника истины Твоей и образец святой жизни. Ради его заслуг и по его примеру дай нам непрестанно и искренне искать Тебя и любить превыше всего. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живет и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.

Боже, по благодати Твоей святой Фома усердно стремился к святости и отличался глубиной познания божественных истин. Дай нам уразуметь его учение и подражать его поступкам. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живет и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков. Аминь.

Автор:

Жизнь с верой интереснее во сто крат. Мы проверяли!

Молитва фомы аквинского

Текст молитв взят из русских католических молитвенников: «Господу помолимся», Рим, 1949, стр. 57-58, 114-116, 142-144; «Молитвенник для католиков латинского обряда», Брюссель, 1979, стр. 55-61; св. Франциск Сальский, «Руководство к благочестивой жизни», М., 1998, стр. 144-145; «Молитвенник», СПб., 2003, стр. 23, 84-87, 111-112. За основу всегда берется текст «Господу помолимся», варианты из других текстов использовались при их большей близости латинскому подлиннику. В молитвах, не имеющихся в первом из названных молитвенников, в ряде мест именительные формы («Господь», «Отец» и т. д.) в подражание его стилю заменены на звательные («Господи», «Отче» и т. д.). Молитва св. Бонавентуры « Transfige » и вторая молитва перед распятием « Obsecro te » впервые переведены с латыни на русский Д. Э. Пучкиным. Представляется, что эти молитвы не были переведены прежними составителями католических молитвенников на русском языке, поскольку им казалось, что сии молитвословия могут смутить недавно обратившихся из православия, будучи слишком непривычны для их психологии. Мы этим обстоятельством не смущаемся, предпочитая сразу давать «неразбавленный» католицизм.

Молитва св. Василия Великого

Благодарю Тебя, Владыка, Христé Боже, что Ты сподобил меня грешного и недостойного раба Твоего причаститься Пречистых и Животворящих Тайн Твоих, Святейшего Тела и Крови Твоей. Молю Тебя, благóй и человеколюбивый Боже, сохрани меня под сенью благодати Твоей и даруй мне с чистой совестью, со страхом и любовью до последнего часа моей жизни достойно причащаться Святых Тайн во исцеление души и тела, в просвещение очей сердца моего, в мир душевных сил моих, в веру непостыдную, в любовь нелицемерную, надежду твердую, в оставление грехов и жизнь вечную.

Молитва св. Фомы Аквинского

Благодарю Тебя, святой Господи, Отче всемогущий, вечный Боже, который меня грешного, недостойного слугу Твоего, не имеющего никаких заслуг, единственно по милосердию Твоему удостоил насытиться драгоценным Телом и Кровью Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа; молю Тебя, да не будет мне это святое причащение в осуждение, но да станет мне оно спасительным ходатайством прощения. Да будет оно мне броней веры и щитом доброй воли. Да избавит оно меня от пороков, да угасит вожделение и сграсти, и умножит любовь и терпение, смирение и послушание и все остальные добродетели. Да будет оно мне действенной защитой от козней всех врагов, как видимых, так и невидимых. Да умиротворит совершенно волнение моей плоти и ума, да соединит меня крепко с Тобой, единым и истинным Богом и да будет счастливым завершением моей жизни. Умоляю Тебя, приведи меня недостойного от этой сладчайшей трапезы туда, где Ты пребываешь с Твоим Сыном и Святым Духом, Ты – истинный свет святых, трапеза изобилия, вечная радость, неизреченная сладость и совершенное блаженство. Ради Христа, Господа нашего. Аминь.

Молитва св. Бонавентуры « Transfige »

Пронзи, Сладчайший Господи Иисусе, сердцевину и внутренность души моей сладчайшей и здравой раной любви Твоей (amoris tui), купно с истинной, безмятежной и апостольской святейшей любовью (caritate), дабы душа моя могла всегда изнемогать и истаевать только от любви и желания к Тебе, Тебя вожделела, ослабевая от устремления ко дворам Твоим, дабы долго томившись в разлуке, была с Тобою. Дáруй, чтобы душа моя жаждала Тебя, хлеба Ангелов, пищи святых душ, хлеба нашего повседневного, сверхъестественного, имеющего в себе всяческую сладость, и лакомство, и услаждение всяческого вкуса. Тебя, Коего жаждут лицезреть Ангелы, всегда да жаждет сердце мое и да преизобильно трапéзует Тобою, и услаждение сладостью Твоею да исполнит внутренность души моей. Да жаждет она всегда Тебя, Источника жизни, Источника премудрости и познания, Источника вечного света, Потока наслаждения, богатства дома Божия; по Тебе всегда да томится, Тебя взыскует – Тебя обретает, к Тебе стремится – Тебя достигает, о Тебе размышляет, о Тебе говорит и всё делает во славу Имени Твоего, со смирением и скромностью, с любовью (dilectione) и радованием, с готовностью и чувством, с претерпением до конца. Да будешь Ты мне всегда надеждой моей, единственным упованием моим, богатством моим, радованием моим, удовольствием моим, радостью моей, покоем и безмятежностью моей, миром моим, сладостью моей, благоуханием моим, услаждением моим, пищею моей, подкреплением моим, прибежищем моим, помощью моей, премудростью моей, долей моей, достоянием моим, сокровищницей моей, в чём да будет укоренен ум мой и сердце мое непреложно, твердо и непоколебимо. Аминь.

Рифмы св. Фомы Аквинского « Adoro te »

Боже сокровенный, славлю я Тебя,
Ведь под видом хлеба Ты сокрыл Себя.
Я Тебе всё сердце подчиняю здесь,
Ибо в созерцаньи растворяюсь весь.

Чувствам недоступен, для очей незрим,
Но Твой голос слышу существом моим,
Верую всему, что молвил Божий Сын.
Нет верней, чем это слово истины.

На кресте сокрыто было Божество,
Здесь сокрыто также человечество.
Оба почитаю и прошу с мольбой.
Как просил разбойник, каясь пред Тобой.

Как Фома, я раны не исследую,
Но Тебя, Господь мой, исповедую.
Дай мне в этой вере до конца пребыть,
Дай надежду, Боже, дай Тебя любить.

Память смерти крестной незабвенная,
Ныне Евхаристия священная –
С неба данный людям животворный Хлеб,
Кто Тебя вкушает, будет жить вовек.

О неизреченный Дар спасения,
Дивная надежда воскресения.
Пусть мой бедный разум лишь Тобой живёт
И Тебя с отрадой вечно познаёт.

Иисус любимый, Пеликан* благой,
Ты меня очистил Кровью Пресвятой.
Этой Крови капля может мiр омыть
От греха и кары, от духовной тьмы.

Иисус, явись мне, я Тебя молю,
Так да будет, ибо жаждой я томлюсь:
Дай мне сокровенный лик увидеть Твой,
Дай в блаженстве славы пребывать с Тобой. Аминь.

Читайте также  Молитва о душевном покое текст

[ * В Средние Века считалось, что пеликан кормит своих птенцов собственной кровью, разрывая грудь клювом. Поэтому пеликан был символом Господа нашего Иисуса Христа, Чьё Святейшее Сердце было пронжено на Кресте копиéм и Чью Пречестнýю Кровь мы вкушаем в Евхаристии.]

Молитва св. Игнатия ** « Anima Christi »

[ ** Согласно последним данным, автором этой излюбленной молитвы св. Игнатия Лойолы является блаженный Бернардин де Фелтре, францисканец, живший во второй половине XV века.]

Душа Христова, освяти меня;
Тело Христово, спаси меня;
Кровь Христова, напой меня;
Вода из ребра Христова, омой меня;
Страсти Христовы, укрепите меня;
О Благи́й Иисýсе, услы́ши меня;
В язвах Твоих сокрой меня;
Не допусти мне удалился от Тебя;
От врага лукавого защити меня;
В час смерти моей призови меня;
И повели мне прийти к Тебе,
Да со святыми Твоими восхвалю Тебя
Во веки веков. Аминь.

Молитва перед Распятием « En ego »

Вот я, о добрый и сладчайший Иисусе, упадаю на колени перед лицем Твоим и с наивысшим жаром души молю Тебя и умоляю, дабы Ты благоволил запечатлеть в сердце моем горячее чувство веры, надежды и любви и истинного покаяния в моих грехах, а также твердую волю исправиться; в то время как я с великим смущением и скорбью души внимательно размышляю о пяти Твоих язвах, созерцая очами своими то, что поведал о Тебе, о благой Иисусе, пророк Давид, влагая в уста Твои: «[Они] пронзили руки и ноги мои и перечислили все кости Мои» (Пс. XXI, 17-18 Vulg.).

Читающему эту молитву коленопреклонено пред образом Распятого Спасителя дается полная индульгенция, при условии исповеди, причащения и чтения молитв за нужды Церкви.

Иная молитва перед Распятием « Obsecro te »

Умоляю Тебя, Сладчайший Господи Иисýсе Христé, дабы Страсти Твои были мне силой, которая меня укрепляет, хранит и защищает; язвы Твои да будут мне пищей и питиéм, которые меня кормят, поят и услаждают; окропление Кровью Твоею да будет мне омытием всех беззаконий моих; смерть Твоя да будет мне жизнью преизбыточествующей; Крест Твой да будет мне славой вечною. Ибо Ты живешь и царствуешь во веки веков. Аминь.

Принесение в жертву самого себя
(св. Игнатия Лойолы)

Возьми, Господи, всю свободу мою; прими память, разум и всю волю мою. Всё, что у меня есть, всё, чем пользуюсь я, Ты мне даровал и посему всё отдаю Тебе и представляю в распоряжение Твоей святой воли; дáруй мне только любовь к Тебе и благодать Твою, и стану богат и ничего другого не пожелаю.

Молитва о испрошении всех необходимых для спасения добродетелей
Папы Климента XI

Верую, Господи, но Ты утверди веру мою. Уповаю, Господи, но Ты укрепи надежду мою. Люблю Тебя, Господи, но Ты очисти любовь мою и воспламени ее. Сокрушаюсь, Господи, но Ты, сделай, да преумножу покаяние мое. Поклоняюсь Тебе, яко первой Причине, воздыхаю по Тебе, как по последней Цели моей, прославляю Тебя, как вечного моего Благодетеля, призываю Тебя, как скорого Защитника. Ты же направь меня мудростью Твоею, удержи справедливостью, утешь благостью, защити могуществом. Предаю Тебе, Боже мой, помышления мои, да исходят они от Тебя; слова мои, да будут о Тебе; дела мои, да будут ради Тебя и согласны с законом Твоим. Хочу, чего Ты хочешь, хочу, потому что Ты этого хочешь, желаю как Ты хочешь, желаю столько, сколько Ты хочешь. Молю Тебя Господи, освети ум мой, закали волю, очисти тело мое, освяти мою душу. Да не превознесусь гордостью, да не обольщусь лестью, да не прельщусь мiром и да не уловлюсь диаволом. Научи меня сокрушаться о грехах и каяться в них. Да буду оплакивать прошедшие неправды мои и побеждать будущие искушения; да исправлю порочные пожелания, и да возродятся мои добродетели.

Исполни меня. Боже, любовью к Тебе, ненавистью к себе, рвением к благу ближнего, пренебрежением к мiру. Помня, о Иисусе, заповеди Твои и жизнь Твою, да возлюблю врагов, буду переносить обиды, да совершу добро преследующим меня и да молюсь за злословящих на меня. Соделай меня, Боже, в намерениях благоразумным, в опасности мужественным, в несчастье терпеливым. Соделай меня в молитве ревностным, в пище воздержанным, в исполнении обязанностей усердным, в благих намерениях постоянным. Да буду заботиться о чистоте внутренней, о внешнем смирении, о примерности в поступках, о благопристойной жизни. Да не ослабею в умерщвлении греховной природы, в желании благодати, в соблюдении заповедей, в спасительных подвигах.

Да достигну святости исповеданием грехов, благоговейным причащением Святейшего Тела и Крови Твоей, постоянным сосредоточием духа и чистотой намерений. Да познаю от Тебя, Господи, всё ничтожество вещей мiрских и всё величие небесных; как кратка и скоропреходяща земная жизнь и как нескончаема вечность. Подай мне Господи, памятование о смерти, да приготовлюсь к ней; внуши мне страх Суда Твоего, да избегну геенны огненной и да удостоюсь вечного спасения. Ради Христа Господа нашего. Аминь.

СО СВЯТЫМИ КО СПАСЕНИЮ: Св. Фома Аквинский

28 января
П АМЯТЬ СВ. Ф ОМЫ А КВИНСКОГО, СВЯЩЕННИКА И У ЧИТЕЛЯ Ц ЕРКВИ

Этот исключительный ум, который менее чем за 15 лет (с 1260 по 1274 г.) дал нам достаточно сочинений, чтобы прокормить поколения толкователей, был одарен та­кой способностью отвлекаться, что она порой подвергала его, без защиты, продел­кам его юных собратий. Услышав однажды громкий возглас монаха: «Брат Фома, брат Фома! Посмотри: бык летит!», рассеянный или отвлеченный святой машинальн­о подошел к окну. И, при всеобщем хохоте, сказал: «Я предпо­читаю поверить, что бык может летать, чем что монах может солгать».

Фома родился в замке Боккасекка неподалёку от Аквины (Италия) в 1225 г. Его отец Ландульф был ломбардского происхожде­ния, а матьиз норман­нов. Когда мальчику исполнилось 5 лет, его отда­ли в качестве послушника в бенедик­тин­с­кий монастырь Мон­те -Касси­но, однако Провидение имело от­но­си­тель­но него иные намерения. По неизвестным причинам он оставил монастырь и отправился в Неа­поль, где стал учиться в тамошнем университете. Там он познакомился с орденом проповедников, недавно основанным св. Домиником (+1221), однако точная дата его вступления в этот орден не известна. Святому было тогда ок. 20 лет. Семья бы­ла настроена решительно против (ни­щенствующий орден доминиканцев казался им не­по­до­ба­ю­щим местом для отпрыска столь знатного рода; другое дело, автори­тет­ные бене­диктинцы. — А. М.). Всякими способами, включая двухлетнее содержан­ие под домашним арестом, его склоняли отказаться от своего ре­шения, но тщетно. К нему прислали его сестру Маротту, чтобы она «выбила у него из головы» домини­канцев, однако Фома сам убедил её, и она тоже стала доминиканкой. Семья в конце концов смирилась.

Руководство ордена направило Фому на обучение Рим, а оттуда, ок. 1248 г., в Кёльн, где в тамошнем университете преподавал знамени­тый доминиканский учё­ный: св. Альберт Великий (+1260). В Кёльне Фома принял рукоположение во свя­щенство. После блистательного за­вершения образования руководители направил Фому в Париж, где он стал преподавать богословие в Сорбонне. Его лекции отлича­лись изу­мительной ясностью, глубиной и выразительностью. Фома разработал соб­с­твенный метод преподавания, согласно которому сперва излага­ются трудности и до­воды против предложенного тезиса, которые за­тем разбираются и опровергаются, после чего достигается оконча­тельный вывод.

В Сорбонне у доминиканцев нашлись противники, в результате интриг которых Фо­ма после семи лет преподавания был вынужден вернуться в Италию. На гене­раль­ном капитуле его назначили проповедником (1260). Какое-то время он также читал лекции при дворе Папы Урбана IV (1261-1265). В 1265-1267 гг. вновь нахо­дился в центральном доме ордена — в монастыре св. Сабины в Риме. В 1267-1268 г. пре­бы­вал в Витербо в качестве папского проповедника.

Когда ситуация в Париже успокоилась, руководители вновь направили своего веду­щего богослова в Париж (1269-1272). Через 3 года он воз­вращается в Италию и пре­подаёт в университете в Неаполе (1272-1274). В то же самое время генеральный капитул поручил ему органи­зацию генеральных курсов богословия для ордена. Эти курсы Фома стал проводить там же, в Неаполе.

В 1274 г. Папа бл. Григорий Х созвал в Лионе вселенский собор, и пригласил туда св. Фому. Но Фома, заболев по дороге, умер в цистер­цианском аббатстве Фоссануова 7 марта 1274 г. Ему было тогда 48 лет. По этой причине до 1969 г. Церковь отмеча­ла память св. Фомы 7 марта, в день его смерти. Но этот день всегда приходится на Великий пост, поэтому литургическая реформа перенесла память св. Фомы на 28 ян­варя — день перенесения его мощей в Тулузу в 1369 г.

Св. Фома прославился особенной чистотой жизни и верностью в соблюдении мона­шеских правил. Собственное призвание ордена — служение Слова Божия в добро­вольной нищете, — выражалось у него во многолетней богословской работе, в рев­ностных поисках истины, которую надлежит непрестанно созерцать и открывать дру­гим. И пото­му все свои способности он посвятил исключительно служению исти­не. Старался и сам её усвоить, откуда бы она ни приходила, и делить­ся её с други­ми. Он отличался смирением и благородным образом жизни.

Проповедник, поэт, но прежде всего, великий мыслитель, человек необычайных по­знаний, которую он умел сочетать с не менее великой святостью. О нём сказано, что он «был величайшим святым среди учё­ных и величайшим учёным среди святых». В своём смирении несколь­ко раз отказывался от предложения стать епископом.

Св. Фома создал целостную систему католической философии и бого­словия, которая носит имя томизма (от лат. формы имени «Фома» — Thoma ). Он оказал глубокое вли­яние на формирование всей западной христианской мысли, как и на формирова­ние научной методологии во­обще. Литературное наследие св. Фомы огромно. Трудно себе пред­ставить, как среди стольких занятий ему удалось написать десятки обшир­ных домов. Удивляет при этом широкий охват затронутых вопро­сов и глубина их рас­смотрения. Он отличался не только аналитиче­ским, но и синтетическим умом. Он один отважился дать полную пано­раму всей католической философии и богосло­вия в в изумительно це­лостной системе. К важнейшим его произведениями относят­ся: «Сум­ма теологии», «Сумма против язычников» или апология веры, коммен­тарии к «Сентенциям» Петра Ломбардского и комментарии к некото­рым книгам Священно­го Писания. В них поражает универсализм, глу­бина и простота изложения, блиста­тельность мысли.

Особым почитанием св. Фома окружал Христа-Спасителя, особенно на кресте и в Ев­харистии, что выразилось в его литургических текстах на торжество Святейших Тела и Крови Христовых, в том числе знамени­тые гимны Adoro te devote и Tantum ergo Sa­c­ramentum . Пылал сыновней любовью к Пресвятой Деве Марии.

Св. Фома является покровителем доминиканцев, книготорговцев, сту­дентов и бого­словов; помощником во время шторма. Папа Иоанн XXII причислил его к лику свя­тых 18 июля 1323 г. Папа св. Пий V 11 апре­ля 1567 г. провозгласил его пятым за­пад­ным Учителем Церкви. Папа Лев XIII 4 августа 1880 г. провозгласил его покро­вителем всех като­лических университетов и училищ.

В иконографии св. Фома изображается в белом доминиканском хаби­те, в чёрном плаще и с белым скапуляром. Его атрибуты: ангел, го­лубь, митра у ног, которой он не принял; чаша, чаша с Хостией, кни­га, посох, макет церкви, монограмма IHS, монстранция, писчее перо, Розарий, солнце на груди, символизирующее его Божье вдохновение. Его знаком также является Христос в ореоле.

Источник : ILG

Из лекции св. Фомы Аквинского своим духовным чадам о Сим­воле веры

Какова была необходимость в том, чтобы Сын Божий пострадал за нас? — Великая необходимость, которую можно резюмировать в двух пунктах: необходимость сред­ства от наших грехов, необходимость примера для нашего поведения.

Относительно средства от всех тех зол, какие причиняет нам грех, мы находим та­кое средство благодаря Страстям Христовым. […]

Но польза их не меньше относительно примера. Ибо Страсти Христовы предостав­ля­ют нам достойный образец для всей нашей жизни. Дей­ствительно, тому, кто жела­ет вести совершенную жизнь, не остаётся делать ничего иного, как только прези­рать то, что Христос презрел на кресте, и желать того же, чего желал Христос. Ибо на кре­сте нет недостатка ни в одном из примеров добродетели.

Ищешь ли ты примера любви? — « Нет больше той любви, как если кто положит ду­шу свою за друзей своих» (Ин 15,13). Это и сделал Хри­стос на кресте. И, как след­с­твие, если Он отдал Свою жизнь за нас, нам не должно быть слишком тяжело сно­сить любое зло ради Него. […]

Если ты ищешь примера терпения, то это на кресте его находят в мак­симальной сте­пени. Действительно, терпение бывает велико по двум основаниям: либо когда тер­пеливо переносят великое зло, либо когда переносят зло, которого могли бы избе­жать, но не избегают. Между тем, Христос претерпел великое зло и боль на кресте, и перенес тер­пеливо, ибо, « покрытый оскорблениями, Он не угрожал, и как агнец, ведомый на заклание, не открывал уст Своих» (ср. Ис 53,7). […] Итак, велико тер­пение Христа на кресте: «с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление» ( Евр 12,1-2).

Если ты ищешь примера смирения, посмотри на Распятого. Ибо Бог пожелал быть судимым при Понтии Пилате, и умереть. […]

Если ты ищешь примера послушания, тебе стоит только последовать за Тем, Который был по­слушен Отцу даже до смерти: «Ибо, как непослушанием одно­го человека, что значит, Адама, сделались многие грешными, так и послуша­нием одного сделаются праведными многие» (Рим 5,19).

Ищешь ли ты презрения к земным богатствам, тебе стоит только последовать за Тем, Который есть « Царь царствующих и Господь господствующих, в Ко­тором сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (1 Тим 6,15; Кол 2,3); на кресте Он предстаёт нагим, подвергнутым на­смешкам, покрытым плевками, избитым, увенчанным тернием, наконец, напоенный желчью и уксусом.

Не будь же привязан к одеждам и богатствам, ибо «делят ризы Мои между со­бою» (Пс 21,19); ни к почестям, ибо Я претерпел насмешки и удары; ни к высо­кому достоинству, ибо, « сплетши венец из терна, возложили Мне на голову» (Мф 27,29); ни к удовольствиям, ибо « в жажде Моей напоили Меня уксусом» (Пс 68,22).

Источник: La Liturgie des Heures, v. I, p. 1 376 , Paris 1980

Любовь ко кресту, внимание ко кресту, доверие кресту — вот и весь секрет христианской премудрости и святости.

Секрет простейший, но пользоваться им мы не торопимся, крест нас отпугивает. Ещё бы не отпугивать, крест и Самого Христа отпугивал! Но вот, иного пути ко спасению не нашлось. И только осознав это, как св. Фома, начинаешь черпать от него святость и премудрость.

Вспоминается случай из жизни святого: к нему зашёл его друг, св. Бонавентура, и застал за работой. Не желая мешать, Бонавентура только молча наблюдал за своим другом, но наконец не сдержал восхищения и воскликнул:

— Что это за премудрая книга, в которой ты, брат, черпаешь свои превосходные мысли?

— Вот эта книга, — отвечал св. Фома, указывая на распятие.

Соборная молитва дня (Collecta)

Deus, qui beátum Thomam sanctitátis zelo
ac sacræ doctrínæ stúdio conspícuum effecísti,
da nobis, quæsumus, et quæ dócuit intelléctu conspícere,
et quæ gessit imitatióne complére.
Per Dóminum nostrum Iesum Christum, Fílium tuum,
qui tecum vivit et regnat in unitáte Spíritus Sancti,
Deus, per ómnia sæcula sæculórum. Amen.

Боже, Который блаженного Фому соделал образцом
ревнования ко святости и усердия в учении священном,
даруй нам, просим, и понимать то разумом, чему учил он,
и подражать тому, что совершил он.
Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына,
Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа,
Бог во все веки веков. Аминь.

28 января — день памяти святого Фомы Аквинского

Святой Фома родился около 1225 г. В юном возрасте вступил в Орден доминиканцев. Учился богословию сначала в Кёльне под руководством св. Альберта Великого, потом в Париже, где затем и сам преподавал. Является наиболее известным представителем философии и схоластической теологии. Его главные творения: «Summa theologia», и «Summa contra paganos» — неповторимый синтез философии и схоластической теологии. Написал также и комментарии к Священному Писанию. Умер 7 марта 1274 г. Почитается как покровитель католических школ.

Фома Аквинский (иначе Фома Аквинат или Томас Аквинат, лат. Thomas Aquinas итал. Tommaso d’Aquino) родился примерно в 1225, замок Роккасекка, близ Аквино — умер 7 марта 1274, монастырь Фоссануова, около Рима) — философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, Doctor Angelicus, Doctor Universalis, «princeps philosophorum» («князь философов»), основатель томизма, член ордена доминиканцев; с 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля. Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум — в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, — в сверхъестественном откровении.

Краткая биография
Бертран Рассел пишет, что Фома родился 25 января 1225 года. Начальное образование получил в монастырской школе, учился в Неапольском университете, Париже, а с 1248 г. у Альберта Великого в Кёльне. Существует легенда, что однажды, во время трапезы в монастыре, Фома Аквинский услышал голос, сказавший ему: «Здесь, в монастыре, все насыщены, но в Италии паства Моя голодает». Фома решил, что ему пора покинуть монастырь. Позже стал преподавателем богословия и философии в Париже, где ранее учился. Вступил в орден доминиканцев в 1244 году. В 1252 году вернулся в Париж, занимаясь там преподаванием до 1259 года. Практически всю остальную часть жизни провёл в Италии, за исключением 1268—1272 годов, в течение которых он пребывал в Париже. Недомогание принудило его прервать преподавание и писательский труд к концу 1273 года. В начале 1274 года он умер в монастыре Фоссанова по дороге на церковный собор в Лион.

Труды
Труды Фомы Аквинского включают два обширных трактата, охватывающих широкий спектр тем — «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» («Сумма философии»), дискуссии по теологическим и философским проблемам («Дискуссионные вопросы» и «Вопросы на различные темы»), подробные комментарии на несколько книг Библии, на 12 трактатов Аристотеля, на «Сентенции» Петра Ломбардского, на трактаты Боэция, Псевдо-Дионисия и на анонимную «Книгу о причинах», а также ряд небольших сочинений на философские и религиозные темы и стихотворных текстов для богослужения, например работа «Этика». «Дискуссионные вопросы» и «Комментарии» явились во многом плодом его преподавательской деятельности, включавшей, согласно традиции того времени, диспуты и чтение авторитетных текстов, сопровождающихся комментариями.
Святой Фома Аквинский так же считается покровителем католических школ.

Это был скромный человек, всегда обращённый к молитве. Про него говорили, что «его замечательное учение скорее обязано не его гению, а действенности его молитвы». Его назначили главным проповедником и призвали обучать учеников при Папском дворе. На Святой неделе 1267 года Фома молился в базилике святого Петра в Риме. Его проповедь о Страстях Господних вызвала у людей слёзы. В последующее воскресение он говорил о Воскресении, и собрание наполнилось величайшей радостью. Когда он сходил с кафедры, к краю его одежды прикоснулась бедная женщина. Она тотчас же избавилась от болезни, которая мучила его годами.
Фома много написал о Господе в Святом Причастии. Однажды Иисус явился к нему и сказал: «Фома, ты хорошо описал Причастие Моего Тела». А в другой раз к нему явилась Богородица и сказала, как порадовали его писания Её Сына.
По просьбе святого Фомы, Папа сделал праздник Тела Христова всеобщим для всей Церкви. Два гимна, которые поют во время поклонения Святому Причастию, O Salutaris Hostia и Tantum Ergo, взяты из службы к празднику, написанной Фомой Аквинским. Святой также написал красивые молитвы, которые нужно произносить до и после Причастия.

Всемогущий и вечный Боже! Вот я приступаю к Таинству Единородного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа; приступаю, как немощный ко врачевателю жизни, как нечистый к источнику милосердия, как слепой к сиянию вечного света, как бедный и нищий к Господу неба и земли. Посему молю безмерной щедрости Твоей изобилие, чтобы Ты исцелил мою немощь, омыл нечистоту, просветил слепоту, обогатил нищету, дабы я воспринял Хлеб Ангелов, Царя царей и Господа господствующих с таким почтением и смирением, с таким благоговением и сокрушением, с такою чистотой и верой, с таким расположением и намерением, какого требует спасение души моей. Я прошу: дай мне принять не только Таинство Господня Тела и Крови, но также существо и достоинство Таинства. О Боже кротчайший, дай мне так воспринять Тело Единородного Сына Твоего Христа Иисуса, Господа нашего, которое Он принял от Марии Девы, чтобы я удостоился приобщиться Его таинственному Телу и сопричислиться к Его членам. О вселюбящий Отче, благоволи, чтобы я некогда непрестанно созерцал явленный лик Сына Твоего Возлюбленного, Которого я ныне, на пути, сокрытым воспринять намереваюсь, и Который с Тобою живёт и царствует во веки веков. Аминь.

Читайте также  Молитвы от порчи православные

Благодаренье воздаю Тебе, Господи, Отче Святой, всемогущий вечный Боже, Который меня грешного и недостойного раба Твоего, не по моим заслугам, но только ради милосердия Твоего, сподобил насытиться Телом и Кровью Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа. И молю, чтобы это святое причащение было мне не в осуждение, но стало спасительным ходатайством прощения. Да будет оно мне бронёю веры и щитом доброй воли. Да будет пороков моим удалением, страстей и вожделений угашением, возрастанием же любви и терпения, смирения, послушания и всех добродетелей; крепкой защитой против козней всех врагов, как видимых, так и невидимых; совершенным умирением плотского и духовного волнения; твёрдой приверженностью Тебе, Богу единому и истинному, и счастливым завершением моей жизни. И молю Тебя, чтобы Ты сподобил привести меня, грешного, к тому непрестанному пиршеству, где Ты с Твоим Сыном и Духом Святым — Свет истинный святых Твоих, полнота изобилия, радость всевечная, отрада неизреченная и счастье совершенное. Через Христа, Господа нашего. Аминь.

Святой Фома,
благодарю Бога за то,
что Он наделил тебя дарами света и мудрости,
и приобщил тебя к созиданию Церкви в любви.
Благодарю Господа за глубину и богатство познания Бога,
которое ты оставил нам в своих трудах.
Ты не только был великим учителем,
но и прожил благочестивую жизнь,
а святость была самым горячим желанием твоего сердца.
Хоть я не могу подражать блеску твоей премудрости,
я стремлюсь стяжать смирение и любовь,
которые наполняли твою жизнь.
Как говорит святой апостол Павел,
любовь – самый большой дар,
и он доступен каждому.
Молись о том, чтобы я возрастал в святости и любви.
Молись о католических учебных заведениях
и о всех, кто учится в них.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector