Молитва фома аквинский

Молитва фома аквинский

Молитва фома аквинский

Молитва фома аквинский

Св. Фома Аквинский

Молитва о даре созерцания, которую сам Фома произносил во время уединенного созерцания

Взываю к Тебе, Богу всякого утешения, ничего, кроме Своих даров в нас ненаходящему, дабы по окончании времени сей жизни Ты благоволил даровать мне познание предвечной Истины и Божественного величия лицезрение.

Подай также телу моему, щедрейший Воздаятель, красоту света, дарование нежности, силу неутомимости.

Приложи к этому изобилие богатств, излияние утонченности, источение добродетелей; чтобы я более радовался Твоему утешению, менее — удобству положения, внутри себя — прославлению тела и души, вокруг — нежному сообществу людей и ангелов.

Да обретет пред Тобою, Отче всемилостивый, мой разум — просвещение мудрости, желание — исполнение того, к чему стремится, сила — славу триумфа — пред Тобою, в месте, где найдешь спасение от опасностей, разнообразие обителей и согласие воли, где пребывает сладость весны, ясность лета, плодородие осени и покой зимы.

Подай, Господи Боже, жизнь без смерти, радость без печали в месте совершенной свободы, свободной уверенности, мирного упокоения, радостного счастия, счастливой вечности, вечного блаженства, созерцания истины и славы Божией. Аминь.

Славлю, хвалю, благословляю Тебя, Боже мой, за неисчислимые благодеяния мне, недостойному, дарованные.

Славлю милость Твою, столь терпеливо меня ожидающую, сладость Твою, лишь грозящую карой, благость Твою призывающую, доброту поддерживающую, милосердие, грехи отпускающее, щедрость, превыше заслуг вознаграждающую, терпение, не помнящее предательств, смирение утешающее, терпение защищающее, вечность хранящую, истину воздающую.

Что скажу, Боже мой, о щедрости Твоей неисповедимой? Ты взываешь к убегающему, принимаешь возвращающегося, поддерживаешь слабого, утешаешь отчаявшегося, побуждаешь небрежного, вооружаешь сражающегося, венчаешь победителя, раскаявшимся грешником не пренебрегаешь и измены не поминаешь, из многочисленных опасностей вызволяешь, сердце к покаянию побуждаешь, страданием устрашаешь, обетованием притягиваешь, плетью караешь, ангельским служением хранишь, даруешь временные блага, сохраняешь для нас вечные, достоинством творения придаешь отваги, призываешь милостью искупления, обещаешь дар вознаграждения.

Нет славословий, способных воздать Тебе за все это. Благодарю величие Твое за изобилие доброты Твоей бесконечной, дабы Ты всегда умножал во мне благодать, а умножив, сохранял и сохранив, вознаградил. Аминь.

Молитва, которую св. Фома часто произносил перед диктованием, писанием или проповедыванием

Предвечный Создателю, из сокровищ Своей мудрости сотворивший три хора ангельских и над Царствием небесным в предивном порядке их разместивший, а части вселенной искуснейшим образом расположивший, Ты, справедливо называемый Источником света и Первопричиной, — благоволи ниспослать в потемки моего разума луч Твоего сияния, рассеивая вокруг меня двойные потемки, в которых рожден я — греха и неведения. Ты, делающий детские языки способными к речи, воспитай язык мой и влей в уста мои благодать Твоего благословения. Даруй мне остроту ума, крепость памяти, способность и легкость в понимании, изобильную благодать красноречия. Поучай в начинании, веди в продолжении, наполни заключение; Ты, истинный Бог и человек, живущий и царствующий во веки веков. Аминь.

Шестнадцать рекомендаций святого Фомы Аквинского для приобретения сокровищ знания

Поскольку ты, возлюбленный во Христе Иоанне, спрашивал меня, как надлежит учиться для приобретения сокровищ знания, такие подаю тебе для этого советы.

Вступай в море не сразу, а ручейками: ибо следует идти от простого к сложному. Это мое замечание и рекомендация для тебя.

Советую тебе говорить не спеша и не спешить вступать в беседу.

Хранить совесть в чистоте.

Не оставляй молитвы.

Всегда люби свои покои, если желаешь быть призванным в Покои Трапезы Господней.

Будь любящим по отношению к каждому.

Не расспрашивай о чужих делах.

Не обнаруживай ни к кому чрезмерной привязанности, ибо излишняя привязанность рождает небрежение и служит причиной отвлечения от занятий.

Никогда не входи в слова и дела людей мира сего.

Более всего избегай рассеяния.

Не уникай подражания примерам людей святых и добродетельных.

Не взирай на то, от кого слышишь, но, что бы доброго ни услышал, сохраняй в памяти.

Старайся понять все, что читаешь и слышишь.

И все, сколько только сможешь, сохраняй в тайниках своего разума, как в сосуде, который желаешь наполнить.

Не входи в то, что тебе недоступно.

Следуя этим путем, в течение жизни приобретешь, сохранишь и принесешь плоды и листья, полезные в винограднике Господа Саваофа. Если будешь следовать этому, сможешь придти туда, куда стремишься. Прощай.

Молитва св. Фомы Аквинского

Всемогущий и всевечный Боже! Вот я приступаю к Таинству Единородного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа; приступаю, как немощный ко врачевателю жизни, как нечистый к источнику милосердия, как слепой к сиянию вечного света, как бедный и нищий к Госиоду неба и земли. Посему молю безмерной щедрости Твоей изобилие, чтобы Ты исцелил мою немощь, омыл нечистоту, просветил слепоту, обогатил нищету, одел наготу, — дабы я воспринял Хлеб Ангелов, Царя царей и Господа господствующих, с таким почтением и смирением, с таким благоговением и сокрушением, с такою чистотой и верой, с таким расположением и намерением, какого требует спасение души моей. Я прошу: дай мне принять не только Таинство Господня Тела и Крови, но также существо и достоинство Таинства. О Боже кротчайший, дай мне так воспринять Тело Единородного Сына Твоего Христа Иисуса, Господа нашего, которое Он принял от Марии Девы, чтобы я удостоился приобщиться Его таинственному Телу и сопричислиться к Его членам. О вселюбящий Отче, благоволи, чтобы я некогда непрестанно созерцал явленный лик Сына Твоего Возлюбленного, Которого я ныне, на пути, сокрытым воспринять намереваюсь, и Который с Тобою живет и царствует во веки веков. Аминь.

Непосредственно перед Причащением можно прочитать молитву св. Иоанна Златоуста:
Верую, Господи, и исповедую, что Ты — воистину Христос, Сын Бога живого, пришедший в мир спасти грешников, среди которых первый — это я. Еще верую, что это — само Пречистое Тело Твое и это — сама Драгоценная Кровь Твоя. Молюсь же Тебе: помилуй меня и прости мне грехи мои вольные и невольные, совершенные словом и делом, осознанно и неосознанно; и удостой меня причаститься пречистых Твоих Таин не во осуждение, но для прощения грехов и жизни вечной. Аминь.

Вечери Твоей Тайной участником прими меня сегодня, Сын Божий. Да не открою врагам Твоим тайны и не дам Тебе поцелуя Иуды, но, подобно разбойнику, исповедую Тебя: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем». Аминь.
Да будет мне Причащение Святых Твоих Таин, Господи, не в наказание или во осуждение, но во исцеление души и тела. Аминь.

Можно также повторять краткую молитву:

Господи, я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и исцелится душа моя.

Господи, я как человек согрешил; Ты же как Бог щедрый помилуй меня, видя немощь души моей.

Или:
Иисусе, Боже сердца моего, приди и соедини меня с Тобою навеки.

Молитвы после Причащения

Верую, о Иисус, что Ты, умерший за меня на кресте и царствующий ныне на небе, сейчас истинно пребываешь в сердце моем. Не понимаю того, как это совершилось, но верю в это всей душой. Как из любви ко мне Ты стал Человеком и Жертвой, так из любви ко мне Ты дал мне Твое Тело и Кровь в пищу и питие. Есть ли что невозможное для Божией любви? Поклоняюсь Тебе, о возлюбленный Иисус, и горячо благодарю Тебя за то, что Ты сошел ко мне как Бог и Человек. Знаю, что мое сердце — недостойное Тебя жилище, но тем не менее осмеливаюсь просить Тебя: «Господи, останься со мною». Желаю чтить и благодарить Тебя и поклоняться Тебе вместе с Пресвятой Девой Марией, со всеми ангелами и святыми. Господи, я желаю пребывать в любви Твоей в течение всей моей жизни, в час смерти и вечности. Силою Твоею даруй, чтобы никогда не ослабела моя любовь к Тебе. Даруй, чтобы исполнились во мне слова Твои: «Ядущий Меня жить будет Мною» (Ин 6. 57).
Пребывая во мне, о Иисус, Ты хочешь, чтобы отныне я жил только для Тебя. Ты предоставил мне располагать моим сердцем: полностью отдаю его Тебе, пусть отныне оно всегда будет Твоим. Твоим да будет мой разум, веруя непоколебимо в Твои слова. Твоею да будет моя воля, повинуясь Тебе во всем.
Желаю только того, чего Ты желаешь. Все отдаю Тебе, Пресвятое Сердце Иисуса!
Поддерживаемый только упованием, я приблизился, о Иисус, к Трапезе Твоей и соединился с Тобою, приняв Тебя как пищу для души моей. Надеюсь, что Ты, видя меня нищим, слабым и израненным грехами, исцелишь мою душу. Уповаю, Господи, что на меня снизойдет сила Твоя и укрепит меня в трудах во славу Твою.
О мой возлюбленный Иисус! Даруй мне прежде всего чистое сердце, способность любить Тебя все сильнее. Просвети мой разум и утверди мою волю на пути добра. Научи меня чистосердечно прощать обижающих меня и безропотно нести крест, который Тебе угодно будет послать мне. Научи меня самоотверженно любить моих ближних, особенно тех, кто страдает и далек от Тебя.

Даруй, Господи, Свою милость всем тем, кого я люблю и за кого я обязан молиться.
(Далее можно помолиться о Церкви, о Святейшем Отце, о священниках, о монашествующих, о проповедниках, о гонимых за веру, о своей семье, об отечестве, о друзьях и врагах, об умирающих грешниках, о душах усопших).

28 января — св. Фома Аквинский

Святой Фома Аквинский — невероятно яркая фигура в истории как Ордена Проповедников, так и Церкви в целом. Его жизнь служит отличным подтверждением того, что рациональное познание мира вполне сочетаемо с истинной живой верой и глубокой духовной жизнью.

Фома, родившийся ок. 1255 года в замке Рокка Секка в местности Аквино, молодые годы провёл в качестве облата в бенедиктинском аббатстве Монте Кассино. В 1239 году аббатство было захвачено войсками императора Фридриха II, и Фома был вынужден покинуть обитель. Он отправился учиться в Неаполь, где стал сближаться с доминиканскими проповедниками, и в 1244 году принял хабит Ордена. Решение Фомы посвятить жизнь Богу вызвало горячий протест со стороны его семьи. Его мать и братья даже попытались силой удержать Фому от продолжения учебы и формации в Париже, похитив его прямо на пути во Францию и около года удерживая несчастного в Рокка Секка. Однако Фома был столь тверд в своем желании, что добился согласия вернуться в Орден. Вскоре он прошел новициат, завершил учебу в Парижском университете, после чего отправился в Кёльн, где стал учеником знаменитого Альберта Великого. Фому рукоположили около 1250 года, а в 1256 году он получил самый высокий и почетный академический титул того времени, став Магистром Святой Теологии.

Для святого Фомы главными средствами достижения святости были смирение и любовь к истине. И иногда доходило до очевидного конфликта между ними. Во время учебы один из его друзей заметил, что Фома не конспектирует лекцию. Думая, что это связано с отсутствием понимания её содержания, студент решил помочь ему. Он подошёл к Аквинату и предложил объяснение темы лекции. Прежде, чем Фома успел возразить, друг начал объяснять тему. Чтобы не обидеть его, Фома терпеливо слушал, но, когда студент сделал ошибку и начал путаться в рассуждениях, Фома пришёл ему на помощь. Он исправил ошибку и объяснил остальную часть темы значительно понятнее, чем преподаватель. А затем искренне извинился перед онемевшим от удивления другом за то, что прервал его объяснения.

Прозванный товарищами «молчаливым быком», он перевернул мир богословия того времени и создал систему, лежащую в основе современного учения Церкви. Более чем за 22 года научной практики им создано около 100 работ. Это было возможно только при помощи нескольких секретарей. Случалось, что Фома диктовал до четырех разных работ одновременно. Такой способ работы был избран для решения одной важной проблемы – чтобы работы Фомы были написаны разборчиво. Потому что сам святой отличался трудно читаемым почерком. Современные ученые говорят, это выглядит так, словно его рука не поспевала за его мыслью.

Исследование для Фомы было путём познания Бога. Возвращаясь к научной работе после ночи, проведённой в молитве, он говорил, что ему открывались такие вещи, на фоне которых всё написанное до сих пор казалось ему соломой. Фома также является автором девиза «Contemplata aliis tradere» (лат. «Передавать другим плоды созерцания»). Исследование было для него постоянным созерцанием божественной реальности, письма и проповеди – передачей плодов этого созерцания другим. Постоянно погруженный в Бога, он часто уходил в свои мысли даже во время мирской деятельности, например, за трапезой, так что сидящим рядом с ним братьям приходилось напоминать ему о приёме пищи.

Святой Фома – автор текстов литургии Торжества Тела и Крови Христовых. Эти гимны и тексты раскрывают любовь Бога, который дал Себя ученикам в Евхаристии. В них мы видим, какое великое почтение проявлял Фома к таинству Евхаристии. Кроме того, он выразил своё мнение, что в пространстве веры есть места, недоступные для рационального познания. Это свидетельствует не только о великом смирении Фомы, но и об осознании его полной зависимости от Творца.

Житие святого Фомы прекрасно вписывается в доминиканскую духовность, уделяющую особое внимание роли образования. Оно показывает, что только с помощью непрерывного исследования и чтения божественных откровений можно получить материал, необходимый для эффективной проповеди. Оно также показывает, что существенным элементом этой проповеди являются смирение и открытость Божьей благодати.

Об эффективности такого пути к спасению свидетельствует и тот факт, что святой Фома был канонизирован Папой Иоанном XXIIуже в 1323 году, менее чем через 50 лет после смерти.

Перевод: Анастасия Орлова, Марина Дикарева

Молитвы через заступничество св. Фомы Аквинского из Доминиканской Литургии Часов

Боже, в святом Фоме Ты даровал Церкви Своей провозвестника истины Твоей и образец святой жизни. Ради его заслуг и по его примеру дай нам непрестанно и искренне искать Тебя и любить превыше всего. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живет и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.

Боже, по благодати Твоей святой Фома усердно стремился к святости и отличался глубиной познания божественных истин. Дай нам уразуметь его учение и подражать его поступкам. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живет и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков. Аминь.

Автор:

Жизнь с верой интереснее во сто крат. Мы проверяли!

28 января — день памяти святого Фомы Аквинского

Святой Фома родился около 1225 г. В юном возрасте вступил в Орден доминиканцев. Учился богословию сначала в Кёльне под руководством св. Альберта Великого, потом в Париже, где затем и сам преподавал. Является наиболее известным представителем философии и схоластической теологии. Его главные творения: «Summa theologia», и «Summa contra paganos» — неповторимый синтез философии и схоластической теологии. Написал также и комментарии к Священному Писанию. Умер 7 марта 1274 г. Почитается как покровитель католических школ.

Фома Аквинский (иначе Фома Аквинат или Томас Аквинат, лат. Thomas Aquinas итал. Tommaso d’Aquino) родился примерно в 1225, замок Роккасекка, близ Аквино — умер 7 марта 1274, монастырь Фоссануова, около Рима) — философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, Doctor Angelicus, Doctor Universalis, «princeps philosophorum» («князь философов»), основатель томизма, член ордена доминиканцев; с 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля. Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум — в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, — в сверхъестественном откровении.

Краткая биография
Бертран Рассел пишет, что Фома родился 25 января 1225 года. Начальное образование получил в монастырской школе, учился в Неапольском университете, Париже, а с 1248 г. у Альберта Великого в Кёльне. Существует легенда, что однажды, во время трапезы в монастыре, Фома Аквинский услышал голос, сказавший ему: «Здесь, в монастыре, все насыщены, но в Италии паства Моя голодает». Фома решил, что ему пора покинуть монастырь. Позже стал преподавателем богословия и философии в Париже, где ранее учился. Вступил в орден доминиканцев в 1244 году. В 1252 году вернулся в Париж, занимаясь там преподаванием до 1259 года. Практически всю остальную часть жизни провёл в Италии, за исключением 1268—1272 годов, в течение которых он пребывал в Париже. Недомогание принудило его прервать преподавание и писательский труд к концу 1273 года. В начале 1274 года он умер в монастыре Фоссанова по дороге на церковный собор в Лион.

Труды
Труды Фомы Аквинского включают два обширных трактата, охватывающих широкий спектр тем — «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» («Сумма философии»), дискуссии по теологическим и философским проблемам («Дискуссионные вопросы» и «Вопросы на различные темы»), подробные комментарии на несколько книг Библии, на 12 трактатов Аристотеля, на «Сентенции» Петра Ломбардского, на трактаты Боэция, Псевдо-Дионисия и на анонимную «Книгу о причинах», а также ряд небольших сочинений на философские и религиозные темы и стихотворных текстов для богослужения, например работа «Этика». «Дискуссионные вопросы» и «Комментарии» явились во многом плодом его преподавательской деятельности, включавшей, согласно традиции того времени, диспуты и чтение авторитетных текстов, сопровождающихся комментариями.
Святой Фома Аквинский так же считается покровителем католических школ.

Это был скромный человек, всегда обращённый к молитве. Про него говорили, что «его замечательное учение скорее обязано не его гению, а действенности его молитвы». Его назначили главным проповедником и призвали обучать учеников при Папском дворе. На Святой неделе 1267 года Фома молился в базилике святого Петра в Риме. Его проповедь о Страстях Господних вызвала у людей слёзы. В последующее воскресение он говорил о Воскресении, и собрание наполнилось величайшей радостью. Когда он сходил с кафедры, к краю его одежды прикоснулась бедная женщина. Она тотчас же избавилась от болезни, которая мучила его годами.
Фома много написал о Господе в Святом Причастии. Однажды Иисус явился к нему и сказал: «Фома, ты хорошо описал Причастие Моего Тела». А в другой раз к нему явилась Богородица и сказала, как порадовали его писания Её Сына.
По просьбе святого Фомы, Папа сделал праздник Тела Христова всеобщим для всей Церкви. Два гимна, которые поют во время поклонения Святому Причастию, O Salutaris Hostia и Tantum Ergo, взяты из службы к празднику, написанной Фомой Аквинским. Святой также написал красивые молитвы, которые нужно произносить до и после Причастия.

Всемогущий и вечный Боже! Вот я приступаю к Таинству Единородного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа; приступаю, как немощный ко врачевателю жизни, как нечистый к источнику милосердия, как слепой к сиянию вечного света, как бедный и нищий к Господу неба и земли. Посему молю безмерной щедрости Твоей изобилие, чтобы Ты исцелил мою немощь, омыл нечистоту, просветил слепоту, обогатил нищету, дабы я воспринял Хлеб Ангелов, Царя царей и Господа господствующих с таким почтением и смирением, с таким благоговением и сокрушением, с такою чистотой и верой, с таким расположением и намерением, какого требует спасение души моей. Я прошу: дай мне принять не только Таинство Господня Тела и Крови, но также существо и достоинство Таинства. О Боже кротчайший, дай мне так воспринять Тело Единородного Сына Твоего Христа Иисуса, Господа нашего, которое Он принял от Марии Девы, чтобы я удостоился приобщиться Его таинственному Телу и сопричислиться к Его членам. О вселюбящий Отче, благоволи, чтобы я некогда непрестанно созерцал явленный лик Сына Твоего Возлюбленного, Которого я ныне, на пути, сокрытым воспринять намереваюсь, и Который с Тобою живёт и царствует во веки веков. Аминь.

Благодаренье воздаю Тебе, Господи, Отче Святой, всемогущий вечный Боже, Который меня грешного и недостойного раба Твоего, не по моим заслугам, но только ради милосердия Твоего, сподобил насытиться Телом и Кровью Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа. И молю, чтобы это святое причащение было мне не в осуждение, но стало спасительным ходатайством прощения. Да будет оно мне бронёю веры и щитом доброй воли. Да будет пороков моим удалением, страстей и вожделений угашением, возрастанием же любви и терпения, смирения, послушания и всех добродетелей; крепкой защитой против козней всех врагов, как видимых, так и невидимых; совершенным умирением плотского и духовного волнения; твёрдой приверженностью Тебе, Богу единому и истинному, и счастливым завершением моей жизни. И молю Тебя, чтобы Ты сподобил привести меня, грешного, к тому непрестанному пиршеству, где Ты с Твоим Сыном и Духом Святым — Свет истинный святых Твоих, полнота изобилия, радость всевечная, отрада неизреченная и счастье совершенное. Через Христа, Господа нашего. Аминь.

Читайте также  Молитва Отче наш толкование слов

Святой Фома,
благодарю Бога за то,
что Он наделил тебя дарами света и мудрости,
и приобщил тебя к созиданию Церкви в любви.
Благодарю Господа за глубину и богатство познания Бога,
которое ты оставил нам в своих трудах.
Ты не только был великим учителем,
но и прожил благочестивую жизнь,
а святость была самым горячим желанием твоего сердца.
Хоть я не могу подражать блеску твоей премудрости,
я стремлюсь стяжать смирение и любовь,
которые наполняли твою жизнь.
Как говорит святой апостол Павел,
любовь – самый большой дар,
и он доступен каждому.
Молись о том, чтобы я возрастал в святости и любви.
Молись о католических учебных заведениях
и о всех, кто учится в них.

СО СВЯТЫМИ КО СПАСЕНИЮ: Св. Фома Аквинский

28 января
П АМЯТЬ СВ. Ф ОМЫ А КВИНСКОГО, СВЯЩЕННИКА И У ЧИТЕЛЯ Ц ЕРКВИ

Этот исключительный ум, который менее чем за 15 лет (с 1260 по 1274 г.) дал нам достаточно сочинений, чтобы прокормить поколения толкователей, был одарен та­кой способностью отвлекаться, что она порой подвергала его, без защиты, продел­кам его юных собратий. Услышав однажды громкий возглас монаха: «Брат Фома, брат Фома! Посмотри: бык летит!», рассеянный или отвлеченный святой машинальн­о подошел к окну. И, при всеобщем хохоте, сказал: «Я предпо­читаю поверить, что бык может летать, чем что монах может солгать».

Фома родился в замке Боккасекка неподалёку от Аквины (Италия) в 1225 г. Его отец Ландульф был ломбардского происхожде­ния, а матьиз норман­нов. Когда мальчику исполнилось 5 лет, его отда­ли в качестве послушника в бенедик­тин­с­кий монастырь Мон­те -Касси­но, однако Провидение имело от­но­си­тель­но него иные намерения. По неизвестным причинам он оставил монастырь и отправился в Неа­поль, где стал учиться в тамошнем университете. Там он познакомился с орденом проповедников, недавно основанным св. Домиником (+1221), однако точная дата его вступления в этот орден не известна. Святому было тогда ок. 20 лет. Семья бы­ла настроена решительно против (ни­щенствующий орден доминиканцев казался им не­по­до­ба­ю­щим местом для отпрыска столь знатного рода; другое дело, автори­тет­ные бене­диктинцы. — А. М.). Всякими способами, включая двухлетнее содержан­ие под домашним арестом, его склоняли отказаться от своего ре­шения, но тщетно. К нему прислали его сестру Маротту, чтобы она «выбила у него из головы» домини­канцев, однако Фома сам убедил её, и она тоже стала доминиканкой. Семья в конце концов смирилась.

Руководство ордена направило Фому на обучение Рим, а оттуда, ок. 1248 г., в Кёльн, где в тамошнем университете преподавал знамени­тый доминиканский учё­ный: св. Альберт Великий (+1260). В Кёльне Фома принял рукоположение во свя­щенство. После блистательного за­вершения образования руководители направил Фому в Париж, где он стал преподавать богословие в Сорбонне. Его лекции отлича­лись изу­мительной ясностью, глубиной и выразительностью. Фома разработал соб­с­твенный метод преподавания, согласно которому сперва излага­ются трудности и до­воды против предложенного тезиса, которые за­тем разбираются и опровергаются, после чего достигается оконча­тельный вывод.

В Сорбонне у доминиканцев нашлись противники, в результате интриг которых Фо­ма после семи лет преподавания был вынужден вернуться в Италию. На гене­раль­ном капитуле его назначили проповедником (1260). Какое-то время он также читал лекции при дворе Папы Урбана IV (1261-1265). В 1265-1267 гг. вновь нахо­дился в центральном доме ордена — в монастыре св. Сабины в Риме. В 1267-1268 г. пре­бы­вал в Витербо в качестве папского проповедника.

Когда ситуация в Париже успокоилась, руководители вновь направили своего веду­щего богослова в Париж (1269-1272). Через 3 года он воз­вращается в Италию и пре­подаёт в университете в Неаполе (1272-1274). В то же самое время генеральный капитул поручил ему органи­зацию генеральных курсов богословия для ордена. Эти курсы Фома стал проводить там же, в Неаполе.

В 1274 г. Папа бл. Григорий Х созвал в Лионе вселенский собор, и пригласил туда св. Фому. Но Фома, заболев по дороге, умер в цистер­цианском аббатстве Фоссануова 7 марта 1274 г. Ему было тогда 48 лет. По этой причине до 1969 г. Церковь отмеча­ла память св. Фомы 7 марта, в день его смерти. Но этот день всегда приходится на Великий пост, поэтому литургическая реформа перенесла память св. Фомы на 28 ян­варя — день перенесения его мощей в Тулузу в 1369 г.

Св. Фома прославился особенной чистотой жизни и верностью в соблюдении мона­шеских правил. Собственное призвание ордена — служение Слова Божия в добро­вольной нищете, — выражалось у него во многолетней богословской работе, в рев­ностных поисках истины, которую надлежит непрестанно созерцать и открывать дру­гим. И пото­му все свои способности он посвятил исключительно служению исти­не. Старался и сам её усвоить, откуда бы она ни приходила, и делить­ся её с други­ми. Он отличался смирением и благородным образом жизни.

Проповедник, поэт, но прежде всего, великий мыслитель, человек необычайных по­знаний, которую он умел сочетать с не менее великой святостью. О нём сказано, что он «был величайшим святым среди учё­ных и величайшим учёным среди святых». В своём смирении несколь­ко раз отказывался от предложения стать епископом.

Св. Фома создал целостную систему католической философии и бого­словия, которая носит имя томизма (от лат. формы имени «Фома» — Thoma ). Он оказал глубокое вли­яние на формирование всей западной христианской мысли, как и на формирова­ние научной методологии во­обще. Литературное наследие св. Фомы огромно. Трудно себе пред­ставить, как среди стольких занятий ему удалось написать десятки обшир­ных домов. Удивляет при этом широкий охват затронутых вопро­сов и глубина их рас­смотрения. Он отличался не только аналитиче­ским, но и синтетическим умом. Он один отважился дать полную пано­раму всей католической философии и богосло­вия в в изумительно це­лостной системе. К важнейшим его произведениями относят­ся: «Сум­ма теологии», «Сумма против язычников» или апология веры, коммен­тарии к «Сентенциям» Петра Ломбардского и комментарии к некото­рым книгам Священно­го Писания. В них поражает универсализм, глу­бина и простота изложения, блиста­тельность мысли.

Особым почитанием св. Фома окружал Христа-Спасителя, особенно на кресте и в Ев­харистии, что выразилось в его литургических текстах на торжество Святейших Тела и Крови Христовых, в том числе знамени­тые гимны Adoro te devote и Tantum ergo Sa­c­ramentum . Пылал сыновней любовью к Пресвятой Деве Марии.

Св. Фома является покровителем доминиканцев, книготорговцев, сту­дентов и бого­словов; помощником во время шторма. Папа Иоанн XXII причислил его к лику свя­тых 18 июля 1323 г. Папа св. Пий V 11 апре­ля 1567 г. провозгласил его пятым за­пад­ным Учителем Церкви. Папа Лев XIII 4 августа 1880 г. провозгласил его покро­вителем всех като­лических университетов и училищ.

В иконографии св. Фома изображается в белом доминиканском хаби­те, в чёрном плаще и с белым скапуляром. Его атрибуты: ангел, го­лубь, митра у ног, которой он не принял; чаша, чаша с Хостией, кни­га, посох, макет церкви, монограмма IHS, монстранция, писчее перо, Розарий, солнце на груди, символизирующее его Божье вдохновение. Его знаком также является Христос в ореоле.

Источник : ILG

Из лекции св. Фомы Аквинского своим духовным чадам о Сим­воле веры

Какова была необходимость в том, чтобы Сын Божий пострадал за нас? — Великая необходимость, которую можно резюмировать в двух пунктах: необходимость сред­ства от наших грехов, необходимость примера для нашего поведения.

Относительно средства от всех тех зол, какие причиняет нам грех, мы находим та­кое средство благодаря Страстям Христовым. […]

Но польза их не меньше относительно примера. Ибо Страсти Христовы предостав­ля­ют нам достойный образец для всей нашей жизни. Дей­ствительно, тому, кто жела­ет вести совершенную жизнь, не остаётся делать ничего иного, как только прези­рать то, что Христос презрел на кресте, и желать того же, чего желал Христос. Ибо на кре­сте нет недостатка ни в одном из примеров добродетели.

Ищешь ли ты примера любви? — « Нет больше той любви, как если кто положит ду­шу свою за друзей своих» (Ин 15,13). Это и сделал Хри­стос на кресте. И, как след­с­твие, если Он отдал Свою жизнь за нас, нам не должно быть слишком тяжело сно­сить любое зло ради Него. […]

Если ты ищешь примера терпения, то это на кресте его находят в мак­симальной сте­пени. Действительно, терпение бывает велико по двум основаниям: либо когда тер­пеливо переносят великое зло, либо когда переносят зло, которого могли бы избе­жать, но не избегают. Между тем, Христос претерпел великое зло и боль на кресте, и перенес тер­пеливо, ибо, « покрытый оскорблениями, Он не угрожал, и как агнец, ведомый на заклание, не открывал уст Своих» (ср. Ис 53,7). […] Итак, велико тер­пение Христа на кресте: «с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление» ( Евр 12,1-2).

Если ты ищешь примера смирения, посмотри на Распятого. Ибо Бог пожелал быть судимым при Понтии Пилате, и умереть. […]

Если ты ищешь примера послушания, тебе стоит только последовать за Тем, Который был по­слушен Отцу даже до смерти: «Ибо, как непослушанием одно­го человека, что значит, Адама, сделались многие грешными, так и послуша­нием одного сделаются праведными многие» (Рим 5,19).

Ищешь ли ты презрения к земным богатствам, тебе стоит только последовать за Тем, Который есть « Царь царствующих и Господь господствующих, в Ко­тором сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (1 Тим 6,15; Кол 2,3); на кресте Он предстаёт нагим, подвергнутым на­смешкам, покрытым плевками, избитым, увенчанным тернием, наконец, напоенный желчью и уксусом.

Не будь же привязан к одеждам и богатствам, ибо «делят ризы Мои между со­бою» (Пс 21,19); ни к почестям, ибо Я претерпел насмешки и удары; ни к высо­кому достоинству, ибо, « сплетши венец из терна, возложили Мне на голову» (Мф 27,29); ни к удовольствиям, ибо « в жажде Моей напоили Меня уксусом» (Пс 68,22).

Источник: La Liturgie des Heures, v. I, p. 1 376 , Paris 1980

Любовь ко кресту, внимание ко кресту, доверие кресту — вот и весь секрет христианской премудрости и святости.

Секрет простейший, но пользоваться им мы не торопимся, крест нас отпугивает. Ещё бы не отпугивать, крест и Самого Христа отпугивал! Но вот, иного пути ко спасению не нашлось. И только осознав это, как св. Фома, начинаешь черпать от него святость и премудрость.

Вспоминается случай из жизни святого: к нему зашёл его друг, св. Бонавентура, и застал за работой. Не желая мешать, Бонавентура только молча наблюдал за своим другом, но наконец не сдержал восхищения и воскликнул:

— Что это за премудрая книга, в которой ты, брат, черпаешь свои превосходные мысли?

— Вот эта книга, — отвечал св. Фома, указывая на распятие.

Соборная молитва дня (Collecta)

Deus, qui beátum Thomam sanctitátis zelo
ac sacræ doctrínæ stúdio conspícuum effecísti,
da nobis, quæsumus, et quæ dócuit intelléctu conspícere,
et quæ gessit imitatióne complére.
Per Dóminum nostrum Iesum Christum, Fílium tuum,
qui tecum vivit et regnat in unitáte Spíritus Sancti,
Deus, per ómnia sæcula sæculórum. Amen.

Боже, Который блаженного Фому соделал образцом
ревнования ко святости и усердия в учении священном,
даруй нам, просим, и понимать то разумом, чему учил он,
и подражать тому, что совершил он.
Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына,
Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа,
Бог во все веки веков. Аминь.

Фома Аквинский

Фома Аквинский (Фома Аквинат) был одним из выдающихся европейских мыслителей, философом и богословом. Он получил известность благодаря тому, что сформулировал основные принципы томизма и систематизировал средневековую схоластику.

Детство и юность

Родился философ в 1225 году в семье обеспеченного феодала. Его отцом был граф Ландольф Аквинский, который приходился троюродным братом императору. Фома был седьмым ребенком в семье, и его участь была предопределена с рождения — ему предстояло получить сан священника, в то время как старшие братья философа строили военную карьеру.

Фома Аквинский

Фоме пророчили успешное будущее и должность аббата бенедиктинской обители — такой сан уже занимал дядя мальчика в одном из монастырей. Так как молодой человек происходил из знатного рода, он мог в будущем даже стать Папой. С детства Фома воспитывался у дяди, при монастыре ордена бенедиктинцев.

В детстве Фома отличался высоким ростом, был грузным и неповоротливым мальчиком. Он был кротким и сдержанным, поэтому ему часто доставалось от сверстников. В юные годы другие студенты называли парня «сицилийским быком». Учитель Фомы, чтобы остудить пыл смеющихся студентов, сказал, что однажды этот бык взревет так громко, что его голос оглушит мир, и был прав.

Важно! Учения Фомы получили широкое распространение по всему миру. Впоследствии его стали называть всеобщим наставником и князем философов.

Образование

Аквинат обладал необычайно хорошей памятью, слова учителей он запоминал дословно. Позже он только совершенствовал свои навыки. К примеру, Фома составил сборник изречений отцов церкви о Евангелии. Когда молодой человек работал над этой темой, он пересмотрел множество источников.

При этом Фома не делал записей, а просто запоминал нужную информацию. Его память была настолько цепкой, что философ запоминал все, что ему довелось прочесть.

Интересно! Сам философ объяснял этот феномен тем, что он упорно работал над собой. По его словам, память подвластна разуму, поэтому следует располагать нужную информацию по частям в правильной последовательности. Тогда, вспомнив один фрагмент, разум сам подсказывает следующий.

Второй способ развить хорошую память — интересоваться тем, что ты делаешь. И конечно, стоит чаще обдумывать и повторять полученные знания. Фома прошел обучение сначала в Парижском, а затем в Кельнском университете.

В Париже он был одним из лучших учеников Альберта Великого. После Фома стал преподавателем теологии и написал свои первые философские труды. Античные труды манили его ум, хоть и противоречили общепринятым католическим истинам. Так Фома согласился на добровольное искушение знанием.

Вступление в орден доминиканцев

Во время обучения юноша пристрастился к науке. Несмотря на то, что доминиканцы были немногочисленным орденом, большинство монахов были очень образованными людьми. В средние века быть образованным человеком было даже опасно, таких людей обвиняли в ереси и называли слугами сатаны.

Бенедиктинский орден, куда хотели устроить Фому родители, поражал внешним величием, но не ставил своей целью познание истины и донесение ее до простых людей. Фома же считал такую жизнь бесполезной, поэтому он бежал из дома и присоединился к ордену доминиканцев.

Старшие братья похитили Фому по приказу родителей и привезли его в родовое поместье, где молодой человек просидел взаперти 2 года, прежде чем ему удалось сбежать. Во время заточения к нему даже подсылали блудниц, чтобы они совратили монаха, но он был непоколебим. Родители хотели, чтобы молодой человек одумался и отказался от служения науке, но не смогли добиться желаемого.

Преподавательская деятельность

По окончании обучения Фому призвали в Рим, где известный богослов стал советником при Папе Римском. Здесь же он читал лекции учащимся студиума. Аквинат занимался активной преподавательской деятельностью, вел лекции сразу по нескольким предметам, посвященным разным направлениям философии.

После 10 лет, прожитых в Риме, Фома вернулся во Францию, где взялся за популяризацию трудов Аристотеля, продолжая преподавать, но теперь уже во французском университете.

После того, как доминиканский орден основал университет в Неаполе, Фома вернулся туда в качестве магистра. Вести лекции там Аквинат смог недолго — из-за проблем со здоровьем ему пришлось оставить преподавательскую деятельность.

Последние дни жизни философа

Папа Григорий Х попросил мыслителя поучаствовать в переговорах между католической и православной церковью. Мудрый богослов мог бы поспособствовать примирению церквей после раскола 1054 года. С этой целью Фома отправился в Лион, но не смог туда добраться. В дороге Фома Аквинский почувствовал себя плохо и остановился для отдыха в одном из римских монастырей. Там Аквинат и окончил свой земной путь.

Томизм

Учение Аквината впоследствии было названо томизмом. Решением Папы Римского томизм был объявлен официальной идеологией католиков.

Философ проводил дефиницию между философским и теологическим учением. Философия изучает вопросы, связанные с бытием человека и объясняет проблемы, доступные пониманию и человеческому сознанию.

Важно! В этом заключается ограниченность философского учения, познать Бога человек может только с помощью теологии.

Схоластика — раздел теологии, религиозное философское направление, направленное на научное обоснование веры. Схоласты доносили до слушателя смысл многих церковных догматов и христианских утверждений, не доступных широкому кругу верующих.

До Фомы Аквинского попытки рационально обосновать сакральные истины считались большим грехом. Божественные откровения нужно было принимать безусловно, не задумываясь о смысле. Аквинат считал, что одной веры, без рассуждений, не достаточно.

Основным принципом учения Фомы является гармония разума и веры

Томизм был призван доходчиво объяснить христианское вероучение, не опровергая его истинность. Таким образом возникла богословская мудрость, которая отражала свет истинного знания так, как сотворенная Вселенная отражает величие и мудрость Всевышнего.

Основные принципы томизма

Исходя из античного учения и христианских догматов, Фома выделил пять доказательств существования Бога:

  1. Перводвигатель. По мнению Аквината, все происходящее в мире происходит после толчка извне, все что движется, приходит в движение по воле Бога.
  2. Первопричина. Не существует такого события, которое было бы причиной самого себя, следовательно, за этим стоят высшие силы.
  3. Необходимость. Все, что мы считаем сущим, было создано с какой-то целью, с какой-то необходимостью. Эта необходимость лежит в нематериальной сфере.
  4. Степени бытия. Человечество стремится с каждым шагом к лучшей, новой степени бытия, отличной от предыдущей. Все сущее находится в стадии совершенствования, а высшее совершенство — это Творец.
  5. Целевая причина подразумевает существование того, кто полагает эту цель. Философ утверждал, что все в мире имеет цель и движется к ней.

В своем учении Фома Аквинский определял и принципы, которым подчиняется все сущее. Основные принципы бытия, согласно Аквинату:

  • Все существующее на земле состоит из материи и идеи,
  • Сущее есть не что иное, как единство материи и идеи,
  • Идея — это основа, а материя — лишь форма,
  • Идея существует в Божественном замысле, в собственной форме и в восприятии человека.

Важно! Многие церковные истины, такие как воскресение Христа, не поддаются рациональному объяснению, так как свидетельствуют о сверхъестественных качествах Бога.

Самые известные труды

Аквинат написал 12 церковных книг и книгу о притчах. Самыми популярными трудами стали «Сумма теологии» и «Сумма философии».

Труд «Сумма теологии» приобрел большую известность в кругах философов и богословов. Сейчас он считается классическим произведением богословия Средневековой Европы. Именно в нем философ обосновал пять доказательств бытия Бога. Кроме того, книга отвечает на многие религиозные вопросы того времени.

Книга Фомы Аквинского «Сумма теологии»

«Сумму философии» так же называют «Суммой против язычников». Эта книга была адресована христианским миссионерам, которые пытались убедить язычников в необходимости принять христианство. Основной идеей книги является убеждение о необходимости борьбы за душу каждого язычника. Книга состоит из четырех разделов.

Первый раздел содержит рассуждения о монотеизме, второй — о божественном провидении. В третьем разделе рассматривается сотворение мира, в четвертом — излагаются основные догматы христианства.

Трактат «О правлении государей» был основан на переосмысленной философии Аристотеля, в ней раскрывается суть человека, как члена общества. Малоизвестное произведение «О Единстве разума против аверроистов» также посвящено осмыслению философии античного мыслителя.

Размышления о человеке и обществе

Немало внимания мыслитель уделил и рассуждениям о человеческой душе.

Так же, как схоластика зависит от высших откровений, тело подчиняется бессмертной душе. Душа формирует личность, налагает на человека ответственность за поступки, а единение души и тела составляет человеческую природу.

Важно! Главная особенность человеческой души, делающая ее подобной Творцу — свобода выбора между светом и тьмой, добром и злом. Человек — не безвольное существо, не поле битвы, на котором Бог и дьявол борются за его душу.

Сама душа по своей природе христианка, поэтому она слышит голос Бога и отвечает на Его зов. Дьявол не может силой заставить человека отступить от Всевышнего, но может совратить, обманом столкнуть с пути. По мнению мыслителя, главный выбор в своей жизни человек делает сам.

Аквинат немало говорил и об общественном устройстве. По его мнению, нравственная суть человека — единственный источник права. Законы философ разделял на человеческие и божественные. Человеческие законы регулируют жизнь общества, а божественные — ведут к достижению блаженства после смерти.

Читайте также  Молитва против сумасшествия

Идеальное государственное устройство Аквинат видел в симбиозе церковной и светской власти, при условии главенства первой.

Популяризация трудов Аристотеля

Несмотря на то, что Аристотель был язычником, Церковь воспринимала его учения не враждебно, ведь в своих трудах он собрал лучшие мысли того времени. Кроме того, на Аристотеля ссылались оппоненты католиков — иудеи и мусульмане, а значит, католикам нужны были доводы для аргументированного спора.

Ранее во Франции пользовались трудами античного мыслителя, переведенными с арабского. Фома доказал, что этот перевод содержит много неточностей и искажает суть мысли философа, ему удалось добиться запрета издания трудов Аристотеля в этом переводе.

Основной чертой философии святого Фомы является аристотелизм

Труды Аристотеля во многом стали основой философской мысли Аквината. Он не только досконально изучил мысли античного философа, но и смог адаптировать их относительно христианского мировоззрения.

Аристотель считал, что есть 4 ступени познания истины — искусство, знание, опыт и мудрость. Фома ставил мудрость наивысшей ступенью, так как считал ее единственным способом Божественного познания.

Мудрость, в свою очередь, Фома разбивал на три этапа: мудрость благодати, мудрость богословская и метафизическая. Метафизическая мудрость относится к философии и помогает познать сущность бытия, а богословская мудрость помогает поверить в Бога.

Аристотель утверждал, что факт бытия подтверждает жизнь любого человека или другого живого существа. Фома же говорил, что возможность жить предоставляет только Бог.

Важно! Таким образом, бытие может быть самостоятельным и зависимым. Самостоятельное и истинное бытие присуще только Богу, все остальное зависит от Его воли и подчиняется Ему.

Достижения философской мысли Фомы Аквинского

Итогами деятельности Фомы Аквинского стали:

  • Доказательства существования Бога,
  • Систематизация схоластики,
  • Разделение понятия эссенции и экзистенции,
  • Доказательство господства идеи над материей, следовательно, божественного над сущим,
  • Разделение философии и теологии,
  • Доказательство истинности ряда утверждений теологии и схоластики,
  • Создание нового философского учения — томизма.

Важно! Под эссенцией подразумевается чистая идея, то есть замысел Господень, а под экзистенцией — сам факт бытия.

Благодаря трудам Фомы Аквинского, философия перестала быть служанкой богословия. Рациональное объяснение религиозных истин изменило привычную картину мироздания и обусловило научный подход к христианскому вероучению. Философские знания сделали христианство более понятным для простого человека, и тем самым укрепили его в вере.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector