Молитва для отпевания усопшего

Молитва для отпевания усопшего

Молитва для отпевания усопшего

Какую молитву произносят в день похорон

Каждый человек знает, что и его жизнь, и жизнь его близких не вечна. Тем не менее, смерть всегда приходит нежданно, к ней невозможно подготовиться, и она приносит с собой боль утраты, а порой и отчаяние. Друзьям и родственникам умершего кажется, что все ужасно, что ничего уже не изменить, что покинувший их человек ушел навечно и ничто в его отношении уже не имеет значения. Православная Церковь утверждает, что это не так. Христиане верят, что душа человек после смерти не исчезает, что всех людей ждет Страшный Суд, и праведники соединятся в вечной жизни сто своими родными и друзьями. А живые люди, согласно учению Православной Церкви могут помочь душе умершего своими молитвами.

Начиная с момента отхода души умершего к Господу, его близкие люди могут и даже должны своим молитвенным обращением неустанно заботиться о посмертном бытии покинувшего этот мир человека – просить отпущения его грехов и счастливого преодоления мытарств. На 3, 9 и 40 дни традиции предписывают поминать умершего коллективно, но по-настоящему близким людям важно молиться о душе усопшего с самого первого дня его преставления к Господу. Какими словами и как правильно молиться об умершем в день его смерти – расскажет вам эта статья.

Что такое молитва об умершем

Молитва об упокоившемся человеке — важное духовное действие, наполненное прошением о долгожданном покое и радости блаженства для ушедших любимых людей. Господь даровал христианам невероятное благо — обещание вечной жизни, а значит, у каждого из нас есть надежда на будущую встречу с усопшим другом или родственником. Не все наши родные и близкие живут праведной жизнью, и страшно, когда смерть приходит внезапно: человек не успел покаяться, а пути назад нет. Веря в бессмертие души, оставшиеся в живых люди могут облегчить участь ушедшего человека своими молитвами.

Важно знать, что в Православной церкви молятся только о крещеных людях, но православным верующим дана благодать и право вымаливать своих близких в домашних молитвах, даже если те не приняли крещение в Православии.

Никто из нас живущих не земле не может точно знать, ад или рай уготован умершему ближнему. Ответ на этот вопрос знает только Господь Иисус Христос, а задача оставшихся на земле — умилостивить Творца, читая молитвы об упокоении души усопшего.

Как верят православные Христиане, обращение молитв к Господу Иисусу Христу способно принести избавление душе умершего, избавить от вечных мук и лишить испытаний – мытарств, по пути к Страшному Суду. Такие молитвы могут возноситься дома, в храме и даже в любоим другом месте, человек может молиться в одиночестве или вместе с близкими, в может подать записки об упокоении в Храм – в таком случае имя умершего будет поминаться священником на проскомидии во время молитвы в ходе Литургии.

Виды молитв об умерших

Православная Церковь допускает молитвенные обращения к Господу в любой форме – главное, чтобы вера была искренней, а молитва исходила от сердца. Тем не менее, за века церковной истории были созданы десятки текстов молитв об умершем, ставшие каноническими – традиция предписывает выбирать какой-то из них, в зависимости от того, кем вам приходился умерший. Строго следовать этим правилам и текстам не обязательно, однако молитвы, представленные ниже, созданы праведными и умными людьми, а потому их слова могут подойти вам для выражения ваших чувств и стремлений в отношении покойного.

Как правильно молиться об умершем

Перед тем как читать молитвы, нследует разобраться с тем, как правильно это делать. Православная Церковь указывает на несколько простых правил, соблюдение которых необходимо при молитве: прежде чем зачитать молитвенный текст, следует полностью сосредоточиться на произнесении молитвы; рекомендуется заранее очистить душу и разум, чтобы убедиться в том, что Бог услышит слова; необязательно наизусть заучивать молитвенные слова, поэтому их можно прочитать; произнося слова, надо отбросить все жизненные трудности и проблемы; зачитывать текст надо уверенно, искренне веря в помощь молитвы и ее силу.

Полная заупокойная молитва

Этой молитвой стоит просить у Господа помощи и заступничества за умершего друга или родственника, читая ее по утрам или вечером:

«Помяни, Господи Иисусе Христе, Боже наш, милости и щедроты Твоя от века сущия, ихже ради и вочеловечился еси, и распятие и смерть, спасения ради право в Тя верующих, претерпети изволил еси; и воскрес из мертвых, вознеслся еси на небеса и седиши одесную Бога Отца, и призираеши на смиренныя мольбы всем сердцем призывающих Тя: приклони ухо Твое, и услыши смиренное моление мене, непотребнаго раба Твоего, в воню благоухания духовнаго, Тебе за вся люди Твоя приносящаго. И в первых помяни Церковь Твою Святую, Соборную и Апостольскую, юже снабдел еси честною Твоею Кровию, и утверди, и укрепи, и разшири, умножи, умири, и непребориму адовыми враты во веки сохрани; раздирания Церквей утиши, шатания языческая угаси, и ересей восстания скоро разори и искорени, и в ничтоже силою Святаго Твоего Духа обрати.

Краткая заупокойная молитва

Есть короткий молитвенный текст, который произносят в любое время.

«Упокой, Господи, душу раба Твоего (рабы Твоея, раб Твоих) новопреставленного (ой, ых) (имя), и прости ему (ей, им) вся согрешения его (её, их) вольная и невольная и даруй ему (ей, им) Царствие Небесное. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Молитвы об умерших к Господу

Есть также две молитвы об умерших, которые обращаются прямо ко Иисусу Христу.

«Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежде жизни вечной усопшую раба(-у) Твоего (Твою) (имя), и как Благой и Человеколюбец, прощающий грехи и беззакония, отпусти и прости все вольные его (её) согрешения и невольные, избавь его (её) от вечных мук и огня геенского, и даруй ему (ей) причастие и наслаждение вечными Твоими благами, уготованных любящим Тебя: ведь хотя и согрешил(а) он(а), но не отступил(а) от Тебя, и без сомнения в Отца и Сына и Святого Духа, Бога в Троице славимого, веровала, и Троицу Единосущную православно даже до последнего своего издыхания исповедовала».

«Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное».

Молитва Пресвятой Богородице

«Пресвятая Владычице Богородице! К Тебе прибегаем, Заступнице наша: Ты бо скорая еси помощница, наша ходатаица у Бога неусыпающая! Наипаче же молим Тя в час сей: помози новопреставленному (-ной) рабу Твоему (рабе Твоей) (имя) прейти страшный и неведомый оный путь; молим Тя, Владычице мира, силою Твоею отжени от движимой страхом души его (ея) страшныя силы темных духов, да смятутся и посрамятся пред Тобою. Аминь».

Архангелу Михаилу

Молитву Архангелу Михаилу обращают, чтобы он помог человеку в преодолении смертных искушений и мытарств.

«О, Великий Михаиле Архангеле, помоги мне грешному рабу твоему (имя рек), избави мя от труса, потопа, огня, меча и врага льстивого, от бури, от нашествия и от лукавого. Избави мя, раба твоего (имя ), великий Архангеле Михаиле, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Cвятый Архангеле Божий Михаиле, если мои сродники (имена усопших…) находятся в огненном озере, то выведи их из вечного огня своим благословенным крылом и приведи их ко Престолу Божию и умоли Господа нашего Иисуса Христа чтобы простил им их грехи».

Ангелу-хранителю

О душе человека часто молятся его ангелу-хранителю, ведь даже после смерти он продолжает заботится о душе того человека, к которому приставлен.

«Господи Боже Великий Царю, Безначальный! Пошли, Господи, Архангела Твоего Михаила на помощь рабу Твоему (имя) изъяти мя от враг моих видимых и невидимых. О, Господень Михаиле Архангеле! демонов сокрушителю: запрети всем врагам борющимся со мною, сотвори их, яко овцы и сокруши их, яко прах пред лицем ветра. О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Шестокрылатых первый княже и воеводо небесных сил Херувим и Серафим. О, угодный Михаиле Архангеле, буди ми помощник во всех обидах, в скорбях, печалях; в пустынях, на распутьях, на реках и на морях — тихое пристанище. Аминь».

Общая молитва за умерших родственников

«Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежде живота вечнаго преставльшагося* раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога. Аминь».

Об усопших родителях.

За упокой родителей дети произносят следующие молитвенные слова. «Господь наш, Иисус Христос! Ты охраняешь сирот, защищаешь скорбящих и утешаешь плачущих. Прихожу я к тебе, сирота, плача и моля Тебя: услышь же Ты мою молитву и не отверни лица своего от вздохов моего сердца и слез очей моих! Молюсь Тебе, милосердный Господи, утоли печаль мою о родившем и воспитавшем меня, родителе моем (имя), душу же его, отошедшую к Тебе с почитанием Тебя и твёрдою надеждою на Твоё понимание и утешение, прими в Царство Своё Небесное. Преклоняюсь перед Твоею святою волею, и уповаю на Тебя, только не отними у них защиту Твою. Всем Господи, как судья мира Сего, грехи и пороки отцов Ты накажешь в детях их, внуках и правнуках даже третьего и четвёртого поколения. Аминь».

За умершего младенца

Чтобы помолиться за усопшего младенца, можно использовать следующую молитву:

«Помяни, Человеколюбче Господи, души oтшeдшиx раб Твоих младенцев, кои во утробе православных матерей умерли нечаянно от неведомых действий или от трудного рождения, или от некоей неосторожности, и потому не приняли святого таинства Крещения! Окрести их, Господи, в море щедрот Твоих и спаси неизреченной Твоею благостию». Родителей за умерших детей Молебен за умерших детей зачитывается родителями. «Господи Иисусе Христе, Боже наш, Владыко живота и смерти, Утешителю скорбящих! С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни, Господи, во царствии Твоем усопшаго раба Твоего, чадо мое (имя), и сотвори ему вечную память. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Аминь».

За мужа

Молебен вдовицы за супруга звучит так. «Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Ты — плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя. Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами. Ты, Господи Владыко всяческих, благословил еси сочетати мя со единем из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Яко Ты еси упование наше, Ты еси Бог, еже миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь!»

За супругу

Вдовец должен молиться за супругу следующим образом. «Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея (имярек), в Небесном Царствии Твоем. Владыко Вседержителю! Ты благоволил еси супружеский союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Аминь».

За усопшего от тяжелой болезни

Если человека не стало из-за заболеваний, существует такая молитва.

«Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый; сам, Господи, упокой душу усопшаго раба Твоего (усопшия рабы Твоея или усопших раб Твоих), [имя рек], в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное им (ею или ими), словом, или делом, или помышлением, яко благ и человеколюбец Бог прости. Яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо един без греха, правда Твоя, правда во веки, и слово Твое истина».

За внезапно умершего

Если человек умер внезапно, церковная традиция предлагает такой текст обращения к Богу.

«Господи Иисусе Христе, Владыко живота и смерти, Ты рекл еси в святем Твоем Евангелии: бдите, не весте бо, когда приидет Сын Человеческий, в оньже час не мните, Сын Человеческий приидет. Но мы, земнии и грешнии, предавшеся печалем и сластем житейским, забвению предаем час смерти своея, и тако призываеми бываем к Тебе, Судие неба и земли, внезапу, в час, в оньже не чаяхом и не мнихом! Аминь».

Молитва Господу Богу об умерших вне церкви

Некоторые утверждают, что проводить молебен за некрещеного человека нельзя, однако это не так. Молиться можно за всякого человека, даже за того, кто покинул мир вне церкви. Молитва о нем звучит так:

«Помяни, Господи, аще возможно есть, душу (имя), отшедшего от жизни сей в отступлении от Святой Твоей Православной Церкви! Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей, но да будет святая воля Твоя!»

За самоубиенного (от старца Льва Оптинского)

Хотя обычно Церковь очень осуждает самоубийц, все же существует способ просить Бога о снисхождении к ним с помощью молитвы от старца Льва Оптинского.

«Владыко, Господи, Милостивый и Человеколюбивый, к Тебе взываем: согрешихом и беззаконновахом пред Тобою, преступихом спасительныя Твоя заповеди и любве евангельския отчаявшемуся брату нашему (отчаявшейся сестре нашей) не явихом. Но не яростию Твоею обличи ны, ниже гневом Твоим накажи ны, Человеколюбче Владыко, ослаби, исцели сердечную скорбь нашу, да победит множество щедрот Твоих грехов наших бездну, и Твоея безчисленныя благости пучина да покрыет горькое слез наших море. Аминь».

Возможно, вам будет интересно:

У Бога все живы. Православный обряд погребения. Утешение скорбящему. Молитвы за усопших

Православный обряд погребения

Конец жизни человека

Как молиться за умирающего человека. Как читать канон над умирающим человеком. Для чего читается отходная.

Как молиться за умирающего человека. При конце жизни человека, при отходе его из этого мира, над ним читается особый канон – собрание песней-молитв, составленное по определенному правилу. «Канон» – слово греческое, в переводе означает «правило».

В православном молитвослове этот канон называется так: «Канон молебный при разлучении души от тела». Он читается «от лица человека, с душею разлучающегося и не могущаго глаголати» (говорить), и часто его называют отходною (молитвой).

Вот несколько тропарей (молитв-прошений) из этого умилительного канона, данных в переводе на русский язык: «Уста мои молчат, и язык ничего не говорит, но сердце вещает, потому что, снедая его, внутри меня разгорается огонь сокрушения и призывает неизреченными словами Тебя, Пресвятая Дево» (песнь 6); «Ночь смертная, мрачная, безлунная меня постигла неготового, она пропускает меня, неприготовленного, к долгому страшному пути. Да сопутствует мне Твоя милость, Владычице» (песнь 7); «Видя близкий конец своей жизни, вспоминая непотребные (безместные) мысли, поступки (деяния) души моей, люто (безжалостно) уязвляюсь стрелами совести. Но Ты, Всечистая, милостиво склонившись к душе моей, будь мне (за меня) ходатаицей пред Господом» (песнь 9).

Как читать канон над умирающим человеком. Молитвы и прошения, перед которыми есть примечания: «иерей» (священник), «молитва от иерея глаголемая» или «посем начинает иерей» – мирянами не читаются.

Канон начинаем читать с предначинательных молитв, иногда кратко обозначаемых в молитвослове: Трисвятое. По Отче наш. Господи, помилуй (12 раз). Далее канон читается по указанному порядку.

В каноне девять песней (вторая песнь не читается). В каждой из песней есть коротенькие молитвы-тропари (обращения к Богу, Пресвятой Богородице). Перед ними читается припев, указанный в 1-й песни. Перед ирмосом (первой молитвой каждой песни) припев не читается. Если перед началом тропаря стоит «Слава», то читать следует: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», если «И ныне» – «И ныне и присно и во веки веков. Аминь». В конце канона читают молитвы: Достойно есть. Трисвятое. По Отче наш. Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды).

Для чего читается отходная. В момент смерти человек испытывает тягостное чувство страха, томления. По свидетельствам святых отцов, человеку бывает страшно при разлучении души с телом; особенно тяжело душе первые три дня вне тела. При выходе из тела душа встречает Ангела-хранителя, данного ей при Святом Крещении, и духов злобы (бесов). Вид последних так ужасен, что душа мечется и трепещет при виде их.

Родным и друзьям умирающего нужно быть мужественными, чтобы попрощавшись с любимым человеком, постараться молитвой смягчить не столько телесные, сколько душевные его страдания, облегчить душе выход из тела.

Обряд погребения

Омовение и облачение умершего. Как молиться о человеке в первые дни после его смерти. Вынос тела. Церковное отпевание. Заочное отпевание. Погребение.

Омовение и облачение умершего. Ни один народ не оставлял без попечения тела своих умерших, причем погребение всегда сопровождалось приличествующими тому обрядами.

Святая вера Христова заставляет с почтением смотреть на христианина и тогда, когда он лежит бездыханен и мертв. Теперь тело этого христианина – добыча смерти, жертва тления, но все равно он член Церкви Христовой. В развалинах этого некогда величественного храма носился, жил и действовал животворящий Дух Божий (см.: 1 Кор. 6: 15—19). Тело христианина освящено приобщением Божественного Тела и Крови Христа Спасителя. Можно ли презирать Духа Святого, храмом Которого был умерший? Впоследствии же это мертвое и тленное тело христианина снова оживет и облечется нетлением и бессмертием (см.: 1 Кор. 15: 53). Поэтому наша Православная Церковь не оставляет чадо свое без материнского попечения и тогда, когда оно перешло из этого мира в далекую и неведомую страну вечности.

Трогательные обряды, совершаемые Церковью над гробом христианина, имеют глубокий смысл. Они основаны на внушениях святой веры, ведут свое начало от богопросвещенных Апостолов и первых христиан.

Тело усопшего тотчас после смерти омывают. Омовение должно простираться на все части тела. Омовение производится в знак духовной чистоты и непорочности жизни умершего, а также, чтобы он в чистоте предстал пред лицом Божиим после всеобщего воскресения.

Омывать тело нужно теплой водой, но не горячей, чтобы не распарить его. Когда омывают тело, читают Трисвятое («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас») или «Господи, помилуй». В доме зажигается лампада или свеча, которые горят до тех пор, пока там находится покойник.

При омовении нужно пользоваться мылом, мягкой тряпочкой или губкой.

После омовения тело христианина одевают в новые светлые одежды. Новые одежды как бы указывают на новое одеяние нашего нетления и бессмертия (см.: 1 Кор. 15: 53). Одежды одеваются сообразно званию или служению человека. Они изображают, что по воскресении человек должен дать отчет Богу, как он исполнил свой долг в том, к чему был призван.

Если вдруг на человеке во время кончины не было креста, то после омовения его обязательно надевают.

Руки и ноги усопшего связывают (развязывают их перед выходом из дома). Руки складывают так, чтобы правая была сверху. В левую руку умершего кладут икону (или крест): для мужчин – образ Спасителя, для женщин – образ Божией Матери. Можно и так: в левую руку – крест, а на грудь – святой образ. Это делается в знак того, что усопший веровал во Христа и предал Ему душу, что он в жизни предзрел (всегда имел) Господа перед собой, а теперь переходит к блаженному лицезрению Его со святыми.

Когда наступит время полагать усопшего во гроб, тогда кропят святой водой тело умершего и гроб внутри и снаружи. Можно окадить и ладаном. Затем тело переносят во гроб.

На лоб умершего кладут венчик. Его дают в церкви, когда усопшего привозят туда для отпевания. Некоторые люди покупают его для себя заранее. Умерший христианин украшается венцом как борец, с честью оставивший поле подвига, как воин, одержавший победу. На венчике находится изображение Господа Иисуса Христа, Пречистой Богоматери и Иоанна Предтечи с надписью: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас». Этим показывается, что окончивший свое земное житие надеется за свои подвиги получить венец (см.: 2 Тим. 4: 7 – 8) только по милосердию Триединого Бога и ходатайству Божией Матери и Предтечи Господня Иоанна.

Читайте также  Молитвы о замужестве и личной жизни Ксении Петербургской

Под плечи и голову усопшего кладут подушку, которую обычно делают из ваты. Тело покрывают простыней. Гроб, как правило, ставят посреди комнаты перед домашними иконами, обращая лицо умершего к выходу.

Вокруг гроба зажигают свечи (или хотя бы одну свечу) в знак того, что умерший перешел в область Света – в лучшую, загробную жизнь.

Как молиться о человеке в первые дни после его смерти. Когда тело усопшего омоют, оденут, то сразу же начинают читать канон, называемый «Последование по исходе души от тела» [1] . Если человек умер не дома и тела дома нет, то в день его смерти все равно читают этот канон.

Читать канон следует с предначинательных молитв, затем псалом 90-й, далее – по порядку, указанному в молитвослове.

Как и предыдущий канон, «Последование» разделяется на девять песней. Перед тропарями (песнями, начинающимися с красной строки) читается стих (припев): «Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (усопшей рабы Твоей)» с прибавлением полного имени усопшего.

Канон читается «за единоумершаго», то есть за только что умершего человека; поэтому не следует, читая припев «Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего», произносить еще имена недавно умерших знакомых, родителей, родственников и т. п. Канон читается только за одного.

В конце «Последования» находится особенное молитвенное обращение к Богу с произношением имени покойного: «Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося (-уюся) раба Твоего (рабу Твою), брата нашего (сестру нашу) (имярек [2] )…». После этой молитвы читают: «Вечная память рабу Твоему (рабе Твоей) (имярек), Господи».

«Последование» читается с той целью, чтобы милосердие Божие по молитве нашей за умершего облегчило душе горечь при расставании с телом и первый момент пребывания души вне тела.

Вот молитвенные прошения из этого канона: «Умерший отошел от нас, на Тебя, Спаситель, надежду возложив. Ты же, Господи, Бог Многомилостивый, даруй ему щедрое прощение» (5-я песнь); «Услыши, Святая Троице, молебные слова, приносимые Тебе в церкви об усопшем, и Богоначальным Твоим светом озари душу, омраченную суетными привязанностями к земной жизни» (4-я песнь); «Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его (умершего)» (из начального тропаря).

Затем в течение трех дней над умершим читают Псалтирь. Ее начинают читать с прошения: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь». Далее читают предначинательные молитвы и те, которые предваряют псалмы.

Псалтирь разделена на двадцать больших частей – на кафизмы. Перед каждой кафизмой повторяется трижды призыв поклониться Богу:

«Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу Цареви и Богу нашему».

После этого читается кафизма. По окончании нескольких псалмов, отделяемых словом «Слава», трижды говорится: «Аллилуиа! (трижды). Слава Тебе, Боже!» и повторяется молитвенное прошение за усопшего из «Последования»: «Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди…». После этой молитвы продолжается чтение псалмов 1-й кафизмы (затем 2-й и так далее).

В каждой кафизме трижды читается «Слава»; следовательно, трижды во время чтения кафизмы следует обращение к Богу с особым прошением (молитвой) о помиловании усопшего.

Псалтирь читается непрерывно (днем и ночью) над гробом христианина все то время, пока умерший остается непогребенным.

Так как у ближайших родных усопшего в первые три дня бывает много хозяйственных забот по организации похорон, то читать Псалтирь приглашают кого-либо из друзей, знакомых. Совершать чтение Псалтири по усопшему может всякий благочестивый мирянин.

Не без причины и не без цели Церковь с древнейших времен положила читать над гробом умершего книгу псалмов, а не другую книгу Священного Писания. Псалтирь воспроизводит все многообразные движения нашей души, живо сочувствует и нашей радости, и нашей скорби, много проливает утешения и ободрения в наше скорбящее сердце. Смерть ближних возбуждает в нас столько разнообразных чувств и мыслей! Чтение же Псалтири служит молитвой ко Господу об усопшем и утоляет скорбь близких о почившем…

По­сле­до­ва­ние от­пе­ва­ния мирян

ПО­СЛЕ­ДО­ВА­НИЕ ОТ­ПЕ­ВА­НИЯ МИРЯН

За­упо­кой­ная лития

Тро­па­ри, глас 4

Ек­те­ния

Еще мо­лим­ся о упо­ко­е­нии ду­ши усоп­ша­го ра­ба Бо­жия [или усоп­шия ра­бы Бо­жия ] , имя­рек, и о еже про­сти­ти­ся ему [или ей ] вся­ко­му пре­гре­ше­нию, воль­но­му же и невольному.

Еще мо­лим­ся о упо­ко­е­нии ду­ши усоп­ше­го ра­ба Бо­жия [или: усоп­шей ра­бы Бо­жи­ей ] (имя) , и о про­ще­нии ему [или: ей ] вся­ко­го со­гре­ше­ния, как воль­но­го, так и невольного.

Яко да Гос­подь Бог учи­нит ду­шу его [или ея ] , иде­же пра­вед­нии упокояются.

Дабы Гос­подь Бог во­дво­рил ду­шу его [или: её ] там, где пра­вед­ные об­ре­та­ют покой.

Ми­ло­сти Бо­жия, Цар­ства Небес­на­го и остав­ле­ния гре­хов его [или ея ] у Хри­ста, без­смерт­на­го Ца­ря и Бо­га на­ше­го, просим.

Ми­ло­сти Бо­жи­ей, Цар­ства Небес­но­го и от­пу­ще­ния гре­хов его [или: её ] у Хри­ста, бес­смерт­но­го Ца­ря и Бо­га на­ше­го, просим.

Лик: Гос­по­ди, помилуй.

Хор: Гос­по­ди, помилуй.

Свя­щен­ник про­из­но­сит сле­ду­ю­щую молитву

Свя­щен­ник го­во­рит отпуст:

Или иный:

Веч­ная те­бе па­мять, до­сто­бла­жен­ный и прис­но­па­мят­ный брат наш.

По мо­лит­вам свя­тых от­цов на­ших: ]

И взем­ше мо­щи усоп­ша­го, от­хо­дим в храм, преды­ду­щим свя­щен­ни­ком со све­ща­ми, диа­ко­ну с кадильницею.

Егда же при­и­дут в храм, мо­щи убо по­ла­га­ют­ся в па­пер­ти, [или в хра­ме, яко­же зде в ве­ли­цей Рос­сии обыче.]

Пса­лом 90

“Непо­роч­ны” (Ка­физ­ма 17)

И ныне: Аллилуиа.

И ныне: Аллилуия.

Ек­те­ния малая

Еще мо­лим­ся о упо­ко­е­нии ду­ши усоп­ша­го ра­ба Бо­жия [или усоп­шия ра­бы Бо­жия ] , имя­рек, и о еже про­сти­ти­ся ему [или ей ] вся­ко­му пре­гре­ше­нию, воль­но­му же и невольному.

Еще мо­лим­ся о упо­ко­е­нии ду­ши усоп­ше­го ра­ба Бо­жия [или: усоп­шей ра­бы Бо­жи­ей ] (имя) , и о про­ще­нии ему [или: ей ] вся­ко­го со­гре­ше­ния, как воль­но­го, так и невольного.

Яко да Гос­подь Бог учи­нит ду­шу его [или ея ] , иде­же пра­вед­нии упокояются.

Дабы Гос­подь Бог во­дво­рил ду­шу его [или: ее ] там, где пра­вед­ные об­ре­та­ют покой.

Ми­ло­сти Бо­жия, Цар­ства Небес­на­го и остав­ле­ния гре­хов его [или ея ] у Хри­ста, без­смерт­на­го Ца­ря и Бо­га на­ше­го, просим.

Ми­ло­сти Бо­жи­ей, Цар­ства Небес­но­го и от­пу­ще­ния гре­хов его [или: ее ] у Хри­ста, бес­смерт­но­го Ца­ря и Бо­га на­ше­го, просим.

Лик: Гос­по­ди, помилуй.

Хор: Гос­по­ди, помилуй.

Свя­щен­ник про­из­но­сит сле­ду­ю­щую молитву

И ныне: По­ми­луй ра­ба Тво­е­го [или ра­бу Твою ] .

Сла­ва: По­ми­луй ра­ба Тво­е­го [или: ра­бу Твою ] .

И ныне: По­ми­луй ра­ба Тво­е­го [или: ра­бу Твою ] .

Ек­те­ния малая

Еще мо­лим­ся о упо­ко­е­нии ду­ши усоп­ша­го ра­ба Бо­жия [или усоп­шия ра­бы Бо­жия ] , имя­рек, и о еже про­сти­ти­ся ему [или ей ] вся­ко­му пре­гре­ше­нию, воль­но­му же и невольному.

Еще мо­лим­ся о упо­ко­е­нии ду­ши усоп­ше­го ра­ба Бо­жия [или: усоп­шей ра­бы Бо­жи­ей ] (имя) , и о про­ще­нии ему [или: ей ] вся­ко­го со­гре­ше­ния, как воль­но­го, так и невольного.

Яко да Гос­подь Бог учи­нит ду­шу его [или ея ] , иде­же пра­вед­нии упокояются.

Дабы Гос­подь Бог во­дво­рил ду­шу его [или: ее ] там, где пра­вед­ные об­ре­та­ют покой.

Ми­ло­сти Бо­жия, Цар­ства Небес­на­го и остав­ле­ния гре­хов его [или ея ] у Хри­ста, без­смерт­на­го Ца­ря и Бо­га на­ше­го, просим.

Ми­ло­сти Бо­жи­ей, Цар­ства Небес­но­го и от­пу­ще­ния гре­хов его [или: ее ] у Хри­ста, бес­смерт­но­го Ца­ря и Бо­га на­ше­го, просим.

Лик: Гос­по­ди, помилуй.

Хор: Гос­по­ди, помилуй.

Свя­щен­ник про­из­но­сит сле­ду­ю­щую молитву

Бла­го­сло­вен еси, Гос­по­ди, / на­учи мя оправ­да­ни­ем Твоим.

При­пев: Бла­го­сло­вен Ты, Гос­по­ди, / на­учи ме­ня по­ве­ле­ни­ям Тво­им. Пс 118:12

Ек­те­ния малая

Еще мо­лим­ся о упо­ко­е­нии ду­ши усоп­ша­го ра­ба Бо­жия [или усоп­шия ра­бы Бо­жия ] , имя­рек, и о еже про­сти­ти­ся ему [или ей ] вся­ко­му пре­гре­ше­нию, воль­но­му же и невольному.

Еще мо­лим­ся о упо­ко­е­нии ду­ши усоп­ше­го ра­ба Бо­жия [или: усоп­шей ра­бы Бо­жи­ей ] (имя) , и о про­ще­нии ему [или: ей ] вся­ко­го со­гре­ше­ния, как воль­но­го, так и невольного.

Яко да Гос­подь Бог учи­нит ду­шу его [или ея ] , иде­же пра­вед­нии упокояются.

Дабы Гос­подь Бог во­дво­рил ду­шу его [или: ее ] там, где пра­вед­ные об­ре­та­ют покой.

Ми­ло­сти Бо­жия, Цар­ства Небес­на­го и остав­ле­ния гре­хов его [или ея ] у Хри­ста, без­смерт­на­го Ца­ря и Бо­га на­ше­го, просим.

Ми­ло­сти Бо­жи­ей, Цар­ства Небес­но­го и от­пу­ще­ния гре­хов его [или: ее ] у Хри­ста, бес­смерт­но­го Ца­ря и Бо­га на­ше­го, просим.

Лик: Гос­по­ди, помилуй.

Хор: Гос­по­ди, помилуй.

Свя­щен­ник про­из­но­сит сле­ду­ю­щую молитву

И по­сле воз­гла­са по­ем сле­ду­ю­щие тро­па­ри, глас 5

Пса­лом 50

Ка­нон, глас 6.
Ак­ро­стих его: “Ше­стую при­пе­ваю от­шед­ше­му песнь”.
Тво­ре­ние пре­по­доб­но­го Феофана.
Песнь 1

Песнь 3

Ек­те­ния малая

Еще мо­лим­ся о упо­ко­е­нии ду­ши усоп­ша­го ра­ба Бо­жия [или усоп­шия ра­бы Бо­жия ] , имя­рек, и о еже про­сти­ти­ся ему [или ей ] вся­ко­му пре­гре­ше­нию, воль­но­му же и невольному.

Еще мо­лим­ся о упо­ко­е­нии ду­ши усоп­ше­го ра­ба Бо­жия [или: усоп­шей ра­бы Бо­жи­ей ] (имя) , и о про­ще­нии ему [или: ей ] вся­ко­го со­гре­ше­ния, как воль­но­го, так и невольного.

Яко да Гос­подь Бог учи­нит ду­шу его [или ея ] , иде­же пра­вед­нии упокояются.

Дабы Гос­подь Бог во­дво­рил ду­шу его [или: ее ] там, где пра­вед­ные об­ре­та­ют покой.

Ми­ло­сти Бо­жия, Цар­ства Небес­на­го и остав­ле­ния гре­хов его [или ея ] у Хри­ста, без­смерт­на­го Ца­ря и Бо­га на­ше­го, просим.

Ми­ло­сти Бо­жи­ей, Цар­ства Небес­но­го и от­пу­ще­ния гре­хов его [или: ее ] у Хри­ста, бес­смерт­но­го Ца­ря и Бо­га на­ше­го, просим.

Лик: Гос­по­ди, помилуй.

Хор: Гос­по­ди, помилуй.

Свя­щен­ник про­из­но­сит сле­ду­ю­щую молитву

И по­сле воз­гла­са поем:

Се­да­лен, глас 6

Песнь 4

Песнь 5

Песнь 6

Ек­те­ния малая

Еще мо­лим­ся о упо­ко­е­нии ду­ши усоп­ша­го ра­ба Бо­жия [или усоп­шия ра­бы Бо­жия ] , имя­рек, и о еже про­сти­ти­ся ему [или ей ] вся­ко­му пре­гре­ше­нию, воль­но­му же и невольному.

Еще мо­лим­ся о упо­ко­е­нии ду­ши усоп­ше­го ра­ба Бо­жия [или: усоп­шей ра­бы Бо­жи­ей ] (имя) , и о про­ще­нии ему [или: ей ] вся­ко­го со­гре­ше­ния, как воль­но­го, так и невольного.

Яко да Гос­подь Бог учи­нит ду­шу его [или ея ] , иде­же пра­вед­нии упокояются.

Дабы Гос­подь Бог во­дво­рил ду­шу его [или: ее ] там, где пра­вед­ные об­ре­та­ют покой.

Ми­ло­сти Бо­жия, Цар­ства Небес­на­го и остав­ле­ния гре­хов его [или ея ] у Хри­ста, без­смерт­на­го Ца­ря и Бо­га на­ше­го, просим.

Ми­ло­сти Бо­жи­ей, Цар­ства Небес­но­го и от­пу­ще­ния гре­хов его [или: ее ] у Хри­ста, бес­смерт­но­го Ца­ря и Бо­га на­ше­го, просим.

Лик: Гос­по­ди, помилуй.

Хор: Гос­по­ди, помилуй.

Свя­щен­ник про­из­но­сит сле­ду­ю­щую молитву

И по­сле воз­гла­са поем:

Кондак, глас 8

Песнь 7

Песнь 8

Песнь 9

Ек­те­ния малая

Еще мо­лим­ся о упо­ко­е­нии ду­ши усоп­ша­го ра­ба Бо­жия [или усоп­шия ра­бы Бо­жия ] , имя­рек, и о еже про­сти­ти­ся ему [или ей ] вся­ко­му пре­гре­ше­нию, воль­но­му же и невольному.

Еще мо­лим­ся о упо­ко­е­нии ду­ши усоп­ше­го ра­ба Бо­жия [или: усоп­шей ра­бы Бо­жи­ей ] (имя) , и о про­ще­нии ему [или: ей ] вся­ко­го со­гре­ше­ния, как воль­но­го, так и невольного.

Яко да Гос­подь Бог учи­нит ду­шу его [или ея ] , иде­же пра­вед­нии упокояются.

Дабы Гос­подь Бог во­дво­рил ду­шу его [или: ее ] там, где пра­вед­ные об­ре­та­ют покой.

Ми­ло­сти Бо­жия, Цар­ства Небес­на­го и остав­ле­ния гре­хов его [или ея ] у Хри­ста, без­смерт­на­го Ца­ря и Бо­га на­ше­го, просим.

Ми­ло­сти Бо­жи­ей, Цар­ства Небес­но­го и от­пу­ще­ния гре­хов его [или: ее ] у Хри­ста, бес­смерт­но­го Ца­ря и Бо­га на­ше­го, просим.

Лик: Гос­по­ди, помилуй.

Хор: Гос­по­ди, помилуй.

Свя­щен­ник про­из­но­сит сле­ду­ю­щую молитву

И по­сле воз­гла­са поем:

Са­мо­глас­ны пре­по­доб­но­го Иоан­на Дамаскина

Бла­жен­ны, глас 6

Свя­щен­ник: Мир всем.

И чтец: И ду­хо­ви твоему.

И па­ки диа­кон: Премудрость.

Свя­щен­ник: Мир всем!

Чтец: И ду­ху твоему.

Про­ки­мен, глас 6

Пер­вое по­сла­ние к Фес­са­ло­ни­кий­цам, за­ча­ло 270

Чтец: И ду­хо­ви твоему.

Чтец: И ду­ху твоему.

Ал­ли­лу­ия, глас 6

Лю­дие: И ду­хо­ви твоему.

Диа­кон: От Иоан­на свя­та­го Еван­ге­лия чтение.

Лик: Сла­ва Те­бе, Гос­по­ди, сла­ва Тебе.

Хор: И ду­ху твоему.

Диа­кон: От Иоан­на свя­то­го Еван­ге­лия чтение.

Хор: Сла­ва Те­бе, Гос­по­ди, сла­ва Тебе!

Диа­кон: Бу­дем внимать!

Еван­ге­лие от Иоан­на, за­ча­ло 16

Лик: Сла­ва Те­бе, Гос­по­ди, сла­ва Тебе.

Хор: Сла­ва Те­бе, Гос­по­ди, сла­ва Тебе!

Еще мо­лим­ся о упо­ко­е­нии ду­ши усоп­ша­го ра­ба Бо­жия [или усоп­шия ра­бы Бо­жия ] , имя­рек, и о еже про­сти­ти­ся ему [или ей ] вся­ко­му пре­гре­ше­нию, воль­но­му же и невольному.

Еще мо­лим­ся о упо­ко­е­нии ду­ши усоп­ше­го ра­ба Бо­жия [или: усоп­шей ра­бы Бо­жи­ей ] (имя) , и о про­ще­нии ему [или: ей ] вся­ко­го со­гре­ше­ния, как воль­но­го, так и невольного.

Яко да Гос­подь Бог учи­нит ду­шу его [или ея ] , иде­же пра­вед­нии упокояются.

Дабы Гос­подь Бог во­дво­рил ду­шу его [или: её ] там, где пра­вед­ные об­ре­та­ют покой.

Ми­ло­сти Бо­жия, Цар­ства Небес­на­го и остав­ле­ния гре­хов его [или ея ] у Хри­ста, без­смерт­на­го Ца­ря и Бо­га на­ше­го, просим.

Ми­ло­сти Бо­жи­ей, Цар­ства Небес­но­го и от­пу­ще­ния гре­хов его [или: её ] у Хри­ста, бес­смерт­но­го Ца­ря и Бо­га на­ше­го, просим.

Лик: Гос­по­ди, помилуй.

Хор: Гос­по­ди, помилуй.

Ве­до­мо же бу­ди, яко гла­го­ле­мо­му кое­муж­до про­ше­нию от диа­ко­на, во ели­ко гла­го­лет­ся про­ше­ние от него, гла­го­лет вы­ше­ре­чен­ную мо­лит­ву кийж­до свя­щен­ник, по чи­ну сво­е­му тай­но близ умер­ша­го, и воз­гла­ша­ет: Яко Ты еси воскресение:

Ныне же от пер­ва­го свя­щен­ни­ка, или ар­хи­ереа гла­го­лет­ся ве­лег­лас­но мо­лит­ва: Бо­же ду­хов: яко­же вы­ше речеся.

По воз­гла­се же бы­ва­ет целование.

Все же при­сут­ству­ю­щие свя­щен­ни­ки чи­та­ют ее тайно.

По­сле воз­гла­са на­чи­на­ет­ся про­ща­ние с усопшим.

Во вре­мя це­ло­ва­ния по­ем сле­ду­ю­щие сти­хи­ры, глас 2.
По­доб­ны: “Егда от древа:”

Тро­па­ри, глас 4

Ек­те­ния сугубая

Еще мо­лим­ся о упо­ко­е­нии ду­ши усоп­ша­го ра­ба Бо­жия [или усоп­шия ра­бы Бо­жия ] , имя­рек, и о еже про­сти­ти­ся ему [или ей ] вся­ко­му пре­гре­ше­нию, воль­но­му же и невольному.

Еще мо­лим­ся о упо­ко­е­нии ду­ши усоп­ше­го ра­ба Бо­жия [или: усоп­шей ра­бы Бо­жи­ей ] (имя) , и о про­ще­нии ему [или: ей ] вся­ко­го со­гре­ше­ния, как воль­но­го, так и невольного.

Яко да Гос­подь Бог учи­нит ду­шу его [или ея ] , иде­же пра­вед­нии упокояются.

Дабы Гос­подь Бог во­дво­рил ду­шу его [или: её ] там, где пра­вед­ные об­ре­та­ют покой.

Ми­ло­сти Бо­жия, Цар­ства Небес­на­го и остав­ле­ния гре­хов его [или ея ] у Хри­ста, без­смерт­на­го Ца­ря и Бо­га на­ше­го, просим.

Ми­ло­сти Бо­жи­ей, Цар­ства Небес­но­го и от­пу­ще­ния гре­хов его [или: её ] у Хри­ста, бес­смерт­но­го Ца­ря и Бо­га на­ше­го, просим.

Лик: Гос­по­ди, помилуй.

Хор: Гос­по­ди, помилуй.

Свя­щен­ник про­из­но­сит сле­ду­ю­щую молитву

[Свя­щен­ник: Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­це, спа­си нас. ]

[Свя­щен­ник: Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца, спа­си нас! ]

Молитва о новопреставленном

Умерший человек, с момента смерти которого прошло не более 40 дней, считается новопреставленным. Считается, что первые 2 дня душа умершего находится на земле и только на третий день переносится на небеса, где будет находиться до 40 дня. Православные молитвы об усопшем человеке помогают его душе пройти все воздушные мытарства, и способствуют прощению Господом свершенных земных прегрешений.

Молитва о новопреставленном до 40 дней

В период до 40 дней молитвы об усопшем человеке следует читать, следуя определенным правилам. Все дело в том, что со дня наступления смерти Господь призывает к себе своего раба и с этого момента начинается сложный и тернистый путь для определения места для души усопшего.

Текст молитвы, читать над телом усопшего до 3 дней

Третий день после смерти человека называется третинами. На данные сутки душа упокоившегося отправляется на небо. Поэтому очень важно все три дня возносить молитвы над телом и после похорон, чтобы душа не маялась, а получила временное успокоение.

Сразу после смерти совершается специальный обряд омовения и облачения покойного. После него близкие люди могут прочитать молитву-обращение к Ангелу Хранителю над телом покойного.

Звучит она следующим образом:

Молитва за упокой после похорон

Молитва за упокой сразу после похорон очень важна, так именно в этот момент душе очень важна поддержка живущих близких людей. Ни в коем случае нельзя относится небрежно к умершим людям, так как в этом случае Господь оценит такое отношение и не окажет снисходительности к душе умершего на Страшном Суде.

Считается, что после похорон лучше всего прочесть специальную молитву в храме. Это самая сильная молитва. С ее помощью можно вымолить прощение многих грехов покойного человека, которые он свершил при жизни.

Текст молитвы после похорон звучит так:

Молитва на 9 день после смерти

С третьего на девятый день на небесах душе усопшего показывают райские кущи. После этого ей придется блуждать по аду, переживая разные мытарства. Чтобы поддержать душу усопшего перед ожидаемыми испытаниями, в тот день рекомендуется обязательно устраивать поминки.

Молитва, которая читается на 9 день после смерти, звучит так:

Молитва к Пресвятой Богородице за новопреставленного

Очень сильной молитвой за новопреставленного является обращение к Пресвятой Богородице. При жизни Пречистая Дева Мария испытала много горя, связанного с потерей близких людей. Поэтому ее молитвы всегда успокаивают, но самое главное, то такие обращения обязательно учитываются Господом при вершении Суда.

Молитва об упокоении души новопреставленного

До 40 дней молитва к Пресвятой Богородице за новопреставленного звучит следующим образом:

Молитва о новопреставленном усопшем после 40 дней

После 40 дней молиться об упокоении усопшего, обращаясь к Пресвятой Богородице, нужно в специальные дни, а также тогда, когда в этом возникает внутренняя необходимость. Для этого не обязательно посещать. Можно возносить молитву Пречистой Деве Марии в домашних условиях перед ее образом.

Звучит молитва так:

Какие молитвы принято читать об усопших и зачем это нужно

Согласно канонам православной веры, умершие люди, если за них возносятся молитвы за упокоение души, получают облегчение, а иногда и освобождение от загробных Божьих наказаний за свершенные при земной жизни прегрешения. Об это говорит Святитель Иоанн в своей «Жизни после смерти».

Звучит это приблизительно так:

Поминовение новопреставленного должно обязательно проводиться на 3,9 и 40 день. При этом:

  • В 3-й день после смерти поминальные молитвы читаются в честь тридневного Воскресения Иисуса Христа и образа Пресвятой Троицы.
  • В 9-й день после смерти молитвенные обращения совершаются в честь девяти ангельских чинов, являющихся слугами Царя Небесного и ходатайствующих о помиловании усопшего.
  • В 40 -й день, по преданию апостолов, основанием для молитв является сорокадневный плач израильтян о кончине Моисея.

После 40 дня особенно сильны поминовения на Литургии, которые совершаются священниками для упоминания усопших верующими подаются специальные записки. Следует понимать, что определенного установленного числа молитв, гарантирующих попадания душ в рай не существует. Живущие не могут ничего знать о Божьем Суде. Поэтому при каждом возможном случае следует подавать записку в храме перед проведением Литургии.

Кроме того поминальные молитвы важны для живущих, так как только с их помощью можно утолить скорбь разлуки с умершим человеком. Во время молитвенных обращений приходит понимание того, что христианство не связывает жизнь с концом всего. Она является переходным этапом, который предначертано Богом пройти любому человеку. Смерть с точки зрения христианства — это переход на другой, более совершенный уровень жизни. Душа бессмертна, поэтому провожать ее в другой мир всем живущим нужно не слезами, а молитвой за упокой души. А после того, как ее участь будет решена на Божьем Суде, необходимо поддерживать ее периодическим чтением молитв за упокой в определенные, назначенные Церковью дни. В это время читаются панихиды — общественные богослужения.

Какие молитвы читать до похорон и после них

Людям, придерживающимся сугубо светских взглядов, представляется, что умершему уже ничем нельзя помочь. Остаётся лишь организовать похороны, провести поминки, поставить на могиле памятник и сохранить о человеке, ушедшем из жизни, добрую память.

Православные верующие, напротив, убеждены в том, что покойному, точнее, его душе можно оказать действенную помощь молитвенным поминовением. Молитва за усопшего бывает краткой, выраженной своими словами, и даже безмолвной, когда говорить невозможно из-за глубокого горя, но может быть и продолжительной, ежедневной, следующей традиционно установленным канонам.

Какую пользу приносят душе умершего молитвы живых?

Согласно учению Церкви, исключительно важно молиться за недавно скончавшегося православного именно в первые сорок дней со времени смерти, так как за этот срок определяется место временного, до Страшного суда, пребывания его души в раю или аду.

После смерти христианин уже никак не может самостоятельно облегчить свою участь. Она может быть изменена только молитвами родных и близких, поминовением на литургии, раздачей милостыни с просьбой помянуть человека.

Отпевание — особый обряд, который, согласно христианскому вероучению, освобождает покойного от земных прегрешений и направляет его душу к жизни вечной.

Передаётся история о том, как в Киево-Печерском монастыре похоронили умершего монаха, имевшего многие грехи не исповеданные. Спустя время игумен и насельники монастыря во снах своих увидели, как мучается в аду нерадивый их собрат. Иноки стали молиться за грешника, и лицо его в новых видениях, приходивших им, светлело и умиротворялось. Молитвами братии грехи усопшего были прощены, и он попал в райскую обитель.

Читайте также  Как молиться чтобы молитва была услышана

Домашние молитвы об усопшем и записки, подаваемые в храме

Если подготовка тела усопшего к православным похоронам проводится дома, то при омовении читают «Трисвятое» или «Господи, помилуй». Затем покойного облачают в чистые, по возможности новые одежды, возжигают лампаду или свечу, которая будет гореть всё то время, пока тело находится в доме, и читают каноническое «Последование по исходе души от тела», а затем Псалтирь по усопшему с усиленными молитвами о новопреставленном.

Если человек скончался вне дома и тело перевезено в морг, то «Последование по исходе души от тела» читают в красном углу перед иконами, а затем переходят к Псалтири по усопшему.

В самый день смерти надо позаботиться также о церковном поминовении покойного. Лучше всего заказать Сорокоуст. Для этого в храме, на листочке «О упокоении» вверху пишется «Сорокоуст», а строчкой ниже — имя покойного в родительном падеже. По этой записке умершего будут поминать за Божественной литургией в течение 40 дней.

После отпевания в третий день родные и близкие читают Канон об усопшем. Также традиционно читается Псалтирь по усопшим. Правила чтения есть внутри самой Псалтири, там написано, что читать, как и когда поминать покойного.

Как читать молитвы об усопшем

Действие молитвы сравнивают с открытием двери, через которую в душу входит благодать Христова. Поэтому моление, совершаемое со вниманием и благоговением, очищает самого молящегося и оказывает целительное действие на душу усопшего.

Действенность молитвы за умершего прямо зависит от того, живёт ли сам молящийся по заповедям Христовым, готов ли он к «утруждению тела и скорби сердечной», без которых, как писали святые отцы, не будет иметь души всякое молитвословие.

Святитель Феофан прямо высказывался о том, что одно лишь церковное поминовение без молитв родных и близких не имеет должной силы: «Если никто [из близких] не воздохнет от души, то молебен протрещат, а молитвы о болящей не будет. То же и проскомидия, то же и обедня. Служáщим молебен и на ум не приходит поболеть пред Господом душою о тех, коих поминают на молебне. Да и где им на всех наболеться?!»

Молитва за умерших, отпевание, сорокоусты

Молитва за умерших, отпевание, сорокоусты

Когда обычно в последний раз человек на землю приходит? Когда его погребают. Поэтому всякие заочные отпевания — вещь крайне ненормальная. Понимаете? Человеку надо, чтобы тело, освященное Святыми Тайнами, было в храме Божьем, чтобы он мог последний раз помолиться. Причем лучше привезти тело до Литургии, чтобы душа умершего могла постоять на последней Литургии, выслушать, как с ним попрощаются, потому что он все слышит. Ведь прощение нужно потому, что человек реально слышит. Понимаете?

Мы целуем тело, а рядом стоящая душа слышит и должна простить. Помните, что если умрете, не простив, дорога прямо в ад, без оговорок. Поэтому при жизни приучайтесь прощать. Непрощающий и после смерти не простит и куда пойдет, тоже понятно.

— А мы у покойника тоже прощения должны просить?

— Должны, искренне причем. Это последний момент, когда можно с ним помириться, поэтому безобразно поступают те, которые пытаются тело сбагрить, чтобы не отпевали и так далее. Обязательно просите, чтобы было очное отпевание. Заочное отпевание приемлемо только для тех, у кого нет места по захоронению: утонул человек в море, погиб во время войны, неизвестно где. Для остальных это просто ненормальное явление. Это очень важно. Позаботьтесь при жизни, чтобы там, где вас будут отпевать, не сокращали службу. Не постесняйтесь подойти к священнику, и, если вы сами поговорите, смело могу заверить, что никакой священник не будет сокращать службу, если только в самых экстремальных ситуациях, например, если отпевание в Страстную Пятницу.

— На какой день отпевают?

— На третий день. Как вы знаете, чины отпевания бывают разные: младенцев, монахов, мирян, священников, епископов, дьяконов. А есть специальный чин отпевания на Пасху, когда за упокой почти ничего нет, только ектенья. Только Пасхальная служба.

— Где человек должен три дня находиться?

— По-разному, как я уже говорил.

— Тело, где оставлять?

Христиане, ближние, конечно, должны, по-хорошему, сами помочь омыть. Все-таки лучше ближнему оказать свою почесть покойному. Помните, что мирян омывают, священников обтирают освященным маслом, а монахам обтирают губы, руки и ноги. Монахов не омывают. Помните, что почести оказанные покойному, являются добродетелями для христианина, за которые награду получают на небесах. А о великой награде, которая дается за погребение людей, особенно которых некому погребать, говорится в книге Давида. Это, действительно, великая награда, которую даст Господь, когда тело будет воскрешено в последний день.

Что делать ближним после смерти? Немедленно начинать подавать как можно больше сорокоустов, чтобы, сколько можно в разных местах, люди молились. Очень хорошо подать записку на Святую гору Афон на Афонском подворье. С первого же дня надо подавать. Можно — и в святой город Иерусалим на Иерусалимском подворье. Очень просто: приезжаете на Иерусалимское подворье и можете подать, чтобы поминали у Гроба Господня. Москвичам очень удобно. Есть Иерусалимское подворье, храм Воскресения Словущего (апостола Филиппа) на Арбате. Родственников нужно просить, чтобы они в течение сорока дней читали обязательно Псалтырь подряд, хотя бы кафизму. Если у вас есть близкие друзья, просите, чтобы они молились за вас, установили суточные молитвы. Бывают случаи, когда специально нанимают людей, которые читают Псалтырь круглосуточно. Это тоже великую пользу имеет, потому что Псалтырь защищает от нападений демонов. Эта молитва как бы окружает человека. Зачем нужно отпевание? Чтобы человек в третий день, когда он поднимается на небеса, был защищен, окутан молитвами Церкви, чтобы в этот день Литургия была отслужена, если разрешает Устав (Например, перед постом не разрешается).

Читайте также

Молитва за умерших

Молитва за умерших По учению Православной Церкви, после окончания земной жизни человека над ним совершается частный суд. Но «мздовоздаяние после частного суда не есть решительное и окончательное, а есть только предвкушение душами полного блаженства или мучения» [207, с.

Синодик, или Молитва Кирилла Иерусалимского об умерших в переводе и редакции преп. Нила Сорского[2]

Синодик, или Молитва Кирилла Иерусалимского об умерших в переводе и редакции преп. Нила Сорского[2] Творение Нила Старца. Слушай внимательно читаемое.Помяни, Господи, души усопших рабов Своих и рабынь, создания руки Божией, людей: прадеда нашего Адама, созданного из земли,

Молитва родителей за умерших детей

Молитва родителей за умерших детей Господи Иисусе Христе, Боже наш, Владыко жизни и смерти, Утешитель скорбящих! С сокрушённым и умилённым сердцем прибегаю к Тебе и молюсь Тебе: помяни, Господи, во царствии Твоём усопшего раба Твоего, чадо моё (имя), и сотвори ему вечную

479. Как поминать умерших в сектантстве родителей. Состояние душ умерших грешников. О чистилище и мытарствах

479. Как поминать умерших в сектантстве родителей. Состояние душ умерших грешников. О чистилище и мытарствах Письмо к сомневающемуся о полученном разрешении грехов Милость Божия буди с вами! Замедлил я ответом вам. Прошу извинить. Спрашиваете, как поминать умерших в

Молитва за умерших

Молитва за умерших Человекам положено однажды умереть, а потом суд Евр. 9, 27 Идея молитвы за души умерших родилась первоначально в церкви около шестого века и уже в седьмом веке приняла форму догмата. Мысль о такой молитве, была открыто высказана папой Григорием Великим.

Молитва об умерших младенцах, не сподобившихся почему-либо святого крещения, и мертворожденных

Молитва об умерших младенцах, не сподобившихся почему-либо святого крещения, и мертворожденных Помяни, Человеколюбче Господи, души отшедших раб Твоих – младенцев, кои во утробе православных их матерей умерли нечаянно от неведомых действий, или от труднаго рождения, или

Молитва о мертворожденных и умерших младенцах, не сподобившихся святого крещения

Молитва о мертворожденных и умерших младенцах, не сподобившихся святого крещения Помяни, Человеколюбче Господи, души отшедших раб Твоих – младенцев, кои во утробе православных их матерей умерли нечаянно от неведомых действий, или от трудного рождения, или от некоей

Заочное отпевание

Заочное отпевание Заочное отпевание церковными канонами запрещено. Но если по какой-то причине нет возможности совершить отпевание тела в храме, совершается заочное отпевание покойного.Родственники умершего должны заказать отпевание в одной из церквей. После

Молитва мученику Уару за умерших младенцев, не успевших принять Святое Крещение

Молитва мученику Уару за умерших младенцев, не успевших принять Святое Крещение О, святый мучениче Уаре досточудный!Ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко

Молитва за умерших

Молитва за умерших Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (имена) и всех усопших сродников и благодетелей моих, и прости их вся согрешения вольная и невольная, и даруй им царствие небесное.(Упокой, Господи, души усопших рабов Твоих (имена) и всех усопших сродников и

Отпевание

Отпевание В службе отпевания есть трудные моменты. Нужно собрать всю нашу веру и всю нашу решимость, чтобы начать эту службу словами: Благословен Бог наш… Порой это предельное испытание для нашей веры. «Господь дал, Господь взял, да будет имя Господне благословенно», —

Молитва за умерших

Молитва за умерших Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (имена) и всех усопших сродников и благодетелей моих, и прости их вся согрешения вольная и невольная, и даруй им царствие небесное.Так мы называем умерших, потому что люди после смерти не уничтожаются, а души их

Отпевание

Отпевание И еще боль за тех молодых и старых людей, приходящих в храм совсем по другой, печальной причине. Рождение и смерть. Начало жизни и конец. Две самые таинственные точки в загадке жизни. Отпеваний совершается примерно столько же, сколько крестин. Чаще, правда,

Молитва детей за умерших родителей

Молитва детей за умерших родителей Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты сирых Хранитель, скорбящих Прибежище и плачущих Утешитель. Прибегаю к Тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей

Молитва об умерших некрещеными, святому мученику Уару (19 октября/1 ноября)

Молитва об умерших некрещеными, святому мученику Уару (19 октября/1 ноября) Святой мученик Уар и семь учителей христианских, жили в Египте в период особых гонений на христиан (конец III – начало IV века). Уар был военачальником и тайным христианином. Он оказывал помощь многим

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector