Молитва чешской людмиле

Молитва чешской людмиле

Молитва чешской людмиле

Людмила Чешская

  • Статья
  • Молитвы

Оставльша тьму идолослужения / и с горячей любовию прияв свет Православныя веры Христовы, / явися ты, святая Людмило, яко звезда утренняя, / и светом святости твоея / истинный день Богопочитания в Честей земли начав.

Храм твой всечестный, / яко цельбу душевную обретше, вси вернии / велегласно вопием ти: / дево мученице Людмило, великоименитая, / Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

О святая угоднице Христова, мученице княгине Людмило, первоугоднице Чешския страны и стольнаго града Праги украшение, теплая о нас пред Богом молитвеннице! Се мы, многогрешнии, смиренно припадающе, молим тя: не попусти нам погибнути в тине грехов наших, но вознеси о нас моление ко Господу, да помилует нас и дарует нам покаяние. О преблагая мати Людмило! Не забуди посещати чад твоих, аще бо и преставилася еси от нас в Небесныя обители, вкупе со внуком твоим, святым мучеником Вячеславом. Темже, святая прамати его, испроси и нам, грешным, Божие благословение на чада наша и на всех нас, да и мы, многогрешнии, возблагодарим Господа за подаяние Его благодати и купно с тобою да прославим Отца и Сына и Святаго Духа и твое великое заступление о нас во веки веков. Аминь.

Песнь 1

Ирмос: Колесницегонителя фараона погрузи, чудотворяй иногда Моисейский жезл, крестообразно поразив, и разделив море, Израиля же беглеца, пешеходца спасе, песнь Богови воспевающа.
Припев: Святая мученице, Людмило, моли Бога о нас.
Слове Божий, Христе, слова ми подаждь дар, да пою Тя, Животе Неисчерпаемый, и да славлю мученицу Твою Людмилу, песнь Ти поюще: поим Господеви, славно бо прославися.
Святая мученице, Людмило, моли Бога о нас.
Венец нетленный приявши во страдании своем, моли, Людмило, Бога Славного венцы светлии даровати нам, да, приявше я, воспоим: поим Господеви, славно бо прославися.
Слава: Яко агница непорочная ведена была ты на заклание, ни едино же слово вопреки рекше; обаче воспела еси песнь Богови: поим Господеви, славно бо прославися.
И ныне: Тя, Пречистая, вси роди ублажают, яко носила еси во чреве Превечного Бога, к Немуже молися за мир, купно с Людмилою мученицей, поющей: поим Господеви, славно бо прославися.

Песнь 3

Ирмос: Утверждей вначале Небеса разумом, и землю на водах основавый, на камени мя, Христе, заповедей Твоих утверди, яко несть свят, паче Тебе, Едине Человеколюбче.
Святая мученице, Людмило, моли Бога о нас.
Ангели светлии сретили на воздусе душу твою пресветлую, страданием невинным убеленную, молитвою преукрашенную, любовию озаренную, песнь Богови поющею: свят еси, Господи, и поет Тя дух мой.
Святая мученице, Людмило, моли Бога о нас.
Яко звезда огненная, яко Ангел пресветлий вознеслася еси душа твоя на Небеса, Людмило, преозаренная благодатию Святаго Духа, поющая: Свят еси, Господи, и поет Тя дух мой.
Слава: Молимся ти, Людмило славне, помолися за мир ко Владыке, и помоги всем, помощи чающим, утеши скорбящих, возрадуй унывающих, да вопиют и они ко Господу: Свят еси, Господи, и поет Тя дух мой.
И ныне: Ублажаем Тя вси, о Богомати, яко Матерь Бога нашего, якоже прорекла еси, и поем Тя с Людмилою мученицей, и Господу зовем: Свят еси, Господи, и поет Тя дух мой.

Песнь 4

Ирмос: Ты моя крепость, Господи, Ты моя и Сила, Ты мой Бог, Ты мое Радование, не оставль недра Отча, и нашу нищету посетив, тем с пророком Аввакумом зову Ти: силе Твоей слава, Человеколюбче.
Святая мученице, Людмило, моли Бога о нас.
Честна пред Господем смерть твоя, мученице, бысть, за неяже венец прияла еси, венец нетленный, темже молися ко Господу, да подаст и нам венцы Царствия, да поем Ему присно: слава силе Твоей, Господи.
Святая мученице, Людмило, моли Бога о нас.
Егда убивающие тя проклинали тя, ты их благословляла, якоже Христос, Емуже все житие твое посвятила еси; темже сподоби и нас, внегда скорбни будем, пети Владыце: слава силе Твоей, Господи.
Слава: Несть бози идоли ваши, — рекла еси, Людмило, сродником твоим, жаждущим отвратити тя от веры истинная, за неяже и смерть прияла безвинную, — но Един Бог Есть, Бог Свят, Емуже Церковь Христова взывает: слава силе Твоей, Господи.
И ныне: Исповедуем вси Тя, Пречистая Дево Марие, Истинною Богородицею, Носившею во чреве Бога Истиннаго, Приявшего плоть от Тебе и неложно воплощься на земли Жившаго, и Распятаго, и Воскресшаго, вопиюще Ему с Людмилою: слава силе Твоей, Господи.

Песнь 5

Ирмос: Вскую мя отринул еси от лица Твоего, Свете Незаходимый, и покрыла мя есть чуждая тьма окаяннаго, но обрати мя, и к свету заповедей Твоих, пути мои направи, молюся.
Святая мученице, Людмило, моли Бога о нас.
Царю Небесному, Егоже зриши ясно, помолися, Людмило, за всех, помощи чающих, и спаси из глубины отчаяния всех гибнущих, и подай покой всем зовущим: Господи Боже наш, мир даждь нам.
Святая мученице, Людмило, моли Бога о нас.
Егоже всю жизнь свою пресветлую жаждала зрети, и служити Ему верно, ныне зриши ясно, Того моли, Людмило, спасти мир наш от злобы диаволи, от вражды и разделений, и даровати спасение поющим: Господи Боже наш, мир даждь нам.
Слава: Людмило, Божия агнице, зря ныне Агнца лицем к лицу и наслаждаяся общением сим, не забуди нас грешных, заблуждших во вражде, не ведущих пети: Господи Боже наш, мир даждь нам.
И ныне: Южики твои, Людмило, заклаша тя якоже агницу, незлобие и веру твою зря; темже молися о нас с Пречистой Девой Богородицей и всеми святыми, глаголющи: Господи Боже наш, мир даждь нам.

Песнь 6

Ирмос: Очисти мя, Спасе, многа бо беззакония моя, и из глубины зол возведи, молюся: к Тебе бо возопих, и услыши мя, Боже спасения моего.
Святая мученице, Людмило, моли Бога о нас.
Древо крестное спасе весь род человеческий силою Распятаго на нем Христа Бога нашего, темже, лобызающе и, вопием с Людмилою, крест свой смиренно понесшей: яко пророка Иону спаси нас, Господи.
Святая мученице, Людмило, моли Бога о нас.
Молитву непрестанную стяжала еси к Богу, хождаше пред Ним, якоже Енох, нощеденно, темже научи нас молитве истинней, да, обратившись к покаянию, умолим Бога за мир, глаголюще: яко пророка Иону спаси нас, Господи.
Слава: Исповедав Господа пред всеми, исповедана быв Господом пред Ангели, венец приявши радости светлый, уневестилася Господу, Егоже чаявши всю жизнь свою зрети, вопияла выну: яко пророка Иону спаси нас, Господи.
И ныне: Людмило богославная, твою память празднующе светло, воспоминаем страдания твоя, и дивимся кротости твоей, и молим ти ся: молися к Богородице, да простит нам беззакония наша, да молится ко Господу о нас, поющих: яко пророка Иону спаси нас, Господи.

Кондак, глас 6

От небес прияла еси любовь Божию, темже убита была еси от сродников, о Людмило пресветлая, молися о всех нас, верно чтущих тя.

Агницу непорочную, Людмилу, вернии, на небесех зряще, молящуюся за ны непрестанно, вси воспоим: Радуйся, себе в жертву Богу принесшая; радуйся, со Ангели на небеса вшедшая. Радуйся, мира Христова благоухание; радуйся, Божественными добродетельми осиянная. Радуйся, теплая предстательнице наша пред Богом; радуйся, вознесенная к Небесным чертогом. Радуйся, верных молитвам внимающая; радуйся, всякое желание благое исполняющая. Радуйся, праведнице, питавшая всех алчущих, радуйся, благой любовию утешавшая всех плачущих. Радуйся, яко злато в горниле, очищенная; радуйся, Небесной славы причащенная. Радуйся, святая мученице Людмило, Богу и людем Его милая.

Песнь 7

Ирмос: Превозносимый отцев Господь пламень угаси, отроки ороси, согласно поющия: Боже, благословен еси.
Святая мученице, Людмило, моли Бога о нас.
Молящуюся тя зря к Богу ныне, Людмило, радуется Церковь Чешская, радуемся и мы, яко обретохом предстательницу верную, дарующую нам радость Небесную, и зовем вси к Богу, Давшему нам тя: Боже, благословен еси.
Святая мученице, Людмило, моли Бога о нас.
Одеваяся днесь, яко ризою, светом; облачаяся днесь во Христову любовь, помяни, Людмило, мир твой, воспомяни о твоих сестрах и братиях, соедини их всех во едино и сподоби пети Господу: Боже, благословен еси.
Слава: Лесть бесовскую отгнала еси, о Людмило непорочная, и служила еси Богу всею жизнию своею, и любила Его всем сердцем и душою всею, и Ему одному прилеплялася, темже сотвори, да деем то же и мы, всегда в себе вопиюще: Боже, благословен еси.
И ныне: Изрядно же о Тебе, о Преблагословенная Марие, благодарим Бога нашего, Ты бо заступница есть всем нам, и земле Русской покров, спаси нас, Тебе зовем, яко Матерь всех Владыки, и научи нас пети Богу, с Людмилою купно: Боже, благословен еси.

Песнь 8

Ирмос: Седмерицею пещь халдейский мучитель богочестивым неистовно разжже, силою же лучшею спасены сия видев, Творцу и Избавителю вопияше: отроцы, благословите, священницы, воспойте, людие, превозносите во вся веки.
Святая мученице, Людмило, моли Бога о нас.
Божественный славы сподобилася еси, о Людмило мученице, и наслаждаешися днесь любовью Божией, ее же чаяла имети в себе; темже молися о нас, да возлюбим друг друга и, единомысленно исповедающе Отца и Сына и Святаго Духа, воспоем: Господа пойте, дела, и превозносите во вся веки.
Святая мученице, Людмило, моли Бога о нас.
О Людмило, мученице светлая, имущая одежду брачную святу, благоухающая неизреченно, добродетельми Божественными осиянна, преукраси ими и нас, да от всего сердца воспоим: Господа пойте, дела, и превозносите во вся веки.
Благословим Отца и Сына и Святаго Духа, Господа.
Слава: Глаголы наша внуши, Господи, якоже внял еси древле званию триех отроцев в пещи Вавилонстей, и подаждь нам любовь и сострадание, мир и радость с кротостию, молитвами святой мученицы Людмилы, зовущей: Господа пойте, дела, и превозносите во вся веки.
И ныне: Ангели служат Ти, Пресвятая, умы быстролетнии, песнь Трисвятую Богови воспевающие и славящие Тя непрестанно, яко Матерь Божию, Заступницу нашу, поющии: Господа пойте, дела, и превозносите во вся веки.

Песнь 9

Ирмос: Ужасеся о сем Небо, и земли удивишася концы, яко Бог явися человеком плотски, и чрево Твое бысть пространнейшее Небес. Тем Тя, Богородицу, Ангелов и человек чиноначалия величают.
Святая мученице, Людмило, моли Бога о нас.
Окорми нас, Людмило, настави на путь истинный, научи нас оправданием Христовым, яже исполнив в житии своем, освященной соделалася; даждь нам мудрость и силу, да познаем Божию правду, да восславим Бога и Богородицу в песнех величаем.
Святая мученице, Людмило, моли Бога о нас.
Не забуди нас, Людмило, людям бывшая милой в земной жизни твоей; предстоя престолу Божию, ходатайствуй о нас, да предстанем мы престолу сему страшному неосужденно, и да дерзнем воспети тамо Его Матери: Богородицу в песнех величаем.
Слава: Ангельскую песнь воспевая днесь Богу на Небесех, научи и нас молитве истинней, не остави нас грешных, но в бедах заступи, в унынии посети, в болезни исцели, в беззакониях обрати, о Людмило, да поминающе житие твое выну, зовем Богоотроковице: Богородицу в песнех величаем.
И ныне: Славим вси Бога, Создавшаго нас и Даровавшаго нам тя, Людмило, во предстательство, да спасены будем вси, да узрим лик Его, да будет на челах наших имя святое Его, и да поим со Ангелы Матери Его: Богородицу в песнех величаем.

Светилен

Радуйся, Людмило благодатная, ты бо всю страну Чешскую осветила светом Православия, прияла же смерть за Господа, вознеслася душою же на Небеса, и ныне нам помогаешь еси.

Молитвы святой Людмиле

Святые помогают и покровительствуют в самых разных делах: в личной жизни, на работе, в болезнях и горе. Но есть святые, которые покровительствуют путешественникам, заблудшим, женам, детям и даже бабушкам. О покровительнице последних, святой Людмиле, известно уже более тысячи лет, у неё просят за своих детей и внуков.

  1. История святой мученицы Людмилы Чешской
  2. В чем помогает молитва святой Людмиле?
  3. Тропарь, глас 4
  4. Кондак, глас 2
  5. Текст молитвы святой мученице Людмиле, княгине Чешской

История святой мученицы Людмилы Чешской

Супруги, князь Боривой и Людмила, были первыми правителями Богемии, историческое название Чехии, принявшими Крещение, произошло это в 882 году. Княжеская семья была знакома со святыми Мефодием и Кириллом, просветителями и создателями славянской азбуки. Под их влиянием христианство стало распространяться по Чешской земле. Людмила приняла христианскую веру будучи уже взрослой. Это было сознательное и взвешенное решение, поэтому молитву святой Людмиле Чешской читают, чтобы покаяться в грехах или нечистых помыслах.

Спустя всего несколько лет после Крещения князь погиб, а на престол взошел его сын Вратислав. Людмила все силы отдавала заботе о детях и искоренению язычества. Она молила Бога за своих детей, внуков и учила их любви к Господу. К сожалению, язычество всё ещё жило на Западе, особенно в тех местах, где выросла Драгомира – жена князя Вратислава. Новая княгиня притворялась христианкой, но всегда оставалась верна языческим богам. После смерти мужа Драгомира заняла престол и первом делом занялась возвращением языческих обычаев и устоев. Влияния Людмилы не хватало, чтобы противостоять Драгомире, поэтому она настояла на передаче престола сыну Вратислава и Драгомиры. В 18 лет Вячеслав стал князем Богемии, воспитанный бабушкой, он вновь призывал людей к христианству.

На этом история не закончилась. Драгомира не смогла перенести такого удара, всем сердцем она ненавидела Людмилу. Пожилая княжна отправилась в город Течин, в надежде избежать гнева невестки. Жизни Людмилы оборвалась в часовне, где её задушили нанятые Драгомирой убийцы. К могиле мученицы в Течине приходили толпы, там они молились за своих детей и внуков. Народная любовь к погибшей вызывала у Драгомиры страх, поэтому она возвела у могилы часовню святого Архангела Михаила, чтобы люди приписывали ей чудотворные свойства. И всё же на молитву продолжали приходить именно к могиле святой Людмилы. Спустя некоторое время князь Вячеслав перенес могилу бабушки в церковь святого Георгия в Праге.

В чем помогает молитва святой Людмиле?

В первую очередь святая известна, как покровительница и заступница детей и внуков. Молятся Людмиле за свою семью, просят наставить на истинный путь детей, помочь им с выбором и в бедах.

Православная молитва святой Людмиле должна произноситься от чистого сердца и лишь с благими намерениями. Искренняя просьба о своих внуках обязательна будет услышана святой, ведь не просто так упоминается имя Вячеслава в молитве Людмиле Чешской.

Мученицу просят о покаянии и помиловании как угодницу Христову. Отогнать греховные помыслы и укрепить веру поможет молитвенное обращение святой.

Тропарь, глас 4

Оста́вльша тьму идолослуже́ния/ и с гоpя́чей любо́вию пpия́в свет Пpавосла́вныя ве́pы Хpисто́вы,/ яви́ся ты, свята́я Людми́ло, я́ко звезда́ у́тpенняя,/ и све́том свя́тости твоея́// и́стинный день Богопочита́ния в Че́стей земли́ нача́в.

Кондак, глас 2

Храм Твой всечестны́й,/ я́ко цельбу́ душе́вную обре́тше вси ве́рнии,/ велегла́сно вопие́м ти,/ де́во му́ченице Людми́ло, великоимени́тая:// Христа́ Бо́га моли́ непреста́нно о всех нас.

Текст молитвы святой мученице Людмиле, княгине Чешской

О, святая угоднице Христова, мученице княгине Людмило, первоугоднице Чешския страны и стольнаго града Праги украшение, теплая о нас пред Богом молитвеннице! Се мы, многогрешнии, смиренно припадающе, молим тя: не попусти нам погибнути в тине грехов наших, но вознеси о нас моление ко Господу, да помилует нас и дарует нам покаяние. О, преблагая мати Людмило! Не забуди посещати чад твоих, аще бо и преставилася еси от нас в Небесныя обители, вкупе со внуком твоим, святым мучеником Вячеславом. Темже, святая прамати его, испроси и нам, грешным, Божие благословение на чада наша и на всех нас, да и мы, многогрешнии, возблагодарим Господа за подаяние Его благодати и купно с тобою да прославим Отца и Сына и Святаго Духа и твое великое заступление о нас во веки веков. Аминь.

Мученице Людмиле Чешской

Мученице Людмиле Чешской

О, святая угоднице Христова, мученице княгиня Людмило, первоугоднице Чешския страны и стольнаго града Праги украшение, теплая о нас пред Богом молитвеннице!

Се мы, многогрешнии, смиренно припадая, молим тя: не попусти нам погибнути в тине грехов наших, но вознеси о нас моление.

О, преблагая мати Людмило, не забуди присещати чад твоих, аще бо и преставилася еси от нас в Небесныя обители. Вкупе же и со святым мучеником и внуком твоим Вячеславом, егда подрасте отрок Вячеслав, отец его, твой же сын, по обычаю того времени испроси епископа и иереев со всем причтом церковным призвати на него благословение Божие. Епископ, отслужив в церкви Пресвятыя Богородицы и постави отрока на ступени храма, и благослови его тако: «Господи Боже Иисусе Христе, благослови сего отрока, якоже благословил еси праведных Твоих, Авраама, Исаака и Иакова, и венчай его, якоже венчал еси правоверных царей, равноапостольных Константина и Елену».

Тако же и ты, святая праматерь его, испроси и нам, грешным, Божие благословение на чада наша, и на всех нас, да и мы, многогрешнии, возблагодарим Господа за подаяние Его благодати. Да купно с тобою прославим Отца и Сына и Святаго Духа и твое великое заступление о нас во веки веков. Аминь.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Святой мученице Зинаиде

Святой мученице Зинаиде МолитваО, прехвальная мученице Христова Зинаидо, благонадежная наша пред Господем предстательнице. Тебе припадаем и молимся: даждь нам быть причастником любве твоея к Богу и ближнему – еюже при жизни святая твоя душа преисполнена бысть. Озари

Молитвы святой мученице Татиане

Молитва святой мученице Татиане О, святая мученице Татиано, невесто Сладчайшего Жениха Твоего Христа! Агнице Агнца Божественнаго! Голубице целомудрия, благоуханное тело страданьми яко одеждами царскими одеявшая, к ликом небесным сопричтенная, ликующая ныне во славе

Мученице Валентине

Мученице Валентине 10 (23) февраляО, многострадальная и премудрая мученице Христова Валентино!Ныне почитающе святую память твою, к тебе мы, грешнии и недостойнии, усердно прибегаем и во умилении сердец наших молимся. Ты паче всех благ земных Сладчайшаго Господа Иисуса

Мученице Дарии

Мученице Дарии 19 марта (1 апреля)О, святии угодницы Божии, Хрисанфе и Дарие!Подвигом добрым подвизавшеся на земли, восприяли есте на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый ваш образ, радуемся о преславнем скончании

Мученице Иулии (Юлие)

Мученице Иулии (Юлие) 16(29) июляО, святая мученице Иулие!Приими ныне нас, молящихся и припадающих к святой иконе твоей. Молися о нас, рабех Божиих (имена), да избавимся всяких скорбей и болезней душевных и телесных и благочестие поживем в настоящем житии, и в будущем веке

Мученице Татиане

Мученице Татиане 12 (25) январяО, святая мученице Татиано, невесто Сладчайшаго Жениха твоего Христа, агнице Агнца Божественнаго, голубице целомудрия, страданьми, яко одеждами царскими одеявшая, к ликом небесным сопричтенная, ликующая ныне во славе вечной, от дней юности

Святой мученице Параскеве Пятнице

Святой мученице Параскеве Пятнице Молитва первая О, святая и преблаженная мученице Христова Параскево, красото девическая, мучеников похвало, чистоты образе, великодушных зерцало, премудрых удивление, веры христианския хранительнице, идольския льсти обличительнице,

Мученице единой

Мученице единой МолитваО многострадальная и премудрая великомученице (имя)! Ты душею на небеси у престола Господня предстоиши, на земли же, данною тебе благодатию, различная совершаеши исцеления; призри убо милостивно на предстоящия люди и молящияся пред пречистым

Мученице

Мученице Тропарь, гл. 4Агница Твоя Иисусе (имя) зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю, и Тебе ищущи страдальчествую и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, да и живу с Тобою, но яко жертву непорочную

Мученице

Мученице Тропарь, глас 4Агница Твоя, Иисусе, (имя) зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю, и, Тебе ищущи, страдальчествую, и сраспинаюся, и спогребаюся Крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, да и живу с Тобою, но яко жертву непорочную,

Мученице Агриппине Римляныне

Мученице Агриппине Римляныне Агриппину Римляныну просят об избавлении от любых недугов, особенно тяжелых заболеваний и проказы. День памяти 23 июня/6 июля Святая мученица Агриппина жила в Риме в III в. Отказавшись от брака, она всю свою жизнь посвятила служению Истинному

Святой мученице Параскеве, нареченной Пятница

Святой мученице Параскеве, нареченной Пятница На Руси святая мученица Параскева Пятница считается одной из самых почитаемых святых – ей молятся об исцелении от болезней, особенно о сохранении здоровья маленьких детей. Также святая покровительствует семье, браку и

Читайте также  Молитва на успешную дорогу

Святой мученице Параскеве, нареченной Пятница

Святой мученице Параскеве, нареченной Пятница Тропарь, глас 4Премудрая и всехвальная Христова мученица Параскева, мужескую крепость приемши, женскую же немощь отвергши, диавола победи, и мучителя посрами, вопиющи и глаголющи: приидите, тело мое мечем ссецыте и огнем

Святой мученице Зинаиде

Святой мученице Зинаиде МолитваО, прехвальная мученице Христова Зинаидо, благонадежная наша пред Господем предстательнице. Тебе припадаем и молимся: даждь нам быть причастником любве твоея к Богу и ближнему – еюже при жизни святая твоя душа преисполнена бысть. Озари

Мученице Фомаиде Египетской

Мученице Фомаиде Египетской Тропарь, глас 4Агница Твоя, Иисусе, Фомаида, зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю, и Тебе ищущи страдальчествую и сраспинаюся, и спогребаюся Крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, да и живу с Тобою; но

16 ч. Память о святых чадах кн. ЛЮДМИЛЕ, кн. ВЯЧЕСЛАВЕ и пр. ПРОКОПИИ.

16 ч. Память о святых чадах кн. ЛЮДМИЛЕ, кн. ВЯЧЕСЛАВЕ и пр. ПРОКОПИИ. Блаженная Людмила, бабка св. кн. Вячеслава, была супруга христианского князя Богемии Боривоя12). – Великий просветитель славян, св. Мефодий, архиепископ соседней с Богемиею Моравии, преподал Боривою и

Икона великомученицы Людмилы Чешской

Святая мученица высокопочитаема в среде православных верующих, её имя записано в церковных календарях, а в храмах люди могут видеть образы с её ликом. Большое количество паломников России и зарубежья приезжают в один из московских соборов, чтобы поклониться останкам преподобной Людмилы и получить божественное благословение вместе с заступничеством.

Икона святой матушки покровительствует всем Людмилам, а также бабушкам, любимым матерям, работникам педагогического направления.

Как правильно молиться святому лику

Перед священным образом просят о божественном заступничестве и покровительстве для детей. В молитвенных прошениях и акафисте, обращенных к преподобной матушке, часто упоминают её внука, названного Вячеславом. Мальчик стал тем символом, через которого мольбы о заступничестве достигают духовных оболочек наших детей.

Читайте о молитвах за детей:

  • Молитва о внуках
  • Молитва матери о здоровье сына
  • Молитва благословение матери

Важно! Икона преподобной Людмилы Чешской избавляет семьи от раздоров и защищает от злобных умыслов. Перед её образом человек находит истинный благочестивый путь.

Молитвы могут произноситься не только по каноническому тексту, но и при помощи импровизации. Человек должен знать в точности о том, чего хочет испросить у святой иконы. Следует сконцентрироваться на желанном, очистив сердце и ум от лишних помыслов и колебаний.

Церковнослужители рекомендуют перед молитвами пройти Таинства причащения и покаяния, — тогда Господь вознаградит просящего за свершенные благие дела.

Изображение святой

На святых полотнах преподобная матушка предстает в длинном платье, голова её всегда покрыта княжеской шапочкой или повойником (древним головным убором замужних женщин), хвост которого спускается на шею.

  • Иногда иконописцы изображают на плечах веревку, символизирующую мучения преподобной Людмилы. На редких экземплярах богоугодная матушка держит в руках чашу с виноградом.
  • Существуют иконы, на которых перед верующими предстает маленький Вячеслав, внимающий учениям Священного Писания.
  • На других полотнах преподобная Людмила держит в левой деснице свиток, а в правой — православный крест. По бокам от основного лика, в рамках, располагаются Небесные Посланники, олицетворяющие поддержку от Господа, даруемую благочестивым людям.
  • Бросая взор на изображение божественной Людмилы, православные верующие интуитивно понимают, что она прожила смиренную жизнь в рамках ортодоксального христианства. В глазах мученицы мы видим следы пережитой скорби и радость принятия христианского учения. Икона преподобной Людмилы помогает обыкновенным мирянам преодолеть индивидуальные трудности, взрастить в сердце любовь.

Чтобы лично прикоснутся к святому изображению великомученицы, паломники приходят в церковь Николая Чудотворца, расположенную в московских Котельниках. В день памяти сюда торжественно привозят частицу мощей блаженной матери. Образу также можно помолиться в соборе Вячеслава Чешского, находящемся в Одинцово.

Важно! Девочкам, получившим при крещении имя Людмилы, следует почитать изображение преподобной мученицы и просить у неё сил для преодоления жизненного пути. Блаженная матушка, откликаясь на молитвенные прошения, милостиво предстает для человека божественной заступницей.

Церковная традиция вспоминает историю жизни блаженной Людмилы и воздает её хвалу ежегодно 29 сентября.

Краткое житие святой мученицы

Людмила родилась в семье сербского князя, которого звали Славибор, в 860 г. В молодом возрасте она, получившая достойное образование и умевшая говорить на нескольких языках, вышла замуж и покинула родные пенаты. Вместе с супругом, князем Борживоем, она отправилась в Чехию. Брак между отпрысками двух богатых родов послужил к объединению народов. Людмилу стали чтить как женщину, явившую Богемии веру и правду в своем лице.

Её образованность и добрый нрав разгоняли устоявшийся мрак заблуждения.

  • Супружеская пара склонялась к языческим традициям до знакомства с христианским просветителем Мефодием. Людмила и Борживой приняли крещение в 882 г. Став христианами, они воздвигли первый на чешской земле храм, освященный в честь святителя Климента. Супруги стремились распространить православие, финансируя строительство церквей и воскресных школ.
  • Однако старания не приводили к полному искоренению идолопоклонства в Чехии. У супругов было два сына и вдвое больше дочерей. В 39 лет ушел из жизни Борживой, а вскоре и старший сын Людмилы — Спитигнев. На княжеский престол взошел младший сын по имени Братислав. Жена последнего не желала распространения христианства, всем сердцем презирая Людмилу и проявляя неисправимое тщеславие. Вскоре у Братислава и его супруги Драгомиры родились непохожие по характеру сыновья.

Борживой, супруг Людмилы, применял несколько жестокие меры, стремясь возвести на территории Чехии христианство. Эта мысль отсылает нас к подобной истории становления учения Христа на территории Руси. Войска князя уничтожали капища и запрещали проводить любые языческие обряды, что вызывало большое недовольство жрецов, подстрекавших народ к неповиновению. Случилось восстание, которое сумели погасить только при помощи союзных войск. Борживой снизил давление на жрецов, а через некоторое время его душа отошла к Творцу.

После смерти своего младшего сына Людмила приняла на себя обязанности воспитания внука Вячеслава. Драгомира же, получившая права регента, продолжала вести борьбу против христианского учения. Она отменяла неугодные ей законы, что повлекло рост языческих капищ на чешской земле. Людмила всеми силами препятствовала властным замыслам Драгомиры, но последняя была объята языческим безумием и решила убить благочестивую княгиню.

  • Богоугодная святая удалилась из столицы, чтобы избежать встреч с губительными стремлениями врагов, но вскоре в её загородный дворец нагрянули убийцы. Мужественно переборов страх, Людмила просила смерти от меча, чтобы пролить кровь именно за Христа. Убийцы отказали её в этом и задушили великомученицу. Тело Людмилы безбожно закопали у стены её замка.
  • Вскоре место захоронения осветилось чудесными знамениями и происшествиями. Каждую ночь здесь возникали горящие свечи, а слепые, касавшиеся погребальной земли, вновь обретали зрение. Внук Вячеслав, узнав о чудесах, велел перенести святые останки в пражскую базилику преподобного Йиржи.

Читайте об иконах святых женщин:

Почитание святой

Святая матушка является канонизированной великомученицей своей родной земли — Чехии. Статуя преподобной Людмилы, символизирующая величайшее почтение со стороны соплеменников, величественно размещена на Карловом мосту в Праге. В этом месте расположено множество подобных скульптур, сотворенных во имя тех или иных святителей Чехии.

Соотечественники Людмилы соорудили в 1888 г. роскошный католический храм в неоготическом стиле. Церковь является действующей и принадлежит Ватикану, богослужения здесь проходят ежедневно.

Икона преподобной Людмилы Чешской является покровителем для всех женщин с этим именем. Она также помогает преодолеть трудности материального бытия и встать на праведный путь христианского учения. Образ демонстрирует княгиню в длинном платье и с покрытой головой, в глазах преподобной великомученицы просматривается скорбь неминуемых потерь, переходящая во всепоглощающую радость обретения Христа.

Святая мученица ЛЮДМИЛА ЧЕШСКАЯ (†921)

Нигде нет такого количества женщин, носящих славное святое имя — Людмила, как у нас в России. Даже в Чехии, на родине великой святой, имя ее почти забыто.

Святая Людмила родилась в 860 году в семье сербского князя Славибора. Совсем молодой ее выдали замуж в далекий по тем временам край – в Чехию, за князя Боривоя из рода Пржемысловичей. Брак Людмилы и Боривоя положил начало процессу объединения племён на
территории нынешней Чехии. По свидетельству ряда документов молодая княгиня была образована, знала несколько языков, в том числе греческий и латынь.

В то время и она, и молодой князь были язычниками, однако вскоре они познакомились с великим просветителем – Мефодием. Видимо, этот создатель славянской письменности, переводчик греческого, арамейского, латинского и других языков произвел большое впечатление на княжескую чету, и в 882 году они в его присутствии приняли таинство крещения в Великой Моравии, в Велеградском храме. По возвращении в Чехию молодые супруги возвели первый на своей земле христианский храм в честь святого Климента в Левом Градце. Вместе приняв крещение, благочестивые супруги способствовали распространению Православия в Чешских землях: созидали в своем княжестве храмы, приглашали священников для совершения в них Богослужений. В период княжения Боривоя и Людмилы на Чешской земле был построен и второй христианский храм в честь Пречистой Богородицы.

У супругов было двое сыновей и четыре (по некоторым сведениям — одна) дочери, которых они воспитывали в страхе Божием. Князь Боривой умер рано, 36-ти лет, оставив вдовой молодую 29-летнюю княгиню. Старший сын княжеской четы, Спитигнев, также прожил недолго, и на престол вступил а младший сын Вратислав. Фактически же государством долгое время управляла его мать Людмила, которая осталась в народной памяти как мудрая правительница. Княгиня вела праведную жизнь, способствовала распространению христианства в Чехии, помогала больным и обездоленным.

Но язычество еще жило между жителями Чехии и особенно крепко сохранялось оно между соседними Полабскими славянами. К сожалению дела немецкого романизма не только не сближали местных славян с христианством, но напротив питали в них сильную вражду против него. Жена кн. Вратислава Драгомира была урожденная княжна Браниборо-Стодеранская. Латинские предания называют Драгомиру язычницей, но это представляется весьма сомнительным. Быть не могло, чтобы в таком глубоко христианском семействе, каково было семейство князя Боривоя, жена князя христианина была не крещенной. Но не подлежит сомнению, что она не была искренней христианкой, была горда и зла и по гордости дорожила всем славянским, в том числе и языческою жизнью. Ненависть к христианству, воспитанная в Полабских славянах жестокостями немецких миссионеров и властителей, являлась и в ней.

У них было двое сыновей — Вячеслав и Болеслав, которые совсем не походили один на другого: Вячеслав характером и делами напоминал своего доброго отца, покровительствовавшего христианской вере, в Болеславе отразились качества нечестивой Драгомиры. Воспитание Вячеслава, который по праву первенства должен был наследовать престол, князь Вратислав поручил своей благочестивой матери — святой Людмиле. Воспитанием же Болеслава занималась Драгомира.

Ненавидя свекровь, княгиня Драгомира при жизни мужа не дерзнула предпринять против нее ничего серьезного. Блаженная Людмила, невзирая на все козни невестки, соблюдала внука своего Вячеслава в законе христианском. Чувствуя приближение кончины, князь Вратислав хотел еще при жизни утвердить юного Вячеслава на прародительском престоле. Он созвал всех своих именитых князей, епископа и церковный клир в соборный храм Пречистой Богородицы и после Божественной литургии возвел отрока на ступени алтаря, где юного Вячеслава благословил епископ.

В 921 году князь Вратислав скончался, и власть перешла в руки несовершеннолетнего отрока Вячеслава (Вацлава или Венчеслава). Сеймом Чехии был издан указ, согласно которому регентшей страны назначалась Драгомира, мать Вацлава. Людмиле же, его бабушке, было поручено заниматься воспитанием и образованием внука.

Княгина Драгомира, святой Вацлав и святая Людмила

Святая воспитала внука Вацлава в христианской вере, обучила его немецкому языку, выполняла с ним перевод с латыни и греческого текстов Святого писания. Однако этим была недовольна Драгомира, которая пыталась вытеснить из сознания чешского народа христианские традиции. Она приблизила к себе людей худых и даже язычников, которых еще много оставалось в княжестве. Она стала отменять порядки, которые введены были Боривоем и Вратиславом для ослабления язычества, а по всей Чехии начали сооружаться идольские капища.

Святые Вацлав I, герцог Богемии и Людмила

Святая Людмила открыто выразила свое недовольство невестке. В душе Драгомиры властолюбивые амбиции сплелись с языческим безумством, в результате чего Драгомира замыслила убить свою свекровь. Следуя слову Писания – удаляться от всякого зла, святая Людмила уехала из столицы в город Тетин, где стала вести свою жизнь в молитве, рукоделии и благотворении. Но мстительная Драгомира нашла ее и здесь.

Убийство Людмилы

Двое убийц были посланы ею на княжеский двор в Тетин. В ночь с 15 на 16 сентября , выломав двери дворца, они ворвались к Людмиле, когда она молилась в домашней молельне. «Так ли помните благодеяния мои?» — сказала добрая княгиня. Людмила, видя, что ее хотят удушить, просила поразить ее мечом, чтобы вместе с мучениками пролить кровь за Христа. Но убийцы, зная, что пролитие крови у христиан было непременным условием для признания мученичества, задушили княгиню. Предположительно, в качестве орудия убийства была использована вуаль княгини, которая впоследствии стала ее символом. Душа мученицы отправилась в вечные селения, а тело ее было погребено без церковного отпевания под городской стеной Тетина.

Но Господь прославил место погребения своей угодницы многими чудесами: каждую ночь над тем местом являлись горящие свечи. Один слепец прозрел, когда коснулся земли с могилы святой Людмилы. Услышав о таких чудесных знамениях, внук святой Людмилы Вячеслав совершил перенесение ее мощей в Прагу и положил их в базилике святого Георгия (чеш. Св. Йиржи) на Пражском граде, где они покоятся и по сей день. Позднее ее святую главу отделили от тела и сейчас она хранится в золотом шлеме вместе с другими великими чешскими реликвиями в Соборе Святого Вита в Градчанах — главном храме Чехии, построенным внуком Св. Людмилы — Вацлавом Святым (Вернее Св.Вацлав начал его строить, но скоро умер и был похоронен в одном из пределов храма).

Вячеслав, тяжело переживающий потерю бабушки, поддавшись на лукавые советы бояр, изгнал свою мать, Драгомиру, в город Будеч. Но вскоре князь, воспитанный святой Людмилой в христианских традициях, вспомнив заповедь о почитании родителей, раскаялся, понял, что не
вправе судить свою мать, призвал ее обратно в столицу и окружил почтительной заботой и любовью. Ожесточившееся сердце Драгомиры было тронуто добротой сына-христианина, она увидела новым духовным взором весь ужас совершенного ей преступления, и кающейся грешницей вернулась в Христову веру. «Любовь покрывает все грехи» (Притч. 10, 12), поняв эту истину, Драгомира стала верной помощницей святого Вячеслава в делах государственных и в делах благочестия.

Святая Людмила, первая чешская святая и мученица, стала покровительницей своей родной земли (часто ее называют «matka české země»), также ее считают покровительницей бабушек, матерей и христианских воспитателей и учителей. Ее статуя установлена на Карловом мосту, среди скульптур самых почитаемых чешских святых. Почетное место занимает ее изображение и на постаменте памятника Святого Вацлава, установленного в самом центре Праги, на Вацлавской площади. Не случайно в конце 19 века, когда начался процесс за обретение Чехией национальной независимости, в Праге был построен огромный Собор Святой Людмилы, в сооружении и оформлении которого приняли участие практически все известные чешские деятели культуры.

Собор Св. Людмилы в Праге

Как святая княгиня Ольга обратила к вере своего внука князя Владимира, так и в Чехии, только веком раньше, святая Людмила воспитала в Христианской вере своего внука Вячеслава. Неслучайно память святых Людмилы и Вячеслава на Руси чтилась уже при равноапостольном князе Владимире и его сыновьях.

Храм св. Георгия в Праге, где покоятся честные мощи св. Людмилы

Сегодня католическая базилика св. Георгия в Праге , где находятся мощи св. Людмилы, стала музеем. Доступ к гробнице святой возможен только во время служб, которые совершаются крайне редко. Однако, если принести цветы для святой, то кованые двери капеллы (по-нашему – придела) святой Людмилы открывают, и можно пройти и приложиться к раке, у которой теплится православная лампадка.

Мощи св. Людмилы Чешской в базилике святого Георгия в Пражском Граде

В Москве в храме Свт. Николая в Котельниках (Подворье Чешских Земель и Словакии) находится ковчежец с частицей мощей св. Людмилы. Ежегодно 29 сентября в день памяти святой здесь совершается торжественное богослужение и со всей Москвы и ее окрестностей собирается множество Людмил, чтобы почить память своей небесной покровительницы.

Храм Святителя Николая в Котельниках

Храм святого Николая Чудотворца в Котельниках (1822-1824 г.г.)

Тропарь, глас 4
Оставльша тьму идолослужения и с горячей любовию прияв свет православныя веры Христовы, явися ты, святая Людмило, яко звезда утренняя, и светом святости твоея истинный день Богопочитания в Честей земли начав.

Кондак, глас 4
Светло во страдании твоем возсияла еси, страстотерпице, от кровей твоих преиспещрена, и яко красная голубице к небеси возлетела еси, Людмило, тем же моли присно за чтущия тя.

Молитва мученице Людмиле, княгине Чешской
О, святая угоднице Христова, мученице княгине Людмило, первоугоднице Чешския страны и стольнаго града Праги украшение, теплая о нас пред Богом молитвеннице! Се мы, многогрешнии, смиренно припадающе, молим тя: не попусти нам погибнути в тине грехов наших, но вознеси о нас моление ко Господу, да помилует нас и дарует нам покаяние. О, преблагая мати Людмило! Не забуди посещати чад твоих, аще бо и преставилася еси от нас в Небесныя обители, вкупе со внуком твоим, святым мучеником Вячеславом. Темже, святая прамати его, испроси и нам, грешным, Божие благословение на чада наша и на всех нас, да и мы, многогрешнии, возблагодарим Господа за подаяние Его благодати и купно с тобою да прославим Отца и Сына и Святаго Духа и твое великое заступление о нас во веки веков. А минь.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Мученица Людмила — покровительница бабушек

Угадайте, какую святую на ее родине считают покровительницей… бабушек. Нет, она не дожила до преклонных лет, хотя возраст, в котором закончился ее земной путь, – около 60 лет – в те времена считался очень даже почтенным. И внуков у нее было не так чтобы очень много. Причем один из них явно не удался, впрочем, бабушкиной вины в том не было, ее от воспитания этого внука отстранили. Зато другой, которого она вырастила и воспитала, стал великим правителем, прославленным в лике святых, много сделавшим для религиозного просвещения своего народа.

Нет, это не равноапостольная Ольга – хотя во многом судьбы этих двух святых женщин схожи. Святая мученица благоверная княгиня Людмила Чешская жила всего на полвека раньше Ольги. Происхождение и точная дата рождения той и другой неизвестны. Обе стали христианками в зрелом возрасте, намного пережили своих мужей, правили за малолетних детей, с которыми не нашли общего языка, но зато смогли оказать благое влияние на внуков.

Житие святой Людмилы было написано в середине Х века священником Павлом Каихом, близким к княжескому дому. Рукопись жития не сохранилась, а его содержание известно по русскому «Прологу» и латинским переложениям, составленным в Чехии и вошедшим в «Сазавскую хронику». Согласно этим источникам Людмила родилась около 860 г. По наиболее правдоподобной версии историографа Козьмы Пражского, она была дочерью Славибора, князя пшован – народа, жившего к северо-востоку от чешских земель. Предположение о сербском происхождении Людмилы менее вероятно, в латинских рукописях указывалось, что она была взята мужем «de gente sua» — из своего, то есть близкого, рода. Кроме того, одним из самоназваний пшован было и сербы (srbove).

О детстве Людмилы ничего неизвестно. Примерно в 874 г. по политическим соображениям она была выдана замуж за князя Борживоя I. Этот брак фактически положил начало постепенному процессу объединения в единую нацию многочисленных родственных племен, населявших земли, известные под общим названием Богемия. Надо сказать, что Борживой и Людмила были первыми правителями династии Пршемысловичей, упоминаемыми в письменных источниках, и они же стали первыми христианскими правителями Чехии.

В IX в. земли чешского племени – всего-навсего крепость Борживоя Леви-Градец и ее окрестности — входили в состав Великой Моравии. Борживой, будучи вассалом моравского князя Сватоплука, участвовал в его борьбе против восточно-франкского короля Людовика II Немецкого. В качестве награды он был признан независимым «князем всех чехов» и получил в дар земли, на которых впоследствии была построена столица современной Чехии Прага. Относительно крещения супругов славянский и латинский варианты жития расходятся. Латинские памятники упоминают об обращении Борживоя в христианство еще до женитьбы, «Пролог» утверждает, что это произошло «егда же быста вкупь» (вообще славянское житие святой Людмилы – в отличие от латинского — не ограничивается скупым изложением фактов, а старается подчеркнуть благочестие княгини).

Как бы то ни было, врозь или вместе, супруги приняли святое крещение в моравской столице Велеграде от равноапостольного Мефодия не позднее 885 г. Возможно, первоначально их крещение (или одного только Борживоя) носило добровольно-принудительный характер, связанный с политической необходимостью. Однако под влиянием проповедей святого Мефодия они искренне уверовали во Христа и вернулись в свои земли с намерением просветить чешский народ и обратить его к истинной вере. В Леви-Градце ими был заложен первый в Чехии христианский храм – церковь св. Климента.

Как и спустя столетие на Руси, обращение чешского народа в христианство носило достаточно жесткий характер. Борживой приказал уничтожать капища, запретил совершение языческих обрядов, что вызвало недовольство жрецов, подстрекавших поданных князя к неповиновению. Спустя некоторое время вспыхнуло восстание, которое возглавил родственник Борживоя князь Стоймир. Вернув себе власть с помощью князя Сватоплука, Борживой вынужден был отказаться от дарованной ему самостоятельности Чехии и смириться с прежним положением вассала.

Около 889 г. князь Борживой умер, оставив после себя несколько дочерей и двоих малолетних сыновей – Спытигнева и Вратислава. Это был критический момент для чехов: поведи себя Людмила, принявшая власть де факто, неправильно – и на этом существование династии Пршемысловичей закончилось бы. Однако ей удалось выстроить политические отношения с моравским князем и удержать Чехию для своих сыновей. После смерти Сватоплука в 894 г. начался распад Великоморавской державы, и Чехия снова вышла из ее состава – чтобы тут же попасть под влияние немецкого короля Арнульфа.

За несколько лет своего регентства Людмила совершила еще одну крайне важную вещь: сохранила в Чехии славянское богослужение. После смерти святого Мефодия его ученики были изгнаны из Моравии, вся Богемия испытывала сильное влияние Римской церкви. Однако стараниями Людмилы, а затем ее внука Вацлава (Вячеслава) в Чехии сохранялось определенное религиозное равновесие, и уже в X в. аббатиса Млада сумела добиться независимости Пражского епископства от Регенсбургского диоцеза. Славянское богослужение в Чехии продолжалось до начала XII в., и даже в XIV-XV вв. важную роль в духовной жизни страны играл Эмаусский монастырь, где служили «на слованех».

Именно стремление к возрождению богослужения на славянском языке стало одной из главных причин гуситских войн XV в. Гуситы искали союза с Восточной Церковью, и только завоевание Константинополя турками привело к тому, что переговоры были прерваны и гуситы обратились к союзу с немецкими протестантами.

Касательно правления сыновей Людмилы хронисты сильно противоречат друг другу – документальных свидетельств этого периода почти не сохранилось. Старший сын Людмилы Спытигнев правил Чехией приблизительно 20 лет. После его смерти на трон взошел младший – Вратислав, человек добрый и религиозный, но слабохарактерный, во всем потакавший своей жене Драгомире, происходившей из языческого племени лютичей. Выйдя замуж за Вратислава, Драгомира вынуждена была принять христианство, однако, судя по всему, крещение было для нее лишь необходимой формальностью. Исторические хроники описывают ее как женщину властолюбивую, жестокую и необузданную в своих желаниях.

Зная нрав жены, Вратислав поручил воспитание своего главного наследника Вацлава Людмиле, чем Драгомира была крайне недовольна. Оставшегося с ней младшего сына Болеслава, будущего убийцу собственного брата, она растила по своему подобию. Вратислав умер молодым, сыновья его были еще слишком малы, и по решению сейма (или, что более вероятно, — германского сюзерена) до совершеннолетия Вацлава власть должна была оставаться у обеих княжеских вдов – Людмилы и Драгомиры.

Преследуемая невесткой, Людмила добровольно сложила с себя бразды правления и вместе с Вацлавом удалилась в пшованский замок Тетин. Главным ее занятием было воспитание внука в духе христианства и благотворительность. Свои личные средства Людмила тратила на помощь бедным, больным, вдовам и сиротам, а также на строительство новых церквей.

Любовь народа к Людмиле и ее влияние на Вацлава настолько раздражали Драгомиру, что она решила избавиться от свекрови – хотя с политической точки зрения Людмила ей ничем не угрожала. В ночь на 16 сентября 921 г. («Пролог» даже сообщает точное время – «в первый час нощи») подосланные Драгомирой убийцы, придворные Тунна и Гоммон с подручными, ворвались в дом Людмилы и задушили ее. Латинские источники упоминают в качестве орудия убийства веревку, однако на иконах святая Людмила чаще всего изображается с головным убором (ушев или повой), которым, по источникам славянским, и была задушена. Дело в том, что убийство женщины, сопровождавшееся срыванием с нее головного убора, а тем более этим самым головным убором считалось у славян крайне унизительным – что и нужно было Драгомире.

Похоронена Людмила была не в церкви, а под стеною города – еще одно унижение. Чудесным образом на могиле мученицы каждую ночь появлялась зажженная свеча, а некий слепец прозрел, лишь прикоснувшись к земле, в которой лежала княгиня. Придя к власти, князь Вацлав перенес останки своей бабушки в Прагу, в базилику св. Йиржи (Георгия), к которой впоследствии была пристроена специальная капелла. Практически сразу Людмилу начали почитать святой, по молитвам у ее гробницы происходили всевозможные чудеса, но для канонизации церковь требовала чуда «официального». В 1100 г. аббат Виндельмут предложил пражскому епископу Гержману проверить святость Людмилы. На покрывале, снятом с мощей, провели испытание огнем. Свидетели подтвердили, что покрывало не загорелось, после чего мученица Людмила была прославлена в лике святых.

После пожара в середине XII в. недобросовестный немецкий архитектор, занимавшийся восстановлением базилики, тайно вывез в Германию и распродал часть мощей. Однако после того как архитектор и его покупатели погибли при загадочных обстоятельствах, родственники святотатца вернули мощи мученицы в Прагу. В конце XIV в. над могилой Людмилы было воздвигнуто каменное надгробие с изваянием святой.

Святая Людмила почиталась одной из покровительниц чешской земли, однако в настоящее время (знаю это как человек, достаточно долго живший в Чехии) это имя, такое распространенное в России, стало здесь редким. Современная Чехия позиционирует себя как светское государство и уделяет религии удручающе малое внимание. Многие католические костелы превращены в музеи и концертные залы, а действующие, в том числе и неоготический костел св. Людмилы, зачастую стоят пустые. Базилика св. Йиржи также является музеем, а капелла св. Людмилы закрыта решеткой и открывается только раз в году, в день памяти святой – во время совершения католической мессы. Не так давно и с огромным трудом представители Чешской Православной Церкви добились разрешения проводить литургию и читать акафист святой в день ее памяти по юлианскому календарю. Но простому паломнику помолиться у раки святой невозможно – или почти невозможно. Может быть, созданному недавно в Праге Православному Благотворительному Фонду святых Вячеслава и Людмилы и Чешских удастся изменить ситуацию к лучшему.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector