Молитва Богородичен в покаянном каноне

Молитва Богородичен в покаянном каноне

Молитва Богородичен в покаянном каноне

Богородичное правило

Богородичное правило

Богородичное правило — это молитвенное правило, произнесение молитвы Богородице 150 раз в сутки. Это — определенный духовный подвиг, который могут взять на себя верующие. Лучше всего читать правило за один прием, произнося после каждого десятка молитву «Отче наш», а затем «Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиися на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси спасение рода христианского» и тропарь, соответствующий одному из событий в жизни Пресвятой Богородицы.

Суть молитвенного правила в том, чтобы пропускать через сердце и душу каждое слово молитвы, ни один раз из 150-и не молиться формально и не отвлекаться на посторонние мысли. Богородичное правило творил Преподобный Серафим Саровский, обнимая своей молитвой весь мир.

Считается, что сама Царица Небесная велела исполнять это правило в VIII веке. Молитесь, когда:

  • Есть внутренняя духовная протребность;
  • На душе тяжело;
  • Вы или близкие страдают недугом и нужна помощь свыше;
  • В любой трудной жизненной ситуации;
  • В благодарность Пресвятой Богородице.

Богородичное правило как читать:

Молитва Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших читается 150 раз.

Если поначалу трудно будет одолевать ежедневно 150 раз, следует читать 50 раз. После каждого десятка надо читать по одному разу «Отче наш» и «Милосердия двери».

Всего читается 15 десятков, потому что в жизни Богородицы было 15 ступеней и важных жизненных этапов. Преподобный Серафим Саровский ежедневно исполнял Богородичное правило.

Первый десяток.
Вспоминаем Рождество Пресвятой Богородицы. Молимся о матерях, отцах и детях.
О, Пресвятая Владычице Богородице, спаси и сохрани рабов Твоих (имена родителей и сродников), а умерших со святыми упокой в вечной славе Твоей.

Второй десяток.
Вспоминаем Введение во храм Пресвятой Девы Богородицы. Молимся о заблудших и отпавших от Церкви.
О, пресвятая Владычице Богородице, спаси и сохрани и соедини (или присоедини) к Святой Православной Церкви заблудших и отпавших рабов Твоих (имена).

Третий десяток.
Вспоминаем Благовещение Пресвятой Богородицы. Молимся об утолении скорбей и утешении скорбящих.
О, Пресвятая Владычице Богородице, утоли наши скорби и пошли утешение скорбящим и болящим рабам Твоим (имена).

Четвертый десяток.
Вспоминаем Встречу Пресвятой Богородицы с праведной Елисаветою. Молимся о соединении разлученных, у кого близкие или дети в разлуке или пропали без вести.
О, Пресвятая Владычице Богородице, соедини в разлуке находящихся рабов Твоих (имена).

Пятый десяток.
Вспоминаем Рождество Христово, молимся о возрождении душ, о новой жизни во Христе.
О, Пресвятая Владычице Богородице, даруй мне, во Христа крестившемуся, во Христа облещися.

Читайте также — Преподобный Серафим – всемирный светильник

Шестой десяток.
Вспоминаем Сретение Господне, и пророченное святым Симеоном слово: «И Тебе Самой оружие пройдет душу». Молимся, чтобы Матерь Божия встретила душу в час кончины и сподобила при последнем издыхании причаститься Святых Таин и провела бы душу через страшные мытарства.
О, Пресвятая Владычице Богородице, сподоби меня при последнем издыхании причаститься Святых Таин Христовых и Сама проведи душу чрез страшные мытарства.

Седьмой десяток.
Вспоминаем бегство в Египет Божией Матери с Богомладенцем, молимся, чтобы Царица Небесная помогла бы избежать искушений в этой жизни и избавила бы от напастей.
О, Пресвятая Владычице Богородице, не введи меня во искушение в сей жизни и избави меня от всяких напастей.

Восьмой десяток.
Вспоминаем исчезновение двенадцатилетнего отрока Иисуса в Иерусалиме и скорбь Божией Матери по поводу этого. Молимся, испрашивая у Богоматери постоянную Иисусову молитву.
О, Пресвятая Владычице Богородице, Пречистая Дево Марие, даруй мне непрестанную Иисусову молитву.

Девятый десяток.
Вспоминаем чудо в Кане Галилейской, когда Господь претворил воду в вино по слову Божией Матери: «Вина нет у них». Просим у Божией Матери помощи в делах и избавлении от нужды.
О, Пресвятая Владычице Богородице, помоги мне во всех делах и избави меня от всяких нужд и печали.

Десятый десяток.
Вспоминаем стояние Божией Матери у Креста Господня, когда скорбь, как оружие, пронзила Ее душу. Молимся Божией Матери о подкреплении душевных сил и об отгнании уныния.
О, Пресвятая Владычице Богородице, Преблагословенная Дево Марие, укрепи мои силы душевные и отжени от меня уныние.

Одиннадцатый десяток.
Вспоминаем Воскресение Христово и молитвенно просим Божию Матерь воскресить душу и подать новую бодрость к подвигу.
О, Пресвятая Владычице Богородице, воскреси душу мою и даруй мне постоянную готовность к подвигу.

Двенадцатый десяток.
Вспоминаем Вознесение Христово, при котором присутствовала Матерь Божия. Молимся и просим Царицу Небесную вознести душу от земных суетных забав и направить на стремление к горнему.
О, Пресвятая Владычице Богородице, избави меня от помышлений суетных и даруй мне ум и сердце, стремящееся ко спасению души.

Тринадцатый десяток.
Вспоминаем сионскую горницу и сошествие Святаго Духа на апостолов и Божию Матерь и молимся: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене».
О, Пресвятая Владычице Богородице, ниспосли и укрепи благодать Святаго Духа в сердце моем.

Четырнадцатый десяток.
Вспоминаем Успение Пресвятой Богородицы и просим мирной и безмятежной кончины.
О, Пресвятая Владычице Богородице, даруй мне мирную и безмятежную кончину.

Пятнадцатый десяток.
Вспоминаем славу Божией Матери, которой увенчивается Она от Господа после переселения Её от земли на Небо, и молим Царицу Небесную не оставлять верных, сущих на земле, но защищать их от всякого зла, покрывая их Честным Своим Омофором.
О, Пресвятая Владычице Богородице, сохрани меня от всякаго зла и покрый меня Честным Твоим Омофором.

Богородичное правило слушать

Сокращенные обозначения молитв, принятые в молитвословах

В молит­во­сло­вах и бого­слу­жеб­ных кни­гах неко­то­рые часто упо­треб­ля­е­мые молит­вы и даже неболь­шие ряды молитв не при­во­дят­ся каж­дый раз пол­но­стью, а обо­зна­ча­ют­ся сокра­щен­но. Такие сокра­ще­ния — напри­мер, сокра­ще­ние «Сла­ва, и ныне:» — есть почти во всех молит­во­сло­вах. Это не толь­ко эко­но­мит место, но и очень удоб­но для опыт­ных чте­цов и пев­цов. Одна­ко начи­на­ю­ще­го молит­вен­ни­ка порой могут сбить с тол­ку еще не зна­ко­мые ему сокра­ще­ния. Поэто­му мы при­во­дим для наших чита­те­лей спи­сок наи­бо­лее упо­тре­би­тель­ных сокра­щен­ных обо­зна­че­ний, кото­рые могут встре­тить­ся в молитвословах.

В бого­слу­жеб­ных кни­гах сокра­ще­ний подоб­но­го рода гораз­до боль­ше: они рас­счи­та­ны на твер­дое зна­ние чита­ю­щим весь­ма широ­ко­го кру­га молитв и пес­но­пе­ний. В цер­ков­но­сла­вян­ской тра­ди­ции пока­за­те­лем тако­го сокра­ще­ния слу­жит двое­то­чие (:) — оно выпол­ня­ет здесь роль, подоб­ную роли мно­го­то­чия (…) в совре­мен­ной рус­ской письменности.

1.

«Сла­ва, и ныне: (либо: «Сла­ва: И ныне:» ) — Сла­ва Отцу и Сыну, и Свя­то­му Духу, и ныне и прис­но, и во веки веков. Аминь.

«Сла­ва:» — Сла­ва Отцу, и Сыну, и Свя­то­му Духу.

«и ныне:» — И ныне и прис­но, и во веки веков. Аминь.

Вни­ма­ние! В Псал­ти­ри каж­дая из кафизм — два­дца­ти частей, на кото­рые раз­де­ле­на Псал­тирь для чте­ния — делит­ся на три части, после каж­дой из кото­рых обыч­но напи­са­но: «Сла­ва:» (эти части поэто­му и назы­ва­ют­ся «Сла­ва­ми»). В этом (и толь­ко этом) слу­чае обо­зна­че­ние «Сла­ва:» заме­ня­ет сле­ду­ю­щие молитвословия:

Сла­ва Отцу, и Сыну, и Свя­то­му Духу, и ныне и прис­но, и во веки веков. Аминь.

Алли­лу­иа, алли­лу­иа, алли­лу­иа, сла­ва Тебе, Боже. (Три­жды)

Гос­по­ди, поми­луй. (Три­жды)

Сла­ва Отцу, и Сыну, и Свя­то­му Духу, и ныне и прис­но и во веки веков. Аминь.

2.

«Алли­лу­иа» (Три­жды)Алли­лу­иа, алли­лу­иа, алли­лу­иа, сла­ва Тебе, Боже. (Три­жды)

3.

«Три­свя­тое. По Отче наш» или «Три­свя­тое. Пре­свя­тая Тро­и­це… Отче наш…» — чита­ют­ся после­до­ва­тель­но молитвы:

Свя­тый Боже, Свя­тый Креп­кий, Свя­тый Без­смерт­ный, поми­луй нас. (Три­жды)

Сла­ва Отцу, и Сыну, и Свя­то­му Духу, и ныне и прис­но, и во веки веков. Аминь.

Пре­свя­тая Тро­и­це, поми­луй нас; Гос­по­ди, очи­сти гре­хи наша; Вла­ды­ко, про­сти без­за­ко­ния наша; Свя­тый, посе­ти и исце­ли немо­щи наша, имене Тво­е­го ради.

Гос­по­ди, поми­луй. (Три­жды)

Сла­ва Отцу, и Сыну, и Свя­то­му Духу, и ныне и прис­но, и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на Небе­сех, да свя­тит­ся имя Твое, да при­и­дет Цар­ствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небе­си и на зем­ли. Хлеб наш насущ­ный даждь нам днесь; и оста­ви нам дол­ги наша, яко­же и мы остав­ля­ем долж­ни­ком нашим; и не вве­ди нас во иску­ше­ние, но изба­ви нас от лукаваго.

4.

Сокра­ще­ние «При­и­ди­те, покло­ним­ся…» сле­ду­ет читать:

При­и­ди­те, покло­ним­ся Царе­ви наше­му Богу. (Поклон)

При­и­ди­те, покло­ним­ся и при­па­дем Хри­сту, Царе­ви наше­му Богу. (Поклон)

При­и­ди­те, покло­ним­ся и при­па­дем Само­му Хри­сту, Царе­ви и Богу наше­му. (Поклон).

5.

Вме­сто Бого­ро­ди­чен обыч­но гово­рим: Пре­свя­тая Бого­ро­ди­це, спа­си нас, а вме­сто Тро­и­чен : Пре­свя­тая Тро­и­це, Боже наш, сла­ва Тебе, или Сла­ва Отцу и Сыну и Свя­то­му Духу.

Православная Жизнь

Что такое «Богородичное правило»? Как и когда его применять? Нужно ли брать благословение священника на чтение этих молитв? Почему их повторяют 150 раз?

О том, как происходило формирование этого чина; как в молитве к Богородице незримо присутствует имя Христа и как исполнить, казалось бы, сложную схему прошений, рассказал протоиерей Олег Кручинин.

Молитва, основанная на Евангелии

В состав ежедневно читаемых нами дома утренних молитв входит умилительная песнь Пресвятой Богородице: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего́, яко Спаса родила еси душ наших». Эту молитву знают и любят, наверное, все православные христиане.

В храмах она тоже звучит. Во время освящения хлебов на всенощном бдении в субботу вечером её, как правило, трижды исполняет хор.

«Богородичным правилом» называют повторение этой молитвы не один и не три раза, а сто пятьдесят. Понятно, что без пауз и перерывов такое количество повторений совершить будет сложно. Поэтому молитву читают десять раз, затем останавливаются, дополняют другой молитвой (одной или несколькими) и приступают к чтению следующей десятки. Для счёта удобно пользоваться чётками.

Основу молитвенного величания в адрес Богородицы составили три цитаты из Евангелия от Луки.

Первая — приветствие архангела Гавриила во время Благовещения: «Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1:28).

Вторая — величание Девы Марии праведной Елизаветой: «Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!» (Лк. 1:42).

А третья — ответ Самой Богородицы: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем» (Лк. 1:47).

По мнению церковных историков, соединение евангельских фрагментов в общий молитвенный призыв мог совершить святитель Кирилл Александрийский, один из Отцов Церкви V века. В латинском обряде с XI века это величание известно как «Аве Мария».

«Звезда Пресветлая»: рукопись о чудесах

На Руси практика многократного повторения «Богородице Дево, радуйся» во время келейной или домашней молитвы начинает распространяться примерно с конца XVII века. Такой духовный подвиг брали на себя те, кто хотел особо помолиться Матери Божией, получить от Неё утешение и защиту или поблагодарить Пресвятую Деву за полученную помощь.

Формирование «Богородичного правила» происходило под влиянием популярного в то время и переписываемого от руки сборника «Звезда Пресветлая». В пятнадцати главах были собраны рассказы о чудесах, связанных с молитвой «Богородице Дево, радуйся».

Там, например, было повествование о некоем иноке, который посмеялся над молитвой и был лишён рассудка. Найдя в себе силы обратиться к Богородице, он был помилован. Епископ, не признававший эту молитву, во сне увидел себя тонущим. После принесённого покаяния сюжет сна повторился, но Богородица спасла его от утопления. Такие истории легко запоминались народом и служили для духовного воспитания.

Святые благословили молиться

В 1825 году преподобному Серафиму Саровскому, по его словам, явилась Сама Богородица, которая повелела создать монашескую женскую общину (нынешний Дивеевский монастырь). Тропу, по которой прошла Матерь Божия, ограничивая место под будущую обитель, назвали Богородичной канавкой. По завещанию Серафима Саровского, сёстры Дивеевской общины стали ежедневно обходить монастырь по канавке, по 150 раз читая «Богородице Дево, радуйся».

О пользе многократного повторения этой молитвы говорили и другие старцы. Ежедневно по 300 раз творил эту молитву преподобный Парфений Киевский (начало XIX века). Глинский старец иеросхимонах Илиодор (конец XIX века) также благословлял читать эту молитву.

В XX веке чин «Богородичного правила» формируется в современном виде благодаря священномученику Серафиму (Звездинскому). Находясь в ссылке, епископ Серафим ежедневно совершал это правило. Помимо чтения молитвы «Богородице Дево, радуйся», он благословил вспоминать различные события из жизни Пресвятой Богородицы и читать молитвы о себе и о мире.

«Ограждайте себя чаще и усерднее, деточки мои милые, сею стеною нерушимою. С сею молитвою никак не погибнем, в огне не сгорим, в море не потонем, — писал владыка Серафим из ссылки духовным чадам. — Если же сатана, ненавидящий нас, и запнёт нас на пути нашем и сшибёт нас, то и тогда архангельское приветствие воссылая, воспрянем, больные душой исцелимся, загрязнённые грехом очистимся и убелимся».

Как читать «Богородичное правило»?

«Богородичное правило» неуставное, поэтому существует несколько способов его исполнения. Приведём тот, который благословлял священномученик Серафим (Звездинский).

Перед началом правила читаем «Отче наш» и молитву «Милосердия двери отверзи нам, Благословенная Богородице, надеющиися на Тя, да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед, Ты бо еси спасение рода христианскаго».

Далее десять раз внимательно и неспешно повторяем: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего́, яко Спаса родила еси душ наших».

После первого десятка вспоминаем Рождество Пресвятой Богородицы. Молимся о матерях, отцах и детях.

«О, Пресвятая Владычице Богородице, спаси и сохрани рабов Твоих (имена родителей и сродников), а умерших со святыми упокой в вечной славе Твоей».

Второй десяток. Вспоминаем Введение во храм Пресвятой Девы Богородицы. Молимся о заблудших и отпавших от Церкви.

«О, пресвятая Владычице Богородице, спаси и сохрани и соедини (или присоедини) к Святой Православной Церкви заблудших и отпавших рабов Твоих (имена)».

Третий десяток. Вспоминаем Благовещение Пресвятой Богородицы. Молимся об утолении скорбей и утешении скорбящих.

«О, Пресвятая Владычице Богородице, утоли наши скорби и пошли утешение скорбящим и болящим рабам Твоим (имена)».

Четвёртый десяток. Вспоминаем встречу Пресвятой Богородицы с праведной Елисаветой. Молимся о соединении разлучённых, о тех, у кого близкие или дети в разлуке или пропали без вести.

«О, Пресвятая Владычице Богородице, соедини в разлуке находящихся рабов Твоих(имена)».

Пятый десяток. Вспоминаем Рождество Христово, молимся о возрождении душ, о новой жизни во Христе.

«О, Пресвятая Владычице Богородице, даруй мне, во Христа крестившемуся, во Христа облещися».

Шестой десяток. Вспоминаем Сретение Господне и пророчество святого Симеона: «И Тебе Самой оружие пройдет душу». Молимся, чтобы Матерь Божия встретила душу в час кончины и сподобила при последнем издыхании причаститься Святых Таин и провела бы душу через мытарства.

«О, Пресвятая Владычице Богородице, сподоби меня при последнем издыхании причаститься Святых Таин Христовых и Сама проведи душу чрез страшные мытарства».

Седьмой десяток. Вспоминаем бегство в Египет Божией Матери с Богомладенцем, молимся, чтобы Царица Небесная помогла бы избежать искушений в этой жизни и избавила от напастей.

«О, Пресвятая Владычице Богородице, не введи меня во искушение в сей жизни и избави меня от всяких напастей».

Восьмой десяток. Вспоминаем исчезновение двенадцатилетнего отрока Иисуса в Иерусалиме и скорбь Божией Матери по поводу этого. Молимся, испрашивая у Богоматери постоянную Иисусову молитву.

«О, Пресвятая Владычице Богородице, Пречистая Дево Марие, даруй мне непрестанную Иисусову молитву».

Девятый десяток. Вспоминаем чудо в Кане Галилейской, когда Господь претворил воду в вино по слову Божией Матери: «Вина нет у них». Просим у Божией Матери помощи в делах и избавлении от нужды.

«О, Пресвятая Владычице Богородице, помоги мне во всех делах и избави меня от всяких нужд и печали».

Десятый десяток. Вспоминаем стояние Божией Матери у Креста Господня, когда скорбь, как оружие, пронзила Её душу. Молимся Божией Матери о подкреплении душевных сил и об отгнании уныния.

«О, Пресвятая Владычице Богородице, Преблагословенная Дево Марие, укрепи мои силы душевные и отжени от меня уныние».

Одиннадцатый десяток. Вспоминаем Воскресение Христово и молитвенно просим Божию Матерь воскресить душу и подать новую бодрость к подвигу.

«О, Пресвятая Владычице Богородице, воскреси душу мою и даруй мне постоянную готовность к подвигу».

Двенадцатый десяток. Вспоминаем Вознесение Христово, при котором присутствовала Матерь Божия. Молимся и просим Царицу Небесную вознести душу от земных суетных забав и направить на стремление к горнему.

«О, Пресвятая Владычице Богородице, избави меня от помышлений суетных и даруй мне ум и сердце, стремящееся ко спасению души».

Тринадцатый десяток. Вспоминаем сионскую горницу и сошествие Святого Духа на апостолов и Божию Матерь и молимся: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене».

«О, Пресвятая Владычице Богородице, ниспосли и укрепи благодать Святаго Духа в сердце моем».

Четырнадцатый десяток. Вспоминаем Успение Пресвятой Богородицы и просим мирной и безмятежной кончины.

«О, Пресвятая Владычице Богородице, даруй мне мирную и безмятежную кончину».

Пятнадцатый десяток. Вспоминаем славу Божией Матери, которой увенчивается Она от Господа после переселения Её от земли на Небо, и молим Царицу Небесную не оставлять верных, сущих на земле, но защищать их от всякого зла.

«О, Пресвятая Владычице Богородице, сохрани меня от всякаго зла и покрый меня Честным Твоим Омофором».

В завершении вновь читаем «Милосердия двери».

Мы восхваляем и Сына, и Мать

Такую схему запомнить наизусть сложно, а для её выполнения нужно постоянно смотреть в книгу с текстом прошений. Но книга будет под рукой не всегда. Поэтому есть другой вариант «Богородичного правила». Десять раз мы повторяем «Богородице Дево, радуйся», затем читаем «Отче наш» — и начинаем читать следующую десятку молитв.

Возможны и другие варианты. Желательно посоветоваться со своим духовником, чтобы выбрать наиболее приемлемый способ этой молитвы.

Многие праведники придавали «Богородичному праведнику» большое значение. Хотя, на первый взгляд, здесь нет прошений к Богородице и не упоминается напрямую Иисус Христос, читая «Богородице Дево», мы уподобляемся ангелам, воспевающим Матерь Божию, а говоря «Господь», «плод», «Спас», мы подразумеваем Иисуса Христа. Поэтому исполняя «Богородичное правило», мы восхваляем Сына Божьего и Его Пречистую Матерь, входим в молитвенное общение с Ними и находимся под Их небесной защитой.

Как правильно читать Богородичен

Формы почитания святых разнообразны, каждому нужно возносить определенные тексты. Молиться Пресвятой Богородице тоже нужно по-особенному, поэтому стоит сразу выяснить, что такое Богородичен в молитвослове и какие правила нужно соблюдать при его прочтении.

Божья Матерь в церковной иерархии

Для верующих людей очевидно высочайшее положение Богородицы в религиозной иерархии. Она идёт второй за Богом, выше ангелов и святых. Согласно православному учению Бог представлен в 3 лицах:

  • Отец;
  • Сын;
  • Святой Дух.

Дева Мария стала матерью Иисуса Христа после того, как на неё снизошла Божья благодать, произошло непорочное зачатие. Через 9 месяцев появился Христос, соединивший в себе черты Бога и человека.

Богородица всегда была рядом с ним, разделяя тяготы и лишения, видела страдания Христа на кресте, смерть и воскресение. Всё это сделало возможным для неё понимать потребности людей и помогать им.

После смерти Божией Матери началось её почитание, многие иконы мироточили, на сегодняшний день существует около 800 икон, перед которыми верующие молятся и получают просимое, чудесная помощь выражается и в многочисленных исцелениях. Количество текстов, содержащих обращение к Пречистой Богородице велико.

Виды молитв

Молиться перед образом Пресвятой Богородицы может любой человек, часто к её помощи прибегают:

  • чтобы получить телесное исцеление;
  • вымолить супруга/супругу, ребёнка;
  • попросить помощи в воспитании детей;
  • найти утешение в скорбях;
  • разрешить сложные проблемы;
  • обрести взаимопонимание с близкими;
  • улучшить свою духовную жизнь;
  • понять своё предназначение.

Все эти прошения выражаются в различных формах, выбирать ту или иную форму следует с учётом ряда обстоятельств. Наиболее распространённые формы:

  • краткое молитвенное воздыхание;
  • обращения в молитвословиях утром и на сон грядущий;
  • молитва Богородица Дево, радуйся;
  • правило к Богоматери — повторение вышеуказанной молитвы 150 раз;
  • молебный или покаянный канон;
  • акафисты, читаемые перед разными иконами Богоматери в храме и дома.
Читайте также  Молитва Богородица развязывающая узлы

Молиться перед образами Девы Марии можно в домашней обстановке или в церкви, у каждого варианта имеются свои особенности. Существуют также особые песнопения — Богородичен, которые во многом универсальны.

На всех церковных службах слышны песнопения, посвящённые Божией Матери, потому что её роль в спасении человеческого рода огромна.

Песнопение Богородичен на богослужении

Богородичен можно услышать на богослужение, это особое песнопение, посвящённое Пресвятой Богородице. Оно может быть исполнено 3 разными способами:

  • стихира — текст, напоминающий гимн, произносится вместе с псалмами из книги Псалтырь;
  • тропарь — короткое песнопение, отражающее суть церковного праздника;
  • седален — когда исполняют песнопение допускается сидеть.

Богородичны обычно употребляются по завершении стихиры, тропаря или седалена. Прочесть этот текст можно во всех богослужебных изданиях, кроме Евангелия. Услышать Богородичен можно на любой службе.

Также проводится разделение на 4 группы, когда их провозглашают:

  • в Воскресенье и по праздникам — после стихир;
  • в Воскресенье, а также по праздникам после отпустительных тропарей;
  • в будние дни — после стихир;
  • в будни — после отпустительных тропарей.

Обычно они находятся в финале стиха Слава Отцу и Сыну и Святому Духу Аминь, Богородичны делятся по гласам, их расположение — конец богослужебных книг (приложение).

Важной группой являются Богородичны догматики, их насчитывается 8 по числу гласов, в них в сжатой форме излагаются догматы — непреложные установления, касающиеся Пресвятой Богородицы.

Их наличие означает возвышение роли Пресвятой Девы в спасении человечества, она способна умолить Христа помиловать грешников. Основная мысль — Христос воплотился от девственной Марии через благодать Святого Духа.

На службах Богородичны догматики звучат очень красиво, их место в богослужении — после стихир На Господи, воззвании в ходе воскресной вечерни.

Ещё одна разновидность — Крестобогородичны, раскрывающие всю глубину страданий Богородицы, когда Господь находился на кресте, она всё пропустила через своё сердце. Время и место исполнения молитв:

  • вечерня во вторник, четверг;
  • утреня в среду, пятницу.

На этих службах происходит поклонение Кресту Господню, воспевается его величие и горе Божией Матери.

Догмы молитвословов

Многие верующие люди, которые только начинают внимательно читать молитвослов, часто натыкаются там на непонятные сокращения, которые разделяются запятой или двоеточием. Также эти сокращения присутствуют и в богослужебных книгах.

Сокращения

Цель их размещения — длинный текст занимает место, а сокращения помогают лучше приспособиться к воспроизведению их на службе чтецам и певчим. Наиболее распространённые сокращения, принятые в богословской практике нужно знать.

  • Слава, и Ныне следует читать так:

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Помимо молитвословов, они находятся в каждой из 20 кафизм Псалтыри, разделяя кафизму на 3 части.

  • Трисвятое — 3 следует проговорить:

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

  • Троичен:

Пресвятая Троица, Боже наш, слава Тебе.

  • Когда написано Богородичен в молитвослове, то необходимо произносить:

Такое постоянное призывание Божией Матери позволяет всегда находиться под её защитой, даёт возможность убедиться, что роль её велика, она спасает людей, имеющих даже серьёзные грехи. В молитвослове малоопытных христиан сокращения могут ввести в заблуждение, но фразы следует проговаривать полностью.

Фразу «Пресвятая Богородица, спаси нас» необходимо читать не только во время правила, но и призывать Деву Марию на помощь кратким обращением всегда, когда тяжело, непонятно, как правильно поступать в запутанных ситуациях.

Каноны

Причастие — важнейшее таинство для православного христианина, при котором он непостижимым образом входит в общение с Христом, принимая внутрь себя его тело и кровь, которые даются на литургии в виде хлеба и вина.

Чтобы принять эти святыни достойно, верующему необходимо тщательно подготовиться. Помимо поста на протяжении 3 дней, когда запрещено есть животную пищу, необходимо пройти исповедь у священника в храме, где предполагается причастие.

В продолжение 3 дней следует читать каноны:

  • покаянный ко Господу;
  • молебный Божией Матери;
  • Ангелу-Хранителю.

Также многие прочитывают покаянный канон ко Пресвятой Богородице. Оба канона направляют верующего к познанию духовной мудрости, раскрывают перед ним библейскую историю, события которой актуально звучат и сейчас. Канон строится по одинаковой схеме: 9 песен, первая и последняя посвящены Божией Матери.

Первая песнь молебного канона содержит признание своих грехов, наличие многочисленных страстей, болезней душевных и телесных, которые излечить способна только Богородица. Завершающая песнь молебного канона является просьбой к Деве Марии принести радость, просветить мрачную душу.

Покаянный канон содержит в себе больше покаянных воздыханий, осознание своей греховности, единственной надежды на помощь Богородицы. У грешников сильный страх, но и вера велика в милосердие Пресвятой Девы, она может умолить Господа о прощении всех грехов.

В первых песнях молебного и покаянного канонов имеется Богородичен — «Пресвятая Богородица, спаси нас». Обычно в молитвословах он написан полностью.

Канон молебный ко Пресвятой Богородице на русском языке

К Богородице прилежно ныне прибегнем мы, грешные и смиренные и припадем к Ней, в раскаянии взывая из глубины души: Владычица, помоги, умилосердившись над нами; поспеши, мы погибаем от множества грехов, Не отпусти твоих рабов ни с чем, ибо в тебе мы имеем единственную надежду (дважды).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне, и присно, и во веки веков, Аминь: не перестанем никогда мы, недостойные возвещать о могуществе Твоем, Богородица, ибо, если бы не защищала Ты нас Своими молитвами, кто бы нас избавил от многих бед? Кто сохранил бы нас доныне свободными? Мы не отступим от Тебя, Владычица, ибо Ты всегда спасаешь рабов Твоих от всяких бедствий.

Ирмос: Пройдя водой как по суше и избежав египетского зла, израильтяне взывали: нашему избавителю и Богу будем петь.

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Многими угнетаемый напастями, к Тебе прибегаю, ища спасения: О, Матерь Слова и Дева, от опасностей и бедствий меня спаси!

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Cтрастей меня cмущают приступы, большим унынием наполняющие мою душу; умиротвори, Отроковица, ее тишиной Сына и Бога Твоего!

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Спасителя родившую Тебя и Бога молю, Дева, избавить меня от бедствий: ибо к Тебе ныне прибегая, простираю мои душу и помыслы.

И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Страждущего и телом и душой, посещения Божественного и заботы Твоей удостой, единая Богоматерь, как милостивая Благодетеля Родительница.

Ирмос: Творец небесного свода и зиждитель Церкви, Господи, Ты меня утверди в любви к Тебе, высший предел стремлений и опора верных, единый Человеколюбец!

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Защитой и покровом жизни моей считаю Тебя, Божия Родительница, Дева! Ты направь меня к Твоей пристани, подательница благ, опора верующих, единая в песнях прославляемая.

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Молю Тебя, Дева, душевное смущение и бурю печали моей рассей; ибо Ты, Богоневеста, родила Источник тишины, Христа, единая Пречистая.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу: Родив Благодетеля и виновника благ, источи всем богатство добродетелей, ибо Ты все можешь, как Родительница всесильного Христа, Богоблаженная!

И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь: Лютыми недугами и болезненными страстями угнетаемому, Дева мне помоги; ибо знаю Тебя, как надежную неоскудевающую сокровищницу исцелений, Пренепорочная.

Спаси от бед рабов Твоих, Богородица, так как мы все после Бога прибегаем к Тебе, как к нерушимой стене и защитнице.

Обрати милостивый взор, всеми в песнях восхваляемая Богородица, на мое тяжкое телесное страдание и исцели болезнь души моей.

Молитвенница теплая и стена неприступная, милости источник, миру прибежище! Мы усердно взываем к Тебе: Богородица-Владычица, поспеши и избавь нас от бед, единая скорая защитница!

Ирмос: Услышав, Господи, о таинстве Твоего промышления, я вник в дела Твои, и прославляю Твое Божество.

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Страстей моих волнение и бурю моих грехов усмири, родившая кормчего — Господа, Богоневеста.

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Милосердия Твоего бездну подай мне, взывающему, Родившая Милосердного и Спасителя всех, воспевающих Тебя.

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Наслаждаясь, Пречистая, Твоими дарами, благодарственную песнь воспеваeм Тебе, признавая Тебя Богоматерью.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу: В немощи лежащему на одре болезни, как любящая оказывать добро, помоги мне, Богородица единая — Приснодева!

И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь: Надежную опору и непоколебимую стену спасения имея в Тебе, всеми воспеваемая, мы избавляемся от всякой беды.

Ирмос: Просвети нас повеленьями Твоими, Господи, и Твоей высокой десницей подай нам Твое умиротворение, Человеколюбец.

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Наполни, Чистая, весельем сердце мое, Твою чистую давая мне радость, родившая Виновника радости.

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Избавь нас от бед, Богородица чистая, вечное родившая Избавление, и мир, всякий ум превосходящий.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу: Рассей туман грехов моих, Богоневеста, лучами Твоего блеска, Свет родившая Божественный и вечный.

И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь: Исцели, Чистая, души моей немощи, удостоив меня Твоего посещения, и здравие Твоими молитвами пошли мне.

Ирмос: Молитву изолью к Господу и поведаю Ему мои печали, ибо душа моя злом наполнилась, и жизнь моя к аду приблизилась. Я же молюсь, как Иона: от погибели, Боже, спаси меня!

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Чтобы от гибели и смерти спасти мое существо, поврежденное тлением, Сам предал Себя на смерть; Дева, моли Сына Своего, как Господа, избавить меня от злодейства врагов.

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Защитницей и твердой хранительницей жизни знаю Тебя, Дева, рассеивающей тучу искушений и отгоняющей нападения бесов; и потому всегда молю Тебя от моих гибельных страстей избавить меня.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу: Стену для укрытия, надежду спасения души и утешение в скорбях имея в Тебе, Отроковица, свету Твоему мы всегда радуемся. О, Владычица, и ныне нас от страстей и бед спаси.

И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь: На одре ныне в немощи лежу, и нет исцеления плоти моей. Но Бога, Спасителя мира и Исцелителя недугов родившую, молю Тебя Милостивую: от губительных недугов восставь меня.

Защита христиан надежная, ходатаица пред Творцом неизменная, не презри грешников молитвенных голосов, но поспеши, Милостивая, на помощь нам, с верой взывающим к Тебе. Откликнись на молитву и поспеши на защиту, всегда защищающая, Богородица, чтущих Тебя.

Не вверяй меня человеческой защите, Пресвятая Владычица, но прими молитву раба Твоего. Ибо скорбь объяла меня: терпеть не могу бесовских стрел, не имею, несчастный, ни крова, ни иного убежища, кроме Тебя, Владычица мира, надежда и защита верных; не презри молитвы моей, но мне помощь окажи.

Ирмос: Из Иудеи пришедшие отроки, в Вавилоне некогда своей верой в Троицу пламя печи попрали, воспевая: отцов Боже, Благословен Ты!

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Нас спасение желая совершить, Ты, Спаситель, вселился в утробу Девы, и явил Ее Заступницей миру. Отцов наших Боже, Благословен Ты!

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Милосердного родив, Ты, чистая Матерь, умоли Его избавить от грехов и душевных скверн с верой взывающих: Отцов наших Боже, Благословен Ты!

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу: Сокровищницу спасения, источник бессмертия, надежную твердыню и дверь покаяния Тебя Родившую явил для взывающих: Отцов наших Боже, Благословен Ты!

И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь: Телесные слабости и душевные недуги, с любовью прибегающим к покрову Твоему исцели, Богородительница Дева Спасителя Христа нам Родившая.

Ирмос: Царя Небесного, Которого воспевают воинства небесные, восхваляйте и превозносите во все века.

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Просящих Твоей помощи, не презри, Дева, воспевающих и превозносящих Тебя вовеки.

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Немощи души моей и телесные болезни исцеляешь, Дева, да прославлю Тебя, Чистая, вовеки.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу: Исцелений богатство изливаешь верно воспевающим Тебя, Дева, и превозносящим неизъяснимое рождество Твое.

И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь: Нападения искушений Ты отгоняешь, и натиск страстей, Дева, поэтому мы воспеваем Тебя во все века.

Ирмос: Истинной Богородицей исповедуем Тебя, спасенные Тобой, Чистая Дева и с бесплотным воинством величаем Тебя.

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Потока слез моих не отвергни, Дева, родившая отирающего от каждого лица всякую слезу Христа.

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Радостью мое сердце наполни, Дева, радости исполнение принявшая и греха печаль уничтожившая.

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Пристанью и защитой к Тебе прибегающим будь Дева, стеной несокрушимой, покровом и радостью.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу: Света Твоего лучами просвети, Дева, мрак неведения разгоняя, тех, кто благоверно Богородицей Тебя исповедует.

И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь: Меня, изнемогшего от страдания, Дева, исцели, болезнь в здравие претворив.

Молитва к Пресвятой Богородице.

Царица наша преблагая, надежда наша, Богородица! Убежище сирот и странников защитница, скорбящих радость, обидимых покровительница — видишь нашу беду, видишь нашу скорбь. Помоги нам немощным, направь нас странствующих. Обиду нашу знаешь, облегчи ее, как Сама желаешь. Потому что не имеем иной помощи кроме Тебя, не имеем ни иной ходатаицы, ни добрейшей утешительницы, кроме Тебя, о Матерь Божия; ведь Ты сохраняешь нас и покрываешь во веки веков. Аминь.

Что значит богородичен в покаянном каноне. Богородичен молитва в каноне

Божья Матерь в церковной иерархии

Для верующих людей очевидно высочайшее положение Богородицы в религиозной иерархии. Она идёт второй за Богом, выше ангелов и святых. Согласно православному учению Бог представлен в 3 лицах:

  • Отец;
  • Святой Дух.

Дева Мария стала матерью Иисуса Христа после того, как на неё снизошла Божья благодать, произошло непорочное зачатие. Через 9 месяцев появился Христос, соединивший в себе черты Бога и человека.

Богородица всегда была рядом с ним, разделяя тяготы и лишения, видела страдания Христа на кресте, смерть и воскресение. Всё это сделало возможным для неё понимать потребности людей и помогать им.

После смерти Божией Матери началось её почитание, многие иконы мироточили, на сегодняшний день существует около 800 икон, перед которыми верующие молятся и получают просимое, чудесная помощь выражается и в многочисленных исцелениях. Количество текстов, содержащих обращение к Пречистой Богородице велико.

Песнопение Богородичен на богослужении

Богородичен можно услышать на богослужение, это особое песнопение, посвящённое Пресвятой Богородице. Оно может быть исполнено 3 разными способами:

  • стихира — текст, напоминающий гимн, произносится вместе с псалмами из книги Псалтырь;
  • тропарь — короткое песнопение, отражающее суть церковного праздника;
  • седален — когда исполняют песнопение допускается сидеть.

Богородичны обычно употребляются по завершении стихиры, тропаря или седалена. Прочесть этот текст можно во всех богослужебных изданиях, кроме Евангелия. Услышать Богородичен можно на любой службе.

Также проводится разделение на 4 группы, когда их провозглашают:

  • в Воскресенье и по праздникам — после стихир;
  • в Воскресенье, а также по праздникам после отпустительных тропарей;
  • в будние дни — после стихир;
  • в будни — после отпустительных тропарей.

Обычно они находятся в финале стиха Слава Отцу и Сыну и Святому Духу Аминь, Богородичны делятся по гласам, их расположение — конец богослужебных книг (приложение).

Важной группой являются Богородичны догматики, их насчитывается 8 по числу гласов, в них в сжатой форме излагаются догматы — непреложные установления, касающиеся Пресвятой Богородицы.

Их наличие означает возвышение роли Пресвятой Девы в спасении человечества, она способна умолить Христа помиловать грешников. Основная мысль — Христос воплотился от девственной Марии через благодать Святого Духа.

На службах Богородичны догматики звучат очень красиво, их место в богослужении — после стихир На Господи, воззвании в ходе воскресной вечерни.

Ещё одна разновидность — Крестобогородичны, раскрывающие всю глубину страданий Богородицы, когда Господь находился на кресте, она всё пропустила через своё сердце. Время и место исполнения молитв:

  • вечерня во вторник, четверг;
  • утреня в среду, пятницу.

На этих службах происходит поклонение Кресту Господню, воспевается его величие и горе Божией Матери.

Что такое Богородичное правило?

Более правильно, это делать за один приём. После каждого десятка произносится Отче Наш и “Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиися на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси спасение рода христианского.

” Затем тропарь, соответствующий одному из событий в жизни Пресвятой Богородицы.

Само правило разбито на 15 ступеней по 10 молитв, символизирующих ключевые события в жизни Богородицы. Ниже, будут рассмотрены подробно схемы Богородичного правила. Если совсем нет времени, то можно просто произнести 150 раз молитву Богородичного правила. Иногда, в дополнении к схемам Богородичного правила, бывает полезно дополнительно прочитать 150 раз Богородицу непрерывно.

Только, если это делать правильно, то будет очень жёстко и совсем не просто. Ведь произносить необходимо с максимальным, стопроцентном, вниманием к каждому слову молитвы. Так, чтобы на протяжение всех 150 молитв ни разу не прорвалась посторонняя мысль в ваше сознание. Это очень и очень трудно и для новичка невозможно без длительной практики. Как только появляется посторонняя мысль, вы не должны засчитывать эту бусинку чёток и продолжать с предыдущей бусинки. И так каждый раз. Таким образом, ваше Богородичное правило может растянуться на несколько часов, а то и на весь день.

Но, постепенно, день ото дня, Вам будет легче справляться с блужданием ума и управлять им. Помните, что враг душ человеческих и его слуги боятся, как огня Богородичной молитвы и они будут всячески мешать вашему правилу.

Чем мешать и как? Посторонними отвлекающими мыслями ослаблять молитву, вы можете, даже, на время погрузится в сон. Помните, что всё это происки бесов, коих вокруг вас тьма. Проявляя настойчивость и усилие в творении Богородичного правила, вы сможете постепенно победить их всех, поэтому очень важно не засчитывать бусинку чёток, если внимание к молитве ослабло. В этом случае, бесы будут вынуждены отступить и оставить вас, ведь на каждую помеху от них, вы реагируете удлинением времени Богородичного правила, что губительно для них.

Помощь Богородицы

Многие православные отмечают чудодейственную силу Божией Матери. Она спасает и оберегает верующих.

  • Дева Мария является покровительницей всех матерей.
  • Она способна излечить различные недуги, в том числе бесплодие.
  • Принято считать, что образ Богоматери спасает верующих от междоусобиц и войн.
  • Дева Мария способствует разрешению в родах, учению, воспитанию детей.

Наверное, нет ситуации, когда пресвятая Богородица не помогла бы правосланым христианам.

Зачем нужен кожаный молитвослов верующему человеку?

Богородичен в молитвослове не ограничиваются упомянутой выше молитвой. За две тысячи лет христианства святыми старцами было написано огромное множество молитв, обращенных к Божьей Матери. Почитание Богородицы ведет свое начало от самых первых последователей Христа. Еще при жизни Пречистой слава о Ней разнеслась по всему христианскому миру, хотя Она Сама этого не хотела и не добивалась. Но как светильник трудно спрятать ночью, так и свет благодати, исходивший от Матери Спасителя нашего, привлекал к себе людей. Церковное предание повествует, что Богородица была необычайно кроткой и смиренной, никогда никого не обижала и не унижала, никому не говорила злых слов. Всех, кто приходил к Ней с молениями, Она принимала, несмотря на усталость и болезни.

Поэтому и сегодня, читая Богородичен в молитвослове, мы рассчитываем на Ее милосердие и помощь. Некоторые богословы пишут, что Матерь Божия является в то же время и Матерью всех христиан, заботливой и любящей, по молитвам Которой Ее Сын творит настоящие чудеса. Именно поэтому в православии так много Ее чудотворных икон, именно поэтому утренние и вечерние молитвы, а также молитвы к Причащению обязательно содержат в себе так много молитв к Божией Матери. А некоторые православные молитвословы даже содержат молитвы Богородице на всякий случай жизни – их называют молитвословами на всякую потребу. Таким образом, Богородичен в молитвослове – одна из самых распространенных молитв.

Где можно купить кожаный молитвослов?

Православный молитвослов – это книга, которая помогает христианам общаться с Господом. Как и ко всякой святой книге, верующие стараются относиться к молитвослову с почтением и всячески его украшают. В последнее время большую популярность в связи с этим получили кожаные молитвословы, отличающиеся красотой и добротностью.

Кожаные молитвословы представлены в разных ценовых категориях: от самых бюджетных до дорогих изданий с серебряными накладками и уголками, с золотыми срезами страниц. Некоторые переплеты даже украшают драгоценными камнями – такой молитвослов станет прекрасным подарком для любого верующего человека.

Читайте также  Молитва к Святой лидии

Книга кожаный молитвослов не стыдно преподнести в дар даже человеку, у которого, как сегодня принято выражаться, все есть. Однако купить кожаный молитвослов и поставить его на полку недостаточно – не забывайте, что по нему обязательно следует молиться, лишь в этом случае он будет оправдывать свое название.

Когда следует молиться иконе «Святая троица»

Чудотворный образ изображения Святой Троицы среди православных верующих характеризуется своими целебными и защитными свойствами, которые подтверждают множеством уникальных историй. Например, во время правления царя Ивана Грозного произошло событие, которое иначе, как чудом назвать нельзя.

Правитель перед сложным военным походом на Казанское государство отправился для молитвенного вознесения к иконе в Троице-Сергиеву Лавру. Он длительно и слезно молился перед Святыней, взывая в помощи и благословении на боевые действия. В результате, несмотря на малочисленное войско и близкое поражение, Казань была завоевана. Иван Грозный сразу же по приезде из похода горячо молился в многочасовом молебне и благодарил Святыню за помощь.


Рис 3 Икона Святой Троицы помогает в самых сложных и запутанных жизненных ситуациях. Молитвенное вознесение совершенное возле святыни В Троице-Сергиевой Лавре помогает изменить судьбу и полностью восстановить свои душевные силы.

В церковных летописях и благодарственных книгах зафиксированы тысячи событий подтверждающих чудодейственную силу иконы. Это и спасение целых городов от длительной засухи, исцеление от эпидемий холеры и чумы. Множество историй связано с чудесами выздоровления от смертельных заболеваний и душевных недугов.

В древней реликвии, которая и по сей день находиться в Троице-Сергиевой Лавре приезжают паломники с разных концов света для того, чтобы вознести прошение на изменение своей судьбы. Молиться перед иконой рекомендуется в период сложных жизненных ситуаций, когда справиться без помощи небесных покровителей уже невозможно. Просить о помощи рекомендуется после покаяния и вознесение хвалы Господу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector