Молитва благочестивого разбойника

Молитва благочестивого разбойника

Молитва благочестивого разбойника

О Благоразумном разбойнике

О смысле покаянного подвига Благоразумного разбойника

Православная церковь почитает Благоразумного разбойника как пример истинного покаяния. Его история нашла своё отражение в гимнографии, особо в песнопениях Великой пятницы, а слова разбойника, обращённые к Иисусу Христу, стали припевом к тропарям на блаженны. Упоминание о Благоразумном разбойнике содержится в молитве перед причащением, в которой покаяние разбойника и исповедание им Иисуса Христа противопоставляются предательству Иуды: «не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя».
В душе разбойника произошла великая перемена. Обратившийся разбойник совершил три подвига.
Прежде всего, подвиг веры. Разбойник смог в прикованном, как и он, к кресту и обреченном на смерть человеке увидеть воплотившегося Бога. Какая изумительная сила веры!
Он совершил и подвиг любви. Умирал в страданиях. Когда человек мучим нестерпимой болью, он весь сосредоточен на себе. Бывший разбойник, находясь в таком состоянии, оказался способным проявить сострадание к Иисусу. Когда другой разбойник злословил Его, он унимал его и говорил: «Он ничего худого не сделал» (Лк. 23:41). Есть ли столько любви к Иисусу Христу у нас, получающих столько благодеяний от Бога?
Третий его подвиг – подвиг надежды. Несмотря на свое мрачное прошлое, он не отчаялся в своем спасении и из глубины своего сердца, горящего покаянием и любовью к Богу, попросил: «помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!»(Лк. 23:42)

Сколько святых в Церкви, которым особо молятся, служатся молебны, читаются каноны на Богослужениях, а святому, который первым вошел в Рай, — никто не молится, не служатся ему молебен, потому что даже тропаря и кондака ему нет, никто почему-то за 2000 лет не написал. Потому что он был разбойник и совершил много злых дел? Но спасает не начало, а конец. Покаяние благоразумного разбойника является примером для всех нас, грешных. Его последние при жизни покаянные слова читаются в молитве перед Причастием, в припеве акафиста Страстям Христовым, он вспоминается на службе Страстной недели Великого поста. Если он святой, и Сам Христос его первым ввел в Рай, если ему пишутся иконы, то почему ему не молятся?
Я однажды стал ему молиться, просто поминать своими словами: «Святой Благоразумный разбойниче, моли Бога о мне, грешном», месяц поминал, может больше, и думаю, слышит он меня или нет? Если слышит, то должен же знак какой-то подать.
А я, как пономарь, вхожу в алтарь почти всегда северными вратами. И вот в нашем новом построенном храме, где тогда иконы иконостаса привозили из Москвы постепенно по мере их изготовления, привезли очередную новую икону для северных врат и ее установили. Каково же было мое изумление, когда мне пришлось пойти в алтарь, — на северных «моих» вратах меня встречал большой образ Благоразумного Разбойника! Вот так встреча! Вот тебе и знак насчет молитв! Слава Богу, дивному во святых Его! Теперь мы стали встречаться с ним каждый раз на службе.
. Прошло несколько лет. В благодарность Богу и этому святому мне однажды очень захотелось написать тропарь и кондак Благоразумному разбойнику, но я же никогда этого не делал! Но тут Господь после молитвы к Нему, и к этому святому помог начать через одного человека, и дальше всё получилось так, как мне хотелось. Но, конечно, настоятель не мог благословить петь это в храме во время молебна, так как это не утверждено Синоидальной комиссией, хотя ничего против не имел по содержанию тропаря и кондака. Поэтому дома келейно каждый может молиться Благоразумному разбойнику и своими словами, и этими молитвами.

«Рах» — имя разбойника, чаще всего встречающееся в православной иконописи.

В 2004 году митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней в Селидовской колонии строгого режима в Донецкой области освятил первый православный храм во имя Благоразумного разбойника Раха.

Молитвословия для келейного чтения

Егда распят был еси со Христом,/ и покаялся еси от злых дел своих, / о Благоразумный бывший разбойниче Раше,/ превзошел еси в праведности первосвященники и фарисеи, / исповедав перед злобствующими иудеями страждущего Христа Богом, / и показал еси нам образ смирения и покаяния, / воззвал еси ко Иисусу с сокрушенным сердцем: / «Помяни мя, Господи, егда приидиши во Царствии Твоем», / и получил еси от Него Божественное обетование и определение: / «Аминь глаголю тебе, / днесь со мною будеши в Раи», // Его же моли, помиловатися душам нашим.

О Благоразумный разбойниче Раше,/ егда распят был еси со Христом на Голгофе,/ и видев Того смирение и любовь к людям в Его предсмертной молитве,/ возгорелся еси огнем добродели покаяния в сердце своем,/ и попалил еси им все зло в себе, / и узрев верою рядом Спасителя своего, / прилепился еси к Нему всей душою, / и по смерти бысть первым возведен в Рай,/ и нас научи ко Христу в покаянии прибегати,/ и во умилении и сокрушении сердца взывати:// «Помяни нас, Господи, во Царствии Твоем».

Ублажаем тя,/ святый Благоразумный разбойниче Раше,/ и чтим святое покаяние твое, / ты бо молиши за нас/ Христа Бога нашего.

Молитва к святому Благоразумному разбойнику Раху

О святый Благоразумный разбойниче Раше!
Ты перед кончиной своей, распинаемый рядом со Христом на Голгофе, узрел глазами веры Самого Бога, страждущего по Любви Своей вместе с тобой, и Эта Любовь Божия благодатью Своей попалила всё зло в сердце твоем, сокрушило всю гордыню в нем, очистила его огнем покаяния, и очистившаяся душа твоя возжелало единственное ей на потребу – быть навсегда со Христом. Из глубины сердца своего с великой силой веры и надежды ты воззвал к Иисусу: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» Вера, надежда и любовь твоя ко Господу в этот момент не посрамили тебя, поношаемому всеми вокруг, и Христос, видящий душу твою покаянную, вынес тебе оправдательный приговор: «Аминь глаголю тебе, днесь со мною будеши в раи».
О, великий угодниче Божий, Благоразумный разбойниче Раше, переживший в покаянии своем на кресте духовное преображение, умоли Господа нашего Иисуса Христа да простит рабам Божиих (имена) все согрешения их, и да вселится в них благодать Божия, опаляющая, очищающая, освящающая всякого человека, и да дарует им прежде конца покаяние; неверующих же, заблудших и отпавших от Церкви – да просветит их очи сердечные узреть Свет Божественной Христовой Веры и к Святой Соборной и Апостольской Церкви обратит и сопричтет, и спасет их имиже веси судьбами, да со всеми святыми прославляют милующего и спасающего единого Бога, — Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

«И сказал ему Иисус: истинно говорю
тебе, ныне же будешь со Мною в раю».
(Евангелие от Марка, гл. 23, ст.43)

Гора Голгофа. Бурлящая толпа иудеев, обступившая три креста, на одном из которых распят Христос. Перекрикивая друг друга, собравшиеся хулят Распятого: «Спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста!» (Мф.,27:40), начиная с первосвященников и кончая распятых тут же двух преступников, злодеев, – разбойников. «И распятые с Ним поносили Его».(Мк.,15:32). Никто не мог поверить и признать в этом умученном, униженном и беспомощно висящем на кресте приговоренном к смерти человеке — Самого Бога.
Но тут произошло, с человеческой точки зрения, совершенно невероятное. Избитый, истерзанный мучителями, умирающий Иисус из последних сил произнес слова Своего обращения к Отцу Небесному: «Отче, отпусти им: не ведят бо что творят».(Лк.,23:34)
Нет, это просто невозможно, такого еще никогда не было, – чтобы человек, насмерть забиваемый своими врагами, перед смертью желал им прощения! Это вопреки всякому человеческому разуму, это вопреки даже Божественному закону, данного иудеям пророком Моисеем: «Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать». (Левит, 24:19–20)
Так просить просто обычный человек не мог, и это невозможно было простому человеку, это выше всех человеческих сил! Такую силу вопреки всем земным законам, силу такой Божественной Любви мог явить только Бог! И заменить Ветхий Закон с его многочисленными правилами Новым Законом Любви мог только Бог и только Он Сам, Собой исполняя высший Закон Любви, Себя полагая на смерть за Искупление от смерти род человеческий!
И вот Божественная Любовь своим Личным примером поразила ум и сердце точно также страдающего разбойника, распятого справа от Христа. И в свете этой Любви преступник увидел все свое сердце и всю свою жизнь, полными всякой нечистоты, недостойными этой Божией Любви, но к Которой он вдруг устремился всей своей душею, как к самому важному, как к неожиданно обретенной истинной цели и смыслу своей уже кончающейся жизни. И возгорелось сердце бывшего разбойника верою и ревностью о Боге. Он, сам будучи претерпевая мучительную казнь, просто ринулся всей своей душой на защиту Сына Божия, прерывая поношения другого разбойника: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал!». И обращаясь ко Христу с последней надеждой, он из глубины своего сердца, горящего покаянием и любовью к Богу, попросил: «Помяни меня, Господи, когда приидеши во Царствие Твое!» И Божия Любовь, милующая даже Своих врагов, устами умирающего на Кресте Иисуса вынесла спасительный приговор обратившемуся грешнику: «Аминь глаголю тебе, днесь со мною будеши в раи». (Лк.,23:40–43)

О, бывший тать, о, нынешний святой!
Все зло свое перечеркнул немногим:
Перед безумной воющей толпой
Ты исповедал Страждущего Богом.

О, ты, который с Господом терпел,
О, покаяньем вырванный из ада,
Одна лишь правда ожила в тебе,
Что полон был ты всяческой неправды.

И в этот миг, последний крестный миг,
Ты оправдал поруганного Бога,
И капля правды, перевесив мир,
Ввела под своды райского чертога.

Первый святой – этот благоразумный разбойник, вошедший в рай, дает нам собой живой пример покаяния, правды, веры, надежды и любви к Богу. О как нам, однако ж, до него далеко!
Он, оказавшись рядом с Богом, почувствовал и принял Его всем своим сердцем, исторгнув из души свое бывшее зло. Мы же, принимая Самого Христа в себя в Таинстве Евхаристии, остаемся в присутствии Самого Бога жестокосердными и себялюбивыми, как тот разбойник слева от Христа, который просил снять его с креста. Такому Бог не нужен был, он готов был прибегнуть к любой силе и возможности, чтобы уйти от страданий, от ответственности за свои злодеяния.
Покаяние же благоразумного разбойника обратило его самого в величайшее смирение, так что даже и крестные муки он принял без ропота.
А сколько же у нас недовольства, возмущения и нежелания потерпеть и смириться хотя бы с мизерной житейской неурядицей! Где уж тут прощать врагов, благотворить им, пример Христа остается в книжке, как правильная и красивая история, а в жизни мы не хотим следовать за Ним и видеть глазами веры, что это Он нас призывает через эти скорби и дает возможность потерпеть, чтоб взрастить в нас добродетели для Царства Небесного. Ведь ни одна добродетель без терпения не рождается. Не хотим терпеть, – человек, который указывает нам на наши недостатки, становится нашим первым врагом.
А у разбойника – вся правда ожила вдруг в нем, что полон был он всяческой неправды. Крест Христов – Крест терпения нами правды Божией, Крест смирения и воспитания любви, – этот Крест разделяет всех живущих людей на тех, «кто слева», и на тех, «кто справа».
И пока у нас в душе не утвердится правда благоразумного разбойника о нашей неправде по отношению к Богу и о нашей неправде, неправоте в отношениях с ближними, мы не сможем оказаться справа от Христа.

Гора Голгофа, Пасхи Колыбель.
Шепчу одно неверными устами:
«Душе моя, помысли о себе,
Душе моя, душе, куда мы станем?»

О, Мати Света, не остави нас.
Взыщи мене, Единая Отрадо.
Да оживет во мне хоть в смертный час
Разбойничья спасительная правда.

Молитва разбойника

В поверхностной христианской среде существует очень живучая, очень опасная и ядовитая ересь, что одно только произнесение устами молитвы покаяния УЖЕ делает человека сопричастником спасения.

Чтобы оправдать свое убеждение, что спасает только произнесение молитвы покаяния, приводится в пример молитва разбойника, распятого вместе со Христом «Господи, помяни меня в царствии Твоем», на которую Иисус ответил «Истинно, истинно говорю тебе – ныне же будешь со Мною в раю».

Если вырвать слова Христа из контекста, то да, лжеучителя казалось бы правы! НО!
Вырывать в Библии из контекста НИЧЕГО НЕЛЬЗЯ!

Множество ересей, лжеучений в христианском мире и возникли как раз по причине вырывания из контекста отдельных ФРАЗ!
Каких только чудес не нагородили!

Разберемся в вопросе спасения по так называемой «молитве покаяния».

Чтобы понять суть произошедшего на Голгофе, нужно просто восстановить перед глазами реальную картину событий.

Против Иисуса Христа восстали иудейские священники – учителя Закона Божиего.
Христа осуждают на казнь КАК ПРЕСТУПНИКА, КАК ОПАСНОГО ЕРЕТИКА.
Христа избивают, толпа ГЛУМИТСЯ НАД НИМ.

Все палачи, все присутствующие при распятии люди — Христу плюют в лицо, оскорбляют Его, унижают и издеваются над Ним.

И вот три распятых КАК ПРЕСТУПНИКИ человека уже висят на крестах, все они обнажены, оплеваны, унижены, и испытывают при этом тяжелейшие физические и моральные мучения.

ВСЕ окружающие три креста люди совершенно уверены что на крестах – ТРИ ПРЕСТУПНИКА.

Ученики Христа стоят вдалеке.

НА ТРЕХ КРЕСТАХ РАСПЯТЫ ТРОЕ ОСУЖДЕННЫХ НА СМЕРТЬ.

Человек, распятый на кресте испытывает сильные страдания, боль невыносима.
Вокруг искаженные злобой и яростью люди.

И чтобы превозмогая личную боль разглядеть в таких обстоятельствах в «обезображенном паче всякого человека» лице Того, Кого распяли как преступившего ЗАКОН БОЖИЙ и на Кого ВСЕ ОКРУЖАЮЩИЕ ПЛЮЮТ – ЛИК ГОСПОДА – что должно в душе человека произойти?

Ведь Новый Завет, который расставил все точки над «i» еще не был дан людям в виде печатного издания!

Никто из присутствовавших при казни НЕ ЧИТАЛ жизнеописания Христа, никто не знал, что Иисус – это ВОПЛОТИВШЕЕСЯ СЛОВО БОЖИЕ!

Люди перед собой видели умирающего на позорном кресте смертного человека, опасного еретика, дерзнувшего назвать Себя Сыном Всевышнего, Господом.

И у любого психически нормального и читающего Тору еврея естественная реакция на происходящее – это в лучшем случае издевка и НАСМЕШКА: — Если Ты Сын Божий – то сойди с креста!
В худшем – ярость, как на преступника против СВЯТОГО ЗАКОНА.

Если Ты действительно то, на что Ты дерзнул покуситься, то СОЙДИ С КРЕСТА!

И разбойник В ТЕХ КОНКРЕТНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ, когда вся толпа ликовала, что распят ПРЕСТУПИВШИЙ ЗАКОН БОГА, опасный еретик, РАЗГЛЯДЕЛ ВО ХРИСТЕ ИСТИННОГО СЫНА БОЖИЕГО…

Вопреки воплям толпы.

Вопреки собственной мучительной боли.

Вопреки твердому мнению законоучителей — фарисеев, которых евреи слушались беспрекословно.

Вопреки ОЧЕВИДНОМУ, тому что Христос – это СМЕРТНЫЙ ЧЕЛОВЕК, такой же как и он сам!

Какое глубинное откровение получила его душа, если он В ТАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ, ВОПРЕКИ ВСЕМУ что его окружало и чему он был научен, будучи обнаженным и распятым на кресте на посмешище злобной толпе – ИСПОВЕДОВАЛ ПУБЛИЧНО ХРИСТА ГОСПОДОМ?

Будучи сам распят как разбойник, УМИРАЯ, перед всеми, находящимися на месте распятия учителями Закона — ОН ПУБЛИЧНО ИСПОВЕДУЕТ ХРИСТА ГОСПОДОМ И СПАСИТЕЛЕМ, ПУБЛИЧНО ПРЕВОЗНОСИТ ХРИСТА НАД ЗАКОНОУЧИТЕЛЯМИ!
Умирающего Человека ПРОВОЗГЛАШАЕТ ЦАРЕМ!
Ведь слова «в царствии Твоем» — подразумевают только одно — разбойник увидел в истерзанном страдающем человеке — ЦАРЯ, а слова «помяни меня» — это надежда на СПАСЕНИЕ ЧЕРЕЗ НЕГО!
Разбойник ПУБЛИЧНО ПРОВЗОГЛАШАЕТ ХРИСТА БЕЗГРЕШНЫМ ПРАВЕДНИКОМ, то есть ИСПОЛНИВШИМ ЗАКОН!- и это несмотря на то, что все священники объявили Христа ЕРЕТИКОМ!

О каком «простом» произнесении устами молитвы покаяния вообще здесь может идти речь? Что за бред?

И еще — ведь разбойник не был учеником Христа до сего дня!

Это серьезнейший переворот всего мировоззрения человека, это потрясение всех его основ миропонимания, это глубочайшее духовное перерождение – И НИЧТО ИНОЕ!

Перед иудеями, перед ЗАКОНОУЧИТЕЛЯМИ — СВЯЩЕННИКАМИ, УМИРАЯ В СТРАШНЫХ МУЧЕНИЯХ, ИСПОВЕДОВАТЬ РАСПЯТОГО, ИЗБИТОГО, УНИЖЕННОГО ЧЕЛОВЕКА, (подчеркиваю – Человека!), КОТОРОГО РАСПЯЛИ КАК ЕРЕТИКА (опять же подчеркиваю – как ЕРЕТИКА!) — ПРАВЕДНЫМ, ГОСПОДОМ, СЫНОМ ВСЕВЫШНЕГО, ЦАРЕМ!
ВОПРЕКИ ВСЕМ И ВСЕМУ!

Еще раз: ПУБЛИЧНО исповедовать умирающего, смертного ЧЕЛОВЕКА, распятого за ересь, Праведником, Бессмертным Сыном Бога и Царем, имеющим власть в Своем Царстве!

Кто был бы из нынешних лжеучителей способен к этому в подобных обстоятельствах?

ЭТО НЕ ТОЛЬКО МОЛИТВА ПОКАЯНИЯ – ЭТО ИСПОВЕДАНИЕ, ЭТО ПУБЛИЧНОЕ ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ ХРИСТА СПАСАЮЩИМ ГОСПОДОМ И ЦАРЕМ!

И именно на это Христос ответил «Ныне же будешь со мной в раю».

Молитва покаяния – это безусловно великая и прекрасная молитва.
Но только один Бог знает, что человек вложил в произнесение этой молитвы.

Вложил ли он в нее осознание своей греховности и искреннюю жажду освобождения, или ее произнесение было лишь поверхностным, не исходящим из глубины сердца.

И ведь за молитвой должно и еще что то последовать!
Узок путь и тесны врата и немногие находят их!
Во первых врата тесны, а во вторых и путь узок!

Мало просто потусоваться в христианстве, нужно еще отыскать узкие врата.
А потом еще и протиснуться сквозь них. А потом еще и идти по узкому пути.
ЭТО ПРОЦЕСС!

А если молитва покаяния была произнесена, а человек остался духовно невозрожденным, плотским?

Что тогда?
А его убедили в том, что проблемы с Богом у него уже все решены!

Устами приближаются ко Мне, говорит Господь, а сердце их далеко отстоит от Меня.

Малоизвестные святые: Благоразумный разбойник

Малоизвестные святые: Благоразумный разбойник

При въезде в деревню Анишино сразу бросается в глаза красивая часовня. При ближайшем рассмотрении оказывается, что это не совсем обыкновенная часовня, которых сейчас много строят в небольших деревнях и селах.

Построена она видно от души и доступна для посещений любому остановившемуся здесь человеку. Но посвящена она не только во славу Господню, но и в честь благоразумного разбойника Дисмаса (Дизмас, Дижман, Дижмон, Благоразумный разбойник Рах (в надписях на православных иконах)) который был распят по правую сторону от Христа и покаялся перед смертью.

День памяти святого Дисмаса отмечается 25 марта. В честь него назван город в Калифорнии — Сан-Димас. Святой Дисмас является покровителем заключённых, ему посвящены многие тюремные капеллы.

Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону…

Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: «если Ты Христос, спаси Себя и нас».

Другой же, напротив, унимал его и говорил: «или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

Покаявшийся разбойник получил в христианской традиции прозвище «Благоразумный» и, по преданию, первым вошёл в рай.

Разбойник вспоминается в православных песнопениях Великой пятницы при чтении Двенадцати евангелий: «Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи», а его слова на кресте стали началом великопостного последования изобразительных: «Помяни мя Господи, егда приидеши во Царствии Твоем».

Традиционно считается, что Благоразумный разбойник был первым спасённым человеком из всех уверовавших во Христа и был третьим обитателем рая из людей (после Еноха и Илии, взятых на небо живыми). История с попаданием в рай Благоразумного разбойника является не просто иллюстрацией раскаяния злодея. Она истолковывается церковью как готовность Бога даровать прощение умирающему даже в самый последний момент.

Читайте также  Молитва Николаю о бизнесе

Наиболее подробно вопрос о благочестивом разбойнике был рассмотрен Иоанном Златоустом в его беседе «О кресте и разбойнике, и о втором пришествии Христа, и о непрестанной молитве за врагов». Святитель, изучая покаяние разбойника и церковное предание о том, что он первый вошёл в рай, делает следующие выводы:

Христос будучи распинаем, оскорбляем, оплёвываем, поносим, бесславим совершает чудо — он переменил порочную душу разбойника;

Величие души разбойника Златоуст выводит из сравнения его с апостолом Петром: «когда Петр отрекся долу, тогда разбойник исповедал горе». Святитель при этом, не порицая Петра, говорит, что ученик Христа не вынес угрозы ничтожной девушки, а разбойник, видя, как народ кричит, беснуется и хулит распятого Христа, не обратил на них внимания, но очами веры «познал Владыку небес»;

Златоуст обращает внимание на то, что благочестивый разбойник, в отличие от других людей, «не видел ни воскрешаемого мертвеца, ни изгоняемых демонов, не видел повинующегося моря; Христос ничего не сказал ему ни о царстве, ни о геенне», но при этом он «исповедал Его прежде всех».

Иоанн Лествичник рассматривает пример Благоразумного разбойника как показатель возможности быстрых перемен в человеке: «Иуда был в соборе учеников Христовых, а разбойник — в числе убийц; но в одно мгновение произошла с ними чудная перемена».

Кроме того, данный прецедент лёг в основу католического понятия о крещении желанием (Baptismus Flaminis), которое толкуется следующим образом: если кто пожелал принять крещение, но не смог по непреодолимым обстоятельствам быть должным образом крещёным, он всё равно может быть спасен милостью Божией.

Святитель Феофан Затворник, характеризуя веру Благоразумного разбойника, пишет, что крест Благоразумного разбойника есть крест очищения себя от страстей, в то время, как Крест Господень — крест жертвы чистой и непорочной.

Вера благоразумного разбойника как образец для подражания всеми христианами является одной из древнейших в церковных проповедях (самая ранняя была написана не позднее 125 года святым Аристидом).

Святитель Игнатий (Брянчанинов) даёт этому следующее толкование:

Один из них злоречил и хулил Господа; другой признал себя достойным казни за злодеяния свои, а Господа страдальцем невинным. Внезапно самоукорение отверзло ему сердечные очи, и он в невинном страдальце-человеке увидел страждущего за человечество всесвятого Бога. Этого не видели ни ученые, ни священники, ни архиереи иудейские, несмотря на то, что почивали на Законе Божием и тщательно изучили его по букве. Разбойник делается Богословом, и пред лицом всех, признававших себя мудрыми и могущественными, насмехавшихся над Господом, исповедует Его, попирая своим святым мнением ошибочное мнение мудрых о себе и сильных собою. Разбойника-хулителя грех богохульства, тягчайший всех прочих грехов, низвел во ад, усугубил там для него вечную муку. Разбойника, пришедшего при посредстве искреннего самоосуждения к истинному Богопознанию, исповедание Искупителя, свойственное и возможное одним смиренным, ввело в рай. Тот же крест — у обоих разбойников! противоположные помышления, чувствования, слова были причиною противоположных последствий.

Арабское «Евангелие детства Спасителя» (VI века) сообщает, что Благоразумный разбойник воспрепятствовал своим товарищам напасть на Марию и Иосифа с младенцем во время Бегства в Египет. После этого Иисус произносит пророчество: «Распнут, о мати, Меня через тридцать лет иудеи в Иерусалиме, а два разбойника эти со Мной на одном кресте повешены будут: Тит — одесную, и ошую — Думах. На другой же день внидет передо Мною Тит в Царствие Небесное».

Апокриф «Слово о крестном древе» включает описание происхождения двух разбойников: во время бегства в Египет Святое семейство в пустыне поселилось рядом с разбойником, у которого родилось два сына. Но его жена, имевшая только одну грудь, не могла вскормить их обоих. Помощь в кормлении ей оказала Дева Мария — она выкормила того ребенка, который затем был распят по правую сторону от Христа и покаялся перед смертью.

В Евангелии от Никодима содержится описание удивления ветхозаветных праведников, выведенных Христом из ада и увидевших разбойника, раньше их попавшего в рай. Автор апокрифа приводит следующий рассказ Дижмана:

…я разбойником был, злодейства всякие творя на земле. И пригвоздили меня евреи на крест вместе с Иисусом, и видел я все, что было содеяно крестом Господа Иисуса, на котором распяли Его евреи, и уверовал я, что Он — творец всего сущего и Царь всемогущий. И просил я у Него: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем!» И тотчас приняв молитву мою, сказал мне Он: «Аминь, говорю тебе, сегодня ты будешь со Мною в раю». И дал Он мне знамение крестное, сказав: «Неси это, идя в рай».

Крест Благоразумного разбойника

Крест разбойника

Существует апокрифическая версия происхождения древа для креста Благоразумного разбойника. Согласно легенде, Сиф получил от ангела не только ветвь от древа познания добра и зла, но и ещё одну, которую позднее зажёг на берегу Нила и которая долго горела огнём неугасимым. Когда же Лот согрешил со своими дочерьми, то Бог велел ему для искупления посадить три головни из того костра и поливать их, пока не вырастет большое дерево. Из этого дерева и был затем сделан крест благочестивого разбойника.

Сократ Схоластик сообщает сведения о судьбе двух крестов, принадлежавших разбойникам. По его данным, они были найдены равноапостольной Еленой во время её поисков Креста Господня. Раскопки на Голгофе позволили обнаружить практически три идентичных креста. Чтобы выяснить, какой именно принадлежал Иисусу, потребовалось чудо.

Крест Благоразумного разбойника, согласно традиционной версии, в 327 году был установлен императрицей Елене на острове Кипр. В него была вложена частица Животворящего Креста и один из гвоздей, которыми было пронзено тело Христа. Об этом кресте сообщает преподобный Даниил в своём «Хождении игумена Даниила» (XII век):

Стоит же тот крест на воздух ничем не прикреплен к земле, но так, Духом Святым носим в воздухе. И тут я, недостойный, поклонился святыне той чудной, и видел глазами своими грешными Благодать Божию на месте том, и исходил тот остров как следует.

Даниил повторяет самую раннюю, сохранившуюся с 1106 года запись о монастыре Ставровуни, рассказывающую о кипарисовом кресте, поддерживаемом в воздухе Святым Духом. В 1426 году крест разбойника был похищен мамелюками, но спустя несколько лет, как гласит монастырское предание, был чудесным образом возвращён на прежнее место. Однако потом святыня пропала вновь и остаётся ненайденной до настоящего времени.

Небольшая частица креста Благоразумного разбойника хранится в римской базилике Санта-Кроче-ин-Джерусалемме. Её появление в Риме связывают с императрицей Еленой.

Иконография. Благоразумный разбойник был распят с правой стороны от Христа (одесную), поэтому голову Спасителя часто пишут склонённой в эту сторону. Это указывает на его приятие раскаявшегося преступника. В русской иконописи наклонная перекладина под ногами Иисуса также обычно направлена вверх в сторону Благоразумного разбойника. Благоразумный разбойник писался обращённым лицом к Иисусу, а Безумный — с отвернувшейся головой или даже развёрнутым спиной.

В русской иконописи изображение Благоразумного разбойника кроме традиционных композиций Распятия Христова также помещается:

в сцене сошествия во ад (связано с иллюстрацией апокрифических сказаний «Слово о вшествии Иоанна Предтечи во ад» и «О разбойнице, иже со Христом пострада»). Изображается сцена диалога Благочестивого разбойника с пророками Илией и Енохом у райских врат, охраняемых огненным херувимом;

на северных дверях алтаря, ведущих в жертвенник. Разбойник изображается на белом фоне в окружении райских атрибутов (цветы, птицы, растительные побеги), что символически указывает на его пребывание в раю. В руки Благочестивому разбойнику традиционном помещают крест. В середине XIX веке было распространено мнение, что помещение этого изображения на северных дверях алтаря является старообрядческой традицией, но это, вероятно, объясняется перемещение древних икон в старообрядческие церкви и моленные после реформ патриарха Никона.

Православная церковь почитает Благоразумного разбойника как пример истинного покаяния (см. подробнее раздел «Истолкование в христианстве»). Отдельного дня памяти в месяцеслове благоразумный разбойник не имеет. Его история нашла своё отражение в гимнографии (особо в песнопениях Великой пятницы; к наиболее известному относится светилен «Разбойника благоразумного во едином часе раеви сподобил еси…»), а слова разбойника, обращённые к Иисусу Христу, стали припевом к тропарям на блаженны. Также упоминание о Благоразумном разбойнике содержится в молитве, читаемой перед причащением, в которой покаяние разбойника и исповедание им Иисуса Христа противопоставляются предательству Иуды: «не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя».

Двери в часовню открыты, горят свечи, звучит аудиозапись церковной службы … заходите, думайте, молитесь…

Благоразумный разбойник

Благоразу́мный разбо́йник – один из двух раз­бой­ни­ков, рас­пя­тых на Гол­гофе рядом с Иису­сом Хри­стом (по пре­да­нию по правую руку Спа­си­теля), рас­ка­яв­шийся, уве­ро­вав­ший во Христа, сми­ренно выра­зив­ший перед Ним свою веру и полу­чив­ший от Него обе­то­ва­ние, что «ныне же» будет пре­бы­вать с Ним в раю.

Все четыре еван­ге­ли­ста с боль­шими или мень­шими подроб­но­стями гово­рят о двух раз­бой­ни­ках, рас­пя­тых вместе с Иису­сом Хри­стом ( Мф.27:44 , Мк.15:32 , Ин.19:18 ), наи­бо­лее полный рас­сказ об этом при­во­дится у еван­ге­ли­ста Луки ( Лк.23:39-43 ).

В апо­кри­фи­че­ском Еван­ге­лии от Нико­дима при­во­дятся имена рас­пя­тых со Хри­стом раз­бой­ни­ков. Нерас­ка­яв­ше­гося раз­бой­ника, нахо­див­ше­гося слева от Спа­си­теля, звали Гестас. А другой, бла­го­ра­зум­ный раз­бой­ник по правую руку от Христа, назван Дисма­сом. В сред­не­ве­ко­вой визан­тий­ской древ­не­рус­ской тра­ди­ции бла­го­ра­зум­ного раз­бой­ника име­нуют Рахом.

За какое пре­ступ­ле­ние был распят Бла­го­ра­зум­ный раз­бой­ник

Слово раз­бой­ник, упо­треб­лён­ное в Сино­даль­ном пере­воде Свя­щен­ного Писа­ния, имеет и такое зна­че­ние, как мятеж­ник (тер­ро­рист). Учи­ты­вая, что Иудея в то время была окку­пи­ро­вана Рим­ской импе­рией, уме­стен и такой пере­вод, как пар­ти­зан.

В те вре­мена, воров­ство рас­пя­тием не нака­зы­ва­лось, поэтому можно пред­по­ла­гать, что раз­бой­ники, рас­пя­тые рядом со Хри­стом-Спа­си­те­лем, вели воору­жён­ную борьбу с окку­пан­тами, а не про­мыш­ляли раз­боем.

О смысле пока­ян­ного подвига Бла­го­ра­зум­ного раз­бой­ника

cвя­щен­ник Афа­на­сий Гуме­ров:

В душе раз­бой­ника про­изо­шла вели­кая пере­мена. Он ока­зался достой­ным рая. Исце­лила его бла­го­дать Божия, но мы не должны ума­лять и личной его заслуги. Обра­тив­шийся раз­бой­ник совер­шил три подвига. Прежде всего, подвиг веры. Книж­ники и фари­сеи, знав­шие все про­ро­че­ства о Мессии и видев­шие мно­го­чис­лен­ные чудеса и зна­ме­ния, совер­ша­е­мые Иису­сом Хри­стом, ока­за­лись сле­пыми и при­го­во­рили Спа­си­теля к смерти. Раз­бой­ник смог в при­ко­ван­ном, как и он, к кресту и обре­чен­ном на смерть чело­веке уви­деть вопло­тив­ше­гося Бога. Какая изу­ми­тель­ная сила веры. Он совер­шил и подвиг любви. Умирал в стра­да­ниях. Когда чело­век мучим нестер­пи­мой болью, он весь сосре­до­то­чен на себе. Бывший раз­бой­ник, нахо­дясь в таком состо­я­нии, ока­зался спо­соб­ным про­явить состра­да­ние к Иисусу. Когда другой раз­бой­ник зло­сло­вил Его, он унимал его и гово­рил: «Он ничего худого не сделал» ( Лк. 23:41 ). Есть ли столько любви к Иисусу Христу у нас, полу­ча­ю­щих столько бла­го­де­я­ний от Бога? Бла­го­ра­зум­ный раз­бой­ник совер­шил третий подвиг – подвиг надежды. Несмотря на такое мрач­ное про­шлое, он не отча­ялся в своем спа­се­нии, хотя, каза­лось, уже не было время для исправ­ле­ния и плодов пока­я­ния.

Пре­да­ния о встрече Бла­го­ра­зум­ного раз­бой­ника со Святым семей­ством

Суще­ствует позд­нее народ­ное пре­да­ние, что именно бла­го­ра­зум­ный раз­бой­ник спас жизнь Бого­ма­тери и Мла­денцу Иисусу по дороге в Египет, когда слуги Ирода уби­вали всех мла­ден­цев в Иудее. На дороге в город Мисир на Святое семей­ство напали гра­би­тели, имея наме­ре­ние пожи­виться. Но пра­вед­ный Иосиф имел только осла, на кото­ром сидела Пре­свя­тая Бого­ро­дица с Сыном; воз­мож­ная нажива раз­бой­ни­ков была неве­лика. Один из них уже схва­тился за осла, но, увидев Мла­денца Христа, уди­вился необы­чай­ной кра­соте ребенка и вос­клик­нул: «Если бы Бог взял Себе тело чело­ве­че­ское, то не был бы кра­си­вее, чем это дитя!» И пове­лел этот раз­бой­ник своим сото­ва­ри­щам поща­дить пут­ни­ков. И тогда Пре­свя­тая Дева ска­зала столь вели­ко­душ­ному раз­бой­нику: «Знай, что этот мла­де­нец награ­дит тебя хорошо, за то, что ты его сохра­нил сего­дня». Этим гра­би­те­лем был Рах.

Другое пре­да­ние иначе пере­дает встречу бла­го­ра­зум­ного раз­бой­ника со Святым семей­ством. У Е. Посе­ля­нина это опи­сано так: «Схва­чен­ные раз­бой­ни­ками, пут­ники были при­ве­дены в их притон. Там лежала боль­ная жена одного из раз­бой­ни­ков, имев­шая груд­ного мла­денца. Болезнь матери тяжело отзы­ва­лась на ребенке. Тщетно силился он высо­сать каплю молока из ее исто­щен­ной груди. Бого­ма­терь уви­дела стра­да­ния ребенка, тер­за­ния несчаст­ной матери. Она подо­шла к ней, взяла мла­денца к себе на руки и при­ло­жила его к своей груди. И от таин­ствен­ной капли, про­ник­шей в увя­да­ю­щий телес­ный состав, мгно­венно жизнь вер­ну­лась в зачах­шего ребенка. Щеки ожи­ви­лись румян­цем, глаза забле­стели, полутру­пик пре­вра­тился опять в весе­лого цве­ту­щего маль­чика. Таково было дей­ствие таин­ствен­ной капли. И в этом маль­чике оста­лось на всю жизнь вос­по­ми­на­ние о чудной Жене, у персей кото­рой он, уми­ра­ю­щий, исце­лился. Жизнь не была к нему добра; он пошел про­то­рен­ной его роди­те­лями доро­гой пре­ступ­ле­ния, но жажда духов­ная, стрем­ле­ние к луч­шему нико­гда не остав­ляло эту загуб­лен­ную жизнь. (Посе­ля­нин Е. Бого­ма­терь. Опи­са­ние Ее земной жизни и чудо­твор­ных икон). Разу­ме­ется, этим мла­ден­цем ока­зался Рах.

Бла­го­ра­зум­ный раз­бой­ник в цер­ков­ной гим­но­гра­фии

Бла­го­ра­зум­ный раз­бой­ник вос­по­ми­на­ется в пес­но­пе­ниях Вели­кой пят­ницы при чтении Две­на­дцати Еван­ге­лий: «Раз­бой­ника бла­го­ра­зум­наго во едином часе раеви спо­до­бил еси, Гос­поди», а его слова на кресте стали нача­лом тре­тьего анти­фона («Бла­женны») Литур­гии и вели­ко­пост­ного после­до­ва­ния изоб­ра­зи­тель­ных: «Помяни мя Гос­поди, егда при­и­деши во Цар­ствии Твоем».

Сви­де­тель­ствует ли спа­се­ние Хри­стом одного из раз­бой­ни­ков о том, спа­се­ние не тре­бует усилий и пока­я­ние вполне доступно перед самой смер­тью тела?

Мит­ро­по­лит Таш­кент­ский и Сред­не­ази­ат­ский Вла­ди­мир (Иким):

Исто­рия бла­го­ра­зум­ного раз­бой­ника отвра­щает от нас отча­я­ние, дарует надежду на про­ще­ние Божие в самых тяжких наших грехах, в самых глу­бо­ких наших паде­ниях. Но это же свя­щен­ное повест­во­ва­ние мы в гор­дыне и лукав­стве своем порою пре­вра­щаем для себя в источ­ник соблазна.

«Пожи­вем в свое удо­воль­ствие, пока Бог грехи терпит», – гово­рим мы себе, откла­ды­вая спа­си­тель­ное пока­я­ние на ста­рость или даже на смерт­ный час, лукаво кивая на пример бла­го­ра­зум­ного раз­бой­ника. Ковар­ная, вну­шен­ная сата­ной мысль! Безум­ная попытка солгать перед Все­ви­дя­щим Гос­по­дом! Кто из нас спо­со­бен на подвиг пока­я­ния, веры и любви, подоб­ный явлен­ному на кресте поми­ло­ван­ным раз­бой­ни­ком? И если мы ока­зы­ва­емся не спо­соб­ными к пока­я­нию в рас­цвете сил и разума, то как станет воз­можно для нас это свер­ше­ние в заско­руз­лой ста­ро­сти или среди пред­смерт­ных ужасов? «Надобно опа­саться, чтобы у немощ­ного не было и пока­я­ние немощ­ное, а у уми­ра­ю­щего – мерт­вое. Можно с таким пока­я­нием и в ад пойти. Оста­но­вись, несчаст­ный! Не все будет для тебя дол­го­тер­пе­ние Божие», – гово­рит свя­ти­тель Тихон Задон­ский.

«Если Гос­подь про­стил раз­бой­ника, то неужели не про­стит нас, кото­рые никого не гра­били и не уби­вали?» – такими мыс­лями мы тоже само­уб­ла­жа­емся, не желая заме­чать соб­ствен­ных пре­ступ­ле­ний. А ведь все мы раз­бой­ни­чаем на боль­ших доро­гах жизни – если не тела, то души ближ­них своих грабим и умерщ­вляем, и это еще страш­нее, чем просто разбой. Вспом­ним, сколько ядо­ви­тых соблаз­нов сеем мы посто­янно на своем пути, как умно­жа­ется в мире зло от греш­ных дел и слов наших, – а где пока­я­ние? Созна­ние своих грехов для бла­го­ра­зум­ного раз­бой­ника было более крест­ной пытки – а мы и сле­зинки не уроним из сухих глаз и вздоха не выжмем из ока­ме­нев­ших сердец. А, по слову пре­по­доб­ного Марка Подвиж­ника, «никто столько не благ и не мило­серд, как Гос­подь; но не каю­ще­муся и Он не про­щает».

Вели­че­ствен­ная и страш­ная кар­тина Гол­гофы есть образ всего чело­ве­че­ства. Справа от Все­лю­бя­щего распят бла­го­ра­зум­ный раз­бой­ник – каю­щийся, веря­щий, любя­щий, ожи­да­ю­щий Цар­ствия Небес­ного. Слева от Пра­во­суд­ного каз­нится безум­ный раз­бой­ник – нерас­ка­ян­ный, хуля­щий, нена­ви­дя­щий, обре­чен­ный адской бездне. Среди людей нет ни одного без­греш­ного, все мы несем раз­бой­ни­чьи кресты – но каждый выби­рает, будет ли это спа­си­тель­ный крест пока­я­ния или поги­бель­ный крест про­тив­ле­ния любви Гос­под­ней.

Стя­жав­ший свя­тость подви­гом пока­я­ния бла­го­ра­зум­ный раз­бой­ник ныне сопро­вож­дает нас к Чаше Свя­того При­ча­стия, это его спа­си­тель­ные слова про­из­но­сим мы перед при­об­ще­нием Страш­ных и Живо­тво­ря­щих Тайн Хри­сто­вых. Да дарует нам Гос­подь не с лука­вым серд­цем, а в сми­ре­нии рас­ка­яв­шихся греш­ни­ков вку­шать Свя­тыню Его, повто­ряя: «Не бо врагом Твоим тайну повем, ни лоб­за­ния Ти дам, яко Иуда, но яко раз­бой­ник испо­ве­даю Тя: помяни мя, Гос­поди, во Цар­ствии Твоем».

О Кре­ще­нии Бла­го­ра­зум­ного раз­бой­ника

«…раз­бой­ник полу­чил окроп­ле­ние отпу­ще­ния грехов через таин­ство воды и Крови, истек­ших из бока Христа» (преп. Ефрем Сирин, Тво­ре­ния, т. 4, с. 434).

«…в чем же заклю­ча­лось оправ­да­ние раз­бой­ника? Он вошел в рай за то, что с верою кос­нулся креста. Что же после­до­вало дальше? Раз­бой­нику было обе­щано Спа­си­те­лем спа­се­ние; между тем ему вре­мени не было и не уда­лось осу­ще­ствить свою веру и про­све­титься (кре­ще­нием), а ведь было ска­зано: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Цар­ствие Божие» ( Ин. 3:5 ), Не было ни случая, ни воз­мож­но­сти, не было для раз­бой­ника и вре­мени кре­ститься, потому что он висел тогда на кресте. Спа­си­тель однако нашел выход из этого без­вы­ход­ного поло­же­ния. Так как уве­ро­вал в Спа­си­теля чело­век, осквер­нен­ный гре­хами, и нужно было ему очи­ститься, то Хри­стос устроил так, что после стра­да­ний один из воинов копьем прон­зил ребро Гос­пода и из него истекла кровь и вода; из ребра Его, гово­рит еван­ге­лист, «тотчас истекла кровь и вода» ( Иоан. 19:34 ), в под­твер­жде­ние истин­но­сти Его смерти и в про­об­ра­зо­ва­ние таинств. И вышла кровь и вода – не просто вытекла, но с шумом, так что брыз­нула на тело раз­бой­ника; ведь, когда вода выхо­дит с шумом, она про­из­во­дит брызги, а когда выте­кает мед­ленно, то идет тихо и спо­койно. Но из ребра кровь и вода вышли с шумом, так что брыз­нули на раз­бой­ника и этим окроп­ле­нием он был крещен, как гово­рит и апо­стол: мы при­сту­пили к «к горе Сиону и к Крови кроп­ле­ния, гово­ря­щей лучше, нежели Аве­лева» ( Евр. 12:22,24 )» (свт.Иоанн Зла­то­уст, Полное собра­ние тво­ре­ний в 12-ти тт, ‚т.8, с.694–695).

«Послу­шаем свя­того Ана­ста­сия Сина­ита, кото­рый о бла­го­ра­зум­ном раз­бой­нике, для коего вода, истек­шая из ребер Хри­сто­вых стала водою кре­ще­ния, гово­рит: «К оным птицам (то есть к небес­ным духам) отле­тел из живо­твор­ной воды, истек­шей из всех птиц, святой раз­бой­ник, вос­па­ряя по воз­духу в рое птиц вместе с царем – Хри­стом» (свт. Димит­рий Ростов­ский, Жития святых, том январь, кн.1‑я, Память 6 января, Слово на Бого­яв­ле­ние Гос­подне, с.224 ).

«Итак, не сомне­вайся воз­люб­лен­ный: бла­го­дать Божия совер­шенна; место не пре­пят­ствует, здесь ли ты кре­стился, или на корабле, или на пути. Филипп кре­стил во время пути, Павел – в узах; Хри­стос кре­стил раз­бой­ника на кресте из своей раны, и он тотчас удо­сто­ился отверзть двери рая» (свт. Иоанн Зла­то­уст. Т. 3, Кн. 2. 4. Слово о воз­вра­ще­нии св. Иоанна из Азии в Кон­стан­ти­но­поль).

Какие молитвы есть святому, изображённому на иконе «Благоразумный разбойник»?

Доброго здоровья! Скажите, пожалуйста, в новообрядчестве точно есть икона «Благоразумного разбойника», того, который был распят по правую сторону от Христа? А вот есть ли она у нас, если есть, то какие молитвы есть у церкви к этому святому? Спаси Христос!

Православная Церковь по Преданию сохранила и чтит имя благоразумного разбойника. У нас он поминается как святой праведный Рахв. Иконы с изображением святого Рахва известны с XVI века. Обычно он изображался на диаконских дверях в алтарь. Насколько я помню, в Успенском старообрядческом Соборе в Белой Кринице на диаконских дверях левого предела изображен именно святой Рахв. Молится ему можно так:

Святыи праведныи Рахве, моли Бога о нас!

  • Общие вопросы
    • О разделе
  • Духовная жизнь
    • Таинства Церкви
    • Воцерковление
    • Молитва, пост, добродетели
    • Грехи и страсти
  • Церковь и мир
    • Мода и красота
    • Наука, культура, искусство
    • Спорт
    • Государство и общество
  • Храм и традиции
    • Храм, служба, устав
    • Святыня
    • Иночество и монастырь
    • Праздники
  • Религия и Церковь
    • Жизнь после смерти
    • Вера и неверие
    • Писание и Предание
    • Старообрядчество
    • Заблуждения и суеверия
  • Психология
    • Муж и жена
    • Друзья и родственники
    • Мужчина и женщина
    • Отцы и дети
    • Самопознание
  • Жизнь и здоровье
    • Пища и питие
    • Человек и современность
    • Здоровье и болезни
    • Природа
    • Работа, деньги
    • Народы и страны
Читайте также  Сильная молитва против соперницы

О разделе

Вопрос священнику — раздел сайта «Русская вера», который пользуется особенной популярностью. Мы получаем новые вопросы православному батюшке практически каждый день и особенно много их поступает от начинающих христиан, которые только слышали о старообрядчестве, а познакомиться с ним ближе не имели возможности.

Мы знаем как это бывает сложно, — переступить порог храма и задать свой вопрос священнику вживую. И конечно, личная беседа и живое слово утешения никогда не заменят электронной переписки. Тем не менее, нам нужен духовный совет.

Мы верим, что все старания наших пастырей будут не напрасны даже в том случае, если хотя бы один из спросивших получит некую духовную пользу!

Русская вера и русские традиции: старообрядчество и староверы вчера и сегодня

Последние годы в Росиии, в силу известных политических и экономических событий, растет интерес к своим корням и самоопределению русской нации. Идет поиск тех незыблемых, родных ценностей, которыми так богата наша история, наш народ. Русская культура, русские традиции, русская истрия и русская вера — вот основные тематики, которыми все чаще интересуются наши соотечественники, настоящие русские люди! Старообрядчество является живым примером того созидательного мировоззрения, на котором можно построить прочную и незыблемую патриотическую основу для духовной, культурной и научно-экономической жизни общества.

Сама история старообрядчества показывает невероятные примеры стойкости и патриотизма, защиты делом своей веры и традиций, истории и культуры своей Родины — святой Руси. Уже сейчас многие как светские, так и церковные авторы публикуют материалы, посвященные духовному и культурному наследию, истории и современности старообрядчества. Однако сам феномен старообрядчества, его философия, мировоззрение и особенности терминологии исследованы до сих пор слабо. «Кто такие староверы?» — на этот вопрос пока нет однозначного ответа, понятного для каждого нашего соотечественника.

Сайт «Русская вера» является самым обновляемым источником информации, рассказывающий об истории и современной жизни старообрядчества в целом и старообрядческих согласий в частности, таких как: РПСЦ, РДЦ, ДПЦ, Старопоморы-федосеевцы и другие, а также Старообрядные приходы в лоне РПЦ. Наш проект дает возможность читателю отслеживать актуальные новости старообрядчества, найти прямую дорогу и посетить старообрядческий храм, вспомнить прекрасные русские традиции, прикоснуться к архивным документам и памятникам культуры, каковым является Лицевой Летописный свод (Лицевой свод Ивана Грозного). Сайт первым начал собирать истории и биографии из жизни особо значимых деятелей прошлого (протопоп Аввакум, Митрополит Амвросий) и наших современников (Агафья Лыкова, Митрополит Алимпий). На страницах нашего ресурса можно задать вопрос священнику и побеседовать с единомышленниками. Мы приглашаем всех небезразличных патриотов поддержать нашу идею и объединиться в деле восстановления нашей общей родины — святой Руси!

Почему благоразумный разбойник покаялся в последнюю минуту?

Это один из самых удивительных персонажей евангельской истории. Всю свою жизнь он провел в грехах и уже перед самой смертью покаялся. Как ни странно, Господь принял его покаяние и первым ввел в Царство Небесное. Это был благоразумный разбойник. Что об этом покаявшемся грешнике рассказывает Священное Писание? Почему такой колоритный персонаж упоминается только в Евангелии от Луки? Чему нас учит пример благоразумного разбойника? Обо всем этом читайте далее.

«Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем…»

Самая мрачная картина евангельской истории — безгрешный Сын Божий страдает на кресте и умирает ради спасения всех людей. Он испытывает ужаснейшую боль, его унижают, бьют, насмехаются. По правую и левую руку от Него пребывают два разбойника. Они совершили тяжелейшие преступления, за что и осуждены на смерть. И эти висельники также злословят на Христа — об этом упоминают евангелисты Матфей и Марк. Но затем из одним из них что-то случилось: он понял, Кто распят рядом с Ним. Этот грешник, всю жизнь котившийся в самую пропасть греха, вдруг восклицает:

…помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое (Лк. 23:42).

За что получает от Христа прощение грехов и надежду на вечную жизнь:

…истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23:43).

Это и был благоразумный разбойник, пример которого дает каждому человеку надежду на спасение.

Почему о раскаявшемся разбойнике говорит только один евангелист?

Историю о раскаявшемся на кресте преступнике упоминает лишь евангелист Лука. Этот факт рождает сомнения среди многих неверующих и колеблющихся. Почему только один апостол рассказывает об этом персонаже? Нет ли в этом какого-то противоречия? Чтобы ответить на вопрос, нужно посмотреть не только на евангельское повествование, но и на условия, в которых писали евангелисты.

Как известно, первые три Евангелия — от Матфея, Марка и Луки — еще называют синоптическими, а их авторов — синоптиками. Евангелие от Иоанна обычно упоминают отдельно, так как оно слишком отличается. Тексты синоптиков в значительной степени похожи между собой.

Как показывают исследования библеистов, текст Евангелия от Марка уникален, то есть кардинально отличается от других, лишь на 3 %, от Матфея — уже на 20 %, а от Луки — на 35 %.

Три Евангелия разнятся даже по объему: в позитивном смысле наиболее многословным оказался апостол Лука. Он не только описал те же события, что и евангелисты Матфей и Марк, но и дополнил их новыми деталями. Если внимательно читать Священное Писание, то можно заметить, что лишь у Луки вспоминается не только благоразумный разбойник, но и милосердный самарянин, притча о мытаре и фарисее, блудном сыне, истории о покаявшемся Закхее, а также о благовещении, рождении Иоанна Предтечи и других событиях.

Так что, если у других евангелистов все эти эпизоды не упоминаются, то ни одной из описанных историй не было в действительности?

Христиане с особым уважением относятся к евангельскому повествованию, поэтому у них не может быть никакого сомнения в истинности текста, написанного по внушению Святого Духа.

Но если внимательно изучать Евангелие и условия, в которых оно было написано, то не остается никаких подозрений в том, что святой Лука писал о реальном событии.

Во-первых, третий евангелист перед созданием Евангелия тщательно изучил написанное до него и включил в текст те важные события, о которых не упомянули предшественники. Подтверждение этому — относительно высокая уникальность текста (35 %).

Во-вторых, святой Лука всегда особое внимание уделял теме покаяния. Более того, он описывал истории тех людей, которых фактически не поняло или даже отвергло общество, но раскаяние которых принял Господь.

Благоразумный разбойник вспоминается в предпоследней главе Евангелия, а до этого были:

  • покаявшаяся грешница, которая омыла ноги Христа слезами и вытерла своими волосами (Лк. 7:37-38);
  • милосердный самарянин (Лк. 10:25-37) — именно он, а не священник и не левит из богоизбранного народа позаботился о человеке, пострадавшем от разбойников;
  • блудный сын, которого после стольких лет разлуки и причиненной боли с радостью встретил отец (Лк. 15:11-32);
  • оправданный мытарь со смиренной молитвой «Боже! Будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18:13). Как известно, иудеи ненавидели спорщиков подати для Римской империи, считали их хуже других. Но Господь оправдал не фарисея, исполнявшего заповеди, а именно мытаря;
  • начальник мытарей Закхей, желавший увидеть Христа (Лк. 19:1-10) — сам Христос сказал, что дому Закхея пришло спасение.

Обратите внимание: начальника мытарей, ничем не похожего на ревнителей веры фарисеев и саддукеев, Спаситель называет сыном Авраама! Разве не парадокс? Парадокс, но это еще не все.

Покаялся в последнюю минуту

Все несходство христианства с другими верованиями показывает один образ: благоразумный разбойник — отпетый грешник, который фактически в последние минуты своей жизни принимает Иисуса за Бога, первым входит в рай. На кресте этот преступник не оправдывается, не умоляет о прощении (как простить его, павшего так низко?), лишь только со смирением просит помянуть его в Царстве Небесном. И Христос, видя искренность намерения и глубокое раскаяние разбойника, обещает:

Многие верующие не понимают: почему о покаявшемся на кресте грешнике не написали святые Марк и Матфей?

Первые два евангелиста рассказывают о том, что вместе со Спасителем на крестах висели и два разбойника, которые поносили Христа.

Но нет ли здесь противоречий Евангелию от Луки, где сказано, что один злословил, а второй покаялся? Иоанн Златоуст не видит разногласий, объясняя написанное у трех авторов так: сначала оба разбойника злословили, но в последний момент один осознал многое. Это и был благочестивый разбойник. Что его изменило?

Он видел, как издевались над Христом, как мучился невиновный Спаситель. Но даже после всех унижений Христос взмолился: «Прости им, Отче, ибо не ведают, что творят». Когда разбойник увидел и услышал это, то понял, Кто перед ним. В этот момент его сердце было готово к принятию Христа.

Второй же настолько ожесточился в своей греховности, что не захотел признавать в изнеможенном, избитом, смиренном Человеке на кресте Мессию.

И это был его выбор.

Почему другие евангелисты не говорят о покаявшемся разбойнике?

Почему же в Евангелиях от Марка и Матфея не фигурирует благочестивый разбойник? Об этом можно лишь догадываться и объяснять их поведение на знакомых нам примерам.

Представьте себе, что вы и еще двое людей стали свидетелями одного и того же события. Вы запомнили общую картину, некоторые важные для вас нюансы, но большинство деталей забыли. Второй очевидец тоже вспомнил самое главное, а на деталях вообще не заострил внимание. Третий же ознакомился с предыдущими двумя свидетельствами, затем расспросил других людей, которые могли знать об этом событии, все подробно изучил, тогда не менее подробно описал.

А теперь скажите: разве три разных свидетеля одного и того же события дадут на 100% одинаковые показания? Нет, их данные будут иметь много общего, но отличаться деталями.

А сейчас представьте, что о произошедшем свидетели должны рассказать представителям разных народов и культур, подобрав нужные слова, термины, примеры. Для одних желательно заострить внимание на одних событиях, для других — акцентировать на ином, что-то объяснить более подробно.

Вот почему синоптические Евангелия отличаются друг от друга: у них разные авторы, которые по-разному пережили евангельские события и разным языком передали их на письме. Они описали главное — земную жизнь Христа, но каждый это сделал по-своему. Марк отрывчасто подал главные факты, Матфей особое внимание уделил цитатам и связи с Ветхим Заветом, а Лука дополнил их повествование новыми персонажами, деталями и фактами. Также он акцентировал внимание на теме покаяния: раскаявшаяся блудница, мытари, блудный сын, благоразумный разбойник.

Что же касается Евангелия от Иоанна, то оно значительно отличается от текстов синоптиков. Иоанн Богослов писал в свойственной только ему манере. Он не повторял написанное у других евангелистов, если те исчерпывающе раскрыли ту или иную историю, зато указывал на совсем иные детали и обстоятельства. Вот почему он вообще не вспоминает о разбойниках, зато рассказывает о Марии и любимом ученике, которые стояли у креста Спасителя.

Предлагаем вам дополнительно посмотреть современный фильм-историю о покаянии и беграничном милосердии Бога:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector