Много может молитва праведного поспешествуема

Много может молитва праведного поспешествуема

Много может молитва праведного поспешествуема

Помощь, оказываемая посредством молитвы (старец Паисий Святогорец)

— Геронда, святой апостол Иаков говорит. «Много может молитва праведного поспешествуема» [1]. Что значит «поспешествуема»?

— Нужно, чтобы тот, кто просит чьих-то молитв, и сам при этом хотел помочь себе, хотел спастись. Он должен подвизаться. То есть для того, чтобы получить помощь от молитвы праведного человека, нужно самому иметь доброе расположение. Бог слышит молитву, совершаемую сердцем, однако и тот, за кого молятся, должен хотеть принять помощь. Если же он этого не хочет, то молящийся должен иметь святость Паисия Великого, чтобы он смог вывести его душу из ада [2]. Поэтому сначала молитесь о тех, кто расположен спастись.

Я, прося Бога о различных нуждах, говорю: «Боже мой, пусть Твоя помощь будет заметна, чтобы люди получили от этого и духовную пользу. Если же она не будет заметна, то не нужно нам помогать». Многие даже и не понимают, от каких бурь избавляет нас Бог, совершенно не думают об этом и не славословят Его. Поэтому будем просить, чтобы Христос, Матерь Божия, святые помогали народу, но пусть их помощь будет осязаемой, чтобы людям это шло на пользу. Допустим, кто-то оступается на лесах, но Бог устраивает так, что он цепляется там, где зацепиться было не за что, и остается в живых. Или кто-то падает и не получает увечий, попадает в автомобильную аварию и остается невредим. Во всех этих случаях надо помолиться, чтобы человек понял, что он спасся потому, что Бог помог ему и, поняв это, получил духовную пользу. Один мой знакомый упал с моста в реку и остался жив. «Ну что, — спросил я его, — спрыгнул глубину померить?». Святые держат нас на руках. Одному юноше я дал в благословение крестик. Он мчался на мотоцикле и перелетел вместе с ним через такси, перевернулся в воздухе и помчался дальше по дороге — не получил ни царапины. От верной гибели спасаются многие, но немногие это осознают и исправляют себя.

— Если я молюсь о ком-то, но сам он не просит о помощи, то получит ли он ее?

— Это зависит от многого. Прежде всего, если у этого человека было доброе расположение, но ему не представилось благоприятной возможности его реализовать, то он имеет право на божественную помощь. Пусть другие и не будут о нем молиться, пройдет время, и Бог даст ему благоприятную возможность исправиться. Но если он попросит о помощи с самого начала, то Бог вмешается, и он исправится раньше. В противном случае он исправится позднее. Молитвою мы даем Богу право на вмешательство. Нет сомнений; если человек от сердца просит помощи и смиренно говорит: «Молись, отче, и обо мне», то он обжигает твое сердце, и ты не можешь его забыть. Если же он говорит совершенно поверхностно: «Молись, молись, протяни какой узелок», словно говорит тебе: «Привет!» — то как тут его вспомнишь?

Когда совершается сердечная, с болью молитва о нуждах мира, люди, просящие в тот час помощи у Бога, сразу же ее получают. Я могу привести немало очевиднейших примеров. Много лет назад один человек, находясь в глубоком отчаянии и помрачившись сознанием, перешел через границу и оказался в одной из коммунистических стран. Там его приняли за лазутчика, схватили, били и отправили в тюрьму. В тюрьме он молился. Один мой знакомый монах узнал о его несчастье и помолился: «Боже мой, прошу Тебя, освободи его! Тебе легко это сделать». Из тюрьмы его повели на допрос, а после допроса он… оказался на территории Греции. Когда его допрашивали уже наши следователи, он отвечал: «Меня били, посадили в тюрьму, требовали признания. А что было после, я не помню. Даже и не понял, как очутился на греческой заставе, не знаю, как это произошло». Такова сила молитвы. Молитва приклоняет Бога на милость.

Хорошо, если наша «рация» работает, не переставая, чтобы успевать за всеми, кто просит о помощи. В армии, в роте связи, мы не только следили за чужими радиостанциями, но и помогали своим. Мы включали промежуточную радиостанцию для тех, кто находился далеко от центра и не имел достаточной мощности; мы принимали их сообщения и передавали их дальше. Нас всегда было двое, и мы в две смены дежурили у рации круглые сутки, потому что если бы радист был только один, то он бы прерывался и тогда тот, кому требовалась помощь, не получал бы ее, его сообщения не достигали бы места назначения. Одна такая рация, если она работает постоянно, может помогать тем, чьи сообщения не доходят до центра. Так и тот, кто имеет дерзновение к Богу и молится о ближнем, включает свою промежуточную «радиостанцию» между человеком, просящим о помощи, и Богом. Но если один будет просить о помощи, а другой свою радиостанцию выключит, то что из этого выйдет?.

1) Иак. 5, 16.
2) В житии преподобного Паисия Великого описывается следующий случай: один нерадивый послушник пал от преслушания в некий грех и, не успев покаяться, умер. После настойчивых молитв его старца Бог открыл ему, что душа послушника будет находиться в аду до дня Страшного Суда, в который она восприимет окончательное, подобающее ей воздаяние. Тогда старец обратился к преподобному Паисию и попросил его помолиться Богу о спасении умершего. После горячей молитвы преподобного Христос освободил душу нераскаянного послушника из ада.

Много может усиленная молитва праведного

«…Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного», — предписывает всем святой апостол Иаков (Иак, 5:16). И действительно, много может сделать молитва за ближнего своего, сказанная с усердием, со вниманием, от чистого любящего сердца. Но нет молитвы, которая была бы так сильна, как молитва общественная, церковная, тем более монастырская. Монахи имеют особую благодать вымаливать мирян, монахи живут только молитвой.

Более десяти лет иеродиакон Евдоким (Кулик) работает с записками, которые Спасо-Преображенский Валаамский монастырь получает по почте из России и стран СНГ.

У нас существует специальная форма ответного письма в виде открытки: «Дорогой (дорогая) о Господе Брат (сестра) ___(здесь мы вписываем имя того, кто нам прислал перевод)___. Мир Вам и спасение от Господа нашего Иисуса Христа! Святые имена Ваших сродников и близких внесены в монастырский синодик для молитвенного поминовения. Братия Валаамской обители за каждым богослужением молятся о всех заповедавших нам недостойным молиться о них».

И здесь я перечисляю кого и куда записал: о здравии или упокоении, на Псалтирь или на проскомидию, на сорок дней или на год. Конкретно расписываю, например: «Иоанн о здравии на Псалтирь на год».

Важно помнить и знать, что на неусыпаемую Псалтирь мы принимаем записки только на один год — такова наша Валаамская монастырская традиция. Принимаем имена и о здравии, и об упокоении. И братия весь год читает неусыпаемую Псалтирь. Для этого игумен монастыря, епископ Троицкий Панкратий определил один из самых красивых скитов – скит во имя святителя Николая Чудотворца. На этом скиту живут долгожители среди Валаамской братии, на своем веку они прожили не мало — с опытом люди. Вот эти иноки и монахи, сменяя друг друга, ежедневно по два часа читают неусыпаемую Псалтирь. Чтение Псалтири самое любимое послушание всех насельников монастыря – это доброе и благостное послушание. И не каждому его доверяют.

Заказывание поминания на неусыпаемую Псалтирь всегда считается великой милостыней за душу. Подчеркиваю, записки на неусыпаемую Псалтирь мы принимаем только на год (записка на год одного имени стоит 1000 рублей).

Старец Иероним Санаксарский говорил: «где читают неусыпаемую Псалтирь — это как огненный столп до неба».

На неусыпаемую Псалтирь подается имя не только об упокоении, но и о здравии. Особенность такой молитвы заключается в том, что человека, о котором молятся, Псалтирная молитва очень сильно ограждает от лукавых демонов и искушений, известно — Псалтирь укрощает страсти.

Можно подать записки и на меньший срок. На проскомидию мы принимаем и на сорок дней (сорокоуст стоит 300 рублей одно имя), есть проскомидия сроком на год (одно имя — стоит 1000 рублей).

Все думают, что Карелия – это очень далеко, а Валаам — так вообще остров за несколькими морями. Не надо бояться! Сегодня в любом почтовом отделении можно спокойно подать записку (сделать перевод с пожертвованием) прямо в Валаамский монастырь. Для перевода укажите:

Кому: Федеральный клиент «Валаамский монастырь (пожертвования)»

Важно писать внимательно, без ошибок. Бывает, что пишут «я заказываю сорокоуст на год». Но сорокоуст заказывается только на сорок дней.
И еще — не надо вкладывать деньги в письмо.

В тексте перевода необходимо написать о ком и на какую молитву подается записка:

Псалтирь на 1 год – одно имя – о здравии или об упокоении (одно имя 1000 рублей),

Проскомидию на 1 год – одно имя – о здравии или об упокоении (одно имя 1000 рублей),

Проскомидию на 40 дней – одно имя – о здравии или об упокоении сорокоуст (читается сорок дней — одно имя 300 рублей).

И еще. на сайте Валаамского монастыря появилась возможность – подача записок через интернет.

И пусть легкость подачи не смущает верующих, но в качестве аргумента в пользу такого варианта подачи записок можно привести пояснение духовного смысла церковного поминовения, который заключается не столько в преодолении трудностей, связанных с подачей, сколько в необходимости молитвенного соработничества Господу. А вот этого скорость подачи-приема записок не отнимает. Важно отметить, что, хотя записки и принимаются через интернет, само чтение происходит так же, как и много веков назад.

Много может молитва праведного поспешествуема

Глава сорок шестая

О молитве

Хотя и на себя ненадеяние и упование на Бога, и пребывание в подвигах крайне необходимы в духовной нашей брани, как показано доселе, но необходимее всех их молитва, сие четвертое оружие в сей брани, как сказали мы в начале (гл. 1-я, в конце), потому что ею стяжеваются и полную силу восприемлют и те первые три орудия, как и всякое другое благо. Молитва есть средство для привлечения и длань для приятия всех благодатей, столь обильно изливаемых на нас из неистощимого источника беспредельной к нам любви и благости Божией; в брани же духовной ею ты влагаешь бранный меч свой в десницу Божию, да поборает Он за тебя врагов твоих и побеждает их. Но чтоб молитва в деле сем проявляла в тебе всю свою силу, надобно, чтоб она оставалась в тебе непрестанно, как естественное какое отправление твоего духа, и была ограждаема и воодушевляема следующими расположениями.

1) Надлежит тебе всегда иметь живое стремление всяким делом служить единому Богу, и служить так, как сие благоугодно Ему. В оживление же и поддержание такого стремления убедись и неотступно держи в мысли, что Господу и по предивным Его свойствам – благости, величию, премудрости и другим бесчисленным и безмерным совершенствам, должны быть всякою разумною тварью воздаваемы поклонение, честь и служение. Но когда приложишь к сему неотходное памятование, что Он Сам неописанно благотворно послужил тебе воплощенным Своим домостроительством, искупил тебя и снял с тебя великую клятву, уврачевал и исцелил язвы твои, ядом греха тебе причиненные, не вином и елеем, и не пластырями какими, но бесценною Кровью, истекшею из пресвятых ребер Его и пречистой плоти, истерзанных бичами, тернием и гвоздьми,- то можешь ли удержаться, чтоб каждое мгновение всеусердно не посвящать на служение Ему единому и словом, и делом, и мыслью? К тому же и того не должен ты забывать, сколь для нас самих благотворно такое служение, так как оно делает нас господами над самими собой, победителями диавола и сынами Божиими.

2) Надлежит тебе иметь живую и теплую веру, что Бог, по великой милости Своей и по множеству щедрот Своих, Сам желает и готов подать тебе все, потребное для твоего Ему достодолжного служения, и всякое благо, потребное для тебя. Такая вера и такое упование будут в тебе сосудом, который беспредельное милосердие Божие и наполнит сокровищами Своих благодатей. И чем обширнее и вместительнее будет у тебя сосуд сей, тем с обильнейшими дарами будет всякий раз возвращаться в недро твое молитва твоя. И как можно помыслить, чтобы Бог, чуждый пременения Вседержитель, заповедавший молиться Ему и обетовавший подавать нам просимые блага, отказал соделать нас причастниками их, когда мы с усердною и терпеливою молитвою испрашиваем их у Него, и не даровал нам Духа Своего? Не Его ли слово есть: кольми паче Отец, Иже с небесе, даст Духа Святаго просящим у Него (Лк. 11, 13)? И не Он ли обетовал: и вся, елика аще воспросите в молитве, верующе, приимете (Мф. 21, 22)?

3) Надлежит тебе приступать к молитве с таким настроением, чтобы тебе желалось одной Божественной воли, а никак не своей собственной, как в самом прошении, так и в получении просимого, именно – чтоб и движим был ты на молитву, потому что того хочет Бог, и услышан быть желал, опять как Он того хочет. Одним словом, да будет у тебя в уме и сердце то, чтоб всецело объединять свою волю с волею Божиею и ей во всем подчиняться и отнюдь не желать волю Божию преклонять на свою волю.

И это почему? Потому что воля твоя всегда срастворена с самолюбием, очень часто погрешает и не знает того, чего следует желать. Воля же Господня всегда блага, премудра, всеправедна, благотворна и никогда погрешить не может. Посему, как она есть неотложный закон для всего сущего и бывающего, так должна быть правилом для воли всех разумных тварей и царицею желаний их, которой они должны покорно во всем последовать.

Таким образом, тебе надлежит всегда желать, просить и искать того одного, что благоугодно Богу. И если когда усомнишься, благоугодно ли Богу то или другое, ищи того и проси в той мысли, что ты желаешь то сделать или иметь, если того желает и Бог. Того же, о чем наверно знаешь, что оно благоугодно Богу, как, например, добродетели, ищи и проси для того, чтоб наипаче благоугодить Богу и добрее послужить Ему единому, а не с другой какою целью, хотя бы и духовною.

4) Надлежит тебе приступать к молитве также украшенным делами, сообразными с прошением твоим, и после молитвы трудиться наипаче над тем, чтобы сделаться достойным вместилищем благодати и добродетели, тобою просимой. Труд молитвенный, таким образом, должен быть сопровождаем подвигом самопринуждения и напряжения себя на то, о чем просим, потому что здесь, в порядках духовной жизни, прошение и искание собственное следуют одно за другим друг-друго-принимательно. Если же кто в молитве будет молиться Богу о какой-либо добродетели, а сам между тем предается нерадению, никаких на стяжание сей добродетели определенных средств не приемля и никаких для того дел не делая, и подвигов не подъемля, то поистине такой паче искушает Бога, а не молится. Почему божественный Иаков и сказал, что много бо может молитва праведнаго поспешествуема (Иак. 5, 16). Споспешествованием здесь бывает и то, когда кто, прося праведного помолиться о чем для себя, и сам о том молится, и то, когда кто, молясь о чем Богу, и сам всеусердно делает все, потребное для стяжания просимого, как разумеет св. Максим.

5) В молитве своей надлежит тебе совмещать те четыре действия, о которых пишет св. Василий Великий: сначала восславословь Бога, потом возблагодари Его за благодеяния, тебе явленные, далее исповедуй Ему свои грехи и преступления заповедей Его и, наконец, испрашивай у Него потребного тебе, наипаче в деле спасения твоего. Последуя сему, можешь ты примерно так молиться:

«Господи, Боже мой! Хвалю и песнословлю неизреченную славу Твою и Твое безмерное величие – благодарю Тебя, что, по единой благости Твоей дав мне бытие и сподобив меня быть причастником спасительных благ воплощенного домостроительства Твоего, неоднократно избавлял Ты меня, неведомо даже для меня самого, от угрожавших мне бед и от руки невидимых врагов моих,- исповедуюсь Тебе, что неисчетное число раз попирал я совесть свою и бесстрашно нарушал святые заповеди Твои, являясь неблагодарным к стольким и толиким благодеяниям Твоим. Но, Боже мой многомилостивый, да не победит благости Твоей сия неблагодарность моя, презри грехи мои и непотребства, воззри же на слезы сокрушения моего и по множеству щедрот Твоих помоги мне и ныне, подай благопотребное для спасения моего и жизнь мою всю направи на благоугождение Тебе, да славится и мною, недостойным, всесвятое имя Твое».

При сем последнем слове можешь ты исчислять поименно все настоящие твои потребности духовные, душевные и телесные, и если в это время упражняешься в какой особой добродетели, то помяни и ее и молись, да поможет тебе Бог преуспеть в ней в совершенстве: если бываешь возмущаем движениями какой-либо страсти, молись о помощи не поддаться ей и прогнать ее; если же терпишь какую напраслину и обиду или какой ни есть ущерб и беду, не забывай благодарить за то Бога, потому что и это, бывая по воле Божией, всегда благой, посещает тебя во благо тебе.

6) Чтоб молитва твоя возымела силу пред Богом и привлекла к тебе Его благоволение, окрыляй ее и благоукрашай несомненною верой не только в безмерность Божией щедродательности и в непреложность обетования Его услышивать нас, взывающих к Нему, еще прежде чем кончится молитва наша (см.: Ис. 58, 9), но наипаче в силу воплощенного о нас домостроительства Господа нашего Иисуса Христа, нас ради подъявшего крестную смерть, воскресшего, вознесшегося на небеса и сидящего одесную Отца, где выну и ходатайствует о нас, так как аще Сына Своего Бог не пощаде, но за нас предал есть Его, како не и с Ним вся нам дарствует (Рим. 8, 32)?

Предлагай также во услышание тебя ходатайство Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, день и ночь о нас молящейся, и предстательство всех святых – Архангелов и Ангелов, апостолов и пророков, пастырей и учителей, мучеников и мучениц, преподобных отцов и матерей и всякого рода благоугождением благоугодивших Богу, Ангела твоего хранителя и святого, имя которого ты носишь и которому посвящена церковь, в коей ты крещен и всегда молишься. Предпосылая своей молитве сии ходатайства, ты смирение свое предпошлешь, которого ничего нет благоприятнее Богу, ни на кого так милостиво не взирающему, как на кроткаго и смиреннаго. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Ис. 66, 2; Пс. 50, 19).

7) Надлежит тебе совершать свои молитвы всегда с прилежанием неутомимым, как заповедует апостол, говоря: в молитве терпите, бодрствующе в ней (Кол. 4, 2). Ибо смиренное терпение, неутомимость и неотступность в молении побеждает непобедимого Бога и на милость Его преклоняет. Если неотступность евангельской вдовицы преклонила на свое прошение судию злого и неправедного, по евангельской притче Господа, намеренно с тем изрекшего ее, чтоб научить нас не скучать, но терпеливо пребывать в молении, как читаем в Евангелии: глаголаше же и притчу. како подобает всегда молитися и не стужати си (Лк. 18, 1) – если, говорю, судия неправедный склонился на прошение вдовицы по причине неотступности ее, то как не склонится на моления наши Бог, Который есть сущая благость, если будем неотступно умолять Его? Посему, когда умоляешь о чем Бога и Он медлит услышать тебя, ты все продолжай молиться, держа в сердце твердое и живое упование на помощь Его. Ибо за Ним никогда не остается усердная молитва и на нее всегда готовы от Него излиться богатые милости, превышающие самое чаяние молящихся, если к тому нет нравственных препятствий с их стороны и если они не находятся в таком состоянии, что для них лучше, чтоб неисполненным осталось прошение их,- в каковом случае Он вместо просимого посылает иное какое благо, благопотребное для них, ведомо ли для них или неведомо. В сем разуме справедливо иметь убеждение, что молитва никогда не бывает неуслышанною, а бывает только то, что посылаемое вследствие ее есть не то, о чем просят, не зная, что то неполезно для них и что оно невидимым оставляется потому, что увидеть то не безвредно для получающих. Будь же всегда терпелив в молитве и уверен будь, что молитва никогда не остается бесплодною. Если не получаешь просимого, верь, что получаешь или получишь иное вместо его благо; и если не видишь и не увидишь сего, не пытай, почему это, а лучше вместо того обратись к своему недостоинству и наполни душу твою помышлениями и чувствами смирения. Если воспроизведешь и утвердишь в себе такие чувства вследствие молитвы, то, пусть даже ты за нее совершенно ничего не получишь, не только видимо, но и невидимо, самые сии чувства прими как плод молитвы, и для тебя спасительный и Богу благоугодный паче всего.

Читайте также  Молитва разлюбить мужа

Слушай, что говорит св. Златоуст: «Великое есть благо молитва, если с должным благонастроением творится и если мы научим себя, и когда получаем просимое и когда не получаем его, благодарить Бога. Ибо Он и когда дает, и когда не дает, то и другое творит во благо нам, так что и когда получишь просимое, ты, очевидно, получил его, и когда не получишь,- получил, потому что не получил, наверно, неполезного тебе – не получить же неполезное есть сподобиться полезного. Итак, получишь ли ты или не получишь просимого, благодари Бога, веруя, что если б почасту не было для нас благотворнее не получить того, чего просим, то Бог всегда бы подавал нам просимое».

Итак, всегда терпеливо молись Богу и о всем благодари Его, веруя и исповедуя, что Он благ к тебе и благ премудро, и есть твой любвеобильный Благодетель и в даянии, и в недаянии по прошению твоему, и по сей вере непоколебимым пребывай в смиренной покорности Божественному Промышлению, радостно и благодарно встречая все случающееся с тобой, и приятное и неприятное.

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Молитва много может

Слышано мной не раз, что «много может усиленная молитва праведного». Слышано и от апостола Иакова, и не от апостолов, даже если от Яковов. Причем чаще всего я эту фразу, когда не от апостола, слышу с каким-то диковинным чужим акцентом, в смысле, что если как следует помолиться, то все будет! Противоположный выход или вывод прост до безобразия: если молиться не как следует, то не будет ничего.

И вот ходят по церквям герои труда, которые молятся как следует и все, что нужно, имеют, когда нужно, и толпы народу простого, бестолкового, который ни праведностью, ни усиленной молитвой похвастаться не может и в результате часто (считай, всегда) сталкивается с банальным понятием «облом».

Но что мы своей молитвой можем все, что пожелаем, творить, дорогие мои, не совсем чтоб правда. И у Иакова (если речь об апостоле) не совсем так написано, не в этом смысле.

Начать с того, что написано у апостола про исцеление, про покаяние и молитву «друг за друга». Контекст там, мягко говоря, не совсем тот, о котором нам говорят «герои труда».

Но даже если взять фразу апостола без контекста, просто «много может усиленная молитва праведного», возникает немало всяких вопросов.

Вопрос первый. О ком речь? «Молитва праведного» – неужели это про нас? Лично я такой наглости набраться не могу. Ибо знаю о себе как раз обратное. О себе имею знание. О других – не столько знание, сколько веру. И эта вера не позволяет мне назвать праведным никакого другого человека, тем более из тех, кто мне хорошо, с близкого расстояния, знаком. И если кто Библию на досуге почитывал, то, наверно, иногда встречал слова типа «нет праведного ни одного». Сказано, к примеру, в другом Завете: «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл. 7:20). Нет. А на нет…

Категорично как-то, неделикатно, необтекаемо. Не оставляет вариантов. Никуда не деться. Тем более, что, от слов «нет праведного ни одного» отталкиваясь, Павел закладывает один из краеугольных камней христианской веры под девизом «все под грехом». Если в это не верить, как верить в то, что дальше в Послании к римлянам сказано и вообще во всех канонах христианских? Среди христиан принято считать, что Праведник на земле был один и иного никогда не будет. Нестыковка получается, если праведником называть кого-то еще, а тем более самого себя. Я бы лично поостерегся к себе применять слова про молитву праведного. И другим бы не посоветовал.

Вопрос второй. Что такое, для тупых, «усиленная»? «Не апостолы» однозначно говорят про какую-то особую молитву, подчеркивая продолжительность ее времени и прочие нюансы. Апостолы про это, правда, как воды в рот набрали. Если в оригинале на койне этот стих у Иакова прочитать, там тоже ничего ни про время, ни про силу не вычитаешь – разве что про действенность, то есть толк. Но мы и сами знаем, что у некоторых толк есть. Нам бы какой рецепт… Тоже толку охота. Очень охота!

И вот тут-то встревает, как по мне, главный в этом деле вопрос. О чем вообще речь? О молитве или о молитвословии? О правильных словах или правильном расположении сердца? Иногда речи «неапостолов» о молитвословиях опасно граничат с пропагандой заклинаний каких-то: надо в правильном месте в правильное время говорить правильные слова – и все будет в шляпе!

Но у апостола-то совсем не об этом, а о молитве: не о правильных словах, а о желаниях сердца. Да, желания часто бывают такие, что и не выговоришь их никак, не сформулируешь внятно. Но Бог ясно видит все несформулированное, невыговоренное, каждое движение сердца видит. Словами Его не проведешь – можно в словах наловчиться, а молитвы никакой не иметь и близко. Слова вообще можно просто взять и тупо прочитать. Но толку тут точно не будет. Ибо не будет самого факта молитвы – разговора с Живым и Всемогущим Богом, общения с Ним, единения, которые уже сами по себе, без дополнений, есть наивысший толк из всех возможных. Сказано: «Господи! пред Тобою все желания мои, и воздыхание мое не сокрыто от Тебя» (Пс. 37:10). И веруем мы вроде, что все желания и воздыхания наши перед Ним как на ладони, что Он ясно видит все, чего мы по-настоящему хотим, даже если про эти желания и воздыхания не говорим. А слова… Слова, конечно, важны – «ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12:37). Но важнее всего они, слова, тогда, когда совпадают с желаниями и воздыханиями, а не тогда, когда говорится про одно, а желается совсем другого. Когда произносятся слова, совсем непонятные для говорящего, это уже явно не то, что в Библии про молитву говорится. Никаким боком тут не получится Филиппийцам 4:6 – и на Филиппийцам 4:7 надеяться вряд ли стоит.

Нет, я не думаю, что любая «мысль изреченная есть ложь», хотя понимаю, о чем тут Тютчев. Дистанция между чистым желанием и желанием, оформленным в слова, часто бывает изрядная. Но «ложь» все-таки… Несоответствие, неполное соответствие – это да, часто бесспорно и не подвергаемо сомнению. Изрекать мысли Богу все-таки можно. И нужно. Только здесь одна загвоздка: нужно, чтоб мысли были в наличии. Что изрекать, когда ни о чем не думается, когда нет ни желаний, ни воздыханий? В белорусской народной мудрости про людей, у которых все как-то само собой получается, говорят: «Чорт дзяцей калыша (черт детей колышет)». Ну, насчет черта со стопроцентной уверенностью не скажу, но высока вероятность, что в таких случаях не Бог действует. Бог каждое наше желание и воздыхание знает и слышит и руководствуется не только (и не столько) нашим комфортом, но и нашим «возрастанием». Он знает, когда нам нужно поработать над терпением, знает, когда дать, когда взять – все знает лучше нас, короче… Поэтому отвечает на наши желания так, как считает нужным Он, а не так, как считаем нужным мы.

Знает Он и то, можно не сомневаться, что молитва может многое, но никак не по причине достоинств и заслуг молящегося, а по причине любви к молящемуся Того, к Кому молитва обращена. Если она не обращена к Нему, то она, в лучшем случае, ни к кому не обращена, а в худшем обращена, мягко скажем, не по адресу. И тогда финансовый успех и прочие удовольствия могут иметь место, но это будет «не то»… Тем более, что у Иакова апостола здесь ни про какой успех не сказано. Сказано: «Злостраждет ли кто из вас, пусть молится» (Иак. 5: 13) . То есть: есть проблемы – рассказывайте о них Богу. А Он может все, Любую проблему может решить. Может и не решить, конечно, но не потому, что не может какой-то проблемы решить, а потому, что посчитает нужным на данный момент не давать того ответа, на который мы надеемся. И тут праведность и сила молитвы молящегося совершенно ни при чем, Библия на этот счет сомнений не оставляет. В наших «руках» есть только одно орудие, действовать мы можем только одним средством. Насчет этого у Иакова тоже сказано, и сказано так, что вроде все вопросы должны быть сняты. «И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:15). Орудие и средство наше не праведность (откуда?), не усиленность молитвы (тоже не так часто отмечается), а вера. Лишь молитва веры котируется перед Богом, заклинания и сила тут не пройдут. И никак иначе, если подумать, и быть не может. «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11:6) Это пишет другой апостол, не Иаков – правда, кто именно, никто точно не знает. Но раз написано, надо мотать на ус. Даже безусым. Без веры не может быть самой молитвы – это уже не молитва, простите, а что-то другое. Как беседовать с Богом, как выплакивать перед Ним свое горе и беду (беды), если в Него не верить, если сомневаться, что Христос воистину воскрес и сидит одесную Отца? Мне кажется, что никак.

А на молитвы Бог отвечает – и на «крупные», и на мелкие. Точно вам говорю, потому как верую и знаю на опыте. Да вы это и сами знаете. Через сколько времени, как именно отвечает Бог на какую молитву – это я не скажу, это не ко мне вопрос. Это вы можете у Него Самого спросить. Но лучше не спрашивать пустяки разные, лучше молиться с верой. И не «героев труда» слушать, а апостолов почаще читать. Того же Иакова, например…

У книжной полки. Много может молитва праведника. Из духовного наследия прот. Валентина Мордасова

Аудио

По милости Божией есть еще на земле нашей истинные пастыри, духовные наставники и молитвенники. Они — как редкие, но яркие светильники в ночи, на пламя которых мотыльками слетается православный люд. Но лишь когда вдруг угасает одни из них (чтобы с новой силой воссиять у Престола Божия), мы в полной мере начинаем осознавать их великое, непреходящее для нас значение. Таким пастырем, наставником и молитвенником был протоиерей Валентин Мордасов. Он родился 10 марта 1930 года в обычной советской семье, чуждой всякой религиозности. Но, несмотря на это, святая вера воспылала в сердце юноши, и уже в 23 года он стал священником и всего себя отдал на служение Богу и людям. Сегодня во многом его служение открывается людям, не знавшим батюшку, благодаря его духовным трудам, о которых говорится на страницах книги «Много может молитва праведника. Из духовного наследия протоиерея Валентина Мордасова».

Книга «Много может молитва праведника» вышла в свет при содействии двух издательств – Камно и Синтагма. Она, как отмечают издатели, по содержанию и построению не совсем обычна. Издание посвящено молитве, ее силе, значению в нашей жизни, и тому, как учил молитве своих духовных чад замечательный старец протоиерей Валентин Мордасов. Но вместе с рассказами о батюшке, о том, как окормлял он вверенное ему словесное стадо, в книге представлены в достаточном объеме и сами молитвы, потому что невозможно научиться чему-либо, не испытав это самим делом. Так что каждый читатель, знакомясь с тем, как свершал свой молитвенный подвиг батюшка, может сам, не откладывая книгу в сторону, прибегнуть к спасительной силе молитвы.

Вся книга состоит из нескольких разделов, первый из которых призван помочь настроиться на молитву, второй включает в себя молитвы ко Господу, третий – ко Пресвятой Богородице, четвертый – ко всем святым. Каждую часть предваряет небольшой рассказ о батюшке. Так, в первом разделе книги ее редактор-составитель, Игорь Смолькин, вспоминает сказанные великим русским праведником святым Иоанном Кронштадтским о себе. «Люблю я молиться в храме Божием, особенно в святом алтаре, у престола или у жертвенника Божия, ибо чудно изменяюсь я во храме благодатию Божиею.

В молитве покаяния и умиления спадают с души моей терния и узы страстей, и мне становится так легко; все обаяние, вся прелесть страстей исчезают, и как бы умираю для мира, и мир для меня со всеми своими благами; я оживаю в Боге и для Бога, для единого Бога, и весь им проникаюсь и бываю един дух с Ним; я делаюсь как дитя, утешаемое на коленях матери; сердце мое тогда полно пренебесного, сладкого мира; душа просвещается светом Небесным; все светло видишь, на все смотришь правильно, ко всем чувствуешь дружество и любовь, к самим врагам, и охотно их извиняешь и прощаешь. О, как блаженна душа с Богом! Церковь — истинно земной рай». Эти слова, по мнению Игоря Смолькина, можно было бы в полной мере отнести и к протоиерею Валентину Мордасову. Он любил молиться, жил молитвой и прививал эту любовь своим духовным чадам.

Батюшка тщательно скрывал свою внутреннюю жизнь, свои духовные достижения, и внешне старался выглядеть как все — самым обыкновенным человеком. И если кто-то сказал бы ему: «Батюшка, ваши молитвы сотворили в моей жизни чудо». Он бы тут же ответил: «Это не я, какой же я чудотворец? Это Господь, по молитве церковной, по общей нашей молитве, помог вам». Но все чада батюшки знали необыкновенную силу его молитвы, действительно часто делающей невозможное возможным. А сам батюшка, чтобы укрепить у духовных детей навык к молитве, собирал их после богослужения или в дни, когда не было служб, в храме, чтобы в спокойной обстановке умилительно и благоговейно возносить молитвы ко Господу, Пресвятой Богородице и святым Божиим.

Батюшка говорил, что совместная молитва имеет особую силу по слову Спасителя: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18: 20). Но большинство прихожан узнавали о правилах духовной жизни, о путях спасения, в том числе и о молитве, из проповедей на богослужении. Когда батюшка выходил на солею, чтобы произнести наставительное слово, все, присутствовавшие в храме, разом сдвигались в его сторону и замирали. Каждый верующий старался оказаться ближе к пастырю, чтобы все услышать, ничего не пропустить. А батюшка начинал говорить медленно, вдумчиво, делая интонацией ударения на чем-то особенно важном.

Так он однажды говорил и о молитве: «Поговорим сегодня о молитве; о том, как к ней приготовиться и как сделать ее многомощной и спасительной. Итак, как приготовить себя к молитве. Когда идешь в храм, то уже дома надо начать приготовлять себя к молитве. Дорогой, чтобы приобрести дух молитвенный, хорошо прочитать молитвы «Достойно есть. «, «Все упование на Тя возлагаю. «, в остальное время читать «Иисусову молитву», при всем этом следует стараться не разговаривать и не рассеиваться. Помни, что идешь в храм, а это — земное небо, место райское, место святое».

Отец Валентин постоянно напоминал, что молитвой должен освящаться каждый шаг христианина, никакого дела не должен он начинать без молитвы. Батюшка говорил, что «Бог старается достигать грешника через молитву, сокрушение сердца, истинное принятие веры. Мы должны знать, что вера и жизнь по вере делают человека святым. Когда человек верует в Господа Бога, то он не сам делается святым, а Господь его делает через его праведные дела, по слову евангельскому: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14: 23)», — говорит Господь. Итак, с молитвы следует начинать каждый день и всякое дело и ей же все заканчивать.

Как опытный пастырь, наделенный колоссальным духовным опытом, отец Валентин понимал то, насколько легче будет жить всякому человеку, если его непременным спутником станет молитва. Такой человек по-другому смотрит на жизнь, иначе, нежели незнающий молитву, оценивает события, реагирует на них. То, что у погруженного в мир вызовет зависть, гнев, раздражение, его оставит безстрастным. Страсти, как стрелы, поражают естество человека, не оставляют на нем живого места, а молитва, как щит, всегда оборонит и сохранит невредимым. Но как духовных чад, озабоченных, как правило, семейными, хозяйственными делами, научить правильно молиться? Об этом болела душа пастыря, и он не жалел времени, чтобы помочь своему словесному стаду. Сколько наставительных слов, поучений, проповедей было им сказано? Не перечесть! И некоторые из них читатели найдут на страницах этой книги.

Жизнь протоиерея Валентина Мордасова – высокий пример служения не только для пастырей, но и для нас – мирян. Прп. Ефрем Сирин говорит: «Святые, как граждане небесные, служат Богу среди земнородных. В неутомимой борьбе преодолевают они плотские похоти, свое тело, по воле Господа, делают сосудом святыни и становятся обителью Бога, чтобы Он обитал в них». На протяжении многих лет отец Валентин выписывал краткие святоотеческие наставления, мудрые мысли в специальные тетради, которых накопилось у него десятки, если не сотни. Много места в них отводил он и мыслям о молитве. Промысел Божий не позволил сгинуть в безвестности трудам отца Валентина. Сегодня они доступны многим православным читателям.

Quot;. много может усиленная молитва праведного». — (Иакова 5:16).

Если вы молитесь по пять-десять минут в день, то не удивляйтесь тому, что не видите результатов своих молитв. Правда, иногда и достаточно долгая молитва может оказаться безрезультатной. Просто молитва должна быть усиленная, интенсивная, горячая и сердечная.

Поэтому в нашей церкви люди очень эмоциональны в молитве. Если вы молитесь устами, а ваши мысли блуждают (например, вы думаете о приготовлении обеда), то такая молитва не будет результативной. Нужно молиться так сильно, чтобы ваше сердце, ваш ум и даже ваше тело были «поглощены» этой молитвой.

Если вы хотите достичь результатов, то должны много молиться — молиться страстно и горячо, от всего сердца.

Обратите внимание, что Ирод наложил руки не только на Иакова и Петра, которые были лидерами церкви. Библия говорит, что гонения были и на других людей, принадлежащих к церкви. Неважно, кто эти люди (дьявол всегда охотится на человека), самое главное, что они принадлежат к церкви. Некоторые верующие в подобной ситуации начинают размышлять над тем, какой же грех совершили эти люди, что дало повод дьяволу вторгнуться в их жизнь. Вместо того чтобы молиться за этих людей, они занимаются разбирательством, как будто это они — Бог. Такие люди должны осознать, что дьявол может подступиться к любому человеку, особенно к тому, кто занимается какими-то мелочами, отвлекается на второстепенное. Но Иерусалимская церковь не занималась подобными размышлениями, она занималась делом. Все члены церкви прилежно молились. Почему они это делали? Потому что написано: «. много может усиленная молитва праведного». Обратите внимание на слово «усиленная». Не любая молитва достигает цели, а только усиленная. Научитесь молиться сильно! Голос человека, который молится сильно, отличается от других. У него другая походка, другие жесты, в его голосе чувствуется власть. Научитесь так молиться! Поверьте, усиленная молитва праведного многое может совершить.

Но чтобы молитва была успешной, чтобы она могла многое сделать, нужно, чтобы человек был праведен. Многие служители неправильно ведут себя в семьях, неуважительно относятся к людям. Если вы не живете христианской жизнью, знайте: ваша молитва не будет «работать». Живите по Слову Божьему, живите богобоязненной жизнью, и тогда ваша молитва будет эффективна. Библия говорит, что церковь в Иерусалиме молилась усердно, в результате чего ответ с неба не замедлил прийти! Их молитва была настолько сильной, что начало действовать воинство небесное. Их молитва была настолько сильной, что Ангел Господний, несмотря на закрытую дверь, вошел в темницу, вывел Петра за ее пределы, и никто не остановил его. Петр думал, что у него просто видение. Только когда он пришел домой, то очнулся и понял, что это не сон и не видение — все происходит в действительности.

Читайте также  Молитвы от ссор

Пасторы, научите ваших людей молиться усиленно во всех ситуациях. В результате усиленной молитвы праведников ни одно оружие дьявола не имеет силы против верующих. У членов Иерусалимской церкви была власть через молитву менять обстоятельства и разрушать препятствия, кажущиеся непреодолимыми.

Как вы думаете, только ли те люди, которые жили задолго до нас, могли добиться этого? Может, время было другое? Бог говорит, что молитва любого праведника многое может, если будет усиленной. Церковь того времени имела власть в духовном мире. Имеет ли эту власть ваша церковь?

Я знал, что церковь, которую Бог строит через меня, должна быть большой и сильной, но только через три года, постоянно молясь об этом, я понял, что это значит. Для сильной церкви не существует преград, не существует невозможного. Если ваша церковь большая и многочисленная, то люди будут уважать и почитать вас только за то, что вы — член такой церкви.

У каждого из нас есть потребность в уважении, всем хочется быть в почете. Поэтому стройте сильную и многочисленную церковь. Вы только представьте: у вас большая церковь, члены которой работают и в прокуратуре, и в милиции, и на таможне, и в правительстве, и в команде Президента, и в городской администрации — они везде. Но для того чтобы ваша церковь была многочисленной, вы должны много трудиться. Нужно работать в разных направлениях, чтобы привести в церковь новообращенных. В свое время каждый верующий нашей церкви должен был привести в течение года хотя бы трех человек, которые постоянно посещали бы церковь. И это дало свои результаты. Мы использовали для этой цели телевизионные передачи — и церковь стала возрастать еще быстрее. Затем мы стали издавать газету, заработала «Линия доверия», куда любой человек, живущий в городе, мог позвонить в любое время и получить совет и поддержку. И Бог стал прилагать новообращенных почти каждый день.

Дайте Богу увидеть ваши усилия! Попросите Его помочь вам увеличить вашу церковь! Почему это важно? Количество даст вам честь и уважение, поэтому вы должны делать все, чтобы ваша церковь стала многочисленной, стала наполненной. И если количество дает церкви уважение и честь, то качество даст церкви безопасность и защиту.

Евангелие — это сила Божья ко спасению всех людей, в том числе государственных деятелей, бизнесменов и предпринимателей, а также тех, кто входит в мафиозные структуры. Поэтому мы поставили задачу перед каждым членом нашей церкви — молиться за спасение своих начальников. Мы рекомендовали составить списки людей, занимающих определенное положение в обществе и молиться за них до тех пор, пока они не придут в церковь. Когда на нашу церковь начались гонения и мне не разрешали проповедовать, это вынудило нас выходить на администрацию президента, на мэрию и парламент. Мы молились за этих людей и благословляли их. Бог чудесным образом разрешил эту проблему, и сейчас многие из них ходят в нашу церковь, они стали моими друзьями. Слово Божье истинно — даже врагов оно примиряет с праведными. Качество вашей церкви дает вам защиту.

К нам в церковь ходят разные люди: профессора, академики, учителя, юристы, депутаты, известные артисты и спортсмены. И не потому, что я такой хороший. Нет! Я сам не пошел бы слушать самого себя: какой-то «хромающий» язык у пастора, вдобавок он еще и темнокожий. Но это лишь доказательство того, что это делаю не я, а Бог совершает это через меня. Я — тот сосуд, который использует Бог, чтобы явить Свое могущество и власть. Когда Бог живет в человеке, то цвет кожи не имеет значения — не это главное. Главное, чтобы Бог жил в человеке, и тогда люди будут видеть сияние Славы Божьей. Ничто не вечно на этой земле: ни свет, ни тень, ни язык. Все это может исчезнуть в один момент, всё — кроме Бога. Он — вечен. Бог допускает разные сложные ситуации в церквах с одной целью — чтобы церковь шла в разные организации и учреждения, во все инстанции города, чтобы все услышали о ней, о том, что есть церковь Живого Бога в городе.

Пастор должен трудиться над тем, чтобы построить церковь. Свидетельствуйте людям о тех чудесах, которые совершил Бог в вашей жизни. Любите людей, даже если они будут унижать вас и пренебрежительно относиться к вам. А если Бог начнет вас использовать, то полностью отдайтесь Его воле. Что бы ни случилось в вашей жизни, молитесь, чтобы Господь

привел в церковь ваших обидчиков, потому что уже не вы живете, но Иисус, Который любит их, живет в вас. И если кто-нибудь из тех, кто обижал вас, придет в церковь — он будет вас потом благодарить.

В Минске, на одном из белорусских заводов по выполнению космических программ бывшего Советского Союза работал известный физик, академик, член Академии наук Белоруссии. Он пришел к Богу благодаря уборщице, которую раньше даже не замечал. Уборщица и академик. Только потому, что эта женщина все время молилась за него, он был спасен и уверовал в Иисуса Христа.

Не имеет значения, кто вы по профессии, Бог все равно будет вас использовать. Женщина, которая мыла полы в Академии наук, была послана Богом для спасения великого и значительного в обществе человека. Но для этого она должна была говорить с ним о Евангелии. Она говорила — и Дух Святой делал Свою работу.

Наша проблема зачастую в том, что у нас не хватает дерзновения. Вы должны работать над тем, чтобы в вашей церкви было это качество, потому что люди, «имеющие вес» в вашем городе, станут орудием Божьим для решения тех проблем, которые обязательно будут в вашей церкви. Много раз такие люди помогали решать проблемы и мне. Если бы не их помощь, меня, возможно, уже давно бы не было в этой стране, в этом городе и в этой церкви. Многие люди встали на новый путь, изменили образ жизни, получили работу благодаря тем, кто занимает ответственное положение в нашем обществе. Вот что значит быть качественной церковью. Но никогда не останавливайтесь на достигнутом. Мы считаем, что мы еще недостаточно сильная и стратегически количественная церковь. Но у нас есть желание и стремление, и мы верим, что добьемся этого роста во имя Иисуса Христа.

Если вам нужно молиться за чье-то спасение — найдите время, возьмите отпуск, закройтесь в комнате на два-три дня и молитесь за этого человека. Это стратегически важно. Бог знает, что этот человек нуждается в спасении, и Он приведет его. Вы также можете с кем-то объединиться и взять на несколько дней пост, который «усилит» вашу молитву. Тогда вы увидите, что Бог начнет делать. Знайте, что все это вы делаете ради Иисуса!

Вам нужна такая церковь, которая будет иметь власть у Бога и у людей. Тогда вы сможете спокойно и беспрепятственно распространять Слово Божье и Его Царство здесь, на земле.

Молитва имеет власть и авторитет у Бога. Но как же завоевать власть и авторитет перед людьми? Всем, кого вы знаете. можете рассказать, что Бог жив, и Он действует! Он не умер! Христианство — это не просто какая-то религия, какие-то традиции. Христианство должно иметь силу, чтобы подтверждать, что Бог жив и сегодня.

Все, о чем говорится в Ветхом Завете, дано нам, чтобы мы не совершали подобных ошибок. Помню, как однажды мой водитель сказал, что на служение к нам приехала шикарная машина с правительственными номерами. Он не видел, кто из нее вышел, но видел, как машина уехала, а потом, когда служение закончилось, вернулась, и две женщины, вышедшие из церкви, сели в нее. Я попросил водителя рассказать, как они выглядели, потому что во время служения Бог указал мне на двух женщин, сидящих в зале. Он проговорил мне, что они нуждаются в исцелении. Очевидно, им было известно, что в нашей церкви Бог исцеляет людей. Это были жены «больших» людей, которые представляют структуры власти. Бог дал мне слово знания для одной из них. У нее была болезнь поджелудочной железы, и ей предстояла операция. Я обратился к этой женщине во время молитвы и сказал, что Бог хочет ее исцелить. Но поскольку никто из группы утверждения не обратил на них внимания, эти женщины сразу же после служения ушли. К сожалению, мы потеряли с ними связь. Поэтому вскоре было принято решение создать специальную группу людей, которые могли бы общаться с такими людьми после служения, помочь им, обменяться телефонами. Нужно делать все, чтобы из новообращенных люди становились утвержденными членами церкви. Такое качество церкви принесет свои плоды: у вас будет защита и безопасность. Выработайте такую стратегию, чтобы построить сильную, могущественную и действенную церковь, которая станет работать до пришествия Иисуса Христа, и тогда вы будете иметь качество в своей церкви.

Если вы хотите иметь большую и сильную церковь, то должны построить в духовном мире сильную молитвенную ограду.

И только тогда сможете иметь в физическом мире качественную и количественную церковь. Итак, защиту и безопасность вам дает качество, а честь и уважение — количество.

Я верю, что Бог, по молитвам верующих, приведет в церковь известных людей, имеющих положение в обществе, чтобы Слово Его распространялось среди сильных мира сего, чтобы любовь Божья покрыла высшие эшелоны власти вашего города и вашей страны. Бог будет использовать вас и помогать строить сильные многочисленные церкви! Господь будет помогать строить качественные и количественные церкви, церкви Его славы, чтобы вся Украина, весь мир увидел, что Он — Живой и Всемогущий, Он — любящий и прощающий, Он — чудный и прекрасный Бог. Ему принадлежит вся хвала, вся слава и честь. Аминь!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector