Лексическое значение слова молитва

Лексическое значение слова молитва

Лексическое значение слова молитва

Значение слова молитва

Словарь Ушакова

мол и тва, молитвы, жен.

1. Действие по гл. молиться. Итти на молитву.

2. Канонический словесный текст, произносимый верующими при обращении к их богу. Читать молитву.

Фразеологический словарь русского языка

Вашими молитвами — ответ на расспросы о делах, здоровье и т. п.

Библейская энциклопедия арх. Никифора

вообще есть возношение ума и сердца к Богу, являемое благоговейным словом человека к Богу. Образцом для всех молитв или общею христианскою молитвою несомненно должно назвать Молитву Господню: Отче наш и т. д. (Мф 6:9-13), которой Господь наш Иисус Христос научил апостолов и которую они передали всем верующим. Она разделяется: на призывание, семь прошений и славословие.

Энциклопедия иудаизма

Молитва является основой богослужения, т. е. служением Богу сердцем. Сказано у мудрецов наших: И служить Ему всем сердцем вашим. А что такое служение сердцем, как не молитва? (Та’ан. II). М. вызывает душевный подъем, приближает душу к ее Создателю, побуждает человека удалиться от зла и приблизиться к добру. В М. еврей выражает свою скорбь и жалобы на преследования и гонения: Воззри с небес и увидишь, как мы стали посмешищем и позором между народами, уподобились овцам, которых ведут на заклание. М. пробуждает в еврее надежду, что мольба его будет услышана, и не оставит Господь народ Свой и удел Свой не покинет.

Согласно еврейской вере, молящийся не нуждается в посреднике между собой и Богом: «Смотри, как высоко Он стоит в мире Своем, но человек входит в синагогу и молится шопо-том, а Господь слышит его молитву», как сказано: «А Хана говорит в сердце своем, только уста ее шевелились, и не было слышно голоса ее» (I Сам. 1,13), но Господь внял ее М.

Сохранились очень древние М., такие как М. Ханы, М. Шломо; вся книга Псалмов является сборником М. В эпоху Храма священники читали «Шма», молитву «Шмонэ-Эсрей»*, «благословения Когенов» и др. Со временем эти М. перешли в синагоги и стали, вместе с чтением Торы*, основной частью богослужения.

В древности М. подразделялись на три основных вида: принятие власти Царства небесного, общественные М. и мольбы (просьбы личные).

Принятие власти Царства небесного

Молитва «Шма» составлена из отрывков, взятых из нескольких глав Торы. В наши дни принято читать следующие три фрагмента: «Шма» (Втор. VI, 4-9), «ВеГая, им шамоа» (Втор. XI, 13-21) и «Вайомер» (Чис. XV, 37-41). Все три части вместе называются «Шма», по словам первого ее стиха «Шма Исраэль» («Слушай, Израиль») ; эта молитва превратилась в девиз национального единства. С этой М. на устах шли на смерть еврейские мученики во все времена.

Общественная молитва (или «Шмонэ-Эсрей» — «Восемнадцать благословений»)

В этой молитве общество просит даровать благословение и избавление стране и народу. Хазан* произносит молитву вслух, а присутствующие говорят «Амен» после каждого благословения. К М. «Шмонэ-Эсрей» добавились «Благословения когенов» и «Кдуша». Вначале Когены* благословляли народ только в Храме, но со временем обряд этот перешел в синагоги, и соответствующая М. произносится ежедневно, перед последним благословением из «Шмонэ-Эсрей». Позднее хазал постановили произносить «Благословения когенов» в диаспоре* только по праздникам, а в Эрец Исраэль, по обычаю, когены благословляют ежедневно.

«Кдуша» состоит из нескольких стихов, взятых из книги Исайи.

Мольбы

После М. священников в Храме народ падал ниц, и каждый произносил свои личные мольбы. Впоследствии и эта М. перешла в синагоги. Содержание ее не было строго регламентировано, и каждый молился по-своему.

После разрушения Храма все богослужение перешло в синагоги. Ранее синагоги были предназначены, главным образом, для изучения Торы. С разрушением Храма М. стала основой богослужения и заменила жертвоприношения. Это новое положение символизируют слова пророка Гошеа: «Принесем жертвы устами нашими» (Гош. XIV, 3), хотя мудрецы подчеркивали, что только добрые деяния способны заменить жертвоприношения в Храме.

Все же синагоги рассматривались как «Малый Храм», который должен занять место разрушенного Храма. Поэтому М. назначены на те же часы, которые служили прежде для общественных жертвоприношений в Храме.

М., как и галахот*, не были записаны, а передавались устно. Поэтому каждый хазан мог менять их текст по своему разумению, пока р. Гамлиэль* не утвердил формальный текст М. «Шмонэ-Эсрей». Он постановил, что вначале

общество произносит эту М. шопотом, а затем хазан повторяет ее вслух. Он также постановил произносить эту самую М. и вечером.

Наши мудрецы рекомендуют: молитесь в синагоге. Если нет такой возможности, молитесь в поле. Если нет такой возможности -молитесь дома. Если нет возможности молиться дома открыто — молись в постели. Если нельзя и этого — молись мысленно в сердце своем.

Библейский Словарь к русской канонической Библии

мол’итва — основная форма общения с Богом, обращение к Нему с благодарностью, за помощью и благословением. Евреи для молитвы приходили в храм ( Пс.5:8 ; Лук.18:10 ; Деян.3:1 ) и молились, обратившись лицом к Святому-святых. Если храм был далеко, они молились, обратившись в сторону Иерусалима ( 3Цар.8:48 ; Дан.6:10 ). Молитва совершалась три раза в день ( Пс.54:18 ): в третий час, то есть в девять часов утра; в шестой час, то есть в полдень ( Деян.10:9 ) и в девятый час, то есть в три часа пополудни, во время вечерней жертвы ( Дан.9:21 ). Молились стоя ( 1Цар.1:26 ; 2Пар.20:13 ; Мар.11:25 ; Лук.9:29 -30; Лук.18:11 ), в особо торжественных случаях — на коленях ( 3Цар.8:54 ; Пс.94:6 ; Деян.21:5 ; Еф.3:14 ), воздевая руки к небу ( 3Цар.8:22 ; 1Тим.2:8 ), в критических случаях повергаясь на землю ( Нав.7:6 -9). Иногда люди падали «на лицо свое» (то есть всем телом на землю) без молитвы, но это случалось при непосредственной встрече с Богом ( Быт.17:3 ; Суд.13:20 ,22; Деян.9:4 ). Молитвы возносились, по-видимому, и перед каждой едой ( 1Цар.9:13 ; Мат.15:16 ; Деян.27:35 ). Но в законе нет указания на обязательность (установленной) молитвы, как и жертвоприношений. Молитва является естественным стремлением души к общению с Богом, как и жертву можно назвать воплощенной молитвой ( Пс.140:2 ). Поэтому ученики и обращались с просьбами и к Иоанну Крестителю, и к Иисусу Христу научить их молиться ( см. молитва Господня ).

О молитве в Священном Писании имеется более 40 различных указаний. Важнейшие из них следующие:

молиться нужно с верою ( Мат.21:22 ; Иак.1:6 ),

втайне ( Быт.24:63 ; Мат.6:6 ; Лук.9:18 ),

кратко ( Неем.2:4 ; Мат.6:7 ; Иоан.12:28 ),

тихо ( Неем.2:4 ; Пс.5:2 ),

смиренно ( Лук.18:10 -14),

постоянно ( Мат.26:41 ; Лук.18:1 ; Еф.6:18 ; 1Фес.5:17 ),

в любое время ( Пс.118:62 ),

с дерзновением и настойчивостью ( Мат.15:22 -28: Лук.11:9 -13; Лук.18:1 -8),

обо всех людях ( 1Тим.2:1 ), в том числе и о царях и о начальствующих, как об отдельных человеках ( Езд.6:10 ; 1Тим.2:2 ) (но не о «правительстве», особенно в тех странах, в которых оно является воплощением атеистической, богоборческой идеологии, см. церковь),

даже и о врагах ( Мат.5:44 ),

также и о том месте, куда нас могут против нашей воли переселить ( Иер.29:7 ),

особенно же о всех святых ( 1Иоан.5:16 ; Еф.6:18 ).

В случае достаточного смирения и искренней просьбы в соответствии с волей Божией Господь дает просимое ( 2Пар.7:14 ; 2Пар.33:12 -13; Пс.144:18 ; Иоан.14:13 -14; Иоан.15:7 ,16; Иоан.16:23 -24; 1Иоан.3:20 -22). Вот некоторые примеры отвеченных молитв: Суд.15:18 -19а; 1Цар.1:11 ,20; 3Цар.3:5 -14. Но если мы просим вопреки воли Его, Бог не отвечает ( 1Иоан.5:14 ), и есть немало примеров, когда Господь не ответил на молитву и не дал просимого ( Втор.3:24 -27; 2Цар.12:12 -18а; Мат.20:20 -22а; 2Кор.12:7 -9а).

В Священном Писании и особенно в Новом Завете есть много указаний на то, что молитва есть дело мужчин ( 1Пет.3:7 ; 1Тим.2:8 ). В Новом Завете о молящихся женщинах упоминается (косвенно) только в трех местах ( Лук.2:37 ; 1Кор.11:5 ,13; 1Тим.5:5 ) и все они говорят о молитве не в церкви (не в собрании верующих). ( см. женщина, мужчина)

Молитва – что означает? Определение, значение, примеры употребления

Ищешь, что значит слово молитва? Пытаешься разобраться, что такое молитва? Вот ответ на твой вопрос:

Значение слова «молитва» в словарях русского языка

Молитва это:

Существует большое число определений
моли́твы, которые не во всём совпадают друг с другом.

На их основе можно предложить следующее определение: моли́тва — «важная часть духовной жизни верующего человека», обращение «человека
к Богу, богам, святым, ангелам, духам, персонифицированным природным силам, вообще Высшему Существу или его посредникам»,
важнейшее проявление общественной и частной религиозной жизни в словесной либо мысленной форме, подразделяется «на славословия, прошения и благодарения».

Молитва

1.Хвалебное, благодарственное или просительное обращение священника или мирянина [ миряне II] к Богу [ Бог I], Богородице или святым [ святой I

2.Текст, читаемый или произносимый священником или мирянином [ миряне II] при таком обращении к Богу [ Бог I], Богородице или святым [ святой I

Молитва

ж.
1) а) Хвалебное, благодарственное или просительное обращение к Богу, святым. б) устар. Мольба, горячая просьба о чем-л.
2) Установленный текст, читаемый или произносимый верующим при обращении к Богу, к святым.

Молитва

Молитва

В религии: установленный текст, произносимый при обращении к Богу, к святым Читать молитву. молитва моление, обращенное к Богу, к святым Стоять на молитве.

Молитва

1) обращение верующего к божеству.
2) Канонизированный текст обращения.

Молитва

молитва ж.
1) а) Хвалебное, благодарственное или просительное обращение к Богу, святым. б) устар. Мольба, горячая просьба о чем-л.
2) Установленный текст, читаемый или произносимый верующим при обращении к Богу, к святым.

Молитва

1. Действие по глаг. молиться. Итти на молитву.

2. Канонический словесный текст, произносимый верующими при обращении к их богу. Читать молитву.

Молитва

обращение к божеству, один из основных элементов всякого религиозного культа, создающий иллюзорное ощущение контакта верующего со сверхъестественным и психологической общности религиозной группы. Возникая из магии слова ( заклинание ) , М. принимает вид прошения, а в дальнейшем также благодарности и славословия. Молитвенныеформы дали образец религиозной поэзии (например, псалмы ) , позже — некоторым жанрам фольклора (например, духовные стихи ) и поэтические лирики. В античности М. была частью публичного ритуала, подчас имевшего непосредственное общественное и политическое значение; христианство ввело внутреннюю (‘умную’) М., получившую особое значение в мистике . Христианская теология стремится противопоставить ‘истинную’ М., как призывающую к милости божьей, ‘языческим’ заклинаниям, ориентированным на получение определённых благ, спасение от бедствий и пр. В религиозной жизни христианских общин имели место обе трактовки М., постоянно сохранялись оппозиции литургически-публичной и индивидуальной М., наружной и внутренней, формально-ритуальной и эмоционально-насыщенной. В истории религии борьба за ту или иную форму М. нередко была связана с соперничеством общественных течений внутри церкви. А. П. Каждан.

Молитва

молитва, -ы

Молитва

; хвалебное, благодарственное или просительное обращение верующего (священника или мирянина) к Богу, Богородице или святым текст, читаемый или произносимый верующим (священником или мирянином) при таком обращении

Где и как употребляется слово «молитва»?

Кроме значения слова «молитва» в словарях, рекомендуем также ознакомиться с примерами предложений и цитат из классической литературы, в которых употребляется слово «молитва».

Так вы сможете гораздо легче понять и запомнить, как правильно употребляется слово «молитва» в тексте и устной речи.

Примеры употребления слова «молитва»

Но возьмись читать духовный журнал или книгу, особенно церковную, или начнёшь читать молитвы иногда – станет тяжело на сердце и сомнение тебя будет мучить, и неверие, и какое-то омрачение и отвращение.

Острый, заросший редкой седой щетиной подбородок судорожно вздрагивал, дрожащие губы беззвучно шептали слова молитвы .

Перед смертью братья перед лицом убийц возносят молитвы богу, и те вынуждены ждать, когда те кончат молиться.

Синонимы, антонимы и гипонимы к слову «молитва»

Синонимы к слову «молитва»:

  • антифон
  • ектения
  • кадиш
  • кафизма
  • литания
  • лития
  • мезуза
  • моление
  • намаз
  • обращение
  • отходная
  • патерностер
  • песнопение
  • поминовение
  • священнодействие
  • текст
  • хутба

МОЛИТВА

ми (разг. шутл.) говорится в ответ на вопрос: «Как поживаете?» или «Как ваше здоровье?» в знач. спасибо, ничего как выражение благодарности за участливое отношение.
прил. молитвенный, -ая, -ое. М. дом (то же, что молельня).

Смотреть что такое МОЛИТВА в других словарях:

МОЛИТВА

обращение к божеству, один из основных элементов всякого религиозного культа, создающий иллюзорное ощущение контакта верующего со сверхъестеств. смотреть

МОЛИТВА

МОЛИТВА, -ы, ж. 1. В религии: установ-ленный канонический текст,произносимый при обращении к Богу, к святым. Читать молитву. Молитвы»Верую», «Отче наш»: 2. Моление, обращенное к Богу, к святым.Благодарственная м. М.-покаяние.* Стоять на молитве — молиться, стоя передиконами, перед образами. Вашими молитвами (разг. шутл.) — говорится в ответна вопрос: «Как поживаете?» или «Как ваше здоровье?» в знач. спасибо, ничегокак выражение благодарности за участливое отношение. II прил. молитвенный,-ая, -ое. М. дом (то же, что молельня). смотреть

МОЛИТВА

молитва ж. 1) а) Хвалебное, благодарственное или просительное обращение к Богу, святым. б) устар. Мольба, горячая просьба о чем-л. 2) Установленный текст, читаемый или произносимый верующим при обращении к Богу, к святым.

МОЛИТВА

МОЛИТВА

молитва Моление, мольба, молитвословие, молебен, молебствие, прошение, славосло-вие, песнопение (повечерие, полунощница, ектения, кафизма, стихира, Богородичен, прокимен, паремия, лития, шестопсалмие, полиелей, тропарь, антифон, канон, ирмос). Теплая молитва. «Внемли гласу моления моего» Ср.. См. богослужение, священнодействие возносить молитву, воссылать молитву к богу. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. молитва моление, мольба, молитвословие, молебен, молебствие, прошение, славословие, песнопение, глас, богослужение, священнодействие; просьба; кадиш, песнопения, намаз, мезуза, текст, патерностер, поминовение, хутба, отходная, антифон, каддиш, лития, кафизма, ектения, обращение, литания, исихия Словарь русских синонимов. молитва моление (высок.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. молитва сущ., кол-во синонимов: 43 • акхам (1) • антифон (5) • арбит (1) • бераха (1) • габдалла (2) • доксология (1) • ектения (6) • исихия (2) • иша (2) • каддиш (1) • кадиш (1) • кафизма (2) • литания (4) • лития (4) • магриб (2) • мезуза (2) • молебен (5) • молебствие (4) • моление (6) • молитвословие (2) • молитовка (1) • мольба (8) • намаз (2) • обращение (88) • отпуск (19) • отпуст (2) • отходная (1) • патерностер (5) • песнопения (42) • поминовение (5) • прошение (14) • священнодействие (7) • селиха (1) • славословие (22) • текст (36) • трисвятое (2) • фаджр (1) • фарыз (1) • фатига (2) • фатихах (1) • хаба (1) • хотбаг (1) • хутба (2) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: акхам, антифон, арбит, бераха, габдалла, ектения, исихия, иша, каддиш, кадиш, кафизма, литания, лития, магриб, мезуза, молебен, молебствие, моление, молитвословие, молитовка, мольба, намаз, обращение, отходная, патерностер, песнопения, поминовение, прошение, священнодействие, селиха, славословие, текст, фаджр, фатига, фатихах, хаба, хотбаг, хутба. смотреть

МОЛИТВА

МОЛИТВА, обращение к божеству, один из осн. элементов всякого религ. культа, создающий иллюзорное ощущение контакта верующего со сверхъестественным и. смотреть

МОЛИТВА

I. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ 1) евр. тефилла, «молитва», «обращение к Богу»; глагол атар имеет значение «молиться», когда речь идет о человеке, и значение «снисход. смотреть

МОЛИТВА

МОЛИТВ|А (>1500), Ы с. Молитва; молитвенное обращение: И не замьдли въздати молитвѹ въ врѣмѧ. (εὐχήν) Изб 1076, 178 об.; и даи б҃ъ ѥго мл҃твѹ вьсѣм. смотреть

МОЛИТВА

(Тфила) Молитва является основой богослужения, т. е. служением Богу сердцем. Сказано у мудрецов наших: «И служить Ему всем сердцем вашим». А что тако. смотреть

МОЛИТВА

МОЛИТВА МОЛИТВА (греч. ευχή, лат. oratio) — обращение человека к Богу, богам, святым, ангелам, духам, персонифицированным природным силам, вообщ. смотреть

МОЛИТВА

мол’итва — основная форма общения с Богом, обращение к Нему с благодарностью, за помощью и благословением. Евреи для молитвы приходили в храм (Пс.5:8 ;. смотреть

МОЛИТВА

МОЛИ́ТВА, ы, ж.1.Обращение к богу, святым, обычно сопровождаемое чтением установленных текстов.Се мы .. пришли к тебѣ тот суд исполнити; того ради моли. смотреть

МОЛИТВА

МОЛИТВАБоги или безвластны, или же властны. Если они безвластны, то зачем ты молишься им? Если же они властны, то не лучше ли молиться о том, чтобы не . смотреть

МОЛИТВА

• Preces, (ευ̉χή, благодарственная M. — ‘έπαινος), основанная на чувстве зависимости человека от богов и на вере в их власть и готовность по. смотреть

МОЛИТВА

МОЛИТВА см.также БОГ , ВЕРА , ЧУДО Боги или безвластны, или же властны. Если они безвластны, то зачем ты молишься им? Если же они властны, то не лучше ли молиться о том, чтобы не бояться ничего, не желать ничего, не огорчаться ничем, нежели о наличности или отсутствии чего-либо? Марк Аврелий Надеяться на Бога есть единственный способ в него верить, и потому кто не молится, тот не верит. Петр Чаадаев Пифагор запрещает молиться о себе, потому что в чем наша польза, мы не знаем. Диоген Лаэртский Все события на свете — ответы на молитвы, в том смысле, что Господь учитывает все наши истинные нужды. Все молитвы услышаны, хотя и не все исполнены. Клайв Льюис Молитва должна оставаться без ответа, иначе она перестает быть молитвой и становится перепиской. Оскар Уайльд Для молитвы достаточно нескольких слов, иначе религия становится литературой. Феликс Райчак Никто не лжет, когда молится. Марк Твен Одной молитвой опровергаем другую. Желания у нас в разладе с желаниями. Сенека Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить, и дай мне мудрость отличить одно от другого. Фридрих Кристоф Этингер Господи, если ты есть, спаси мою душу, если она у меня есть! Английский солдат перед битвой под Бленхаймом (1704) Всякая молитва сводится на следующее: «Великий Боже, сделай, чтобы дважды два — не было четыре». Иван Тургенев В своих молитвах мы просим изменить обстоятельства, и почти никогда — себя. Автор неизветен Бог один, да молельщики не одинаковы. В. Даль. «Пословицы русского народа» Не следует думать, будто молитва — только обращение к Богу. Очень часто молитва — это выслушивание того, что Бог говорит нам. Кардинал Стефан Вышиньский Порой хочется молиться о существовании Бога! Станислав Ежи Лец Не нужно иметь веру, чтобы молиться; нужно молиться, чтобы обрести веру. Франсуа Мориак Молиться — домогаться, чтобы законы Вселенной были отменены ради одного, и притом явно недостойного просителя. Амброз Бирс Если бы бог внимал молитвам людей, то скоро все люди погибли бы, постоянно желая зла друг другу. Эпикур Не спеши говорить «аминь», если не слышал, о чем молился твой ближний. Веслав Малицкий Не проси ближних молиться за твою душу. Преисподняя не возвращает долгов. Веслав Малицкий Если вы хотите разозлить человека, скажите, что будете молиться за него. Эдгар Хау Мы обращаемся к Богу лишь для того, чтобы получить невозможное. Альбер Камю Чем ленивее и глупее человек, тем чаще он беспокоит Бога. Аркадий Давидович Всегда обращайся к чужим богам. Они выслушают тебя вне очереди. Станислав Ежи Лец Господь отвечает на все молитвы, но на некоторые молитвы он отвечает «Нет». Алистэр Кук Смысл молитвы — в готовности получить отказ. Джордж Сантаяна Если ты говоришь с Богом — это молитва, а если Бог говорит с тобой — это вдохновение. Автор неизветен Если вы говорите с Богом, это молитва; а если Бог говорит с вами, это шизофрения. Томас Сас Богохульство дает облегчение, какого не может дать даже молитва. Марк Твен. смотреть

МОЛИТВА

— евр. тефил. Молитва. Определен, приказания молиться в законе нет. Необходимость молитвы вытекает из естественной потребности человеческой души, жаждущей общения с Богом и его милости. Молитва есть главное в жертвах и жертва имеет свое значение как воплощенная молитва (Срав. Пс. 140:2). Что молитва была соединена с жертвоприношением, мы видим также из Лук. 1:10, где к месту жертвоприношения, т.е. в храм, приходили для того, чтобы молиться (Лук. 18:10; Деян. 3:1), обращаясь при этом лицом к Святому Святых (Пс. 5:8; 137:2). Если молящийся находился далеко от храма, то во время молитвы он обращался лицом в сторону храма, подобно Даниилу, открывавшему свое окно к Иерусалиму и молившемуся в этом направлении (3 Цар. 8:46 и дал.; Дан. 6:10). Молитва, как видно, совершалась трижды в день (Пс. 54:18; Дан.б: 10); временем молитвы были вечер или «девятый час», — время вечернего жертвоприношения (Деян. 10:3; Дан. 9:21), утро или «третий час» (Деян. 2:15) и полдень «шестой час» (Деян. 10:9). Молитва перед едой или благодарение за пищу до ее вкушения упоминается в некоторых местах (Мат. 15:36; Деян. 27:35). Народ не хотел есть до благословения Самуилом жертвы (1 Цар. 9:13). Молились чаще всего стоя (1 Цар. 1:26; Map. 11:25; Лук. 18:11), иногда с поднятыми вверх руками (3 Цар. 8:22). В торжественных случаях или в большой печали преклоняли колени (3 Цар. 8:54; Пс. 94:6) и даже простирались на земле (И. Нав. 7:6; Неем. 8:6). В Ветхом Завете мы не встречаем образцов молитв за исключением тех выражений, о которых говорится в Втор. 26 при приношениях всяких начатков земли и десятой части своего имущества, также троекратного благословения (Чис. 6:24 и дал.) и молитва Моисея, когда ковчег поднимался в путь или останавливался (Чис. 10:35, 36; Срав. Пс. 67:2). Самые замечательные молитвы записанные в Ветхом Завете: молитва Соломона при освящении храма (3Цар. 8), молитва левитов в великий день поста после плена (Неем. 9) и молитва Даниила (Дан. 9). Из Лук. 11:1 видно, что знаменитые учителя давали своим ученикам образцы молитв. Когда ученики просили Господа, чтобы Он научил их молиться, то Он дал им молитву, известную нам под именем «молитвы Господней» или «Отче наш» (Лук. 11:2 и дал.; Мат. 6: 9 и дал.); Христос, проводивший целые ночи в молитве к Отцу и имевший более других дух молитвы, в Своей «Первосвященнической молитве» (Иоан. 17) показал Себя, как молитвенника за нас, а Своей молитвой в Гефсимании до сих пор побуждает нас к усиленной молитве в минуты упадка духа. Молитва учеников во имя Иисуса постоянно имеет доступ к сердцу Отца (Иоан. 14:13 и дал.; 15:16). Мы имеем много примеров молитв апостолов во имя Иисуса (См. Ефес. 3:14 и дал.; Филип. 1:3 и дал.; Кол. 1:9 и дал.; Евр. 13:20 и дал.; 1 Пет. 5:10 и дал.; Иуд. 24 и дал.). Побуждение к молитве см. Ефес. 6:18; 1 Фес. 5:17; 1 Тим. 2:8; Мат. 6:5 и дал.; 1 Иоан. 5: 15; 5:10 и дал.; Пс. 33:7; Лук. 18:1; 21:36). смотреть

Читайте также  Молитва об усопшем на русском

МОЛИТВА

моли́тва• молитва1) Невід’ємна частина реліг. культу, реалізована переважно у формі звертання індивіда або колективу до природних і надприродних сил з . смотреть

Молитва, мольба — этимология

Аз словом сим молюся Богу.
Азбучная молитва
Константин Преславский, X в.

1) Существующая примитивная этимология

Викисловарь
Корень: -мол-; суффиксы: -и-тв; окончание: -а. Значение: действие по значению гл. молиться; хвалебное, благодарственное или просительное обращение верующего (священника или мирянина) к Богу, Богородице или святым.

Этимология по Максу Фасмеру (праслав. — вставка)

(Происходит от гл. молиться (молить), далее из праслав. *molditi, от кот. в числе прочего произошли: — вставка) ст.-слав. молити (deisthai, parakalein — Мар., Зогр., Супр.) молитися (prosefchesthai — Супр.), русск. молиться, молюсь, укр. молити, белор. молiць, болг. моля «прошу», -се «молюсь», сербохорв. молити, молим, словенск. moliti, molim, др. словенск. modliti sе . чешск. modlit sе, словацк. mоdlit sа, польск. modlic sie, в.-луж. modlic sо, н.-луж. modlis. Родственно лит. malda «просьба», maldyti, maldau «умолять», mel;sti, meldziu «просить, молить(ся)», хетт. mald-, maltai- «просить, говорить», арм. mаlt;еm «умоляю», др.-в.-нем. meldon, нов.-в.-нем. melden «заявлять, докладывать». Слав. метатеза *modliti < *molditi объясняется, возм., табуистическими побуждениями; ср. религиозный характер этого слова.

2) Применение термина в русском языке

а) Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М., 1982, с. 243-246
http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_9.pdf
Молитва. 1. Мольба, просьба. Формы: молитва, млтвою, млтва (XI-XII вв.); 2. Молитва, моление; слово обращенное к Богу. Формы: млтва, молтвы, молтвы (XI-XIV вв.).

б) И.И. Срезневский (1812-1880). Материалы для словаря древне-русскаго языка по письменным памятникам, с. 101; https://dlib.rsl.ru/viewer/01004012017#?page=101
Молитва, формы: млтвами, млтвы (XI-XIV вв.), «Млтва вышьши есть всех добрынь» (XI в.). Не лихо глаголети в млтве (XII в.). Мольба — просьба (XI в.)

в) Национальный корпус русского языка

* Изборник: «приятъ будеть и мольба его до облакъ доидеть».
* Изборник (1076 г.): «светла же зело молитва непримесна м;сли земьн;ихъ».
* Житие Андрея Юродивого (пер. XII в.): «нача молити. Млтва в «Великое имя неведимого света. Посети млтва»

* Александрия (1400-1500): «Александръ же к нимъ рече: «Идете во Иеросалимъ, и кости пророка иеврейска Иеремея вземше, на крестъ града сихъ узидайте, того бо молитва ядъ исцелетъ змиин».

* Житие Ферапонта Белозерского (1545-1555): «Орудиа бо бяху им на то угодна от прьвыхъ

* И. Т. Посошков. Завещание отеческое к сыну своему… (1718-1725)

«с богомыслием, то есть с возведением умных очес на небо, пред Самого Содетеля нашего Бога; а кую молитву глаголет кто в забытии ума своего, и та молитва до Бога не доходит, но на воздусе демони ю расторгают».

* Архиепископ Платон (Левшин). Слово в день Преображения Господня (1780)
Молитва есть:
возвышение мысли нашей к Богу
наша с Богом беседа
излияние сердец наших пред Господом
жертва души нашей возносимая в пренебесный жертвеник
посредство соединяющее человека с Богом, и Бога с человеком
хототайца спасительных для нас благ
разрешение от грехов, прогнание нечистых духов, утоление печали, утешение в напастях, подкрепления малодушия, радость совести
преображает грешника в праведника. Яко беззаконие моё аз знаю, и грех мой предо мною есть выну
Преображает молитва неверующего в правоверного, из сына тьмы творит сыном света.
Преображает молитва раба в свободного. .

3) Обобщение и вывод

а) Термин «молитва» распространен в восточноевропейских языках, в западных европейских языках используются другие термины. Попытки этимологов XIX-XX вв. объяснить восточноевропейский общий лексикон существованием праславянского и славянского языка — недоказуемое, не имеют под собой историко-лингвистического основания, наука не знает ни единого славянского слова и текста; родоплеменные формирования славян не имели письменности.

б) Факт терминологического единства восточноевропейских языков можно объяснить только в связи с миссионерской деятельностью Кирилла, Мефодия и их учеников, которые в 863-885 г. в Великой Моравии перевели Ветхий и Новый Завет на созданный ими церковно славянский язык. Затем эти переводы были распространены в Болгарии, Сербии и др. восточноевропейских странах и стали основой лексикона «национальных» языков.

Какой язык богослужения взяли за основу просветители Кирилл и Мефодий при создании церковно-славянского языка — неизвестно, в то время Церковь признавала лишь три языка: еврейский (иврит, арамейский), латинский и греческий.
В русском языке достаточно много латинских и греческих специальных терминов: религиозных, научных, литературных и др., однако не значит, что церковно-славянский язык был создан на этой лексике.
Еврейскому языку (язык Бога) исследователи не уделяют внимание, что связано с процессом светской подготовки специалистов в Вузах, история и философия у нас преимущественно греко-латинская. Тем не менее, объяснить русскую речь греческим и латинским языком — невозможно.

Вывод
Иудеохристианство оформилось в Израиле, основатели этого религиозного учения, апостолы и миссионеры в большинстве своём — евреи. В VIII-XII веках в восточноевропейских странах (Польша, Чехия, Болгария, Сербия, Венгрия, Русь и др.) оформились крупные еврейские диаспоры, первое государственное формирование в регионе Днепр-Волга — иудейский Хазарский каганат (гос. язык иврит, религия — иудаизм).
Целесообразно рассмотреть термин в связи с библейскими образами и лексиконом, по крайней мере для этого есть религиозно-философское (оригинальные документы иудеохристианства написаны на иврите) и историческое основание.

4) Библейский образ молитвы и терминология

Ряд библейских стихов исследователи считают молитвами, например Псалом 50: «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. ».
Молитва — обращение человека к Богу, как утверждают богословы есть и обратная связь, когда Бог обращается к человеку.

а) Даниил 4, библейский рассказ о царе Навуходоносоре (краткое изложение)

Могущественному царю Вавилона приснилось высокое дерево до небес, но тут к нему спустился ( с небес) «Бодрствующий и Святый» (ангел, Бог. ), который приказал срубить это дерево и на «семь времен» обратить царя в «зверское состояние» — чтобы «знали живущие Всевышнего».
«Мудрецы Вавилонские» не смогли истолковать этот страшный сон, и тогда был позван еврейский пророк Даниил, который и объяснил Навуходоносору Божественное знамение.
Он объяснил царю, это — «определение Всевышнего» и что «семь времен» пройдет, покуда царь не поймет, что Всевышний даёт царство кому хочет, а когда поймет, то царство вернется к нему. Посоветовал искупить грехи и беззакония, правдой и милосердием.

По прошествии 12 месяцев, царь похвалился своим могучим царством: «это Вавилон, который построил я», но тут же раздался Голос с Неба: «царство твоё отошло (от тебя)», и в тот же час царь потерял рассудок.
Когда закончились «семь времен» разум к Навудохоносару вернулся — царь помолился: «благославил я Всевышнего, восхвалил и прославил, Которого владычество вечное», и царство вернулось к нему.

В этом сюжете Библии описан механизм общения грешного человека с Богом и Бога с человеком. Человек получает предупреждение (Голос с неба, ивр. Бат Коль) и если не исправляет свои прегрешения, то следует наказание. Если человек раскается, признает свои проступки и не будет в дальнейшем совершать зло, то Всевышний прощает его и восстанавливает в правах человека.

Даниил 4:28: «Ещё речь (МИЛТА) была в устах царя, как был голос с неба ему сказал, царь Навуходоносор, падет твоё царство».

Здесь мы и встречаем арамейское слово М.Л.Т., МИЛТА слово, речь, соответствующий термин в еврейском языке М.Л., МИЛА слово, речь, высказывание.

* МОЛИТВА = без гласных (иврит язык согласных букв, гласные подразумеваются, но не пишутся) М.Л.Т. + В. = арам. М.Л.Т., с огласовками МИЛТА слово, речь + В = ивр. АВ отец, Бог; т. е. речь к Богу.

* МОЛЬБА = без гласных М.Л. + ЬБ = ивр. М.Л., с огласовками МИЛА слово, речь, высказывание + ЬБ = арам. АБА отец, Бог; т. е. речь, обращение к Богу.

См. стронг ивр. 4406, МИЛА; https://www.studylight.org/lexicons/hebrew/4406.html
См. стронг ивр. 1, АВ; https://bibliaparalela.com/hebrew/1.htm
См. Викисловарь, АБА; https://ru.wiktionary.org/wiki/;;;
См. Еврейская электронная энциклопедия, АБА; https://eleven.co.il/talmud-rabbinics/sages/
АББА, арамейский эквивалент ивритского АВ. Начиная с 1 в. это слово как в еврейских, так и в христианских источниках применялось в обращении к Богу.

Таким образом, используя библейскую лексику и образы, мы нашли содержание «праславянского» составного термина «молит+ва, мол+ьба» — речь, обращение к Богу.
Термины очевидно составлены из арамейских и еврейских слов.

Скорее всего, у просветителей Кирилла и Мефодия были тексты Ветхого и Нового Завета написанные на оригинальных языках, арамейском и иврите, откуда брались готовые формы слов-понятий. Из корня состоявшего из согласных знаков, составлялись слова-понятия церковно-славянского языка, иначе объяснить возникновение его в столь короткий срок (22 года) невозможно; на формирование литературного языка уходят века.

Значение слова молитва

Молитва в словаре кроссвордиста

молитва
  • Обращение верующего к божеству.
  • Канонизированный текст обращения верующего к божеству.
  • «Верую» как обращение к Богу

Молитва Существует большое число определений моли́твы, которые не во всём совпадают друг с другом. На их основе можно предложить следующее определение: моли́тва — «важная часть духовной жизни верующего человека», обращение «человека к Богу, богам, святым, ангелам, духам, персонифицированным природным силам, вообще Высшему Существу или его посредникам», важнейшее проявление общественной и частной религиозной жизни в словесной либо мысленной форме, подразделяется «на славословия, прошения и благодарения».

1.Хвалебное, благодарственное или просительное обращение священника или мирянина [ миряне II] к Богу [ Бог I], Богородице или святым [ святой I

2.Текст, читаемый или произносимый священником или мирянином [ миряне II] при таком обращении к Богу [ Бог I], Богородице или святым [ святой I

Большой современный толковый словарь русского языка

ж.
1) а) Хвалебное, благодарственное или просительное обращение к Богу, святым. б) устар. Мольба, горячая просьба о чем-л.
2) Установленный текст, читаемый или произносимый верующим при обращении к Богу, к святым.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Словарь русского языка Лопатина

В религии: установленный текст, произносимый при обращении к Богу, к святым Читать молитву. молитва моление, обращенное к Богу, к святым Стоять на молитве.

Словарь русского языка Ожегова

1) обращение верующего к божеству.
2) Канонизированный текст обращения.

Современный толковый словарь, БСЭ

молитва ж.
1) а) Хвалебное, благодарственное или просительное обращение к Богу, святым. б) устар. Мольба, горячая просьба о чем-л.
2) Установленный текст, читаемый или произносимый верующим при обращении к Богу, к святым.

Толковый словарь Ефремовой

1. Действие по глаг. молиться. Итти на молитву.

2. Канонический словесный текст, произносимый верующими при обращении к их богу. Читать молитву.

Толковый словарь русского языка Ушакова

обращение к божеству, один из основных элементов всякого религиозного культа, создающий иллюзорное ощущение контакта верующего со сверхъестественным и психологической общности религиозной группы. Возникая из магии слова ( заклинание ) , М. принимает вид прошения, а в дальнейшем также благодарности и славословия. Молитвенныеформы дали образец религиозной поэзии (например, псалмы ) , позже — некоторым жанрам фольклора (например, духовные стихи ) и поэтические лирики. В античности М. была частью публичного ритуала, подчас имевшего непосредственное общественное и политическое значение; христианство ввело внутреннюю (‘умную’) М., получившую особое значение в мистике . Христианская теология стремится противопоставить ‘истинную’ М., как призывающую к милости божьей, ‘языческим’ заклинаниям, ориентированным на получение определённых благ, спасение от бедствий и пр. В религиозной жизни христианских общин имели место обе трактовки М., постоянно сохранялись оппозиции литургически-публичной и индивидуальной М., наружной и внутренней, формально-ритуальной и эмоционально-насыщенной. В истории религии борьба за ту или иную форму М. нередко была связана с соперничеством общественных течений внутри церкви. А. П. Каждан.

Большая советская энциклопедия, БСЭ

молитва, -ы

Полный орфографический словарь русского языка

; хвалебное, благодарственное или просительное обращение верующего (священника или мирянина) к Богу, Богородице или святым текст, читаемый или произносимый верующим (священником или мирянином) при таком обращении

Приобщаясь к молитвам святых, мы можем духовно возрастать, приближаясь вслед за ними к Богу.Самой совершенной является молитва «Отче наш», оставленная Своим ученикам Самим Господом Иисусом Христом.Совершение утреннего и вечернего правил требует нескольких минут, но освящает собой все время суток, все наши дела и мысли, сон и бодрствование, подает нам надежду на Божию помощь.Многие церковные молитвы говорят о том, что важно и необходимо всем людям, но есть молитвы , так сказать, личные, в которых мы просим Господа о даровании здоровья и помощи нашим близким, родным и знакомым.Для чего нужна молитваДуховная жизнь – это жизнь в молитве .

Более того, скудость молитвы одного восполняется верою другого, усиливается молитвами священнослужителей, утверждается присутствием Святых Таин, пением и чтением Священного Писания.Даже не произнося про себя слова каких-то конкретных молитв (что простительно новоначальным), но с благоговением внимая всему происходящему в доме Божием, вы проникаетесь общим молитвенным настроением и тоже являетесь участником соборной молитвы .Домашняя же молитва , молитва в большинстве своем уединенная, не имеет такой благодатной силы, как молитва общая, молитва Церкви, о которой Сам Господь сказал так: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.

Но молитва не церковная, молитва не с молитвами , выученными наизусть, а молитва одинокая, детская молитва , которая роднит молящегося с Богом.

. детей собственных;Внемлите правдивым словам молитвы моей,преисполненной боли.Учения Будды . любви и дружбы.Пусть эта искренняя молитва о свободе Тибета,Которую мы ждем . учения, практики, людей И нации.Пламенные молитвы возносит Заступник ЧенрезигПред Буддами и Бодхисаттвами . Снегов.Пусть благие плоды этих молитв не замедлят явиться.В силу глубинной . причин и следствий,Пусть эта искренняя молитва не знает прегради будет услышана .

. , и наружную стороны.Внешняя молитва проявляется явственно – в чтении молитв вслух, пении, крестном знамении . , поклонах, а внутренняя , молитва глубокая и сосредоточенная, состоит только в одном . , без видимых телесных движений.Внешней молитвой обычно молятся все христиане, а внутренней . достигшие совершенства и получившие особый дар молитвы .Эти последние воистину исполняют заповедь . » (1 Фес. 5, 17).Что такое «непрестанная молитва »Непрестанная молитва – такое сердечное, молитвенное настроение . гроба» (издана в 1915 году), «постоянная молитва – это как бы сердечный аромат . из облагодарствованной души, ибо такая молитва дается Господом в награду тому, кто . усердно исполняет внешнюю молитву ».Как часто следует молитьсяТак как . молитва приближает нас к Богу и просвещает нас, . сил стремиться приобрести (стяжать) непрестанную молитву , но обязательно каждый православный христианин . благословения на предстоящий день и труд; Молитва утренняя святого Макария ВеликогоК Тебе .

Даже не произнося про себя слова каких-то конкретных молитв (что простительно новоначальным), но с благоговением внимая всему происходящему в доме Божием, вы проникаетесь общим молитвенным настроением и тоже являетесь участником соборной молитвы .Домашняя же молитва , молитва в большинстве своем уединенная, не имеет такой благодатной силы, как молитва общая, молитва Церкви, о которой Сам Господь сказал так: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.

Здесь также представлены молитвы практически на все случаи жизни: молитва святому, имя которого носишь; молитва о живых; об усопших; молитва о болящих; молитва перед началом всякого дела и т. п.

Твори добро — вот к правде путь прямой! / Молитва — это барабан пустой

Слова Достоевского о том, что если искренне молиться, то возникают новое чувство и новая мысль, и молитва воспитывает, — видимо, верны. Но для меня с самого начала предметом поклонения были лес, деревья. Я думаю, что если человек научится концентрировать свой ум на дереве, как на дереве, то благодаря этому в нем пробудится нечто новое. Я не хотел бы это называть молитвой. Может быть, потому, что сам не молюсь. Когда говорят о молитве, то имеют в виду, что на другой стороне — Бог, а по эту сторону молится человек. И есть в этом что-то для меня неприемлемое, слишком человеческое. Смотреть на лес, как на лес, — это ближе буддийской созерцательности, но нет в этом наивности молитвы. Есть молчание, ощущение глубины… Я размышлял над этим с детских лет, но не умел в молчании сосредоточиться на дереве, как на дереве, и потому мои герои получались нервозными людьми. Так было раньше. Но на сей раз героем стал человек, который решительно порвал с обществом и целиком сосредоточился на деревьях, как на деревьях, и хочет научить этому необузданную молодежь. Это одна из главных тем романа.

Объяли меня воды до души моей

Единственная молитва , в ответ на которую сразу приходит ответ, — это молитва о духовном возвышении.

Мы молимся о милосердии, и эта молитва должна научить нас с почтением относиться к милосердным поступкам. (Уильям Шекспир)

Молитва выводит человека из мрака. Когда человек покидает этот мрак, он становится человеком, действующим для Всевышнего, он работает, но делает это в угоду Богу, сражается во имя Него, убивает и восстаёт для Него. Молитва не тормозит человеческой деятельности.

Рухолла Мусави Хомейни

Избави нас Господи от восторженных молитв. Восторги, сильные движения с волнениями суть просто кровяные душевные движения от распаленного воображения. Для них Игнатий Лойола много написал руководств. Доходят до сих восторгов и думают, что дошли до больших степеней, а между тем все это мыльные пузыри. Настоящая молитва тиха, мирна; и такова она на всех степенях. У Исаака Сирианина указаны высшие степени молитвы, но не помечены восторги.

Молитва из сердца всякая должна исходить, — и другая какая молитва — не молитва .

Смирение и молитва — главное. Одна чёрная одежда — ещё не смирение.

Тайное Моление Сердца 4. «Да не будут слова и дела наши причиной погибели чьей-либо души». Молитва в кругу семьи. Дошла до нас за пятнадцать минут до Тайного Моления Сердца № 5 (О том, чтобы чёрт побрал сотни надоевших вам просителей, которые ищут работы или какой-либо помощи), которому она явно противоречит. Предлагаем взять обратно одну из этих двух молитв или изменить обе.

Его молитва вознесётся к тысячам звёзд, пусть она достигнет того, кто спит на дне озера.

Транслитерация: molitva
Задом наперед читается как: автилом
Молитва состоит из 7 букв

Значения слова молитва

Словарь Ушакова

мол и тва, молитвы, жен.

1. Действие по гл. молиться. Итти на молитву.

2. Канонический словесный текст, произносимый верующими при обращении к их богу. Читать молитву.

Фразеологический словарь русского языка

Вашими молитвами — ответ на расспросы о делах, здоровье и т. п.

Библейская энциклопедия арх. Никифора

вообще есть возношение ума и сердца к Богу, являемое благоговейным словом человека к Богу. Образцом для всех молитв или общею христианскою молитвою несомненно должно назвать Молитву Господню: Отче наш и т. д. (Мф 6:9-13), которой Господь наш Иисус Христос научил апостолов и которую они передали всем верующим. Она разделяется: на призывание, семь прошений и славословие.

Энциклопедия иудаизма

Молитва является основой богослужения, т. е. служением Богу сердцем. Сказано у мудрецов наших: И служить Ему всем сердцем вашим. А что такое служение сердцем, как не молитва? (Та’ан. II). М. вызывает душевный подъем, приближает душу к ее Создателю, побуждает человека удалиться от зла и приблизиться к добру. В М. еврей выражает свою скорбь и жалобы на преследования и гонения: Воззри с небес и увидишь, как мы стали посмешищем и позором между народами, уподобились овцам, которых ведут на заклание. М. пробуждает в еврее надежду, что мольба его будет услышана, и не оставит Господь народ Свой и удел Свой не покинет.

Согласно еврейской вере, молящийся не нуждается в посреднике между собой и Богом: «Смотри, как высоко Он стоит в мире Своем, но человек входит в синагогу и молится шопо-том, а Господь слышит его молитву», как сказано: «А Хана говорит в сердце своем, только уста ее шевелились, и не было слышно голоса ее» (I Сам. 1,13), но Господь внял ее М.

Сохранились очень древние М., такие как М. Ханы, М. Шломо; вся книга Псалмов является сборником М. В эпоху Храма священники читали «Шма», молитву «Шмонэ-Эсрей»*, «благословения Когенов» и др. Со временем эти М. перешли в синагоги и стали, вместе с чтением Торы*, основной частью богослужения.

Читайте также  Единая молитва о здравии

В древности М. подразделялись на три основных вида: принятие власти Царства небесного, общественные М. и мольбы (просьбы личные).

Принятие власти Царства небесного

Молитва «Шма» составлена из отрывков, взятых из нескольких глав Торы. В наши дни принято читать следующие три фрагмента: «Шма» (Втор. VI, 4-9), «ВеГая, им шамоа» (Втор. XI, 13-21) и «Вайомер» (Чис. XV, 37-41). Все три части вместе называются «Шма», по словам первого ее стиха «Шма Исраэль» («Слушай, Израиль») ; эта молитва превратилась в девиз национального единства. С этой М. на устах шли на смерть еврейские мученики во все времена.

Общественная молитва (или «Шмонэ-Эсрей» — «Восемнадцать благословений»)

В этой молитве общество просит даровать благословение и избавление стране и народу. Хазан* произносит молитву вслух, а присутствующие говорят «Амен» после каждого благословения. К М. «Шмонэ-Эсрей» добавились «Благословения когенов» и «Кдуша». Вначале Когены* благословляли народ только в Храме, но со временем обряд этот перешел в синагоги, и соответствующая М. произносится ежедневно, перед последним благословением из «Шмонэ-Эсрей». Позднее хазал постановили произносить «Благословения когенов» в диаспоре* только по праздникам, а в Эрец Исраэль, по обычаю, когены благословляют ежедневно.

«Кдуша» состоит из нескольких стихов, взятых из книги Исайи.

Мольбы

После М. священников в Храме народ падал ниц, и каждый произносил свои личные мольбы. Впоследствии и эта М. перешла в синагоги. Содержание ее не было строго регламентировано, и каждый молился по-своему.

После разрушения Храма все богослужение перешло в синагоги. Ранее синагоги были предназначены, главным образом, для изучения Торы. С разрушением Храма М. стала основой богослужения и заменила жертвоприношения. Это новое положение символизируют слова пророка Гошеа: «Принесем жертвы устами нашими» (Гош. XIV, 3), хотя мудрецы подчеркивали, что только добрые деяния способны заменить жертвоприношения в Храме.

Все же синагоги рассматривались как «Малый Храм», который должен занять место разрушенного Храма. Поэтому М. назначены на те же часы, которые служили прежде для общественных жертвоприношений в Храме.

М., как и галахот*, не были записаны, а передавались устно. Поэтому каждый хазан мог менять их текст по своему разумению, пока р. Гамлиэль* не утвердил формальный текст М. «Шмонэ-Эсрей». Он постановил, что вначале

общество произносит эту М. шопотом, а затем хазан повторяет ее вслух. Он также постановил произносить эту самую М. и вечером.

Наши мудрецы рекомендуют: молитесь в синагоге. Если нет такой возможности, молитесь в поле. Если нет такой возможности -молитесь дома. Если нет возможности молиться дома открыто — молись в постели. Если нельзя и этого — молись мысленно в сердце своем.

Библейский Словарь к русской канонической Библии

мол’итва — основная форма общения с Богом, обращение к Нему с благодарностью, за помощью и благословением. Евреи для молитвы приходили в храм ( Пс.5:8 ; Лук.18:10 ; Деян.3:1 ) и молились, обратившись лицом к Святому-святых. Если храм был далеко, они молились, обратившись в сторону Иерусалима ( 3Цар.8:48 ; Дан.6:10 ). Молитва совершалась три раза в день ( Пс.54:18 ): в третий час, то есть в девять часов утра; в шестой час, то есть в полдень ( Деян.10:9 ) и в девятый час, то есть в три часа пополудни, во время вечерней жертвы ( Дан.9:21 ). Молились стоя ( 1Цар.1:26 ; 2Пар.20:13 ; Мар.11:25 ; Лук.9:29 -30; Лук.18:11 ), в особо торжественных случаях — на коленях ( 3Цар.8:54 ; Пс.94:6 ; Деян.21:5 ; Еф.3:14 ), воздевая руки к небу ( 3Цар.8:22 ; 1Тим.2:8 ), в критических случаях повергаясь на землю ( Нав.7:6 -9). Иногда люди падали «на лицо свое» (то есть всем телом на землю) без молитвы, но это случалось при непосредственной встрече с Богом ( Быт.17:3 ; Суд.13:20 ,22; Деян.9:4 ). Молитвы возносились, по-видимому, и перед каждой едой ( 1Цар.9:13 ; Мат.15:16 ; Деян.27:35 ). Но в законе нет указания на обязательность (установленной) молитвы, как и жертвоприношений. Молитва является естественным стремлением души к общению с Богом, как и жертву можно назвать воплощенной молитвой ( Пс.140:2 ). Поэтому ученики и обращались с просьбами и к Иоанну Крестителю, и к Иисусу Христу научить их молиться ( см. молитва Господня ).

О молитве в Священном Писании имеется более 40 различных указаний. Важнейшие из них следующие:

молиться нужно с верою ( Мат.21:22 ; Иак.1:6 ),

втайне ( Быт.24:63 ; Мат.6:6 ; Лук.9:18 ),

кратко ( Неем.2:4 ; Мат.6:7 ; Иоан.12:28 ),

тихо ( Неем.2:4 ; Пс.5:2 ),

смиренно ( Лук.18:10 -14),

постоянно ( Мат.26:41 ; Лук.18:1 ; Еф.6:18 ; 1Фес.5:17 ),

в любое время ( Пс.118:62 ),

с дерзновением и настойчивостью ( Мат.15:22 -28: Лук.11:9 -13; Лук.18:1 -8),

обо всех людях ( 1Тим.2:1 ), в том числе и о царях и о начальствующих, как об отдельных человеках ( Езд.6:10 ; 1Тим.2:2 ) (но не о «правительстве», особенно в тех странах, в которых оно является воплощением атеистической, богоборческой идеологии, см. церковь),

даже и о врагах ( Мат.5:44 ),

также и о том месте, куда нас могут против нашей воли переселить ( Иер.29:7 ),

особенно же о всех святых ( 1Иоан.5:16 ; Еф.6:18 ).

В случае достаточного смирения и искренней просьбы в соответствии с волей Божией Господь дает просимое ( 2Пар.7:14 ; 2Пар.33:12 -13; Пс.144:18 ; Иоан.14:13 -14; Иоан.15:7 ,16; Иоан.16:23 -24; 1Иоан.3:20 -22). Вот некоторые примеры отвеченных молитв: Суд.15:18 -19а; 1Цар.1:11 ,20; 3Цар.3:5 -14. Но если мы просим вопреки воли Его, Бог не отвечает ( 1Иоан.5:14 ), и есть немало примеров, когда Господь не ответил на молитву и не дал просимого ( Втор.3:24 -27; 2Цар.12:12 -18а; Мат.20:20 -22а; 2Кор.12:7 -9а).

В Священном Писании и особенно в Новом Завете есть много указаний на то, что молитва есть дело мужчин ( 1Пет.3:7 ; 1Тим.2:8 ). В Новом Завете о молящихся женщинах упоминается (косвенно) только в трех местах ( Лук.2:37 ; 1Кор.11:5 ,13; 1Тим.5:5 ) и все они говорят о молитве не в церкви (не в собрании верующих). ( см. женщина, мужчина)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector