Кто ввел дополнительный азан для пятничной молитвы

Кто ввел дополнительный азан для пятничной молитвы

Кто ввел дополнительный азан для пятничной молитвы

о Втором азане на джума

Вопрос «Какова правовая норма относительно дозволенности второго азана на пятничную молитву?».

Ответ professor dr. Ali Gomaa — Досточтимый муфтий доктор Али Джумаа Мухаммад Всевышний Аллах установил азан (призыв на молитву) для того, чтобы люди знали о наступлении времени молитвы , и готовились к ее совершению. Икамат (провозглашение о начатии молитвы) был установлен для того, чтобы призвать людей к началу молитвы. Азан был узаконен в первом году хиджры, как повествует об этом переданный Тирмизи, Ибн Хузаймой и Ибн Хиббаном хадис о видении ‘Абдуллаха ибн Зайда и ‘Умара ибн Аль-Хаттаба (да будет доволен ими обоими Аллах). Для каждой обязательной молитвы был установлен один азан и один икамат. И при жизни Пророка (мир и благословение Аллаха ему и его семье), а также и во время правления Абу Бакра и ‘Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) пятничная молитва не являлась из этого исключением. ‘Усман (да будет доволен им Аллах) во время своего правления добавил для пятничной молитвы еще один азан, поскольку число мусульман увеличилось и это стало необходимо. Азан в основе своей узаконенное шариатом действие, и нет ничего плохого, если его будут провозглашать дополнительно при необходимости. Это подобно случаю с Билялем (да будет доволен им Аллах), когда он совершал молитву омовения, несмотря на то, что на нее прежде не было прямого указания. Имам Бухари передает хадис о добавлении Усманом (да будет доволен им Аллах) второго азана. Ас-Саиб ибн Йазид (да будет доволен им Аллах) сказал: «При жизни Пророка (мир ему и благословение Аллаха), а также и во времена правления Абу Бакра и ‘Умара, (да будет доволен ими обоими Аллах) первый призыв в пятницу провозглашался, когда имам садился на свой /минбар/^/1/ . При правлении ‘Усмана (да будет доволен им Аллах) людей стало больше, и он добавил третий призыв^2 , который провозглашался (рядом с мединским рынком) в (местечке) Аз-Заура». Бухари называет этот азан «третьим призывом», включая в это число и икамат. Когда ‘Усман (да будет доволен им Аллах) ввел дополнтельный азан, его поддержали жившие в то время сподвижники. Этот азан совершался также и во время правления ‘Али (да будет доволен им Аллах), и с тех пор этот азан продолжает практиковаться до наших дней. Так, в другой версии этого же хадиса у Бухари передается, что Аз-Зухри сказал: «Я слышал как Ас-Саиб ибн Йазид (да будет доволен им Аллах) сказал: «При жизни Пророка (мир и благословение Аллаха ему и его семье), а также во времена правления Абу Бакра и ‘Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) первый азан в пятницу совершался, когда имам садился на свой минбар. При правлении ‘Усмана (да будет доволен им Аллах) людей стало больше, и он добавил третий азан, который совершался (рядом с мединским рынком) в (местечке) Аз-Заура. Впоследствии так и закрепилось». Ибн Хаджар Аль-’Аскалани говорит на этот счет: «Очевидно, что в то время люди всех областей приняли этот поступок ‘Усмана, так как он был халифом, которому надлежало повиноваться… Все то, что не делалось во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха) (но введено после его смерти) называется нововведением, однако некоторые нововведения бывают хорошими, а некоторые – нет. Из вышесказанного становится понятно, что ‘Усман ввел этот азан для уведомления людей о наступлении времени молитвы. Он уподобил пятничную молитву всем другим, оставив азан и икамат, но выделил ее произнесением второго азана непосредственно перед проповедью имама» (Фатхуль-бари», 2/394). Из всего этого нам становится ясно, что второй азан для пятничной молитвы является сунной нашего господина ‘Усмана (да будет доволен им Аллах). В одном из хадисов, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто проживет из вас после меня, увидит много разногласий. Так придерживайтесь же моей сунны, и сунны праведных халифов». Хадис рассказали Ибн Хиббан и Хаким. Известно, что ‘Усман (да будет доволен им Аллах) является одним из праведных халифов. Кроме того, еще со времен сподвижников и до наших дней мусульмане на практике доказали свое единогласие относительно дозволенности второго азана. Тот, кто отрицает этот азан – обесценивает единство уммы и обряды ислама, которые признавались учеными-богословами на протяжении веков. А кто утверждает, что этот азан является порицаемым нововведением, тот опровергает слова Посланника (мир ему и благословение Аллаха) о том, что Всевышний Аллах никогда не позволит его умме единогласно принимать заблуждение за истину. А Аллах – Свят Он и Велик – знает лучше!

Кто ввел дополнительный азан для пятничной молитвы

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

Какова законность двух азанов в пятницу? Есть ли этому основа? Почему ‘Усман ибн ‘Аффан прибегнул ко второму азану?

Ученые аль-Ляджны ад-Даима сказали:

«Достоверно известно, что посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Следуйте мой сунне, и сунне моих праведных халифов, следующих прямому пути. Вцепитесь в нее коренными зубами»

Первый азан на пятничную молитву во времена пророка ﷺ, Абу Бакра и ‘Умара был, когда (имам) поднимался на минбар, но во времена ‘Усмана людей стало больше и он приказал давать еще один азан. Это не является нововведением, так как выше было приведено доказательство следовать пути праведных халифов.

Основа в этом вопросе то, что передал аль-Бухари, ан-Насаи, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и Абу Дауд, текст Абу Дауда: от Ибн Шиhаба: «Рассказал нам ас-Саиб бин Язид, что первый азан на пятничную молитву во времена пророка ﷺ, Абу Бакра и ‘Умара был, когда (имам) поднимался на минбар. Но во времена ‘Усмана людей стало больше, и он приказал давать третий азан (икъамат тоже называют азаном). И давали этот азан на аз-Заура (рынок). Это дело утвердилось»».

Сказал ‘алляма Ибн ‘Усеймин:

«Лучше на пятничную молитву давать два азана, следуя примеру повелителю правоверных ‘Усману бин ‘Аффану, да будет доволен им Аллаh. Ведь он один из праведных халифов, за которыми приказал следовать посланник Аллаhа ﷺ».
См. «Маджму’ аль-Фатауа» том 6. Книга: «Пятничная молитва».

Сказал ‘алляма Ибн Баз:

«Затем в Медине во времена ‘Усман бин ‘Аффана, да будет доволен им Аллаh, людей стало больше, и он посчитал дать третий призыв. Это еще называют «первым азаном». Чтобы люди обратили внимание в пятничный день, начав приготовляться к пятнице и затем поспешили к молитве до обычного азана. В этом за ним (т.е ‘Усманом) последовали остальные сподвижники. Это имело место во время ‘Али, да будет доволен им Аллаh и ‘Абду-Рахмана бин ‘Ауфа, а он один из обрадованных (раем). И во времена аз-Зубейра, и он один из обрадованных. Также во времена Тальхи и ‘Убейды и других видных и больших сподвижников. И так продолжали мусульмане большинства стран, следуя поступку праведного халифа ‘Усмана, да будет доволен им Аллаh… и на этом праведный халиф ‘Али, да буде доволен им Аллаh и остальные сподвижники».
См. «Нур ‘аля ад-Дарб» 2/108.

Я скажу: сегодня люди противоречат ‘Усману, да будет доволен им Аллаh, читая азан непосредственно перед тем, как имам поднимается на пятничную молитву. Праведный халиф велел делать первый азан на рынке, как это понятно из сообщения Ибн Исхакъа, от Ибн Шиhаба, от ас-Саиба бин Язида.

Если кто-то скажет, что сегодня микрофоны заменяют азан на рынке, то мы скажем: цель первого азана была не просто отправка на рынок, цель азана была: известить людей. Сегодня у всех телефоны, все прекрасно знают о времени, тогда какой смысл в этом азане? Тем более, что этот азан не был узаконен просто для произношения!

Ибн Шиhаб передал это сообщение от Ибн аль-Мусайиба с дополнением, где последний сказал : «Чтобы люди начали готовиться к пятнице». Т.е цель этого азана не просто извещение именно на рынке, цель само извещение. Но сегодня нет в этом необходимости.

Плюс к этому не все сподвижники были согласны с этим. Некоторые табиины тоже не были согласны с этим.

→ ‘Абду-Раззакъ передал, что ‘Ата порицал этот первый азан.

→ ‘Абду-Раззакъ также передал. что ‘Амр бин Динара сказал:

«Усман узаконил азан лишь в Медине. А в Мекке первый кто его узаконил, это аль-Хаджадж. Я видел Ибн аз-Зубейра, перед которым не давали первый азан, пока он не садился на минбар. Перед ним не было никакого азана, кроме азана на пятничную молитву».

Имам Ибн Раджаб у себя в «Фатхуль-Бари» сказал:

«Передал Мус’аб бин Салям от Хишама аль-Гъази, от Нафи’а, от ибн ‘Умара, сказавшего: «Биляль, когда посланник Аллаhа ﷺ усаживался на минбаре, давал азан, а когда пророк ﷺ заканчивал свою проповедь, он объявлял о молитве. А второй азан новшество»».

Я скажу: иснад Мус’аба ясен как солнце. Хишам, это бин Раби’а аль-Гъази ад-Димашкъи, ученик имама аз-Зуhри, Нафи’а, Макхуля, ‘Амра бин Шу’ْайба (внук сподвижника ‘АбдуЛлы бин ‘Амра). От него же брали хадис Уаки’, Ибн аль-Мубарак, ‘Иса бин Йунус (учитель Абу Бакра бин Аби Шейбы).

Шейх Раби’ бин Хади написал подробный разбор, где доказывает, что риваяты аль-Гъази от Нафи’а не принимаются, пока они не будут иметь свидетельства других риваятов. Он также сказал, что в этом есть ругань ‘Усмана.

До, согласен, Аль-Гъази не является в передачи хадиса таким точным, как Уаки’ и тем более как Нафи’. Но вместе с этим на этот асар упирался имам Ибн Раджаб, Ибн Хаджар, Мула ‘Али аль-Къари и другие мухаддисы. После этого сложно вот так легко послаблять это сообщение от Ибн ‘Умара из-за того, что кроме аль-Гъази его никто не передал.

≡ Далее Ибн Раджаб продолжил:

Передал Уаки’ в своей книге от Хишама аль-Гъази, сказавшего: «Я спросил Нафи’а о (втором) азане в пятницу, он сказал: «Сказал Ибн ‘Умар: Новшество! А всякое новшество заблуждение, даже если люди считают его хорошим » «.

Я скажу: вот здесь прямо аль-Гъази сказал: «Я просил Нафи’а». Каким образом здесь аль-Гъази мог ошибиться? И в чем здесь ругань ‘Усмана? ‘Усману противоречит другой, не менее знающий сподвижник, как Ибн ‘Умар, тем более последний больше передал хадисов, почему это надо принимать за ругань? ‘Али тоже противоречил ‘Усману в вопросе четырех ракаатов в Мине.

Имам ‘Али аль-Къари сказал, что Ибн ‘Умар, говоря «бид’а» не имел ввиду религиозное новшество, это новшество в дунья. ‘Усман, да будет доволен им Всевышний, не мог внести в религию новшество. Ибн ‘Умар считал новшеством все то, что было после пророка ﷺ , даже если в этом есть благо. И вокруг этого поступка ‘Усмана объединились все сподвижники.
См. ‘Али аль-Къари в «Миркъату аль-Мафатих|» 3/448

Я скажу: это объяснение не соответствует текстам, ведь Ибн ‘Умар тут же продолжил: «… а всякое новшество заблуждение» если это новшество в дунья, тогда зачем называть его заблуждением? Я не хочу сказать, что ‘Усман, да будет доволен им Аллаh, внес новшество, это невозможно, иначе пророк ﷺ не указал бы на него. Но я хочу сказать, что среди сподвижников были те, кто не был согласен с ‘Усманом, как Ибн ‘Умар и Ибн аз-Зубейр. А также то, что в этом вопросе нет единогласия.

≡ Далее Ибн Раджаб продолжил:

«Сказал ‘Абду-Рахман бин Зейд бин Аслям: «Во времена пророка ﷺ было лишь два призыва: азан, когда имам садился на минбаре, и азан (т.е икъама) когда объявляли о молитве. А вот это последнее (т.е третий азан), это то, что привнесли люди». Передал Ибн Аби Хатим.

Сказал Суфьян ас-Саури: «Не дается азан в пятницу, пока солнце не склонится с зенита. А когда муадзин даст азан, имам поднимается на минбар и дает пятничную проповедь. А когда спускается, объявляют о молитве… А этот (третий) азан, который привнесли люди, новшество».

Согласно тому, что передал Ибн ‘Абдиль-Бар, аш-Шафии сказал: «Мне милее, чтобы азан давали тогда, когда имам на минбаре. (Т.е) Когда имам сел, муадзин дает азан, а после окончания азана он (имам) дает пятничную проповедь»».

Сказал аль-Къади Абу Я’ля: «Желательно (в пятницу), когда имам сядет на минбаре, дать только один азан. А если дали азан до того, как имам сел, то дозволяется, хоть и не желательно»… Передал Харб от Исхакъа бин Раhавейhи: «Первый азан в пятницу новшество»»

Сегодня в этом азане люди противоречат ‘Усману, да будет доволен им Аллаh. Но нет никаких прав называть этот азан новшеством, мы лишь говорим, что люди отошли от цели этого азана, которую преследовал праведный халиф ‘Усман, да будет доволен им Аллаh.

И потом, сложно сказать, что в вопросе азана ‘Усмана единогласие. Два сподвижника не были согласны с ‘Усманом. После них тоже не было единогласия, как это было передано от Суфьяна ас-Саури, ‘Абду-Рахмана бин Зейда бин Асляма, Исхакъа бин Раhавейhи, аш-Шафии и других.

≡ Сказал ‘алляма мухаддис Мухаммад бин ‘Али бин Муса аль-Усьюби аль-Уалли, в своем прекрасном толковании на сунан ан-Насаи, назвав его «Захиратуль-‘Укъба фи шар аль-Муджтаба»:

«И стало ясно,что в азане ‘Усмана нет единогласия. И достоверно пришло, что Ибн ‘Умар порицал это дело».
См. «Захиратуль-‘Укъба фи шар аль-Муджтаба» 16/186.

Азан и все, что с ним связано

1) Азан – это призыв к намазу. Является сунной произносить азан для пятикратного намаза, а также для пятничной молитвы.

2) Азан произносится только мужчинами. Азан, сделанный женщиной, недействителен.

3) Произнося азан, муэдзин должен быть обращен в сторону киблы.

4) Азан следует давать и для восполняющего (каза) намаза. Если молящийся совершает сразу несколько каза-намазов, он должен произнести азан для первого каза-намаза, после чего у него есть выбор: либо произносить азан и для остальных каза-намазов, либо ограничиться только произнесением икамата.

5) Является сунной быть в состоянии малого омовения во время произнесения азана. Однако разрешается произносить азан и без малого омовения.

6) Не разрешается произносить азан для намаза до наступления начала времени данного намаза.

7) Если азан произносится до наступления времени намаза, такой азан не будет действителен. В этом случае азан следует повторить.

8) Азан должен произноситься громким голосом с паузами после фраз.

Алла́ху акьбар
Перевод: «Аллах велик»
(произносится 4 раза)

أَشْهَدُ أَنْ لَّآ إِلٰهَ إلَّا اللهُ

Ащхаду алля́ иля́ха иллялла́х
Перевод: «Свидетельствую: никто не достоин поклонения, кроме Аллаха»
(произносится дважды)

أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَّسُولُ اللهِ

Ащхаду анна Мухаммадар-расу́люлла́х
Перевод: «Свидетельствую: Мухаммад – посланник Аллаха»
(произносится дважды)

حَيَّ عَلَى الصَّلٰوةِ

Хайя ‘аляс-саля́х
Перевод: «Спешите на молитву!»
(произносится дважды)

حَيَّ عَلَى الفَلَاحِ

Хайя ‘аляль-фаля́х
Перевод: «Спешите к спасению!»
(произносится дважды)

Алла́ху акьбар
Перевод: «Аллах велик»
(произносится дважды)

لَآ إِلٰهَ إلَّا اللهُ

Ля́ иля́ха иллялла́х
Перевод: «Нет бога, кроме Аллаха»

Как произносить азан

Далее представлен способ произнесения азана, соответствующий сунне.

Муэдзину следует очиститься от обоих видов нечистоты: и от малой, и от большой. Ему следует забраться на возвышенное или высокое место за границами мечети и обратиться в сторону киблы.

(Обратите внимание: азан не следует давать внутри мечети)

Обратившись в сторону киблы, муэдзин вкладывает указательные пальцы обеих рук в ушные отверстия. Далее он произносит азан громким голосом (без крика).

Произнося слова «хайя ‘аляс-саля́х», муэдзин поворачивается лицом направо так, что его грудь и ноги по-прежнему обращены в сторону киблы.

Произнося слова «хайя ‘аляль-фаля́х», он обращает свое лицо налево аналогичным образом.

Во время азана, произносимого для фаджр-намаза, после слов «хайя ‘аляль-фаля́х» необходимо произнести дважды следующую фразу:

الصَّلٰوةُ خَيْرٌ مِّنَ النَّوْمِ

Ас-саля́ту хайрум-минан-наум
Перевод: «Намаз лучше сна»

После двукратного произнесения «Алла́ху акьбар» муэдзин должен сделать паузу, достаточную для того, чтобы слышащие азан успели ответить (о том, как отвечать на него, будет рассказано далее).

Помимо данной паузы, после «Алла́ху акьбар» муэдзину следует делать однократные паузы после каждой фразы, чтобы слышащие азан успели ответить.

Икамат аналогичен азану, но отличается от него следующим:

1) Икамат произносится внутри мечети, в то время как азан – за ее пределами.

2) Икамат произносится вполголоса, а азан – громко.

3) Во время икамата пальцы не вкладываются в уши, как в случае с азаном.

4) Икамат произносится быстро, в то время как азан – медленно.

5) Фраза «Ас-саля́ту хайрум-минан-наум» не произносится во время икамата.

6) Во время икамата для пятикратного намаза после «хайя ‘аляль-фаля́х» дважды произносится фраза:

قَدْ قَامَتِ الصَّلٰوةُ

Код ко́матис-саля́х
Перевод: «Намаз начался»

7) Во время икамата лицо не поворачивают направо и налево как в азане.

8) Икамат произносится, когда коллективный (джамаат) намаз должен начаться.

Правила азана и икамата

1) Для путника (мусафира) произнесение азана, когда он исполняет свой намаз, – мустахаб (предпочтительно).

2) Азан и икамат в мечети достаточны для всех людей этой местности. Поэтому, если азан и икамат уже были произнесены в мечети, произнесение азана и икамата дома будет являться мустахабом.

3) Является макрух (порицаемым и запрещенным) произносить азан и икамат в мечети, где совместный намаз совершается ежедневно с азаном и икаматом. Однако в мечети, где нет зафиксированного порядка по имаму и муэдзину, азан и икамат читаются каждой группой или человеком, исполняющими намаз в этой мечети.

4) Женщине читать азан и икамат – макрух (запрещено).

5) Азан и икамат читаются только для намазов категории «фард ‘айн» (пятикратного и пятничного намаза).

Для тех, кто слышит азан, ответить на него – мустахаб, т. е. им следует тихо повторять фразы, произносимые муэдзином. Они отвечают во время пауз, совершаемых муэдзином после каждой фразы. Однако после фраз «хайя ‘аляс-саля́х» и «хайя ‘аляль-фаля́х» следует говорить:

لَا حَوْلَ وَلَا قُوَّةَ إِلَّا بِاللهِ

Ля́ хауля ва ля́ куввата илля́ билля́х
Перевод: «Нет мощи и силы, кроме как посредством Аллаха»

Во время фаджр-азана после фразы «ас-саля́ту хайрум-минан-наум» слушателям следует сказать:

Садакта ва барарта

По окончании азана слушатели произносят салават и следующую мольбу:

اللّٰهُمَّ رَبَّ هٰذِهِ الدَّعْوَةِ التَّآمَّةِ، وَالصَّلٰوةِ الْقَآئِمَةِ، اٰتِ مُحَمَّدًا الْوَسِيلَةَ وَالْفَضِيلَةَ وَالدَّرَجَةَ الرَّفِيعَةَ، وَابْعَثْهُ مَقَامًا مَّحْمُودًا الَّذِي وَعَدْتَّهُ، وَارْزُقْنَا شَفَاعَتَهُ يَوْمَ الْقِيٰمَةِ، إِنَّكَ لَا تُخْلِفُ الْمِيعَادَ

Алла́хумма рабба ха́зихид-да’ватит-та́ммати, вас-саля́тиль ка́-имати, а́ти Мухаммаданиль-васи́лята валь-фады́лята вад-дараджатар-рафи́’ата, ваб’асху мака́мам-махму́даниллязи́ ва ‘аттаху́, варзукна́ щафа́’атаху́ яумаль-кыя́мати, иннакя ля́ тухлифуль-ми́’а́д.

Перевод: «О, Аллах, Господь этого совершенного призыва и начинающейся молитвы! Благослови Мухаммада предельной близостью к Тебе, даруй ему совершенство и вознеси его до обещанного Тобою высокого положения! И даруй нам его заступничество в Судный День. Поистине, Ты не нарушаешь обещанного».

7) Ответить на икамат – тоже мустахаб. Ответы на икамат такие же, как и на азан, а после фразы «код ко́матис-саля́х» нужно сказать следующее:

أَقَامَهَا اللهُ وَأَدَامَهَا

Ако́махалла́ху ва ада́маха́
Перевод: «Да установит Аллах молитву и сделает ее постоянной!»

8) Не нужно отвечать на азан во время следующих действий:

а. совершение намаза;

б. прослушивание хутбы (пятничной, брачной и т. д.);

в. во время месячных и послеродового кровотечения;

д. при интимной близости.

9) Второй азан на пятничный намаз должен быть дан внутри мечети перед минбаром.

10) Азан муэдзином должен исполняться стоя. Если азан был дан сидя, его следует повторить. Но если азан был произнесен сидя для своего собственного намаза (не для совместного намаза), нет необходимости его повторять, хотя без надобности сидя азан читать не следует.

11) Является мустахабом закрыть ушные отверстия пальцами во время исполнения азана.

12) Произносить азан, будучи в состоянии большой нечистоты, является строго порицаемым (макрух-тахрим). Повторение такого азана – мустахаб.

13) Произносить икамат, будучи в состоянии большой или малой нечистоты, – макрух-тахрим. Но, в отличие от азана, повторение икамата не является мустахабом.

14) Сунной является произнесение фраз азана и икамата в последовательности. Если в порядке фраз азана или икамата совершена ошибка, такую ошибку следует исправить посредством повторения в правильном порядке фразы, произнесенной не в том месте.

15) Если во время исполнения азана муэдзин по какой-либо причине не может закончить его (например, по причине болезни), повторение всего азана заново будет сунной-муаккада.

Читайте также  Иоанн Сочавский молитва на торговлю на русском

16) Если нарушается малое омовение человека, произносящего азан или икамат, будет лучше завершить азан или икамат, и уже после этого совершить омовение.

17) Произнесение икамата – право того, кто произнес азан. Но он может дать согласие на произнесение икамата другим человеком.

18) Муэдзину следует закончить икамат в том же месте, где он начал его. Ему не следует передвигаться с места на место во время произнесения икамата.

19) Если после произнесения икамата имам совершает сунны фаджр, тогда время, которое занимает их совершение, не будет считаться существенным. Следовательно, икамат повторять не нужно.

Источник: «Книга намаза» («Китаб-ус-салят») Меджлиса алимов (ЮАР)

Пятничный намаз по мазхабу имама Абу Ханифы

Среди дней недели особое место у мусульман занимает пятница. В этот день начинается всеобщее движение, подготовка к чему-то особенному, значительному. Это особенно заметно в мусульманских странах. Люди, одетые в праздничные одежды, чистые, со светящимися лицами, радостно идут на пятничный намаз, придавая этому дню особое значение.

Обязательность пятничного намаза установлена в кораническом аяте, смысл которого заключается в следующем: «О те, которые уверовали! Когда призовут на молитву в пятничный день, то стремитесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Это лучше для вас. О, если бы вы только знали! А когда окончена будет молитва, то расходитесь по земле, и ищите милости Аллаха, и поминайте Аллаха часто; может быть, вы будете счастливы!» (62: 9–10).

Как высоко ценил этот день Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), видно из хадисов: «Пятница – это самый благословенный день! Она является более величественной, чем день праздника Разговения (Ураза-байрам) и день праздника Жертвоприношения (Курбан-байрам), так как в этот день был создан наш праотец Адам, мир ему, в этот же день он из Рая был спущен на землю, в этот день была взята его душа, и Судный день состоится также в пятницу». Также необходимо помнить слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение): « Кто оставит пятничную молитву три раза подряд, пренебрегая ею, сердце того будет запечатано Всевышним, т. е. не войдёт в его сердце истинная вера ».

Пятничная молитва обязательна:

1. Для жителей данного города, населённого пункта. А также для тех, кто живёт в пределах одного фарсаха (5544 метра).

Те же, кто находятся за пределами этой территории, обязаны посещать молитву в том случае, если услышали призыв высоким голосом с минаретов. Одним словом, пятничная молитва обязательна для жителей города и пригорода, связанного с ним, и не обязательна для тех, кто живёт в отдельном от города населённом пункте (в селе или деревне). Тот же, кто находится в городе проездом и не является его жителем, обязан совершить пятничный намаз, если намеревается остаться там в течение 15 полных дней. Путешественникам пятничный намаз не обязателен.

2. Для тех, кто здоров. Больным и тем, кто не может оставить больного одного, молитва в мечети не обязательна.

3. Для свободных людей. Работа или учёба не являются уважительной причиной для пропуска молитвы более 3-х раз подряд. Существуют различные формы соглашений и с работодателями, и с преподавателями. Правда, и тут существуют случаи, когда договориться просто невозможно. Тогда эти люди становятся несвободными.

4. Для мужчин. Женщинам и детям пятничный намаз не обязателен.

5. Для совершеннолетних и дееспособных.

6. Для зрячих. Слепым, хотя бы и имеющим поводыря, пятничный намаз не обязателен.

7. Имеющим возможность ходить. Безногим, прикованным к инвалидному креслу и парализованным пятничный намаз не обязателен.

8. Обязателен для тех, кто не сидит в тюрьме, не боится преследования властей, не боится попасть в плен, подвергнуться нападению разбойников и т. п.

Не обязателен в случае стихийных бедствий (сильные морозы, угроза схода лавин, ливневые дожди и т. п.).

Те, которым пятничный намаз не вменяется в обязанность, совершают обеденный намаз дома поодиночке без азана и икамата, а если вдруг они пойдут на пятничный намаз, то совершение его хватает вместо обеденного.

Семь условий для того, чтобы пятничная молитва считалась действительной

1. Молитва должна читаться в достаточно крупном населённом пункте, имеющем представителя власти. Учёные говорят: «Это такой населённый пункт, где главная мечеть не вмещает весь джамаат». В больших городах, где несколько мечетей, пятничную молитву могут совершать в нескольких местах, если считают, что это необходимо для того, чтобы не приводить людей к проблемам и трудностям, особенно в больших городах, где бывает порой трудно добраться до центра с окраин.

2. Имам должен иметь разрешение от местной власти. Или же молитву может вести человек, уполномоченный этим имамом. Если же молитву ведёт человек, не получивший разрешения, но за ним эту пятничную молитву читает тот, кто имеет полномочия на это, то молитва действительна. Исключения составляют те случаи, когда ни представители власти, ни люди, получившие от них разрешение, не ходят в мечеть. Тогда пятничную молитву может вести имам, избранный джамаатом.

3. Совершается во время полуденной молитвы.

4. Чтение проповеди перед обязательной пятничной молитвой. 5. При этом необходимо присутствие хотя бы одного мужчины в здравом уме. Если проповедь слушали только женщины и дети, то такая хутба недействительна.

6. Чтение пятничной молитвы джамаатом. Кроме имама, необходимо наличие джамаата в количестве трёх совершеннолетних, разумных и соблюдающих религиозную практику мужчин-мусульман, даже если они будут больными или путешественниками.

7. Двери мечети, где проводится молитва, должны быть открыты для всех. Нельзя одних впускать в мечеть, а другим запрещать входить.

Обстоятельства, при которых можно пропустить пятничную молитву
В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) приводятся следующие категории людей, кому выполнение пятничной молитвы не обязательно, – это раб, женщина, ребёнок и больной. Для них выполнение пятничной молитвы не обязательно, следовательно, они могут её пропустить, выполняя при этом обычную обеденную молитву. А остальные должны выполнять её неукоснительно и в лучшем виде.

Если пятничная молитва пропускается без уважительных причин – это является запрещённым. Известны слова Пророка (мир ему и благословение): «Или прекратят люди оставлять пятничные молитвы, или поставит Аллах на их сердца печать, и будут они после этого из тех, кто проявляет небрежность».

Желательные действия пятничного дня

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил о пятнице: «Поистине, пятница – и праздник, и день, отданный упоминанию Аллаха ». В другом хадисе: «В этот день Всевышний Аллах прощает по своему усмотрению шестьсот тысяч грешников, освобождая их от ада». Но чтобы попасть в число избранных Аллахом , необходимо выполнить некоторые условия. Вот что об этом говорит Посланник Аллаха (мир ему и благословение): «Если мусульманин, очистившись насколько хватит сил, надушив себя благовониями, придёт в мечеть и, никого не беспокоя, выполнит предписанные обязанности, да ещё не будет разговаривать или глядеть по сторонам, а молча и со смирением выслушает проповедь, то от этой и до следующей пятницы будут прощены все его ошибки». Собираясь в мечеть, нельзя есть чеснок, лук и другие продукты с острым запахом.

Перед пятничной молитвой мусульманину желательно искупаться, остричь ногти, надеть чистую и нарядную одежду, использовать самый приятный запах, и пораньше, насколько это возможно, прийти в мечеть. Там приносить покаяния за вольные и невольные грехи, совершённые в течение недели, читать Коран, вспоминать прекрасные имена Аллаха и прославлять Его, Всемогущего и Всесильного (произносить зикр). В пятницу у входа в мечеть сидят ангелы и отмечают: «Первым пришёл такой-то мусульманин, вторым – тот-то, третьим – тот…».

Как только имам начинает проповедь, ангелы прекращают запись, и книга закрывается.

Является сунной читать в ночь на пятницу суру 44 («Дым»), а днём до полудня – суру 18 («Пещера»).

Имаму желательно до проповеди сесть на минбар, повернувшись к джамаату. Второй азан муаззину желательно произносить перед ним. Хутбу сначала начинают с восхваления Всевышнего Аллаха , затем с произнесения обоих свидетельств и чтения салавата Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение). Желательно также прочитать несколько аятов из Корана и хадисов, разъяснить их смысл. Затем прочитать проповедь, тема которой должна быть актуальна для данного региона и полезна для укрепления богобоязненности в сердцах и делах мусульман.

Во время второй проповеди желательно совершить дуа мусульманам. Так как совершают две проповеди, то желательно между ними сесть.

Также желательно вместе с имамом, в соответствии с Сунной Пророка (мир ему и благословение), прочитать тасбихи. Это особенно желательно в современной России, где мусульмане имеют мало возможностей для частых встреч и очень нуждаются в совместных (в джамаате) мольбах-дуа, особенно в такой великий день, как пятница. Совершив вместе тасбихи, верующие встают одновременно и приветствуют друг друга, общаются, делятся радостями.

Нежелательные действия пятничного дня

1. Нежелательным, приближённым к запрещённому действию, является перешагивать через других верующих с целью пройти в передние ряды мечети, так как этим вы приносите им определённый вред. Придя в мечеть, нельзя ходить между рядами и, бесцеремонно раздвигая людей, беспокоя их, стараться занять место в передних рядах.

Безусловно, передние ряды весьма почётны. Но они для тех, кто пришёл раньше. После азана или икамата, когда люди встанут для молитвы плотнее друг к другу, свободные места в переднем ряду займут стоящие сзади. Тем, кто пришёл позже, лучше всего занять любое свободное место, чтобы не впасть в грех, пробираясь вперёд.

Пробираясь в передние ряды, задевая других, вы отвлекаете их, мешаете им сосредоточиться, оскорбляете их чувства и навлекаете на себя гнев Аллаха . В хадисе сказано: «Если кто-либо, придя на пятничную молитву, будет, беспокоя людей, пробираться в передние ряды, то пусть знает, что он прокладывает себе мост прямо в ад».

2. Нежелательно имаму во время выхода для чтения хутбы приветствовать джамаат, так как этим он вынуждает их отвечать ему, а это является порицательным для них.

3. Также относится к порицаемому, приближённому к запрещённому, продавать что-либо или покупать что-либо после пятничного азана, и также относятся к порицаемому, приближённому к запрещённым вещам, все действия, которые отвлекают человека от намаза.

4. Нежелательным является есть, пить в мечети во время хутбы.

5. Нежелательным является поднимать другого человека, чтобы сесть на его место, так как Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Пусть никто из вас не поднимет другого с его места в пятничный день, чтобы сесть туда, однако пусть скажет, чтобы ему дали место».
6. Также запрещено совершать намаз или дуа, здороваться и разговаривать в то время, когда имам поднялся на минбар для чтения проповеди, так как Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда кто-нибудь из вас зайдёт в мечеть в то время, когда имам делает хутбу, пусть он не совершает намаз и не разговаривает до тех пор, пока имам не завершит свою хутбу, и пусть также не отвечает на салам». С момента восхождения имама на минбар и до окончания двух ракаатов фард-намаза все люди в джамаате должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди. Пророк (мир ему и благословение) предупреждал: «Если во время пятничной проповеди ты скажешь соседу своему «Замолчи», то твой приход в мечеть на пятничную проповедь будет впустую». «Кто во время пятничной проповеди скажет другому всего лишь «молчи», тот проболтался, а кто проболтался, тому нет пятницы». Учёные-богословы, комментируя сказанное, уточнили: «Вознаграждение за участие в пятничной молитве, даже при незначительном разговоре во время проповеди, не будет полным». Но все богословы без исключения согласны во мнении относительно того, что обязательная молитва засчитывается данному человеку, то есть она канонически действительна, и перечитывать её не надо.

В соответствии с двумя упомянутыми и несколькими другими достоверными хадисами, во время пятничной проповеди необходимо слушать имама и строго сохранять молчание. В противном случае мы уходим с пятничной молитвы без вознаграждения (саваб), в котором мы так сильно, особенно сегодня, нуждаемся.

Пусть Всевышний примет наши молитвы, будет Милостив к нам и убережёт нас от ошибок!

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Пятничный намаз. Порядок выполнения

«О верующие! Если призовут в пятницу к молитве, то устремитесь к поминанию Господа и оставьте торговлю [суету, дела мирские]. Это – наилучшее для вас. О если бы вы только знали!» (см. Св. Коран, 62:9).

Заключительный посланник Творца Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) отметил самый важный день в календаре такими словами: «Пятница – это госпожа [глава] дней! Она является более величественной, чем день праздника Разговения (Ураза-байрам) и день праздника жертвоприношения (Курбан-байрам)»[1]. Также необходимо помнить слова посланника Божьего: «Кто оставит пятничную молитву три раза [подряд], пренебрегая ею[2], сердце того будет запечатано Господом»[3]. Пятничная молитва является обязательной только для мужчин. Женщины, дети, путники[4] и физически немощные люди не обязаны посещать пятничную проповедь. Если все же они пришли в мечеть, чтобы совершить пятничную молитву («Джум‘а»), она будет им засчитана вместо полуденной (Зухр) [5]. Утром в пятницу желательно совершить полное омовение. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Если кто-то из вас собирается пойти на пятничную проповедь, то пусть совершит полное омовение (гусль)»[6].

Из чего состоит пятничный намаз (джума)

Время совершения – это время полуденной молитвы (Зухр). Совершается только в мечетях и местах, специально отведенных для молитвы-намаза. Пятничный намаз состоит из восьми ракяатов сунны и двух ракяатов фарда. Порядок их выполнения следующий: четыре ракяата сунны, два ракяата фарда и четыре ракяата сунны[7].

Четыре ракяата сунны

Первый азан. По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «салават» и обращаются ко Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана. Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить четыре ракяата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего». Последовательность совершения аналогична четырем ракяатам молитвы Зухр. Выполняется, как все молитвы-сунны, каждым самостоятельно[8]. Первая проповедь Имам поднимается на минбар и приветствует пришедших на молитву прихожан словами «ас-саляму ‘алейкум ва рахматуллах», после чего садится. Второй азан. По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «Салават» и, воздев руки на уровень груди, обращаются ко Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана. Проповедь начинается словами восхваления Господа миров и прошением благословения для пророка Мухаммада. Затем проповедник, цитируя Священный Коран и Сунну, обращается с проповедью, тема которой должна быть актуальна для данного региона и полезна для пополнения духовных и жизненных сил в сердцах и делах мусульман[9]. По завершении первой проповеди имам-хатыб садится на одну из ступенек минбара и все обращаются с мольбой ко Всевышнему Творцу, читая молитву-ду‘а. Вторая проповедь Вторая проповедь более коротка, чем первая, и носит назидательный характер. Нужно добавить, что с момента восхождения имама на минбар и до призыва (икамата) на два ракяата фарда все прихожане должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) подчеркивал: «Кто разговаривает во время пятничной проповеди, тот подобен мулу, несущему на себе священные книги [то есть тому, кто, имея возможность обогатиться атмосферой наставления, Божественным благословением и крупицами знаний, невежественно пренебрегает этим, игнорирует, идя против повеления Пророка]»[10]. Исключениями могут быть ответ на приветствие; прошение у Всевышнего благословения для Пророка («салават») при упоминании его имени; предупреждение об опасности и подобного рода крайне вынужденные случаи.

Два ракяата фарда

Икамат. Ният (намерение): «Я намереваюсь совершить два ракяата фарда пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего»[11]. Два ракяата фарда выполняются в точном соответствии с порядком выполнения двух ракяатов фарда утренней молитвы. Имам проводит молитву вслух.

Четыре ракяата сунны

Ният (намерение): «Я намереваюсь совершить четыре ракяата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего». После этого молящийся выполняет все в той же последовательности, как и первые четыре ракяата сунны пятничной молитвы. По завершении четырех ракяатов сунны и тем самым всей пятничной молитвы («Джум‘а»), продолжая сидеть, желательно[12] вместе с имамом выполнить «тасбихат». Пятничная молитва, в отличие от других, не восполняется. Если время, отведенное для нее, вышло, то совершается полуденная молитва Зухр[13].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Абу Любана ибн ‘Абдуль-мунзира; св. х. Ахмада, Ибн Маджа и аль-Байхакы. См.: Аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2 ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2001. Ч. 2. С. 363, пункт 3250; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 11. С. 447.

[2] То есть не примет участия в пятничной молитве, считая ее не столь важной.

a href=»#_ftnref3″ name=»_ftn3″>[3] Св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 8. С. 180, 181; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 176, хадис № 499, «хасан»; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 3. С. 1024, хадисы № 1371–1373, «хасан», «сахих».

[4] По шафиитскому мазхабу, путник перестает пользоваться каноническими облегчениями (необязательность посещения пятничной молитвы, необязательность поста в месяц Рамадан и т.д.), если он намеревается остаться на новом месте четыре и более дней. Богословы-ханафиты говорят в этом случае о сроке в пятнадцать дней и более. Канонические облегчения распространяются на путника, если он находится (2) в пути или (2) на новом месте пребывания менее указанных сроков.

[5] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1285.

[6] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари.

[7] Первые четыре ракяата сунны признаются сунной всеми учеными-богословами, последние четыре ракяата – богословами всех мазхабов, кроме маликитского. Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1291, 1326.

[8] Шафииты также совершают четыре ракяата, но разделяя их на две молитвы по два ракяата.

[9] Ученые-шафииты говорят: «Проповедь имеет пять обязательных положений: три из них должны быть соблюдены в обеих проповедях – слова восхваления Всевышнего; прошение у Него благословения для пророка Мухаммада («салават») и наставления, касающиеся богобоязненности («таква»), а объяснение аята из Священного Корана и мольба-ду‘а о благополучии верующих мужчин и женщин в жизни вечной должны быть соблюдены в одной из двух проповедей».

[10] См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 3. С. 287, хадис № 1250, а также с. 288; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 2. С. 639, хадис № 421, «хасан ли гайрихи».

[11] Имам добавляет к сказанному, что выполняет молитву со стоящими за ним молящимися. Те, кто стоят за имамом, должны оговорить, что совершают молитву с имамом.

[12] Это желательно и в современной России, где мусульмане имеют мало возможностей для частых встреч и очень нуждаются в совместных (в джама‘ате) мольбах-ду‘а, особенно в такой знаменательный день, как пятница. Совершив вместе «тасбихат», верующие встают одновременно и приветствуют друг друга, общаются.

[13] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1335.

Кто ввел дополнительный азан для пятничной молитвы

Jan 22, 2016 · 6 min read

О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МОЛИТВАХ ДО И ПОСЛЕ ПЯТНИЧНОЙ МОЛИТВЫ

Передается множественными путями о том, что в пятничный день, пророк (мир ему и благословение Аллаха) выходил из своего дома, поднимался на минбар, а затем муаззин начинал произносить азан. После завершения слов азана пророк (мир ему и благословение Аллаха) поднимался для произнесения хутбы (проповеди). И не сообщается о том, что он совершал какую-либо Сунну до хутбы. Об этом говорится в таких книгах, как «Фатхуль-Бари» 2/426, «Найлюль-аутар» 3/312, “Мисбаху зуджаджа” 1/377 и др.

Большинство ученых го в орили, что нет никакой определенной Сунны узаконенной пророком (мир ему и благословение Аллаха) до пятничной молитвы. И это было мнением имамов Малика, аш-Шафи’и и большинства шафиитов, а также это распространенное мнение ханбалитов, и большинства имамов. И этому мнению отдавали предпочтение шейхуль-ислам Ибн Таймия и его ученик Ибн аль-Къайим, а также шейх аль-Альбани и ученые Постоянного комитета (аль-Ляджнату-ддаима) во главе с шейхом Ибн Базом. (См. «аль-Инсаф» 2/406, «Задуль-ма’ад» 1/432, «аль-Аджуиба аль-муфида»)

Читайте также  Защита от начальника молитва

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Большинство ученых были единогласны в том, до пятничной молитвы нет никакой определенной Сунны с определенным количеством. Дело в том, что подобное может быть утверждено либо словами пророка (мир ему и благословение Аллаха), либо его поступком, а он ничего в этом случае не установил ни словами, ни поступком!” (См. “Маджму’ату-ррасаиль аль-кубра” 1/136)

Хафиз аль-‘Иракъи сказал: “Не передается от пророка (мир ему и благословение Аллаха), чтобы он совершал что-либо до джуму’а. Он выходил на пятничную молитву, после чего произносился азан и он начинал читать хутбу (проповедь)”. (См. “Фатхуль-Бари” 2/341)

Имам Абу Шама, учитель имама ан-Науауи, в своей известной книге «аль-Ба’ис ‘аля инка-риль-бида’ уаль-хауадис» писал: “Если кто-то скажет: «Может пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал молитву до джуму’а у себя дома, а затем выходил», то я отвечу: Если бы такое имело место, то об этом передали бы его жены, как они передали о других добровольных молитвах, которые пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал у себя дома и днем и ночью! И по причине того, что на эту тему ничего достоверного не передается, основа состоит в отсутствии такой Сунны, и это указывает на то, что подобное не узаконено!”

Шейх Ибн аль-Каййим сказал: “После того как Биляль завершал слова азана, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сразу же вставал для произнесения проповеди. И никто не совершал молитв из двух рак’атов. И азан произносился единожды. А это указывает на то, что и джуму’а подобна праздничной молитве. И нет до них никакой Сунны. И это является воззрением ученых, и Сунна это подтверждает, так как пророк (мир ему и благословение Аллаха) выйдя из дома сразу же направлялся к минбару и после того как он поднимался на него, Биляль начинал произносить слова азана. И после слов азана пророк (мир ему и благословение Аллаха) тот час же начинал произносить хутбу”. (См. “Задуль-ма’ад” 2/128)

Что касается некоторых хадисов, в которых говорится о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал до джуму’а 4 или 2 рак’ата, то все они являются либо слабыми, либо выдуманными. Среди этих хадисов сообщение, которое приводит Ибн Маджах 1/347 от Ибн ‘Аббаса, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал четыре рак’ата дополнительной молитвы до пятничной, и не разделял их (салямом). Однако этот хадис недостоверен. Иснад этого хадиса переполнен слабыми передатчиками. Имам ан-Науауи сказал: «Это ложный хадис, в котором четыре слабых передатчика, а Мубашир ибн Убайд передатчик ложных хадисов!» (См. «Хулясатуль-ахкам» 2/812)

Также сказал и имам аз-Зайля’и: «Мубашшир ибн Убайд передатчик ложных хадисов, а Хаджадж и Атыйя слабые рассказчики!» (См. «Насбу-ррайя» 2/206)

Также о слабости этого хадиса высказались и хафиз Ибн Хаджар, и шейх Ибн аль-Къайим, и хафиз аль-Бусайри, и шейх аль-Альбани. (См. «ат-Тальхис» 6/626, «Задуль-маад» 1/170, «ас-Сильсиля ад-даифа» 1001)

Есть также сообщение от ‘Аиши, которая якобы говорила, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал два дополнительных рак’ата до пятничной молитвы у себя дома. Однако этот хадис является ложным. В цепи передатчиков этого хадиса Исхакъ аль-Асуари аль-Басри, который являлся лжецом. Имам Ибн Ма’ин говорил о нем: «Он лжец, выдумывающий хадисы». (См. «Аджуиба ан-нафи’а» 28)

Также имам аль-Баззар передал от Абу Хурайры, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал до пятничной молитвы два рак’ат, а после четыре. Подобное передается и со слов Ибн Мас’уда, что приводит ат-Табарани. Но иснад обоих этих сообщений является слабым, о чем сообщил хафиз Ибн Хаджар. (См. «Фатхуль-Бари» 2/426)

Однако некоторые мусульмане, не до конца поняв этот вопрос, стали порицать совершение любой добровольной молитвы до джуму’а. На самом же деле как это было указано, нет конкретной узаконенной молитвы от пророка (мир ему и благословение Аллаха), с конкретным числом рак’атов до джуму’а, как например это обстоит скажем с 2 рак’атами до утренней молитвы и остальными намазами, узаконенными пророком (мир ему и благословение Аллаха). Но если человек пришел пораньше на пятничную молитву, то он может совершить сколько хочет добровольных (татау’) молитв, пока не выйдет имам.

Доказательством этому является следующий хадис: «Тот, кто искупался, а затем отправился на пятничную молитву и молился столько, сколько пожелал, а затем молчал, пока не закончится хутба и совершил с имамом намаз, тому простятся его грехи, совершенные между двух пятниц и еще трех дней!» (Муслим 857)

Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если человек совершит в пятницу полное омовение, очистится так тщательно, как только сможет, смажет волосы или умастится благовониями, которые найдутся у него дома, после чего отправится на джуму’а, и не будет расталкивать сидящих рядом (в мечети), и помолится столько, сколько было угодно Аллаху, а потом будет хранить молчание, внимательно слушая слова имама, ему обязательно простятся грехи, совершенные им между этой и предыдущей пятницей». (Муслим 883)

Именно так поступали сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха), которые совершали добровольные намазы до пятничной молитвы. Са’ляба ибн Абу Малик рассказывал: “Во времена ‘Умара ибн аль-Хаттаба, мы совершали молит-вы в пятницу, до того времени пока не выходил ‘Умар (для хутбы). Когда же ‘Умар выходил и садился на минбар, музаззин начинал произносить азан. Мы же садились и разговаривали, а когда муаззин заканчивал произносить азан, ‘Умар вставал и начинал произносить проповедь, а мы замолкали, и никто из нас не произносил ни слова”. (Малик 1/103, аш-Шафи’и 1/139. Достоверность подтвердил имам ан-Науауи. См. «аль-Маджму’» 4/550)

Также из числа сомнений в вопросе конкретной добровольной молитвы до джуму’а, это поступок Ибн Мас’уда, который совершал 4 рак’ата до джуму’а. Прекрасно ответил на это имам Абу Шама, который сказал: “Молитва в 4 рак’ата, которую совершал Ибн Мас’уд до джуму’а была добровольной, которую можно совершать пока не выйдет имам. И с чего вы взяли, что он совершал эту молитву, как пятничную Сунну?! Тем более от сподвижников передается совершение большего количества рак’атов до джуму’а.

Абу Бакр Ибн аль-Мунзир передал, что Ибн Умар совершал 12 рак’атов до джуму’а, а Ибн ‘Аббас 8. Это является доказательством на то, что эти молитвы были из раздела добровольных (татау’), которые они желали совершать сами, а не опираясь на пророка (мир ему и благословение Аллаха). Поэтому и число рак’атов совершаемых до джуму’а, передаваемое от сподвижников отличается, поскольку двери добровольных молитв (не связанных ни с чем) открыты!” (См. “аль-Ба’ис ‘аля инкариль-бида’ уаль-хауадис” 1/97). Это то, что можно вкратце сказать о Сунне до пятничной молитвы.

➖ На основании изложенного следует отметить, что до пятничной молитвы нет никакой определенной узаконенной молитвы пророком (мир ему и благословение Аллаха), ни в 2, ни в 4 ни в большее количество рак’атов. Однако есть добровольные молитвы, которые человек может совершать сколько хочет, пока не выйдет имам для хутбы. И нет сомнений в том, что это мнение является самым сильным и аргументированным.

➖ Что же касается добровольных молитв после пятничной (джуму’а), то существует молитва как в 2, так и в 4 рак’ата, узаконенные словами и поступком самого пророка (мир ему и благословение Аллаха). Посланник Аллаха говорил: «Если кто-нибудь из вас совершит пятничную молитву, пусть совершит после нее и дополнительную молитву в 4 рак’ата». (Муслим 881)

Ибн ‘Умар рассказывал, что он совершал вместе с пророком (мир ему и благословение Аллаха) 2 рак’ата после пятничной молитвы. (аль-Бухари 937, 1165, Муслим 729)

А в другой версии сообщается, что эти 2 рак’ата после джуму’а пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал у себя дома. (Муслим 882)

Некоторые люди считают, что если человек будет совершать сунну после пятничной молитвы в мечети, то лучше сделать в ней 4 раката, а если у себя дома, то 2 раката. При этом они опираются на слова Ибн аль-Къайима, сказавшего: «Наш шейх Ибн Таймия говорил, что если совершать пятничную Сунну в мечети, то следует совершить 4 рак’ата, а если дома, то 2″. На самом деле на такое разделения нет указания в Сунне, а на «желательность» какого-либо действия в поклонении необходим далиль! Имам аш-Шаукани говорил: “Желательность – это законоположение шариата, на которое также должно быть доказательство”. (См. “Сайлюль-джарар” 4/70)

Шейх аль-Альбани о словах Ибн аль-Къайма сказал: «На такое разделение я не знаю никакого основания в Сунне! Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Если кто-нибудь из вас совершит пятничную молитву, пусть совершит после нее и дополнительную молитву в 4 рак’ата». Муслим 881. И нет в этом хадисе указание на совершения этой молитвы именно в мечети! Наоборот известный достоверный хадис гласит: «Наилучший намаз человека после обязательного – это намаз совершенный у него дома!» И если человек совершит после джуму’а 4 или 2 рак’ата в мечети, то это дозволено, а если он сделает это дома, следуя этому хадису, то это лучше!» (См. «Тамамуль-минна» 341–342)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector