Кто читает в церкви молитвы

Кто читает в церкви молитвы

Кто читает в церкви молитвы

Ответы на вопросы

Церковная молитва – общая молитва всех прихожан

Духовная жизнь христианина не исчерпывается индивидуальной домашней молитвой. Для того, чтобы не только называться христианином, но и быть им на деле, необходимо регулярно участвовать в общей, то есть церковной молитве. Объединяясь в общей молитве, христиане образуют Церковь, и только в Церкви нам дается спасение.

Значение и смысл церковной молитвы

Иисус Христос говорил: «там, где двое или трое во имя Мое, там Я среди них». В храме перед Богом стоят не просто несколько человек, но вся Церковь в ее духовном единстве. Христос постоянно присутствует в жизни Церкви, и знаком Его присутствия являются церковные таинства, совершать которые может только священник. Участие в таинствах — важнейшая часть духовной жизни христианина.

Совместная общая молитва людей в храме

В храме во время богослужений верующие совершают общую молитву. В совместной молитве все молятся о каждом и каждый – обо всех: когда отвлекся один, другие продолжают молиться, и молитва не ослабевает. Поэтому совместная молитва важнее (и сильнее) частной.

Богослужение совершает священник, ему помогает диакон. В храме слова молитв от имени всех собравшихся произносят или поют чтецы и певцы. Остальные молящиеся должны внимательно слушать то, что читается и поется. Чтобы лучше понимать слова, можно следить за богослужением с текстом в руках. Можно при этом подпевать хору, лишь бы пение не мешало другим молящимся.

Богослужения суточного круга, кроме Литургии, могут совершаться верующими без священника, так называемым мирянским чином. Для этого не нужен храм, а достаточно часовни.

Богослужебные молитвы

Существует огромное множество богослужебных молитв — тропарей, кондаков, стихир. Некоторые из них читают только священники во время богослужений: светильничные молитвы, евхаристическая молитва, молитва Ефрема Сирина, молитвы для совершения таинств и треб. Такие молитвы называются иерейскими или священническими, и содержатся они в богослужебных книгах (Октоихе, Минее, Триоди, Часослове).

Некоторые молитвы собравшиеся на службе прихожане поют вместе со священниками и церковным хором, и мирянам необходимо знать их наизусть:

  • Символ Веры («Верую…»), молитву «Отче наш…» и причастный стих «Тело Христово приимите, источника безсмерного вкусите» — на Божественной Литургии;
  • песнь «Воскресение Христово видевше…» — на воскресном всенощном бдении;
  • возглас «Воистину воскресе!» в ответ на возглас священника «Христос воскресе!» — на пасхальной службе.

Молитва идущих в храм

Верующие освящают молитвой каждое свое действие. Тем более без нее не может обойтись такое важное дело, как путь в храм. Какие же молитвы читают, когда идут в церковь? Существует специальная молитва идущего в храм, и ее нужно про себя или тихим шепотом произносить по дороге. Если не помните ее наизусть, можно читать «Отче наш» или Иисусову молитву.

Входя в церковь, нужно трижды перекреститься и сделать поясной поклон.

Богослужение в православной церкви: устав, значение и порядок

Фото: Фотобанк Лори

Поскольку в повседневной жизни человека постоянно отвлекают суетные мысли и заботы, совершенно необходимо участвовать на богослужениях в храме. Только там возможно отвлечься от обыденности и посвятить свои мысли Богу. В этом и есть главное значение богослужения.

Православное богослужение составляют песнопения, молитвы, чтение отрывков из Священного Писания и священнодействия, порядок (чин) которых установлен Церковью.

Книга, в которой записан устав православных богослужений, называется Типикон.

Порядок и устав церковного богослужения сформировался очень давно. Ему обучают в семинариях будущих священников, диаконов, чтецов и регентов хора. Однако любой верующий должен иметь хотя бы общее представление о богослужебном уставе, для того чтобы понимать происходящее на службе.

Каждый момент времени одновременно является частью суток, частью недели и частью года. По этому же принципу богослужения современной православной Церкви делятся на три «круга»:

  • Суточный круг: каждому часу в сутках соответствует какое-то событие из жизни Иисуса Христа
  • Седмичный, или недельный круг: каждый день недели посвящен воспоминаниям о каком-либо событии Священной Истории
  • Годовой круг: каждый день года связан с воспоминаниями о каком-то событии из жизни Иисуса Христа, апостолов и святых.

Богослужебные сутки начинаются вечером, поэтому вечерняя служба (вечерня) считается первой службой следующего дня. В течение суток служатся также утреня, 1-й, 3-й, 6-й (и иногда 9-й) часы и Божественная Литургия. Вечером накануне праздничных и воскресных дней вечерня, утреня и 1-й час объединяются в одну торжественную службу – всенощное бдение.

Литургия и таинство Евхаристии

Важнейшее общественное богослужение суток – это Литургия. Только на Литургии совершается главное таинство православной Церкви – Евхаристия, или Причащение. Во время Евхаристии действием благодати Святого Духа хлеб и вино незримо превращаются в Тело и Кровь Христовы. Верующие, вкушая их, причащаются, то есть соединяются с Господом Иисусом Христом ради оставления грехов и вечной жизни.

В последовании Литургии можно выделить три этапа:

  • проскомидия: священник готовит Святые Дары – хлеб и вино – к освящению;
  • литургия оглашенных: поются псалмы, читается Священное Писание, поминаются по записками живые и усопшие родные и близкие молящихся;
  • литургия верных: освящаются Святые Дары, совершается таинство Евхаристии, причащаются верующие (сначала священнослужители, затем – прихожане).

Значение Евхаристии в православной церкви очень велико. Участвуя в этом таинстве, верующие реально, а не символически, становятся носителями божественного Естества.

Евхаристическая молитва

Ключевым моментом литургии является чтение евхаристической молитвы (анафоры) над Святыми Дарами на проскомидии.

В современной Церкви анафору читает священник тайно, в алтаре, и только некоторые возгласы слышны молящимся в храме.

Начинается евхаристическая молитва словами «Станем добре!», и в этот момент в храме зажигают свет, а по окончании молитвы свет гасят.

Каждение в храме

Каждение – символическое окуривание ароматным дымом с помощью кадила (сосуд с горящими углями) в определенные моменты службы.

Во время малого каждения священник или диакон находятся на амвоне и кадят алтарь, иконы и собравшихся людей. Люди в ответ на каждение кланяются.

Во время полного каждения священнослужители обходят с кадилом весь храм. Молящимся следует отойти от стен ближе к середине храма, чтобы освободить место. Когда священнослужители с кадилом проходят мимо вас, слегка повернитесь и поклонитесь. Однако поворачиваться к алтарю спиной не надо.

Когда совершаются крестное знамение, земной и поясной поклоны

Во время молитв в храме нужно креститься и совершать поклоны в соответствии с церковным Уставом:

Крестное знамение без поклона:

  • в начале чтения Священного Писания (Апостола, Евангелия, Ветхого Завета)
  • на отпусте в конце службы, когда священник возглашает «Христос, истинный Бог наш. »
  • на вечерней службе в начале Шестопсалмия на словах «Слава в вышних Богу, на земли мир, в человецех благоволение» (три раза) и посередине, на слове «Аллилуия» (три раза)
  • на Литургии во время пения Символа веры

Крестное знамение с поясным поклоном (три раза):

  • при входе в храм и при выходе из него
  • при чтении «Приидите, поклонимся. »
  • при чтении «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя»
  • при чтении «Святый Боже, святый крепкий, святый безсмертный. »
  • при возгласе священника «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе. »
  • на словах «Буди имя Господне благословенно отныне и до века»
  • на словах «Сподоби, Господи, в сей день (вечер) без греха сохранитися нам»
  • на литии после первых двух прошений ектении

Крестное знамение с поясным поклоном (один раз):

  • на словах «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»
  • на литии во время ектении после всех прошений, кроме первых двух
  • во время ектений на остальных службах на словах «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи»
  • во время любой молитвы, когда звучат слова «поклонимся», «припадем», «помолимся»
  • на Литургии на словах «Приимите, ядите», «Пийте от нея вси», «Твоя от Твоих Тебе приносяще»
  • после «Честнейшую херувим. » перед «Именем Господним благослови, отче. » (низкий поясной поклон)
  • на утрене после чтения Евангелия
  • на вечерне и утрене после окончания каждой стихиры
  • на утрене на каноне на каждом припеве и словах «Слава Отцу и Сыну и Святому духу», «и ныне и присно и вовеки веков, аминь»
  • на молебне с акафистом в начале каждого кондака и икоса

На Литургии в воскресенье и в период с Пасхи до Пятидесятницы, когда не совершаются земные поклоны, делается крестное знамение с поясным поклоном:

  • после песнопения «Тебе поем»
  • после «Достойно есть»
  • при возгласе «Святая святым»
  • при возгласе «И сподоби нас, Владыко, неосужденно. » перед пением «Отче наш»
  • при выносе священником Святых даров на словах «Со страхом Божиим и верою приступите»
  • затем на словах «Всегда, ныне и присно и вовеки веков, аминь»

Поясной поклон без крестного знамения:

  • на возгласе священника «Мир всем. »

Земной Великий поклон

Для земного поклона становятся на колени и касаются пола руками и головой.

Земные поклоны совершаются:

  • во время поста при входе в храм и перед выходом из него (три раза)
  • во время поста на утрене во время Песни пресвятой Богородице по окончании припева «Честнейшую херувим. »
  • Великим постом во время чтения молитвы Ефрема Сирина (на каждой фразе)
  • Великим постом на великом повечерии на каждом чтении стиха «Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных»
  • Великим постом на вечерне при пении «Богородице, Дево, радуйся. » (три раза)
  • на Литургии в будний день (не в праздник): после песнопения «Тебе поем», после «Достойно есть», при возгласе «Святая святым», при возгласе «И сподоби нас, Владыко, неосужденно. » перед пением «Отче наш», при выносе священником Святых даров на словах «Со страхом Божиим и верою приступите», затем на словах «Всегда, ныне и присно и вовеки веков, аминь»

По воскресеньям и в период с Пасхи до Пятидесятницы земные поклоны заменяются поясными.

Как правильно молиться в церкви перед иконой

В храм нужно прийти за некоторое время до начала службы, чтобы приложиться к иконе дня или чудотворным иконам.

Икона дня — это изображение святого или события Священной истории, память о котором отмечается в этот день. Икона дня лежит посередине храма на аналое (небольшом наклонном столике). Если в этот день нет праздника и не вспоминается какой-либо святой, то иконой дня является икона святого или праздника, в честь которого освящен храм.

Перед иконой нужно дважды перекреститься с поясным поклоном.

При этом про себя произносят молитву:

  • у иконы Христа — Иисусову молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго»
  • перед ликом Богородицы — «Пресвятая Богородице, спаси нас»
  • у образа святого — «Святый угодниче Божий (или: святая угоднице Божия) (имя), моли Бога о нас»

После этого нужно приложиться губами к определенному месту иконы:

  • у Христа целуют благословляющую руку, ноги или край одежды
  • у Богородицы и святых — руку или одежду
  • на иконе Нерукотворного Спаса или главы Иоанна Крестителя — волосы

Церковнославянский язык — значение и роль

Богослужение в Русской, Сербской и Болгарской православных церквях ведется на церковнославянском языке. На русском языке могут читаться только отрывки из Священного Писания. Церковнославянский язык на слух воспринимается не всегда легко, поэтому на службы с собой можно брать распечатку текста с переводом.

Часто спрашивают: можно ли молиться по-русски и почему не переводят богослужение на русский язык?

По-русски молиться можно, в русском, как и в любом национальном языке, нет ничего скверного или недостойного молитвы. Однако в настоящее время полный перевод богослужения на русский невозможен: нормы и стилистика современного русского литературного языка постоянно меняются, язык очень быстро устаревает. К тому же, в русском языке попросту нет многих слов, которые используются в молитвенной поэзии.

Я — тот, кто читает в алтаре ваши записки

Надо просто много читать

Илья Аронович Забежинский

Решил я этим постом поднять свой уровень чтеца и алтарника. То есть, по правде говоря, поднимать нечего, потому что вообще никакого уровня нет. В том смысле, что семинарию я и правда окончил, но на чтеца учиться мне вечно было некогда, ну и дай, думаю, займусь, пока пост.

Что сказать? Читать богослужебные тексты можно научиться, особенно если с Божьей помощью. То есть я понимаю, что надо много просто читать, чтобы попросту не запинаться в поисках правильного ударения и прочтения длинных слов. Потрудиться надо.

Во всех остальных тонкостях пономарской работы тоже можно разобраться, все ко мне чутко относятся, не гоняют, все разъясняют и по имени отчеству обращаются.

А вот на что меня реально пробило, я вам расскажу.

На чтение записок в алтаре.

Понятно, что есть синодик. Такая тетрадка, туда важные имена записываются для поминовения. Настоятель там сам решает, кого поминать.

Но есть еще также тетрадка с годовыми, полугодовыми, сорокоустами и прочими поминовениями, а также записочки на пост. И записочек этих килограмма полтора. То есть это уже люди пишут и подают.

Зачем я сдался в качестве чтеца

Прочитываю я, значит, некоторое количество записок и пытаюсь как-то проанализировать, чем я, собственно, тут, в алтаре, занимаюсь. И понимаю я, совершенно очевидно, что люди, кропотливо писавшие на бумажках имена своих родных и близких, писали их для чего-то другого, а вовсе не для того, что с ними сейчас в алтаре происходит.

То есть маловероятно, когда люди писали записочки свои и жертвовали свою нехитрую денежку, что они надеялись, будто в алтаре их будет читать кто-то типа меня. Я имею в виду, вряд ли ими заказана была услуга «А вот пускай наши записочки прочитает Забежинский Илья Аронович». Почему-то уверен, что они надеялись на что-то большее.

То есть, поймите, мир огромный, людей много. Вот зачем им среди всех людей сдался именно я в качестве чтеца ихних записок? То есть совершенно очевидно, какая-то подмена выходит.

Они взяли бы помолились бы сами. Родных своих попросили помолиться. Они хотя бы знают, о ком молятся.

Могут, молясь, слова какие-то добрые сказать, вздохнуть хотя бы искренне и с любовью. Причем совершенно бесплатно это им выйдет. И как-то, ну по-настоящему что ли. Искренно, что ли. А тут пришли. Написали. На, Ароныч, читай. А сами ушли. Я-то прочитаю, да есть ли в этом смысл?

Фото: VK / Симбирская митрополия

Думаю, это вранье, никакая я не Церковь

И здесь я перехожу ко второму вопросу. Я-то знаю, какой ответ крутится на языке у читателя в ответ на первое мое недоумение. «Они не для Ароныча писали эти записки. Они вообще не имели в виду никакого Ароныча. Они хотели, чтобы за ихних ближних молилась Церковь».

Я это понимаю. Такие, как я, именно так читателю про это всегда и рассказывали, мол, это Церковь будет за ваших близких молиться. До недавнего времени я и сам так любому бы объяснил. Но теперь, глядя на себя в алтаре, как-то вдруг получается, что никакая Церковь за них не молится. Это я, типа, молюсь, — все тот же Ароныч. Больше никто. Да и не молюсь, просто читаю. Но главное – даже не в том. Главное – это я что ли Церковь? Я?

Думаю, это вранье, никакая я не Церковь, так, человек какой-то. Ему сказали читай, я читаю. Молюсь? Не знаю. Я эти имена первый раз в жизни вижу, не знаю этих людей. Что я могу про них сказать Господу Богу, я не понимаю. Да и вообще, что сказать Тому, Кто Сам про них все-все-все знает? Тем более, что имен и записок минимум на 40-50 минут непрерывного, не очень внимательного чтения. Уже через пять минут все плывет, мысли рассеиваются. Получается совершенно невнимательно.

Ну и я опять ничего не понимаю. Зачем ему, этому, который записку пишет, чтобы кто-то за него читал? Пускай сам читает. Пускай сам потрудится. Зачем ему я? Зачем ему Вася, Петя, Сережа, которым тоже поручат записки читать, если я завтра не приду? Да даже какой-нибудь отец Никодим зачем? Или Иоанн? Или Петр?

У которых семья, дети, череда, требы, машину надо ремонтировать, жертвователей обаять, епархиальный взнос копить… И каждый из которых сам всю эту кипу записок прочитать, если и сможет, так только второпях, как и я. Да и не станет никогда, ему надо Литургию служить, оттуда на требу бежать, поручит все тому же Пете, Васе, Сереже, или, не дай Бог, Илье Аронычу…

Да и сам этот отец Никодим чем от остальных отличается? Тоже человек как человек… Есть у него, конечно же, служение предстоять Престолу Божию. Пастырское служение есть. Не знаю, чтение записочек входит в это служение или нет…

Кому важно, что Зураб — грузин?

Не самое важное, но тоже цепляет. Пометки на записках. Я сам всегда писал, но теперь точно не понимаю, кому все это пишется. Например: «новопреставленного Алексия». Или «младенца Евграфа». Или «тяжкоболящего Тихона». Или «Валентина (мужчина)». Или «Зураба – грузина». Или к некоторым прибавляется «и сродников его».

Это для меня пишут, который читает? Чтобы я за новопреставленного помолился горячее, чем за просто усопшего? А за тяжкоболящего или за младенца – чем за просто болящего или за человека, которого написали без указаний? Как-то это нечестно что ли по отношению к тем, кого написали просто так, без комментариев.

А сродники? За одних сродников молимся. А за других? Которых не написали, им-то как теперь?

Опять же, женщина Валентина. Или мужчина. Это очень важно, понимаю. Чтобы именно за того Валентина, который не Валентина…

Так же как и то, что Зураб грузин… Это кому важно? Мне, читающему несколько сотен слившихся воедино за сорок минут имен? Богу? А Он так не знает? Или к грузинам особая милость?

Ага, это, наверное, чтобы читающий не испугался нерусского имени, а раз грузин, значит православный. Ох, ты, я, оказывается, должен еще попутно переживать, всех ли мне тут написали православных, или подсунули ненароком пару протестантов, армян, католиков, атеистов или, вообще, буддистов. Знаете, как у нас обычно объясняют, почему неправославных нельзя писать? Если я вдруг имя неправославного в алтаре прочитаю, то я нарушу его свободную волю на то, чтобы не быть православным.

Ну и писали бы тогда подробно «Зураб – крещеный, в храм ходит, исповедуется, причащается, жене не изменяет, старается заповеди Божии исполнять».

Совсем недавно никаких записочек не было

Вот говорят, пускай Церковь помолится. И я читаю, читаю, читаю имена. А Церковь в это время, когда я полтора килограмма этих имен читаю, совсем другим занимается. В Церкви сейчас Преждеосвященная Литургия идет. Или часы. Там псалмы читают, молитвы разные, поют, кадят, молятся, поклоны кладут – там полноценная литургическая жизнь идет. И меня вот с этими всеми записочками в этой литургической жизни нету.

Я раньше, когда в «зале» был, я был в Церкви. Я все делал вместе с Церковью. Церковь часы слушает, и я с ней. Церковь на коленки, когда надо, бухается, и я не отстаю. А тут, в алтаре, какая Церковь? Я не слышу ни чтения, ни пения, и про поклоны не думаю, я записочки читаю. Я на них сосредоточен. Я думаю, кто тут грузин, а кто младенец.

И поэтому, тем более, нельзя сказать, что за этих людей в тех записках Церковь молится. Потому что, когда я их читаю, я не с Церковью. Я не в Церкви. Я вообще не пойми кто в этот момент и не пойми где. Я имена разбираю, где какая буква, а также какие тут мужские, какие женские и в родительном ли они падеже.

В общем, у меня ощущение полной профанации, никак не меньше. Просто обман трудящихся масс налицо.

Понимаю, что еще совсем недавно никаких записочек в Церкви не было. Потому что не было столько дешевой и доступной бумаги. Если вспомнить, как экономил Плюшкин каждую осьмушку писчей бумаги, можно понять, что записок в храме вообще никто не писал. То есть традиция недавняя.

Понимаю также, что вопрос – финансовый, в том числе, что к каждой бумажке с именами пристегнута бумажка с водяными знаками. Да я и не против, в принципе – родному приходу надо на что-то жить. Но, кажется, напрямую попросить денег было бы честнее.

Читайте также  Молитва для сдачи в гаи

Я, конечно, имена читаю, но вот чувствую только, что платят люди вроде бы ни за что.

Я тех купюр точно не отрабатываю. И не могу понять, кто мог бы отработать. Какая-то укоренившаяся в предыдущем столетии очередная технология честного высокодуховного отъема денег.

Перед нами только бумажки и нескончаемые имена

Мне кажется, надо как-то публично разъяснить людям:

— Дорогие христиане. Не надо нас, служителей Церкви, наделять какими-то сверхъестественными способностями. Наша молитва от вашей отличается очень сильно. Но не в сторону усиления, чтобы за это что-то еще и жертвовать нам дополнительно, а, наоборот, в сторону ослабления и обезличивания. Вам кажется, что мы тут профессиональные молитвенники? Увы…

Вы молитесь за своих близких внимательно, с любовью, вам есть, что сказать Богу об этих людях, вы можете искренне и от всей души вздохнуть, заплакать, в конце концов, ваша молитва горяча и исполнена любви. Вы горюете, страдаете, испытываете страх. И про все это пишете в записках.

А мы не горюем, не страдаем и не испытываем. Перед нами только бумажки и нескончаемые имена.

В нашем вычитывании имен в алтаре есть какой-то магический формализм. Наша молитва тут в алтаре – формальна. Не потому, что мы формалисты, условий нет. Времени нет. Людей нет. Записок много, а чтец один. Ну, даже если два или три – ничего не меняет.

Перед нами килограммы бумажек, сотни имен – безликие списки с корявыми буквами и неправильными падежами. Если вы сами чуть-чуть усерднее помолитесь, больше толку будет, чем от нашего безликого прочитывания.

Нет, я, конечно, понимаю, что все люди несчастны и все заслуживают, чтобы я тоже о них помолился. А те, которых не написали – не заслуживают? Они, похоже, еще более несчастные, про них даже никто в записках не пишет. Тогда получается, надо за весь мир молиться. Нет, я конечно, готов вздохнуть и обо всем мире. Тем более, что он, как известно во зле лежит. А мы тут все такие неотмирные о нем молимся и воздыхаем. Но станет ли миру от этого хоть чуточку лучше? Вот вопрос…

О молебнах. Как служится молебен в православной церкви

Молебен — благодарственное или просительное богослужение, совершаемое в храме или вне его по просьбе верующих или в бедственных случаях. Молебен служится Господу Иисусу Христу, Божией Матери или какому-либо святому. Для освящения воды служится водосвятный молебен (см. Водосвятие). После литургии в воскресные и праздничные дни совершается праздничный молебен – на него подаются записки о здравии. Благодарственный молебен – благодарение Богу, Божией Матери или святому за явленную от них помощь. Существуют также молебны «На начало всякого дела», «О путешествующих» и другие.

В храме молебны совершаются обычно после окончания литургии. Однако молебны не связаны с ней и могут совершаться в любое время, когда в этом есть необходимость. Молебны бывают просительными, когда молятся о том, чтобы Бог исполнил какую-либо просьбу, помог в нужде, и благодарственные, когда благодарят Его за милости и дары, которые Он нам посылает. Эти два вида молебнов связаны: один как бы начинает дело, а второй его заканчивает. Если, получив просимое, мы не благодарим Бога (а это бывает, увы, очень часто), то с какой совестью мы будем опять просить Его, а ведь это, конечно, случится? И можем ли тогда надеяться на исполнение новой просьбы? Поэтому, совершая просительный молебен, надо помнить и о совершение благодарственного.

Молебны совершаются по нужде какого-либо одного человека, но есть такие, которые служатся для всех, например, по случаю храмового праздника или во время стихийных бедствий. Такие общественные молебны бывают и с крестным ходом.

На крестном ходе впереди идут певчие, за ними несут фонарь, затем попарно запрестольный крест и икону, праздничные и другие храмовые иконы, затем идет духовенство с Евангелием и крестом, а далее народ.

Болеем ли мы? — Будем служить молебен о недужных. Начинаем ли важное дело? — На молебне попросим помощи Божией. Отправляемся ли в путь? — Выслушем чин благословения в путешествие. Настал ли день именин, и хочется усердно помолиться своему святому? Закажем ему молебен. Начинается ли учебный год, и нашим детям пора в школу? — Совершим чин благословения на начало учения отроков. Внял ли Господь нашей молитве, и мы хотим вознести хвалу? — Будем служить благодарственный молебен.

Кроме частных молебнов, существуют и общенародные молебные пения. Церковь содержит множество таковых — водосвятный и новогодний; во время безведрия (при ненастье) и бездождия (при засухе); молебны о страждующих от нечистых духов и от недуга пьянства; торжественные чины в первое воскресенье Великого Поста (Торжество Православия) и в Рождество Христово…

Порой к молебнам добавляют акафисты, каноны. Часто священники, завершая богослужение, помазуют молящихся освященным елеем, окропляют святой водой.

По вере нашей Господь подает Свою помощь весьма скоро после молебна. Поэтому не надо злоупотреблять этим священнодейством, заказывая по одному поводу молебен несколько раз (исключение — молитва о болящих и служение молебнов по обету).

Как и каждое богослужение, молебен начинается возгласом священника: Благословен Бог наш всегда, ныне, и присно и во веки веков. Этим призываются все молящиеся к благодарению Бога нашего Создателя и Покровителя, от Которого зависит наша жизнь и благополучие и в эти дни, и во веки веков. После этого молящиеся обращаются к Святому Духу, прося Его придти и вселиться в их души. Поется Трисвятое — последовательность молитв: вначале три раза повторяется: Святый Боже, Святый, Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас. Затем — Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно во веки веков. Пресвятая Троица помилуй нас; Три раза Господи, помилуй; Снова Слава…и ныне; Заканчивается Трисвятое молитвой Господней: Отче наш.

12 раз повторяется Господи, помилуй и звучит призыв Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Придите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу, Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу Цареви нашему Богу.

Читается псалом 142: Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей… Слава и ныне Аллилуия три раза.

Снова звучит призыв обратиться к Богу и следовать за Ним: Бог Господь, и явися нам, благословен грядый во имя Господне… Поется дважды тропарь (краткая молитва кому служится молебен) и если служится молебен о ниспослании здоровья читается дополнительно тропарь и кондак о недужных.

Читается псалом 50: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое….

Затем мы обращаемся три раза к тому святому лицу, которому служится молебен. Если Иисусу Христу, то: Иисусе Сладчайший, спаси нас. Если Богородице, то: Пресвятая Богородица, спаси нас. Если святому то, например: преподобный отче Сергие, моли Бога о нас. После пения этих припевов поется (или читается) молитва кому служится молебен. За этим следует ектения: Паки и паки (еще и еще) миром Господу помолимся. Возглас священника Ты бо еси Царь мира и Спас душ наших, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Читается акафист (не всегда). Акафист (от греческого акафистос — неседальный, т.е. во время чтения нельзя сидеть). Это хвалебная песнь в честь Христа, Богородицы и святых. Образцом является акафист Пресвятой Богородице, написанный в 7 веке по случаю избавления Константинополя от нашествия персов и аваров. Акафист состоит из 25 песней, из них 13 кондаков и 12 икосов, каждый из которых кончается словами: Радуйся…

Кондак кратко излагает содержание праздника или жизни святого. Первый кондак заканчивается словами, которые повторяются во всех последующих икосах.
Икос – богословская песнь, восхваляющая и прославляющая чествуемого святого или празднуемого церковного события. Имеет одинаковое по смыслу содержание с предшествующим кондаком, но развивает и расширяет его тему.

По завершению акафиста диакон или священник возглашает Прокимен — (от греческого впереди идущий) — название стихов повторяемых пением на клиросе перед чтением Апостола, Евангелия и паремии. Текст прокимна обычно заимствован из Священного Писания, кратко излагая смысл последующего чтения или службы. Так, например, прокимен в молебне Спасителю повторяет первые слова 142 псалма, читаемого в начале молебна, а в молебне Богородице поется: Помяну имя Твое во всяком роде и роде.. Свои прокимны имеют молебны апостолам, святым, мученикам…

Диакон призывает: Господу помолимся и священник воссылает славу Отцу и Сыну и Святому духу. А затем возглашается: Всякое дыхание да хвалит Господа и произносится прошение сподобиться слышанию Святого Евангелия. Священник обращается ко всем присутствующим: Мир всем.

Читается Евангелие. Для каждого вида молебна установлены для чтения определенные евангельские тексты.

После чтения Евангелия читается Трисвятое и поются тропари. Вслед за этим читается просительная ектения:

Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй. После каждого возгласа трижды в усиление просьбы повторяются слова Господи, помилуй. Мы просим о всех братиях наших во Христе, начиная с со Святейшего Патриарха; о нашей стране, властях и воинстве; о братии святого храма или обители, где совершается молебен, и особенно о благополучии тех живых христиан, ради которых заказывался молебен. Особо молимся о больных, о всяком городе и стране, прося избавить их от голода, стихийных бедствий, нашествия иноплеменников и междоусобной войны. Священник восклицает: Услыши нас, Боже, Спаситель наш, Упование всех концов земли… и милостив будь, Владыка, о грехах наших и помилуй нас. Мы твердо верим в милосердие и человеколюбие Бога и воссылаем славу Отцу, Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

В конце молебна читается молитва, кому служится молебен. Если Иисусу Христу, то она предваряется возгласом: Ко Господу нашему Иисусу Христу помолимся и хор поет Иисусе сладчайший, спаси нас. Если Пресвятой Богородице то: Ко Пресвятой Владычице Деве Богородице помолимся и хор: Пресвятая Богородица, спаси нас. Если молебен святому, то хор поет Святителю отче (имя святого), моли Бога о нас. Читаемая вслед молитва является заключительной молитвой в акафисте святому лицу, которому служится молебен. Затем, может быть, прочитана молитва о больных.

Заканчивая молебен, священник возглашает: Премудрость, Пресвятая Богородица, спаси нас. Хор поет молитву Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова родшую, сущую Богородицу Тя величаем.. Священник восклицает: Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе.

Концом молебна является Отпуст, т.е. сообщение всем, что молебен закончен. В нем утверждается, что Христос истинный Бог наш, молитвами Богородицы, (если молебен святому, то называется и его имя), и всех святых помилует и спасет нас потому, что Он благ и Человеколюбец.

Ектении, кафизмы, прокимны, возгласы, отпусты

Во время богослужения в храме мы слышим те или иные слова священника или диакона. Мы не всегда понимаем, что они означают и почему произносятся именно в этот момент службы. Интересная и познавательная для новичков, делающих первые шаги в Церкви, энциклопедия «Православное богослужение» рассказывает об этом:

В центре всей молитвенной и богослужебной жизни Церкви — Господь Иисус Христос. Господь открыл людям Отца, и Отец послал Духа Святого верующим в Его Сына. И сегодня мы приходим к Богу Отцу и получаем дар Духа Святого через веру в Сына Божьего. Богослужение представляет собой славословие Пресвятой Троице и нашу молитву.

Богослужение начинается возгласом священника. Большинство служб открывает возглас: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков». По отношению к человеку Божье благословение — это помощь, поддержка и одобрение. Когда же человек благословляет Бога, это означает Его прославление.

В начале утрени звучит возглас: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельной Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков».

Самый торжественный возглас открывает литургию оглашенных, а также звучит на таинствах Крещения, Брака и на новогоднем молебне: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков». Царство Пресвятой Троицы, Вечное Царство Божие, Царство Небесное, Царство любви и правды в полноте откроется в жизни будущего века. Но приобщение к нему начинается уже сейчас, потому что Христос Бог незримо присутствует в Своей Церкви и ее таинствах.

Возглас священника дополняет произносимое чтецом или хором древнее слово «аминь», означающее «истинно, да будет так».

На литургии, вечерне, утрене, молебне и панихиде (кроме служб часов и изобразительных) возносятся ектении — молитвословия, состоящие из ряда прошений, которые провозглашает диакон (или священник), а хор от лица всех собравшихся в храме добавляет краткую молитву: «Господи, помилуй» или «Подай, Господи».

(Изобразительны — церковная служба, совершаемая вместо литургии, а также предваряющая литургию Преждеосвященных Даров).

Самый торжественный возглас: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков» — открывает литургию оглашенных, а также звучит на таинствах Крещения, Брака и на новогоднем молебне

Ектении бывают нескольких видов. Великая (по числу прошений, в русской традиции их двенадцать), или мирная (так как ее открывает призыв молиться в сердечном мире). Великая ектения звучит в начале вечерни, утрени и литургии.

Малая ектения представляет собой сокращенный до двух последних прошений вариант великой ектении. Ее открывает призыв: «Паки и паки (снова и снова) Господу помолимся».

Просительная ектения перечисляет важнейшие для нашей жизни прошения, каждое из которых заканчивается припевом хора: «Подай, Господи».

Сугубая ектения перечисляет всех, кого обнимает Церковь своей молитвой: священство, нашу богохранимую страну, власти и воинство, усопших и живых. Сугубой (то есть усиленной) ектении соответствует трижды повторяемая хором молитва: «Господи, помилуй».

Слова «Господи, помилуй», звучащие на протяжении служб вечерни, утрени и литургии, являются молитвенным стержнем всех сложных чинопоследований. Это краткая форма Иисусовой молитвы, которая полностью звучит так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного (грешную)».

Иисусова молитва, обращенная к Иисусу Христу, подразумевает всю Пресвятую Троицу, ведь, называя Христа Сыном Божьим, мы исповедуем Его Отца, а именуя Его Господом, то есть Богом, мы подтверждаем слова апостола Павла: Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым.

Вера в Иисуса Христа как Истинного Бога есть дар Святого Духа. Эту краткую молитву человек может мысленно произносить про себя во время всего богослужения.

Ектению, а иногда, как на литургии, сопровождающую ее тайную, то есть читаемую не во всеуслышание, молитву завершает возглас священника. Возглас подводит итог, славословит Бога и объясняет, почему мы обращаем к Нему молитву. Великой ектении соответствует возглас: «Яко (так как) подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно (всегда) и во веки веков».

Божья слава — это сияние Божьей святости, которое, согласно Библии, сопровождало явление Бога еще в Завете Ветхом. В Новом Завете воплотившийся Сын Божий скрыл свое величие, став человеком. Но иногда Господь Иисус Христос являл Свое всемогущество: когда совершал чудеса, повелевал стихиями, исцелял безнадежно больных и воскрешал умерших, а однажды, на горе Фавор, Господь приоткрыл Свою славу Единородного Сына Божьего — тогда лицо Его просияло как солнце.


Облако над горой Фавор

Полноту Своей славы Господь явил Воскресением и Вознесением. И в конце всех времен Он придет «со славою судить живых и мертвых, и Царству Его уже не будет конца». Слава Христа Спасителя, которая откроется для всего мира со Вторым Христовым Пришествием, уже сейчас является знанием и опытом Церкви. Из него рождаются славословие Бога, красота наших храмов и торжественность богослужения. Слава Божья может сиять и в человеке: она просвещает святых. В иконописи это символизирует окружающий голову нимб.

Существует множество разных возгласов по окончании ектений, и все они говорят о милости, благости и человеколюбии Бога. На возглас священника, завершающий ектению, хор от лица всех собранных в храме отвечает: «Аминь».

Особое значение в молитвенной жизни Церкви принадлежит книге псалмов. Эта книга Ветхого Завета, получившая именование по названию струнного музыкального инструмента, состоит из ста пятидесяти одной песни — псалма.

Большинство псалмов написано царем и пророком Давидом. Согласно пророчествам Ветхого Завета, именно из числа его потомков должен был прийти в мир Христос. В псалмах содержится весь спектр чувств по отношению к Богу: покаяние, упование на Его помощь, благодарение и славословие. И что самое главное, в псалмах записаны пророчества о Христе Спасителе.

Когда-то псалмы звучали в скинии, первом храме для истинного Бога, устроенном в шатре, затем в Иерусалимском храме, а теперь они читаются или поются на всех богослужениях Православной Церкви. В богослужебной традиции Псалтирь разделена на двадцать частей — кафизм. Это название происходит от греческого слова «сидение», название «седальны» носят также тропари, читаемые после кафизм: в древней практике во время их чтения в храме сидели. В кафизмах разное количество псалмов (например, 18-я содержит пятнадцать псалмов, а 17-я состоит из одного только 118-го). Каждая кафизма разделяется на три части — стасии («остановки»), называемые также «славами», так как между ними читается славословие «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Иногда псалмы читаются по одному, иногда по три, как на службах часов. В начале утрени звучит шестопсалмие (3, 37, 62, 87, 102, 142 псалмы).

На утрене же звучат две, а иногда, в соответствиис календарем, три кафизмы. Одна из самых торжественных частей утрени — полиелей. Он представляет собой пение 134 и 135-го псалмов. Во время Великого поста, в период усиленной молитвы,кафизмы читаются также на часах. 103-й псалом («Благослови, душе моя, Господа») открывает вечерню, и на ней звучит 1-й псалом, а 33-й ее заканчивает. Псалмы в виде антифонов исполняются на литургии.

Полиелей — одна из самых торжественных частей утрени. Он представляет собой пение 134 и 135-го псалмов

Также на богослужении мы слышим отдельные стихи из псалмов. Из них составлены входные стихи, провозглашаемые во время литургии на малом входе в дни Господских двунадесятых праздников.

Прокимны и аллилуиарии предваряют чтение Священного Писания. Слово «прокимен» означает «предлежащий», на утрене, литургии, иногда на вечерне он предшествует чтению Писания. Прокимен представляет собой строку из псалма и стих, также взятый из Псалтири. На богослужении чтец объявляет один из восьми гласов, на который будет исполняться прокимен, и произносит его, хор поет прокимен, чтец (или священнослужитель) произносит стих прокимна, хор снова поет прокимен. Наконец чтец произносит половину прокимна, и хор заканчивает его.

Слушание слова Божьего — один из важнейших моментов богослужения. Книги Ветхого Завета читаются на вечерне всенощного бдения в двунадесятые и великие праздники на паремиях, в праздники, посвященные святым апостолам, читаются Апостольские послания. На утрене всенощного бдения читаются евангельские зачала — отрывки, посвященные либо празднику, либо на воскресном всенощном бдении (в субботу вечером) одно из одиннадцати воскресных зачал о событиях воскресенья. На литургии чтение начинается с Апостола и продолжается Евангелием.


Чтение Апостола

Литургийных чтений может быть несколько: рядовое (дневное), праздничное (по своему смыслу сопоставляемое с воспоминаемым событием), посвященное святому, но в любом случае чтений не более трех. Чтение Писания открывается вводными словами: обращением «братья», «возлюбленные» — в Апостольских посланиях, или же «во время оно», то есть «в то время», — в книге Деяний и Евангелии, либо же «рече Господь» — то есть «сказал Господь».

Круг годового евангельского и апостольского чтения начинается в самый важный и главный праздник — Пасху. На Пасхальной литургии читается пролог — начало Евангелия от Иоанна и начало книги Деяний.

Существуют свои апостольские и евангельские чтения для молебнов и таинств. Важность чтения Евангелия подчеркивается предваряющими возгласами, торжественным выносом Евангелия на амвон или середину храма с предшествующим свещеносцем, а также каждением.

Благословляющий возглас священника «мир всем» звучит на вечерне, утрене и литургии, а также в чинопоследовании молебна и таинств.

Мир — одна из основополагающих человеческих ценностей. Если вражда и война обусловлены падшим состоянием человечества, то Господь пришел, чтобы примирить Бога и ушедшего от Него человека. Словами «Мир вам» воскресший Господь приветствовал Своих учеников, с этими же словами обращался к ученикам Христовым апостол Павел в посланиях, и он же утверждает, что Христос и есть мир наш. Господь дарует нам в Церкви Самого Себя и Свой мир. На слова священника хор отвечает: «И духови твоему», то есть желает того же.

Читайте также  Чтобы на работу взяли молитвы

Отпуст — краткое молитвословие и благословение, которым заканчивается богослужение

Заканчивает богослужение отпуст — краткое молитвословие и благословение. Малый отпуст звучит так: «Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери и всех святых помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

Великий отпуст на всенощном бдении и литургии, который в воскресные дни начинается словами: «Воскресый из мертвых», включает в себя также упоминание святых Небесных Сил бесплотных (в понедельник), Иоанна Предтечи (во вторник), апостолов, силы Честного и Животворящего Креста (в среду и пятницу), святителя Николая (в четверг), святых дня, а также Богоотец Иоакима и Анны. На отпусте литургии поминается также ее творец.

Православная Жизнь

Для чего мы подаем записки с именами о здравии и об упокоении в алтарь?

Заказная литургия, Неусыпаемая Псалтирь, панихида, сорокоуст — что означают эти слова? Когда какую службу можно заказывать? Как убедиться, что твою записку точно прочитали?

В чём сила молитв о других?

Вначале давайте разберемся, для чего вообще мы пишем поминальные записки или заполняем книжечки (помянники) с именами живых или усопших родственников или знакомых. Записка говорит о нашем желании помянуть дома и никого не забыть во время чтения утренних молитв или о нашей просьбе помолиться о ком-то в храме во время литургии, молебна или других богослужений.

О том, какую силу имеют молитвы о других, мы неоднократно читаем в Священном Писании. Давайте вспомним чудо превращения воды в вино на свадебном пире в Кане Галилейской (Ин. 2:1-11); чудо исцеления слуги сотника из Капернаума (Мф. 8:5-13); чудо исцеления парализованного человека, которого друзья на носилках спустили через разобранную крышу к Иисусу Христу (Мк. 2:1-12). В каждом из этих случаев кто-то ходатайствовал перед Господом, то есть молился, за других людей. В частности, это были просьбы Богородицы, сотника и четырёх друзей.

Обращаясь к Богу с различными прошениями о других людях, мы совершаем молитву предстояния. То есть мы берём на себя дерзновение просить Бога не о собственных нуждах, а о спасении близких нам людей.

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя», — говорил Иисус Христос (Мф. 22:37-39). Молитва о других — это и есть проявление любви к ближнему.

«Плодоносящая» или «непраздная»?

В записках, подаваемых в храме, мы пишем имена людей, крещённых в Православной Церкви. Имена указываем в родительном падеже (о здравии кого?) и в соответствии с полным именем святого, данным при Крещении (Марии, а не Маши; Георгия, а не Егорки; Александра, а не Саши или Шуры).

Вначале указываем имена представителей духовенства с указанием сана (протоиерея Иоанна, а не отца Ивана; схимонахини Елисаветы, а не матушки Лизы), а затем — имена мирян.

Перед именем можно написать «болящего», «путешествующего», «воина», если такие определения относятся к поминаемому человеку. Беременную по-церковнославянски мы называем «непраздная», хотя часто встречается надпись «плодоносящая», и это неправильно. Плодоносящими и добродеющими называют тех, кто приносит в храм и жертвует различные приношения (раньше это были плоды урожая), и тех, кто помогает храму или трудится в нём.

Как помянуть Ихтиандра или Изауру?

Сложность возникает в том случае, если человек носит имя, которого нет в православных святцах. И это не обязательно экзотические или совсем уж «не наши» имена (Звездина, Ихтиандр, Изаура). Многие с удивлением узнают, что в православном календаре нет и вроде бы «обычных» имён: Артур, Руслан, Анжела, Алина, Олеся.

Хорошо, если у человека сохранилось свидетельство о Крещении, куда должно быть вписано крещальное имя. А если нет, но человек точно знает, что его в детстве крестили? В этом случае нужно обратиться к священнику, который подскажет, как изменить имя. Обычно либо над ним читают молитву имянаречения, либо человек приходит на Исповедь и Причастие, где его называют уже другим именем.

Алина, например, после этого может стать Ангелиной или Еленой; Олеся — Александрой; Руслан — Рустиком, и так далее.

Нужно ли молиться за святого Николая?

В церковных молитвах об упокоении мы не поминаем самоубийц, которые добровольно лишили себя главного дара, полученного от Господа, — своей жизни.

В течение 40 дней после смерти (начиная с самого дня упокоения) мы называем усопшего «новопреставленным», то есть представшим перед Господом. Неправильно писать «вновь представленного», ведь это будет означать, что человек уже когда-то умирал, потом воскрес, а теперь умер еще раз.

«Приснопоминаемым» мы называем усопшего в особые дни его памяти: день рождения, день смерти, именины. Обычно сокращенно перед именем пишут «п/п».

Молясь за усопшего священнослужителя, мы по-прежнему указываем его сан: Блаженнейший митрополит Владимир, новопреставленный протоиерей Димитрий.

В записку об упокоении не нужно вписывать имена святых («об упокоении святого Николая»). Канонизируя того или иного подвижника благочестия, Церковь выражает уверенность, что их души уже достигли Царства Небесного. Поэтому святые молятся о нас на небесах.

Чем отличаются разные службы?

Допустим, мы уже написали поминальные записки. Как теперь выбрать, на какой именно вид богослужения их подать? На литургию, Псалтирь или молебен?

В каждой местности традиции служб и их названия могут немного отличаться. Литургию еще называют Обедней или Бескровной Жертвой. Поэтому перед тем, как подавать записку, уточните у дежурного по иконной лавке, какой именно смысл вкладывают в название службы в данном храме. Кто и когда будет читать вашу записку? Будут ли вынимать из просфоры частичку за каждое имя?

Заказная литургия. Важнейшая христианская служба — литургия, во время которой хлеб и вино становятся Истинным Телом и Истинной Кровью Христовыми. Святые отцы называют этот процесс преложением или претворением Святых Даров.

Во время первой части литургии — проскомидии — священник читает заказные записки и вынимает из просфор частички о здравии и упокоении, по одной частичке за каждое имя. Поэтому в некоторых храмах поминовения называют не «заказной литургией», а «проскомидией».

На второй части литургии — литургии оглашенных — священник или диакон молятся о здравии и упокоении православных христиан, читая вслух имена, указанные в заказных записках. Если записок очень много (что часто бывает на праздники в приходских храмах, а в крупных монастырях ежедневно), то публичное возглашение всех имён сделало бы службу непомерно долгой.

Исходя из этого, на практике вслух могут прочитать лишь часть записок, а остальные имена поминают мысленно или вполголоса во время службы. Поэтому если во время прошений о здравии и упокоении вы не услышали поданные вами имена, это не означает, что о них забыли. На самом деле, к этому моменту службы их прочитали уже дважды — на проскомидии и сейчас.

Третья часть службы — литургия верных. Здесь к запискам обращаются дважды. Вначале имена положено поминать после пресуществления Святых Даров, когда на престоле перед священником находятся Тело и Кровь Христовы. «Великая честь — помянуть чье-либо имя в час, когда совершается воспоминание Страшной Жертвы, Страшных Таинств и присутствует Сам Владыка Христос», — говорит святитель Иоанн Златоуст.

И ещё раз мы молимся о живых и усопших в самом конце службы, когда после причащения мирян священник погружает в чашу с Кровью Христовой те частички, которые были вынуты на проскомидии и находились потом на Престоле. При этом священник говорит такие слова: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих». Таким образом, душам поминаемых людей даруется особая благодать. Вот почему так важно заказывать прежде всего литургию, а потом уже все остальные службы.

Особые прошения на литургии. Бывает, что возникает потребность в особых молитвах, которые священник может прочитать на проскомидии и во время литургии.

Обычно таких прошений несколько:

  • о недужных многих или об одном (молитва «Врачу душ и телес»);
  • о путешествующих;
  • служба на всякое прошение;
  • о призывании помощи, благодати и дара Пресвятого Духа в начале всякого доброго дела;
  • благодарение о получении прошения и о всяком благодеянии Божием;
  • о в темницах и в заточении сущих.
  • Кроме того, бывают прошения об умножении любви, об учащихся и другие.

На каждое из этих прошений может быть подан отдельный список имен. Например, вы собираетесь в путешествие — закажите литургию о путешествующих. Когда вернетесь из поездки — поблагодарите Господа, отслужив благодарственную литургию. Собираетесь сменить работу или о чём-то просите Бога, закажите литургию на всякое прошение. Болеет ли кто-то из вас — помолитесь, заказав литургию о недужных.

«Простые записки» на литургию. Помимо заказных записок, на литургию в храмах можно подать и так называемые «простые». Обычно это более упрощенный вариант заказных. «Поминовение с частицей» — вынимают частички на проскомидии, но не читают имена вслух. «Поминовение без частицы» — за каждое имя молятся в алтаре, но не вынимают частички. Уточните в своём храме, что означают эти термины у вас.

Сорокоуст. Это сорок заказных литургий, отслуженных одна за другой. То есть за каждое имя должны вынимать частички в течение сорока литургий. Можно поминать христиан и о здравии, и об упокоении.

В монастырях, в которых литургии совершают ежедневно, сорокоуст принимают ровно на 40 дней. Например, с 1 ноября по 10 декабря включительно. Но в большинстве приходских храмов литургии каждый день не совершают. Поэтому сорокоуст продлевают. Уточняйте в иконной лавке, на какой срок принимают сорокоуст в вашем храме.

Полугодовое, годовое, вечное поминовение. Это поминовение, соответственно, в течение шести месяцев, года или «вечно», то есть всего времени, пока будет существовать храм или монастырь.

Поминовение на Псалтири. В монастырях есть традиция непрерывного чтения Псалтири (так называемая Неусыпаемая Псалтирь). Сменяя друг друга, монахи круглосуточно читают эту священную книгу. После прочтения нескольких псалмов следует молитва о живых или усопших. Мы можем подать поминовение на Псалтири — и ощутить благодатную помощь этой молитвы.

Молебен. Это краткое богослужение просительного или благодарственного характера с молитвенным обращением к Богу, Богородице или святым. В отличие от литургии, которую, как правило, совершают только в храмах, молебны можно служить в любом месте: в домах прихожан, на предприятиях, во время общественных мероприятий.

В отличие от литургии, на молебнах не вынимают частички из просфор. Поэтому, если делать выбор между литургией или молебном, нужно отдать предпочтение литургии, а уже потом заказывать молебен.

Молебны можно совершать с чтением акафиста или без него; с освящением воды. Бывают молебны, посвященные праздникам или святым; на начало Нового года; об учащих и учащихся; о болящих; перед началом доброго дела; об умножении любви и другие. Спрашивайте в иконной лавке, в какие дни совершают молебны в вашем храме, и подавайте поминальные записки на них.

Панихида. Это молебен об упокоении душ усопших. Так же, как и в случае молитв о здравии, вначале лучше заказать литургию об упокоении, а уже потом — панихиду. Краткая панихида называется «лития».

Как правило, панихиду заказывают на третий, девятый, сороковой день смерти христианина; в очередную годовщину его упокоения, а также в дни его рождения и именины. Особо молясь в эти дни, мы просим у Господа прощения грехов усопшего и проявляем свою любовь к нему.

«Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:19-20), — такую заповедь оставил нам Иисус Христос. Будем молиться не только о себе, но и о других. И будем уповать на помощь Божью.

3 самых сильных молитвы о здравии близкого больного человека

Молитва за здравии больного человека самая сильная — это те слова, которые мы возносим к Небу, к нашему Господу и всем святым с надеждой и упованием на милость Божью. Произносить эти слова необходимо с искренней верой, чистым сердцем и желанием. Сила такой молитвы огромна, она будет работать и на самом большом расстоянии. Сильная молитва часто производит настоящие чудеса, порой даже оказываясь мощнее самых дорогих уколов и таблеток. Она наполняет нашу жизнь надеждой и укрепляет в вере. Больные выздоравливают, обретают телесное и, что немаловажно, духовное здоровье, финансовые дела поправляются, утраченные связи восстанавливаются и крепнут, отношения между людьми идут на лад.

3 самые сильные молитвы о здравии больного человека

Как христианин может помочь больному?

Молитва за здравие больного. Как читать молитву

Читать слова молитвы о здравии человека, которого постигла болезнь, возможно как в стенах церкви, так и в домашних условиях, перед святыми иконами. Просьбы о здравии и исцелении от самых разных недомоганий и тяжких хворей можно подавать как за себя, так и за своих родителей, детей, мужа, жену, ваших родственников и друзей. Обязательное требование, которое нужно выполнить до обращения к святым с этой просьбой, только одно. Вам необходимо выяснить – крещенный этот человек или нет. Было бы нелепо узнать, что о здравии некрещенного человека молиться запрещено. Конечно, никто вам не может сказать, что нельзя молиться о здравии человека не крещенного, однако, в таком случае эффективность вашей молитвы очень и очень снижается.

Молебен в церкви

Помочь захворавшему исцелиться от недуга поможет не только самый глубокомысленный текст, который произнесете вы, но и молебен за здравие, который будет произнесен священнослужителями в стенах богослужебного заведения в заранее оговоренное время, учитывая ваши пожелания.

Можно заказывать такой молебен либо на каждый день, либо на один месяц, либо на сорок дней. В любом из вышеуказанных случаев, все это очень повышает вероятность выздоровления у недужного человека.

Всякая молитва являет собой мощное энергетическое послание, обладающее огромной позитивной силой, дарующее нам веру в исцеление, надежду на светлое будущее. Произносимые нами молитвенные слова позволяют передать немощному человеку, за которого мы просим у Господа, положительный настрой, в процессе которого состояние здоровья заболевшего, пусть и постепенно, но начинает улучшаться, а его недуг — неуклонно отступать.

Молитва — способ излечить душу

В очень многих случаях процессы течения болезней ухудшаются ввиду отсутствия у больных душевного покоя и равновесия — в этом случае можно сказать, что у человека болит душа. Молитва же о здравии, произнесённая многократно и искренней верой, укрепляет душевное состояние больного человека, несет в его жизнь утраченный ему утерянный покой, гармонию и внутреннее равновесие, помогает ему пережить различные страхи и сомнения.

С молитвенными словами все верующие чаще всего обращаются непосредственно:

  • к Отцу нашему Небесному,
  • к Пречистой Деве Марии,
  • к Блаженной старице Матроне Московской,
  • к Николаю Чудотворцу.

Причины, по которым люди обращаются со своими горячими молитвами о здравии Всевышнему и Богоматери, понятны без всяких на то объяснений. Ведь в иерархической лестнице Высших духовных сил они занимают наивысшие позиции. В твёрдых и любящих руках нашего Господа сосредоточена судьба всего сущего на Земле. Пресвятая Дева Мария, подарившая нашему несовершенному миру Спасителя, во всякое время была, есть и будет заступницей слабых. Она всегда укрывает нас всех своих любящим материнским крылом.

Обращение к Святым

К Святым Матронушке Московской и Николаю — Чудотворцу верующие всегда приносят свои горячие мольбы еще и потому, что эти святые среди православных христиан — одни из самых любимых.

Ещё при своей жизни Блаженная Матрона Московская и Святой Николай Чудотворец обрели славу посредством врачевания и облегчения страданий немощных, принеся в их жизни настоящие чудеса исцеления. Свидетельствами этим фактам служат сотни тысяч историй, которые записаны в церковные книги, сохранились в старинных свитках, в христианских преданиях и легендах, выложены на страницах интернет-порталов.

Молитвы За здравие больного человека

Особенностью самой простой молитвы, произносимой любым человеком, даже ребёнком, является то, что в ней идет обращение ко всем представителям Высших Небесных сил: к самому Господу нашему, к Богоматери, к святым угодникам и ангелам Небесным. Именно поэтому самоё простое обращение ангелам, это и есть самая сильная молитва за здравие больного. Проговаривать молитву за здравие больного, по возможности, лучше в стенах церковного храма. Вместо скобочек вам нужно будет назвать имя больного, о котором вы просите и которому необходима помощь:

Молитва господу Богу о здравии больного и ее сила

Простая молитва «О здравии»


«О Премилосердый Боже, Отче, Сыне и Святый Душе, в нераздельней Троице поклоняемый и славимый, призри благоутробно на раба Твоего (имя), болезнию одержимаго; отпусти ему вся согрешения его; подай ему исцеление от болезни; возврати ему здравие и силы телесныя;

Подай ему долгоденственное и благоденственное житие, мирные Твоя и премирные блага, чтобы он вместе с нами приносил благодарные мольбы Тебе, Всещедрому Богу и Создателю моему.

Пресвятая Богородица, всесильным заступлением Твоим помоги мне умолить Сына Твоего, Бога моего, об исцелении раба Божия (имя). Все святые и ангелы Господни, молите Бога о больном рабе Его (имя). Аминь.»

И, конечно же, как можно чаще, в любое время и любом месте своими словами взывайте о помощи к Силам Небесным. Эти слова, подсказанные вашим сердцем, будут самыми богоугодными. Конечно, также вы можете выбрать особые слова из молитв и как можно чаще произносить их. Можно читать и молитвы из церковного утреннего и вечернего молитвенного правила. Некоторые молитвы даже лучше читать многократно, это вам подскажут в церкви.

Молитва Господу Богу «О здравии больного»

Молитвы, произносимые в адрес Господа Бога, с просьбами о выздоровлении и исцелении больных и немощных, необходимо произносить перед иконой нашего Спасителя, при горящих свечах. Делать это можно и в церкви, и у себя дома, если вы по каким-то причинам не можете придти в церковь. Вот одна из наиболее часто произносимых молитв:

О Господи, Создатель наш, помощи Твоей прошу, даруй полное выздоровление Божьей рабе (имя), омой кровушку ее лучами своими.

Лишь с твоей помощью придет исцеление к ней да благослови дороги все ее к долгожданному спасению, исцелению, выздоровлению.

Подари ее телу здравие, ее душе – легкость благословенную, ее сердцу – божественный Твой бальзам.

Боль навсегда отступит и силы к ней вернутся, раны все заживут и придет помощь святая Твоя.

Твои лучи с голубых Небес дойдут к ней, дадут ей защиту крепкую, благословят на избавления от болезней ее, укрепят веру ее.

Да услышит эти слова мои Господь. Слава Тебе. Аминь!

Молитву о здравии к Господу произносите как для себя, так и для своих близких, друзей и родственников. Слова “Божья раба” заменяете на “Божий раб” и называете имя заболевшего человека.

Молитва «Сорокоуст» о здравии больных

Как читать молитву сорокоуст о здравии больных

Вся человеческая история измеряется «седминами» и «сороковинами».

  • Цифра сорок — знаменательная и знаковая, очень часто встречающаяся в Святом Писании.
  • Иудеи сорок лет скитались в пустыне в поисках земли обетованной,
  • пророк Моисей держал пост в течение сорока дней,
  • Сын Божий, Иисус Христос после Крещения находился в пустыне также 40 дней, открывал тайны Царства Божьего
  • 40 дней апостолам после Своего Воскресения.

Молебен, совершаемый Церковью ежедневно в течение сорока дней, называется сорокоустом. Молитву сорокоуст о здравии заказывают все христиане в любое удобное время, без всяких ограничений. Но есть одна особенность. Во время Великого поста, когда полная литургия в церквях совершается только по субботам и воскресеньям, самым мудрым вашим решением будет заказывать не сорокоуст, а просто оставлять записки о здравии себя и близких или об упокоении усопших каждый раз, когда вы посещаете храм.

  • Погадаем бесплатно
  • Гадание онлайн
  • Любима ли ты?
  • Правдивое гадание

Молитва Сорокоуст «О здравии» заказывают не только за сохранение и приумножение здоровья себя и своих близких, особенно о заболевших и тяжелобольных, но также за их успехи, материальное благосостояние, обретение ими внутреннего, душевного покоя и гармонии. Ведь такое обширное понятие, как «здравие», несет в себе и физическое здоровье человека, и его духовное состояние, и финансовое благополучие.

Кстати говоря, если мы совершаем молитву о здравии человека, который сотворил много зла себе и окружающим, то это совсем не означает, что мы взываем к Всевышнему о том, чтобы эта запутавшаяся личность и дальше пребывала в этом разрушительном состоянии – нет! Мы все просим Господа Бога нашего, чтобы Он милостью Своей переменил все намерения такого человека, изменил всю его внутреннюю дисгармонию и сделал так, чтобы даже самый законченный недоброжелатель, самый злой враг стал бы пребывать в гармонии с Отцом Небесным, с Церковью, с прекрасным миром, окружающим его.

Читайте также  Читать молитву утром

Придите в Божий храм с чистым сердцем, возьмите листок бумаги с намерением заказать молитву Сорокоуст и просто напишите имена всех тех людей, кому вы желаете здоровья, спасения, благоденствия! Помните и о святой необходимости помолиться за всех врагов ваших. Оказывайте всяческую помощь всем своим близким силой своей христианской любви и всеблагого Церковного поминовения!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector