Когда в молитве нужно Креститься

Когда в молитве нужно Креститься

Когда в молитве нужно Креститься

Азы Православия. О поклонах и крестном знамении

Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.

Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы — Божескую и человеческую.

Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб (1), на живот (2), на правое плечо (3) и затем на левое (4). И только опустив правую руку, делать поклон, чтобы невольно не допустить кощунства, поломав положенный на себя крест.

О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.

В храме необходимо соблюдать следующие правила, касающиеся поклонов и крестного знамения.

Креститься без поклонов следует:

  • В начале шестопсалмия при словах «Слава в Вышних Богу. » три раза и в середине на «Аллилуиа» три раза.
  • В начале пения или чтения «Верую».
  • На отпусте «Христос, истинный Бог наш. ».
  • В начале чтения Священного Писания: Евангелия, Апостола и паремий.

    Креститься с поясным поклоном следует:

  • При входе в храм и при выходе из него — три раза.
  • При каждом прошении ектении после пения «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи».
  • При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице.
  • При возгласах «Приимите, ядите. », «Пийте от нея вси. », «Твоя от Твоих. ».
  • При словах «Честнейшую Херувим. ».
  • При каждом возглашении слов «поклонимся», «поклонение», «припадем».
  • Во время чтения или пения «Аллилуиа», «Святый Боже» и «Приидите, поклонимся» и при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», перед отпустом — по три раза.
  • Во время чтения канона на утрени при взывании к Господу, Божией Матери и святым.
  • При окончании пения или чтения каждой стихиры.
  • На литии после каждого из первых двух прошений ектении — по три поклона, после двух остальных — по одному.

    Креститься с земным поклоном следует:

  • В пост при входе в храм и при выходе из него — три раза.
  • В пост на утрени после каждого припева к песни Богородице «Величит душа моя Господа» после слов «Тя величаем».
  • На литургии в начале пения «Достойно и праведно есть. ».
  • По окончании пения «Тебе поем. ».
  • После «Достойно есть. » или задостойника.
  • При возгласе «Святая святым».
  • При возгласе «И сподоби нас, Владыко. » перед пением «Отче наш».
  • При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим и верою приступите», и второй раз — при словах «Всегда, ныне и присно. ».
  • В Великий пост на великом повечерии при пении «Пресвятая Владычице. » — на каждом стихе; при пении «Богородице Дево, радуйся. » и проч. на великопостной вечерне совершаются три поклона.
  • В Великий пост при чтении молитвы «Господи и Владыко живота моего. ».
  • В Великий пост при заключительном пении «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» полагаются три земных поклона.

    Поясной поклон без крестного знамения кладется:

  • При словах священника «Мир всем», «Благословение Господне на вас. », «Благодать Господа нашего Иисуса Христа. », «И да будут милости Великаго Бога. ».
  • При словах диакона «И во веки веков» (после возгласа священника «Яко свят еси, Боже наш» перед пением Трисвятого). Не допускаются земные поклоны:
  • В дни воскресные, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, в праздник Преображения.
  • При словах «Главы наша Господеви приклоним» или «Главы ваша Господеви приклоните» все молящиеся приклоняют головы (без крестного знамения), так как в это время священник тайно (то есть про себя), а на литии велегласно (громко) читает молитву, в которой молится о всех присутствующих, приклонивших головы. Молитва эта заканчивается возгласом, в котором воздается слава Святой Троице.

    Когда креститься, когда кланяться… 1

    Выберите раздел серии

    Когда креститься, когда кланяться…
    Или: Внешнее благочестие. Часть 1

    Несколько дней назад совершаем Великий вход. У меня в руках Чаша, диакон держит дискос. Хор поет умилительные песнопения, прихожане благоговейно взирают на нашу процессию. Кто-то из прихожан встает на колени. Другие чувствуют себя неловко, потому что не знают, как себя вести. Кто-то тоже опускается на колени, кто-то принимает согбенное положение. Иные просто, растерявшись, поглядывают по сторонам – как вести-то себя правильно.
    Произношу положенные молитвы, вхожу в алтарь и думаю: как же плохо у нас знают прихожане Устав поведения в храме. Лукавый услужливо подбрасывает мысли на эту тему. Стараюсь отогнать их, всецело сосредоточившись на молитве. Но даю себе слово подумать об этом на досуге и написать об этом очерк. Этот очерк – перед вами.

    Итак, молитвенные жесты. В какое время прихожанин должен осенять себя крестным знамением (то есть креститься), а в какое время должен кланяться? Об этом – наш сегодняшний разговор.

    Самый хороший совет, который можно дать человеку, совершенно незнакомому с Уставом богослужения и с правилами поведения во время богослужения, – это следить за тем, как ведут себя священник и диакон. Они крестятся и кланяются – и прихожане должны. Они встают на колени – и прихожанам нужно преклонить колени. Даже одно наблюдение за тем, что и как делают священнослужители, за короткое время позволит усвоить культуру поведения за богослужением и ответит на многие вопросы. Странно, но и прихожане со стажем иной раз не знают, как правильно себя вести за богослужением. Это говорит о том, что прихожане не смотрят и не думают над тем, что и как делают священнослужители. Я имею в виду, что и как делают на службе. Потому что в жизни прихожане как раз очень внимательно следят за батюшками – на какой машине он ездит, как одета его жена и дети и многое другое.
    А надо бы быть внимательными к тому, что и как делает священник не в своей мирской жизни – лишь Бог судья всякому человеку, а за богослужением, потому что тут священник представляет собой не обычного человека, а служителя Божьего.
    Впрочем, мы отвлеклись.
    Поговорим на нашу тему: молитвенное поведение за богослужением.


    Длительное коленопреклонение во время чтения особых молитв за вечерней, в День Святой Троицы.

    Поклоны
    Существует три вида поклонов:
    1. Простое преклонение головы;
    2. Поясной поклон: мы склоняемся в пояснице. Если следовать строгим правилам, то во время поясного поклона мы должны наклоняться вперед настолько, чтобы коснуться пальцами пола.
    3. Земной поклон: Мы встаем на колени и преклоняемся головой до земли. Потом встаем.

    В соответствии с правилами церковного Устава во время богослужения употребляются в соответствующих случаях все три типа поклонов. В какое время – какие, мы сейчас расскажем:

    Преклонение головы
    Краткое преклонение головы никогда не сопровождается крестным знамением, мы просто преклоняем голову или легко наклоняем корпус:

    А. На слова священника Мир всем; Благословение Господне на вас, того благодатию и человеколюбием...; Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами.
    Б. На слова церковных песнопений: припадем, поклонимся.
    В. Всякий раз, когда священник благословляет не Крестом, а рукой. Когда же священник благословляет Крестом (например, после Литургии, на отпусте, или в другие моменты, следует перекреститься и после этого сделать поясной поклон)
    Г. Всякий раз, когда священник (или архиерей) благословляет свечами.
    Д. Всякий раз, когда тебя кадят. Каждением диакон (или священник) выражает человеку почтение как образу Божию. В ответ мы кланяемся диакону (или священнику). Исключение – в ночь Святой Пасхи. Тогда священник кадит с Крестом в руке и приветствует всех возгласом Христос Воскресе. Вот тут нужно сначала перекреститься, а потом поклониться.


    За священнослужителями преклоняют колени и все богомольцы.

    Длительное преклонение головы
    При возгласах диакона: Главы ваша Господеви преклоните и Главы наша Господеви преклоним. При этих словах следует наклонить голову и стоять так все то время, пока читается молитва.
    Е. Мы преклоняем голову во время Великого входа, тогда, когда процессия священнослужителей останавливается на амвоне.
    Ж. Во время чтения Святого Евангелия.

    Поясной поклон
    Всегда перед поясным поклоном мы осеняем себя крестным знамением!
    Осенив себя крестным знамением, мы склоняемся в поклоне:
    А. После каждого прошения диаконской ектении, в то время, когда хор поет Господи, помилуй или Подай, Господи.
    Б. После каждого возгласа священника, которым тот завершает ектению.
    В. Всегда при пении хором: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
    Г. На каждое: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (во время Литургии).
    Д. После пения Честнейшую Херувим.
    Е. При чтении акафистов – на каждом кондаке и икосе; при чтении канонов на вечерней службе – перед каждым тропарем.
    Ж. Перед началом и после окончания чтения Евангелия, при пении хора: Слава Тебе, Господи, Слава Тебе.
    З. Перед началом пения Символа Веры (на Литургии).
    И. Перед началом чтения Апостола (на Литургии).
    К. Всякий раз, когда священник благословляет Крестом (например, после Литургии, на отпусте, во время пения Многолетия и в прочих случаях).
    Л. Всякий раз, когда благословляют Чашей, Крестом, Святым Евангелием и иконой.
    М. В начале пения молитвы Отче наш.
    Н. Проходя мимо царских врат внутри храма, мы также должны перекреститься и поклониться.

    Земные поклоны
    Земные поклоны отменяются:
    А. От Пасхи до праздника Святой Троицы;
    Б. От праздника Рождества Христова до праздника Крещения (в дни Святок);
    Г. В дни двунадесятых (двенадцати великих) праздников;
    Д. В воскресные дни. Однако здесь важно пояснить следующее: хотя с древности воскресный день пользовался особым уважением, тем не менее, некоторые христиане по причине благоговейного отношения к святыне Тела и Крови Христовых хотели и в эти дни делать перед святыней земные поклоны. Так закрепился обычай допускать даже в воскресный день два земных поклона:
    1) после слов священника: Преложив Духом Твоим Святым;
    2) и тогда, когда Чашу с Телом и Кровью Христовыми выносят ко всем верующим со словами: Со страхом Божиим и верою приступите.
    Вот в эти два момента земные поклоны даже в воскресный день сделать благословляется. В другие моменты – не благословляется (кроме поклонов перед Крестом и Плащаницей, если они находятся посреди храма).
    Первый из моментов – окончание освящения Святых Даров – нелегко отследить, если царские врата закрыты и через них не видно, как священнослужители делают земной поклон. В таком случае, можно совершить земной поклон при возгласе священника: Святая святым.
    Если день не воскресный, то к этим двум земным поклонам во время Литургии нужно прибавить еще один. Этот поклон делается, когда Чашу последний раз являют верующим. А это происходит после Причастия. Когда все причастились, священник заносит Чашу в алтарь, благоговейно погружает в нее частицы, вынутые из просфор, и тихо читает положенные молитвы (подробнее об этом см. https://azbyka.ru/parkhomenko/foto/index.php?act=viewfoto&id=6699). После этого священник поворачивается с Чашей к верующим и возглашает: Всегда, ныне и присно, и во веки веков! В это время тоже положено совершить земной поклон. Если день воскресный, то нужно осенить себя крестным знамением и совершить поясной поклон.

    Е. Еще земные поклоны отменяются до вечера для человека, который причастился. Но с началом вечерней службы начинается новый богослужебный день, поэтому начиная с вечера даже причастник может делать земные поклоны.

    Мы сказали о том, когда земные поклоны отменяются. Что же сказать про то, когда они, наоборот, положены?
    Всех случаев, когда земные поклоны положены, не привести, их много. Важно вот что: всегда, когда молящихся призывают положить земной поклон, этот поклон делают сами священнослужители. Таких случаев много в Великом посту. Смотрите за священниками – и не ошибетесь.


    Прекрасная древняя традиция: ставить свечи перед иконами. Возжигая свечу, мы мысленно воздаем дань любви Первообразу, то есть тому, кто на иконе изображен.

    Стояние на коленях
    Сразу скажу, что в православной традиции не принято молиться, стоя на коленях. Этого не знают и иные батюшки. Смотришь, иной раз начинается Евхаристический канон – и все в алтаре встают на колени и остаются в таком положении. Друзья: молиться на коленях – это обычай Католической Церкви. В Православии встают на колени на краткое время:
    А. Во время перенесения святыни (например, на Литургии Преждеосвященных Даров – когда во время этой Литургии положено вставать на колени, читайте в фотоальбоме https://azbyka.ru/parkhomenko/foto/liturgija-prezhdeosvjashhennykh-darov-08079
    Б. Слушают раз в году коленопреклоненные молитвы в День Святой Троицы;
    В. Встают на колени во время молитвы (например, после молебна), когда диакон (или священник) к этому призвал: Преклоньше колена, помолимся.
    Г. Можно встать на колени, когда мимо проносят особо чтимую святыню, например Чудотворную икону, мощи.
    Но просто так на колени в храме не встают и, тем более, не остаются в таком положении продолжительное время.

    Осеняем себя крестным знамением, но не делаем поклона
    А. Во время чтения шестопсалмия. Оно читается во время утрени, которая может служиться утром, а может вечером. Также шестопсалмие всегда совершается во время всенощного бдения, то есть в субботу вечером и накануне праздничных дней.
    Шестопсалмие состоит из шести псалмов. В середине, после трех псалмов, чтец провозглашает:
    Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже.
    Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже.
    Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже.
    Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй.
    Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь
    .
    Шестопсалмие совершается в глубокой тишине и благоговении. Эти шесть избранных псалмов говорят об ожидании человечеством Мессии – Спасителя. Тишина здесь обозначает то состояние, в котором пребывало древнее человечество накануне Пришествия Христова: сосредоточенное ожидание избавления от греха.
    Б. При начале пения Символа веры;
    Г. В начале чтения Апостола, Евангелия (на Литургии, на Всенощном бдении);
    Д. При начале чтения паремий (на всенощном бдении перед большим праздником)
    Е. При произнесении священником слов Силою Честнаго и Животворящаго Креста (эти слова встречаются в некоторых молитвах).

    Окончание следует


    В ночь Святой Пасхи священник кадит верующих и приветствует их возгласом: Христос Воскресе! Верующие отвечают: Воистину Воскресе! Осеняют себя крестным знамением и кланяются в ответ.

    Когда в молитве нужно Креститься

    Несколько дней назад совершаем Великий вход. У меня в руках Чаша, диакон держит дискос. Хор поет умилительные песнопения, прихожане благоговейно взирают на нашу процессию. Кто-то из прихожан встает на колени. Другие чувствуют себя неловко, потому что не знают, как себя вести. Кто-то тоже опускается на колени, кто-то принимает согбенное положение. Иные просто, растерявшись, поглядывают по сторонам – как вести-то себя правильно.

    Произношу положенные молитвы, вхожу в алтарь и думаю: как же плохо у нас знают прихожане Устав поведения в храме. Лукавый услужливо подбрасывает мысли на эту тему. Стараюсь отогнать их, всецело сосредоточившись на молитве. Но даю себе слово подумать об этом на досуге и написать об этом очерк. Этот очерк – перед вами.

    Итак, молитвенные жесты. В какое время прихожанин должен осенять себя крестным знамением (то есть креститься), а в какое время должен кланяться? Об этом – наш сегодняшний разговор.

    Самый хороший совет, который можно дать человеку, совершенно незнакомому с Уставом богослужения и с правилами поведения во время богослужения, – это следить за тем, как ведут себя священник и диакон. Они крестятся и кланяются – и прихожане должны. Они встают на колени – и прихожанам нужно преклонить колени. Даже одно наблюдение за тем, что и как делают священнослужители, за короткое время позволит усвоить культуру поведения за богослужением и ответит на многие вопросы. Странно, но и прихожане со стажем иной раз не знают, как правильно себя вести за богослужением. Это говорит о том, что прихожане не смотрят и не думают над тем, что и как делают священнослужители. Я имею в виду, что и как делают на службе. Потому что в жизни прихожане как раз очень внимательно следят за батюшками – на какой машине он ездит, как одета его жена и дети и многое другое.

    А надо бы быть внимательными к тому, что и как делает священник не в своей мирской жизни – лишь Бог судья всякому человеку, а за богослужением, потому что тут священник представляет собой не обычного человека, а служителя Божьего.

    Поклоны

    Существует три вида поклонов:

    1. Простое преклонение головы;

    2. Поясной поклон: мы склоняемся в пояснице. Если следовать строгим правилам, то во время поясного поклона мы должны наклоняться вперед настолько, чтобы коснуться пальцами пола.

    3. Земной поклон: Мы встаем на колени и преклоняемся головой до земли. Потом встаем.

    В соответствии с правилами церковного Устава во время богослужения употребляются в соответствующих случаях все три типа поклонов. В какое время – какие, мы сейчас расскажем:

    Преклонение головы

    Краткое преклонение головы никогда не сопровождается крестным знамением, мы просто преклоняем голову или легко наклоняем корпус:

    А. На слова священника Мир всем; Благословение Господне на вас, того благодатию и человеколюбием…; Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами.

    Б. На слова церковных песнопений: припадем, поклонимся.

    В. Всякий раз, когда священник благословляет не Крестом, а рукой. Когда же священник благословляет Крестом (например, после Литургии, на отпусте, или в другие моменты, следует перекреститься и после этого сделать поясной поклон)

    Г. Всякий раз, когда священник (или архиерей) благословляет свечами.

    Д. Всякий раз, когда тебя кадят. Каждением диакон (или священник) выражает человеку почтение как образу Божию. В ответ мы кланяемся диакону (или священнику). Исключение – в ночь Святой Пасхи. Тогда священник кадит с Крестом в руке и приветствует всех возгласом Христос Воскресе. Вот тут нужно сначала перекреститься, а потом поклониться.

    Длительное преклонение головы

    При возгласах диакона: Главы ваша Господеви преклоните и Главы наша Господеви преклоним. При этих словах следует наклонить голову и стоять так все то время, пока читается молитва.

    Е. Мы преклоняем голову во время Великого входа, тогда, когда процессия священнослужителей останавливается на амвоне.

    Ж. Во время чтения Святого Евангелия.

    Поясной поклон

    Всегда перед поясным поклоном мы осеняем себя крестным знамением!

    Осенив себя крестным знамением, мы склоняемся в поклоне:

    А. После каждого прошения диаконской ектении, в то время, когда хор поет Господи, помилуй или Подай, Господи.

    Б. После каждого возгласа священника, которым тот завершает ектению.

    В. Всегда при пении хором: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

    Г. На каждое: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (во время Литургии).

    Д. После пения Честнейшую Херувим.

    Е. При чтении акафистов – на каждом кондаке и икосе; при чтении канонов на вечерней службе – перед каждым тропарем.

    Ж. Перед началом и после окончания чтения Евангелия, при пении хора: Слава Тебе, Господи, Слава Тебе.

    З. Перед началом пения Символа Веры (на Литургии).

    И. Перед началом чтения Апостола (на Литургии).

    К. Всякий раз, когда священник благословляет Крестом (например, после Литургии, на отпусте, во время пения Многолетия и в прочих случаях).

    Л. Всякий раз, когда благословляют Чашей, Крестом, Святым Евангелием и иконой.

    М. В начале пения молитвы Отче наш.

    Н. Проходя мимо царских врат внутри храма, мы также должны перекреститься и поклониться.

    Земные поклоны

    Земные поклоны отменяются:

    А. От Пасхи до праздника Святой Троицы;

    Б. От праздника Рождества Христова до праздника Крещения (в дни Святок);

    Г. В дни двунадесятых (двенадцати великих) праздников;

    Д. В воскресные дни. Однако здесь важно пояснить следующее: хотя с древности воскресный день пользовался особым уважением, тем не менее, некоторые христиане по причине благоговейного отношения к святыне Тела и Крови Христовых хотели и в эти дни делать перед святыней земные поклоны. Так закрепился обычай допускать даже в воскресный день два земных поклона:

    Читайте также  Молитва Кресту животворящему перевод

    1) после слов священника: Преложив Духом Твоим Святым;

    2) и тогда, когда Чашу с Телом и Кровью Христовыми выносят ко всем верующим со словами: Со страхом Божиим и верою приступите.

    Вот в эти два момента земные поклоны даже в воскресный день сделать благословляется. В другие моменты – не благословляется (кроме поклонов перед Крестом и Плащаницей, если они находятся посреди храма).

    Первый из моментов – окончание освящения Святых Даров – нелегко отследить, если царские врата закрыты и через них не видно, как священнослужители делают земной поклон. В таком случае, можно совершить земной поклон при возгласе священника: Святая святым.

    Если день не воскресный, то к этим двум земным поклонам во время Литургии нужно прибавить еще один. Этот поклон делается, когда Чашу последний раз являют верующим. А это происходит после Причастия. Когда все причастились, священник заносит Чашу в алтарь, благоговейно погружает в нее частицы, вынутые из просфор, и тихо читает положенные молитвы. После этого священник поворачивается с Чашей к верующим и возглашает: Всегда, ныне и присно, и во веки веков! В это время тоже положено совершить земной поклон. Если день воскресный, то нужно осенить себя крестным знамением и совершить поясной поклон.

    Е. Еще земные поклоны отменяются до вечера для человека, который причастился. Но с началом вечерней службы начинается новый богослужебный день, поэтому начиная с вечера даже причастник может делать земные поклоны.

    Мы сказали о том, когда земные поклоны отменяются. Что же сказать про то, когда они, наоборот, положены?

    Всех случаев, когда земные поклоны положены, не привести, их много. Важно вот что: всегда, когда молящихся призывают положить земной поклон, этот поклон делают сами священнослужители. Таких случаев много в Великом посту. Смотрите за священниками – и не ошибетесь.

    Стояние на коленях

    Сразу скажу, что в православной традиции не принято молиться, стоя на коленях. Этого не знают и иные батюшки. Смотришь, иной раз начинается Евхаристический канон – и все в алтаре встают на колени и остаются в таком положении. Друзья: молиться на коленях – это обычай Католической Церкви. В Православии встают на колени на краткое время:

    А. Во время перенесения святыни (например, на Литургии Преждеосвященных Даров)

    Б. Слушают раз в году коленопреклоненные молитвы в День Святой Троицы;

    В. Встают на колени во время молитвы (например, после молебна), когда диакон (или священник) к этому призвал: Преклоньше колена, помолимся.

    Г. Можно встать на колени, когда мимо проносят особо чтимую святыню, например Чудотворную икону, мощи.
    Но просто так на колени в храме не встают и, тем более, не остаются в таком положении продолжительное время.

    Осеняем себя крестным знамением, но не делаем поклона

    А. Во время чтения шестопсалмия. Оно читается во время утрени, которая может служиться утром, а может вечером. Также шестопсалмие всегда совершается во время всенощного бдения, то есть в субботу вечером и накануне праздничных дней.

    Шестопсалмие состоит из шести псалмов. В середине, после трех псалмов, чтец провозглашает:

    Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже.
    Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже.
    Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже.
    Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй.
    Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

    Шестопсалмие совершается в глубокой тишине и благоговении. Эти шесть избранных псалмов говорят об ожидании человечеством Мессии – Спасителя. Тишина здесь обозначает то состояние, в котором пребывало древнее человечество накануне Пришествия Христова: сосредоточенное ожидание избавления от греха.

    Б. При начале пения Символа веры;

    Г. В начале чтения Апостола, Евангелия (на Литургии, на Всенощном бдении);

    Д. При начале чтения паремий (на всенощном бдении перед большим праздником)

    Е. При произнесении священником слов Силою Честнаго и Животворящаго Креста (эти слова встречаются в некоторых молитвах).

    В ночь Святой Пасхи священник кадит верующих и приветствует их возгласом: Христос Воскресе! Верующие отвечают: Воистину Воскресе! Осеняют себя крестным знамением и кланяются в ответ.

    Как правильно и когда нужно креститься православным в церкви перед иконой

    Крест является одним из символов христианства. Смерть Спасителя на Кресте стала победой Иисуса Христа над Дьяволом и смертью. Средство убийства преобразилось в освященное орудие против Сатаны, которое Сын Божий дал людям. Крестное знамение – священнодействие, ограждающее христиан от происков нечистой силы. Православным верующим надо знать, как правильно креститься в церкви перед иконой.

    Почему нужно креститься православным перед иконой

    В православии икона является отображением Небесного Царства. Религиозный живописец стремится передать на иконной доске надмирную святость. Благодаря такому изображению человек сможет духовно увидеть Горний мир, возвыситься от образа к Первообразу. Иконопись является средством сверхъестественного познания через молитвенные обращения к небесным покровителям.

    Прежде чем приступить к молитве перед иконой, православный верующий должен перекреститься, чтобы получить доступ к милости Божьей. Наложение Святого Креста – это мистический «ключ» к вратам в Небесное Царство.

    На протяжении веков среди христиан возникали разногласия о том, каким образом накладывать крестное знамение. Первоначально крест наносили на лоб одним пальцем, что символизировало единобожие. Христианское течение монофизитов отрицало человеческую природу Иисуса. В противовес еретикам было принято решение о двоеперстном крещении.

    Через 3 столетия крестить стали не только голову, но и верхнюю часть туловища. Указательный и средний палец означают двуединую природу Христа – Богочеловека. Ладонь – это земля, а прижатые к ней 3 пальца – Святая Троица (Бог-Отец, Бог-Сын, Святой Дух).

    В XII веке произошел раскол в христианском мире на Римскую Католическую церковь и Византийскую Православную церковь. Русская Православная церковь в обряде крещения использует троеперстие: собранные в щепоть большой, указательный и средний пальцы, что обозначает Святую Троицу. Два прижатых к ладони пальца свидетельствуют о Божественной природе Сына Девы Марии.

    Традиция нанесения крестного знамения была изменена при патриархе Никоне в XIV веке. Она совпала с ревизией религиозных обрядов и была не принята частью православных священнослужителей и верующих. Старообрядцы/староверы отказались подчиниться новым правилам и сохранили до настоящего времени двоеперстное крестное знамение.

    Когда нужно креститься

    В религиозных обрядах установлен порядок выполнения священнодействия.

    Православным христианам полагается накладывать на себя Крест Господень:

    • перед тем, как войти в церковь;
    • до начала чтения молитвы;
    • по окончании молитвенного обращения;
    • прежде чем поцеловать святые реликвии, иконописные изображения, крест.

    Для соблюдения религиозного ритуала следует осенить себя крестом:

    • до начала и после окончания трапезы;
    • у входной двери в жилое помещение и при выходе на улицу;
    • прежде чем приступить к какому-то делу и в конце выполнения важной работы.

    Демонстрация благочестия в людных местах вызывает стеснение у верующих. Стыдиться своей веры в Бога даже в малом – означает отход от Господа.

    Как правильно креститься в церкви перед иконой

    Перед молитвенным обращением верующий отвешивает поклон перед иконой, крестится, ставит (при желании) свечку. Крестятся, глядя прямо на святой лик, так как молитву возносят не изображению, а тому, чей образ перед духовным взглядом верующего.

    Православный верующий прикладывает щепоть правой руки из 3-х пальцев сначала ко лбу, затем – к поясу. Следующие жесты: щепоть прикладывается к правому плечу, затем к левому. Таким образом он осеняет себя Святым Крестом, произнося про себя на каждом этапе крестного знамения: «Во имя Отца/и Сына/, и Святого/Духа».

    Движение руки справа налево символизирует желание человека получить благословение Божие. Согласно религиозному поверию, такой порядок помогает отогнать нечистую силу, преодолеть греховные наклонности. Креститься надо не спеша. Поклон отвешивается, когда правая рука опускается вниз, иначе крест считается сломанным.

    В Католической церкви крестное знамение с XVI века наносят слева направо, что означает отказ человека от греха, стремление к Богу. И католические, и православные священники перекрещивают верующих слева направо.

    Какие молитвы нужно читать перед иконой

    Обратиться к святому лику можно в произвольной форме или молитвой из молитвослова. В молитвослове собраны молитвы и псалмы, составленные богословами по религиозным канонам. Они имеют правильную форму обращения к Господу, Божьей Матери, святым угодникам и другим небесным покровителям.

    Для каждого святого составлены свои молитвенные обращения (каноны, акафисты). Они издаются отдельными книгами или в виде сборников – молитвословов. Для удобства верующие часто имеют карманный формат, чтобы можно было принести с собой в церковь и прочитать перед иконой. Основные религиозные тексты, которые желательно знать каждому православному христианину наизусть, – «Отче наш», «Символ веры», «Богородице Дево, радуйся».

    Молитва своими словами будет не менее действенна, если она произнесена искренне, с чистыми помыслами, без зла и обиды на других людей, с верой в Божий промысел. Если верующий, обращаясь к иконе Спасителя, не знает наизусть молитв и не может собраться с мыслями, то достаточно перекреститься и произнести про себя: «Господи Иисусе Христе, Сын Божий, помилуй меня грешного/грешную».

    Креститься и кланяться во время собственной молитвы можно произвольно. В текстах акафистов и канонов указано, после каких слов следует перекреститься, отвесить поклон.

    Как нужно креститься православным: отвечает протоиерей Владимир Волков

    Где, когда и как правильно креститься православным христианам? Какой рукой креститься, слева направо или справа налево? Мы решили разобраться в том, как правильно перекреститься православному верующему и обратились за комментарием к протоиерею храма блаженной Матроны Московской Владимиру Волкову. Ответы на все основные вопросы вы узнаете прямо сейчас.

    Владимир Волков – протоиерей, настоятель храма св. блаженной Матроны Московской

    История крестного знамения: традиции и разногласия

    История крестного знамения берет своё начало в Ветхом завете. Иудеи, описывая полноту власти Бога над миром, называли Его «алеф и тав».

    В Новом завете это название дошло до нас в греческом варианте: «альфа и омега». Говоря по-русски «От А до Я». Последняя буква иудейского алфавита по начертанию похожа на крест. Этот крест иудеи изображали одним пальцем (перстом) на лбу, то есть — на челе.

    У христиан, как и у иудеев, этот знак, изображаемый одним перстом означал, что Бог — един. Так они отрицали идею языческого многобожия.

    Одноперстное крещение некоторые христиане также считали символом единой природы Христа, то есть того, что Он был только Бог, и человеческая природа была в Нем оттеснена. Этих христиан называли монофизитами. Но если Христос не был человеком, а только Богом, то Он не страдал на кресте телесно, а его распятие было лишь поучительной иллюзией для человечества. Что не верно. Поэтому учение монофизитов было объявлено еретическим, а двоеперстие использовалось как бы в полемике с ними.

    С IV века крестное знамение становится шире, им осеняют не только лоб, но и все тело. Спор о том, был ли Христос только Богом или был и Богом и человеком, породил массу разногласий и конфликтов между верующими. Поэтому в XII веке нашей эры в нескольких Церквях двоеперстие было заменено троеперстием. То есть три пальца, соединённые вместе — символ Бога — Троицы, прикладывались ко лбу, поясу и плечам, а два пальца, означающие Христа — богочеловека — были прижаты к ладони.

    Однако вместо ожидаемого мира эта реформа стала новым поводом для конфликтов. На Руси введение троеперстия совпало с пересмотром богослужебных книг и текста Писания. Переводчики всего лишь исправляли накопившиеся из — за неаккуратной работы переписчиков ошибки. Эти действия никониан и были восприняты на Руси как покушение на традицию.

    Вы, наверное, помните, страшные события той смуты, когда сторонники двоеперстия — староверы, заживо сжигали себя в молельных домах, только бы не допустить реформ патриарха Никона в своих общинах. Главным оппонентом патриарха Никона в деле реформы Церкви был протопоп Аввакум.

    История происхождения крестного знамения

    Прообраз креста есть еще в иудейской традиции. Так что начнем с «Ветхого Завета». В книге пророка Иезекииля, говорится об ангеле, поставившем печать на избранных своих. При детальном изучении книги, нашли Вульгати – Библию, переведенную на латынь. В ней упоминается «сигнатау» («сигна» – сигнал, «тау» – еврейская буква в виде креста). Дословный перевод «сигнатау» – поставь на чело. Именно Ангелу повелевается поставить знак избранным.

    Согласно библейским сказаниям, появление человека было высшим актом — в отличие, кстати, от многих религий. И когда между человеком и Богом произошел разрыв, человечество получило серьезные травмы.

    Но когда человек «отпал» от Бога, последний дал обещание восстановить разрыв. А для восстановления единства человека с Богом, нужен был богочеловек. Для этого Христос сошел на землю и восстановил единство на кресте, этот путь был необходим. После распятия Христос сходит в ад и, воскреснув, всех кто желает, выводит из него. Крест — это то лекарство, то орудие, на котором Христос восстанавливал единство человеческого и божественного в самом себе. Наложение крестного знамения помогает человеку очиститься и вернуться в Царствие Божие.

    Как правильно креститься православным христианам

    А теперь дадим подробный ответ на главный вопрос – как же правильно креститься православным христианам. Рассмотрим его с разных сторон, чтобы получить максимально полную картину.

    Зачем мы крестимся

    Человек, прежде всего, это существо духовно-телесное. Если что-то есть в их душе, то оно обязательно проявляется внешне. Нельзя сказать, что человек в душе одно что-то сделал, а снаружи другое.

    Это всегда происходит в гармонии. И для того, чтобы ответить на поставленный вопрос, для начала следует понять историю происхождения крестного знамения.

    Какой рукой креститься

    В разных странах и культурах техника наложения креста различна. Некоторые люди, при входе в храм, крестятся, положив руку на лоб, затем на живот, на правое плечо, на левое плечо. На западе же левое плечо, затем правое. Это уже детализация, которая основана на местных нравах и традициях. Данное различие не является духовно-важным аспектом.

    Почему православные христиане крестятся справа налево

    При наложении на лоб, освящаются мысли, на живот – внутренние желания. Правая сторона – это символ спасения, перехода в рай, а левая – символ погибели, своеобразный переход в ад.

    Правильное сложение пальцев (перстосложение) при крещении

    Традиционно следует прижимать два пальца к ладони, тем самым подчеркивая то, что Христос имеет два естества, божественное и человеческое, т.е две природы. Затем три пальца соединяются в единую точку, тем самым обозначая, что Бог один, а не три.

    В западных странах крестятся пятью пальцами, как символ пяти чувств человека. В российской традиции техника наложения креста менялась. В 1551 году на Стоглавом соборе было установлено, что на Руси стоит креститься двумя перстами. Знак символизировал два естества в кресте: божественное и человеческое. В 1657 году, в соответствии с доводами патриарха Никона, собор устанавливает троеперстие.

    Как правильно креститься перед и во время посещения церкви, храма

    В церкви существует два вида молитвы — частная и общественная. Если человек молится дома, он может сам для себя решать, как кланяться и себя вести. Если же он молится в общественном месте, в храме, то не стоит «высовываться» друг перед другом. Во время богослужения, когда хор поет «Господи помилуй» следует креститься и кланяться. Но если все кланяются в пояс, не следует показывать свое особое рвение и отдавать земной поклон.

    Как правильно креститься во время богослужения

    Во время службы дьякон – ближайший помощник священника, произносит слова молитвы и показывает когда следует креститься. Когда он крестится, тогда следует креститься всем. Если же его нет, то нужно слушать слова молитвы. Если хор поет «Господи помилуй» «Аминь», «Во имя отца и сына, и святого духа», на этих словах мы крестимся и делаем поклон.

    Если человек болен

    Если человек болен – это отдельная тема. Человек подходит к батюшке и советуется с ним, как же ему кланяться или же креститься. Поклон помогает, чтобы спина не затекла во время долгого богослужения. Спина должна быть ровной, во избежание травм, ноги можно согнуть в коленях. В среднем делается около 300 поклонов за время службы. Поклоны – выражения особого почтения и поклонения Богу.

    Как правильно креститься дома

    Когда человек крестится дома, то должен совершить крестное знамение в начале молитвы, с поклоном, и в конце, так же поклонившись.

    Как правильно креститься в транспорте

    Смотря в какой стране мы живем. В православной или нет. Допустим возьмем Грецию – страна православная. Там на это никто не обратит внимания. Будет ли ехать полный автобус и перекреститься увидев церковь. В других странах, может быть все иначе, в некоторых даже запрещено.

    В России же все иначе, идет борьба с христианством. Но никто не запрещает креститься в общественных местах. Если вы увидели церковь и захотели перекреститься, перекреститесь. Это нормально точно так же, как улыбнуться любимому человеку.

    Если нужно перекрестить другого человека

    Следует крестить зеркально (т.е. направо, потом налево по отношению к человеку). Разумеется, действовать нужно с его ведома и согласия.

    Можно ли креститься в перчатках

    Разрешается креститься в перчатках, да хоть в гипсе. Самое главное — нельзя совершать крестное знамение небрежно. Не следует делать это так, будто вы отгоняете мух.

    Можно мысленно крестить другого человека

    Крещение – это все же физический процесс. И представлять, как рука совершает крестное знамение, не стоит. Лучше все же за человека помолиться.

    Если мы вспомним Евангелие, то там везде встречается запрет на мысленное рисование каких-либо образов. У католиков есть такая практика. В православии нет никаких представлений, потому что это игра с воображением. Место отношения с Богом – это духовное. Не стоит отвлекать никого игрой. Вспомните иконы Андрея Рублева: они суховаты, в них практически нет эмоций. В религии не надо представлять какие-то картинки — они уместны в других сферах. Иначе вы будете молиться картинкам, а не Богу.

    Можно ли креститься, если ты не крещенный человек

    Да. В первые века христианства мы видим подготовку к принятию крещения. Люди от 40 дней до трех лет готовились к таинству крещения. И все это время они всегда приходили на службу, они крестились, они зачитывали молитвы. В подтверждение тому зайдите на службу любой литургии в храм и вы услышите там такие слова.

    Всегда люди некрещеные, но собиравшиеся принять крещение, приходили в храм и молились, а за ним смотрели – готов он или нет, как он относится. Важнее не знание, а отношение. Сейчас даже некрещенных детей крестят на ночь, чтобы их душа была с Богом.

    Какие ошибки нельзя допускать, совершая крестное знамение

    Самая главная ошибка – это «лебедь, рак и щука». Когда человек делает это чисто ради действия, «лишь бы отметиться». Должно быть единство души, сердца, тела и ума. Как Константин Ушинский говорил, что для человека важно развитие тела, ума и сердца.

    Это все равно что смотреть интересный фильм и крошить капусту острым лезвием. А это дело серьезное – это обращение к Богу, здесь лезвие острее. Поэтому лучше все-таки быть единым целым.

    Когда не нужно креститься

    Обратимся к словам Христа: «Не мечите бисер перед свиньями, не бросайте святыни псам». То есть, если вы видите, что перед вами поросята и злобные щенята, то не стоит креститься – смысла в этом нет.

    Потом, так же, если в процессе работы заняты руки, если вы в этот момент в процессе какого-то действия, если вы пловец или водитель за рулем. Наша личность не может делать сразу пять дел – она делает только одно. Она просто быстро переключается. Но действие только одно – то, что мы осознаем. Вы можете вязать и смотреть кино. Что-то из этого будет осмысленным действием, а что-то – операцией.

    О чем нужно помнить, совершая крестное знамение

    Когда мы совершаем крестное знамение, нужно помнить, что это то знамение, которое говорит о вечной жизни; то знамение, которое совершил Христос, чтобы мы были здесь; которое исцеляло и исцеляет; которым Константин победил противного ему императора; которым спасались люди на фронте.

    Обряды, ритуалы и напутствия, сопровождаемые крестным знамением

    Если человек автоматически группируется и правильно подставляет руки, падая на льду, он отделывается легкими ушибами. Его этому учат на тренировках, особенно в боевых искусствах, а в жизни он это делает неосознанно.

    Читайте также  Молитвы Креста Животворящего

    Поэтому если в критической ситуации – страх, испуг, еще что-то, и он неосознанно крестится – это говорит о том, что у него какая-то настройка есть в сторону Бога. Другое дело, если человек крестится для связки слов — этого не стоит делать. Подход должен быть осознанным. А он уже, в свою очередь, рождает бессознательное.

    Например, когда мы часто материмся, в экстренной ситуации мы не сможем выдать хорошее литературное предложение. Вот и с крестным знамением так же.

    Александро-Невский храм

    приходской сайт

    ПРАВИЛА О ПОКЛОНАХ И КРЕСТНОМ ЗНАМЕНИИ ДЛЯ МИРЯН

    Каждый верующий приходящий в церковь крестится и совершает поклоны.Казалось бы всё понятно и просто. Однако, как говорил Василий Великий «В Церкви все благообразно и по чину да бывает».
    Крестное знамение ( т.е. изображение знака креста), является видимым свидетельством и подтверждением нашей православной веры. Внешне молитвенное состояние проявляется в том, что человек креститься и совершает поклоны – малые (поясные) и великие (земные, касаясь земли коленями, руками и головой пола храма, земли).

    КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ совершается правой рукой. Для этого соединяем первые три перста (пальца) вместе, а два других — безымянный и мизинец — пригибаем к ладони. Тремя соединенными перстами (пальцами) прикасаемся ко лбу, ко груди, к правому и затем к левому плечу, изображая крест на себе, и, опустив руку, кланяемся. Соединение трех перстов (пальцев) означает нашу веру во Святую Троицу: Бога Отца, Бога сына и Бога Духа Святого. Два же пригнутые перста (пальца) означают нашу веру в Сына Божия Иисуса Христа. Соединения таким образом персты(пальцы) мы свидетельствуем, что Иисус Христос имеет два естества: Он — есть Бог и человек.
    КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ совершается обычно при словах (словословии) :
    — «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» или при любом другом начале молитвы ,
    — словах «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» или при другом каком-нибудь славословии и в конце молитвы.
    — Когда священник благословляет верующих, произнося слова «Мир всем», надо поклониться, не совершая крестного знамения.

    О ПОКЛОНАХ.
    Церковная служба совершается со многими великими и малыми поклонами. Святая Церковь требует совершать поклоны не спеша и не замирая ( например, с рукой, воздетой ко лбу), одновременно со всеми молящимися в храме.Перед совершением поклона нужно перекреститься и только потом делать поклон.При малом поклоне наклоняются так, чтобы голова была на уровне пояса (поясной поклон), при великом поклоне нужно преклонить оба колена и главой достигнуть земли (земной поклон).Поклоны в храме следует совершать тогда, когда это указано Церковным Уставом, а не от своего своеволия и желания.
    Свт. Филарет, митр. Московский пишет:«Если стоя в церкви, ты делаешь поклоны тогда, когда велит это Церковный Устав, то стараешься удерживать себя от поклонов тогда, когда этого не положено уставом, чтобы не обратить на себя внимание молящихся, или сдерживаешь воздыхания, готовые исторгнуться из сердца, или слезы, готовые пролиться из очей твоих, — в таком расположении ты и среди многочисленного собрания сокровенно предстоишь Отцу Твоему Небесному, Иже в тайне, исполняя заповедь Спасителя (Мф. 6, 6)»

    Пред началом всякого Богослужения нужно совершить по 3 поясных поклона. Затем, при всех службах, на всяком словословии ; «Приидите, поклонимся», на «Святый Боже», на троекратном «Аллилуиа» и на «Буди Имя Господне» совершаются по 3 поясных поклона, только на «Аллилуиа» при чтении псалмов, поклоны не совершаются, но совершается крестное знамение. На словах «Сподоби, Господи» как на вечерни, так и на утрени совершаются по 3 поясных поклона

    КРЕСТЯТСЯ С ПОЯСНЫМ ПОКЛОНОМ:
    — При входе в храм и при выходе из него — три раза.
    — При каждом прошении ектении после пения «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи».
    — На всех ектениях церковных служб (при прошениях) при возглашениях: «Господи, помилуй» или «Подай, Господи», совершается поясной поклон.
    — При пении и а чтении молитвословий, тогда только полагается поклон, когда слова молитвословий побуждают к этому; например: «припадем», «поклонимся», «молимся»
    — При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице.
    — При возгласах «Приимите, ядите», «Пийте от нея вси», «Твоя от Твоих».
    — При словах «Честнейшую Херувим».
    — При каждом словe «поклонимся», «поклонение», «припадем».
    — Во время слов «Аллилуиа», «Святый Боже» и «Приидите, поклонимся» и при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», перед отпустом (окончанием службы)— по три раза.
    — При взывании к Господу, Божией Матери или святым.
    — На литии после каждого из первых трех прошений ектении — по 3 поклона, после двух остальных — по одному.

    КРЕСТЯТСЯ С ЗЕМНЫМ ПОКЛОНОМ:
    — В пост при входе в храм и при выходе из него — 3 раза.
    — В пост после каждого припева к песне Богородицы «Тя величаем».
    — В начале пения «Достойно и праведно есть».
    — После слов «Тебе поем».
    — После слов «Достойно есть»
    —При возгласе: «И сподоби нас, Владыко».
    —При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим и верою приступите», и второй раз — при словах «Всегда, ныне и присно».
    — В Великий пост, на Великом повечерии ,при пении «Пресвятая Владычице» — на каждом стихе; при пении «Богородице Дево, радуйся» на великопостной вечерне совершаются три поклона.
    — В пост, при молитве «Господи и Владыко живота моего».
    — В пост при заключительном пении: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Совершается 3 земных поклона.

    ПОЯСНОЙ ПОКЛОН БЕЗ КРЕСТНОГО ЗНАМЕНИЯ совершается:
    При словах священника
    — «Мир всем»
    — «Благословение Господне на вас»,
    — «Благодать Господа нашего Иисуса Христа»,
    — «И да будут милости Великаго Бога»
    — При словах диакона «И во веки веков» (после возгласа священника «Яко свят еси, Боже наш» перед пением Трисвятого).

    КРЕСТЯТСЯ БЕЗ ПОКЛОНОВ:
    — В середине шестопсалмия на словах «аллилуиа» 3 раза.
    — В начале Символа Веры «Верую».
    — На отпусте «Христос, истинный Бог наш».
    — В начале чтения Священного Писания: Евангелия, Апостола и паремий.

    КРЕСТИТЬСЯ НЕ ПОЛОЖЕНО:
    — Во время псалмов.
    — Вообще во время пения.
    — Креститься и класть поклоны нужно по окончании пения, а никак не про последних словах.

    НЕ ДОПУСКАЕТСЯ ЗЕМНЫХ ПОКЛОНОВ:
    В воскресные дни, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, в праздник Преображения и Воздвижения (в этот день совершается 3 земных поклона Кресту).

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock
    detector