Каноны молитвы перед причастием

Каноны молитвы перед причастием

Каноны молитвы перед причастием

Каноны ко Святому Причащению — что, как и когда читать

Таинство Причащения

После Воскресения Спасителя христиане стали регулярно собираться для совместного «преломления хлеба» (Таинства Причащения). Со временем трапеза-вечеря преобразовалась в богослужение. Это Таинство (называемое по-гречески Евхаристия — Благодарение) — не только воспоминание Тайной Вечери накануне Распятия Иисуса Христа. Для соответствующей подготовки к этому Таинству были составлены каноны ко Святому Причащению.

По православному учению, Святые Тело и Кровь Христовы — это не только духовная пища для верующих, но и Лекарство Бессмертия. Через евхаристические Вино и Хлеб, становящиеся Телом и Кровью Христа, верующие принимают Христа. По Его собственным словам: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Евангелие от Иоанна, 6:55-56).

Благодаря этому все христиане образуют «единый организм» — Тело Христа, которым является Церковь.

«Крошечное тело человека всецело вместило Бога со всеми Его бесчисленными бесконечностями, и при этом Бог остался Богом и тело осталось телом – всегда в едином Лице – Лице Богочеловека Иисуса Христа; совершенный Бог и совершенный человек – совершенный Богочеловек. Здесь не одна тайна – здесь все тайны неба и земли, слитые в единую тайну – тайну Богочеловека – в тайну Церкви как Его Богочеловеческого Тела» (преподобный Иустин Попович Челийский, 1894-1978).

Преподобный Амфилохий Макрис, 1889-1970:

«Человек, когда причащается, получает силу, просвещается, видит новые горизонты и чувствует радость. Каждый по-разному, в соответствии с расположением и горячностью своей души. Один чувствует радость и покой, другой — мир, третий — дух верности и четвертый — неизреченное сострадание ко всему».

Таинство Покаяния

Православная Церковь учит, что к Таинству Причащения каждый христианин должен подходить подготовленным. Для этого необходимо очистить свою совесть и молитвенно настроиться. Поэтому исповедь дополняет каноны ко Святому Причащению. Покаяние является спасительным мостом, брошенным над пропастью греха, которая отделяет людей от Бога.

Святитель Иоанн Златоуст (347-407) так воспел покаяние: «О, покаяние! Ты восходишь от земли на небо, превышаешь силы Ангельские, приближаешься чрез посредство Духа Божия к Престолу Господню, становишься собеседником Бога; ты из сокровищ Божиих, как бы из своих собственных, получаешь жизнь и с дерзновением даруешь ее тем, которые обладают тобою».

Через Таинство Покаяния (Исповедь) верующие христиане, открыв свои прегрешения священнику, получают прощение грехов от Иисуса Христа. Священники получили такое право прощать грехи от самих апостолов. Те, в свою очередь, приняли власть отпускать грехи от Господа (Евангелие от Иоанна, 20:22-23).

«Человек, впавший в какой-то грех, но не лежащий в нем, то есть не остающийся в своих греховных мыслях, но кающийся в своем падении и подвизающийся с целью не повторить этого падения, приемлет Благодать Божию и получает помощь. Однако если у человека нет покаяния и он считает грех модой, то его состояние демоническое… Вначале изменить свою жизнь нелегко. Однако, действительно поняв, насколько тяжелы грехи, которые он совершил, человек перестает в них впадать» (старец Паисий Святогорец, 1924-1994).

Подготовка к Таинству Причащения

Практика подготовки к Евхаристии в истории Церкви с течением времени менялась. В разных Поместных Церквях она также имела свои особенности. Каноны ко Святому Причащению не всегда были распространены.

Так, в первохристианские времена существовала практика причащения всех присутствующих на богослужении («Учение 12 апостолов»). В Византийской Церкви 11-12 веков среди монашествующих зародилась традиция подготовки перед Причастием. Для это нужно было поститься, исповедоваться, прочитать особое молитвенное правило. Постепенно, эту традицию стали перенимать миряне. Так, например, в русском Типиконе (глава 32) говорится об обязательном 7-дневном посте перед Причастием. В греческом Типиконе такого указания нет.

Утвердившийся строгий подход в подготовке к Причастию способствовала формированию христианской духовности. Однако из-за этих правил многие верующие стали редко приступать к Таинству Причащения.

Общего и обязательного правила поста перед Причастием, предписанного церковными канонами, не существует. Верующие этот вопрос решают в индивидуальном порядке со своим духовником. По мнению митрополита Волоколамского Илариона, главы синодального Отдела внешних церковных связей

«Сегодня, если живущий полноценной церковной жизнью человек желает часто причащаться, особенно если он исполняет установленные Церковью посты, нет необходимости налагать на него какие-то дополнительные посты сверх установленных церковным уставом и календарем».

Однако в дни подготовки к Таинству Причащения (это время еще называется говением) по совету Святых Отцов следует увеличить ежедневное молитвенное правило.

Каноны ко святому Причащению

Согласно документу по теме Причастия, одобренному Архиерейским Совещанием Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2015 года,

«Подготовка к причащению состоит не только в отказе от определенной пищи, но и в более частом посещении церковных богослужений, а также в совершении молитвенного правила. Неизменной частью молитвенной подготовки является Последование ко святому причащению, состоящее из соответствующего канона и молитв. Молитвенное правило обычно включает в себя каноны Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю и другие молитвословия».

После Праздника Пасхи (неделя Светлой седмицы) три канона заменяются на Пасхальный. Непосредственно в день богослужения (или накануне) читают канон и молитвы из Последования ко Святому Причащению. Такое молитвенное правило способствует обретению состояния покаяния в душе верующего. Оно помогает простить обиды и примириться с людьми.

Любой православный молитвослов содержит в себе каноны ко Святому Причащению, а также Последование (канон и молитвы). Время подготовки христиан к Причастию называется говение. Читать каноны можно в течение нескольких дней.

Канон покаянный ко Господу перед Причастием

Покаянный канон ко Господу входит в число подготовительных молитв к Причастию. Также духовенство советует читать покаянный канон и перед исповедью, если даже христианин не собирается причащаться. Слова Канона помогают подготовиться к исповеди более тщательно. Многим становится понятна суть поступков, которые называются грехами. Так душа человека призывается к покаянию.

Канон молебный ко Пресвятой Богородице перед Причастием

Автором Канона молебного ко Пресвятой Богородице считается святой Феостирикт Медикийский, игумен Пеликитский (8 век). Сам Канон предназначен для чтения во время душевной скорби. Поэтому по церковной традиции он включен в молитвенное правило перед Причастием.

«Дева-Матерь является единственной как бы границей между тварным и несотворенным (Божественным) естеством; и все ведящие Бога познают и Ее — как место невместимого; и все восхваляющие Бога воспоют и Ее после Бога. Она — причина и бывших прежде Нее (благословений и даров человеческому роду) и Предстательница настоящих и Ходатаица вечных.

Она — основание пророков, начало апостолов, утверждение мучеников, фундамент учителей. Она — слава сущих на земле, радость сущих на небе, украшение всего создания. Она — начало, и источник, и корень, уготованный нам на небесах, надежды, которую да будет всем нам получить по молитвам Ее о нас, во славу Рожденного прежде веков от Отца, и в последние времена воплотившегося от Нее — Иисуса Христа, Господа нашего, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков» (святитель Григорий Палама, 1296-1359).

Канон Ангелу Хранителю перед Причастием

Каждый человек при совершении над ним Таинства Крещения на всю жизнь получает Ангела Хранителя.

Ангел Хранитель старается удержать вверенного ему христианина от грехов и соблазнов. Ангел помогает в борьбе с искушениями, внушает страх перед тяжкими грехопадениями. Его задача — духовно наставлять в истинной вере, заступаться за «подопечного» в течение земной его жизни. А также молиться за него Господу, не прекращая своего заступничества за человека и после смерти.

Поэтому верующие обращаются к своему Ангелу Хранителю ежедневно. А в период подготовки к Таинству Причастия следует читать ему составленный Святыми Отцами Канон. Для христианина это очень важно. Ведь через своего «личного» Заступника верующий может вымолить у Господа отпущения (прощения) содеянных грехов.

Канон из Последования ко Святому Причастию

Чтение Последования ко Святому Причащению совершается перед Божественной Литургией. Однако большее распространение получила практика делить Последование на части. Так, накануне перед Причастием можно прочесть «обычную шапочку»: начало, псалмы, сам канон до молитвы «Достойно есть». Тогда в день Причастия читается все остальное. Канон и молитвы способствуют «настраиванию» христианской души к Великому Таинству Причастия.

«Мы должны себя с Божьей помощью максимально очистить, чтобы уподобиться святому пророку Боговидцу Моисею. Ведь Литургия – это наше индивидуальное восхождение на Синай, в сердцевине которого мы узрим Господа. И можем ли мы пропустить без уважительных причин хотя бы ступеньку этого восхождения?» (иерей Андрей Чиженко).

Советы новоначальным

Человек впервые приходит в храм с желанием очистить свою совесть на исповеди и причаститься. И ему все кажется таинственным, незнакомым, даже страшным. Для таких людей существуют упрощенные правила подготовки (посоветуйтесь со знакомым священником). Ведь, если появилось желание исповедоваться, новообращенному следует незамедлительно это сделать.

Это голос Ангела Хранителя, который призывает к Таинству Покаяния. Важно не заглушить этот пока негромкий голос требованием читать все каноны ко Святому Причащению. В этом случае зачастую даже можно не читать Покаянный канон Господу, а просто совершить молитву Богу (можно про себя) и принести покаяние пред Богом в присутствии священника. Однако вопрос о молитвенной подготовке к Евхаристии обязательно нужно обсудить со священником. Его совет поможет новоначальному правильно приступить к Таинству Причащения.

Молитва Господу из Покаянного канона

Владыко Христе Боже, Иже страстьми Своими страсти моя исцеливый и язвами Своими язвы моя уврачевавый, даруй мне, много Тебе прегрешившему, слезы умиления; сраствори моему телу от обоняния Животворящего Тела Твоего, и наслади душу мою Твоею Честною Кровию от горести, еюже мя сопротивник напои; возвыси мой ум к Тебе, долу поникший, и возведи от пропасти погибели: яко не имам покаяния, не имам умиления, не имам слезы утешительныя, возводящия чада ко своему наследию. Омрачихся умом в житейских страстех, не могу воззрети к Тебе в болезни, не могу согретися слезами, яже к Тебе любве.

Но, Владыко Господи Иисусе Христе, сокровище благих, даруй мне покаяние всецелое и сердце люботрудное во взыскание Твое, даруй мне благодать Твою и обнови во мне зраки Твоего образа. Оставих Тя, не остави мене; изыди на взыскание мое, возведи к пажити Твоей и сопричти мя овцам избраннаго Твоего стада, воспитай мя с ними от злака Божественных Твоих Таинств, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих. Аминь.

Молитва ко Пресвятой Богородице из Молебного Канона

Царице моя преблагая, Надеждо моя Богородице, Приятелище сирых, и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя Предстательницы, ни благия Утешительницы, токмо Тебе, о Богомати; яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Молитва Ангелу Хранителю из Канона

Ангеле Христов святый, к тебе припадая молюся, хранителю мой святый, приданный мне на соблюдение души и телу моему грешному от Святаго Крещения, аз же своею леностию и своим злым обычаем прогневах твою пречистую светлость и отгнах тя от себе всеми студными делы: лжами, клеветами, завистию, осуждением, презорством, непокорством, братоненавидением, и злопомнением, сребролюбием, прелюбодеянием, яростию, скупостию, объядением без сытости и опивством, многоглаголанием, злыми помыслы и лукавыми, гордым обычаем и блудным возбешением, имый самохотение на всякое плотское вожделение.

О, злое мое произволение, егоже и скоти безсловеснии не творят! Да како возможеши воззрети на мя, или приступити ко мне, аки псу смердящему? Которыма очима, Ангеле Христов, воззриши на мя, оплетшася зле во гнусных делех? Да како ужн возмогу отпущения просити горьким и злым моим и лукавым деянием, в няже впадаю по вся дни и нощи и на всяк час? Но молюся ти припадая, хранителю мой святый, умилосердися на мя грешнаго и недостойнаго раба твоего (имя), буди ми помощник и заступник на злаго моего сопротивника, святыми твоими молитвами, и Царствия Божия причастника мя сотвори со всеми святыми, всегда, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитвы перед исповедью и причастием

Духовное обновление являет важной задачей жизни для каждого христианина. Как правило, этого достигают исповедью и Причащением. С помощью исповеди можно очистить душу и подготовится к принятию Тайн Святого Писания. Во время Причастия каждый верующий человек воссоединяется с Господом Иисусом Христом. Это значит, что он обретает все блага, связанные с Божественной жизнью, наполняется силами, которые помогут ему творить добро. И исповедь, и Причащение требуют специальной молитвенной подготовки.

Какие молитвы читать перед исповедью и причащением

Исповедь по своей сути является покаянием в совершенных вольных или невольных прегрешениях. Цель этого ритуала получить отпущение своих грехов, чтобы получить на вечную жизнь после смерти в Царствии Божьем. Святые отцы считают исповедь вторым крещением. Это связано с тем, что ребенок во время ритуала крещения очищается от первородного греха, а в процессе исповеди верующему человеку предоставляется возможность очищения от грехов, свершенных им на жизненном пути.

Чтобы исповедь была принята и имела положительный результат нужно обязательно осознавать свои прегрешения и иметь искреннее желание искренне в них раскаяться и не повторять грехи в дальнейшем. Обязательно в душе должна быть искренняя вера в милосердность Бога. Также нужно верить в то, что даже самые тяжелые грехи будут опушены Великим Небесным Человеколюбцем — Иисусом Христом.

Когда человек готовится к исповеди или причастию, то ему нужно обязательно соблюдать утреннее и вечернее правило. Обязательные молитвы, которые входят в него, должны читаться в полном объеме. Подготовка к Причастию включает в себя саму исповедь и пост. Как правило, церковь требует, чтобы подготовка проводилась в течение 3-7 дней.

Причем каждый день помимо утренних и вечерних молитв требуется читать по одному канону, среди которых обязательно должны быть:

  • Канон покаянный к Господу нашему Иисусу Христу;
  • Канон молебный ко Пресвятой Богородице;
  • Канон Ангелу-Хранителю.



В период подготовки к исповеди и причастию следует уделять вниманию и духовному воздержанию. Нельзя в этот период посещать какие-либо развлекательные или общественные мероприятия. Важно как можно больше времени проводить в одиночестве. Его нужно посвятить чтению Священного Письма и размышлениям о своей жизни. Необходимо перед исповедью и Причастием строго контролировать собственные действия и помыслы. Чтобы очищение было успешным, нужно избегать ссор и конфликтов с людьми из своего ближайшего окружения. А если вы находитесь с кем-либо в ссоре, то необходимо как можно быстрее помириться с этим человеком. При этом очень важно помнить о том, что делать это нужно из искренних побуждений, а не для галочки.

Непосредственно перед ритуалом причастия читается «Последование к Святому Причащению». Также обязательно в этот день посетить службу в церкви.

Православные молитвы перед причастием и исповедью

Исповедь и Причастие относятся к таинствам Православной церкви. При подготовке к данным ритуалам следует возносить специальные молитвы, которые будут способствовать очищению души от грехов.

Покаянные молитвы перед исповедью в храме

Особенно важными считаются искренние покаянные молитвы перед причастием и исповедью. Именно эти молитвенные тексты, проговариваемые с глубокой искренностью, свидетельствуют о том, что человек раскаивается в своих грехах и готов просить Господа об их отпущении и очищении души.

Молитва первая — текст на русском языке

Покаянная молитва в храме может звучать следующим образом:

Другая сильная покаянная молитва, которую можно произносить в храме звучит так:

Молитва перед причастием на принятие хлеба и вина (просфоры и святой воды)

Молитва перед причастием на принятие хлеба и вина очень важна. Это способствует освящению тела и духа верующего человека. В этот момент возникает желание творить добро и мысли озаряются на искреннюю службу Господу. Молитва ограждает человека от злых духов и ничто плохое никогда не сможет приблизиться к нему.

«Просфора» означает в переводе с греческого языка«приношение». Этот хлеб специальной выпечки состоит из двух частей. Они символизируют земной и небесный мир. Каждая часть выпекается отдельно. Выполняется это в храме и в процессе выпечки читается Иисусова молитва. Две отдельно испеченных части соединяются вместе. Верхняя часть святого хлеба символизирует мир небесный, на ней ставится печать с изображением четырехконечного креста, на котором имеется надпись ХС или IC, что обозначает Иисус Христос.

Заказать просфору может каждый человек, который подал записку «О здравии» или «Об упокоении». После окончания литургии в храме выносят небольшие кусочки просфоры-антидоры. Принимать их нужно на ладони, сложенные крестом, при этом правая рука кладется на левую. Обязательно нужно поцеловать руку церковного служителя, который приносит дар. Съедать антидор следует в церкви, запивая его святой водой.

Принеся просфору домой, ее нужно положить на чистую скатерть рядом с иконами, а рядом поставить святую воду.

Перед вкушением просфоры читается такая молитва:

Просфору нужно есть над чистой белой тарелкой или над листом бумаги. При этом очень важно, чтобы ни одна крошка небесного хлеба не упала на пол. Просфору нужно только ломать, категорически запрещается резать ее ножом. Также нельзя ее предлагать некрещенным людям.

Просфору и святую воду допускается есть небольшими кусочками каждый день по утрам натощак. При этом каждый раз нужно проговаривать слова вышеприведенной молитвы.

Вечерняя молитва перед причастием и исповедью в домашних условиях

Молитва перед причастием и исповедью это обязательный ритуал для человека, который стремиться очистится от грехов.

Молитвенное обращение в этом случае состоит из трех канонов:

  • Покаянный к Господу нашему;
  • Молебельный к Пресвятой Богородице;
  • Канон Ангелу Хранителю.

Все перечисленные молитвы лучше взять из молитвенника и произнести их в наиболее приближенном к первоисточнику варианте. Это нужно делать в полном сосредоточении на собственных мыслях. Нельзя отвлекаться ни на что. Эти молитвы нужны для того, чтобы Господь вас услышал и отпусти все ваши грехи после Причащения. Кроме того такие молитвы перед обрядом очищения позволяют человеку получить душевное успокоение.

Кроме перечисленных молитв священнослужители рекомендуют прочитать перед Причастием дополнительно молитву святого Василия Великого.

Звучит она так:

«Владыка небесный, Господь наш и Спаситель наш Иисус Христос, Ты создатель всего вокруг и источник всей жизни. Ты, Сын безначального Отца, по великому своему милосердию облекшийся в плоть, был распят и погребен за нас, грешных, неблагодарных и бесчувственных. Ты обновил Своею Святой кровью грехом естество наше грешное! Ты сам бессмертный Царь безначальный, услышь меня раба Твоего грешного и прими мое искреннее покаяние. Услышь своим ухом то, что я изрекать буду: согрешил я, Всевышний, перед небом и перед Тобой. Недостоин я после согрешения своих поднять глаза на высоту небесной славы Твоей, осознаю, что сильно прогневал я тебя, преступив Твои заповеди и ослушавшись Твоих повелений.

Но искренне верю, что Ты, Господи, Человеколюбец, незлобивый, терпеливый и милостивый, не оставишь меня погибнуть в моих свершенных грехах после моего обращения. Ибо Ты сказал устами Своего пророка, что ты не хочешь смерти грешника, а хочешь, чтобы он к тебе обратился и жив остался. Ты не желаешь погибели людей, созданных тобой. Ты хочешь, чтобы все спастись и готов отпустить все прегрешения тех, кто искренне в них раскаялся и пришел к познанию истины Божьей. Поэтому я несчастный и грешный надеюсь на свое спасение,и возношу покаянную молитву свою. Прими меня, Господи, как разбойника, и как блудницу, и как мытаря, и отпусти мне мой грех. Ибо Ты, берущий грехи людей на себя, исцеляющий любые человеческие немощи, призывающий к себе честно трудящихся и успокаивающий страждущих. Научи меня. Господи, праведной жизни, очисти мое тело и душу от всякой нечистоты. Позволь мне совершать свои дела с благоговением к тебе, позволь соединиться с Твоим Святым Телом и кровью. Пусть Причащение не станет осуждением для меня, грешного и недостойного, а будет мне прощением. Даруй мне, Господи, возможность до конца дней своих причащаться святынями Твоими, чтобы мог я получить Твое напутствие перед страшным Судом и ожидать Твоей милости Великой. Аминь».

Полный канон Последования ко Святому Причащению

Канон ко Святому Причащению приводится по изданию: «Правило молитвенное готовящимся ко Святому Причащению». М., Издательский отдел Московского Патриархата, 1993 г.; репринтное воспроизведение издания 1893 года.

Канон. Глас 2-й.

Песнь 1

Читайте также  Молитва от страсти

Ирмо́с: Г рядите людие, поим песнь Христу Богу, раздельшему море, и наставльшему люди, яже изведе из работы египетския, яко прославися.

Стих: С ердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Х леб живота вечнующаго да будет ми Тело Твое Святое, благоутробне Господи, и Честная Кровь, и недуг многообразных исцеление.

Стих: Н е отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

К ровь Твою Владыко Пречистую, и Тело Твое Пресвятое мене сподоби недостойнаго прияти, ясти же и пити, с желанием и верою.

Слава: О сквернен делы безместными окаянный, Твоего Пречистаго Тела и Божественныя Крове недостоин есмь, Христе, причащения, егоже мя сподоби.

И ныне: З емле благая, благословенная Богоневесто, клас прозябшая неоранный и спасительный мiру, сподоби мя сей ядуща спастися.


Песнь 3

Ирмо́с: Н а камени мя веры утвердив, разширил еси уста моя на враги моя. Возвесели бо ся дух мой, внегда пети: несть свят, якоже Бог наш, и несть праведен паче Тебе, Господи.

С ердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

С лезныя ми подаждь, Христе, капли, скверну сердца моего очищающия, яко да благою совестию очищен, верою прихожду и страхом, Владыко, ко причащению Божественных Даров Твоих.

Н е отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

В о оставление да будет ми прегрешений Пречистое Тело Твое, и Божественная Кровь, Духа же Святаго общение, и в жизнь вечную, Человеколюбче, и страстей и скорбей отчуждение.

Слава: С подоби мя, Господи, Твоего Тела причаститися неосужденно, и Крове твоея честныя, и славити Твою благостыню.

И ныне: Х леба животнаго Tрапеза пресвятая, свыше милости ради сшедшаго, и мiрови новый живот дающаго, и мене ныне сподоби недостойнаго, со страхом вкусити сего, и живу быти.

Седален, глас 8

О гнь и свет, буди ми, Спасе, приятие Пречистых и Животворящих Твоих Таин, пожигая греховный плевел, и просвещая всего ко истинному богословию. Не издам бо святыни вражией лести, ни Тебе дам целования лестна, но яко блудница припадаю Ти, и яко разбойник исповедая Тя, вопию Ти: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.


Песнь 4

Ирмо́с: П ришел еси от Девы, не ходатай, ни Ангел, но Сам, Господи, воплощся, и спасл еси всего мя человека. Тем зову Ти: слава силе Твоей, Господи.

С ердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

В осхотел еси нас ради воплощься, Многомилостиве, заклан быти яко овча, грех ради человеческих, темже молю Тя, и моя очисти согрешения.

Н е отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

И сцели души моея язвы, Господи, и всего освяти, и сподоби, Владыко, яко да причащуся тайныя Твоея Божественныя вечери, окаянный.

Слава: С танем убо вси со страхом и трепетом, очи сердечныя горе имуще, и ко Спасу вопиюще: утверди, и вразуми нас Боже щедрый, во страсе Твоем.

И ныне: У милостиви и мне сущаго от утробы Твоея, Владычице, и соблюди мя нескверна раба Твоего и непорочна, яко да приемь умнаго бисера, освящуся.


Песнь 5

Ирмо́с: С вета Подателю и веков Творче, Господи, во свете Твоих повелений настави нас, разве бо Тебе иного бога не знаем.

С ердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Я коже предрекл еси, Христе, да будет убо худому рабу Твоему, и во мне пребуди, якоже обещался еси, се бо Тело Твое ям Божественное, и пию Кровь Твою.

Н е отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

С лове Божий и Боже, угль Тела Твоего да будет мне помраченному в просвещение, и очищение оскверненной души моей Кровь Твоя.

Слава: П реосквернену душу, и устне имый нечисте, ныне не смею приближитися к Тебе, Христе, и прияти Тело Твое, но Ты мя яви достойна.

И ныне: М арие, Мати Божия, благоухания честное селение, Твоими молитвами сосуд мя избранный соделай, яко да освящений причащуся Сына Твоего.


Песнь 6

Ирмо́с: В бездне греховней валяяся, неизследную милосердия Твоего призываю бездну: от тли, Боже, мя возведи.

С ердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

У м, душу и сердце освяти, Спасе, и тело мое, и сподоби неосужденно, Владыко, к страшным Тайнам приступити.

Н е отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

Д а бых устранился от страстей, и Твоея благодати имел бы приложение, живота же утверждение, причащением Святых, Христе, Таин Твоих.

Слава: С о страхом и трепетом приступим вси к Божественным Тайнам Христовым, истое же и Святое Тело Его примем, и истую и Святую и Честную Его Кровь.

И ныне: Б ожие, Боже, Слово Святое, всего мя освяти, ныне приходящаго к Божественным Твоим Тайнам, Святыя Матере Твоея мольбами.

Кондак, глас 2-й

Х леб, Христе, взяти не презри мя, Тело Твое, и Божественную Твою ныне Кровь, пречистых, Владыко, и страшных Твоих Таин причаститися окаяннаго, да не будет ми в суд, да будет же ми в живот вечный и безсмертный.


Песнь 7

Ирмо́с: Т елу златому премудрыя дети не послужиша, и в пламень сами поидоша, и боги их обругаша, среди пламене возопиша, и ороси я Ангел: услышася уже уст ваших молитва.

С ердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

И сточник благих, причащение, Христе, безсмертных Твоих ныне Таинств да будет ми свет, и живот, и безстрастие, и к преспеянию же и умножению добродетели Божественнейшия ходатайственно, едине Блаже, яко да славлю Тя.

Н е отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

Д а избавлюся от страстей, и врагов, и нужды, и всякия скорби, трепетом и любовию со благоговением, Человеколюбче, приступаяй ныне к Твоим безсмертным и Божественным Тайнам, и пети Тебе сподоби: благословен еси, Господи, Боже отец наших.

Слава: Д уше моя окаянная, душе страстная, ужаснися зрящи таинства преславная, воздыхающи прослезися, в перси биюще, зовущи же и глаголющи: Боже, очисти мя, якоже блуднаго.

И ныне : С паса Христа рождшая паче ума, Богоблагодатная, молю Тя ныне, раб Твой, Чистую, нечистый: хотящаго мя ныне к пречистым Тайнам приступити, очисти всего от скверны плоти и духа.


Песнь 8

Ирмо́с: В пещь огненную ко отроком еврейским снизшедшаго, и пламень в росу преложшаго Бога, пойте дела яко Господа, и превозносите во вся веки.

С ердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Н ебесных, и страшных, и святых Твоих, Христе, ныне Таин, и Божественныя Твоея и тайныя вечери общника быти и мене сподоби отчаяннаго, Боже, Спасе мой.

Н е отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

П од Твое прибег благоутробие, Блаже, со страхом зову Ти: во мне пребуди, Спасе, и аз, якоже рекл еси, в Тебе; се бо дерзая на милость Твою, ям Тело Твое и пию Кровь Твою.

Слава: Т репещу, приемля огнь, да не опалюся яко воск и яко трава; oле страшнаго таинства! oле благоутробия Божия! Како Божественнаго Тела и Крове брение причащаюся, и нетленен сотворяюся?

И ныне: Б ожественный Хлеб жизни во чреве Твоем, Богомати, истинно испечеся, сохранив невредна ложесна Твоя, Непорочная, темже яко питательницу нашу, поем Тя во вся веки.


Песнь 9

Ирмо́с: Б езначальна Родителя Сын, Бог и Господь, воплощся от Девы нам явися, омраченная просветити, собрати расточенная: тем всепетую Богородицу величаем.

С ердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Х ристос есть, вкусите и видите: Господь нас ради, по нам бо древле бывый, единою Себе принес, яко приношение Отцу Своему, присно закалается, освящаяй причащающияся.

Н е отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

Д ушею и телом да освящуся, Владыко, да просвещуся, да спасуся, да буду дом Твой, причащением Священных Таин, живущаго Тя имея в себе со Отцем и Духом, Благодетелю многомилостиве.

Слава: Я коже огнь да будет ми, и яко свет, Тело Твое и Кровь, Спасе мой, пречестная, опаляя греховное вещество, сжигая же страстей терние, и всего мя просвещая, покланятися Божеству Твоему.

И ныне: Б ог воплотися от чистых кровей Твоих, темже всякий род поет Тя, Владычице, умная же множества славят, яко Тобою яве узреша всеми Владычествующаго, осуществовавшагося человечеством.

Подготовка к таинству исповеди и святого причастия: какие каноны читать?

Исповедь и причастие — это возможность очищения души и возможность приблизиться к Господу. Честность и искреннее желание человека встать на истинный путь делают данные церковные обряды в одинаковой степени простыми и сложными.

Исповедь нужна для отпущения грехов, а причастие — для воссоединения с Богом. Каноны, читаемые перед такими значимыми событиями, станут вашими верными помощниками при подготовке к ним.

Подготовка к исповеди

Таинством покаяния считается чистосердечное признание в грехах и следуемое за ним раскаяние. Самое важное — огромное желание очистить душу. Исповедь дает человеку духовные силы, чтобы тот мог противостоять злу. Список своих грехов можно написать на листе бумаги.

Оправдания им искать не стоит. Лучше всего анализировать каждый прожитый день: решать для себя, что сегодня было сделано хорошо, а что — имело отрицательную окраску. Так вы со временем научитесь внимательнее относиться к своим мыслям и поступкам.

Существует тайна исповеди: все сказанное вами останется в стенах церкви. За разглашение информации священник может потерять свой сан. В конце духовное лицо прочитает разрешительную молитву. Это значит, что грехи отпущены.

До исповеди помиритесь с теми, с кем были в ссоре; попросите прощения за то, в чем чувствуете свою вину. Следует отличать личное покаяние и таинство исповеди. Во втором случае человек рассказывает о своих грехах публично перед батюшкой и желает от них очиститься.

Заранее приготовленный список грехов поможет вам ничего не забыть и рассказать о том, что в последний момент хотелось скрыть. В любой церковной лавке можно приобрести книгу «Полная исповедь»: в ней находится подробный список грехов, а также особенности таинства.

К человеческим грехам относят:

  • неверие в Бога и сотворение себе кумиров;
  • развратные деяния, осуждение поступков других людей;
  • убийство;
  • аборт (исключением являются медицинские показания);
  • ложь и клевету;
  • лень.

Непосредственно перед самой исповедью особые молитвы читать не требуется. За вас это сделает священник после окончания вечерней службы. Желательно при этом присутствовать и внимательно слушать.

Подготовка к причастию

Причащение — самый важный ритуал для православного; таким образом осуществляется воссоединение с Богом. Данное таинство допускается проводить раз в год или чаще; важным показателем здесь будет желание человека, его искренность.

Перед принятием причастия полагается:

  • соблюдать пост (отказ от пищи и воды минимум в течение суток перед ритуалом);
  • воздержаться от половой жизни;
  • покаяться на исповеди;
  • нужно обязательно быть крещеным;
  • читать три специальных канона — один за другим (либо прочтение совмещенного канона);
  • совершать только добрые поступки;
  • не держать зла на других людей;
  • перед самим причастием посетить вечернюю службу.

В церковной практике приготовления к причащению называют говением. Телесная чистота достигается постом, а для очищения души требуется молитва. В дни поста категорически запрещена пища животного происхождения (мясо, яйца, молоко).

И даже фруктами и овощами также увлекаться не стоит: ваше сознание сейчас не должно рассеиваться по мелочам. Помимо отказа от пищи исключите в этот период из своей жизни нахождение в социальных сетях, компьютерные игры и просмотр телевизора.

Никто не может быть допущен до причащения без исповеди. Исключение делается только для детей до семи лет и тех людей, которые находятся в смертельной опасности.

Также нельзя причащаться женщинам во время менструации. Молодые матери могут совершать причастие лишь через сорок дней после родов. Клирик должен прочесть над такой женщиной специальную молитву.

Структура канонов

Другое определение слова: особая песня, с помощью которой прославляют церковный праздник или праведника. Каноны объясняют смысл ритуального причастия, готовят к нему тело и душу человека.

Канон существует с VIII века и состоит из девяти песен; он может быть большим или маленьким. Песни канонов сложены из стихов: первый из них называется «ирмос», следующие за ним — тропари.

Любой канон состоит из 4-7 тропарей. Перед каждым стихом читают запев. Вторую песню разрешается произносить только в праздничные дни. Во время чтения канонов важно не забыть о совершении поклонов.

Прочтение

К святым таинствам необходимо готовиться не только покаянием и постом, но и читать молитвы. Их существует несколько — для чтения дома или в храме. Это поможет духовно очиститься и избавиться от греховных мыслей.

Произнесение всех молитв перед таинством причастия требует спокойствия, сосредоточенности и внимательности. В некоторых случаях церковь разрешает разделить чтение всех канонов на несколько дней.

Важно не только просить прощения у Господа, но и самому простить всех тех, на кого затаилась обида. Нельзя вспоминать о чужих недочетах, даже если они породили цепочку ваших собственных грехов. В молитвах Господу обещают больше никогда не повторять прежних ошибок.

Последование ко святому причащению содержит тексты, написанные различными христианскими авторами, сюда относят:

  • начальные молитвы. В них человек обращается к Господу с просьбой благословить свой труд и простить грехи;
  • псалмы и тропари. Здесь продолжается тема смирения перед величием Божиим;
  • молитвы ко причастию. В текстах постигается тайна Христа и вспоминается о его страданиях;
  • краткие причастные стихи. Их нужно читать про себя уже в храме, непосредственно перед самим таинством.

Почему читают три канона?

Согласно священной церковной традиции, молятся самому Господу, Святой Матери и Ангелу-Хранителю. Ангелы ближе всего расположены к людям; они чаще являлись к человеку помогали святому или праведнику, а порой и наказывали грешника.

Ангелы могут читать мысли других и умеют говорить абсолютно на всех языках. Изображаются обычно в виде прекрасных юношей. Таинство причастия было установлено самим Господом во время Тайной Вечери. Там он дает последние наставления апостолам.

Какие читать каноны ко святому причащению:

  • канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу. Настраивает душу на покаяние. В его сюжет заложено освобождение израильтян из египетского плена. Если смотреть глубже, здесь рассказывается о душе, которая раньше была грешной, а теперь очистилась. В этом ей помог Иисус;
  • канон молебный ко Пресвятой Богородице. Верующие обращаются здесь к Божьей Матери с просьбой о помощи: необходимо побороть страсти и спасти грешную душу;
  • канон Ангелу-Хранителю. У каждого человека после крещения появляется свой ангел. Он направляет его на верный путь и помогает сохранить здоровье и душевные силы.

Как вести себя в храме?

Подходить к священнику, который совершает таинство причащения, необходимо со сложенными на груди руками. При этом правая — располагается сверху.

После принятия отойдите к столику и возьмите запивку. Положено оставаться до конца службы и выслушать благодарственные молитвы.

На время проповеди из алтаря выносят крест, к которому позже можно будет приложиться.

Видео по теме

Какие читать покаянные каноны перед исповедью и причастием:

Исповедь и причастие — очень важные события в жизни православного человека. Но далеко не все знают, что мало пройти эти таинства; не менее ответственный шаг — серьезная подготовка к ним. Все ваши действия только тогда обретут силу и начнут работать, когда будут сопровождаться неугасаемой верой в Господа.

Таинство исповеди и причастия

Исповедь или покаяние является одним из семи христианских Таинств, в ходе которого кающийся исповедуется священнику, представителю Господа на земле, в своих грехах, после чего осуществляется прощение грехов. Считается, что эти Таинства установлены самим Иисусом Христом. Для достижения лучшего результата читаются молитвы перед исповедью и причастием, как утверждает православие, это позволяет верующему настроиться на нужный лад.

Чтобы ритуал прошел по всем правилам, нужно подготовиться перед причащением:

  • Необходимо осознать свою греховность, искренне, сердечно раскаяться в совершенных грехах.
  • Нужно осознать желание оставить грех и больше не повторять его, веря в Иисуса Христа, надеясь на его милосердие.
  • Нужно верить в то, что исповедь обладает достаточной силой, чтобы очистить грехи.

Кроме того, существуют некоторые простые правила:

  • Вспомните все злые слова, начиная с 7 лет или момента крещения, признайте исключительно свою вину в том, что произнесли их.
  • Возносите молитвы перед Богом, обещайте, что с его помощью вы приложите все старания, чтобы исключить повторение греха, будете стараться творить добро.
  • Если грех привел к ущербу ближнему, нужно загладить нанесенный вред.
  • Простить грехи тех, кто нанес моральный или материальный ущерб вам до того, как произойдет причащение.

Вы должны ощущать искреннее раскаяние во время исповеди, только тогда Господь сможет озарить светом вашу душу. А если вы решили исповедоваться «для галочки», лучше вовсе этого не делать. Это — великое Таинство, а не формальность.

Чтобы пройти ритуал причастия нужно:

  • Осознать смысл ритуала. Ваша цель стать причастником Божества, соединиться с Христом, очиститься от греха.
  • Осознать необходимость ритуала. Возносите молитвы, сердечно желайте пройти его.
  • Обрести душевный мир, состояние, противоположное злобе, вражде, ненависти.
  • Не нарушать церковные каноны.
  • Своевременно проходить исповедь.
  • Придерживаться поста.
  • Участвовать в богослужениях, молиться дома.
  • Держать тело и дух в чистоте.

Молитвы помогут подготовиться к Таинствам

К таинству святых исповеди и причастия нужно готовиться покаянием, постом, кроме того, в это время также читаются молитвы. Существует несколько разновидностей молитв, некоторые из которых можно читать дома или в храме. Чтение молитвы на причащение поможет очиститься духовно, подготовиться к ритуалу, сделает его гораздо более простым.

Православные христиане отмечают, что такого рода подготовка действительно делает процесс более приятным, позволяет лучше осознать его смысл, освобождает от тревожных мыслей, дарует понимание. Можно молиться даже за своих близких, которым предстоит ритуал, вне всяких сомнений, это позволит им пройти через него гораздо легче.

Примеры православных молитв

Перед ритуалом Святого Причащения рекомендуется прочесть «последование к Святому причастию», находящееся в Православном Молитвослове, утверждает православие.

Ознакомьтесь с тремя канонами и акафистами, в них входит «канон покаянного к Господу», «молебный канон Пресвятой Богородице», «канон Ангелу-Хранителю».

В канун Пасхи рекомендуется читать Пасхальный канон. Существует несколько молитв, которые обязательно нужно читать перед Таинством Исповеди. Рекомендуется читать их дома, либо в стенах церкви, поставив свечи напротив иконы Иисусу Христу.

Некоторые правила вознесения молитв

Для того чтобы процедура чтения молитв прошла успешно и возымела эффект, нужно соблюдать некоторые правила, перед ритуалом обращаться к господу. Правила включают осознание необходимости общения с Господом, понимание смысла молитв, сохранение концентрации.

Неважно, где будет происходить ритуал, дома или в церкви, главное помнить, что вы делаете и зачем. Сами тексты молитв рекомендуется выучить наизусть, это позволит вам не отвлекаться.

Правила перед причастием: исповедь, каноны и молитвы

Желая воспитать у верующих благоговейное отношение к Святому Причастию, Церковь установила особый чин подготовки (говения). Формирование православного последования ко Святому Причащению насчитывает многие века истории, приспосабливаясь под духовные нужды меняющегося времени. В начале второго тысячелетия в его состав вошли каноны перед исповедью и Причастием. Общие покаянные мысли, изложенные доступным языком, объединяют современных верующих с древними христианами в стремлении «не в осуждение» принять Святыню за Божественной литургией.

Происхождение последования ко Причастию

Архиерейское совещание, проходившее в феврале 2015 года в Москве, разработало указания для мирян «Об участии верных в Евхаристии», где высказано единое мнение священноначалия о правилах говения. В документе содержатся рекомендации, какие молитвы читать перед исповедью и причащением, как приступать к Святым Тайнам.

В составе правила, обязательного для говеющих, перечислены каноны Спасителю, Божией Матери и Ангелу-Хранителю, а также последование ко Святому Причащению. В ритме современной жизни продолжительность такого молитвенного делания смущает многих, ведь для внимательного чтения всего положенного требуется не меньше часа.

Читайте также  Какие молитвы читают перед операцией

Первым христианам, собиравшимся в тайных убежищах для совершения литургии, не требовалась особая подготовка. Вся их жизнь среди врагов и гонителей была исповеданием веры, постоянным подвигом. В IV веке гонения прекратились и христианство стало государственной религией Рима. Построенные вместо катакомб просторные храмы наполнились новообращёнными христианами, многие из которых не имели прежнего благочестия.

Простой народ вёл себя в храме как на рынке или театральном представлении: шумел, толкался, стараясь подойти к Причастию раньше других. Из-за большого количества людей причащение могло продолжаться несколько часов. Чтобы прекратить шум и заставить прихожан благоговейно подходить к Чаше, чтецы громко читали специально составленные молитвы. Постепенно к ним присоединились каноны и тропари, которые к XII веку оформились в правило. Сегодня его можно найти в любом молитвослове.

Продолжительность современного богослужения стала намного короче, чем в древности. Чтобы не отвлекаться от слушания литургии, молитвы и каноны ко святому причащению рекомендуется вычитывать дома.

Из чего состоит правило

В современной практике Причастие не совершается без исповеди. Перед исповедью также назначается последование молитв, готовящих душу кающегося к предстоящему Таинству. В его состав входят каноны:

  • покаянный Иисусу Христу;
  • Богородице умилительный;
  • Ангелу Хранителю.

В монастырях, где правило совершается соборно (т. е. всеми вместе), эти каноны включаются в состав церковной службы — повечерия. Выслушав последование, паломники отправляются на исповедь, чтобы наутро причаститься Св. Тайн. В повседневной жизни мирянин вычитывает каноны самостоятельно, в составе домашней молитвы.

Получив на исповеди благословение, следует совершить правило ко Причастию, которое состоит из следующих молитвословий:

  • общего начала с тремя псалмами;
  • трёх тропарей;
  • псалма 50-го;
  • правило ко Причастию;
  • десяти молитв.

Одиннадцатую молитву Иоанна Златоуста, стихи Метафраста и тропарь «Вечери Твоея» принято читать в храме, на пути к Чаше. Если людей немного и времени вычитать их не хватит, то можно молиться во время пения запричастного «концерта» в паузе, когда священнослужители причащаются в алтаре.

Конечно, совершения этих двух правил не исключает чтения обычных утренних и вечерних молитв.

Порядок совершения домашнего правила

Три канона перед исповедью лучше прочитать отдельно. Каждый из них представляет собой сложное песнопение, где ирмосы являются запевами к тропарям. На оригинальном (греческом) языке в канонах соблюдается стихотворный ритм.

В целях сократить время молитвы для начинающих причастников, в некоторых молитвословах три канона совмещены в один. В этом случае опускаются ирмосы канонов Богородице и Ангелу-Хранителю. По желанию после шестой песни канона добавляется акафист.

Покаянное правило можно разделить и вычитывать частями в течение трёх дней. В первый день прочитывается покаянный канон, во второй — Богородице, в третий — канон Ангелу-Хранителю. Перед Причастием полагается вечерняя или утренняя исповедь.

Правило ко Причастию удобно совершать в два приёма. Псалмы с каноном прочитываются вечером, а молитвы — непосредственно перед причащением. В большие праздники или Великий Четверг это чтение можно услышать в храме. Но если Причастие назначено на обычный день, то времени для молитв может не хватить. В этих случаях их переносят на вечер накануне литургии.

Молитвы на сон грядущим принято совершать после покаянного правила, а утренние — до начала последования ко Причастию.

Святые авторы молитв ко Причастию

Перечисленные тексты имеют древнее происхождение. При этом молитвы были написаны и введены в чин говения раньше канонов. Из-за большого временного промежутка невозможно точно установить авторство этих сочинений, но по надписаниям в старых книгах Церковь предполагает, что творцами современного правила ко Причастию были:

  • Прп. Андрей Критский — святитель, епископ острова Крит, VI—VII вв. ека. Ему приписывают покаянный канон 6-го гласа.
  • Прп. Феостирикт — 8 век, исповедник, пострадал во времена иконоборчества. Написал канон молебный Богородице.
  • Свт. Василий Великий — 4 век, богослов и писатель, автор первой и пятой молитвы ко Причастию.
  • Свт. Иоанн Златоуст — IV—V вв. ека, знаменитый проповедник и учитель Церкви, составил 5 молитв ко Причастию, в том числе «Верую Господи…», произносимую священником над Чашей.
  • Прп. Симеон Метафраст — IX—X вв. Церковный писатель и собиратель житий святых. Автор третьей молитвы и заключительных стихов.
  • Прп. Иоанн Дамаскин (VII век) — церковный философ и песнотворец, автор двух молитв из последования.
  • Прп. Симеон Новый Богослов — X−XI века — шестая молитва ко Причастию.

Замена правила другими молитвами

Сократить или заменить установленный порядок подготовки ко Причастию можно только по благословению священника. На Светлой Седмице вместо трёх канонов перед исповедью читается Пасхальный канон, правило ко Причастию остаётся неизменным.

Длинное последование может быть заменено определённым числом поклонов и кратких Иисусовых молитв. Церковный устав делает это послабление для начинающих христиан, не имеющих возможности вникнуть к смысл текстов из-за незнания церковнославянского языка. Правило может быть сокращено в случаях тяжёлых болезней.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector