Как помогают молитвы людям

Как помогают молитвы людям

Как помогают молитвы людям

Православная Жизнь

Молитва: от теории к практике.

Молитвословы включают в себя множество молитв на разные нужды. Они более угодны Богу?

Представьте себе, что маленький ребёнок говорит маме, что желает стать музыкантом. Он пытается импровизировать на фортепиано. Маме радостно его слушать, хоть он и не умел? Да. Но ребёнок никогда не станет музыкантом, если не обучится у учителя музыки, не приобщиться сокровищу великих классических мелодий.

Так и с молитвой. Христос радуется, когда мы с Ним говорим. Он ведь как Мама. Но, чтобы нам настроить свою душу на правильный, праведный лад, нам необходимы не только свои молитвы, но и составленные святыми людьми. Ведь святые искали и просили неба.

Вот отрывок из молитвы Иоанна Златоуста: «Господи, в покаянии прими меня. Господи, не оставь меня». Так молились святые. О подобном они просили.

Молитвы из молитвослова помогают настроит душу так, чтобы Бог нам был дороже всего.

А как писались молитвы?

Все молитвы рождались не в кабинетах, а в момент, когда святой молился. Живое ощущение присутствия Бога, покаянное чувство и благодарность – всё это рождало слова. Сама любовь святых помогала им найти лучшие слова для выражения своей любви. Молитва являлась песнью произнесённой любви, словом надежды там, где ждали утра, когда кругом простиралась ночь.

Как молитва связана с покаянием?

Путь православного человека к Царству Небесному, обожению, святости, — совершается только в православной церкви. Этот путь – не выдумка людей – его открыл Христос, сказавший о Себе: «Я есть Путь и Истина и Жизнь».

Этот путь и называется духовной жизнью.

Чтоб ступить на этот путь надо сделать с собой 2 вещи:

Увидеть, что теперешнее состояние человека ненормально. Что вся твоя жизнь во многом представляет собой цепь измен даже тем, кто тебе дорог. Нет, человек не убил, не украл, жене не изменил. Но он раздражился, разозлился, поревновал, его сердце было холодным когда надо было посочуствовать горю ближнего. Все эти малые измены не дают людям быть вместе, не позволяют произойти онтологическому и глубинному сроднению сердец во Христе и Церкви.

Как любимую сделать несчастной
Знают все. Как счастливой – никто.

Нужно остро пережить, что состояние постоянных предательств любви и Бога ненормально.

Кто идёт без любви хоть минуту,
На похороны свои идёт
Завёрнутый в собственный саван.

Понять что я – грешен и захотеть научиться любить.

Честертон: «Самое трудное на свете по настоящему научиться любить то, что любишь».

Покаяться и никогда не оставлять покаяние.

Святой Исаак Сирин: «Покаяние – это трепет души пред вратами рая».

Нужно узреть во Христе такую красоту, ради которой можно и жить и умереть.

Христос нам отдал Всего Себя. Для Него, по слову святых отцов: «душа каждого одного человека так же дорога, как все души вместе».

Ради Него, ради верности Ему мы живём. Ради Него мы готовы оставить свой грех.

Именно покаянием святые восходили на высоту святости. Святой Иоанн Лествичник говорит, что, если праведник молится не ощущая себя грешником, его молитва не приемлется Богом.

Духовная дочь святого Амвросия Оптинского никак не могла покаяться как следует. Святой Амвросий встал с дивана, поднял руки к небу, — потолок келии раздвинулся и полился свет. Он ей сказал:

— Смотри, к чему может привести покаяние.

Каллист Уэр: «Как говорит св. Иоанн Лествичник, «покаяние есть дочерь надежды и отвержение отчаяния». Это не упадок духа, но энергичное ожидание; это не значит, что ты оказался в тупике, но что ты обретаешь выход. Это не ненависть к себе, но утверждение своего истинного «я» как созданного по образу Божию.

Каяться — значит смотреть не вниз на свои собственные недостатки, но вверх — на любовь Божию; не назад, упрекая себя, но вперед — с доверием и надеждой. Это значит видеть не то, чем я не смог быть, но то, чем я еще, по благодати Христовой, могу стать

Пока вы не увидите свет Христов, вы не сможете в действительности увидеть своих грехов. Пока в комнате темно, говорит епископ Феофан Затворник, вы не замечаете грязи, но при ярком освещении можно различить каждую пылинку[12]. Так же обстоит дело и с комнатой нашей души. Порядок не таков, что мы должны сначала покаяться, а потом осознать присутствие Христа; ибо только тогда, когда свет Христов уже вошел в нашу жизнь, мы действительно начинаем понимать свою греховность. «Каяться, — говорит св. Иоанн Кронштадтский, — значит знать, что в твоем сердце – ложь»; но ты не можешь обнаружить присутствие лжи, если еще не имеешь некоторого понятия об истине. Таково начало покаяния: видение красоты, а не безобразия; осознание Божественной славы, а не собственного убожества. «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф 5, 4): покаяние означает не просто оплакивание своих грехов, но утешение (paraklesis), которое возникает от уверенности в Божьем прощении. С особой силой покаяние переживается в таинстве исповеди».

Иоанн Кронштатский говорит, что Бог открывает грехи только тому, кто не отчается, но пойдёт по пути исправления. Остальным Бог, не желая их мучить, не показывает их грехи, и они потому уверены в собственной непогрешимости.

Что даёт молитва человеку?

Многие беды, скорби и несчастия происходят оттого, что человек забывает о Боге.

Святой Амвросий Оптинский: «Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог».

Святой Силуан Афонский говорил, что все его падения были оттого, что в минуту искушения он не молился…

Утром и вечером необходимо читать правило. В течении дня вспоминать о Боге, и обращаться к Нему. В течении дня что бы с вами не происходило – обращать это в молитву.

Молится нужно так, как если бы ты разговаривал со своей мамой или просил её о чём-то. Даже если вы не веруете, молитесь: «Господи, я не верю. Помоги, дай мне веру». Молитесь просто, не изображайте себя кем-то на молитве, а в простоте открывайте своё сердце Богу.

Бог жаждет нашего сердца. Если будем обращаться к Нему от сердца, то непременно получим ответ.

Молитва сопряжена не только с радостью, но и с кропотливым трудом. Часто не хочется молиться, но нужно понуждать себя к молитве и молиться через силу. Мы не хотим молиться потому что душа мертва. Молитва же оживит её.

Молясь мы освящаемся, но молитва – это труд.

Святой Силуан Афонский: «молится, — кровь проливать».

Святые жили как молились и молились как жили. Их молитвы – плод Святого Духа жившего в их сердцах, и мы можем соприкоснуться с этим.

Цель молитвы – соединить душу с Богом.

Святой Иустин Сербский, опытно знающий молитву говорит, что мы должны омолитвить всю свою жизнь. Молитву он называет просфорой замешанной из слёз и сердца. Когда он учился в Оксфорде, с ним в комнате жил студент англиканин. Иногда студент заставал Иустина за молитвой и поражался, как тот плачет перед Богом и кается, и студент принял православие. Когда святой Иустин жил в женском монастыре Челие, монахиня, которая убирала у него в комнате, каждое утро находила несколько платков совершенно мокрых от слёз. Он же говорит, что молитва – очиститель мысли. Удивителен и прекрасен его совет подходить к каждому человеку с молитвой, творимой тайно об этом человеке и о том, чтоб встреча ваша прошла как одновременное предстояние Богу. «Любовь к молитве непрестанно усиливает нашу любовь к Богу» — его слова

Почему человеку скучно молиться?

Однажды епископ Митрофан Никитин сказал на проповеди, что часто подходят к нему люди и говорят: «батюшка, в храме скучно. Когда поют — ещё ничего, а когда читают – совсем тогда невыносимо». И владыка Митрофан сказал: «Я объясню, почему так бывает, и для того, чтоб понять это, не надо оканчивать академию. Скучно в храме человеку тогда когда содержанием его жизни является не Бог». И наоборот – когда человеку Бог нужен, тогда он молится с желанием молиться, и чем больше человеку Бог нужен, тем желание молится больше. Ведь когда мы любим кого-то, то не можем с ним наговориться. То же и в отношении к Богу.

Но без Его помощи мы не сможем по настоящему сделать Его центром и смыслом своей жизни, поэтому владыка Митрофан говорит: «Нужно у Бога просить сил помолиться Богу».

Какое расположение души важно иметь молящемуся человеку кроме покаяния?

Очень важно в молитве доверие. Доверие Богу, Богородице и святым. Что они действительно видят всего тебя и ты им до последней глубины нужен. Бог не над нашим страданием, а в самой глубине нашего страдания. Он крестом доказал, что мы Ему нужны. И такому Богу можно доверять. Как говорит Антоний Сурожский: «мы предаёмся в Его руки с надеждой, что в меру сил любим Его и сами любимы Им вплоть до креста и воскресения».

Интересно, что когда святой Иоанн Кронштатский стал священником и однажды пришёл о ком-то молиться, ему одна старушка сказала, что он не так молится, что нужно просить у Бога и верить, что Бог даст. Он стал так молиться и с тех пор иначе не молился никогда.

Святой Иоанн Кронштатский: «Приступая молиться Царице Богородице, прежде молитвы будь твердо уверен, что ты не уйдёшь от Неё, не получивши милости. приступать к Ней в молитве без такой уверенности было бы неразумно и дерзко, а сомнением оскорблялась бы благость Её, как оскорбляется благость Божия, когда приступают в молитве к Богу и не надеются получить от Него просимого».

Ученые пытаются понять, почему помогают молитвы

Источник: Комсомольская правда

О чем чаще всего просят немощные у Бога, когда ставят свечи перед образами? Пожить подольше. И оказалось, что Всевышний откликается. Даже смертельно больные, если искренно молятся и веруют, могут отложить свою смерть до какой-то определенной, важной для них даты. Это доказали исследования доктора Донна Юнга из университета Огайо.

Ученый обратился к базе данных по смертности в своем штате, проанализировал медицинские карты 300 тысяч человек, скончавшихся от рака в период между 1989 и 2000 годами. За основу Юнг взял три особые даты — Рождество, День Благодарения и день рождения пациента — и стал смотреть, не уменьшалось ли количество смертей в это время. Результат, конечно, был не ошеломительный, но впечатляющий: почти 4000 умирающим — это более одного процента — каким-то необъяснимым образом удавалось откладывать смерть до следующего дня сразу после празднеств. Значит, у смерти все-таки бывают выходные.

«Отче наш» против вредных бактерий.

Действие молитв на организм человека ученые стали изучать недавно. Раньше бормотание попов считали чепухой. Но первые же научные данные удивили даже закоренелых атеистов.

Исследования проводились в Герцогском университете в Дареме (штат Северная Каролина, США) и местном госпитале. Ученые пригласили нескольких монахов, сестер и священников различных конфессий помолиться за 700 пациентов, страдающих различными сердечными недугами. В течение нескольких дней врачи делали заметки о состоянии этих больных, а когда эксперимент завершился, все данные передали экспертам. И вскоре профессор Митчелл Крушофф сообщил результаты: у 500 пациентов благодаря молитвам темпы выздоровления увеличились примерно на 93 процента.

— Я не знаю, отчего это происходит, — признается профессор. — Но могу предположить, что на работу сердца благотворно влияет концентрация на божественных словах как священников, так и самих больных. Ведь человек, за которого молятся или который молится сам, полностью сосредоточен на общении со Всевышним, и, вероятно, это приводит к нормализации многих процессов в организме, которые нам предстоит еще изучить.

Позже выяснилось, что молитва убивает зловредные бактерии не только в человеческом организме, но и в воде. Петербургский инженер-электрофизик из лаборатории медико-биологических технологий «НИИ промышленной и морской медицины» Ангелина Малаховская, член Союза «Православные ученые России», уже десять лет изучает свойства, казалось бы, ненаучных явлений: силу крестного знамения, слова Божьего и целебные свойства святой воды. Вот что она рассказывает:

— Я проверила действие молитвы «Отче наш» и православного крестного знамения на патогенные бактерии. Для исследования были взяты пробы вод из различных водоемов: колодцев, рек, озер, в которых содержались кишечная палочка и золотистый стафилококк. Оказалось, что если прочесть молитву «Отче наш» и осенить культуру крестным знамением, то количество вредных бактерий уменьшается почти в сто раз.

Будьте как дети — и спасетесь.

Но настоящее открытие, доказывающее силу молитвы, сделал руководитель лаборатории нейро- и психофизиологии Санкт-Петербургского психоневрологического научно-исследовательского института им. В. М. Бехтерева, профессор Валерий Слезин.

— Многим психиатрам и неврологам известен труднообъяснимый с рациональной точки зрения феномен, когда после молитвы облегчаются душевные расстройства, а больные, считавшиеся неизлечимыми, порою выздоравливают, — рассказывает доктор Слезин. — Еще великий русский психиатр Владимир Бехтерев говорил про своих пациентов: «Этот пусть принимает лекарства, а вот этому лучше пойти к священнику». Что же именно происходит с мозгом во время молитвы, показали эксперименты.

Мы пригласили православных священников и семинаристов, и попросили их усердно молиться. Пока обследуемые шептали свои молитвы, мы снимали с них электроэнцефалограмму, чтобы при помощи прибора отследить процессы, происходящие в мозгу. И, к своему удивлению, зарегистрировали феномен.

До сих пор было принято выделять три основные фазы работающего мозга: быстрый сон, медленный сон и бодрствование. Каждой из этих фаз свойственен свой ритм биотоков. А как выяснилось в ходе эксперимента, во время молитвы ритм биотоков головного мозга замедляется настолько, что становится возможным говорить о существовании четвертого состояния сознания — «молитвенного бодрствования». В этом состоянии мозг фактически выключается: прекращается активная мыслительная деятельность, и мне кажется — хотя пока я не могу этого доказать, — что сознание начинает существовать вне тела.

— На электроэнцефалографе, — продолжает ученый, — феномен выглядит следующим образом. В моменты бодрствования кора головного мозга взрослого человека генерирует альфа- и бета-ритмы биотоков с частотой от 8 до 30 герц. Когда же наши обследуемые погружались в молитву, то происходило замедление ритма биотоков до частоты всего лишь 3 герц. Эти медленные ритмы носят название «дельта-ритмов» и наблюдаются только у младенцев до 2 — 3 месяцев.

У некоторых обследуемых энцефалограф показывал полное отсутствие альфа- и бета-ритмов, только дельта-ритмы. С точки зрения нейрофизиологии молящиеся люди как бы впадают в детство. Наверное, недаром в Евангелии сказано: будьте как дети и спасетесь.

— Мы считаем, что во время молитвы разрушаются патологические связи между нейронами мозга, потому что человек перестает думать о болезни, — говорит доктор Слезин. — Порой это приводит к полному выздоровлению смертельно больных людей. Науке известны случаи излечения онкологии, но они требуют более тщательного изучения. Только верить и молиться надо по-настоящему, истово, от сердца, иначе лечебного эффекта не будет.

ПОПРОБУЙ

Молитва на всякую немощь

Владыко Вседержителю, врачу душ и телес, смиряяй и возносяй, наказуяй и паки исцеляяй; брата нашего (имярек) немощетвующа посети милостию Твоею, простри мышцу Твою, исполнену исцеления и врачбы, и исцели его, возставляй от одра и немощи, запрети духу немощи, остави от него всяку язву, всяку болезнь, всяку рану, всяку огневицу и трясавицу. И аще есть в нем согрешение или беззаконие, ослаби, остави, прости, Твоего ради человеколюбия.

МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА

Врач-психотерапевт Георгий Погодин: Все недуги — от страхов

— Известный исследователь Ален Бомбар доказал: человек, оказавшийся после кораблекрушения в море, умирает не от того, что нечего есть или пить, не от шторма, а от страха. Бомбар проделал над собой эксперимент: целый месяц прожил в океане на плотике без воды и пищи — и выжил благодаря тому, что поборол страх. По этой же причине, по статистике, верующие — среди больных раком в неоперабельной стадии — живут на пять лет дольше атеистов. Молитвой они снимают страхи, ощущают, что мир бренен, временен, понимают истинные ценности, успокаиваются наконец и тем самым повышают свой иммунитет.

СОВЕТЫ ДОКТОРА

Кандидат медицинских наук Игорь Брагин: Божественное пение даже психа успокоит

— Мои коллеги как у нас, так и за рубежом опытным путем установили, что произнесение молитв помогает людям с повышенным кровяным давлением и диабетикам: за несколько минут снижается уровень холестерина в крови и нормализуются обменные процессы. Молиться особенно полезно тем и за тех, кто временами впадает в глубокую депрессию и страдает маниакально-депрессивным психозом. Вообще чем тяжелее заболевание, тем чаще человек обращается за помощью к Богу. Так, например, ученые теологической семинарии Пасадены и Калифорнийского университета опросили более 400 пациентов, больных шизофренией, тяжелыми формами депрессии и некоторыми другими психическими недугами. И обнаружили, что 80 процентов опрошенных ударялись в религию, чтобы справиться с отчаянием, приступами агрессивности или плаксивости.

Помогает ли молитва: самые сильные молитвы, правила прочтения

Помогает ли молитва человеку? Если да, то как? А если все же нет, то почему? Подобными вопросами нередко задаются люди, интересующиеся религией, стремящиеся к вере, но испытывающие серьезные сомнения в ней.

Верующие же люди не задумываются о том, поможет им обращение к Всевышнему и святым или нет. Они попросту молятся, посещают храмы, в меру сил своих соблюдают церковные предписания и правила.

Каковы отзывы об эффективности молитв?

На тему того, помогают ли молитвы, отзывы люди пишут диаметрально противоположные. Одни с уверенностью заявляют о том, что обращением к небесам можно разрешить абсолютно любые жизненные ситуации, избавиться от сложностей или проблем. Другие же откровенно рассказывают о собственных неудачах при попытках прибегнуть к помощи молений.

Нередко встречаются и чрезмерно агрессивные высказывания, авторы которых стремятся не только обозначить собственную позицию или же поделиться опытом, но и принудить других принять их частную точку зрения в качестве единственно верной и объективной.

Чем является молитва?

Молитва является неотъемлемым и фактически главным элементом в каждой религии. Верующие люди не задаются вопросом о том, помогает ли молитва, потому что она является естественной частью их жизни. Иными словами, люди, выросшие в рамках религиозного мировоззрения, воспитанные в соответствии с верой, привыкли молиться и соблюдать церковные традиции.

Молитва — это не волшебное заклинание, не набор слов, при помощи которого исполняются различные желания и разрешаются жизненные сложности. Это разговор человека с Господом, во время которого на молящегося снисходят душевный покой и умиротворение, уверенность в будущем.

Помогает ли молитва человеку? Без всякого сомнения, да. Однако помощь эта не всегда оказывается такой, какой ее представляет обращающийся к Богу. Моление заполняет душевную пустоту, успокаивает и придает сил людям. Благодаря таким свойствам обращение к небесам зачастую становится неоспоримым духовным подспорьем, опорой для человека в его земных заботах. Конечно же, и вмешательство свыше в жизнь человека после обращения за помощью к Всевышнему тоже не является редкостью.

Какой может быть молитва?

Раздумывающим о том, помогает ли молитва, нелишним будет узнать о том, какими бывают эти тексты. Безусловно, каждый, даже далекий от религии, человек с уверенностью скажет о том, что помолиться можно собственными словами или же прочитать готовый вариант текста.

Помимо подобного разделения моления могут быть:

  • благодарственными;
  • просительными;
  • покаянными.

Суть и содержание текстов этих молитв ясна из их названий. Также моления могут быть утренними и вечерними. Рассмотрим их далее.

Как читаются молитвы утром и вечером?

Утренние и вечерние молитвенные правила существуют для того, чтобы люди могли укрепить свою веру, очистить разум от суеты и наполнить покоем душу. Как правило, читаются такие тексты непосредственно перед отходом ко сну и после пробуждения от него.

Читать можно любые тексты, но как правило, прибегают к словам молитвы «Отче наш». Она является одной из наиболее известных и универсальных, то есть читается людьми по любому поводу, вне зависимости от того, каковы их конкретные нужды.

Помогает ли молитва «Отче наш»? Без сомнения, да, иначе ее бы не произносили поколения верующих. Но нужно понимать, что сами слова не имеют никакой силы, они не обладают волшебной силой. Чудеса творит Господь, внимая молению нуждающегося. То есть чтение молитвы должно сопровождаться глубокой верой в Бога, иначе это занятие не имеет смысла.

Читайте также  Молитва и моление

Существуют ли правила прочтения?

Нередко, раздумывая над тем, помогает ли молитва или все-таки нет, люди начинают искать правила ее прочтения. Между тем православная церковь никак не регламентирует обращения верующих к Господу. Однако существует ряд традиций, устоев, о которых следует знать.

Во время церковных служб есть моменты, в которые следует осенять себя крестным знамением и наклонять голову. Сориентироваться в очередности знамений и поклонов человеку, не особо часто посещающему богослужения, бывает достаточно трудно. Поэтому нужно внимательно наблюдать за другими молящимися и поступать так же, как и они.

При молитве в домашних условиях нужно поступать по наитию, не предаваясь раздумьям. Если возникает желание перекреститься или поклониться, это следует сделать.

Что же касается текстов молений, то единственное правило их прочтения – наличие глубокой и безусловной веры в силу Господа и упование на него.

Можно ли молитвами вернуть ушедшего человека?

Поможет ли молитва вернуть любимого? На первый взгляд, подобный вопрос кажется странным, ведь молитвы и любовные отношения — понятия совсем не родственные. Однако если рассматривать утрату любви в качестве причины распада семьи, то обращение к Господу за помощью вполне уместно.

Женщины, чьи мужья оставляли их и детей ради другой женщины или же просто потому, что не ощущали в себе желания оставаться рядом, испокон веков молили о помощи Богородицу. К ней же обращались и юные девушки, переживающие сложности в отношениях с избранником.

Помогут ли молитвы вернуть человека в семью? Без сомнения, да, однако нужно понимать, что только молений о помощи для этого недостаточно. Но пренебрегать ими в сложной жизненной ситуации нельзя. Молящаяся женщина иначе начинает смотреть свою семейную ситуацию. Когда сердце наполняется смирением, а душа — покоем и надеждой, становится явственным то, что мешали рассмотреть обиды, злость, непонимание и гнев.

Какими бывают самые сильные молитвы? Примеры текстов

Какая молитва является самой сильной и эффективной? Ответ на данный вопрос очень прост: искренняя, исполненная веры в силу Господа, идущая от чистого сердца и произносимая без малейших сомнений.

Какими словами будет выражена просьба к небесам, особого значения не имеет. Эффективность моления определяется тем, как человек это делает, а не его текстом. Поэтому попросить Господа о помощи можно как собственными словами, так и при помощи готовых молитв.

Молитва, обращенная к Николаю Чудотворцу, может звучать так: «Николай Угодник, батюшка. Пресвятой Николай, чудеса творящий по воле Божией. Не оставь меня, раба (имя собственное) без помощи в заботах суетных, делах житейских. Сбереги меня от соблазнов и бесовских происков, вразуми, направь и дай сил. Помоги в исполнении желаний моих, ежели благи они. Избавь от стремлений, пришедших от лукавого. Аминь».

Молитва, обращенная к Богородице, может быть такой: «Пресвятая Богоматерь, Заступница наша и утешительница во всех печалях, как в больших так и в малых, ведающая обо всех земных хлопотах, участием и усердием души наполняющая, услышь меня, рабу (имя собственное). Ниспошли мне милость свою и помоги (перечисление имеющихся нужд). Дозволь разрешиться делам моим во славу Господа и не дай свершится несчастьям и горестям. Аминь».

Молитва, обращенная к Господу, может прозвучать так: «Господи Всемогущий! Помоги мне, рабу (имя собственное), не оставь меня ни в горе земном, ни в мирской радости. Наполни светом душу мою и очисти разум от суетного бремени мыслей пустых. Забери тревоги мои, укрепи дух мой, Господи. Даруй сил мне и направь в пути жизненном. Аминь».

«Говорите, вас слушают». Как работает молитва

Монахиня Елизавета (Сеньчукова)

Подход к молитве должен быть не утилитарный, а, как говорится, феноменологический. Чтобы правильно оценить ее «результативность», смотреть стоит не на то, что произойдет в будущем (осуществление желания), а на сам процесс. Потому что в разговоре участвуют две стороны.

Почему мы не слышим и не видим Бога? В Ветхом Завете Он говорит прямо, что невозможно увидеть Его и остаться в живых. Причина – приобщение человека к смерти через принятие зла (наравне с добром: именно это произошло с первыми людьми в Эдеме). Христос как раз и пришел на землю, чтобы человека отнять у смерти – и дать возможность вернуться к жизни. Естественно, без воли человека это невозможно. А она должна отречься от смерти – греха. Лишь тогда мы снова сможем говорить с Ним лицом к лицу.

Поскольку нам до полного отречения от греха далеко, мы и не готовы услышать утвердительный или отрицательный ответ. Хотя в реальности он есть всегда, кроме случаев, когда мы тарабаним текст, не задумываясь о смысле. На заклинания ни Бог, ни Его святые не отвечают.

Впрочем, даже из греховного состояния ответ услышать можно. Из церковного опыта известно, что часто до общения с грешником снисходит Божия Матерь (поэтому мы Ее почитаем как «Скорую Помощницу», «Ходатаицу», «Надежду и Предстательство»): история Мария Египетской, иконы «Нечаянная Радость» и многие другие. Кроме того, отцы-аскеты разрабатывали свою «технику молитвы».

Ее главная составляющая – внутренняя тишина. Это значит, что надо отвлечься от посторонних мыслей. Такая рекомендация содержится в любом молитвослове в начале утренних молитв: «немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят все земное, и тогда произноси следующие молитвы, без поспешности и со вниманием сердечным».

Это трудно, но было бы желание – постепенно получается.

Не стой под стрелой: техника безопасности

Когда человек начинает погружаться в аскетику, он неизбежно увлекается и теряет чувство меры. Часто, начитавшись афонских подвижников и отцов-пустынников, он пытается практиковать молитву Иисусову «по правилам»: определенная поза, четки, непрестанное произнесение… Но пустынники на то и пустынники, что уже имеют внутреннюю молитву или как минимум нацеленность на нее. Для тех, кто живет в условиях, где полная тишина и постоянное сосредоточение на своем внутреннем мире рискуют привести в лучшем случае к рассеянности в выполнении обязанностей, в худшем – к повреждению психики, «техника» даже не вторична, а вообще не имеет особого значения.

Святитель Феофан Затворник напоминает, что молитва Иисусова – это только способ достижения молитвы непрестанной. От того, что ты перестанешь думать, а только будешь повторять молитву Иисусову, ты просто разучишься думать. Господу это совершенно не нужно. Тот же святитель Феофан призывает к «Богомыслию» – то есть размышлению о Боге, которое в себя включает и серьезную тренировку разума богословием.

Вообще вникать в смысл молитвы – необходимо, это касается не только молитвы Иисусовой. Механическое повторение – грубая ошибка. Именно это Господь в Евангелии называет «многоглаголанием» и предупреждает, что так человек уподобляется язычникам, которые думают, что «в многословии своем будут услышаны».

Радикально неправильный подход – искать в молитве наслаждения. Этой проблеме целые страницы посвятил святитель Игнатий (Брянчанинов), за что часто подвергается осуждению как якобы «борец с радостью». На самом деле речь о предохранении от экзальтации.

Радость – это не задача и цель молитвы, а ее результат. Цель молитвы – достигнуть постоянного памятования о Боге, взрастить веру и иные добродетели.

Задача – настроиться на достижение этой цели. Можно достигнуть и наслаждения, и радости, и даже созерцания Фаворского света. Но если вы начали молиться для этого – лучше остановитесь, а то в конечном итоге очнетесь в кабинете психиатра. Либо увидите не то что «нетварный свет», а «все ангельское воинство», либо впадете в жесточайшее уныние, переходящее в депрессию, потому что не сможете увидеть вообще ничего.

Кому помолиться, чтобы отомстить?

Церковница в нашем соборе рассказывает:

– Подходит женщина и спрашивает: «Кому мне помолиться? Мне отомстить надо». Я отвечаю: «У нас таким не занимаются». Она обиделась и ушла, даже слушать не стала.

Человек слаб и, претерпевая обиду, хочет, чтобы злодей получил по заслугам. Принципиально молитва против обидчика – явление не уникальное. Вот 108-й псалом: «Да будут дни его кратки, и достоинство его да приимет другой. Да будут сыновья его сиротами и жена его вдовою…» Но это текст ветхозаветный.

Нет, отказываться от Ветхого Завета, а тем более от Псалтири – не стоит. Христианские толкователи обычно объясняют эти строки как проклятия бесам.

Митрополит Антоний Сурожский не соглашался и считал, что такие слова естественным образом просятся на ум от обиды. Действительно, мы возмущаемся несправедливостью как неправедностью. Поэтому мы ужасаемся новостям об отнятых у матери-инвалида детях или о террористических актах. Но несправедливость в свой адрес адекватно оценить сложно, потому что «своя рубашка ближе к телу», мы субъективны.

Ветхозаветная рефлексия была проще евангельской. Человек умел отличать хорошее от плохого, а при должном внимании мог оценить, где пострадал за дело (покаяние Давида), а где – просто так (Иов), но мудрости у него было меньше. Заповеди любви к врагам не могло быть, пока человек не научился воспринимать соперника как «равноправного другого», то есть – понимать ограниченность своей оценки.

Нельзя молиться о мести не потому, что в идее воздаяния самой по себе есть нечто неправильное, а потому, что мы не знаем мотивов, внутреннего состояния и душевных возможностей обидчиков.

Пример: несколько месяцев назад соцсети взорвались гневом против депутатки, заявившей, что нельзя сокращать зарплату ее коллегам, потому что ей и так зарплаты (около 130 тысяч рублей) еле хватает. Хотя ее реплика может показывать не столько цинизм чиновницы, сколько искреннее непонимание ситуации. Возможно, она не воспринимает, что бывают и зарплаты по двадцать тысяч, а кто-то и на десять выживает. То есть формально знает, а в душе не укладывается: «Наверное, они подрабатывают или им помогают».

Так что молиться «против» кого-то нельзя потому же, почему нельзя осуждать: какой мерой судишься, той же будешь осужден. Молиться надо о восстановлении справедливости, а не о наказании виноватого. А там Господь разберется.

Трезвость – норма жизни

У знакомого священника есть выражение: «Промаливать ситуацию». В смысле, если что-то запуталось – начать просто молиться и ждать разрешения или ответа от Бога. Если это срабатывает, то срабатывает именно так: либо проблема сама по себе рассасывается, либо находится на нее адекватный ответ. Причем иногда ответ рождается уже в процессе молитвы.

И здесь надо четко отдавать себе отчет в нашей поврежденности. Нет, речь не о том, что мы обязательно находимся в состоянии духовной прелести или вот-вот в него ввергнемся. Мы просто часто слышим то, что хотим услышать. А хотим мы услышать не всегда правильные вещи. А иногда нам просто лень, вот и придумываем, что попроще. Поэтому если вдруг вы молились о понимании химии перед экзаменом и вам прямо на молитве или в тонком видении после нее явился периодический закон – лучше запишите его и разберите, что называется, на трезвую голову. Дабы не выдать какой-нибудь галиматьи.

Трезвомыслие на молитве необходимо. «Я молился, и на ум пришло…» – можно услышать как от неофита, так и от человека с огромным церковным стажем. Иногда действительно пришло на ум в результате молитвы. А иногда – вопреки ей. Например, читал человек вечерние молитвы, клюнул носом и в полудреме вспомнил последний телефонный разговор с другом. И обдумывать его стал не по причине большой душеполезности разговора, а потому что отвлекся. Поэтому рожденную на молитве мысль стоит отложить на несколько часов – если эта мысль такая мудрая, то она вернется еще более ясная.

К посторонним, да даже и не очень посторонним мыслям, родившимся на молитве, стоит относиться как к снам. Если они смущают или отвлекают – игнорировать. А вот если они предлагают какие-то великолепные решения – верифицировать.

Иными словами, тщательно проанализировать, помолиться еще раз, спросить совета у опытных людей – и только тогда осторожно протестировать. Лучше сначала «на черновике». Ровным счетом ничего не потеряете, а вот риски сильно снизите. Если нет времени на проверку – хотя бы просто помолитесь, но очень сосредоточенно и целенаправленно. И не жалуйтесь, если не сработало – это не Бог обманывает ожидания, это мы можем обмануть сами себя.

Почему молитва помогает?

Я хочу рассмотреть эту проблему с разных позиций:
1. психологической;
2. медицинской или физиологической;
3. философской;
4. морально-этической;
5. религиозной;
6. научной или квантово-механической.

1. С психологической точки зрения молитва, медитация, мантры активируют части коры головного мозга, отвечающие за положительные эмоции, а это означает, что они укрепляют иммунную систему. Один из современных духовных учителей Рамта называет мысль высшим творцом: «Всё, что вы думаете, а затем позволяете себе прочувствовать, становится реальностью вашей жизни». Особенно опасны и разрушительны нытье, негативное мышление, глубинные агрессивность и некрофилия. Нельзя психологически сдаваться или поддаваться болезни — ей нужно противостоять, и это мощнейший стимул для излечения! Одна из самых распространенных причин неудач — привычка опускать руки перед временными поражениями. Психологи давно выяснили, что человеческое воображение и научная смелость — мощные инструменты сознания, позволяющие творить реальность по своему выбору. Не случайно возникло такое выражение: «Человек способен создать всё, что он способен вообразить». Для разума нет никаких ограничений, кроме накладываемых им самим. Человеку дана возможность выбирать собственную реальность с помощью мыслей, которые будут создавать эту реальность. Наше сознание — мощнейшая творческая сила, которая запускает все необходимые механизмы, дабы привести мир и себя самого в соответствие с поставленной задачей. Несокрушимая вера — мощнейшее противоядие от неприятностей и болезней. Доброжелательство, взаимопомощь, взаимопрощение, любовь, чувство свободы действуют на здоровье сильнее лекарств. И наоборот, чем тяжелее психическая жизнь человека (народа), чем они агрессивнее, тем короче их жизнь — вся мировая статистика подтверждает эту закономерность.
2. Влияние молитвы на оздоровление с медицинской или физиологической точки зрения также связано с ее благотворным влиянием на психику и душевное состояние. С помощью энцефалографии установлено, что во время молитвы ритм биотоков головного мозга замедляется настолько, что можно говорить о существовании четвертого состояния сознания — «молитвенного бодрствования» или «молитвенной терапии», оказывающих исцеляющее воздействие на человека. Во время «молитвенного бодрствования» происходит резкое замедление ритмов биотоков до так называемого «дельта-ритма», наблюдаемого лишь у младенцев. Наверное, недаром в Евангелии сказано: «Будьте как дети и спасетесь». Феномен исчезновения или уменьшения быстpых мозговых pитмов позволяет физиологам оценивать глубину молитвенного погpужения. В мистике состояние «молчания разума» ведет к просветлению, в медицине — к выздоровлению. Прямыми физиологическими измерениями выяснено, что молитвы, божественное пение, медитации, занятие йогой (душевный покой и расслабление) нормализуют кровяное давление, количество холестерина и сахара в крови, благотворно сказывается на обменных процессах. Молиться особенно полезно тем и за тех, кто периодически впадает в глубокую депрессию и страдает маниакально-депрессивным психозом. Молитва способствует психологическому преодолению стрессов и страхов, ведет к душевному покою и стимуляции защитной функции иммунной системы.
3. С философской точки зрения важно введенное мной понятие сознания-бытия: сознание и бытие — это такая же целостность, как пространство-время. И именно холотропность, единство духа и материи, позволяет нам ориентироваться в мире, познавать-изменять его, заниматься вероцелительством, то есть силой воли, мыслительным импульсом корректировать материальные процессы в нашем теле.
4. Что касается морально-этической точки зрения, то давно замечено, что в патpиаpхальных сообществах, где сохpаняется пpочная семья, выполняются стpогие пpавила поведения, pелигии, этики и моpали, очень редки психические заболевания, депрессии, самоубийства, а также резко снижается количество сердечно-сосудистых заболеваний. Дух является выражением веры и надежды, ибо где есть вера, там есть и молитва, так как верить и не молиться фактически невозможно. Духовное равновесие, умиротворенное состояние души и высокая нравственность, таким образом, являются целительными факторами. Со своей стороны, молитва важна для нравственного совершенствования человека, являясь проводником целомудрия: душа и сердце молящегося чутко реагируют на отклонения от норм нравственной жизни, побуждая его зорко следить за чистотой собственной совести пред Богом и всеми людьми.
5. С религиозной точки зрения молитва является «стоянием пред Богом», способом вступить с ним в общение, движением души к Богу, цель которого — достижение открытости Богу и готовности воспринять его ответное воздействие. Молитва является потребностью человеческого духа и душой веры. Иисус Христос постоянно указывал на спасительную роль молитвы: «Стучите и отверзится, просите и дастся». Психиатр Владимир Бехтерев говорил про своих пациентов: «Этот пусть принимает лекарства, а вот этому лучше пойти к священнику». Целительные и даже чудесные свойства молитвы подробно описаны в книгах по спонтанной ремиссии, а также при массовом медицинском обследовании больных паломников в Лурде, Фатиме и других святых и намоленных местах. Медики определили даже долю «чудесных исцелений», которая, увы, оказалась малой (менее 0,1%). Столь незначительная доля «чудесных исцелений» связана с недостаточными глубиной веры и силой воли к исцелению: верить и молиться следует глубоко, истово, от сердца, иначе лечебного эффекта не будет. Уверенность — главная составляющая молитвы, так как молитва успокоит вас только в том случае, если вы верите в то, что она будет услышана. Вот почему религиозные лидеры часто просят молиться с верой, надеждой и убежденностью. Есть многочисленные свидетельства того, что глубоко верующий и часто молящийся неоперабельный онкологический больной живет примерно на 5-6 лет дольше, чем неверующий и немолящийся. Причиной является «молитвенная терапия» — подавление страха, умиротворение, укрепление иммунной системы. С другой стороны, страх, уныние, депрессия больного эту систему разрушают. Кроме того, молясь, больной пpеодолевает стресс и тоску, а это пpиводит к укреплению иммунной системы, улучшению сопpотивляемости организма болезни, пpодлению жизни, возможному спонтанному самоизлечению. Так что молитвенная терапия — не вымысел попов, а научно подтвержденный факт: темпы выздоровления после нее резко возрастают, так как молитвы влияют на физиологические процессы, идущие в организме. Более того, есть данные о том, что молитва способна на два порядка уменьшить количество патогенных бактерий не только в человеческом организме, но и в воде.
6. Квантовая физика впервые преодолела разделение или противопоставление материи и духа, признав не только единство сознания-бытия, но глубинную связь познаваемого со своим инструментом. Современная квантовая теория рассматривает сознание как самостоятельный квантовый объект, так что можно говорить о «взаимодополнительности» психики и реальности. «Квантовость» человеческого сознания состоит в том, что мы «видим» вне себя лишь те структуры, с которыми сознание наиболее интенсивно взаимодействует. Постичь тонкие структуры мироздания и психические состояния способен лишь «квантовый» наблюдатель, способный полностью слиться с Миром. В.Паули первым высказывала мысль о необходимости включения сознания наблюдателя в квантовую теорию, а Ю.Вигнер и Э.Шредингер поняли, что сознание не только необходимо включить в теорию измерения, но что сознание оказывает влияние на реальность, меняя результат эксперимента. Физики подошли к той точке в развитии науки, когда дальнейшее продвижение познания невозможно без разгадки феномена сознания и понимания внутренней взаимосвязи не только бытия и небытия, реальности и виртуальности, но объективности и субъективности, а именно — результата эксперимента с наличием наблюдателя. Реальность не исчерпывается вещественностью, а то, что мы называем измерением, появляется лишь тогда, когда появляется сознание. По словам ведущего специалиста в области современной квантовой механики М.Б.Менского, «идеальное» сознание не просто органически включено в реальность, но является функцией всего мира, а не его частей. Его носителем является не мозг отдельного человека, а весь мир. Поэтому «сознание не просто пассивно воспринимает одну из вероятных квантовых альтернатив, но может отчасти осуществлять выбор между квантовыми альтернативами, сдвигая вероятности наступления того или иного события». По терминологии Д.А.Уилера, наблюдатель, наделенный активным сознанием, способен не только регистрировать, но и творить бытие. Сознание творит бытие еще потому, что наши фантазии и наше воображение формирует новые концепции, трансформируемые в новые реалии. Мы явно недооцениваем мощь и возможности собственного сознания как при исследовании мира, так и в оказании самопомощи. Именно с помощью сознания можно превращать негатив в позитив и слабость — в силу!
Кстати, биоэнергетика также рассматривает человека как целостную систему, в которой разум, тело, эмоции, дух или душа, энергия взаимосвязаны между собой, а сам человек является составной частью Мира. Нездоровье — это нарушение равновесия, гомеостаза, иммунитета. Работа биоэнергетиков-профессионалов направлена на восстановление нарушенного равновесия, на укрепление иммунитета и энергетическую подпитку. В каком-то смысле биоэнергетик — это канал по, которому течет энергия, или трансформатор, в котором преобразовывается и обрабатывается энергия.

Читайте также  Порядок молитв в иудаизме

Сила православной молитвы. Для чего, как и кому нужно молиться

Молитва – бесценный дар человеку. Только начав молиться, мы открываем перед собой совершенно другое измерение жизни и начинаем постигать основополагающие истины. Данное издание отличается своими исключительными практичностью и полезностью. В него вошли все ключевые темы, касающиеся православной молитвы, и главные молитвы православия. Вы узнаете, для чего и как нужно молиться, как и почему действует молитва.

Оглавление

  • Вступительное слово: о молитве
  • Молитва – общение с Богом

Из серии: Религия. Православная вера для начинающих (Эксмо)

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сила православной молитвы. Для чего, как и кому нужно молиться предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Молитва — общение с Богом

«Дело молитвы есть первое дело в христианской жизни. Молитва — дыхание духа. Есть молитва — живет дух; нет молитвы — нет жизни в духе», — говорил святитель Феофан Затворник.

Христианство — это не сборник каких-то отдельных разрозненных фактов, знаний, представлений. Это, прежде всего, общение с Богом, нашим Небесным Отцом, наши с Ним отношения. Эти отношения отражены именно в молитве. Именно она дает нам возможность ощутить Его присутствие в нашей жизни. Для верующего Бог — не есть нечто отвлеченное, абстрактное, Он идет с ним по жизни, помогает и поддерживает в трудную минуту. Каждое наше действие, каждый наш поступок так или иначе либо приближают нас к Богу, либо удаляют от Него.

«Мы должны молиться так, как если бы все зависело только от Бога, а действовать так, как если бы все зависело от нас», — говорил святой Фома Аквинский. Как это верно! Нужно молиться Богу, просить у него, но при этом нельзя сидеть сложа руки, нужно действовать в соответствии с Божьими заповедями.

Молитва — это дар Божий человеку. Но этот дар дается только тем, кто готов его принять. Нельзя помолиться один раз и забросить, считая, что этого достаточно. Постоянная, ежедневная молитва — вот путь к Богу.

Молясь каждый день, следуя правилам, установленным Богом, человек получает ответ на молитву и благодать Святого Духа. Во время такой молитвы верующий получает утешение, Бог укрепляет его в его молитвенном подвиге. Чтобы непобедимая сила Бога проникла в нас и помогла нам противостоять всем разрушительным влияниям окружающего мира, нужно как можно чаще обращаться к молитве.

Тайная вечеря. Фреска. Фото Р. Седмаковой

Молитва — лучший путь к достижению единения с Богом. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Ни одно слово даром не пропадет в молитве, если от сердца говорится: каждое слово Господь слышит и каждое слово у Него на весах».

Говоря об особом настроении во время молитвы, следует упомянуть, что нельзя сознательно себя возбуждать, искать некие видения, нельзя давать излишнюю волю воображению. Как часто в молитву вмешивается лукавый, пытаясь проникнуть в мысли молящегося, отвлечь от молитвы, от единения с Богом! Такая молитва не принесет пользы тому, кто ее возносит. Нужно всячески противостоять проискам зла.

Действует ли молитва?

Иногда людям кажется, что молитва не действует: человек молится, просит чего-то у Бога, а ничего не меняется в его жизни, ему кажется, что Бог его не слышит. Однако Господь не всегда сразу откликается на наш при зыв. Как уже говорилось, мало просить, нужно и самому предпринимать усилия к изменению своего существования и продолжать молиться. Тогда, если человек продолжает верить, обращается с молитвой к Богу, он в конце концов увидит благой результат. Чтобы мы сумели познать исходящие от Бога дары, Он после посещения на какое-то время нас оставляет. Именно путем смены таких состояний мы можем понять Его благоволение.

Часто верующий, обрадовавшись тому, что Бог услышал его молитвы, думает, что так будет всегда, и отчаивается, видя, что слова другой молитвы не имеют такого же действия. Однако это не так. Нужно верить, что горячая молитва возвратит Господа. Бог приходит, и часто Он меняет образ Своего явления. Так человек обогащается Божественными познаниями, растет в страдании и в радости.

Что значит молиться?

Что значит молиться? Это значит — высказать Богу наши сомнения, страхи, тоску, отчаяние, — словом, все, что связано с условиями нашей жизни. Господь приходит к нам, когда мы смиренно открыты для Него. Он приближается тихо, так что некоторые могут и не заметить Его появления.

Если настроиться на молитву и отринуть все посторонние мысли, она способна очистить ум и сердце.

Если молитву сделать ежедневным правилом, через нее можно постигнуть глубину замысла Божия о нас, суть которого сводится к тому, что наша земная жизнь — это всего лишь краткий миг, который дается нам Богом, чтобы мы проникли в глубину всепроникающей и всеохватывающей Христовой любви.

Правильное отношение к молитве

Начало восхождения к Богу — это наше правильное отношение к той молитве, которая должна вести нас к Нему, пока нам не откроется то, что Он хочет нам открыть.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что молиться нужно всем сердцем, ибо тот, кто не молится Богу сердцем, «тот все равно что вовсе не молится, потому что тогда молится тело его, которое само по себе, без души — то же, что земля». Молясь, человек стоит перед Богом, поэтому молитва должна быть разумом, сердцем, всеми чувствами. Когда мы молимся, мы должны представлять себе только Бога, который наполняет Своим присутствием все вокруг.

Бог спасает нас не только тогда, когда мы уже погрязли в грехах, но и тогда, когда греховные страсти только собираются опутать нас. Тогда Господь приходит к нам по молитве нашей. Это означает, что нельзя поддаваться искушениям и малодушно опускать руки, когда грехи одолевают нас, нужно молиться Богу, чтобы Он не допустил до греха. «Не тогда спасать должно дом от пожара, когда огонь всюду уже распространился в нем, — вот еще одна цитата из трудов праведного Иоанна Кронштадтского, — а лучше всего тогда, когда пламя только что начинается. Так и с душою. Душа — дом, страсти — огонь». Главное в молитве — близость сердца к Богу.

А. Бугро. Ангельское пение. 1881

Молиться нужно не по принуждению, а искренне, от сердца. Молясь, нужно искренне желать того, о чем просим, верить в это, чувствовать праведность и истинность просимого.

Если наша жизнь далеко не праведна, омрачена многочисленными грехами, то и молиться нам бывает очень трудно.

Как скоро приходит ответ на молитву?

Молитва — это не монолог. В молитве содержится не только наше обращение к Богу, но и Его ответ. Это диалог, и, как и во всяком диалоге, в молитве важно не только высказать свои просьбы, мысли, поведать о чувствах, но и услышать ответ, который не всегда бывает сию минутным. Иногда Бог отвечает нам во время молитвы, иногда — несколько позже. Часто бывает, что мы просим Господа немедленно нам помочь, а Он приходит на помощь лишь через какое-то время. Но Он приходит, Он помогает, и помогает именно потому, что мы в молитве просили помощи. А когда прийти нам на помощь, Бог знает лучше нас, и мы должны это понимать.

Молитва помогает нам узнать о Боге еще больше. Когда мы молимся, то должны знать, что Бог нам ответит, но ответ может оказаться не тем, какого мы ждем, он может нам не понравиться. Но это не значит, что ответ неправильный, это значит, что мы неправильно представляем себе ситуацию. Молитва никогда не бывает безответной.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector