Икона молитва Отче наш

Икона молитва Отче наш

Икона молитва Отче наш

Отче наш

На цер­ков­но­сла­вян­ском:
О тче наш, Иже еси на небесе́х!
Д а свя­тит­ся имя Твое, да прии́дет Цар­ствие Твое,
д а будет воля Твоя, яко на небе­си́ и на земли́.
Х леб наш насущ­ный да́ждь нам дне́сь;
и оста́ви нам до́лги наша, яко­же и мы остав­ля­ем должнико́м нашим;
и не вве­ди нас во иску­ше­ние, но изба́ви нас от лукаваго.
Яко Твое есть Цар­ство и сила, и сла­ва, Отца, и Сына, и Свя­та­го Духа, ныне и прис­но, и во веки веков. Аминь. ( Мф.6:9–13 и Лк.11:2–4 ).

По-рус­ски:
Отче наш, Кото­рый на небесах!
Да свя­тит­ся имя Твое, да при­и­дет Цар­ствие Твое;
да будет воля Твоя и на зем­ле, как на небе;
хлеб наш насущ­ный дай нам на сей день;
и про­сти нам дол­ги наши, как и мы про­ща­ем долж­ни­кам нашим;
и не вве­ди нас в иску­ше­ние, но избавь нас от лукавого.
Ибо Твое есть Цар­ство и сила, и сла­ва, Отца, и Сына, и Свя­то­го Духа, ныне и все­гда, и во веки веков. Аминь.
(См. так­же: Тол­ко­вый пра­во­слав­ный молит­во­слов. Молит­ва Гос­под­ня “Отче наш”)

Как читать молитву «Отче наш»

Если воис­ти­ну ты назы­ва­ешь Бога Отцем сво­им, то надей­ся же на Него, как на Отца еди­но­го, все­бла­го­го, все­мо­гу­ще­го, пре­муд­ро­го, неиз­ме­ня­е­мо­го в люб­ви Сво­ей и во всех совершенствах.
св. пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский

Читай­те «Отче наш», да не лги­те: Оста­ви нам дол­ги наша, яко­же и мы остав­ля­ем.…
пре­по­доб­ный Амвро­сий Оптинский

…Молить­ся же об этом должно:
Во-пер­вых, с чистым наме­ре­ни­ем – да будет воля Твоя, ибо я, сер­деч­но желая сле­до­вать ей бес­ко­рыст­но, не ради награ­ды или при­об­ре­те­ния чего-либо, и не пото­му, что Ты, Гос­по­ди, обо­га­тил меня щед­ро­та­ми Сво­и­ми и огра­дил меня от про­тив­ни­ков моих, как в этом упре­кал сата­на пра­вед­но­го Иова пред Богом ( Иов.1:9–10 ), и не по стра­ху веч­ных мук геенн­ских, но в про­сто­те серд­ца сле­дую воле Тво­ей, желаю, чего Ты жела­ешь, пото­му толь­ко, что Ты того хочешь, что тако­ва Твоя воля, Боже мой!
Во-вто­рых, молить­ся долж­но с любо­вью: да будет воля Твоя! – одно­го я здесь ищу и одно мыс­лю, что­бы во всем совер­ша­лась воля Твоя, Гос­по­ди! Да вели­че­ство име­ни Тво­е­го, Боже мой, рас­про­стра­нит­ся и про­сла­вит­ся чрез меня непо­треб­но­го раба Тво­е­го. Это одно счи­таю для себя вели­чай­шей честью и награ­дой, что­бы я досто­ин был бла­го­уго­ждать Тебе, Созда­тель мой, Кото­рый даро­вал мне разум и сво­бод­ную волю как залог бли­жай­ше­го обще­ния с Тобою, моим Твор­цом и Спасителем.
свя­ти­тель Иоанн, мит­ро­по­лит Тобольский

Да свя­тит­ся имя Твое… Для того молим­ся, что­бы в нас имя Божие свя­ти­лось: не пото­му, что буд­то, не быв свя­тым, начи­на­ет оно быть свя­тым, но пото­му, что в нас оно свя­тым дела­ет­ся, когда сами освя­ща­ем­ся и достой­ное свя­ты­ни делаем.
свя­ти­тель Кирилл Иеру­са­лим­ский

Богу внят­ны толь­ко те молит­вы, кото­рые когда про­из­но­сит моля­щий­ся, пони­ма­ет, что гово­рит и чувствует…
Так, кто гово­рит Богу в молит­ве: да при­и­дет цар­ствие Твое, а не зна­ет, как при­хо­дит сие цар­ствие, не зная же, не гото­вит­ся к при­ня­тию его и ниче­го не дела­ет, что тре­бу­ет­ся с его сто­ро­ны к полу­че­нию его, воз­мож­но ли, что­бы при­шло к нему сие цар­ствие? Какая пото­му поль­за, что гово­рит он в молит­ве: да при­и­дет цар­ствие Твое? Гос­подь гово­рит в свя­том Еван­ге­лии: покай­те­ся, при­бли­жи­ся бо цар­ствие Божие. Итак, хочешь, что­бы при­шло к тебе цар­ствие сие? Кай­ся. Если не пока­ешь­ся, сколь­ко ни гово­ри: да при­и­дет цар­ствие Твое, не при­дёт оно к тебе.
пре­по­доб­ный Симе­он Новый Богослов

Позна­ние молит­вы в такой же мере быва­ет успеш­но, в какой пре­успе­ва­ют нрав и жизнь молящегося.
пре­по­доб­ный Иси­дор Пелусиот

Молитва «Отче наш»

В православной культуре существует множество различных канонов и обычаев, которые для многих некрещенных людей могут показаться весьма необычными. Однако молитва «Отче наш» — это то самое религиозное обращение, слова в котором знакомы всем и каждому не понаслышке.

  1. «Отче наш» на церковнославянском языке с ударениями
  2. Молитва «Отче наш» на русском языке полностью
  3. Толкование молитвы «Отче наш»
  4. «Отче Наш»
  5. «Сущий на небесах»
  6. «Да святится имя твое»
  7. «Да придет царствие твое»
  8. «Да будет воля твоя»
  9. «Хлеб наш»
  10. «И остави нам долги»
  11. «И не веди нас во искушение»
  12. «Но избави нас от лукавого»

«Отче наш» на церковнославянском языке с ударениями

Да святи́тся имя Твое́,

да прии́дет Ца́рствие Твое́,

да бу́дет во́ля Твоя,

я́ко на небеси́ и на земли́.

Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь;

и оста́ви нам до́лги наша,

я́коже и мы оставля́ем должнико́м нашим;

и не введи́ нас во искуше́ние,

но изба́ви нас от лука́ваго.

Молитва «Отче наш» на русском языке полностью

Да святится имя Твое;

Да приидет Царствие Твое;

да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

Хлеб наш насущный дай нам на сей день;

И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;

И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь.

Толкование молитвы «Отче наш»

Происхождение «Иже еси на небесех» имеет давнюю многовековую историю. В Библии упоминается о том, что автором молитвы Господня является сам Иисус Христос. Она была дана им тогда, когда он находился еще при жизни.

За время существования Отче наш, многие священнослужители выражали и продолжают выражать своё мнение о главном смысле, который изложен в данной молитве. Их толкования при этом сравнительно отличаются друг от друга. И в первую очередь это связано с тем, что в содержании этого священного и глубокомысленного текста заложен очень тонкий, но при этом важный философский посыл, который может быть воспринят каждым человеком абсолютно по-разному. При этом сама молитва по сравнению с другими является достаточно короткой. Поэтому выучить её может каждый!

Молитва «Отче наш» составлена таким образом, что весь ее текст имеет особую структуру, в которой предложения разделяются на несколько смысловых частей.

  1. В первой части говорится о прославлении Бога. Во время её произнесения, люди обращаются к Всевышнему со всем признанием и уважением, думая о том, что это главный спаситель всего рода человеческого.
  2. Вторая часть подразумевает индивидуальные просьбы и пожелания людей направленные Богу.
  3. Заключение, которое завершает молитву и обращение верующих.

Проанализировав полностью весь текст молитвы, интересной особенностью окажется тот факт, что за время произнесения всех её частей, людям предстоит семь раз обратиться со своими просьбами и пожеланиями к Богу.

А для того, чтобы Бог услышал просьбы о помощи и смог помочь, каждому человеку не помешало бы изучить подробную информацию с детальным разбором всех трех частей молитвы.

«Отче Наш»

Данная фраза дает понять православным, что Бог, это главный правитель Царства Небесного, к которому душой нужно относиться точно также, как и к родному отцу. То есть со всей теплотой и любовью.

Иисус Христос, когда учил своих учеников правильно молиться, говорил о том, что нужно полюбить Отца Бога.

«Сущий на небесах»

В толковании многих священнослужителей, фраза «Сущий на небесах» понимается в переносном смысле. Так, например, Иоанну Златоусту в своих размышлениях она представлялась в качестве сравнительного оборота.

В других толкованиях говорится, что «Сущий на небесах» имеет образное выражение, где небо является олицетворением любой человеческой души. Иными словами Божья сила присутствует в каждом, кто в нее искренне верит. И поскольку душой принято называть человеческое сознание, которое не имеет материальной формы, но при этом оно (сознание) есть, то соответственно весь внутренний мир верующего в данном толковании предстает в качестве небесного облика, где существует и Божья благодать.

«Да святится имя твое»

Оно означает, что люди должны славить имя Господа Бога, посредством совершения добрых и благородных поступков, не нарушая при этом всех заповедей Ветхого завета. Фраза «Да святится имя твое» является оригинальной и при переводе молитвы не была заменена.

«Да придет царствие твое»

В библейских сказаниях говорится, что при жизни Иисуса Христа, царство Божие помогало людям преодолевать страдания, изгонять нечистую силу, в том силе бесов, исцелять больной организм от всевозможных болезней, создавая условия для прекрасной и счастливой жизни на земле.

Но со временем огромное количество людей всё-таки оказалось не способными уберечь себя от грязных искушений, порочащие и очерняющие их слабовольные души искусственными соблазнами. В конечном итоге отсутствие смирения и безукоризненное следование своим собственным природным инстинктом превратило большую часть общества в диких зверей. Надо сказать, что данные слова вплоть и до настоящего времени не утратили своей оригинальности.

«Да будет воля твоя»

Речь о том, что не нужно бояться власти Божией, поскольку ему виднее каким образом должна сложиться судьба каждого человека: сквозь труд или боль, радость или печаль. Какими бы неприятными обстоятельствами не был наполнен наш путь, важно, что с Божией помощью он всегда обретает смысл. Это, пожалуй, самые сильные слова.

«Хлеб наш»

Эти слова полны загадочности и сложности. Мнения многих священнослужителей сошлось в том, что смысл данной фразы обусловлен постоянством Бога. То есть он должен оберегать людей не только в самые трудные минуты, но и в другие случаи, оставаясь с ними всегда. Очень важно выучить данные слова наизусть.

«И остави нам долги»

Нужно научиться прощать грехи близких и посторонних людей. Потому что только тогда все собственные пороки будут прощены.

«И не веди нас во искушение»

Это значит, что люди просят Бога о создании на жизненном пути тех трудностей и преград, которые нам по силам пройти. Ибо все неподвластное способно сломить человеческую душу и утратить его веру, подвергнув всякого человека к искушению.

«Но избави нас от лукавого»

Здесь все понятно. Мы просим у Бога помощи в борьбе со злом.

Молитву Отче наш можно распечатать себе на бумагу перед походом в церковь.

Важно отметить, что все представленные выше слова изложены на современном русском языке, которые являются переводом с древнецерковного.

Дома молитва «Отче наш» читается утром и на ночь перед сном. А в храме обращаться к Богу можно в любое время.

«Отче наш»: икона-парадокс

Как молиться перед иконой, на которой символически изображена молитва? Обращаться к Отцу можно, но можно ли Его изобразить? А изображать глобус – с экватором и меридианами, – иконописцу уместно ли? Миссионерская икона для неграмотных настолько сложна, что ее саму нужно пояснять? Икона «Отче наш» ставит много вопросов.

Икона «Отче наш» круга Гурия Никитина, XVII в.

«Поучительная икона», – так называл искусствовед Никодим Кондаков сложные иконные композиции, созданные на основе текстов Священного Писания, молитв и песнопений. Эти иконы, настоящие богословские трактаты в красках, стали распространяться в Московской Руси в XVI-XVII в. В их число входят иконы, передающие слова молитвы Господней «Отче наш» и исповедания веры.

Сложные аллегорические изображения действительно привлекают внимание – в них есть что-то таинственное, непривычное. Небесные сферы, мандорлы, надписи на хартиях, солнце и луна с человеческими лицами, поклоняющиеся лики святых и ангелов…. Образа хочется рассматривать, пытаясь разгадать их детали. По идее, они и должны были наглядно объяснить малограмотным людям, «како веруеши» и уберечь их от ересей, а тем, кто был начитан, – показывать учение святых отцов более ярко и броско, оживить цитаты, объяснив их в символических изображениях. Т.е. иконы были, говоря современным языком, «миссионерскими».

Действительно ли такая икона поучает и просвещает? Или развлекает ум, превращается в некое подобие комикса? Есть ведь различие между тем, как «созерцали» иконы прп. Андрей Рублев и Даниил Черный и таким разгадыванием символов.

На Руси обо всем этом спорили со времени распространения «поучительных икон». В 1553 г. произошел знаменитый разговор между вт. Макарием, митрополитом Московским, и главой посольского приказа Иваном Висковатым. Дьяк настаивал на том, что «поучительные иконы» — это плод воображения художника, а значит, и не должны писаться. Он, приводит пример изображения Бога Отца, которого никто не видел во плоти, на иконе «Символ веры», а также Четырехчастную икону, написанную после пожара 1547 года для Благовещенского собора Московского Кремля. Эта икона объединяет изображения «Почи Бог в день седьмый», «Единородный Сыне и Слове Божий», «Приидите, Трипостасному Божеству поклонимся» и «Во гробе плотски».

Митрополит Макарий, иконописец и сторонник поучительных икон, пояснял, что на иконах Бог Отец пишется не «по существу», а «по пророчествам», а символические иконы не являются новшеством, а опираются на старые образцы. Через год воззрения Ивана Висковатого рассматривал Собор, который отлучил его от Церкви. Вскоре отлучение было заменено трехлетним покаянием и отлучением от причастия. Первый год «министр иностранных дел» кроме того должен был стоять у ворот церкви и просить прощение у каждого ходящего.

Большой московский Собор (1666-1667) принял обратное решение – о невозможности изображения Бога Отца и разрешении изображать Святого Духа в виде голубя только на иконах Крещения Господня. Тем не менее

Зачем была написана икона «Отче наш»

Самая ранняя русская икона, иллюстрирующая молитву Господню, была написана в 1668 году для московской церкви святителя Григория Неокесерийского в Дербицах. Сегодня икона находится в Санкт-Петербурге, в Русском музее.

Появление именно этой композиции среди икон храма было исполнено глубокого смысла. Свт. Григорий Чудотворец (III в.), был автором исповедания веры, которое легло в основу того Символа, который был принят в 325 г. отцами Первого Вселенского собора и который ежедневно поется всем народом на Литургии. Хотя «автором» святителя Григория можно назвать условно. Как сообщает его житие, правильному учению о Святой Троице его научили в видении Богородица и апостол Иоанн Богослов.

Поэтому и в местном ряду иконостаса была установлена икона «Символ веры». Раз есть икона, иллюстрирующая «Верую», то, конечно, в паре к ней должна быть и икона, поясняющая молитву Господню. Так и было. Икона «Отче наш» находилась как раз напротив «Символа веры» – за клиросом.

Храму покровительствовал царь Алексей Михайлович: здесь служил его духовник протопоп Андрей Саввинов, здесь же государь венчался со своей второй женой Наталией Кирилловной Нарышкиной, будущей матерью Петра I. Поэтому неудивительно, что над иконами для только что остроенной заново в камне церкви трудились лучшие царские изографы.

Дореволюционный знаток иконы Александр Успенский говорит о «Верую» и «Отче наш» как о шедеврах древнерусской живописи. И действительно многофигурные композиции поражают сложностью построения и богатством деталей. При этом в иконах уже явно чувствуется, что традиция переживает упадок. Изломанные позы, молитвенно сложенные на груди руки, воздетые к небу лица – во всем чувствуется напряжение и аффект. То, что характерно не для иконописи, а для западного искусства барокко.

В монографии о мастере Гурии Никитине, участвовавшем в создании икон для церкви свт. Григория Неокесарийского, искусствовед Вера Брюсова отмечает, что в самих иконах «Верую» и «Отче наш» можно увидеть значительную разницу в манере письма из авторов. Разницу между продолжением традиции и новыми веяниями. Так она сравнивает подвижность и беспокойство молящихся в сцене «Но избави нас от лукаваго», приписываемой Сергею Рожкову, со спокойствием и молитвенным настроением Божией Матери и апостолов в никитинской композиции «И восшедшаго на небеса» иконы «Символ веры».

Можно ли изображать Отца?

Вверху иконы находится изображение Новозаветной Троицы, т.н. Сопрестолие – Бог Отец в виде Ветхого Денми, Сын – Иисус Христос и Святой Дух в виде голубя, парящего над державой. Триипостасному Божеству поклоняются ангелы. Так проиллюстрированы начальные слова молитвы – призывание «Отче наш». Что характерно, Бог Отец изображен только легким контуром, а Сын – полностью. Брюсова замечает, что едва ли образа царского храма могли создаваться без ведома патриарха Иоасафа, лишь годом ранее принявшего соборное определение о невозможности изображать Бога Отца.
Икона «Отче наш», 1813г. Павлово-на-Оке (Василий Рассадин?)

Семь прошений и одно славословие

Ниже изображения Новозаветной Троицы попарно располагаются восемь композиций – т.н. тябл. Каждое тябло иллюстрирует одно из прошений молитвы Господней. Последняя композиция иллюстрирует слова, которые произносит только священник – «Яко твое есть царство и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

«Да святится им Твое» и «Да приидет царствие Твое». Каждая из композиций поделена как бы на две части: церковь и мир. Мир кланяется царю земному, стоящему на пьедестале царю со скипетром, а христиане – Царю Небесному. Сцена «Да придет царствие Твое» имеет несколько апокалиптический оттенок. В западных гравюрах того времени схожим образом передавалось поклонение антихристу. Скорое пришествие Царства Божиего приобретает смысл скорого второго пришествия Христова.

«Да будет воля Твоя». Христос взял Крест и идет на вольное страдание. За ним идут люди с крестами. Кто-то изнемогает под тяжестью ноши, кто-то падает.

«Хлеб наш насущный даждь дам днесь». Господь преподает Хлеб апостолам, что «И остави нам долги наша». Христиане молятся о прощении своих грехов, а рядом приведены сцен ы Яко Твое есть Царство…

«И не введи нас во искушение». Христиане молятся вне дома – как бы вне мира, а в доме идет пир, люди упиваются вином, не видя бесов у себя за спиной.

«Но избави нас от лукаваго». Бесы лукавы, и представляют грех до искушения сладким, а Бога милостивым, а после совершения греха – тяжким, а Бога неумолимым Судьей. На иконе это передано образно: бес придавливает коленом отчаявшегося, плачущего грешника.

«Яко Твое есть Царство». Новозаветной Троице покланяются ангелы, апостолы и святые. У композиция есть интересные детали. Сфере, окружающей Божество предстоят Богородица и св. Иоанн Предтеча, значит перед нами необычный вариант деисиса. В центре находится сфера – изображение мира, как «царства Божия». Кстати тот же Большой московский собор осудил изображение Христа с державой в руке вместо Евангелия, видя в них латинское влияние. Однако держава и как атрибут величия Христа Царя царей и Господа господствующих, и сферу как символ видимого мира продолжали рисовать.

Наиболее интересный пример композиции «Яко Твое есть Царство» можно увидеть в росписи свода западного крыльца галереи храма Ильи Пророка в Ярославле (начало XVIII в.). Вверху также изображена Новозаветная Троица на херувимах, а по сторонам – лики святых на облаках. В центре же – Земля в виде глобуса, с экватором и меридианами.

В росписи галереи Ильинской Церкви встречаются и другие композиции на слова молитвы Господней располагаются рядом со сценами из Апокалипсиса, что еще раз.

Поздние иконы «Отче наш»

Обычно небольшие иконы «Отче наш» XVIII-XIX вв. представляют собой набор из девяти равномерных композиций. Они располагаются так, чтобы рассматривать друг за другом, – слева направо, сверху вниз. В три ряда по три.
Икона «Отче наш» Читинский областной художественный музей

Не всегда каждому прошению молитвы Господней на иконе соответствует особая композиция. Интересно рассчитано пространство иконы «Отче наш» из Читинского музея. Она небольшая – 30×35 см, поэтому иконописец сократил число фигур и упростил общую композицию.

В результате образ стал четким, лаконичным и исполненным глубокого богословского смысла. Он превратился в ответ на главный христианский вопрос: «Как спастись?» Наверху – на облаках, «на небесех» ангелы предстоят благословляющему мир Богу Отцу.

Ниже слева изображено Рождество Христово. «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли». Бог волею стал Человеком, чтобы земное соединить небесному и чтобы преодолеть последствия первородного греха, того искушения «быть, как боги», которое не перенесли Адам и Ева. И действительно – «и не введи нас во искушение» иллюстрируют прародители у древа познания добра и зла. Сатана повержен в пропасть ада – так переданы слова «но избави нас от лукавого».

В центре же иконы Христос, воплотившийся Сын и Слово, «днесь» подает апостолам Хлеб, Свое Тело. Ниже изображены люди, которые прежде чем приступить к жертвеннику, возвращают долги и прощают обиды. «И остави нам долги наша…». На этой иконе тема Литургии и апостольства приобретает особую остроту, и вот почему. Скорее всего она старообрядческая, а для старообрядцев вопрос сохранения Литургии и священнического приемства был всегда особенно острым и болезненным.

Читайте также  Молитва Матроне о помощи в здоровье

Арсений ЗАГУЛЯЕВ

Код для размещения ссылки на данный материал:

Как будет выглядеть ссылка:

Как молиться перед иконой, на которой символически изображена молитва? Обращаться к Отцу можно, но можно ли Его изобразить? А изображать глобус – с экватором и меридианами, – иконописцу уместно ли? Миссионерская икона для неграмотных настолько сложна, что ее саму нужно пояснять? Икона «Отче наш» ставит много вопросов.

Икона молитва Отче наш

Вы используете устаревший браузер.
Пожалуйста, обновите его.

Коллекция Государственного Русского музея

  1. Главная
  2. Онлайн ресурсы
  3. Коллекция
  4. Древнерусская живопись
  5. «Отче наш. »

«Отче наш. »

Круг Гурия Никитина. 1668—1669

  • Дерево, левкас, темпера . 131 х 77 х 2,5
  • ДРЖ-2768

Пост. в 1933 через Антиквариат после зарубежной выставки 1929–1932

  • Происходит из церкви святого Григория Неокессарийского на Полянке в Москве.
    • Экспонирование Михайловский дворец, Зал 4Открыть панораму зала в виртуальном туре
    • Период Древнерусское искусство
    • Категория Библейский сюжет
    • Ключевые слова Святые | мужской костюм | женский костюм | ангелы | соборы, церкви, храмы, монастыри | цветы
    • Виртуальные выставки и 3D-туры
      • Осень русского Средневековья

      Поделиться

      Церковь Святителя Григория Неокесарийского на Большой Полянке в Москве, откуда происходят иконы «Отче наш. » и «Символ веры», была воздвигнута в камне на месте старого деревянного храма на средства царя Алексея Михайловича и его духовника Андрея Саввиновича Постникова. Над созданием иконостаса «красной» церкви работали лучшие мастера своего времени: Симон Ушаков, Георгий Зиновьев, Иван и Федор Карповы и другие. Иконы «Символ веры» и «Отче наш. » были парными и располагались в местном ряду.

      Андрей Постников был сторонником реформ патриарха Никона. Возможно, включение в состав иконостаса образов, иллюстрировавших тексты главных христианских молитв, было обусловлено стремлением подчеркнуть законность «книжной справы», в ходе которой был отредактирован текст Символа веры.

      Иконы относятся к так называемым символико-аллегорическим или мистико-дидактическим образам, получившим распространение с середины XVI столетия.

      По всей видимости, сюжет «Отче наш…» был довольно редким. В отличие от произведений на тему Символа веры, он встречается преимущественно в памятниках монументальной живописи.

      Сложная девятичастная композиция представляет собой иллюстрацию к молитве «Отче наш». Целые сцены или отдельные их части были заимствованы из гравированных листов популярной в XVII веке Библии Пискатора, привозившейся из Западной Европы.

      Порядок клейм:

      1. «Отче наш иже еси на небесех». Троица Новозаветная в окружении бесплотных сил;
      2. «Да святится имя Твое». Добрые дела;
      3. «Да приидет царствие Твое». Олицетворение мира;
      4. «Да будет воля Твоя…». Несение креста;
      5. «Хлеб наш насущный…». Причащение. Молитва перед вкушением пищи. Проповедь Христа;
      6. «И остави нам долги наша…». Возвращение блудного сына. Притча о немилосердном должнике;
      7. «И не введи нас во искушение»;
      8. «Но избави нас от лукавого»;
      9. «Яко Твое есть царство…». Царство будущего века.

      Иконы «Отче наш…» и «Символ веры» имеют единую художественную природу. Очевидно, они создавались одновременно с другими иконами местного ряда церкви Григория Неокесарийского. Их размеры и формат такие же, как у стоявших по сторонам от Царских дверей образов письма Симона Ушакова «Богоматерь Киккская» (ГТГ) и «Господь Вседержитель» (ГИМ). У всех четырех икон нет ковчегов, а поля окрашены в охристый цвет. Несмотря на разницу в количестве клейм (9 и 13), «Отче наш…» и «Символ веры» воспринимаются как парные образы, чему способствует наличие одинаковых фигурных завершений, объединяющих под своей «небесной» сенью верхние ярусы клейм. По стилю рассматриваемые произведения схожи с работами поволжских мастеров третьей четверти XVII столетия, в которых также обнаруживаются бурная динамика форм, богатство палитры, обильные золотые пробела.

      Иконография «Отче наш» на настоящий момент известна лишь в варианте, ориентированном на гравюры Библии Пискатора серии «Paternoster», исполненные по рисункам Мартена ван Хемскерка.

      В каждом из девяти клейм иконы «Отче наш…» узнаются характерные особенности гравюр этого цикла, несмотря на то что они были творчески переосмыслены иконописцем. Он отказался от изображения обнаженного тела. Иллюстрируя слова «И не введи нас во искушение», ван Хемскерк изобразил нагую блудницу, а изограф нарядил ее в платье до пят, хотя и сохранил жест отведенной в сторону руки с изящным сосудом. В композиции «Да приидет царствие твое» фигура черта, сидящего на земном шаре, заменена царственным юношей, держащим в руках золотые цепи. Среди примечательных деталей, скопированных иконописцем с западного образца, — знаки зодиака, окаймляющие земной шар в последнем клейме «Яко Твое есть царство».

      Возможно, создававший икону «Отче наш…» мастер, как и в случае с иконой «Символ веры», знал святоотеческие толкования молитвы Господней, которые были широко распространены в славянской рукописной традиции. В клейме «Хлеб наш насущный даждь нам днесь» на дальнем плане показаны и литургия, совершающаяся в храме, и «келейное» вкушение пищи, в полном соответствии с пониманием этих слов блаженным Феофилактом Болгарским: «Под „насущным“ Господь разумеет тот хлеб, который достаточен для нашей природы и состояния, но Он устраняет заботу о завтрашнем дне. И Тело Христа есть насущный хлеб, о неосужденном причастии которого мы должны молиться». В то же время общий композиционный замысел клейма (с проповедью слова Божия на первом плане и сценами причастия и молитвы перед трапезой — на дальнем) восходит к гравюре «Panem nostrum quotidianum» из цикла «Отче наш…» Библии Пискатора.

      П. В. Западалова // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 142-143.

      Икона молитва Отче наш

      Молитва «Отче наш» особая, с нее вообще началась история христианского богослужения. Конечно, важно знать ее содержание и смысл, ее место в богослужении, как оно менялось и менялась ли, как исполнялась, какой несла смысл, но, пожалуй, важнее этого то, что лично вкладываешь в эту молитву, почему она так дорога тебе, с чем она у тебя лично связана.

      Личностное отношение к молитве – вот что важно, как и вообще в вере самое важное — личное интимное отношение. Известно, что эту молитву дал своим ученикам Сам Иисус Христос, когда они обратились к Нему с просьбой научить их молитве (Мф. 6, 9-13, Лк. 11,1). Это единственная молитва, которую Он оставил.

      В разные периоды и в разных местах она звучит по-разному. В I веке она была единственной, ею освящались утро, день, вечер, с нее начиналась евхаристия, начиналось и заканчивалось. Она была центром богослужения, одна молитва у ранних христиан (св. Игнатий: «да будет у Вас одна молитва…») – это и есть молитва «Отче наш». Все остальные молитвы только присоединились к ней.

      С исполнением молитвы тоже своя история. Песнопение молитвы изначально было общим, всем народом. Только позднее выделился хор, который стал заместителем общенародного пения «порядка ради». Этот порядок, однако, очень медленно и с трудом входил в древнюю церковь, но, завоевав богослужение, оно вытеснило первоначальный способ исполнения «Отче наш», в котором каждый вкладывал самое ценное – личное и интимное.

      Может быть, поэтому у меня самые сильные ощущения от молитвы связаны именно с моментом ее исполнения перед причастием. Я не знаю, как это объяснить, откуда вдруг это ощущение, словно возвращаюсь на 2 тысячи лет назад, когда все именно так и происходило: на протяжении всей службы, когда не было ни певчих, ни псаломщиков, не было разделения на тех, кто в алтаре и кто перед ним, все были святыми. Есть, наверное, память веры, хранящаяся в самом строе богослужения, которая дает о себе знать в эти мгновения.

      Общенародное пение молитвы «Отче наш» — момент единения, воплощения соборности и церковности. Через общее пение мы, пришедшие в храм,ощущаем себя народом, объединенным любовью и верой в Церковь. Нестройно, неточно, не попадая в ноты, хриплыми голосами, медленно растягивая слова, не в такт и не в тон, но вместе. Даже те, кого презрительно-уничижительно батюшки называют «захожанами», подпевают. Молитва идет издалека, от бабушек, от корней, от первых христиан.

      Здесь она обретает надличностный, народный смысл, потому что «едиными усты и единым сердцем», сохраняя чаяния каждого в голосах, вливающихся в этот хор. Певчие не очень любят народное пение в храме, стараясь задавать удобный себе тон и ритм, который, по их мнению, вносит порядок и стройность, который чаще всего оборачивается диктатом и насилием, потому что порядок подчиняет личность тотальности, нивелируя ее до винтика и члена.

      Икона «Отче наш» Читинский областной художественный музей

      В этот момент перехватывает горло, я люблю всех, кто поет вместе со мной. Не знаю, все ли испытывают такое волнение, наверняка не все: кто-то уже привык к храму, кто-то уже не воспринимает это корявое песнопение за пение и соборность, а поет, потому что так положено. Певчие глухо ропщут, а иногда и заменяют народ, не выдерживая фальшивости нот, своим музыкально правильным исполнением.

      Кто-то не знает и истории песнопений в храме, когда в ранний период христианства отдельного от народа хора не было, а пели все вместе, потому что все были из рода избранных, царственного священства, святой, народ, взятый в удел…(1Пет; 2:5, 9-10).

      За этим маленьким эпизодом кроется долгий богословский спор: что есть церковь? Для меня это народ, объединенный любовью и верой в Бога-Троицу. Но не будем вдаваться в подробности спора, немало копий сломано, да и высказывать свою точку зрения в церкви не принято и не безопасно. Все больше подчинение, все больше наказания и все меньше любви.

      Но что произошло, то произошло, однако эти островки раннехристианского богослужения, как воспоминания далекого детства, задевают за живое, открывая навстречу самое потаенное спустя и 2 тысячи лет. Но вернемся к тексту молитвы.

      Существует много толкований на эту молитву, но мне ближе всего толкование Антония Сурожского, священника, эмигрировавшего в Париж вместе с родителями еще в отроческом возрасте после революции 1917 года, ставшего в зрелом возрасте тайным монахом, позднее –священнослужителем. Объясняя «Отче наш», он говорит, что она разделена на несколько частей.

      Первая – пpизывание Бога-Отца, к которому примыкают тpи Его характеристики — первые прошения. Вторая – четыре следующих прошения — идут от грешника и являют собой его путь в Царство Небесное. Заканчивается молитва «Отче наш» – славословием Бога-Троицы, которое благословляет грешника на этот путь и потому произносится всегда от имени Самого Господа только священником.

      Некоторые толкователи говорят, что это поздняя приписка к молитве, которая уже шла от установившегося строя богослужения. Суть молитвы проста, если вспомнить слова Иисуса, которыми он ответил на вопрос законоучителя:

      «Учителю, кая заповедь болши есть в законе? Иисус же рече ему: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслею твоею. Сия есть первая и болшая заповедь. Вторая же, подобная ей: возлюбиши искренняго твоего яко сам себе. В сию обою заповедию весь закон и пророцы висят» (Мф. 22; 36-40).

      Фреска «Нагорная проповедь»

      В нагорной проповеди господь учит не уподобляться в молитве язычникам, которые молятся широко, многословно, говорящих много и пространно, а молиться кратко и глубоко, давая за образ ей молитву «Отче наш».

      Первая часть молитвы «Отче наш» относится к первой части наиважнейшей заповеди («Возлюби Господа Бога твоего…»), фактически являющейся первой заповедью из десяти, знакомых нам. Она взята из Ветхого завета (Втр. 6; 4-9) и называется еврейской «шемой». Шема была дана евреям Богом на Синайской горе и читалась она евреями утром, вечером и при различных обстоятельствах, высекалась на косяках домов и складывалась в особые коробочки со словами из Торы.

      Вторая часть заповеди относится ко второй части молитвы(«возлюбиши искренняго своего…»), объединяющая всю вторую часть декалога (5,6,7,8,9 и 10 заповеди). Таким образом, «Отче наш» — это перефразированные и сжатые десять заповедей, изложенные четко, понятно, доходчиво и кратко.

      Икона «Отче наш» круга Гурия Никитина, XVII в.

      Меня всегда интересовала вторая часть, потому что никто не признается в открытую, кроме разве что святых, достигших духовного совершенства, в нелюбови к Богу. Поэтому, думается, в конечном счете, любовь к Богу воплощается в любви к ближнему, которого любить всегда тяжелее, потому что он вблизи со всеми своими недостатками, ошибками, соблазнами и «кишками».

      Второе — ближний, а может быть и прежде всего, это ты сам: как себя любишь, так и других. Принимаешь себя, принимаешь других. Ненавидишь и презираешь себя – других ненавидишь и презираешь. Знаю это не понаслышке, хотя сейчас модно говорить, что надо полюбить себя, но насколько это трудно – никто не говорит, если у себя знаешь грехов больше, чем у других.

      И вот относительно себя, Христос говорит, что есть только три важных в этом мире вещи: иметь хлеб насущный, уметь прощать и необходимость избегать соблазнов, какими бы привлекательными они ни были.Он не просто перечисляет того, что важно уметь делать, чтобы избежать скорбей и страданий. Хотя и само по себе перечисление этих вещей очень значимо.

      В этой части молитвы Иисус Христос устанавливает границы, начиная с хлеба насущного и кончая просьбой избавить нас от лукаваго. Хлеба просишь –проси только насущного, не больше; просишь оставить обиды –проси в той мере, в какой сам можешь оставлять другому – не больше; просишь не вводить в искушения – не проси помощи в этом самостоянии, умей сам господствовать собой и над грехом, выдерживай эту борьбу; просишь избавить от лукаваго – умей сам видеть за красивой оберткой обман и соблазн.

      Поскольку в двух последних прошениях речь идет о соблазнах и умении противостоять им, часто они объединяются в одно прошение. А для меня эти прошения самые важные, потому что отказ от соблазнов означает, что у тебя есть смысл, своя задача, что ты знаешь, зачем живешь и ты умеешь постоять за свою мечту и свой путь. Это искусство и вершина пути каждого верующего. Когда Каин перед убийством Авеля сильно огорчился, что Бог призрел на дары брата и поник головой, Бог сказал ему:

      «Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4; 7).

      Вот в этом суть – «ты господствуй». Когда научаешься отличать искушение от испытания, когда превращаешь искушение в испытание себя, когда научаешься видеть обман и не поддаваться на красивые слова и посулы, тверд и не колеблешься, тогда ты научился справляться с соблазнами, тогда ты испытываешь приятно-легкое состояние души, тогда лицо твое – не мрачное и поникшее, а светлое и открытое, потому что у тебя есть то, ради чего стоит жить и верить. Надо бодрствовать, говорит Господь, в этом сила верующего. Потому что «С Богом я все могу».

      Икона «Отче наш», 1813г. Павлово-на-Оке (Василий Рассадин?)

      Вторая часть молитвы «Отче наш» – это гимн человеку, который может выдержать все испытания, если знает зачем. Именно поэтому вторая часть – про каждого из нас, каждый молится, произнося «Отче наш», дать силы преодолеть все, силы, выдержать все испытания и выйти победителем.

      Последние слова молитвы – благословение Господа — вкратце можно перевести: «Да будет так!». Аминь. И еще. Эта молитва идет не от себя лично, а от нас всех, ею мы молимся за всех, а не только за верующих. Молитвой «Отче наш» мы просим у всех прощения, просим сил принять и пройти достойно все испытания, ищем путь любви к Богу и ближним.

      Молитва «Отче наш» — самая простая и сильная

      «Отче наш» – молитва, о которой слышали даже далекие от веры в Единого Бога люди. Одна из известных, она в то же время является одной из эффективных на устах истинно верующего. Правда, помогает только тем, кто правильно ее использует и пытается понять суть молитвенных строк, обращенных к нашему Единому Создателю.

      Текст молитвы «Отче наш»

      Текст «Отче наш» – один из первых, которые полагается выучить христианину. Учат наизусть его даже детки. Однако, нередко, молитвенные строки человек забывает. Это случается не только из-за того что к ним он прибегает крайне редко, но и от волнения.

      Текст на русском языке

      Самый простой для изучения вариант молитвы. Предпочтителен он для большинства христиан. Интересно, что использовать его можно не только дома, но и в церкви, обращаясь ко Всевышнему, в доме Его. Священнослужители не против этого. Наоборот, они поощряют применение данной молитвы, понимая, что понять ее людям, никогда не изучавшим старославянский, гораздо проще, а это важнее всего.

      Текст на церковнославянском

      Данный вариант молитвы можно услышать на богослужении в храмах, монастырях и т. д. Им традиционно пользуются все священники. Среднестатистическому верующему воспринимать «Отче наш» на церковнославянском сложно, но стремиться к тому, чтобы знать молитву на данном языке, однозначно стоит.

      Толкование молитвы «Отче наш»

      «Отче Наш»

      Молитвенный текст начинается традиционно с обращения к Господу. Этот его элемент является одновременно необходимым и естественным, так как любая молитва представляет собой беседу со Всевышним. Как и в обычной беседе с тем, от кого мы ждем помощи, в первую очередь мы взываем к Отцу нашему Единому.

      Сама по себе формулировка четко отображает отношения обеих сторон предстоящего разговора. Более того, она пропитана тем же духом, который присущ и прошению, представленному ниже. Взывая к Господу, мы прямо указываем на то, чем он для нас является. Помимо всего прочего, это напоминание для нас о роли Его, о Его учениях, в том числе и о том, как Сын Божий учил людей молиться.

      «Сущий на небесах»

      На первый взгляд эта строчка кажется простой и понятной. Мы представляем Бога, живущим на небесах. Однако, такое толкование характерно для идолопоклонничества. В данном случае акцент на том, что Господь «Небесный», сделан для того чтобы подчеркнуть Его святость, чистоту, бесстрастность, духовность. Он выше этого мира, больше его. И речь не идет о материалистическом воззрении, присущем язычникам, воображавшим богов человекообразно. Подразумевается, прежде всего, разделение всего земного и блаженного, «небесного». Последнее и воплощает «сущий на небесах» Бог.

      «Да святится имя твое»

      Относительно этой строчки у разных богословов мнения расходятся. Некоторые утверждают, что она является отсылкой к песнопениям серафимов «Свят, свят, свят Господь». Другие уверены, что такими словами человек может выразить свой страх перед всемогущим Всевышним.

      Интересно, что при этом все они согласны в одном – «Да святится имя твое» следует в обязательном порядке произносить перед тем, как что-то просить у Бога. Это выражение является благоговейным почтением Отца Нашего, который, как известно, святее всех святых. Им мы хотим сказать, что важнее всего для истинных праведников – слава Господня.

      «Да придет царствие твое»

      После прославления Бога идет строка, выражающая желание молящегося приблизить царствие Его. При этом крайне важно понимать, что под царствием Господним не подразумевается счастливая жизнь. Подобное толкование опять же таки сводит все к материализму, к вещам и понятиям земным, не имеющим ничего общего с самой сутью Всевышнего. Царство Божие есть Царством Небесным, а значит, оно противопоставлено земному. Чтобы понять это, нужно иметь определенный духовный опыт или как минимум к нему стремится.

      «Да будет воля твоя»

      Если предыдущие строки относились напрямую к Отцу Нашему, то эта – к людям землю, созданную Богом, населяющим. Мы получаем все блага в жизни лишь в том случае, если на это есть воля Всевышнего. Это важный акцент, реализованный в строчке «Да будет воля твоя». Ею мы демонстрируем свое смирение, свою готовность принять одну важную истину – «будет так, как захочешь Ты, а не как того пожелаю я».

      Конечно, Отец Наш творит свою волю, но против нашей Он делать того не станет. А посмеет ли праведник противиться Господу? Нет! Это и выражают данные ключевые слова молитвенного прошения. Сложно найти другие строки, которые были бы столь точно передать нашу любовь к Всевышнему, наше желание угодить Ему.

      «Хлеб наш»

      Толковать эти слова можно по-разному. Многие богословы склоняются к мысли, что речь идет о хлебе, как о духовном питании. Другими словами, о причащении Крови и Тела Спасителя. Это напоминание о необходимости регулярно участвовать в таинстве и благодарность за такой дар свыше, за «хлеб, сошедший с небес по воле Господа».

      Данная строка является выражением готовности человека с верой во Всевышнего, со страхом перед Ним, причащаться, сражаясь тем самым с грехом ради жизни вечной, обещанной Богом.

      «И остави нам долги»

      О каких долгах идет речь в молитве «Отче наш»? Люди хоть немного духовно просвещённые знают, что таким словом называют грехи человека. Почему было выбрано именно оно? Все просто – если человек кому-то что-то должен, то он является виновным. Прощение заслужить должник может лишь, расквитавшись с долгами.

      Такие понятия, как грехи и Бог – неразделимы. Если мы являемся должниками Господа, то мы перед Ним виноваты, а значит, положено нам стремиться к прощению – к искуплению своих грехов. Эта часть молитвенного обращения как нельзя лучше акцентирует внимание верующего на то, что он ответственен перед Всевышним.

      «И не веди нас во искушение»

      Эту строчку стоит рассматривать не отдельно, а в связи с предыдущей, тогда все становится более понятным. Речь, конечно же, идет об искушении перед грехами. Сначала, обращаясь к Господу, мы просим его простить нам наши долги, а теперь – отвести нас от новых.

      Другими словами, верующий молит Бога о Его помощи в борьбе со страстями. Таким образом он выражает свое стремление оставаться истинным праведником, жить по законам Спасителя Нашего, избавляться от любого повода совершить то, что перечит учениям Господним.

      Интересно, что многие, читая данную строчку молитвы, думают, что речь идет об искушении, в которое ведет человека сам Бог. Но это не так! Подразумевается, что людей искушает мир, а он, как известно, «весь лежит во зле». Изначально мир был благим, но нынешнее его состояние таковым не является. Неправильное, то есть, падшее, оно и подводит детей Господних к грехам, отвести от которых их может лишь Спаситель.

      «Но избави нас от лукавого»

      Если брать дословный перевод молитвы с греческого, то слово «лукавый» подменяется словами «зло» или «злой». В представлении человека зло и есть лукавый, то есть, дьявол, бес, сатана, главный враг Отца Небесного, всякой правды. Защитить нас от козней духа злого, от его коварства, под силу только Всевышнему, к которому верующие и обращаются со строчкой «Но избави нас от лукавого».

      Интересно, что с подобной просьбой к Богу в свое время взывали даже сомневающиеся или люди совсем далекие от истины Господней. И даже в таких случаях ответ на соответствующие слова приходил, ведь Всевышний, как известно, милосердный.

      Когда читать и кому помогает

      «Отче наш» – одна из важнейших христианских молитв. Также ее считают самой эффективной в трудную жизненную минуту. Однако, важно понимать, что подействует она лишь в том случае, если произносят ее правильно:

      1. Молитва является тайной, то есть, произносят ее наедине с Богом. Перед тем, как читать молитвенные строки, уединитесь, убедитесь в том, что никто и ничто не будет вас отвлекать от предстоящей беседы со Всевышним. Обращаться к Нему можно мысленно или, проговаривая прошение вслух.
      2. Читать нужно всю молитву целиком. Некоторые верующие считают, что сокращенный ее вариант столь же эффективен, как и полный. Возможно, он и может помочь нуждающимся, но не стоит забывать о наставлениях священнослужителей. Последние убеждены, что молитвы, как и Библию, нельзя читать отрывками.
      3. Перед тем, как обратиться ко Всевышнему, очистите сердце. От чего же его нужно очищать? Прежде всего, от такого мусора, как злость, раздражение, обиды. Верующему полагается освободиться от всего греховного, уподобится Отцу Своему всепрощающему. Только тогда обращение его найдет ответ.
      4. Молитесь как можно чаще, но не делайте это «на автомате». Толку от молитвы, если она была прочитана 1 раз, не ждите. В своем обращении к Господу нужно оставаться настойчивым. Взывайте к Нему снова и снова, каждый раз вдумываясь в произносимые слова.
      5. Искренне верьте в том, что ваша молитва будет услышана. Если нет веры – то все теряет смысл. Верьте в эффективность обращения к Богу так же искренне и сильно, как вы верите в самого Спасителя Нашего.

      «Отче наш» можно отнести к числу «универсальных» молитв. Ею можно начинать и заканчивать день. В таком случае текст позволяет настроиться на духовное и отвлечься от земного.

      Другими словами, он служит напоминанием о Боге, Его истинах. Использовать «Отче наш» можно и как средство «скорой помощи», когда над человеком нависла серьезная угроза, когда в жизни его произошла беда.

      Молитва помогает бороться с напастями, начиная от физической болезни, загрязнения душевного, заканчивая материальными проблемами. Всевышний обязательно отвечает тем, кто в своей молитве искренен.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock
    detector