Икона Богородицы беседная молитва

Икона Богородицы беседная молитва

Икона Богородицы беседная молитва

Икона Богородицы беседная молитва

икона Богородицы «БЕСЕДНАЯ»

27 августа (14 августа по старому стилю)

Описание иконы Беседная:

Беседной икона Божией Матери названа оттого, что на ней изображена Божия Матерь, беседующая с пономарём Георгием (по прозванию Юрыш). На иконе также изображён святитель Николай Мирликийский. Это событие произошло вскоре после явления Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы в 1383 году.

Перед освящением третьего по счёту храма, построенного по реке Тихвинке, где явилась чудотворная икона, пономарь Георгий был послан оповестить жителей окрестных сёл о времени освящения храма и установки креста на куполе. Возвращаясь обратно, пономарь в 3-х верстах от храма увидел Божию Матерь, сидящую на сосновом бревне, а рядом с Ней святителя Николая. Богородица велела Юрышу передать строителям церкви, чтобы они установили на куполе не железный крест, а деревянный: «Понеже Сын Мой и Бог распят был на кресте деревянном, а не железном».

О явлении Богородицы и Её словах Юрыш поведал священству и народу, но никто ему не поверил, но вскоре все получили вразумление. Во время установки железного креста неожиданно поднявшийся вихрь сорвал с купола воздвигающего крест человека и невредимым опустил на землю. После такого знамение на купол установили деревянный крест.

На месте явления Божией Матери и святителя Николая пономарю Юрошу была построена часовня во имя святителя Николая Чудотворца. Из бревна, на котором восседала Богородица, был сделан крест. В 1515 году по приказанию великого князя Василия Иоанновича была построена деревянная церковь и основан Никольско-Беседный монастырь. После революции монастырь был разрушен.

Икона Божией Матери «Беседная» являет собой пример доступности Богородицы каждому смертному человеку, если он искренней молитвой, идущей от души, жаждет божественного общения. Сначала сюжет о явлении Божией Матери помещался на клеймах Тихвинской иконы, а с XVII века стал изображаться отдельно в качестве иконы, получившей также название «Явление БогоМатери и святителя Николая пономарю Юрышу».

Через семь лет по освящении храма на Тихвине деревянная церковь сгорела от непогашенной свечи; чудотворная икона БогоМатери невидимо была вынесена из огня и найдена за полверсты в кусте мож-жевельника. В это же время сгорела и часовня, выстроенная на месте явления БогоМатери пономарю Георгию, но крест, сделанный из колоды, на которой сидела Пресвятая Богородица, так же как икона, был невидимою силою вынесен из огня и найден в кусте можжевельника. На этих местах выстроили новую церковь и часовню, но через пять лет в одно время загорелись церковь и часовня; крест же и чудотворная икона опять были чудесно спасены. В третий раз выстроили деревянную церковь и часовню. Через 105 лет часовня загорелась, но была погашена, а чудный крест спасен от огня; церковь вся сгорела, икону БогоМатери священники вынесли из пожарища.

Слава о чудесах от Тихвинской иконы Божией Матери дошла до великого князя Василия Иоанновича, и он приказал, после того как церковь сгорела в третий раз, построить каменную. Когда церковь окончили и стали отделывать паперть, вдруг своды обрушились и завалили двадцать человек рабочих. Все думали, что рабочие раздавлены, но, разобрав через три дня камни, к общему удивлению, нашли всех живыми; Царица Небесная спасла их. В пустыни, где стояла часовня, по приказанию великого князя Василия Иоанновича была построена в 1515 году деревянная церковь во имя БогоМатери и св. Николая и устроен мужской монастырь, называемый Беседным в честь бывшего здесь явления Владычицы и святителя Николая и милостивой их беседы с малейшим из членов Православной Церкви. Икона, на которой изображено это явление, называется Беседною. Беседный монастырь находится в Новгородской губернии Тихвинского уезда.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Беседная» молятся об успехах в строительстве, о строительстве вообще, о восстановлении и сохранении православных храмов и обителей.

Молитва Божией Матери перед Ея иконой, именуемой «Беседная»

О, Пресвятая Владычице Богородице, небесе и земли Царице! Призри на ны, грешныя и недостойныя рабы Твоя, и умоли Сына Твоего Христа Бога нашего, да оградит ны свыше силою Своею, еже навсегда сохраненым быти от всех искушений вражиих и прелестей бесовских. Ты, о Всемилостивая Госпоже Дево Богородице, якоже иногда всю Российскую страну удивила еси преславным по воздуху пречестныя Твоея со Предвечным Младенцем иконы хождением, и святым тоя посещением град Тихвин, место же сие пустынно сущее, истинным самосошествием и пречудным Твоим со святителем Николаем явлением возвеличила еси: тако и ныне. о Всеблагая Мати Бога Вышняго, сподобивши ны невидимыя Твоея благодати ко приятию, покрый ны всеблагим Твоим покровом. И якоже древле в богоизбранном пустыни сея месте богоугоднаго и благоговейнаго мужа Божественный зрак неизреченнаго сияния Твоего видети удостоивши, милостивно к тому возглаголала еси: тако и ныне благосердыма очима Твоима, о Всепетая Богомати, со обычною Ти любовию воззревши на ны и на всех усердно молящихся и умильно просящих Твоея всесильныя помощи и заступления, буди Всеблагая спасения душ и телес наших Ходатаица пред Престолом Сына Твоего и Бога нашего. Спасай убо, о Пресвятая Дево Богородительнице, обитель сию и весь род христианский, и вся с верою приходящия и поклоняющияся Пречестному Кресту Чудотворному, егоже вещество Сама освятила еси, и Пречистей иконе явления Твоего, славящия же Пречистую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое милостивное со святым Николаем предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Также читайте у нас на сайте:

Земная жизнь Богородицы — Описание жизни, рождества, успения Божией Матери.

Явления Богородицы — О чудесных явлениях БогоМатери.

Иконы Богородицы — Информация о видах иконописи, описания большинства икон Божией Матери.

Молитвы Богородице — Основные молитвы.

Жития Святых — Раздел посвященный Житиям Православных Святых.

Начинающему христианину — Информация для тех, кто недавно пришел к Православной Церкви. Наставления в духовной жизни, базовая информация о храме и т.д.

Православные притчи — Сборник небольших притч (историй)

Литература — Собрание некоторой Православной литературы.

Православие и оккультизм — Взгляд Православия на гадания, экстрасенсорику, сглаз , порчу , йогу и подобные «духовные» практики.

Суеверия — Описание некоторых суеверий.

Рекомендуем пройти этот курс всем начинающим Православным Христианам. Обучение через интернет проходит два раза в год, запишитесь на следующие курсы сегодня !

Первое Православное радио в ФМ диапозоне!

Можете слушать в автомобиле, на даче, везде где у вас нет доступа к Православной литературе или другим материалам.

Икона Божией Матери «Беседная»

Икона Божией Матери «Беседная» глубоко почитаема среди православных христиан. Она явила свои чудотворные свойства в день окончания постройки храма на месте обретения другой, не менее значимой иконы Божьей Матери, названной Тихвинской.

На иконе Божией Матери «Беседная» изображена Богородица, которая ведет беседу с пономарем Георгием и святителем Николаем Мирликийским. Икона имеет особое значение среди христианского народа и известна во всем мире, ведь она была явлена перед глазами верующих в день освящения храма.

История иконы

Готовясь к освящению третьей церкви, которая располагалась на реке Тихвинка, пономарь Георгий отправился по селам и деревням, чтобы донести православным людям благую весть о том, что скоро пройдет освящение храма, построенного в месте, где была обретена Тихвинская икона Божией Матери.

Когда Георгий держал путь обратно, ему явилась Пресвятая Богородица вместе с Николаем Чудотворцем. Богоматерь передала Георгию свои наставления. Она хотела, чтобы строители храма установили деревянный крест, а не железный, дабы верующие люди помнили о том, что Иисуса Христа распяли на деревянном кресте.

Но люди не послушали пономаря, и строитель установил железный крест. В этот же миг поднялся сильный ветер, и человек, что воздвигал крест, упал на землю, но остался невредим. Тогда все поняли, что устами Георгия говорила сама Богородица, что непослушание их чуть не обернулось страшной смертью. Искушать судьбу и перечить велению Божьей Матери во второй раз люди не стали, и было решено установить крест из дерева.

«Беседная» икона Божией Матери показывает, что Богородица может явиться перед любым человеком, который будет искренне молиться и вести праведную жизнь.

Где находится чудотворный образ

Списки иконы Божией Матери «Беседная» можно встретить во многих храмах нашей страны. В Новгороде можно лицезреть оригинальный образ Божией Матери в месте ее явления пономарю Георгию. Храм Божий был построен князем Василием III в честь Божией Матери и во имя святого Николая Чудотворца. Он назван Беседным монастырем.

Описание иконы

На иконе изображена Божия Матерь, ведущая беседу с пономарем Георгием. Дева Мария сидит на стволе сосны. В правой руке она держит жезл. Впереди, рядом с Богородицей, стоит Николай Чудотворец. Перед Пресвятой Девой изображен церковнослужитель, тот самый Георгий, который удостоился беседы со святыми.

В чем помогает чудотворный образ

Перед образом Божией Матери «Беседная» молятся о здравии, исцелении душевных переживаний. Икона Богородицы является уникальной, так как на помощь она приходит, когда беда происходит с домом, когда необходима помощь в строительстве или в сохранении очага.

Дни празднования

Официальный день празднования иконы Божией Матери «Беседная» приходится на 27 августа. По старому стилю это торжество выпадает на 14 августа.

Молитва перед иконой

«О, великая Царица Небесная! Услышь наши молитвы. Мы, рабы Божии, преклоняемся пред Тобой. Упаси нас от бед и несчастий, убереги дом наш от разрушения, помоги нам справиться со страданиями земными и стань для нас заступницей. Помолись за души наши перед Богом, ибо в конце дней наших предстанем пред судом Его. О, заступница, Пресвятая Дева, матерь Сына Божьего Иисуса Христа. Придай нам сил и веры да не покинь нас в час сложный. Славим имя Твое, и Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Перед иконой Божией Матери вы можете не только просить о заступничестве и покровительстве, вы можете поделиться с Богородицей и Николаем Угодником своими проблемами, словно ведете мирную беседу, спокойный разговор. Мы желаем вам крепкой веры. Будьте счастливы

БЕСЕДНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Икона Божией Матери Беседная

Беседная икона Пресвятой Богородицы [1] или Явление Богоматери и святителя Николая пономарю Юрышу

Описание

На Беседной иконе Богородица предстает сидящей на срубленном (иногда растущем) дереве, покрытом зеленью или диковинными цветами [2], с «червленым жезлом» в правой руке. Справа или слева от Богоматери — святитель Николай Чудотворец и коленопреклоненный пономарь Юрыш. Вверху, в сегменте неба, — Спас Иммануил, благословляющий двумя руками. Фоном служат деревья, горки или стена, вызывающая ассоциации с Иерусалимской, иногда вдали изображается деревянный Тихвинский Успенский храм [3]. Образ Богоматери с крестом-посохом, символизирующим Древо Жизни и являющимся знаком Божественной силы и царской власти, встречается в V–IX веках [4]. Нередкие в древнерусском искусстве изображения Богоматери вместе со святителем Николаем отражают свидетельство древнегреческого текста македонской эпохи о следовании святителя Николая в небесной иерархии прямо за Богоматерью: «Ибо единственный, кто удостоился чести стать после Владычицы всего сущего, он не перестает всем являться постоянно вместе с Нею» [5].

История

Иконография чудотворного образа связана с историей явления на Руси в 1383 году Тихвинской иконы Божией Матери. В «Сказании об иконе Богоматери Тихвинской» (кон. XVI в.) говорится о чуде, совершившемся при водружении креста на главу Успенской церкви, построенной на месте явления Тихвинской иконы Божией Матери. Пономарь Георгий (по прозванию Юрыш) был послан оповестить окрестных жителей о предстоящем в праздник Успения Божией Матери освящении храма. Исполнив поручение, он возвращался обратно за день до праздника, когда в 3 верстах от храма ощутил необыкновенное благоухание и увидел Божию Матерь, сидевшую на сосновом бревне с игуменским посохом в руке и рядом с Ней святителя Николая. Божия Матерь велела Юрышу передать строителям храма, чтобы на церкви поставили не железный, а деревянный крест: «Понеже Сын Мой и Бог распят был на кресте деревянном, а не железном». Святитель Николай обещал дать знамение маловерным. По возвращении Юрыш поведал народу и священству о явлении, однако ему не поверили и стали водружать железный крест. Внезапно налетевший порыв ветра схватил воздвигавшего железный крест человека и безвредно опустил на землю, после чего был водружен деревянный крест.

«Беседная» Икона Божией Матери

На месте чудесного явления Богоматери и святителя Николая была построена часовня во имя Николая Чудотворца. Из соснового бревна, на котором сидела Богородица, сделали крест и поставили в часовне. Икона, изображающая это событие, была названа Беседной. Часовня горела несколько раз (причем первый раз в 1390 году одновременно с храмом, в котором находилась Тихвинская икона Божией Матери), и в 1515 году по повелению великого князя Василия III Иоанновича на месте чудесного явления была построена деревянная церковь и основан Беседный во имя святителя Николая Чудотворца мононастырь.

«Явление Юрышу» изображалось как клеймо на иконах Богоматери Тихвинской [6], а также как самостоятельный сюжет [7]. Наибольшее распространение Беседная икона в качестве самостоятельного сюжета получила на севере России в XVII веке, что могло быть связано с известностью Тихвинского монастыря и почитанием его главной святыни.

Литература

  • Башуцкий, А. П., Тихвинские монастыри, Санкт-Петербург, 1854.
  • Бередников, Я. И., Историко-статистическое описание первоклассного Тихвинского Богородичного большого мужского монастыря, Тихвин, 1859.
  • Якобсон, А. Н., Описание Тихвинского Богородицкого большого первоклассного монастыря с историческим сказанием о главной его святыне, чудотворной явленной иконе, Новгород, 1898.
  • Шведское разорение в Тихвине, 1613–1913 гг., Санкт-Петербург, 1913.
  • Книжные центры Древней Руси, XI–XVI вв., Санкт-Петербург, 1991.
  • Из новых поступлений ЦМиАР, Москва, 1995, № 10, 13.
  • Овчинников, А. Н., Символика христианского искусства, Москва, 1999.

Использованные материалы

[1] Называется так потому, что на ней Божия Матерь и святитель Николай Мирликийский беседуют с пономарем Георгием.

[2] Икона кон. XVII в., ГРМ.

[4] Солид императрицы Евдоксии, 437–453 гг.; фреска в церкви Санта-Мария Антиква в Риме, 741–752 гг.; фреска подземной церкви святого Климента в Риме, VIII в.; икона Богоматери «Милосердная» в базилике Санта-Мария ин Трастевере в Риме, VIII в.; костяной рельеф IX в. каролингской школы из музея Метрополитен.

[5] Цит. по: Смирнова, Э. С., Живопись Великого Новгорода, сер. XIII — нач. XV в., Москва, 1976, 245.

[7] На иконах 2-й пол. XVI в. северных писем (ГИМ); 1-й пол. XVII в. (ЦМиАР), кон. XVII в. из церкви мучеников Флора и Лавра в селе Астафьево Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГРМ); кон. XVII в. (частное собрание в Нидерландах) и др.

Редкие и необычные иконы

Здесь будут размещаться изображения редких икон. Возможно, краткое описание.

    Лента
  • |Участники
  • |Фото 942
  • |Видео 36
  • |Мероприятия 0

Икона Божией Матери Беседная

Беседная икона Божией Матери — почитаемая в православии иконаПресвятой Богородицы, изображающая явление пономарю Георгию Юрышу Богородицы перед окончанием постройки храма на месте обретения Тихвинской иконы Божьей Матери в 1383 году. Предание сообщает, что явившаяся Богородица указала поставить на храм деревянный, а не металлический крест. Вместе с Богородицей явился Николай Чудотворец, пообещавший дать маловерным знамение. Просьба Богородицы не была исполнена и тогда рабочего, который пытался это сделать, подхватил порыв ветра и поставил невредимого на землю. После этого на храм был водружён деревянный крест.
Иконография Беседной иконы излагает сюжет предания: Богоматерь сидит на срубленном (на ряде списков — растущем дереве), покрытом распустившимися цветами, в руках у нее черный игуменский жезл. Ей предстоит муж в святительских ризах, подобный святителю Николаю. Перед Девой Марией изображён коленопреклонённый пономарь Георгий.
В 1515 году великим князем Василиием III на месте явления иконы был основанБеседный во имя свтятого Николая Чудотворца монастырь.
Празднование иконе совершается 27 августа (14 августа по юлианскому календарю).

Описание иконы Беседная:
Беседной икона Божией Матери названа оттого, что на ней изображена Божия Матерь, беседующая с пономарём Георгием (по прозванию Юрыш). На иконе также изображён святитель Николай Мирликийский. Это событие произошло вскоре после явления Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы в 1383 году.
Перед освящением третьего по счёту храма, построенного по реке Тихвинке, где явилась чудотворная икона, пономарь Георгий был послан оповестить жителей окрестных сёл о времени освящения храма и установки креста на куполе. Возвращаясь обратно, пономарь в 3-х верстах от храма увидел Божию Матерь, сидящую на сосновом бревне, а рядом с Ней святителя Николая. Богородица велела Юрышу передать строителям церкви, чтобы они установили на куполе не железный крест, а деревянный: «Понеже Сын Мой и Бог распят был на кресте деревянном, а не железном».
О явлении Богородицы и Её словах Юрыш поведал священству и народу, но никто ему не поверил, но вскоре все получили вразумление. Во время установки железного креста неожиданно поднявшийся вихрь сорвал с купола воздвигающего крест человека и невредимым опустил на землю. После такого знамение на купол установили деревянный крест

На месте явления Божией Матери и святителя Николая пономарю Юрошу была построена часовня во имя святителя Николая Чудотворца. Из бревна, на котором восседала Богородица, был сделан крест. В 1515 году по приказанию великого князя Василия Иоанновича была построена деревянная церковь и основан Никольско-Беседный монастырь. После революции монастырь был разрушен.
Икона Божией Матери «Беседная» являет собой пример доступности Богородицы каждому смертному человеку, если он искренней молитвой, идущей от души, жаждет божественного общения. Сначала сюжет о явлении Божией Матери помещался на клеймах Тихвинской иконы, а с XVII века стал изображаться отдельно в качестве иконы, получившей также название «Явление БогоМатери и святителя Николая пономарю Юрышу

Через семь лет по освящении храма на Тихвине деревянная церковь сгорела от непогашенной свечи; чудотворная икона БогоМатери невидимо была вынесена из огня и найдена за полверсты в кусте мож-жевельника. В это же время сгорела и часовня, выстроенная на месте явления БогоМатери пономарю Георгию, но крест, сделанный из колоды, на которой сидела Пресвятая Богородица, так же как икона, был невидимою силою вынесен из огня и найден в кусте можжевельника. На этих местах выстроили новую церковь и часовню, но через пять лет в одно время загорелись церковь и часовня; крест же и чудотворная икона опять были чудесно спасены. В третий раз выстроили деревянную церковь и часовню. Через 105 лет часовня загорелась, но была погашена, а чудный крест спасен от огня; церковь вся сгорела, икону БогоМатери священники вынесли из пожарища.
14:58
Слава о чудесах от Тихвинской иконы Божией Матери дошла до великого князя Василия Иоанновича, и он приказал, после того как церковь сгорела в третий раз, построить каменную. Когда церковь окончили и стали отделывать паперть, вдруг своды обрушились и завалили двадцать человек рабочих. Все думали, что рабочие раздавлены, но, разобрав через три дня камни, к общему удивлению, нашли всех живыми; Царица Небесная спасла их. В пустыни, где стояла часовня, по приказанию великого князя Василия Иоанновича была построена в 1515 году деревянная церковь во имя БогоМатери и св. Николая и устроен мужской монастырь, называемый Беседным в честь бывшего здесь явления Владычицы и святителя Николая и милостивой их беседы с малейшим из членов Православной Церкви. Икона, на которой изображено это явление, называется Беседною. Беседный монастырь находится в Новгородской губернии
14:58
Молитва Божией Матери перед Ея иконой, именуемой «Беседная»

О, Пресвятая Владычице Богородице, небесе и земли Царице! Призри на ны, грешныя и недостойныя рабы Твоя, и умоли Сына Твоего Христа Бога нашего, да оградит ны свыше силою Своею, еже навсегда сохраненым быти от всех искушений вражиих и прелестей бесовских. Ты, о Всемилостивая Госпоже Дево Богородице, якоже иногда всю Российскую страну удивила еси преславным по воздуху пречестныя Твоея со Предвечным Младенцем иконы хождением, и святым тоя посещением град Тихвин, место же сие пустынно сущее, истинным самосошествием и пречудным Твоим со святителем Николаем явлением возвеличила еси: тако и ныне. о Всеблагая Мати Бога Вышняго, сподобивши ны невидимыя Твоея благодати ко приятию, покрый ны всеблагим Твоим покровом. И якоже древле в богоизбранном пустыни сея месте богоугоднаго и благоговейнаго мужа Божественный зрак неизреченнаго сияния Твоего видети удостоивши, милостивно к тому возглаголала еси: тако и ныне благосердыма очима Твоима, о Всепетая Богомати, со обычною Ти любовию воззревши на ны и на всех усердно молящихся и умильно просящих Твоея всесильныя помощи и заступления, буди Всеблагая спасения душ и телес наших Ходатаица пред Престолом Сына Твоего и Бога нашего. Спасай убо, о Пресвятая Дево Богородительнице, обитель сию и весь род христианский, и вся с верою приходящия и поклоняющияся Пречестному Кресту Чудотворному, егоже вещество Сама освятила еси, и Пречистей иконе явления Твоего, славящия же Пречистую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое милостивное со святым Николаем предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

БЕСЕДНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Беседная икона Божией Матери с избранными святыми на полях. Кон. XVI в. (ГИМ)

Беседная икона Божией Матери с избранными святыми на полях. Кон. XVI в. (ГИМ)

[Явление Богоматери и свт. Николая пономарю Юрышу] (празд. 14 авг., в предпразднство Успения Пресв. Богородицы). Иконография чудотворного образа связана с историей явления на Руси в 1383 г. Тихвинской иконы Божией Матери. В «Сказании об иконе Богоматери Тихвинской» (кон. XVI в.) говорится о чуде, совершившемся при водружении креста на главу Успенской ц., построенной на месте явления Тихвинской иконы Божией Матери. Пономарь Георгий (по прозванию Юрыш) был послан оповестить окрестных жителей о предстоящем в праздник Успения Божией Матери освящении храма. Исполнив поручение, он возвращался обратно за день до праздника, когда в 3 верстах от храма ощутил необыкновенное благоухание и увидел Божию Матерь, сидевшую на сосновом бревне с игуменским посохом в руке и рядом с Ней свт. Николая. Божия Матерь велела Юрышу передать строителям храма, чтобы на Успенской ц. поставили не железный, а деревянный крест: «Понеже Сын Мой и Бог распят был на кресте деревянном, а не железном», свт. Николай обещал дать знамение маловерным.

Чудо с железным крестом. Клеймо Тихвинской иконы Божией Матери. Сер. XVII в. (ГИМ)

Чудо с железным крестом. Клеймо Тихвинской иконы Божией Матери. Сер. XVII в. (ГИМ)

По возвращении Юрыш поведал народу и священству о явлении, однако ему не поверили и стали водружать железный крест. Внезапно налетевший порыв ветра схватил воздвигавшего железный крест человека и безвредно опустил на землю, после чего был водружен деревянный крест. О значимости материала, из к-рого был сделан Крест Христов, говорится в Слове 51 свт. Амвросия Медиоланского: «На древе пригвождается Христос. дабы человек, как в раи древом сластолюбия прельщен, ныне древом так же и спасен был, и дабы тако та же материя, которая была причиною смерти, соделалась средством и ко спасению» (Новая скрижаль. СПб., 1853. Ч. 1. С. 56).

Беседная икона Божией Матери (ц. во имя мч. Флора и Лавра в с. Астафьево Каргопольского р-на Архангельской обл.). Кон. XVII в. (ГРМ)

Беседная икона Божией Матери (ц. во имя мч. Флора и Лавра в с. Астафьево Каргопольского р-на Архангельской обл.). Кон. XVII в. (ГРМ)

На месте чудесного явления Богоматери и свт. Николая была построена часовня во имя свт. Николая Чудотворца. Из соснового бревна, на к-ром сидела Богородица, сделали крест и поставили в часовне. Икона, изображающая это событие, была названа Беседной. В 1515 г. по повелению вел. кн. Василия III Иоанновича на месте чудесного явления был основан Беседный во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь.

Сюжет Б. и. точно следует «Сказанию». Богоматерь предстает сидящей на срубленном (иногда растущем) дереве, покрытом зеленью или диковинными цветами (икона кон. XVII в., ГРМ), с «червленым жезлом» в правой руке. Справа или слева от Богоматери — свт. Николай Чудотворец и коленопреклоненный пономарь Юрыш. Вверху, в сегменте неба,- Спас Эммануил, благословляющий 2 руками. Фоном служат деревья, горки или стена, вызывающая ассоциации с Иерусалимской, иногда вдали изображается деревянный Успенский храм (икона XIX в., ГИМ). Образ Богоматери с крестом-посохом, символизирующим Древо Жизни и являющимся знаком Божественной силы и царской власти, встречается в V-IX вв. (солид имп. Евдоксии, 437-453 гг., фреска в ц. Санта-Мария Антиква в Риме, 741-752 гг., фреска подземной ц. св. Климента в Риме, VIII в., икона Богоматери «Милосердная» в базилике Санта-Мария ин Трастевере в Риме, VIII в., и костяной рельеф IX в. каролингской школы из музея Метрополитен). Нередкие в древнерус. искусстве изображения Богоматери вместе со свт. Николаем восходят к древнегреч. тексту македон. эпохи о следовании свт. Николая в небесной иерархии прямо за Богоматерью: «Ибо единственный, кто удостоился чести стать после Владычицы всего сущего, он не перестает всем являться постоянно вместе с Нею» (цит. по: Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода, сер. XIII — нач. XV в. М., 1976. С. 245).

«Явление Юрышу» изображалось как клеймо на иконах Богоматери Тихвинской (сер. XVI в. из Благовещенского собора Московского Кремля, 60-х гг. XVI в. из Дмитрова (ЦМиАР), XVI в. (ГИМ), 1680 г., из Калуги (ЦМиАР) и др.), а также как самостоятельный сюжет (на иконах 2-й пол. XVI в. северных писем (ГИМ), 1-й пол. XVII в. (ЦМиАР), кон. XVII в. из ц. мучеников Флора и Лавра в с. Астафьево Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГРМ), кон. XVII в. (частное собрание в Нидерландах) и др.). Наибольшее распространение Б. и. в качестве самостоятельного сюжета получила на севере России в XVII в., что могло быть связано с известностью Тихвинского мон-ря и почитанием его главной святыни.

Лит.: Башуцкий А. П. Тихвинские мон-ри. СПб., 1854; Бередников Я. И. Историко-статистическое описание первоклассного Тихвинского Богородичного большого муж. мон-ря. Тихвин, 1859; Якобсон А. Н. Описание Тихвинского Богородицкого большого первоклассного мон-ря с ист. сказанием о главной его святыне, чудотворной явленной иконе. Новгород, 1898; Шведское разорение в Тихвине, 1613-1913 гг. СПб., 1913; Книжные центры Древней Руси, XI-XVI вв. СПб., 1991; Из новых поступлений ЦМиАР. М., 1995, № 10, 13; Овчинников А. Н. Символика христианского искусства. М., 1999.

Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия» . 2014 .

Православная Жизнь

Пресвятая Богородица помогает не только полулегендарным людям из древних сказаний, но и нам с вами — нужно только попросить. Историями помощи Матери Божией в разных жизненных ситуациях делятся священники нашей епархии.

Урок умеренности в молитве

Протоиерей Леонид Доценко, благочинный Добропольского округа:

Матерь Божия помогает, только порой оказывается, что мы не готовы принять Её помощь. Просим: «Матушка Божья, дай то, другое, третье, десятое!» Она даёт, а мы, когда получаем, понимаем, что нам это совершенно не надо.

Расскажу об уроке, полученном недавно от Пресвятой Богородицы. Мы со священниками нашего благочиния просили об одном важном деле. Матерь Божия услышала нас, мы получили помощь, но продолжали просить дальше: хорошего ведь чем больше, тем лучше. В итоге нам дали ещё, но стало понятно: лучше бы мы вовремя остановились.

Нужно просить, чтобы было не так, как мы хотим, а так, как хотят Господь и Богородица. Они лучше знают, чем нам помочь. Ещё важно не переусердствовать. Видите, что исполнилось, — всё, надо остановиться, иначе будет слишком. Помните мультик «Золотая антилопа»? Волшебная антилопа спросила у царя: «А ты уверен, что тебе надо много золота и ты никогда не скажешь „довольно“?» Нужно уметь вовремя сказать себе «хватит». Попросили немного — остановитесь. Не исполнилось — подождите. Иногда оказывается, что нам вовсе не надо то, что мы выпрашиваем. Желаемое может исполниться так, что человек будет не рад.

Покров во время войны

Протоиерей Николай Марковский, настоятель Покровского храма пос. Зайцево:

Для нас, жителей посёлка Зайцево, прихожан Покровского храма, самое главное чудо — что на сегодняшний день наш храм стоит целый и невредимый. В нём проводятся регулярные богослужения, действует воскресная школа, приход живёт полноценной христианской жизнью. Видя буквально в нескольких метрах от нашего храма дома, которые сгорели от попадания снарядов, я понимаю, что это настоящее чудо и знак покровительства Божией Матери.

Марийка, которая могла не родиться

Протоиерей Анатолий Костенко, настоятель Успенского храма пос. Святогоровка:

Недавно приехали к нам люди из Курахово. Подходит ко мне женщина, спрашивает: «Батюшка, вы нас помните?» — «Ну, кого-кого, а вас помню!» — отвечаю. Шесть лет назад эта женщина пришла в наш храм — приехала с мужем на источники. Дело в том, что у нас в посёлке есть два источника: один освящён в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», второй — целителя Пантелеимона. У этих людей не было детей, потому что у жены была киста. Я сказал: «Молись Божией Матери, целителю Пантелеимону, Николаю Угоднику, причащайся, соборуйся. Надо потрудиться, а не только просить».

Проходит время, долго их не было видно. Как-то во время службы вижу: она заходит и держит на высоко поднятых руках дитя — показывает мне. Служба идёт, а она говорит: «Батюшка, вот ваша Марийка!» Тут и хор как грянет. Я посмеялся, говорю: «Весь храм за вас молился, так что ты на меня не сворачивай!»

Потом эта женщина рассказала, как всё было. Сделали они всё так, как требовалось. Через время пришла она к врачу, а тот говорит: «Кисты нет, ничего тебе не надо, никаких операций. Как ты лечилась?» Она отвечает: «Я купалась». Врач говорит: «Мы все купаемся! Ты давай, конкретней рассказывай!» — «Я в источнике купалась», — говорит. У неё киста прошла, она родила без каких бы то ни было операций. Это великое благо Матери Божией. Недавно эта женщина к нам приехала, говорит, что дочка в этом году уже в школу идёт.

Второе чудо связано со строительством храма. Мы начали строить церковь в честь иконы Божией Матери «Троеручица» в селе Веровка, в пяти километрах от нашего посёлка. Нашли десять человек, которые будут шевелить других людей. Конечно же, стали молиться Пресвятой Богородице. В итоге мы за полтора месяца сделали столько, что сложно поверить. Это только чудом можно назвать. Денег не было вообще. Фундамент мы за три субботника заложили сами, это обошлось дёшево. Лес пообещали — 30 кубов. Думали, долго ждать придётся. Звонят: мы уже через неделю привезём, ждите. Я давай бегать, деньги искать. Нашлись люди, нашлись деньги. Приехали два человека из Закарпатья. Выгрузили лес 13 августа, а посадили мы их на обратный поезд 25-го. За это время они выстроили стены, алтарь и покрыли крышу. Фактически за десять дней вырос бревенчатый храм. Я спрашивал: «Хлопцы, помощь нужна?» — «Божья Матерь поможет!» — отвечали. С утра до вечера работали, и храм поднялся. Конечно, нужно ещё купол делать, работы много, но помощь Матери Божией просто величайшая. С нуля за полтора месяца столько сделать просто невозможно.

Третья история — о нашем прихожанине. Есть у нас пенсионер. Как-то раз пришёл, пожертвовал пять тысяч гривен на храм, потом ещё столько же. Для обычного человека это большая сумма. Через время подходит ко мне и говорит: «Батюшка, наверное, меня с работы выгонят!» У них там начались кадровые изменения, он — пенсионер, выходило так, что его уволят. Я говорю: «Вот — Божья Матерь, вот — Николай Угодник. Иди и молись!» Он молился. Проходит время, и что получилось? Его не уволили, а перевели на другую должность: он стал заместителем директора, работает, ещё и добираться стало удобнее. Он после этого купил большой подсвечник и принёс в храм, в дар Матери Божией и Николаю Угоднику.

У нас таких случаев очень много, мы их не записываем даже. К нашим источникам приезжают те, у кого детей нет, у кого дети заикаются. Не раз случались исцеления. Божия Матерь жалеет нас, грешных и неустроенных. Она плачет и просит о нас перед Господом. Будем же молиться Ей и благодарить за помощь!

История о храме и двух иконах

Переданное общине старинное здание

Протоиерей Георгий Клапчук, настоятель Макариевского храма Торецка:

Моё священническое служение тесно связано с Божией Матерью, потому что первый храм, в котором я служил, был освящён в честь Тихвинской иконы Богородицы. Находится он в посёлке Дружба, недалеко от Торецка. Храм нетиповый — приспособленное здание бывшей столовой совхоза. Удивительно то, что он был построена крестообразно, более того: когда здание приспосабливали под храм, алтарь оказался в правильном месте, на восточной стороне. Никаких сведений о том, почему так получилось, мы не смогли найти. Я считаю, что это промысл Божией Матери.

В здании этом ничего не было, оно было полуразрушено, часть крыши текла. Мы перекрыли её шифером, обустроили. Много лет у меня была мечта: чтобы в храме был купол, который уводит взгляд человека ввысь, чтобы были в нём окошки — видел такой в Николаевском храме Святогорской лавры. Мечтать мечтал, но понимал, что в реальности это невозможно: посёлок небольшой совсем, людей мало, ктиторов нет.

Прошло десять лет, и наконец-то появился человек, который согласился нам помочь восстановить храм. Это был Николай Иванович Рыжков, который в своё время был председателем Совета министров СССР, а на тот момент — председателем Совета Федерации. Он был уроженцем посёлка, мы обратились к нему за помощью, и он не отказал.

В итоге мы пробурили хорошую скважину, на территории храма появился источник, освящённый в честь Божией Матери, были приобретены замечательные колокола, построена деревянная колокольня, которую Николай Иванович сам проектировал. А венчает храм купол — такой, о каком я мечтал. Верю, что это Матерь Божья проявила Свою милость и совершила такое чудо: в посёлке сейчас высится красавица-церковь.

На этом удивительная помощь Матери Божией нашему храму не закончилась. У одной прихожанки сын работал в Богородице-Рождественском ставропигиальном женском монастыре в Москве. Он попросил игумению Викторину (Перминову), чтобы для нашего храма там написали икону Божией Матери «Тихвинская», и она дала на то своё благословение. Икона появилась ещё до реконструкции храма — большая и очень красивая. У меня до сих пор хранится справка о том, что монастырь передаёт этот образ в дар нашему храму.

Не могу не вспомнить ещё один любопытный случай. Отец моей жены тоже был священником. Он подарил ей старинный образ Божией Матери. На ней изображено явление Божией Матери и святителя Николая Георгию Пономарю.

Икона Пресвятой Богородицы «Беседная» получила своё название потому, что на ней изображены Пречистая Матерь и святитель Николай Мирликийский, которые беседуют с пономарём Георгием. Это событие произошло вскоре после явления Тихвинской иконы Божией Матери — в 1383 году, когда Пресвятая Богородица повелела пономарю Георгию сказать, чтобы над храмом в Её честь, освящённом в Тихвине, поставили не железный, а деревянный крест. — Прим. ред.

Эта икона хранится в нашей семье до сих пор. Отец Валерий подарил её моей супруге ещё до того, как мы с ней познакомились. Промыслительно то, что я Георгий, и рукоположили меня в храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Для нашей семьи это чудо.

Читайте также  Молитвы о Богатстве глория мур
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector